Евангелие второе

1.09.2001 Неделя 13-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.2

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали святое евангельское чтение, в котором повествовалось о том, как жены-мироносицы, рано утром придя ко гробу Господа Иисуса Христа, не нашли Его тела, но увидели Ангела, который возвестил им о том, что Он воскрес. И в Евангелии говорится о том, что жен-мироносиц объял страх и ужас. – Что значат эти слова? О чем они говорят?

Дорогие братья и сестры! Эти евангельские слова напоминают нам с вами о необходимости каждому христианину иметь страх Божий. Страх Божий, как говорит премудрый Соломон, - начало всякой премудрости.

Что такое страх Божий? Чем он отличается от обычного человеческого страха?

Страх Божий по-другому можно назвать чувством благоговения перед святыней. Мы слышим эти слова о страхе Божием в ектении, когда говорится о входящих в храм Божий с верою и благоговением. Мы слышим эти слова в Божественной литургии, когда износится Святая Чаша с Пречистым Телом и Животворящей Кровью Христовой; и тогда возглашается: «Со страхом Божиим и верою приступите».

Страх Божий – это особое чувство в сердце христианина, когда он постоянно чувствует себя перед лицом Господним и боится своим поведением, даже своими мыслями, даже своими чувствами оскорбить величие и святость Бога. – Вот что такое страх Божий. Недаром в Священном Писании говорится о праведниках, что они «ходили пред Богом». Что это значит? – Это значит, что они постоянно чувствовали, что Господь видит их.

В самом деле! Мы же с вами знаем из Закона Божия, что Бог всеведущ; что Бог знает все, видит все. И видит не только что мы делаем, но и видит наши стремления, видит к чему мы стремимся, видит, почему мы, так или иначе, поступаем. И если перед людьми мы можем оправдаться, найдя какие-то благовидные причины для оправдания своих неблаговидных поступков, то перед Богом мы так не сумеем оправдаться, потому что Бог видит наши чувства, наши мысли, наши стремления.

Как же мы можем об этом забыть? Тот, кто теряет страх Божий, теряет всякое благочестие. Тот, кто теряет страх Божий, теряет веру; значит, он не верит во всеведение Господне. Именно поэтому страх Божий – это то самое чувство, о котором мы просим, чтобы оно было с нами. Если бы мы всегда помнили о боге и боялись оскорбить Его величие своими грехами, наверное, никогда бы мы тогда не согрешили. Но как раз наша беда заключается в том, что мы об этом забываем или находим хитроумные оправдания собственному маловерию, малодушию, собственному отсутствию подлинной духовной жизни.

Святое Евангелие рассказывало нам сегодня о том, каким страхом Божиим наполнились сердца жен-мироносиц от зрелища пустого гроба. Один только гроб Господень вселил уже чувство благоговения святого страха Господня.

Дорогие братья и сестры! Храм Божий – это место, где человек учится благочестию. Храм Божий – это место, где человек получает силу для своего духовного роста. Храм Божий – это место особого присутствия вездесущего Бога. И поэтому, стремясь как можно чаще приходить на молитву в храм Господень, среди прочих наших обращений ко Господу не будем забывать просить у Господа этого великого чувства, которое ведет всех нас ко спасению – страха Господня.

Воскресший Спаситель мира избавляет нас от греха. Пусть мы не страшимся быть побежденными грехом, потому что Господь победил грех, но будем страшиться отступать от Господа Спасителя нашего, без Которого нет жизни, без Которого нет спасения. А если мы будем всегда с Богом, и не будем отступать от Него, то жизнь наша будет благодатна и светла и во время земной жизни исполнена особых Божиих благословений и в вечности она будет исполнена великой радости.

Прославим Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа воскресшего из мертвых. Будем поклоняться Его Святому Воскресению со страхом Божиим и верою.

Аминь.

 

 

2.02.2002 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали святое евангельское повествование, в котором говорится о том, как рано утром жены-мироносицы, придя к гробу Спасителя Господа Иисуса Христа, увидели, что камень отвален от гроба, что нет там тела Спасителя и увидели юношу, который сидел на этом камне в белых одеждах и сказал им о том, что Иисус воскрес, и повелел им идти и рассказать об этом ученикам.

Но обратите внимание на те слова, которыми закончилось сегодняшнее Евангелие: «И никому же ничто же реша, бояху бо ся». – То есть, если сказать по-русски, – никому ничего не сказали, потому что боялись.

Чего боялись жены-мироносицы, которые не побоялись никакого страха, пойдя рано утром ко гробу Того, Кто считался преступником; которые не побоялись нести ароматы, чтобы отдать последний долг, и не думали о том, кто отвалит им камень от дверей гроба – огромный он был, но они шли туда с верой и надеждой и ничего не боялись. Они не боялись людей, не боялись людской злобы, которая возвела Господа нашего Иисуса Христа на Крест. Этого они не боялись. О каком же страхе говорится в евангельском чтении?

Говорится не о страхе человеческом, когда человек боится потерять что-то из своего личного вещественного, когда он беспокоится за свое имущество, или за свое здоровье, или за свое положение. – Не об этом страхе говорится в Евангелии. Но есть иной страх. – Страх потерять в сердцем своем тот огонь веры, который дан нам. – Настолько невероятна была весть о Воскресении Господа Иисуса Христа, что жены-мироносицы как маленький огонек хранили в сердцах своих эту веру, боясь, чтобы суетный ветер не потушил этот огонек.

Дорогие братья и сестры! Для нас это – очень важный и сильный пример. Нам тоже необходимо бояться потерять веру в сердцах наших. Если уж жены-мироносицы, видевшие самого Ангела, который возвестил им о Воскресении Господа Иисуса Христа, и те боялись растерять свою веру, как же нам, маловерным, нужно беречь тот бесценный дар, который дан нам от Господа, – бесценный дар святой веры православной.

Дорогие братья и сестры! Об этом страхе Божьем многократно говорит Священное Писание. «Работайте Господеви со страхом и радуйтесь Ему с трепетом» (Пс. 2, 11), – слышим мы многократно за всенощным бдением.

Страх Божий или благоговение Божие – это достодолжная боязнь оскорбить Божие величие своими грехами. Недаром заповедь Божия запрещает нам употреблять имя Господа бога нашего всуе, то есть напрасно. «Не приемли имени Господа Бога твоего напрасно», – говорит заповедь Божия (Втор. 5, 11). – Значит, пустые разговоры или шутки на любые священные темы, любое недостойное упоминание о Господе в ненужное время и в ненужный час и не в должном настроении может выветрить из нашей души веру.

Есть такая великая добродетель христианская – благоговение. Мы с благоговением должны входить в храм Божий. Мы с благоговением должны предстоять на молитве. Мы с благоговением должны следить за собой в нашей жизни, чтобы нам не отступать от заповедей Божьих.

Дорогие братья и сестры! Услышав из Священного Писания об этом блаженном страхе Божьем, который необходим для нашего спасения, ибо сказано еще в Ветхом Завете: «Начало премудрости – страх Господень» (Притч. 1, 7), будем просить у Господа Бога, чтобы Он благословил нас этим чувством благоговения; научил всегда вспоминать о Нем только со святыми чувствами и имя Его произносить только в святых молитвах и никогда напрасно; чтобы в наших сердцах сиял спасительный огонь веры.

Аминь.

 

 

29.01.2005 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали Святое Евангелие о том, как жены-мироносицы, ученицы Христовы, рано утром пришли к гробу и услышали от Ангела благую весть о воскресении Спасителя. И заканчивается чтение сегодняшнего Евангелия повествованием о том, что они, жены-мироносицы, никому ничего не сказали, потому что боялись. Встает вопрос – чего боялись эти, можно сказать, мужественные женщины, которым, в отличие от мужчин – учеников Христовых, не было страшно войти к Тому, Кого только что казнили как преступника и от Которого разбежались ближайшие ученики?

Им не было страшно, и они не боялись в одиночку пойти к гробу, даже еще не зная, как они смогут отдать последние почести своему любимому и Божественному Учителю, потому что сил их не хватило бы отвалить камень от гроба. Они не побоялись риска и стражи, которая была приставлена к гробу. Они не побоялись синедриона, который гнал и преследовал Христа и предал Его на распятие. Они не побоялись продажной иудейской толпы, которая кричала: «Распни, распни Христа!». Так почему же Евангелие говорит о том, что жены-мироносицы никому ничего не сказали о том, что услышали от Ангела, потому что боялись? Чего они боялись?

Дорогие братья и сестры! Благочестивый человек, живущий в законе Божьем, очень часто называется «богобоязненным». Есть особое чувство благоговения перед Богом, которое называется «страх Божий». Этот страх Божий даже называется началом премудрости. Этот страх Божий является началом всех добродетелей. Но это не тот страх – страх человеческий, который, порой, человека заставляет подличать, врать, жить нечестно, делать то, что недостойно его человеческого звания. Из-за страха человеческого люди идут на зло и на грехи и против своей собственной души. А вот страх Божий – это нечто другое. Это страх и боязнь оскорбить величие и святость Бога. Это страх и боязнь растерять в своей душе то святое, что есть. Есть заповедь Господня: «Не приемли имени Господа Бога твоего напрасно». Эта заповедь очень важна. К сожалению, почему-то о ней мало думают и нарушение ее не считают для себя чем-либо особенно опасным. А ведь на самом деле эта заповедь научает нас тому благоговейному страху перед Богом, который ведет всех нас к добродетели и доброй жизни. Бояться Бога – значит бояться совершить грех, потому что грех оскорбляет величие Бога. Бояться Бога – это значит бояться предать учение Христа, так, как предал его Иуда. Бояться Бога – это значит бояться отпасть от лика святых, к которому мы с вами сопричислены в святом крещении. Есть наглядные образы того, как надо нам хранить веру. Конечно, люди с пламенной верой, которая горит в их сердцах, как несгораемая купина, они свидетельствуют всем о своей вере, и никакое искушение не может затушить этот огонь их пламенной веры. Таковы были святые мученики, таковы святые святители, таковы подвижники благочестия.

А мы с вами? Наверно, можно уподобить нашу веру маленькой свечечке, которую мы ставим как знак нашей веры в подсвечник. Вот горит ее огонек. А если посильнее дунуть на эту свечу, она, пожалуй, и стухнет. Вот то, что мы имеем, тот дар веры, который дал нам Господь – это маленькая свечечка веры, которая горит в нашем сердце. Мы должны ее всячески оберегать от зловредных ветров житейских искушений, мы сохранять ее должны, чтобы она горела в наших сердцах. А если мы будем не благоговеть, без страха Божия рассуждать о предметах веры, без страха Божия употреблять имя Господне, говорить о святых вещах без страха Божия и благоговения, нарушать третью заповедь: «Не приемли имени Господа Бога твоего всуе», – что останется от того огня, который есть в нашей душе? Как бы не задули его эти злотворные ветры житейского мира.

Вот и жены-мироносицы боялись, чтобы в их сердцах затеплившаяся вера в воскресение Христа не погибла. Они еще не видели Самого Христа, они услышали только свидетельство Ангела, но уже, уже загорелась в их душах спасительная вера в воскресение Господа нашего, и они всеблагоговейно и со страхом Божьим стали хранить в своих сердцах эту веру. Впоследствии эта вера разгорится в их душах, и они пойдут бесстрашно проповедовать; и Мария Магдалина будет говорить о Христе Воскресшем, не боясь никого, – самого римского императора не убоится, и ему будет свидетельствовать о Воскресении Христовом. Но сейчас она сохраняет в своем сердце то, что только что получила.

Дорогие братья и сестры! Каждое слышание слова Божия, особенно когда мы слышим его в святом храме, является обращением Самого Господа к душам нашим. И ныне Господь нам напоминает о том, что мы должны жить с благоговением к Нему, должны в жизни своей иметь страх Божий, должны стремиться сохранять в наших душах тот благодатный огонек веры, который у нас есть.

Будем же возгревать в себе этот дар веры, будем учиться благоговению в нашей жизни. Прежде чем делать какое-либо дело, будем соизмерять его с заповедями Божьими, будем иметь в себе память Божию и страх Божий.

Аминь.

17.09.2005 Неделя 13-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.2

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы слышали с вами воскресное Евангелие, повествующее нам о том, как жены мироносицы рано утром пришли ко гробу Христа, Который воскрес. Они не увидели Христа воскресшего, но увидели Ангела, который, обращаясь к ним, сказал о том, что нет уже в гробе Спасителя. И, услышав эту радостную весть, они пошли и, как Евангелие говорит, никому ничего не сказали, потому что боялись.

Чего боялись жены мироносицы, не побоявшиеся среди ночи, несмотря на вражду иудеев, убивших Христа, прийти ко гробу? Чего боялись эти мужественные женщины, не побоявшиеся нарушить все представления о том, как нужно относиться к преступникам, – ибо для иудеев Христос был преступник, – которые пошли и несли с собой ароматы, даже не понимая, кто им отвалит камень от гробной пещеры? Чего они убоялись, бесстрашные в своей любви ко Спасителю?

Они убоялись потерять то чувство веры в то, что Господь воскрес, которое они получили от Ангела. Они имели страх Божий. Они благоговейно отнеслись к тому благовестию, которое получили, и, сознавая немощь своей души, берегли это благовестие в себе так, как берегут маленькую свечечку от сильного дуновения ветра, чтобы она не потухла.

Дорогие братья и сестры, это пример для нас с вами, как мы должны беречь горящую в наших сердцах веру и бояться потерять этот огонек веры. Нельзя быть настолько самонадеянным, что думать, что наша вера достаточно сильна и никакие ветры греховные не могут ее затушить. Надо очень бережно относиться к тому внутреннему достоянию, которое мы имеем. Это бережное отношение называется в Церкви благоговением, – когда о святых вещах люди много не говорят, когда люди больше предпочитают молчать и творить добрые дела и молитву, нежели много и порой бесстрашно говорить о том, что является тайной жизни человеческой, – о вере.

Но можно спросить – а как же так, ведь эти же жены мироносицы потом пошли и бесстрашно проповедовали? Да, они пошли, и бесстрашно проповедовали. Но это было уже потом, когда Дух Святой сошел на Церковь, и когда они вдохновлены были Духом Святым. А мы с вами всегда ли в своей жизни вдохновлены Духом Святым? Если бы мы всегда имели в себе благодать этого Духа Святаго, то нам не страшно было бы потерять тот огонь веры, который дан нам. Но, увы, мы своими грехами эту благодать Духа Святаго отгоняем. Вот в этом и смысл существования Церкви Христовой на земле, чтобы мы с вами, будучи членами Церкви Христовой, стремились получить благодать Духа Святаго. И Церковь дает нам эту благодать. А, давши благодать этого Духа Святаго, она дает нам возможность, и сохранить нашу веру, и укрепить ее, и даже другим передать. Если же мы будем самонадеянны, неблагоговейны, не иметь того спасительного страха Божия, который имели жены мироносицы, то мы можем потерять все: и веру, и надежду, и любовь.

Да не будет сего с нами. Будем просить милостивого Господа, чтобы даровал нам благодать Духа Святаго, чтобы научил нас истинному страху Божию, когда человек боится оскорбить величие и святость Бога. И чтобы мы научились благоговейно, подобно женам мироносицам, хранить святую веру в Христа Воскресшего, Ему же слава во веки веков.

Аминь.

23.09.2006 Неделя 15-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением. Всенощное бдение.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Каждый воскресный день в течение года мы всегда вспоминаем воскресение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Это среди недели маленькая Пасха, когда Святая Церковь напоминает нам о смысле нашей веры. В воскресный день, по заповеди Божией, мы с вами призваны приходить в храм Господень и совершать молитвы. В воскресный день, приходя в храм Божий для совершения молитвы, мы подкрепляем свою веру и свое знание о том, что Господь наш Иисус Христос победил смерть. Нам это подкрепление в течение нашей жизни очень нужно. Потому что повседневная жизнь дает нам много искушений, которые приводят нас к разочарованиям, уныниям, различным испугам. Мы, видя зло, которое существует в мире, часто не умеем ему противостоять и поддаемся ему. Но именно Церковь Христова и именно молитва в храме Божием дает нам те силы, которые помогают нам в течение последующей недели следовать за Господом Иисусом Христом.

Сегодня мы слышали с вами Евангелие, в котором повествуется о том, как Ангел сказал о том, что Господь воскрес, и как то, что мироносицы говорили и рассказывали о воскресении Христовом, не нашло отклика в душах слушающих. К сожалению, дорогие братья и сестры, это евангельское повествование можно отнести и к нам с вами. Мы, слыша о воскресении Христовом, зная, даже из календаря, день недели, читаем – воскресенье, ясно, о чем идет речь, – о воскресении Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, – зная, слыша и веруя в воскресение Христово, тем не менее, в жизни своей себя так ведем, как будто воскресения Христова не было. И не делаем для себя вывода и не питаемся этим величайшим знанием и этой верою в Христа воскресшего. Ведь если Христос воскрес, а мы веруем в Него и живем с Ним, значит, и мы воскреснем от греха. Значит, если мы с вами согрешили, упали, совершили недостойный поступок, у нас есть возможность воскресить свою душу через таинство покаяния. Если мы не находим себе выхода, и нам кажется, что тьма какая-то вокруг нас, то у нас есть выход; Церковь Христова, молитва, прибежище под покров Матери Божией даст нам этот выход в нашей жизни, только искренно надо к Богу обратиться. Мы часто, к сожалению, увы, забываем об этом и бываем слабоверны и маловерны. Но вот приходим в храм, начинаем молиться, слышим песни: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу». И вот мы сейчас, прикладываясь к Святому Евангелию, поклоняемся воскресшему Господу Иисусу Христу и просим Его, чтобы мы всегда помнили о Его воскресении. Чтобы мы были сопричастниками этого воскресения, чтобы мы жили во свете Христа воскресшего, чтобы мы питались благодатью Христа воскресшего, чтобы мы всегда были под покровом нашей Святой Церкви.

Да поможет всем нам Господь веровать в Господа Иисуса Христа, в Его святое воскресение, и идти за Ним по нашей жизни.

Аминь.

 

25.11.2006 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами сейчас услышали святое евангельское повествование о том, как жены-мироносицы шли к гробу Господню. Они шли к гробу Господню, их вело к гробу Господню их верующее сердце. Конечно, не гроб им был нужен, им нужен был их Божественный Учитель. И любовь влекла их к Нему, и они шли бесстрашно. Но между собой они разговаривали и размышляли и о том, кто сможет им помочь, кто отвалит им камень от гроба. Гроб Господень был привален огромным камнем, и их женских сил, конечно бы, не хватило отвалить этот камень. Но они все равно шли. Несмотря на то, что казалось это бессмысленным, бесполезным. Они понимали, что сами они не смогут этот камень отвалить. Но вот они пришли – а камень оказался отвален от двери гроба, как мы слышали с вами сегодня в Евангелии.

Что значит это евангельское повествование для нас и какой духовный урок мы можем из него для себя вынести, раз Господь сегодня Своим промыслом привел нас в храм Божий и сподобил нас услышать это евангельское повествование? Наши верующие сердца тоже влекут нас к Господу. И мы по жизни своей должны идти своей жизненной дорогой к Богу. Но часто на этом пути нам встречаются камни преткновения – это различные жизненные обстоятельства, различные жизненные ситуации, это наши с вами грехи и недостатки. И вот мы желаем идти за Господом и к Господу, но порой возникает у нас вопрос: а как мы можем обойти эти камни преткновения, кто отвалит для нас эти камни, заваливающие нам путь за Христом? Что это за камни? Да их великое множество. Человек решает для себя жить по заповедям Божьим, но тут же думает – а справлюсь ли я, хватит ли у меня сил жить по этим благим заповедям? Вот так же, как жены-мироносицы думали, хватит ли у них сил отвалить камень. Конечно, своих собственных сил им не хватило бы. Но Ангел отвалил камень от дверей гроба. Конечно, и наших с вами сил не хватит на то, чтобы самостоятельно, без помощи Божией, без помощи Церкви Христовой идти к Господу. Но в том и сила Церкви, что Ангелы-хранители, что благодать Божия отваливает для нас камни от дороги к Господу Богу. Это всевозможные камни: наша с вами лень, наша с вами телесная слабость, когда нам кажется, что нет у нас сил даже молиться, нет у нас силы воли совершать утренние и вечерние молитвы, наша с вами гордость, когда нам кажется – нет сил кому-то простить, кто нас обидел, оскорбил, сделал нам какое-то плохое дело, и мы не видим возможности переступить через самих себя, не видим возможности искренно попросить прощения или примириться, искренно признать себя виноватым – не лицемерно, а искренно! Нам кажется, что нет сил нам это сделать, но ведь если мы этого не делаем, то мы не идем за Господом, значит, мы останавливаемся у камня собственной гордыни, собственного самолюбия, собственного тщеславия, стоим, упираемся в этот греховный камень и не идем к Богу. Для того Господь на земле и Церковь Свою создал, чтобы помочь нам шествовать в своей жизни за Спасителем нашим.

Обратимся же в своих молитвах к Господу, к Его Пречистой Матери, к святым Ангелам и Архангелам и ко всем святым, чтобы по их молитвам нам была дана благодать, чтобы перед нами открывались пути к Господу Богу, чтобы всевозможные греховные искушения и преткновения, которые, порой, камнями ложатся на наше сердце, были отвалены силою Божией, чтобы мы были вместе с Богом, а воскресший Господь – вместе с нами.

Аминь.

(544 26.11.2011 Неделя 24-я по Пятидесятнице. Апостола Филиппа.  (Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами сейчас услышали, дорогие братья и сестры, Евангелие, в котором повествуется о том, как жены-мироносицы, придя ко Гробу Иисуса Христа, вместо Умершего увидели Ангела, который послал их рассказать апостолам о том, что Иисус Христос воскрес. Но удивительными и не совсем понятными словами заканчивается это евангельское чтение. Там сказано, что жены-мироносицы никому ничего не сказали: «никомуже ничтоже реша», – и дальше говорится: «бояху бо ся» (Мк. 16, 8). То есть никому ничего не сказали, потому что боялись.

Чего боялись жены-мироносицы, которые не побоялись тогда, когда все разбежались от Иисуса Христа, рано утром пойти ко Гробу? Что им было страшно, если их не устрашил ни приговор синедриона, ни казнь Иисуса Христа? Что за страх такой, о котором говорит Святое Евангелие?

Заповедь Божия поможет нам понять, что это был за страх. Третья заповедь Моисея гласит: «Не приемли имени Господа Бога твоего всуе», – то есть «Не употребляй имени Господа Бога твоего напрасно». Она настолько сильно исполнялась в древнем мире, что даже имя Божие, открытое народу Божию, один-единственный раз провозглашалось, когда первосвященник входил во Святая святых один раз в году, и там вслух народа Божия произносил имя Божие, которое означает: «Сущий» – Тот, Кто существует. А в чем смысл этой заповеди? В чем смысл заповеди Божией?

Дорогие братья и сестры! Есть вещи, которые нам, людям, очень трудно сохранить. Ну, чтобы это понять, давайте вспомним наш русский обычай, когда во время чтения Страстных Евангелий в Великий Четверг мы ту свечу, которую зажигаем при чтении Двенадцати Евангелий, пытаемся принести к себе домой, в наше жилище. Горит огонек. Вокруг дуют ветры – как трудно нам сохранить и донести этот огонек до дома! Мы придумываем какие-то фонарики, чтобы его сохранить, – да и через эти фонарики ветер задувает. Не всегда и не всем удается этот огонек до дома донести. Вот и огонек нашей веры, который в наших душах, также не терпит дуновения мирских ветров. Нам трудно сохранить огонь нашей веры под натиском греха и лжи, под натиском той мерзости, которую вокруг в мире мы с вами видим. Как трудно в нашей душе сохранить этот огонь веры! Вот заповедь Божия и предлагает нам не употреблять имени Божия напрасно, не говорить о святом напрасно, с благоговением относиться ко всему тому, что связано с верой нашей. Вот это благоговение к нашей вере называется «страх Божий», – когда мы очень ответственно, с глубоким пониманием относимся к тому, во что мы верим. И вот когда мы так относимся, то мы никогда не будем шутить на святые темы, мы никогда не будем неразумно употреблять имена тех святых, которые нам близки, говорить о Пресвятой Богородице непочтительно, никогда не будем говорить о Господе Иисусе Христе не для назидания или спасения, а просто так, для какого-то пустого разговора.

Но как же так – ведь Ангел повелел рассказать мироносицам апостолам о воскресении Христовом, почему они не исполнили этого повеления? Святые жены-мироносицы настолько исполнились страха Божия, что они не почувствовали себя достойными раскрыть эту вещь словесно своим языком. Зато они засвидетельствовали в дальнейшем, всей своей жизнью, веру в воскресшего Спасителя и Господа Иисуса Христа. Ибо они боялись Господа страхом Божиим, который есть спасение всех людей.

Вот, дорогие братья и сестры, и нам с вами, услышав это Святое Евангелие, надлежит просить у Господа, чтобы Он вразумил нас этим страхом Божиим, чтобы Он научил нас благоговению. И чтобы не только языком своим мы проповедовали о воскресшем Спасителе и Господе Иисусе Христе, а жизнью своею подтверждали эту веру. Ибо наша жизнь в Господе, наша жизнь в Церкви Христовой – с молитвой, по заповедям Божиим, с участием в богослужениях – есть лучшая проповедь и свидетельство о Христе воскресшем, Который пребывает с нами во вся дни до скончания века. Аминь.