Евангелие пятое

4.12.1999 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Время Рождественского поста это – время духовной подготовки к великому празднику Рождества Христова. Сегодня мы с вами слышали Евангелие, в котором повествуется о том, как воскресший Спаситель мира Господь наш Иисус Христос явился двум Своим ученикам Луке и Клеопе. Он явился им в виде путника, и шел вместе с ними, и вместе с ними беседовал о тех важных духовных проблемах, которые волновали их.

Конечно же, прежде всего Луку и Клеопу волновали те события, которые произошли в Иерусалиме, и они хотели знать, что значат эти события для них: что значат страдания и смерть Спасителя? что значат разговоры о Его Воскресении? – потому, что они еще не видели Его воскресшим.

И хотя Господь, идя вместе с ними, и будучи неузнанным ими, потому что они и не знали Его близко, приводил им различные писания и пророчества, все равно ученики Господни не понимали этих слов, сердца их были закрыты.

Дорогие братья и сестры! Так и мы в нашей жизни, идя по нашему жизненному пути, часто встречаемся с очень яркими свидетельствами силы Божией, промысла Божия, помощи Божией, которая касается даже нас лично. Но мы бываем глухи и слепы к этому. Мы относим это к стечению обстоятельств, к случайности, забывая о том, что случайности в жизни не бывает.

Господь через различные жизненные ситуации постоянно приводит нас к покаянию, к тому, чтобы мы увидели свои недостатки, почувствовали свои грехи, изменились бы, покаялись… Но часто эти жизненные обстоятельства вместо того, чтобы привести нас к покаянию, наоборот озлобляют нас, приводят нас в уныние.

Почему же мы в жизни своей так часто можем не видеть Промысла Божия? – Сегодняшнее Евангелие дает нам на это очень яркий ответ, а также указывает нам на то, что же мы должны делать для того, чтобы знать Бога, видеть Его присутствие в своей жизни и следовать Его благим заповедям.

Лука и Клеопа слушали Христа и рассуждали вместе с Ним и не узнавали Его до тех пор, пока, уже близко к вечеру, они не остановились в своем пути и, остановившись, расположились на трапезу. И тогда Господь, взяв хлеб, благословил, преломил, и дал им. Господь совершил тоже, что совершил на тайной вечере – Он повторил таинство евхаристии, Он преподал им Самого Себя под видом хлеба. И вот тогда – повествует Святой Евангелие – у них открылись очи и они узнали Его.

Вот, дорогие братья и сестры, и для нас ответ. Чтобы наш разум, наше сердце, наши чувства были открыты для Господа, чтобы мы видели промысел Божий в нашей жизни, чтобы мы чувствовали помощь Божию на нашем жизненном пути – мы должны приступать к причастию Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовых. Вместе с Христом тогда мы будем. И полагаться будем не на свой греховный разум, который затмевают всякие страсти, но будем полагаться на разум Божий. И будем полагаться не на свою себялюбивую волю, и стремиться не к тому, к чему подталкивает нас наш эгоизм, но предадим себя вволю Божий. И тогда наша душа будет растворена благодатью Божией.

Дорогие братья и сестры! Церковь Христова с тех пор содержит это великое таинство – таинство евхаристии, таинство причащения Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовых.

Время поста – особенно благоприятное время для покаяния, исправления, изменения своей жизни. С особым усердием православные христиане во время постов приступают к принятию Святых Тайн Господних. Постараемся и мы, достойно и праведно проводя время Рождественского поста, готовиться к этому великому таинству и соединяться с Господом, чтобы были открыты наши глаза, чтобы мы видели Бога в нашей жизни, чтобы мы на своем пути следовали вместе с Господом к спасительному Его Царству, которое Он уготовал всем любящим Его.

Аминь.

22.09.2001 Неделя 16-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением. Всенощное бдение.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В молитвах церковных, в наставлениях святых отцов человеческая жизнь многократно называется жизненным путем. То есть это – путешествие человека, путь, который он проделывает от утробы матери и который завершается смертью, принимающей всех людей. И от того, как мы проведем этот путь, этот отрезок временной жизни зависит то, какая у нас с вами будет подлинная жизнь – жизнь вечная.

Пути человеческой жизни бывают различны. Святая Церковь, вслед еще за древними пророками, призывает нас идти путями прямыми, ведущими ко спасению. Эти прямые пути, как указателями, указаны нам заповедями Божьими. А когда мы отступаем от заповедей Божиих, мы уже начинаем извилистый путь, уклоняемся от прямого пути, который ведет ко спасению.

Прямой путь – сложный. Этот прямой путь человеческой жизни Господь еще называет узким путем, говоря о том, что узкий путь ведет ко спасению, а широкий путь ведет к погибели (Мф. 7, 13, 14). Узким этот путь называется потому, что когда человек идет правильным путем, он постоянно себя ограничивает и контролирует в своих поступках, в своих делах, в своих мыслях и своих чувствах.

О том, что мы на жизненном пути нашем не одиноки, свидетельствует то, что в Таинстве Крещения, когда нас крестили, священник, взяв крест, шел перед нами, и в это время совершалось песнопение: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя». – И нас, если мы еще были маленькими младенцами, несли крестные за священником, либо, если кто уже взрослым принял Крещение, шел сам. И это троекратное обхождение вокруг купели крещения означало то, что мы в своей жизни решились идти за Христом.

Только что, дорогие братья и сестры, мы с вами слышали Святое Евангелие, которое повествует о явлении воскресшего Господа нашего Иисуса Христа двум путникам – Луке и Клеопе, которые шли из Иерусалима в Эммаус. Они шли и разговаривали между собой о тех событиях, которые произошли во Иерусалиме, разговаривали о смерти, которую принял Господь на Кресте; говорили между собой о том, что они надеялись, что Христос – это Тот, Кто пришел дать спасение людям, и недоумевали – как же так закончилась Его жизнь на Кресте? И вот, когда они так беседовали, Сам Господь приблизился и тоже стал с ними идти. И в этой беседе Он, начиная от древних пророков и Святого Писания, начал рассказывать, что именно так и надлежало прийти в мир Христу, чтобы пострадать за людей, взять на Себя грехи всех людей и спасти их.

Дорогие братья и сестры! Это евангельское повествование – это образ нашей с вами жизни. Мы тоже идем жизненным путем и тоже знаем Писание, которое говорит нам о Христе. Но часто по своему человеческому разуму недоумеваем, как его приложить к реальной жизни, и огорчаемся, и отчаиваемся, и не применяем заповеди Божии к своей повседневной жизни; и из-за этого находимся в какой-то духовной растерянности точно так, как находились в этой растерянности апостолы.

Духовная растерянность, конечно, приводит людей к странным чувствам – к панике, и к отчаянию, и к ужасу. Вот, мне недавно пересказали разговор двух людей. Один человек спрашивает у другой (соседка и соседки): «Ой, что сейчас творится; вот, что происходит! Скоро, наверное, война будет. Куда нам бежать? Куда деваться?» - А другая ей совершенно разумно отвечает: «А куда бежать? – В первую очередь в Церковь бежать, в грехах своих каяться».

Вот, дорогие братья и сестры, если бы мы всегда в своем разуме имели правильный путь спасения! Порой, рассуждая о судьбах мира и говоря, когда закончится жизнь всего человечества, мы не понимаем, что для нас то лично, по-настоящему, не имеет значения, когда жизнь всего человечества закончится, потому что весь вопрос заключается в том, когда наш жизненный путь закончится. Закончится ли он одновременно со всеми людьми или закончится он сейчас, или завтра, или послезавтра – не это важно, а важно нам быть готовыми к встрече с Господом.

Лука и Клеопа не узнали Христа, Который шел вместе с ними. Дорогие братья и сестры! И мы на своем жизненном пути часто не узнаем знаков Христовых, которые Христос нам дает, не узнаем действий Промысла Божия. Не видим Христа в страждущих и не помогаем. Не видим Христа в болящих и не приходим к ним на помощь. Не видим Христа в своих родных и близких и поэтому бываем с ними жестокими и черствыми. Вот этого понимания в нашей душе нет, мы бываем слепы и не пониманием, что на нашем жизненном пути постоянно Сам Господь с нами встречается.

И вот, когда они так шли и беседовали об этих событиях, приблизился вечер, и Христос показал вид, что Он хочет дальше идти, но они уговорили Его, чтобы Он остался вместе с ними. И когда Он остался вместе с ними, Он взял хлеб, благословил, преломил и дал им. И в этот момент у них открылись духовные очи, и они увидели, что перед ними Христос.

Дорогие братья и сестры! Это – для нас с вами ответ, как нам с вами в нашей повседневной жизни увидеть Христа. – Через причастие Его Пречистого Тела и Животворящей Крови открываются наши с вами духовные очи, мы соединяемся с благодатной жизнью Церкви Христовой, и Сам Христос дает нам тогда силы творить добро и быть милосердными, и веровать, и надеяться, и любить.

Дорогие братья и сестры! Каждое евангельское чтение, которое бывает провозглашаемо в Церкви Христовой, оно дается для нашего с вами назидания. Помолимся Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу – Истинному Пути, Истине и Жизни, чтобы нам с вами в нашей жизни идти вместе с Ним и за Ним прямым путем, ведущим в горний Иерусалим ко спасению и жизни вечной.

Аминь.

8.12.2001 года.

 

Сегодняшнее Евангельское чтение рассказывает нам о явлении воскресшего Господа Иисуса Христа двум ученикам по дороге в Эммаус, Который был узнан в преломлении хлеба – Божественной Евхаристии, в великом Таинстве Пречистого Тела и Животворящей Крови Спасителя Господа нашего Иисуса Христа. Ибо в этом преломлении духовного хлеба – Хлеба, сшедшего с небес для нашего с вами спасения, то есть истинного Христа Спасителя, в этом великом Таинстве перед нашей душой раскрывается Христос, и мы соединяемся со Христом, и наши пути совпадают, и на мы по нашему жизненному пути идем вместе со Христом.

Как раз время Рождественского поста – такое время, когда все мы стараемся готовиться к Святому Причастию. А готовясь к Святому Причастию, мы обязательно рассматриваем свою жизнь, обязательно видим свои грехи и обязательно спешим на исповедь и каемся в своих грехах, сознаем их, называем их, просим у Господа Бога прощения и сил на то, чтобы нам быть вместе с Ним.

И Господь подает нам и силы на исправление, и силы на то, чтобы быть вместе с Ним, силы на то, чтобы в этой жизни идти за Ним.

Дорогие братья и сестры! Используем это благодатное время Рождественского поста, которое нам дал Господь для очищения своей совести, для достойной подготовки к принятию Пречистого Тела и Животворящей Крови Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, будем молить Его, чтобы мы в своей жизни шли вместе с Ним по нашему жизненному пути, всегда помнили о Нем, всегда знали о Нем, всегда в своем сердце имели Его.

Спасителю нашему Господу Иисусу Христу слава в веки веков.

Аминь.

…10.2002 Неделя 16-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение5

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали Святое Евангелие, в котором повествуется о том, как воскресший Спаситель мира Господь наш Иисус Христос явился двум ученикам, которые шли из Иерусалима в Еммаус.

Он присоединился к этим двум путникам и шел вместе с ними. Он шел вместе с ними, но они не узнавали Его. И более того - они были растеряны и не понимали, что означают все те события, которым они были свидетелями. Они не понимали, что значит, что Тот, в Которого они верили, как в своего Учителя, Тот, в Которого они верили, как в своего Спасителя, был распят на кресте и умер. Они не знали еще о Воскресении Его, но очень огорчались о том, что внешне, как им казалось, дело их Божественного Учителя погибло. Они еще не знали о Воскресении Христовом, но скорбели о том, что, как им казалось, зло восторжествовало.

Дорогие братья и сестры! Этот евангельский образ Христа, идущего вместе с учениками и слушающего их рассуждения, должен напомнить нам с вами о нашем жизненном пути и о том, как часто мы забываем о нашей вере в Господа Иисуса Христа воскресшего; как часто мы среди жизненных трудностей соблазняемся, пугаемся и нам, кажется, что зло торжествует в мире, и нет у нас надежды, и нет у нас спасения. То есть мы впадаем в уныние и житейскую скорбь. И это овладевает нами очень часто. И эта скорбь характеризуется святыми отцами, как скорбь по миру и скорбь греховная, не ведущая ко спасению.

Вот, и Спаситель Иисус Христос, идя с учениками, стал объяснять им, что все то, что произошло с Ним, было предсказано пророками, так было записано в законе Божием, и для того то в мир Он и пришел, чтобы взять на Себя грехи всего мира и спасти мир. И хотя они это слушали, глаза их были закрыты. И только когда они остановились, и когда Господь взял хлеб, благословил его и преломил, и дал им, у них открылись глаза и они узнали Его.

Дорогие братья и сестры! Это – евангельский образ для нас с вами. Мы идем по жизни, торопимся, и суетимся, и скорбим, и мучаемся очень часто от своих грехов, и не видим ясного указания Церкви Христовой о том, как нам от них избавиться. Нам надо остановиться хотя бы на мгновение; остановиться так, как остановились эти ученики в Еммаусе; остановиться от этого суетного бега и в своей душе поразмыслить над теми словами Божьими, которые даны нам. Но и этого размышления для нас недостаточно. Глаза у учеников, Луки и Клеопы, открылись только тогда, когда они из рук Христа приняли пречистый хлеб, как отцы учат, Тело Христово, Божественную евхаристию.

Так и нам с вами недостаточно наших усилий. Нам нужна благодать Церкви Христовой, благодать Духа Святаго, благодать Святых Таинств, особенно Таинства Исповеди и Причащения Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовой, для того, чтобы печаль мира отступила от нашего сердца, и для того, чтобы в нашем сердце появилась радость о Господе, надежда о Господе, вера в Господа, любовь к Господу и ближним своим.

И это и происходит в Церкви Христовой. Сегодня мы слышали Святое Евангелие, которое не только повествует о том, как воскресший Спаситель мира явился двум ученикам, идущим из Иерусалима в Еммаус, но это Святое Евангелие учит нас, как нам на нашем жизненном пути научиться верить, что Господь идет вместе с нами, Господь помогает нам, Господь учит нас, Господь питает нас Собою – Хлебом Небесным, сшедшим с небес (см. Ин. 6, 41). Церковь Христова есть Пречистое Тело мистическое Божественное таинственное, среди нас являемое, и частью которого мы сами являемся.

Будем же в жизни своей всегда стремиться чувствовать руку Господню. Будем прибегать, обращаться к спасительным Таинствам Церкви, чтобы нам не уныло, но бодро и радостно идти по нашему жизненному пути вместе с Господом нашим воскресшим Иисусом Христом. Ему же слава во веки веков.

Аминь.

(12.09.2009 Неделя 14-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.)5

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Как важно нам впитывать слово Божие в душу свою, как важно нам сохранять в своей душе слово Божие и жить в соответствии с ним! Именно так, как Господь сказал о Своей Пречистой Матери, Которая жила со словом Божиим (Лк. 11, 28). Потому что в раскрывающихся для нас через Святое Евангелие истинах жизни духовной хранится твердое указание Самого Спасителя Господа Иисуса Христа. Мы ищем в этой жизни, кто бы нас научил, кто бы нас наставил, кто бы нас укрепил, кто бы нас утешил. Но в слове евангельском мы голос Самого Спасителя Господа Иисуса Христа слышим. И как нам надо назидаться этим словом, укрепляться им, руководствоваться им, утешаться им!

Сегодня, когда мы услышали повествование, как воскресший Иисус Христос являлся сначала Марии Магдалине, потом двум ученикам, которые шли из Иерусалима в Эммаус, а потом и одиннадцати апостолам, мы можем обратить внимание, что Иисус Христос упрекал Своих учеников за их маловерие и жестокосердие, за то, что они слышали о Его воскресении, но не смогли в это поверить. А далее Господь сказал очень важные слова, которыми мы с вами должны в своей жизни руководствоваться. Господь сказал: «Кто будет иметь веру и крестится, тот спасен будет, а кто не будет иметь веры, осужден будет» (Мк. 16, 16).

Обратим внимание на то, что Господь ставит главным условием спасения. Он ставит главным условием спасения веру. Он не сказал, что если кто крестится, то все, он уже спасен. Он сказал: «кто будет иметь веру». А кто не будет иметь веру? – «Тот будет осужден».

Это очень важно нам знать, очень важно нам понимать, потому что мы должны, будучи членами Церкви Христовой, осознавать значение Таинств и обрядов Святой Церкви Православной. Таинства церковные, и среди них первое упомянутое Господом Иисусом Христом Крещение, являются действенными только для тех, кто имеет веру. Как часто мы очень формально подходим к церковной жизни. Очень формально, думая: зайдем в храм, поставим свечку, в лучшем случае оставим записку, и вот вроде бы мы исполнили некий свой долг перед Богом. И других тому же научаем. У нас спрашивают: что нужно делать? Мы не говорим, что нужно в сердце своем обратиться к Господу Иисусу Христу, мы не говорим о том, что нужно уверовать в Иисуса Христа и осознать то, что без воскресения Господа Иисуса Христа невозможно жить человеку. А мы порой просто говорим: «Да ты пойди в храм свечку поставь». Ну, еще начинаем учить: поставь к той иконе, или к другой иконе… Заходит человек в церковь, подходит к той, другой иконе, ставит свечку, уходит, – при этом он не понимает, к кому он приходил, зачем он приходил, что он делал, ставя эту свечку. Ну, точно так же и язычники по всему миру в других странах приходят к своим идолам, зажигают перед ними благовонные палочки, кланяются им, приносят этим идолам дары и уходят. Чем же тогда христианин отличается?

Очень важно, дорогие братья и сестры, избегнуть нам внутреннего язычества, когда вместо внутренней веры в Господа Иисуса Христа мы подменяем ее внешним исполнением какого-то обряда. Это не значит, что не нужен внешний обряд, – нет, он нужен! Иисус Христос сказал: «Кто будет иметь веру и крестится». Но одновременно Он сказал: «А кто не будет иметь веры, будет осужден». Значит, и то и другое важно – и внешнее поклонение и внутреннее. Но если только будет внешнее исполнение обрядов и не будет внутренней веры, человек не будет спасен. Что пользы человеку, если он крещен, а потом в течение всей жизни, может быть, приходит в храм, только когда ему нужно родственников похоронить или там окрестить детей или внуков, а потом его уже самого приносят в гробу в храм, чтобы отпеть. Разве это путь и жизнь христианина? Мы почему-то думаем, что этого достаточно. Отнюдь. Сам Иисус Христос говорит нам о другом. Он говорит нам о необходимости веры в Него. Вера человека в Иисуса Христа заключается в том, что человек осознает, что нельзя жить иначе, кроме как заповедал нам Христос. Нет для нас другого жизненного пути, кроме как пути со Христом. И даже если мы что-то в жизни своей делаем не так, если мы имеем веру в Иисуса Христа, мы глубоко сожалеем о том, что мы делаем не так, скорбим об этом, сокрушаемся, плачем, стремимся исправиться, и все равно, хоть падаем, спотыкаемся, но снова встаем и идем за Иисусом Христом. Что значит «идем за Иисусом Христом»? Это значит – то, о чем Он нам говорит через Святое Евангелие, через Свою Святую Церковь, мы прилагаем к своей собственной жизни. Говорит Он нам, что мы должны прощать друг другу, – и мы стремимся это делать, потому что мы веруем в Иисуса Христа. Говорит Он нам, что нам надо обращаться к Отцу нашему Небесному и благодарить Его за все, – и мы обращаемся к Отцу нашему Небесному, молимся Ему, потому что так заповедал нам Господь. Говорит нам Иисус Христос, что мы должны быть милосердными и сострадательными, – и мы стараемся свое каменное, черствое, холодное сердце размягчить, принуждаем себя к тому, чтобы делать добро друг другу и не ждать за это награды.

Дорогие братья и сестры! Веровать в Иисуса Христа – значит постоянно жить с Ним в своем сердце. Церковные же обряды помогают нам жить с Иисусом Христом, укрепляют нас, поддерживают нас в этой жизни. И поэтому, когда сами мы приступаем к церковным обрядам, целуем ли мы иконы – мы выражаем этим нашу любовь к Христу, зажигаем ли мы свечи – мы тем самым выражаем наше желание, чтобы наша вера горела перед Господом, как горит свеча, слушаем ли мы молитвы во время богослужения – мы стараемся разделить, если не понимаем даже всех слов, тот дух молитвы, которым буквально насыщено каждое слово церковной службы.

С другой стороны, Господь, как мы слышали сегодня в Евангелии, посылает Своих учеников проповедовать всем народам. Это значит, что и мы должны нести слово Божие тем людям, которые не знают о Иисусе Христе. И вот, неся им это слово Божие, в первую очередь людей, не знающих Бога, не знающих Церкви, надо учить не тому, какой рукой взять свечку или через какое плечо ее подать, а в первую очередь учить тому, что Иисус Христос пришел в мир, чтобы нас спасти от грехов, что Иисус Христос дает нам с вами воскресение и вечную жизнь, что Иисус Христос открыл для всех нас, для каждого из нас дорогу к вечной жизни, и верующий в Господа Иисуса Христа не умрет, но будет иметь вечную жизнь. Этому в первую очередь мы должны учить тех, кто спрашивает у нас, что мы делаем в Церкви Христовой. В Церкви Христовой мы прославляем Христа, мы следуем за Христом, мы просим у Него, чтоб Он нас научил в своей повседневной жизни быть достойными Его святого имени.

Конечно же, для того чтобы так говорить другим людям, нам надо и самим стараться каждый день читать Святое Евангелие, вчитываться в эти святые слова, которые прямо к душе нашей обращены, стремиться находить хоть короткие минутки для искренней молитвы. А находясь в храме Божием – впитывать благодать Духа Святаго, которая действует здесь во время богослужения. Да поможет нам всем Господь – людям, крещеным во имя Отца и Сына и Святаго Духа, – не только быть внешне крещеными, но и жить по благим заповедям Божиим, чтобы исполнились слова Господни на нас с вами: «Кто будет иметь веру и креститься, спасен будет». Аминь.

15.07.2006 Неделя 5-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.5

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Евангелие – это слово Божие. Словом Божиим наша душа всегда должна питаться, и свой духовный голод мы должны постоянно утолять чтением Святаго Евангелия. Каждый православный христианин должен дома обязательно читать Святое Евангелие каждый день. Можно по-разному его читать. Можно взять себе за правило каждый день прочитывать по одной главе в день, идя по порядку от первого евангелиста Матфея и заканчивая евангелистом Иоанном и, закончив, дальше продолжать таким же образом. Можно взять православный церковный календарь, и там написано, какие чтения евангельские, апостольские в этот день читаются в храме Божием, и эти же чтения можно прочитывать дома. И та и другая практика благословенна и хороша. Важно только, чтобы каждый христианин читал дома Святое Евангелие и, прочтя его, в течение дня размышлял над тем, что прочитал. Конечно, может быть, целую главу тяжело усвоить себе, и, может быть, поэтому более правильно читать то, что в сегодняшний день прочитывается в храме Божием.

Вот и сегодня мы с вами пришли в храм Божий и услышали, как читалось Святое Евангелие о том, как воскресший Господь Иисус Христос явился двум ученикам Луке и Клеопе, которые шли из города Иерусалима в Эммаус. Они шли, и на этом пути им явился воскресший Господь.

Дорогие братья и сестры! Нашу жизнь тоже можно сравнить с путем. Вот жизнь – это мы идем, это наш путь. Путь разный бывает. Редко у кого он прямой. На пути встречаются разные повороты, разные опасности, разные ловушки. Человек идет по этому пути. Вот и Лука и Клеопа шли из Иерусалима в Эммаус, и им встретился Господь, Который присоединился к ним. Он к ним присоединился, а они Его не узнали.

Дорогие братья и сестры! Так и мы с вами на своем жизненном пути очень часто не узнаем Господа, Который присоединяется к нам и ждет, чтобы мы Его узнали. Вспомним, как Господь говорит о том, как Он будет судить нас. Он ведь говорит о том, что если мы кому-то оказали милость, то это мы оказали Ему Самому. А если мы были к кому-то равнодушны, злы, сделали кому-то зло, то это мы сделали Самому Ему. Вот так и на нашем жизненном пути сколько людей нам встречается по жизни! Как к ним относиться? Вот если мы поразмыслим, то должны понять, что если мы кому-то делаем что-то доброе – слава Богу! Значит, Господь дал нам сил, значит, мы Самому Господу сделали доброе. Но увы – очень часто мы делаем тем людям, которые встречаются на нашем жизненном пути, злое. И тогда у нас ответственность за это возникает.

Христос пошел с двумя апостолами, Лукой и Клеопой, которые не узнали Его. У них закрыты были глаза. Они не узнавали Его. И узнали они Его лишь тогда, когда к концу дня они остановились, и Господь благословил хлеб и, преломив, дал им, – тогда у них открылись глаза.

Дорогие братья и сестры! Так и мы с вами духовно слепы бываем без Таинств Церковных. Что значит, «благословил хлеб, и преломил, и дал»? – Святые отцы объясняют, что это было повторение того, что было в Тайной вечери. Господь преподал им Таинство Пречистого Тела Своего. И тогда у них открылись глаза. Вот так и мы бываем духовно слепы, если мы надеемся только на самих себя, а не соединяемся с Таинствами Церковными. В Таинствах Церковных: в Таинстве Покаяния, а особенно в Таинстве Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спасителя и Бога нашего – наши духовные глаза открываются, и мы можем видеть Бога, Который рядом с нами. Бог не далеко от нас. Он здесь, Он рядом с нами. Он для того и пришел, чтобы быть вместе с нами, и в том и спасительна наша вера, что она открывает нашей душе возможность быть с Богом постоянно, каждый день, каждый час, каждую минуту, каждую секунду нашей жизни. От нас это зависит – как мы к Богу стремимся.

Пока апостолы шли и рассуждали между собой, надеясь на свои мысли о том, что было, почему так случилось, что Христа распяли, почему так случилось, что Он умер на кресте, они не понимали чуда Христова Воскресения. Они не понимали тайны Боговоплощения. И когда у них открылись глаза, как мы слышали сейчас в Евангелии, когда они все это осознали? – Когда Господь, преломив хлеб, дал им. Вот так и у нас закрыто наше сердце бывает для многих-многих истин, если мы не живем в единстве с Церковью, если мы регулярно не причащаемся Таин Христовых. Если мы не живем духоносной жизнью Святой Церкви Православной, мы как бы и видим, и слышим, но до души до нашей не доходит. Тогда до нашей души дойдет, если Сам Господь откроет нам наши глаза и уши, и наше сердце. А когда Он нам может это открыть? Тогда, когда мы сами двинемся к Нему навстречу, участвуя в великих Таинствах Церкви Христовой.

Вот видите, дорогие братья и сестры, сколь живительно слово Божие, сколь живительно Евангелие. Христос пришел для того, чтобы мы не были несчастны, чтобы нам не было плохо, чтобы мы не впадали в отчаяние, чтобы мы не унывали из-за своих грехов. Христос пришел, чтобы нас с вами спасти, чтобы мы были радостны, чтобы у нас была опора в нашей жизни.

Восхвалим же Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, открывшего нам путь жизни, даровавшего нам Святую Церковь Православную, через которую мы получаем открытые двери в рай.

Аминь.

(26.06.2010 Неделя 5-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.)5

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Все мы с вами члены Святой Церкви Христовой, и нам радостно осознавать, что Церковь Христова – это таинственное присутствие Самого Господа Иисуса Христа среди нас в нашей жизни. Нам радостно осознавать, что Господь не далеко от каждого из нас, но, наоборот, близко, рядом с каждым из нас. Нам радостно осознавать, что Господь стучит в двери сердца каждого человека, призывая его, чтобы он не погиб в грехах, но спасся и имел радостную и блаженную вечную жизнь вместе с Ним, с Господом нашим. И поэтому быть членом Церкви Христовой радостно и спасительно.

Каждый воскресный день – это воспоминание о величайшем событии – о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. И сейчас мы с вами слышали Святое Евангелие, в котором повествуется о явлении Иисуса Христа двум путникам, которые шли из города Иерусалима в город Эммаус (Лк. 24, 13–35). Эти два спутника, Лука и Клеопа, очень оживленно между собой разговаривали. Они были все погружены в свои переживания по поводу того, что произошло в Иерусалиме: они обсуждали распятие Господа Иисуса Христа и Его смерть. К ним подходит Сам Господь, присоединяется к ним, идущим по этому пути, и становится с ними третьим спутником, и подключается к беседе. И они объясняют Ему, Христу, Которого они не узнали, увлеченные своими переживаниями, они объясняют Ему, о чем они смущаются, чего они не понимают. Они говорят: «Мы надеялись на то, что Он, – то есть Христос, – откроет новое царство. А Его предали, распяли, Он умер».

Дорогие братья и сестры! Каждое евангельское повествование, кроме изображения реальных событий, бывших некогда, еще и символически изображает нашу с вами жизнь. Ведь наша жизнь – это тоже наш земной путь, по которому мы идем. И на этом пути вместе с нами идет наш Спаситель Господь Иисус Христос. Только беда наша в том, что мы не видим и не узнаем Его, как не узнали Его Лука и Клеопа. И также беда наша заключается и в том, что, подобно этим двум ученикам Христовым, мы не понимаем промысла Божия о мире и о нашем спасении. Так же, как они были наполнены недоумением, страхом и не понимали, что значит это, почему Христа распяли, почему Он умер, «мы ведь надеялись, что Он восстановит царство Израилю», так мы часто не понимаем, что происходит с нами в жизни. Почему мы страдаем? Почему мы болеем? Почему у нас происходят беды и несчастья? Где же Господь в нашей жизни, почему Он нам не помогает? Вот так же рассуждаем и недоумеваем.

Что происходит дальше? Господь Иисус Христос, идя с этими учениками Своими, Лукой и Клеопой, начинает им объяснять из Писаний Божественных, из пророческих Писаний, что так и надлежало Христу прийти в этот мир и пострадать, для того чтобы спасти всех людей, чтобы взять на Себя грехи людские, для того чтобы быть с людьми во время их испытаний, их страданий, их несчастий; и что Царство Христово не в том, чтобы избавить сейчас человека от всех этих переживаний, и треволнений, и несчастий, и бед, и болезней, а Царство Христово заключается в том, чтобы человек сейчас, пройдя через горнило этих испытаний, в своей душе открыл богатство веры, надежды, любви – то духовное богатство, которое пребудет с ним вечно.

Они все это слушали, но до конца тоже, вероятно, не понимали, потому что никак не могли узнать Христа, идущего с ними. Вот так и нам с вами Церковь объясняет – через свои богослужения, через молитвы, через святоотеческие писания – значение промысла Божия в мире, значение смирения, значение терпения, значение умения прощать друг другу обиды и грехи. Все это нам объясняется Святая Церковь: значение болезней и страданий в нашей жизни, – мы все это слушаем, до тех пор пока нас лично не касается. А как нас лично коснется – или болезнь, или страдание, или несчастье какое, – мы это быстро забываем и начинаем не понимать.

Что же дальше в сегодняшнем Евангелии мы слышим? А дальше: день завершается, они останавливаются, Христос делает вид, что Он хочет идти дальше, они упрашивают Его, чтобы Он остался с ними, и вот Он берет хлеб, благословляет и преломляет его. И тут открываются глаза у учеников. Они узнают Того, Кто с ними шел. Он познался им, они узнали Его в преломлении хлеба.

Так, дорогие братья и сестры, и в Церкви у нас бывает. Через Таинство Небесного Хлеба – Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спасителя и Бога нашего открываются наши с вами духовные глаза. Через это Таинство мы с Самим Господом соединяемся. Через это Таинство дается нам духовное разумение. Через это Таинство Сам Господь пребывает с нами, помогая нам перенести все жизненные скорби, болезни и невзгоды. Через это Таинство мы становимся сопричастниками Его жизни и Его славного тридневного воскресения.

Дорогие братья и сестры! Услышав за сегодняшним всенощным бдением это спасительное повествование о явлении воскресшего Господа Иисуса Христа апостолам Луке и Клеопе, будем просить у Него, у Спасителя нашего, чтобы нам видеть Его присутствие в нашей жизни, чтобы нам разуметь промысл Божий о нашей жизни, чтобы нам приступать к Таинствам церковным, и наипаче к Таинству Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовой, чтобы у нас открывались наши духовные глаза, чтобы мы видели руку Божию, которая непрестанно протянута к нам, чтобы вести нас ко спасению. Аминь.

(01.10.11 Неделя 16-я по Пятидесятнице, блгвв. князей Феодора Смоленского и чад его, Ярославских чудотворцев. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Все, что Духом Святым через избранных людей записано в Священном Писании, является для нас с вами духовной пищей, словом Божиим, которое укрепляет нас в нашей жизни.

Сегодня мы слышали евангельское повествование о том, как воскресший Спаситель мира Господь Иисус Христос явился двум Своим ученикам – Луке и Клеопе (Лк. 24, 13–35). Эти два ученика шли из города Иерусалима в Эммаус и рассуждали между собой о всем том, чему они были свидетелями, а именно: о последних днях земной жизни Господа Иисуса Христа и о тех слухах, которые до них дошли, о том, что Христос воскрес. Они не могли понять и осознать всего того, что произошло в Иерусалиме. Во время этого их путешествия к ним присоединяется еще один спутник и тоже беседует с ними. И, более того, упрекнув их в том, что их сердца не видят тех пророчеств, которые содержатся в Священном Писании, о страдании и воскресении Спасителя мира, объясняет и истолковывает им на основании Священного Писания, что, действительно, Тому, Кто пришел в этот мир для спасения всех людей, надлежало и страдать, и мучиться, и умереть, и в третий день воскреснуть, для того чтобы быть с людьми в их жизненном пути, в их страданиях и мучениях и даже смерти, но для того чтобы открыть каждому человеку путь к воскресению и вечной жизни.

Все это слушали Лука и Клеопа, слушали из уст Самого Иисуса Христа воскресшего, но они Его не узнавали. Не узнавали потому, что воскресший Господь имел обновленную, измененную плоть. Когда Христос воплотился в человека, Он воспринял плоть такую человеческую, какая она есть, а именно смертную, подверженную страданию и боли. Когда же Христос воскрес, то это уже была новая плоть, не имеющая на себе страданий или скорбей, новая, обновленная.

Глаза учеников Луки и Клеопы были закрыты. Ну, может быть, они не так часто видели лицом к лицу Иисуса Христа, чтобы прекрасно Его знать. В любом случае, Евангелие нам повествует, что они Его не узнали.

Дорогие братья и сестры! Встает вопрос: а какое же отношение к нам с вами имеет это повествование? Как к нам относятся эти слова Божественного Писания?

А мы ведь с вами тоже идем по жизни, наш жизненный путь. И в этой нашей жизни Сам Господь Своим промыслом постоянно направляет нас с вами на путь спасения. Только мы не всегда слышим Его слова, не всегда видим Божественную руку Его промысла в нашей жизни, не всегда избираем благое в нашей жизни. Христос для того и пришел в мир, чтобы быть вместе с нами, идти с нами по нашей жизни. Он близко к каждому из нас, Он стучится в сердце каждого из нас. Только нам надо увидеть Его: увидеть Его в тех людях, которые нуждаются в нашей помощи, увидеть Его в тех несчастьях, которые совершаются с теми людьми, которые рядом с нами, увидеть Его промысл в тех событиях, которые в нашей жизни происходят, увидеть Его Божественный крест в тех скорбях, которые нам с вами надо переносить. Мы этого не видим. Наши глаза закрыты – так же, как были закрыты глаза Луки и Клеопы.

Более того, ведь Господь истолковывал им и говорил о том, что так и должно все быть. Они не понимали. Ну, это навроде того, как мы с вами приходим в храм Божий, нам все объясняют: объясняют о вечной жизни, объясняют, что мы созданы по образу и подобию Божию, объясняют, что мы должны жить по заповедям Христовым, объясняют нам, что каждый человек даст ответ за свои поступки, добрые или злые, или даже за свои мысли и чувства. Все это нам говорят, все это мы слышим; слышим о том, что мы рождены для вечности, слышим о том, что мы воскреснем – все это слышим. Но такое впечатление, что глаза у нас закрыты. И живем так, как будто не предстоит нам встреча с Господом, и не исправляем своей жизни в том, что надлежит исправить, и не применяем слова Божии к своему сердцу и к своим поступкам.

Увы, это так. Но что же дальше произошло в Евангелии, которое мы только что слышали? Все-таки они узнали Христа, узнали. Когда они Его узнали? А тогда, когда они вместе, остановившись для трапезы, вкусили благословенного хлеба, который Господь благословил, преломил и дал им (Лк. 24, 30). И тогда открылись у них глаза, и они узнали и увидели, Кто с ними, – тогда, когда они вкусили от этого хлеба.

О чем здесь повествование? Дорогие братья и сестры – о том великом Таинстве, которое мы имеем в своей Церкви Святой, имеем счастье молиться за ним, за этим Таинством, приступать к нему, а главное – тоже принимать из рук Самого Господа Иисуса Христа Его Пречистое Животворящее Тело и Честную Кровь. Вот когда открылись глаза учеников! Когда они причастились Самому Господу Иисусу Христу. Так и у нас открываются духовные глаза тогда, когда мы, испытав свою совесть, очистив ее Таинством Покаяния, приступаем к Пречистому Телу Господа Иисуса Христа и причащаемся Его. И тогда духовные наши очи отверзаются, и тогда мы начинаем понимать, духовно понимать смысл жизни – когда мы сочетаемся Самому Спасителю и Господу Иисусу Христу.

Да, так должно быть. Но не всегда так бывает. Иногда человек и приходит, и причащается – и остается слеп, и не видит того, что он должен увидеть. Причину надо искать не в Христе, причину надо искать в себе. Лука и Клеопа очень желали познать истину воскресения Христова. Они стремились к этому, они были не безразличны к этому, они были подготовлены к этому – поэтому и открылись их глаза. Так и у нас будут открываться духовные глаза, если мы будем стремиться к этому, веровать в Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, готовиться к принятию Его Пречистого Тела и Животворящей Крови, испытывая свою совесть, стараясь в молитве очищать свою душу, исполняясь сознания собственного недостоинства и неразумия и уповая на милость Божию.

Дорогие братья и сестры! Накануне воскресного дня мы услышали с вами повествование, как Спаситель Иисус Христос открыл глаза Своим ученикам Луке и Клеопе, преподав им Свое Пречистое Тело, преломив хлеб и дав им. Да дарует и нам с вами Господь благословение участвовать в Его Святых Таинствах, жить в единстве с Ним и идти по жизненному пути, который Он нам с вами промыслом Своим открывает, чтобы нам также наследовать Царство Божие, чтобы, как Он воскрес, так и нам с вами воскреснуть и иметь жизнь вечную. Аминь.