Евангелие третье

23.09.2000 Неделя 14-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением. Всенощное бдение.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали святое евангельское чтение, в котором говорится о том, как Господь воскресший Иисус Христос, посылая Своих учеников на проповедь, заповедал им, чтобы они шли и проповедовали Евангелие всем народам, всему Божию творению, всем людям. И Господь сказал о том, что кто будет веровать и крестится, тот будет спасен, а кто не будет веровать, тот будет осужден.

Мы называем себя верующими людьми. Вера – это то, что приводит нас с вами к вечной жизни и ко спасению, согласно слов Господних. Вера – это та наша жизненная опора, без которой, пожалуй, и сама жизнь бессмысленна. Вера этот тот свет, который озаряет нашу жизнь. Вера – это тот глоток свежего воздуха, через затхлость повседневной суеты, повседневных грехов – той греховной повседневности, которая обволакивает нас со всех сторон.

Но как же определить нам есть ли в наших сердцах эта спасающая вера? И вот, Господь сказал такие слова, что, если вдуматься в них, являются для нас страшными и обличительными, потому что они укоряют нашу совесть. Господь дал такой признак верующего человека, говоря о том, что тот, кто будет веровать, будут знамения через него совершаться, т.е. особые действия. «Именем Моим, - сказал Господь, - бесы изженут, змия возьмут и если что испиют смертное, им не повредит; будут возлагать руки на больных, и те будут здоровы».

Конечно, когда мы попробуем применить к себе, к своей собственной жизни эти внешние проявления глубокой веры, то мы увидим, насколько мы не соответствуем этому определению верующего человека. Насколько мы, порой, бываем боязливы и страшимся любого искушения. Господь сказал, что Его Именем будут изгнаны бесы, а мы от прилогов вражиих, от греховных соблазнов впадаем в какой-то паралич, оцепенение, боимся и следуем за ними – следуем за грехами и не прогоняем прилоги врага рода человеческого Именем Господним. – Вот какая оказывается у нас вера!

Когда мы с вами так покаянно посмотрим на самих себя и увидим, насколько далеко мы от того идеала верующего человека, о котором сказал Господь, и насколько мы далеки от той пламенной веры, которая помогает человеку наступать, как сказано в Писании, «на змия и скорпию» – т.е. на всю силу вражию, на любые соблазны, то можно, конечно, впасть в уныние, и можно сказать: «Так неужели я тогда погиб?» – Потому что ведь сказано: «Кто не будет иметь веры, тот будет осужден». И тогда можно сказать о себе: «Неужели я уже осужден Господом?» – Потому что не то что на недужных руки возлагать и они будут здоровыми, а сам-то свою душу не могу вести к духовному здоровью, сам не могу исцелить себя самого от тех греховных недугов, которыми страдает наша больная душа!

Но есть ли место такому отчаянию для верующего православного человека? Нет, такого места нет и быть и не может! Это могло бы быть, если бы мы в одиночку были бы оставлены Господом, и каждый из нас в одиночку был бы обязан спасаться. Но Господь на земле устроил Свою Церковь, которую, собственно говоря, и создавали ученики, идя всюду, и проповедуя, и возлагая руки на недужных, и наступая на змей, испивая смертоносное, и изгоняя Именем Господним бесов и силу вражию. Духом Святым на земле создана Церковь Христова, и в этой Церкви объединены все – и мы с вами – малодушные и маловерные – и гиганты духа, подвижники и чудотворцы – люди, которые исполнили все эти слова Христовы. И мы все едины, потому что Церковь едина. И когда мы причащаемся единого Тела и Крови Господа и Бога нашего Иисуса Христа, мы получаем ту духовную силу, которой у нас нет; мы исполняемся той благодатью, которой нам не достает; и где преизбыточествует грех, там преизобилует благодать, и благодатью Божией, благодатью Церкви Христовой мы с вами и спасаемся. И наша вера, пусть она совсем такая слабенькая, как маленькая-маленькая свечечка, едва теплющаяся, она укрепляются силою святых, силою Духа Святаго, всей Церковью Христовой торжествующею – сонмами мучеников, преподобных, праведных, святителей, апостолов, пророков, которые предстоят пред престолом Господним, это они помогают нам с вами быть неосужденными, но спасенными. – Вот какова сила святой веры православной спасающей. Когда твоя личная маленькая вера умножается в тысячи, в миллионы крат благодатью Духа Святого, силою молитв Церкви Христовой!

Возблагодарим же Спасителя и Господа Иисуса Христа, давшего нам такую святую власть – иметь веру в своей душе, побеждать силою Церкви все прилоги вражии и быть вместе с Господом во вся дни жизни своей и в вечной жизни.

Аминь.

 

 

 

24.11.2001 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали Святое Евангелие, в котором для нас Спаситель мира, Воскресший Господь Иисус Христос раскрывает необходимость веры.

Без веры жить человеку невозможно. Потому что вера – это главное условие нашего спасения.

От чего мы должны спасаться? – От греха.

Почему мы должны спасаться? – Потому, что грех приводит нашу душу к смерти.

Мы знаем, что из-за греха смерть пришла в мир. Грех – это нарушение воли Божией. И мы все, потомки Адама, из-за этого греха телом умрем. Но для того в мир и пришел Спаситель Господь наш Иисус Христос, чтобы не дать умереть нашим душам. И для того Спаситель мира вместе с нами умер и воскрес, чтобы не только наши души, но и наши телеса воскресить и дать нам новую жизнь. И мы ее получим, несомненно, получим при одном единственном условии: если мы будем иметь подлинную веру.

Сам воскресший Спаситель мира, – вы слышали сегодня в Евангелии, – сказал: «Кто будет иметь веру, и креститься, спасен будет». Не просто сказал: «Кто крестится – спасен будет». Он сказал: «Кто будет иметь веру и креститься».

Значит, мы с вами – все люди крещенные; мы с вами все стремимся ходить в храм Божий. Но почему же эти слова Господа нас внутренне даже пугают? – Потому, что мы чувствуем свое маловерие, чувствуем свое малодушие.

Сегодня же в Евангелии мы слышали, как Господь упрекал апостолов в их маловерии. Даже апостолы, которые был с Христом в Его земной жизни, были Его учениками, слышали Его слова, видели Его чудеса, и их Господь упрекнул в маловерии за то, что они видели Его воскресшим и не поверили.

Но тот же Господь потом дал им такую силу веры, что они могли даже чашу яда выпить, и ничего им не делалось; и в руки змей брать, и им было не страшно; и на больных руки налагать, и больные исцелялись; и бесов изгонять. – Вот какую силу дал Господь Своим ученикам.

Такую же силу дал Господь верующим. Из житий святых, которых тысячи и тысячи прославленны, а еще мы не знаем многих не прославленных, мы знаем, как верующие в Господа совершали такие чудеса, которые поражают всякий человеческий разум. Как же мы себя называем верующими? Какие мы в этой жизни? Кому мы уподобляемся? За кем идем? Какова наша вера?

И вот, Господь обнадеживает нас примером Своих учеников, которые, будучи в начале маловерными, получив по Вознесении Господа на небо Духа Святаго, свою веру подтверждали своими делами. А мы с вами тоже должны свою веру подтверждать своими делами, чтобы она укреплялась. Потому что если мы будем говорить только о вере, но не следовать в жизни своей Христу, то, значит, веры настоящей в нас нет. Потому, что «вера без дел мертва» (Иак. 2, 20). А это значит, что в повседневной жизни мы должны нашу веру укреплять добрыми святыми христианскими делами. В первую очередь – делами прощения друг друга и делами милосердия, потому что слишком много зла мы видим вокруг себя. И очень трудно в ответ на это зло тоже не обозлиться. Очень трудно не утонуть в этом потоке, засасывающим как болото…

(9.02.2008 Неделя 37-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.) – 3 евангелие

 

Мы слышали сейчас с вами Святое Евангелие, повествующее о явлении воскресшего Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа Своим ученикам и апостолам (Мк. 16, 9–20). Обратим внимание на те слова, которые Господь им сказал: «Кто имеет веру и крестится, тот спасен будет, а кто не имеет веры, тот осужден будет» (Мк. 16, 16).

Дорогие братья и сестры! Сам Господь Иисус Христос говорит нам о крайней важности веры. Без веры человеку невозможно угодить Богу. Без веры человеку невозможно спастись от греха. Без веры у человека нет настоящего смысла жизни. Без веры у человека нет в жизни опоры. Поэтому нам в своих молитвах, дорогие братья и сестры, нужно прежде всего просить, чтобы Господь дал нам эту веру, чтобы она в наших сердцах горела и нас с вами согревала.

Мы можем о себе сказать: «Но мы ведь верующие люди! Мы верим в Господа». Но какова сила нашей веры? Мы должны быть очень честными с самими собой: насколько сильна наша вера?

Вот сегодня в Евангелии мы слышали, какие признаки истинной веры. «Знамения же верующим сия последуют: именем Моим бесы изженут, языки возглаголют новы, змия возьмут, и аще что смертное испиют, не вредит их» (Мк. 16, 17–18). Это значит, что человеку, в сердце которого горит вера, не страшны никакие силы зла. Бесы перед ним ничто, он повелевает ими; человек, который имеет истинную веру, не страшится искушений. Посмотрим на себя – таковы ли мы? Каковы мы бываем перед искушениями вражиими? Разве мы не легко поддаемся на любую удочку диавольскую? Легко раздражаемся, легко унываем, легко осуждаем, легко впадаем в грехи… То есть если даже вот по такому первому внешнему признаку посмотреть на себя и на то, что Господь сказал апостолам о признаках веры, мы сразу увидим, насколько наша вера слаба. Действительно, Сам Спаситель сказал: «Когда приду, найду ли Я веру на земле?» (см. Лк. 18, 8).

Господь говорит о вере, как об огне, который Он принес на землю. «Огонь принес Я на землю, и как бы Я хотел, чтобы он загорелся в сердцах ваших» (см. Лк. 12, 49). Что нужно для того, чтобы лампадка загорелась? В ней масло должно быть – чистое масло. Что нужно для того, чтобы в наших сердцах вера загорелась? Нам нужно, чтобы наше сердце было очищено, чтобы мы исполнялись добрых и чистых дел, и тогда лампада нашей веры в нашей душе будет гореть. Для того чтобы в наших сердцах была та спасительная вера, нам надо приложить силы, чтобы очистить свою душу от грехов, приложить силы к тому, чтобы поступать по благим заповедям Божиим.

Об этом Сам Господь назидал нас, а Его ученики, апостолы, в Священном Писании записали; апостол Иаков так и говорит: «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2, 20). Значит, мало нам языком говорить, что мы верующие, – нам надо нашу веру стремиться показывать от наших дел. А какие же это дела? Это дела милосердия, дела сострадания, дела христианской любви, дела заповедей Божиих. Понуждая себя на добрые дела, понуждая себя на то, чтобы от злых дел отвращаться, понуждая себя на то, чтобы избавляться от грехов, понуждая себя на то, чтобы каяться, мы тем самым даем почву для того, чтобы в наших сердцах возгорелась спасительная вера. Вот тогда и будет то, о чем Господь сказал: «Иже кто имеет веру и крестится, спасен будет».

Мы все желаем иметь спасение от наших с вами грехов и вечную жизнь. Мы все желаем, чтобы Господь был с нами. Мы все желаем веровать в Господа. Поэтому надо в своих сердцах обращаться к Господу и, видя свое недостоинство, просить у Господа этого дара веры. Так, как молился отец бесноватого мальчика, который привел его ко Христу и просил его исцелить, а Христос спросил у него: «Веришь ли ты? Если ты веришь, то все возможно верующему». А этот отец очень хотел, чтоб его мальчик исцелился, но видел холодность и греховность своей души, и понимал, Кто может дать ему дар веры, и поэтому он воскликнул ко Господу, говоря: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (см. Мк. 9, 17–24).

Так и мы с вами будем взывать ко Господу, просить у Него, чтобы Он наставил нас в истинной вере, исцелил нас от наших лукавых грехов, научил нас жить по Его благим заповедям, чтобы мы воистину, как крещеные и верующие люди, были спасены. Аминь.

24.09.2005 Неделя 14-я по Пятидесятнице, перед Воздвижением. Всенощное бдение.3

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Воскресший Спаситель Господь Иисус Христос является Своим двенадцати ученикам, которым уже говорили о том, что Он воскрес. Говорила об этом им Мария Магдалина, однако они не поверили. Господь укоряет их за то, что они не поверили вести о Его воскресении, за то, что они усомнились в Его Божественной силе. Однако тут же посылает их проповедовать благую весть о Своем Воскресении всему миру, всем народам, и при этом говорит, что если кто крестится и будет иметь веру, тот будет спасен, а кто не будет иметь веры, тот будет осужден.

И вот, дорогие братья и сестры, услышав сегодня это евангельское повествование, нам следует внутренне духовно задуматься о том, от чего зависит наше с вами спасение от греха. Оказывается, оно зависит от нашей веры. Если мы будем веровать, мы спасемся, если мы не будем веровать, мы будем осуждены. Важно, что первый раз Господь говорит: «Кто будет веровать и крестится», – а второй раз просто говорит: «Если кто не будет веровать, тот будет осужден». Это для нас важно знать, потому что иногда мы воспринимаем Крещение как некое уже самодостаточное действие, то есть, крещен человек – и достаточно. Не важно, верует ли он, живет ли он в соответствии со своей верой, нет, важно – на каком-то этапе нам кажется, – что он крещен. Ну как же, крещеного можно и в Церкви отпевать, а некрещеного нельзя; как будто отпевание – это какой-то пропуск в Царство Божие.

Нет, дорогие братья и сестры. Слышанное сегодня нами Евангелие убеждает нас в том, что для спасения одного только Крещения не достаточно. Для спасения очень важно, чтобы мы веровали. Ибо если мы не будем веровать, мы будем осуждены.

А что же такое вера? Вера – это особый дар Божий, который дается человеку, с одной стороны, но, с другой стороны, вера – это и усилие нашей с вами души. Когда мы читаем Святое Евангелие и слышим слова Господни, которыми Он нас призывает, если мы стремимся их исполнить в нашей жизни, значит, мы веруем, что действительно Господь – истинный Бог, пришедший для нашего спасения. Если мы не стремимся их исполнить, значит, мы не веруем.

Это ведь как, на что похоже? Человек гибнет, находится в горящем доме, и вот к нему в окно пролезает пожарник, который хочет его спасти, и протягивает ему руку и говорит: «Давай, крепко хватайся за мою руку и делай то, что я буду сейчас тебе говорить». Вот если человек поверил этому спасателю, ухватился за его руку и делает то, что он ему скажет, то, что он ему прикажет в данный момент, потому что он знает, как нужно спасать, то он и спасется из этого бедствия. А если начнет размышлять: «Да нет, правильно ли этот человек будет сейчас мне приказывать, для чего я буду его слушать; может быть, сейчас придут другие, более опытные пожарники. Да и вообще, может быть, я сам спасусь из этого огня?» Вот так вот начнет рассуждать и в конечном итоге в огне пожара и погибнет. Вот так же и в жизни человеческой. Если мы веруем Христу, Который пришел нас спасти от огня и пожара наших грехов, от гибели нашей души, мы должны хвататься за Христову руку и делать то, что Он нам говорит. Если мы будем делать то, что нам Христос говорит, значит, мы веруем и спасемся. Если мы не будем делать, что Христос нам говорит, значит, мы не веруем. Как бы мы своим языком не говорили, что мы веруем, если мы не исполняем слова Христовы, значит, это пустое наше пустословие только. И случится с нами то, о чем мы сейчас слышали в Евангелии: «А кто не имеет веры, тот осужден будет».

Да не будет с нами сего. Будем просить у Господа, чтобы Господь дал нам силу веры. Будем стремиться слушать голос Божий, слушать заповедь Божию, действовать так, как учит нас Спаситель Господь Иисус Христос, чтобы нам спастись от огня и гибели греховной.

Аминь.

(1.09.2007. Неделя 14-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.)3

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы сейчас с вами слышали Святое Евангелие, где воскресший Спаситель мира Господь Иисус Христос сказал: «Кто будет иметь веру и креститься, тот спасен будет, а кто не будет иметь веры, тот осужден будет» (Мк. 16, 16). Видите, дорогие братья и сестры, как Сам Господь Иисус Христос высоко говорит нам с вами о необходимости иметь в своем сердце веру. Без веры невозможно человеку спастись от зла. Если человек не будет иметь веры, он будет осужден Богом. Вера – это дар Божий, который Господом дается, но человек сам сохраняет эту веру в своей душе и хранит ее. Так, как лампадка зажигается, – и, чтоб она горела, человек и охраняет ее от ветра, чтобы ветер на нее не дул, и заправляет ее маслом, чтобы было ей чем гореть, – так и в нашем сердце мы горящую нашу веру, которую Господь в наших сердцах зажег, должны охранять от греховных ветров всевозможных и подпитывать маслом добрых дел, добрых поступков, которые заповеданы нам в Святом Евангелии, особенно дел милосердия. И тогда в нашем сердце будет гореть вера.

Господь сказал: «Кто будет иметь веру и креститься», – значит, Он указал на необходимость Церковных Таинств, потому что Крещение – это первое из Церковных Таинств. Тем самым опровергается мнение тех людей, которые считают, что якобы можно иметь веру в своем сердце, а обряды церковные не обязательно соблюдать и в храм Божий не обязательно ходить. Как же так? Кто лучше знает, что нужно, а чего не нужно? Неужели Бог плохо знает, что нужно для человека? Ведь Сам Господь Иисус Христос, истинный Бог и человек, сказал: «Кто будет иметь веру и креститься», – не просто «будет иметь веру», а «будет иметь веру и креститься», тот спасен будет. Значит, необходимо для нашей веры участие в Церковных Таинствах и в жизни Церкви. Если мы будем исполнять, участвовать в Церковных Таинствах, бывать на церковных богослужениях, соблюдать церковные правила, установления, то тем самым мы будем укреплять в своем сердце веру и продвигаться ко спасению.

С другой стороны, Господь сказал также: «А кто не будет иметь веры, тот будет осужден». Значит, если человек только механически исполняет церковные обряды, внешне только, а душой своей к Богу не обращается, то тогда такой человек будет осужден. Иными словами, мало будет пользы человеку, если он будет исполнять внешний обряд, а душой своею сути этого обряда соответствовать не будет. Не будет исполнять того, к чему призывает Сам Господь Иисус Христос.

Вот, дорогие братья и сестры, как буквально в двух словах Святого Евангелия можно найти для себя духовное утешение, назидание и вразумление. Будем просить у Спасителя, воскресшего Господа нашего Иисуса Христа, чтоб Он даровал нам истинную веру, в которой бы мы с вами жили и которую бы, как огонек, сохраняли в своем сердце. Будем просить у Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, чтобы нам соблюдать заповеди церковные и жить по благим установлениям Божиим, совершая добрые дела. Будем просить у Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, чтобы нам никогда не потерять нашей святой веры православной и быть нам с вами спасенными. Аминь.

(17.09.2011 Неделя 14-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Как точно описывает Святое Евангелие состояние душ человеческих, столкнувшихся с тем, что люди не могут объяснить своим разумом! Ведь то, что является нашей верой, – это не то, что мы можем доказать, как какую-то математическую форму. Более того, доказать это какими-то логическими способами, убедительными доводами невозможно. Потому что человек сам выбирает, верить ему или не верить. Это свойство души человека, которое заложено в него Богом. Бог так сотворил человека, что он может либо познать истину и быть с нею, и жить с этой истиной, и питаться ею, и укрепляться ею, либо отвергнуть эту истину и пытаться жить самому, без всякой помощи извне. И если первый путь приводит человека в конечном итоге к счастью и блаженству, потому что он соединяется со своим Создателем, потому что он пребывает в любви – с Тем, Который Сам есть любовь, то второй случай, когда человек все это отрицает, приводит к полной потере не только смысла жизни, но и сути самой жизни, потому что человек исчерпывает себя до конца – то, что дал ему Создатель при его творении, – и все, и больше у него ничего не остается, все это заканчивается. А ведь впереди у человека целая вечность. А если он все это растратил, с чем ему жить? А если он, вместо того чтобы насытить душу свою любовью, верою, надеждою, насытил ее злобою, ненавистью, ложью, то с этим он останется в вечности.

Евангелие, которое мы слышали сегодня, побуждает наши с вами души стремиться к истине, находить ее и пребывать в ней. Смотрите, Господь воскресший, как мы сегодня слышали в Евангелии, явился сначала Марии Магдалине, та рассказала ученикам – они ей не поверили. Потом Он являлся двум ученикам, которые вместе с ним шли в одно селение, и те пришли и рассказали остальным ученикам – и те снова не поверили, что Христос воскрес. И Сам Христос является Своим ученикам и, как сказано сегодня в Евангелии, «поносит их неверствию и жестосердию» (Мк. 16, 14), то есть обличает их за то, что они не сумели поверить. Так и мы с вами, дорогие братья и сестры, хотя и именуемся христианами – учениками и ученицами Христовыми, однако порой живем так в своей жизни, как будто не веруем в то, что Христос воистину воскрес, и поступаем так, как будто не знаем, что впереди нас ждет жизнь вечная, и мыслим и чувствуем так, как будто не понимаем, что, оскверняя свою душу грязью и нечистотой, мы обрекаем тем самым себя на мучения и страдания в вечности. Вот что раскрывает нам сегодня Евангелие.

И действительно, если так призадуматься, оно ведь так и есть. Но одновременно с этим сегодня услышанное Евангелие дает нам и большую надежду, и большое упование, и радость о том, что Христос не оставил нас одинокими вместе с нашим выбором, как это мы, поверим-не поверим, как будем жить с верой в воскресшего Господа, как будем поступать.

Иисус Христос, упрекнув учеников в отсутствии у них веры, тем не менее посылает их проповедовать и крестить всех людей – проповедовать и возвещать о Его Святом Учении и привлекать всех в созданную Им на земле Свою Святую Церковь. Вот в чем смысл делания апостолов. Они пошли проповедовать, для того чтобы привлечь всех людей в Церковь. Потому что в Церкви мы едины с Богом. Не сам по себе каждый со своим выбором – что душа выберет, как человек поступит, – в Церкви мы в единстве с Господом нашим Иисусом Христом. Ибо Сам Иисус Христос и есть Глава Церкви, а мы – Его члены. И поэтому, входя в Церковь, мы с вами получаем нечто большее, и это большее засвидетельствовано всей историей Церкви, всей историей существования Церкви Христовой на земле.

Христос посылает Своих учеников и говорит, что они будут совершать великие знамения (см. Мк. 16, 17–18), что Его именем «бесы изженут». И действительно, Церковь для того и существует на земле, чтобы изгонять из сердец человеческих врага рода человеческого, для того существуют в ней Таинства, чтобы через покаяние все злое уходило из человека, чтобы оно не имело на него влияния, чтоб человек пребывал под благодатью Духа Святаго. «Именем Моим бесы изженут», – говорит Господь (Мк. 16, 17). И это, мы видим, в течение более 2 тысяч лет совершается именем Христовым. Ибо Господь Иисус Христос – победитель всякого зла. И тот, кто следует за Иисусом Христом как Господом своим, кто крещен во имя Отца и Сына и Святаго Духа, кто живет в ограде Церкви Христовой, находится воистину за крепкой оградой.

Враг рода человеческого беснуется за этой оградой, беснуется так, что страшно смотреть. Увы, и мы иногда погрязаем в этом бесновании, оскверняя и свою душу, и тело скверными и мерзкими грехами, но как только мы буквально приползаем в ограду Церкви Христовой, благодать Господня встречает нас, она нас очищает, омывает, укрепляет, спасает, возрождает, не дает нам погибнуть.

Господь дает это обетование Своим ученикам. Он говорит о том, что они «возьмут змия» (Мк. 16, 18). Это говорит о том, что сила вражия не имеет никакой власти над учениками Христовыми. Это когда-то, когда еще был изгнан первый змий из рая, было предсказано, что он будет вечно жалить в пяту человека (см. Быт. 3, 15), но также было сказано, что семя Адама сотрет главу змия. Семя Жены, Которая родит Спасителя мира, сотрет главу змия.

И мы видим это в жизни церковной постоянно: как человек, который питается жизнью церковной, закладывает семена слова Божия. Помните, как в притче говорилось о том, как вышел сеятель сеять семя свое (см. Мф 13, 3–9; Мк, 4, 2–9; Лк. 8, 4–8), и как по-разному откликалась земля на это семя? Так и наши души. Прорастает в наших душах, слава Богу, Слово Божие, которое стирает главу змия.

«Аще и что смертное испиют, – слышали мы сегодня в Евангелии слова Господни, – не вредит им» (Мк. 16, 18). Да, действительно мир предлагает нам смертное питие. То, что мы видим сейчас вокруг себя, – если жить этим, питаться этим – той пищей, которую нам ежедневно мир предлагает, мы умрем, умрем духовно. Но мы ведь живем в этом мире. Мы ведь общаемся, мы и слышим, и разговариваем, и включаемся в жизнь этого мира. Но если мы имеем в сердце своем веру, то не вредит нам это смертное. Не погубит оно нас, если мы знаем заповеди Христовы, если мы знаем путь Христов, если мы постоянно прибегаем к покаянию и причащаемся Пречистого Тела и Животворящей Крови Господа нашего Иисуса Христа.

«На недужныя руки возложат, – говорит Господь, – и здравы будут» (Мк. 16, 18). Вот и мы с вами постоянно духовно больны. И приходим сюда, в храм, как в духовную лечебницу, целебницу, врачебницу, и возлагают на нас руки пастыри Божии, и прощают нам наши с вами грехи, и мы вновь становимся здоровыми духовно. Это чудо, постоянно совершаемое действием Духа Святаго здесь, в Церкви.

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы слышали Евангелие о том, как воскресший Господь явился Своим ученикам и предсказал им, как будет действовать Церковь, созданная Им в мире. Надо ли жить в Церкви или не надо – выбор каждый человек делает сам. Доказать, что Христос воскрес, невозможно. Потому что люди видели Его воскресшим – и не веровали, потому что люди слышали Его голос – и не хотели слышать, прикасались к Нему – но не для того чтобы исцелиться, а для того чтобы ударить Его, сорвать с Него ризы, для того чтобы Его распять. Только наш внутренний духовный выбор может помочь нам, чтобы мы обеспечили себе безопасное пребывание в ограде Церкви Христовой. Сделаем этот выбор, сделаем его своим сердцем. Всегда будем пребывать под покровом Церкви Святой. Будем стремиться жить по благим заповедям Божиим, будем стремиться исполнять святые обряды нашей Церкви, пребывать в Ней в послушании, и тогда Всемилостивый Господь и нас с вами вознесет туда, куда Он Сам взошел, по глаголании Своих словес, ибо Он по глаголании Своем о Церкви Христовой «взыде на небеса и седе одесную Бога» (Мк. 16, 19). Это место, которое Он приготовил для нас с вами, – есть иная жизнь, святая и вечная, к которой мы должны себя приготовить, ибо все временное закончится, а в вечности нам жить всегда.

Будем же следовать за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, будем веровать Его неложному тридневному воскресению и прославлять Его во веки веков. Аминь.