Литургия Преждеосвященных Даров

26.02.1999 Пятница 1-й седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Завершается первая седмица Святаго и Великого поста. И завершается постная ее молитвенная часть литургией Преждеосвященных Даров. Литургия Преждеосвященных Даров - особенная, она отличается от тех литургий - святого Иоанна Златоустого, Василия Великого – которые служатся в течение всего года. Отличается она тем, что это – литургия покаяния. Обычно за литургией главное духовное содержание наших молитв - это благодарение Господу Богу, поэтому литургия еще называется «евхаристия», что в переводе с греческого и означает благодарение. Литургия Преждеосвященных Даров, в первую очередь, - это молитва о прощении наших с вами грехов. Во время этой литургии нет того духовного торжества, которое бывает, когда Дух Святый нисходит на хлеб и вино, прилагая их в Пречистое Тело и Животворящую Кровь Христовы. За этой литургией мы покланяемся и причащаемся Преждеосвященных Даров, т.е. эти Дары были освящены в воскресенье и с тех пор пребывают на престоле. И вот мы этих Преждеосвященных Даров - Пречистого Тела и Животворящей Крови - ныне, кто приуготовился, причащается, а иные - духовно и телесно поклоняются.

Святая Церковь установила в Великом посту служить Преждеосвященные литургии в среду и пятницу потому, что подвиг поста сам по себе для нас, малодушных и слабых, крайне тяжел. И когда мы все время находимся в воздержании и особо строгой молитве, у нас начинается уныние, разленение и отчаяние. И тогда Церковь Христова подкрепляет нас в нашем стремлении исправляться, каяться, изменяться тем, что предлагает нам для причащение и поклонения Пречистое Тело и Животворящую Кровь Христовы.

Литургия покаяния предполагает то, что мы с вами уже осознали, что мы грешные, и что нам надо просить у Господа Бога сил на наше исправление, изменение нашей жизни, ибо слово «покаяние» в переводе так и означает - изменение жизни. И вот мы не только словами каемся, не только делами стремимся исправиться, но и во время молитвы мы внешне показываем это, когда мы становимся на колени и кланяемся до самой земли; этим мы показываем, что сознаем, как мы низко упали пред лицом Божиим, как мы уронили достоинство, которое дал нам Господь, как мы испачкали образ и подобие Божие в себе. И вот, в знак этого, мы во время литургии Преждеосвященных Даров становимся на колени и голову наклоняем до самой земли. А потом мы встаем на ноги и снова стоим прямо - этим мы исповедуем веру в то, что как мы низко не упали, Господь Своею благодатью поднимет нас, воздвигнет нас, даст нам силы исправиться, поможет нам, очистит и омоет нас.

Во время литургии Преждеосвященных Даров трижды совершается такое земное поклонение. Первый раз, когда Царские врата открываются, и когда священник со свечей и кадилом выходит (свеча означает веру, которая должна гореть в наших сердцах, а кадило означает молитву, которая должна возноситься к Господу Богу), осеняет молящихся в храме и произносит: «Свет Христов просвещает всех!» В это время мы видим открытые Царские врата, мы видим престол Божий и в этот момент мы все становимся на колени, кланяемся вниз до самой земли. И после того, как священник благословит и уходит в алтарь, и снова продолжается чтение, тогда мы снова встаем на ноги. Такое поклонение все, по возможности, кому здоровье позволяет, стоящие в храме Божием совершают.

Второй раз также мы поклоняемся вниз до самой земли, когда Святые Дары - Тело и Кровь Христовы - переносятся с жертвенника на престол, а хор в это время поет: «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се жертва тайная совершенна дориносится». И вот, когда переносятся Святые Дары - Тело и Кровь Христовы - все, стоящие в храме Божием, также поклоняются вниз до самой земли. И после того, как будут перенесены Святые Дары, и будет произнесено: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечные будем», - в этот момент мы снова встаем и продолжаем молитву.

В третий раз уместно совершить поклонение перед Святой Чашей, когда священник выносит Чашу со словами: «Со страхом Божиим и верою приступите».

Дорогие братья и сестры! Помолимся Господу о своих грехах. Покаемся в них, испросим благодать Божию на наше исправление и жизнь по благим заповедям Господним.

Аминь.

2.03.2001 Пятница 1-й седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров.

……………………………………..нашего с вами покаяния, когда мы духовно размышляем о своих грехах, каемся в них, плачем в сердце своем о своих согрешениях и просим у Бога милости.

Нам невозможно похвалиться своими добродетелями, потому что мы чувствуем, что их у нас нет. Единственное, на что мы возлагаем надежду, это – на милосердие Божие. Поэтому во время Великого поста в седмичные дни не совершается Божественной Литургии полного чина, потому что этот чин, Литургия Иоанна Златоустого, он – хвалебный Господу, он – радостный, а мы, видя свои грехи, сознаем, что не о чем нам пока радоваться и нечем нам похвалиться, потому что мы отпали от благости Божией. И поэтому для того, чтобы во дни Великого поста не оставлять нас без Божественного утешения и подкрепления, в среду и пятницу полагается совершать Литургию Преждеосвященных Даров.

Это – особенная Литургия – литургия покаяния. В ней не столько мы с вами торжествуем и радуемся, сколько духовно плачем и каемся. В этой литургии мы с особым усердием просим у Господа и Спасителя нашего, чтобы Его свет незримый просветил нашу мрачную мглу греховную. Поэтому так часто мы становимся на колени, кланяемся. Это изображает состояние нашей души.

Ведь что такое грех? Грех – это падение человека перед Богом.

Человек должен идти за Христом. Мы в купели крещение все решили идти за Христом. Во Христа крестились, во Христа облеклись. И за Ним нам надо идти по своей жизни, т.е. жить по Его благим заповедям, поступать так, как Он нам заповедал любить друг друга, прощать друг другу, быть милосердными…

Но мы очень часто, постоянно согрешаем, т.е. падаем духовно. Но, если мы упали, нам надо и встать. И Господь дает нам эти силы на то, чтобы мы встали снова на ноги. Вот так и поклоны земные. Мы становимся на колени и кланяемся вниз до самой земли, показывая тем самым глубину нашего греховного падения. А потом снова встаем на ноги, показываем тем самым нашу веру и надежду на Господа, Который восставит нас от греховного падения и научит нас снова идти по стезям Его благих заповедей.

А много поклонов потому, что мы в жизни много и постоянно падаем. Не то, чтобы один раз согрешили, покаялись и к греху больше не возвращаемся. Но постоянно мы падаем в грех. Так, как в патерике повествуется, как пришел монах к старцу и, говоря о своих грехах, говорит: «Отче! Я упал. Что мне делать?» – А старец ему говорит: «Встань и иди дальше». А на следующий день опять он согрешил и снова приходит и снова говорит: «Я опять пал. Что мне делать?» - «Встань, отряхнись и дальше иди». И на следующий день тоже произошло, и снова он пришел к старцу и говорит: «Отче! Снова я упал». – И тот ему снова отвечает: «Встань и дальше иди». - «Да что же! Сколько будет сие продолжаться?» - «Во всю жизнь твою будет продолжаться. И столько, сколько будешь падать, всегда вставай».

Дорогие братья и сестры! Сила Божия заключается в том, что Господь Иисус Христос пришел нас, грешников, спасти; потому что не здоровые нуждаются во враче, но больные; и не праведников, но нас, грешников, пришел Господь призвать к покаянию. Вот и сейчас мы с вами совершим Литургию Преждеосвященных Даров, литургию покаяния. На ней полагается совершать до земли поклонение так, как это возможно, - кому, возможно, встать на колени и голову приклонить до земли. Первый раз тогда, когда выносит священник свечу и кадило – свеча, как знак молитвы ко Господу горячей, знак веры нашей; кадило, как возносимая Богу благоуханная наша молитва и наше покаяние, - со словами: «Свет Христов просвещает всех!» В этот момент, аще кому возможно, следует встать на колени и голову приклонить к земле.

Второй раз так же мы совершаем подобное земное поклонение, когда Пречистое Тело и Животворящая Кровь Христова переносятся с жертвенника на престол, и хор поет: «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат. Се бо входит Царь Славы, се Жертва тайная совершена дориносится». И, аще кому возможно, в этот момент тоже следует встать на колени и голову приклонить вниз до земли.

Дорогие братья и сестры! Подходит к завершению первая седмица Святого и Великого поста. Многие из вас сегодня приуготовились к причащению Святых Тайн Христовых. Совершим же благоговейно в молитве Литургию Преждеосвященных Даров. И испросим у Господа Бога прощения наших согрешений, чтобы Господь восставил нас от наших греховных падений и поставил нас на путь истинный.

Аминь.

14.03.2003 Пятница 1-й седмицы. Литургия Преждеосвященных Даров.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы будем вместе молиться за литургией Преждеосвященных Даров.

Одной из особенностей этой древней Божественной литургии является умилительное пение прокимна «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою».

Эти слова прокимна взяты из 140-го псалма, который был написан тогда же, когда и известный вам псалом, который пелся во время подготовки к Великому посту, начинающийся словами: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом…». И этот псалом тоже написан во время пленения вавилонского, когда люди, верующие в единого Бога, были взяты в плен безбожниками язычниками, поклонявшимися идолам и своим страстям. И тогда был разрушен храм Божий, и уничтожены все богослужебные принадлежности, и был уничтожен весь ритуал поклонения единому Богу, и священники все были убиты, и находились люди в пленении. И вот, когда они находились в плену, им так хотелось хотя бы глазом одним посмотреть на ту службу, которая была у них; хотя бы мысленно поучаствовать в том богослужении, которое они потеряли. И вот, они обращаются к Богу и просят у Бога, чтобы их молитва была вместо кадила – того, которое было когда-то в храме, потому что уже никаких кадил, ни жертвоприношений у них не было, все было уничтожено и нельзя было поклоняться единому Богу. И они взывают, просят, чтобы Господь принял их внутреннюю духовную молитву, также как когда-то Он принимал от них кадило благовонное. Вот, что означают эти слова: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою». Это – слова души, которая находится в плену и хочет вознести Богу молитву, но чувствует свою плененность.

Сейчас разве наши души во внешнем плену находятся? – Нет, сейчас никто не запрещает нам молиться и возносить Богу кадило. Но сами грехи наши в нашей душе делают нас рабами, неспособными к молитве. И мы, воздавая внешнее, порой, поклонение, не можем воздать внутреннее. Так что даже в храме, когда стоим, и то не можем сосредоточиться на молитве, а постоянно умом своим бегаем где-то, всякие воспоминания к нам в голову приходят, всякие мысли житейские. И пока мы в храме – все дела свои домашние переделаем, обо всем помечтаем: что мы сделаем, как поступим. Что угодно у нас в голове, только не молитва. И вот, Церковь Святая призывает нас вспомнить и понять наше греховное пленение, и призывает нас не только к внешней молитве, но и к внутренней. «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою».

А кадило внешне – оно, действительно, изображает молитву. Ведь если на холодный уголь положишь ладан, фимиам кверху не пойдет. Уголь должен быть горячий в кадиле, тогда и будет благоухание. Так и душа наша должна быть горячей, огнем веры просвещенной. Как огонь с углем соединяется и воспламеняет его, так и в душе нашей должен гореть огонь веры, от которого и будет исходить молитва. Об этом мы и просим ныне Господа.

И так же другие слова: «Воздеяние руку моею», - то есть поднятие кверху рук моих, - «жертва вечерняя», - то есть вместо жертвы вечерней. Вечерняя жертва ежедневно совершалась в храме Иерусалимском. И люди приносили от своих имений, кто что имел – хлеб, вино, мед, животных, если кто занимался скотоводством, - и совершалась вечерняя жертва. Но опять этого не было в Вавилоне! Люди были не свободны и лишены даже возможности жертву Богу принести. И вот, в этом псалме просим мы у Господа, что мы – настолько слабые и погруженные в мирскую суету, что настоящей жертвы Богу не можем принести, - хотя бы воздеяние наших рук (а когда мы крестимся, мы руки тоже поднимаем и совершаем крестное знамение) было принято вместо нашей жертвы.

А что мы можем, или что мы должны были бы принести в жертву Богу? – Жизнь нашу, сердце наше, душу нашу. И вот, мы чувствуем свою слабость, что этой жертвы по-настоящему не приносим, и просим у Господа, чтобы Он вменил нам наши молитвы, наше крестное знамение, наше воздеяние рук – во исправление нашей жизни, и чтобы мы приносили Богу истинную жертву – сердце сокрушенное и смиренное.

Дорогие братья и сестры! Литургия Преждеосвященных Даров – это литургия покаяния. Будем просить у Господа Бога, чтобы Господь научил нас истинно молиться, чтобы в нашей душе горел огонь веры, чтобы наша молитва возносилась к Богу. Будем просить у Господа, чтобы Господь научил нас всю жизнь свою предавать в руки Его.

Во время этой нашей усердной покаянно молитвы мы совершаем глубокие земные поклоны. Так, когда священник исходит из алтаря со свечой и кадилом и произносит слова: «Свет Христов просвещает всех», - это бывает между чтениями из Ветхого завета, все должны, кому здоровье позволяет, встать на колени и голову преклонить вниз до земли. Это также будет видно по чтецу, который станет на колени и голову приклонит, и все, кто имеет возможность, в этот момент приклоним голову до самой земли, осознавая свои грехи наше падение. Но просвещаемые светом Христовым, встанем снова на ноги и будем дальше молиться, веруя в то, что Бог может нас поднять, восставить от наших грехов.

И еще такое же глубокое земное поклонение, когда станем на колени и голову преклоним до земли, совершаем тогда, когда Преждеосвященные Святые Дары – Пречистое Тело и Животворящая Кровь Христа Спасителя и Бога нашего – будут переноситься с жертвенника на престол, и хор будет петь: «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат. Се бо входит Царь Славы, се жертва тайная совершена дориносится». – Тоже станем на колени, голову преклоним вниз до земли, а потом восстанем при словах: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем».

Совершим же сию молитву, чтобы Господь дал нам истинное покаяние и наставил нас на путь спасения.

Аминь.

10.03.2006. Пятница 1-й седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В Великом посту в среду и пятницу совершается литургия Преждеосвященных Даров. Это особая литургия – литургия покаяния. Во время молитвы мы с особенной силой просим у Господа Бога прощения. Главный смысл евхаристии – это благодарение Господа Бога за все те благодеяния, которые Он дал. Во время Великого поста мы настолько внутренне глубоко проникаемся осознанием своих собственных грехов, что даже не можем поднять духовные очи на небо, чтобы благодарить Бога. Настолько мы ощущаем свою оторванность из-за наших грехов от благодати Божией, что, кажется, нет сил взирать на Бога, как не бывает сил у человека смотреть на солнце, потому что оно его ослепляет. Так и мы, помраченные своими грехами, с особенным ощущением во время литургии Преждеосвященных Даров поклоняемся пред лицем Божиим, осознавая свое недостоинство. Но Бог милостив. Бог, видя наше покаяние, приходит к нам. И поэтому во время литургии Преждеосвященных Даров мы с вами удостаиваемся явления Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовых, а тот, кто приуготовился, и причащается Тела и Крови Христовых.

Литургия Преждеосвященных Даров называется так, потому что за ней те Дары предлагаются людям верующим, которые были освящены раньше, прежде, в воскресный день. Тогда произошло чудо, тогда, в воскресный день, Дух Святой сошел на хлеб и вино, преложив их в Тело и Кровь Христовы. И с того времени Тело и Кровь Христова почивают во святом алтаре, а мы ныне становимся поклонниками Тела и Крови Христовой и Их причастниками.

Во время литургии Преждеосвященных Даров совершаются земные поклонения, когда человек кланяется вниз до самой земли. Тем самым человек осознает, как он низко пал, что грех уронил его на землю. Потом человек снова встает на ноги и продолжает молиться. Тем самым мы исповедуем, что Господь имеет силу восставить, поднять нас от нашего греховного падения. В этом смысл земных поклонов: падение человеческое и восставление человека Богом. И мы, конечно же, верим и надеемся, знаем, что Господь видит наше покаяние и восставит нас от наших грехов.

Особенно такое земное поклонение делается тогда, когда священник после чтения пророчеств, ветхозаветных чтений выходит со свечой и кадилом в руках. Свеча означает нашу веру, которая должна гореть в наших сердцах и согревать всех людей, которые вокруг нас. Кадило в руках означает молитву, которая должна возноситься от наших сердец к Богу и должна быть благоуханной и приятной Богу. И вот священник выходит со свечой и кадилом и говорит слова: «Свет Христов просвещает всех», – и мы в этот момент становимся на колени, кланяемся до самой земли, сознавая, что мы, может быть, недостойны света Христова по своим грехам, но молим, чтобы свет Христов рассеял мглу наших грехов и восставил нас.

Также особое земное поклонение совершается, когда Святые Дары переносятся с жертвенника на престол, и тогда бывает ектения торжественная, исходя из диаконской двери в Царские врата. И тогда хор поет: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат, ибо входит Царь славы …» – и все в храме, кто имеет такую физическую возможность, становятся на колени и голову поклоняют книзу до самой земли, также сознавая себя недостойными перед Богом, но веруя в Божие милосердие.

Во время литургии Преждеосвященных Даров поется умилительный прокимен: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяния руку моею жертва вечерняя». Мы просим у Господа, чтобы наша молитва возносилась к Нему; мы просим у Господа, чтобы Он услышал нашу молитву. И мы верим, что Господь ее услышит.

Совершим же с вами литургию Преждеосвященных Даров, да совершится наше покаяние, да пребудем мы с Господом во веки веков.

Аминь.

(14.03.2008 Седмица 1-я Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров.)

Дорогие братья и сестры, мы сейчас будем молиться вместе за литургией Преждеосвященных Даров. Эта особенная литургия совершается во дни Святаго и Великого поста, – как правило, в среду и пятницу, а также в праздник 40 мучеников, обретения главы Иоанна Предтечи и Великие Понедельник, Вторник и Среду. Эта литургия имеет главным своим смыслом привлечь наши души к покаянию и к поклонению Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, Который почивает в храме Божием в Своих Пречистых Тайнах Телом и Кровию Своея. Чудо, которое оставил нам Господь Иисус Христос, установив на Тайной Вечери Таинство Причащения, является для нас с вами укрепляющим, поддерживающим – основой нашей духовной жизни. В Причастии Тела и Крови Христовой мы с вами с Самим Господом соединяемся, и уже в нас Господь живет, и нам с вами нетрудно уже проходить наше жизненное поприще, потому что мы с вами в Боге нашем имеем опору.

Божественная литургия, которая совершается вседневно в обычные дни, являет собой молитву благодарения Господу Богу и воспоминание Его спасительной Жертвы. Во время этого Дух Святый нисходит на хлеб и вино, прелагая их в Тело и Кровь Господню. Сегодня, за литургией Преждеосвященных Даров не совершается этого нисхождения, почему и называется литургия Преждеосвященной. Тело и Кровь Христовы преложились в воскресный день, и с тех пор они пребывают в алтаре на престоле.

Во время литургии Преждеосвященных Даров мы в первую очередь сознаем свое недостоинство перед величием Божиим и, слушая заповеди блаженства, о том, какими должны быть христиане, как в их душах должна гореть вера, надежда, любовь, милосердие, сострадание, мы видим свое недостоинство и несоответствие этому. Поэтому мы совершаем земное поклонение, становимся на колени, голову преклоняем вниз, до самой земли, показывая тем самым даже внешне, как мы духовно упали, когда согрешаем. Но потом после этого мы снова встаем на ноги, выражая тем самым веру в то, что Господь нас с вами Своею силою поднимает от наших грехов.

Есть два особых поклонения во время литургии Преждеосвященных Даров, когда все, стоящие в храме, стараются встать на колени и преклонить голову вниз до земли: это когда священник в промежутке между чтениями из Ветхого Завета выходит со свечой и кадилом. Свеча означает веру, которая должна гореть в наших сердцах к Богу, а кадило означает молитву, которая должна возноситься от нашей души к Богу. И священник осеняет свечой и кадилом народ, говоря: «Свет Христов просвещает всех». И в этот момент все, молящиеся в храме, становятся на колени и голову преклоняют вниз до самой земли.

Такое же глубокое земное поклонение совершается и тогда, когда переносятся Тело и Кровь Христовы с жертвенника на престол. В этот момент перенесения хор поет песнь: «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат. Се бо входит Царь славы, се Жертва тайная совершена дориносится». Так же все, стоящие в храме, в этот момент перенесения Святых Даров совершают глубокий земной поклон и совершают в своей душе искреннее покаяние, молясь о своих согрешениях.

Помолимся, дорогие братья и сестры, за литургией Преждеосвященных Даров, поклонимся Телу и Крови Христовой. Кто готовился, причастимся и соединимся с Самим Господом нашим Иисусом Христом, Который всех нас ведет ко спасению и к жизни вечной. Аминь.

(19.02.2010 Литургия Преждеосвященных Даров.)

Дорогие братья и сестры, Литургия Преждеосвященных Даров – она особенная, потому что главный ее духовный смысл – это наше с вами покаяние. Когда совершается Божественная литургия свв. Иоанна Златоустого или Василия Великого, что бывает во все дни года, а также в субботу и в воскресенье Великого Поста, тогда главным внутренним духовным содержанием этой службы является наше благодарение Господу Богу, это главный смысл литургии. И во время этой литургии призывается Дух Святый, Который нисходит на хлеб и вино, прелагая их в Пречистое Тело и Животворящую Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Во время Литургии Преждеосвященных Даров, которая совершается в Великом Посту, нет этого призывания Духа Святаго. Во время этой литургии уже освящены Дары в воскресный день, и они почивают в алтаре. И поэтому литургия так и называется – «Преждеосвященной». А главный наш внутренний духовный смысл этой службы – поклониться Пречистому Телу и Животворящей Крови Христовой, кто приуготовился – причаститься Святых Таин Христовых, а также – глубоко прочувствовать собственные грехи и собственное недостоинство пред лицом Божиим.

Когда мы с вами согрешаем, мы тем самым роняем образ Божий в душе своей. Именно поэтому во время Поста мы так часто становимся на колени и голову приклоняем вниз до самой земли – этим самым мы исповедуем, что мы своими грехами упали перед лицом Божиим. А после этого мы встаем на ноги и стоим прямо и молимся – это мы выражаем веру нашу в то, что Господь благодатию Своею восставит нас от грехов наших, простит нам грехи наши, и мы пойдем по жизни по заповедям Христовым.

Во время Литургии Преждеосвященных Даров все молящиеся в храме в некоторое время совершают такое земное поклонение. Первый раз такое земное поклонение мы совершаем между чтениями Ветхого завета, когда выйдет диакон посредине храма и будет читать: сначала Бытия чтение прочтет, а потом откроются Царские врата, и выйдет священник, и будет держать в руке свечу и кадило. Свеча означает нашу веру, которая должна гореть в нашем сердце, согревать нас, как согревает пламень, и светить – нашими добрыми делами мы должны, как заповедал нам Господь (Мф. 5, 16). А кадило означает нашу молитву, которая возносится к Богу.

И вот священник выходит, держа в руке одновременно свечу и кадило, и благословляет народ, говоря слова: «Свет Христов просвещает всех». И все, стоящие в храме, в этот момент становятся на колени и приклоняют голову вниз до самой земли.

После этого продолжается чтение; диакон говорит: «Притчей чтение». Начинается чтение из Библии, и все в храме вновь становятся на ноги. Это первое земное поклонение, которое мы все совершаем во время Литургии Преждеосвященных Даров.

Также еще совершается земное поклонение, когда Святые Дары – Тело и Кровь Христова – переносятся от жертвенника на престол. И тогда поет хор: «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, се бо входит Царь славы, се Жертва Тайная совершена дориносится». И в этот момент также, пока переносятся Святые Дары, все, стоящие в храме, становятся на колени и приклоняют головы до самой земли, пока идет это перенесение, пока идет это шествие с Тайнами Господа Иисуса Христа – Телом Его Пречистым и Животворящей Кровью. Мы в этот момент поклоняемся Самому Христу Спасителю.

После совершения перенесения Святых Даров снова мы становимся на ноги и продолжаем дальше молиться.

И, конечно же, совершаются земные поклонения, как это было и на часах, во время молитвы преподобного Ефрема Сирина, которая начинается словами: «Господи и Владыко живота моего».

Дорогие братья и сестры! Литургия Преждеосвященных Даров взывает к нашему покаянию, призывает нас осознать свои недостатки, зовет нас к исправлению нашей жизни. Литургия Преждеосвященных Даров через поклонение Пречистому Телу и Животворящей Крови Христовой вселяет в нас силы жить по благим Его заповедям. Да поможет нам Господь проходить постное поприще и следовать за Ним, Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков. Аминь.

(04.04.2012 Седмица 6-я Великого поста. Среда. Литургия Преждеосвященных Даров.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Мы вместе с вами молились за Литургией Преждеосвященных Даров, которая ныне была совершена нами вечером, подобно тому, как ее и совершали люди в древности, пребывая в среду и пятницу в сугубом посте и молитве, с тем чтобы в завершение дня причаститься Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спасителя и Бога нашего. Это очень знаменательно и важно, что Святая Церковь в наших с вами постных трудах предлагает нам постоянно в центре наших трудов иметь Спасителя и Господа Иисуса Христа. Для того и предлагается сие бессмертное Таинство, чтобы мы всегда знали и помнили, что без Иисуса Христа, как Он Сам сказал, мы не можем ничего доброго сотворить (см. Ин. 15, 5). В Нем наше упование, в Нем наше с вами спасение. Жить с Богом в сердце – вот истинная суть нашей святой веры. И наш пост, и наша молитва, и наше воздержание – это все способы, средства. А средства к чему? Чтобы нам жить с Богом. Чтобы наша душа была очищена от грязи, и чтобы мы были достойным жилищем для Господа нашего, чтобы Он пребывал вместе с нами. А когда Господь будет вместе с нами – в нашей жизни, в нашем сердце, вот тогда и радость, вот тогда и блаженство, вот тогда и смысл жизни. Ничего уже не страшно, и ни болезни, ни лишения, ни беды, ни обстоятельства – ничто не страшно человеку, когда с ним Бог. Вот для этого-то мы в храм и идем, вот для этого-то мы и молимся, для этого мы участвуем в Таинствах – чтобы с нами был Бог.

Большинство из здесь стоящих сегодня соединились со Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом. Берегите и цените этот великий дар и благословение, ибо Бог ныне с нами. Всегда об этом помните. И всею жизнью своею нам всем с вами надо благодарить Господа Бога. А что значит благодарить Бога жизнью? Что это значит? А это значит жить так, как подобает христианам. А как подобает жить христианам? Христос объяснил, как. «По тому узнают вас, что вы Мои ученики, – сказал Господь, – если будете иметь любовь между собою» (см. Ин. 13, 35). Вот показатель будет, какие мы ученики Христовы. Будем иметь любовь между собою, значит, будем прославлять Бога жизнью своею, будем благодарить Бога жизнью своею. Будем позволять злобе, раздражению, обиде поселяться в нашем сердце, значит, мы уже не настоящие ученики Христовы. Если мы уже ненавиствуем, или осуждаем, или клевещем, или говорим неправду, значит, мы уже не ученики Христовы, значит, мы уже не прославляем Бога жизнью своею. Да дарует всем нам Господь через принятие Святых Тайн Христовых прославлять Бога жизнью своею и жить вместе с Ним. Для этого нам следует, дорогие братья и сестры, прилагать усилия к тому, чтобы прощать друг другу обиды и прегрешения, к тому, чтобы быть милосердными и сострадательными. Нам обязательно для нашего назидания надо каждый день, хотя бы немного, несколько строчек, читать Святое Евангелие, нам необходимо посещать храм Божий.

Дорогие братья и сестры, причастники! Господь Сам ныне с нами и прогоняет из наших помраченных сердец всякий грех. Он сияет в нашей душе светом Своего Божества. Мы слышали сегодня слова: «Свет Христов просвещает всех». Пусть всех нас просвещает свет Христов. Будем ходить во свете Христовых заповедей, и тогда не споткнемся, а будем идти правильным и спасительным путем. Причастие Тела и Крови Христовой – это еще и обещание Господа Иисуса Христа для нас с вами воскресения и вечной жизни. Вы все знаете и помните эти слова, как Господь сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем, и Я воскрешу его в последний день» (см. Ин. 6, 54–56).

Дорогие братья и сестры, немного уже осталось времени Святаго и Великого поста. Сохраним ту благодать, что дает нам Господь. Постараемся проводить эти дни во всяком благочестии и чистоте, готовя себя к встрече светлых и святых дней сначала воспоминания Страстей Господа нашего Иисуса Христа, потом – Светлого Христа Бога нашего Воскресения.

Дорогие братья и сестры! На этой седмице у нас два великих праздника. Благовещение Пресвятыя Богородицы будет в субботу; накануне в 5 ч вечера будет всенощное бдение, а в сам день праздника две Божественные литургии. Второй великий двунадесятый праздник – Вход Господень в Иерусалим. Этим праздником открывается седмица Святых Страстей Господних. Также в нашем соборе вечером Всенощное бдение, а в сам день праздника – ранняя и поздняя Божественные литургии. Сейчас мы послушаем с вами благодарственные молитвы после Святаго Причащения, а далее продолжится богослужение, будет совершено Великое повечерие и утреня четверга.

(02.03.2012 Пятница 1-й седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров и молебен вмч. Феодору Тирону. )

Дорогие братья и сестры, ныне мы приступаем к Таинству Покаяния. Покаяние называется Таинством, потому что таинственно, непонятно для нашего разума: Сам Спаситель Иисус Христос с нашей души снимает тяжкое греховное бремя. Мы приходим к Самому Господу и перед Ним исповедуем свои согрешения. Мы сами над собой, перед тем как прийти на исповедь, совершаем суд. То есть мы взвешиваем свои поступки, смотрим, какие они, видим их недостоинство, осуждаем сами себя за это, и приходим к Господу Иисусу Христу, чтобы Он снял эту вину с наших душ. Поэтому это Таинство. Это прибежище для нас с вами, чтобы избежать более страшного суда – когда нас с вами не мы со своей немощной совестью будем судить, а когда Сам Господь спросит у нас о том, как мы прожили свою жизнь. Вот какой ответ тогда мы будем перед Ним держать.

Святая Церковь дает нам прекрасную возможность, благословенную возможность избежать этого страшного суда. Не в том смысле, что мы не придем на него, нет – каждый человек придет на этот суд, но в том смысле, чтобы прежде него очистить свою душу и чтобы предстать перед Господом с чистой душой.

Что же такое загрязняет нашу душу? Нашу душу загрязняет грех. Грех – это страшная болезнь, которой человечество болеет со времен потери Адамом рая, потери богообщения. И вот этот грех, как зараза, как ржавчина, разъедает наше сердце, разъедает нашу душу. Существуют врачи, которые лечат наше тело. Но есть един Врач, Который может исцелить нашу душу, – это Спаситель мира Господь Иисус Христос. Никто другой не может исцелить нас от этой страшной заразы. Он для того и пришел в мир и стал Человеком, чтобы дать нам спасительное лекарство от этой болезни греха, целительное лекарство. Это лекарство – Таинство Покаяния, это лекарство единения с Самим Господом Иисусом Христом, когда мы приходим к Нему, и соединяемся с Ним, и причащаемся Его Пречистого Тела и Животворящей Крови. Тогда наша больная душа здоровеет, исцеляется, освящается.

Грех – это не только болезнь заразная, грех – это еще и грязь, в которую мы сами падаем и сами себя пачкаем. Душа наша пачкается этой грязью. Что делает человек, когда тело загрязнено? Он отмывает себя, моется. Покаяние есть такая баня духовная, в которой отмываются души человеческие, отмываются от грязи греха благодатью Духа Святаго.

Вот почему Покаяние называется Таинством. Таинственно Сам Господь Иисус Христос исцеляет нашу душу от болезни греха и отмывает нашу душу от грязи греха. Потому что Он Сам здесь присутствует.

К покаянию мы приступаем в первую очередь с осознанием своих собственных грехов. Обычно в жизни мы привыкли себя во всем оправдывать. Так нам проще жить. Даже если мы сделаем какую-то гадость, сделаем некрасивый, безобразный поступок, некоторое время, может быть, и мучает нас совесть, а потом мы сами себя уговариваем, что ничего особенного, что все так поступают, ну и подумаешь, ну и это пройдет, и таким образом мы усыпляем свою совесть, становимся нечувствительными к греху.

Для того Святая Церковь и установила Святой и Великий пост, чтобы мы разбудили свою совесть. «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?» – так обращается Церковь к нашим душам. И мы, когда готовимся к исповеди, стараемся разбудить свою совесть, чтобы нам самим себя обличить о наших грехах.

Покаяние – Таинство, в котором чудесно присутствует Сам Господь Иисус Христос. Это чудо, которое является нам в нашей жизни. Потому что сами по себе мы исправиться не можем, без Божественной благодати, без помощи Спасителя мира Господа Иисуса Христа. Когда мы читаем Евангелие, мы видим, как Иисус Христос совершал чудеса. И в основном это были чудеса любви: когда Он исцелял больных, когда Он давал слепым зрение, когда хромым Он давал возможность нормально ходить, когда Он восставлял парализованных, исцелял прокаженных, – это все реальные события, которые Он совершал. Но эти реальные события имеют также отношение к душе каждого из нас. Потому что в духовном смысле мы все с вами духовно слепы – и нам надо открыть наши духовные очи, духовно глухи – и нам надо, чтобы мы услышали слово Божие. По жизни мы не идем за Иисусом Христом прямым путем, а плутаем по кривым дорожкам греха, поэтому хромаем на оба колена – и нас надо снова поставить на ноги. Для добрых дел мы расслаблены, и лежим, как парализованные, нет у нас ни на что сил: творить добрые дела, дела милосердия, – и поэтому нас надо восставить от этого одра расслабления. Мы прокажены мерзкими, скверными грехами, о которых вслух порой сказать стыдно, – и поэтому нас надо очистить от этой проказы греха. Все это совершал Господь Иисус Христос, чудесно совершал. Но когда Он совершал эти чудеса, Он всегда спрашивал у тех, кто к Нему приходил: «Веришь ли ты? Если веришь, то все возможно верующему» (см. Мф. 9, 28; Мк. 9, 23 и др.). И Он говорил некоторым: «По вере твоей да будет тебе», – и совершалось чудо (см. Мф. 8, 13; 9, 29; 21, 21; Мк. 5, 34; 10, 52; Лк. 17, 19; 19, 42 и др.). А некоторых даже ставил в пример: «О женщина, как велика вера твоя! Да будет тебе по слову твоему» (см. Мф. 15, 28). И: «Вера твоя спасла тебя» (см. Мк. 5, 34; Лк 8, 48), – обращался Господь к кровоточивой, когда она думала: хотя бы к краю ризы Господа Иисуса Христа прикоснусь и тут же исцелюсь. А бывали и другие случаи: когда отец приводил своего бесноватого отрока, чтобы Иисус Христос его исцелил, и Христос у него спрашивал: «Веришь ли ты?» А этот человек и хотел верить, но чувствовал, что его вера очень слаба, и он взывал к Нему и говорил: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (см. Мк. 9, 24).

Вот и мы ныне стоим и желаем, чтобы Господь чудесно исцелил нашу душу, очистил нашу душу. И Господь спрашивает у нас, верим ли мы? Потому что только по вере совершается благодатное действие силы Божией. Почему по вере? Потому что Господь никого насильно нас в рай к Себе не затаскивает. Он открыл перед нами двери и приглашает нас, говоря: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные» (Мф. 11, 28). Он стучит в двери наших сердец и говорит: «Кто Мне откроет, к тому войду» (см. Откр. 3, 20). Что, не хватает силы у Бога всех нас заставить быть хорошими и добрыми? Конечно, Он мог бы так сделать. Но только тогда мы бы не были людьми. Вот звери, они не знают ни добра, ни зла, они поступают по своим инстинктам, как заложил в них Бог. А человек знает возможность выбора между добром и злом, потому что он богоподобен. В нем бессмертная душа – образ и подобие Божие, этим мы отличаемся от всего мира. И поэтому нас Господь приглашает к Себе. И вот когда мы веруем, это наш ответ на любовь Божию. Как мы ответим Ему?

Сейчас мы приступаем к Таинству Покаяния. Как мы ответим на вопрос Иисуса Христа, веруем ли мы, что Он сможет исцелить наши души? Может быть, нам надо в душе своей каждому воздохнуть и, увидев свое маловерие, сказать перед Господом: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». Исповедуем же нашу с вами веру, перед тем как приступить к исповеданию наших грехов.

Храни вас Господь милосердный и Матерь Божия!

02.03.2012. Пятница 1-й седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров и молебен вмч. Феодору Тирону. )

После Преждеосвященной литургии в пятницу совершается специальный молебен святому великомученику Феодору Тирону. Это особенный молебен, и нам надо знать его внутреннее духовное значение. Он исторически был установлен в память события, происшедшего в Константинополе, когда к власти пришел император, отступивший от христианства и захотевший возрождать язычество. Чтобы посмеяться над христианами, чтобы поиздеваться над их верой, в пятницу Святого Великого поста он приказал все товары, которые продавались на рынке, – а кроме рынка, ничего съестного и купить было негде, – окропить кровью идоложертвенной, то есть кровью тех жертв, которые язычники приносили идолам. И таким образом он думал осквернить христиан и показать им, что их пост, что их воздержание ничего не значат. Но тогда патриарху Константинопольскому явился святой великомученик Феодор Тирон. И он повелел, чтобы патриарх объявил всем верным, чтобы никто ничего на рынке не покупал, а взяли бы зерен, сварили бы их и вкусили. Таким образом, замысел осквернить христиан не удался у императора-отступника.

Для чего же мы сейчас совершаем молебен святому великомученику Феодору Тирону? Во время Великого поста мы с особым усердием стараемся освятить, очистить свою душу от всякого греха. Но мир буквально стучится в наши сердца, в наши уши, в наши глаза, особенно сейчас – через радио, через телевидение, через газеты, – и мало что доброго и хорошего в этом мы видим: в основном все то, что оскверняет нашу душу. Святая Церковь, с молебствием святому великомученику Феодору Тирону и вкушением в память о древнем событии колива, напоминает нам, чтобы мы блюлись от осквернения. Не в еде осквернение. Для того, кто верует, идолы – ничто, а для того, кто сомневается в вере, идолы – бесы суть. И поэтому нам, христианам, нужно ограждать свою душу. Чем ограждать? Постом и молитвою (см. Мф. 17, 21), воздержанием и терпением. Лучше не слушать, лучше не смотреть, лучше воздержаться от излишних пустых разговоров, пересудов, суждений, осуждений, но сохранить в чистоте свою душу, чем стараться быть на волне событий, во все вникать, обо всем говорить и потерять чистоту своей души.

Помолимся же святому великомученику Феодору Тирону, чтобы нам совершить добрый плод нашего покаяния, чтобы нам освятить наши души и сохранять их в чистоте. Аминь.