Иоанн Креститель

10.09.2005 Неделя 12-я по Пятидесятнице. Усекновение главы Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна. Всенощное бдение.

…........... Завтрашний воскресный день совпал с постным днем – днем, когда Святая Церковь вспоминает событие усекновения главы честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Это событие очень ярко показывает нам последствия мыслей, и слов, и поступков человеческих, потому что то, что произошло, – было преступлением, а преступление это произошло потому, что человек, который его совершил, поддался влиянию стихий мира сего.

Как часто мы согрешаем и говорим: «Обстоятельства нас вынудили». Этим самым мы себя оправдываем. Кто бы нам дал силу противостоять этим обстоятельствам? Ведь как случилось убийство великого из пророков – последнего пророка Ветхого завета и первого мученика Нового завета Иоанна Крестителя? – Он обличал Ирода царя, то есть человека, облеченного большой властью в той небольшой местности, где они жили, в Палестине, за то, что он нарушил древний закон – взял в жены себе жену своего брата; этого делать было нельзя. Иоанн Креститель не боялся обличать царя. А царь понимал, что он не прав, он понимал, что он грешен, но не знал, как прекратить эти обличения, и арестовал Иоанна Крестителя и посадил его в темницу. Однако, вероятно, чувствовал себя виноватым и ходил к нему и часто с удовольствием слушал его, и, в общем, вероятно, и не притеснял его там, находящегося в темнице.

Дорогие братья и сестры! Какой это образ нашей души! Когда совесть нас обличает в том, что мы делаем не так, а мы пытаемся нашу совесть закрыть в какую-то темницу, и пытаемся ее уговорить. И беседуем с ней, и говорим ей: «Успокойся, наша совесть, не мешай нам; мы уж будем жить, как живем». Пожалуй, этого же хотел Ирод. Он думал, что Иоанн Креститель, скрытый от глаз, находящийся в темнице, ему не так и страшен. А еще даже и беседовал с ним о разных духовных вопросах. Какое это, дорогие братья и сестры, указание нам с вами, чтобы мы не пытались уговаривать свою совесть, а наоборот, пытались бы лучше послушать ее, когда она, наша совесть, нас обличает. Но не тут-то было. Чаще всего мы поступаем именно как Ирод – закрываем свою совесть в темнице. Увы, нам. Потому что дальше происходит нечто худшее.

Та самая Иродиада, жена брата Ирода, не могла терпеть такой ситуации, такого обличения, и искала всякой возможности, чтобы как-то прекратить обличения из уст Иоанна Крестителя. Хотела убить его. Так порой в нашей душе возникает помысел, как бы наша совесть замолчала и никогда нас не обличала. И вот подвернулся удачный случай. Был день рождения Ирода. Ирод веселился, расслабился, выпил много, был пьяный, и тогда жена Ирода берет свою малолетнюю дочку и предлагает ей, чтобы она станцевала танец специальный для своего мужа. Восточные танцы – они особенные, разжигают чувственность человека и порой лишают его разума. И так понравилось Ироду, как плясала эта дочь Иродиады, что просто что угодно он готов был отдать, и стал говорить и клясться перед теми товарищами, с которыми он возлежал на одном пиру, что все что угодно, что она ни попросит, даст ей.

Дорогие братья и сестры! Не так ли происходит с нашей душой, когда она увлекается страстями, и когда страсти помрачают нашу душу? И наша душа забывает о своем предназначении, и порой так, на какой-то момент, – это, как правило, небольшой момент, – грех, кажется, так сладок, что все бы отдал за то, чтобы обладать той страстью, которая в данный момент находится в твоем сердце. Что бы это ни было, для каждого человека свое. Это и есть то, что святые отцы называют «греховным пленением» – порабощением души человеческой греху. И вот Ирод клянется и говорит: «Все, что только не пожелаешь, дам тебе, хотя бы до пол своего царства». Малолетняя дочка бежит к матери и говорит: «Что делать? Вот что Ирод предлагает». – А затаившая злобу, уже умудренная злобой жизни мать говорит: «Потребуй, сейчас же, голову Иоанна Крестителя». – И вот наученная своей матерью дочь приходит и перед всем миром предлагает Ироду сделать то, что требуется греховной страстью. «Дай сейчас же, – говорит, – голову Иоанна Крестителя на блюде!»

Евангелие повествует, что Ирод опечалился. О чем была эта печаль? Может, так напоследок печалится душа человека, падающего в грех. Напоследок печалится о том, что человек не имеет силы противостать греху. «Опечалился, – говорит Евангелие, – но ради возлежащих и клятвы своей...» - То есть смотрите – в безумии человек дал клятву и ее исполняет. Разумных клятв мы не исполняем. Клялись перед Святым Крещением, что будем идти за Христом, и этого не исполняем. А порой клятва мира сего, обычаи мира сего, потворство греху для нас оказывается важнее. Это аналогия с тем, что Ирод сделал. Казалось бы, опечалился, но «как же, – думает, – я царь, мое слово царское, я дал его», – и повелевает воинам, чтобы они пошли в темницу и отсекли главу Иоанна Крестителя.

Вот, дорогие братья и сестры, какое евангельское повествование, проникающее в душу нашу. Нам надо молиться Господу, просить Иоанна Крестителя, чтобы мы в жизни своей не убивали свою совесть, чтобы мы не уподоблялись Ироду, который посекает главу праведника. Совесть дана нам от Господа. Она бьет в наше сердце, она всегда нам подсказывает, что мы не так делаем. Наберемся же сил слушать не наших безумных, данных под пьянством страстей наших клятв, а слушать единственного правильного Божьего голоса совести и никогда не уподобляться Ироду, погубившему слово правды. Да не будет сего с нами. Мы имеем духовное счастье – у нас в соборе есть частица святых мощей Иоанна Крестителя. Прикладываясь к сей святыне, испросим благословения, чтобы нам жить по нашей христианской совести.

Аминь.

(06.07.2015г. Всенощное бдение. Рождество Иоанна Крестителя.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами духовно встречаем праздник рождества Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна!

Еще в Ветхом завете древние пророки предсказывали о том, что перед тем, как прийти в мир Спасителю мира, чтобы избавить людей от власти над ними греха и открыть людям дорогу ко спасению и Вечной Жизни, должен придти тот, который приготовит пути для Спасителя мира – тот, кто приготовит путь человеческого сердца, чтобы сердце человеческое стало способным воспринять слова Спасителя (см. Ис. 40, 3-5, Малах. 3, 1).

Вот вдумаемся в это! Для чего это нужно было? Родился в мир тот, которого мы называем Предтечей. Предтеча, в переводе со славянского, означает – тот, который идет впереди. Впереди кого? Конечно, Спасителя и Господа Иисуса Христа! Какая задача стояла пред Предтечей? Что он должен был сделать? Об этом образно говорили пророки, говоря: Он должен приготовить пути Господу. Он должен всякий холм уровнять, а всякую яму, долину, кривизну – исправить.

Дорогие братья и сестры! Эти пророчества о Предтече Иоанне относятся не только к древней истории! И их надо рассматривать не просто, как иллюстрацию к Библии и к давно прошедшим временам. Эти пророчества и деятельность Святого Пророка и Предтечи Крестителя Иоанна надо рассматривать по отношению к нашей с вами жизни! Дело в том: чтобы мы с вами восприняли учение Спасителя и Господа Иисуса Христа, чтобы мы с вами жизнь свою строили по слову Спасителя, нам нужно тоже приготовить свою душу! Что это значит – приготовить? Но давайте приведу очень простой пример. Мы собрались причащаться. Что мы делаем перед тем, как причаститься? Мы готовимся к Причастию, то есть мы, во-первых, пересматриваем свою жизнь с тем же, чтобы нам покаяться, смиряем свою гордыню – то есть вот, что было сказано о холмах, которые должны уровняться. А во-вторых, что мы делаем? Читаем молитвенное правило, молимся – то есть наполняем пустоту нашей жизни, вот эти провалы нашей жизни. Нашу пустоту духовную наполняем духовным содержанием, то есть молитвой. Видите, даже вот такое важное событие в нашей жизни, как Причащение Тела и Крови Господа Нашего Иисуса Христа, – и к нему мы должны готовиться! Точно так нам с вами надо постоянно готовиться быть христианами! Чтобы научиться быть христианином, нужно подготовиться – то есть, ну хотя бы, внимательно прочитать Евангелие. Прочитать и задуматься о том, к чему нас зовет Господь Иисус Христос. И не один раз прочитать, и не два – нам каждый день надо его читать! Нам надо готовиться, уметь прощать. Вот внезапно с нами кто-то поссорился, и мы тут же в ответ на него гневаемся, мы не готовы ему прощать. А нам надо подготовиться. Внезапно мы сталкиваемся с ситуацией, где от нас ждет человек помощи, а мы не готовы ему помогать. Значит – нам надо было заранее подготовиться.

Вот какой смысл служения Предтечи Господня Иоанна. Он преуготавливает души людей к принятию благовестия и Спасителя Господа Иисуса Христа. Мы можем сказать: это было когда-то давно! Но а разве мы чем-то отличаемся от тех людей, которые жили когда-то давно? Может быть мы лучше их? Может быть мы чище их? Может мы более верующие чем они? – Вряд ли! Каждый, если на себя посмотрит, то поймет – это совсем не так. И вот нам нужна помощь этого величайшего святого. Этот святой настолько велик, что о нем сказано в писании: нет среди рожденных женами большего, чем Иоанн Креститель (см. Мф. 11, 11). – Вот как велико его служение! И сегодня Святая Церковь призывает нас с вами обратиться к Предтече Спасову Иоанну, рождество которого мы празднуем! Это рождество чудесно было – во исполнение обетования Господня! Мы сегодня обращаемся к нему и просим у него, чтобы он подготовил наши с вами души, чтобы в наших душах обитал Спаситель мира Господь наш Иисус Христос! Чтобы вера была в сердцах наших! Чтобы мы с вами жили надеждой. Чтобы любовь сияла в наших сердцах. Мы просим этого величайшего из святых, чтобы он помолился о нас, дабы мы были достойными христианами! Святый Предтеча Спасов Иоанне, моли Бога о нас! Аминь.

(07.07.2015г. Божественная литургия. Рождество Иоанна Крестителя.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Что такое наша с вами жизнь? Почему мы с вами живем? Почему мы пришили в этот мир? Какой ответ на это дает сегодня существующий мир?

Очень много есть непонимания того, что такое жизнь человеческая. И рассуждают о том, что это некоторая случайность – жизнь человеческая, рассуждают о воле родителей, говорят вот – хотели иметь ребенка родители или не хотели иметь ребенка – так ли это на самом деле?

Богооткровенное Священное Писание учит нас совершенно однозначно и ясно, что жизнь – это дар Божий! Нашей с вами заслуги или заслуг наших родителей никакой нет, потому что даровать жизнь человеку, привести человека в этот мир – это прерогатива Бога, Бог дает нам этот бесценный дар – дар жизни!

Об этом очень ярко повествует сегодняшнее Евангелие, которое мы только что слышали. В этом Евангелии (Лк. 1, 1-25, 57-68, 76, 80) рассказывается об обстоятельствах рождения величайшего человека, когда-либо рожденного женами, как об этом сказал сам Господь Иисус Христос (см. Мф. 11. 11) Сегодня, празднуя рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, мы узнаем из Священного Писания, каково было его рождение. Его отец был иудейским священником, мать его Елисавета была из древнего рода Аарона, первосвященника, и жили они благочестиво и в Законе Божием. Однако, доживши уже до глубокой старости, они не имели детей. И вот Евангелие повествует о том, что однажды священник ветхозаветный Захария, будущий отец Иоанна Крестителя, зашел в храм Божий. По обычаю полагалось священникам, была установлена очередность – череда по-славянски – когда священники заходили и совершали каждение у жертвенника. Древний храм Соломонов был так же, как наш храм современный, разделен на три части. Центральная часть, Святая Святых, изображала присутствие в мире невидимого Бога, Единого Бога, и туда только один раз в год заходил первосвященник Ветхозаветный и произносил Имя Божие. Вторая часть храма представляла из себя помещение, посредине которого был жертвенник, куда священники приносили то, что приносил народ Божий, и совершалось у этого жертвенника каждение, и туда священники по очереди заходили каждый день, но один раз в день. И вот Захария заходит для совершения каждения жертвенника, и вдруг с правой стороны у жертвенника он видит ангела Божия, и ангел Божий – это был Архангел Гавриил, возвещает ему весть: говорит о том, что они с Елисаветой родят сына, который станет великим пророком! Захария не может поверить: он уже стар и жена его стара – это не возможно физически, так не бывает!

Вот, дорогие братья и сестры, наше понимание человеческое, когда мы рассуждаем о том, как, и что, и когда бывает – если оно касается жизни человеческой – не имеет никакого смысла! Мы не знаем, как мы приходим в этот мир, и даже не знаем, когда мы из него уйдем – и начало и конец жизни в руках Божиих! Это промысел Божий о человеке!

Усумнился Захария, и тогда ангел ает ему знамение – знак, он говорит ему: Ты не будешь говорить – разговаривать – до тех пор, пока не исполнится то, что я сказал! – и Захария онемел.

Вот этот знак очень символический, братья и сестры. Нам буквально онеметь нужно перед тайной жизни человека, которую дарует нам Господь! В благоговейном молчании созерцать этот дар, который дается нам с вами, людям!

Захария онемел, и люди поняли, что ему было какое-то видение. И когда он вышел от жертвенника, то уже не мог говорить и объяснялся знаками, и все понимали, что совершилось нечто необычное.

После этого, когда завершилось время служения Захарии, он вернулся в свой дом, – свершилась чудо: престарелая Елисавета зачала, и шесть месяцев таилась и никому не говорила, но радовалась, что Господь благословил ее! Ибо бездетность в древнем мире считалась поношением и наказанием Божиим.

Так появляется в мир Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Узнавая об обстоятельствах его появления в мир, мы с вами должны научиться ценить нашу жизнь, которую подарил нам Господь! Наша жизнь складывается из времени: мы живем во времени, и это время очень короткое – мы не успеваем оглянуться, как жизнь наша пролетает! Поэтому нас Святая Церковь устами святых апостолов призывает ценить каждую минуту, каждый час своей жизни: для того, чтобы не истратить этот дар зря, впустую, потому что жизнь нам временная дана для того, чтобы мы приуготовились к жизни вечной! И от того, как мы временную жизнь проживем, зависит наша с вами вечная жизнь! Об этом все время проповедовал последний пророк Ветхого завета Иоанн, который говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» (Мф. 3, 2). Он пророчествовал о пришествии в мир Царствия Божия, и это его пророчество относится и к нам с вами – наши уши должны услышать призыв этого пророка! Время, которое нам с вами дано, мы часто тратим на грехи, на пустоту, на суету, мы оскверняем это время своей злобой, своими обманами, своей завистью, своей ненавистью, мы оскверняем это время скверным и пустым времяпровождением, и поэтому нам нужно услышать голос Иоанна пророка – покаяться! А что значит покаяться? Это не просто сказать: вот я грешен в том, или я грешен в этом – покаяться, это значит измениться! А можем ли мы измениться сами по себе?

Нет, сами по себе мы не можем измениться, но нас с вами может изменить Спаситель мира Господь Иисус Христос, Который и пришел в этот мир, для того чтобы наша жизнь была наполнена смыслом, чтобы этот дар, который мы получили, имел смысл! А в чем жизнь истинная? Жизнь истинная – это знать Господа Иисуса Христа (см. Ин. 17, 3). Тот человек, который знает Господа, и живет с Господом – его жизнь уже не проходит зря, этот дар уже действует в нем полностью потому, что душа человека наполняется верой, надеждой и любовью, человек находит радость в служении своему ближнему, человек находит радость в молитве, человек находит радость в чистоте души своей!

Иоанн зовется так же Церковью и Предтечей, то есть тем, кто идет впереди. Он пришел для того, чтобы приготовить души людей к принятию Господа Иисуса Христа. И наши души тоже должны быть готовы к принятию Господа Иисуса Христа! И нам нужно услышать призыв Предтечи, который говорит: Ровняйте дороги для Господа: всякий холм пусть уравнится, всякий дол пусть наполнится! – Мы должны холмы своей гордыни срыть покаянием, кривизну наших жизненных путей испрямить, пустоту зияющую нашей жизни наполнить благодатью Духа Святаго – и тогда путь наш будет ровный за Христом и Спасителем Господом нашим, как и звал нас Иоанн Пророк и Предтеча!

А ещё его называют Крестителем потому, что он дал прообраз Таинств церковных, и прежде всего Таинства Крещения. Он крестил в Иордане в покаяние, но говорил о том, что придет Тот, Который будет крестить Духом Святым и огнем (см. Мф. 3, 11). Господь Иисус Христос крестит нас с вами Духом Святым, дает нам с вами огонь веры! И вот сегодня, празднуя Рождество Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, мы просим у него, чтобы он научил нас ценить дар жизни, который есть у каждого из нас, чтобы он научил нас каяться в грехах наших и идти прямым путем за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом в благодати Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь.