Иерусалимской иконы Божией Матери.

24.10.1999 Иерусалимской иконы Божией Матери. Всенощное бдение.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Вновь мы предстоим перед иконой Пречистой и Преблагословенной Девы Марии Богородицы. Вновь мы молимся перед ней также, как молились наши предки-подольчане в 1866 году, когда от этой иконы, как свидетельствует надпись на ней, было совершено чудо избавления города Подольска и его жителей от заразы – от холеры, эпидемия которой надвигалась на город. Но тогда жители города, обратившись с усердной молитвой, со слезами, упросили Пречистую и Преблагословенную Деву Марию Богородицу, чтобы Ее милость простерлась над Подольским краем и эта смертоносная зараза, эта болезнь – холера, обошла мимо Подольский край.

Тогда совершилось это чудо. В честь чего и теперь мы все время, из года в год, совершаем перед этой святой иконой молебное акафистное пение. И вы знаете, как в течение почти, что двух месяцев перед ней совершается эта молитва.

Мы тоже находимся сейчас в глубокой духовной опасности. На наши сердца сейчас движется духовная зараза. Обратимся же к Пречистой и Преблагословенной Деве Марии, чтобы наши и сейчас были избавлены от этой заразы. Чтобы наши души не болели злобой друг ко другу. Чтобы наши души не заражались ненавистью и осуждением. Чтобы наши души не пачкались нечестием, не пачкались зловредными учениями. Чтобы наши умы были чистыми от суеты мира сего. Чтобы наши помыслы устремлялись во благо – на добрые дела. Чтобы в наших сердцах не гнездились змеи зависти и осуждения. Чтобы мы с вами, воистину, не недуговали своими грехами, ибо эта зараза еще страшнее холеры, ибо холера тело человеческое убивает, а грехи – душу человеческую во ад сводят.

Мы стоим с вами перед чудотворной иконой Пречистой и Преблагословенной Девы Марии Богородицы. Помолимся Ей – да отойдет от нас всякий душевредный помысл, да будем избавлены мы от лукавого, да научимся мы с вами приходить к таинствам церковным, очищать душу покаянием и жить по благим заповедям Божиим.

Пресвятая Богородица, спаси нас! Аминь.

25.08.2001 Неделя 12 по Пятидесятнице. Иерусалимской иконы Божией Матери. Всенощное бдение.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшний день мы встречаем наш особый подольский праздник – праздник в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, потому что именно в этот день от Ее святой иконы, перед которой ныне мы с вами молимся, чудо совершилось для жителей города Подольска и об этом чуде мы с вами должны постоянно помнить.

Известно из истории о страшной эпидемии холеры, которая обрушилась на подмосковный край в шестидесятые годы XIX века. И дошла эта эпидемия и до Подольска. И тогда настоятель нашего собора протоиерей Василий Косминков обратился с просьбой ко святителю Московскому, чтобы была из Бронниц принесена чудотворная икона Иерусалимская в Подольск с тем, чтобы с крестными ходами ее носить по нашему краю с молитвами о избавлении от страшной эпидемии.

Конец XIX века уже был временем безверия. И тогда считалось очень просвещенным не веровать в Бога. И хотя внешне еще было благолепие на земле Российской, и сияли кресты храмов, но внутренне  в души людские прокралась уже более страшная болезнь, нежели холера, - болезнь безверия, равнодушия и черствости. И, к сожалению, люди, внешне принадлежавшие даже тогда к Церкви и внешне исполнявшие по обязанности как бы долг христианина, отдалялись свою жизнь от нее. Особенно это касалось высших слоев общества, а также, к сожалению, это касалось и тех людей, которые, будучи оторваны от повседневного уклада сельской жизни, от родных мест и от привычного сельского труда, были вовлечены в промышленность, на заводы, оторвавшись от корней земли и своих традиций, в их сердцах уже тогда поселялись ростки и семена неверия и безбожия.

Но вот настоятель нашего собора дерзнул с верой совершить это молитвенное хождение с иконой Матери Божией. И по его вере, и по вере тех людей, которые были вместе с ним и возносили горячие молитвы Пречистой и Преблагословенной Деве Марии Богородице, чудо совершилось. В 1866 году холера отступила от подольских краев и эпидемия прекратилась.

Это чудо было отмечено даже Святейшим Синодом, за что настоятель получил особую благодарность. А с чудотворной иконы Иерусалимской , которая была принесена из Бронниц, была снята вот эта вот копия, которую тогда украсили драгоценными серебряными ризами позолоченными и дорогими камнями, потому что люди почувствовали силу Божию. В знак этого были изготовлены эти хоругви, на которых сейчас мы видим надпись: «От жителей города Подольска» и которые сейчас вот здесь же прибывают………………………………….с иконы Божией Матери сорвали, думая, что таким образом они как-то поправят свое материальное благополучие.

Но для нас не то важно, чем украшена была сия икона. А для нас то важно, какая благодать от нее исходит. И мы, вспоминая ежегодно это чудесное событие, молимся пред Пречистой и Преблагословенной Девой Марией Богородицей, чтобы Она избавила наши души тоже от страшной эпидемии, от этой страшной болезни, которая еще страшнее холеры – от эпидемии безверия, и безбожия, и холодности в вере. Мы молимся о жителях нашего края, о жителях нашего города – огромного города, в котором бы не двум храмам быть, как сейчас это есть, а, наверное, должно бы быть и двести двадцать храмов, и они должны были бы быть полными, ибо в каждом квартале должна бы стоять церковь, куда люди этого квартала приходили бы для молитвы. Этого пока нет. И поэтому, радуясь о восстановлении и возрождении храмов Божиих, мы не можем не скорбеть еще о том, что все-таки большинство еще людей для своих душ не открыло еще дорогу к храму Божию, не открыло для себя радости веры, не открыло для себя подлинной духовной жизни. И об этом надо нам молиться Пречистой и Преблагословенной, чтобы Она помогла найти людям этот спасительный путь ко Христу.

Мы с вами, совершая эту молитву перед иконой Матери Божией, в сегодняшний день можем также вспомнить и еще одно событие, которое тоже для нашего храма знаменательно. Ибо ровно восемьдесят лет назад в этот же самый день, двадцать пятого августа, под праздник святителя Тихона Воронежского наш собор посетил ныне прославленный в лике святых и предстоящий пред престолом Господним и молящийся за нас Святейший Тихон, Патриарх Московский всея Руси. Он молился и совершал всенощное бдение здесь в 1921 году, когда Церковь была в гонении и его жизнь находилась под постоянной опасностью, и он ходил под постоянным страхом ареста. Но он избрал наш храм для того, чтобы в нем совершить всенощную накануне своего дня ангела, и на следующий день, в сам день своего ангела, он служил здесь Божественную Литургию.

С этого времени прошло восемьдесят лет. И вот, ровно через восемьдесят лет наш храм посетит ныне здравствующий и ведущий Божиим Промыслом корабль Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Алексий II, которого мы будем встречать. И в этом тоже мы можем видеть знак особого благословения Божия, знак, призывающий нас к особым, еще более усердным трудам и молитвам для того, чтобы свет Христов сиял в нашем городе.

Поклонимся же чудотворной иконе Матери Божией; испросим благословения у Нее, чтобы наши души исцелялись от заразы греховной. Будем молиться о граде нашем, чтобы воистину наступило время, когда он стал богоспасаемым и святым градом, чтобы в нем сияла благодать Божия.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Аминь.

(25.09.2008 Акафист Иерусалимской иконе Божией Матери. Божественная литургия.)

…радостного события, когда по предстательству Матери Божией, когда грозила опасность жителям Подольска, большая опасность – эпидемия холеры, – была принесена из Бронниц икона чудотворная «Иерусалимская», и с крестным ходом ходили вокруг города, возлагая свою надежду и свои молитвы на Матерь Божию, благочестивые подольчане. И, как сказано в Писании, «по вере вашей дастся вам», таково было упование подольчан, что Матерь Божия воззрела на их веру и благочестие, и страшная эпидемия холеры миновала наш с вами город. Это давнее было событие. О нем говорят нам эти две хоругви, которые от жителей города Подольска в храм были изготовлены и принесены в 1861 году. Но духовное содержание этого события важно для нас с вами и до сих пор. Потому что есть страшнее зараза, чем холера, и страшнее эпидемия, чем любая заразная болезнь. Это зараза и эпидемия греха, которая заражает наши с вами души. И как бывает трудно человеку, когда он находится в зараженной атмосфере, избавиться от болезни и не заразиться, так и мы, живя с вами в миру, вольно или невольно заражаемся духом греховным. Порой сами этого не хотим, не желаем, скорбим о том, что наша душа заражается грехами, каемся, плачем, даем обещание не грешить больше, и снова эта зараза к нам пристает. Но нет человека, который бы жизнь свою прожил и не согрешил. От этой греховной заразы избавиться трудно. Но важно, чтобы ни в коем случае наши души не заразились смертельно, чтобы наша душа не умерла. Вот как раз для этого Святая Церковь на земле и существует, чтобы нас с вами постоянно исцелять от наших духовных греховных заболеваний, чтобы наша душа была живая.

Ведь как бывает? Человеческий организм – он жив, пока борется со всякой заразой. Так и душа человеческая жива до тех пор, пока она борется с грехом. Не смиряется с грехом, а борется против него. Поэтому самый тяжелый грех – это уныние, когда человек уже руки опускает и не хочет каяться, не хочет у Бога просить прощения, не хочет исправляться.

Мы сегодня, сейчас, прославляя Матерь Божию, Пресвятую Богородицу, и вспоминая Ее чудеса, которые Она совершила над нашим городом, совершим молебное пение и крестный ход в воспоминание тех крестных ходов, что были когда-то. Обратимся к Пресвятой Деве каждый в своей душе, и в силу веры каждого из нас будем просить у Нее, чтобы Она и нас с вами избавила от духовной заразы, от духовной эпидемии, чтобы грех не разлагал наши души, чтобы нам под тяжестью греха не сломаться. Будем просить у Матери Божией, чтобы Она научила нас вовремя и искренно каяться перед Господом Богом. Будем просить у Нее, чтобы Она наставила нас на путь спасения, чтобы нам жить по заповедям Господа Иисуса Христа. Будем просить у Нее материнской милости к нам, потому что по делам своим вряд ли мы что доброе заслужили перед Господом, но по милости Матери Божией все возможно: Ее молитва спасает нас с вами. Поэтому мы ведь к Ней так и обращаемся, не просто говорим, как другим святым: «Моли Бога о нас!» Мы к Матери Божией обращаемся с полной надеждой, в вере и уповании, что Ее молитва настолько сильна, что она спасает нас. И поэтому мы обращаемся к Ней: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» – с твердой верой, что Ее материнскими молитвами мы получим с вами спасение и жизнь вечную. Совершим же сие молебное пение, памятуя о своих согрешениях и испрашивая милости Божией для каждого из нас, чтобы нам жить с Господом нашим, чтобы души наши были духовно здоровы.

Пресвятая Богородице, спаси нас! Аминь.

(24.10.2009 Неделя 20-я по Пятидесятнице, память Иерусалимской иконы Божией Матери. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ныне мы с вами совершаем особое молитвенное торжество, обращаясь к Пречистой и Преблагословенной Деве Марии Богородице, Которая оказала особую милость городу нашему Подольску, ибо было совершено чудо от Ее честной иконы «Иерусалимской», память которой мы ныне совершаем. Это чудо в памяти всех жителей города Подольска должно бы быть всегда, потому что исторически произошло так, что когда в конце XIX-го века бушевала эпидемия холеры, то и медицина тогда не развита была, и очень сильное было это заболевание, уносившее в могилу многих, и, не зная, как и чем уже спастись, наши с вами предки, жители Подольска, обратились к Божией Матери, и была принесена икона «Иерусалимская» в пределы нашего града, и с этой иконой обходили с молебнами вокруг города. В общем-то, совсем недавно это было – 1860-й год, а совершилось чудо: эпидемия миновала наш город. И в память об этом благодарные жители города Подольска под предводительством своего настоятеля, который служил здесь, в этом святом храме, изготовили и сию икону с ризой драгоценной, и хоругви, на которых вы видите до сих пор надписи: «От жителей города Подольска», и было установлено особую память праздновать Иерусалимской иконе Божией Матери.

Это празднование имеет большой духовный смысл. Мы сразу пугаемся, когда мы чувствуем угрозу своему здоровью, мы ищем, чем бы нам исцелиться. Что бы у нас не заболело, какая бы не была болезнь – это моментально начинает нас тревожить. Малейший нарыв на пальце нас мучает, и мы ищем, как бы от него исцелиться. Но это правильно и понятно: так и должно делать, так и нужно делать. Но дело в том, дорогие братья и сестры, что человек имеет не только тело, но имеет душу. И беда наша заключается в том, что болезни тела нашего мы чувствуем, и скорбим о них, и стремимся быстрее исцелиться и исправить наше заболевание телесное, ищем врачей, ищем лекарства, ищем правильный режим жизни, стараемся что-то в себе изменить. Но что происходит с нашими душами? Что происходит с нашими душами, которые тоже болеют, и болеют духовно? Мы, увы, не видим этих болезней своих духовных. Не видим и не стремимся их исцелить, не стремимся как-то изменить режим нашей жизни, не стремимся что-то исправить, и наши души болеют, загнивают и, увы, духовно умирают. Это страшно.

А что такое духовные болезни? Это наши с вами грехи. Завидуешь ты кому-то – это духовная болезнь. Осуждаешь ты кого-то – это твоя духовная болезнь. Врешь по поводу и без повода – это твоя духовная болезнь. Злишься на кого-то, мстишь кому-то – это твоя духовная болезнь. Сколько таковых болезней! Страшная вещь эпидемия, страшная вещь холера, от которой были избавлены наши предки. Друг от друга люди заражались и умирали. А духовная эпидемия разве не страшна? Мы друг от друга грехами заражаемся и других людей своими грехами заражаем. Нас обидели – и мы обижаем. В ответ передаем свой грех. Как страшной духовной заразой, страшной духовной эпидемией болеют наши с вами души. И никто, никто из нас не может о себе сказать, что он полностью духовно здоров. Но вот так же, как надо делать прививки от обычных болезней и искать лекарства, чем бы исцелить наше тело, нам нужно искать духовные лекарства и духовные прививки от наших с вами болезней. Какие же это лекарства?

В первую очередь, конечно же, дорогие братья и сестры, это Таинства Церкви Христовой. Благодать Божия, которая преподается нам здесь, в храме Господнем, через Таинство Покаяния, через Таинство Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовой – вот первое, и основное, и важнейшее наше с вами духовное лекарство, – осознание своих грехов, покаяние, причащение Таин Христовых. Какой режим нужен для больной нашей души? Конечно же, нужна нашим душам молитва, обращение к Господу Богу каждый день. В сердце своем мы должны вздыхать ко Господу, молиться Ему.

Увы, ни лекарства духовные мы не принимаем, ни режим духовный мы не соблюдаем. Что делать нам? Как избавиться нам от этой духовной эпидемии? И вот нынешний праздник дает нам на это ответ. Так же, как Пречистая и Преблагословенная Дева Мария Богородица, когда к Ней обратились подольчане от всех сердец своих, избавила город от эпидемии холеры, так и доныне Она избавляет всех нас с вами от наших грехов, от наших страстей, от наших пороков, от наших недостатков. Надо только искренно обратиться к Ней и просить у Нее помощи. И по вере нашей тогда будет дано нам. Когда мы с верой будем обращаться к Пречистой и Преблагословенной Деве Марии, то получим просимое нами. Если мы будем просить, чтобы Она исцелила нас от наших грехов, от болезней наших душ, то Она исцелит и исцеляет души наши.

Дорогие братья и сестры! Мы счастливы, имея в нашем соборе такую святыню – икону Матери Божией, перед которой молились наши предки и получили просимое, и ныне мы можем молиться. Мы счастливы, имея такое духовное утешение. Припадем же к Пречистой и Преблагословенной, каждый воздохнем в своей душе о грехах своих, испросим, чтобы Матерь Божия наставила нас на путь покаяния, на путь исправления, чтобы Она исцелила наши души и научила нас жить в вере, надежде и любви.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

(25.10.2009. Неделя 20-я по Пятидесятнице. Память Иерусалимской иконы Божией Матери. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали евангельское повествование о чуде, которое совершил Господь Иисус Христос (Лк. 7, 11–16). Иисус Христос со Своими учениками подходил к городу Наин, и навстречу Ему вышла похоронная процессия. Много людей сопровождали эту процессию, и очень безутешно плакала одна женщина – это ее сына хоронили. Она так безутешно плакала, потому что она была вдова. В древнем мире женщина одна, без мужчины, достойно прожить не могла. У нее была вся надежда в этом сыне, когда она осталась вдовой. И вот этот сын умирает. Можно понять, почему она так безутешно плакала. Все оказалось потеряно в ее жизни. Нет смысла никакого в ее жизни, нет никакой опоры, никто уже не может ей помочь. Она потеряла своего единственного сына, и у нее нет мужа, и у нее нет никаких оснований думать, что теперь в жизни хоть что-нибудь у нее будет хорошо.

И вот, как повествует нам евангелист Лука, Иисус Христос, увидев эту процессию, сжалился над женщиной и подходит к ней и говорит ей: «Не плачь» (Лк. 7, 13).

Дорогие братья и сестры! Все, что повествуется в Святом Евангелии, все, что описано там, – это слово Божие, которое обращено к каждому из нас с вами. Представим себе, – а мы сейчас, конечно, представили эту безнадежнейшую ситуацию, – и что говорит Господь? «Не плачь». Почему Он так говорит этой женщине? Чем плохи ее слезы? Они ничем не плохи. Но это были слезы отчаяния. Она отчаялась уже в своей жизни. И вот, обращаясь к ней, также Господь Иисус Христос обращается и к каждому из нас, говоря: «Никогда не отчаивайтесь, ибо нет безнадежных ситуаций». Плакать нам подобает только о грехах своих». Говоря этой женщине: «Не плачь», – Он предлагает ей вместо отчаяния надежду. Она еще не знала, в чем эта надежда. А мы с вами знаем. И сегодняшнее Евангелие тому подтверждение. После того, как Он сказал эти слова женщине, Он, обращаясь к умершему юноше, говорит: «Юноша, тебе говорю, встань!» (Лк. 7, 14). Совершается чудо. Встает умерший, – тот, которого несли уже погребать, встает и начинает говорить.

Дорогие братья и сестры! Ныне услышанное нами Евангелие, повествующее о чуде, которое совершил Господь Иисус Христос, указывает нам, что мы всегда должны в своей жизни иметь надежду на Господа нашего Иисуса Христа. Какая бы не была отчаяннейшая ситуация в жизни, она потому бывает для нас тяжелой, что в момент отчаяния своего мы забываем о Господе. Нам бывает иногда так тяжело в нашей жизни, что мы разум теряем и думаем, что нет уже в жизни смысла, что ничего уже невозможно исправить, что все уже закончено. Поэтому отчаяние Церковь именует страшным грехом. Как мы можем отчаиваться, когда у нас есть Тот, Кто и мертвых может восставлять, – наш Спаситель, Господь Иисус Христос? Да, так бывает в трудных и тяжелых болезных, когда не видно никакой перспективы выздоровления. Да, так бывает, когда близкие тебя покидают. Так бывает, когда родные не понимают тебя и даже предают тебя. Так страшно бывает, когда ты не видишь со стороны никакой поддержки и нет к тебе никакой любви и уважения. Сколько сложнейших жизненных ситуаций, когда мы теряем здоровье, теряем имущество, теряем положение в обществе, теряем любовь. Как страшно бывает тогда! Но мы должны помнить, что нет такой печали, из какой не мог бы нас с вами возвести и спасти наш Спаситель Господь Иисус Христос. Нет такой ситуации в жизни, из которой бы нам наш Учитель и Господь не указал бы выхода. Мы никогда не должны терять надежды на Господа нашего. И если мы всегда будем иметь эту надежду, то промыслом Своим Господь Иисус Христос выведет нас из любого тяжелейшего жизненного состояния. Об этом нам говорит услышанное нами сегодня Священное Писание.

Сравнив свои проблемы, свои трудности и горести с горем этой вдовы, которая потеряла своего единственного сына, мы можем увидеть, что не всегда наши беды бывают столь же страшны. Но мы иногда бываем слишком малодушны и при малейшем повороте жизненного пути начинаем паниковать и отчаиваться. Да не будет с нами этого! Святая Церковь ныне убеждает нас, что мы должны свою жизненную опору возложить на Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа. Господь Иисус Христос пребывает в Церкви Своей во вся дни до скончания века. Он никогда не оставляет верующих в Него. Где даже двое или трое собраны во имя Его, Он там, среди них. А мы, посмотрим, – нас не двое сейчас, не трое, нас полный храм собрался ныне на молитву, – значит, Господь среди нас сейчас, и слышит наши молитвы, и слышит наши обращения. И кто искренно обращается к Нему, тот получит просимое от Него, тому Господь укажет путь его спасения и промыслом Своим любую, даже самую сложнейшую, жизненную ситуацию разрешит и выведет на путь истинный.

Дорогие братья и сестры! Счастливы мы с вами, что имеем святую веру православную. Счастливы мы с вами, что Господь возродил нас к жизни и дарует нам возможность не только в этой, временной жизни следовать за Его благими заповедями, но и жизнь вечную дает всем любящим Его и верующим в Него.

Попросим же у Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он и с нашими омертвевшими душами совершил такое же чудо, какое Он совершил для вдовы наинской, воскресив ее сына, чтобы Он воскресил наши души, которые легко впадают в отчаяние и уныние от малейших уколов и искушений жизни. Пусть наши души вместе с нашим Господом воскресшим воскреснут и пребывают в вере, надежде, любви. Да шествуем за Господом нашим Иисусом Христом и всегда возносим Ему славу во веки веков. Аминь.

(24.10.2011 Иерусалимской иконы Божией Матери. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Предстоя пред святою иконою Божией Матери и взирая на нее, как в окно в духовный мир, который мы не можем увидеть своими бренными глазами телесными, но можем увидеть верующей душой, взирая на сию святую икону, мы видим Пречистую Деву Марию – нашу Покровительницу и Молитвенницу. Мы сегодня воспевали Ей молитвенное пение, и среди прочего говорили так: «Радуйся, преступления разрешение; радуйся, рая отверзение» (акафист Иерусалимской иконе Божией Матери). Эти слова, которые мы с вами в душе своей произносили, открывают для нас великое значение Божией Матери, Которая для нас с вами открыла то, что нами же было закрыто. А именно: какое преступление разрешила Дева Мария? То самое преступление, которое совершили первые люди, и первая женщина – Ева, когда они не поверили Богу и не стали слушать воли Божией, а послушали искусительный шепот врага рода человеческого и совершили преступление против заповеди Божией.

Это случилось на заре человеческой истории. Бог, сотворивший человека, поместил человека в рай, и это был рай земной, здесь, на этой земле, потому что греха не было еще. Потому что Бог создал мир добрым и святым. Грех же был привнесен в этот мир через преступление человека, когда человек противопоставил свою волю воле Божией. И Ева, как первая женщина, своевольно нарушила заповедь Божию, и Адам вслед за ней сию заповедь нарушил. И они потеряли этот рай земной. Они совершили преступление против воли Божией.

Что же совершила Дева Мария, Которую часто в церковных песнопениях называют второй Евой, ибо Она такое же значение имеет для человечества? Ибо от первой Евы произошли все мы с вами по плоти, люди, она наша прародительница, а от второй Евы – Девы Марии мы с вами происходим для спасения и вечной жизни. Потому что Она исправила то, что сделала Ева: Она Свою человеческую волю предала в волю Божию. Она ответила Архангелу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). И через сие Она начала совершать спасительный путь Своего служения спасению рода человеческого, ибо послужила рождению в мир Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Но не только телесно, по плоти Она сему послужила – Она всю душу Свою предала Господу и сохранила слово Божие во всей его полноте, и жила в единстве с Богом, и до сих пор пребывает в единении с Богом, молясь за нас с вами, грешных.

Сия икона, пред которой мы с вами молимся, именуется Иерусалимской. Если первый рай, который создал Господь и который мы потеряли, был на земле, то через Пречистую Деву Марию нам открывается Горний Иерусалим – вновь открытый для нас рай, который будет уже не на земле. Ибо будет иная земля и иное небо, и иной мир, о чем пророчествует в своем Откровении Иоанн Богослов (Откр. 21, 1–2), где описывает вечное Царство Божие, которое открыто для нас Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, Родившимся от Приснодевы Марии, в виде Горнего, то есть Вышнего, Небесного, града Иерусалима. И мы ныне, прославляя Пречистую Деву Марию и молясь пред честною Ее иконой «Иерусалимская», возносим Ей благодарственные молитвы и песнопения, что Она послужила нашему избавлению от греха первородного Адама и Евы и что через Нее для нас с вами открылись двери Горнего Иерусалима – Царства Небесного.

Попросим же Ее, нашу Молитвенницу и Предстательницу, чтобы Она всех нас с вами сподобила этого Вечного Царства, чтобы по ее молитвам милостивый Господь простил нам наши согрешения и даровал нам жизнь вечную.

Пресвятая Богородица, спаси нас! Аминь.

(25.08.2012 Иерусалимской иконы Божией Матери. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ныне мы предстоим с особенной молитвой пред Иерусалимской иконой Божией Матери, которая является нашей с вами Подольской святыней. Потому что этот сегодняшний праздник особенный, которого пока еще нет даже в общецерковном календаре, это наш местночтимый праздник, но, даст Бог, с надеждой и по молитвам и предстательству Матери Божией, может быть, со временем этот праздник появится и в общецерковном календаре.

Мы предстоим перед чудотворной иконой Иерусалимской Подольской, потому что чрез нее над горожанами Подольска в 1866 году была явлена особая милость, а именно предстательством Матери Божией город Подольск был избавлен от страшной эпидемии холеры, которая тогда бушевала вокруг. Была принесена из Бронниц большая чудотворная икона Иерусалимская, которая была обнесена с крестным ходом вокруг города, и в память об этом пришествии благодарными горожанами был написана сия икона, пред которой мы сейчас предстоим.

В годы гонений драгоценная риза серебряная, которой она была украшена, была сорвана, разграблена, но Божией милостью совсем недавно мы сумели вновь восстановить ее, и мы видим нашу Подольскую святыню в том виде, в котором она была в 1868 году.

Предстоя перед этой иконой, конечно же, каждый из нас со своими усердными молитвами обращается к Матери Божией. Мы знаем, что Ее молитва особенная. Ведь к Ней единственной мы обращаемся не так, как ко всем святым. К святым мы обращаемся, говоря им: «Моли Бога о нас!» А к Божией Матери мы обращаемся и говорим: «Спаси нас!» Вот как мы верим в силу молитв Матери Божией. О чем же в первую очередь нам надо молиться ныне, в день Ее местночтимой памяти, когда вспоминается избавление от страшной эпидемии холеры? Нам надо в первую очередь молиться о том, чтобы Матерь Божия нас тоже избавила от страшной духовной эпидемии, которая продолжает бушевать в стране нашей, и в городе нашем, и в семьях наших, и в сердцах наших.

Что же это за эпидемия такая? Это эпидемия маловерия и малодушия, это эпидемия самолюбия, это эпидемия раздражения, злобы и ненависти, эпидемия неправды и обмана, эпидемия духовной грязи и духовной нечистоты. И, что удивительно, это воистину эпидемия. Что такое эпидемия? Это когда болезнью один от другого заражается. И мы друг от друга заражаемся. Заражаемся, когда нас обижают, а мы в ответ обижаем, – вот вам и зараза: нас обидели, и мы обижаем. Нас обманули, и мы обманываем. О нас сказали плохо, и мы в ответ говорим плохо. Вот она, зараза-то где духовная! Идет от человека к человеку. Один гадость какую-то сказал, а дугой ее послушал и другому передал. И вот ныне, стоя перед иконой Матери Божией, мы усердно просим у Нее, чтобы Она отвела от наших сердец эту духовную греховную заразу, которая постоянно нас цепляет.

Когда бывает сильное распространение болезни, люди принимают все меры, чтобы не заразиться. И нам надо с вами принимать духовные меры к тому, чтобы не заражаться грехом. Какие же это духовные меры? В первую очередь, это молитва, это обращение к Богу, к Пречистой и Преблагословенной Деве Марии Богородице. И, конечно же, это пост, – вот сейчас идет Успенский пост. Как раз и напоминаются нам слова Господа о том, что спасение от этого зла, которое бывает в сердцах наших, достигается «только молитвою и постом» (см. Мф. 17, 21). Нет другого способа, один этот способ.

Мы с вами чувствуем, что не можем ни по-настоящему молиться, ни по-настоящему поститься, ни добрых дел достойных мы не имеем. Вот тут-то у нас есть великая Помощница и Покровительница, и тут нам с вами утешение православное, ибо чего мы с вами не умеем, за нас совершает Пречистая и Преблагословенная Дева Мария Богородица. Она за нас молится. За нашу скверность Она воздает Своей чистотой, за нашу леность Она воздает Своими неустанными молитвами, за нашу сердечную холодность Она воздает пламенеющей любовью к Господу и к каждому из нас.

Какое великое счастье и радость, дорогие братья и сестры, что Господь даровал нам такую Молитвенницу и Предстательницу, что Господь даровал нам еще возможность через Ее чудотворные иконы, как через окна в мир духовный, взирать на Нее! Прикасаясь к Ее чудотворной иконе, мы как будто к самой Пречистой и Преблагословенной прикасаемся и от Нее получаем укрепление, и исцеление, и исправление, и очищение. Притецем же ныне к сей великой чудотворной иконе нашей. Вознесем Матери Божией, нашей Покровительнице, свои искренние молитвы. Да избавит Она нас от духовных болезней, оградит нас от страшной духовной эпидемии и поможет нам войти в Царство Преблагословенное Сына Ее и Бога нашего.

Пресвятая Богородице, спаси нас! Аминь.

(26.08.2012 Иерусалимской иконы Божией Матери. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Что значит быть христианином? Христианин – это тот, кто в своей жизни идет за Иисусом Христом. Когда человек становится христианином, то есть принимает Крещение, – младенец ли это, за которого восприемники исповедуют веру, или взрослый человек, – то после того как человек в купели рождается от воды и Духа к вечной жизни, он следует за священником трижды вокруг купели, они обходят купель Крещения при пении: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». И это хождение вокруг купели символически означает, что христианин в своей жизни будет идти за Иисусом Христом. Сам по себе процесс ходьбы предполагает определенное усилие: ведь каждый шаг человек делает, совершая определенное усилие. А тут говорится о том, что христианин всю жизнь свою должен идти за Христом. Не сидеть, не лежать, а идти за Христом. В этом образном объяснении жизни человека есть ключ к тому, как нам достигнуть вечной жизни. Куда нас Христос ведет? Конечно же, Христос нас ведет ко спасению. А что же мы с вами должны делать? Как понять наши обязанности в этом хождении за Иисусом Христом? Есть ли исчерпывающий список того, что христианин должен сделать? Вот соблюл одну заповедь, другую, сегодня попостился, завтра помолился, послезавтра подал милостыню, канон прочитал, акафист – все, достаточно сделал? Или еще что-то нужно?

Удивительный закон духовной жизни: сколько бы человек не совершенствовался, всегда это будет недостаточно. Возьмем любую заповедь. Вот, первая заповедь говорит о том, что человек должен знать Единого Бога. Какой предел в этой заповеди? Вот я знаю, что есть Бог, – этого достаточно? Некоторые говорят, что этого достаточно: ну что, где-то там есть Бог, а мы будем жить, как нам в голову взбредет.

Нет. Человек знает, что есть Бог, он начинает обращаться к Нему, молиться. Учится молиться, научился даже, выучил молитвы, читает их, – этого достаточно? Оказывается, недостаточно. Потому что он читает эти молитвы, а в это время думает о чем-то другом.

Но начинает человек стараться: «Хорошо, не буду думать о чем-то другом, буду каждое слово сквозь сердце пропускать», – этого достаточно? Оказывается, и этого недостаточно. Мало сквозь сердце пропустить, но важно, чтобы одновременно эта молитва шла от чистого сердца. Значит, нужно ни на кого не иметь ни зла, ни обиды, ни вражды.

А тут начинается второе: Господь сказал не только Бога любить, но ближнего своего, как самого себя. А как его полюбить? Сказать ему: «Я тебя люблю»? Этого достаточно? Нет, наверно, это мало, надо что-то сделать. Ну, сделал ты какое-то доброе дело для того, кого ты любишь, – что, этого хватит уже, достаточно? Но нет: любить другого человека – это значит переживать его боль, сочувствовать ему, сострадать ему, стремиться помочь ему…

Сколько бы человек не совершенствовался в любви, сколько бы человек не совершенствовался в заповедях Божиих, всегда этого будет недостаточно. Почему? Почему так? Ведь как бы хорошо: исполнил все предписания, и ты уже спасен. Некоторые так и говорят, – вот, например, сектанты утверждают: «Признай Иисуса своим Спасителем – и все, ты спасен, больше ничего не надо». А другие религии говорят: «Соверши в нужный момент правильные поклоны, исполни пост в нужное время, съезди в паломничество в нужное время – и все, будешь в раю».

Христос так не говорит. В чем дело? Почему для нас, для христиан, Господом нашим и Спасителем, Который говорит, чтобы мы шли за Ним, не дано исчерпывающего списка предписаний, которые бы выполнить – и все, и спастись?

Да потому, что Сам Бог беспределен и бесконечен. Потому что само существо Божие суть любовь, которая не может знать конца. Потому что само существо Божие вечно, бесконечно, беспредельно. Именно об этом Иисус Христос говорил: «Будьте совершенны, как совершен Отец наш Небесный» (см. Мф. 5, 48).

Значит, нам с вами нужно всю жизнь – что делать? Совершенствоваться. И никогда не успокаиваться, и не говорить: «Вот, я уже благочестивый, и все я уже сделал».

Именно об этом, дорогие братья и сестры, мы сегодня слышали святое евангельское повествование, когда юноша пришел к Иисусу Христу и говорит: «Учитель благий! Что мне сделать, чтобы получить вечную жизнь?» (см. Мф. 19, 16). Христос говорит ему: «Соблюди заповеди». А юноша удивительные слова говорит Христу, хвалится перед Христом: «Я это все исполнил с юности своей» (см. Мф. 19, 17–20). Смотрите, какое неразумие. Он считает, что он исполнил все заповеди. И не видит, что перед ним Сам воплощенный Бог, Богочеловек Господь Иисус Христос, у Которого ему бы надо попросить помощи и спасения. Он хвалится. Тогда Иисус Христос очень легко показывает ему, каково же на самом деле его благочестие. Он говорит: «Это хорошо, что ты исполнил все заповеди. Тогда тебе совсем малого недостает: пойди, все, что имеешь, продай, раздай нищим и иди за Мной – и будешь иметь Царство Небесное» (см. Мф. 19, 21). Вот и все. И все благочестие закончилось. И тут же юноша опечалился. Евангелие говорит о том, что он был богат. Но дело не в том, что он был богат, – мы в дальнейшей истории Церкви знаем, как многие богатые люди шли за Христом и следовали Ему в своей жизни, – а его сердце было слишком привязано к этому богатству. Тут дело даже не в количестве: человек может совсем мало иметь, а быть очень привязанным к этому. Он опечалился и отошел от Христа (см. Мф. 19, 22).

Вот, дорогие братья и сестры, услышав это евангельское повествование, нам надо с вами задуматься: а не бываем ли мы похожи на этого юношу? Не успокоились ли мы? Не думаем ли мы, что мы уже достаточно сделали для своей души, для своего спасения? Не кажется ли нам с вами, что мы достигли уже какого-то благочестия, что мы уже очень хорошие христиане? Как легко проверить нам самих себя этим простым вопросом, который Господь задал этому юноше. Да еще проще: как легко проверить себя любым вопросом по заповеди Божией. Что, мы уже научились всех любить? Что, мы уже научились молиться всем сердцем своим? Что, мы уже никогда ни на кого не обижаемся, и не раздражаемся, и не злимся? Что, мы легко прощаем друг другу? Вот сегодняшнее Евангелие и призывает нас проверить себя. А если мы себя искренно проверим, то тогда нам придется опечалиться. Потому что мы увидим, что у нас в душе.

И вот, интересное дело, Евангелие повествует, что и апостолы, ученики, которые шли за Иисусом Христом, когда услышали этот разговор с богатым юношей, тожеопечалились и в какой-то растерянности стали спрашивать у Иисуса Христа: «А кто же тогда спасется?» То есть они свое сердце проверили: несмотря на то, что они все бросили и пошли за Христом, они и в себе увидели эту недостаточность. «Кто же тогда спасется?» – спрашивают они у Иисуса Христа. И вот Иисус Христос дает им такой ответ, а вместе с ними и нам с вами: «Что невозможно человеку, то возможно Богу» (см. Мф. 19, 25–26).

Вслушаемся, братья и сестры. Богу все возможно. Господь, призвавший нас к Себе, ведет нас по жизни, и только Он же нас и спасает. Вот отсюда и объяснение, почему, с одной стороны, нам открыто, и мы знаем, что Иисус Христос сказал, что никто из верующих в Него не погибнет, но будет иметь вечную жизнь (см. Ин. 3, 15–16), а с другой стороны, давайте вспомним службу – любую службу, за которой мы молимся: какая чаще всего звучит молитва? Это самая короткая молитва, самая простая молитва, самая легкая, но звучит она за всеми богослужениями и чаще всего. И в ней всего-навсего два слова: «Господи, помилуй!» Вот о чем мы постоянно молимся. Мы видим свое недостоинство и просим у Господа милости.

И именно это и предлагает нам как путь спасения Господь Иисус Христос, потому что Он на примере этого юноши говорит: «Как трудно богатому войти в Царство Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь иглиные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (см. Мф. 19, 23–24). А что это за верблюд? А что это за иглиные уши? «Иглиные уши» – это такие ворота в Иерусалиме, и когда путники с верблюдами, нагруженными поклажей, подходили к этим воротам, то с верблюда снимали всю поклажу, все снимали, а он, надрессированный, наученный уже, становился на колени и проползал сквозь эти иглиные уши. Вот он, путь нашего спасения. Сбросить ненужную поклажу грехов с себя, приклонить колени души своей перед Господом, смирено взывать к Нему о милости. Не о справедливости – какая справедливость будет к нам, если Он начнет судить нас по нашим грехам, что с нами тогда будет, кто из нас устоит против праведного суда Божия? Никакой справедливости – только милость Божия. Отсюда мы и зовем: «Господи, помилуй!» Вот, подобно этому библейскому верблюду, и нам с вами надо с покаянием обращаться к Господу. Не хвалиться тем, что якобы мы совершаем, исполняем все заповеди, но упорно, упорно идти за Господом Иисусом Христом по жизни, сознавая свое недостоинство и взывая: «Господи, помилуй!»

Но и здесь оказывается удивительная вещь: взывать от всего сердца о милости мы и то не можем. Пустота какая-то у нас духовная. Но Церковь и здесь о нас позаботилась. И вот сегодня мы в воскресный день чтим память Матери Божией, в честь честной Ея иконы Иерусалимской, прославленной в городе Подольске. Вот надежда наша и упование. Сами не умеем каяться, не то что идти – ползти за Господом толком не можем, – просим Пречистую и Преблагословенную Деву Марию, чтобы Она за нас помолилась, чтобы Она нас укрепила, чтобы Она подала нам сил, чтобы Она просила Сына Своего и Бога нашего, чтобы нам с вами никогда не погибнуть, но иметь жизнь вечную.

Посему ныне мы и взываем к Ней: Пресвятая Богородице, спаси нас! Аминь.

(25.08.2013 Иерусалимской иконы Божией Матери. Всенощное бдение.)

Мы предстоим пред иконой Божией Матери, которую называем чудотворной, потому что чудо было совершено в городе Подольске, когда люди перед этой иконой совершали свои молитвы. Очень важно нам с вами понимать, что значит наше наименование иконы чудотворной. Это очень важно понимать в свете того, что мы должны твердо хранить веру православную и догматы Святой Церкви. А догматы – это основание нашей веры. И одним из важнейших догматов нашей веры является иконопочитание.

И это не всем понятно, далеко не всем. Иногда люди, которые считают, что они верят в Бога, читая Священное Писание, читая Новый Завет, но не имея благодати Духа Святаго от Церкви Христовой, по своему человеческому разуму начинают толковать Священное Писание и говорят: «Мы не находим основания в Священном Писании для почитания икон. И вообще, что это значит – икона чудотворная? Что это такое? Что, дерево, на котором нарисована икона, чудо творит? Или краски особые, которыми изображена эта икона, чудеса совершают? Зачем вы кланяетесь дереву и краскам? Надо кланяться Богу Живому». Так говорят эти люди, не просвещенные благодатью Духа Святаго.

А почему же мы кланяемся иконам? Неужели мы кланяемся дереву или краскам? Нет, ни в коем случае. Еще в далеком 8 веке VII Вселенский собор четко провозгласил, что когда мы молимся перед иконами, мы наше поклонение относим не к веществу, которым изображена сама икона, из чего бы она ни была сделана: из металла, или дерева, или камня, – но мы наше поклонение возносим на первообразное – то есть на того, кто там изображен. Следовательно, когда мы молимся перед иконой Божией Матери, мы кому поклоняемся? К кому относим наши молитвы? Конечно же, к Пречистой и Преблагословенной Деве Марии Богородице. Но тогда встает вопрос: а почему же мы тогда саму икону называем чудотворной? Что, есть иконы нечудотворные? Что, есть такие иконы, перед которыми, молись или не молись, никакого чуда не будет совершено? В чем дело? Почему мы так называем?

Дорогие братья и сестры! Нам этот ответ дается в Священном Писании, и очень твердый и ясный. Сам Господь сказал нам, что по вере нашей будет дано нам (см. Мф. 9, 29). И все дело в нас самих, в нашем отношении к молитве, к тому, как мы молимся, какое сердце наше в момент этой молитвы, какое наше обращение и какие наши чувства. И вот теперь мы находим ответ, почему иконы называют чудотворными. Да потому что такие события происходили в истории Церкви, а в данном случае – в истории России, а если еще ближе взять к сегодняшнему празднику – в истории города Подольска, когда было сильнейшее проявление веры и молитвы людей, по которым Матерь Божия совершала чудо. Вот потому и икона называется чудотворной.

А раз люди с такой молитвой обращались, то это для нас с вами пример, показатель того, как мы должны молиться. Ведь что произошло в 1866 году? Со всех сторон страшная эпидемия холеры. Лекарств тогда не было таких известно, как сейчас, толком и не знали, как с этой эпидемией бороться. Люди умирали сотнями и тысячами. И вот с какой же верой подольчане обратились тогда к Матери Божией! Ни на что другое у них тогда уже надежды не было, они только на предстательство Ее и уповали. С какой же молитвой они взывали, с каким благоговением они совершали крестный ход вокруг города, что чудо совершилось! И эпидемия отошла.

Вот оно, чудо! Так почему же икона чудотворная? Да потому, что люди с молитвой и верой обращались перед ней к Матери Божией, и благодаря этому чудо совершалось. Значит, чудо совершается по вере нашей.

Даже самая чудотворная икона, если перед ней стоит неверующий человек, если он в своей душе не имеет благоговения, не имеет любви, не имеет обращения к Богу, ничем не поможет ему. Да что мы говорим об иконе? Ведь рядом с Самим Христом сколько людей было! Они же видели Его, слышали Его, прикасались к Нему, и что – все уверовали в Него? Все спаслись? Каждый ли, который прикоснулся ко Христу? Нет – только те, которые имели в сердце своем веру.

Вот вспомните, как было с кровоточивой женщиной (см. Мк. 5, 25–34; Лк. 8, 43–48). Со всех сторон Иисуса Христа теснили, толкали, апостолы хотели, чтоб Он прошел, тоже расталкивали народ, и вдруг Он останавливается и говорит: «Ко Мне кто-то прикоснулся». Апостол Петр говорит: «Да кто к Тебе прикоснулся – со всех сторон толкаются люди!» «Нет, – говорит Господь. – Ко Мне прикоснулся кто-то, потому что я слышал силу, исходящую от Меня». Эта женщина с верой прикоснулась к Нему. Она сказала: «Если только хотя бы к краю одежды Его прикоснусь, тотчас исцелюсь». И, как только она прикоснулась, тотчас и исцелилась.

Вот почему, дорогие братья и сестры, иконы Божией Матери, Спасителя и другие бывают чудотворными. Они бывают таковыми по вере нашей.

Что же нам с вами надо делать? Нам надо просить у Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа и у Пречистой и Преблагословенной Девы Марии Богородицы, чтобы в наших сердцах горел огонь этой веры. Если будет в наших сердцах вера, то по вере нашей будет дано нам.

Пресвятая Богородица, спаси нас! Аминь.

(26.08.2013 Иерусалимской иконы Божией Матери. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас, дорогие братья и сестры, по нашей традиции, установленной с 1866 года, мы пойдем крестным ходом – пойдем крестным ходом с иконой Божией Матери Иерусалимской. Наш сегодняшний крестный ход, конечно же, будет не такой, как тогда, когда впервые он был совершен. Сейчас нас, ну, чуть больше сотни человек, а тогда весь город Подольск как один отправился в этот крестный ход. Почему? Потому что страшная опасность нависла над городом, и неоткуда было искать спасения. Надвигалась эпидемия холеры, страшной болезни, против которой в то время не было никаких лекарств. И сейчас-то эта болезнь страшна, хотя медицина знает, как ее лечить, а тогда методов излечения практически не было. Вот тогда все люди и обратились к Матери Божией, вот все подольчане и вышли тогда на молитву. И чудо совершилось: эпидемия прошла мимо, не задела город Подольск.

Дорогие братья и сестры! Какое это напоминание и ежегодное вразумление нашей беспечности! Какой это упрек всем нам! Почему же мы с молитвой горячей обращаемся к Божией Матери и к Спасителю, и вообще обращаемся к Церкви только тогда, когда над нами страшные угрозы физические нависают? Не о душе, конечно, мы беспокоимся тогда – беспокоимся за свою земную жизнь. Но почему так выходит, что мы о Боге вспоминаем только тогда, когда телу нашему плохо?

Вот это наша с вами беда. Беда! Получается так. Вдумаемся. Господь хочет нашего спасения? Конечно, хочет. Господь промыслом старается сделать все для нашего спасения? Старается. А что Господу делать с нами, если мы о Нем вспоминаем только тогда, когда нам плохо?

Что же выходит? Мы своим неблагодарным и бездумным поведением, своим безответственным поведением по отношению к своей собственной душе и ее спасению что призываем на самих себя? Вдумаемся! Получается, что для того чтобы мы обратились к Богу и начали горячо, искренно молиться, бедствия какие-то нужны! Если мы только во время бедствий, войн, несчастий, болезней, смертей начинаем к Богу обращаться, что выходит? Что мы своим поведением что на себя призываем?

Да не будет этого с нами! Мы просто должны поражаться милости и милосердию Божию. Хотя, с другой стороны, должны поражаться и своему бесчувствию.

Итак, в 1866 году люди, объятые страхом и, одновременно, верой, что только Матерь Божия может оградить этот город, пошли крестным ходом с молитвой. И мы сейчас пойдем крестным ходом с молитвой. Правда, не вокруг всего города, а вокруг нашего храма. Но о чем же будет наша молитва? Какой страх должен поразить наши души сейчас, чтобы наша молитва была искренной?

А этот страх должен у нас быть. Он еще страшнее, чем страх заболевания и физической болезни. Это страх духовной эпидемии, которая поразила наших людей – и нас с вами. Эта духовная эпидемия называется духовное безразличие: холодность, безверие, пустота духовной жизни, вернее, полное ее отсутствие. Вот какая страшная эпидемия, дорогие братья и сестры. Вот где страх-то! Тело заболеет – лекарство можно найти его вылечить, а вот душа гибнет – вот где страх и ужас. Поэтому нам сейчас надлежит усердно молиться Пречистой и Преблагословенной Деве Марии Богородице, чтобы Она наши с вами души избавила от неверия, безразличия, чтобы мы научились, наконец, горячо молиться. И пусть нас сегодня немного собралось воздать благодарность Пречистой Деве Марии и вознести к Ней свои молитвы, будем молиться не только о себе самих, но и о всех жителях града нашего, и о всех людях, которых так же, как и нас, поражает страшная болезнь и эпидемия духовной черствости, неумения молиться Богу, неблагодарности к Богу за Его великие и непрестанные благодеяния.

Но мы знаем также и то, что наша Пречистая Покровительница Дева Мария имеет любящее материнское сердце. Какая мать не любит своих детей, даже самых-самых нехороших – которые в глазах других людей нехорошие, а для матери они все равно хорошие, которые в глазах мира преступники, а мать все равно их любит – мучается, страдает, но любит. Так и мы с вами – грешники, недостойные, но Пречистая Дева Мария любит нас, таких вот грешников, и молится за нас. Так вот вознесем и мы Ей молитвы, чтобы Она умолила Сына Своего и Бога нашего простить нам наши согрешения, исцелить наши души, направить нас на путь спасения, избавить нас от страшной духовной эпидемии.

Пресвятая Богородица, спаси нас! Аминь.

(26.08.2014 Иерусалимской иконы Божией Матери. Божественная Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня на нашей Подольской земле духовный праздник. Мы с усердными молитвами обращаемся к Матери Божией, прося у Нее помощи нам с вами, чтобы нам исцелиться от духовных недугов, от наших грехов, которые нас обуревают. Этот праздник установлен в память чуда, которое совершилось через икону Иерусалимскую, когда эпидемия холеры надвигалась в конце 19 века, и не было возможности избежать этого страшного заболевания. Тогда по особому ходатайству из Бронниц была перенесена сюда, в Подольск, икона Иерусалимская Божией Матери, и крестным ходом от храма к храму вокруг города сия икона с молебствием переносилась. И совершилось чудо – эпидемия прошла мимо. Жители города Подольска не пострадали. Была сделана копия, изготовлена серебряная риза, и с тех пор в нашем соборе эта святыня – в память чуда, совершенного по молитвам и предстательству Матери Божией.

Это история. А что мы сейчас с вами имеем? Какой смысл нынешнего праздника? Это ведь не то, что мы историю только вспоминаем, нет. Это имеет отношение к нашим душам. Потому что наши души постоянно, как заразной болезнью, как эпидемией, заражаются грехами. Не успели мы покаяться, как снова падаем порой в тот же грех, в котором только что каялись. И наших собственных сил на исцеление от этих духовных недугов нет. Мы чувствуем себя бессильными. Но мы просим – с надеждой на чудо просим Матерь Божию, чтобы Она помогла нам избавиться от наших грехов. Просим у Нее, чтобы Она умолила Сына Своего и Бога нашего, чтобы Господь даровал нам это прощение, оно нам необходимо. Просим у Нее, чтобы Она покрывала нас Своей благодатью, покрывала нас Своей милостью. Мы же знаем с вами, сколь сильны молитвы Матери Божией, сколь велико Ее милосердие и сострадание к нам, грешным.

И вот, в сегодняшний день, вспоминая давнее историческое событие избавления от эпидемии холеры, мы просим у Матери Божий, чтобы наши души, зараженные злом, избавились от горькой участи, чтобы мы с вами получили прощение наших грехов, исцеление наших душ и спасение. Поэтому мы с верой, надеждой, любовью и упованием взываем ныне:

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Аминь.

(24.10.2014 Иерусалимской иконы Божией Матери. Всенощное бдение.)

Во имя Отца, Сына и Святого Духа!

«Радуйся, Судии праведнаго умоление!» – Так сегодня мы с вами обращались с молитвой, читая акафист Пречистой и Преблагословенной Деве Марии Богородице. Что значат эти слова? В них заключен глубочайший смысл, на котором основано наше великое почитание Матери Божией.

Дорогие браться и сестры! Мы с вами христиане. – Это великое счастье, но это и великая ответственность, ибо мы дали обещание перед Богом идти за Господом нашим Иисусом Христом. И вот мы с вами пытаемся это сделать, но пытаемся плохо, потому что мы все время спотыкаемся, все время падаем и все время грешим, а грех — это не простая вещь, это ужасная вещь, которая на нашу душу оказывает непоправимое влияние. Грех оскверняет нашу душу, грех нас с вами загрязняет, грех делает неспособными нас к правильному восприятию мира. Господь, конечно, дал нам покаяние, и мы счастливы, что у нас есть это покаяние. Мы приходим на исповедь и каемся и как хорошо, что у нас есть такая возможность. Но вот ведь в чем беда – каяться-то мы тоже не умеем и просить у Господа прощения тоже не умеем, и даже если на словах мы каемся, то сердце очень часто остается у нас каменным, и, не успев отойти от аналоя исповеди, вновь возвращаемся к грехам, о которых только, что говорили. В покаянном каноне есть такие слова: «Како отвещаю бессмертному Царю или коим дерзновением воззрю на Судию, блудный аз?». И действительно, мы же с вами знаем, что история этого мира закончится, и снова мы все предстанем перед лицом Спасителя и Господа нашего. Но если первый раз Господь пришел в мир, что бы открыть нам с вами дверь спасения, позвать всех нас за Собой, то второй раз Он придет в мир для того, что бы нам с вами дать Ему отчет. Он предстанет перед нами в виде грозного Судьи, Который будет судить нас и за наши дела, и за наши мысли, и за наши страсти, и за наши чувства. Кто сможет ответить, как действительно, как мы сможем? Мы же толком не сможем исправится не каясь! Но вот в чем счастье наше, дорогие братья и сестры: «Радуйся, Судии праведнаго умоление!» Так мы постоянно обращаемся к Пречистой Богородице! Ей дана величайшая сила, умолить праведного Судию, что бы Он простил нам с вами согрешения, что бы Он не спросил с нас, но помиловал нас не по делам нашим, но по Своей великой милости. А мы верим и знаем и опыт Церкви показывает – и потому так велико почитание Матери Божией, что Она имеет такую силу молитвы, что по Ее молитвам все исполняется. Даже самое первое чудо, которое совершил Господь Иисус Христос – чудо претворения воды в вино в Кане Галилейской, было совершенно по слову Матери Божией. И мы так верим в предстательство Матери Божией, что мы даже не говорим Ей: «моли Бога о нас», но мы прямо Ей говорим: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» И Ей Господь не поручил нас судить, и не сказано нигде, что Она будет истязать нас с тем, чтобы мы дали ответы о своих грехах, но напротив – Она будет на Страшном суде за нас молить праведного Судию.

Вот, дорогие братья и сестры, этот наш путь ко спасению, который мы сами не можем проделать, дает нам Матерь Божия. «Радуйся, райских дверей отверзение» – мы пели Ей сегодня. Почему? Да потому, что по Ее молитвам мы с вами получим то, чего сами бы себе не заслужили. По Ее молитвам мы получим прощение наших грехов. По Ее молитвам мы войдем в жизнь вечную. Поэтому будем прославлять Пречистую Преблагославенную Деву Марию Богородицу, славить Ее, молиться Ей и знать, что Она – залог нашего спасения. «Радуйся, Судии праведнаго умоление! Радуйся, Невеста неневестная».

Аминь.

(25.10.2014 Иерусалимской иконы Божией Матери. Литургия.)

Во имя Отца Сына и Святого Духа!

Сегодня мы с вами празднуем престольный праздник, наш подольский праздник в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. Престольный, потому что приставной престол, на котором совершается ранняя литургия освещен в честь этой святой иконы, подольский потому что с Иерусалимской иконой Божией Матери связано воспоминание о милости Пречистой, которую Она излила на жителей города Подольска, когда они искренне обратились с молитвой и просили у Нее, что бы она остановила страшную эпидемию холеры, которая надвигалась на город. Это было ни так давно, это было всего на всего в 19 веке, и память осталась у подольчан и память осталась особенно у тех, кто приходит в Троицкий собор нашего города, ибо у нас здесь есть святыня – Иерусалимская икона Божией Матери, которая воистину является и подольской, как охранительницей города.

Страшная заразная болезнь – холера, от нее тогда медицина не могла найти действенного лекарства, и совершилось чудо. Но страшнее физической болезни – болезнь и духовная, которая раздирает наши с вами души. Это болезнь безверия, пустоты духовной, черствости, гордости, болезнь злобы – эти духовные болезни заразны, потому что они передаются от человека к человеку, сплетни идут из уха в ухо, осуждение, следовательно, как зараза передается, да любой грех от одного к другому передается и мы это воспринимаем и заражаемся. И ныне, прославляя Матерь Божию за те чудеса, которые Она совершила над нами, над нашим городом – мы просим, чтобы она охраняла и наши души – исцеляла их от духовной заразы, которой мы заражаемся от наших грехов.

Год назад было знаменательное событие для нашего собора. В этот день, день Иерусалимской Божией Матери, многие из вас знают и помнят наш храм посетил Святейший патриарх Московский и всея Руси и совершил здесь Божественную литургию. Может быть кто то из вас тогда не был, но для благодатного воспоминания об этом событии, потому что для нас это большая честь и радость, я хочу вам сейчас прочесть из проповеди Святейшего патриарха Кирилла несколько абзацев, которые вдохновляли нас с вами на молитву, которую мы сейчас будем совершать перед чудотворным образом Иерусалимской и Подольской иконы Божией Матери.

Этот день, говорит святейший патриарх, 12 августа по-старому и 25 августа по новому стилю вошел в духовный календарь города Подольска и всей нашей церкви, как воспоминания о чуде, избавление жителей сего града от смертоносной болезни. Так и воспринималось то событие – как чудо. Чудесное действие промысла Божьего видим мы и в том, что храм этот несмотря на грозное решение прежней власти закрыть его, как и все другие храмы города Подольска и вычеркнуть даже память о духовой церковной жизни из сердец людей не был закрыт, хотя все условия к тому были. Ведь мы знаем, как в других городах и селениях закрывались и уничтожались храмы, как искоренялась из сознания людей вера, как людям запрещалась проявлять свою религиозность и когда мы говорим о сохранении сего святого храма в Подольске, несмотря на страшное гонение, когда мы говорим о возрождении Церкви в нашей стране – разве мы говорим не о чуде?

Нельзя не увидеть присутствия Божьего в чуде столь явном как то, о котором мы здесь сегодня говорили, происшедшем в 1866 году. Страшная эпидемия холеры охватила город Подольск и прекратилась в один день, когда из Бронниц был принесен сюда чудотворный образ Иерусалимской иконы Богоматери. Есть и другие чудеса, может быть менее зримые, но реальные среди которых, в первую очередь, все то, что произошло с нашим народом в 20 веке. Разве это не Божье чудо, не знак Божьего присутствия в истории? Даже своим слабым духовным зрением мы можем, что-то увидеть, но если мы себя укрепляем в молитве, если молитва сопровождает нас по жизни, если мы вступаем в общение с Богом, через участие в Таинствах Церкви, если мы открываем Богу свою душу, причащаясь Святых Таинств Сына Его единородного, то мы прозреваем и расплывчатое изображение иной реальности становиться все более ясной. Мы начинаем созерцать если не Самого Сущего по слову Василия великого, то по крайние меры яркий и убедительный свет в нашей собственной жизни, в истории нашего народа в истории рода человеческого. Самое сильное основание веры — это наш внутренний духовный облик, в котором мы должны возрастать, как возрастали наши благочестивые предки, как возрастали те, кто защищал этот храм, как возрастали те, кто в памяти своей сохранял чудо от иерусалимского изображения Божьей Матери, бывшее в городе Подольске в 1866 году. И да поможет нам всем Господь, именно таким образом укреплять свою веру, и тогда будем видеть чудеса большие и малые и прославлять Господа, Который не оставляет народ свой.

Аминь!