Литургия Преждеосвященных Даров

15.03.2000 Среда 1-й седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! В наступившем Святом Великом посту сейчас мы с вами первый раз будем молиться за Литургией Преждеосвященных Даров. Это – особенная Литургия, которая совершается в Святой Церкви Православной только в дни Великого поста, потому что это – Литургия покаяния.

В обычное время совершение Литургии это, в первую очередь, духовное торжество, в первую очередь, радостное благодарение Господу Богу. В дни Великого поста совершение Литургии Преждеосвященных Даров это, в первую очередь, покаяние, в первую очередь, осознание нами, что мы даже благодарить Господа недостойны по-настоящему, потому что осквернены грехами. И поэтому во время Литургии Преждеосвященных Даров не совершается того благодатного чуда нисхождения Духа Святого на хлеб и вино, которые прилагаются в Пречистое Тело и Животворящую Кровь Христовы, но за этой Литургией употребляются уже ранее освященные Дары, Пречистое Тело и Кровь Христовы, которые сохраняются на святом престоле от воскресного дня. Поэтому эта Литургия так и называется - «Преждеосвященная».

И, размышляя о своем недостоинстве, и каясь за этой Литургией, мы покланяемся Пречистому Телу и Животворящей Крови Христовым. В знак своего покаяния, в знак осознания своих грехов мы творим земные поклонения, когда голову приклоняем до самой земли, ставши на колени, этим самым мы исповедуем перед Богом, как низко мы упали в своих грехах. А когда после этого мы снова встаем на ноги, и становимся прямо, и стоим, этим самым мы выражаем надежду, что Бог может нас восставить, поставить на ноги, чтобы мы шли в жизни по Его благим заповедям. И такие земные поклонения мы творим во время молитвы святого Ефрема Сирина, которая начинается словами: «Господи и Владыко живота моего…».

А дальше есть особое поклонение на Литургии Преждеосвященных Даров – это когда открываются царские врата и священник, держа в руках свечу и кадило, свечу – как знак света христова, кадило – как знак молитвы, осеняет верующих со словами: «Свет Христов просвещает всех». И в этот момент мы, сознавая, что тьма в нашей душе греховная, испрашивая, чтобы свет Христов просветил нас, становимся все в храме на колени и голову поклоняем до самой земли; и когда совершится это благословение, тогда снова встаем и продолжаем молитву.

И такое же земное поклонение мы совершаем, когда переносятся Святые Дары, преждеосвященные еще в воскресный день, Пречистое Тело и Животворящая Кровь Христовы, и тогда переносит священник на главе дискос со святыми Дарами Христовыми и чашу несет, и хор поет: «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, се бо входит Царь славы, се Жертва тайная совершенна дориносится». – В этот момент также все стоящие в храме становятся на колени и преклоняют голову до самой земли.

Дорогие братья и сестры! Наступило время покаяния, время, когда мы усердно должны просить у Господа прощения за свои грехи. Помолимся же за этой благодатной Литургией, испросим у Господа Бога прощения за свои грехи, испросим очищения наших душ и тел.

Аминь.

12.03.2003 Среда 1-й седмицы. Литургия Преждеосвященных Даров.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас, дорогие братья и сестры, мы с вами вместе совершим молитву за Литургией Преждеосвященных Даров.

Эта литургия совершается во дня Святого и Великого поста, потому что во время Великого поста Церковь призывает нас с вами к сугубому, то есть двойному – усиленному, усердному покаянию. А в покаянии самое важное – почувствовать себя грешным перед Богом и увидеть свои грехи. Это не только самое важно в покаянии, но и самое трудное. Потому что человеку всегда свойственно себя оправдывать и во всяких даже самых своих неблаговидных поступках находить себе извинения, перекладывая свою вину на время, обстоятельства, на других людей, или, снисходя к самому себе и собственной слабости, или делая самому себе какие-то извинения или объяснения греховных поступков.

Это действительно так. И если каждый из нас внимательно рассмотрит свое сердце, то увидит, что это является всеобщей человеческой болезнью. А эта болезнь – самооправдание, и нежелание, и неумение видеть свои грехи – является препятствие к подлинному покаянию. Ведь для того, чтобы нам получить от Господа прощение, нам надо истинно осознать себя людьми грешными. И вот поэтому во дни Великого поста все богослужение направленно на то, чтобы возбудить в душах верующих людей, приходящих в храм Божий, чувство сокрушения, чувство собственного недостоинства. То есть мы должны осознать, что мы недостойны милости Божией, недостойны носить великое звание христианина, запятнали образ и достоинство Божьи, которые в нас есть, всеми своими ежедневными и ежечасными грехами.

В обычное время церковного года каждый день совершается Божественная литургия Иоанна Златоустого, и еще бывает десять раз в году литургия Василия Великого, в особые праздники. И эта литургия, которая называется полной, это – особо торжественное богослужение. Во время этого богослужения главная мысль всех молящихся это – благодарение Господу Богу за все Его милосердие, это – радость о Господе, Который пришел в мир, чтобы всех нас спасти. Такой общий смысл Божественной литургии.

Но в Великом посту, когда Церковь нас призывает больше поразмыслить о своих грехах, неуместно такое чувство постоянной радости, ибо это время сейчас выделено нам для скорби о своих грехах. И поэтому Божественная литургия полная во дни Великого поста совершается только в субботний и воскресный день, в дни, посвященные Господу. А седмице Божественная литургия не совершается. И вообще, если вы действительно, а вы естественно обращаете внимание на это, что во время богослужений очень много места уделяется чтению Псалтыри, книги Ветхого завета, а это – книга покаяния, где очень много говорится о грехах человеческих, о сокрушении человеческого сердца и о недостоинстве человека.

Но чтобы не оставить человека на время покаяния один на один со своими грехами, и чтобы человек не впал ни в коем случае от своих грехов в отчаяние, ему дается подкрепление. И таковое подкрепление бывает в литургии Преждеосвященных Даров. За этой литургией нет того Таинства схождения Духа Святаго на хлеб и вино и преложения их в Тело и Кровь Христовы. Но ранее совершенное Таинство, в воскресный день, оно простирается на эти дни, ибо заготавливается для причастия Святой Агнец, который возлежит на престоле и который уже преложен в Пречистое Тело и Животворящую Кровь Христовы. Следовательно, в течение недели Сам Господь Иисус в Пречистых Своих Тайнах пребывает на престоле. А в среду и пятницу, совершая литургию Преждеосвященных Даров, то есть ранее освященных, мы поклоняемся Пречистому Телу и Животворящей Крови Христовым, а кто приуготовился, и причащается Святых Тайн.

Поэтому эта литургия – литургия покаяния. Во время покаяния мы осознаем свою вину перед Богом. Поэтому знаком нашего внешнего осознания является то, что мы становимся на колени и голову приклоняем вниз до самой земли. Этим мы показываем, что осознали свой грех, и упали пред лицом Божьим, и каемся в нем. А после этого земного глубокого поклона мы снова становимся на ноги, и тем самым исповедуем веру в то, что Господь восставит нас от нашего греха.

Такое глубокое земное поклонение несколько раз по уставу церковному совершается во время литургии Преждеосвященных Даров. Когда царские врата открываются и священник, взяв в руки свечу и кадило – свеча как знак веры, которая должна гореть в наших сердцах, а кадило – как знак молитвы, которая должна возносить к Богу, выходит и говорит такие слова: «Свет Христов просвещает всех!» В это время все, стоящие в храме и имеющие возможность по состоянию здоровья, становятся на колени и поклоняются вниз до самой земли. А когда священник уходит снова в алтарь и продолжается чтение паремий, тогда становятся на ноги свои.

Еще такое глубокое поклонение следует совершить, когда переносятся Святые Дары – Пречистое Тело и Животворящая Кровь Господа нашего Иисуса Христа, и когда хор поет: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат. Се бо входит Царь славы, се жертва тайная совершена дориносится». Во время пения этой песни и перенесения Святых Даров освященных все стоящие в храме, кто имеет по состоянию здоровья такую возможность, становятся на колени, и голову приклоняют вниз до самой земли, и восстают снова, когда уже Тело и Кровь Христовы заносятся во святый алтарь, и священник произносит: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем».

Дорогие братья и сестры! Господь сподобил нас сегодня собраться, вместе помолиться на первой в этом году литургии Преждеосвященных Даров. Испросим у Господа сил на подлинное покаяние, то есть изменение образа жизни нашей, изменения образа мыслей наших, чтобы нам отложить грех и жить вместе с Господом нашим Иисусом Христом. Ему же слава во веки веков.

Аминь.

(25.02.2015 Среда. Седмица 1-я Великого Поста. Литургия Преждеосвященных Даров.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами совершим первую в этом Святом и Великом посту Литургию Преждеосвященных Даров. Хочу вам напомнить о том, что это особая Литургия. Она совершается только во время Великого поста. И смысл ее внутреннего содержания несколько отличается от той Литургии, которую мы совершаем ежедневно в непостное время, а также в Посту в субботу и воскресенье. Обычная Литургия, полная, имеет своим смыслом в первую очередь наше благодарение Господу за все благодеяния, которые Он нам сотворил. И на этой Литургии совершается чудо: Дух Святый нисходит на хлеб и вино, прелагая их в Пречистое Тело и Животворящую Кровь Христа Спасителя и Бога нашего. Эта служба очень торжественная. Во время же Святаго и Великого поста мы настолько, по благословению Церкви, проникаемся своим собственным недостоинством, что нам следует обратить внимание на свои недостатки и на то, как мы недостойно несем звание христианина, которое нам дано. И поэтому Святая Церковь в понедельник, вторник и четверг даже не благословляет совершать эту торжественную службу – Божественную литургию, чтобы мы больше размышляли о своих грехах. Но чтобы не оставить человека без подкрепления, чтобы не оставить его без Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовых, в среду и пятницу в Великом посту совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Преждеосвященной она называется потому, что Тело и Кровь Христовы предлагаются людям для причащения и достойного поклонения Те, Которые были освящены в воскресный день, прежде. Вот, в воскресный день была 3 дня назад Литургия, и был освящен не один Агнец, как обычно, а три. Одним мы причастились в воскресный день, а два других почивают на престоле. Сегодня один из этих Божественных Агнцев будет предложен всем нам для причащения, кто приуготовился, и достойного поклонения. Отсюда и название – Преждеосвященная Литургия.

А поскольку самый главный смысл этой Литургии заключается в осознании своих грехов, то за этой Литургией совершаются земные поклоны, то есть когда мы становимся на колени и голову преклоняем вниз до самой земли. Что это означает? Это означает, что мы сознаем, что мы упали в лице Господа, упали своими грехами. А потом, после того как мы поклонимся до самой земли, мы встаем снова на ноги. Что это означает? Это означает, что Господь Своей силою от наших грехов подымает нас, чтобы мы снова шли по заповедям Христовым в своей жизни.

Таких поклонений во время Преждеосвященной Литургии будет несколько. Ну, во-первых, вы все знаете о том, что когда совершается молитва преподобного Ефрема Сирина, начинающаяся словами: «Господи и Владыко живота моего», вот тогда мы становимся на колени и кланяемся вниз до земли, и так три раза совершаем. Но есть еще особое поклонение. Когда открываются Царские врата, и священник, взяв в руки свечу и кадило, выходит к народу, и благословляет свечой и кадилом народ, и говорит следующие слова: «Свет Христов просвещает всех», – и тогда те, кто стоят в храме, совершают земное поклонение, становятся на колени и голову преклоняют вниз до самой земли. Чтобы вы знали, когда это совершить, будет подан из алтаря знак: позвонят в маленький колоколец. Это значит, нужно стать на колени и преклониться, а потом, когда второй раз позвонят в колоколец, надо будет встать снова на ноги. Свеча, которую держит в руках священник, означает веру, которая должна гореть в нашем сердце, а кадило, которое держит священник в руке одновременно, означает молитву, которая должна возноситься к Богу.

А второй раз совершается земное поклонение, вот как раз когда из боковых дверей выносятся Пречистое Тело и Животворящая Кровь Христовы, и тогда хор поет: «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат; се бо входит Царь Славы; се, Жертва тайная совершена дориносится». И пока идет процессия и несут Святые Дары, все находящиеся в храме стоят на коленях, преклонив голову до самой земли. После того как Дары будут поставлены на святой престол, мы встаем на ноги. И тоже знаком к тому, когда нам поклониться, будет из алтаря звук колокольца малого, станем на колени, а когда он второй раз позвонит, встанем на ноги.

Особая служба Литургия Преждеосвященных Даров. Да поможет нам Господь глубоко осознать свои грехи, раскаяться в них, исправиться и идти по жизни по святым заповедям Христовым.

Аминь.