Княгиня Елизавета

1998 год. Преподобномученицы великой княгини Елисаветы. Литургия. Щербинка.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали Слово Божие, Евангельское повествование, в котором через притчу Господь Иисус Христос объясняет нам с вами как необходимо быть всегда готовым ко встречи с Ним.

Мы с вами - христиане, значит, мы в жизни своей решили идти за Иисусом Христом, и в своей жизни решили поступать по Его заповедям. Такое внутреннее решение, такая наша с вами вера. Но как бывает часто, что наши с вами решения и стремления не совпадают с тем, что есть на самом деле. Мы знаем, что главной добродетелью которую Спаситель заповедал нам, является добродетель любви к Богу и друг ко другу. М знаем, что если бы в наших сердцах была эта любовь, мы бы тогда легко прощали друг другу грехи. Мы бы не хранили друг на друга обид. Мы бы не стремились отомстить кому-то, воздать злом за зло. В своей жизни и своих поступках мы бы стремились другим людям делать то, что нам хотелось бы, чтобы нам сделали, т.е. во всем как мы хотим чтобы с нами поступали и мы поступали бы с другими.

Вот так нам надо было бы жить. Но каждый день, каждый суетный день, приносит нам печали, тревоги, заботы... Мы как бы пугаемся духа этого мира и поступаем часто не по-христиански и не по христовым заповедям. И когда мы так поступаем, мы тем самым как бы отходим от пути Христового, уже не идем за Христом, как будто не христиане становимся.

И вот сегодня мы слышали евангельское чтение, в котором Господь предупреждает нас о том, что ведь в любой момент может состояться наша встреча с Ним. Как мы тогда предстанем перед лицом Божиим? Как мы оправдаемся? Почему в нашем сердце злоба, и почему в нашем сердце зависть, или почему мы кого-то ненавидим, или почему в нашем сердце нет милосердия и сострадания?

Сегодня мы с вами совершаем молитву в строящемся храме святой преподобномученицы Елисаветы. Она явила всем нам духовный пример постоянной готовности ко встрече с Господом Иисусом Христом. Казалось бы, ее высочайшее внешнее положение, когда она, будучи царского рода и имея высокий сан великой княгини, - как это иногда бывает: нам хоть малейший в жизни бывает почет или малейший какой-то успех, и мы начинаем это принимать на свой счет, начинаем гордится и тщеславится, хотя и нечем нам ни гордится, ни тщеславится - она, имея весь блеск земного богатства, весь блеск земной власти, всю силу положения высочайшего, тем не менее не прельстилась этим и не стала в сердце своем служить идолу гордыни, тщеславия и самолюбия, но в своей жизни она всегда шла за Христом и была со Христом!

Она умела прощать такое, что по нашим человеческим меркам, казалось, невозможно простить. Когда террорист убил ее мужа, она посещала его в темнице, но не с тем, чтобы высказать ему свою злобу, а наоборот, чтобы простить его и привести к раскаянию. Она имела всю власть, чтобы этого террориста уничтожить, но она ходатайствовала о том, чтобы ему оставлена была жизнь. Это один лишь маленький пример из ее жития, которое служит примером постоянной готовности ее души ко встрече с Господом.

Как часто мы оправдываем себя, свое неблагочестие, свое нежелание заниматься духовной жизнью, говоря: одно нам жизненное обстоятельство препятствует, другое жизненное обстоятельство препятствует, сегодня квартирный у нас вопрос не решен, завтра не решили вопрос с питанием, послезавтра у нас какие-то семейные дрязги и недоразумения - и мы все откладываем и откладываем, все нам что-то мешает... А ей не мешало! Даже когда она была сброшена живой в шахту, ей не мешало ничто, находясь в этой шахте перевязывать раны тех страдальцев и мучеников, которые тоже живыми были брошены в это место мучения. И когда были найдены тела страстотерпцев, то было видно, как она своим платком перевязывала раны вместе с ней страдавших.

Вот, дорогие братья и сестры, как Господь дает нам не только притчи, рассказанные Им Самим, но дает нам жизненные реальные примеры для того, чтобы мы знали: за Господом можно идти, должно идти, с Господом можно жить и должно жить! Без Бога нет настоящей жизни, потому что тогда злоба, ненависть, всякая нечистота захватывает наше сердце. С Богом есть подлинная жизнь, потому что Бог учит нас любить друг друга, дает нам силы преодолевать все искушения и все сложности.

И ныне, молясь в этом строящемся храме и прославляя преподобномученицу великую княгиню Елисавету, обратимся к ней, чтобы по ее молитвам и предстательству нам уподобится тем мудрым девам, о которых мы слышали в притчах. Пусть елей наших добрых дел будет с нами всегда. Пусть наша память имеет представление о том, что Господь сегодня может встретится с нами, и поэтому будем изгонять из своего сердца всякое недоброжелательство, зло, немилосердие и холодность, мстительность и неправду. Наоборот! Будем наполнять свое сердце елеем добрых дел: молитвой, прощением, любовью.

Помните, как в притче было сказано тем девам, которые истратили свой елей? - Они хотели прийти ко Господу, но было уже поздно! "Я не знаю вас!" - сказал им Господь (Мф. 25, 12). Мы с вами – православные христиане, будем же стремиться по жизни своей быть таковыми, чтобы никогда нам не услышать от Господа этих слов: "Я не знаю вас!" Но наоборот, чтобы мы знали Господа, а Господь знал нас.

Обратимся же с молитвой об этом ко Спасителю нашему, да приведет всех нас Господь к миру, и любви, и добродетелям в этой жизни и к вечной жизни в Царствии Его.

Аминь.

17.07.1999 Неделя 7-я по Пятидесятнице. Преп. Сергия Радонежского, прмц. вел. кн. Елисаветы. Всенощное бдение.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Завтра, в воскресный день, наша Святая Православная Церковь прославляет память преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца. В этот же день совершается память также нашей российской святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы. Память этих наших российских святых, расстояние между жизнями которых составляет около шестиста лет, приводит нас с вами к осознанию того, что главная ценность нашей человеческой жизни это – святая вера, которую дарует нам Церковь Христова.

Почему, прославляя память этих святых, мы приходим к такому убеждению?

То время, в которое жил преподобный Сергий, было тяжелейшим временем для Руси. Время иноземного нашествия, время взаимной вражды и недоброжелательства между сильными мира сего, между теми, кому была вверена власть, между князьями, которых терзала междоусобица. И вот, в это тяжелейшее время преподобный Сергий, который не имел никакой мирской власти, который не имел никаких сил материальных – в виде войска, в виде принуждения – а имел только глубокую веру в Господа Иисуса Христа и жил по этой вере, и по его молитвам, по его великому нравственному примеру Россия объединяется, вражда междоусобная прекращается, находятся силы для того, чтобы избавляться от иноверного владычества.

Внешне кажется непонятным, в чем сила веры, потому что, жизнь духа, жизнь молитвы может увидеть только тот человек, сердце которого тоже открыто для молитвы и веры. Но для назидания всех, даже и не верующих, существуют история и исторические события, размышляя над которыми, каждый разумный человек увидит, какая идея, какая мысль, какая вера объединила тогда Русь нашу, и что дало силы противостоять врагу. И любой честный историк, внимательно изучающий эти документы, увидит, что эта сила была сила Святой Церкви Православной.

Дорогие братья и сестры! Потому наша вера – наше богатство, что мы тоже с вами переживаем очень часто тяжелые времена в своей жизни. Бывает у нас вражда, даже порой с нашими родными и близкими, бывает непонимание, бывает недоразумение, бывает наше ослабление веры, когда наша душа как бы увлекается духом безбожия, суеверия и маловерия и становится слабой, так же, как и Русь была слабой, пока силой молитвы и веры преподобного Сергия она не была укреплена.

Также и мы с вами, каждый из нас, имеем опору в молитве и предстательстве преподобного Сергия. Вот наше богатство, которого у нас никто не отнимет! Как бы нам не было тяжело или трудно, какие бы обстояния к нам не приходили, у нас есть надежное орудие против всех искушений, против всех трудностей. Это надежнейшее орудие – наша святая вера. И если мы сами себя ощущаем малодушными и маловерными, сами не умеем молиться, не умеем сосредоточиться, стоять на молитве, не умеем наши мысли, наши чувства, нашу душу обращать к Богу, отвлекаемся все время, да и в храме стоя и то не можем сосредоточиться на молитве – мысль наша уходит, то у нас есть сильные помощники, которые помогают нам, которые за нас молятся, и по их молитвам мы имеем все самое необходимое для нашей жизни.

Один из таких великих помощников – преподобный Сергий. Его память мы прославляем завтра. К нему все время стекаются тысячи и тысячи людей, черпая у его цельбоносной раки с мощами благодать и благословение. И мы имеем с вами счастье небольшую частицу мощей преподобного Сергия иметь в нашем соборе для поклонения, исцеления, для получения духовных и телесных сил.

Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета тоже жила в тяжелое и смутное время, когда тоже страну нашу начал терзать духовный зверь безбожия, неверия, когда народ разделился между собой, и восстал брат на брата, и дети на родителей, когда церкви рушились. И в это тяжело время святая преподобномученица Елисавета также жизнью своей показала нам с вами, что в нашей жизни самое главное, что есть это богатство наше. Она показала нам вновь, что главное богатство нашей жизни это – святая наша вера. Не на словах она веру исповедала, а делами. Своим милосердием и состраданием, несмотря на то, что она была великокняжеского рода вся, вся ее жизнь была служением милосердия, сострадания и прощения. Она простила убийцу своего мужа, и хотя имела влияния на все рычаги государственного управления и могла бы, как это по народному говорят, "отомстить" за смерть своего мужа, которого убил террорист, она наоборот приложили все силы к тому, чтобы не мстить и простить убийцу.

Всю свою жизнь она отдала на служения страждущим и больным. И когда ее живой бросили в шахту вместе с другими страдальцами, она не погибла сразу и, находясь на дне шахты живой, она и там оказывала милосердие страждущим. И тем, кто еще не сразу умер, будучи злодейски брошен в расщелину земли, она перевязывала раны. И когда была вскрыта эта шахта, ужаснулись и удивились все величию подвига этой святой. И слышали люди, как из шахты, после того, как сбросили туда мученицу, пение еще доносилось. Не проклятие тем, кто лишает их жизни, не ненависть к тем, кто убивает их, а слова молитвы ко Христу.

Этот подвиг мученичества за Христа, соединенный с милосердием, который совершила великая княгиня Елисавета, тоже показывает всем нам, где наше богатство. Иногда мы думаем, что оно в хорошем жизненном положении, иногда, что оно – в здоровье, иногда – в деньгах... А вот, она все это имела и могла бы все это сохранить, но она от всего отказалась и даже жизнь свою отдала за веру во Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.

Дорогие братья и сестры! Мы имеем с вами великое духовное счастье, быть в Святой Церкви Православной, где такие великие духовные примеры, такие великие святые и помощники нам. Обратимся к ним, этим угодникам Божиим, - преподобному и богоносному отцу нашему Сергию и святой преподобномученице великой княгине Елисавете, чтобы по их молитвам и предстательству и мы всегда помнили и знали, что главное в нашей жизни, чтобы мы, как зеницу ока, берегли нашу святую веру православную, на нее в своей жизни опирались, по уставам Церкви строили свою жизнь, на Бога бы уповали и жили по Божиему. И тогда Господь благословит нас и не оставит нас в этой временной жизни и откроет перед нами жизнь вечную.

Аминь.

18.07.2001 Прпмц. Вел. Кн. Елисаветы. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали Евангельскую притчу, рассказ о том, как мы с вами должны быть постоянно готовы ко встрече с Господом нашим Иисусом Христом.

Вот это постоянное чувство, что Господь может прийти в любое время, конечно, особый дар Божий, который редко кто имеет. Мы знаем о том, что наступит время, когда каждый из нас должен будет дать ответ за свою жизнь. Мы знаем о том, что человек, имея бессмертную душу и свободную волю, ответственен за свои поступки. Мы понимаем, что грехи это то, что разлучает нас с Богом, то, что оскверняет нашу душу. Но как-то все время подлинное искреннее покаяние, изменение образа своей жизни постоянно откладывает, отодвигаем.

То нам кажется, что еще не наступило время, чтобы нам жизнь изменить. Бывают такие обычные житейские рассуждения. Пока человек молодой, он говорит: «Ну вот, состарюсь, выйду на пенсию, буду больше молиться, буду храм посещать». – Потом наступает это время, и уже пожилой человек говорит: «Ну как же, у меня теперь здоровья нет, мне в храме тяжело стоять и службы длинные, и уже ничего не понимаю»…

И так часто мы находим сами для себя всевозможные оправдания, которые пытаются оправдать нашу загрязненную грехом совесть. Но вот, притча, которую мы сейчас слышали, призывает нас с вами оставить эти оправдания и осознать, что в любой момент может прийти Господь, и мы предстанем перед Богом.

Не в том дело, и не надо думать, что страшен Господь, или что страшна встреча с Ним. Беда наша в том, что наша душа не подготовлена к этой встрече. Беда наша в том, что слишком много суеты, пустоты, грязи, нечистоты в нашей душе, и мы никак не можем нашу душу очистить. А ведь подлинное покаяние – это не только осознание своих грехов, это еще какое-то изменение и в делах, и в поступках. Поэтому говорят о том, что нужно свои грехи как бы заглаживать добрыми делами.

Вот об этом в притче и говорится, как девы встречали жениха. Приводится древний восточный обычай свадьбы, когда жениха встречают девушки с горящими светильниками, в которых должно быть масло. И вот, одни позаботились о том, чтобы масла у них было достаточно, а другие нет. И когда наступило время прийти жениху, те, у которых было масло, они зажгли свои светильники и вошли с женихом на брачный пир. А у которых не было, они стали искать – где бы им найти, где бы им купить. И пока в этих поисках бегали, то закрылись двери, и они не попали на этот брачный пир.

Масло, которое должно быть в светильниках, это – образ наших с вами добрых дел – добрых дел, которые мы должны делать в нашей жизни. А светильник горящий – это наша вера, которая должна гореть в нашем сердце. И вот, добрые дела и вера и есть то самое, что приведет нас к нашему Небесному Жениху – к Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, ибо под видом брачного пира в этой притче говорится о Царстве Божием. Значит, чтобы нам быть вместе с Богом в вечном Царстве, нам нужно иметь горящую веру и добрые дела. Но если мы добрые дела будем откладывать на потом и не будем делать добрых дел, то как же в наших сердцах вера гореть будет? – И вера не будет гореть. И тогда получится так, что мы окажемся вне Царствия Божия. А оказаться вне Царствия Божия страшно, потому что вне Царствия Божия нет, на самом деле, никакой жизни. И человек холод и ужас отсутствия Царствия Божия уже во время этой временной жизни ощущает, как дыхание ада, когда зло касается души человека. И ненависть, отчаяние, пустота, бессмысленность жизни, духовные, и душевные, и телесные страдания, которые тогда посещают человека, это как раз и есть эти предвестники отсутствия Царствия Божия в жизни человека, то есть предвестники ада.

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы собрались в храм Божий в день память святой преподобномученицы Елисаветы. Ее житие является образцом добрых дел и горящей веры. Она своим примером показывает нам, что можно и должно в этой жизни, даже в самых страшных обстоятельствах, иметь веру в Бога, надежду на Него и творить дела. Вы ведь знаете это житие, знаете, сколько милосердных трудов совершила она, будучи сама высокого царского рода, - дела милосердия в госпиталях, своими собственными руками помогая и перевязывая больных и раненых. И даже когда ее мучители забросили ее в шахту – умирать, то и там она в последние минуты своей жизни совершала дела милосердия, перевязывая раны вместе с ней находившихся мучеников.

Дорогие братья и сестры! Мы чувствуем свою внутреннюю духовную пустоту и недостаток доброго елея добрых дел. Мы чувствуем, что наша жизнь часто бывает похожа на жизнь вот этих неразумных дев, которые не позаботились и не приуготовились ко встрече с женихом. Попросим у Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он дал нам разума – разума творить добрые дела в этой жизни; разума не отчаиваться ни в каких сложных обстоятельствах, не унывать, и, главное, иметь веру горящую в сердце нашем, чтобы мы были уподоблены добрым девам из ныне слышанной нами притчи.

Аминь.