Евангелие седьмое

31.12.2005 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В течение года в каждый воскресный день Святая Церковь наше духовное внимание привлекает к великому чуду, которое совершил Господь Иисус Христос для того, чтобы мы с вами имели победу над всяким злом, чтобы мы с вами имели опору в своей жизни, чтобы имели смысл жизни, а именно – телесное Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. В течение года за каждым воскресным всенощным бдением читаются одиннадцать воскресных Евангелий, которые повествуют об этом уникальном событии, перевернувшем всю историю человечества. И сегодня мы с вами тоже слышали повествование Святого Евангелия о том, как Христос воскресший, явившись Своим ученикам, для того чтобы убедить их в подлинности телесного воскресения, не только предлагает им прикоснуться к Своему Телу, но и просит у них пищу и вкушает перед ними эту пищу, чтобы никому даже в голову не пришло подумать, что Христос не воскрес телесным образом, – ведь только тело нуждается в телесной пище. И только тело нужно поддерживать какой-то еще пищей, которая специально приготавливается. Значит, если  Воскресший Христос, как мы слышали сегодня в Евангелии, ел сотовый мед и печеную рыбу, Он воскрес подлинно со Своим Телом для того, чтобы и жить в новой жизни со Своим воскресшим Телом.

Для нас, христиан, очень важно это знать. Иногда происходит такое сильное противопоставление души и тела человеческого, и так порой высоко говорят о духовной жизни, что человек пугается и говорит себе: «Высот духовной жизни я никогда не достигну. Я человек грешный, телесный, и поэтому все то, о чем говорят в церкви, слишком далеко от моих насущных проблем и забот». Вот как раз это неправда. Для того Христос с неба сошел, для того Бог стал Человеком, для того Он и жил среди людей, чтобы к нам, среди наших проблем, наших болезней, наших трудностей, наших несчастий, нашей глупости, наших грехов, чтобы к нам прийти, быть с нами и привести нас туда, куда Он Сам придет. Ведь не зря Он Себя называет «Пастырем добрым». То есть нас всех Господь, как добрый пастырь, желает привести – куда же Он нас желает привести? А туда, куда и Сам Он взошел. И мы сегодня слышали в Святом Евангелии, как Господь Иисус Христос воскресший взошел телесно от земли на небо, от мира земного к миру духовному, небесному. Мы об этом мире мало что знаем, лишь проблеск о нем узнаем во время молитв, и лишь душа у нас чувствует, что этой временной жизнью наша жизнь не кончается. Но Господь Иисус Христос желает нас провести сквозь земную жизнь так, чтобы наша вечная жизнь была для нас радостью, счастьем и весельем. Ведь мы с собой на самом деле забираем и оставляем весь тот груз, который мы во время земной жизни собираем. Ничто не исчезает бесследно. Всякий грех и всякое зло, которому мы позволяем поселиться в нашей душе, если оно не будет очищено покаянием, останется в нас и будет нас мучить. И вот для этого-то Господь на земле создает Церковь, в которой, как вы слышали сегодня в Евангелии, пребывали апостолы, и радовались, и славили Господа Иисуса Христа воскресшего, чтобы мы, благодаря Церкви, земную свою жизнь прошли, очищая себя и свою душу от грехов и укрепляя себя в добрых делах и в любви Божией и друг к другу. Поэтому, как мы проживем земную жизнь – очень важно. И жизнь наша телесная, повседневная, тоже очень важна для Господа, – как мы ведем себя в повседневной жизни, как мы поступаем в повседневной жизни. Что говорить о высотах духа, если мы в практической, ежедневной жизни не умеем прощать друг другу, не умеем спешить друг к другу на помощь, не бываем сострадательными, не бываем милосердными, – а ведь это как раз нам требуется.

Господь отводит нам некое время земной жизни. Какое оно, никто из нас не знает. Но время для нас ценно: каждая минута, каждая секунда, каждый час. Порой за одну секунду можно допустить такую ошибку, за которую годы будешь мучиться. А порой иногда год проходит бесследно, бесцельно, так что не понятно, зачем ты его прожил. А порой за несколько минут можно достигнуть таких высот, которых не достигнешь и годами. Действительно, разбойнику на кресте хватило трех секунд, чтобы произнести: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствие Твое». И этих секунд хватило ему для того, чтобы он открыл для себя спасение и вечную жизнь. Вот как по-разному бывает ценно время.

Но время – это такая человеческая категория, в которой мы живем, которую Бог нам отмерил. Вот сегодня заканчивается гражданский 2005 год, завтра начнется 2006 год от Рождества Христова. Завтра, после поздней Божественной литургии, мы совершим традиционный наш Новогодний молебен, в котором возблагодарим Господа Бога за все то доброе, что сумели мы совершить в прошедшем году. Испросим у Господа Бога прощения за все те наши грехи и недостатки, которые мы согрешили в прошлом году, и испросим у Бога благословения, чтобы нам по-христиански жить в новом году благости Божией. Но, поскольку, календарно этот новый год наступает сегодня в полночь и поскольку, традиционно, когда не попадал Новый год в воскресный день, у нас с вечера был молебен, то, чтобы мы не ушли на встречу этого гражданского года без благословения Божия, я сейчас прочту молитву новогоднюю, а мы с вами испросим благословения вместе, чтобы Господь укрепил всех нас в верности Святой Церкви, а главное – чтобы мы знали цену времени, ценили наше время, которое Бог нам дает, дорожили им, всегда Бога благодарили и следовали за Ним, за нашим Пастырем Господом Иисусом Христом.

Ему же слава во веки веков. Аминь.

22.10.2005 Неделя 18-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.7

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами слышали сейчас Евангелие, повествующее о том, как ученики Христовы Петр и Иоанн, услышав от Марии Магдалины о том, что она не нашла в гробе Господа Иисуса Христа, не увидела Его тела, побежали ко гробу, чтобы удостовериться в этой вести. Апостол Иоанн бежал быстрее и прибежал прежде ко гробу, однако побоялся туда войти. Апостол Петр несколько замедлил.

Почему Евангелие обращает внимание на это? Казалось бы, что в этом особенного: один человек быстрее прибежал, другой позже? Но ведь неоднократно сравнивается в Писании и в учении святых отцов так же жизнь человеческая с путем, который проходит человек; так и говорят – «жизненный путь». И жизненный путь у каждого человек свой. И каждый человек проходит свой жизненный путь по-разному. Вот эти два ученика, спешившие ко гробу Христову, есть образ того, что различны пути христианина, но цель их пути одна. Они стремились к тому, чтобы удостовериться в истинности слов о Воскресении Господа Иисуса Христа. Вот так и жизненный путь христианина заключается в том, чтобы человек удостоверился в истинности Воскресения Иисуса Христа и, удостоверившись в этом, жил вместе со Христом, уверовав в Него. А вот как к этому удостоверению, как к этой вере человек приходит – здесь совершенно разные пути. И нас тем самым Евангелие ободряет, чтобы мы не огорчались и не унывали, если нам кажется, что наш жизненный путь какой-то особенный или особенно тяжелый, или мы в своем жизненном пути не находим достаточного утешения, или мы в своем жизненном пути очень много заблуждаемся, плутаем, идем не туда. Да, конечно, и так бывает. Но если мы будем стремиться, подобно тому, как стремились апостолы ко Христу, – пусть один раньше, а другой позже, но мы все-таки придем, чтобы для нашего сердца тоже воссияло Воскресение Христово.

А как же апостолы удостоверились в Воскресении Иисуса Христа? Войдя во гроб, они увидели, что гроб пуст и лежат пелены, которыми был повит умерший Господь. Эта пелена, плащаница, в которую был завернут Господь Иисус Христос, как свидетельствует предание и как верует большинство христиан в мире, до сих пор хранится и имеет на себе отпечаток тела Господа Иисуса Христа, особым образом, непостижимым, чудесным образом, оставшийся на этом холсте. Хранится эта плащаница в Турине, и называется она так, по месту ее хранения, «Туринская плащаница». И сколько ни исследовали ее по-различному ученые, применяя самые современные методы, никто еще не смог объяснить, каким образом на ней отпечатался образ Иисуса Христа, и никто еще не сумел опровергнуть ее подлинности, а наоборот, все новые и новые исследования подтверждают достоверность этой плащаницы.

Итак, апостолы, увидев эту плащаницу, как свидетельствует Писание, уверовали в Воскресение Иисуса Христа. Значит, они вещественным образом – не Самого Христа увидели, а только лишь отпечаток Его тела на плащанице увидели – и уже уверовали. Это важно нам с вами знать в сегодняшний день, ибо как раз сегодня память отцов VII Вселенского Собора – тех самых отцов, которые закрепили на все времена в Церкви Христовой иконопочитание. Когда мы, поклоняясь образу, изображенному на дереве или на холсте, или на стекле, или на камне, возносим наше поклонение к первообразу, когда, поклоняясь святым иконам, мы видим лик Самого Спасителя, или Матери Божией, или святых, и тем самым икона для нас является окном в невидимый мир духовный, укрепляющим нашу веру.

Вот, дорогие братья и сестры, как в евангельском чтении мы получаем укрепление в нашей вере. Не будем отчаиваться в сложности своего жизненного пути. Будем помнить, куда и к Кому нам надо стремиться. Будем просить у Господа, чтобы Он утвердил нашу веру так, как Он утвердил веру апостолов. Причем, обратите внимание, тот, кто прибежал первый, он побоялся, не дерзнул войти в пещеру гроба Господня, а второй апостол сразу вошел. Это опять же показывает на различие характеров и отношения людей к святыне. Однако и того и другого Господь принял, и тому и другому дал умиление. Так и мы в своей жизни одни более решительны бываем в своих поступках, другие менее решительны; одни более горячо следуют заповедям Божиим и предписаниям церковным, другие менее; одни более тверды в своей вере и уповании, другие менее. Однако всех стремящихся ко Господу Господь не отрицает, но принимает их к Себе, приглашает всех, чтобы все шли к Нему, всех обнимает и всех благословляет, и каждому дает силы по его стремлению и по его желанию.

Дорогие братья и сестры!  Ныне, поклоняясь святым иконам, молясь перед ними, мы, подобно апостолам, получившим от плащаницы уверение в истинности Воскресения Иисуса Христа, получаем от Святой Церкви уверение в том, что Господь пребывает с нами во вся дни до скончания века, мы получаем от Господа уверение и благословение, что благодать Духа Святаго пребывает в Церкви Христовой, мы получаем от Господа в наших молитвах силы и крепость на то, чтобы нам идти в жизни по тому самому спасительному пути, который заповедал нам Воскресший Спаситель мира Господь Иисус Христос, Ему же слава во веки веков.

Аминь.

11.09.2004. Неделя 15-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.7

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы сейчас с вами слышали Святое Евангелие, повествующее о том, как событие Воскресения Христова отражалось в сердцах людей. И когда пришли и стали свидетельствовать о Воскресении Христовом, не все сразу поверили. И, как говорит Евангелие, для многих слова о Воскресении Христовом явились «яко лжа», – то есть трудно было поверить в то, что Христос воскрес.

Это действительно трудно. Трудно не только тогда и не только ученикам Христовым, но всему миру трудно поверить в то, что Христос воскрес. Трудно поверить в это, к сожалению, и нам с вами, потому что мы часто унываем, впадаем в отчаяние, впадаем в скорби свои житейские и не видим в жизни опоры, то есть, забываем о том, что опора в нашей жизни есть, – и это твердое основание нашей жизни есть Воскресение Господа Иисуса Христа. Как маловерны мы, как слабы! Как пугаемся мы различных событий и происшествий, различных сведений и знаний о том, что потрясает нашу веру! Не только мы одни таковы. Ближайшие люди, которые жили с Господом Иисусом Христом, и видели Его, и слышали Его, и те не могли в сердце своем уместить это величайшее знание – что Своим Воскресением Господь Иисус Христос победил смерть. Величайшее знание о том, что если Христос воскрес, то не страшны нам ни силы зла, ни силы адовы, величайшее знание о том, что если Христос воскрес, то нам нечего бояться в этой временной жизни, потому что все, что в ней есть, пройдет, а мы останемся со Христом. И Христос исцелит всякую болезнь, всякую скорбь, всякую печаль, любое горе, – все Христос избавит и исправит, только нам надо быть с Ним. Но мы маловерны и малодушны и об этом постоянно забываем, и поэтому бываем унылы и печальны…

Сегодня в Евангелии повествуется о том, что хотя для многих как «лжа» явились слова о Воскресении Иисуса Христа, но Петр, один из ближайших учеников, вместе с другим, любимым учеником Иисуса Христа Иоанном Богословом, встал и побежал ко гробу. Вот, дорогие братья и сестры, единственный путь, каким можно нам укрепить нашу веру, – надо бежать за Христом, бежать к Христу, стремиться к Нему, так, как стремились Петр и Иоанн ко гробу Господню, чтобы убедиться в Воскресении Иисуса Христа. Для того чтобы нам убедиться в Воскресении Иисуса Христа, надо духовно бежать ко храму святому, духовно бежать к Церкви Святой, духовно бежать к благодати Божией, духовно бежать к исповеди, к покаянию, к Причастию Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовой. И тогда мы, подобно Петру и Иоанну, на своем личном опыте убедимся, что Христос воскрес. И если мы в этом убедимся, счастливы мы с вами будем, потому что ничто нам в этом мире не будет страшно. Ни от чего мы не впадем в отчаяние, ни от чего мы не впадем в уныние, ибо мы будем знать, что Бог с нами, а мы с Богом. И все перипетии жизненного моря пройдут, а Бог и мы останемся.

Испросим же этой силы, этой крепости, чтобы нам, подобно святым апостолам Петру и Иоанну, жизнью своею бежать к Живоносному гробу Господа нашего Иисуса Христа, чтобы нам всегда помнить о Его тридневном Воскресении и ничего не бояться. Ибо с нами Господь Иисус Христос Воскресший, Ему же слава во веки веков.

Аминь.

5.08.2000 Неделя 7-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.7

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Каждую неделю воскресный день напоминает нам о самом главном событии в истории человечества – о Воскресении Господа Иисуса Христа. На всенощном бдении под воскресный день читается Евангелие, в котором повествуется об одном из эпизодов явления Христа Своим ученикам.

Вот и сегодня мы слышали с вами Святое Евангелие, в котором рассказывается о том, как два ученика Христовых, апостолы Иоанн Богослов и апостол Петр, поступили, когда услышали о воскресении Спасителя. Мария Магдалина принесла им весть об этом событии, и они побежали ко гробу.

Интересно, что святое повествование доносит до нас такую как бы на первый взгляд кажущуюся неважной мелочь, что Иоанн Богослов побежал и прибежал ко гробу быстрее Петра. Казалось бы: зачем в Евангелии, боговдохновенной книге, об этом говорится? – Однако именно благодаря вот таким простым жизненным событиям мы уверяемся в подлинности происходившего, в том, что истинны эти события, они реально происходили. Их невозможно выдумать, ни к чему. Если кто-то взялся сочинить или придумать, ни к чему такое было бы сочинять, потому что это ничего не прибавляет к истине Воскресения Христова. Но это раскрывает те обстоятельства, в которых это происходило, и то, как люди реагировали и воспринимали это великое чудо.

Итак, Иоанн Богослов прибегает ко гробу Христову быстрее, чем апостол Петр. Однако он боится входить туда. Он останавливается у гроба, видит в глубине, что там только лежат пелены Христовы, но не дерзает войти туда.

Как это раскрывает состояние души человека! Подобно тому и наша верующая душа стремиться ко Господу, и мы порой стремимся и нам кажется, что все силы отдаем этому, чтобы быстрее быть вместе с Богом. Но когда наступает иногда момент, когда мы должны дать ответ на Господень вопрос: «Как мы поступим в своей жизни?», когда нужно действительно совершить христианский поступок и поступить так, как заповедал нам Господь, тогда нас какой-то страх и нерешительность охватывает. Нам бывает трудно прощать, нам бывает трудно быть милосердными, нам бывает трудно быть преданными своей вере тогда, когда вокруг нас люди неверующие. – Нас охватывает некая нерешительность. И поэтому нам бывает трудно по-настоящему молиться, по-настоящему поститься и по-настоящему быть церковным человеком. Какая-то, действительно, наступает у нас внутренняя борьба – мы, с одной стороны, всей душой стремимся к Богу, с другой стороны, как бы боимся переступить какую-то черту.

Вот, такое, как бы символическое, событие произошло при Воскресении Христовом. Но евангелист Иоанн Богослов в первую очередь потому побоялся войти во гроб, что он побоялся в своем сердце потерять ту веру, которая у него была. Он верил, что Христос воскрес, но не хватало человеческих сил, чтобы окончательно в этом убедиться. Как это трогательно описывается в Святом Евангелии и как это раскрывает подлинное глубокое желание сердца человеческого сохранить эту веру в себе!

Но вот, прибегает и апостол Петр. И он, как и всегда, поступает решительно. Помните, как, когда Христа арестовывали в Гефсиманском саду, он вынул меч и стал защищать Спасителя? Правда Господь его тогда остановил и говорит: «Неужели ты думаешь, что Отец Небесный не даст Мне легион Ангелов, если нужно будет Меня защитить? Как же иначе сбудутся Писания?» (Мф. 26, 52-54). – Но вот также решительно апостол Петр забегает во гроб и видит, что Спасителя нет во гробе, а есть лишь только пелены, которыми было повито Его Тело, и головной платок, которым обвязывали по древнему обычаю главу умерших иудеев. Эта плащаница Христова впоследствии станет в истории свидетельством истинности Воскресения Христова и будет известна под названием Туринской плащаницы.

Вот, дорогие братья и сестры, и это тоже показатель веры нашей человеческой души. Когда человек решительно двигается навстречу Богу, Сам Господь помогает ему и дает твердое уверение веры, как это было с уверением с Воскресением Христовым в виде плащаницы и сударя (головной повязки).

После этого заходит и Иоанн Богослов, и, видя свидетельства Воскресения Христова, они отправляются к себе, чтобы проповедовать об этой истине.

Вот, дорогие братья и сестры, это – содержание сегодняшнего евангельского чтения. Казалось бы – небольшой отрывок, а какое глубокое духовное содержание! И в первую очередь оно говорит о том, что какого бы ни был склада человек, какого бы ни был характера: или такого тихого, проникновенного, глубинного, одухотворенного нрава, каким был Иоанн Богослов, или резкого, решительного, порывистого, каким был апостол Петр, - и тому, и другому Господь дает уверения Своего Воскресения; и того, и другого Господь принимает. А это значит, что нас всех – людей разных по своему складу, по своему характеру, по своим привычкам, ведь все мы по-своему друг от друга отличаемся, - но всех нас Господь призывает к Себе и всем нам Господь дает свидетельства Своего Воскресения, потому что ради каждого из нас Спаситель мира Господь Иисус Христос пришел в мир, ради каждого из нас Он пострадал, умер и воскрес, и свидетельства Его Воскресения мы каждый воскресный день вспоминаем. «Воскресение Христово видевши, поклонимся Святому Господу Иисусу».

Аминь.

(25.07.2009 Память святых отцов шести Вселенских Соборов. Собор Архангела Гавриила. Всенощное бдение. Неделя 7 по пятидесятнице)7

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали, дорогие братья и сестры, святое евангельское повествование о том, как два ученика Христова, два апостола получили уверение в истинности воскресения Господа Иисуса Христа. Причем это уверение было им дано без личного явления для них воскресшего Господа. Они прибежали ко гробу, услышав от Марии Магдалины, что она видела Христа воскресшим, и хотели посмотреть, что там, в этом гробе. И увидели там только те пелены, в которые праведные Иосиф с Никодимом запеленали Христа. Самого Христа не увидели. Но когда они увидели эти пелены, войдя во гроб, они уверились в истинности воскресения Христова.

Они увидели эти пелены – и поверили. Значит, можно сказать, что они опосредствованно, без видения Самого Христа, тем не менее уверовали в воскресение Христово.

Это евангельское повествование очень важно для нас с вами. Потому что мы, благодаря Церкви Христовой, тоже, если можно так выразиться, опосредствованно: через внешние проявления церковной жизни, через внешние знаки святости Церкви, через внешние святыни – познаем воскресшего Господа. Ну, о каких внешних святынях идет речь? Конечно же, прежде всего, о святых иконах, о богослужении церковном, о святых обрядах церковных и Таинствах церковных. Люди, не принадлежащие Церкви Христовой, иногда говорят: «Зачем нужна вся эта внешность? Зачем нужна вся эта обрядность? Для чего существуют и свечи, и кадила, и иконы? Зачем это нужно? Ведь Иисус Христос не учил тому, как надо кадить, как надо свечи ставить, как надо иконам поклоняться». И это правда, Он этому не учил. Он учил людей любить друг друга, прощать друг другу обиды и согрешения, Он учил людей жертвовать собою ради других, Он учил людей знать, что главное богатство есть то, которое человек собирает здесь, в своей душе. Так зачем же вся эта внешность в Церкви Христовой, зачем же вся эта обрядность?

Как трудно было даже апостолам, которые ходили за Христом, слышали Его, уверовать в подлинность Его воскресения. И вот понадобилось Петру и Иоанну прибежать ко гробу, и войти во гроб, и увидеть пелены и ризы Христовы, чтобы уверовать в воскресение Христово. Даже им это понадобилось – тем, которые жили со Христом, разделяли с Ним хлеб, разделяли с Ним воду и вино, разделяли с Ним тяготы жизни, – им и то понадобилось внешнее видение и свидетельство. Тем более нам с вами, дорогие братья и сестры, необходимо внешнее видение и внешнее свидетельство.

Нам необходимы святые иконы, потому что через них, как в духовные окна, мы взираем в невидимый мир, – который здесь, рядом с нами, но мы его не видим, а иконы помогают нам его увидеть. Нам необходимы церковные обряды, потому что через них мы познаем, как действует благодать Духа Святаго и приобщаемся этой благодати. И даже когда мы подходим и целуем Святое Евангелие – Книгу, в которой написано о жизни Иисуса Христа, тем самым мы как будто к ризам Господним прикасаемся, уверяя себя в истинности воплощения Господа Иисуса Христа, Его страданий и Его воскресения. Именно поэтому Сам Христос – не кто-либо другой, а Он Сам – организовал, устроил на земле Свою Святую Церковь, и сказал, что врата адовы никогда не одолеют ее (см. Мф. 16, 18), для того, чтобы через жизнь в Церкви мы жили с Ним Самим, Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом.

Дорогие братья и сестры, счастливы мы с вами, потому что, подобно тем двум ученикам, о которых сегодня мы слышали в Евангелии, которые прибежали ко гробу Иисуса Христа и увидели свидетельство Его воскресения, и мы на своей жизни чувствуем свидетельство воскресения Господа Иисуса Христа через Святую Православную Церковь, сыновьями и дочерьми которой мы являемся, и дай нам Бог никогда не отступать от матери нашей Церкви и следовать за Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков. Аминь.

(25.07.2009 Память святых отцов шести Вселенских Соборов. Собор Архангела Гавриила. Всенощное бдение. Неделя 7 по пятидесятнице)7

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали, дорогие братья и сестры, святое евангельское повествование о том, как два ученика Христова, два апостола получили уверение в истинности воскресения Господа Иисуса Христа. Причем это уверение было им дано без личного явления для них воскресшего Господа. Они прибежали ко гробу, услышав от Марии Магдалины, что она видела Христа воскресшим, и хотели посмотреть, что там, в этом гробе. И увидели там только те пелены, в которые праведные Иосиф с Никодимом запеленали Христа. Самого Христа не увидели. Но когда они увидели эти пелены, войдя во гроб, они уверились в истинности воскресения Христова.

Они увидели эти пелены – и поверили. Значит, можно сказать, что они опосредствованно, без видения Самого Христа, тем не менее уверовали в воскресение Христово.

Это евангельское повествование очень важно для нас с вами. Потому что мы, благодаря Церкви Христовой, тоже, если можно так выразиться, опосредствованно: через внешние проявления церковной жизни, через внешние знаки святости Церкви, через внешние святыни – познаем воскресшего Господа. Ну, о каких внешних святынях идет речь? Конечно же, прежде всего, о святых иконах, о богослужении церковном, о святых обрядах церковных и Таинствах церковных. Люди, не принадлежащие Церкви Христовой, иногда говорят: «Зачем нужна вся эта внешность? Зачем нужна вся эта обрядность? Для чего существуют и свечи, и кадила, и иконы? Зачем это нужно? Ведь Иисус Христос не учил тому, как надо кадить, как надо свечи ставить, как надо иконам поклоняться». И это правда, Он этому не учил. Он учил людей любить друг друга, прощать друг другу обиды и согрешения, Он учил людей жертвовать собою ради других, Он учил людей знать, что главное богатство есть то, которое человек собирает здесь, в своей душе. Так зачем же вся эта внешность в Церкви Христовой, зачем же вся эта обрядность?

Как трудно было даже апостолам, которые ходили за Христом, слышали Его, уверовать в подлинность Его воскресения. И вот понадобилось Петру и Иоанну прибежать ко гробу, и войти во гроб, и увидеть пелены и ризы Христовы, чтобы уверовать в воскресение Христово. Даже им это понадобилось – тем, которые жили со Христом, разделяли с Ним хлеб, разделяли с Ним воду и вино, разделяли с Ним тяготы жизни, – им и то понадобилось внешнее видение и свидетельство. Тем более нам с вами, дорогие братья и сестры, необходимо внешнее видение и внешнее свидетельство.

Нам необходимы святые иконы, потому что через них, как в духовные окна, мы взираем в невидимый мир, – который здесь, рядом с нами, но мы его не видим, а иконы помогают нам его увидеть. Нам необходимы церковные обряды, потому что через них мы познаем, как действует благодать Духа Святаго и приобщаемся этой благодати. И даже когда мы подходим и целуем Святое Евангелие – Книгу, в которой написано о жизни Иисуса Христа, тем самым мы как будто к ризам Господним прикасаемся, уверяя себя в истинности воплощения Господа Иисуса Христа, Его страданий и Его воскресения. Именно поэтому Сам Христос – не кто-либо другой, а Он Сам – организовал, устроил на земле Свою Святую Церковь, и сказал, что врата адовы никогда не одолеют ее (см. Мф. 16, 18), для того, чтобы через жизнь в Церкви мы жили с Ним Самим, Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом.

Дорогие братья и сестры, счастливы мы с вами, потому что, подобно тем двум ученикам, о которых сегодня мы слышали в Евангелии, которые прибежали ко гробу Иисуса Христа и увидели свидетельство Его воскресения, и мы на своей жизни чувствуем свидетельство воскресения Господа Иисуса Христа через Святую Православную Церковь, сыновьями и дочерьми которой мы являемся, и дай нам Бог никогда не отступать от матери нашей Церкви и следовать за Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков. Аминь.

(22.12.2012 Неделя 29-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Наша святая вера и великое Святое Учение Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа имеет высоко духовное содержание. И иногда поэтому возникает мысль, или даже вопрос, который мы слышим от других людей: почему же мы, православные христиане, имея такое высоко духовное Учение, тем не менее в своей повседневной молитвенной практике применяем обращение и молитву перед святыми иконами, – мы подходим к этим иконам, целуем их, мы сейчас вот будем подходить ко Святому Евангелию, целовать, прикасаться к нему, – мы употребляем свечи, которые горят, употребляем кадила благовонные? Казалось бы, все эти вещи не относятся к высоко духовному Учению. Но почему они важны для нас?

И сегодня мы с вами слышали Святое Евангелие, которое дает ответ и нам, и всем вопрошающим. Конечно же, Святая Церковь сохранила все богатство духовного наследия и Учения церковного. И Святая Церковь – это то место, где мы с вами буквально прикасаемся к вечному опыту жизни во Христе. Более того, в Церкви Христовой мы к Самому Христу прикасаемся.

Только что мы слышали Евангелие о том, как Мария Магдалина прибежала к ученикам – апостолам Иоанну и Петру – и рассказала о том, что она не нашла в гробе, где был погребен Спаситель, Его Тела. Она была поражена и не знала, что ей делать. Два апостола побежали ко гробу, тоже недоумевая о том, что это значит (см. Ин. 20, 1–3). А дальше очень интересно повествует евангелист – о том, как один прибежал, увидел, что гроб пустой и там только лежат пелены, в которые был завернут Иисус Христос, то есть плащаница, и головной платок, которым была обвязана Его голова, чуть-чуть отдельно лежал. Потом прибегает и другой, и входит в гроб (см. Ин. 20, 4–7). А дальше, дорогие братья и сестры, хочу обратить ваше внимание на слова Евангелия: «и виде, и верова» (Ин. 20, 8). То есть: увидев плащаницу и сударь, которым была обвита голова Господа Иисуса Христа, вот через эти внешние вещи, увидев их, эти апостолы уверовали в воскресение Господа Иисуса Христа.

Дело в том, что для нас, людей, очень важны вещественные доказательства – такие, которые мы бы могли увидеть своими глазами, прикоснуться к ним руками. Мы ведь не Ангелы, которые чистые духи и у которых нет тела, и которые живут только духовной жизнью. Мы на стыке двух миров, мы люди: мы имеем душу, которая живет по законам мира духовного, и имеем тело, которое живет по законам мира материального. И поэтому для нас важно убедиться не только душою своею в истинах веры, но и тело наше, наши органы зрения, обоняния, осязания требуют некого подтверждения нашей веры. Вот, апостолы увидели плащаницу воскресшего Господа Иисуса Христа и уверовали.

Вот для этого-то, дорогие братья и сестры, и Церковь Христова, как плащаницу Христову, предлагает нам и святые иконы, предлагает нам и молитвословия. Святые иконы – для того чтобы мы глазами своими видели, молитвословия и песнопения – чтобы мы ушами своими слышали, кадильный дым – для того чтобы мы обонянием своим ощущали, и думали о том, какая же красота ожидает нас в вечной жизни. То есть Святая Церковь предлагает для нас с вами все способы для того, чтобы мы, подобно апостолам Петру и Иоанну, прибежавшим ко гробу Иисуса Христа – пустому гробу, где Его Самого уже не было, – и увидевшим пелены Его, увидели и уверовали.

И вот мы с вами, приходя ко храму Господнему, взирая на все то, что дает нам Церковь, участвуя в Таинствах Церковных, тоже видим и веруем.

Обратимся же к Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он укреплял нашу веру через те внешние знаки, которые дает нам Святая Церковь: и через то, что мы иконы целуем, и через то, что мы святую воду употребляем, и через то, что мы молитвословия совершаем, и через то, что мы к Таинствам приступаем, – пусть все это будет для нас с вами укреплением нашей веры, чтобы мы знали, что Господь Иисус Христос пребывает с нами во все дни до скончания века, Ему же слава во веки веков. Аминь.

(11.10.2014 Неделя 18-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

         Наше счастье и наша радость, дорогие братья и сестры, что мы с вами принадлежим к Святой Церкви Христовой, которую Спаситель мира Господь Иисус Христос основал на земле, для того чтобы никто из нас не погиб, но мы бы с вами имели вечную жизнь (Ин. 3, 16). Никто! Это значит, что Христос пришел для всех: и умных и не очень умных, и старых и молодых, и быстрых и медлительных. И какой бы не был характер у человека, и какое бы не было у него внутреннее устройство его психики, Господь пришел для всех, для каждого из нас. Вот в этом-то и наше счастье. Не сказал Господь: «Я выберу Себе только таких, которые очень хорошо соображают, все хорошо запоминают, быстро все делают». Нет, Господь любого человека принимает. И в этом наше счастье.

         Сегодня мы слышали с вами Евангелие, в котором очень ясно это видно (Ин. 20, 1–10). Вот два апостола, два ученика Иисуса Христа – Петр и Иоанн. Иоанн себя по имени не называет, он сам описывает это событие, он всегда избегает о себе говорить и называть себя по имени. Тем не менее, мы слышали сегодня, как поступили эти два ученика, услышав о том, что гроб, куда был положен Иисус Христос, пустой. Они побежали, причем один прибежал быстрее – Иоанн, он был помоложе, и поэтому прибежал быстрее. Но почему-то он в гроб не зашел. А гроб на Востоке – это не так, как у нас, это в скале высеченное специальное место, такая как бы пещера, куда можно было войти. Он издалека только увидел, что там лежат пелены, которыми было обвито Тело Господа Иисуса Христа, но он туда не вошел.

Прибегает Петр – и входит в гроб, не боится войти. Что же такое, почему такое разное отношение? Почему один не входит, а другой входит?

Отношение к вере у каждого из нас свое. Один как-то быстро приходит к вере, заходит в храм – легко заходит, тут со всем знакомится, узнает все порядки, начинает молиться, начинает узнавать, какие правила церковные. А другой очень долго ходит вокруг храма, издалека смотрит на него, ему даже страшно войти. Принимает ли Господь?

Принимает Господь! И того, кто быстро заходит в храм, и того, кто медленно входит в храм, и того, кто сразу принимает веру, и того, кто очень долго сомневается, и мучается, и взвешивает. Вот о чем нынешнее Евангелие, которое мы только что с вами слышали. Какими бы разными путями мы не шли ко Господу: один быстро идет, другой медленно, один более решительный, другой более стеснительный, – Господь всех нас зовет к Себе. Он не взирает на наши с вами внутренние человеческие разности. Он всех нас призывает в Свое вечное Царство. Потому что Он для того и пришел в этот мир, для того умер на Кресте и воскрес, чтобы мы все с вами, такие разные, не погибли, но имели вечную жизнь.

И вот, каждую неделю в воскресный день Святая Церковь напоминает нам о великом чуде – Воскресении Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И ныне мы с вами, собравшись в храме, услышали в Святом Евангелии о том, как два апостола убедились в Воскресении Христовом. Хотя Самого Христа не видели – а видели только одежды, которыми Он был обвит, когда был положен во гроб.

Можно сказать, и мы своими глазами Иисуса Христа не видели. Но мы видим то, что дает нам Церковь, как некие одежды Христовы. Мы видим святые иконы, мы видим Таинства, мы видим обряды, мы слышим молитвы, мы участвуем в богослужении. Это как одежды воскресшего Христа, видя которые мы веруем в Самого Спасителя и Господа нашего, как уверовали в Него апостолы, что Он воистину воскрес.

Дорогие братья и сестры! Услышав святое благовествование в сегодняшний день, испросим у Господа нашего, чтобы Он научил нас всегда веровать в Него. Помните, чем Евангелие закончилось? Когда оба ученика зашли в гроб и увидели одежды, они пошли к себе – уже неся в сердце знание о Воскресении Христовом. Так и мы с вами. Как из Божественного гроба Воскресения, исходя из храма Божия, придя к себе, в свои дома, в свои семьи, будем всегда в сердцах иметь свет Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, будем всегда помнить о том, что мы христиане, и нам следует в нашей жизни идти за Ним, Спасителем нашим, Ему же слава во веки веков.

Аминь.