Навечерие Рождества Христова.

6.01.2001 Суббота пред Рождеством Христовым. Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня – Рождественский сочельник. Сегодня мы собрались в храме Божием для того, чтобы в молитвах, а также, для большинства из нас, исповедью и причастием Святых Тайн Христовых подготовить себя к встрече великого праздника Рождества Христова.

Почему необходимо эта молитвенная и духовная подготовка к празднику? – Она необходима для того, чтобы мы себя самих сделали достойными принятия родившегося в мир Господа Иисуса Христа.

Иисус Христос родился в мир для того, чтобы спасти людей – спасти от власти греха, спасти от вечной смерти, в которую грех приводит человека. Но когда Христос рождался, то оказалось, что для Него нет даже места нормального человеческого, где бы Ему родиться.

Не было милосердия в сердцах людей. В городе Вифлееме не нашлось ни одной семьи, ни одного дома, где бы могли приютить Пречистую Деву и Ее спутника старца Иосифа. Ни у кого не дрогнуло сердце при виде этих уставших путников. Никто не смилостивился над ними, видя юную Деву, Которая должна была вот-вот родить…

Обычного человеческого сострадания и то не нашлось в сердцах людей. А ведь это Бог для них – для людей – рождался в мир!

Дорогие братья и сестры! Сегодня, молясь за службой, мы должны сами себе задать вопрос: «А в наших сердцах находится ли место для Господа Иисуса Христа? А мы готовы ли принять Его? Мы готовы ли быть с Ним?»

Какими мы окажемся? – Такими же черствыми и несострадательными, как жители города Вифлеема, или мы умягчим свое сердце и примем Христа в жизнь свою?

Как мы можем принять Христа в свою жизнь? – Вот так же, как самый вид Иосифа и Девы Марии взывал к человеческому состраданию, так и в нашей жизни повседневно Господь взывает к нашему состраданию; Господь призывает нас быть милостивыми друг ко другу, прощать друг другу обиды, не держать друг на друга зла, стремиться относиться ко всем с любовью, не отказывать в помощи, когда она необходима тому бы то ни было…

В нашей жизни так часто Господь взывает к нашей с вами совести! И вот, сегодня, стоя в храме Божием за службой Рождественского сочельника, мы будем молиться о том, чтобы наша душа, и наше сердце, и наша жизнь умягчилась и стала христианской; чтобы мы с вами научились любить друг друга; чтобы мы с вами научились прощать друг друга; чтобы наша жизнь была наполнена заповедями Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа; чтобы действительно наше сердце стало достойным жилищем для рождающегося Богомладенца Христа; чтобы в нашей душе нашлось место для Бога. И если некогда в Вифлееме не нашлось место для Христа в человеческих жилищах, будем молиться Спасителю нашему, чтобы Он пришел пришел к нам и жил вместе с нами в нашей жизни. А Он это и обещал нам, говоря: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20).

Аминь.

6.01.2002 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ныне – Навечерие Рождества Христова.

Совершив Божественную Литургию, по Уставу Святой Церкви, как полагается, когда бывает Рождественский сочельник в воскресный день, сейчас мы совершаем вечерню Рождества Христова.

Эта вечерня посвящена воспоминанию того ожидания, того трепетного ожидания, с которым ожидали все люди Рождества Спасителя нашего. Ждали даже те, кто не знали о Нем. Ждали даже те, кто никогда не слышали о пророках, которые предвозвещали о том, что родится Спаситель, и этот Спаситель поможет людям избавиться от самого главного несчастья в их жизни, от самого страшного несчастья и самой великой беды человеческой. Спаситель – Который спасет нас от грехов наших.

Все человечество нуждается в спасении от грехов. И единственное спасение от грехов это – вера в Искупителя и Спасителя Господа нашего Иисуса Христа. Веровали в Него и пророки, которые жили верой в Него. Веруем в него и мы, живущие по Его Рождестве и объединенные Святой Церковью. Но нам гораздо легче эта вера дается, потому что мы в нашей вере не одиноки; потому что мы знаем, как нам можно избавиться от наших грехов и беззаконий; потому что у нас есть святые молитвенники и заступники, и мы находимся, как в Ноевом ковчеге, в Церкви Христовой.

А тогда мир, погрязая в грехах, ждал избавления от этих грехов. Приходили разные мудрецы и предлагали разные способы спастись людям от их бедствий. Одни думали, что это можно сделать силой оружия. Другие думали, что это можно сделать политическим устройством. Третьи считали, что мудрость человеческая этому поможет. Четвертые считали, что красота мир спасает. Пятые считали, что поклонение различным ложным богам – идолам – даст людям успокоение. – Но ничто не дало, и не могло дать, и сейчас не может дать людям спасение, кроме Господа Иисуса Христа Спасителя.

И вот, на небе явилась новая звезда, которую увидели люди. Эта звезда возвестила о Рождении Христа Иисуса. «Иисус» в переводе с древнего языка означает – Спаситель. Несколько древних мудрецов, которые увидели эту звезду, пошли за ней.

Эти древние мудрецы – волхвы – раньше были звездопоклонниками. Они обожествляли звезды и их считали небесными божествами. И увидев новую звезду. Они осознали, что есть нечто большее. И пойдя за звездой, они пошли и нашли Христа родившегося. Так об этом поется в тропаре Рождеству Христову, когда говорится, что те, которые служили звездам, через звезду научились кланяться истинному солнцу правды – Господу Иисусу Христу.

Как часто и мы, дорогие братья и сестры, в нашей жизни не ценим самого главного – веры в Господа Иисуса Христа, ценим что-то другое и ищем что-то другое, поклоняемся маленьким звездам, ищем все, что угодно, тольконе не Бога. Кто – личного счастья, кто – благополучия, кто – здоровья, кто – успеха и положения в жизни… – Но только тот, кто увидит подлинное Солнце в жизни своей – кто уверует в Господа Иисуса Христа, найдет опору в своей жизни и смысл в своей жизни.

Вот, и нынешняя служба, которую мы сейчас совершаем, говорит о том, как люди ожидали Христа Спасителя.

Ему же слава во веки веков. Аминь.

6.01.2003 Навечерие Рождества Христова. Всенощное бдение.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы с вами слышали ангельскую песнь: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Точно такую же ангельскую песнь мы слышим ныне в храме Божием, как когда-то, две тысячи лет назад, ее слышали пастухи, несущие свою ночную стражу на поле. Как когда-то они узнали от самих ангелов о том, что в мир родился Спаситель, так и ныне мы через Церковь Христову вновь и вновь утверждаемся в вере нашей. Как из уст ангелов пастухи узнали о спасении Духом Святым, так из уст Церкви Христовой мы вновь и вновь, ныне и во все дни до скончания века, узнаем, что Спаситель наш Господь Иисус Христос родился для того, чтобы никто из верующих в Него не погиб, но имел жизнь вечную.

В тропаре Рождеству Христову поется о том, что те, которые служили звездам, то есть были язычниками, поклонялись силам природы, стали служить Солнцу Правды – Господу Иисусу Христу и Ему стали кланяться, и Его стали знать, то есть, по-славянски, верить Ему.

Дорогие братья и сестры! И мы с вами, когда грешим, уподобляемся язычникам, которые служат своим страстям. Но как волхвы-язычники через свет Вифлеемской звезды узнали истинного Бога, так и мы, люди грешные и слабые духовно, через свет, который несет в мир Церковь Святая, узнаем истинного Бога – Господа Иисуса Христа. И сокрушаясь о своих грехах, вновь и вновь научаемся кланяться истинному Солнцу Правды – Спасителю нашему.

Волхвы, узнав о рождении Христа, пришли к Нему и принесли свои дары – золото, ладан и смирну. Что мы ныне можем принести в дар Богомладенцу Христу? Чем мы можем воздать Ему за тот бесценный дар спасения, который Он дал нам. Ведь Он дал нам дал то, что не может дать ни один человек на этом свете. Он дал всем нам вечную жизнь. И мы знаем, что если мы и умрем телом своим за Господа, как Он умер на Кресте, то мы вместе с Господом и воскреснем, и жить будем вместе с Ним в новой жизни, где уже не будет места ни греху, ни злобы, ни ненависти, ни болезни. Что мы можем воздать Богу за этот бесценный дар?

Попробуем воздать Ему золото – золото нашей веры. Попросим у Него Самого, чтобы Он дал нам силы принести Ему этот дар, это бесценное сокровище, чтобы в наших сердцах всегда была святая вера.

Попробуем принести Ему в дар ладан молитвы нашей. Попросим у Него Самого, чтобы Он научил нас молиться искренно, ни словами, ни языком только, но и сердцем, и духом, и душою возносить Ему и благодарение, и славословие.

Попробуем принести Ему, как смирну, наше достодолжное христианское житие, исполненное смирения и добродетели. Попросим у Него Самого, чтобы Он дал нам возможность принести этот дар Ему, чтобы наша жизнь воистину была христианская, чтобы она была наполнена любовью, чтобы она была наполнена терпением, чтобы она была наполнена подлинным христианским смирением.

Дорогие братья и сестры! Ныне, стоя в храме Божием, мы чувствуем себя на небе, ибо с нами Ангелы, возносящие хвалу родившемуся Богомладенцу. Ныне, стоя в храме Божием, мы чувствуем себя на земле – там, где родился Христос в самых скромных убогих обстоятельствах, в пещере, там, куда пастухи скот загоняли. Ныне мы с вами знаем, что для того в мир и пришел Господь Иисус Христос, чтобы небо соединить с землею, чтобы небо и земля прославляли Бога. Для того Бог сошел с неба на землю, чтобы нас от земли вознести к небу. Для того Бог стал Человеком, чтобы нас, людей, человеков, возвести вновь к тому Божественному достоинству, которое было нами потеряно через грехопадение.

Вознесем же хвалу родившемуся ради нашего спасения Господу Иисусу Христу во веки веков.

Аминь.

6.01.2007 Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). Божественная литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Вера – наше сокровище, данное нам от Бога, потому что вера делает нас, слабых, сильными, делает нас, духовно и телесно больных, здоровыми и готовыми творить добрые дела, вера делает нас, унылых, уверенными в жизни и имеющими опору в этой жизни. Вера – это чудо, данное нам Богом. Ибо Сам Бог являет в мире величайшее чудо: то, что невозможно, Он делает возможным. Он, Который является Началом и Создателем всего, во власти Которого вся вселенная, от мельчайших атомов до далеких звезд, Он, необъяснимый, вечный и бесконечный, Он, бессмертный и являющийся источником жизни, воплощается и становится человеком. Малым дитем, Богомладенцем на руках Матери становится Вечный Бог. Он соединяет несоединимое. Он становится человеком – для того, чтобы нас, людей, вернуть к Себе и открыть нам дорогу к Богу, и сделать нас сопричастными Божеству.

Зачем нужно нам быть сопричастными Божеству? Для чего нам нужно это обоживание, ради которого Бог сошел на землю? Нам с вами оно нужно потому, что без Бога мы погибнем. Так, как погибает отломанная от дерева ветка, так, как погибает отсеченный от тела член, так, как гибнет любое живое существо, не имеющее в себе корня жизни. Бог – источник нашей жизни. Грех – то, что разделило нас с вами от Бога. И ныне Бог совершает чудо: разрушает эту стену, уничтожает этот грех. Бог воплощается в человека, становится Богочеловеком, для того чтобы умертвить и погубить грех в сердцах человеческих.

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы собрались вместе на молитву. Мы услышали Святое Евангелие, в котором провозглашается имя Христа, Бога нашего. По указанию Ангела Он назван Иисусом, что значит «Спаситель». Нас наш Спаситель спасает от смерти и греха. Нас наш Спаситель спасает от нашей черствости и равнодушия. Наш Спаситель спасает нас от нашего неверия и бессилия. Наш Спаситель спасает нас от власти зла над сердцами нашими. А главное – наш Спаситель открывает для нас с вами подлинную, вечную жизнь, отблески которой мы уже сейчас на земле чувствуем. Чудо веры, которое нам с вами дано, согревает нашу душу. Чудо – это то, что невозможно описать человеческими словами. Веры, которая горит в наших душах, невозможно объяснить или описать. Вера движет нами. Так же, как невозможно объяснить или описать, как соединилось в Господе нашем Иисусе Христе человеческое и Божественное, как одно не изменило другое, как Бог и человек, неразлучно и неслиянно, неизменно и непреложно, пребывает во Едином Господе Иисусе Христе. Так и в нас с вами может пребывать Бог. И в нашей жизни может пребывать Бог, и в нашем сердце может пребывать Бог, и в наших поступках может пребывать Бог, – если только мы с вами за Ним пойдем и откроем свою душу для того, чтобы Господь действовал в нас, чтобы Он освятил нас, чтобы Он изменил нас, чтобы Он исправил нас. Нам нужно только лишь стремиться к Нему, и Он сотворит с нами это чудо.

Христос рождается в мир. Христос сходит с неба на землю, чтобы нас от земли возвести на небо. Прославим Его. Будем хвалить Его, будем благодарить Его, будем поклоняться Ему, будем следовать за Ним в нашей жизни, – ибо воистину Он есть Спаситель наш, Господь Иисус Христос, Ему же слава во веки веков.

Аминь.

(6.01.2008. Навечерие Рождества Христова.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами ожидаем и духовно встречаем праздник Рождества Христова. Сейчас мы с вами слышали святое евангельское повествование – начало Святого Евангелия, Евангелие от Матфея, 1-ую главу, в которой перечисляется родословие Господа Иисуса Христа по плоти. Это перечисление всех родов, начиная от Авраама, для того в самом начале Святого Евангелия помещено, чтобы мы все с вами твердо знали, что Господь Иисус Христос есть истинный Богочеловек, что воплощение Господа Иисуса Христа – истинное в человеческую природу. И в том и смысл пришествия в мир Спасителя, что Он стал одним из нас, таким же, как и мы, человеком. Божество соединилось в Нем с человечеством таким образом, что ни Божество Его не получило умаления, ни человечество Его не получило изменения. Соединение в Господе Иисусе Христе божеского и человеческого – это для нас с вами, людей, открытая дорога к жизни вечной и ко спасению. Смысл воплощения Бога в человека заключается в том, чтобы мы с вами знали, что в нашей жизни всегда должен Бог присутствовать. Бог для того воплотился, чтобы быть всегда с нами. И наша вера заключается не в том, что мы знаем, что где-то далеко Бог существует, и этот Бог дал нам законы, которые должны мы исполнять, а наша вера заключается в том, что мы знаем, что Бог с нами – в нашей жизни, в наших сердцах, в наших душах.

Быть христианином – это значит воплотить в себе, в своей жизни Божий замысел. Ведь как иногда мы с вами рассуждаем? Приходим в храм и молимся, и тогда чувствуем себя Божьими. Но начинаем заниматься своими повседневными делами, и тут Бога отделяем от своей жизни. Как будто в нас есть две жизни: одна жизнь – которая с Богом, это когда мы находим время в храм прийти, когда мы находим время помолиться, – вот эта жизнь с Богом, а когда занимаемся повседневной жизнью, общаемся с людьми, трудимся, делаем свои дела, – в этот момент мы как будто отделяем Бога от себя. Отсюда и наши с вами грехи. Как только мы от себя отделяем Бога, как только мы начинаем мыслить отдельно: вот это есть заповеди Божии, это хорошо, это святое, это великое, но мы настолько недостойные, что мы живем себе по-своему, ну, иногда вспоминаем о Боге, придем в церковь, поплачем, какие мы грешные, потом уходим из храма и снова продолжаем жить так, как будто Бога с нами нет.

Вот отсюда, дорогие братья и сестры, наши с вами грехи, наши с вами беды, наше с вами уныние и неудовольствие, отсюда темнота и скорбь в наших с вами душах. Потому что мы не едины с Богом. Потому что наше человеческое существо в нашей жизни не едино с Богом. А Господь Иисус Христос как раз для того и пришел в мир, чтобы нас спасти. Мы слышали в Евангелии, как Ангел нарекает имя Спасителю, говоря: «Наречешь Ему имя Иисус, потому что Он спасет людей» (см. Мф. 1,21). А далее, обратите внимание, вспоминается пророчество Исайино о смысле боговоплощения, где говорится о том, что Дева родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил, что означает: с нами Бог (см. Мф. 1,23).

Дорогие братья и сестры! Смысл праздника Рождества Христова, которого мы ожидаем, заключается в том, что, вспоминая событие Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, мы молимся Ему, чтобы нам в нашей жизни всегда жить с Ним, с Богом, чтобы, что бы мы ни делали, всегда Бог бы был с нами. Встаем утром, начинаем день – помнить должны: с нами Бог. Общаемся с человеком, разговариваем с ним – помнить должны: с нами Бог. Если он чем-то нас раздражает, неужели мы будем отвечать раздражением и злом на его зло и раздражение? Если мы так ответим, значит, уже Бог не с нами. Мы должны вспомнить, что с нами Бог, и на зло ответить добром. Мы должны вспомнить, что с нами Бог, и удаляться от дел неправды.

Дорогие братья и сестры! Как бы мы с вами были счастливы, если бы всегда жили с Богом! Не Бог уходит от нас, не Бог проклинает нас. Бог не забывает нас. Это мы отворачиваемся от Бога, это мы не желаем жить с Ним, это мы уходим от Него. И в праздник Рождества Христова, когда все мы призываемся к радости о боговоплощении, усердно будем, братья и сестры, молиться, чтобы Бог воплотился в сердцах наших, чтобы в нашей душе всегда обитал Бог. Для того Он и в мир пришел и открыл Свое Царствие, чтобы царствовать в сердцах наших и в душах наших. Ничто другое не может сравниться, никакая радость человеческая, с той радостью, твердостью и уверенностью в жизни, когда человек живет вместе с Богом. Как нам получить эту уверенность? Как нам быть, чтобы Бог был с нами? В этом помощницей является Церковь Христова. Через Церковь Святую, через ее Святые Таинства, через благодать Духа Святаго, которая преподается в храме Божием, мы с вами можем укрепляться о Господе, научаться жить вместе с Богом. Будем просить у Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, родившегося в мир для нашего спасения, чтобы нам всегда жить вместе с Ним, не отступать от Него никогда, чтобы воистину всегда был с нами Бог. Аминь.

(6.01.2010 Навечерие Рождества Христова. Рождественский сочельник.)

Сердечно поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с навечерием Рождества Христова, с Рождественским сочельником. Сейчас была изнесена свеча, символизирующая Вифлеемскую звезду, указующую на место рождения Господа нашего Иисуса Христа. Мы сейчас пропели тропарь и кондак Рождеству Христову, тем самым свидетельствуя, что мы вступили в празднование Рождества Христова.

Когда Христос рождался, наступило Ему время прийти в мир, праведный Иосиф с Девою Мариею искали место, где бы могло совершиться это великое событие – рождение Богочеловека. И в какие человеческие жилища они не обращались, в какие гостиницы или дома они не стучали, никуда их не пускали. Не нашлось места, где родиться Спасителю мира. Дома человеческие были закрыты для Христа. И пришлось Христу рождаться в пещере. Наглухо засовами были закрыты дома в Вифлееме в тот день. Дай Бог, чтобы наши сердца не были закрыты засовами черствости и равнодушия. Дай Бог, чтобы нашлось место, где бы родиться Сыну Божию в наших душах. Чтобы наши души не отгородились от Христа, чтобы мы открыли свои души, чтобы в нашей жизни воплотился Спаситель мира Господь Иисус Христос.

Сегодня, готовясь к встрече праздника Рождества Христова, мы просим у Господа, чтобы Господь умягчил наши черствые жизни, чтобы в наших жизнях было место милосердию и состраданию, любви и прощению, чтобы воистину в нашей с вами жизни было место Христу.

Дорогие братья и сестры! Вот уже мы с вами в преддверии Рождества Христова. Сегодняшний день – день строгого поста, и, когда говорят о звезде Вифлеемской, до которой вкушать пищу нельзя, я хочу сказать, что по-церковному вот эта звезда уже взошла. Эта свеча – она и означает восшедшую звезду Рождества Христова.

Сегодня вечером в пять часов – всенощное бдение, в час ночи – Рождественское богослужение. Кто не сможет прийти в час ночи, будет повторяться литургия в полседьмого и в полдесятого. В воскресный день будет детский праздник, и наш храм посетит владыка Григорий.

Всех вас с наступающим праздником, дай Бог нам радостно встретить Рождество Христово. Храни вас Господь.

(06.01.2011 Литургия Василия великого. Рождественский сочельник.)

Сердечно поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с Навечерием Рождества Христова. Согласно Церковному Уставу, изнесена свеча на амвон с пением тропаря и кондака Рождеству Христову. Сия свеча знаменует Рождественскую звезду, которая указала путь к Богомладенцу и Спасителю Господу нашему Иисусу Христу.

Нам очень нужно, чтобы в жизни у каждого из нас была своя рождественская звезда, чтобы нас промыслом Божиим приводила к познанию Спасителя мира Господа Иисуса Христа. И Господь посылает нам в нашей жизни такие рождественские звезды, приводя нас через разные жизненные обстоятельства, через встречи с различными людьми, через различные беседы, через видение нами красоты мира, через слышание нами службы церковной, проповедей слова Божия, через чтение нами Священного Писания или книг благочестивых, или просто каких-нибудь книг художественных, где есть добрые слова, говорящие о Боге, Который пришел в мир для нашего спасения. Иными словами, у каждого из нас в жизни многократно сияла и сияет рождественская звезда, следуя за которой мы с вами приходим ко Спасителю нашему. Святая Церковь, как наибольшая из всех звезд на земле, сияет светом своим немеркнущим, призывая всех нас с вами к Тому, Кто поможет нам, к Тому, Кто очистит нашу душу от всякой скверны, к Тому, Кто исправит нас, к Тому, Кто даст нам силы, чтобы веровать, надеяться и любить, – к Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу.

Сегодня, когда мы слышали с вами Святое Евангелие, то узнали, что, когда Христос рождался, Ему не нашлось места в человеческом жилище. Двери домов людских были наглухо закрыты. Иосиф с Девою Мариею скитались, но не могли найти себе приюта. И Сын Божий рождается в пещере. Сын Божий полагается в кормушке, из которой едят домашние животные. В таких условиях приходит в мир Спаситель. Сердца человеческие оказались жестокими в той, в общем-то, серьезной, можно сказать, единоличной драме: идет пара, вот-вот женщина должна родить, и никто не пускает Ее на порог. Так было с Девою Мариею. Но так же закрываются и захлопываются наши с вами сердца перед чужим горем, перед чужими слабостями, перед чужими недостатками, и мы с вами закрываем двери своих сердец, и не делимся друг с другом теплотою своего сердца, и не бываем милосердными друг к другу, не умеем утешить друг друга.

Все эти предрождественские дни Святая Церковь призывает нас задуматься над состоянием нашей души. Сегодня день постный – для того чтобы мы со скорбью воззрели на черствость своих сердец и задали себе вопрос: а открыто ли наше сердце для Богомладенца Христа, чтобы Он пришел и был с нами? Или наши сердца наглухо закрыты и забиты черствыми оковами, как это было с дверями домов в Вифлееме, когда не нашлось места Христу родиться в человеческом жилище?

Помолимся же Господу в этот день – уже небольшой его остаток – ожидания чуда и радости о Христе родившемся, чтобы наши сердца не были таковыми, чтобы мы с вами не были такими каменными и черствыми, чтобы Христос пришел и обитал в нас, и чтобы в нашем сердце нашлось место для рождающегося Христа-Спасителя.

(06.01.2013 Неделя 31-я по Пятидесятнице, святых отец. Рождественский сочельник. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Святая Церковь приуготовляет нас к встрече величайшего праздника – Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Специальные службы совершаются, которые вводят нас в воспоминание того, как люди ожидали пришествия в мир Господа Иисуса Христа и почему они ожидали пришествия в мир Господа Иисуса Христа. Для чего нам, живущим после того, как Христос в мир явился, нужны эти воспоминания? Что дают они нам, христианам, уже крещеным во имя Господне? Что дают они нам для нашей духовой жизни – воспоминания о том, как люди ждали Спасителя?

Очень многое они дают нам, дорогие братья и сестры. Потому что, к сожалению, будучи христианами и имея возможность жить в благодати Божией, мы очень часто подобны тем людям, которые жили до пришествия в мир Иисуса Христа. Чего не хватало этим людям? У них было, казалось бы, все. Были мудрецы, которые давали мудрейшие жизненные советы, рассказывали о важнейших житейских истинах. Эти мудрецы и до сих пор известны, и их книги до сих пор читаются. Однако эта мудрость почему-то не удовлетворяла людей. Им чего-то не хватало. Были прекрасные государственные деятели, которые замечательно устанавливали законы – законы справедливые и хорошие, такие, что до сих пор на этих законах зиждутся многие государства, и юристы их изучают и применяют до сегодняшнего дня. Но и этих законов не хватало для человеческого счастья. Имея эти законы, тем не менее, люди не чувствовали себя счастливыми. Были возможности предаваться всевозможным радостям человеческой жизни, украшать себя прекрасной одеждой, вкушать замечательные яства, употреблять прекрасные напитки, и до сих пор от тех древних времен все это имеется. Но и этого людям не хватало для полноценной жизни, и радости, и счастья. Они это имели – и все равно чувствовали пустоту в своей жизни. Был даже Богоданный Закон, который Бог дал самому Моисею, и вера во Единого Бога была открыта человеку. Но и этого не хватало. Потому что человек, зная этот Закон, не исполнял его, а на призыв к вере отвечал холодностью сердца.

Почему же люди ожидали Кого-то другого? Почему они не удовлетворялись ни мудростью житейской, ни политическим устройством, ни радостями жизни, ни даже самим Богоданным Законом? Чего им не хватало? Им не хватало главного – СПАСЕНИЯ. Никто из вышеперечисленных людей и мудрецов не мог дать самого главного – спасения души человека. От чего же человеческой душе надо спасаться? В чем это спасение? Спасение от того, что губит душу. А губит душу ГРЕХ.

Когда в сердце человека поселяется зло, нечистота, сверна, ничто не может исцелить эту душу и никто не может ее исцелить. Потому что только Богу возможно совершить это. Но чтобы Бог совершил это, Ему необходимо было Самому снизойти до человека и Самому стать Человеком.

Итак, ожидание Спасителя заключалось в том, что люди, осознавая слабость своей жизни, своей мудрости, своего духовного устройства, жаждали Того, Кто бы спас их. И вот сегодня мы только что слышали Евангелие (Мф. 1, 1–25) о том, как было наречено имя Тому, к Кому мы ныне обращаемся с молитвами, – имя Иисус, в переводе оно означает «Спаситель». Вот Кого ожидали все люди.

Теперь посмотрим на себя. Не бывает ли так, что, подобно тем древним людям, мы тоже увлекаемся разными внешними обстоятельствами: ищем житейской мудрости, ищем некого хорошего внешнего устроения жизни, пытаемся найти счастье в хорошем быте, в здоровье, в еде или питии, пытаемся во внешнем исполнении заповедей найти себе радость и утешение? И, конечно же, ни в чем этом его не находим. И не найдем. Потому что единственный путь у нас и единственное спасение – это жизнь со Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, Который для того и пришел в мир и для того и воплотился, чтобы быть с нами. Не издалека Он приказывает нам быть хорошими, не издалека Он открывает для нас двери райской жизни, нет. Он Сам воплощается и становится Человеком, истинным Человеком. Так что мы сегодня даже в Евангелии слышали хронологию, биографию Его мнимого родителя Иосифа (Мф. 1, 1–17), чтобы точно было известно место и значение человеческого в Господе Иисусе Христе. Ибо точно так же, как Он истинный Бог, Он и истинный Человек. И именно благодаря соединению в Своей Личности Божественного и человеческого, нас, человеков, грешных человеков, Господь обожает, делает нас способными к вере, надежде и любви, то есть спасает нас Своею Божественною силою.

Вот в этом-то ожидании спасения мы с вами ныне и пребываем. Мы молимся о том, чтобы Господь пришел к нам, в нашу жизнь и наше сердце. Мы открываем свою душу и понимаем, что только в Нем наше спасение. Мы просим у Него, чтобы Он дал рам радость насладиться празднованием Его Рождества, но чтобы эта радость всю нашу жизнь освещала: и наши поступки, и наши чувства, – чтобы мы всегда были с Ним, а значит, жили во спасение. Аминь.

(06.01.2015 Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). Божественная литургия.)

Сердечно поздравляю вас, дорогие братья и сестры, со вступлением в Великий Праздник Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа! Мы услышали, трогающие наши души Рождественские песнопения тропаря и кондака. Вынесена свеча по уставу Церкви, и эта свеча символизирует собой Рождественскую звезду, идя за которой волхвы нашли место, где родился Спаситель, Господь наш Иисус Христос.

Вот бы каждому из нас такую путеводную звезду, которая бы нас в жизни привела к Господу нашему! Как часто в жизни мы бываем слепы, вернее ослепленные своими страстями, грехами, тем, что наш духовный взор притупляет и даже совсем закрывает. Поэтому в Церкви Христовой и возжигают свечи, чтобы нам с вами напомнить о том, как надо хранить духовное зрение и как надо хранить веру: ведь свечу очень легко загасить – и она потухнет. Так легко бывает искушениям житейским потушить в душе нашей самое святое и светлое – и мы должны оберегать свою душу, чтобы горел в ней огонь нашей Святой Веры Православной, чтобы этот горящий огонь как раз и был той путеводной звездой, которая бы и вела нас по жизни. Вот как пошли волхвы за звездой и Христа нашли, так нам по жизни надо идти за Верой нашей, которая приводит нас ко Спасителю и Господу Иисусу Христу.

Сегодня мы слышали с вами в Святом Евангелии об обстоятельствах рождения Богомладенца Христа и узнали, в очередной раз, что Христос родился в пещере не потому, что это было такое Его особое произволение, а потому, что Ему не нашлось места в человеческих жилищах. Когда Он пришел – закрыты для Него оказались и гостиницы, и дома, где люди живут. Пусть не будут закрыты сердца наши для Господа, чтобы Он, пришедши для нашего спасения, нашел Вифлеемские ясли в сердцах наших и в жизни нашей. Об этом будем молиться, об этом будем просить у Господа! Сегодня день строго поста, он еще по церковному называется «сочельник». Это слово происходит от славянского «сочиво», сочивом называются зерна, которые распарены, сварены в воде, обычно, именно эту пищу, то есть сваренные зерна, в сочельник и употребляли христиане – такой пост. А иногда говорят, что нельзя есть пока звезда не взойдет: по-своему это правильно, потому что, если вы обратили внимание, сегодняшняя служба начиналась с вечерни, несколько не обычно, а дело в том, что первые древние христиане постясь целый день вечером начинали вечерню, за ней шла Божественная литургия и после этого они вкушали пищу. Нам далеко до веры первых христиан, и поэтому ныне Святая Церковь уже сейчас, предлагая нам в качестве Рождественской свечи звезду, благословляет вкушение пищи – но будем помнить святость сегодняшнего дня!

Да поможет нам всем Господь достойно и праведно встретить светлый праздник Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа! Храни вас Господь милосердный и Матерь Божия! Аминь.