Блж Ксении Петербургской

5.02.2000 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Святая Церковь завтра молитвенно прославляет и призывает всех нас обратиться со своими молитвами к блаженной Ксении Петербургской.

Эта святая была прославлена для общецерковного почитания в 1988 году, когда наша Церковь праздновала тысячелетие Крещения Руси. Она была прославлена в этом году, но память о ней не изглаживалась в народе, особенно в Петербурге, да и по всей России.

Подвиг Христа ради юродивых это – особый подвиг, который очень трудно понять человеку невоцерковленному, не живущему постоянно жизнью Церкви. Потому что верить в Бога, это не значит рассуждать о Боге, это не значит собирать сведения о Боге, это не значит внешне изучать Священную историю или Священное Писание. Верить в Бога это значит – жить вместе с Богом, иметь Его в своем сердце, постоянно помнить о Нем, и в этой жизни с Богом находить для себя и радость, и утешение, черпать для себя силы.

Но как это трудно понять своим разумом такую веру! И надо сказать, что наш разум – великое создание Божие, которое даровано человеку – он приспособлен для того, чтобы ориентироваться в этом мире, чтобы принимать в этом мире правильные решения, чтобы изучать этот мир, но он совершенно не приспособлен для того, чтобы им, разумом, верить. Верим мы своею душою, а разум помогает этой нашей вере, но не более того. Потому что как понять разумом своим, что Бог един, но троичен в Лицах? Может ли это человеческий разум понять и объяснить? – Нет, не может! Тайну Божества единого, но троичного в Лицах – Отца и Сына и Духа Святого – не трех Богов, но единого Бога и каждая Ипостась имеет Свою жизнь – разум этого понять не может. А наше верующее сердце может это понять. И принимает, и согревается этой верой нашей в триединого Бога.

Как понять, что Господь наш Иисус Христос – Богочеловек: Истинный Бог и Истинный Человек одновременно? Можно ли понять это своим разумом? – Нет, невозможно! Потому что несовместимые понятия – кто такой Бог и кто такой человек. Как это вместе может быть соединено? Это – несоединимо! – Но в Личности Господа нашего Иисуса Христа это соединилось и нераздельно, и неслияно, и неизмено, и неразлучно! – Можно это разумом понять? – Нет! А наше верующее сердце согревается этим. Согревается, потому что благодаря Боговоплощению мы с вами спасены и имеем вечную жизнь.

Как можно понять, что под видом хлеба и вина мы причащаемся Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спасителя и Бога нашего? Разум человеческий может это объяснить? – Нет, только отдельные подобия мы можем этому привести. А наша верующая душа представить себе не может, как мы будем жить без причастия Святых Тайн Христовых!

И вот юродивые это – те самые святые, которые имели особое благословение Божие своей жизнью показать бессилие человеческого разума перед тайнами Божества. И жизнь их со стороны казалась набором каких-то нелепостей. И то, как они поступали, казалось, бессмысленным или даже – безумным!

Собственно говоря, слово "юродивый" в переводе со славянского и означает это самое – безумный. Мы находим в Священном Писании об этом, что проповедь Креста для греховного мира "юродство есть" (1Кор. 1, 18). – Вы слышите, как читается это послание апостольское, а в русском тексте мы находим перевод, что слово о Кресте – безумие для людей не верующих в Господа.

И вот через это внешнее, казалось бы, безумное поведение, внешне, казалось бы, сначала, бессмысленные поступки юродивые, обладая величайшей верой в Господа Бога, величайшей преданностью Ему, такой преданностью Промыслу Божию, что даже свой разум они вменили ни во что, показывают безбожному миру бессилие человеческого разума перед тайнами Божества. И это происходит не потому, что сами они на себя взяли и, по гордыне своей, решили понести такой подвиг. – Нет! Это очень редкий, но важный для нас, христиан, дар Божий, который был дан особым угодникам Божиим. Такова была и блаженная Ксения Петербургская, которая несла этот подвиг юродства. Но через этот подвиг юродства была всему миру явлена сила Божия. Через этот подвиг юродства всему миру была явлена сила веры православной, сила благочестия православного, сила Таинств церковных.

И ныне, обращаясь с молитвами к блаженной Ксении, жизнь которой для безбожного мира была полна как бы внешних странностей, мы будем просить у нее, чтобы она помолилась за нас, чтобы мы научились смирять свой гордый разум, подчинять его нашему верующему сердцу, чтобы мы научились ставить наш разум на службу нашей душе, и чтобы он нас привел к гордыне и греху, но в послушании воле Божией к жизни по Благим заповедям Господним, к жизни в Церкви, вместе с Богом. Ему же слава во веки веков.

Аминь.