Евангелие четвертое

17.12.2005 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами слышали воскресное Евангелие, повествующее о том, как жены-мироносицы, придя к гробу Спасителя и Господа Иисуса Христа, не нашли Его тела, но увидели двух Ангелов в виде юношей, которые в блестящих были одеждах, и которые сказали им о воскресении Христовом. Жены-мироносицы рассказали об этом апостолам. А дальше удивительные слова мы услышали в Евангелии – что апостолы им не поверили. По-славянски это звучит: «Явишася яко лжа глаголы их, и не вероваху им». Итак, они услышали удивительную весть о том, что побеждена смерть. О том, что Христос воскрес. Об этом и Сам им неоднократно Спаситель говорил; порой прикровенно и в притчах, а потом чуть ли не впрямую. Однако несмотря на то, что ученики Христовы были с Самим Христом, слышали Его, видели Его чудеса, имели возможность общаться с Ним, все равно сразу поверить этому они не смогли. И только апостол Петр встал и побежал к гробу и, когда прибежал, увидел, что гроб пустой, и в нем только одежды, – и очень этому удивился.

Дорогие братья и сестры! Это евангельское повествование, которое мы сегодня с вами услышали, говорит нам о том, что веру, которая должна являться опорой нашей жизни, нам нужно приобретать трудом – трудом нашей души. Если мы не будем прикладывать труд по борьбе со своими недостатками, со своими грехами, со своими страстями, со своими укоренившимися пороками, то от нашей веры ничего не останется. Уж если апостолы, Самого Господа видевшие, не смогли сразу поверить великому чуду Воскресения Христова, настолько это необычно, непонятно и уму человеческому непостижимо. Действительно, хотя мы языком своим говорим о Воскресении Христовом, и говорим, что если мы верим в Воскресение Христово, то и мы воскреснем, хотя мы языком своим об этом говорим, но понимаем ли мы это своим умом? Нет, конечно. Конечно, умом своим мы этого понять не можем. Но понимаем ли мы это и своим сердцем? Должны бы понимать, если бы в сердце нашем горела вера. Но, увы – и сердце наше холодное. Ибо если бы мы понимали это своим сердцем, мы бы вели себя совсем по-другому. Мы бы поступали по-другому. Вера наша бы превращалась бы в наши добрые дела, в наше отношение друг к другу. Мы бы не обижали друг друга, были бы внимательны друг к другу, сочувственны, боялись бы кого-нибудь чем-нибудь хотя бы слегка ранить, потому что мы бы понимали, что каждый человек есть образ и подобие Божие. Мы бы никого не оскорбляли бы и не обижали, мы бы не делали ничего плохого, если бы воистину в наших сердцах горела бы эта вера. Но вот мы смотрим на себя и видим холодность своей души, видим, что языком своим исповедуем, что мы верующие люди, а делами своими очень далеко, слишком далеко отстоим от идеала спасительного. Что нам делать?

Апостол Петр побежал к гробу, чтобы убедиться в истинности Воскресения Христа. Побежал. Это образ того, как надо, с каким усердием надо трудиться над своей душой. Одно дело равнодушно пойти, а другое дело – бежать. Какой смысл бежать? Что, это было так далеко? Нет, это не было так уж далеко от того места, где находились апостолы. Да и если бы человек пошел спокойно, он бы и силы сохранил. Нет. Это показывает то, как сердце приказывает человеку приложить усердие, усердный труд. Вот и сейчас время Рождественского поста – это время усердного труда над нашей душой. Как апостол Петр бежал ко гробу, так и мы должны стремиться убежать от наших с вами грехов, так и мы должны стремиться духовно бежать ко храму Божию, так и мы должны стремиться бежать к познанию истины и к Самому Господу. Кто нам поможет, кто нам даст силы в этом? Сам Господь и даст нам в этом силы. Чтобы мы приложили усилия и усердие, во-первых, в том, чтобы покаяться, чтобы увидеть свои грехи и недостатки, страсти и пороки, для начала хотя бы осознать, для начала хотя бы признать себя грешным. Потому что главное – страх гордыни заключается в том, что человек не видит своих грехов, не желает их видеть и не желает исправляться, винит вокруг себя всех, а себя не хочет исправить. И когда такое с человеком происходит, то, конечно же, вера тухнет в его сердце. Он становится духовно равнодушным. А без веры душе человеческой наступает гибель. И чтобы с нами этого не было, чтобы мы не оказались равнодушными, мы должны пользоваться тем, что дает нам Святая Церковь, – в первую очередь Святыми церковными Таинствами, в первую очередь подлинным, искренним покаянием перед Господом Богом, ибо покаяние – это единственный путь к спасению.

Вот сейчас благоприятное время Рождественского поста – время покаяния и исправления, время покаяния и веры, время, когда Господь через Свою Святую Церковь дает все необходимое нам, чтобы мы убедились в истинности Его воскресения, так, как в этом убедился апостол Петр. Подобно апостолам, мы слышим от Церкви свидетельство о воскресении Господа Иисуса Христа. Слышим. Нам надо еще убедиться самолично в этом. Приложим же труд в том, чтобы нам стремиться к Господу, чтобы Господь воскресил и наши с вами умирающие в грехах души. Чтобы Господь возродил нас благодатью Своею. Чтобы Господь помог нам и дал нам дар веры. Чтобы Господь дал нам сил творить добрые дела. Чтобы мы научились показывать свою веру через дела милосердия и любви друг к другу. Если мы будем стремиться, если мы усердно будем духовно бежать по пути спасения, Спаситель не оставит нас, но поможет и укрепит нас, и даст нам силы, и приведет нас к спасению, к воскресению и вечной жизни.

Аминь.

(24.11.2007 Неделя 26-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы слышали сейчас с вами святое евангельское чтение, которое повествует нам об обстоятельствах, сопутствовавших великому чуду Воскресения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Как весть о воскресении Христовом касалась сердец людских, описано в том Евангелии, которое мы сегодня слышали. Это слово Божие для нас важно потому, что ведь и наших с вами сердец должна коснуться эта весть о воскресении Христовом. Эта благая весть о том, что Христос воскрес, должна в нашей с вами душе дать должные духовные всходы. Потому что если мы не просто знать будем своим разумом о том, что Церковь учит, что Христос воскрес, не просто знать будем о том, что в Евангелии написано о том, что Христос воскрес, а если в нашей душе будет постоянное чувство того, что воскресение Христово нас с вами воскрешает от смерти к жизни, если смыслом нашей жизни будет понимание того, что воскресший Господь с нами во все дни до скончания века, если мы будем знать о том, что к воскресшему Господу всегда можно обратиться, ибо Он слышит нас и стремится к нам на помощь, – вот это будет подлинным восприятием евангельского благовестия. Это не просто рассказ о каком-то далеком событии, не просто благочестивая притча, – это смысл нашей с вами веры – жить воскресением Христовым. Потому что если Христос воскрес – и мы с Ним воскреснем, если Христос воскрес – значит, грех побежден, и мы с вами в своей душе победим грех, если Христос воскрес – то мы не погибнем, но будем жить с Богом. В этом радость благовестия о воскресении Христовом.

Но из Евангелия мы видим, что по-разному эта весть благая о воскресении Христовом касается сердец людских. И более того, нужно приложить труд человеку, чтобы его сердца коснулась эта весть. Смотрите, жены-мироносицы потрудились: они преодолели страх, они преодолели житейское осуждение, они пошли ко гробу, и приложили труд своего сердца, своей души, да и своего тела, чтобы прийти ко гробу.

Дорогие братья и сестры! Святая Церковь предлагает и нам с вами духовно потрудиться и прийти ко Господу, чтобы получить благовестие о воскресении Христовом. И этот духовный труд заключается в нашей работе над собой: в наших молитвах ко Господу, в исполнении заповедей Божиих, послушании Святой Церкви Христовой. На следующей неделе начнется святой Рождественский пост. Как раз это время, чтобы нам с вами потрудиться над собой: что-то исправить, что-то изменить, приложить усилия.

А как дальше в Евангелии описывается? Когда жены-мироносицы Ангела встретили, который сказал им о воскресении Христовом, они опять потрудились – побежать и рассказать другим об этой вести. А в Евангелии говорится, что не все сразу этой вести поверили. Но Петр, услышав об этом, тоже взял и побежал ко гробу, чтобы удостовериться в воскресении Христовом. Побежал, зашел в гроб и увидел там пелены от Тела Христова.

Дорогие братья и сестры! Это еще одно указание нам на то, как наша душа должна стремиться ко Господу, чтобы удостовериться в истинности Его воскресения. То, что апостол Петр вошел во гроб и увидел там ризы Господни, – это образ того, как наши с вами души должны стремиться ко храму Господню, где мы имеем как благодатное свидетельство о воскресении Христовом Таинства церковные, святые иконы, святыни, к которым мы прикасаемся, подобно тому как апостол Петр видел ризу Господню и уверялся в Его воскресении, так и мы, участвуя в молитвах Святой Церкви, поклоняясь святым иконам, участвуя в Таинствах церковных, насыщаем свою душу благовестием о воскресении Христовом.

Дорогие братья и сестры! Святая Церковь каждую неделю в воскресный день обращает внимание нашей души на то, что главное в нашей вере – это весть о том, что Господь наш Иисус Христос воистину воскрес, и этим воскресением даровал нам жизнь вечную. Только наша лень, наша косность, наши с вами грехи мешают нам постоянно радоваться об этом великом событии. Приложим же усилия нашей души и нашего тела, для того чтобы в наступающее время Рождественского поста преодолеть свои недостатки, потрудимся для того, чтобы жить постоянно в радости о Господе Иисусе Христе воскресшем, Ему же слава во веки веков. Аминь.

(24.06.2007. Неделя 4-я по Пятидесятнице. Литургия.)

…………….. «Такая вера у него! Я во всем Израиле не нашел веры такой». – Что происходит? Люди, которые кичились своей праведностью, и знанием закона, и внешним исполнением, оказываются ничтожными по вере перед этим язычником, который, во-первых, сознает свое собственное недостоинство и свои грехи, во-вторых, высказывает высочайшую веру в то, что даже одно слово Христово исцелит его человека. И после этого Господь говорит: «Истинно говорю вам: придут другие люди и возлягут с Авраамом и Исааком и Иаковом». То есть Господь говорит о том, что не по происхождению, не по принадлежности люди будут вместе с Богом, как думали древние иудеи: «Вот происхожу от Авраама, значит, я уже вместе с Богом», – но по вере своей, по смирению своему люди становятся сынами Божиими.

Как это относится к нам! Не потому, что мы русские, мы православные, не потому, что нас воспитали в Православии, мы православные. Мы должны быть православными потому, что сердце наше должно иметь высочайшее смирение, и сознание наших собственных грехов и нашего недостоинства, и осознание того, что не по нашим заслугам Господь оказывает нам милости, но по вере нашей дается нам. Какова будет вера наша, то и в жизни нашей с вами будет.

И вот, сказав эти назидательные слова о вере и смирении, Господь говорит этому человеку: «Иди!» – и в тот же момент исцеляется по слову Господню слуга сотника. Совершается чудо.

Дорогие братья и сестры! Придя в храм Божий для молитвы, каждый раз мы получаем определенное духовное назидание. Сегодня, предстоя перед образом Пречистой и Преблагословенной Матери Божией – Казанский образ сей – будем просить у Нее, чтобы Она помогла нам иметь хотя бы часть такого же смирения, какое имел римский сотник, чтобы нам не кичиться горделиво, не имея никаких заслуг, своим видимым православием, но, сознавая свое недостоинство, подобно римскому сотнику, просить у Христа, чтобы Он хотя бы одно слово произнес о душе нашей, дабы исцелилась наша душа от грехов и недостатков наших, дабы она была духовно здоровой, дабы в нашей душе была вера, надежда и любовь. Аминь.

(24.09.2011. Неделя 15-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением.. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами сейчас слышали святое евангельское повествование о том, как жены-мироносицы, ученицы Господа Иисуса Христа, пришли ко гробу, и гроб оказался пуст; зато они увидели Ангелов в блистающих ризах, и Ангелы сказали им удивительные слова. Эти слова, я думаю, надо услышать и нам с вами, потому что они относятся не только к женам-мироносицам, но относятся и к каждому из нас. Впрочем, как и все, что написано в Святом Евангелии, имеет отношение к каждому из нас.

Ангелы им сказали: «Что ищете живаго с мертвыми?» (Лк. 24, 5) Вдумаемся в эти слова.

Жены-мироносицы пришли ко гробу не для того, чтобы увидеть воскресшего Господа. Они еще не имели веры в то, что действительно Господь воскреснет. Они шли для того, чтобы воздать последний долг своему любимому Учителю – чтобы помазать мертвое тело благовонными составами, как это было положено по древнему иудейскому обычаю. Но им не удалось этот обычай соблюсти, потому что Христос воскрес.

Так наступает новое время: воскресший Господь устанавливает новые правила. Отныне Он – Живой Бог. Отныне Он не тот, который далеко от мира, и которому можно только приносить жертвы, и для которого нужно только исполнять обряды. Отныне Он с нами во все дни до скончания века (см. Мф. 28, 20).

«Что ищете живаго с мертвыми?» – говорят Ангелы мироносицам, а вместе с тем и нам с вами, для того чтобы мы всегда помнили о том, что Христос – это Живой Бог, Которому мы не просто поклоняемся, а с Которым мы вместе проживаем всю жизнь. И способом проживания этой жизни является Святая Церковь, входя в которую мы являемся едиными с Самим Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, и приобретаем те же свойства, которые Господь Иисус Христос для нас приобрел, прожив всю человеческую жизнь. То есть так же, как Он воскрес, и мы с вами воскреснем; точно так же, как Он взошел от земли на небо, так и мы с вами взойдем от земли на небо; точно так же, как Он пребывает одесную Бога и Отца в Вечном Царстве Его, и мы будем наследниками Его Вечного Царствия, – только если мы будем едины с Богом.

«Что ищете живаго с мертвыми?» Отныне наши обряды важны не сами по себе, как это было важно в Ветхом завете: надо было исполнить какой-то свод предписаний. Вот надо мертвое тело помазать благовониями – идут и мажут. А зачем? А что это дает? А какой в этом смысл? Так было заповедано, так было указано, таким образом человек выполнял свое повиновение воле Божией. Но в той Церкви, к которой мы с вами принадлежим, все обряды, все церковные установления, все Таинства важны не сами по себе, не как внешнее выполнение некого ритуала, но важны тем, что через них мы благодатью Духа Святаго соединяемся с Живым Богом – Господом нашим Иисусом Христом, и тем самым живем с Ним. Вот отличие Нового завета от Ветхого. Вот что значат слова Ангелов: «Что ищете живаго с мертвыми?» Не во внешнем исполнении обрядов неких спасение наше, но во внутренней нашей с вами вере и жизни с Господом нашим Иисусом Христом, которая осуществляется через живую молитву наших душ, которая происходит через священные обряды Церкви Христовой.

Дорогие братья и сестры! Услышав это святое евангельское повествование, которое говорит о том, как жены-мироносицы получили от Ангелов назидание, воспримем его и для своей жизни. Не будем думать, что только некими внешними формами почитания Бога мы получаем спасение, но будем знать, что через Таинства и обряды Церковные мы получаем силы жить с Единым Богом, жить по Его благим заповедям, следовать по стопам Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, дабы наследовать Его воскресение и жизнь вечную. Аминь.