Евангелие одинадцатое

15.01.2005 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Время от праздника Рождества Христова до праздника Крещения в Церкви Православной называется – Святками, или святым временем. То есть это тот период, когда наше особенное внимание должно быть обращено к словам, которые сказаны нам: «Вы – святы» (1Кор. 3, 16, 17). Христиане через Святое Крещение и через помазание Духом Святым призваны к святости.

Но что такое святость? Для нас это непонятно; нам, скорее, понятно, что такое быть грешным, и трудно понять, что такое быть святым. Вот мы знаем из Священного Писания, что Ангелы, которые пребывают во славе Божией, они непрестанно славословят Господа, обращаясь к Нему: «Свят, свят, свят Господь Саваоф!» То есть они, постоянно видя Господа, прославляют Его. Человек, далекий от Церкви, может сказать – а что это за занятие такое – постоянно прославлять Бога? Что в этом хорошего, что в этом интересного? Точно так же непонятно может быть человеку, далекому от Церкви, какое удовольствие находим мы, верующие люди, в том, чтобы приходить в храм и стоять и молиться за долгими службами, которые порой три, а иногда чуть ли не четыре часа длятся? И им непонятна та радость, которую мы получаем, находясь в храме Божьем во время молитвы. Так вот, дорогие братья и сестры, то состояние души, которое приходит к нам во время молитвы, когда мы славословим Господа, и есть предощущение той святости, к которой нас призвал Господь.

Святость – это одно из свойств Божьих, в котором соединяется и вера, и надежда, и любовь с нашей стороны, и благодать Божия со стороны Господа. Святость – это состояние души такое, когда мы ничего другого, кроме как воли Божией, не хотим для себя. Ведь что такое грех? Грех – это когда мы вместо воли Божией привносим свои желания какие-то. Бог не создавал грех; грех возник тогда, когда человек уклонился от воли Божией. Если бы мы всегда пребывали в воле Божией, мы бы всегда и пребывали в святости. Есть люди, которых мы называем святыми, к которым мы обращаемся с молитвами. Это не значит, что они были безгрешны. Нет, они жили на земле так же, как и мы с вами. Но они, силой своей воли и благодатью Божией преодолевая искушения, свою человеческую волю вверяли в волю Божию и следовали за волей Божией.

Так мученики отказывались отступить от Бога и предпочитали принять мучения и смерть, лишь бы не отказаться от веры. Так преподобные постоянно пребывали в молитве, не отступая от нее, несмотря ни на какие искушения и падения, лишь бы не отказаться от надежды. Так сонмы святых, просиявших в разных званиях, в разных человеческих должностях, предпочли жить по закону Божию, а не по закону мира сего, лишь бы закон любви исполнить. Таким образом, то, к чему мы призваны, – святость, – близко каждому из нас. И перед нами все время этот выбор стоит. И вот праздники от Рождества до Крещения, называемые Святками, напоминают нам с вами, что мы должны ходить во славе Божией и в святости своего христианского звания.

Сегодня мы слышали Святое Евангелие, где Воскресший мира Спаситель Господь наш Иисус Христос спрашивает у Своего верного ученика, который не выдержал искушений и трижды отрекался от Него, Он спрашивает у него: «Симоне Ионин, любишь ли Меня?» И апостол исповедует свою любовь, говорит: «Да, я люблю Тебя». И трижды спрашивает так Спаситель у Своего ученика. Что, Господь не знает сердца человеческого? Знает. Но почему же Господь взывает к апостолу, каждый раз спрашивая его: «Любишь ли Меня?» Тем самым Он побуждает апостола к исповеданию этой любви.

Дорогие братья и сестры! И богослужение наше православное, когда многократно повторяются, казалось бы, одни и те же молитвы, одни и те же возгласы; могут люди сказать: «Да зачем же они одно и то же говорят? Все «Господи, помилуй» да «Господи, помилуй», «Отче наш» там по многу раз читается, да зачем так много повторять одно и то же?!» А зачем Господь спрашивал одно и то же у Своего ученика? Чтобы побудить его к раскрытию той любви, которая была у него в его сердце. Так и нас с вами Господь через богослужение побуждает к раскрытию всего лучшего, что есть в нашей душе, – к раскрытию нашей святости. И, повторяя многократно священные молитвы, стоя в храме Божием, мы с вами раскрываем все святое, что есть в нашей душе. Ибо в нашей душе есть образ и подобие Божие.

Дорогие братья и сестры! Трижды Спаситель мира вопрошал апостола Петра «Любишь ли Меня?» – и апостол Петр исповедовал Ему свою любовь, – об этом мы слышали. И мы с вами исповедаем Господу Богу любовь свою к Нему, будем эту любовь через любовь к людям в жизни своей проявлять. Находясь за молитвой в храме Божьем, многократно будем наслаждаться благодатью, которую дает нам Господь, и будем ею питать нашу душу. И в эти святые дни будем молить Господа, чтобы все святое, что есть в нашей душе, расцветало, питало и укрепляло нас и всех тех людей, которые рядом с нами.

Аминь.

18.11.2000 Неделя 22-я по Пятидесятнице. Прп. Варлаама Хутынского. Всенощное бдение. (11)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В нашей с вами духовной жизни, т.е. когда мы с вами стараемся и прикладываем усилия жить в соответствии с нашей святой верой, приходится испытывать всевозможные трудности, которые на церковном языке называются искушения. И одно из самых распространенных искушений, которым мы чаще всего поддаемся и часто сами не замечаем, как оказываемся во власти этих искушений, это – искушение рассматривать не свои дела, и не свою жизнь, и не свое внутреннее духовное состояние, а жизнь другого человека, его дела, его поступки и его внутреннее состояние. Т.е. мы с удовольствием решаем что-то за других и определяем правильно или неправильно они поступили. Наблюдаем их внутреннее, как нам кажется, духовное состояние и определяем – хороший это человек или нет, добрый он или злой. И очень часто бывает, что основные то усилия нашей души вместо того, чтобы их направлять на рассмотрение своих ошибок, на видение своих грехов, на свое личное покаяние, мы теряем на осуждение, обличение, да, порой, просто на праздное любопытство к тем вопросам, которые впрямую нас совершенно не касаются, а мы все равно туда свои усилия и свои силы тратим и тратим их понапрасну.

Что это именно так, показывает сегодняшнее Евангелие, которое мы только что слышали. Один из ближайших учеников Христа, апостол Петр, трижды отрекался от Него тогда, когда грозила смертельная опасность ему самому. И когда Господь стоял на суде и был осуждаем на распятие, трижды этот апостол отрекся от Христа. Но Господь дает каждому человеку покаяние. И вот, воскресший Спаситель является Своему ученику и также трижды спрашивает у него: «Любишь ли ты Меня?» – И трижды апостол исповедует свою любовь ко Христу, свое желание верить в Него и идти за Ним. И в подтверждение того, что, воистину, он знает, Иисус Христос есть Истинный Бог – а Бог ведь все знает! – он говорит Иисусу Христу: «Господи! Ты все знаешь. Ты знаешь, что я люблю Тебя».

И так совершилось покаяние. Трижды отрекшийся от Христа, осознав свой грех, получает от Господа прощение троекратным исповедание своей любви к Богу.

Но что происходит дальше? – Едва получив прощение собственным грехам, этот же человек, увидев другого ученика, тоже приближенного ко Христу – апостола и евангелиста Иоанна Богослова, того самого, который был на Тайной вечере рядом со Христом и спрашивал у Христа: «Кто предаст Тебя?» – единственный из учеников, который находился при Кресте Христовом, - увидев его, апостол Петр начинает интересоваться, казалось бы, тем, что его лично, казалось бы, не касается. Он говорит: «Господи, а вот он – что? Что с ним будет?»

И смотрите, как, можно сказать ласково, Господь вразумляет Своего ученика. Он говорит ему: «А что он? – Если Я захочу он будет до тех пор, пока Я не приду. Тебе какое дело? Ты за Мной иди!» — Видите, как Господь……………………………………………………..- людей – они все в руках Божиих. Именно это и означали слова Христа «Если захочу, да пребывает до тех пор, пока не приду». Но важно и то, что сказал Господь напрямую: «Ты за Мной иди!»

Дорогие братья и сестры! Когда нам приходят такие искушения – судить других людей, размышлять о судьбах мира, размышлять о том, что нас впрямую никак не касается и, в общем-то, от нас никак не зависит, ибо это в руках Божиих, - вспомним эти слова Христовы: «Ты за Мной иди». – Эти слова Христовы обращены ведь к душе и каждого из нас. И каждого из нас за Собой послал Господь. Значит, нам надо следить за собой, как мы идем за Господом – прямо ли идем, или спотыкаемся? слышим ли голос Христов, или заткнули себе уши своими грехами? следуем ли по пути спасения, или все время заворачиваем в сторону, согрешая? И о своих грехах нам следует скорбеть, и о своей жизни нам следует заботиться и следить.

Где же взять нам силы на это? Кто даст нам эти силы? – Тот же, Кто сказал эти слова, - Спаситель мира Господь наш Иисус Христос. Он, и только Он, может дать нам эти духовные силы для того, чтобы нам следовать за Ним ко спасению. Будем же просить у Него этой мудрости – не поддаваться на искушения, не любопытствовать тем, что к нам никак не относится, не осуждать и не судить, а следовать за Ним ко спасению и жизни вечной.

Аминь.

23.11.2002 Неделя 22-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение. (11)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали святое евангельское повествование, в котором рассказывается о том, как воскресший Спаситель мира Господь наш Иисус Христос трижды задавал один и тот же вопрос Своем ученику Своему апостолу – Петру. Трижды Он спрашивал у него: «Любишь ли Меня?»

Почему так Господь вопрошает человека, который был с Ним на протяжении трех последних лет, когда Иисус Христос начал Свою проповедь о спасении и жизни вечной? Почему так настойчиво одно и то же спрашивает Иисус Христос: «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» - Он не называет его Петром, Он называет его Симоном Иониным.

Действительно, Симон Ионин – это и есть то имя, которое и было дано этому ученику при его рождении. Иона, отец его, а сам он – Симон. А Петр – это то имя, которым назвал его Иисус Христос. Причем назвал его этим новым именем, дал ему это новое имя, с которым он потом стал ходить вместе со Христом, Петр – в переводе означает «камень». И это новое имя дал Иисус Христос Симону Ионину тогда, когда тот, в ответ на вопрос: «За кого вы считаете Меня?», - ответил:

«Ты Христос, Сын Бога Живаго». – И вот тогда-то Господь сказал: «Ты, Симон Ионин, будешь – Петр, то есть камень, ибо на камне сем созижду Церковь Мою» (см. Мф. 16, 15-18). – На каком же камне? - На камне той веры, которая горела тогда в сердце Симона Ионина; на камне веры в то, что воистину Господь есть Сын Бога Живаго, пришедший в мир грешных спасти, «чтобы никто из верующих в Него не погиб, но имели бы жизнь вечную» (Ин. 3, 16).

Так почему же Иисус Христос, как бы забывая это данное имя – Петр, спрашивает у него: «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» - Потому, что если мы вспомним историю, предшествующую этому событию, то мы вспомним, как трижды ближайший ученик Господа отрекся от Него – от Сына Бога Живаго. Трижды сказал, что он не знает Человека сего. Страх человеческий убил в нем в тот момент веру.

Дорогие братья и сестры! Это чувство страха человеческого, чувство, когда грех убивает в наших сердцах веру, знакомо каждому из нас. Ибо нет среди нас ни одного человека, как сказано в молитве: «нет человека, который бы жил и не согрешил». И вот грех – это как раз и есть то, что разлучает нас с Богом. Ибо когда мы грешим, мы забываем о том, что Христос есть истинный Сын Бога Живаго, пришедший для нашего спасения. Когда мы грешим, мы тогда не Христа слушаем, не Его заповеди, мы слушаем врага рода человеческого, и мы тогда отпадаем от Него. Это страшно! Грех страшен тем, что отделяет нас от Бога. Но в том-то и величайшее милосердие Божие, что Он Своею любовью не только побеждает этот великий страх греха, который мы совершаем, Он уничтожает сам грех и делает нас вновь способными жить вместе с Богом.

Это в природе так бывает, что уж если лист засох и отпал, он больше не станет новым, он не возродится, он погибнет. Чудо Божие заключается в том, что Он наши засохшие, отпадающие через грех от Бога души снова делает духовно живыми, духовно «зелеными». А как же это Он делает? – А очень просто, так же, как это Он сделал с апостолом Петром. Трижды он отрекся от Христа, но трижды он исповедовал, что любит Его. «Ей, Господи, - говорит апостол, - Ты знаешь, как я люблю Тебя».

Да, действительно, Господь знает все. Господь видел и сердце апостола Петра, и видел его великое раскаяние в том грехе, который он совершил, видел его великое желание исправить свой грех, и дал ему силу не только на то, чтобы этот грех полностью был изглажен из его жизни, но сделал его первоверховным апостолом. - Вот какова сила любви Божией.

И мы с вами согрешаем, и, согрешая, отпадаем от Бога. Но когда мы приходим в храм Господень, тем самым мы отвечаем на вопрос, который задается нам Самим Господом – любим ли мы Его? Господь вопрошает нас: любим ли мы Его. И если мы Его любим, то через эту любовь нашу любовь Божественная полностью растопляет наш грех и уничтожает его. В этом и есть великое Таинство Покаяния, когда Господь соединяет и примиряет к Святей Своей Церкви всех отпавших грешников, всех согрешивших, всех отступивших, всех волею или неволею, ведением или неведением во дни или в нощи совершивших грехи. Если человек исповедует свою веру в Господа, свою любовь к Богу, свое желание жить вместе с Богом, Господь вновь дает ему силы для этой благодатной жизни.

Дорогие братья и сестры! Мы встречаем воскресный день. Воскресший Спаситель совершил великое чудо – Он Сам воскрес и наши души, умирающие от греха, воскрешает и приводит к жизни вечной. И тот вопрос, который был задан одному из величайших апостолов: «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» - ныне задается и нам с вами. Ответим Ему так же, как ответил апостол: «Ей, Господи, Ты вся веси, Ты веси, яко люблю Тя».

Аминь.

30.10.2004. Неделя 22-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение. (11)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В нашей духовной жизни всегда подстерегают нас искушения, которые являются такими вражьими ловушками, куда попадает наша душа. И очень часто мы на эти уловки врага рода человеческого легко соблазняемся и поддаемся. Чтобы этого не было, чтобы мы были вооружены против различных козней диавольских, Святая Церковь постоянно предупреждает нас, духовно учит, и в первую очередь примерами из слова Божия и из Священного Писания. И сегодня, встречая воскресный день, мы с вами услышали Евангельское чтение о том, как Спаситель мира Господь наш Иисус Христос по Своем воскресении из мертвых явился одному из самых горячих и преданных Своих учеников - апостолу Петру. Иисус Христос восстановил его в его апостольском служении. Потому что мы знаем, как трижды из-за человеческого страха апостол Петр отрекся от Христа. А Спаситель трижды, услышав от Своего ученика исповедание веры и любви к Нему, посылает его пасти Его словесное стадо, то есть управлять созданною Христом Церковью, нести апостольское, пастырское служение.

И вот ученик, только что получивший прощение за свое отречение от Господа, только что удостоившийся великой милости Христовой, только что очистивший свою душу покаянием и исповеданием любви к Богу, идет за Христом, – но тут же, в его поле зрения попадает Иоанн Богослов, который тоже идет за Христом. И далее совершается то, что может для нас с вами послужить очень хорошим уроком для того, как нам совершать свое спасение и свое шествие по жизни за Христом. Увидев Иоанна Богослова, апостол Петр начинает любопытствовать и интересоваться у Христа – а что вот он? Почему тоже он идет за Ним? Что будет с Иоанном Богословом? Куда послан сам Петр, он уже знает. Какое дано ему служение, он уже знает. И ему надо бы это служение исполнять, но вот какая-то мысль, не касающаяся его, посещает голову апостола – и он задает этот вопрос Христу. И послушаем, как интересно отвечает на этот вопрос Спаситель: «Если Я захочу, – говорит Иисус Христос апостолу Петру, – то он будет до тех пор жив, пока Я не приду. Тебе какое дело? Ты иди за Мной». Смотрите, как твердо, решительно, резко и даже остроумно осекает Спаситель Своего ученика, показывая ему, что не его дело заботиться судьбой Иоанна Богослова, не его дело спрашивать о том, что с ним будет, – его дело идти за Христом.

И вот, дорогие братья и сестры, если таков глас к одному из величайших учеников Своих возносит Спаситель мира, что же к нам будет сказано, если мы будем вместо того, чтобы совершать свое дело спасения, вместо того, чтобы идти за Господом и следовать Его благим заповедям, начнем вопрошать и говорить, как это, к сожалению, постоянно среди нас бывает, – мы, вместо того, чтобы о своей душе заботиться, начинаем говорить: «А почему вот тот поступает не так? А зачем вот этот делает не то, что надо? А почему такой-то и такой-то грешит, а ему ничего не бывает? А куда же Господь смотрит, какая несправедливость в мире и какие бедствия происходят?» – И вот в таком праздном разленении ума, любопытстве и желании посудачить, поговорить, обдумать проблемы других, мы забываем о своей собственной проблеме – о проблеме спасения своей души, о том, как мы будем отвечать за свои грехи, и о том, какие мы с вами сделали добрые дела. Как легко поддаться на эту вражью удочку осуждения! Как легко винить власти в царящей безнравственности и говорить: «Вот, до чего довели народ! Вот мы и пьем, и наркоманством занимаемся, и безнравственность! Как власти виноваты!» - А сами мы в своей душе что сделали для того, чтобы победить в себе страсти? Как легко в пылу этого обличения совсем забыть о том, как нам нужно стремиться совершенствовать свою собственную душу, как нам нужно питаться Духом Святым, как нам нужно жить молитвою и церковной жизнью! Как легко, действительно, бывает осуждение духовенства и высшего духовенства, и даже высшего церковного управления и самой Церкви – не так-де, мол, она поступает, вот если бы она там-то возвысила голос, сказала бы о том-то, а архиереи бы так поступили, – и как размечтается человек, как было бы, если бы вот так или по-другому поступали эти высшие церковные люди, фактически преемники апостолам, что удивляешься. Вот если бы его поставить патриархом и митрополитом, вот, наверно бы, святость какая наступила!.. Вот так, дорогие братья и сестры, враг рода человеческого и ловит нас на простейшую удочку осуждения. Даже вот если мы будем идти по дороге и вместо того, чтобы смотреть под ноги, чтобы нам не споткнуться о камушек какой-то, не оступиться в канавку, не наступить на что-либо, будем смотреть только вокруг себя: вот как тот идет, какая у него походка, а он правильно ли ступает? – уверяю вас, до первой какой-нибудь, небольшой даже, ямочки дойдет человек, споткнется и – носом в землю уткнется. Точно так же бывает с тем человеком, который хорошо видит чужие грехи и осуждает чужие грехи, а своих собственных грехов не видит.

Не о грехах шла речь между апостолами и Иисусом Христом. Позволил себе апостол Петр проявить излишнее любопытство – к тому, что впрямую не касалось его обязанностей, возложенных на него Христом, – и то Спаситель мира направил его на правильный путь, – помогая ему, а вместе с ним и нам с вами всегда напоминать себе, что мы с вами призваны быть христианами, и наше дело – достойно вести свою христианскую жизнь, созидая ее так, как подобает.

Обратимся же ко Спасителю мира Господу нашему Иисусу Христу Воскресшему, чтобы научил нас следовать за Ним, не озираясь вокруг, но прямо идти по стопам Христовым, взирая на свои недостатки и исправляя их. И тогда мы придем со Христом к вечной жизни, к Его Святому Царствию; но и во время временной нашей жизни мы не ошибемся, потому что будем идти единственно правильным путем – путем спасения.

Аминь.

30.08.2003. Неделя 11-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.11

………………только на исповеди, да и вообще каждый день на вечерних молитвах мы исповедуем о своих грехах перед Богом, и говорим о таком грехе, как малодушие. Что такое малодушие? Это когда мы боимся поступать в соответствии со своей верой. Мы знаем, как подобает жить православным христианам, мы знаем, что им необходимо делать, но часто образ сего бездуховного и безбожного мира пугает нас, и мы бываем малодушны, с тем, чтобы поступать в соответствии со своей верой. Это малодушие у нас проявляется тогда, когда мы не можем прощать, и когда вокруг нас говорят: «Как можно простить тому, или иному человеку такое безобразие? Надо помнить об этом! Не забывай, что он тебе плохого сделал». А Христос наоборот говорит – что нужно прощать людям. И мы бываем малодушны, и не за Христом идем, а за велением века сего, и не прощаем. Мы знаем, что нельзя лгать, но бывают такие жизненные ситуации, что враг рода человеческого нашептывает нам: «Ну, солги! Ничего страшного! Это для твоей же пользы». И мы лжем, говорим неправду, лицемерим. Это наше малодушие действует. В этот момент мы отступаем от Христа, потому что не идем по Его пути. Таких примеров каждый человек, вспоминая свою жизнь, может тысячи привести. И именно поэтому и в чине Исповеди, когда мы исповедуемся перед Причащением, мы говорим об этом грехе, и на вечерних молитвах мы тоже поминаем этот грех.

Какое же лекарство против малодушия предлагает нам Святая Церковь? Сейчас мы с вами слышали Евангельское повествование, которое указывает нам пример, как мы можем с этим бороться. Апостол Петр, когда арестовали Христа и судили Его, на вопрос простой женщины: «По-моему, ты был вместе с ним?», то есть с Христом, – испугался, смалодушествовал, и сказал: «Нет, это был не я». И когда снова у него спросили, он опять отрекся и сказал: «Нет, вы ошибаетесь». И в третий раз у него спросили: «Конечно, – говорят, – у тебя и наречие-то галилейское, как у этого галилеянина, Христа», – а он клясться начал, что не знает человека сего. По человечеству понятно, какой страх в этот момент обнимал душу апостола Петра. Но что же дальше происходит? Сегодня мы слышали в Евангелии, как Воскресший Христос является апостолу Петру и именно ему задает самый главный вопрос, – можно сказать, вопрос жизни и смерти человека. Он спрашивает у Петра, называя его не тем именем, которое Он Сам ему дал, – «Петр», то есть «камень», – как на камне твердом, Господь полагает утвердить на камне веры сердца человеческие, – но теперь Господь испытывает Своего преданного друга и спрашивает у него, называя его прежним именем: «Симоне Ионин, любишь ли Меня?» И вот теперь апостол Петр исповедует перед Христом: «Да, я люблю Тебя». Так же, как некогда он отрекался от Христа, он ныне исповедует любовь свою. И так же, как он трижды отрекался от Спасителя своего, так же трижды он исповедует любовь свою, причем говорит Христу: «Господи! Ты ведь все знаешь! Ты знаешь, что я люблю Тебя». Конечно же, Господь сердцеведец. Он знал, что не по злобе или по неверию однажды отрекся от Него апостол Петр. Он знал душу этого человека, так же как и видел, что воистину в его сердце горит любовь к Богу.

Вот, дорогие братья и сестры, лекарство против нашего с вами малодушия, – это любовь ко Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу. Эта любовь исцелит нас от наших грехов. Господь видит наши души, видит нашу слабость, наше малодушие, но видит и наше стремление к вере, в том случае, если мы стремимся к этому; видит наше стремление к любви, в том случае, если мы стремимся любить Бога. И поэтому с особым усердием надо нам просить этого дара – иметь в сердце своем любовь к Господу нашему Иисусу Христу.

Но как можно любить Бога, Которого мы не видим? В Евангелии мы сегодня слышали, как отвечал Иисус Христос на слова апостола Петра о том, что он любит Его. Он поручал ему заботиться о ближних своих, говоря: «Паси овцы Моя». Он поручал ему апостольское служение, с тем, чтобы он приводил других людей к Нему, Христу, Спасителю, – то есть через людей, через отношение к людям можно проявить свою любовь к Господу Иисусу Христу. И если мы с вами стремимся, чтобы в нашем сердце горела любовь к Богу, мы должны учиться любить ближних своих, любить друг друга, стремиться помогать друг другу, стремиться прощать друг другу, – ведь и друг перед другом мы малодушествуем, и друг друга порой обманываем, порой предаем, порой пакости какие-то делаем. Надо научиться любовью своею покрывать все это. Будем мы любить друг друга – значит, будем любить и Бога. И даст нам Господь дар этой божественной любви, которая смоет с нашей души все наши грехи и приведет к воскресению и вечной жизни. Воистину, любовь есть стремление к единению с тем, кого ты любишь. Если мы будем любить Бога, то мы с Богом будем жить и во временной жизни, и в жизни вечной.

Аминь.

(22.08.2009 Неделя 11-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.)11

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали евангельское повествование о явлении воскресшего Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа апостолу Петру, когда Спаситель трижды спрашивал апостола Петра, любит ли он Его (Ин. 21, 15–25). И апостол, так же, как когда-то трижды отрекался от Христа, трижды исповедовал свою любовь ко Господу. Тем самым Господь принимает покаяние Своего ревностного ученика. А после этого интересный разговор происходит между апостолом Петром и Господом Иисусом Христом. И сейчас, во время Успенского поста, когда мы стремимся повнимательнее вглядеться в свою душу, в свои поступки, в свои мысли, разобраться с состоянием своей души, с тем чтобы как можно лучше исправить нашу жизнь согласно пути Христовых заповедей, этот диалог, этот разговор нам будет весьма полезно духовно обдумать.

Ободрившись тем, что Иисус Христос вновь посылает его на пастырское служение, дает ему высокое поручение пасти Его словесных овец, и увидев своего собрата, тоже ученика Господа Иисуса Христа Иоанна – того самого любимого ученика, который на Тайной вечери рядом с Христом находился и возлежал на персях Его, – апостол Петр задает Христу вопрос: «Господи! Сей же что?» Вот он только что, апостол Петр, получил прощение, только что был восстановлен в своем апостольском достоинстве, и вот он задает вопрос, который на самом деле совершенно бессмыслен и никакого отношения не имеет ни к предлежащим апостольским трудам ученика Христова Петра, ни к тому покаянию, которое он только что исповедал, ни к его будущей жизни. Это можно назвать – праздное, или пустое любопытство. Какова судьба Иоанна Богослова – почему-то вдруг заволновало апостола Петра. Вслушаемся, что говорит Иисус Христос в ответ.

«Если Я захочу, – говорит Иисус Христос Петру, – то он будет пребывать до тех пор, пока Я не приду. Тебе же что? – то есть, если сказать по-русски: «Тебе какое дело?» – Ты по Мне иди». То есть: «Иди за Мной. Следи за собой! Тебе только что было дано прощение, возвращено апостольское достоинство – иди за Мной. Ни на что не отвлекайся, следуй за Мной», – вот что говорит Иисус Христос апостолу Петру.

Дорогие братья и сестры! Вместе с апостолом Петром выслушаем и мы эти слова Христовы. Ведь постоянно вместе того, чтобы нам самим идти за Христом, идти по Христову пути, мы в праздном своем любопытстве, в своем суетном мудровании чем угодно интересуемся. Все нам интересно: и судьбы мира, и когда будет конец света, и что будет с тем или иным человеком, и кто прав в истории, кто виноват, и как ведет себя наш сосед или соседка, – все нам интересно, на все мы прилагаем свою душу, свое внимание, – кроме одного: как нам идти за Христом. И, конечно же, если даже в обычной жизни я иду по дороге и, вместо того чтобы следить, какая это дорога, куда она ведет, буду только крутить головой и смотреть, как вокруг меня кто идет, я очень быстро споткнусь или, еще быстрее, собьюсь с правильного пути. Точно так же и в духовной жизни. Если человек, вместо того чтобы внимать себе, своему внутреннему духовному состоянию, размышлять о своих грехах и каяться в своих грехах, будет наблюдать за чужими грехами, за чужими ошибками, о них размышлять и думать, то этот человек явно собьется с духовного пути.

Даже те, кто были рядом с Христом, и то оказались несвободными от таких суетных мудрований. Что же нам с вами? Действительно, это такой какой-то психологический закон: мы удобнее судим других, чем самих себя. И от этого возникает и осуждение, и полное охлаждение внутренней духовной жизни. Но мы, имея Святую Церковь Христову, как раздаятельницу благ духовных, имея Священное Писание – слово Божие, которое открывает нам путь жизни, имея Таинства церковные, можем и должны внимать тому, что говорит нам Бог. Сам Господь Иисус Христос, сказавший апостолу Петру: «Ты по Мне гряди», – говорит это и нам с вами. Нам с вами следует слышать этот голос Христов и всемерно стараться в своей жизни следовать за заповедями Божиими. Ни в коем случае не осуждая других людей и не прилагая много духовных и душевных сил к тому, чтобы о их поступках и их делах рассуждать, потому что надо сначала разобраться со своими грехами, со своими поступками.

Господь Иисус Христос пришел для того, чтобы никто из нас не погиб, но мы спаслись и имели вечную жизнь (см. Ин. 3, 15-16). Святая Церковь, как истинная наша мать, ведет нас по этому пути Христову. Сегодня, услышав это евангельское повествование, приложим усилия к тому, чтобы следить за своими мыслями и чувствами, внимать своему внутреннему духовному состоянию и, не осуждая других, не тратя свои духовные и душевные силы на пустое и праздное любопытство, следовать за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков. Аминь.

(28.01.2012. Неделя 33-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В прошлый воскресный день на Божественной литургии мы слышали с вами из Святого Евангелия, какими словами Господь Иисус Христос начал Свою проповедь. Он начал эту общественную проповедь Своего Учения, говоря: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 4, 17). Только что мы тоже слышали с вами евангельское повествование, в котором рассказывается о том, как воскресший Спаситель мира Господь Иисус Христос явился самому преданному Своему ученику – апостолу Петру. И почему-то начал его спрашивать, причем называя его не Петром, как Он Сам его назвал, говоря: «Ты Петр, и на сем камне созижду Церковь Свою» (см. Мф. 16, 18), – имея в виду то, что основание Церкви заключается в твердой вере. Петр в переводе с греческого означает «камень». На камне веры Господь Иисус Христос желает создать Церковь. И Он дает этому человеку новое имя – Петр. И вдруг здесь, после Своего воскресения, Он обращается и не называет его Петром, а говорит: «Симон Ионин!» Вспоминает то имя, с которым этот человек был рыбаком и вместе со своим братом занимался ловлей рыбы, до тех пор пока Иисус Христос его не позвал. «Симон Ионин! Любишь ли Меня?» – спрашивает его Христос (Ин. 21, 15).

В чем дело? Почему такой вопрос? Конечно же, если мы с вами знаем евангельскую историю, мы с вами должны понять, почему такой вопрос. Потому что этот Симон Ионин, он же Петр, трижды отрекался от Иисуса Христа, тогда, когда Его арестовали, и когда Его привели на суд, и когда он сидел во дворе, и когда испугался простых вопросов. Да, собственно говоря, его же не привлекли к ответственности! Его даже не вызвали в синедрион, и никакой не прокуратор, и никакой не облеченный властью человек его не спрашивал, а спросила простая служанка, и сказала: «Мне кажется, что ты был с Ним», – имея в виду Иисуса Христа. И тогда Петр отрекается и говорит: «Я не знаю Этого Человека». Суда еще не произошло, приговор еще не был произнесен, а уже он отрекается. Да ладно бы один раз! А потом ведь другой раб подходит и говорит: «Да, кажется, я его видел». И опять Петр отрекается. А третий говорит: «Точно, ты же галилеянин, ты и с акцентом говоришь таким», – «Беседа твоя подобится», – как говорится в Священном Писании на славянском языке (Мк. 14, 70). И далее Петр начинает, как говорится в Святом Писании, «ротитися и клятися» (Мк. 14, 71), что не знает Человека Сего. То есть трижды отрекается, да еще как – отрекается с клятвой.

И вот воскресший Спаситель является этому человеку, называет его тем именем, которое дано было ему при рождении, и о чем Он его спрашивает?.. Он не спрашивает его: «Почему ты от Меня отрекся?» Он не спрашивает у него: «Почему ты убоялся вопроса служанки?» Он не упрекает его и не говорит ему: «Ну как тебе не стыдно, ты клялся, ротился, что не знаешь Меня, – вот Я перед тобой». Ничего этого у него Христос не спрашивает. Он спрашивает у него одно: «Любишь ли Меня?»

И Петр отвечает: «Ты знаешь, Господи. Я люблю Тебя». Трижды Петр отрекался, и трижды Иисус Христос у него спрашивал о любви. Причем так, что уже третий раз у апостола как бы недоумение возникло, говорит: «Ты же Господь, Ты все знаешь, Ты знаешь, как люблю Тебя». И Господь назначает его пасти Своих словесных овец, то есть управлять Святою Церковью Христовою, быть апостолом.

Дорогие братья и сестры! О чем говорит нам это Евангелие? Давайте сопоставим его еще раз с тем воскресным Евангелием, которое мы слышали неделю назад. Господь говорит то же самое, что говорил в начале Своей проповеди. То же Он говорит и после Своего воскресения. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие». Что говорил Господь Петру, когда спрашивал: «Любишь ли Меня?» Он призывал его к покаянию. В чем покаяние для нас с вами, дорогие братья и сестры? Иисус Христос не упрекает нас за то, что мы повседневно от Него отрекаемся, не упрекает нас за то, что мы постоянно падаем и грешим, не спрашивает с нас, почему мы ведем себя так, а не иначе. Он заглядывает нам в душу, потому что Он знает все, как верно сказал апостол Петр: «Господи, Ты вся веси», – то есть «Ты все знаешь, Ты знаешь, как я люблю Тебя» (Ин. 21, 17). Он спрашивает у нас: любим ли мы Его?

Вот он, стержень покаяния. Что значит «покайтесь»? Как узнать? Как суметь? Как понять, что значит «покайтесь»? Это значит найти в себе любовь к Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу.

Вот она, основа нашего спасения. Вот она, основа нашего покаяния. Господь все простил отвергшемуся от Него Его преданному ученику. Простит и нам все наши падения, все наши отступления – при одном-единственном условии: если мы будем иметь в своем сердце любовь к Нему.

Но где взять эту любовь и как ее сохранить? Где этот огонь, который загорится в нас? Как нам его не растерять?

Очень интересно, что дальше происходит в ныне слышанном нами Святом Евангелии. Прощенный отступник, которому уже поручено пасти Церковь Христову, вдруг почему-то так забывает о своих собственных слабостях, и о том, что он прощен, и о том, что ему поручено, что его начинают интересовать совершенно несвойственные его положению вещи, которые ему, по большому счету, совсем и не нужны. Он видит евангелиста Иоанна Богослова, который тоже идет в стороне и слышит их разговор, и начинает о нем спрашивать, об Иоанне Богослове, – который, кстати, никуда не убежал, а стоял при Кресте Христовом, – и говорит: «Господи, а вот он что?» Мы слышали: «Господи, сей же что?» На что Христос отвечает ему очень интересно – не впрямую, а Он отвечает, упрекая его, а вместе с тем отсекая у нас всякое ненужное нездравое любопытство и показывая нам, чем, в первую очередь, мы должны интересоваться. Он говорит: «Если Я захочу, он будет пребывать до тех пор, пока Я не приду, тебе какое дело? Ты за Мной иди» (см. Ин. 21, 22).

Дорогие братья и сестры! Где взять любовь к Иисусу Христу? Конечно же, взять в Церкви Христовой в благодати Духа Святаго. Как следовать нам каждому за Иисусом Христом? Конечно же, внимательно следя за своей душой. Как много разных глупостей, как много пустых интересов, как много праздного любопытства присутствует в нас, когда мы интересуемся: а вот какие судьбы мира, а вот какие судьбы страны, а вот что будет с тем или иным, а вот какой Господь учинит суд над каким-то человеком, а вот спасутся ли католики, а вот спасутся ли протестанты? Вспомним, что сказал Иисус Христос апостолу Петру: «Если захочу, да той пребывает, дондеже прииду, что к тебе? Ты за Мной иди». Иными словами, чтобы нам получить спасение, нам надо знать, что нам надо радоваться о том, что Бог простил нас с вами за наши грехи, что Господь ждет и принимает наше личное покаяние. И если мы лично каемся перед Богом, если мы исправляем свою жизнь, если мы научаемся жить в любви Христовой, ни в коем случае нам не надо потом, после того как мы получаем прощение, размениваться на праздное любопытство и занимать свой ум ненужными упражнениями. Ибо мы знаем истину. Это Христос – «путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). «Что к тебе? Ты за Мной гряди». – Сии слова обращены к каждому из нас. Будем же идти этим спасительным путем за Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков. Аминь.