Евангелие шестое

1998 год. Неделя 6-я. Собор Радонежских святых. Всенощное бдение.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали воскресное евангельское повествование, в котором рассказывается о том, как воскресший Спаситель Господь Иисус Христос вознесся от земли на небо. Это евангельское повествование напоминает нам с вами о том, что мы в своей повседневной жизни должны душою своею возносится от суеты, от раздражения, от обид, нетерпения - от всего того, что порабощает нашу душу. Мы должны помнить, что как Спаситель мира Господь Иисус Христос вознесся от земли на небо, так и мы, будучи христианами, вместе с Ним, с нашим Спасителем, с Господом Иисусом Христом тоже перейдем от жизни земной к жизни небесной.

И мы с вами знаем, что небо на церковном языке означает Божественный мир духовный. Тогда мы в своей жизни будем возноситься от земли к небу, если в нашем сердце будем пребывать милосердны. Будем милосердными, значит, мы возносимся от земли к небу. Будем прощать тех, кто нас обижает, значит, мы возносимся от земли к небу. Будем стремиться любить друг друга, преодолевать какие-то обиды, какие-то недовольства, какую-то антипатию, которая возникает в наших сердцах к людям, какое-то отвращение, которое тоже бывает в наших сердцах, когда мы общаемся друг с другом. Будем это преодолевать, значит, мы возносимся от земли к небу. И то, что это возможно, показывает нам сегодняшний евангельский рассказ, потому что когда воскресший Господь явился ученикам, они не поверили, подумали, что они видят духа, привидение. А Господь взял, и стал есть вместе с ними, ел печеную рыбу, ел мед, и ученики увидели, что Он реально, по настоящему, воскрес. А это значит, что и в нашей с вами жизни Господь по-настоящему присутствует. Мы не просто говорим о Боге. Бог с нами тогда, когда мы храним в душе своей веру в Него, обращаемся к Нему, молимся Ему в храме Божием, в таинствах церковных участвуем. – Тогда Бог по-настоящему с нами, не призрачно. Мы не просто думаем или размышляем о Боге, мы стремимся жить вместе с Богом.

В сегодняшний день прославим воскресшего Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Будем молиться Ему, чтобы Он дал нам сил в нашей повседневной жизни возноситься душей своей от земли к небу, творить добро, избегать зла.

Аминь.

 

 

30.12.2000 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами слышали сейчас Святое Евангелие, в котором говорится о том, как воскресший Спаситель мира Господь Иисус Христос повелел Своим ученикам ожидать благодати Святаго Духа. Он повелел им пребывать в молитве и в единстве друг с другом. И ученики Господни находились, как сказано в Священном Писании, постоянно в церкви, славя и благодаря Бога.

Вот эти евангельские слова об учениках Христовых, которые постоянно находились в Церкви, славя и благодаря Бога, должны указать нам с вами путь, каким образом мы в своей жизни можем получить благодать Духа Святаго. Без благодати Духа Святаго нам с вами жить невозможно. Надеяться на свои духовные силы бесполезно, потому что мы с вами совершенно некрепки духовно, не имеем должной твердости в нашем прилежании к стоянию в заповедях Божиих, не имеем должного горения своего сердца в нашей вере, постоянно бываем малодушны, унылы и отчаянны, потому что не имеем постоянной надежды на Господа, которую должны бы иметь, и, уж, конечно же, совершенно холодны в любви друг к другу и к Богу. И поэтому надежда наша на свои силы бесполезна. Но не бесполезен наш с вами труд и наша с вами принадлежность к Святой Церкви Православной. Наши усилия в том, чтобы нам пребывать в ограде Церковной, не бесполезны. Наши усилия к тому, чтобы храм Божий посещать, тоже не бесполезны. Наше стремление узнать как можно больше о святой вере православной, тоже не бесполезно. Наши стремления к тому, чтобы воплощать в своей жизни установления Святой Церкви, тоже не бесполезны. Почему? Потому, что когда мы к этому стремимся, несмотря на всю нашу слабость духовную, несмотря на всю нашу греховность и наше недостоинство, мы с вами получаем, не по заслугам нашим, но по благодати Божией, дар Духа Святаго.

Ученики Христовы послушали воскресшего Господа Иисуса Христа, пришли в Иерусалим и ожидали Его в церкви, хваля и благодаря Бога. Так и мы с вами должны послушать голос Божий и как можно чаще помнить о том, что и мы с вами – граждане, жители Горнего Иерусалима, вечного Царства Божия, которое для всех нас с вами открыл Спаситель мира Господь Иисус Христос. И чтобы в нашей земной, повседневной жизни мы имели твердую опору, и чтобы в наших сердцах была благодать Духа Святаго, и мы с вами должны пребывать в Церкви Христовой, славя и благодаря Бога.

Испросим же сил у воскресшего Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, чтобы нам быть достойными членами Святой Церкви Православной, чтобы нам жить по ее благим установлениям и никогда не отступать от спасительной веры Христовой.

Аминь.

14.10.2000 Неделя 17-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.6

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали Святое Евангелие, в котором были слова о том, что Господь отверз ум Своим ученикам понимать Священное Писание: «Тогда отверзе им ум разумети Писания».

Значит, что получается? – Нашего ума недостаточно на то, чтобы воспринимать Священное Писание и понимать его так, как это необходимо! Как важно нам это осознать своим сердцем. Ведь это Сам Господь так поступил! Сам Господь кому открыл – Своим ученикам ум, чтобы они понимали Писание. А ведь сейчас, я думаю, почти что к каждому из вас или на улице подходили, или бросали вам какие-либо листовки в почтовый ящик, или вы случайно по телевизору или по радио слышали слова людей говорят: «Зачем вам Церковь? Для чего вам нужно ходить в храм Божий, когда есть Писание, Евангелие – читайте, понимайте и поступайте так, как написано в Евангелии». – Очень многие люди говорят так. Они обижаются, когда мы их называем сектантами. Но они на самом деле таковые и есть. И это несчастные по-своему люди, потому что они надеются на свой греховный ум и думают своим греховным умом постичь Писание. А ведь даже ученикам Господним, которые ходили с Господом Иисусом Христом, видели Его чудеса, вместе с Ним разделяли хлеб и пищу, вместе с Ним переносили все тяготы, и радости, и скорби. Все видели ученики Христовы, три года вместе с Ним они были, но воскресший Господь специально открыл им ум для того, чтобы они познали Писание.

Видите, дорогие братья и сестры! Значит, оказывается, недостаточно просто быть рядом с Христом, чтобы понимать Писание. Нужна особая благодать Божия, специально данная, чтобы наш ум открылся для понимания Священного Писания. И теперь вы можете понять всю ложь и обман сектантов, которые, не имея этого дара – дара Господня – истолкования и понимания Священного Писания, конечно же, учат наизусть и лучше нас знают какая глава, какой стих – прямо, как магнитофон, сыпят: такая-то глава, такой-то стих; такая-то глава, такой-то стих…

Мы, конечно, так не можем, и не знаем, и специально не учим. Но Господь открыл для нас нечто другое. Господь, дав дар понимания Священного Писания Своим ученикам, основал на земле Святую Церковь, которая и есть жизнь Духа Святаго на земле, и в которой Он Сам пребывает во все дни до скончания века. И именно Он – Господь Иисус Христос, пребывающий в Церкви, открывает сердце и ум нам, живущим жизнью Церкви и единством в Таинствах церковных, к пониманию Священного Писания.

Да ведь и само Священное Писание появилось не само по себе! Господь книг не писал. А апостолы, которые записывали эти книги, были вдохновлены Духом Святым, Который дал им Спаситель мира Господь Иисус Христос. Правда, были еще и разные другие люди, которые хотели восхитить себе славу Божию и насочиняли много других писаний. Но кто не принял их и кто сохранил до сегодняшнего дня истинное богооткровенное Писание святых мужей и апостолов? – Конечно же, Церковь Христова! Она определила, где ложь и подделка, а где – подлинное Слово Божие, ибо она, Церковь Христова, пребывает изначально.

Дорогие братья и сестры! Мы с вами имеем великое счастье быть сынами и дочерьми Святой Церкви Православной. Господь дает нам благодать и разум принимать Священное Писание, понимать его и жить по нему. Будем ценить это великое счастье, которое дает нам Господь. Будем всегда всегда помнить слово воскресшего Господа нашего Иисуса Христа, Который дал Своим ученикам благодать и дар - «разумети Святое Писание». Мы – члены Святой апостольской Церкви. Все Писание, Слово Божие, назидательно и спасительно для нас. Мы благодарим Господа нашего Иисуса Христа, открывшего нам нашу душу и наш разум для нашего спасения и для жизни вечной. Ему же слава во веки веков.

Аминь.

26.07.2003. Неделя 6-я по Пятидесятнице. Память святых отцов шести Вселенских соборов. Всенощное бдение.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Наша вера – это знание наше об истинной жизни, которая Богом приготовлена для каждого человека, желающего жить вместе с Ним. Иногда люди, доброжелательно относящиеся к Церкви, но не верующие в Бога всем сердцем своим, говорят: «В Церкви учат всему хорошему, в Церкви учат доброму. Но то, что в Церкви говорится, – это такие образы, символы, которые призывают людей быть добрыми и служить добру».

Наверняка вам приходилось слышать такие рассуждения. Но Церковь – это не просто какое-то человеческое учреждение на земле, где призывают к какому-то непонятному добру. Церковь – это место присутствия на земле Самого Спасителя и Господа Иисуса Христа. И как раз верующий человек знает всем своим верующим сердцем, что он в своей жизни не одинок, но Бог всегда с ним. И более того, когда говорят о Царствии Божием, о Царстве Небесном, иногда люди говорят: «Ну – это образ, – образ будущей жизни, или образ каких-то духовных состояний». – Нет! Царство Христово на земле – это подлинная жизнь будущего века, которая начнется, – правда, мы не знаем, когда, – но в которой мы, люди, верующие в Господа Иисуса Христа, будем реально участвовать. Не фантазиями нашими, не мыслями нашими, не чувствами, не душой нашей только, но реально, подлинно, так как мы состоим из тела и души, так же телом своим и душою мы, верующие в Господа Иисуса Христа, будем жить вместе с Ним в Его новом Царстве, которое будет при новом небе и новой земле.

Мы не знаем, когда это будет, и мы только отдаленно, через Священное Писание, можем представить себе, как это будет. Мы знаем, что в этом новом Царстве Господа Иисуса Христа уже не будет зла, не будет несчастий, не будет печалей, не будет болезней – все это будет уничтожено и все это будет преображено; наше, человеческое существо будет преображено так, чтобы мы жили так же, как жили первые люди в раю.

Но какие есть тому духовные доказательства? Вот сейчас мы с вами слышали Святое Евангелие, и в нем услышали, как воскресший Иисус Христос явился Своим ученикам. А ученики испугались и подумали, что это им видение, что они духовно видят Иисуса Христа. А Христос говорит им, протягивая Свои руки: «Потрогайте Меня! Осяжите Меня! Дух ведь плоти и костей не имеет». – И более того, Он просит у них: нет ли у вас чего-нибудь съестного? И берет и ест перед ними печеную рыбу, ест мед из сотов. Он открывает глаза Своим ученикам, чтобы они увидели, что Он воскрес – не духовно, не в их мыслях, а Он реально, с плотью Своею, с телом Своим воскрес. Точно так же воскреснем и мы, верующие в Господа Иисуса Христа. И далее мы слышали в Евангелии о том, как Иисус Христос телесно возносится от земли на небо, видимым образом, – от мира земного в мир вечный. Так же и мы, верующие в Господа Иисуса Христа, телесно будем с Господом в Его вечном Царстве.

Как это произойдет? Иисус Христос – мы слышали сегодня в Евангелии – повелел Своим ученикам, чтобы они находились в Иерусалиме и ожидали силы, которая найдет на них свыше, – это Он говорил о Духе Святом, Которого Он пошлет в день Пятидесятницы на Своих апостолов. А далее в Евангелии говорится, что ученики пребывали в церкви, радуясь и славя Бога. Вот, дорогие братья и сестры, для нас с вами путь, как нам оказаться вместе с Иисусом Христом в Его подлинном реальном Царстве в новой жизни, в новой земле и при новом небе. Для этого надо всегда пребывать в ограде Церкви Христовой. В Церкви Христовой, если мы в чем и ошибемся, нас Церковь поправит; если мы где и упадем, и отступимся, и согрешим, Церковь своими Таинствами очистит нас; если мы в чем будем слабы, Церковь укрепит нас. Но Церковь – это уже Царствие Божие на земле, пришедшее в силе. И пусть пока мы принадлежим Церкви настолько, насколько в наших сердцах есть святость, ибо грехи наши не Церкви принадлежат, наоборот, они нас от Церкви отделяют, но, тем не менее, для того мы и проходим свой жизненный путь, чтобы все греховное от нас, как шелуха, отсоединилось, а мы с вами духовно преобразились. И именно потому мы стремимся к Причастию Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовой, что это есть залог нашего воскресения, нашего преображения и нашей вечной жизни, которую мы – верим – будем иметь с Господом и душою и телом своим.

Дорогие братья и сестры! Каждый воскресный день Святая Церковь напоминает нам о великом чуде – Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Мы слышим Святое Евангелие, которое уверяет нашу душу в подлинности пришествия Царствия Божьего на землю. Будем просить молить всех святых за нас, грешных, будем просить предстательства Пресвятой и Пречистой Девы Марии Богородицы, чтобы нам всегда пребывать в Церкви, хвалить и славить Бога и быть с Ним во время нашей временной жизни и в жизни вечной.

Аминь.

30.07.2005, суббота. Неделя 6-я по Пятидесятнице. Память святых отцов Шести Вселенских Соборов. Всенощное бдение.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Бог сотворил нас, людей, по образу Своему и подобию, даровал нам бессмертную душу, даровал нам свободную волю избирать между добром и злом и даровал нам разум, благодаря которому мы можем постигать мир. Бог открыл Себя миру через Божественное Свое откровение, и Божественное откровение мы можем воспринимать с вами через Священное Писание и Священное предание. Священным Писанием называются книги Ветхого и Нового завета, объединенные в Библию,  Священным преданием называется живая жизнь Церкви Христовой, в которой сосредоточена духовная мудрость, которая помогает человеку для себя открыть голос Божий.

Сегодня мы слышали Святое Евангелие, в котором повествуется о явлении воскресшего Господа Иисуса Христа Своим ученикам. И там есть очень важные для нас слова, когда говорится о том, что Иисус Христос Своим ученикам открыл их разум, чтобы они могли понимать Священное Писание, то есть до тех пор пока Сам Бог, воплощенный Богочеловек Господь Иисус Христос Своею Божественною силою не открыл Своим ученикам их разум, они не видели многое из того, что свидетельствовало в Священном Писании о Самом Господе Иисусе Христе. Почему нам важны эти слова? Важны они потому, что мы очень часто слышим от различных людей, – я их называю, и Церковь их называет «лжеучителями», – которые говорят, что не нужно в Церковь ходить, не нужно Священное предание, достаточно читать Библию и понимать ее – и будешь с Богом. Так очень многие говорят: говорят так и иеговисты, и баптисты, и адвентисты, и пятидесятники, – представители всех этих течений, всех этих сект есть и нашем городе, и некоторым из вас наверняка приходилось с ними общаться. Почему же мы, православные, не воспринимаем этих их слов? А потому, что мы знаем о том, что если Бог не откроет нам разум, то мы сами так, как необходимо, понять Священное Писание не сможем. Даже из повседневной нашей жизни мы видим, что как будто на какой-то ключ закрыт наш разум. Наши мысли чаще всего вращаются даже не около важных для нашей материальной жизни вещей; очень часто наши мысли вращаются около совершенно пустяковых вещей, ненужных, мы очень много задумываемся о других людях, но с точки зрения их осуждения, рассматриваем их жизнь, их поведение, интересуемся различными подробностями их жизни, но опять же, с точки зрения – скорее всего – порой зависти, порой недоброжелательства, порой осуждения, а порой превозношения. Таким образом, наш разум, как по колесу, вращается  вокруг одного и того же. Или начинаем мы унывать, и наши мысли застревают на том, какие мы несчастные, какие мы больные, как нас никто не любит, как жить плохо. И вот так можем проводить в таких мыслях очень значительное время. А если даже мы начнем читать и святые книги какие-то, сразу все равно нам приходит на ум и то, что мы далеко от совершенства, и то, что это не для нас написано, и то, что раньше было благочестивое время, когда можно было жить по заповедям Божиим, а сейчас другое время, другие порядки, и в наше время трудно спасаться, да и вообще невозможно. Иными словами, разум человеческий, не вдохновленный благодатью Святаго Духа, приземлен и вращается около одной-двух-трех пустых мыслей. Самим апостолам, Своим ученикам, Иисус Христос должен был открыть их разум, чтобы они смогли понимать Священное Писание. Так и нам Святая Церковь открывает наш разум для восприятия Священного Писания. Она открывает нам разум посредством молитвы, посредством богослужений. Мы в единении со Святой Церковью уже не своим единственным разумом воспринимаем слова Божии, а всем духовным опытом существования Церкви Христовой на земле воспринимаем эти слова Божии. Нам постоянно помогают, чтобы мы знали Бога, Пречистая Дева Мария, святые Ангелы и Архангелы, все святые, – они наши помощники в нашей духовной жизни и в нашем разумении слова Божия. Поэтому, когда сектанты говорят, что они понимают слово Божие, они, несчастные, глубоко заблуждаются, – потому что не имеют ни сил, ни крепости вместить в свой ограниченный и непросвещенный благодатью Духа Святаго разум великие слова Господни. Но можно сказать: а почему они не могут вместить, почему их разум непросвещенный? А потому, дорогие братья и сестры, что Дух Святой обитает в Церкви Христовой. Именно на Церковь Христову сошел в день Пятидесятницы Дух Святой, и пребывает поныне благодать Духа Святаго через апостольское преемство в Святой Церкви. И когда человек в единстве молитвенном с Церковью Христовой, то благодать Духа Святаго действует и на все его существо: и на разум его, и на дух его, и на душу его, и на тело его. Все мы с вами находимся под благодатью Духа Святаго.

Для того чтобы нам слышать слово Божие и исполнять его, нам нужно просить у Господа Бога, чтобы нам всегда пребывать в единении с Церковью. А что значит пребывать в единении с Церковью? Это значит жить в таинствах церковных, то есть приходить в храм Божий на богослужение и молитву, дома совершать молитву по установлению церковному, в своем поведении придерживаться заповедей Божиих, заповедей церковных, каяться в своих грехах в таинстве исповеди, причащаться Пречистого Тела и Животворящей Крови Господа нашего Иисуса Христа. И тогда благодать Духа Святаго будет пребывать с нами, и тогда разум наш будет просвещенным, и тогда, подобно апостолам, мы с вами будем твердо знать и твердо веровать, что воистину Спаситель мира Господь Иисус Христос пришел в мир, стал человеком, взял на Себя наши грехи, умер за наши грехи, воскрес, вознесся на небо, чтобы и нас от наших грехов воскресить и возвести к жизни вечной. Слава Господу нашему во веки веков.

Аминь.