Мясопустная родительская суббота.

13.02.1999 Вселенская родительская мясопустная суббота. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

За неделю до начала Святого и Великого поста Церковь Православная призывает нас с вами совершить молитву о всех тех, кто ушел из этой временной жизни и перешел в жизнь вечную. Мы сейчас готовимся к началу Великого поста, а пост всем нам дан для того, чтобы в это время мы внимательно рассмотрели свою собственную жизнь и нашли возможность исправиться. Исправить свои поступки, исправить свои чувства, исправить свои мысли, исправить наши взаимоотношения друг с другом. Но дорогие братья и сестры! Если мы с вами имеем эту счастливую возможность - исправиться, измениться, покаяться, очистить свои грехи, получить от Бога силы и благословение на то, чтобы жить в любви, добре, мире друг с другом, то те люди, для которых земная жизнь уже закончилась, этой счастливой возможности не имеют. Потому что за гробом уже нет покаяния, нет исправления, нет изменения. Душа от тела разделена - как она сможет сделать добро? Как она может нищему подать? Как она может примириться с враждующим на нее? Как она может делать добрые дела милосердия и сострадания? - Нет у души тела! Но то, что человек собрал в своей душе за годы своей жизни, то в ней и остается.

Не зря во время службы многократно мы молимся: Христианские кончины живота нашего безболезненны, непостыдны, мирны… - А разве такой, на самом деле, бывает кончина нашей жизни? Сколько людей ушло из жизни от несчастных случаев, даже не предполагая того, что они сейчас предстанут пред лицом Божиим? Сколько людей было убито, сколько скончалось от внезапных болезней, сколько детей умирает… Сколько умирает людей, которые так и не успели задуматься о своей душе, так и не успели ничего в своей жизни исправить! Сколько умирает людей, которые говорят: Потом покаюсь! Придет время, и вот тогда буду каяться! - Пока молодой, человек говорит: Пока молодой поживу, стану пожилой, тогда уж буду каяться! - Становится пожилым, и болезни его одолевают со всех сторон, и ему не до покаяния, говорит: Не могу уже каяться, только лечиться мне надо, все у меня болит!

И так душа и отходит ко Господу со всеми теми страшными грехами, которые бушуют в мире: со злобой, с ненавистью, с осуждением, с раздражением, со всякой нечистотой… И вот, Святая Церковь, как милостивая мать, призывая всех нас, живущих, к покаянию, одновременно дает всем нам возможность помочь душам тех людей, которые уже ушли из этой временной жизни. Она дает возможность нам исполнить наш долг любви к ним, потому что сила молитв Церкви Православной ни с чем несравнима! В том и смысл поминовения усопших, что мы, живущие сейчас, за них стремимся сделать то, что поможет их участи. Они не могут подавать милостыню, а можем в их память и честь это делать. Они не могут уже ухаживать за больными, а мы можем в их память оказывать милосердие и сострадание друг другу. Они не имеют возможности с постом и молитвой обращаться ко Господу так, как мы обращаемся, участвуя в таинстве Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовых, а мы можем и делаем это, потому что такова наша с вами святая обязанность. Молясь о прощении грехов наших родных и близких, всех тех, кто разлучился уже с этой временной жизнью, мы молимся и за тех, за кого некому помолиться, у кого нет верующих родственников или тех, кто вообще не имеет никаких родственников. Мы молимся в этот день за всех от века почивших православных с надеждою и верою, что и за нас Церковь Христова будет молиться тогда, когда мы уйдем из этой временной жизни. Мы молимся, веря в силу Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, Который для того и пришел в мир, для того и умер на кресте, чтобы никто из верующих в Него не погиб, но имели бы жизнь вечную (Ин. 3, 16).

Вознесем же молитвы ко Господу о том, чтобы Он простил всем усопшим их согрешения вольные и невольные и даровал всем вечную жизнь и радость общения с Ним - Спасителем нашим. Ему же слава во веки веков.

Аминь.

4.03.2000 Вселенская родительская суббота. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня – вселенская родительская суббота. Вселенская – это значит, что вся Святая Церковь Православная ныне вместе объединена единой молитвой, молитвой ко Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу о всех людях, которые закончили свою временную жизнь и теперь предстоят перед ожиданием Суда Господня о их судьбе.

Человек проживает свою жизнь не просто, и жизнь ему дана не случайно. Каждый человек эту жизнь свою получил, как дар от Господа. И Господь создал человека и дал жизнь ему для того, чтобы человек мог иметь самое высочайшее счастье, самую высокую радость, самое высокое блаженство, которое только можно себе представить, а в общем, то человеческим умом это и невозможно представить, как апостол Павел говорит, что язык человеческий не может даже пересказать того, что Господь приготовил любящим Его (2Кор. 12, 4).

Да, нам дана жизнь для того, чтобы мы ее прожили в любви, милосердии, вере, надежде, радости духовной, но, к сожалению, этот дар Божий, который нам дан, мы не только неразумно используем, но сами себя губим и сами себе вредим, ибо, как ядом, отравляем свою жизнь грехом, и грех оплетает нашу душу и все делается горьким, скорбным, печальным, и жизнь наша делается несчастной – это следствие греха.

Но ныне Святая Церковь призывает всех нас к молитве особенно потому, что, осознавая, что каждый из нас должен будет предстать перед Господом и дать ответ за жизнь свою, мы должны подумать о тех людях, которые уже ничего не могут изменить в своей судьбе: исправить ничего не смогут, покаяться не смогут, добрых дел сделать уже не смогут… – Их земная жизнь уже закончилась, но они – перед лицом Божиим, и им нужна теперь помощь от нас, и эта помощь заключается в молитвах церковных.

Святая Церковь, основанная на земле Спасителем мира Господом Иисусом Христом, имеет свое высочайшее значение в том, чтобы спасать души человеческие, чтобы люди в погибель не впали, чтобы от Бога окончательно не отпали. И даже тогда, когда жизнь человеческая уже закончилась, и то Церковь не оставляет своим попечением и своей любовью этого человека – Она молится об ушедших из земной жизни людях, просит у Спасителя и Господа Иисуса Христа, чтобы те грехи, которыми человек согрешал в своей жизни и не сумел в них раскаяться, были прощены Господом. Молится Святая Церковь и призывает верующих делать добрые дела в честь тех людей, кого нет с нами – за них быть милосердными, за них быть сострадательными, за них прощать друг другу грехи и обиды. Святая Церковь поминает всех усопших и сила этого поминовения такова, что грехи людские прощаются – прощаются любовью Господа Иисуса Христа и излиянной Им Кровью на Кресте. Не зря и высокосимволично, и духовное высочайшее значение имеет, когда в Божественной Литургии те частички, которые вынимаются, когда верующие подают записочки и из просфор частички вынимаются за усопших, а потом, в конце Литургии, священник эти частички погружает в чашу с Честною Кровью Господней со словами: «Отмый, Господи, грехи всех поминавшихся зде Кровию Твоею Честною и молитвами святых Твоих!»

Так и мы сегодня вместе с вами совершили Божественную Литургию, совершили поминовение усопших, а сейчас будем совершать панихиду. Помолимся же не только о сродниках, которых мы знаем и помним, не только о тех, чьи имена нам близки, помолимся о всех: о тех, за кого некому молиться – о них надо помолиться; помолимся о тех, кто несчастной смертью умер, у кого не было должного погребения христианского… – О всех сегодня Церковь Святая призывает нас помолиться, ибо в этом залог и нашего с вами спасения – мы сейчас за них молимся, а придет время и за нас будет Церковь молиться – это залог любви христианской, а значит и нашего спасения и вечной жизни нашей с вами. И мы веруем, что по молитвам Церкви Христовой Господь дарует людям спасение, прощение грехов и жизнь вечную.

Аминь.

17.02.2001 Мясопустная родительская суббота. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

За неделю до начала Святого и Великого поста Церковь Православная призывает нас с вами вознести молитвы о упокоении усопших. Эти молитвы, которые мы возносим о наших знаемых, наших родственниках, наших близких и даже о тех, которых мы не знаем, и о них мы ныне молимся; эти молитвы, возносимые нами, должны и нас с вами духовно направить на размышление о том, что придет время, когда и мы с вами предстанем пред лицем Божиим.

Поминая своих родных и близких и прося у Господа прощения за их согрешения – вольные и невольные, мы должны понимать, что ответственность каждого человека за свою жизнь существует. Конечно, великая радость для нас, верующих людей, соединенных благодатью

Святой Церкви Православной, заключается в том, что мы имеем этот дар – дар церковной молитвы, хотя часто и небрежем им, и часто неусердны в молитвах не только о ближних своих, но и о себе самих неусердны мы в молитвах. В преддверии Великого поста, призывая нас к подвигу покаяния, Святая Церковь показывает нам – для чего нам нужен этот подвиг. Он нужен нам для того, чтобы, когда мы с вами подведем итог своей земной жизни, нам предстать бы перед Господом такими же чистыми и светлыми, в каких сегодня белоснежных одеждах служат священнослужители Святой Церкви Православной.

И, конечно, взирая на свои души, мы видим, как мы далеки от этой чистоты. Зная общечеловеческое состояние и понимая, что если мы таковы, то и другие также чувствуют на себе такую же тяжесть, мы просто обязаны ныне помолиться о всех усопших и пришедших пред лице Господне.

Какой ответ каждый из нас даст Господу?

Наверное, трудно нам даже себе представить. Но в то же время нам и легко – легко потому, что все мы с вами находимся в ограде Святой Церкви, а Церковь Христова – она тем сильна, что все наши молитвы объединяются вместе. И молитва каждого человека, и молитвы святых, и молитвы Ангелов, и молитвы Пресвятой Пречистой Преблагословенной Девы Мари Богородицы – все наши молитвы вместе объединяются и восходят к престолу Вседержителя. Главное же, в чем сила молитв наших, это – в той спасительной и искупительной жертве, которую принес Господь наш Иисус Христос за грехи всего мира.

Мы поминаем усопших с надеждой. Мы знаем о том, что частичка, изымаемая из просфоры, погружается в чашу с честной Кровью Господней со словами: «Отмый, Господи, грехи всех, поминавшихся зде Кровию Твоею честною». Но этот долг молитвы за своих родных, близких и за всех знаемых и незнаемых мы ныне должны усердно исполнить. Просто нам надо представить самих себя – что будет с нами, и как нам радостно будет, когда мы будем чувствовать молитвы всей Церкви, которые будут покрывать наши грехи и покрывать, как белоснежною одеждою, белоснежною ризою. Эти молитвы церковные будут покрывать нечистоту и грязь нашей души, и мы будем получать отраду и утешение.

Вот, также и сейчас ждут от нас все усопшие, чтобы мы возносили за них молитву, потому что это для них – радость и утешение, это для них возможность исправить то, что они в жизни не исправили. Ведь покаяние это что? – Это, когда человек своими исправляет свои грехи, изменяет себя, изменяет образ своей жизни. За гробом уже нет покаяния. Человек уже тогда ясно видит, что он должен был бы сделать; ясно видит, как он должен был поступать; видит, как нужно было бы ему искупать грехи, видит все безобразие греха, видит всю необходимость молитвы и благодатных Таинств церковных… – все это уже за гробом человек видит, но сам то уже изменить ничего не может! И вот тут-то является великой помощью, великим утешением, великим прощением грехов……………………Господь еще дает нам время для покаяния и исправления.

Аминь.

9.03.2002 Мясопустная родительская суббота. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы усердно возносим молитвы за всех, кто перешел границу, рубеж временной жизни и перешел в жизнь вечную.

Какова жизнь вечная?

Господь Иисус Христос говорит о том, что Он пришел в мир дать людям жизнь вечную (см. Ин. 3, 16). Но о том, что душа человеческая бессмертна, это люди знали и до пришествия в мир Господа Иисуса Христа. Знали, и более того – страшились этого! Ибо, будучи изгнан от общения  с Богом, потерявши рай на земле, человек потерял вечность. А разве можно назвать жизнью мучение? Разве можно назвать жизнью страдание? Разве можно назвать жизнью такое состояние души, когда грех раздирает душу на части? – И это состояние души человек испытывает уже даже во время своей временной жизни, когда он живет без Бога, без веры; когда грехи, как в доме, живут в его душе, и злоба, и ненависть, и осуждение, и пустота, и несчастье, и горе, и отчаяние…

И все это складывается в бессмертной душе, и человек переходит через порог жизни временной, и уходит в иной мир. Но и там, еще в большей мере, эти грехи, которые терзали его здесь, начинают терзать там так, что Спаситель мира, придя для спасения людей, и объясняя им, зачем Он пришел, рассказывает об этих мучениях как об огне, который никогда не потухнет; как о черве, который будет вечно точить человеческую душу.

Но для того и пришел в мир Спаситель мира Господь наш Иисусу Христос, чтобы исхитить нас от этого вечного огня и дать нам жизнь вечную. А что такое жизнь? – А вечная жизнь это – жизнь вместе с Богом! Ибо только Он есть источник жизни. Что такое жизнь вечная – о ней говорит Господь: «Да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3).

В Сыне Божием – воплотившемся Господе Иисусе Христе – есть жизнь вечная. Почему? – Потому что Он присутствует с нами во все дни нашей жизни. И во все дни существования мира и даже до скончания этого века Господь присутствует с теми, кто верует в Него и кто открыл двери своего сердца. Так образно Господь об этом говорит - о наших душах: «Я стою у двери и стучу. Кто Мне откроет, к тому войду» (Откр. 3, 20). – Господь стучится в двери сердец наших, для того, чтобы ни грех жил в нашей душе, ни злоба или ненависть, или вражда, а для того, чтобы в нашей душе жили вера, надежда, любовь, мир, долготерпение, кротость, радость, блаженство о Господе. Как получить нам это? – Господь на земле Церковь Свою создал. И Церковь Господня дары Духа Святаго дает людям, просвещая их души.

И вот, дорогие братья и сестры, завтра Святая Церковь призовет нас к воспоминанию рассказа Иисуса Христа о последних днях существования мира и о том, как человек должен будет дать ответ за свою жизнь на Страшном суде. И сегодня, перед этим днем, мы с усердием молимся Господу о тех, кто уже не имеет возможности исправить свою жизнь; о тех, кто уже имеет возможности покаяться, измениться. Ведь те, кто ушел уже из временной жизни, прекрасно видят все свои ошибки. И их грехи мучают их и терзают, но они ничего уже сами изменить не могут! Это мы, сейчас живущие во временном отрезке, во временной жизни, можем многое изменить. Это нам, живущим сейчас, Господь дал покаяние. Это нам Он дал сейчас возможность покаяния, чтобы мы раскрыли свои грехи, попросили прощения за них и Господь изгладит их из книги жизни, и не помянет нам наших грехов, и огнем Божества Своего попалит эти грехи через Таинство Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовых.

Это мы сейчас можем делать дела милосердия и сострадания. Это мы сейчас можем помогать друг другу, молиться друг за друга. А люди, которые………………………………………………………….. очень нуждаются в наших с вами молитвах. Ибо молитва Церкви о усопших из самого ада может извести грешника. ……………………………………….у Господа прощения за то, в чем они сами не могли покаяться или исправиться. Но сколько людей умерло без покаяния! Сколько людей погибло на поле брани! Скольких людей постигла кончина при разных жизненных катастрофах, или неустроении, или других бедствиях! А сколько людей есть таких, за которых вообще некому помолиться! – Поэтому Церковь призывает за всех вознести свои молитвы, за всех – и ведомых нам родных и близких и неведомых. И в этом наша надежда. С усердием будем молиться мы за всех и за тех, о ком некому помолиться, - придет время и за нас Церковь Святая помолится, даже если за нас некому будет помолиться и вспомнить.

Дорогие братья и сестры! Милостивый Господь пришел в мир не для того, чтобы судить этому миру, но чтобы спасти мир. Господь Иисус Христос умер на Кресте для того, чтобы мы вместе с Ним воскресли и имели вечную жизнь. помолимся Спасителю нашему, да дарует Он жизнь вечную всем православным христианам.

Аминь.

10.03.2002 Неделя мясопустная, о Страшном суде. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Быть человеком – великая ответственность. Мы с вами – люди, и мы с вами созданы по образу и подобию Божию. Каждый из нас имеет бессмертную душу, каждый из нас имеет свободную волю. Каждый из нас волен выбирать, каким путем идти ему в жизни. И как бы человек не оправдывался, ссылаясь на те или иные жизненные обстоятельства, всегда перед человеком есть выбор – каким ему идти путем: путем жизни, или путем смерти.

Этот выбор делали святые мученики, когда достаточно было отказаться от Христа, и они получают жизнь временную, но теряют жизнь вечную. А если они идут за Христом, то теряют временную жизнь, но получают жизнь вечную.

Выбор всегда есть у человека. Всегда человек может выбрать: когда его оскорбили, что в ответ сделать: такое же оскорбление нанести человеку или, может быть, даже большее, в раздражении, или простить ему это оскорбление.

Всегда человек имеет выбор слушать какие-либо гадости про своих ближних, а потом еще передавать их дальше, или наоборот уйти от позорища и сказать доброе слово о тех, о ком говорят зло.

В самых трудных ситуациях, находясь в концлагерях, тюрьмах, и то всегда человек имел возможность выбора – кем ему остаться: человеком, который имеет в сердце своем Бога, или пустить в душу свою диавола.

Но не только в больших делах так. В повседневной жизни ежеминутно мы имеем выбор, что нам сделать, встретив своего знакомого или соседа, улыбнуться ему и сказать ему: «Здравствуй!» – или повернуться и сделать вид, что ты его не заметил. Мы всегда имеем перед собой выбор – даже такой мелкий: вот, сели мы в автобус одну остановку проехать, - что нам сделать: заплатить или, может быть, так пройдет?

В любой, даже самой маленькой, мелочи существо богоподобное – человек имеет право выбора. И это право никто не может у него отнять. При каком бы ни жил он строе – безбожном ли, когда Церковь преследовалась, или, наоборот, при видимом торжестве Церкви, когда царь был православный, всегда человек делает выбор между добром и злом. Но почему так важно нам это знать?

Потому, дорогие братья и сестры, нам с вами необходимо это знать, что кому много дано, с того много и спроситься! Нам с вами очень много дано. Мы крещены во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Перед нами открыта дверь спасения. Мы отмечены печатью дара Духа Святаго. Мы – члены Святой Церкви Православной. Спаситель мира Господь Иисус Христос взял на Себя наши грехи, умер за нас и воскрес, чтобы никто из верующих в Него не погиб, но имели бы жизнь вечную (Ин. 3, 16). – Вот, как много нам с вами дано, и какая на нас с вами огромная ответственность!

Теперь каждый из нас должен задать себе вопрос: А ту ответственность и тот дар Божий, который мы с вами получили, - как мы его в жизни используем? Какой путь мы в жизни выбираем ежеминутно, ежечасно, ежедневно? И направление нашей жизни какое? За кем в этой жизни мы, христиане, идем? – Идем ли по пути Христовому, или по пути, который ведет нас в противоположную сторону от Христа, то есть к антихристу?

В последнее время много появилось рассуждателей о кончине мира, о том, кто такой антихрист, о разных числах, о «числах зверя»; много разных публикаций и, по видимости, вроде даже церковных. Но они говорят о чем угодно: что такое штрих-код, что такое число 666, что такое ИНН – о чем угодно говорят, только не о самом главном! Не спросит Господь нас, когда придет во славе судить живых и мертвых, какую сметану ты ел – со штрих-кодом или без него, и как ты пенсию получал с ИНН или просто так. Нет, не об этом спросит нас Господь. А о чем же Он нас спросит?

И вы только что слышали об этом – слышали, о чем нас спросит Господь. Как Он разделит весь мир, который восстанет перед Ним – и живых, и мертвых, которые воскреснут на этот последний суд, - разделит на две части так, как пастырь отделяет овец от козлов. И, обратившись к одним, Он скажет: «Придите, благословенные, наследуйте Царствие, уготованное вам от сложения мира. Потому что Я был голоден, и вы накормили Меня. Я хотел пить, и вы напоили Меня. Я был раздет и вы одели Меня. Я находился в тюрьме и вы посетили Меня. Я был болен и вы пришли ко Мне.»

И тогда спросят эти люди: «Господи! Когда же мы могли Тебя видеть или голодным, или жаждущим, или раздетым, или в тюрьме сидящим или больным на постели?»

А Господь им скажет: «Все, что вы сделали для ближних, вы для Меня сделали».

Смотрите, дорогие братья и сестры, где ключ нашего спасения, где ключ входа в Царство Божие! – Это отношение к каждому человеку такое же, как мы отнеслись бы ко Христу.

Мы называем себя христианами, мы говорим, что веруем во Христа, мы читаем Святое Евангелие, и умиляемся чудесам Христовым, и думаем, что если бы мы своими глазами видели Христа, то, уж конечно, мы бы пошли за Ним, а не были бы с теми черствыми фарисеями, с теми, кто слушал Христа и не слышал Его. – А так ли это на самом деле? Насколько мы в этом уверены, если мы не видим в ближнем своем образ и подобие Божии? – Тот самый образ и подобие Божии, которые есть и у нас - но мы иногда начинаем разбирать, да почему иногда? – всегда мы разбираем, как бы оцениваем: достоин человек нашей любви или недостоин; достоин человек нашего милосердия или недостоин.

Так вот, что нам будет за эту оценку: когда Господь повернулся к тем, которые слева были от Него, Он сказал им: Отойдите от Меня, проклятые, в огонь, уготованный диаволу и ангелам его. Потому, что Я был голоден, и вы не накормили Меня. А жаждал, а вы не напоили Меня. Я был раздет, а вы не одели Меня. Я лежал больным, сидел в тюрьме, а вы не пришли ко Мне».

В ужасе спросят они Его тогда: «Господи! Когда же мы могли Тебя видеть или голодным, или жаждущим, или в тюрьме, или больным, или раздетым?»

А Господь им ответит: «Все, что вы не стали делать для ближних своих, вы для Меня не сделали!»

Вот, дорогие братья и сестры, какое назидание – да нет, ни назидание – какую тайну последних времен открывает нам Сам Господь! Вот, Кого надо слушать и думать, как нам жить!

Если бы было все так просто! Если бы было так просто погубить человека через какое-нибудь число, то что: если бы кто-нибудь сзади подошел, например, к преподобному Серафиму Саровскому и мелом ему на спине написал «666», что из-за этого он святым бы перестал быть?

Нет, дорогие братья и сестры. Спасение наше в нашем отношении ко Спасителю Господу нашему Иисусу Христу. И вот, если мы добровольно от пути Христова отрекаемся, и живем не по христовым заповедям, и не исполняем того, о чем только что слышали в Евангелии, то не надо нам ни на правой руке ничего писать, ни на лбу не надо ничего ставить, ни ИНН-нов никаких писать не надо – и так уже ясно, что тот, кто не служит Христу, а противится Ему, и противится Ему сознательно, тот и есть антихрист.

Но тогда в ужасе мы должны сейчас о себе подумать: а ведь на самом деле, неужели мы такие отзывчивые? так рядом с собой всегда видим горе? и так спешим делать добрые дела: и так видим между собой и голодных, и раздетых? – И ведь речь идет не только о телесной нужде, речь идет и о духовной нужде, о духовном голоде, о духовной жажде, о духовном пленении, о духовных болезнях.

И о материальном, и о духовном речь идет. И что же, мы так всегда спешим навстречу ближним своим с радостью и улыбкой? – Конечно, мы должны с ужасом и страхом констатировать и сказать: «Нет! Не так мы поступаем!»

Так что же мы тогда: идем за антихристом?!

И здесь мы скажем: «Нет!» - Мы чувствуем себя грешными, но идем, падаем и снова встаем, падаем, и ползем, и снова встаем, и идем за Спасителем Господом нашим Иисусом Христом. Ибо Он дал нам Святую Церковь, в которой есть покаяние. И мы, согрешающие, просим у Господа прощения, и просим сил и благодати Духа Святаго на то, чтобы творить добрые дела, чтобы видеть голодных и телесно, и духовно; чтобы поспешить напоить жаждущих и тех, у кого тело жаждет, и тех, у кого душа исстрадалась без живой воды святой веры православной. Мы получаем благодать Духа Святаго для того, чтобы одеть и тех, кто действительно нуждается в одежде для своего тела, но и одеть правдой тех, кто нуждается в настоящей помощи в жизни, чтобы и ему идти по пути жизни.

И мы знаем, что наших сил на это не достает. Но мы знаем, какая с нами сила – Церковь Святая, Пречистая и Преблагословенная Матерь Божия, Ангелы, Архангелы, все святые. И поэтому мы, видя свое недостоинство, одновременно дерзаем просить у Бога прощения, просить у Бога сил и молимся Ему, чтобы тогда, когда Он придет со славою и святыми Ангелами Своими, нам оказаться среди тех, кому Он скажет: «Придите, благословенные, наследуйте Царствие Божие, уготованное вам от сложения мира!»

Аминь.

5.03.2005 Мясопустная родительская суббота. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Святая Церковь Православная обращает наше духовное внимание на то, чтобы мы с усердием помолились Господу Богу о упокоении душ усопших, тех, которые оставили временную жизнь и пребывают ныне в ожидании второго и страшного пришествия Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Это поминовение совершается потому, что в воскресный день будет читаться Евангелие, повествующее о Страшном суде, будет читаться Евангелие, в котором будет рассказываться, как каждому человеку придется дать ответ перед лицом Божиим за свою прожитую жизнь. Жизнь – это дар Божий, который вверяется нам; он ничем нами не заслужен. Но этот дар мы можем использовать по-разному. И как бы человек не оправдывал сам себя в своей жизни, в своем поведении, человек все равно несет ответственность за свои поступки. И, будучи свободным, человек имеет возможность выбирать между добром и злом, и несет ответственность за этот выбор.

Действительно, слова Спасителя, которыми Он охарактеризовал мир, по-своему, можно сказать, страшны, ибо Спаситель сказал: «Мир во зле лежит». И действительно, живя в миру, мы постоянно видим, как зло торжествует, как грех торжествует, и жизнь течет так, как будто нет Бога, и люди живут так, как будто бы им не надо нести ответственность за свои поступки. Да, Господь Иисус Христос этот факт констатировал, Он сказал: «Мир во зле лежит». Но также Иисус Христос сказал: «Но мужайтесь – Я победил мир».

То зло, которое существует в мире, проистекает из зла, которое существует в наших же душах, а Господь Иисус Христос победил это зло. И вся наша надежда, все наше упование может быть только в Господе Иисусе Христе, Который для того и в мир пришел, и жил в мире, и страдал, чтобы мы не погибли, но, имея веру в Него, получили бы вечную жизнь.

Вот поэтому в преддверии Великого поста, когда мы обращаемся и размышляем об ответственности человека в этом мире, Святая Церковь предписывает нам усердно помолиться за усопших. Усердно помолиться за наших родных и близких, потому что, действительно, не каждый из наших родных и близких веровал в Господа и шел за Ним по жизни в этом мире, а, можно даже сказать, очень много, если не большинство, даже Бога и не признавало. И что же теперь делать? Оставит ли Господь их без Своего милосердия? Ведь когда человек перешагнул рубеж жизни и смерти, он там видит все, он видит, что он жил напрасно, он видит, куда он себя завел, отчаяние и страх охватывает его душу, но он уже ничего не может сделать, потому что его душа разлучена с телом, и он никак уже не может исправить своего положения.

Иногда говорят: неужели Бог жесток и Богу нравится наказывать грешников, мучить? Нет! Господь не мучает грешников, Ему не может это нравиться; наоборот, Он пришел в мир и взошел на Крест и Сам мучился, только для одного – чтобы грешников избавить от мучения. А как же вечные муки, о которых говорит Церковь? Да, они есть, для тех людей, которые сами своими грехами себя мучают и не желают обратиться к Господу. Но как, же так, когда жизнь закончилась, ведь они увидят Господа, и им захочется обратиться? Да, захочется. Но они уже сами для себя ничего не смогут сделать и сами переменить то зло, которое накопили за всю жизнь, не смогут уже. Так в чем же тогда спасение людей? А в том спасение людей, дорогие братья и сестры, что Господь, создавший на земле Церковь, и принявший мучения за всех грешников, и излиявший Свою Кровь на Кресте, дал Своей Церкви великий дар – что когда Церковь совершает молитву о усопших, она за них, усопших, делает то, чего они не могут сделать, она за них просит прощенья. Они во время своей жизни не каялись, а Церковь имеет власть молитвы такую, что грехи их оставляются, и Господь прощает им прегрешения, вольные и невольные. Они в своей жизни, может быть, мало делали добрых дел, а Церковь Святая из своей духовной сокровищницы доброделанием родных и близких приводит души этих людей к сиянию и свету Божию.

Вот, дорогие братья и сестры, в чем смысл поминовения усопших. Мы, живущие сейчас, пользуясь даром жизни, который имеем, должны, понимая, что рано или поздно и нам придется предстать перед лицом Божиим, сейчас не только за себя, но и за усопших потрудиться. За них помолиться, за них сделать добрые дела, за них подать милостыню, за них усердно и с сердцем милующим совершать дела милосердия. И тогда отрада великая будет тем людям, которые сейчас ожидают Страшного суда и Пришествия Господня; отрада будет через молитвы Святой Церкви.

Дорогие братья и сестры! Совершим же сию молитву, – не только за наших родных и близких, которых мы знаем, любим, помним и за которых будем сейчас молиться. Совершим ее и за всех, – за тех, за кого некому помолиться, за от века усопших православных, которых имена один Господь только знает, помолимся за тех, которые без погребения отошли ко Господу, без молитвы церковной. Помолимся за всех, – и тех, кто по безумию своему не признавал Господа, и тех, кто грешили и не успели покаяться, – за всех совершим молитву. Чтобы грехи всех Кровию Господа нашего Иисуса Христа омыты были и чтобы в океане любви Христовой растворились все беззакония человеческие. О сем молитву ныне творит вся Святая Церковь Православная. Помолимся и мы, дорогие братья и сестры. Да упокоит Господь души усопших раб Своих в селениях праведных.

Аминь.

(18.02.2012 Вселенская родительская суббота. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, по уставу Святой Церкви, мы совершаем особую усердную молитву о усопших. Через неделю начнется Святой и Великий пост – время, когда мы с вами будем прилагать усилия, чтобы нам покаяться и изменить свой образ жизни, чтобы нам удалить от себя греховные мысли, чтобы нам избавляться от греховных привычек, чтобы нам стараться творить дела милосердия и не совершать злых поступков.

Дело в том, что жизнь каждого человека не проходит бесследно. И завтра на Божественной литургии мы услышим Евангелие, в котором повествуется о том, как каждый человек будет давать отчет за свою жизнь. Недаром завтрашний день еще называется Неделей о страшном суде.

Хорошо нам, что нам сейчас Господь еще дает время и возможность что-то исправить в своей жизни. И мы можем избавиться от Страшного суда, и Суд не будет для нас страшен, если мы успеем покаяться, измениться и исправиться. Но почему Церковь предлагает нам сегодня совершить молитву о усопших? Потому что за гробом уже нет покаяния. Они уже ничего не могут исправить. Тот шанс, который был у них, уже прошел. Этот отрезок земной жизни уже не вернешь. И они видят, как многое можно было бы по-другому сделать, – а жизнь-то уже закончилась, ничего не изменить. И как это страшно, когда видишь, насколько ты был неправ, как можно было бы жить по-другому, как можно было бы пребывать в любви Христовой постоянно. И что же? Если за гробом нет покаяния, значит, все пропало? Зачем же тогда Христос приходил на землю?

Христос пришел на землю для того, чтобы не только нам, живущим сейчас, нашей временной жизнью, указать путь, но и тем, кто уже находится во гробах, даровать жизнь (см. тропарь Пасхи). А как Он это делает? А делается это, дорогие братья и сестры, через молитвы Церкви. Церковь, которую на земле создал Спаситель, имеет особое оружие, особый дар, особый ключ к Царству Божию. Этот ключ называется молитва церковная. Церковная молитва за усопших дает этим усопшим второй шанс. И, хотя они сами уже ничего не могут изменить, но Церковь, своими молитвами, и мы, живущие, своими добрыми делами в память о усопших, можем изменить и изменяем их участь. Они получают утешение, они получают прощение своих грехов, они избавляются от тяжких мучений, Солнце правды – Христос сияет им по молитвам Церкви.

Вот почему столь важно нам усердно молиться о усопших. Мы тем самым радость им подаем. Мы их освобождаем от тяжкой участи. Но и сами мы назидаемся. Это хорошо, у кого есть родственники, которые молятся. А сколько людей ушло, и у них неверующие родственники, или их никто не знает, как же им, кто за них будет молиться? Поэтому Церковь и призывает ныне, в день этой Вселенской родительской субботы во всех храмах молиться за всех усопших. И знаемых, и незнаемых, и ведомых и неведомых, и тех, о которых некому помолиться, и тех, над кем не было даже церковного отпевания совершено, – всех от века почивших православных ныне призывает Святая Церковь помянуть, чтобы Господь их упокоил в Царствии вечном.

Совершим же сию молитву с любовью и памятью о усопших. Аминь.

(09.03.2013 Мясопустная родительская суббота. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Практически через неделю начнется Святой и Великий пост. Это особенное время, в которое, наконец, мы должны раскрыть свои глаза и увидеть, что же главное в нашей жизни, увидеть, ради чего мы живем, увидеть, какой итог будет в нашей жизни. Это очень важно – отряхнуться от духовного сна, духовно пробудиться. Именно для этого и дается нам с вами благодатное время Великого поста.

Святая Церковь нас подготавливает к этому времени. И вот сегодня мы находимся того воскресного дня, когда будет читаться Святое Евангелие, повествующее о Страшном суде – о последнем дне в истории человечества, когда каждый из нас с вами предстанет перед лицом Божиим и даст ответ не только за свои поступки, но за свои мысли и чувства и за то состояние души, которое у нас с вами наблюдается.

Для чего делает это Святая Церковь? Для того чтобы мы с вами успели еще исправиться, успели еще измениться, покаяться. А покаяние – это изменение образа мыслей и чувств, изменение своего поведения, изменение своего отношения к жизни. Мы с вами еще имеем эту благую возможность. Каждый из нас еще может исправиться: может постараться, может изгнать из своего сердца все злое, греховное и ненужное. А вот те люди, которые уже ушли из этой временной жизни, уже ничего не могут сделать с собой. Они не могут уже исправить свою жизнь. Их жизнь прожита. Теперь они ожидают того времени, когда Господь вновь придет в мир, и надо будет давать отчет за свои дела. Но, представьте себе, мы по своей глупости и неразумию об этом постоянно забываем и часто живем так, как будто этого Суда с нами и не будет. Забываем об этом и порой живем ну совершенно неразумно, как будто нет ни заповедей Божиих, ни ответственности человеческой, ни совести как будто нет даже человеческой. Но те, кто уже переступили границу жизни, –все, уже гробовая доска за ними закрылась, – они-то теперь реально все видят! И видят свою ответственность, и видят, какой ответ им придется давать. Потому что перед душами усопших все раскрывается: и обители райские они видели, и – о ужас! – обители адские они тоже видели. И вот Господь придет, и каждому придется давать ответ.

Святая Церковь живет законом любви. Они, ушедшие от нас, уже не могут ничего исправить, хотя очень хотят. Очень хотят многое изменить в своей прожитой жизни, но уже не могут. А мы можем с вами повлиять на их судьбу. Мы можем им помочь. Можем, потому что Церкви дарована сила молитв. Они не могут уже делать добрых дел – мы за них можем делать добрые дела. Дела милосердия и благотворительности, дела любви Божией мы можем делать в честь и память ушедших наших родных и близких. Мы можем за них молиться, чтобы Господь принял наши труды как их труды, чтобы Господь принял наше покаяние как их покаяние. Церкви дана удивительная, уникальная сила, которая возводит из ада души людские. Потому что для того Христос и пришел в мир, чтобы никто из верующих в Него не погиб, а имели бы жизнь вечную (см. Ин. 3, 15). Слышите? Никто из верующих в Господа Иисуса Христа не должен погибнуть! Все должны иметь вечную жизнь! Для этого мы сейчас с вами и совершаем молитву об усопших.

Мы поминали их имена, знакомые всем нам. И сейчас будем совершать панихиду, и каждый, каждый в своем сердце вспоминайте тех людей, которые уже ушли из этой жизни, и молитесь, чтобы Господь милостив был к ним, чтобы даровал им радость жизни вечной, чтобы простил им их грехи, в которых они не раскаялись и не исправились, чтобы очистил и изгладил их из Книги жизни. Церкви дана такая сила. Когда вы подаете записочки, священники в алтаре из просфор вынимают частички с упоминанием имен усопших, а потом в конце литургии священник ссыпает эти частички в Чашу с Пречистой Кровью Господа нашего Иисуса Христа и говорит такие слова: «Отмый, Господи, грехи всех, поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною и молитвами святых Твоих». Вот какая сила дана Церкви.

Сейчас помолимся каждый о своих родных и близких. Но ведь дело в том, что множество есть людей, за которых некому помолиться, множество есть людей, имена которых давным-давно забыты, но все они ждут помощи от Церкви. И поэтому помолимся о всех усопших: не только о тех, которых мы знаем, но и о тех, которых не знаем, всех православных христианах, которые жили, крещены во имя Отца и Сына и Святаго Духа и ныне ждут от нас с вами молитвенной помощи. Вселенская родительская суббота, которая сегодня, призывает нас именно к этой усердной молитве.

Совершим ее. Совершим в сознании того, что ведь наступит время, и о нас кто-то будет молиться, и о нас будут просить Господа, и наши имена будут возноситься в храмах Господних. А может быть, и не будут – но Церковь всегда помнит чад своих.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих в селениих праведных! Аминь.

(22.02.2014 Родительская мясопустная суббота. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Святая Церковь, подготавливая нас с вами ко времени Святаго и Великого поста, в сегодняшний субботний день предлагает нам усердно обратиться ко Господу с молитвой об усопших. Почему эта молитва об усопших совершается в преддверии Поста и почему она для нас необходима? Для того, дорогие братья и сестры, чтобы мы с вами вспомнили о последствиях греха.

Пост для чего в Церкви устроен? Чтобы человек постарался и потрудился бороться с грехом в своем сердце. Почему нужно бороться с грехом? В чем беда греха? Бог не сотворил греха. Бог человека не сотворил с грехом в его сердце. Зло и грех сотворил сам человек. И беда человека как раз и заключается в том, что последствия греха страшны. Последствия греха – это страдания, болезни и, в конечном итоге, смерть. Потому что Бог смерть не сотворял – человек ее для себя сам устроил, уйдя от воли Божией. Ведь что такое грех? Грех – это когда человек не хочет волю Божию исполнять, а поступает по-другому, по своей воле. И тогда все хорошее и доброе человек портит, извращает. И, как последствия этой порчи человеческой природы, появляются и болезни и смерть.

Так вот, мир у нас с вами такой, дорогие братья и сестры, что нет человека, который бы прожил и не согрешил. Все мы с вами люди грешные. Но для того и пришел в мир наш Спаситель Господь Иисус Христос, чтобы мы, грешники, не погибли. Он желает нас с вами спасти. И мы спасаемся через веру в Господа нашего Иисуса Христа, и жизнь по Его благим заповедям, и участие в Таинствах Церковных.

Но беда наша еще заключается в том, что мы поздно, бывает, задумываемся, поздно начинаем серьезно относиться к своей душе. Пока человек молодой, он рассуждает: «Я сейчас молод, полон сил, мне надо жизнью своей заняться, некогда мне думать о заповедях Божиих, некогда мне молиться, ни к чему мне поститься», – и так у него молодость проходит. Грехов он себе накапливает, душу себе всю грехами испачкает. Ну, вроде бы, наступает старость – вот бы подумать тут о покаянии. А и здесь ничего не выходит. Человек говорит: «Я уже старый, я больной, у меня ножки болят, мне в храм ходить тяжело, а молиться мне – я молитв не запоминаю, а глаза плохо видят, я поэтому и Писание не читаю», – вот и опять причина. Все это печально очень. Потому что приводит к страшным последствиям. Вот живет так человек, о душе своей не думает, а в один прекрасный день душа от тела и разделяется у него. И он смотрит на себя со стороны: тело лежит бездыханное у него, родственники вокруг плачут (кто плачет, кто нет – кто как), а он-то сам, куда ему – душе-то? И вот тут страх начинается. Потому что нужно ему предстать перед лицом Божиим, а с чем предстать? Если душа, кроме пустоты, за свою жизнь ничего не накопила и, кроме грехов, ничего для себя не приобрела? Вот где страх какой!

Поэтому Церковь и предупреждает постоянно, именно поэтому в преддверии Поста нам предлагается помолиться об усопших. Они уже себе не могут помочь. Они, усопшие, уже не могут покаяться, не могут исправиться, не могут делать дела милосердия – их жизнь теперь другая. Она теперь зависит от нас с вами, от того, как мы будем о них помнить, как мы будем молиться и взывать к милосердию и любви Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.

Господь так устроил, чтоб до последнего дать человеку возможность спастись. Вот уже даже и ушел человек из этой временной жизни, а Господь все равно дает возможность ему спастись. Как? – Молитвами Святой Церкви. Нами. Мы должны молиться об усопших. Мы должны сейчас восполнить то, что они не сделали. Каждый из нас грешен. Так помолимся же с усердием о наших братьях и сестрах усопших, чтоб им Господь простил их грехи. Потому что придет время – и за нас будут молиться, чтобы нам Господь простил наши грехи.

И ныне по призыву нашей Церкви совершим, дорогие братья и сестры, эту молитву о наших усопших. Очень хорошо, когда мы помним своих родных, близких. Вы молитесь, имена их вспоминайте. За них в сердце своем молитесь. Но правильно Церковь в сегодняшний день призывает помолиться и за всех: и за тех, за кого некому помолиться, у кого нет родных, которые бы в храм ходили или молились, тех, о которых забыли уже, которые давно жили, тех, которые погибли, которые не успели покаяться, которые погибли от несчастных случаев. О всех ныне Святая Церковь призывает нас с вами молиться. А Господь знает их имена и взирает на нашу с вами молитву.

Помолимся, да упокоит Господь наш души раб Своих в селениих праведных. Аминь.