Навечерие Богоявления.

18.01.1999 года. Навечерие Богоявления. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы с вами духовно находимся на берегу реки Иордан. Святое Евангелие рассказывает нам, как посланный Богом пророк пришел приготовить путь Господень, и грешники шли к этому пророку, и Он погружал их в воду, и они каялись в своих грехах, и в знак того, что они изменяли свою жизнь, они омывали свое тело. А Иоанн - пророк, Предтеча и Креститель говорил им: «Я в воду вас погружаю, но идет Тот, Кто будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1, 8). И ныне мы с вами пришли в храм Божий, осознавая себя грешниками. И ныне мы так же, как и древние люди на реке Иордан желаем изменить свою жизнь, желаем оставить зло и грех, желаем омыть скверну наших помыслов, суету наших желаний. Мы стремимся, чтобы наша душа очистилась.

И вот тогда, в древности, грешники стояли и ждали, когда Иоанн погрузит их в воды Иордана, к ним пришел и стал вместе с ними Тот, Кто может совершить чудо с человеческой душой, Кто может исцелить, очистить, омыть наши больные грехом души. Он пришел и встал вместе с грешниками, и стоял вместе с ними. Дорогие братья и сестры! Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос не гнушается нас грешных, но наоборот, дает нам с вами силы отступить от наших грехов, исправиться, омыть себя, очистить. «Как можешь Ты просить у меня крещения, - сказал Иоанн Креститель, - когда я должен у Тебя креститься?» - «Оставь, мы должны исполнить всякую правду», - отвечает Спаситель. И видимым образом сходит в реку Иордан, и освящаются ее воды (Мф. 3, 14-17).

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы с вами пришли получить видимое благословение от Бога. Освященная вода послужит нам напоминанием и помощью для нашего исправления и покаяния. Как крещение Иоанново привело людей ко Христу, так святая вода помогает нам бороться против сил зла в нашем жизненном пути за Христом. Мы с вами крещены во Христа, во Христа облеклись. В купели крещения мы были погружены в воду с призыванием имени Святой Троицы: Отца и Сына и Святаго Духа. Явление Святой Троицы было на Иордане. Сын Божий стоял в воде, голос Отца Небесного говорил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», - и Дух, как голубь, сходил на Сына.

Дорогие братья и сестры! И ныне мы пришли приобщиться благодати Божией. Мы радуемся, что Господь вместе с нами, так же, как Он стоял на Иордане вместе со всеми грешниками, Он сейчас здесь, вместе с нами в Храме Божием. И нам обещал, что пребудет с нами «во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20)! И помощь Его коснется каждого из нас, и благодать Его посетит каждого из нас. Но что нам нужно для этого? - Вера и благоговение, страх Божий. Если не будет у нас веры, и не будет страха Божия и благоговения, сердце наше будет закрыто для благодати Божией. А ныне мы не желаем того, чтобы нам быть отринутыми от помощи Божией, а наоборот, стремимся получить ее.

И вот сегодня в Церкви Христовой раздается святая вода, великая святыня. В течение целого года она сохраняется невредима. Православные христиане хранят ее дома, после молитвы пьют ее, окропляя ей свои дома и жилища, больные получают исцеления, злая сила отступает от тех, кто с верою принимает великую святыню - воду святую. Это видимый знак Божественной благодати нам грешным людям для нашего исправления и назидания. Почерпнем же эту великую благодать с благоговением, понесем ее в свои дома, будем освящать ею всякую вещь, которой пользуемся.

Дорогие братья и сестры! Мы вместе с вами молились, и пусть наше пребывание в храме дальше останется пожизненным. Чтобы мы не украли сами у себя благодать, не растеряли ее. Если человек с раздражением и злобою, или нетерпением ожидает получения святой воды, досадует, не терпит, на ближних своих раздражается, как это бывает иногда, особенно с теми, кто редко приходит в храм Божий, то, к сожалению, он не получит благодати Божией. Это все равно, что если взять, набрать святой воды, а потом ее вылить на землю. Так будет с тем человеком, который без благоговения, без страха Божия будет приступать ко святой воде.

Пожелаем всем вам, дорогие братья и сестры, получить благословение Божие и радостно, духовно радостно провести праздник Крещения Господня. Сегодня вечером в пять часов всенощное бдение. Ночью, в час ночи, начнется крещенская служба - Божественная литургия, а после нее снова великое водоосвящение. Будем прославлять имя Божие, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков.

Аминь.

18.01.2001 Навечерие Богоявления.

……………………………………………………………………………… к реке Иордан собирались люди для того, чтобы покаяться в своих грехах, так и мы ныне собрались ко храму Господню, сознавая свои грехи и свое недостоинство.

Грешники стояли у реки Иордана, ожидая, когда Иоанн Креститель, приняв их покаяние, погрузит в воду. Но пришел Тот, Который был, и есть и будет выше Иордана, выше Иоанна Крестителя, выше неба и земли; пришел Спаситель мира Господь Иисус Христос и стал среди грешников, и вместе с грешниками вошел в реку Иордан.

Так и мы, дорогие братья и сестры, хотя и грешными себя сознаем, придя в храм Божий, надеемся, что с нами Бог будет, и придет к нам, и не оставит нас.

И войдя во Иордан, Господь открыл тайну Своего величества – Богоявление произошло. Отец, Сын и Дух Святой явились – Троица единосущная и нераздельная: Сын, стоящий во Иордане вместе с родом человеческим, Дух Святый, нисходящий на Него в виде голубя, и голос Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой возлюбленный».

Дорогие братья и сестры! И мы, придя в храм Божий, видим тайну явления Святой Троицы. Освящающую и очищающую нас с вами благодать Духа Святого здесь, в храме Божием, мы с вами получаем. В Причастии Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спасителя и Бога нашего мы здесь с Ним соединяемся. Отец Небесный, промыслительно ведущий всех нас ко спасению, нас благословляет и через Сына Своего нас Себе вновь восыновляет, т.е. возвращает нам то райское блаженство, которое мы с вами потеряли.

И вот ныне, в Навечерие Богоявления Христова, мы пришли храм Божий почерпать святую воду. Это – особая вода, великая святыня. Она только раз в году бывает особым способом освящаема и раздаваема людям. И ныне мы с верою приходим; с верою приходим, чтобы почерпать эту воду для освящения наших душ и телес наших родных и близких, наших жилищ и наших домов, для освящения всякой вещи. Мы знаем духовно………………………………….мы нуждаемся в прикосновении Его, как мы нуждаемся в том, чтобы святыня не только душу нашу согрела, но и тело освятила, дает нам эту святую воду.

Многие видели Христа во время Его земной жизни. Многие прикасались к Нему. Но не многие получили от Него исцеление. Получили от Него исцеления те, кто приступали к Нему с верою и любовью. А кто приступал в раздражении и злобе, не получил от Него благодати.

Разве воины, которые били Христа, заушали Его, и тем самым прикасались к Его пречистому телу, получили через это исцеление? – Нет! А женщина, которая, двенадцать лет болела и не могла исцелиться, подумала: «Только к краю ризы прикоснусь, уже исцелюсь», - и так и произошло. Господь сказал: «Велика твоя вера. По вере твоей да будет тебе!»

И ныне мы не просто собрались в храм Божий почерпать святой воды. Нет! Мы пришли с верою во Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Мы веруем, что Он пришел в мир для того, чтобы мы не погибли. Мы веруем, что Он есть истинный Бог, и мы должны жить по тем заповедям, которые Он дал нам. Мы веруем, что Он основал на земле Свою Церковь, сыновьями и дочерьми которой мы должны быть. Мы веруем, что слово Божие непреложно. Мы веруем, что Бог может очистить и простить наши грехи. И с этой верой мы и приступаем ко святой воде.

Дорогие братья и сестры! С искренним благоговением, терпением и любовью приступайте ныне ко святой воде. Конечно, все вы понимаете, что одновременно, сразу же в одну минуту каждый из вас не сможет получить святой воды. Может быть, придется подождать – кому десять минут, кому пятнадцать, а кому, может быть, полчаса. – Ничего страшного! Вы находитесь под сенью храма святого. Вместе того, чтобы учить друг друга, или раздражаться, или, не дай Бог, осуждать кого-то, молитесь в сердцах своих: «Боже, милостив буди ми грешному!» – И тогда вы увидите что будет, какими оправданными от Господа вы выйдете из храма Божия и какую благодать вы с собой понесете. А тот, кто будет брать воду святую без благоговения, без веры, со злобою и раздражением останется без святого благословения. Помните об этом, дорогие братья и сестры!

Святую воду хранят в святом углу в домах. Она может храниться в течение целого года. Ею окропляют всякую вещь и пьют для исцеления души и тела, во все дни можно это делать натощак. Святую воду можно разводить. Одна капля этой воды может освятить вам дом, а хоть сколько угодно вы банок поставите воды, и эта святая вода даже капелькой туда окунутая, и то освятит эту воду. И так можно делать в течение целого года.

Да поможет всем нам Господь иметь благодать Духа Святаго, освятиться самим и нашим родным и близким. Храни всех вас Господь и Матерь Божия!

Аминь.

18.01.2002 Навечерие Богоявления. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Днесь мы пришли в храм Божий, чтобы почерпать здесь воду спасения, воду благословения, воду освящения.

Сегодня Господь видимым образом посылает нам Свою благодать Духа Святаго через святую воду. Это освящение воды называется «великим освящением», «великой агиасмой» – великой святыней, потому что через это освящение вспоминается явление триединого Бога на реке Иордан. Когда Господь наш Иисус Христос сошел в воды Иордана, был голос Отца небесного: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», и Дух, яко голубь, сошел на Сына Божия. – Отец, Сын и Дух Святой явились на Иордане.

Это явление Бога – Богоявление – важно для нас потому, что в нашей жизни нам нужен Бог. Без благословения Божия мы не можем ничего доброго сотворить. И мы получаем ныне это благословение Божие через окропление святой водой; через то, что мы эту святую воду с благоговением испиваем; через то, что мы окропляем ею свои жилища.

Православные христиане хранят эту воду святую в течение года, употребляют ее во время болезней с верою. Тот, кто с верою приходит к Господу, получает от Него просимое. «По вере вашей будет дано вам».

Господь Иисус Христос пришел на Иордан, потому что там собралось очень много грешников. Грешники стояли на берегу реки и ждали, чтобы принести свое покаяние, и ждали, чтобы Иоанн Креститель погрузил их в знак покаяния в воду. Но Иоанн Креститель говорил: «Я крещу вас водой, а за мной придет Тот, Кто будет крестить вас Духом Святым и огнем». – Он говорил об огне веры, о Духе Святом, Которого мы так с вами жаждем и получаем по молитве нашей, и получаем, как в Таинстве Миропомазания, так и в иных Таинствах церковных.

И вот, Сам Господь приходит, и становится вместе с грешниками, и вместе с грешниками сходит в Иордан. И вот, тут совершается чудо – Богоявление.

Христос явился смиренно, в виде человека, но тут, на Иордане, является Его слава – слава триипостасного Божества, которое для нашего спасения делает все необходимое.

Дорогие братья и сестры! Мы с вами ведь тоже осознаем, что мы – грешники; мы понимаем это. Мы потому и собрались в храм, и будем радоваться, что Христос не гнушается нас, грешников, но к нам приходит, чтобы быть вместе с нами, нас освящает, дает нам силы к тому, чтобы не возвращаться к нашим грехам. Как вот вы слышали сегодня в чтениях пророческих: «И если грехи ваши будут багряные, как снег очищу их, убелю».

Сегодня мы получаем святую воду. Будем получать ее с благоговением! Часто бывает, что происходит в храме искушение, и чаще всего, может быть, от тех людей, которые редко приходят в храм и только придут святой воды почерпнуть раз в год и на Пасху яички освятить. – Не надо никого осуждать! Не судите друг друга, не отталкивайте, стремитесь с благоговением принимать святую воду, с верой и молитвой. И тогда она будет вам на пользу. Несите эту святую воду в свои дома, освящайте ею всех своих родных и близких. Помните: Господь Иисус Христос пришел нас, грешников, спасти, чтобы мы не погибли, чтобы мы вошли в жизнь вечную.

Будем прославлять Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа; будем покланяться Богоявлению Троицы Святой на Иордане; будем почерпать святую воду и с молитвой принимать ее.

Аминь.

18.01.2003 Крещенский сочельник. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ныне мы возносим нашу молитву непостижимому невидимому вечному Богу, Который в сути Своей являет нам три лица – Отца и Сына и Святаго Духа. Сей Бог наш – Троица единосущная и нераздельная. Не три Бога, но един Бог. Разум человеческий эту тайну познать не может. Сердце же человеческое верою через эту тайну триединого триипостасного Божества получает спасение, а человек, который следует за начертаниями Божиими, получает жизнь вечную.

Сегодня эта тайна Святой Троицы особенно нам становится близка, потому что Бог изволил ее открыть нам в том, что Сам пришел к нам. Бог пришел к нам, потому что знает наши слабые духовные силы. Бог пришел к нам, потому что знает наше малодушие и маловерие; знает нашу склонность удаляться от добра и легко поддаваться на искушения; знает, что мы легко грешим и трудно каемся. Бог для того пришел к нам, чтобы быть вместе с нами, чтобы нас, грешников спасти.

И вот мы в эти дни святые вспоминаем, как Иоанн Креститель, придя на Иордан, погружал людей в воду. Мы знаем, что водой в жизни мы отмываем себя от всякой грязи. Как символ духовного очищения, которое должно произойти с человеком, Иоанн Креститель совершал погружение в воду. Но это погружение он совершал в ожидании грядущего Спасителя мира Господа Иисуса Христа. Он призывал людей к покаянию и изменению образа жизни. Но он знал, что сам человек без помощи Божией не может ни покаяться, ни исправиться, ни жить в добре, ни устоять от искушений. Все это возможно с помощью Божией. И поэтому Иоанн Креститель говорил о том, что за ним идет Тот, Который гораздо сильнее его.

И вот приходит в мир Иисус Христос. В Рождестве Своем Он является слабым, беспомощным младенцем, которому даже не нашлось места родиться в нормальных человеческих условиях. И впоследствии, в течение тридцати лет, Он не являет Себя миру, но пребывает в человеческом послушании у Своих родителей. А по истечении тридцати лет Своей жизни Бог являет Себя миру. Богочеловек Господь Иисус Христос приходит на Иордан и становится вместе с грешниками, которые пришли плакать о своих грехах, послушать назидание о том, что им надо делать и как им надо исправиться; и вместе с этими грешниками сходит в Иордан. Не потому, что Сам Он нуждается в очищении, но для того, чтобы очистить всех тех, кто вместе с Ним в тот момент был на Иордане. Но не только их, а на все времена всех тех, кто с верою и любовью следует за Ним; всех тех, кто уверовал в Господа, принял Святое Крещение во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Иоанн Креститель, будучи вдохновлен Духом Святым, видит, Кто перед ним стоит, он не может протянуть свою руку и погрузить в воды иорданские Иисуса Христа. Он говорит: «Мне надо от Тебя принять крещение. Как я смогу прикоснуться к Тебе?» - Но Господь Иисус Христос отвечает ему: «Оставь, мы должны исполнить правду». – А правда Божия заключается в том, что Сын Божий вочеловечился, чтобы всех, верующих в Него, спасти от греха; чтобы каждый верующий человек имел возможность всегда быть вместе с Богом. И поэтому Христос, Который в рождении Себя так умалил, что в пещере среди домашних животных родился, также Себя смиряет и умаляет, что вместе с грешниками погружается в Иордан, дабы грешников спасти. И тут совершается Богоявление. Во внешнем смирении Иисуса Христа Богочеловека раскрывается тайна Святой Троицы. Небеса разверзаются, и Дух Божий нисходит на Христа, и голос Отца небесного: «Сей есть Сын Мой возлюбленный о Нем же благоволих».

Дорогие братья и сестры! Ныне мы, предстоя в храме Божием, осознавая себя грешниками; но в то же время, зная, что мы запечатлены великим именем Святой Троицы в Таинстве Крещения и крещены во имя Отца и Сына и Святаго Духа, прославляем Христа, пришедшего в мир нас спасти, и молимся Ему: да простит Он нам наши согрешения, очисти нас грешных и возведет к вечной жизни, которая уже сияет в сердцах верующих людей сейчас, во временной жизни, сияет верой, надеждой и любовью. И этой веры, надежды и любви мы просим ныне у Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки веков.

Аминь.

18.01.2004 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ныне мы стоим в храме Божием с такими же чувствами, как некогда люди стояли у реки Иордан, придя с покаянием к великому пророку Предтече и Крестителю Иоанну, который призывал людей изменить свою жизнь; который призывал людей оставить злые чувства и научиться добрым; который был послан Богом для того, чтобы приготовить путь к пришествию в мир Господа и Бога Спаса нашего Иисуса Христа.

В великом множестве люди собирались на берегу Иорданском. И великий пророк каждому говорил то, что должен был он сделать в своей жизни, обличая грешную совесть человеческую. Ныне мы предстоим у великой святыни в храме Божьем, и нашу совесть тоже уязвляет благодать Духа Святаго. Уязвляет нашу совесть услышанное нами в Евангелии обращение великого Крестителя. Ибо даже той малости, с которой обращался он к людям, помогая им исправиться, мы не делаем. Как образно и емко ответил Иоанн Креститель на вопрос людей: «Что нам делать»! Он говорит: «У кого две ризы, отдай тому, у кого нет ни одной», – предлагая тем самым посмотреть вокруг себя и увидеть, куда приложить дела милосердия, предлагая нам, быть милосердными друг к другу и не о себе только думать. Но и этого простого призыва к милосердию, увы, даже спустя две тысячи лет мы не слышим.

И вот мы пришли, грешные и недостойные, к храму Божию. Что мы надеемся здесь получить? На что мы в жизни своей надеемся? Какие перемены мы можем совершить в своей жизни? Ведь покаяние, к которому призывал великий пророк, это и есть изменение образа жизни. И внимательно рассматривая себя и свои слабые силы, мы увидим, что самостоятельно мы не способны в себе ничего изменить. И только и остается нам, что признать прискорбный факт, что мы – люди грешные и приверженные к греху и страстям.

Но в чем же тогда светлая радость сегодняшнего дня? Почему же тогда священнослужители одеты в белые сияющие ризы? А потому, дорогие братья и сестры, что к тем людям, к тем грешным людям, которые осознали свои грехи и пришли к Иоанну Крестителю каяться, пришел Спаситель мира Господь Иисус Христос. Он пришел не для того, чтобы их осудить, не для того, чтобы их обвинить гневом Божьим, а для того, чтобы стать вместе с ними, стать одним их них и войти вместе с ними в воды Иорданские. Хотя Сам Господь безгрешен и не нуждался в покаянии, но Он предпочел быть с грешниками, чтобы их спасти.

Вот в чем наша радость! К нам, грешникам, Спаситель пришел, чтобы мы не погибли от грехов своих, но душа наша очистилась бы и стала светлой и белоснежной.

Тот, кто не осознал себя грешником, он не пришел на Иордан. Тот, кто в гордыне продолжал считать себя праведником, он не пошел в пустыню каяться. Тот, кто не размышлял о смысле жизни, ему было все равно и он не прибегнул к помощи приводящего к Христу Иоанна Крестителя. Это ли не похоже на состояние нынешнего мира?

Да, мы осознаем свои грехи. Но именно поэтому мы и здесь, в храме Божьем, потому что мы знаем, что Господь с нами, и любит нас, и очистит нас, и спасет нас, и не оставит нас погибнуть во зле, и зло никакой власти не будет иметь над нашими душами, ибо с нами Бог.

Дорогие братья и сестры! Сегодня совершено великое освящение воды в память того, как Спаситель мира пришел на Иордан к людям кающимся. Эта святая вода, как знак присутствия Божия в мире, бывает приносима верующими людьми в свой дом. И там мы храним эту воду. После молитвы мы пьем ее. Мы кропим ею наши жилища. Мы с верой принимаем ее. Эта вода может храниться целый год. И можно разбавлять ее, как говориться, одна капля даже этой святой воды может океан освятить. И называется она – великая святыня, великая агиасма.

С нами Бог, и знаком этого является эта великая святыня – святая вода. Но, братья и сестры, будем помнить и о том, что благодать от сей воды преподается по вере человеку, по его стремлению к Богу. Так же как и на Иордане с Иоанном Крестителем были те, кто желал. Насильно Иоанн Креститель к себе никого не приводил. Насильно к Себе никого Спаситель мира Господь Иисус Христос не приводит. Он с любовью призывает нас к Себе. Вот и мы с любовью приступим ныне почерпать святую воду.

По обычаю, как всегда устроена в нашем храме, раздача святой воды. И совершенно ясно, что одно временно всем невозможно сразу получить святую воду. Используйте же то время, которое вы находитесь в храме Божьем, не для нетерпения – когда же моя очередь подойдет?! – но для внутренней молитвы. Стоя в храме Божьем и ожидая получения святой воды, в душе своей обратитесь к Господу. Взирая на святые иконы храма Божия, обратитесь к Матери Божией, к святым подвижникам и угодникам, вспомните ваших родных и близких живых и усопших, нуждающихся в вашей молитве, и о них помолитесь. И какое вы получите утешение! И какую благодать вы принесете в свой дом!

А ежели кто не желает к сему здравому призыву прислушиваться, то имейте в виду – то, что бывает принимаемо с раздражением, с озлоблением, с ропотом, не приносит человеку духовной пользы, ибо в тот момент человек теряет свою веру и грешит. Да не будет с нами сего! Будем радоваться о Господе, Который пришел к нам грешникам, нас не возгнушался, чтобы мы не погибли, но спаслись. Слава Господу нашему Иисусу Христу во веки веков.

Аминь!

(18.01.2010. Навечерие Богоявления. Крещенский сочельник.)

Этот святой праздник нам является духовным воспоминанием, во укрепление наших сил, о том времени, когда Спаситель мира Господь Иисус Христос вышел на проповедь нашего спасения. Господу исполнилось тогда 30 лет, и Он перед началом Своего служения роду человеческому пришел на Иордан к Иоанну Крестителю. К Иоанну Крестителю в это время приходило множество людей, потому что он проповедовал о скором пришествии Спасителя мира. А Иоанн Предтеча и Креститель (Предтеча – это значит «тот, который идет впереди») говорил о том, что нужно встречать Спасителя мира покаянием и исправлением своей жизни. И тогда на Иордане-реке множество людей приходило слушать Иоанна Крестителя, который в знак того, что люди желают изменить свою жизнь: от греха пройти к святости, от зла обратиться к добру, от жестокости повернуться к милосердию, – погружал людей в реку Иордан. Он погружал их в знак того, что, как тело отмывается водою от грязи, так и душа человеческая Духом Святым может быть омыта от грязи греха. И поэтому Иоанн Креститель и говорил: «Я крещу вас в воде, но идет Тот, Который будет крестить вас Духом Святым» (см. Мк. 1, 8). Это он говорил о Спасителе мира Господе Иисусе Христе.

И вот Господь Иисус Христос приходит к этим грешникам, которые слушают Иоанна Крестителя и хотят от него креститься, чтобы изменить свою греховную жизнь. Он приходит и становится вместе с этими грешниками. И к Иоанну Крестителю Он сходит в Иордан и говорит: «Крести Меня». Но как может креститься Тот, Кто не имеет никакого греха? Какое нужно очищение Тому, Кто свят? Какое необходимо изменение жизни Тому, Кто ради нашего спасения приходит в этот мир?

Дорогие братья и сестры, в том великий духовный смысл нынешнего события, что Сам Спаситель мира – Тот, Кто свят, Тот, Кто безгрешен, Тот, Кто чист, – приходит к нам – грешным, недостойным, духовно загрязненным. И так же, как Иисус Христос пришел и стал с грешниками на Иордане, так и сейчас Христос приходит к нам, грешникам. Зачем приходит Христос на Иордан? Затем, чтобы нас с вами, грешников, спасти. В этом смысл нынешнего воспоминания. Наш Спаситель не гнушается нами, грешными и недостойными, Он приходит к нам с тем, чтобы нас освятить, чтобы нас исправить, чтобы нас изменить, чтобы уже не водою только, но Духом Святым освятить нас.

В сегодняшний день воспоминание этого события – пришествия Господа Иисуса Христа на Иордан ко крещению, совершается, и мы совершили только что с вами Великое освящение воды. Это особый чин, и вода, которую вы сейчас будете получать, – она особая, она имеет благодать от Господа. К тем, кто по вере приобщается ее, окропляется ею, мажется ею, она имеет силу бесов прогонять, недуги исцелять, веру укреплять, здравие даровать. Все сие происходит по вере нашей в Господа нашего Иисуса Христа Спасителя. Если кто без веры к сему приступает, то он не получит даров Духа Святаго. Кто с верой приступает – по вере его и дастся ему.

Эту святую воду православные христиане хранят в своих домах. Они окропляют ею свое жилище, они хранят ее в течение года, по капельке немножко наливают в другую воду и по утрам, после молитвы, ее испивают себе в благословение. Эту воду с особой молитвой употребляют во время болезни, эту воду принимают в подкрепление своей веры. Эту воду имеют для исцеления духовных и телесных недугов.

Дорогие братья и сестры! Ныне, как говорит Писание, почерпнем сию святую воду в веселии – с молитвой, с радостью, с любовью, с верой и надеждой. Конечно, сразу одновременно всем стоящим в храме невозможно получить святую воду, действительно, придется и подождать, может быть, немножко постоять – 10, 15, 20, может быть, даже 30 минут. Но используйте это время, которое вы находитесь в храме Божием, не для того, чтобы недовольствовать и толкать близ стоящих и говорить: «Быстрей! Быстрей! Быстрей!» – как будто вам прямо бегом хочется убежать из этого святого места, – нет, используйте это время для молитвы. Смотрите – вокруг святые иконы, постойте, обратитесь к Богу, помолитесь, попросите помощи всех святых, ангелов, архангелов. Воспоминайте всех своих родных и близких, помяните их за здравие; вспомните в душе своей усопших, помяните их за упокой. Стойте и молитесь в своей душе. А если кто особой молитвы не знает, просто про себя повторяйте: «Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!» И будете иметь духовную пользу от этого. А если будете иметь раздражение и нетерпение, то как бы не получилось так, что вместо благодати вы не получили бы для себя осуждения. Да не будет сего с нами! С верою, и любовию, и молитвой будем приступать к получению святой воды.

Сегодня вечером, в 5 часов, будет праздничное всенощное бдение. В ночь Крещения состоится Крещенское богослужение: в 1 час ночи оно начнется, будет потом божественная литургия, после которой также будет Великое освящение воды, таким образом, что уже в пятом часу утра снова будем святую воду раздавать. Кто не сможет ночью прийти, хотя вот особенно учитывая, что рабочий день, спокойно помолиться можно в это время, то будет еще одна Литургия в 9 часов утра.

Сегодня Крещенский сочельник. Еще раз вспомним, как грешники пришли к Иоанну Крестителю и как к ним пришел Спаситель мира Господь Иисус Христос. Помните, что сегодня день строгого поста. Храни вас Господь милосердный.

(18.01.2011 Крещенский сочельник. Навечерие Богоявления.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ныне мы с вами духовно предстоим Иордану-реке, на которой Иоанн Креститель, посланный Богом, проповедовал покаяние, готовясь к тому, чтобы встретить Спасителя мира, приготавливая сердца людей к тому, чтобы им обрести в жизни своей Спасителя и получить отпущение своих грехов. Грешники приходили к Иоанну Крестителю, сознавались в своих грехах, понимали необходимость покаяния.

«Покаяние» по-гречески означает «изменение образа жизни», так переводится это слово. Значит, покаяться – это перемениться, что-то изменить в своей душе, в своих мыслях и чувствах, в своем сердце, в своих поступках, в своих желаниях, в своих стремлениях. Вот что значит покаяться – произвести в себе перемену. О такой перемене проповедовал Иоанн Креститель. Почему? Потому что без покаяния, без перемены своей жизни, без изменения своего сердца невозможно человеку встретиться с Богом. Чтобы Господь вошел в наше сердце и в нашу душу, надо изменить себя. Если мы этого не сделаем, то тогда мы не сможем быть с Богом.

Вот почему Иоанн Креститель говорил: «Покайтесь! Приблизилось Царство Божие» (см. Мф. 3, 2). И Иоанн Креститель погружал людей в воду. Была река Иордан тогда полноводная, и он их погружал – в знак того, что, как тело водой отмывается, так через покаяние человек должен тоже отмыть свою душу.

Итак, ныне Святая Церковь вспоминает эту проповедь Иоанна Крестителя. Много людей приходили к нему и желали исправиться. Много людей он погружал в воду, но при этом говорил, что делает это только как символическое, прообразовательное движение. Он говорил: «Я крещу вас водой, но идет за мной Тот, Который будет крестить вас Духом Святым» (см. Мк. 1, 7–8).

Вот, дорогие братья и сестры, оказывается, что одного внешнего погружения недостаточно. Должно нечто измениться с душой человека. И вот, когда множество людей, кающихся в своих грехах грешников, стояли и ждали времени своего погружения в реку Иордан от Иоанна Крестителя, тогда к ним пришел Христос и стал среди грешников. Не потому, что Он нуждался в очищении, не потому, что Он был грешным, – в Нем не было ни единого греха, но Он пришел к нам, грешникам, нам помочь, потому что сами мы не сможем покаяться, сами мы свою жизнь исправить не сможем. И ничего мы в своей душе не изменим, и в голове своей не изменим, и в жизни своей не изменим, и в поступках своих не изменим, если нам не поможет Спаситель мира Господь Иисус Христос. Вот в чем смысл спасения человека, вот ради чего пришел в мир Христос, – Он стал одним из нас и взял на Себя грехи всего мира. И наши с вами грехи Он взял на Себя.

И вот сегодня мы, вспоминая это давнее евангельское событие, когда Иисус Христос пришел на Иордан и пришел к нам, грешникам, мы видимым образом ныне получаем, как благодать, ведущую нас с вами к покаянию и к изменению нашей жизни, святую воду, называемую великой святыней – великой агиасмой. Эта святая вода, которую сейчас мы с вами молитвенно освятили, напоминает человеку, что Спаситель мира Господь Иисус Христос пришел для того, чтобы избавить его от грехов, очистить его и омыть его. Эту святую воду мы в течение года храним в своих домах. Мы пьем ее утром после молитвы, мы принимаем ее, когда чувствуем себя больными, мы освящаем ею всякую вещь в наших домах, мы употребляем ее, когда нам трудно, и тяжело, и мы находимся в неких духовных борениях, ибо она имеет силу и власть отгонять всякую силу вражию. Это великая святыня, которую мы сегодня с вами будем получать.

Конечно, все имеет в Церкви значение только тогда, когда принимается с верою. Без веры ничто человеку не поможет – ни святая вода, ни иные какие священнодействия, – если в сердце человека веры не будет. Ведь много людей стояло тогда у Иордана, и много людей погружалось в воду, и много людей видели потом, как небеса разверзаются, и видели голубя, сходящего на Иисуса Христа, и слышали голос Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение!» (см. Мф. 3, 17). Но так же эти же многие потом кричали: «Распни, распни Его!» И эти же многие потом равнодушно проходили мимо проповеди апостолов… – Все зависит, дорогие братья и сестры, от того, какую веру в своих сердцах мы будем иметь. Эту веру нам и следует ныне у Господа испросить.

Сегодня Навечерие Богоявления Господня, праздника Святого Крещения. Сейчас благоговейно и не торопясь – не так уж много сегодня у нас в соборе людей – будем получать святую воду, и то время, в которое мы неизбежно находимся в некоторой очереди, потому что одновременно невозможно же всем нам воду получить, используйте во благо. Радуйтесь, что в храме Божием стоите, вместо того чтобы разговаривать о чем-то своем или торопить ближнего, чтобы он побыстрей проходил, помяните своих родных и близких во здравие и спасение, помолитесь о тех, кто нуждается в нашей молитве, вспомните ушедших из этой временной жизни, их помяните. Глазами своими впитывайте священные изображения храма Божия, сердцам своими возноситесь в молитве.

Наши праздничные молитвы продлятся еще сегодня. Сегодня вечером в 5 часов будет всенощное бдение под праздник Крещения Господня, а ночью, в 1 час ночи начнется Крещенская служба, после которой будет совершено также великое освящение воды. Кто не сможет прибыть на ночную Крещенскую службу, состоящую из молитвословий всенощного бдения, Божественной литургии и великого освящения воды, то будет совершаться в 9 часов еще вторая Божественная литургия, и после нее будет также освящение воды.

Дорогие братья и сестры! Благодать Божия нисходит на каждого человека, имеющего открытое сердце и взыскующего ее. Благословение Господне да пребудет с вами. Храни вас Господь милосердый и Матерь Божия. Аминь.

(18.01.2012 Крещенский сочельник. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Как некогда к реке Иордан собирались люди, кающиеся в своих грехах и ожидающие пришествия Спасителя, так же и мы сегодня собрались в храме Божием. Мы собрались в храме Божием для того, чтобы прикоснуться к благодати, передаваемой нам через таинство святой воды, которая именуется Великой агиасмой.

Эта святая вода, которая по особому чину всего лишь два раза в год освящается в храмах Божиих, имеет особое значение в жизни христианина. Ее значение заключается в освящении Богом не только самого человека, но и природы, в которой обитает человек, – потому что все было осквернено грехом самого человека. Бог создал мир прекрасным. В нем ничего не было, что бы служило к разрушению, ничего не было такого, что бы противоречило святости Божией. Только с того времени, когда человек отпал от Бога, не стал слушать Бога, нарушил Его заповедь, с тех пор не только сам человек мучается и страдает, но, как говорит апостол Павел, вся природа искажена грехом человеческим ( Рим. 8, 19-23). Для того, чтобы человека спасти, Бог Сам приходит в мир. Но к этому приходу Бога в мир человеку надо подготовиться. Поэтому Бог посылал пророков, которые говорили о пришествии в мир Спасителя мира. Бог посылал пророков, которые учили постоянно людей, что есть зло и что есть добро, учили разделять грешное от праведного. Но, увы, сколько бы пророки не учили этому, люди оставались глухи.

И не то что когда-то люди были плохие – а сейчас, что ли, люди хорошие? Мы сейчас с вами, что ли, другие? Мы сейчас, что ли, хорошо умеем отличать добро от зла? Что ли, мы хорошо понимаем, где грешное, а где праведное? Если бы мы это понимали, мы всегда бы стремились только к святому, и всегда бы отвращались от всего грешного. Но, увы, с нами этого не происходит.

Иоанн Креститель, о котором много сегодня говорилось в Священном Писании и которого мы сегодня вспоминаем особенно за Божественной литургией, пришел в мир приготовить путь Иисусу Христу. Он призывал людей к покаянию. Он погружал их в Иордан и говорил: «Я погружаю вас в воду, но идет Тот, Который будет крестить вас Духом Святым» (см. Мк. 1, 8). Люди погружались в реку Иордан, символически тем самым показывая, что они желают отмыть со свой души грязь греха, так же, как вода речная отмывает грязь с тела человека. Но этого все-таки было недостаточно. Грязь с души человеческой может отмыть только Спаситель мира Господь Иисус Христос.

Что же означает святая вода, которую ныне Церковь так торжественно освящает? Это помощь нашему грешному существу человеческому. Потому что мы чувствуем постоянно свое недостоинство и несоответствие святости Божией. Нам нужно дополнительное освящение. У нас слаба вера. Нам нужно нечто, что бы было для нас каким-то знамением. И вот таким знамением для нас с вами и является Великая агиасма – великая святыня, – вода, освящаемая в праздник Святого Крещения.

Эта вода имеет особую духовную силу. Она укрепляет здоровье человека. Она поддерживает человека в его духовной борьбе. Она отгоняет нечистые, супротивные духовные силы. Она освящает жилища, дома человеческие. Она дает человеку силу для того, чтобы он жил духовной жизнью.

Это так, в принципе, понятно: ведь человек на 90% состоит из воды, само существо его водное. И тут Господь освящает саму стихию тела человеческого, чтобы оно изменилось. И мы приходим и почерпаем эту святую воду. Но надо одно иметь в виду: эта святая вода будет действенной для нас только в том случае, если мы будем иметь веру в Бога.

Эта святая вода будет помогать нам в нашем покаянии, если мы будем понимать свои грехи. Эта святая вода будет освящать наши жилища, если мы будем стремиться видеть разницу между поступками злыми или праведными. Эта святая вода будет помогать нам отгонять злых духов, если мы сами будем призывать Ангела-хранителя, молиться и стремиться жить духовной жизнью. Если мы этого ничего делать не будем, то… Ведь и во Иордане рядом с Иисусом Христом много было людей, которые в этот же момент находились в Иорданской воде, но потом многие из них Ему же кричали: «Распни, распни Его!» Можно видеть Господа и не быть рядом с Ним.

Ныне, когда мы пришли в храм Божий, чтобы получить святую воду, будем просить, чтобы через эту воду нам увидеть Господа душой своей, чтобы Господь пребыл с нами, воистину, с нашим человеческим существом, чтобы наша вера укрепилась, чтобы наше желание жить по Его благим заповедям укрепилось, чтобы нам иметь истинное покаяние и исправление, чтобы благодать Духа Святаго сопутствовала нам во все дни жизни нашей. Аминь.

(18.01.2013 Крещенский сочельник. Литургия.)

Сердечно поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с навечерием Богоявления, Святаго Крещения! В сегодняшний день мы с вами духовно переносимся в то время, когда посланный пророчествовать о пришествии в мир Господа Иисуса Христа Иоанн призывал к себе людей, для того чтобы они покаялись в своих грехах. В знак их очищения он погружал их в Иордан. Как водой тело отмывается от грязи, так предлагал он души им очистить от грязи греха. Но сам о себе он говорил: «Я крещу вас водой, но идет за мной Тот, Кто будет крестить вас Духом Святым» (см. Мф. 3, 1–11; Мк. 1, 1–8). Так говорил он о Спасителе мира Господе Иисусе Христе.

И разные люди приходили к нему, и сознавали свое недостоинство и свои грехи, и входили в воды Иордана, и просили прощения о своих грехах у Бога. Но сам Иоанн, Креститель и Пророк, не мог им отпустить эти грехи. Потому что только Бог может отпустить человеку грехи. Ибо грехи наши перед Богом. Ибо, когда мы грешим, мы Бога не слушаем, Ему изменяем, от Него отворачиваемся. И только Он нам и может простить.

Каждый человек, который приходил к Иоанну Крестителю, осознавал свои совершенные греховные поступки. Вот и мы ныне пришли в храм Божий, пришли на святую службу, и в душе осознаем свое недостоинство и свои грехи. И так же, как перед лицом Иоанна они каялись в своих грехах, и мы каемся. Но что отличает нас от тех людей? Отличает нас то, чему и посвящен нынешний праздник и нынешнее воспоминание.

Вдруг к тем, которые плакали о своих грехах, сознавались в них, омывались в реке Иордан, вдруг к ним приходит Тот, Кто безгрешен, Кто не нуждается в омовении, не нуждается в очищении, не нуждается в прощении – ибо Он Сам Бог. Богочеловек Господь Иисус Христос вдруг приходит на Иордан. Зачем Он это делает? Он приходит на Иордан и становится вместе с грешниками. Иоанн Креститель и тот недоумевает: «Зачем Ты пришел? Почему Ты становишься вместе с грешниками? Мне надо у Тебя креститься, а не Тебе у меня» (см. Мф. 3, 14). А Иисус Христос для того и пришел и встал вместе с грешниками, чтобы всегда быть вместе с нами. Он для того и пришел к нам, чтобы быть с нами «во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Он не гнушается нас, грешников. Мы Ему не противны, хотя грех всякий противен Богу. А Иисус Христос не гнушается нами, и приходит к нам, и становится вместе с нами, потому что Он любит нас. И Он наши грехи берет на Себя. И то, то мы с себя смываем в Таинстве Покаяния, Он на Себя берет, и нас этим спасает. Потому что мало получить просто прощение от Бога – нам нужно исправить свою сущность. Ведь грех не только в том, что мы что-то плохое сделали, а грех у нас в душе, наша душа испортилась. Нашу душу надо исправить, изменить. И вот Господь соединяется с нами, чтобы нас обновить и исправить. И поэтому нас отличает от тех людей, которые были тогда при Иордане у Иоанна Крестителя, что с нами уже Бог. Он с нами, Он нас спасает, Он омывает наши с вами грехи.

И вот сегодня, в Навечерие Богоявления, – отсюда и название праздника – Богоявление, Сам Бог пришел к людям, – мы с вами просим у Господа, чтобы Он вошел в нашу жизнь, чтобы мы не жили без Него. От нас зависит, как мы это будем делать, как мы откроем свою душу, насколько мы будем жить вместе с Богом. И, как видимый знак, благодать, благословение и помощь нам для того, чтобы благодать Божия была с нами, сегодня Святая Церковь предлагает святую воду, которая называется «великой святыней» – «великой агиасмой». Она освящается всего лишь два раза в году по особому чину – по чину, похожему на тот, каким освящаются Святые Дары на Божественной литургии. И это особая вода. С древнего времени, с начала Церкви она предлагалась для освящения верующих Господу. Люди берут эту воду домой, хранят ее дома, благоговейно испивают ее. Ее много раз можно разбавлять. И после утренней молитвы вкушают ее, и когда люди болеют, с особой молитвой они и пьют эту воду, и помазуют с верой свое тело, и освящают свои дома, окропляя все в них. Эта святая вода – напоминание и реальная благодать для тех, кто имеет веру в сердце своем.

Господь говорит: «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15, 5). И эта святая вода – нам напоминание о Господе, Который пришел ради нашего спасения, чтобы омыть наши с вами грехи. Ее благоговейно хранят, около святых икон. Она имеет особенность в течение года сохраняться в доме. Эту святую воду, когда человек не имеет возможности причаститься в воскресный день, или в храм не попадает, он вкушает вместе с просфорой или антидором, получая благословение. В древности, когда на несколько даже лет за какие-то грехи отлучали людей от Святаго Причастия, то предлагали пить эту святую воду.

Вот и сегодня вы в храме Божием получите эту великую агиасму – святую воду. Получайте ее с благоговением, верою и любовью. Без веры ничего в Церкви не творится. Потому что, кто не имеет веры, тот к Христу не приходит. Много людей около Христа и теснились, и слышали Его реально, вот в то время, но не все за Ним пошли. Многие видели чудеса, но не все уверовали. Многие сами были исцелены, но жизнь свою не исправили, и поэтому ничего полезного для себя не получили. Так и мы – не на словах только должны быть христиане, но по жизни своей стремиться к вере, надежде, любви и к исполнению заповедей Божиих. Пусть поможет нам эта великая агиасма, эта вода, благословенная в храме Божием Духом Святым, чтобы Дух Святый и в наших сердцах всегда пребывал, и чтобы мы руководствовались в своей жизни Духом Святым. А хранилище Духа Святаго – Святая Церковь.

Поздравляю всех вас, дорогие братья и сестры, с Навечерием Богоявления, Крещения Господня. Этот сегодняшний день является днем поста, постный день сегодня. Вечером собираемся на молитву, на всенощное бдение, в 5 часов вечера. Далее будет Крещенская ночная служба, в 1 час ночи начнется. Тоже после Божественной литургии будет совершаться Великое освящение воды. Таким образом, вода от второго освящения у нас в храме уже где-то к 4 утра будет, и ее можно будет получать. Кто не сможет быть на ночной службе, будет еще одна Божественная литургия в 9 часов утра, после которой также совершится Великое освящение воды. С графиком раздачи святой воды можно ознакомиться, у нас объявление есть на дверях храма. В любом случае, еще не бывало такого, чтобы кто-то у нас не получил святой воды, потому что она раздается в течение всего праздника Богоявления, вплоть до отдания. А отдание бывает 27 января. Так что до этого времени все вы получите в любом случае святую воду.

Храни всех Господь милосердный и Матерь Божия.

С праздником!

 

(18.01.2015 Неделя 32-я по Пятидесятнице. Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Божественная литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Господь посылает в мир Своего пророка, чтобы этот пророк приготовил Спасителю мира пути к сердцам человеческим: Иоанн Предтеча, то есть тот, который идет перед Христом, Иоанн Пророк и Креститель, выходя на свою проповедь, призывает грешных людей к покаянию! Сегодня мы слышали об этом в Святом Евангелии, сегодня мы слышали об этом в пророчествах – призыв к покаянию, чтобы сердце покаявшегося человека смогло бы принять Спасителя и Господа Иисуса Христа. Церковь Христова через свое богослужение, молитвословия и обряды делает нас с вами сопричастниками тех событий, о которых мы читает в Слове Божием, то есть для нас это не просто повествование о каком-то давнем двухтысячелетнем событии, когда Иоанн проповедовал на берегу Иордана и звал грешных людей, чтобы они пришли, покаялись. – Нет, нас Церковь буквально переносит духовно к тому времени, когда происходили эти события, ведь призыв к покаянию относился не только к тем людям, которые жили когда-то давно, этот призыв относится и к нам с вами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие (Мф. 3, 2).

Что значит – покайтесь? «Покайтесь» – значит изменитесь, перемените в своих сердцах отношение к жизни – вот что важно! Иногда думаем мы, что покаяться – это значит просто перечислить грехи на исповеди. Нет, дорогие братья и сестры, подлинно покаяться – это переменить свое отношение к жизни, свое сознание: понять, осознать, что самое главное для нас, покаяться – значит строить свою жизнь так, чтобы Божие Слово и Закон Божий был самым главным для нас законом, самым важным для нас путем, чтобы был путь жизни, который дает нам Господь Иисус Христос! И вот, Иоанн Креститель проповедует на берегах Иордана. К нему собираются грешники – каяться: приходят мытари – сборщики налогов, приходят воины, приходят простые люди – каждому из них Иоанн Креститель дает совет, а потом, чтобы побудить к изменению жизни, чтобы внешним образом человек дал некое обещание, он погружает их в воду Иордана! Так, как вода смывает с тела грязь, так покаяние должно смыть с нашей души грязь грехов! Но Иоанн Креститель совершает это не своею силою и, более того, не зря он называется Предтечей – он только готовит, предшествует Иисусу Христу, он готовит к тому новому, что принес в мир Христос, он говорит: « Я крещу вас в воде, я погружаю вас в воду, но придет тот, кто будет вас крестить Духом Святым и огнем!» (см. Мф. 3, 11).

Вот, дорогие братья и сестры, мы с вами имеем это счастье – имеем Крещение Духа Святаго! Огонь веры должен гореть в сердцах наших, но, увы, мы подобны тем грешникам, которые приходили к Иоанну, тоже стоим сейчас пред святою водою Иорданскою, освященной Духом Святым, и осознаем свои грехи. Нам так же, как и им, для того, чтобы принять Христа в свое сердце, для того, чтобы жить по благим заповедям Божиим, нужно освящение, нужно изменение, нужно очищение, нужно просвещение. – И ныне Святая Церковь дает нам это! Почему мы теперь имеем более и в преизбытке, чем то, что имели те люди, стоявшие при Иордане? Когда они шли каяться, вдруг свершилось величайшее событие – это начало проповеди слова Божия, выход на общественное служение Спасителя мира Господа Иисуса Христа! К грешникам, собравшимся на реке Иордан, приходит безгрешный Спаситель, Господь Иисус Христос! Он приходит и становится рядом с грешниками. Почему Он делает это? Зачем нужно Ему было вначале Своего общественного служения прийти и стать вместе со всеми, кто ожидал крещения в реке Иордан? Да потому, что Он пришел не праведников спасать, а нас – грешников. Он к нам пришел, чтобы мы не погибли, чтобы нас освятить, чтобы нас очистить! И вот ныне мы собрались в храме Божием на молитве, и Он, Спаситель мира, Господь Иисус Христос, тоже пришел, и тоже вместе с нами сейчас, чтобы нас, грешников, освятить и очистить! И ныне видимым свидетельством благодати Божией является сия святая вода, которую только что мы с вами молитвенно освятили.

Она имеет особые свойства, христиане хранят ее в домах целый год, христиане утром после молитвы натощак вкушают сию святую воду, чтобы она давала силы и освящение, ибо она имеет силу и власть духов злых прогонять и освящать человека и его жилище! Мы во время болезни вкушаем ее, мы, отправляясь в путешествие, благословляемся ею, мы в начале всякого доброго дела приемлем от нее окропление – и все сие мы совершаем, дорогие братья и сестры, по нашей вере в Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа! Ведь покаяние невозможно насильно привить человеку и сказать ему: «Кайся!» – До тех пор, пока сам человек не почувствует потребность покаяться; веру невозможно зажечь в сердце человека насильно, пока сам человек не возожжет в своем сердце лампаду этой веры; так и освятить человека насильно невозможно. Только по вере нашей Господь дает нам освящение – «По вере вашей да будет вам!» (Мф. 9, 29). Настолько, насколько мы веруем, настолько мы будем получать освящение от сей святой воды, которую ныне благословляется брать и приносить в свои дома! Удивительное свойство этой воды: чтобы иметь ее дома, достаточно одной каплей освятить сколько угодно воды. Так христиане поступают: дома, употребляя святую воду, они все время потихоньку туда добавляют или, храня ее в отдельном сосуде, наливают сначала воду, а потом чуть-чуть капают туда святой воды и эта вода становится тоже святой, имея такие же свойства, как и та вода, которую мы сейчас в храме Божием освятили.

Дорогие братья и сестры! Мы вступили в празднование Святого Богоявления, Крещения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа! Святая Церковь призывает нас: «почерпите воду в веселии» – в духовном веселии о том, что мы получаем благодать дара Духа Святаго, будем получать сию святую воду! Конечно, каждому разумному человеку понятно, что одновременно все люди, стоящие в храме, в одну минуту не смогут взять воду – придется немножко в очереди постоять – но это и хорошо: пока будете стоять, займите свой ум молитвой – не так часто нам приходится побыть в храме Божием! Пока стоите за святою водою, помяните о здравии и о спасении своих родных и близких, помолитесь о них, помолитесь о тех, кто еще не пришел к вере, горячо о них помолитесь; вспомните и усопших своих родных и близких и попросите Господа, дабы вселил он их в селениях праведных; помолитесь о себе самих, чтобы нам с вами в жизни жить всегда с Господом и не отступать от Него, и жить по Его благим заповедям; поразмыслите о покаянии, о том, что нужно изменить в своей жизни, и тогда благословение Божие прибудет с вами и благодать Господня почиет на вас! А мы же всегда будем с вами возносить хвалу Триединому Богу: Отцу и Сыну и Святому Духу всегда, ныне и присно и во веки веков! Аминь.