Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

20.11.1998 Собор Архистратига Михаила. Всенощное бдение.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, обращаясь с особой, усердной молитвой ко всем небесным силам бесплотным, мы с вами с особым чувством, чувством осознания собственных грехов и недостоинств, просим у них - у святых ангелов и архангелов, херувимов и серафимов, всего небесного воинства – помощи в нашей духовной борьбе, которую мы должны вести в своей душе против сил зла.

Сейчас мы слышали с вами Святое Евангелие, в котором Сам Спаситель мира Господь наш Иисус Христос образно, в притче, показывает нам, почему зло проникает в нашу душу. Он сравнивает Себя с сеятелем, который насеял доброе семя на земле. Говоря о Слове Своем, говоря о Царствии Божием, которое Он принес нам, говоря о спасении и вечной жизни, которую Он, наш Спаситель, открыл для нас. И далее Сам Господь говорит, что когда люди спали, враг их посеял злые семена. Обратим внимание, дорогие братья и сестры, на эти слова. Когда были посеяны плевелы, эти злые семена зла? - Тогда, когда люди спали. Это - призыв к нашей душе, чтобы мы духовно не спали. Чтобы мы проснулись от духовной спячки, от безразличия, от холодности, которая есть в нашем сердце. В чем проявляется это безразличие и холодность? - В нашем нежелании молиться, в неумении собрать себя на молитву. В чем проявляются эти безразличие, и холодность, и духовная спячка? – В том, что мы не следим за своими поступками. Я уже не говорю о том, что мы не следим за своими мыслями и чувствами, допуская в себе всевозможную злобу, нечистоту, ненависть, осуждение, раздражение … После этого мы и дела таковые допускаем.

Господь предупреждает нас о том, что враг рода человеческого будет сеять зло в наши души, пока мы духовно спим. Как часто, когда мы сталкиваемся с проявлением зла в мире, особенно это бывает тогда, когда нас кто-нибудь обидит, и нам очень обидно бывает, что с нами так несправедливо, нехорошо поступили, и мы начинаем взывать: почему же Господь терпит такое зло? почему Он не накажет грешника? - Когда мы так говорим, мы в своем безумии сами на себя собираем угли гнева Божия. Потому что если мы внимательно сами на себя посмотрим, то все эти семена зла есть у нас, в нашей душе, в нашем сердце, в нашей жизни. Значит, когда мы говорим: почему же Господь терпит зло? – мы спрашиваем: почему нас Господь терпит?

И вот, Господь Сам объясняет, почему Он терпит зло. Когда взошли семена добрые, взошли и сорняки, плевелы, - так говорит Спаситель Сам в притче Своей. И пришли тогда служители к хозяину и стали говорить: давай мы пойдем и выдернем все эти плевелы. А хозяин отвечает им: Нет! Как бы не получилось так, чтобы, выдергивая плевелы, вы и пшеницу бы не нарушили, и не погубили.

Смотрите, как милосерд Господь к нам с вами! Зная о том, что в наших сердцах есть семена зла, и плевелы греха пустили корни в наших душах, Господь терпит нас, чтобы не погубить нас. Дает нам время исправления и покаяния. Дает нам возможность самим из своего сердца выдернуть это зло, убрать эти плевелы греха. И мы можем это сделать - в таинстве покаяния, исповеди, раскаиваясь в своих грехах и стремясь исправиться. Мы можем это сделать, если не будем духовно спать. Если будем стремиться ко храму святому. Если будем стремиться изучать заповеди Божии. Будем стремиться изучать обычаи нашей Святой Церкви Православной, ее уставы.

И если мы будем к этому всем сердцем своим стремиться, то тогда, когда наступит кончина века, наша участь не будет такова, как описано в притче, которую только что мы слышали, когда в конце существования этого временного мира Господь пошлет Своих ангелов и соберут плевелы, т.е. все зло этого мира, для того, чтобы уничтожить его. А праведники тогда воссияют, как солнце. И если мы с вами будем стремиться к этой праведности, то не будет для нас опасно пришествие Господне, потому что в наших сердцах не будет плевелов, то, что есть еще темное, может быть, в наших душах, Господь благодатью Своею осияет, очистит и освятит нас. Нам только необходимо стремиться к Нему.

Дорогие братья и сестры! День памяти всех небесных сил бесплотных призывает нас с вами к духовной борьбе против зла в наших душах. Мы не одиноки в этой борьбе. Самостоятельно мы не можем выдернуть из своей души плевелы греха, эти сорняки гибели, которые есть в нашей жизни, но мы имеем в помощь святых ангелов и архангелов, херувимов и серафимов и все небесное воинство за нас с вами воюет против зла. Обратимся же к ним с молитвой, чтобы нам с вами духовно бодрствовать, и в тот день, когда Господь придет, нам оказаться вместе с праведниками, которые воссияют, как солнце, в Царстве Отца нашего Небесного.

Аминь.

21.11.1998 Собор Архистратига Михаила. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, когда Святая Церковь молитвенно призывает в помощь всем православным христианам небесное духовное воинство - архангелов и ангелов, херувимов и серафимов - мы с вами, дорогие братья и сестры, должны с особым усердием помолиться о том, чтобы нам в нашей жизни, в повседневной жизни, ежедневно быть верными сыновьями и дочерьми Святой Церкви Православной.

Почему это необходимо? И почему именно в день, когда празднуется память ангелов и архангелов, Святая Церковь напоминает об этом?

Только что слышанное нами евангельское чтение объясняет нам, каким образом мы с вами получаем спасение от зла в этом мире и жизнь вечную. Нам очень необходимо знать путь спасения нашей души, потому что все мы чувствуем, как зло воздействует на нашу душу. Мы чувствуем на себе влияние греха, мы чувствуем, как мы заражаемся этим грехом, мы чувствуем, какие плохие последствия в нашей жизни происходят из-за наших грехов. Как тяжело бывает нам, печально, прискорбно, тоскливо, когда грех затягивает нашу душу, как в водоворот, как в болото, и топит ее.

И вот сегодня мы услышали с вами Евангелие, в котором Господь Иисус Христос говорит Своим ученикам такие слова: «Кто исполняет вашу волю - исполняет Мою волю, а кто исполняет Мою волю, тот исполняет волю Отца Моего Небесного». - Господь говорит это Своим ученикам, апостолам. В Символе веры мы называем нашу веру апостольской, потому что от времен Христа до сегодняшнего дня не прерывается апостольское преемство. - Значит, Церковь наша и есть та самая Церковь, которую на земле основал Господь. А значит для того, чтобы нам слушаться Господа, нам надо слушаться Церкви Христовой и не отступать от ее указаний.

Что сейчас больше всего тревожит человеческие души и чему в настоящее время люди оказались наиболее подвержены? К сожалению, люди очень подвержены, оказались, влиянию различных сил духовных, которые отрывают их от Церкви. А именно: различные экстрасенсы, целители, астрологи, гадатели, предсказатели - завладели душами людей. Люди ищут каких-то магов, ищут тех людей, которые им говорят о том, что им известны какие-то особые знания. Мы видим это все время и по телевизору, по радио и в газетах. Причем видим, что эти люди используют даже иконы, крест, крестятся, бывает. И некоторые, а к сожалению, особенно, среди малоцерковных людей, которые только по крещению православные, а храм Божий не посещают и в таинствах церковных не участвуют, очень этим соблазняются, и начинают этому верить, и начинают этому служить.

Сегодня в Евангелии мы с вами слышали о том, что Господь сказал Своим ученикам апостолам, а, значит, вместе с ними и всем нам – членам Святой Церкви Православной - Господь сказал: «Я даю вам власть наступать на змию, и скорпию, и на всю силу вражию и никакого вреда вам от этого не будет!»

Дорогие братья и сестры! Какой защиты нам еще искать, когда у нас есть высочайшая защита? Сам Спаситель мира Господь наш Иисус Христос дал нам эту защиту. Никто и ничто не повредит нашей душе, если мы будем следовать Церкви Христовой!

Порой послушаешь некоторых людей - у них только и разговоров, как один другому человеку порчу сделал, как надо кого-то отчитывать, а другого надо водой обливать, третьего надо к бабке вести, а четвертый говорит: «Этот не так посмотрел, этот соль насыпал, другой чего-то пошептал …» - Какое безумие овладевает душами людей тогда! Они ведь забывают тогда о том, что есть высочайшая сила - Сила Божия, которую Господь дал Церкви Своей и которой ничто не может повредить!

Когда семьдесят учеников, посланных Иисусом Христом на проповедь, возвратились, они стали с радость говорить Ему: «Господи! Даже бесы повинуются нам, когда мы призываем Твое Имя!» (Лк. 10, 17) – Проповедуя Слово Божие с помощью Божией, они увидели, что никакого духовного вреда ни от каких магов, ни от каких экстрасенсов и астрологов к их душе не прилепилось. - А им Господь говорит: «Да вы не об этом радуйтесь, а радуйтесь о другом - радуйтесь о том, что ваши имена написаны на небесах» (Лк. 10, 20).

Дорогие братья и сестры! Враг рода человеческого хочет нас настолько обмануть, чтобы превратить нас вместо богоподобных людей в какие-то существа, не имеющие даже понятия о вечной жизни. Враг рода человеческого пытается отвлечь нашу душу от знания о том, что мы - дети Божии, и пытается разными лжемудрованиями настолько нас заморочить, чтобы мы забыли о том, что Бог - наш Отец, и поэтому нашептывает нам всевозможные суеверия, которые приводят нашу душу в состояние духовной слепоты. Об этом Господь сказал: «Я видел сатану, как молнию упавшего с неба»(Лк.10,18). Сатана был низвержен из небесной обители за то, что он воспротивился Богу. Мы с вами, если будем послушны Богу, как дети, будем иметь вечную жизнь.

Сегодня в Евангелии мы слышали, как Сам Спаситель мира Господь Иисус Христос благословил Отца Небесного говоря: «Отче, благодарю Тебя, что Ты утаил это от премудрых и разумных и открыл сие младенцам» (Лк. 10, 21). Мудрование человеческого разума, которое мы наблюдаем сегодня и которое было во все времена человеческие, эти мудрования ведут к гибели. А если мы будем, как дети, с открытым сердцем и любовью послушны нашей Святой Церкви Православной, наши имена будут написаны на небесах. Никакое зло не прикоснется к нашей душе. Все жизненные скорби, печали, болезни, переживания – мы перенесем. Все жизненные трудности мы преодолеем. Тот крест, который дал каждому из Господь и который, порой, некоторым из нас кажется слишком тяжелым, если мы будем верить промыслу Божию, в то, что Господь не оставит никого из нас, - этот крест мы пронесем через свою жизнь, зная, что Бог все делает для того, чтобы никто из нас не погиб, но имели бы мы жизнь вечную (Ин. 3, 16).

Дорогие братья и сестры! Действительно в духовном мире идет борьба. Действительно, наши с вами души становятся полем битвы – дьявол пытается обмануть нас и оторвать от Бога, обольстить и заставить нас не слушать Святой Церкви Православной. Но у нас есть и большая помощь - ангелы и архангелы. Ангел хранитель каждому из нас дан в святом крещении. Церковь Христова всех нас с вами объединяет. Матерь Божия, которая выше херувимов и серафимов, всех нас покрывает честным Своим омофором. Не будем слушать этих обманщиков, которые хотят заставить нас с подозрительностью относиться друг ко другу! Не будем слушать рассказов о порчах, наветах, колдовстве, ведомстве, астрологии, гаданиях, предсказаниях - наступим на это, как на силу вражию, потому что Господь дал нам такую власть! Будем преданы Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу. Будем верными детьми нашей Святой Матери Церкви. Не будем суемудрыми и лжеразумными, но как дети последуем за Отцом нашим Небесным, Который уготовал нам вечное Царство. Ему же слава и держава во веки веков.

Аминь.

20.11.1999 Неделя 25-я по Пятидесятнице. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Всенощное бдение.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Завтра наша Святая Церковь чтит память святого Архистратига Божия Михаила и прочих всех Небесных Сил бесплотных.

Сегодня за всенощным бдением мы начинаем возносить им молитву. О чем молимся мы Небесным Силам бесплотным? И почему нам необходима эта молитва? И зачем нам нужна помощь святых Ангелов и Архангелов, Херувимов и Серафимов и всего воинства небесного?

Мы молимся святым Небесным Силам бесплотным потому, что нам необходима их помощь в нашей духовной борьбе, которую мы обязаны вести в своей жизни. Мы не будем христианами, если не будем в своей душе вести борьбу против зла.

Сейчас очень часто приходится слышать слово «духовность». И люди говорят: «Вот, надо, чтобы духовность была большая, чтобы все духовно развивались, потому что в жизни большое значение имеет духовность!» – Мы слышим очень много этих слов, особенно, из уст светских нецерковных людей. Но что такое на самом деле духовность? Что за жизнь такая духовная? И все ли, что связано со словом «духовность», на самом деле хорошо и спасительно?

Святая Церковь раскрывает нам некие тайны, которые мы не можем узнать своим умом. Это – Божественное откровение, которое открывается нам для нашей пользы. И это откровение заключается в том, что в мире духовном есть силы добра и силы зла. И то, и другое духовно, потому что «дух плоти и костей не имеет» (Лк. 24, 39); духа невозможно увидеть глазами или услышать ушами; его невозможно осязать своим телом, своими органами чувств; его невозможно познать.

Дух – это созданное Богом еще прежде творения мира существо. «Вначале сотворил Бог небо и землю» – читаем мы на первой странице Священного Писания (Быт. 1, 1). И это «вначале» было еще до творения самого мира, потому что «небо» – это мир духов, который сотворил Господь, а «земля» это – сотворенный Господом мир материальный.

И вот, в мире духовном произошла некая величайшая трагедия, которая предшествовала всему мирозданию. Некие из духов посчитали себя равными Богу, а, может быть, большими, нежели Бог. И возникла их духовная борьба против Бога. И вот тогда созданные Господом духовные существа во главе с Архистратигом Божиим Михаилом начали духовную борьбу и низвергли отпавших от Господа духов из мира небесного в мир земной.

Какова тайна этой борьбы мы своим разумом познать не можем. Но какова духовная сущность этой борьбы, мы своей душой чувствуем ежедневно. Потому, что на нашу душу воздействуют как силы добра, привлекая нас к любви, к милосердию, к состраданию, к жизни вместе с Богом и по заповедям Божиим, так и силы зла, которые нас постоянно искушают, успокаивая нашу совесть, закрывая нам наши духовные глаза, шепча нам на ухо, что ничего страшного, если мы будем грешить, потому что все грешны, и ничего особенного, если мы не будем соблюдать заповеди Божии, потому что Господь милосерд; и, нашептывая нам такие мысли, привлекают нашу душу ко злу. Об этом сказал Господь, что «извнутрь» – из сердца человеческого исходит все – и что его освящает, и что его оскверняет: гнев, ненависть, обман, ложь, злоба, всякая нечистота (Мф. 15, 19, 20). И вот это и есть духовная борьба.

Спаситель мира Господь Иисус Христос пришел к нам и воплотился, и стал Человеком, и основал на земле Церковь для того, чтобы мы в единстве с Ним не поддались тем силам зла, которые противостали против Бога. А что значит – противостать против Бога? Ведь Бог есть жизнь. Бог есть любовь. – Противостать против Бога, значит противостать против жизни, значит служить смерти, значит подвергнуть самого себя уничтожению, мучению, страданию, гибели.

Сегодня мы обращаемся к Архистратигу Божию Михаилу и всем тем духам святым невидимым, но сильным, которые пребывают ныне вместе с нами в святой Церкви Христовой. Мы просим их, чтобы они помогла нам вести эту духовную жизнь. Мы просим, чтобы мы своими грехами не отгоняли от нас Ангела-хранителя, который приставлен к каждому из нас от рождения. Мы просим, чтобы нам всегда слышать призыв Божий и не слышать искушения вражья. Мы просим о том, чтобы мы понимали, что духовность не всякая свята, а только та духовность, которая в недрах Святой Церкви Православной подается Духом Святым, Которым «всякая душа живится». Любая иная духовность ведет человека к гибели и смерти.

Всевозможные отступления от Церкви, всевозможные суеверия, всевозможные экстрасенсы, целители и гадатели, представители различных иных конфессий, которые кичатся своей духовностью, на самом деле имеют ее, но это та духовность, которая есть у падших ангелов, которые хотят увлечь души человеческие к гибели.

Будем же молиться святому Архистратигу Божию Михаилу, чтобы он нас удержал под сенью Святой Церкви Православной, чтобы он наполнил наши души подлинной святой православной духовностью, чтобы мы в своей жизни всегда одерживали духовную победу.

Святый Архистратиже Божий Михаиле и все Небесные Силы бесплотные, молите Бога о нас! Аминь.

21.11.1999 Неделя 25-я по Пятидесятнице. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Литургия.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, в воскресный день, празднующе память Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил бесплотных, мы просим у Господа Бога благословения на то, чтобы нам постоянно в своей душе вести духовную борьбу – духовную борьбу против сил зла, проникающих в нашу душу, искушающих нашу душу.

Чем можем мы вести эту духовную борьбу? Какое есть у нас оружие? – Есть великое действенное и единственное оружие. Это оружие – наша святая и спасительная православная вера!

Вера – это то – необходимое условие, которое должно быть в наших душах для того, чтобы мы могли победить всякую скверну, всякую нечистоту, всякое искушение и всякую злобу, которые воюют духовно против нас. Как необходима нам вера! Без веры нет спасения.

Сегодня мы слышали с вами Евангелие, которое рассказывает нам о чудодейственной силе веры. На самом деле, трудно ли иметь веру? Как ее сохранить? Что она значит?

Трудно ли, действительно, верить в то, что Бог пришел в мир и стал Человеком? Или для этого нужен какой-то внутренний подвиг? Трудно ли верить в то, что хотя мы и умрем, но, если мы в жизни своей следуем за Христом, то воскреснем и будем жить с Ним? Трудно ли верить в то, что нельзя назло отвечать злом, что нельзя мстить, что нельзя ради какой-то временной выгоды обманывать? Трудно ли в это верить и хранить веру в то, что ты прав, когда молишься Господу, несмотря на то, что тебе порой трудно духовно собрать свои мысли воедино?

Да, действительно, трудно иметь такую веру! Трудно постоянно помнить о том, что Бог все видит и все знает и никакой твой поступок не останется для Него неизвестен, и никакое твое злое дело зря не пройдет и это ты себе же грех наносишь. Трудно в это поверить, но если мы не будем иметь этой веры, если мы не будем знать, что Закон Божий это – единственный закон, который никогда не изменится, что все может исчезнуть и мир даже может закончить свое существование и исчезнуть, а Слово Божие не исчезнет никогда, и Закон Божий останется непреложным (см. Мф. 5, 18).

Трудно в это верить? – Да, дорогие братья и сестры, действительно трудно! Мы сами ощущаем в себе слабость духовную, которая не дает нам иметь такой подлинной веры. Но где нам почерпать силу веры? Где найти укрепление нашей вере? Кто нам поможет?

Сегодняшнее евангельское чтение, с одно стороны, дает нам пример величайшей веры человека, а с другой стороны отвечает на вопрос, кто  может дать нам эту веру.

Когда к Господу Иисусу Христу подошел начальник молитвенного собрания древнего иудейского Иаир и стал просить Его, чтобы Он пришел к нему в дом и исцелил его дочь, Иисус Христос пошел. И, идя по городу они, вместе с апостолами, буквально проталкивались через толпу. И одна женщина, которая 12 лет болела тяжелой женской болезнью, такой, что по древним иудейским канонам ей нельзя было даже на улицу в общество выходить,  и она считалась среди людей нечистой, она решила в себе: «Если я хотя бы к краю одежды Христа прикоснусь, я исцелюсь!» – И вот она, в нарушение бывших тогда законов, пробирается через толпу и сзади подходит к Иисусу Христу и касается края Его одежды, и тут же исцеляется.

Такова была сила ее веры! Так она верила в то, что Господь исцелит ее, что чудо совершилось. Чтобы указать всем нам на силу веры Господь останавливается и, обращаясь к своим ученикам, спрашивает: «Кто прикоснулся ко Мне?» - «Господи! О чем ты говоришь! Кто к Тебе прикоснулся? – со всех сторон Тебя толкают и теснят!» - «Я знаю, - говорит Господь, - что кто-то прикоснулся ко Мне, потому что чувствовал силу, исшедшую от Меня». – И что делает тогда эта женщина? Преодолев все условности, преодолев боязнь быть наказанной за нарушение закона, преодолев стыд, она исповедует перед всеми то, как она 12 лет болела, и как она исцелилась. И господь, ставя нам ее в пример, говорит: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя».

Вот, если бы, действительно, мы с вами имели такую веру! Если бы так в сердце своем веровали! – От каких бы несчастий, болезней и скорбей мы были избавлены! Как бы мы радостно и светло жили, если бы мы имели такую спасительную веру!

Но ее у нас нет… И вот тут же в Евангелии дальше описывается для нас с вами (чтобы мы не унывали, но знали милосердие Господа даже к тем, кто мало верит), что, как только Господь закончил слова эти говорить, приходят и говорят начальнику синагоги: «Нет, ты уже не беспокой Учителя – дочь твоя умерла». – И тут Господь говорит ему такие слова: «Не бойся, только веруй!» – И прийдя к нему в дом, Он выгоняет всех, оставляет только Петра, Иакова и Иоанна, родителей этой девочки и говорит им: «Она не умерла, но спит», - показывая, что смерть для Бога – временное явление и во власти Божией возвратить жизнь. Но что происходит со всеми? – Они не верят Христу. Они не слушают Его. Нет в сердцах их веры в эти слова. Тогда Господь их всех выгоняет и закрывает двери, и берет за руку девочку и говорит: «Восстань!» – И совершается чудо! Жизнь возвращается к ребенку.

Смотрите! Не было у них веры, а Господь совершил чудо, зная маловерие их души, совершил чудо, потому что пришел к ним, потому что они пригласили Его в свой дом.

Вот так, дорогие братья и сестры, и мы с вами. Хотя мы осознаем себя маловерными, должны звать Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа в дом своей души, в дом своей жизни, чтобы с нами был Господь. И тогда Господь по Своему милосердию поможет нам оживить наши неверующие души, восставит нас, укрепит нас, даст нам силы против всех искушений. Его милосердием мы спасаемся.

Как же нам призвать Господа в дом своей души? – Есть прямой путь для этого: прийти в дом Божий, в храм Господень. – Вот, место, где наиболее близко Господь к нам. Вот, где мы научимся молитве. Вот, где мы очистимся покаянием. Вот, где мы с Самим Господом соединимся, так, что Его Пречистое Тело станет частью нашего тела, а Его Честная Кровь – часть нашей крови в принятии святых Тайн Его.

Дорогие братья и сестры! Каждый из нас ведет в своей жизни сложную духовную борьбу против сил зла. Спаситель мира Господь Иисус Христос пришел в мир для того, чтобы никто из нас не погиб, но мы имели жизнь вечную (Ин. 3, 16). Будем просить у Него спасительной веры, которая будет укреплять нас каждый день нашей жизни. Будем молиться Ему, чтобы Он никогда не разлучался от нас, чтобы Он всегда пребывал в нашей душе. Будем стремиться в дом Божий – в храм Божий, чтобы освятиться благодатью Духа Святаго.

Аминь.

20.11.2000 Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил

 бесплотных. Всенощное бдение.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Накануне праздника, посвященного Небесным Силам бесплотным, Святая Церковь обращает наше внимание на ту бесплотную, т.е. духовную борьбу, которую мы с вами должны вести в своей душе.

То Святое Евангелие, которое мы только что слышали, говорит об этой духовной борьбе. Сам Господь Иисус Христос рассказал об этом притчу, Сам же ее растолковал, где души человеческие сравниваются с полем, на которое Сын Человеческий, Господь Иисус Христос, всевает доброе семя, а враг рода человеческого – дьявол – всевает плевелы, т.е., в переводе со славянского, сорняки. И вот, когда восходит и вырастает из доброго семени доброе зерно, так же вырастает из злого семени злые плевелы.

Эта притча, которую Господь рассказал нам, должна нас призвать к особому тщательному вниманию к состоянию своей души: в каком она состоянии? что выросло в ней, какой плод – добрый или злой?

Порой, видя в мире зло и видя, как зло царствует в мире, а оно, действительно, царствует – об этом и Сам Господь сказал, что мир во зле лежит, но Сам же Господь и говорит, что «царствует там, но не вечнует» – так вот, видя видимое торжество зла, иногда мы приходим в уныние и говорим: «Господи! Ну что же это происходит? Почему Ты не покараешь злых? Почему Ты Своей огненной десницей не поразишь их?» – Порой такие безумные мысли приходят к нам в голову, когда мы видим, что, как нам кажется, мера зла, мера неправды, мера насилия, мера скверны, казалось бы, уже превысила все возможности человеческого разума.

И мы думаем тогда: где же Божественная справедливость? – Но когда мы так размышляем, мы упускаем один момент – не призываем ли мы на самих себя в этом случае и на свою душу, на свою жизнь карающий меч справедливой десницы Господней? Ибо если мы призываем Господа уничтожить зло, уничтожить плевелы зла, можем ли гарантировать, что в нашей душе нет этих плевел? что в нашей душе нет этого зла? И, негодуя о торжестве зла в мире, понимаем ли мы то, что в нашей душе зло тоже может торжествовать, а мы по своей духовной слепоте этого не видим?

И вот, мы слышали сегодня в притче, как мудро отвечает Господь тем слугам Своим, которые говорят Ему: «Господин! пошли нас, и мы выберем плевелы и уничтожим их!» – А Господь им отвечает: «Нет! Как бы вы, восторгающе плевелы, не уничтожили бы и пшеницу». – Вот, как Господь заботится о наших душах, зная, что, к сожалению, в наших душах произрастает и то, и другое – и доброе семя дает в наших душах всходы, но и плевелы, злое семя, грехи в наших душах есть. И вот, Господь дает нам время, чтобы мы успели исправиться, успели измениться до того времени, когда Господь пошлет Своих Ангелов, чтобы они исторгнули из мира все грехи и соблазны.

Как милостив Господь, призывая нас к покаянию и обращению! Но почему же эта евангельская притча именно накануне празднования святого Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил бесплотных читается? – Да именно потому, что мы с вами в этой духовной борьбе должны призывать себе на помощь святого Архистратига Божия Михаила и все воинство Архангелов и Ангелов, славящих Господа. – Почему? – Да потому, что они уже начали эту духовную борьбу еще прежде творения видимого мира, когда отпал Денница от общения с Богом.

Святой Архистратиг Божий Михаил уже тогда начал духовную брань против сил зла. А мы с вами – наследники Адама, который согрешил, и мы вместе с ними согрешили, ибо каждый из нас в нашей личной жизни согрешает, отпадая от Бога, - ныне обращаемся к ним, к духовным Силам бесплотным, чтобы они помогли нам в нашей духовной борьбе. И весь духовный опыт Церкви Христовой показывает нам, сколь действенна их помощь, сколь сильна их помощь.

Как безумны будем мы, если решим, что в духовной борьбе мы сами что-то можем достичь, каких-то успехов! – Прелесть нас ожидает тогда или духовное падение, потому что мы не имеем ни великого духовного опыта, ни духовных сил, ни духовных подвигов, достойных этой борьбы, - нет у нас ничего. Но ведь как бывает, когда совершается война, и идут полки, то наиболее сильных ставят впереди против врага, а наиболее слабые идут сзади. – Вот, и мы счастливы, что в нашей духовной борьбе у нас впереди духовно сильные и непобедимые Архангелы, и Ангелы и все воинство небесное. И если мы будем идти за ними, то и мы будем одерживать эти духовные победы.

Вот, в чем радость единения с Церковью Христовой; вот, в чем счастье быть православным христианином, потому что мы не одиноки – с нами Господь, с нами Силы Божии. Прославим же Спасителя мира Господа Иисуса Христа, давшего нам великих помощников в нашей духовной борьбе против сил зла и победившего эти силы зла.

Аминь.

20.11.2002 Собор Архистратига Михаила. Всенощное бдение.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Святая Церковь призывает нас обратиться с особой молитвой к духовным силам бесплотным – к Архангелам и Ангелам, к Херувимам и Серафимам.

Произнося названия этих сил бесплотных, мы не можем представить себе, каковы они есть на самом деле. Ибо само слово «бесплотные» говорит о том, что их существо полностью духовно и не имеет плоти. А раз существо тех, к кому мы обращаемся с молитвой духовно, то и суть сегодняшнего праздника заключается в том, что мы с вами должны вести духовную борьбу в своей жизни.

В отличие от Ангелов и Архангелов и прочих Сил бесплотных мы, люди, имеем тело, которое подвержено законам жизни материальной, и имеем душу, которая подвержена законам духовным. Но в мире духовном есть разделение. Недаром святой апостол и евангелист Иоанн Богослов предупреждает, говоря: имейте дар различения духов. То есть силы духовные, наставляющие нас к добру, а есть силы духовные, отвлекающие нашу душу ко злу.

И те и другие силы имеют возможность соприкасаться с нашими душами. Но ни те, ни другие силы – ни силы добра в виде Ангелов, ни силы зла в виде демонов не имеют возможность нечто сделать с нашей душой насильно, без нашей воли. Если наша воля будет расположена к добру, и мы будем молиться и просить помощи у духовных сил бесплотных – Архангелов и Ангелов, чтобы они наставили нас на путь доброделания и спасения, то мы получим эту помощь. А если наоборот – наша душа будет сломана греховным мечтанием, нечестивым помыслом, стремлением к тому, что является грехом, то враг рода человеческого тут как тут окажется и подтолкнет нас в яму падения греховного.

Об этом сегодня мы с вами только что слышали в Святом Евангелии притчу, которую рассказал нам Спаситель мира Господь Иисус Христос очень образно, доходчиво, понятно. Ведь знаете, что происходит с нами по нашему маловерию, по нашему слабоволию и потому, что мы не имеем достаточной воли к добру? – Мы часто рассуждаем, говоря: «Почему Господь допускает зло? Почему Он допускает, чтобы в мире творились убийства? Почему Он допускает, чтобы совершались насилия и войны, несчастья  болезни?…»

Мы ропщем на то, что в нашей жизни проявляются силы зла, но забываем о том, что силы зла, равно как и силы добра, воздействуют на души людей, а людские души принимают это добровольно – либо добро, либо зло. И когда мы сетуем на зло в мире, мы забываем о себе самих – а как наши души с вами? Они что, всегда только добрые помыслы принимают? Мы с вами всегда только к добру стремимся? У нас с вами нет разве греховных поползновений, или грехов, или нечестия, или скверны в сердце нашем?

Вот притчу мы слышали, как Господь сравнил Себя с сеятелем, который посеял добрые семена на поле. А одновременно пришел враг и посеял сорняки. Взошло доброе семя, добрые колосья. Взошли и сорняки – по-славянски «плевелы». И вот тогда слуги хозяина приходят к нему и говорят: «Смотри, возросли плевелы! – То есть зло взросло на поле, на котором было посеяно добро. – Не пойти ли нам и вырвать эти плевелы?» - Что отвечает Господин? – Он говорит: «Нет, как бы не получилось так, что вы, вырывая плевелы, выдерните и пшеницу! Оставьте, пусть и то, и другое растет до жатвы».

О чем эта речь? – Да это речь, дорогие братья и сестры, о наших с вами душах. В наших душах как добрые семена растут - такие, как стремление к вере, надежде, любви, к милосердию, состраданию; так и злые плевелы растут – осуждения и гнева, раздражения и нетерпения, неправды и злобы. Эти плевелы растут в нашем сердце. И вот Господь, беспокоясь о нас – чтобы, исторгая зло из этого мира, нас с вами не погубить, дать нам возможность исправиться. Ведь если бы сейчас, сию секунду, над каждым из нас был совершен праведный суд, кто бы из нас остался оправданный?

Господь дает нам возможность покаяния и исправления. Господь дает нам возможность обращаться к Святой Церкви – к ее спасительным Таинствам, чтобы под действием Духа Святаго, как под благодатной росой, росло в наших душах доброе семя, а плевелы погибали. Действительно, далее, говоря о кончине мира, Господь говорит: «Когда же наступит время жатвы, тогда будут посланы Ангелы и соберут плевелы, чтобы сжечь их; а пшеницу соберут в житницу Мою. Тогда праведники воссияют как солнце в Царстве Отца Моего».

Дорогие братья и сестры! В том и надежда нашей веры, для того мы и в храм Божий ходим и молимся, что мы надеемся, что мы воссияем как солнце в Царстве Отца Небесного. Мы надеемся на Бога, Который поможет нам исторгнуть из нашей души злые плевелы, ибо Господь дает нам для этого орудие – Таинства Святой Церкви, Таинства Покаяния, Причастия Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовой, которая есть залог жизни вечной.

Вот что такое духовная борьба! Вот почему мы обращаемся ныне к Ангелам и Архангелам, потому что чувствуем недостаток своих собственных сил, чтобы противостоять силам зла. Но нужно помнить всегда, что наша воля должна быть устремлена ко спасению. Мы должны стремиться ко спасению, а не к погибели. Насильно нас никакой Ангел на небо не поднимет, так же, как никакой бес в ад нас насильно не затащит.

Об этом хорошо говорится в патерике, когда описывается видение одного блаженного старца, который увидел одного человека, проходящего мимо храма. И этот человек около храма стал бросать камни. А потом он пошел в другое место – нечестивое, в кабак, и стал целовать стены этого заведения. Удивленные люди спросили у него: что ты делаешь, почему ты так поступаешь? – А он сказал: «Когда я шел мимо храма, я видел полчища демонов, которые терзали себя и вопили от отчаяния, ибо они не могли войти в святыню Божию, куда вошли люди молиться, а люди, находящиеся в храме, молились о спасении. Поэтому я и бросал в этих демонов камни. А когда я подошел к месту нечестивому, я увидел Ангелов, которые не могли войти в это нечестивое место и плакали о тех людях, которые предавались блуду и пороку в этом месте. И поэтому я целовал их.

Вот, дорогие братья и сестры, эта образная картина показывает нам, что Небесные Силы духовные должны быть нашими соработниками. Если мы сами не будем прилагать усилия к своему спасению, если мы сами не приложим усилия к духовной борьбе, то тогда мы можем оказаться среди тех плевел, о которых сказано в притче.

Да не будет с нами этого! Будем посещать храм Божий, будем молиться Господу Богу, будем внимательно слушать заповеди Божии, будем милосердными и будем прощать друг другу грехи различные. Будем просить у святых Ангелов и Архангелов, чтобы они научили нас подлинной духовной жизни, чтобы нам победить силы зла и всегда пребывать со Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков.

Аминь.

20.11.003 Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. Всенощное бдение.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Встречая праздник Архистратига Божия Михаила и прочих всех Небесных сил бесплотных, мы с вами слышим Святое Евангелие, которое учит нас, как нам должно вести духовную борьбу. Это – праздник, посвященный Ангелам Господним, праздник, посвященный Ангелам-хранителям, которые есть у каждого из нас, праздник, посвященный небесным покровителям, силам Господним, высшим творениям Господа, которые были сотворены Им еще до сотворения мира, потому что когда мы читаем в Священном Писании, что «в начале сотворил Бог небо и землю», мы из толкования святых отцов знаем, что небо – сие есть мир духовный, а земля есть мир материальный. И узнаем, что небесные жители есть духи бесплотные, от которых, к сожалению, произошло и зло в мире, ибо некоторые из этих духов бесплотных не пребыли в послушании Богу, но отступили от Господа и в безумии своем, в гордыне и превозношении своем решили враждовать против Господа. Откуда и произошло зло в мире нашем. И вот, в сегодняшний день, когда мы с особой молитвой обращаемся к силам духовным невидимым, мы понимаем, что мы просим у Господа сил на ту борьбу, которую каждый христианин в душе своей ведет, то есть на борьбу против сил зла.

Эти силы зла не какие-то внешние материальные. Как часто мы злимся совершенно неразумно и думаем, что зло происходит от кого-то из внешних людей, и осуждаем то власти, то наших соседей, то наших родных, то самих себя, не понимая того, что борьба происходит и в мире духовном, и в первую очередь в нашей душе. О чем говорил Апостол Павел – что наша борьба не против плоти и крови, то есть не против того, что внешне происходит; проще сказать – всегда в разговорах все это сводится между людьми на какие-то политические мотивы, особенно сейчас это, очень много об этом говорят; на какие-то внешние мотивы, которые зависят от здоровья или не от здоровья, от успеха или не от успеха, – а на самом деле борьба проходит в душе человеческой, между добром и злом. И какой путь избирает человек – путь добра или путь зла. Казалось бы, так просто! Так просто – Господь предлагает нам: избери жизнь, избери путь, следуй за Мной! И Господь Церковь на земле создает, чтобы нам не трудно было идти за Ним. Не сами мы протаптываем тропу, по которой нам идти в жизнь, не мы разведываем, куда нам идти, – очень же просто – Христос за нас уже узнал, куда идти, и нас ведет к этому спасению, – важно за Ним пойти. Но вот тут-то и приходят в жизни искушения. И эти искушения уводят нас от истинного пути. И вот то Евангелие, которое мы только что сегодня с вами слышали, как раз очень правильно показывает нам, откуда приходят искушения.

Господь Иисус Христос рассказал простую притчу о поле, на котором были посеяны семена хорошие, и о враге, который пришел и насыпал туда семян сорняков. Я хочу обратить ваше внимание, дорогие братья и сестры, – как же этот враг, который сорняки-то, по-церковному говоря – плевелы, насыпал, как же он пришел, как он сумел прийти? Как он сумел насыпать эти сорняки? В Евангелии дается точный ответ, где говорится: «Спящу же», – то есть когда спали те, кто должны были охранять это поле, тогда враг пришел и семена сорняков насыпал. О чем эти слова? Они о том, что наша душа с вами  не должна спать, мы не должны духовно уснуть. Этот сон духовный – наша гибель. Если мы духовно уснем, то придет враг рода человеческого и посеет в наших душах семена зла. Вот к чему приглашает нас сегодняшнее Евангельское чтение – чтобы нам духовно не спать, быть бодрыми. К этому и Спаситель мира Господь Иисус Христос постоянно нас зовет. Он зовет нас, христиан, тех, кто последовали за Ним, к бодрости. А что такое не спать духовно? Это значит никогда не забывать, что мы с вами крещены во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Что значит не спать? – Это значит помнить, что мы запечатаны печатью дара Духа Святаго. Что значит не спать? – Это значит всегда помнить, что мы сыновья и дочери Великой Святой Церкви православной. Что значит не спать? – Это значит в нашей жизни всегда стремиться прежде, чем что-то сделать, подумать, что мы делаем, соответствует ли это заповедям Божьим. Вот она, бодрость духовная!

Попросим же сегодня у Святого Архистратига Божия Михаила, который поднял первый на небе борьбу против сил зла и поверг Сатану в преисподнюю, попросим у него помощи, чтобы он научил нас быть духовно бодрыми, всегда бороться против зла, видеть это зло и ниспровергать его силою Честнаго и Животворящего Креста, и силою Господа нашего, воскресшего из мертвых и даровавшего нам великую победу над всею силою вражьею.

Аминь.

21.11.2003 Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы с особыми, усердными молитвами обращаемся ко Святым Архангелам и Ангелам, к своему Ангелу-хранителю и к силам духовным. Сегодня каждый православный человек празднует день своего Ангела, того Ангела, который был дан человеку при купели Крещения, – Ангела-хранителя.

Зачем человеку нужен Ангел-хранитель? Для того он нужен человеку, чтобы человек мог вести духовную борьбу. Ведь временная жизнь человека на земле – это особый путь, – путь духовной борьбы человека со злом. Если человек не борется со злом, зло его побеждает, и человек становится рабом зла. И зло свивает в сердце у человека себе гнездо, делает из человека дом зла, и человек это зло на других людей распространяет. И тогда о таких людях говорят – «Это духовно мертвый человек».

В мир пришел Спаситель Господь Иисус Христос, для того чтобы человека освободить от рабства злу. Чтобы человек не был связан узами греха, чтобы не царствовала в сердце человека дьявольская гордыня, самолюбие, эгоизм, а чтобы в сердце человека царствовал Свет Божий, вера, надежда и любовь.

Сам человек самостоятельно добиться этого не может, и поэтому Святая Церковь, которую на земле основал Спаситель мира Господь Иисус Христос, ведет человека по этому пути борьбы. Действительно, верна тут пословица русская: «Один в поле не воин». Один человек самостоятельно, без Церкви Христовой, не может вести духовную борьбу против зла. Зло окажется его сильнее, если человек будет уповать и надеяться на свои слабые силы. Но если человек будет с Богом, если Ангел-хранитель будет вести человека за руку по его жизни, то даже если человек в своей борьбе и будет иногда побеждаем грехом, и будет падать, и согрешать, то Ангел-хранитель восставит его, Церковь Христова исправит его, Сам Спаситель мира Господь Иисус Христос даст силы таковому человеку, чтобы в его душе мир и любовь пребывали.

Дорогие братья и сестры! Мы призваны к духовной борьбе. Собственно говоря, понятие «духовная жизнь» – это и есть духовная борьба. Мы сейчас много слышим и по радио, и по телевидению, и в разговорах так называемых «интеллигентных» людей рассуждения о некой «духовности». Говорят: «Как хорошо! Надо, чтобы была духовность; чтобы в обществе была духовность, чтобы в книгах была духовность», – и вот употребляют все это слово, сами не понимая, каково же значение этого слова. Всякому ли «духу» можно верить? И всякое ли «духовное» действие – это направленное действие к добру? Смотрите, мы только что слышали с вами Святое Евангелие, и в нем повествуется о том, как обрадованные ученики Христовы пришли к Иисусу Христу и стали хвалиться Ему, радоваться и говорить: «Господи! Нам даже бесы повинуются о Имени Твоем». А что им Господь сказал? Он сказал: «Я видел Сатану, ниспадшего с неба». То есть Он указывает им на то, что само по себе проявление духовной силы еще не значит, что сия сила духовная направлена к добру. «Об этом не радуйтесь, – говорит Господь Иисус Христос Своим ученикам, – что вам бесы повинуются. Радуйтесь о том, что ваши имена написаны на небе».

Вот, дорогие братья и сестры, это предостережение нам с вами, как мы должны быть внимательны ко всяким духовным явлениям, которые происходят в жизни. Ведь сила зла – это тоже сила духовная, и зло начинается с действия в духовной жизни человека. Когда человек начинает чувствовать свое превосходство над другими людьми, когда в сердце человека появляется мысль, что он лучше, умнее других, когда в сердце человека появляется жесткость, жестокость по отношению к тем, кто страдает, – это проявление духовного зла в сердце человека делается. Сколько сейчас есть различных лжеучителей, которые говорят, что они научат нас духовной жизни, зовут нас на свои собрания, бросают нам листовочки в наши почтовые ящики, предлагают нам на улице разноцветные книжки, и все они говорят о «духовности». Вот тут и вспомните слова Священного Писания о том, что не всякому духу нужно верить (1Ин. 4, 1). Где же подлинная сила Духа Святаго? Там, где Творец мира и Создатель, где путь спасения и путь жизни, где Сам Спаситель Господь Иисус Христос, – то есть в Церкви Христовой. Зная о том, что нам в одиночку трудно даже распознать силы зла, трудно выбор сделать, что нас легко обольстить, Господь создает на земле Свою Святую Церковь, в которой Он пребывает во все дни до скончания века, и «врата адовы не одолеют ее» (Мф. 16, 18).

Смотрите, какое обещание дает Господь, что «врата адовы», то есть силы зла, не одолеют Церковь. Что нам где-то искать какой-то особой духовности, когда с нами Дух Святый, Который сошел на Святую Церковь в день Пятидесятницы! Здесь, в Церкви Христовой, плоды Духа Святаго. Здесь Сам Господь вместе с нами.

Дорогие братья и сестры, как счастливы мы должны быть тем, что мы принадлежим Церкви Христовой. Но что происходит? Враг пытается найти щелочку даже в здании Церкви Христовой и внушить нам сомнения в том, правильно ли ведет Церковь Христова людей ко спасению. Особенно в последнее время появляются различные брошюрки, книжки; так вот, шепчут, как слухи передают, – вот, времена наступают такие, что в храм ходить нельзя; вот, везде ИНН – страшное дело! Вот, печать уже антихристова, и все мы погибнем…

Дорогие братья и сестры, вы слышали только что сейчас Святое Евангелие, слово Божие, что Господь нам, верующим в Него, сказал: «Вот, Я даю вам власть наступать на змею и скорпию и всю силу вражию, и ничтоже вредит вам». – Вслушайтесь в эти слова. Ведь с нами Бог. Ничто нам не страшно. Никто не может победить человека, который живет в единстве с Богом. Ничто не может повредить душе человеческой, в которой Дух Святый пребывает. Никто не может насильно, без воли человека, свети его во ад. Потому что Сам Господь Иисус Христос жизнь Свою отдал на Кресте за то, чтобы мы, верующие в Него, не погибли, но имели бы жизнь вечную (Ин. 3, 16).

Поэтому в сегодняшний день, услышав сие благовестие, слово Божие, будем твердо следовать за Святой Церковью Православной, будем твердо, с уверенностью в непреложности слов Господних, быть верными дочерьми и сыновьями Церкви Христовой. Будем просить, чтобы Ангел-хранитель никогда не отступал от нас, но давал бы нам силы наступать на всю силу вражию. А если и случится нам упасть или согрешить, будем помнить, что есть Таинство Покаяния, и Церковь Христова подымет, и укрепит нас, и даст нам силы жить в вере, надежде и любви с Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков.

Аминь.

20.11.2004 Неделя 25-я по Пятидесятнице. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Всенощное бдение.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Завтра Святая Церковь с особым усердием призывает нас обратиться с молитвой к Небесным Силам бесплотным – к святым Архангелам и Ангелам. И сейчас, уже сегодня, во время совершения нами всенощного бдения, мы обращаемся с молитвословием к этим духовным существам, молимся им и просим у них помощи.

В чем духовным смысл праздника, который ныне мы предваряем? Духовный смысл этого празднества заключается в том, что мы – люди, созданные по образу и подобию Божию, имеем тело, которое живет по законам мира материального, и имеем душу, которая и есть образ и подобие Божие в нас. И очень важно нам всегда помнить, что у нас есть бессмертная душа. Очень важно всегда нам помнить, что жизнь нас, людей, не заключается только в том, чтобы нам заботиться о том, что нам есть, или, во что нам одеться, или как нам устроить свое жилище. Жизнь наша человеческая подлинная зависит от той духовной жизни, которая может и должна быть у каждого из нас.

И вот, Святая Церковь, призывая нас к духовной жизни, не оставляет нас одинокими. Она не говорит: «Вот, дал вам Господь заповеди, по ним и живите. Велено вам молиться, вот вы сами и молитесь. Сказано вам, чтобы вы постоянно жили с памятью о Боге, вот так и живите». – Церковь не просто указывает нам, что нам нужно делать. Она постоянно лелеет нас, и заботится о нас, и приводит нас с вами ко спасению. И, конечно, мы невероятно слабы в духовной жизни, потому что духовная жизнь – это есть духовная борьба.

Человек в материальной жизни всегда должен преодолевать какие-то трудности. Например, чтобы заработать на хлеб насущный, человек должен трудиться. Раньше это был простой труд – человек вскопал землю, посадил хлеб, вырастил его, собрал его, этим и питается. Сейчас, когда развилась цивилизация, то каждый человек трудиться в меру данного ему таланта в той профессии, которую имеет. Но все равно исполняется та заповедь, которую дал Бог Адаму, после того, как он потерял рай: «В поте лица твоего будешь зарабатывать хлеб твой». Итак, для тела мы трудимся, чтобы его напитать. Мы преодолеваем трудности для того, чтобы иметь достаточный уровень материальной своей жизни, прилагаем к этому силы и разум свой. Но в духовной жизни тоже все не просто дается. Потому что духовная жизнь, это – постоянная духовная борьба добра со злом.

Враг рода человеческого, по словам Писания, как лев рыкает и ищет, чтобы погубить нашу душу (1Пет. 5-8), предлагая нам различные искушения. А преодолеть эти искушения, это и есть духовная жизнь, духовная борьба. И если бы мы были предоставлены самим себе, своим слабым силам, мы бы никогда не смогли победить в этой духовной борьбе. Но у нас есть великое воинство, которое помогает нам в этой духовной борьбе. Это воинство изначально стало на Божию сторону еще в начале творения мира. Когда был низвержен Денница с небес, то небесное воинство во главе с Архистратигом Божиим Михаилом стало вести великую духовную брань добра со злом. И в этой духовной брани мы находимся под покровительством Небесных Сил бесплотных.

В Святом Крещении каждому из нас дан Ангел хранитель. Мы обращаемся к Ангелу хранителю в утренних и вечерних молитвах. Мы просим у него, чтобы он раскрыл над нами свои крылья и наставлял нас всегда на путь спасения. Ангел хранитель, данный каждому человеку, это – промысел Божий о человеке. Все то лучшее, что может сделать человек в своей жизни, все те духовные высоты, которые он может достичь, воплощены в личности Ангела хранителя, который оберегает каждого из нас. Мы можем взять себе Ангела хранителя в союзники тогда, когда мы желаем своего спасения; тогда, когда мы просим у Господа сил и просим у Господа помощи в нашей духовной жизни; когда мы искренне желаем исправиться, когда мы искренне желаем побороть свои грехи. И пусть даже мы бываем побеждаемы грехами, и падаем в искушения, и согрешаем, но с помощью Церкви, с помощью Ангела хранителя мы вновь восстаем и побеждаем зло в самих себе.

Но мы можем и отогнать от себя Ангела хранителя – тогда, когда мы отчаиваемся в своем спасении; тогда, когда мы говорим: «Уж я такой грешный человек. Не буду я молиться. Что толку? Нет смысла. Все равно мне не исправиться». – То есть когда человек отчаивается в надежде своего спасения, перестает молиться, перестает обращаться к Таинствам церковным, начинает грешить и в грехе своем не хочет покаяться, что может тогда Ангел хранитель? – Он только с плачем может отступить от такого человека и горько сокрушаться о его погибели. В житиях святых многократно описывается то, как Ангелы хранители радуются о душах праведных и помогают им преодолевать искушения, и скорбят и плачут о душах грешных людей, которые не желают исправляться и каяться.

Сегодня Господь промыслом Божиим через наших Ангелов хранителей привел нас в этот святой храм для того, чтобы мы с особым усердием помолились Небесным Силам бесплотным, чтобы нам проводить праведно духовную жизнь, и, сознавая себя, грешными, никогда не отчаиваться, но всегда надеяться на Господа Бога, Его Пречистую Матерь, Его Святую Церковь и на покровителей наших – Ангелов хранителей и Небесных Сил бесплотных, которые вместе с нами осуществляют духовную борьбу.

Восславим же Господа, все делающего для нашего спасения. Испросим благословения для дальнейшего проведения нашей духовной жизни. Будем вместе с Бесплотными Силами бороться против зла в наших сердцах, каяться в своих грехах, исправляться и идти по жизни за Господом нашим Иисусом Христом. Ему же слава во веки веков.

Аминь.

(21.11.2012 Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Святая Церковь обращает наш взор к Архангелам и Ангелам. Духовные Силы созданы Господом еще в начале Его творения. Когда мы откроем Священное Писание, то на самой первой странице прочтем: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). Небо, созданное в начале, на библейском языке – это мир духовный, невидимый. Земля на библейском языке означает мир материальный, видимый нами. Человек, созданный по образу и подобию Божию, принадлежит к этим обоим мирам. У него есть тело, которое повинуется законам материальной жизни, и у него есть душа, которая живет жизнью духовной.

Что же это такое – духовная жизнь? Ведь вера наша – это и есть духовная жизнь. Что это такое? Очень часто мы слышим такие рассуждения о «духовности»: говорят, человек «духовный» или «не духовный», культура «духовная» или «не духовная». Всякому ли духу надлежит верить?

Сегодня мы только что слышали Святое Евангелие, в котором повествуется о том, как 70 учеников пришли к Иисусу Христу и стали радостно Ему рассказывать о том, что о имени Иисуса Христа им, Его ученикам, даже духи повинуются, даже бесы повинуются (см. Лк. 10, 17). Христос несколько охлаждает их радость и указывает на самое главное, ради чего существует духовная жизнь. Он говорит: «Не о том радуйтесь, что бесы вам повинуются. Я даю вам власть наступать на змею, и скорпию, и всю силу вражию, и ничего вам не повредит. Радуйтесь о том, что имена ваши написаны на небесах» (см. Лк. 10, 19–20).

Дорогие братья и сестры! Сегодня, когда мы прославляем святаго Архистратига Божия Михаила и все Воинство Небесное, духовное, невидимое, нам нужно понять, что значит для нас с вами духовная жизнь. Как это определить одним словом – как правильно жить духовной жизнью? Святая Церковь на это нам дает ответ.

За что прославляется Архангел Михаил и все Небесные Силы духовные? В самом начале, когда Бог создал небо и землю, мир духовный и мир материальный, в мире духовном среди высших духов произошла некая брань, то есть нестроение. Некоторые из созданных Богом духов, духовных Сил, не захотели жить вместе с Богом и быть в воле Божией, не захотели подчиняться Богу. Они, созданные Богом, творения, захотели быть равными Богу. Имея от Бога-Создателя уникальные свойства, имея от Бога-Создателя уникальный ум, имея от Бога-Создателя необычайные силы, эти духи не захотели быть вместе с Богом. И вот тогда Архангел Михаил – один из созданных Богом высших духов, вместе с другими духовными Силами, низверг этих противников Божиих с небес.

Это был сатана, низверженный Архангелом Михаилом. Он захотел быть равным Богу. Он захотел поднять войну против Бога. И более того: когда уже был создан человек, он стал продолжать эту войну, искушая человека не повиноваться Богу.

Итак, в чем же настоящая духовная жизнь? В чем она? Ведь и враг рода человеческого диавол – он тоже дух. Духовная жизнь может быть не только доброй. Есть люди – служители зла, и это тоже «жизнь духовная», только какая? Не спасительная, а гибельная. Как же проверить себя: какая у тебя духовная жизнь?

Сегодняшний праздник дает нам на это ответ. Что сделал Архангел Михаил? – Он остался верен Богу. Что сделал Архангел Михаил? – Он воевал против сил зла. Что сделал Архангел Михаил? – Он не свою волю захотел осуществлять, а предал себя полностью в волю Божию. И все Ангелы, Архангелы и Силы Небесные, оставшиеся с Архангелом Михаилом, полностью себя посвятили Богу, и их воля отражает волю Божию.

Значит, возьмем на себя этот пример. Мы тоже имеем душу. Она у нас невидимая, принадлежит миру духовному. Что значит жить подлинной духовной жизнью? Значит, в душе нашей должна быть воля Божия. Будем стремиться исполнять волю Божию – вот это будет духовая жизнь. Не свои желания, не свои мысли, не свою человеческую «мудрость» предоставим, а волю Божию – так, как поступили Архангелы и Ангелы. Вот это будет подлинная духовная жизнь. Слышали, как сегодня в Евангелии Иисус Христос говорил? Благодарил Отца Небесного, говоря: «Отче, благодарю Тебя, что Ты утаил это от премудрых и открыл это младенцам» (см. Лк. 10, 21). О чем это речь идет? Не мудрствованием человеческим, а преданием себя в волю Божию осуществится наше спасение. Как бы мы не мудрили, чего бы мы не сочиняли, какие бы себе не придумывали объяснения нашим грехам, нашим неправедным поступкам, все это пустое. Господь знает, что для нас нужно, дает нам путь ко спасению.

Сегодняшний праздник, дорогие братья и сестры, напоминает нам с вами, что у каждого из нас есть Ангел-хранитель. Ангел-хранитель помогает нам в нашей жизни исполнять волю Божию. Сегодняшний праздник напоминает каждому из нас, что у нас есть душа, и что мы, люди, созданные по образу и подобию Божию, должны отражать в себе волю Божию. Помолимся же и обратимся к святому Архистратигу Божию Михаилу, ко всем Архангелам и Ангелам и прочим Силам духовным бесплотным, чтобы они помогали нам в нашей духовной жизни, чтобы мы не свою греховную волю творили, а творили волю Божию, Ему же слава во веки веков. Аминь.