12 Евангелий

8.04.1999 Великий четверток (вечер), чтение двенадцати Евангелий.

Мы духовно сопереживаем великим событиям мировой истории, самому важному и главному событию для всего человечества. Мы духовно сопереживаем искуплению всего рода человеческого.

Господь наш и Спаситель Иисус Христос на Кресте искупил грехи всех людей. Мы получили этот дар искупления без всякой заслуги с нашей стороны. Искупление - это значит, что та вина, которая лежит на нас, то, чем каждый из нас виноват, все те грехи, за которые мы должны понести расплату и наказание, - все это на Себя взял наш Спаситель Господь Иисус Христос.

Он страдал на Кресте потому, что любит всех людей, созданных Им по образу и подобию Своему. Потому что сама суть Божества открыта ученикам в той беседе перед страданиями, которую мы с вами слышали в первом евангельском чтении на Страстях Господних, где Господь открыл имя Свое и дал заповедь новую Своим ученикам, это - заповедь любви. И Бог Сам есть любовь (1Ин. 4, 16). И Его любовь такова, что Он воспринимает жизнь всех нас - и наши грехи, и наши страдания, и наши несчастья, и болезни - как Свои собственные. И именно поэтому неизмеримо велики страдания Иисуса Христа. Это воистину - Божественное страдание Человека. Богочеловек Иисус Христос, страдая на Кресте по Своему человечеству, будучи Богом, сумел сопережить Своим человеческим естеством все те несчастья, которые мы переживаем вместе с вами. Поэтому можно сказать, что Господь разделяет все наши страдания. И можно теперь сказать, что мы не одиноки, и что Господь с нами, если только мы сами от Него не отворачиваемся. И в этом и есть искупление, что каждый, кто приходит ко Христу и просит у Него помощи, без всякой своей заслуги получает помощь, прощение и вечную жизнь.

Мы слышали в умилительных стихирах тот диалог, который не описан в Евангелии, но верующее сердце не может не обратить внимание на несправедливость происходящего. «За что восстали Мне вы, людие Мои»? - Обращается в этой стихире поэтической Господь к людям. - «За манну, которую Я вам дал, хлеб жизни, вы дали Мне желчь. За хлеб дали оцет. Руки Мои ко Кресту пригвоздили. Что Я сотворил вам людие Мои? Это за то, что Я слепым вашим дал зрение? Это за то, что Я ваших расслабленных восставил? Людие Мои за что пригвоздили вы Меня ко Кресту»? Так Церковь пытается разбудить нашу самодовольную совесть, когда мы успокоены и считаем, что живем правильно, и думаем, что заслужили подлинное спасение. Так Церковь взывает к нам, к нашей неблагодарности. «А чем проявляется наша неблагодарность»? – можем сказать мы, - «мы стремимся жить праведно»! - Так ли это на самом деле?

Господь Иисус Христос дал нам одну единственную и очень простую заповедь: «Потому узнают вас, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). Есть эта любовь в наших сердцах? Откликаемся ли мы на страдания ближних своих? Откликаемся ли мы на их боль? Стремимся ли мы помочь кому-то? Чего у нас больше? - Самолюбия, чтобы нас никто не трогал, чтобы нам только было хорошо? Или у нас в сердцах есть все-таки любовь друг ко другу?

Совесть обличает нас, совесть тревожит нас. Но Святая Церковь дает нам целительный бальзам на нашу больную совесть. Сейчас мы слышали в Евангелии, как два разбойника умирали со Христом на кресте. Они оба мучились, и были наказаны за свои грехи и преступления. Только один богохульствовал и ругался, а другой обратился ко Христу с молитвою и сказал Ему: «Помяни мя, Господи, еда приидеши во Царствии Твоем!» (Лк. 23, 42). Он обратился ко Христу несмотря на то, что Христос рядом с ним был и страдал.

О каком царстве он Его просил? Ведь нам также говорят: «Какому Богу вы молитесь? Чем вам ваш Бог поможет? Когда и кому-нибудь помог ваш Бог, который Сам умер на кресте»? - Так говорят нам люди, не знающие силы Божией, не знающие, чем на самом деле помогает нам Бог. А Бог помогает нам тем, что, несмотря на то, что мы грешны и недостойны, злы, жадны, раздражительны, нечестивы, не соблюдаем заповедей Божиих. А Господь приходит к нам по первой же нашей просьбе, утешает нас, разделяет с нами наши скорби, наши страдания, наши болезни, наши беды, не оставляет нас во всей жизни нашей. И когда мы умираем, Он тоже нас не оставляет, потому что Он Сам умирал. Не оставляет нас для того, чтобы нас воскресить и дать нам вечную жизнь.

И вот это в одно мгновение своей душой осознал разбойник, распятый с правой стороны от Христа. И он услышал ответ Христов: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43).

Вот, дорогие братья и сестры, что такое благодать Христова, за которой мы приходим в храмы Божии, о которой мы молимся, ради которой мы веру православную приняли и стремимся, все время стремимся к Богу. Благодать Божия заключается в том, что неожиданно для нас, преступных перед лицом Божиим тем, что мы - нарушители Его святого закона, Бог дает нам милость и вводит нас в рай. Вводит нас в рай Крестом Своим Честным, Своими страданиями, Своею любовью к нам. От нас нужно только одно: уподобляться не тому, разбойнику, который с левой стороны был, и ругался в своей беде, и богохульничал, и на Христа говорил: «Если Ты такой Спаситель, то сойди с Креста, чтобы и мы сошли»! Он не хотел переживать тех страданий, которые сам заслужил. Он не понимал, что через эти же страдания Христос его может спасти. А другой принял тот крест, который заслужил, но обратился ко Христу, и был спасен.

Ныне мы предстоим пред Крестом Христовым. Обратимся и мы ко Христу, возопиим из своей души: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем»!

Аминь.

 

 

 

 

27.04.2000 Последование святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Утреня с чтением 12-ти Страстных Евангелий.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сотник и те воины, которые стерегли Иисуса Христа, распятого на Кресте, увидев великие знамения, происшедшие при этом событии, восклицали: «Воистину Сын Божий бе Сей».

Язычники, грубые воины, в обязанность которых входило жестокой силой наводить порядок в покоренных землях, содрогнулись и в их сердца пришла уверенность, что Христос это – Сын Божий. А те люди, которые должны были хранить закон Божий, хранить богооткровенную веру, не ужаснулись и не сокрушились в сердцах своих.

Когда Господь Иисус Христос умирал на Кресте, Он воскликнул: «Боже Мой! Боже Мой! почему Ты Меня оставил?» – Братья и сестры! Что означают эти слова Христа со Креста? – Они означат ту глубину ада, ту глубину греха, тот ничем неизмеримый груз человеческого богоотступничества, который взял на Себя Спаситель мира Господь Иисус Христос.

Иисус Христос на Кресте, будучи Сыном Божьим, мог совершить чудо и совершил его. Та ответственность за грехи, которую мы с вами должны бы нести, волей Сына Божия была Им взята на Себя. И когда Иисус Христос взывает к Отцу Своему: «Зачем Ты Меня оставил?» – это вопль человеческой души, увидевшей весь мрак жизни без Бога. Ведь грех как раз и берет свой корень в богоотступничестве. Ведь грех Адама как раз и заключался в том, что Адам не захотел жить вместе с Богом, но сам еще не знал, к чему это приведет. Диавол обманывал его. Бог предупреждал человека и говорил, чтобы он не отступал от Него, потому что в тот день, когда он отступит от Него, вкусит от запретного плода – смертью умрет.

А дьявол обманывал человека и пытается и сейчас обманывать, внушая ему, что жить без Бога можно. А жить без Бога, без его заповедей, без Его любви, без силы Его невозможно. И мрак адский только своими мрачными зловонными мерзкими тенями затеняет нашу душу в нашей временной жизни. Мы даже не представляем весь ужас гиены адской, весь ужас жизни без Бога, потому что в этой временной жизни Господь никогда не оставляет нас Своим промыслом и всегда, в каком бы мы диком обстоятельстве не находились, как бы мы не отпали от Бога, как бы мы не согрешили, всегда Господь Своим промыслом хотя бы лучик света, хотя бы лучик надежды дает нам. Во аде не будет и нет никаких лучей света. И Господь, умирая на Кресте, чтобы никого из нас не коснулся этот ужас адский, чтобы никто из нас не вкусил этих страшных мучений, непереносимых для человеческой души, на Себя взял наши грехи, взял на Себя наши грехи, чтобы за нас пострадать.

«Боже, Боже Мой! Вскую оставил Мя еси?» – Эти слова скорби за грехи всего мира выражают то состояние богочеловеческой души Господа Иисуса Христа, которое Он переживал на Кресте. Ныне мы предстоим Кресту Христову. Ныне мы поклоняемся Его святым страстям. Ныне мы благодарим Господа за то, что Он избавил нас от этих страшных и ужасных чувств, которые не может выдержать ни одна человеческая душа.

Но что делать нам для того, чтобы нам быть вместе с Господом? Что делать нам для того, чтобы свет Божией благодати всегда был с нами? В чем спасение? Наступает ли оно автоматически без нашей воли? Зависит оно или не зависит от нашей веры? – Нет! Господь не может никого насильно спасти. Он взял на Себя грехи всего мира, но Он не может никого заставить идти за Ним. Если чья то душа упорно желает тьмы и возлюбила мрак более, нежели свет и грех более нежели добро, насильно его Господь за Собою не поведет, потому что душа человеческая Богоподобна, значит, свободна.

Так значит, все-таки есть возможность человеку испытать богооставленность и адские мучения? – Увы! она есть – для тех, кто не воспользуется плодами искупительной жертвы Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Увы, этот ад ищет, кого бы поглотить. И тот человек, который не взял крест свой и не пошел за Христом, подвержен этой страшной и ужасной опасности. Но мы с вами имеем великое счастье, мы имеем нашего Спасителя, верой в Которого мы избежим гибели, верой в Которого мы избежим духовной смерти, верой в Которого мы избежим адских мучений.

Нам нужно веровать в Господа и идти за Ним так, как уверовал в Него находящийся в страданиях, распятый вместе с Ним разбойник. Когда уже в последний момент своей жизни он, ранее живший беззаконно, нарушавший заповеди Божьи и человеческие, справедливо бывший наказанным, в последний момент воззвал ко Христу говоря: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Свое!» – Так и мы ныне, поклоняясь страстям Христовым, осознавая себя грешными, осознавая, что мы мучаемся и страдаем в нашей жизни справедливо за наши же грехи, подобно этому благоразумному разбойнику, взываем ко Христу Спасителю нашему, умирающему за весь мир на Кресте, взявшему на Себя грехи всего мира – наши с вами грехи, нашу ответственность: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Свое!»

Принесем этот вопль нашей души к подножию Креста Христова, будем молиться и просить Спасителя нашего, чтобы Он избавил нас от духовной смерти, от пасти адовой. И мы с надеждой веруем, что мы услышим тот ответ, который был дан благоразумному разбойнику: «Истинно говорю тебе: ныне будеши со Мною в раи».

Аминь.

 

 

 

 

12.04.2001 Великий Пяток. Утреня.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ныне мы предстоим Кресту Христову,  ныне мы духовно поклоняемся  Страстям Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.

Так для нас близко и понятно и сродно нашему сердцу, что Крест Христов – это наше спасение. Мы веру свою восприняли с Крестом Христовым. Многие из нас с детства воспитаны в почитании Креста Христова. Для всех нас свят Крест. И для каждого из нас внутренне духовно понятно, что без креста нет нашего спасения, без креста нет победы над грехом, без креста нет прощения наших грехов, а, следовательно,  без креста нет, и не может быть для нас вечной жизни.

Нам это понятно. Но что говорили люди, которые находились рядом с Крестом Христовым? Что говорили они, видя страдания Богочеловека, умирающего на Кресте?

Сейчас в Евангелии мы слышали эти слова. Страшно вникать в них, ибо ужасен их смысл, ибо это – смысл богоборчества. Но дело все в том, что это богоборчество, как началось при Кресте Христовом, так и продолжается «даже до сего дне» и приходит в виде искушения буквально к каждому человеку – если не как  внешнее принуждение от мира сего, то как внутренний соблазн. И этот соблазн заключается в следующем. Люди, которые видели Христа, называвшего Себя Сыном Божиим и, мы знаем, таковым  являвшимся, хотя и находящимся на Кресте, говорили Ему: «Если Ты действительно Сын Божий, сойди со Креста и мы поверим в Тебя»,

Вот, дорогие братья и сестры, какой страшный соблазн, какое страшное искушение, и какое ужасное богоборчество. Христу предлагают сойти со Креста. В нашей душе такое возникает, когда мы переживаем  какие-либо страдания и отчаиваемся в своих страданиях. В нашей душе возникает это, когда у нас случаются несчастья, которые,  как нам кажется, не пережить. В нашей душе возникает это тогда, когда с нашими родными или близкими происходят какие-то события, и мы в своем безумии вопрошаем: «Господи! Почему же так? За что это так?» - Мы не понимаем того, что происходит в мире.

Как хотелось врагу рода человеческого, чтобы Богочеловек не взошел на Крест! Ему хотелось этого потому, что если бы Богочеловек не взошел на Крест, то он, враг рода человеческого, не был бы побежден. Потому, что, взойдя на Крест, Господь соединился со всеми нами, страдающими из-за наших грехов. Мы страдаем, и мучаемся, и имеем болезни, и несчастья, и скорби, и печали, и тяжелые трагические события, и бедствия. –  Мы  переживаем все это из-за совокупности наших грехов. И в одиночку нам эти страдания никогда б не вынести.

Если бы Христос сошел со Креста, то Он бросил бы нас, грешников, чтобы мы мучились со своими грехами, и эти грехи нас погубили бы, поглотили, и мы не в состоянии были бы от них спастись. Но Христос не оставил Креста и не сошел со Креста, но наоборот, на Кресте Своими страданиями соединился с нами.

Не зря вместе с Ним были распяты два злодея, два разбойника. Вместе с Ним – вернее, Он пришел распяться вместе со злодеями и разбойниками, чтобы вместе с ними принять на Себя то страдание, которого Он не заслужил, но которое Он хочет не просто разделить с нами, а взять на Себя, чтобы мы, во временной жизни переживая некие страдания, избавились от них в вечной жизни и в вечной жизни имели бы радость, и утешение, и спасение.

Как нам с вами быть сопричастниками этому спасительному Божественному снисхождению и спасительной жертве Господней о нас? – Только что мы слышали Святое Евангелие, где описывается, как нам стать едиными с Богом.

Два разбойника вместе со Христом были. Два разбойника мучились на кресте. Один в своих мучениях и страданиях соединился с теми, кто, издеваясь, кричал Христу: «Других спасал, а Себя не можешь спасти?», - и вместе с ними хулил Бога.

Да, бывает так, что человек в своем отчаянии отвергает Бога, богохульничает, отворачивается от спасения, не принимает спасительную руку Церкви. Увы, это приводит его к духовной гибели. И тогда тот жизненный крест, который он переносит, и те страдания, которые, как тот же разбойник сказал, справедливо он несет в этой жизни, служат ему не для искупления и очищения, но приводят его к отчаянию и гибели.

А другой разбойник, который был с правой стороны, тоже страдая и мучаясь за свои собственные грехи и преступления, стал унимать и уговаривать другого своего товарища и говорить ему: «Что ты делаешь? Мы действительно справедливо наказаны по делам нашим, а Сей – так он говорит о Христе – не единого зла сотворил»? – И, обращаясь ко Христу сказал: «Помяни мя, Господи, когда приидеши во Царствии Твоем».

Вот, дорогие братья и сестры, как нам с вами стать причастниками искупительной жертвы Христовой, чтобы ее благодатное воздействие излилось на нашу душу. Надо обратиться ко Христу с молитвою; надо прийти к Нему; надо пребыть в Церкви, которую Он создал для нашего спасения, и для этого Он пришел и пострадал за нас, чтобы мы через Церковь Святую могли очищать души свои от грехов и чтобы, неся тот жизненный крест, который справедливо по нашим грехам на нас возложен, не озлобляясь взывали ко Господу: «Помяни мя, когда приидеши во Царствии Твоем».

И что Господь сказал этому человеку? – «Днесь, то есть сегодня же, сейчас же будешь  со Мною в раю». – Разбойник первый вошел в райские обители, ибо в своих страданиях на кресте не озлобился, но уверовал в страдающего Господа Иисуса Христа.

Вот почему враг рода человеческого ненавидит крест, и боится его, и страшиться его, ибо страданиями Христовыми на Кресте мы все исторгаемся из власти дьявольской, из пасти ада мы изведены Крестом Христовым и введены в райские обители, если только веру имеем в Господа Иисуса Христа, если только следуем за Ним и живем по благим заповедям Святой Церкви.

Дорогие братья и сестры! Ныне, предстоя пред Крестом Христовым, вместе с благоразумным разбойником сознавая, что наши беды и несчастья, горести и страдания – следствие наших грехов, возопиим Спасителю нашему: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».

Аминь.

 

 

2.05.2002 Великий пяток. Утреня.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Поклоняясь страданиям Спасителя мира Господа Иисуса Христа, мы должны твердо знать и помнить, что эти страдания были не призрачными, но настоящими. Потому что Иисус Христос не только Бог, как мы в своем религиозном духовном чувстве иногда настолько проникаемся понятием Божества Господа Иисуса Христа, что забываем, что Он – не только Истинный Бог, но и Истинный Человек. И Божество Иисуса Христа никак не умалило Его человечества. И Божество Иисуса Христа никак не изменило Его человеческой природы. Человеческая природа Господа нашего, соединенная с Божественной, осталась такой же человеческой, и в ней не случилось никаких изменений.

Иногда это трудно понять и, даже беседуя с верующими людьми, приходится слышать от них такие вещи: «Но как же! Ведь Иисус Христос Он – Бог. Ему легко было перенести страдания, ведь Богу все возможно. А мы – люди, как нам страдания переносить?»

Но дорогие братья и сестры! Если мы внимательно с вами слушали евангельское повествование сегодняшнее, мы должны были обратить внимание на те слова, которые Господь говорил с Креста: «Боже Мой! Боже Мой! Зачем Ты Меня оставил?» – Так взывал Господь со Креста. Разве это слова Божии? Это – Богочеловек. Человеческая природа Христа вопияла к Богу Отцу. И страдания Иисуса Христа тем страшны, что они превосходят меру человеческих страданий. Ведь каждый из нас, перенося те или иные болезни, переживая те или иные несчастья, очень часто видит причину своих болезней и несчастий, и находит эту причину в своих грехах.

Конечно, когда человек неразумный и не видит этой причины, он порой взывает: «За что, Господи? Почему я переживаю такие страдания?» - Он не понимает, что если бы мы на самом деле получили полную меру ответственности за свои грехи, никто бы из нас не пережил бы этих страданий. Поясню. Представьте себе, мы сами ведь знаем, что мы грешим и видим свои грехи, а представьте, что за каждый наш грех мы тут же получали бы достойные и равноценные наказания. Никто бы из нас вообще не мог вести нормальной человеческой жизни. Потому что если мы говорим о себе, что мы и шаг ступить не можем, как согрешим, как бы мы пережили моментально наказание на наши грехи? Да никак! Просто бы у нас жизни никакой не было. Но в том и суть искупления, которое Крестом в мир принес Спаситель мира Господь Иисус Христос, что вот то наказание за грех, которое мы должны бы тут же получить, Он берет на Себя. Он страдает за нас, и Он ответственность за грехи переносит на Себя. Будучи Богом, Он мог взять на Свое человеческое существо эту ответственность, и взял ее.

Так вот все люди, жившие до Христа, жившие при Христе, живущие сейчас, и которые еще будут жить в этом мире, пока она будет существовать, потому и имеют жизнь, что смерть за грех и страдания за грехи взял на Себя Господь Иисус Христос.

Только плоды этого искупления каждый из нас своей мерой усвояет. Один человек, проникаясь страданиями Христовыми, чувствует сопричастность этим страданиям. Вот как два разбойника были на кресте вместе со Христом, один в своих страданиях ожесточался, и ругался, и говорил: «Если Ты – Христос, сойди со кресте»; а другой говорил ему: «Что же ты не понимаешь, что мы то, что заслужили, получаем, а Он – никакого греха не сотворил, - и обратившись ко Христу, сказал, - Помяни меня, Господи, когда придешь во Царство Свое!» - И Господь отвечает ему: «Истинно говорю Тебе: сегодня же со Мною будешь в раю».

Дорогие братья и сестры! Господь Иисус Христос искупил нас от наших грехов. Но от того, как мы относимся к Нему, будет зависеть наша судьба не в нашей временной жизни, а в нашей вечной жизни. Если мы здесь с Ним в страданиях и несчастьях своих, то будем с Ним и в вечности. Если мы здесь отталкиваем Его, хотя Он все сделал для нас, чтобы мы имели жизнь вечную, то мы в вечности окажемся один на один со своими грехами, оставшимися на наших душах.

Крест Христов – это ключ, которым рай открывается. Страдания Господа Иисуса Христа – эта цена, которой прощаются наши грехи. Чтобы понять, что такое цена искупления, вновь вернемся к этой мысли – что бы было, если бы за каждый наш грех мы тут же получали наказание? А мы в жизни этого не получаем. Значит, каждый наш грех - это рана на теле Христовом. И каждое наше отступление от заповедей Божиих – это удар или плевок в Христа. Нам страшно это представить. Мы не желаем об этом думать, не желаем этого чувствовать. Мы не хотим быть теми, кто издевается над Христом. И наше верующее сердце не согласно с этим. Мы не желаем быть с распинателями Христовыми.

Да, мы не желаем. Но часто наши дела и наши грехи нас вводят в такое состояние. С нами происходит то, о чем говорил апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7, 19). Но в том и сила любви Спасителя мира и Господа Иисуса Христа, что Он не ставит нам в вину наши грехи. Вот эти слова, которые мы только что слышали из Евангелия: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят», - эти слова относятся не только и не столько к распинателям Христовым, они относятся к нам, распинающим своего Спасителя своими грехами; нам, говорящим о любви ко Христу; нам, устами своими исповедующих веру в Господа Иисуса Христа, молящихся Ему и тут же оскорбляющих Его своими грехами. К нам относится эта молитва к Отцу Небесному нашего Спасителя: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят!» - Вот какова цена любви Спасителя мира. Действительно, мы не ведаем, что творим, когда грешим. Если бы ведали, наверное, бы не грешили.

Ныне, предстоя пред Крестом Христовым, поклонимся величайшему милосердию Божию, поклонимся любви Христовой к нам, возблагодарим Господа, что Он спас нас от страшной ответственности за грех, прославим Его, открывшего нам рай вместе, с благоразумным разбойником возопием Ему: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».

Аминь.

 

 

 

 

24.04.2003 Великая пятница. Утреня с чтением 12 Евангелий.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ныне мы предстоим пред Крестом Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Мы слышим святые слова Евангелия, которые доносят до нас не только те события, что происходили, когда Иисус Христос за нас страдал на Кресте, но открывают перед нами высокое духовное значение для нас того, как мы с вами относимся ко Христу и как мы предстоим пред Крестом Христовым.

Очень важно обратить внимание на это. Церковь в своих песнопениях в сегодняшней службе, в своих стихирах, объясняющих евангельское повествование, приводит нас к одной мысли, что мы, предстоя пред Крестом Христовым, должны сделать с вами жизненный выбор: с кем мы в жизни нашей жить будем – с Господом Иисусом Христом, или без Него?

Этот выбор делали все люди в то время в городе Иерусалиме. Каждый по-своему его делал. Правитель Пилат, которому была дана большая власть, стоял перед выбором – осудить ему Иисуса Христа или нет. У него достаточно было власти, отпустить Христа, и достаточно было власти казнить Христа.

Никаких внешних доказательств вины Иисуса Христа не было. Но ему захотелось сделать угодное людям, которые думали больше о себе самих, о своем внешнем благополучии, нежели о правде. И еще, может быть, он боялся за себя – за то, не донесут ли на него в Рим, что был человек, который называл себя царем Иудейским, а он на это не среагировал. И вот, Правитель Пилат делает свой выбор. Несмотря на то, что он понимает, Христос ни в чем не виноват, он осуждает Его.

Делали свой выбор и люди. – Те самые люди, которые еще пять дней назад встречали Иисуса Христа радостными воплями: «Осанна в вышних». Их поразило чудо, совершенное Христом, - воскрешение Лазаря. И они думали, что Христос входит в Иерусалим, может быть, для того, чтобы дать всем им земное царство. Каждый думал по-своему. И вот, часть этих людей оказалась на суде, и эти люди кричали: «Распни, распни его!»

Евангелие повествует, что их подучили, наустили, подсказали им, как и что надо кричать. Значит, эти люди делали свой выбор сознательно, и им интереснее было послушать тех людей, которые их подговаривают против Христа, чем быть вместе со Христом.

Делали свой выбор и ученики. Мы знаем о том, как некоторые из учеников отреклись от Христа. Иуда не просто отрекся, но пошел, и предал, и взял за это деньги. Правда, потом, когда он увидел, что он сделал, он мог бы еще исправить то, что он сделал. Но вместо того, чтобы пойти ко Христу и быть вместе со Христом в Его крестных страданиях, он снова побежал к тем же, кому и предал Его. Он тоже сделал свой безумный выбор и удавился.

И апостол Петр, который хвалился о том, что он никогда не отречется от Христа, трижды отрекся, пока петух не запел и не пробудил в нем совесть, и он стал горько плакать. Но он сделал тоже свой выбор. Он стал каяться, просить у Бога прощения; у Бога прощения, ибо один Господь может снять грехи с души человека. Потом мы знаем из Евангелия, как воскресший Христос простил его.

Два разбойника вместе со Христом были казнены. Но они тоже по-разному относились ко Христу. Потому что один ругался и говорил: «Если Ты – Тот, за Кого Себя выдаешь, если Ты – действительно Сын Божий, почему сейчас же не спасешь Себя и нас?» - А другой, наоборот, утихомиривал его и говорил: «Почему ты не боишься Бога? Мы ведь достойное получили наказание, а Он никакого зла не сотворил!» - И сделав в душе свой выбор, обратился ко Христу со словами: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». – И он оказался с Господом в раю. «Сегодня же будешь со Мной там», - сказал Господь.

Обычай был на Пасху отпускать одного из пленников. И когда толпа выбирала, кого отпустить: Христа или Варраву, они выбрали Варраву. Хотя Христос делал все для людей – учил их любви, учил прощению, исцелял больных, воскрешал мертвых, объяснял Писание, проповедовал Царство Божие, открывал дорогу ко спасению. А Варрава был бандит, который думал, что силой оружия он свергнет власть римского императора, и установит царство Израильское, и будет там Мессией. И вот, люди выбрали Варраву.

Дорогие братья и сестры! Стоя перед Крестом, каждый из нас духовно должен сказать себе правду: со Христом ли он живет в этом мире? Выбрал ли он, действительно, жизнь со Христом? – Об этом еще в Ветхом завете говорилось. Господь говорил, что вот, два пути Я положил вам – путь жизни и путь смерти; изберите же жизнь! – Ибо и Сам Христос сделал Свой выбор, ибо Он добровольно взошел на Крест. В Его Божественной власти было избежать Креста. Он молил Отца Своего Небесного: «Если возможно, да мимо идет Меня чаша сия. Но не как Я хочу, а как Ты». – Он, будучи Богочеловеком, Свою волю, которая совершенно отдельно существует от воли Божественной, предал в волю Божию. И в этом есть спасительный подвиг Богочеловека Господа Иисуса Христа. Он добровольно взошел на Крест и принял нечеловеческие мучения. Не в том смысле «нечеловеческие», что Он не страдал, как человек, а в том смысле, что они превосходят всякую человеческую боль и всякое человеческое страдание. Ибо, страдая на Кресте, Он не только страдал физически, телесно мучился, но духовно и нравственно Он страдал, ибо грехи и ответственность всех нас в этот момент были на Нем.

Мы стоим перед Крестом Христовым. Стоим перед Крестом Христовым и должны понять, что нет у нас иного Спасения, чем Крест Христов. Если мы не выберем для себя жизнь со Христом, значит, мы выберем для себя духовную смерть. Без Христа нет жизни. И без Креста нет жизни со Христом. Значит, нам надо уподобиться этому разбойнику благоразумному, который, страдая вместе со Христом, исповедовал веру свою в Господа. Хотя ему не на что было надеяться. Он ничего доброго не сделал. Он даже сам о себе сказал, что Он заслужено наказан. Но тем не менее он, как лучом надежды просветил свое сердце и открыл для себя Господа Иисуса Христа Сына Божия, во власти Которого открыть для Него двери райские.

Если мы будем подобно Пилату бояться осуждения человеческого, будем бояться того, как бы чего в нашей жизни ни вышло и из-за этого не будем вести себя по-христиански, мы не будем со Христом. Если мы из-за желания для себя лишь внешних благ не будем понимать духовного пути – пути молитвы, пути самоограничений, поста, следования церковным установлениям – так, как этого не понимали люди, пришедшие на судилище и кричавшие «распни Его», - мы не будем со Христом. Если мы в этой жизни будем больше заботиться о внешнем устроении ее и не думать о том, как созидать в себе веру, надежду и любовь, то есть вот, как те люди, которые выбрали Варраву, а не Христа, то мы тоже не будем со Христом. Единственная у нас есть возможность – уподобляясь разбойнику благоразумному, взирать на подвиг Господа Иисуса Христа, предавшего Свою волю человеческую в волю Божию.

Поклоняясь страданиям Христовым, будем просить у Него, чтобы Он научил нас нашу человеческую волю сообразовывать с волей Божией; чтобы Он научил нас любить Бога всем сердцем своим, всею мыслию своею, всею крепостью своею и ближнего своего, как самого себя, ибо это есть подлинный путь крестный. Путь крестный – это путь любви. Потому Господь на Кресте, что Он любит нас с вами такими, как мы есть – грешными и недостойными; а любя нас таковыми, не может не взять наши грехи на Себя. Так и мы будем любить друг друга. «Потому узнают, что вы ученик Моим, - говорит Господь, и вы слышали сегодня это в Евангелии, - если будете любить друг друга». А любить друг друга больно бывает и тяжело. Потому что любить – значить принимать страдания того, кого любишь, как свои. А его отступление, и его беспутство, и его грехи принимать как свои и переживать, и страдать, и мучаться из-за этого. Это, воистину, есть путь крестный, но это и путь спасения.

Поклонимся любви Христовой к нам и испросим у Спасителя мира, да дарует Он и нам любовь друг ко другу и поведет нас по пути спасения к вечной жизни, чтобы мы выбрали этот путь – путь крестный со спасителем нашим Господом Иисусом Христом. Ему же слава во веки веков.

Аминь.

 

 

 

8.04.2004 Великая Пятница. Утреня.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Предстоим ныне перед Крестом Христовым. Предстоим и слышим святые слова, повествующие о том, как Господь Иисус Христос принял страдания за наши грехи. Предстоим, слышим и, увы, не содрогаемся в душе своей, ибо имеем окамененные сердца и окамененную совесть.

А надобно бы содрогнуться! Камни содрогнулись, когда умер Богочеловек Иисус Христос. Совесть наша должна бы уязвить нас в том, что Христос умер за наши грехи. Не было необходимости Богу сходить на землю, не было бы необходимости Богу воплощаться в человека, не было бы необходимости Богу терпеть издевательства, насмешки, оплевания, страшные бесчеловечные избиения, страшное бесчеловечное распятие, если бы мы с вами не были бы виноваты перед Богом. Бог судил взять на Себя нашу вину. Бог судил за нас пострадать, чтобы мы не страдали. – Чтобы мы не страдали тем страданием, которое Он перенес на Голгофе.

«Как же так, – скажем мы, - а разве мы не страдаем? Разве у нас в жизни мало болезней? Разве у нас в жизни мало скорбей, мало печалей, мало несчастий? Разве мы в жизни видим мало унижений, злобы? Разве сердце, душа и тело наше не мучается?».

Да, это действительно так. Но то, что перенес Спаситель мира на Голгофе, нам бы не перенести. Потому что мы сейчас переносим временные страдания, которые приходят к нам, а потом уходят от нас и меняются на радость или на спокойствие. А вечность мы даже представить себе не можем – что есть вечность? и что есть страдания, которые длятся вечно? Вернее: «длятся» - само слово неправильно, потому что в вечности нет времени. Это невозможно нам представить, что должны были бы мы перенести, если бы не Господь пришел, чтобы нас спасти.

Но эти слова, которые мы слышим в церкви, которые мы слышим из святого Писания, все равно до конца нас не успокаивают. Тогда пусть будет для нас назидателен другой пример. Два креста – справа и слева от Креста Христова – были на Голгофе. Мы сейчас с вами слышали в Святом Евангелии. Два разбойника, по-славянски сказано «злодея», были распяты с Христом. Они также мучались физически, телом, как мучался физически, телом Спаситель. Они не знали о тех мучения, которые Спаситель переносил за грехи всего мира, но они страдали по-человечески так, как мы с вами страдаем в повседневной жизни. Но один из них, страдая на кресте, ругался, кричал, и вместе с другими богохульствовал, и издевался, и говорил Христу: «Что же Ты нас не спасешь? Если Ты – Христос, сойди с Креста и нас спаси, чтобы мы здесь не мучались». – А другой, обращаясь к нему, сказал: «Разве ты не боишься Бога? Разве ты не видишь, что мы действительно заслужили и по нашим грехам здесь мучаемся, по нашим преступлениям. А Он никакого зла не сотворил». И, обращаясь ко Христу, этот злодей сказал: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Господь отвечает Ему: «Сегодня будешь со Мною в раю».

Вот, дорогие братья и сестры, пусть этот урок коснется сейчас наших сердец. Да не ожесточаемся мы в страданиях наши, осознавая, что за наши грехи и беззакония мы временно страдаем, мучаемся и болеем. Но будем понимать, что есть Спаситель, Который может спасти нас в вечности. Он не единого греха не сотворил, ни единого зла не совершил. Он и нас может избавить от греха и зла. Возложим на Него надежду и упование. К Нему обратимся так, как обратился этот разбойник. Мы знаем, что сердце разбойника исполнилось веры, и эту веру увидел Христос и открыл ему двери рая Крестом Своим. Пусть нашу веру увидит Христос. С верою и сознанием своих грехов обратимся к Нему. Никогда не будем ожесточаться в своих болезнях, несчастьях и страданиях. Будем знать, что любое несчастье наше с нами разделяет Господь. Любую болезнь нашу с нами разделяет Господь. Беду нашу с нами разделяет Господь. До адских мучений, которыми, порой, душа наша мучается здесь, во временной жизни, сходит вместе с нами Господь, чтобы нас не оставить, но нас спасти. Всегда в своем уме, в своем сердце, в своей душе будем помнить это обращение умирающего разбойника: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

Стоя перед Крестом Христовым ныне и взирая на распятого Спасителя, будем молиться ему: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». И веруем, что Господь через Церковь Свою Святую ответит нам, как Он ответил сему злодею: «Истинно говорю тебе: днесь будеши со Мною в раю».

Аминь.

 

 

 

 

28.04.2005 Великий пяток. Утреня с чтением 12 страстных Евангелий.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы сейчас слышали последнее слово, сказанное Спасителем мира Господом Иисусом Христом со Креста: «Совершишася!»

Это слово Господь произнес и завершил Свою земную жизнь. Совершилось дело искупления человечества. Совершилось то, ради чего Спаситель мира пришел на землю. Он взял на Себя наши грехи для того, чтобы не мы отвечали за то, что совершили, а Он за нас страдал на Кресте и Он за нас взял ответственность за совершенные нами грехи. Вот что значит слово «Совершишася!»

Совершилось то, о чем мы с вами молимся, о чем мы с вами просим у Господа. Наши грехи, как тьма от света, исчезают. Наши беззакония Крестом Христовым разорваны и более не существуют. Нам с вами не придется нести ответ за все те отступления от правды Божией, которые мы в жизни совершили. Но где же справедливость Божия? Ведь Бог справедлив!?

Нет у Креста Христова справедливости! Есть у Креста Христова только милосердие. По справедливости каждый из нас будет раздавлен нашими грехами и беззакониями. Не один из нас не сможет воздать Божественному правосудию. Но нет у Креста справедливости! Есть у Креста любовь.

Свою любовь Господь Иисус Христос – Богочеловек и Спаситель наш – оставляет нам с вами. Об этом мы слышали в самом первом читаемом сегодня Евангелии, где Господь говорит нам: «Потому узнают вас, что вы ученики Мои, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35).

Вот что совершилось – совершилось пришествие в мир царства любви. В этом царстве любви совсем другие законы. В этом царстве есть место состраданию, прощению, сопереживанию, сочувствию. В этом царстве также мы стремимся подражать Спасителю, как Он совершил дело спасения ради нас. Пришло в мир царство любви. Но чтобы стать одним из членов этого царства, чтобы то, что совершено было Господом, имело какое-то отношение к нам, чтобы Крест Христов стал для нас тем ключом, который открывает для нас двери рая, нам нужно быть рядом с Крестом Христовым, рядом со Христом Спасителем нашим, Который для нас совершил дел спасения.

А как это возможно? Как нести в себе Крест Христов? Как быть рядом с Христом? – Ведь даже ближайшие ученик, несмотря на то, что уверяли Господа своего, что готовы за Ним и в смерть, и в муку, от Него разбежались и отрекались от Него. Но при Кресте стояла Матерь Иисусова и Его любимый ученик. И страдая, и умирая на Кресте, мучаясь за грехи всего мира, не только телом, но и Своею человеческой душой, Богочеловек Господь Иисус Христос обращается к Своей Пречистой Матери, усыновляя Ей Своего любимого ученика. Он говорит Ей со Креста: «Жено, се сын Твой». – Вот как нам можно стать сопричастным той спасительной жертве Господа Иисуса Христа – через усыновление Матери Божией! Ибо сами мы, как дети боязливые слабые и неразумные, не знаем своей собственной пользы и ничего не можем сделать для своего собственного спасения. Но как мудро Спаситель поступает! Он говорит Своему любимому ученику, а вместе с ним и Своей Церкви, которой Он пошлет по Своем Воскресении Духа Святаго, Он говорит ему: «Се, Мати твоя», - усыновляя его Своей Матери.

И под покровом Пречистой Девы пребывает до сего дня Святая Церковь Христова. И хотя мы сами не знаем правильного пути жизни, и постоянно спотыкаемся, и отступаем от заповедей Божиих, от праведности, от спасения, от молитвы, от благочестия, на нас взирает наша мать. Какая мать не любит своего собственного ребенка, даже самого плохого, даже самого отвратительного, даже такого, который ругает ее и не слушает ее? Всех мать любит, всех сыновей своих. Так и Пречистая Дева любит каждого из нас и молится за каждого из нас, чтобы мы усвоили себе спасительные дары искупления, которые принес в мир Господь наш Иисус Христос. Чтобы слова «Совершишася!» отнеслись к каждому из нас, душе каждого из нас, чтобы наши души спаслись, а не погибли от грехов. И то, что не умеем делать мы, умеет Она. Она молится за нас, предстательствует за нас. Она умоляет Сына Своего и Бога нашего, чтобы мы оставались в любви Его, чтобы мы не отступали от любви Христовой, чтобы мы не закрыли двери сердец наших.

Любовь Христова обращена к нам со Креста. Матерь Божия, Которой мы являемся детьми, предстательствует за нас. Вот величие Божия замысла о нашем с вами спасении. Не связывая нашу богодарованную свободу, наши бессмертные души Спаситель мира через Церковь Святую ведет к вечному царству любви, которое начинается здесь на земле и которому не будет конца. Помолимся, дорогие братья и сестры, о том, чтобы нам с вами всегда быть сопричастными Искупителю и Господу нашему Иисусу Христу. Ему же слава во веки веков.

Аминь.

 

 

 

 

 

20.04.2006. Великий Четверг. Чтение 12-ти Страстных Евангелий.

………………………………………………….. в жизни вечной, и врата адовы не поглотят нас.

……………………… [напрямую - ?] написано в Писании: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни пьяницы, ни воры – никто не наследует Царства Небесного» (см.1 Кор. 6, 9-10). А разве кто-нибудь из нас, хотя бы один, может о себе сказать, что он безгрешен? Что же тогда можем мы, какое для нас может быть Царство Небесное, какая может быть вечная жизнь? Разве мы этого достойны? Нет. Это не для нас. Мы этого совсем недостойны. И получить бы этого мы никогда бы не смогли, и не получили бы, если бы Господь Иисус Христос не пришел к нам и не взошел на Крест.

Смотрите, что кричит Господь Иисус Христос с Креста? «Боже Мой! Боже Мой! Зачем Ты Меня оставил?» – Это говорит Богочеловек, Иисус Христос. Нет ничего страшнее, чем богооставленность. Кого Бог оставляет? Бог оставляет грешников, которые сами от Него отворачиваются, потому что грех – это то, что разделяет человека от Бога. Как стена, которую сам человек построил, чтобы ему не видеть Бога. И что же происходит? Иисус Христос через эту стену приходит к нам – в мрак нашего греха, и ужас покрывает Его душу. «Боже Мой! Боже Мой! Почему Ты Меня оставил?» Даже Сам Богочеловек не может вытерпеть страха греха.

И вот, дорогие братья и сестры, этого не может быть, этого не должно быть – но это случилось. Бог так любит нас, что делает для нас то, чего мы не заслужили и чего мы не должны получить: Бог Крестом Своим открывает для нас рай.

Как в него войти? Мы сейчас слышали с вами Евангелие. Два человека были рядом с Христом в момент Его смерти. Оба разбойники: никто из них не жил благочестиво, никто из них не соблюдал заповедей Божиих, никто из них не проводил жизнь в молитве и посте, никто из них не был праведником. И кого первого берет с Собой Господь в рай? Разбойника, – который единственное, что сказал Ему: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».

За что же Христос открывает разбойнику двери в рай? Что он такого сделал? Он в своем страдании и мучении, – а он ведь страдал и мучался; он мучался, – это же страшная смерть; представьте себе: руки и ноги пробиты гвоздями, человек висит, все тело его растянуто, палящая жара, судороги сводят его, безумие приходит к человеку, – но в этом своем страдании, которое разбойник нес за свои грехи, он не проклинал Бога, он вдруг осознал, что это страдание, которое он получил – справедливо, и только Спаситель, только Бог его может спасти. Ни его праведность, ни его добродетели, которых у него и не было, – только Бог может дать ему вечную жизнь.

Вот, дорогие братья и сестры, почему то, что не может произойти, происходит. Иисус Христос совершает чудо нашего спасения. Мы в своей жизни тоже много страдаем, болеем, мучаемся, имеем различные несчастья. Но мы их справедливо имеем, потому что мы их сами заслужили своими грехами. Никто из нас по нашим добродетелям не может сказать о себе, что он сам проторил себе дорогу в рай своей праведной жизнью. Увы! Мы далеко не праведны. Но какая же для нас надежда? Какая для нас надежда? Наш Спаситель Господь Иисус Христос, Который сказал разбойнику: «Днесь со Мною будешь в раю». В страданиях своих, которые каждый из нас с вами имеет в жизни, не будем озлобляться и роптать, не будем негодовать и вопрошать: «За что нам это?» Будем видеть свои грехи, и сложим эти наши грехи к подножию Креста Христова. И попросим Господа нашего Иисуса Христа, Спасителя нашего, попросим Его о чуде, чтобы Он совершил его с нашими душами, чтобы Он ответил нам так же, как ответил разбойнику: «Истинно говорю тебе: со Мною будешь в раю».

Дорогие братья и сестры! Вознесем от наших грешных душ молитвы к нашему Спасителю: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».

Аминь.

 

 

6.04.2007 Великий Пяток.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Предстоим ныне Кресту Христову. Поклоняемся ныне страданиям Господним. Поклоняемся им, потому что они единственно для нас являются спасительным орудием от греха. Грех не создал Бог. Грех сотворил человек. Грех, созданный человеком, породил болезни, страдания и смерть. И мы с вами сопричастны болезни, страданиям и смерти. Но Бог не взирает безразлично на то, что происходит с нами, и наше с вами счастье, что мы христиане. Мы христиане, имеющие на себе крест Христов, и это значит, что когда мы болеем, с нами наш Господь, Который нес болезни на Кресте. Когда мы с вами терпим унижения, это значит, что с нами наш Господь Иисус Христос, Который был унижен, осмеян и оплеван. Когда нас не понимают и не слушают, это значит, что с нами наш Господь Иисус Христос, Которого не понимали и не слушали. Когда нас с вами предают, это значит, что с нами наш Господь Иисус Христос, Который был предан Своим ближайшим учеником. Когда мы с вами находимся в отчаянии, и нам кажется, что Бог оставил нас, – и тогда с нами Господь наш Иисус Христос, потому что, умирая на Кресте, Он возопил к Отцу Своему Небесному: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27, 46).

Грех порождает богооставленность. Не Бог нас оставляет – мы оставляем Бога. Не Бог повергает нас в страдания – мы своими грехами созидаем себе страдания. Но чтобы нас с вами спасти, в эти страдания, в эти несчастья, в эти скорби, в эти болезни погружается и приходит наш Спаситель Господь Иисус Христос, – приходит для того, чтобы нас из этого спасти. И результатом и болезней, и скорбей, и несчастий, и страданий является в конечном итоге смерть. Но если мы Христовы, то и в смерти с нами Господь наш Иисус Христос, ибо Он умер на Кресте, чтобы нас не оставить и тогда, когда мы умираем.

Как прекрасно быть христианином! Это значит, что Бог всегда с тобой и никогда тебя не оставит. Это значит, что Бог пришел к тебе, чтобы тебя спасти. Это значит, что ты никогда не одинок, что бы с тобой не происходило. Как прекрасно быть христианином! Бог все сделал для нас. Бог дал нам ключ к вратам рая. Этот ключ – Крест Христов.

Будем же держаться за Крест Христов. Будем хранить Крест Христов в сердцах наших. Будем в жизни своей следовать за Христом. Будем поклоняться Кресту Христову и страданиям Господним. Уподобимся тому разбойнику, который, страдая на кресте вместе со Христом, попросил Его, сказав Ему: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем»), – и Господь ответил ему, – видя его веру, видя его раскаяние, видя его стремление быть вместе с Ним, его Спасителем, ответил ему: «Истинно тебе говорю: сегодня будеши со Мною в раю».(Лк. 23,42, 43).

Да услышим и мы с вами, как сей благоразумный разбойник, сей ответ Христов: «Истинно глаголю ти: днесь со Мною будеши в раи».

Аминь.

 

 

 

 

(24.04.2008 Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Слово Божие раскрывает перед нами картину последних часов земной жизни Богочеловека Спасителя Господа нашего Иисуса Христа. Господь говорит Своим ученикам о том, что Он пришел, для того чтобы дать им новую заповедь, и многократно объясняет им величайшее значение этой заповеди (Ин. 13, 34–17, 26). «Заповедь новую даю вам, – говорит Спаситель, – да любите друг друга» (Ин. 13, 34). Он предупреждает, что мир, живущий по другим законам, будет ненавидеть тех, кто имеет любовь между собою (Ин. 15, 17–16, 2). Он объясняет Своим ученикам, а вместе с ними, конечно же, и нам с вами, что сама сущность Божества – это и есть любовь. Он объясняет, что Он и Отец – это одно, и кто видел Его, видел и Отца. Это очень важное духовное объяснение, потому что Бога не видел никто нигде никогда. Суть Божества невозможно увидеть своими глазами. Суть Божества невозможно понять своим разумом. Но Бог воплотился в человека и стал Богочеловеком, для того чтобы мы через Иисуса Христа познали Бога.

Любовь Божия к человеку безмерна. И она заключается в том, что, все то, что принадлежит другому, составляет предмет чувств, мыслей того, кто любит его. То есть если Бог любит нас, – а Он нас любит, – то Он воспринимает наше – все, что есть в каждом из нас, – как Свое. Иисус Христос, обращаясь к Своим ученикам, говорит о спасительности любви и о том, что тот человек, который пребывает в любви, пребывает в Боге (Ин. 14, 20–21, 23; 15, 10–12). И, более того, Он дает признак истинного христианина, последователя Своего: «По тому узнают вас, – говорит Спаситель, – что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35).

Вот эти слова, объясняющие и главную заповедь Христову, и главный признак христианина, к сожалению, нас, сейчас стоящих у Креста Христова, обличают. Потому что этого главного признака – любви подлинной христианской между собою мы с вами так и не научились иметь. Это беда наша, это скорбь наша. Какие же мы ученики Христовы и как можно нас определить, если единственной заповеди, которую оставил нам Спаситель, – любви к Богу и людям мы с вами не имеем?

Да, конечно, кто-то может сказать: «Ну, как же так, имею я любовь! Люблю своего мужа или жену, люблю своего отца или мать, люблю своих детей». Господь однажды сказал: «Что пользы человеку, если он любит любящих его? И язычники так же делают. А вы любите ненавидящих вас» (см. Мф. 5, 43–47). И стоит эту мерку приложить к себе, как сразу мы видим, что наше личное христианское исповедание слишком далеко от того, что заповедал нам Христос. Нам многое кажется важным в этой жизни, о многом мы сожалеем. Каждый может свою жизнь проанализировать и вспомнить: когда последний раз и о чем ты жалел? О чем сокрушался, что тебе не нравилось в твоей жизни? И начинается: оказывается, одному не нравится, как к нему отнеслись на работе, другому не нравится, что у него плохое здоровье, третьему не нравится, что у него дети себя плохо ведут, четвертому не нравится то жилище, в котором он живет. У каждого находится какой-то предмет недовольства, но никто сам о себе почему-то не думает и сам на себя не негодует, почему нет в сердце любви к ближним. А кто такие ближние? Ближние – это не только родственники и не только те, которые тебя любят. Ближние – это все те люди, с которыми нас так или иначе соединяет жизнь.

Так что же нам делать, если мы, внимательно глядя в свое сердце и слушая свою совесть, осознаем себя, что мы плохие христиане? Что делать? Неужели мы с вами не ученики Христовы? Неужели зря мы молимся, зря постимся, зря в храм ходим? Неужели одно это слово Христа о том признаке, по которому можно узнать христианина, нас от Божией благости совсем отрывает?

Только что мы слышали 7-е Страстное Евангелие от Матфея. И в нем повествуется о том, как, умирая на Кресте, Господь воскликнул: «Боже, Боже Мой! Почему Ты Меня оставил?» (Мф. 27, 46). Что значат эти слова?

Иисус Христос пришел в мир, чтобы нас спасти – таких, как мы есть. А мы с вами уже видим, что мы даже подлинными христианами не являемся. То есть когда мы грешим, когда мы не соблюдаем заповедей Божиих, в этот момент мы отворачиваемся от Бога. И, собственно говоря, грех – это есть противление воле Божией. И высшая степень греха – это стремление к тому, чтобы Бог никакого отношения к тебе не имел. Собственно говоря, диавол этим и занимался всю человеческую историю, начиная от Адама. Он желает, чтобы мы ничего не знали о Боге, не хотели знать и не были с Ним. А грех в своей сути – это есть богооставленность. И вот Господь Иисус Христос, на Кресте умирая, берет на Себя наши с вами грехи – и ужас наполняет Его человеческое существо, ибо Он истинный Бог и истинный человек, – ужас богооставленности. Потому что полнота греха – это богооставленность.

Но ведь для того Господь и умирает на Кресте, чтобы эту богооставленность снять с наших плеч. Для того Он восходит на Крест, чтобы нас с вами избавить от этой богооставленности. Он к нам, уже отвернувшимся от Бога, и не соблюдающим Его заповедей, и не умеющим любить, и жить благочестиво, – Он к нам приходит, к нашим грехам, и берет их на Себя, чтобы мы с вами не погибли.

Вот в чем смысл Креста. Вот в чем смысл нашей надежды. Вот в чем значение нашей веры в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Да, мы плохие Его ученики. Да, мы согрешаем. Но мы и каемся перед Богом, и просим у Него милости и прощения, и, главное, мы знаем, что Он пришел к нам по любви Своей. Мы не умеем любить, а Он есть любовь. Мы отворачиваемся и думаем, что Он нас оставит, но Он не оставляет нас, сходя даже до ада наших беззаконий, чтобы взять их на Себя, чтобы язвы наших грехов на Себя взять, Самому умереть, а нас с вами спасти.

Крест Христов – это любовь Божия к каждому из нас. Ныне мы предстоим Кресту Христову. Ныне мы душой своей приникаем к святым словам Священного Писания, раскрывающим для нас значение спасения, совершенного нашим Господом. Будем кланяться Страстям Господним – душою своею и жизнию своею, всегда в сердце своем будем носить Крест Христов.

Поклоняемся Страстем Твоим, Христе, и Святое Воскресение Твое славим!

 

 

(01.04.2010 Великий пяток. (12 Евангелий). )

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

«Искупил ны еси от клятвы законныя», – так молитвенно ныне обращаемся мы к Спасителю нашему Иисусу Христу, Который совершил на Кресте искупление наших грехов.

Как понять это слово – «искупление»? Что сделал для нас Христос? Мы созданы с вами по образу и подобию Божию, и имеем бессмертную душу, и имеем от Бога величайший дар – мы с вами свободны в своих поступках и свободны выбирать между добром и злом. Этот дар потому велик, что он дает возможность человеку совершенствоваться в любви. Потому что невозможно насильно заставить кого-либо любить. Любовь – это то, что проистекает из свободы человека, из его богоподобия, ибо Бог есть любовь. И дал нам возможность тоже совершенствоваться в этом великом, непостижимом, бескрайнем чувстве, на котором держится весь мир, ибо по любви Своей Бог создал этот мир. Он не создавал его для страданий, Он не создавал его для болезней, не создавал его для смерти. Это создал человек в этом мире своими грехами. Все это: и страдания, и несчастья, и болезни, и сама смерть принесена в мир человеком – свободным человеком, который решил не в любви совершенствоваться, а в ненависти. Человек потерял райское богообщение. Пока он был с Богом, он был счастлив, и поэтому пребывание его в Эдемском раю вспоминается человечеством как необычайное счастье. Потому что там человек и Бог пребывали в единстве любви. Это единство потеряно, и потерян для человека рай. Человек сам попал под свою собственную, сотворенную им же клятву, то есть проклятье. Человек навел на себя проклятье смерти, отвергнув Бога. Чтобы эта печать проклятия смерти не довлела над человеком, Бог Сам приходит к тому, кто отверг Его. Человек от Бога отвернулся, а Бог к нему приходит. Человек на Бога наплевал, а Бог раскрывает ему Свои объятия. Человек хочет жить без Бога, а Бог нисходит к нему и умоляет его, чтобы он вновь вернулся в то райское блаженство, которое он потерял. И это возможно совершить только через соединение Божеского и человеческого, что и совершается в Личности Спасителя мира Господа Иисуса Христа. Он, истинный Бог, стал истинным человеком. Для чего? Да потому что Бог по Своей сути страдать не может, Он бесстрастен. А человек страдает из-за своих собственных грехов. Так вот чтобы его освободить, чтобы его искупить, Бог становится человеком, чтобы пережить, по человечеству Своему, страдания вместе с людьми. Бог берет на Себя нашу с вами ответственность и приходит к нам. Благодаря тому, что Господь Иисус Христос возшел на крест, Он теперь всегда с нами.

Христос с нами тогда, когда мы находимся в наших болезнях, – потому что Он Сам болел за грехи мира. Христос с нами тогда, когда нас оскорбляют и не понимают, – потому что Он Сам претерпел оскорбления и непонимание. Христос с нами тогда, когда нас унижают, – потому что Он Сам был унижен. Христос с нами тогда, когда мы умираем, – потому что Он Сам умер на Кресте. Христос с нами в наших горестях, – потому что Его жизнь была несением страданий за весь мир. Он, как Бог, смог сделать то, что не может никакой человек сделать. Но одновременно Он, как человек, сделал то, чего Бог не может сделать: как Бог, Он взял на Себя грехи всего мира, как человек, Он пострадал за каждого из нас.

Вот почему Он искупил нас «от клятвы законныя». Клятвы больше на нас нет – потому что она на Нем. Иисус Христос на Себя взял то наказание мира, которое человек сам заслужил, разрушив замысел Бога. Бог создал мир для любви и радости – человек разрушил этот замысел Божий, и человек должен получить наказание за это. Так иногда, когда мы видим в мире несправедливость, мы возмущаемся и говорим: «О, почему же Господь не накажет?! Почему Господь не накажет беззаконных? Почему Господь не накажет неправедных? Почему те, кто несправедливы и не живут по заповедям Божиим, торжествуют, а кто праведен, страдает?» Иисус Христос пришел в мир для того, чтобы эту видимую несправедливость исправить, и исправляет ее. Он берет на Себя наказание наше. Справедливость Божия восторжествует – но не таким образом, что мы с вами будем страдать за наши с вами грехи. Справедливость Божия восторжествует, но мы не будем испепелены гневом Божиим за наши с вами беззакония. Справедливость Божия восторжествует, но не таким образом, что мы будем отправлены в ад, где нам самое место по нашим делам, по нашему грязному сердцу, по нашему отступившему уму. Нет, этого не будет с нами! Будет то, что случилось с разбойником, которого человеческий суд справедливо осудил, и сам он, умирая в тяжелых муках на кресте, осознавал, что с ним справедливо поступили, справедливо его наказали за его преступления. Но он обратился ко Христу всей душой своей и произнес только: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» (Лк. 23, 42). И Господь открывает ему двери рая. Потому что и ради него тоже, ради этого разбойника, Он пришел в мир, и его, этого разбойника, грехи и ответственность Он взял на Себя. И блудниц, и прелюбодеев, и воров, и мытарей, и нас, каждого из нас, грешного и недостойного, грехи Господь взял на Себя. Снял с нас клятву законную – и открыл нам рай.

И для того, чтобы в этот рай войти, нам нужно только одно: нам нужно приникнуть ко Кресту Христову. Вот дорога, вот лестница в рай, вот путь к нашему спасению – приникнуть ко Кресту Христову и возопить к Нему так же, как возопил разбойник: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем!»

И ныне, духовно предстоя страданиям Христовым, духовно сопереживая смерть Спасителя Господа нашего Иисуса Христа на Кресте за грехи всего мира, а значит, и за наши с вами, мы с верой, любовью и надеждой обращаемся к Нему, взываем к Нему: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем!» И веруем, что молитвами Церкви, предстательством святых, благословением Богородицы мы с вами услышим от Христа те же слова, какие были сказаны разбойнику. Хотя, может быть, у нас нет такого раскаяния даже, какое есть у разбойника, – Церковь поможет нам в деле нашего спасения, возместит нам то, чего нет у нас самих. И поэтому мы надеемся, живя под благодатным покровом Церкви Святой, что услышим от Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа: «Днесь со Мною будеши в раи» (Лк. 23, 43). Аминь.

 

(12.04.2012. Страстная седмица. Утреня Великого пятка с чтением двенадцати Страстных Евангелий.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Святая Церковь духовно переносит нас с вами в то время, когда Спаситель мира совершал искупительную жертву за каждого из нас. Господь Сам объяснил смысл этой жертвы. В той беседе, которую Он вел со Своими учениками перед Своими страданиями за весь мир, Он открыл суть Своего пришествия в мир. Как Он Сам сказал, Он уже не говорил притчами, но говорил прямо. И суть сего пришествия в мир Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа заключается в единственной заповеди, которую Он дает Своим ученикам: «Си заповедую вам: да любите друг друга» (см. Ин. 15, 12).

Какая простая заповедь! Но в этой, казалось бы, простой заповеди раскрывается смысл того, что совершил Иисус Христос. Иисус Христос говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (см. Ин. 15, 13). Это Он говорит о Себе. Ему, пришедшему в этот мир, приходится положить Свою душу – за кого? Кого Он называет Своими друзьями? Да тех же апостолов, а вместе с ними и нас, потому что мы тоже сопричислены Его Святой Церкви. Он говорит им: «Уже не называю вас рабами, потому что раб не знает воли господина своего; Я называю вас друзьями, потому что вы знаете волю Мою» (см. Ин. 15, 15).

Слышите, кем нас называет Господь? Мы Его друзья. Как нам быть достойными этого величайшего звания – быть другом Самого Иисуса Христа? Возможно ли это? Как это возможно? Об этом подумать страшно. Мы называем себя и грешными, и рабами, и недостойными – и вдруг Сам Господь называет нас с вами Своими друзьями.

Он открывает нам, как мы можем воистину стать Его друзьями, как мы можем из рабского своего и падшего состояния перейти в великую, славную, радостную когорту тех людей, которые едины с Господом. Одно-единственное нужно для этого: выполнить то, что Господь сказал нам. Это Его завещание, завет нам. Нет другого завета от Иисуса Христа, кроме этого. Это завет Его Крови, но цена этой Крови – Его любовь к нам. «Си заповедую вам: да любите друг друга».

Казалось бы, что значит это? Сейчас в мире мы только со всех сторон и слышим это слово: «Любовь! Любовь! Любовь!» Кто только его не произносит! В каком только контексте оно не говорится! Но та ли это любовь, о которой мы слышим везде: и по радио, и по телевидению, и во всех средствах массовой информации? Неужели об этой любви говорил Иисус Христос? И есть ли отличие между той любовью, о которой говорит Иисус Христос, и той «любовью», о которой мы слышим с вами повседневно?

Есть отличие, дорогие братья и сестры, и отличие самое важное и самое главное. Потому что та любовь, о которой говорит Иисус Христос, это любовь, когда человек не для себя чего-то ищет, а прилагает все силы, для того чтобы помочь тому, кого он любит. Это та любовь, когда человек не о себе думает, а о том, кого он любит. Не для себя старается, а для того, кого он любит. Дни и ночи не спит и переживает не о себе самом, а о том, кого он любит. Изыскивает малейшую возможность сделать что-то доброе не для себя, а для того, кого он любит. Вот главное отличие любви Христовой от той так называемой «любви», о которой так много сейчас говорят в мире.

От той «любви» одно горе и слезы, несчастья и болезни. Потому что в той «любви» человек ищет для себя наслаждения, для себя удовольствия, ищет, чтобы его хвалили, ищет, чтобы им восхищались, ищет, чтобы для него что- то делали. Это страшный и жуткий эгоизм, который недостоин даже именоваться этим великим и святым именем Любви.

Оттуда и происходят все несчастья. Враг рода человеческого произвел подмену: святое заменил на грешное, великое подменил на низменное. Потому и семьи рушатся, потому и дети не любят отцов, а отцы детей, потому и соседи на одной площадке лестничной жить не могут. Потому и в мире люди друг с другом жить не могут, и друг на друга ополчаются, митингуют, ругаются, стязаются, разговаривать уже не умеют друг с другом, только умеют кричать и орать, кто громче закричит, тот и услышан будет. Нет никакой любви в этом мире. Об этом и Господь сказал, сказал тем, кто ищет истинной любви: «В мире скорбни будете». «Но мужайтесь, – сказал Господь, – ибо Я победил мир» (см. Ин. 16, 33).

Чем же победил Господь Иисус Христос мир? Он победил этот мир Своей любовью к нам, грешным. Это ради нас Он взошел на Крест. Потому что нет больше этой любви. Для того были пробиты гвоздями Его руки, что Ему больно видеть, как мы простираем свои руки к деланию зла, как мы скоры на то, чтобы творить своими руками беззаконие. Для того пробиты гвоздями Его ноги, что Ему больно и прискорбно видеть, как мы шествуем за врагом рода человеческого к своей погибели, как мы идем на совет нечестивых, вместо того, чтобы идти на путь праведный. Для того пробито копием Его ребро, что сердце Его исполнено боли о грехах каждого из нас. Но в том величие любви Христовой к нам, что она всесильна. Она всесильна тем, что Господь Своею властию наши беззакония на Себя берет. Он так любит нас, что нашу ответственность на Себя возлагает. Он так любит нас, что те муки, которые надобно нам претерпеть, Сам претерпевает. Он так любит нас, что сходит во ад душ наших, чтобы нас из этого ада возвести к вечному раю.

Вот в чем смысл Креста Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Вот в чем смысл подлинной любви христианской. «По тому узнают вас, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (см. Ин. 13, 35). Какую любовь между собою нам иметь? Да вот эту – любовь Христову, которая не своего ищет, а ищет, как ближнему послужить.

Как скорбно нам стоять пред Крестом Христовым и видеть, как далеки мы от того, что заповедал нам Господь. Как скорбно нам осознавать, как мало в нашем сердце любви Христовой. Но для того Церковь и ставит нас ныне перед спасительным древом Креста Господа нашего Иисуса Христа, чтобы мы испросили для себя сил, и крепости, и вразумления, и наставления, чтобы нам учиться этой великой любви Христовой, чтобы нам исполнить единственную, но благую и спасительную заповедь любимого Господа нашего Иисуса Христа: «Си заповедую вам: да любите друг друга». Аминь.

1

1

1

(17.04.2014 Утреня. 12 Евангелий.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Господь Иисус Христос умирает на Кресте. А люди, которые находятся рядом с Крестом, кричат Ему: «Если Ты Сын Божий, сойди с Креста, и уверуем в Тебя». Так ли странен этот крик? Так ли непонятно, что требуют эти люди? «Сойди с Креста!»

Быть христианином – это значит воспринять Крест Христов в свое сердце. Быть христианином – это значит признать Господа Иисуса Христа Царем своего сердца, своей души. Но так ли легко это на самом деле? Всегда ли нам самим понятно? Вот нам с вами понятно ли, что значит иметь Крест Христов в своем сердце?

Что произошло в самом начале человеческой истории, в чем наша трагедия? Почему люди, находящиеся рядом с Крестом, требуют, чтобы Христос явил им, тут же, внешнее чудо и сошел с Креста? Потому, дорогие братья и сестры, что перед каждым человеком всегда есть выбор. Этот выбор был задан человеку в самом начале человеческой истории. Бог предложил человеку жить вместе с Ним, и жить по главному закону – закону любви, и пребывать в этом единстве с Богом. Ибо Бог есть Источник жизни, и вне Бога нет никакой жизни. Диавол предложил человеку другое. Он сказал человеку, что человек сам бог, и ему не нужна воля Божия – его, человеческая, воля лучше плана Божия о любви, и Царство любви не подходит для человека. И человек сделал свой выбор. И выбрал не волю Божию, и стал строить на земле свое царство. Царство, в котором сильные угнетают слабых, царство, в котором богатые помыкают бедными, царство, в котором силой оружия или силой законов навязывается другим людям воля правителей, царство, в котором нет никакой справедливости, а правят лишь гордыня и самолюбие. «Я! Что я хочу! Какой я силы наберу! Как я заставлю мне кланяться и мне служить!» Завуалированно под тем или иным видом это проявляется у всех народов земли, один и тот же закон. И невольно наш разум уже ничего другого воспринять не может. Мы воспринимаем силу не просто как необходимость, а как то, что необходимо исполнять. И уважением в нашей земной жизни пользуются те, кто в силе, и крепости, и власти. Но что за этим дальше следует? Что следует за царством самолюбия, гордыни, унижения других? За этим следует пустота. Потому что этот путь не ведет к вечной жизни.

Вот он, страшный выбор. Человек ищет, здесь и сейчас, способ, чтобы получить удовлетворение для своего собственного «я», утешить себя, обрадовать себя, гоняется по жизни за этими всеми миражами, никогда их не догоняет и всегда остается несчастным.

Что же принес нам Спаситель мира Господь Иисус Христос? Он принес нам то, чего не может принять наш разум. Потому что наш разум поврежден грехопадением, он не способен это принять. Испорчен наш разум, не работает. Мы не можем понять тайну Креста Господа Иисуса Христа. Мы душой своей понимаем, что те, кто говорили Христу: «Сойди с Креста!» – противники спасения нашего, но разумом мы не понимаем этого. Мы не можем смириться и не понимаем, почему в мире не царствует правда. Мы не можем смириться и не понимаем, почему хорошие люди бедствуют, а плохие благоденствуют. Мы не можем смириться и не понимаем замысла Божия и говорим: «Господи, почему так устроено? Почему мы болеем и страдаем?» Нам самим постоянно хочется сойти с того креста, который нам Господь дал. Он нас раздражает, нам его тяжело нести. Наш испорченный разум говорит нам то же, что говорили Христу: «Сойди с Креста!»

Но почему враг рода человеческого, который дал нам приманку, и прельстил нас, и отравил наш разум грехом, так боится Креста? Потому что Крест Христов – это смерть диавола. Потому что Крест Христов – это жизнь наша. Потому что Крест Христов – это победа над силами зла, и не какая-то временная, здесь, а вечная. Потому что Крестом Своим Господь победил ад, Господь победил того, кто искусил нас. И нам следует пройти через нашу часть этой короткой временной жизни за спасительным Крестом Господа Иисуса Христа, чтобы достигнуть победы над злом.

Крест Христов – это любовь Божия к нам. Крест Христов – это непостижимое чудо. Крест Христов не справедлив, но Крест Христов – это милость Божия к нам. Несправедливо, что Безгрешный умирает на Кресте. Несправедливо, что то наказание, которое должны бы мы с вами понести, несет на Кресте Христос. Несправедливо, что мы, не имея никаких заслуг, получаем вечное Царство и радость. Это несправедливо. Но это слава Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, Который Крестом Своим открывает для нас с вами райские двери. И поэтому-то наша душа возмущается, слыша эти слова: «Сойди с Креста! Докажи, что Ты Сын Божий!» Именно потому, что Господь Иисус Христос – Сын Божий и Сын Человеческий, Он и находится на Кресте. Именно этим Он и доказывает, что Он Сын Божий, ибо Он искупает наши с вами грехи, берет на Себя наши беззакония, возлагает на Свои плечи наши болезни. На Кресте Он дает нам с вами то, что мы сами никогда не смогли бы достигнуть. Он побеждает того, кто искусил нас. Он вновь открывает нам с вами врата Рая, которые захлопнулись за нами тогда, когда мы избирали грех и отворачивались от благодати Божией.

Дорогие братья и сестры! Святая Церковь ныне призывает нас с вами перед Крестом Христовым поклониться Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу всем существом своим, душой своей бессмертной, принять Спасителя и Господа Иисуса Христа в душу свою и начертать Его Крест на своем сердце, с тем чтобы нам, взяв свой жизненный крест, идти ко спасению и жизни вечной.

Аминь.