Евангелие первое

22.01.2000 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Завтрашний воскресный день в церковном календаре называется – «Неделей по Просвещении».

Мы с вами духовно переживали события Богоявления Господня. В течение святок мы радовались о Господе нашем Иисусе Христе, Который родился в мир для нашего спасения и Который не возгнушался быть вместе с нами, грешниками, и явил Себя, как Истинный Бог, и явил Тайну Божества Святой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа – на Иордане. И все сие было совершено для того, чтобы мы с вами, верующие в Него, не погибли, но имели бы жизнь вечную (Ин. 3, 16).

Сегодняшнее Евангелие, которое мы только что слышали, рассказывает нам о вратах нашего спасения, о том, как воскресший Господь послал Своих учеников проповедовать всем народам, и учить все народы, и крестить их во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Это духовно раскрывает для нас значение явления Бога. Бог явился на земле для того, чтобы создать Свою Святую Церковь, а членам Церкви Его мы становимся через Святое Крещение, когда мы духовно рождаемся от воды и духа, и когда Имя Божье сопутствует нашему погружению троекратному в воду, когда нас, по завету Иисуса Христа, крестили во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

Итак, братья и сестры, мы с вами духовно просвещены, духовно рождены для Господа, перед нами в Святом Крещении открыта дверь вечности. Бог явился для того, чтобы открыть нам эту дверь спасения. Но, открыв эту дверь, Он предлагает нам самим переступить через порог этой священной двери.

Не может Бог без нашей воли нас спасти! Если мы не желаем, не может нас Бог вести в рай, если мы сами не стремимся к этому. Ведь у каждого из нас есть воля, ведь каждый из нас создан по образу и подобию Божью, каждый из нас – личность, в каждом из нас – отблеск Божества… – Как мы поступим? – Открыта перед нами дверь спасения, мы крещены, все Господь сделал для нас: и явился в мир, и Церковь на земле основал, но мы то с вами как ответим на этот призыв Господень?

И, к сожалению, по нашей жизни мы с вами очень часто видим, как мы отворачиваемся от этой открытой двери к спасению, как мы спиной поворачиваемся к Господу, Который зовет нас, чтобы мы шли за Ним. Он зовет нас и говорит: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные!» (Мф. 11, 28), а мы приходим к своим страстям, своим грехам, своим привычкам… Мы думаем, что законы нынешнего безбожного мира успокоят нас и дадут радость нашим сердцам. – И каждый раз мы ошибаемся! Никто не может дать нам радость! Никто не может дать нам подлинного успокоения. Никто не может дать нам подлинной опоры в нашей жизни, надежды в нашей жизни, помощи в нашей жизни, кроме Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.

И ныне, собравшись в храм Господень, испросим благословения Божья, чтобы нам с вами быть православными христианами не только по наименованию, не только стоять перед открытыми вратами Царствия Божия, но и делать шаги за Христом Спасителем нашим, последовать за Ним, взять свой жизненный крест и идти за Господом нашим Иисусом Христом.

Ему же слава во веки веков. Аминь.

 

30.11.2002 года. (ев-е 1-е)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы слышали слово Божие Святое Евангелие. В нем повествуется о том, как воскресший Спаситель мира Господь наш Иисус Христос, явившись Своим ученикам именно там, где Он и предсказывал и куда Он их посылал перед Своею крестною смертью, сказал следующие слова: «Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли». – То есть если со славянского перевести на русский: «Мне дана власть на небе и на земле».

Почему эти слова Господа воскресшего так важно было услышать ученикам Христовым? – Потому что до времени Воскресения Господа Иисуса Христа из мертвых все, знающие истинного Бога, понимали, что только во власти истинного Бога вся подлинная сила и власть и на небе, и на земле, ибо Он – Бог, сотворивший небо и землю. А раз воскресший Спаситель мира Господь Иисус Христос говорит об этой власти и на небе и на земле, значит, Он и есть истинный Бог, но и истинный Богочеловек. Ибо как Бог Он имеет власть на небе и на земле, а как Человек, Он пережил все возможные человеческие страдания и взял на Себя все наши грехи, искупив нас, таким образом, от «клятвы законныя».

Это тоже славянское выражение «клятвы законныя», а по-русски, если сказать: от проклятия, которое мы должны получить за наши грехи. Но мы этого проклятия не получим. И наказания этого мы не получим, ради нашей веры в Господа Иисуса Христа. Значит, когда воскресший Господь является ученикам Своим и говорит о той власти, которую Он имеет, Он являет им Свое подлинное Божество, которое раньше не все видели. Видели Божество Господа Иисуса Христа Его ближайшие ученики на Фаворе, когда видели, как сияло Его лицо как солнце, и они видели славу Божественную. Исповедовал свою веру в Него апостол Петр, когда говорил: «Ты Христос, Сын Бога Живаго». Но не все до конца могли понять, как это непостижимый вечный бесконечный и всемогущий Бог может воплотиться и стать Человеком и как подлинный Человек мучиться и страдать на Кресте, и страдать не только телом, но и Своей душой так, как страдают грешники, когда им бывает мучительно стыдно за тот грех, который они совершили и уже не могут ничего изменить. Так вот, все грехи мира были на Господе нашем Иисусе Христе, когда Он умирал на Кресте, и страдания его были не только телесные, но и душевные.

Это не только апостолам невозможно было понять. Это и нам с вами невозможно понять. Это вообще никакому человеческому разуму невозможно понять, как Божеское и человеческое вместе соединилось. Понять это можно только благодатью Духа Святаго, которой были просвещены святые апостолы, а через них Церковь Христова, а через Церковь Христову и мы с вами просвещены этой благодатью Духа Святаго. И в этом и сила веры нашей!

«Мне дана всякая власть на небе и на земле», – сказал Господь Иисус Христос. Но имейте в виду, что библейский язык подразумевает под словом «небо» все духовное, а под словом «земля» – материальное. Значит, мы можем обращаться к Господу нашему Иисусу Христу как с просьбами духовными, которые относятся к нашему духовному миру, к душе нашей, к нашим чувствам, к нашим мыслям, к нашим духовным страданиям; так и с просьбами вполне материальными, относящимися к нашей повседневной жизни, в которой мы каждый день в суете, как в котле варимся, и каждый день разные-разные проблемы перед нами возникают. Порой они кажутся пустяковыми, но ведь, знаете, маленькая вещь – гвоздь в ботинке, но если он при каждом шаге впивается в ногу, то очень больно бывает. Так, порой, и в жизни, когда какая-то мелочь, казалось бы, ничтожная, но повторяющаяся от разу к разу, доставляет нам боль.

И вот Господу Иисусу Христу дана власть и на небе и на земле – в мире духовном и в материальном, ибо Он есть истинный Бог, Который может нас с вами спасти.

Но нам бы сказал кто-либо: «Мало ли что было две тысячи лет назад, когда воскресший Христос явился Своим ученикам и произнес эти слова». – Вспомним, что дальше было в Святом Евангелии. Не только это сказал Христос, а Христос еще сказал: «Я с вами во все дни до скончания века». – Это значит, что мы с вами вместе с Христом. Это значит, что наша вера не пуста, и мы не просто рассуждает о Христе. Мы не просто рассуждает о том, что такое хорошо и что такое плохо. Мы не просто говорим о том, как надо заповеди выполнять. Нет, мы – люди, верующие в Спасителя мира Господа Иисуса Христа, благодатью Духа Святаго, Церковью Христовой живем вместе с Христом. И Он с нами и ныне, и «во вся дни до скончания века». И в этом счастье наше и радость наша. Вознесем же каждый из глубины своего сердца свои молитвы обо всем том, что у нас есть в душе – и о небесном и о земном, и о духовном и о материальном, и о великом и о малом, надеясь, что Он, видя веру нашу, не оставит нас, но поможет нам.

Ему же слава во веки веков. Аминь.

26.11.2005 года. (ев-е 1-е)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Приблизилось время Рождественского поста. Завтра будет заговенье на Рождественский пост, а с понедельника начинается Рождественский пост.

Святая Церковь Православная установила в течение года четыре многодневных поста, с тем, чтобы люди, стряхнув с себя повседневную суету, внутренне серьезно подготовились к встрече великих праздников: Великий пост бывает перед праздником Пасхи, Петровский пост бывает перед праздником святых апостолов Петра и Павла, Успенский пост – перед праздником Успения Пресвятой Богородицы и Рождественский пост, в который мы вступим с вами, – перед праздником Рождества Христова.

Наличие постов в церковном круге всем нам напоминает о том, что значит церковный праздник в жизни человека православного. Потому что, к сожалению, в обществе нет правильного понимания, что такое церковный праздник. Церковный праздник очень часто рассматривается просто как повод для отдыха, повод для хорошего семейного застолья, повод для того, чтобы вручить друг другу подарки, и больше, к сожалению, за этим очень много людей ничего не видит. Особенно это бывает на праздник Рождества, потому что все наши средства массовой информации начинают какой-то странный, необычный ажиотаж: уже с сегодняшнего дня во многих учреждениях стоят елки и выставляют надписи уже «С Рождеством Христовым!» – и идет такая путаница в умах человеческих, что люди не понимают, к чему, собственно говоря, они готовятся. Святая Церковь, воистину как заботливая мать, помогает нам приникнуть к главной сути праздника церковного.

Итак, для чего нужен праздник Рождества Христова? Воспоминание о том, как Спаситель мира пришел в этот мир, воплотился в человека, родился беспомощным младенцем, нужно для того, чтобы мы приуготовили свою душу к тому, чтобы в наших сердцах, как говорит апостол Павел, «вообразился» – то есть изобразился, или, сказать понятнее, – чтобы и в наших душах родился Христос. То есть, чтобы Христос был всегда с нами.

Сегодня мы слышали воскресное Евангелие, как Воскресший Спаситель сказал Своим ученикам, а вместе с ними и нам с вами: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Итак, Господь Иисус Христос всегда с нами. Почему же мы не чувствуем Его присутствия в нашей жизни? Почему мы часто не ощущаем то, что Он рядом? Почему мы не стремимся к Нему за благодатной помощью? Почему мы не радуемся о том, что Христос с нами, и никто не может нас победить? Почему мы не понимаем, что если мы с Христом, то нам ничто не страшно? Почему мы не ощущаем, что единственный правильный путь жизни – это путь по заповедям Христовым? Почему все это происходит? – Потому что мы свой ум и свою душу забили ненужным мусором грехов, ненужных страстей и, увы, даже пороков. Мы сами себя отвергаем от благодати Божией.

И вот для того и дается нам время поста, чтобы мы навели порядок в своей душе, расчистили ее от ненужного хлама, увидели, что в жизни самое главное. Вот так, как бывает, когда готовятся к рождению младенца в хорошей семье, и пока мама в роддоме, дома все готовят, все вымоют, все вычистят, всю пыль уберут, грязь, все постирают, кроватку приготовят, все-все приготовят. Вот так нам дается время поста, для того чтобы мы встретили праздник Рождества Христова тем, чтобы Христос родился в нашей очищенной покаянием, и воздержанием, и молитвой душе.

Благодатное время наступает. Испросим у Спасителя нашего и Господа Иисуса Христа благословения, сил и крепости, чтобы нам на пользу пошел этот Рождественский пост, чтобы мы покаялись и отвратились от своих грехов, чтобы мы многое исправили в своей жизни, чтобы мы очистили сердца наши для встречи Богомладенца и Спасителя Господа нашего Иисуса Христа.

Ему же слава во веки веков. Аминь.

1998 год. Неделя всех святых. Всенощное бдение.1

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали святое евангельское повествование, в котором воскресший Спаситель Господь Иисус Христос пообещал нам с вами, что Он пребудет с нами даже до окончания существования этого мира. «Я с вами во все дни до скончания века», - сказал Господь (Мф. 28, 20).

Но какое условие существует для того, чтобы Господь с нами действительно был во все дни? - Об этом Господь тоже сказал Своим ученикам. Он послал их проповедовать всем народам и крестить все народы «во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

Это первое условие для того, чтобы Господь был с нами, - быть крещенным человеком, ибо крещение есть духовное рождение. Первый раз человек рождается от матери своим телом, второй раз человек рождается от матери-церкви своей душой. Сколько бывает несчастий, когда люди, заботясь о своих детях - сыновьях или дочерях или родителях, и такое теперь бывает, не знают даже, как помолиться о них, ибо они не крещены от воды и Духа. Поэтому, дорогие братья и сестры, крещение есть необходимое таинство для каждого человека, чтобы человек мог быть вместе с Богом. Крещение это - открытая дверь для человека в Царство Божие. И мы все, как это только от нас зависит, должны постараться эту дверь открыть для каждого человека, должны постараться привести всех тех наших родных или близких, вне зависимости от того маленькие ли это дети, или это уже пожилые люди, ко святому крещению, чтобы они были вместе с Господом.

Но и этого, оказывается, недостаточно. Недостаточно только креститься, потому что Господь сказал: «Научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, (и) уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20). Значит, чтобы Господь был вместе с нами, нам надо стремиться жить по Его благим заповедям.

Без исполнения заповедей Божиих невозможно угодить Господу Богу. Если мы не будем соблюдать Божьи заповеди, мы не можем себя назвать детьми Божьими. Ведь если Господь зовет нас за Собой по одному пути, а мы отворачиваемся от этого пути, идем в противоположную сторону - как мы можем сказать, что господь с нами? Если мы видим, куда Он нас призывает, но не идем за Ним? Значит, мы сами будем виноваты тогда в том, что Господа нет с нами.

Каждому человеку очень хочется, чтобы над его жизнью было благословение Божие. Каждому человеку необходима помощь Божия. Особенно это чувствуется, когда у человека какое-нибудь несчастье случается. Как печально, что по своему неразумию люди чаще всего вспоминают о Боге только тогда, когда у них беда какая-то случается, и только тогда не просто начинают обращаться к Богу, но для начала начинают винить Бога и говорят: «За что это с нами случилось? Мы ничего плохого не делали! За что на нас такая беда свалилась?» Не понимая того, что если человек в своей жизни не был вместе с Богом, то еще удивительно, что так долго с ним никакой беды не случалось. Еще удивительно, сколь велико милосердие Божие, сохраняющее человека от бед и зол и тогда, когда он не хочет быть вместе с Ним.

Господь пообещал нам с вами, что Он будет с нами во все дни. Пообещал, что Он нас не оставит. Нам важно самим никогда не оставлять Господа Бога, самим от Него не отворачиваться, не уходить от Него, потому что если мы уйдем от Бога, пойдем по другому пути, вот тут-то с нами всякие беды и случаются. Если мы не живем по Его заповедям, вот тут-то всякие несчастья на наши жизни и падают, и не Бог в этом виноват! И не Бог нас наказывает. Мы сами наказываем себя не живя вместе с Богом.

Но как же нам жить вместе с Богом? Для того чтобы мы могли идти по пути Христову, Сам Господь на земле сделал все для нас возможное. И сегодня Святая Церковь чтит память всех святых. - Это значит, что у нас огромное количество духовных помощников, которые помогают нам идти по пути Божию. Как в семье, в хорошей семье, старшие дети помогают младшим, оберегают их, заботятся о них, нянчат их, а даже когда они куда-то не туда направляются, направляют их на правильный путь, так и в Церкви Христовой: Господь дал нам великое множество старших братьев и сестер - святых, таких же людей, как мы с вами, но проживших свою жизнь вместе с Богом. И они, имеющие высокий духовный опыт, помогают нам тогда, когда мы обращаемся к ним.

Обратимся же ныне ко всей полноте Святой Церкви Христовой. Обратимся с молитвой ко всем святым, чтобы по их заступничеству, по их молитвам и предстательству, нам с вами никогда не отступать от Бога, но всегда пребывать с Ним, и прославлять Его, и веровать в Него, и жить по Его

 благим заповедям. А Он никогда не отступит от нас, но всегда будет помогать нам на каждом шагу нашей жизни, если мы будем преданы Святой Церкви Его.

Аминь.

(03.09.2011. Неделя 12-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами слышали сейчас Евангелие, которое повествует о том, как воскресший Спаситель Господь Иисус Христос явился Своим ученикам и послал их на проповедь. Он послал их, чтобы они проповедовали всем народам о том святом учении, которое получили они от Него, единственного Спасителя всему миру. Апостолы это поручение выполнили. Они воистину «до концов земли» (см. Пс. 18, 5) донесли слово Божие. По преемству от святых апостолов ныне чрез Святую Церковь так же идет проповедь слова Божия. Сам Господь Иисус Христос сказал: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Это слышали мы сегодня в Евангелии.

И действительно, Господь пребывает с нами, в Церкви Святой, которую Он основал на земле. И здесь, через Святую Церковь, через преемников апостолов мы слышим то, чему учил Спаситель мира Господь Иисус Христос.

Посылая Своих учеников, Он велел им крестить все народы во имя Отца и Сына и Святаго Духа (см. Мф. 28, 19). Мы с вами тоже приняли это Святое Крещение. Но сегодня слышанное Евангелие должно еще об одном заставить нас подумать. Потому что Господь послал крестить все народы, но так же и учить их тому, чему Он повелел. Значит, мало быть крещеным, важно еще и жить по тем словам, по тем заповедям, которые оставил нам Спаситель Господь Иисус Христос.

Крещение – это спасительная дверь, которая открывается перед нами. Но этот жизненный путь крещеного человека к Богу проделываем мы самостоятельно. И мы должны этот путь действительно совершить, – а не, переступив через эту дверь, через Святое Крещение, так и остаться, не двигаясь дальше к Господу. Это можно сравнить с тем, как если бы кто, войдя в храм Божий, так и остался бы у ворот его, и издалека бы смотрел, от входа, что в нем совершается, какие молитвы поются, а может быть, вообще повернулся бы в другую сторону и не слушал, и не смотрел бы на это. Так поступают те люди, которые крещены, но не двигаются к Богу, не живут по Его благим заповедям.

Увы, это мы и к себе можем отнести. Каждый из нас, здесь стоящий, может отнести к себе и сказать: «Да, я христианин, я крещен во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Но как я соблюдаю то, что заповедал нам Спаситель мира Господь Иисус Христос? Как я люблю ближнего своего, как я прощаю обиды и прегрешения, насколько я милосердный, как я молюсь, насколько я стремлюсь помогать кому-либо?» Каждый из нас, если задаст себе такие вопросы, если такие мысли к нему придут, то каждый может увидеть, что очень плохо мы идем по пути Христову. И хотя и просвещены и крещены, но двигаемся ко исполнению заповедей Божиих плохо и недостойно.

Как же быть? Что же нам делать, осознавая это? Те слова, которые мы слышали в конце сегодняшнего Евангелия, должны нас вдохновить и должны нас укрепить. Ибо Господь сказал, и мы слышали это: «Я с вами во все дни до скончания века». Господь с нами. Господь пребывает в Церкви Христовой. И если мы тоже пребываем в Церкви Христовой, если мы стремимся участвовать в молитве церковной, если мы стремимся к Таинствам церковным, то Господь помогает нам, укрепляет нас, вдохновляет нас, прощает нам наши грехи и наши недостоинства, дает нам силы идти по этой жизни по стезям Его благих заповедей.

Дорогие братья и сестры! Услышав Святое Евангелие, которое повествует о том, как воскресший Спаситель мира повелел всем крещеным жить по Его благим заповедям, о том, как Он повелел Своим апостолам распространять Церковь Христову по всей земле, будем просить у Него, Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, во имя Которого крещены мы с вами, чтобы нам с вами проходить достойно нашу жизнь по стезям благих заповедей Его. Аминь.