Лазарева Суббота.

22.04.2000 Лазарева суббота. Литургия.

..................................................................... .....которую мы совершали с вами по призыву Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, Который Сам, прежде чем выйти на проповедь Благой Вести – Святого Евангелия – сорок дней пребывал в посте и молитве.

И сегодня, этим днем, открываются святые и великие дни, предшествующие Воскресению Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. В эти дни день за днем каждый день посвящен особому воспоминанию тех святых и великих событий, которые послужили спасению рода человеческого, т.е. нашему с вами спасению.

Сегодня Святая Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос перед тем, как войти в город Иерусалим, где Ему надлежало пострадать за грехи человеческие, совершает чудо – воскрешает Своего друга Лазаря.

Это событие очень важно для нас, потому что когда мы вспоминаем Воскресение Христово, когда мы говорим о всеобщем воскресении, которое будет, когда вновь Господь Иисус Христос придет в этот мир и все люди станут перед Ним для того, чтобы дать ответ о своей жизни, мы говорим об этом, как бы рассуждая теоретически, мы до конца этого не понимаем. Мы вообще не можем этого понять, как может быть такое, что человек, который умер, снова будет жить? – Ведь тело же его разлагается, от тела ничего не остается! Как может быть так, что человек снова будет жить? И хотя наша душа ведет нас к этому пониманию; и когда мы веруем и молимся, мы душой своей чувствуем, что это может быть, наш грехопадший разум отказывается это понять; нам трудно это представить. И вот, воспоминание воскрешения Господом Иисусом Христом Лазаря является жизненным примером того, как это может быть.

Мы из Священного Писания знаем, что Господь Иисус Христос и ранее совершал воскрешения мертвых. Но это было так, что в глазах некоторых людей эта смерти могли выглядеть, как временный обморок, или как какое-нибудь болезненное состояние, например, комы, или летаргического сна, или клинической смерти. – Когда была воскрешена дочь Иаира, лежащая на одре; она умерла, а потом была воскрешена; или когда сын наинской вдовы умер и его только еще несли погребать, а на востоке погребают практически сразу же, потому что там жаркий климат...

Но что происходит при воскрешении Лазаря? – Лазарь не только умер и погребен, но уже прошло четыре дня, и уже он начал разлагаться, так что когда Христос говорит: "Откройте камень", - люди думают, что Он в таком горе находится, что не знает, что говорит. И говорят Ему: "Господи! Уже четыре дня прошло и смердит. Что Ты хочешь делать?"

И Господь воскрешает человека, над которым тление уже начало свою работу, тело которого начало разлагаться. Господь делает его вновь живым. Что значит это? – Это значит то, что Бог, Который дал законы этому миру, Бог, Который установил жизненный порядок, имеет власть этот порядок Сам же исправить и Сам же изменить Своей Божественной волей.

И более того! Бог, создавая мир, не создавал смерти. Смерть явилась следствием греха человеческого и отступления от Бога. Бог приходит в мир и становится Человеком для того, чтобы воссоздать то, что разрушено, и вернуть тот порядок, который был при творении, т.е. вернуть человеку вечную жизнь.

Как наш скептический разум не хочет этому верить! Но, как и нашей душе трудно поверить! Ведь если смерть начинается с греха, а наши души поражены грехом, то, как трудно нам поверить и понять, что мы можем измениться и исправиться; как нам трудно понять, что такое вечная жизнь, о которой Господь говорит, что в ней не будет ни страданий, ни печалей, ни скорбей, ни несчастий. Ведь это – повседневная составляющая нашей жизни. Мы все время скорбим и печалимся. Мы все время подвержены различным страстям – мы завидуем, обижаемся, злимся, гневаемся, осуждаем... И это становится частью нашей натуры, наших привычек, нашей жизни, нашего характера так, что кажется, порой, что если отнять у нас это, то, что останется, на самом деле, в нашей душе?

Но в чем сила Божья? В чем сила веры? В чем радость и надежда наши?

Если Господь мог тело, которое уже начало разлагаться и смердело, воскресить и так, что Лазарь после этого жил еще долгое время и был епископом Церкви Христовой, то так же и душу человеческую, которая уже разлагается и смердит грехами, Господь имеет возможность воскресить, восставить, возродить, сделать ее светлой и святой, сделать ее чистой и способной к вере, надежде и любви, и способной к вечной радости.

Вот эту-то надежду, это-то подтверждение в преддверии великих и страстных дней Святая Церковь и дает нам через воспоминание чуда воскрешения Лазаря.

Для чего мы ждем страстных дней? Для чего мы желаем пережить вместе со Христом день за днем Его унижения, Его страдания, Его смерть и Его погребение. Для чего мы этого ждем? – Мы этого ждем для того, чтобы нам возродиться, измениться, воскреснуть, воскреснуть душой своей, чтобы наша душа была жива. И вот, Господь дает нам подтверждение, что это возможно несмотря ни на что.

Смотрите – Лазарь из гроба выходит так, как выйти невозможно человеку. По обычаю востока его похоронили так же, как и всех, закутав по рукам и ногам длинным полотном – плащаницею, как и Христа положат впоследствии во гроб. И голова у него была завязана. И когда Господь повелевает: "Лазарь! Иди вон!" – Он выходит из гроба спеленатый по рукам и ногам, подобно младенцу, которого пеленают по рукам и ногам. Это – образ обновления нашей души. Мы тоскуем по утерянной младенческой чистоте души. Мы тоскуем по утерянной чистоте нашей веры, нашей надежды, нашей любви. И мы понимаем, что сами мы не можем измениться. Так, как и Лазарь сам не мог выйти своими ногами, но сила Божья, которая ему сказала: "Лазарь, иди вон!" – подвигла его на это, так и мы в преддверии святых дней молимся, чтобы Господь и к нам обратил Свое святое и всепобеждающее слово, и нас призвал к воскресению и вечной жизни, и нам сказал то же, что сказал Лазарю, - чтобы мы воскресли, воскресли во временной жизни своей душой и в вечной жизни своим телом и своей душой. И наша надежда, и наша радость в опыте Церкви Христовой, которая доносит до нас через святые таинства, через благодать, через причастие Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовых великую и воскрешающую силу.

Будем же просить у Спасителя и Господа Иисуса Христа, воскресившего Лазаря четвертодневного, чтобы он воскресил и души наши.

Аминь.