Лазарева суббота

22.04.2000 Лазарева суббота. Литургия.

…………………………………………………………… …..которую мы совершали с вами по призыву Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, Который Сам, прежде чем выйти на проповедь Благой Вести – Святого Евангелия – сорок дней пребывал в посте и молитве.

И сегодня, этим днем, открываются святые и великие дни, предшествующие Воскресению Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. В эти дни день за днем каждый день посвящен особому воспоминанию тех святых и великих событий, которые послужили спасению рода человеческого, т.е. нашему с вами спасению.

Сегодня Святая Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос перед тем, как войти в город Иерусалим, где Ему надлежало пострадать за грехи человеческие, совершает чудо – воскрешает Своего друга Лазаря.

Это событие очень важно для нас, потому что когда мы вспоминаем Воскресение Христово, когда мы говорим о всеобщем воскресении, которое будет, когда вновь Господь Иисус Христос придет в этот мир и все люди станут перед Ним для того, чтобы дать ответ о своей жизни, мы говорим об этом, как бы рассуждая теоретически, мы до конца этого не понимаем. Мы вообще не можем этого понять, как может быть такое, что человек, который умер, снова будет жить? – Ведь тело же его разлагается, от тела ничего не остается! Как может быть так, что человек снова будет жить? И хотя наша душа ведет нас к этому пониманию; и когда мы веруем и молимся, мы душой своей чувствуем, что это может быть, наш грехопадший разум отказывается это понять; нам трудно это представить. И вот, воспоминание воскрешения Господом Иисусом Христом Лазаря является жизненным примером того, как это может быть.

Мы из Священного Писания знаем, что Господь Иисус Христос и ранее совершал воскрешения мертвых. Но это было так, что в глазах некоторых людей эта смерти могли выглядеть, как временный обморок, или как какое-нибудь болезненное состояние, например, комы, или летаргического сна, или клинической смерти. – Когда была воскрешена дочь Иаира, лежащая на одре; она умерла, а потом была воскрешена; или когда сын наинской вдовы умер и его только еще несли погребать, а на востоке погребают практически сразу же, потому что там жаркий климат…

Но что происходит при воскрешении Лазаря? – Лазарь не только умер и погребен, но уже прошло четыре дня, и уже он начал разлагаться, так что когда Христос говорит: «Откройте камень», - люди думают, что Он в таком горе находится, что не знает, что говорит. И говорят Ему: «Господи! Уже четыре дня прошло и смердит. Что Ты хочешь делать?»

И Господь воскрешает человека, над которым тление уже начало свою работу, тело которого начало разлагаться. Господь делает его вновь живым. Что значит это? – Это значит то, что Бог, Который дал законы этому миру, Бог, Который установил жизненный порядок, имеет власть этот порядок Сам же исправить и Сам же изменить Своей Божественной волей.

И более того! Бог, создавая мир, не создавал смерти. Смерть явилась следствием греха человеческого и отступления от Бога. Бог приходит в мир и становится Человеком для того, чтобы воссоздать то, что разрушено, и вернуть тот порядок, который был при творении, т.е. вернуть человеку вечную жизнь.

Как наш скептический разум не хочет этому верить! Но, как и нашей душе трудно поверить! Ведь если смерть начинается с греха, а наши души поражены грехом, то, как трудно нам поверить и понять, что мы можем измениться и исправиться; как нам трудно понять, что такое вечная жизнь, о которой Господь говорит, что в ней не будет ни страданий, ни печалей, ни скорбей, ни несчастий. Ведь это – повседневная составляющая нашей жизни. Мы все время скорбим и печалимся. Мы все время подвержены различным страстям – мы завидуем, обижаемся, злимся, гневаемся, осуждаем… И это становится частью нашей натуры, наших привычек, нашей жизни, нашего характера так, что кажется, порой, что если отнять у нас это, то, что останется, на самом деле, в нашей душе?

Но в чем сила Божья? В чем сила веры? В чем радость и надежда наши?

Если Господь мог тело, которое уже начало разлагаться и смердело, воскресить и так, что Лазарь после этого жил еще долгое время и был епископом Церкви Христовой, то так же и душу человеческую, которая уже разлагается и смердит грехами, Господь имеет возможность воскресить, восставить, возродить, сделать ее светлой и святой, сделать ее чистой и способной к вере, надежде и любви, и способной к вечной радости.

Вот эту-то надежду, это-то подтверждение в преддверии великих и страстных дней Святая Церковь и дает нам через воспоминание чуда воскрешения Лазаря.

Для чего мы ждем страстных дней? Для чего мы желаем пережить вместе со Христом день за днем Его унижения, Его страдания, Его смерть и Его погребение. Для чего мы этого ждем? – Мы этого ждем для того, чтобы нам возродиться, измениться, воскреснуть, воскреснуть душой своей, чтобы наша душа была жива. И вот, Господь дает нам подтверждение, что это возможно несмотря ни на что.

Смотрите – Лазарь из гроба выходит так, как выйти невозможно человеку. По обычаю востока его похоронили так же, как и всех, закутав по рукам и ногам длинным полотном – плащаницею, как и Христа положат впоследствии во гроб. И голова у него была завязана. И когда Господь повелевает: «Лазарь! Иди вон!» – Он выходит из гроба спеленатый по рукам и ногам, подобно младенцу, которого пеленают по рукам и ногам. Это – образ обновления нашей души. Мы тоскуем по утерянной младенческой чистоте души. Мы тоскуем по утерянной чистоте нашей веры, нашей надежды, нашей любви. И мы понимаем, что сами мы не можем измениться. Так, как и Лазарь сам не мог выйти своими ногами, но сила Божья, которая ему сказала: «Лазарь, иди вон!» – подвигла его на это, так и мы в преддверии святых дней молимся, чтобы Господь и к нам обратил Свое святое и всепобеждающее слово, и нас призвал к воскресению и вечной жизни, и нам сказал то же, что сказал Лазарю, - чтобы мы воскресли, воскресли во временной жизни своей душой и в вечной жизни своим телом и своей душой. И наша надежда, и наша радость в опыте Церкви Христовой, которая доносит до нас через святые таинства, через благодать, через причастие Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовых великую и воскрешающую силу.

Будем же просить у Спасителя и Господа Иисуса Христа, воскресившего Лазаря четвертодневного, чтобы он воскресил и души наши.

(06.04.2012 Благовещение Пресвятой Богородицы. Лазарева суббота. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сколь многообразен Божий мир! Сколь многообразна жизнь человека! Сколь многообразна жизнь Святой Церкви Христовой, которая всевозможными яркими красками, через богослужения и Церковный Устав, буквально живописует нам с вами радость благой вести о нашем спасении. Праздник Благовещения по отношению к дням Святаго и Великого поста, а также к дням Пасхи Христовой каждый год имеет свое особое место. Это происходит из-за того, что Благовещение всегда бывает в один и тот же день, 25 марта по Юлианскому стилю, по которому живет наша Церковь, ровно за девять месяцев до Рождества Христова, которое мы празднуем 25 декабря нашего церковного Юлианского стиля или, как его еще называют, старого стиля. А праздник Пасхи каждый год бывает в разное время. Поэтому и соединение различных дней, связанных с праздником Пасхи и с праздником Благовещения, каждый год бывает разное. Но каждый год это дает нам все новую и новую пищу для наших духовных размышлений и назиданий.

В нынешнем году праздник Благовещения совпал с днем, когда Святая Церковь вспоминает воскрешение Господом нашим Иисусом Христом праведного Лазаря или, как мы иногда попросту называем, с Лазаревой субботой. Кто знает Церковный Устав, обратил внимание, что только что мы пели песнь: «Воскресение Христово видевше». Эта песнь не относится к празднику Благовещения. Она относится к празднованию и воспоминанию воскрешения Господом праведного Лазаря. Смотрите, как назидательно: ныне нам преподает Святая Церковь объяснение, зачем Бог воплотился. Ведь Благовещение – это не что иное, как начало земной жизни Господа Иисуса Христа. Ибо в момент Благовещения Слово стало Плотью, Бог снизшел во утробу Пречистой и Преблагословенной Девы Марии Богородицы, где пребывал девять месяцев до Своего славного Рождества. Бог воплотился. Зачем Он пришел в этот мир? Какое благовестие приносит Архангел Гавриил не только Пречистой Деве, но и всем нам с вами?

Это благовестие о нашем спасении, благовестие о том, что Тот, Кто придет в мир и воплотится, даст человеку особую победу – победу над смертью. И реально эту победу Иисус Христос продемонстрировал, когда воскресил Своего друга Лазаря, который не только умер и был погребен, но уже находился четыре дня во гробе, да так, что на страшной жаре востока уже начал разлагаться. Казалось бы, наступил необратимый процесс. Но, как мы знаем из святого евангельского повествования, Иисус Христос повелевает Лазарю восстать из гроба (см. Ин. 11, 1–45). И совершается чудо: отступает закон смерти по слову Иисуса Христа.

Господь перед Своими страданиями, перед тем, как войти в Иерусалим, совершает это чудо для того, чтобы мы знали, какой смысл в Его страданиях. Для чего Он все это принимает? Зачем Он умирает на Кресте? Причина одна: Иисус Христос страдает и умирает на Кресте для того, чтобы подобно тому, как и Лазарь воскрес, так и все мы с вами воскресли из мертвых.

Вот о чем благовествует Архангел Гавриил Деве Марии. Он благовествует Ей о том, что Она станет Матерью Избавителя всех нас с вами, Спасителя всех нас с вами от власти над нами смерти. «Как же так, – можем мы сказать, – разве после воскресения Господа Иисуса Христа мы не продолжаем умирать?» Да, мы продолжаем умирать, и тела наши продолжают разлагаться, как разлагалось тело Лазаря. Но для того Господь и воскресил разлагающегося уже Лазаря, чтобы показать нам с вами, как мы восстанем. Ибо, если нас Господь создал из праха земного, из обычных физических элементов, из которых состоит и весь мир, из этих атомов и молекул, и вдунул в нас жизнь, то, когда мы распадемся снова на эти атомы и молекулы, Он всесильною Своею Божественною властию вновь восставит нас так, что мы предстанем перед Ним для новой жизни.

Дорогие братья и сестры! Святая Церковь дает нам величайшее благовестие, которое трудно понять разумом, но которое хорошо понимается сердцем. Пречистая и Преблагословенная Дева Мария становится Матерью воплощенного Сына Божия, Который пришел пострадать за нас, умереть и воскреснуть, чтобы и нас с вами воскресить, как Он воскресил Лазаря Четверодневного. Аминь.

Аминь.

(07.04.2012 Благовещение Пресвятой Богородицы. Лазарева суббота. Божественная литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Насколько мы, дорогие братья и сестры, доверяем Богу? Насколько наша жизнь и наши чувства исполнены доверия к нашему Создателю? Какой, может показаться, странный вопрос! Что значит доверять Богу?

Когда мы говорим о нашей вере в Бога, мы предполагаем, что есть в нашей душе твердое осознание того, что Бог – основа нашей жизни, что без Него ничего доброго в жизни быть не может, что Он есть сама жизнь наша. Но насколько мы имеем в своем сердце непреложное упование на слова Господни?

Это очень важно нам с вами понимать, для того чтобы видеть, что, может быть, еще необходимо исправить. Ведь мы слышим слова Господни о том, что надо друг другу прощать обиды. Насколько мы доверяем этим словам и насколько мы делаем так? Не думаем ли мы порой, что эти слова, конечно же, хороши, но только в данной ситуации они относятся не к нам. Не слышим ли мы о том, что нельзя лгать и двоедушничать? Насколько мы доверяем этим словам Божиим? Не думаем ли мы с вами о том, что бывают жизненные ситуации, когда можно поступать и по-другому? Не кажется ли нам иногда, что можно эти заповеди и нарушать, и в этом нет ничего страшного, ведь вокруг тоже люди нарушают, и ничего, живут. Это очень важный вопрос, потому что это вопрос нашего с вами спасения: насколько мы доверяем Богу.

Сегодня, в день, когда Церковь Христова два праздника совершает – праздник Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и день воскрешения праведного Лазаря, – мы слышали с вами два евангельских чтения, каждое из которых показывает нам, что значит по-настоящему доверять Богу, и каждое из этих чтений показывает нам плоды, которые дает для человека его доверие к Богу.

Архангел Гавриил является Деве Марии и, обращаясь к Ней, никогда не знавшей мужа, объявляет Ей волю Божию о том, что Она станет Матерью Спасителя всего человечества. Несмотря на то, что Дева Мария была удивлена, несмотря на то, что Ее разум не понимал, как это произойдет, когда Она не замужем и никаких естественных причин нет для того, чтобы Она стала Матерью, – несмотря на это Она доверяет Богу. Она вверяет Свою волю в волю Божию. Она понимает, что Бог прекрасно знает то, чего еще не знает Она, и Свою человеческую волю Она предает в волю Божию. Она говорит: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (см. Лк. 1, 26–38).

Почему это так важно? Это важно для нас с вами. Каждый из нас имеет волю свою. Что мы делаем с нашей волей? Ведь мы порой тоже не понимаем, почему для нас важны заповеди Божии. Ведь нам разумом иногда не понятно, что это значит – любить тех, кто ненавидит нас. Наш разум протестует против того, что надо благословлять тех, кто проклинает нас. Мы не понимаем, что значит: если нас ударили в правую щеку, подставить левую, – это нам не понятно. Но в том и сила веры, что если она проявляется в доверии к Богу и Его словам, и если мы, даже вопреки своему греховному, испорченному разуму, свою волю предаем в волю Божию, мы получаем великие духовные плоды.

Увы, не так было в раю, когда Адам с Евой проявили недоверие к Богу. Они не поверили, что если они нарушат заповедь Божию, они умрут. Они поверили диаволу, врагу рода человеческого, который нашептывал им, что, нарушив волю Божию, они сами станут, как боги (см. Быт. 3, 1–6). Так и каждому из нас враг рода человеческого нашептывает: «Не доверяй Богу! Зачем тебе Его заповеди? Зачем эти церковные установления? Зачем эти многочисленные молитвы? Зачем этот пост? Не нужно этого ничего! Живи так, сам по себе, говори, что «Бог у меня в душе», и все будет хорошо!» Вот она, ложь. Если мы послушаем этой лжи и не будем доверять Богу, то погибнем и потеряем рай, как потеряли его Адам и Ева.

Дева Мария сердцем Своим верующим волю Свою предала в волю Божию. Она исправила то, что испортила Ева. Она соединила жизнь человечества с волей Божией. И какие плоды это принесло? Мы слышали об этом во втором Евангелии. Когда Иисус Христос разговаривает с Марфой и говорит ей о том, что если она будет иметь веру, то брат ее, Лазарь, воскреснет. И что происходит? Марфа доверяет словам Господа Иисуса Христа. Несмотря на то, что она сама говорит, что Лазарь уже разлагается, смердит, но она верит, что Иисус есть воистину Христос, Сын Божий, она проявляет доверие к Его словам, идет, зовет Марию, и вместе они идут на гроб Лазаря и являются свидетелями высочайшего чуда – воскрешения Господом четверодневного Лазаря (см. Ин. 11, 1–45).

Дорогие братья и сестры! Эти два евангельские чтения, которые мы услышали в день великого праздника, призывают нашу с вами душу, наш разум, наши чувства всегда во всем доверять Богу, доверять Святой Церкви, которая делает все, чтобы человек не погиб, но жил вместе с Богом, доверять заповедям Божиим, доверять установлениям церковным и не думать, что это что-то второстепенное и ненужное. Если Церковь утверждает, что это необходимо для нашего спасения, надо этому доверять.

И какой же будет тогда плод этого нашего доверия? А тот, который мы слышали сегодня в Святом Евангелии. Так же, как по слову Господню Лазарь четверодневный вышел из гроба воскресший, так воскреснут и наши с вами души, так и мы с вами будем иметь жизнь вечную, так и мы с вами будем жить о Господе и радоваться вместе с Господом, так и нам будет возвращен рай, который потеряли Адам и Ева. Все это мы с вами получим, если только будем доверять Богу нашему.

Испросим же благословения и помощи Пречистой и Преблагословенной Девы Марии Богородицы, Избранной от всего рода человеческого, Которая Своим согласием с волей Божией открыла для нас дорогу в рай, чтобы и каждому из нас всегда хранить в своем сердце святую веру и следовать по святым заповедям Божиим. Аминь.