Евангелие девятое

20.01.2001 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшнее воскресное Евангелие, которое мы с вами только что слышали, повествует о том, как мы с вами приобретаем духовный опыт. Этот духовный опыт заключается в том, что наша вера основывается не только на том, что мы от кого-то услышали, но наша вера укрепляется тем, что мы сами пережили.

В Евангелии мы слышали, как апостол Фома не мог увериться с одних только слов своих собратьев апостолов, которые говорили ему о Воскресении Господа Иисуса Христа; и как он поверил, и как он поклонился Богу тогда, когда сам, своими глазами, увидел Его воскресшего.

Этот духовный опыт свойствен и каждому человеку. Каждый из нас приходит к вере, потому что услышал о вере – или тот, кто имел счастье услышать от своих родителей и с детства знает о вере Христовой; или позже от родных или близких, от соседей или знакомых, или иными какими-нибудь жизненными путями. Но в любом случае человек сначала услышит, заинтересуется, а потом сам уже на своем опыте убедиться. – В чем убедиться? В силе благодати Духа Святаго.

Если бы благодать Духа Святаго не действовала бы в Церкви Христовой, никто бы из нас не смог оставаться верующим человеком, потому что в мире достаточно соблазнов, чтобы поколебать и нашу веру, и нашу надежду, и нашу любовь. Но мы остаемся в Церкви Христовой потому, что в ней действует благодать Духа Святаго «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая».

И эти наши с вами переживания и есть наш с вами духовный опыт. Он, конечно, у каждого свой. Не сравнить духовный опыт великих подвижников Церкви Христовой, которые проводили жизнь в благочестии и чистоте, в воздержании и молитве, с нашим опытом нашей грешной жизни. Но, тем не менее, мы, грешные люди, все равно о себе знаем, как благодатно бывает, когда на исповеди мы чувствуем, как грехи, как будто какая-то кожура, какая-то грязная пелена, уходят от нашей души. Как благодатно нам бывает, когда хотя бы на несколько минут мы можем сосредоточиться в молитве. Как благодатно нам бывает когда мы умеем или у нас вдруг получилось сделать какое-то доброе святое дело…

Сегодня это Святое Евангельское чтение, говорящее о духовном опыте, мы услышали в дни праздника Святого Крещения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И здесь тоже есть духовное размышление об опыте чуда в Церкви Христовой, потому что думаю, что каждый из нас, верующих людей, и на себе испытал благодатное воздействие святой воды – ее возрождающую силу, ограждающую наши души от зла, врачующую наши немощи, укрепляющую нас. Не зря эта вода называется великой святыней.

И в жизни каждого человека есть такой духовный опыт, когда с молитвой и верой он приступал к святой воде и получал просимое от Господа по благодати Духа Святаго.

Дорогие братья и сестры! Чем больше у человека духовный опыт, тем тверже он стоит в правой вере. Мы с вами, сознавая слабость нашей веры, с особым усердием просим у Господа Бога, чтобы Он укрепил наши души, укрепил благодатью Духа Святаго, укрепил предстательством святых своих, укрепил действием ныне раздаваемой и нами с любовью принимаемой великой агиасмы – святой воды крещенской, которая видимым образом дает нам силу для борьбы против зла.

Дорогие братья и сестры! Прославим Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, все сделавшего для нашего спасения.

Ему же слава во веки веков. Аминь.

16.10.1999 Неделя 20-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение. 9

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали евангельское повествование, в котором рассказывается о том, как воскресший Спаситель мира Господь наш Иисус Христос явился апостолу Фоме для того, чтобы он сам, на своем собственном опыте, убедился в подлинности воскресения Господа.

Такова любовь Спасителя! Он дает человеку не просто рассказ о вере. Он дает человеку возможность лично самому убедиться в подлинности того, о чем проповедует Сам Господь. Господь дает возможность убедиться в том, во что разум человеческий отказывается верить. Господь дает убедиться на своем собственном опыте апостолу Фоме в том, что смерть побеждена, что воистину Христос воскрес, и подлинность этого Воскресения засвидетельствована в реальном явлении воскресшего Спасителя (в многократном явлении) Своим ученикам.

Этот опыт – подлинный опыт явления Господа – хранится в Святой Церкви Христовой. Церковь восхваляет апостола Фому, через которого

 подлинное уверение в истинности воскресения существует даже до сегодняшнего дня. И так – каждому из нас Господь дает убедиться в силе Своей. Потому что каждый из нас на своем жизненном опыте многократно убеждался в силе веры святой. Мы поэтому так и привержены Церкви Христовой, что не понаслышке знаем о благодати, но на своем опыте, на своей душе переживаем и чувствуем эту благодать Божию. Мы на своем опыте ощущаем, как Господь прощает нам наши грехи, очищает нас, воскрешает нас к доброй жизни. Мы на своем опыте ощущаем Его благодатную помощь тогда, когда мы стремимся идти по пути Его благих заповедей. У каждого из нас были такие случаи в жизни, которые иначе, как чудесным благословением Божиим, и назвать нельзя. Это и есть тот опыт веры, который необходим каждому человеку.

Сейчас есть много лжеучителей и сектантов, которые говорят, что только то, что написано в Евангелии, надо принимать. А что не написано, то они учат не принимать. Например, не написано в Святом Евангелии о поклонении иконам, о порядке совершения богослужения, о порядке постов – обо всем том, что мы называем Священным Преданием, без которого мы, верующие люди, и жизнь духовную себе представить не можем.

Некоторые, особенно те, которые сами не имеют подлинного духовного опыта, пытаются соблазнить нас, православных, говоря: «Только то, что написано в Писании, нужно исполнять». – Так ли это на самом деле?

Сейчас мы все слышали с вами, как заканчивается Слово Божие. Есть в Евангелии такие слова: «От слов твоих буду судить тебя» (Мф. 12, 37). Так вот, сегодня Евангелие заканчивалось словами о том, что еще и многие другие знамения сотворил Господь, которые не записаны в книгах сих. Если так эти сектанты почитают Священное Писание, то пусть из этого же Священного Писания научатся, что в нем написано, что еще очень-очень многое, что заповедал и сотворил Господь, не записано в книгах сих.

Дорогие братья и сестры! То Священное Предание, которое хранит Святая Церковь, это и есть тот духовный опыт, который накопили за две тысячи лет все истинно верующие в Господа Иисуса Христа, которые и составляют Святую Церковь Православную. Этот духовный опыт у нас не отнять. Его невозможно записать ни в каких книгах. Он пишется в душе человека. Это и есть то Священное Предание, благодаря которому Дух Божий дышит в Церкви Христовой, благодаря которому живем, и действуем мы, и существуем (Деян. 17, 28).

Прославим, дорогие братья и сестры, воскресшего Господа нашего Иисуса Христа, Который основал на земле Свою Святую Церковь, в которой мы живем, спасаемся и имеем жизнь вечную.

Аминь.

16.10.2004. Неделя 20-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.9

………..на своем опыте святой апостол уверился в подлинности телесного воскресения Христа от гроба. И мы, дорогие братья и сестры, на своем духовном опыте постоянно убеждаемся в истинности Церкви Христовой, в истинности ее благовеста. Так же, как апостол Фома хотел своими собственными глазами увидеть Господа воскресшим и прикоснуться к Нему, так и нам Святая Церковь дает возможность прикоснуться, увидеть реальное присутствие Бога в этом мире. И это присутствие Божие в нашем мире мы наиболее ярко ощущаем во время молитвы в храме Господнем.

Прикасаясь к святым иконам, поклоняясь им, мы тем самым Самому Господу покланяемся и к Нему Самому прикасаемся. Благодать Духа Святаго так действует на нас, что пребывание наше в храме Божием умягчает нашу душу и делает нашу душу способной бороться против зла. Все в храме Господнем направлено на то, чтобы мы с вами побеждали грехи, все в храме Господнем направлено на то, чтобы помочь нам. Святая Церковь в Таинствах Церковных прощает нам наши недостоинства, очищает нас, дает нам силы. Тот, кто этого не знает и кто в этом не убедился на своем опыте, даже если он и прочитает о Иисусе Христе или услышит о Иисусе Христе, или даже если прочтет Святое Евангелие, если он сам, на своем внутреннем духовном опыте, который дается через молитву, через участие в Таинствах Церкви Святой, не убедится в этом, его вера не будет тверда.

Много сейчас есть людей, которые говорят: «Я Христа почитаю, знаю, что Он действительно доброму учил. Я читал Святое Евангелие. Но зачем мне Церковь, для чего туда ходить? Я не понимаю этих обрядов. Вот я читаю, чему Христос учил, и стараюсь жить по этим заповедям». – Наверно, вы такое слышали рассуждение. А еще и сектанты есть, – их много, к сожалению, в нашем городе Подольске, – которые говорят: «Мы почитаем Христа, нам Церковь не нужна, мы сами собираемся, в славу Его песни поем, читаем между собой Евангелие, объясняем друг другу; мы любим друг друга, и так живем во Христе». – Так говорят очень многие сектанты. Но то Евангелие, которое мы сегодня услышали, их же опровергает. Если они говорят, что они чтут Евангелие, если они говорят, что они принимают то, что написано в Евангелии, то тогда нужно у них спросить, как же они понимают слова евангелиста Иоанна Богослова, которые мы только что с вами слышали в Евангельском чтении: «Суть же и ина многа яже сотвори Иисус», – то есть по-русски: «Есть и многое другое, что сделал Иисус Христос. Но если бы это все записать, – так говорит Иоанн Богослов, – то весь мир не вместил бы написанных книг» (Ин. 21, 25). – Понимаете? Евангелие записало и сохранило в себе только часть совершенного Господом.

Есть Священное Писание, которое запечатлено в четырех Евангелиях, а есть Священное Ппредание, для записи которого, как говорит Иоанн Богослов, книг бы не хватило, и мир бы этого не вместил. Почему? Да потому, что Священное Предание – это живое действие Духа Святаго в сердцах людей, это живой опыт веры, это живой опыт жизни Церкви. Не написано нигде в Евангелии, что надо креститься тремя перстами – во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Не написано нигде в Евангелии, как надо совершать Божественную литургию, как надо совершать вечерние, утренние молитвы, как надо совершать всенощное бдение. Нигде в Евангелии не записаны правила святых постов, нигде в Евангелии не записаны церковные установления и каноны. Но без этого всего, если мы не будем знать Священного Предания и жить жизнью Церкви, мы не соприкоснемся с Христом Воскресшим. Фома тогда уверился, когда увидел Христа Воскресшего, и это был его внутренний, личный духовный опыт. А Церковь Христова собирает духовный опыт всех людей, верующих в Господа Иисуса Христа. И мы, пребывая в Церкви Христовой, богаты и уверением апостола Фомы, богаты и молитвами преподобных отцов, богаты и силою веры святых мучеников, богаты благочестивой жизнью блаженных и святителей, богаты знаниями учителей Церкви, – мы обладаем всей полнотою того Христова благовестия, которое Христос передает постоянно всему миру. «Я с вами, – сказал Господь Иисус Христос, – во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20). И тот человек, который говорит: «Я только почитаю то, что в Священном Писании написано, а не признаю того, что в церкви говорят», – он этим все равно, что скажет: «Я не верю в Иисуса Христа». Почему? Да потому, что Христос сказал: «Я с вами во вся дни до скончания века». А если человек говорит: «Только то, что тогда было, это я принимаю, а то, что потом, на протяжении всей истории Церкви, Церковь жила этой верой в Иисуса Христа, – я этого не принимаю», – значит, он считает, что Христос зря пришел в мир. Христос ведь пришел в мир, чтобы создать на земле Церковь, в которой верующие в Него не погибнут, но будут иметь вечную жизнь. А если человек Церковь не принимает, то тогда спрашивается – зачем же Христос на землю пришел? Где те рычаги спасения, без которых нам жить невозможно?

  Дорогие братья и сестры! Какое богатство духовной жизни Святой Церкви! Какая радость нам с вами быть православными христианами! Какое счастье находиться под благодатным покровом Матери Божией, под водительством Святой Церкви Христовой! Будем прославлять Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа, будем питаться духовным опытом Церкви Христовой и на своем собственном, личном опыте через молитвы, через покаяние, через Причащение Святых Таин Христовых будем жить во Христе, зная, что Христос с нами во все дни до скончания века.

Аминь.

(16.08.2008 Неделя 9-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.)9

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами встречаем воскресный день, и Святая Церковь ныне предложила нам услышать повествование о том, как воскресший Спаситель явился апостолу Фоме для его уверения, а вместе с тем и для уверения всей Церкви Своей в истинности Своего воскресения от гроба. Мы с вами знаем это повествование: как воскресший Спаситель мира явился Своим ученикам, и с ними не было апостола Фомы, и апостол, услышав от учеников о том, что они видели Господа, им не поверил и сказал, что он сам желает удостовериться в истинности воскресения своего Божественного Учителя. И Христос является вновь Своим ученикам тогда, когда с ними и апостол Фома, и предлагает апостолу своею рукою осязать раны на руках и ногах и рану на Своем ребре, с тем чтобы Фома уверился в том, что Он воистину воскрес.

Дорогие братья и сестры! Это евангельское повествование о том, как Христос идет навстречу желанию человека на своем личном опыте убедиться в истинности веры, очень важно для каждого из нас, потому что Христос и каждому из нас идет навстречу, желая, чтобы каждый человек лично, на своем опыте, убедился в истинности веры. Что это значит?

Одно дело, когда мы слышим от других людей, как хорошо иметь в сердце огонь веры, как хорошо молиться, как хорошо делать добрые дела. Мы можем это слушать, нам может это нравиться, но до тех пор пока в нашем собственном сердце не загорится вера, до тех пор пока мы сами не начнем молиться, до тех пор пока мы сами не начнем делать добрые дела, нельзя говорить о том, что мы вместе с Господом. Когда человек лично, на своем собственном опыте убеждается в правильности того пути, по которому зовет его Господь, вот тогда уже можно говорить, что он воистину христианин. Христианин – не тот, кто знает о Христе, потому что все знания и все книги можно иметь в своей библиотеке, или сейчас, при современных достижениях, можно их иметь в компьютере, но это ведь не значит, что тот человек, который собрал библиотеку о христианстве, или тот человек, который в любой момент может найти любые сведения о христианстве, – последователь Христа. Последователь Христа тот, кто не просто знает, а который следует, идет в своей жизни за Господом, который на своем личном опыте постоянно убеждается в том, что жить без Христа невозможно.

Сегодняшнее Евангелие закончилось словами о том, что оно, Евангелие, написано для того, чтобы мы с вами знали, что воистину Иисус есть Христос, Сын Божий, и имели в Него веру, и через эту веру имели бы вечную жизнь. Святая Церковь для того и существует на земле, чтобы помочь каждому из нас на личном опыте убедиться в истинности слов Христовых. Святая Церковь для того и существует на земле, чтобы нас буквально за руку вести за Христом. Она существует на земле для того, чтобы научить нас стремиться  жить так, как заповедал Господь: чтобы нам учиться прощать друг другу, чтобы нам учиться быть милосердными и сострадательными друг ко другу, чтобы нам учиться молиться Господу Богу, чтобы нам учиться воздерживаться от всякого зла, чтобы нам учиться тому, что главное в человеческой жизни – это собрать внутри себя, в своем сердце, духовное сокровище, которое есть вера, надежда и любовь. И если для человека эти слова: вера, надежда, любовь, – стали не просто словами о чем-то постороннем, его не касающемся, а стали содержанием его жизни, это значит, человек на пути Христовом.

Сейчас время Успенского поста ………………………………………….

(20.10.2012 Неделя 20-я по Пятидесятнице, память святых отцов VII Вселенского собора. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Мы с вами имеем неоценимое сокровище – мы с вами дети Святой Церкви Православной. Уникальное, удивительное духовное сокровище хранится на земле – Церковь, созданная Спасителем мира Господом Иисусом Христом, которой мы с вами принадлежим. И с нами Иисус Христос во все дни до скончания века (см. Мф. 28, 20), и мы с Ним, пока храним свою веру и не отступаем от нее. Но каждому из нас в своей жизни приходилось или слышать, или встречаться, или читать в книгах, что есть некоторые люди, которые, хотя и называют себя христианами, но говорят о том, что они не принимают Церковь. Они говорят: «Я прочитал все Евангелие, и где в Евангелии написано, что надо креститься во время молитвы, вот, складывать пальцы и креститься во имя Отца и Сына и Святаго Духа? Нигде в Евангелии, – говорят они, – этого не написано». И это правильно – нигде не написано. Они говорят: «А где в Евангелии написано, что храм должен быть с крестом сверху, что в нем должно быть три отделения: притвор, храм, алтарь, что должен быть иконостас? Этого нет в Евангелии», – говорят они. И правда, этого действительно нет в Евангелии. Говорят о том: «А где это написано, что надо совершать вот такие молитвы, что надо совершать литургию, что надо совершать всенощное бдение, что надо иметь свечи, иконы? Этого, – говорят, – в Евангелии не написано». Действительно, они правы, этого в Евангелии не написано. Иногда даже самый искренний человек может задуматься: а откуда же это взялось, уж не разум ли человеческий это придумал?

Конечно, те люди, которые так говорят, не просто заблуждаются – они, вероятно, просто неграмотные и не знают того, что само Евангелие родилось в недрах Церкви, и Церковь сохранила Евангелие, и Церковь сформировала Евангелие. Это не с неба Ангел принес нам Евангелие, это написали апостолы, которые были вдохновлены Духом Святым и которые были членами Церкви. По благодати Святаго Духа, находясь в Церкви, созданной Господом Иисусом Христом, они написали эти Евангелия. Но что интересно: даже читая эти Евангелия, заблуждающиеся люди, – мы их называем сектантами, а они именуют себя баптистами, адвентистами, пятидесятниками, христианами веры Евангельской, и иные названия они имеют, вы с ними сталкивались в жизни, – даже то Евангелие, которое, как они считают, важнее всего, они внимательно не читают.

Вот только что мы с вами слышали Евангелие, в котором повествуется, как воскресший Господь Иисус Христос явился Фоме, как Он предложил Фоме вложить палец в Свои прободенные руки и ноги и приложить руку к ребру, которое было прободено копьем (см. Ин. 20, 26–27). Но интересные слова дальше написаны в Святом Евангелии, и я хочу обратить ваше внимание именно на эти слова. Там написано так: «Суть же и ина многа, яже сотвори Иисус, яже не писано в книгах сих» (см. Ин. 20, 30). Если это сказать по-русски: «И еще многое другое совершил Иисус, что не написано в этих книгах». Слышите? В Евангелии это сказано: «Еще многое другое совершил Иисус, что не написано в этих книгах». Само Евангелие свидетельствует о том, что оно не может описать всего того, что совершил Господь Иисус Христос. В течение 40 дней после Своего воскресения Иисус Христос пребывал со Своими учениками, устраивая земное бытие Своей Церкви. А потом с Небесе был ниспослан Дух Святой, Который сошел на Церковь и Который доныне пребывает в Церкви. И поэтому все то, что мы сейчас называем Священным Преданием – что не записано в Святом Евангелии, есть действие Духа Святаго в Церкви Христовой и заповедь Самого Господа Иисуса Христа, которая оставлена в Церкви Христовой. Хотя она и не записана в Евангелии, она записана в жизни Церкви, она записана в церковных установлениях, она записана в сердцах верующих людей.

Тот, кто говорит о том, что только то, что написано в Евангелии, есть истина, и не более того, тот не верит в то, что Иисус Христос пребывает с нами во вся дни до скончания века (см. Мф. 28, 20), тот верит в букву и не верит в Дух (см. Рим. 2, 29). А мы не букве поклоняемся, мы Духом Божиим живем, Который живет в Церкви Христовой.

Сегодня Святая Церковь чтит память отцев VII Вселенского собора. Вселенские соборы – это действие Духа Святаго в Церкви Христовой, когда через собрание преемников святых апостолов было выражено в точных словах то, во что мы с вами верим. И, в частности, на VII Вселенском соборе было окончательно утверждено иконопочитание. Действительно, нигде в Евангелии мы не найдем слов о том, как надо почитать святые иконы. Но Церковь Христова, в которой Христос пребывает во вся дни до скончания века, и Дух Святой раскрывают нам значение святых икон как окон в мир духовный, где, поклоняясь образу, то есть тому, кто изображен на иконе, мы свое поклонение относим не доске, не краскам, не стеклу, а относим тому, кто изображен на этой иконе, – то есть первообразу, и наше поклонение и почтение от образа восходит к первообразу. То есть, поклоняясь иконе Господа Иисуса Христа, мы Самому Господу поклоняемся, поклоняясь перед иконой Божией Матери, мы Самой Божией Матери поклоняемся, молясь перед иконами святых, мы обращаемся непосредственно к святым и просим у них молитвы. Где это написано? В Евангелии этого нет. Но это есть в постановлениях Соборов, это есть в священных книгах церковных. Если это отрицать, значит отрицать, что Христос пребывает в Церкви «во вся дни до скончания века».

Какое счастье, дорогие братья и сестры, что мы с вами имеем святую веру православную. Какое счастье, что Господь с нами, а мы с Ним. Надо ценить этот дар Божий. Но надо уметь и ответить; и так, когда кто-нибудь скажет вам, пытаясь вызвать вас на спор или иное что, говоря: «Где же в Евангелии написано, что надо свечи зажигать, что надо кадило употреблять при молитве?» – вы напомните им эти слова из Евангелия от Иоанна, которые только что мы с вами слышали: «И еще много что сотворил Иисус, что не написано в книгах сих. А если бы это было написано, то, думаю, весь мир не вместил бы написанных книг» (см. Ин. 20, 30; 21, 25).

Видите, какое великое откровение дал нам Господь наш Иисус Христос, что его даже невозможно описать в книгах. Почему? Потому что наша вера не в книгах содержится, а в сердцах наших, в душах наших. В нас Господь желает царствовать, в наши души Господь стучит, чтобы мы открыли их и пребывали вместе с Ним, Спасителем нашим, Ему же слава во веки веков. Аминь.