Евангелие восьмое

(22.12.2007. Неделя 30-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.) – 8 евангелие

Мы с вами сейчас слышали Святое Евангелие, в котором повествуется о явлении воскресшего Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа Марии Магдалине (Ин. 20, 1–18). Обратим внимание на обстоятельства этого явления.

Очень рано, еще в сумерках, Мария Магдалина прибежала ко гробу Иисуса Христа и увидела там Ангелов, которые находились в том месте, где был погребен Господь Иисус Христос. Услышав о том, что нет во гробе ее Божественного Учителя, Мария Магдалина восходит в сад, в тумане видит человека, которого она принимает за садовника, – а это был воскресший Господь Иисус Христос. И воскресший Господь обращается к ней по имени, называет ее: «Мария!» – и она узнает Его. Раньше она не узнавала Его; думая, что это садовник, она говорит Ему: «Может быть, это ты взял тело Божественного моего Учителя? Скажи мне, где Он?» Но только после того, как Господь Иисус Христос обращается к ней по имени, она узнает Его. 

Дорогие братья и сестры! Все в Святом Евангелии написано для нашего с вами назидания и укрепления в вере. Каждый из нас с вами тоже имеет имя. И то христианское имя, которое нам дано, имеет для каждого из нас глубокий духовный смысл. Потому что имя нам с вами дано во Святом Крещении. Когда мы во Христа крестились, когда мы во Христа облеклись, мы с вами были призваны к святости и святой жизни. Сам Бог призвал нас к этой особой святой жизни. Есть такая заповедь Божия: «Не упоминай имени Господа Бога твоего напрасно» (Исх. 20, 7). Она дана нам для того, чтобы мы знали о том, что святое в этом мире, в нашей с вами жизни имеет большое значения для нашего духовного развития, для нашей духовной опоры. То, что свято, надо беречь, то, что свято, надо хранить, это надо лелеять, это надо оберегать от небрежного отношения, потому что это можно потерять.

Так и в Святом Крещении напоминают человеку об этом его призвании ко святости. Что такое призвание наше ко святости? – Это когда тот образ и подобие Божие, которые в нас с вами есть, омываются от первородного греха. И в Святом Крещении нас с вами Господь благодатью Духа Святаго делает достойными вечного Своего Царства. Недаром после Крещения сразу на человека одеваются белые чистые одежды как знак его единства с Богом, чистоты его. 

Увы, в нашей жизни мы не храним эту святость и не храним чистоту тех одежд, которые нам с вами даны. Для того чтобы мы могли это лучше хранить, в Святом Крещении нам дается имя – имя святого, который с этого момента является нашим молитвенником и покровителем, к которому мы обращаемся с тем, чтобы он вел нас по жизни за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом. По молитвам этого святого мы в нашей повседневной жизни можем видеть Господа в нашей жизни и следовать за Ним. Вот, как воскресший Господь обратился к Своей ученице Марии Магдалине по имени, и у нее открылись глаза, и она узнала Его, и увидела, что это ее Божественный воскресший Господь и Учитель, так, по предстательству святых, чье имя каждый из нас носит, – у каждого из нас свой покровитель, – и мы с вами видим Господа в своей жизни и следуем за Ним. Через молитву и предстательство наших святых покровителей мы живем в единстве со всей Церковью, – когда не мы, одинокие, только на свои силы полагаемся, но знаем, что у нас есть помощники, предстоящие перед престолом Божиим. И Святое Евангелие, которое мы слышали сегодня, уверяет нас с вами в действенности помощи наших с вами святых покровителей.

В Священном Писании, в Законе Божием большое значение уделяется имени. Имя Божие произносится только с молитвой, только с благоговением, только с благодарением. В этом и суть нашего с вами богослужения – когда мы благодарим Господа Бога. Сладчайшее имя Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, когда мы обращаемся к Нему в сердце своем с молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных», – оно согревает нашу душу и наше сердце. Эту молитву мы можем творить в любой момент, в любую секунду, при любых обстоятельствах своей жизни. Через благоговейное произношение имени Божия мы путем молитвы находим путь к Богу. Вот так и, обращаясь к нашим святым покровителям, имя которого каждый из нас носит, мы в нашей с вами жизни тоже находим путь к Богу. И тоже, подобно Марии, которая, услышав, как Господь назвал ее по имени, узнала Его, и мы в своей жизни узнаем Господа и следуем за Ним.

Поэтому Святая Церковь и призывает нас особо чтить день своего Ангела, день своего небесного покровителя, каждый день обращаться с молитвой к своему небесному покровителю, в домах своих иметь икону своего небесного покровителя. Мудро все устроила Церковь для нашего с вами спасения. Ибо Церковь – это не что иное, как Сам Господь Иисус Христос, Который присутствует в мире и пребудет с нами во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20). Ему же слава во веки веков. Аминь.

(06.08.2011 Неделя 8-я по Пятидесятнице. Собор Смоленских святых. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Что для нас является важным, главным в нашей вере? Как мы относимся к Церкви? Что греет наше сердце? Что пробуждает в нас особенные чувства? Что важно больше всего в нашей вере?

Если мы задумаемся и внимательно посмотрим: что нас больше радует? Больше ли нас радует возможность обращаться к Богу и в этой молитве получать духовное утешение и радость – или, может, нас больше радует некая внешняя радость, которая приходит к нам тогда, когда мы видим красивый благолепный храм, благолепные иконы, слышим прекрасное пение, наслаждаемся и тем, и другим, и третьим? Что больше нас радует: возможность вместе со Христом служить другим людям, нести их бремя, разделять с ними их боль, их несчастья, – или в праздники собираться за праздничной трапезой, как это бывает, например, на Пасху, чтобы были крашеные яйца, пасхальный обильный стол? Что больше нас привлекает в вере? Возможность следовать за Христом тесным и тяжелым путем или радость от сознания того, что мы продолжаем наши древние обычаи, как наши прадеды и праотцы, соблюдаем те внешние установления?

Если мы рассмотрим внимательно свое сердце и рассмотрим внимательно нашу христианскую жизнь, мы, конечно же, увидим, что гораздо больше нас в жизни радуют всевозможные внешние проявления нашей веры. Например, мы привыкли, что в храме в одном такое пение, оно нам нравится, пришли в другой храм, а там поют уже совсем по-другому, может быть, плохо, может быть, нескладно. И мы уже стоим, и уже молитва как-то у нас не идет. Мы как-то больше думаем, что не так что-то сделано. Мы привыкли к одному устройству, например, как написаны иконы в том храме, в котором мы привыкли ходить и молиться. Приходим в другой храм и видим, что он как-то не так устроен, и иконы не такие, и батюшка, может, по-другому служит. И уже мы на этом внешнем, можно сказать, духовно ломаемся. Больше проводим времени за внутренним осуждением того, что не так происходит. Это действительно правда. Мы гораздо больше в своей жизни – жизни православных христиан – обращаем внимания на внешние факторы нашей веры и очень мало уделяем внутренним.

Об этом, собственно говоря, повествует нам сегодня слышанное Евангелие – о том, как воскресший Господь Иисус Христос явился Марии Магдалине (Ин. 20, 11–18). Мария Магдалина настолько была поражена своим личным горем, личным восприятием ею Учителя и Господа Иисуса Христа, настолько была погружена в свое горе, в свои переживания по поводу утраты общения со Спасителем, по поводу того, что произошло: как Его арестовали, как Его мучили, как Его распяли, как Он умер, как Его погребли, как она при этом не присутствовала, – и вот этот весь комплекс переживаний совершенно вытеснил из ее души слова Господа Иисуса Христа о том, что всему этому надлежит быть. Что Он для того и пришел, чтобы пострадать, для того и пришел в этот мир, чтобы взойти на крест, взять на Себя грехи всех людей, и чтобы в третий день воскреснуть. Смотрите, она так переживала о том, как бы ей погребсти Иисуса Христа, и пришла ко гробу, и увидела, что гроб пустой, – и ей в голову не пришло, что Христос воскрес. И когда она увидела Самого воскресшего Иисуса Христа, она подумала, что это садовник. И начала обращаться к нему и говорить: «Господин! Если это ты взял тело моего Учителя, дай мне Его, чтобы я Его погребла» (см. Ин. 20, 15).

Дорогие братья и сестры! Видите, как в Евангелии описываются наши с вами чувства. Уж если равноапостольная, которая проповедовала впоследствии всему миру о воскресшем Спасителе и Господе Иисусе Христе и несла весть об этом воскресении, и то не сразу восприняла эту весть о величайшем чуде, что же, конечно, нам, грешным, погруженным в нашу повседневную жизнь! И слава Богу, может быть, что мы внешнему хотя бы радуемся, слава Богу, что мы умеем наслаждаться духовным пением, слава Богу, что мы умеем наслаждаться созерцанием духовной живописи, слава Богу, что мы любим наши установления о церковных праздниках и постах, слава Богу, что мы любим наши святые обычаи, которые связаны с Церковью. Но этого недостаточно. За всем за этим нам с вами нужно увидеть внутреннюю, духовную сущность того, что в мир принес Господь Иисус Христос. Об этом нам надо молиться.

Дело в том, что истинная вера пробуждается в сердце человека тогда, когда у него есть стремление к Богу. И когда у человека есть это стремление к Богу, тогда и Бог отвечает на это стремление.

Воскресший Спаситель не стал осуждать Марию Магдалину за то, что она так быстро забыла Его слова о Его тридневном воскресении. Он не упрекнул ее за те мысли о внешних заботах, которые она хотела понести по Его погребению. Он просто назвал ее по имени. Обратился к ней, сказал: «Мария!» И она тотчас узнала Его.

Видите, братья и сестры! Она стремилась по-своему к Иисусу Христу. Пусть не высокодуховно, пусть по-человечески, но она стремилась к Нему. И Господь ей ответил.

Так, дорогие братья и сестры, и нам с вами ответит Господь Иисус Христос, если мы соблюдаем внешние церковные установления. И, любя наши церковные православные обычаи, и уставы, и законы, будем одновременно стремиться ко Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу. Он, видя наше усердие, призовет нас с вами к истинной вере, обратится к каждому из нас по нашему имени – имени, которое мы все с вами получили в Святом Крещении, когда мы родились для жизни духовной во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

И тогда Мария Магдалина узнала Его и сказала Ему: «Учитель!», – рванулась к Нему, чтобы обнять Его, но Господь ее остановил и сказал: «Не прикасайся ко Мне». Почему так ее Господь остановил? Господь ей стал говорить о Своем вознесении к Отцу Небесному. Он возносится к Отцу Небесному, для того чтобы впоследствии послать ученикам Своим дары Духа Святаго.

Так и мы с вами, стремясь ко Господу, сможем прикоснуться к Его высочайшей духовной жизни, тому спасительному и благому Учению, которое Он принес в мир, если наших сердец коснется благодать Духа Святаго. В Духе Святом, облагодатствованные Им, мы сможем жить истинной жизнью христианина. А эту благодать Духа Святаго мы получаем через Святую Церковь Христову в ее таинствах.

Будем же стремиться к воскресшему Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он благословил каждого из нас, послал нам благодать Духа Святаго, и чтобы мы в нашей жизни шли по благим заповедям Божиим и всегда видели, что самое главное в святом Его учении. Аминь.