Евангелие десятое

11.11.2000 Неделя 21-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение. 10

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы сейчас с вами слышали святое евангельское повествование о явлении воскресшего Господа нашего Иисуса Христа Своим ученикам на Тевериадском озере.

Это явление должно было напомнить ученика Христовым, апостолам, о том чуде, которое Господь совершил тогда, когда призвал их к апостольскому служению; тогда, когда они были обычными рыбаками, совершавшими свое обычное дело, и когда Господь их, трудившихся всю ночь и ничего не сумевших сделать, благословил, и их сети наполнили множество рыб. Так было в начале евангельской проповеди Христовой.

Это был символ того будущего апостольского служения, которое предназначено было ученикам Христовым. Этот символ заключается в том, что Господь как бы спасительную благодатную сеть дает в руки Своих учеников, чтобы они привлекали множество людей в Царствие Божие.

И когда после смерти и погребения Спасителя ученики все еще находились в недоумении о Его Воскресении и не до конца осознавали это своими сердцами, хотя им очень хотелось верить в это; и тем более разумом совершенно не осознавали возможность Воскресения, впрочем, как и мы с вами тоже вряд ли своим разумом можем осознать и понять все величие таинства Воскресения Господа Иисуса Христа. Разумом мы не можем понять, но сердцем верующим понимаем и так понимаем, что эта вера наша становится смыслом нашей жизни, и опорой нашей жизни, и нашим утешением. Вот – какая сила веры Христовой, которую приносит нас Святая Церковь.

Итак, мы слышали с вами Евангелие, где повествуется о том, как воскресший Спаситель вновь повелевает Своим ученикам бросить сети в море. И вновь они, как и прежде, три года назад, видят чудо. Единственное отличие, что тогда у них сети прорывались, а сейчас при таком огромном количестве рыб, которое попало им в сети, эти сети не рвались. – Это, конечно, был знак той благодати, которую получат они, апостолы, силою Духа Святого. Знак того, что когда человеческие силы будут ослабевать, и человеческие силы будут как бы разрываться, и люди будут изнемогать в служении добру, в благовестии слова Божия, в служении Христу, то сила Божия будет укреплять людей; и в немощах сила Божия будет совершаться.

Это и был прообраз будущего служения апостолов. Но все и прообраз нашей с вами веры и нашей с вами жизни. До тех пор, пока мы полагаемся на свои силы, плода в нашей жизни не бывает. Когда же мы получаем помощь Божию, наши усилия увенчиваются добрым плодом, чего бы это ни касалось – или высоких дел, или обычных повседневных, на которые тоже нужны силы, на которые тоже нужно терпение, на которые тоже нужно смирение, и кажется уже порой нервы рвутся, сил нет… Но если Господь с нами, то Господь дает нам эти силы, и мы преодолеваем все наши трудности. Вот и в Евангелии об этом образно говориться, когда указывается на сети, которые были полны рыб и чудесным образом не разрывались.

Два ученика узнают Иисуса Христа. Вернее так: евангелист Иоанн, любимый ученик Христов, почувствовал своим верующим сердцем, что это – воскресший Господь, и говорит: «Это Господь!» – А другой ученик, пламенный Петр, который раньше отрекался от Христа, услышав, что это – Господь, не стал долго раздумывать, а, немедленно опоясавшись, бросился в море и поплыл ко Господу.

Апостол Павел говорит: «Сердцем веруется в правду, устами исповедуется во спасение» (Рим. 10, 10). – Так и эти два ученика показывают нам пример нашей веры. Один почувствовал своим сердцем, что Господь рядом с ним, другой немедленно устремился к Нему. А остальные ученики тащат огромную сеть полную рыбы.

Так и душа наша: с одной стороны чувствует Спасителя своего – Господа нашего Иисуса Христа – и призывает наше тело творить добрые дела, немедленно творить. Но это трудно, и тут помогает нам Божия благодать.

Видите, дорогие братья и сестры, как евангельское повествование ободряет нас с вами в нашей жизни, указывая нам на то, что наша вера в воскресшего Господа не постыжает, что Господь с нами, что Господь не оставляет нас, что Господь помогает нам. Как святые апостолы, которые, по-своему, столь разные характером – один только почувствовал, что это Христос издалека, а другой немедленно к Нему отправился, — и тот, и другой были приняты Господом – так и мы с вами, имея разные характеры, разные темпераменты, разные условия жизни, разный возраст, тем не менее, все мы объединены единой благодатной спасительной «сетью», которою Господь ведет нас в Царство Божие – Святою Церковью Христовой Православною.

Святая Церковь – эта та спасительная сеть, которая никогда не прорвется; и, находясь в ее спасительной ограде, мы будем чувствовать себя в духовной безопасности, да и в жизни повседневной бед иметь, и имеем, твердую опору.

Прославим воскресшего Спасителя Господа нашего Иисуса Христа, давшего нам радость жизни – Святую Церковь Свою, в которой мы находимся и идем вместе с Господом ко спасению и жизни вечной.

Аминь.

27.10.2001 Неделя 21-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.10

……………………………………………………встречая воскресный день, мы слышим за богослужением чтение Святого Евангелия. Евангельские чтения, повествующие нам о явлениях Воскресшего Спасителя, каждый раз дают нашей душе обильную духовную пищу. Слушание Слова Божия и исполнение его – это тот духовный стержень, та духовная опора, которую мы находим для себя в нашей повседневной жизни.

Мы слышали сегодня о том, как воскресший Господь явился Своим ученикам на Тивериадском море. Он повторил то чудо, которое совершил тогда, когда первый раз призвал Своих новых учеников к тому, чтобы они шли за Ним, - чудо чудесного улова рыбы, когда, потрудившись долгое время и не поймав ничего, по слову Господнему ученики обрели большой улов.

Символически это обозначает то благословение Господне, которое будет в будущем сопутствовать ученикам Христовым в их проповеди всем людям. Но в сегодняшнем Евангелии есть особенный момент, который отличает это событие от другого. Иоанна Богослов, любимый ученик Христа, увидев вдалеке еще фигуру своего Божественного Учителя, услышав голос Его, сразу же узнал Его и говорит: «Это Господь». – Какое чуткое сердце у этого апостола! Какое любящее сердце у него, как он сразу узнал воскресшего Господа.

Дорогие братья и сестры! Читая это повествование, мы не можем не задуматься о своем сердце и о том, что мы чувствуем. – Как мы чувствуем Господа в своей жизни? Ощущаем ли мы Его присутствие повседневное? Соразмеряем ли мы с Ним жизнь свою? Видим ли мы с вами в тех людях, с которыми нас так или иначе соединяет жизнь – не только образ или подобие Божие, но Самого Христа? Всегда ли чутко наше сердце?

И, конечно, мы видим, что это далеко не так. Но Церковь Христова дает нам силы молиться о том, чтобы и мы с вами, подобно Иоанну Богослову, имели любящее сердце, сердце верующее, сердце чуткое, чтобы в наших сердцах была любовь к Богу и людям, и чтобы мы умели распознать в тех, кто нуждается в нашей поддержке и помощи, Самого Христа.

А апостол Петр, услышав, что говорит Иоанн Богослов, не долго раздумывая, опоясывается тканью, полотенцем, бросается в море и плывет ко Христу. – Какая пылкая натура! Он хочет быть вместе с Господом, хочет быстрее увидеть Его и убедиться, что это Он. Он предпринимает решительно действие.

Дорогие братья и сестры! Наша вера должны быть сопряжена с нашими поступками. Недаром апостол Иаков говорит о том, что вера без дел мертва. И тот же апостол говорит о том, что мы должны показывать веру своими делами (Иак. 2, 14-26). Это – для нас с вами обращение из слова Божия, чтобы мы помолились и попросили у Господа, чтобы Господь научил нас в жизни своей поступать по нашей вере, творить дела Господни, жить по заповедям Божиим.

Дорогие братья и сестры! Каждое слово Святого Евангелия душеполезно и назидательно. Будем просить Духа Святаго, чтобы Он оросил наши с вами души, и чтобы эти семена слова Божия дали ростки в нашей жизни, чтобы и мы с вами, подобно святым апостолам, шли за Господом, чувствовали Его, поступали по Его благим заповедям и приносили своей жизнью такие же обильные духовные плоды добрых дел, какой был великий улов по слову Господню у Его учеников.

Аминь.

23.10.2004. Неделя 21-я по Пятидесятнице. Святых отцев VII Вселенского Собора. Всенощное бдение. 10

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы слышали с вами сейчас чтение Святого Евангелия, в котором повествуется о том, как воскресший Спаситель мира Господь наш Иисус Христос явился Своим ученикам. Ученики занимались тем делом, которым они занимались и раньше, до того, как Иисус Христос призвал их и сделал Своими апостолами. Они были рыбаками и ловили рыбу. И здесь Иисус Христос повторяет то чудо, которое Он совершил тогда, когда только начинал еще Свою проповедь. Он повторяет чудо чудесного улова рыбы, повелевая Своим ученикам, несмотря на то, что они долго трудились и ловили рыбу, но не смогли ничего достичь, не смогли ничего поймать, повелевает им забросить сеть. Огромный улов приходит в сети учеников. Иисус Христос совершает это чудо для того, чтобы убедить, утвердить их, тех, которых Он избрал, в истинности выбранного ими пути.

Как велико милосердие Божие и внимание Божие к человеку! Казалось бы, пришел в мир Сам Бог, Бог стал человеком, избрал Себе учеников, призвал их, дал им неопровержимые доказательства Своего Божества, – но по человеческому слабосилию даже избранные ученики оказались не до конца способными следовать за Ним, своим Божественным Учителем. И Господь вновь и вновь проявляет настойчивость и, воскреснув из мертвых, является Своим ученикам, для того чтобы укрепить в них веру, для того чтобы они, будучи утвержденными в вере, могли идти и смело проповедовать о Нем, Христе Воскресшем. Проповедовать о том, что то, чему Он учил, есть единственный путь в жизни.

Итак, мы видим из Священного Писания, как Господь Иисус Христос внимателен и настойчив в направлении человеческой души на путь спасения. Дорогие братья и сестры! То, что Господь совершил по отношению к апостолам, когда сначала чудесно призвал их и показал им это чудо чудесного лова рыбы, когда потом учил их, когда, несмотря на то, что они в страхе разбежались, – когда Он восходил на Крест и страдал за весь мир и за них тоже, они оставили Его и в страхе разбежались, – но воскресший Господь не наказывать явился по Своем воскресении к Своим ученикам, но вновь утверждать их в вере. И в дальнейшем Иисус Христос, не отступая от дела спасения человечества, посылает им, Своим ученикам, Духа Святаго, Который укрепляет их на всякую истину.

Вот это все, дорогие братья и сестры, что делал Господь по отношению к Своим ученикам, Он делает постоянно и нам с вами. И нас с вами Господь Иисус Христос призвал к Себе. И благодатию Своею в наших сердцах некогда Он пробудил веру, и дал нам подтверждение, каждому свое, – у каждого человека в жизни были промыслительные подтверждения истинности выбранного им пути. Дал нам это Господь, так же, как Своим ученикам чудеса Он давал. Но вот проходит время, и мы тоже начинаем ослабевать в своей вере, начинаем пугаться различных искушений мира, начинаем соблазняться страстями и грехами, начинаем отступать от Господа, согрешая, начинаем нравственно падать. И что же? Тут же казнит нас Господь? Нет. Он, как милосердный и сострадательный, как Промыслитель, вновь и вновь обращается к нам и дает нам подтверждение, что мы правильный путь выбрали. Милосердно вновь над нами совершает Свои чудеса. И после грехопадений наших, и после отступлений от истины Божией, и после того, как мы служили не Богу, а своим суетным страстям и желаниям, Бог не прогоняет нас. Он принимает наше покаяние. Он чудо совершает с нашей душой, когда мы приходим к Нему и каемся перед Ним; Он омывает нашу душу Духом Своим Святым, Он Сам соединяется с нами, давая нам возможность причаститься Его Пречистого Тела и Животворящей Крови. Он оживотворяет нас, давая нам силы к вере, надежде и любви.

Дорогие братья и сестры! Слово Божие содержит великое свидетельство о Господе нашем Иисусе Христе. Но жизнь наша в Церкви, наш духовный жизненный опыт, наш молитвенный опыт, наш опыт покаяния, наш опыт жизни со Христом дает нам подтверждение того, что мы с вами на истинном и правильном пути.

Господь Иисус Христос совершил чудо и умножил улов святых апостолов. Они увидели Его Воскресшего и утвердились в истинности Своей проповеди. Будем благодарить Господа Бога, Который и нам с вами через благодать Святаго Духа дает возможность в Церкви Христовой через Таинства Церковные, через молитву постоянно утверждаться в силе Божией и следовать за Ним ко спасению и жизни вечной.

Аминь.

12.11.2005 Неделя 21-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.10

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Человек, живущий верою, должен знать, что Сам Спаситель Господь Иисус Христос заботится о нем и о его жизненном пути. Эта забота называется промыслом Божиим, потому что Богу не безразлична наша судьба. Бог наш – Бог, любящий нас с вами, и поэтому Он прилагает Свои Божественные усилия для нашего спасения, без которых мы бы с вами не могли бы спастись от греха и смерти. Но благодаря заботе Божией о нашей душе, которая постоянно проявляется через действие промысла Божия, а в нашей жизни особенно через Церковь Святую и ее Таинства, мы имеем возможность жить с Богом, идти по правильному пути, а когда отступаем, спотыкаемся или падаем, имеем возможность каяться, исправляться, получать силы к тому, чтобы в нашем сердце было то самое главное, что откроет нам райские двери, а именно – любовь к Богу и ближним.

Сегодня мы с вами слышали Святое Евангелие, которое наглядным образом рисует нам эту заботу Божию о спасении людей. Мы услышали в евангельском чтении о чуде, которое Иисус Христос Воскресший совершил, в третий раз явившись по Воскресении своим ученикам. Это чудо напомнило ученикам то, как они были призваны к апостольскому служению (Лк. 5, 1-11). Тогда они ловили рыбу, занимались своим делом, своей профессией, тем, чем они кормили себя и свои семьи. Они трудились тогда всю ночь и не могли ничего поймать, но по слову Господа Иисуса Христа, Который попросил у них лодки, для того чтобы с их лодок проповедовать, а потом, как бы в благодарность для них, сказал им, чтобы они забросили сети в воду, и огромное количество рыб тогда они поймали, так что даже лодки у них начали тонуть. Но тогда они, увидев Христа, уверовали и оставили свой улов, и сети, и лодки, и пошли за Ним. Таково было призвание апостолов. После этого прошло три года. И вот Иисус Христос был распят, был погребен. Ученики в растерянности были, хотя и слышали некие рассказы и слухи о том, что видели Христа воскресшим, однако сердце их не было еще утвержденным в знании о Воскресении. И вот они ради своего пропитания ловят рыбу, и вдруг на берегу реки появляется фигура человека, который спрашивает у них, нет ли у них чего-нибудь поесть; а у них опять ничего не оказывается, как и три года назад; лодки их пусты. И тогда Господь – это был Он, Иисус Христос Воскресший – повелевает им бросить сети, и они бросают сети, и огромное количество рыб вновь в них прибывает. Повторяется то же чудо, которое было совершено при призвании апостолов.

Дорогие братья и сестры! Так Господь для нас в нашей жизни, для каждого из нас, порой неоднократно повторяет чудеса для нашего с вами обращения ко спасению. Он стучит в наше сердце, не считая для Себя зазорным вновь и вновь раскрывать нам глаза на путь спасения, лишь бы только мы узнали Его. И действительно, Иоанн Богослов сразу узнает Его, несмотря на то, что туман; он сопоставляет эти два чуда, и его любящее сердце узнает Христа, и он говорит: «Это Господь!» Апостол Петр, услышав, что это Господь, тут же препоясывается полотенцем и бросается вплавь к берегу, чтобы как можно быстрей увидеть Его Воскресшего и убедиться в том, что Христос воистину воскрес.

Этот рассказ о явлении Воскресшего Господа Иисуса Христа, который повествует о том, что Господь не только чудо совершил чудесного лова рыб, но и Сам развел костер, чтобы на этом костре уже приготовить пищу для Своих учеников, – смотрите, какая забота Его о них, – так же Господь заботится и о нас. Он чудесами Своими, которые Он являет нам в нашей жизни, постоянно призывает нас к тому, чтобы мы шли за Ним. Он Своими руками разжигает костер Своей Божественной любви к нам, чтобы мы ответили на это. Он в Таинствах церковных питает нас духовно Своей Пречистою Плотию и Животворящею Кровию, чтобы мы с вами пребывали в единстве с Ним. Как любит нас Господь! Нам надо только лишь иметь уши, чтобы слышать голос Божий, и иметь глаза, чтобы видеть, как промысл Божий нас постоянно через различные жизненные обстоятельства призывает ко спасению. Нам нужно только находиться под благодатным покровом Святой Церкви Православной и жить в ее Святых Таинствах, чтобы уверенными быть, что мы идем по пути спасения, который Господь открыл для всех нас.

Когда апостолы пришли на своей лодке к берегу и вытащили рыб, они не поленились их пересчитать: 153 больших рыбины они извлекли на землю, – и евангелист Иоанн Богослов удивляется, как при таком количестве не разорвалась сеть. Это тоже было чудо, в котором имеется смысл. А смысл заключается в том, что Господь забрасывает Свои Божественные сети Божественной любви, которые не прорвутся, а удержат всех тех, кто желает пребывать в ограде Церковной. Эти сети – это образ Церкви Христовой, которая улавливает души людей, для того чтобы они не погибли, а спаслись. А число 153 является числом священной полноты, как в славянском тексте говорится: «Сто и пятьдесят и три», – эти названия чисел говорят о полноте церковного спасения, потому что число «3» есть священное и символ Святой Троицы, число «50» является числом священного юбилея в Ветхом завете, когда отпускаются на свободу рабы и пленные и когда творятся добрые дела, а число «100» есть число полноты. Так вот сей образ Господь Иисус Христос предлагает нам с вами, чтобы мы всегда помнили, что Церковь Христова есть пристань нашего спасения, а Бог всегда помнит о нас и заботится о нас. Но мы должны, подобно евангелисту Иоанну Богослову, который издалека, в тумане, в темноте, сердцем своим узнал Бога и сказал: «Это Господь», – вот так и мы сквозь жизненные невзгоды, через разные происшествия, должны видеть, что Господь приводит нас ко спасению. Нам надо молиться о том, чтобы мы, подобно Иоанну Богослову, видели Христа, Который приводит нас к этому спасению.

Но почему Иоанн Богослов увидел, узнал Христа издалека? Потому что его сердце было наполнено любовью к Богу. Так и нам надо просить этого дара Божественной любви, чтобы мы в своей повседневной жизни, среди повседневных треволнений и несчастий, скорбей, искушений, видели своим верующим и любящим сердцем Господа Иисуса Христа. Но не только это. Ведь что сделал апостол Петр? Он был нагой, но окутал себя полотенцем и бросился в воду, и поплыл ко Христу. Он действие предпринял. Так и мы в своей жизни, будучи нагими от добрых дел, не имеющими одежды благочестия и жизни по заповедям Божиим, должны постараться окутать себя покровом Церкви Христовой и приложить силы к тому, чтобы двигаться за Христом, – так же, как апостол Петр поплыл от лодки, сам поплыл, своими силами к берегу ко Христу. Так и мы должны прилагать силы. Ведь когда человек плывет, он действует и руками, и ногами, со всей силы, старается плыть, преодолевать препятствия все. Так и мы в своей жизни, идя за Христом, должны прилагать все усилия, чтобы преодолеть все препятствия и быть со Спасителем и Господом нашим Воскресшим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков.

Аминь.

(31.10.2009 Неделя 21-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.)(10)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Неисчерпаемыми духовными смыслами наполнено содержание Святого Евангелия. Поэтому Святая Церковь предлагает каждому христианину хотя бы небольшой отрывочек из Святого Евангелия каждый день прочитывать для своего духовного назидания. И поэтому в храме Божием изо дня в день также читается Святое Евангелие, чтобы души наши напитать духовной пищей. Причем эта духовная пища такова, что дает человеку возможность обязательно применить полученное назидание и духовное укрепление в Святом Евангелии в своей жизни. То есть не о чем-то далеком, которое нас с вами не касается, повествует Святое Евангелие, а о том, что касается каждого из нас.

Сейчас только что мы услышали чтение Евангелия, в котором повествуется о том, как воскресший Господь Иисус Христос явился Своим ученикам. Это явление было напоминанием ученикам, как их когда-то, три года назад до этого, Христос призвал на апостольское служение. Тогда Он совершил чудо. Тогда ученики трудились – они рыбаками были – всю ночь, ничего не могли поймать, но по слову Божию забросили сети, и такой был улов, что даже сети у них разрывались. И вот сегодня мы слышали, как воскресший Иисус Христос снова обращается к Своим ученикам уже после Своего воскресения. Они Его не узнали, Он стоял на берегу. И Он спрашивает их: «Дети! Есть ли у вас что-нибудь, что бы поесть?» (см. Ин. 21, 5). Они говорят Ему: «Нет!» И тогда Он говорит: «Бросьте сети». И они бросают сети в воду, и вновь совершается чудо: они огромное количество рыб ловят, даже запомнили это, и в Евангелии записано – 153 рыбины поймали, – и при этом не порвалась у них сеть.

Казалось бы, что для нашей жизни, вот для нас с вами, этот рассказ о чуде, которое совершил воскресший Иисус Христос? Что этот рассказ о рыбной ловле дает нам с вами в повседневной жизни? Какое к нам это отношение имеет?.. А все-таки самое непосредственное это имеет отношение. Давайте вот над чем задумаемся. В первый раз, когда ученики ловили рыбу, у них ничего не было, ничего не сумели сделать; они ведь опытными рыбаками были. Но когда им Христос сказал, они Ему что ответили? «По слову Твоему сделаем» (см. Лк. 5, 5). Они сделали то, что им повелел Христос, и у них все получилось. «По слову Твоему поступим». И здесь вновь они поступают по слову Иисуса Христа, и вновь повторяется это чудо.

Как часто у нас в жизни, несмотря на наше все умение, несмотря на наше знание, несмотря на наши старания ничего не получается. Одно дело задумаем, другое, стараемся из всех сил – и ничего не выходит. Но надо нам задуматься: а может быть, потому ничего и не выходит, что мы это дело делаем не по слову Господню? Может быть, потому это не получается, что мы не призываем Господа к себе в помощь? Может быть, потому у нас ничего и не выходит, что мы наши дела делаем, надеясь только на самих себя, и не уповаем на присутствие Господа рядом с нами? А может, нам просто стыдно Господа звать для одного или иного дела? Если мы кого-то желаем обмануть? Позовем мы Господа, скажем: «Господи, пойдем обманем того человека»? И если мы решим кому-то отомстить, призовем мы Господа, скажем: «Пойдем, Господи, мстить вместе со мной»? Святитель Иннокентий Московский, который проповедовал простым народам Севера: чукчам, алеутам, ненцам, – как им объяснить, как им рассказать, что правильно, что неправильно? – он очень просто говорил: «Если ты делаешь какое-то дело и можешь говорить, что «я делаю это дело вместе с Господом во славу Божию», делай его. А если ты что-то замышляешь и не можешь сказать, что «я делаю это дело вместе с Господом и во славу Божию», то его и делать не надо».

Вот видите, дорогие братья и сестры, как легко Евангелие, которое повествует о древних событиях, можно совместить со своей жизнью. Если бы мы всегда делали все во славу Божию! Если бы мы перед тем, как то или иное дело совершаем, призывали бы Господа и размыслили, может ли в этот момент Христос быть вместе с нами! Потому что ведь, когда Христос повелел ученикам сети бросить, они приплыли к берегу, – а там Он уже для них и костер развел, и рыбу пожарил, – все, Он уже их ожидает, Он вместе с ними. Такое простое дело, обычное. Значит, можно в простом обычном деле призывать Господа! Даже обед приготовить, пищу для своих родных и близких. Можно и нужно призывать Господа! Любое дело, которое мы можем вместе с Господом совершать и во славу Божию, благоугодно. А если где-то нам даже стыдно подумать о том, что вдруг мы Господа призовем, так, пожалуй, такого дела делать и не стоит.

Обратимся же к Спасителю нашему Господу Иисусу Христу, чтобы все дела жизни нашей делать вместе с Ним, чтобы все, что бы мы ни делали, делали во славу Божию А если где мы стыдимся своих поступков и понимаем, что они не с Богом нами совершались, надо спешить и стремиться каяться, и исправляться, и вновь не обращаться к своим ошибкам. Аминь.

11.08.2001 Неделя 10-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.10

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Завтра воскресенье – день, который в недельном цикле является маленькой пасхой, потому что этот день посвящен воспоминанию Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. И как хорошо, что в нашем русском языке это воспоминание запечатлено даже в самом названии дня недели – воскресенье.

Вспоминая Воскресение Господа нашего Иисуса Христа от мертвых, мы с вами слышим Святое Евангелие, в котором повествуется о явлении воскресшего Спасителя Своим ученикам. Всего одиннадцать таких воскресных Евангелий читается за всенощными бдениями «по ряду», то есть одно за одним каждое всенощное бдение в течение года.

И сегодня мы с вами слышали о том, как Воскресший Господь явился Своим ученикам на Тивериадском озере. Это явление было особенным, потому что оно явилось напоминанием ученикам о том первом чуде, которое Господь совершил при их призвании, когда по слову Господа они, рыбаки, получили чудесный улов рыбы – такой, какой по своим человеческим усилиям они не могли получить.

Вот и сейчас ученики Христовы пошли ловить рыбу, то есть занимались своим повседневным трудом. Всю ночь они трудились, но никакого успеха не имели. И рано утром на берегу в тумане они увидели фигуру, в которой они могли бы угадать воскресшего Спасителя, но пока еще не знали кто это. А Господь спрашивает: «Дети, есть ли у вас какая-нибудь пища?» - Они отвечают: «Нет». – Господь говорит тогда: «Бросьте сети в море». Они бросают сети, и тут совершается то же чудо, которое было когда-то три года назад при их избрании.

Апостол Иоанн Богослов узнает Спасителя и говорит: « Это – Господь!». – Апостол Петр, услышав, что это – Господь, бросается в море и вплавь плывет к Нему. Другие ученики с огромным трудом тащат сеть с рыбами, куда попало сто пятьдесят три рыбы, как замечает евангелист, и при таком огромном количестве даже сеть не порвалась. Когда они приходят, то видят, что разведен костер, на костре лежит рыба, и Господь предлагает им пищу, Сам Господь, Который спрашивал до этого у них об этом.

Дорогие братья и сестры! Это явление воскресшего Спасителя Своим ученикам напоминает нам с вами о необходимости во всяком своем повседневном деле иметь память о Господе. Каждый из нас имеет свой повседневный труд. И труд человеческий благословлен Богом – благословлен Богом тогда, когда он совершается во славу Божию, когда он совершается вместе с Богом, когда он совершается с молитвой Господу.

Символически, что апостолы, трудившиеся без благословения Господня сначала, всю ночь трудились и никакого успеха не имели. Но по одному слову Божию получился небывалый результат их трудов. Это – первый для нас воскресный урок, назидание для наших трудов. О каждом деле, которое мы совершаем, мы должны сначала поразмыслить: совершаем ли мы его во славу Божию.

Просветитель северных народов святитель Иннокентий Московский, объясняя простым людям, простым северным народностям как нужно жить, чтобы не согрешать, говорил им просто: «Когда делаешь любое дело, спроси у себя: можно ли это дело делать во славу Божию?» - Вот и мы с вами, трудясь и делая наши дела, должны всегда себя спрашивать: делаем ли мы это во славу Божию? И если мы будем делать наши повседневные дела во славу Божию, и с молитвой призывая Господа, и успех будет у нас.

Конечно, это чудо, когда воскресший Господь благословил ученикам поймать такое огромное количество рыб, свидетельствует о том, как будет прирастать Церковь Христова, и как Церковь Христова будет наполняться большим множеством людей. Так и объясняют это евангельское повествование святые отцы. Мы с вами также должны обратить внимание и на это; обратить внимание на то, что, находясь в спасительной сети, спасительной ограде Церкви Христовой, мы также пребываем под покровом Божиим. Огромное количество было рыб, а сеть не порвалась.

Церковь Христова имеет огромную духовную силу держать нас в этом мире, чтобы мы не погибли. И не порвется эта спасительная сеть нашего спасения, только если мы с вами будем в ней всегда пребывать. И это – второй евангельский урок нынешнего воскресного дня, который учит нас пребывать в спасительной ограде и сети Святой Церкви Христовой.

Апостол и евангелист Иоанн Богослов сразу узнал Господа, как только увидел это чудо. Его любящее сердце почувствовало, что это – Господь. И мы с вами должны были бы научиться в нашей повседневной жизни видеть явления Божии. Конечно, мы, как правило, этого не видим. Хотя из Евангелия, из притч мы с вами должны были бы знать, что если в нашей жизни нам встречается человек несчастный или нуждающийся в нашей помощи, то это – Сам Господь нам встречается и ждет от нас помощи. - Вспомним притчу о милосердном самарянине, или вспомним повествование о Страшном суде, где Господь говорит, что все, что мы не сделали для наших ближних, мы Ему не сделали.

Как часто мы в нашей жизни не видим явления Божия, не видим знамений Божиих, которые промыслительно ведут нас ко спасению. Евангелист Иоанн Богослов любящим сердцем увидел Господа. Дай Бог и нам с вами в нашей жизни видеть Господа, не отворачиваться от Него, не поддаваться на искушения, но идти в жизни за Ним.

Мало, действительно, только увидеть. Апостол Петр услышал, что это – Господь, и, не раздумывая, препоясавшись набедренной повязкой, бросился в море и поплыл ко Христу. Как нужна бывает и нам с вами решимость в нашей жизни броситься в бурное житейское море и следовать за Христом.

Это желание следовать за Христом, проявлять свою веру делами необходимо для нашего спасения, потому что помните, как апостол Иаков говорил, что «вера без дел мертва». Он говорил: «Ты веруешь? – Хорошо делаешь, что веруешь. Даже бесы веруют и трепещут. А ты покажи веру от дел своих» (Иак. 2, 14-20).

Мы имеем еще один евангельский урок. Нам надо просить у Господа, чтобы Господь научил нас делами своими - повседневными добрыми христианскими жизненными делами подтверждать свою веру.

Прославляя воскресшего Господа, извлекая духовные уроки из евангельского чтения, мы надеемся, что также, как Господь на берегу озера предложил Своим ученикам хлеб и рыбу, дал им пищу, так и нас Господь насытит духовным хлебом, Своей вечной духовной пищей; даст нам силы пройти за Ним во время нашей временной жизни и не оставит нас Своей благодатью в вечном Своем Царстве.

Аминь.