День Святаго Духа.

1998 год. День Святаго Духа. Литургия.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодня мы с особым усердием обращаемся к Господу, прославляя Бога единого в Троице - Отца и Сына и Святаго Духа и молясь о том, чтобы Дух Святой посетил нас с вами, чтобы на нашу жизнь, на наши души снизошло благословение Духа Святаго. «Святым Духом всяка душа живится».

Чтобы понять тайну Троицы святые отцы предлагали некие подобия, которые помогают нам понять, что такое Бог Троица. Они говорили: Посмотрите на солнце. Солнце это - раскаленный огненный шар. Но от него исходит свет и от него исходит тепло. Как будто три разные вещи - огненный шар, свет и тепло. А попробуйте отделить одно от другого - это невозможно, это единое целое. Так и Бог Троица - единое целое, но триипостасное: Отец, Сын и Дух Святой.

Отец, предвечно рождающий Сына… Мы никак по другому не могли бы узнать солнца, если бы от солнца не исходил свет. Мы видим солнечные лучи и знаем, что есть солнце. Мы никак бы не могли узнать Бога, если бы в мир не пришел Сын Божий, воплотившийся в человека, Богочеловек Господь Иисус Христос. И через Него, как через свет, мы узнаем подлинного Бога, «Света от Света», - как поем мы в Символе веры, - «Бога истина от Бога истина».

Но солнце не только светит. Даже когда мы не видим солнечного света весь мир наполняет тепло, исходящее от солнца. Жизнь не могла существовать бы на земле, если бы от солнца не исходило тепло. Так от Бога Отца исходит в мир Дух Святой. Он как теплотой облекает весь мир, всю вселенную и дает жизнь всему существующему в мире.

Точно также, как порой человек, допустим слепой, не видит солнечного света, но пользуется всеми теми плодами, которые происходят от солнечного тепла, так и Дух Святой наполняет весь мир, даже и тех, которые не знают Сына Божия, а, значит, не знают Бога. Даже и на тех людей благодать нисходит, ибо само существование жизни в этом мире есть действие Духа Святаго.

И мы сегодня прославляем Всесвятаго Духа Божия единого от Святыя Троицы. Мы с усердием молимся, чтобы Утешитель благий Дух Святой пришел к нам, очистил нас от всякой скверны, спас наши души. Сегодня в Святом Евангелии мы слышали с вами, как Господь Иисус Христос объясняет нам путь спасения. Он говорит о том, что когда у какого-то человека потеряется из ста овец одна, он оставляет девяносто девять в безопасном месте и идет, и ищет эту овцу. И когда находит ее, то о ней радуется больше, чем о девяносто девяти не потерявшихся.

Так описывает Иисус Христос нас с вами грешных, так Он изображает Свой подвиг, который Он совершил ради нашего спасения, ибо Он пришел в мир для того, чтобы мы не погибли, а нас с вами спасти. Мы заблудились в своих грехах, мы погибаем в своих грехах, а Господь приходит к нам, чтобы нас спасти. А где нам увидеть Господа, где нам найти спасение? И Господь, - сегодня вы слышали в Святом Евангелии, объясняет нам, - Церковь, которую Он создал благодатью Духа Святаго, Церковь и есть то место, где мы все время встречаемся с Господом, где мы получаем спасение, где мы получаем утешение. Где двое даже или трое собраны во имя Мое, - сказал Господь, - там и Я среди них (Мф. 18,20). Не двое или трое, но миллионы людей православных объединяет Церковь Святая, Дух Святой освящает нас.

Дорогие братья и сестры! Мы не имеем повода отчаиваться в своих грехах. Мы не потеряны, Бог с нами. Господь не оставляет нас, Господь спасает нас, потому что как мы слышали сегодня в Священном Писании нет воли Отца Небесного, чтобы погиб хотя бы один из малых сих (Мф. 18, 14). Нет воли Отца нашего Небесного, дорогие братья и сестры, чтобы мы с вами погибли в грехах! Не погибнем мы, но спасемся, если будем едины с Церковью Святою, если будем призывать Духа Святаго, если мы будем веровать во Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.

Прославляя сегодня Бога единого в Троице - Отца и Сына и Святаго Духа будем молиться о том, чтобы через Церковь Христову наша жизнь исполнялась всякого благословения и мы в нынешней земной жизни имели помощь и утешение, а в будущей - жизнь вечную.

Аминь.

 

 

31.05.99 День Святаго Духа. Литургия.

 /Храм Сошествия Святаго Духа, Лесные поляны/

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сейчас мы слышали с вами Слово Божие, Евангелие. И последние слова были в нем такие, сказанные Самим Господом Иисусом Христом: «Где двое или трое собрались во имя Мое, там и Я среди них» (Мф. 18, 20).

И мы сегодня с вами, дорогие братья и сестры, собрались в храме Божием не двое и не трое, нас гораздо больше. Мы с верой пришли в храм Господень, мы пришли ко Господу, а значит Господь сейчас здесь среди нас.

Как нам нужно ценить эти моменты, когда нам удается вырваться из повседневной суеты и прийти в храм Божий! Мы как будто на небо тогда восходим, потому что, перед нашей душой открывается такой мир духовный, который в повседневной жизни мы не видим и не слышим за своей занятостью, и все, конечно потому, что мир лежит во зле. Мы привыкли к тем грехам, которые повседневно нас окружают уже так, что их не замечаем и считаем греховную жизнь нормальной. И многие даже самые страшные вещи мы считаем нормальными.

Когда один человек обижается на другого и не прощает ему обиды, мы считаем это нормальным. Когда мы друг другу рассказываем про другого человека разные гадости и с удовольствием об этом слушаем, это тоже считается нормальным. Когда мы говорим неправду и думаем, что нам из этого какая-то выгода будет, тоже в мире это все считается как будто нормальным.

Но это ненормально! Это тот самый грех, который как болото засасывает наши с вами души. И вот, когда мы приходим в храм Божий, мы из этого болота вырываемся, мы как будто на небо попадаем. Здесь Господь дает нам силы на то, чтобы преодолеть нам путы греха, которые опутали нас по рукам и ногам, причем Он это делает Сам.

Сегодня в Евангелии мы слышали прекрасную притчу, где Иисус Христос описал, что Он делает для нашего спасения. Эта притча о девяносто девяти и одной овце. Господь говорит: «Как вы думаете, если у одного человека было сто овец, и одна из них потерялась, не оставит ли он девяносто девять в безопасном месте и не пойдет ли искать одну? И когда он найдет эту одну, он возьмет ее на плечи свои и будет радоваться о ней больше, чем о девяносто девяти непотерянных». – И далее Господь говорит: «Истинно говорю вам: так радуется Бог о грешнике, обращающемся, больше, нежели чем о девяносто девяти праведниках».

Дорогие братья и сестры! Этот образ погибшей овцы - это наши с вами души. Но приходит Господь, чтобы нашу погибающую в грехах душу, нас с вами, окутанных вот этими повседневными суетными грехами, к которым мы привыкли и которых мы не замечаем, спасти, дать нашим душам жизнь. Он берет нас на Свои плечи и спасает нас и в этом и смысл, и сила пришествия в мир Господа Иисуса Христа.

Но как Он это делает? - А Он это делает Своей Церковью, ведь для того на земле и храмы стоят, чтобы нас от греха к свету поднять, для того люди в храм Божий приходят, чтобы души свои очистить, грехи свои омыть, чтобы получить силы и жить с верой, надеждою и любовью. И, воистину, это совершается! Совершается, потому что Бог послал Духа Своего Святаго на Церковь, и Дух Святой действует на сердца всех людей.

Сегодня - день Святаго Духа. Вот если проникнуться умом своим в то, что такое Троица? Как познать тайну Троицы? Святые отцы предлагают сравнить эту тайну с солнцем и говорят: Смотрите, солнце, само по себе, - большой огненный шар. Но от него исходит свет, и это что-то совсем отдельное - свет, идущий от солнца. Но в то же время и вместе с солнцем - не отделишь его! И от солнца еще идет тепло, это вроде тоже что-то отдельное, само по себе существующее, но тоже вместе, единое с солнцем. Так и Бог Троица - Отец Сын и Дух Святой. Не зря Господа Иисуса Христа называют светом, который пришел в мир. А Он о Себе говорит: «Я и Отец - одно» (Ин. 10, 30). Это так же, как от солнца свет исходит. А Дух Святой - это, как тепло, которое согревает весь мир.

Вы знаете: даже слепой человек и тот чувствует тепло, и даже где темнота, все равно туда тепло проникает, потому что если бы не было тепла, то и жизни бы не было на земле. Так и Дух Святой называется животворящим, потому что Он везде проникает, все исполняет. Даже тех людей, которые думают, что они неверующие, и их душ Дух Святой касается. Даже тех людей, которые не знают еще про Христа – Свет истинный - и их жизней благодать Святаго Духа касается и Промыслом приводит ко спасению.

Сегодня мы прославляем Духа Святаго, дающего всем нам жизнь. Сегодня мы прославляем Духа Святаго, Который изменяет нас. Сегодня мы с вами, собравшись в храме, обращаемся ко Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он нас, погибающих в наших повседневных грехах, всегда нес на Своих плечах ко спасению и вечной жизни. Слава Великому Богу - Отцу и Сыну и Святому Духу Троице единосущной и нераздельной.

Аминь.

 

 

24.06.2002 День Святаго Духа. Литургия.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодня – день Святаго Духа. И в этот день Святая Церковь предлагает нам услышать образную притчу, которую Сам спаситель мира Господь Иисус Христос рассказал, объясняя, для чего Он пришел к нам.

Он сравнил Себя с пастырем, который имел сто овец, и одна из них пропала, заблудилась. И тогда этот пастырь оставляет в удобном загоне в безопасности 99 овец и идет в горы разыскивать одну пропавшую овцу; и когда находит ее, возлагает себе на плечи и несет ее, радуясь о ней больше, чем о 99 не пропавших овцах.

Посмотрите на иконы, изображающие святителей Божиих. У всех у них вы видите на плечах ленту с крестами. Эта лента называется «омофор». Это – знак того, что святители Божии, подобно Господу Иисусу Христу, Который пришел в мир, чтобы спасти нас, погибающих грешников, и, как овцу пропавшую взял на плечи, так и нас с вами берет на руки и ведет ко спасению, так и этот омофор на плечах епископов – преемников апостолов – означает, что они несут ответственность за весь народ Божий, чтобы его привести ко спасению.

Вот какое значение Церкви Христовой, дорогие братья и сестры, в мире. Господь Иисус Христос радуется о нас, грешниках, спасая нас, более, нежели о праведниках. А Дух Святой, Который действует в Церкви Христовой, дает власть поставленным от Господа людям – святителям Божиим – молиться за народ Божий, хранить святую веру православную и вести людей ко спасению.

И как радостно нам с вами осознавать себя членами Церкви Христовой, или, как еще называется, – словесное стадо Христово, вспоминая эту притчу об овцах, которые находятся у пастыря. В этом нет ничего обидного, как иногда непонимающие церковной жизни говорят: «Вот, с кем сравнивает Церковь людей – с овцами!» Но вспомним о том, как Сам Господь Иисус Христос первый сравнил Себя с ягненком, с агнцем – с Агнцем непорочным, Который принес Себя в жертву за грехи всего мира.

Здесь вспоминается древний обычай, когда за грехи человека приносили ко храму Божию, не как сейчас приносят люди от трудов своих денежную жертву, а раньше приносили, те кто занимались скотоводством, приносили ягненка, и ягненок этот должен был быть непорочным; и его на жертвеннике приносили в жертву Богу. Это означало сокрушение человека о своих грехах, но так же, прообразовательно, означало Спасителя мира Господа Иисуса Христа, Который должен был прийти и взять на Себя вину за грехи всех нас.

И вот, смотрите, Христос так возлюбил нас, что оставляет горний мир ангелов, оставляет горний мир святых и приходит к нам, грешникам, чтобы найти нас, заблудших, взять на Свои плечи и нас спасти.

Дорогие братья и сестры! Дух Святой, на Котором зиждется, и на Котором стоит, и Которым укрепляема Церковь Христова, даже до сегодняшнего дня дает силы Церкви Христовой спасть людей. В этом наше счастье, в этом наша радость. Будем благодарить Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего для нашего спасения и основавшего на земле Святую Церковь.

Помните, какими словами закончилось только что евангельское чтение? – «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я среди них». – А нас не двое или трое собирается! И мы веруем и твердо знаем, что и ныне Христос с нами, сейчас Он среди нас. Он помогает нам в нашей жизни не погибнуть. Он делает все для нашего спасения.

Так почему именно овцу взял Господь на Свои плечи? Овца, когда она оказалась на плечах Господних, она уже не брыкалась, не вырывалась, не убегала от Господа. А мы, порой, неразумнее бессловесных овец. Нас Господь ведет ко спасению, а мы упираемся. Для нас открыт путь жизни, а мы не желаем по нему идти. Все для нашего спасения дано, а мы не поступаем так, как Господь нас призывает. Попросим у Господа, чтобы Духом Святым нам тоже была дана такая же кротость, ибо агнец – символ кротости; чтобы нам Духом Святым было дано терпение; чтобы нам Духом Святым было дано смирение; чтобы мы, находясь в ограде Святой Церкви, чувствовали себя духовно безопасно и жили в вере, надежде и любви.

Прославим Спасителя мира, давшего нам эту возможность. Будем просить у Него, чтобы нам покоиться на Его плечах и быть несомыми к вечному Царству Христову.

Аминь.

 

 

 

 

 

20.06.2005. День Святаго Духа. Литургия.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сейчас в Святом Евангелии мы слышали притчу, в которой Спаситель Господь наш Иисус Христос образно рассказал нам о том, как Он любит всех людей и как Он стремится к тому, чтобы ни один человек не погиб. Эта притча о том, как одна из ста овец у пастуха потерялась. И он оставил девяносто девять, которые находились в безопасности, и стал искать одну. А когда нашел эту одну, он о ней радовался больше, чем о тех девяноста девяти, которые не потерялись.

Образ «заблудшей овцы» – это образ, дорогие братья и сестры, наших с вами душ, наших заблудших душ. К сожалению, мы не всегда находимся в безопасном месте. Для нашей души, что такое безопасное место? Это ограда Святой Церкви, – когда мы пребываем в молитве, когда мы пребываем в заповедях Божиих. А вот когда мы грешим, когда мы теряем дух молитвы, когда мы нарушаем заповеди Божии, отступаем от них, тогда наша душа теряется от Бога. И что же, Бог забывает о нас? Или проклинает нас? – Нет! Он идет нас разыскивать, ищет нас. Ищет нас, заблудших, и, находя наши заблудшие души, радуется о нас больше, чем о святых, которые всегда с Ним. Вот какой образ любви Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.

Сегодня, когда Святая Церковь продолжает праздновать свое рождение на земле, когда мы вспоминаем сошествие Духа Святаго на апостолов, для нашего назидания предлагается эта притча, чтобы мы знали, как стремится Господь Иисус Христос к нашему спасению. Недаром знаком служения высшего церковного у епископов является омофор, – это широкая лента, которая полагается на плечах епископа. В нашем храме часто бывают архиерейские службы, и вы видели этот омофор, который возлагается на плечи архиерея. Он как раз обозначает эту потерянную евангельскую овцу, которую Господь Иисус Христос находит, берет на Свои плечи и несет ее в благоприятное место – место спасения.

Дорогие братья и сестры! Церковь – это и есть то самое место, где спасает нас наш Спаситель Господь Иисус Христос. Вы слышали, какими словами завершилось сегодня Евангелие. «Где двое или трое собраны во имя Мое, – говорит Господь, – там и Я среди них». Мы сегодня собрались с вами во имя Господне. Мы собрались с вами в храме Божием для молитвы. Сегодня с нами наш Спаситель Господь Иисус Христос. Он милостивно взирает на наши заблудшие души и прощает нам наши грехи. Только что мы с вами слышали в Евангелии прекрасные слова, дающие нам полную надежду на спасение. Там было сказано: «Если кому простите на земле, тому будет прощено, а на ком оставите грехи, на том оставятся». – То есть Церкви Христовой Господь дал власть прощать и разрешать грехи человеческие. И мы ныне, подобно заблудшим овцам, надеемся на любовь Христову и на Его к нам милосердие. Понимаем, что сами по себе мы люди грешные, но знаем, что Господь Иисус Христос любвеобильный, пришедший для нашего спасения и основавший на земле Церковь Свою Святую, разрешает и прощает нам грехи наши, освящает нас, делает нас достойными, чтобы в наших сердцах всегда пребывала вера, надежда и любовь.

Как происходит это? Мы не знаем. Мы не можем объяснить. Это Дух Святый действует в Церкви Христовой. «Духом Святым всякая душа человеческая живится», – как говорится в песнопении церковном. То есть Дух Святой дает жизнь душам людским. Даже тем людям, которые еще не знают Господа, – и их Дух Святый посещает, чтобы не впали люди в отчаяние и в гибель. Ведь тепло от солнца везде распространяется, и даже слепой крот, который не видит солнца, и то благодаря солнечной энергии живет. И каждая травинка живет благодаря солнечному теплу, и все, что в мире существует. Так же души человеческие, даже не знающие еще пока истинного Бога, оживотворяются благодатью Духа Святаго. А Господь Иисус Христос, как истинный пастырь, ищет эти заблудшие души; ищет, чтобы найти их, чтобы взять на плечи Свои и спасти их.

Дорогие братья и сестры, мы великое счастье имеем – пребывать в Святой Церкви Православной. Мы великое счастье имеем находиться в ограде Церковной. Имеем великое счастье обращаться к Таинствам спасительным Христовым. Имеем благодать Святаго Духа на то, чтобы молиться, обращаться к Господу. Как радостно нам пребывать под спасительным омофором Святой Церкви! Воистину, не двое и не трое собраны сегодня по всем храмам православным в молитве ко Господу. И Христос с нами, и пребудет Он с нами во вся дни до скончания века. И Ему же слава во веки веков.

Аминь.

 

(13.06.2011 День Святого Духа. Божественная литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, в День Святаго Духа, Церковь предлагает нашему духовному вниманию евангельское повествование о сути Церкви Христовой на земле. Ведь что значит жить духовной жизнью? Что значит искать Духа Святаго? Где мы можем насытить свои души благодатью Духа Святаго? Ответ единственный. Насыщение наших душ благодатью Духа Святаго может произойти только в Церкви Христовой, которую Господь основал на земле для нашего спасения.

Мы слышали сейчас притчу, в которой Иисус Христос объясняет суть Своего подвига (Мф. 18, 10–20). Он сравнивает Себя с пастухом, у которого было сто овец, и одна потерялась. И он тогда оставляет 99 овец в безопасном месте в горах и спускается вниз и ищет эту пропавшую заблудшую овцу. А когда ее находит, то радуется о ней больше, чем о 99 непотерянных. И Господь говорит, что радость такая же бывает, когда заблудшая душа обращается к своему Отцу.

Он, наш Спаситель и Пастырь, сошел с неба на землю, чтобы найти нас с вами – нас, заблудших овец, забывших своего Отца Небесного, потерявшихся в суете и грехах, потерявшихся в повседневных делах и не думающих о своем Отце Небесном. Он находит нас и спасает, потому что иначе мы погибнем, потому что иначе наши души засосет болото греха, страстей, всякой скверны. Спаситель пришел к нам, чтобы нас, заблудших овец, привести снова туда, где мы должны быть, – к Отцу Небесному.

Но как Спаситель это совершает? Он совершает это путем постоянной заботы о нас. Открывает для нас двери спасения через основанную Им на земле Церковь Свою. Церковь – это мы с вами, объединенные верой в Господа Иисуса Христа. Об этом мы слышали только что в Евангелии, Сам Иисус Христос сказал: «Где двое или трое собрались во имя Мое, там и Я среди них» (см. Мф. 18, 20). Видите, «двое или трое», – а Церковь Христова объединяет всех людей, живущих на земле, и не только живущих сейчас, временной жизнью, но и тех, кто уже ушел из временной жизни и пребывает в вечности; но и они принадлежат Церкви Христовой, и сонмы Ангелов принадлежат Церкви Христовой, и святые принадлежат Церкви Христовой – все люди, знающие Иисуса Христа, принадлежат Его Церкви. Значение Церкви для нашего спасения таково, что Церковь является сосудом Духа Святаго. Дух Святой сошел на апостолов, дал им уникальные дары, благодаря которым они несут благовестие даже до сего дне, через своих преемников – епископов и священников. Церковь Христова является раздаятельницей даров Духа Святаго.

Сегодня, когда мы собрались вместе, чтобы прославить Господа, Который послал Духа Святаго на Свою Церковь, мы просим о том, чтобы нам всегда оставаться добрыми членами Святой Церкви. Мы верим в Святую Церковь – Святую Соборную Апостольскую Церковь.

Но что значит «Святую»? Мы – входящие в нее люди – разве святы по своей жизни? Вот в том-то наша и беда: как только грех нами овладевает, он нас отделяет от Святой Церкви. Если мы грешны, как мы можем соединяться со святостью? В том наша и беда, что, впадая в грехи, мы на это время разделяем себя от Святой Церкви. Дано нам на то покаяние, чтобы нам вновь воссоединиться с Церковью. Когда человек приходит к Таинству Исповеди, священник молится о том, чтобы Господь воссоединил его, отпавшего от Церкви, воссоединил вновь в единство с Господом Иисусом Христом. Об этом мы слышали сегодня в Евангелии. Даже на примере личных взаимоотношений Господь говорит: «Если согрешит против тебя брат твой, иди и обличи его, укажи ему на его грех. Если он покается, исправится, приобрел ты брата твоего» (см. Мф. 18, 15). Дорогие братья и сестры! Нам нужно, чтобы Церковь нас и обличала о наших грехах, потому что сами мы порой не осознаем, не видим своей греховности, не видим, в чем надо исправиться. Поэтому Церковь и учит нас, указывает нам на наши недостатки, призывает нас к исправлению. Помните, как дальше в Евангелии говорится? «А если не послушает тебя брат, возьми двоих или троих и обличи его перед лицом свидетелей. А если их не послушает, то расскажи об этом церкви; а если церкви не послушает, то будет тебе как язычник и мытарь» (см. Мф. 18, 16–17).

Какие суровые и страшные слова. Но как мы можем не послушать Церковь? Да не будет с нами этого! Наоборот, мы стремимся узнать больше о том, что необходимо для спасения нашей души, стремимся удаляться от того, что мешает нашей душе. Вот это стремление жить по заповедям Божиим, стремление слушать голос Церкви и является духовной жизнью. Потому что когда человек стремится жить в Церкви Христовой, в согласии с заповедями Божьими, он ищет Духа Святаго, и Дух Святой вселяется в него, освящает его, дает ему силы к молитве, дает ему силы к вере, надежде и любви.

Итак, мы стремимся жить духовной жизнью в Церкви Христовой. Мешает нам в этом только одно – наши грехи. Но сегодня мы тоже услышали в Евангелии очень ободряющие нас слова. Господь дал власть Своим апостолам и ученикам делать то, что может делать только Бог. В Евангелии мы много раз читали, как Иисус Христос прощает людям их грехи. И вот Христос дает Своим ученикам эту власть, которая есть у Него. Он говорит: «Если вы кому простите на земле, будет прощено на небе. И наоборот: если свяжете здесь, на земле, будет связано на небе» (см. Мф. 18, 18). Эта власть прощать и разрешать грехи дана Святой Церкви. И через апостольское преемство даже до сего дне каждый из нас, когда приходит на исповедь к священнику, слышит, как от Самого Иисуса Христа, слова: «Прощаются и разрешаются грехи твоя».

Дорогие братья и сестры! Какая радость, что мы живем с вами в ограде церковной и знаем о том, каким путем нам надо идти ко спасению. Восхвалим ныне Господа, Который, заботясь о каждом из нас, ищет спасения наших душ. Приложим усилия, чтобы жить духовной церковной жизнью, будем стремиться учиться молиться и жить по благим заповедям Божиим. Обязательно будем прибегать к Таинствам Церковным, наиболее же к Таинству Исповеди и Причастию Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовой. Восхвалим Бога нашего, Единого, но Троичного в Лицах – Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.