Чин Погребения Спасителя.

29.04.2000 Великая Суббота. Утреня.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ныне сияет от Гроба Господня надежда всем людям. Ныне время христианской надежды. Ибо и хотя и погребен Господь наш Иисус Христос, мы веруем, и знаем, и надеемся, что Он умерший, положенный во гроб и сошедший во ад, изведет наши души из ада преисподнего. Мы надеемся, что Господь, сошедший к тем грешникам, которые жили и в Законе, но нарушали его, и без Закона, но совесть свою преступали, и к нам придет, знающим Закон Божий, а порой незнающим или не хотящим знать его, и нас изведет из того бедственного положения, в которое грех вводит каждого человека.

Сегодня день надежды христианской. Зло думало торжествовать в мире. Диавол думал победить Господа. Ненависть, зависть человеческая возвела Богочеловека Господа Иисуса Христа на Крест. Но Он, умерший на Кресте, победил зло блистанием Своего Божества, потому что Он пришел к тем, кто во зле находится; пришел к тем, чьи души испытывают постоянное воздействие греха.

Бог и грех – может ли что быть общее между ними? – Нет! не может. Но мы – грешники. Что же тогда Бога нет с нами? – Есть с нами Бог, потому что Господь умер и пришел к нам. Он, сошедший во ад, приходит к нам, создающим в своей душе ад отступлением от Бога и своими грехами. Он приходит к нам, чтобы вывести нас из этого ада. Мы слышали сегодня пророчество, где Господь говорит: «Вот, отверзаю гробы ваши!» – Господь открывает гробы грехов наших, возводит наши души ко спасению, не дает нам погибнуть, спасает нас.

Ныне мы с вами, поклоняясь Живоносному Гробу Христову, исповедуя Его погребение, просим у Него с верой и надеждою, чтобы Он извел наши души от погибели и даровал нам воскресение и жизнь вечную.

Аминь.

 

 

13.04.2001. Великая Суббота. Утреня.

…………………………………….во гроб. Спаситель мира, телом находясь во гробе, душою сошел во ад. Спаситель мира, Которого при жизни так многие не принимали, и не веровали в Него, и гнали Его, и по смерти Своей терпит оклеветание. И приходят враги Христовы к властям и говорят: «Что сделать нам? Потому что ученики могут украсть тело Христа из гроба и сказать, что Христос воскрес».

Как  промыслительно, что даже злоба человеческая может обратиться в свидетельство победы Христовой!

Стража израильская, называемая кустодия, посылается ко гробу Христову, чтобы наложить на него печати. Придет время и эти печати, которые будут не нарушены, будут свидетельствовать об истине Воскресения Христова. А пока ад думает, что он победил Христа. А пока ад думает, что решил Христа жизни и, низведя Его к смерти, и положив Его во гроб,  и  запечатав его печатями, и сила Божия побеждена.

Но это не так! Блистанием Своего Божества Господь нисходит во ад, и ад не может вытерпеть силы Божией и отпускает души находящихся там грешников.

Дорогие братья и сестры! Нынешний день – день предвестия Светлого Христова Воскресения - день нашей с вами надежды, надежды нашей христианской. Ибо мы тоже, как и ученики Христовы, видя внешнее царство зла и, как бы, внешнюю победу зла над Богом, можем унывать в своем сердце и думать, что зло побеждает добро, и что в мире невозможно Богу царствовать.

Внешне, кажется, Христос побежден. Но изнутри Он побеждает ненависть, Он побеждает неправду, Он побеждает смерть. – Так мы, дорогие братья и сестры, видя внешнее торжество зла,  в душу свою воспримем Христа Спасителя – да изженет Он из нашей души всякую злобу, всякую нечистоту и всякую ненависть, и воссияет Он в сердце нашем! И тогда при видимом, как бы внешнем царствовании злобы, в сердцах наших будет Господь царствовать, в сердцах наших будет любовь царствовать.

Нынешний праздник – день христианской надежды, нашей с вами надежды. Не будем унывать, братия! Не будем думать, что нет нам спасения! Не будем печалиться, видя торжество неправды, ненависти и греха! – Будем знать, что все это не имеет подлинной власти и силы также, как не имела подлинной власти и силы над Христом смерть; и Он, хотя и заключен был во гроб, но от этого гробы всем нам с вами воссияла жизнь и жизнь вечная.

Он для того положен был во гроб, для того Сам волею Своею положился в нем, чтобы  не оставить нас, умирающих с грехами своими, без спасения. Для того Он пришел и  возлег во гробе, чтобы мы, когда наступит наше время, и мы умрем и ляжем  в гробы, не были одинокими, и с нами и тогда был бы  Господь. Он для того погребся, чтобы, когда придет время, и нас погребут,  мы не были одиноки, но знали, что с нами и там Господь. Ибо Он, восставший от гроба, и нас восставит к вечной жизни.

Христос Своею смертью побеждает смерть. И плоды этого мы увидим в вечной жизни. Как сеющий семена знает, что из этого семени вырастет плод, и надеется вкусить этот плод, так и мы с вами сегодня с надеждой ожидаем спасительных благодатных плодов смерти Христовой и Христова Воскресения. Приникнем к живоносному гробу Христову с верой, надеждою и любовью к Нему!

Аминь.

 

 

3.05.2002 Великая суббота. Утреня. Чин погребения Господа Иисуса Христа.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ныне мы празднуем субботу из суббот – Великую субботу, день в который Спаситель мира сошел во ад, чтобы погубить его, чтобы уничтожить его власть над душами людскими.

Ныне – день Великой субботы. Господь Иисус Христос отныне каждого из нас освободил от рабства – рабства греху. Грех уже не имеет над нами власти, если только сами мы добровольно не пожелаем служить ему. Да и то, если мы начинаем служить этому же греху, то в любой момент мы имеем силу и возможность отойти от него. Воля наша не связана грехом. Душа наша не окована силой ада. Жизнь наша в руках Господа нашего Иисуса Христа, потому что Иисус Христос воплотился, и стал Человеком, и прожил всю жизнь человеческую, и по пути смерти вместе с человеком дошел даже до самого ада.

Вот, дорогие братья и сестры, в чем спасение наше. Не имеет над нами зло власти. Не имеет над нами грех власти. Смерть не имеет над нами власти. И зло, и грех, и смерть – для нас это все теперь временное явление, если оно и прикасается к жизни и судьбе нашей. Если мы с вами с Господом и Спасителем Иисусом Христом, то, пройдя через все эти жизненные испытания, мы остаемся с Ним в вечной жизни и получаем воскресение.

Сегодняшний день – величайший из всех дней. Сегодня побеждена сила вражья. Наглядно об этом пророчествовал пророк Иезекииль, представляя полное поле сухих костей, которые ожили под животворящим словом Божьим, под вдохновением Духа Святого. И мы с вами в своей жизни уподобляемся сухим костям бесплотным и разлагающимся, потому что очень часто добровольно преклоняем свою главу перед грехом. Но сила Божия такова, что Господь отверзает  гробы наших грехов, разрушает их, и восставляет нас, и дает нам силы и радость жизни и жизни вечной.

Ныне Христос во гробе. Но не к скорби это и печали. Ныне Христос погребен, но не к отчаянию это, а наоборот. Гроб Христов – живоносный гроб. Его смерть это – наше воскресение и жизнь, ибо Своею смертью Он победил диавола.

Дорогие братья и сестры! Духом Святым Господь привел нас ныне в храм Божий. Поклонимся Святой Плащанице, как живоносному гробу Господню. Помолимся Спасителю мира, чтобы Он и нас с вами извел из построенных нами самими для нас же самих своими грехами гробов, чтобы мы воскресли к вечной жизни и к жизни во Христе так же, как мы знаем, Христос сошествием Своим во ад, привел весь мир к воскресению и жизни вечной. Поклонимся Христу, ради нас пришедшему в мир, умершему на Кресте, и погребенному, и воскресшему в третий день по Писаниям.

Аминь.

 

 

 

25.04.2003 Великий Суббота. Утреня. Чин Погребения.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос умер, и Его погребли. Христос умер, чтобы нас спасти. И сошел во ад, чтобы победить его власть над людьми умершими. После сошествия во ад Господа Иисуса Христа нет больше власти ада над душами человеческими. Кто верует в Господа Иисуса Христа и стремиться идти за Ним в этой жизни, избавлен будет от ада преисподнего.

Христос положен во гробе. Но и сейчас, когда уже, казалось бы, совершился суд над Христом, те люди, которые издевались над Ним и кричали: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста!» - продолжают не только не верить Ему, но и, судя по самим себе, предполагать в Нем лесть и неправду. И придя к Пилату, эти люди просят, чтобы Пилат поставил римскую стражу у гроба умершего Иисуса Христа. Но Пилат не хочет этого делать. Он говорит о том, что у иудеев есть кустодия – воинский отряд при храме иерусалимском; и говорит, что если они хотят этого, пусть сами ставят на гроб свою печать, что и сделано было.

В мире, несмотря на то, что со времени этих событий прошло более двух тысяч лет, так же продолжают те же обвинения Христу приносить. Так же говорят Христу, чтобы Он сошел с Креста, потому что мир не принимает пути Христова – пути крестоношения. Мир безбожный не может понять, что это значит, и как воплотившийся Бог вместо того, чтобы покарать всех грешников, чтобы испепелить их гневом Своим, чтобы властью Своею всех привести к Себе, как Он мог идти и страдать на Кресте за людей?!

Но разве гневом и молниями, приказом и насилием можно возжечь в сердцах человеческих любовь?! – Нет, невозможно. А Христос и есть подлинная любовь, пришедшая в мир, чтобы нас научить любви, чтобы нас Своей любовью спасти, чтобы мы с вами любили друг друга.

И так же, как две тысячи лет подряд клеветали иудеи на Христа и Его учеников, предполагая, что ученики могут прийти ночью, и украсть тело Иисусово, и сказать, что Он воскрес, на протяжении всей истории Церкви каких только клевет не было возведено на Церковь Божию и на ее служителей! Как только ни глумились и ни издевались над вероучением церковным. Но чудо, чудо великое, которое совершилось тогда, оно побеждает всякую лесть и всякую клевету. Иисус Христос промыслительно те же печати, которые были положены на гробе, когда воскрес, и камень отвалился, и печати остались целыми, как свидетельство, воистину, высочайшего чуда Воскресения Христова непонятного для человеческого разума. Так, как Христос родился от Девы, и Дева осталась Девой, так Христос восходит от гроба к вечной жизни.

Но, дорогие братья и сестры! Ныне Святая Церковь призывает нас с вами к  величайшей из христианских добродетелей – к надежде. Ибо мы, предстоя перед гробом Христовым, зря злобу человеческую, понимаем, что Христос воскреснет и приведет к Себе всех людей – тех, кто откликнется на Его зов, даже тех, кто гнал и преследовал Его. И надежда наша в том, что и те, кто сейчас не знает Иисуса Христа, и те, кто не веруют в Него, и те, кто безразличен к Нему, и те, кто поносят Церковь Христову и обвиняют ее во всевозможнейших грехах, - сердец и этих людей тоже коснется свет от животворящего гроба Господня.

Так же, как воскресали, как слышали мы сейчас в пророчестве, сухие кости, так же мы надеемся, что и наши души, иссушенные грехом, восстанут к благочестию и святости. И души людей, иссушенные безбожием и безверием, восстанут к вере, надежде и любви. В этом - вечная надежда наша. Причем она такова, что мы молитвы свои не оставляем и тогда, когда человек ушел уже из жизни временной. И когда мы его погребли, мы продолжаем о нем молиться, Церковь продолжает изливать на него любовь свою, потому что для того Христос и пришел в мир, чтобы никто из верующих в Него не погиб, но имели бы жизнь вечную (Ин. 3, 16).

Приникнем к животворящему гробу Господню исполненные надежды на наше воскресение и жизнь вечную.

Аминь.

 

 

 

 

9.04.2004 Великая суббота. Утреня. Чин погребения.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Духовно сопереживаем ныне мы Иосифу и Никодиму, которые погребали Господа Иисуса Христа. Христос телом ныне возлежит во гробе. Душою Христос сошел во ад, чтобы оттуда вывести души умерших. Божеством Христос пребывает со Отцом и Святым Духом в вечной славе.

Ныне мы предстоим живоносному гробу Господню. Мы слышали сейчас в Евангелии, как даже в смерти не оставляла Иисуса Христа злоба человеческая и желание оболгать, унизить, растоптать веру в светлое и доброе – веру в Божество Господа Иисуса Христа, веру в спасительность того пути, который Он проповедовал. Приходят фарисеи к Пилату и начинают говорить ему: «Уважаемый господин, пожалуйста, мы знаем, что этот человек, так называют они Иисуса Христа, был обманщик. Как бы не случилось так, что придут ночью ученики, украдут Его, а потом скажут, что Он воскрес из мертвых. Повели, чтобы стража твоя стояла и охраняла гроб».

И тут, дорогие братья и сестры, чудо совершается. А чудо следующее. В Ветхом Завете до пришествия в мир истинного Бога знаком явления Бога в мире был древний храм, посвященный единому Богу. И этот храм охраняли люди, специально посвященные воины. Эти воины назывались «кустодия» - воинский небольшой отряд, который даже римляне, победившие евреев и поработившие их, разрешили оставить для охраны священного храма. И вот, эта кустодия охраняла храм Божий. Охраняла до тех пор, пока воистину все верующие в истинного Бога поклонялись в этом храме. Но пришел Тот, Кто выше храма, воплощенный Бог Господь Иисус Христос. И те, которые должны были бы охранять Его, должны были поклониться Ему, предали Его на смерть. И Христос умирает на Кресте. И мы слышали с вами в Евангелии, что во время смерти Господа Иисуса Христа на Кресте чудо совершается – завеса в храме раздирается с верхнего края до нижнего, потому что нечего уже этой завесе скрывать от людских очей, ибо Сам Бог пришел в мир, и спас мир, и явился миру.

И вот, что теперь происходит. Пилат, не желая посылать римский отряд охранять гроб Иисуса Христа, говорит, чтобы иудеи послали туда священный отряд воинский, который охранял храм, - кустодию. Воистину чудо! Кустодия оказалась там, где ей должно быть, - охранять святыню, гроб Господень. Они думали зло совершить Иисусу Христу, а вместо этого они явились свидетелями подлинности Христова Воскресения, потому что храмовой же печатью был запечатан гроб, а Христос воскрес, не разрушив даже печати этого храма. Воистину, так обращается злоба человеческая промыслом Божиим и любовью Божией к торжеству правды и спасению.

Мы с вами проходим жизненный свой путь среди искушений, и постоянно слышим клеветы на Церковь, на Христа, на учение Христово. Мир безбожный враждует против людей, хранящих истинную веру. Но если человек со Христом пребывает, то Христос не только не оставляет его, но и все происходящее в его жизни плохое, промыслом Своим направляет ко благу. Так и ныне мы, поклоняясь живоносному гробу Господню, молимся Спасителю, чтобы так, как мы слышали в пророчестве ныне, Он извел наши души от гробов наших; чтобы мы в нашей жизни временной духовно воскресли; чтобы мы с Христом всегда прибывали и имели надежду воскресения и вечной жизни.

Сегодняшний день, а сейчас мы с вами совершили утреню Великой субботы, и поэтому по священному богослужебному календарю уже началась Великая суббота, сегодняшний день преблагословенной великой субботы есть день великой христианской надежды нашей и упования нашего на Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Придите, живоносному гробу Христа поклонимся!

Аминь.

 

 

 

 

29.04.2005 Великая суббота. Утреня. Чин Погребения.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня – день надежды нашей христианской. Мы духовно стали сопричастниками погребению Господа Иисуса Христа. Духовно сопереживаем Иосифу с Никодимом, которые положили тело Спасителя во гроб. Но почему же мы уже духовно ликуем и в наших сердцах уже предчувствие пасхальной радости?

Потому, дорогие братья и сестры, что для того в мир и пришел Христос, чтобы мы никогда не теряли надежды, не теряли надежды даже тогда, когда кажется, что все потеряно. Кажется, все потеряно. – Убит Божественный Учитель. Распят Тот, Кто совершал чудеса. Умер на Кресте в страданиях Тот, Кто учил людей добру и любви. Погребен Тот, Кто заповедал прощать друг другу обиды и согрешения. Кого теперь слушать? Кому теперь верить? Кто научит спасительному пути в жизни? Запечатан камень. Радуется зло, торжествует свою победу.

Не так ли и в жизни нашей часто бывает, когда создается ощущение, что нет вокруг правды, что вокруг одна злоба, что нет вокруг веры – одно безверие, что вокруг любви – одна злоба. Что делать человеку? В отчаяние ведь впасть можно от болезней и страданий! И впадают те несчастные люди, которые не знают Спасителя и Господа Иисуса Христа.

Вот, в чем радость наша и счастье наше – не может быть у нас отчаяния, потому что если Христос обещал восстать от гроба, Он восстанет. Если нам Христос обещал, что Он пребудет с нами во все дни до скончания века, значит, это воистину так и с нами Господь. Если нам Господь обещал, что никто из верующих в Него не погибнет, но будет иметь вечную жизнь (Ин. 3. 16), значит, именно так и будет.

Ныне праздник светлой и святой надежды. «Царствует ад, но не вечнует». Временная победа зла. Временное торжество неверия. Временная радость беззакония. Спаситель мира все вернет к тому, что должно быть. Царствию правды Спасителя не будет конца. И как бы нам в жизни не было тяжело, какие бы страдания нас не посещали, мы должны помнить, что в страданиях наших с нами пострадавший за нас Христос. В болезнях наших – болевший нашими грехами Спаситель. В несчастьях наших – Тот, Кто Сам пережил несчастья. В неудачах и бедствиях наших – Тот, Который Сам не имел где главу приклонить. И даже в смерти нашей – с  нами Тот, Кто лег во гроб, чтобы нас не оставить без Себя. Он и во ад сошел, чтобы там нас найти и из ада извести.

Сегодня день надежды нашей – надежды на Воскресение Спасителя и Господа нашего. Но чем нам так радостно событие Воскресения Христова? – Только ли тем, что Сам Спаситель не стал жертвой зла, но победил зло Воскресением Своим? – Нет. Нам тем ценен сегодняшний день и воспоминание этого великого события, что оно касается каждого из нас. Мы слышали сейчас, как читалось пророчество Иезеекиилено, слышали, как великий пророк, как будто видевший своими глазами картину воскресения мертвых, описывает восстание всех людей от гробов (Иез. 37, 1-14).

Изводит Господь нас от гробов наших. В нашей временной жизни изводит нас от гробов неверия, от гробов греха, от гробов нечестия – восставляет наши души. Но и когда мы реально умрем, и душа наша разделится от тела, и тело наше разложится на составляющие, и как земля, из которой мы сотворены, наше тело уйдет в землю, придет время и по одному только слову Господню прах вновь соединится вместе, и кость соединится к кости, и по костям прострутся жилы и кожа, и дух наш вернется вновь в наше тело для того, чтобы уже пребывать вечно с воскресшим Спасителем, В воскресении мертвых в новом Его царстве уже не будет ни зла, ни болезней, ни несчастий, ни греха, но любовь будет царствовать – любовь Божия, все освящающая.

Вот в этом и надежда наша. Поклонимся духовно живоносному гробу Господню, из которого сияет свет Воскресения и жизни вечной.

Аминь.

 

 

 

 

21.04.2006. Великая суббота. Утреня с чином погребения.

…………………………………………………………………………… духовно и сопричастно апостолам и женам-мироносицам, и людям, верующим во Христа Иисуса, блаженный, скорбный, величественный, страшный, но спасительный и исполненный всякой надежды момент погребения Господа нашего Иисуса Христа. Господь сошел во Гроб, чтобы сойти во ад и чтобы из ада извести тех людей, которые мучались там от сотворения мира. Господь изводит из ада Адама и Еву, Господь изводит из ада всех тех, кто с надеждою ожидал Его. Господь побеждает силу вражию, которая отныне не будет иметь никакой власти над сердцами людей, если только сам человек не захочет себя отдать себя добровольно в рабство греху.

Закрылся Гроб. Закрылся Гроб за Спасителем нашим. То дело, которое Он совершает, изводя души из ада в рай, не видит никто. Люди же, предавшие Христа на распятие, продолжают клеветать на Него и лгать на Него. И, как всегда это бывает, в чем сам человек грешен, то на других возлагает. Сами, будучи обманщиками, они приходят к Пилату и говорят про Христа, что Он был обманщиком, боятся, как будто и ученики Христовы такие же обманщики, – вдруг они ночью придут и будут красть Тело Христа, для того чтобы сказать людям, что якобы Господь воскрес от мертвых. Смотрите, что враг рода человеческого делает! Он боится – боится Воскресения Христова, но не знает, что бы придумать, чтобы посеять в сердцах людей сомнение. И что промысл Божий? То, что хотел бы враг рода человеческого устроить к искушению людей, делает к уверению всех в подлинности Воскресения. Ко Гробу посылается стража, и не какая-нибудь стража, а священная стража – кустодия. Это стража, охранники, которые охраняли храм Божий – тот храм, который был на земле единственный, где покланялись Единому Богу. Но с того момента, как Христос пришел в мир, случилось то, о чем Сам Христос сказал: этот храм, который предвозвещал Его пришествие, стал уже не нужен, – и промыслительно язычник Пилат, у которого просят, чтобы он поставил там своих легионеров, говорит: «Нет, у вас есть своя кустодия, идите, поставьте ее ко Гробу». И кустодия, священная стража, которая должна охранять храм Божий, пришла туда, куда надо: она пришла охранять Гроб Господень, потому что Он ныне выше храма ветхозаветного, ибо там погребен Сам Богочеловек Господь Иисус Христос. Вот что промысл совершает. И более того – прилагается ко Гробу печать храмовая. Этой печатью хотели доказать, что вдруг действительно какой-нибудь обман случится, – а печать подтвердила подлинность Воскресения Спасителя. И стража подтвердила подлинность Воскресения Сына Божия. Ибо, как Господь родился, как говорят песнопения церковные, «ключи Девы невредивый в рождестве», так и воскрес Христос от Гроба, не разрушив священной печати. Чудо совершилось в Его Воскресении.

Дорогие братья и сестры! Сегодня день христианской надежды. Зло мира думало низвести Бога и уничтожить Его на земле присутствие. Бог же силою Своею попрал всю силу вражию. И мы теперь, когда и видим скорби, или печали или несчастья, или болезни, знаем, что это временное явление. Мы знаем, что Господь настолько любит нас, что приходит к нам в самых сложнейших обстоятельствах, даже когда наша душа во ад опустится, и там Господь найдет нашу душу, придет к нам и выведет нас из ада преисподнейшего.

Дорогие братья и сестры! С надеждой, и любовью, и верой будем прославлять Христа – Победителя смерти, во ад сошедшего и наши души изведшего из ада преисподнего.

Аминь.

 

 

 

 

 

(25.04.2008 Чин Погребения Господа нашего Иисуса Христа.)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Богочеловек наш Спаситель Господь Иисус Христос умер и положен во гроб. Ныне духовно мы поклоняемся гробу Господню. Как можно понять непостижимое? Как может быть Богочеловек во гробе?

Бог для того сошел во гроб, чтобы быть с нами в нашей жизни. Ибо и наша жизнь порой похожа на гроб. Почему Богочеловек умер? Потому что мы с вами духовно умираем, потому что мы с вами поражены смертью. Как может умереть Христос Спаситель? Он может это совершить именно потому, что Он хочет быть с нами, умирающими ежедневно. Ибо мы умираем, когда грешим, мы терпим болезни и умираем духовно и телесно. Мир погружен во злобу, всюду войны и нестроения, всюду страшные, порой неисцелимые заболевания. Люди уже говорят о грехах своих открыто, как содомляне, и не стыдятся этого. И грех становится добродетелью мира, и быть порочным становится престижно и хорошо. Мир напоминает большую могилу, где зло царствует. Страшно внимать средствам массовой информации, которые учат человека не любви, а ненависти, не правде, а лжи и обману, не чистоте, а всяческим извращениям и мерзости. Страшно, ибо воистину это напоминает могилу. И вот, Господь Иисус Христос для того и ложится в эту могилу, чтобы нас не оставить с нашими беззакониями и грехами, чтобы не дать нам погибнуть до конца. Бог нисходит в любви Своей к нам даже до нашего падения и до нашей смерти. Он полагается во гроб, чтобы Своею смертию разрушить власть смерти над людьми. И хотя внешне кажется, что смерть властвует и царствует над миром, но не подвластна ее власти та душа, которая приняла в себя Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Неподвластна смерти и тлению та душа, которая живет верой, и надеждой, и любовью. Ибо Господь сошел к нам для того, чтобы мы с вами не умерли, и умер для того, чтобы смерть не имела над нами власти.

Ныне мы поклоняемся Христу умершему – умершему для нашей жизни. Ныне мы духовно радуемся, что нас, духовно мертвых, Он не оставил, а пришел к нам, в нашу жизнь, и дал нам истинный Свет, и хотя мрак и окружает человека, но если он видит Свет Христов, то ничто ему в этой земной жизни не страшно, а в вечной жизни он будет жить с Господом.

Ныне непостижимое таинство мы прославляем: мы прославляем смерть Спасителя. Мы поклоняемся изображению Его Пречистого Тела, положенного во гроб, прикладываемся к нему, кланяемся ему своим телом, молясь о том, чтобы Он, сошедший во ад, души наши извел из ада преисподнего, жизнь нашу восставил от зла, и нечестия, и греха, и неправды к свету, добру, правде и истине.

Поклоняемся Страстем Твоим, Христе, и Святое Воскресение Твое славим! Аминь.

 

 

 

(17.04.2009 Чин погребения Господа Иисуса Христа.)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Ныне Святая Церковь нас призывает к высочайшей добродетели, одной из трех, о которой говорил апостол Павел, – к надежде. Ныне день нашей надежды христианской, потому что сегодня духовно мы вспоминаем, как Спаситель мира был погребен. Мы вспоминаем, как Гроб, в котором Он возлежал, был запечатан печатью, чтобы никто не мог войти туда. Мы вспоминаем о том, как зло внешне торжествовало. Казалось, цели зла достигнуты; могут радоваться фарисеи, книжники – устранен Тот, Который подрывал к ним доверие. Могут радоваться те, которых Спаситель обличал об их грехах и призывал к покаянию. Кажется, некому будет теперь, глядя в самое сердце их, исполненное всяких пороков, указать на эти пороки. Может радоваться враг рода человеческого. Кажется ему, что он закрыл Уста, проповедовавшие о любви и вечной жизни. Кажется ему, что он насмеялся над силою Того, Кто говорил, что Царство Божие внутри человека есть (Лк. 17, 21). Оплеван и осмеян, убит и погребен Тот, Который пришел в мир, для того чтобы людей от власти диавола спасти и дать им жизнь вечную. Кажется, в мире зло торжествует. Как это похоже бывает на наше состояние души, когда мы впадаем в отчаяние, и нам кажется, что вокруг одно зло: никто не любит друг друга, никто не помогает друг другу, все тяжело и плохо, нет никакого доброго выхода в жизни. Какое отчаяние! Не видит правды в жизни человек. Не видит ее во властях, не видит ее на своей работе, не видит ее в законах государственных, да и в своих родных и близких порой он этого не видит. Где правда? Где Бог? Где справедливость? Казалось бы, ничего этого нет. Но сегодняшний день дан Святой Церковью для того, чтобы пробудить в нас с вами надежду, чтобы мы увидели, что Бог победил зло в самой своей сути. «Царствует ад, – слышали мы сегодня такие слова, – но не вечнует». Иисус Христос, будучи поглощен адом, побеждает силу адову. Образно в церковных молитвословиях сегодня говорится о том, что не смог удержать в себе ад Жизнодавца. Он буквально, как поэтически говорит Церковь, отравился поглощенным им Спасителем мира и оказался побежденным Им.

Что значит для нас это в нашей жизни? Еще немного пройдет времени, и мы начнем вспоминать, как Христос воскрес. И где будет победа зла? Где будет сила смерти? Ее не окажется. Она рассыпется. Как воск от лица огня, растает, как дым исчезает, так она развеется. Победа зла всегда призрачна, потому что в вечности Бог побеждает. Вот она, надежда наша – Спаситель мира Господь Иисус Христос. И когда нам в жизни будет тяжело, и будет казаться, что нет никакого выхода, и что зло везде, со всех сторон, вспомним тогда Господа Иисуса Христа, положенного во Гроб, вспомним тогда и исполнимся надежды на то, что сила Божия победит и в нашей душе, и в нашей жизни, и в наших земных обстоятельствах – победит силу вражию.

Сегодня великий день – день победы Господа Иисуса Христа над силами адскими. Даже до ада Он снизшел в поисках человека, которого нужно спасти, сошел во ад, чтобы вывести оттуда души людские. Вот, сегодняшний день – это венец искупления человечества. На Кресте Господь Иисус Христос взял на Себя вину и ответственность человеческую, омыл Честною Кровию наши с вами души, испачканные грехами и отступлениями, а во гробе Господь победил того, кто желает нашей гибели. И отныне, если только кто добровольно сам себя не сопричтет силам зла, никто, запечатленный именем Христовым и верующий в Сына Божия, не погибнет, но будет иметь жизнь вечную. Посему и Гроб Христов именуется Живоносным.

Сегодня день христианской надежды. Нам очень нужна эта добродетель в жизни. Без надежды мы не сможем иметь в своих сердцах ни веры, ни любви. Надежда очень необходима нам в этом мире, который, по слову Божию «во зле лежит» (1Ин. 5, 19). Духовно поклоняясь Живоносному Гробу Господню, испросим у Спасителя мира для нашей жизни этой величайшей добродетели – христианской надежды, и по нашей молитве Жизнодавец Господь, сошедший во ад и победивший силу вражию, дарует нам эту величайшую добродетель. Аминь.

 

 

 (03.04.2010 Чин Погребения Господа нашего Иисуса Христа.)

 

Мы с вами перед Живоносным Гробом Господним. Гроб Господень ныне является знаком нашей с вами надежды. Великая христианская добродетель – добродетель надежды ныне испрашивается нами у Господа. Мы вспоминаем, как погребавшие Иисуса Христа Иосиф и Никодим имели в сердце своем надежду, что Тот, Кого они положили во Гробе, воскреснет, восстанет. Представить себе это человеческим разумом, как такое может быть, невозможно. Но любящее сердце человека, озаренное верой, дает человеку надежду. Сколько раз к нам в нашей жизни, казалось бы, невозможные приходят ситуации, из которых нет никакого выхода, но если мы имеем в себе любящее Бога сердце и имеем веру в Бога, то обязательно появляется надежда, и из любой, самой страшной жизненной ситуации Господь показывает нам выход и выводит нас. Так и мы сегодня, поклоняясь Гробу Господню, просим, чтобы Господь навсегда утвердил нас этой надеждою – святой надеждою, которая противоположна унынию и отчаянию, – а ведь есть отчего впасть в уныние и отчаяние, живя в нынешнем мире. Да, собственно говоря, на всем протяжении существования истории человечества, всегда, постоянно враг рода человеческого пытается испугать сердце человека, чтобы он забыл, что у него есть Спаситель, чтобы он испуганно отвернулся от Бога и ухватился сам за свое самолюбие и свою гордыню, начал сам себя жалеть, начал сам бы о себе скорбеть. И тогда, когда сам человек забывает о Боге и отворачивается от Него, эта скорбь о самом себе: о своих болезнях, о своих печалях, о своих горестях, – настолько застилает глаза человеку, что он уже не видит выхода в своей жизни, впадает в уныние и отчаяние, и даже в безумии своем налагает на себя руки. Все это происходит тогда, когда нет надежды в душе человека.

Сегодняшний праздник – это праздник преблагословенной Субботы, день христианской надежды на Воскресение Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Казалось бы, Христос мертв, казалось бы, Он погребен, казалось бы, Его земная жизнь закончена. Весь опыт человеческой истории ставит здесь точку. Но не так в свете христианской надежды видит верующее сердце. Спаситель мира сходит во Гроб, чтобы разрушить силу ада. Ад не выдерживает сошедшего в него Божества и отпускает томящиеся там души праведников. Христос воскресает и Своим воскресением открывает всем нам с вами дорогу ко спасению.

Дорогие братья и сестры! Поклоняясь Живоносному Гробу Господню, будем в своей жизни всегда иметь опору на Христа и никогда не терять на Него надежду. Даже в самых скорбных и отчаянных обстояниях не будем терять память о Господе. И если будет Христос с нами, то нет ни такой болезни, ни такой печали, ни такой скорби, ни такого несчастья, какого бы мы с Богом не смогли пережить. Ибо для того Бог и пришел в мир и воплотился в человека, для того Бог с нами во вся дни до скончания века, чтобы мы никогда не впадали в отчаяние, но всегда имели надежду на Него, Спасителя и Господа нашего. Поклоняясь Живоносному Гробу Господню, прославляем Христа, сошедшего во ад и победившего силу вражию, Ему же слава во веки веков. Аминь.

 

 

(13.04.2012 Утреня Великой субботы с чином погребения Плащаницы. Страстная седмица.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Когда Бог давал через пророка Моисея народу Божию заповеди, Он вручил ему среди прочих четвертую заповедь Божию, которая говорила о том, как человек в отношении с Богом распределяет свое время – время жизни, которое дано человеку. Бог повелел: «Шесть дней – в них делай дела твои; день же седьмой – суббота Господу Богу твоему» (см. Исх. 20, 8–11). Таким образом, большую часть времени Бог определил для того, чтобы человек занимался трудом и своими повседневными делами. Но седьмой день Бог определил для того, чтобы человек трудился для души своей, чтобы он открывал в себе божественное, чтобы душу свою укреплял единением с Богом в молитве. Именно для этого ничего другого, суетного, земного в этот день нельзя было делать. Отчего и название этого дня – «покой», «суббота».

Господь Иисус Христос, проповедуя людям о новом Царствии, которое Он принес для людей на землю, привлекая людей к тому, чтобы они открыли свои сердца для истинной любви и для истинной жизни с Богом, очень часто, практически постоянно, в субботу совершал чудеса. В субботу Он исцелял слепых, в субботу Он поднимал расслабленного, в субботу Он давал немому, безъязыкому вновь силу разговаривать, в субботу Он очищал прокаженных. Совершал Он это для того, чтобы люди видели, что значит дела Божии, чтобы они видели, что следует жить в любви и милосердии.

Но, увы, от Моисея прошло много времени, и люди забыли смысл той заповеди, которую дал Бог через Своего пророка. Они уже воспринимали заповедь о субботе как заповедь безделья, когда не надо было ничего делать, и не понимали, как можно делать добрые дела в день Господень. Хотя день Господень именно для того и дан был людям.

А ныне – особая суббота. Она называется в церковных песнопениях «субботой преблагословенной». Потому что Господь Иисус Христос, совершая таковое в субботы в Своей земной жизни, когда был убит и в субботу погребен, совершил нечто большее, нечто еще более великое, ибо Он в субботу сию – «великую и преблагословенную» – сошел во ад и извел из ада души людей. В сию Великую субботу Он исполнил дело Божие: Он разрушил власть ада над людьми. Он сломал замки и заклепы этого адского места, открыл дорогу всем людям в рай, к жизни вечной.

И ныне мы, предстоя пред иконой, изображающей Господа Иисуса Христа, лежащего во гробе, знаем, что сия «суббота преблагословенная» заключается в том, что и наши с вами души Господь возводит из ада преисподнего. Господь для того сошел во ад душ наших, чтобы нас возвести в рай, который Он приуготовал для нас.

Воистину исполнилось предназначение субботы. Воистину сей день послужил спасению всех людей. Дорогие братья и сестры! Ныне мы с вами совершили утреню Великой субботы. Помолимся Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, живоносному гробу Которого мы ныне духовно поклоняемся, чтобы Он, как мы слышали ныне в пророчестве Иезекииля (Иез. 37, 1–14), извел из гробов души наши. Аминь.

1

1

1

(18.04.2014 Утреня. Чин Погребения.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Есть в нашей жизни некие печальные истины или, скорее даже, обычаи или правила. Мы с вами практически очень мало радуемся. Мы не знаем высочайшей духовной радости. Если нам и встречаются радости, то это чаще всего бывают житейские, жизненные радости – тому, что у нас хорошее настроение, тому, что что-то дома у нас получилось, или встреча с родными и близкими хорошая. Набор наших жизненных радостей довольно небольшой. И, как правило, очень быстро эти наши жизненные радости превращаются в печали.

Господь Иисус Христос, Который говорил людям о том, что необходимо радоваться, имел в виду радость общения с Богом: радость пребывания в любви, радость добрых дел, блаженство от чистой души, которая есть в человеке. Вспомним, сколько раз Он называл блаженными тех, кто плачет о своих грехах, кто алчет и жаждет правды, тех, кого гонят за истину. Но нам эта высшая радость блаженства чаще всего недоступна. Мы больше печалимся. Нас печалят наши близкие, мы огорчаемся от обид, мы скорбим о своем состоянии здоровья, мы печалимся о неблагоустройстве нашей жизни, мы от каких-то жизненных пустых мелочей скорбим, печалимся, суетимся. Мы в этих печалях, и болезнях, и скорбях своих проводим большую часть нашей жизни. И маленькие печали и скорби, и, увы, большие, такие как потеря родных и близких, такие как болезни наших родных и близких, такие как социальные катастрофы и потрясения, войны и иные нестроения, – все это наши печали. И что же? Где Господь наш? Который говорит нам, что нам надо радоваться? Он призвал нас радоваться, а мы живем в печали? Где Он?

Он ныне зримым образом показывает нам с вами, что Он в наших бедах, несчастьях, скорбях и печалях. Он Сам ныне возлежит пред нами во Гробе. Он снисходит до последней крайности человеческой печали – богооставленности. На Кресте Он взывает к Отцу Небесному: «Боже Мой! Боже Мой! Зачем Ты Меня оставил?» Богооставленность – это следствие греха, который человек совершает. Иисус Христос не совершал никакого греха. Но Он спускается к нам во ад нашей богооставленности, спускается в Гроб нашей печальной скорбной жизни, умирает и сходит во ад – для того, чтобы победить его.

Сегодняшний день Великой преблагословенной Субботы – это праздник христианской надежды. Да, мы не умеем радоваться. Но мы умеем, должны и, как за последний якорь, будем держаться, – должны уметь мы с вами надеяться. Надежда наша на Господа поможет нам пережить все наши беды, скорби и печали. И ныне и есть праздник христианской надежды.

Для внешнего мира казалось, что грех победил, и зло восторжествовало: Праведника убили, поиздевались над Ним, оплевали, положили в Гроб и привалили камнем. Все, победа, казалось бы! Но надежда наша, которая зиждется на евангельском свидетельстве, говорит, что это торжество зла временное и ложное. Мы знаем, ныне предстоя перед иконой положенного во Гроб Господа Иисуса Христа, что уже завтра мы будем с вами встречать Его Воскресение. Мы надеемся и на то, что в нашей жизни, несмотря на то, что нам кажется, что зло торжествует, и нет истины, и погребена правда, мы надеемся на Господа, Который победил силу зла. И если мы в этом мире, который «во зле лежит» (см. 1Ин. 5, 19), не можем пользоваться плодами Его любви по своей греховности и недостоинству, то сполна получим радость в жизни вечной, если будем пребывать со Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом.

В этом наша надежда. Это помогает нам пережить все наши печали. Наше упование на Христа, Который «не оставил нас одинокими, но пришел к нам» (см. Ин. 14, 18), для того чтобы открыть наши гробы – открыть, и воскресить нас, и ввести в вечную жизнь.

Припадем, дорогие братья и сестры, к живоносному Гробу Господню и с надеждой будем молиться Ему о воскресении наших духовно умирающих душ.

Аминь.