Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых.

Евангелие от Матфея, 10:32-33, 37-38, 19:27-30.

  • Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;
  • а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.
  • Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
  • и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
  • Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?
  • Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.
  • И всякий, кто оставит дóмы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.
  • Многие же будут первые последними, и последние первыми.

1998 год. Неделя всех святых. Литургия.

 

Во имя Отца и Сына и Cвятаго Духа!

Сегодня Святая Церковь чтит память всех святых. В прошлый воскресный день мы с вами молитвенно переживали Сошествие Святаго Духа на апостолов, начало жизни Церкви Христовой на земле. А сегодня, неделю спустя, мы с вами прославляем святых, которые явились плодами действия Духа Святаго в Церкви. Святые это - люди, которые в своей жизни жили по заветам Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа и жили благодатью Духа Святаго, т.е. жили благодатной жизнью Святой Церкви Православной.

Если мы посмотрим церковный календарь, то можем увидеть, что во всяком роде человеческой деятельности, во всяком сословии есть люди, которые прославили себя в святости. Есть святые, которые были нищими - бессребники. Есть святые, которые обладали несметными богатствами - благоверные цари и благоверные князья. Есть святые мужчины и есть святые женщины. И есть святые дети. Есть святые монахи и есть святые, жившие в супружеской жизни. - Иными словами, перед каждым человеком открыта дорога к святости. Но мы иногда думаем, что святые и святость это - что-то такое, что от нас слишком далеко и к нам, как бы, не относится. Мы говорим о себе, (и привыкли говорить, и, вероятно, это правильно), что мы - грешные люди. Но мы забываем о том, что Сам Спаситель освятил нас, и поэтому апостол, обращаясь с проповедью Христовой к христианам, прямо говорит им: Вы - святые, вы – царское священство, вы - избранный народ (1Пет. 2.9). - Это к нам, членам Святой Церкви Православной так обращается апостол. Он называет нас с вами святыми.

Как же так? Как же мы можем вынести это великое и святое звание, когда мы, рассматривая собственную жизнь видим свое недостоинство?

Дорогие братья и сестры! Евангелие, которые мы сегодня с вами слышали, объясняет нам природу этой неземной святости Божией. Тот, кто с Богом, тот и свят. А мы себя решили вверить в волю Божию, потому что мы крещены во имя Господне и стремимся следовать благим заповедям Божиим. Господь говорит такие слова, которых безбожники не понимают, но даже смеются и, наоборот, как бы попрекают нас, говоря: смотрите, как и чему учил вас ваш Учитель. Господь говорит:  Кто любит отца или мать, или братьев, или сестер больше, чем Меня, тот недостоин Меня (Мф. 10, 37). Что значат эти слова? Значат ли они то, что мы не должны почитать отца или мать? Значат ли они то, что мы не должны любить своих детей? Или не иметь супружеской любви или дружбы в своей жизни? - Значат ли это? - Нет! Эти слова этого не значат. Они значат лишь одно, что имея эти человеческие духовные привязанности, имея эту человеческую благодатную любовь, мы должны помнить, что она происходит от большего источника, от источника подлинной и истинной любви – от Господа Бога.

Иными словами, если мы живем под солнцем и радуемся солнечным лучам, мы должны знать, что солнечные лучи исходят от солнца. Не было бы солнца, и лучей не было бы солнечных. Точно так и здесь. Имея в сердцах своих любовь друг ко другу, к отцу или матери, к братьям или сестрам, к своим родным или близким, мы должны помнить, что источником всей этой любви является Сам Бог. Не было бы Бога - невозможно было бы и жизни существовать, ибо жизнь не может существовать вне Бога. Но Бог это - и есть жизнь и источник жизни. А кто отрекается от Бога, тот отрекается от вечной жизни. Поэтому в начале Евангелия вы слышали, как Господь сказал: Если кто отвержется от Меня, от того и Я отвергнусь (Мф. 10, 33). Эти слова предупреждают нас, чтобы мы были верными Господу Богу и хранили святую веру. Если мы будем помнить, Кто дает нам силы переносить все в жизни, Кто нам дает силы иметь добрые отношения друг ко другу, любовь, сострадание, милосердие, если мы будем помнить, что это Бог нам дает, то тогда случится то, о чем Господь Иисус Христос сказал апостолу Петру. Апостол Петр услышав, как Господь говорит о любви, сказал: Господи! Вот, смотри, мы оставили все и пошли за Тобой. Что будет нам? И Господь говорит ему о том, что в тысячу крат будет иметь апостол Петр и те апостолы, которые пошли за Христом, больше, нежели они имели (Мф. 19, 27-29). Что значит это?

Это значит, дорогие братья и сестры, что когда мы признаем Господа Бога источником всей жизни, добра и любви, когда мы становимся членами Святой Церкви Христовой, то не только у нас есть один отец или одна мать, которые нас родили. У нас есть духовные отцы - сонмы святых, сонмы преподобных, которые заботятся о нас и молятся о нас так, как и родной отец не сможет заботится о нас. У нас есть Пресвятая Пречистая Преблагословенная Дева Мария Богородица, которая непрестанно о нас Своим заступлением и предстательством перед Господом предстоит так, как никакая земная мать предстоять не может. У нас есть наш ангел-хранитель, который вверен нам с момента нашего крещения. – Иными словами, если мы в нашей жизни будем отличать, что самое главное, если мы будем ценить в нашей жизни прежде всего нашу веру, то сонмы святых будут вместе с нами, молясь за нас, помогая нам. Мы окажемся в одной великой духовной семье - в Церкви Христовой, которая объединяет собой Церковь Небесную Торжествующую, предстоящую Господу ныне на небесах, и Церковь земную, воинствующую, которая борется против зла здесь на земле, и которой мы с вами имеем счастье принадлежать.

Прославим же Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, основавшего на земле Святую Церковь Православную. Будем верны нашей вере. Никогда не будем отступать или отрекаться от нее. - И будем мы с вами иметь вечную жизнь.

Аминь.

 

 

24.06.2000 Неделя 1-я по Пятидесятнице, всех святых. Всенощное бдение.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ныне по прошествии Троицкой недели, когда мы духовно воспоминали и переживали сошествие Святаго Духа на апостолов, а с ними – на Церковь Святую, а значит и на нас с вами, ныне по прошествии этой Троицкой недели, мы прославляем всех святых, которые просияли своей жизнью перед всеми людьми, показав добрый плод Духа Святаго, Который действовал в их жизни.

Сегодняшний праздник напоминает нам цель христианской жизни. Сегодняшний праздник раскрывает нам – для чего на земле Церковь Святая существует. Сегодняшний праздник показывает нам с вами, к чему мы должны стремиться.

Преподобный Серафим Саровский говорил о том, что цель жизни христианина – стяжание Духа Святаго. Святые в своей жизни показывают внешне плоды Духа Святаго. Плод духовный это – мир, радость, долготерпение, кротость, милосердие… (Гал. 5, 22). Каждому из нас необходимы эти качества в жизни, однако, если мы попытаемся достигнуть этих качеств – или любви друг ко другу, или милосердия, или сострадания, или терпения, или внутреннего духовного спокойствия, или внутренней духовной радости, или уверенности в жизни… – все это нам необходимо, но если мы попытаемся вот этих желанных для нас состояний жизненных достигнуть без самого главного, т.е. без действия Духа Святаго в нас, у нас ничего не выйдет.

И в том и великий духовный смысл сегодняшнего праздника, что он раскрывает для всех нас, верующих людей, как необходимо нам постоянно просить благодати Духа Святаго, которая является основой нашей жизни, и без этой благодати мы не сможем в жизни делать ничего – ничего доброго мы не сможем в этой жизни делать, потому что как раз отсутствие благодати и приводит к злым поступкам, к греховным состояниям души, к ненормальностям в жизни. И вот, Святая Церковь, сыновьями и дочерями которой мы являемся, и дает нам эту благодать Духа Святаго. Через Таинства церковные, через богослужения и молитвословия Святая Церковь укрепляет и питает нас, это есть корень нашей с вами жизни.

Все святые, к которым мы сегодня обращаемся, показывают нам пример того, что может сделать благодать Духа Святаго с человеком, чье сердце открыто для добрых дел. Жития святых это – назидательное духовное чтение, которое помогает человека видеть тот идеал, к которому надо стремиться. Однако каждому из нас дана эта благая возможность быть близко к святым, т.е. быть святым. Эта благая возможность дана нам в Святом Крещении, в Таинстве миропомазания.

Как мы слышали сегодня в Святом Евангелии, Господь послал Своих учеников проповедовать всем народам Евангелие спасения, крестить всех людей во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, и Он пообещал, что будет с нами во все дни до скончания века. И вот в этом и зиждется наша с вами надежда – надежда на то, что, несмотря на, нашу видимую грешную жизнь мы всегда имеем возможность исправления, всегда имеем возможность покаяния, и если мы оступаемся и падаем, то всегда есть благодать Божия, которая может нас поднять, и если мы ошибаемся, то всегда Господь может нас поправить, только нам нужно быть внимательными и к голосу своей совести, и к голосу Святой Церкви, которая все время призывает наст к жизни вместе с Богом, а значит, к святой жизни. И пусть никто из нас не оправдывается, говоря, что святые это – какие-то особые люди, и что мы не можем быть вместе с Богом, что мы не можем молиться, и не можем иметь добрых дел, и не можем жить благочестиво, потому что сейчас другое время, другая ситуация, другие возможности… – Нет, все это не так! Достаточно внимательно хотя бы краткие жития святых просмотреть и мы увидим, как во все времена, начиная от первых времен еще до пришествия Христа. И даже до нашего уходящего двадцатого века жили святые люди, которые были и мужчинами, и женщинами, и старцами и детьми, и богатыми и бедными, и воинами и монахами, и знатными и незнатными, и учеными и неучеными. Нет такого рода деятельности, нет такого места, где бы человек не мог быть с Богом, потому что Бог везде. Он везде существует и все Собою наполняет, поэтому и каждый из нас на том жизненном месте, на какое кого Господь поставил, кто каким трудом занимается, и кто какое имеет семейное положение, и кто какой имеет возраст или пол. Каждый из нас имеет возможность быть вместе с Богом, а значит, быть сопричастным святости, к которой призвал нас Господь.

Помолимся же всем святым, чтобы нам всегда идти правильным путем, просить у Господа благодати Духа и Святаго и пребывать в спасительной Церкви Христовой, где Христос пребывает «во вся дни до скончания века».

Аминь.

 

 

 

 

9.06.2001 Неделя 1-я по Пятидесятнице, всех святых. Всенощное бдение.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем службу Недели всех святых. Кто такие святые? Что значит слово «святость»?

На это нам отвечает Священное Писание, и поясняет это нам само богослужение православное. – Мы все помним этот возглас на утрене: «Свят Господь Бог наш!» – когда хор, вслед за диаконом, повторяет его. Мы знаем ангельскую песнь, которая известна нам из Священного Писания: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Ис. 6, 3.) Мы знаем ангельскую трисвятую песнь: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!».

Значит, святость есть одно из свойств непостижимого Бога. А святые люди – это те, которые наполнились этим свойством Божьим, которые осуществили в себе замысел Божий о человеке. - Когда Господь создал человека, Он создал его по образу Своему и по подобию Своему, и подобие Божие есть в святости, которую должен иметь в своей душе человек. И эту святость человек имел в раю.

Но источником святости является Сам Бог. И пока человек был вместе с Богом, в единстве с Богом, эта святость наполняла его существо. Когда человек отступил от Бога, в мире появился грех. Грех – это противоположность святости. Если святость это – пребывание с Богом и в Боге; если святость – это воля Божия, это – любовь, которая светит, как солнце в самом существе человеческом, то грех – это противление воле Божией, это отсутствие Божественной любви, это мрак, омрачающий душу человека.

Чтобы человек, отпавший от Бога не погиб, Господь для его спасения Сам приходит в мир. И Сын Божий воплощается и становится Человеком. Так начинается дело искупления рода человеческого. Домостроительство спасения человека, т.е. замысел Божий о том, как человека спасти, он виден нам с вами очень хорошо, когда мы регулярно посещаем православные службы. И мы воспоминаем Боговоплощение - в празднике Благовещения Пресвятой Богородицы. Мы воспоминаем явление Бога в мир – в празднике Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Мы воспоминаем явление Божественной тайны Святой Троицы и открытие миру Бога Слова – в праздник Крещения и Святого Богоявления.

Потом мы слышим – неделя за неделей – за святым чтением Евангелия Божественные слова, которые проповедал миру Господь Иисус Христос. А затем, во время Страстной седмицы, мы вместе с Господом переживаем Его страдания, унижения, суд над Ним, наконец, распятие, крестную смерть, погребение. А потом, вместе со всей Церковью, духовно переживаем Воскресение Господа нашего Иисуса Христа в дни Святой Пасхи, сорок дней устроения на земле Господом Церкви Христовой и Вознесение, на сороковой день после Пасхи, Господа Иисуса Христа на небо. А потом мы духовно переживаем сошествие Духа Святаго на апостолов. А через неделю – именно сейчас – мы духовно приникаем к замыслу Божию о человеке, о том, ради чего все это было: ради чего Бог воплощался, ради чего Он проходил через всю человеческую жизнь, ради чего Он умирал и воскресал, возносился на Небо и Духа Святаго для чего послал и для чего Церковь Свою на земле создал. – Все это ради того, чтобы вернуть человеку ту святость, которую он потерял в раю.

И вот, ныне мы видим исполнение замысла Божия о спасении человека – видим это на примере тысяч и тысяч, сонма святых, просиявших так, как Господь и сказал о том, что: «Где буду Я, там и слуга Мой будет. Кто Меня любит, тот Мне и последует» (Ин. 12, 26). – Святые своей жизнью свидетельствуют нам о том, как правильно нам нужно усвоить для себя благодатные дары Божьи, которые дает нам Церковь, чтобы в нас не было слово Божие бесплодно, но давало плод.

Каждый день Святая Церковь вспоминает того или иного святого. Читая его житие, мы порой удивляемся – удивляемся, как мученики терпели муки за Христа и не отрекались от Него; удивляемся, как преподобные молились так, как нам даже и представить невозможно, какие они были постники и воздержанники, как они чудеса совершали своими молитвами; удивляемся, как пророки благовествовали слово Божие, не боясь ничего; как апостолы шли во все концы земли и проповедовали слово Божие, и им верили. – И смотрим на себя, и думаем о себе: ну разве мы похожи на них? Разве в нас есть что-либо подобное им?

Да, дорогие братья и сестры, в нас есть все подобное, что и у святых. У нас есть все те же самые возможности, чтобы и в наших сердцах сиял Дух Святой, чтобы и в наших сердцах были вера, надежда и любовь; у нас все необходимое есть. И когда мы видим, что мы не соответствуем этому великому призванию – быть святыми, а ведь именно к этому нас Господь и призвал, называя нас избранным народом, народом святым (см. 1Пет. 2, 9). Это Он, конечно, сказал о всех верующих людях. А мы ведь с вами – верующие люди, значит, мы к этому призваны.

Но что мы видим в себе? – Мы видим, что наши грехи как бы превозмогают нас, и мы не видим в себе должных плодов святости. Вот тут-то нам необходимо обратиться за помощью к тем, кто эти плоды уже имеет, а именно – к святым, которые просияли в этом подвиге святости, которые прошли уже свой жизненный человеческий путь и теперь могут поделиться с нами и своим жизненным опытом, когда мы читаем их жизнеописания – жития святых. Но не это главное! Они еще, самое главное, свои духовным опытом не просто делятся с нами, но молятся за нас, помогают нам так, как старшие братья младшим помогают, ведут нас по этой жизни, заступаясь за нас своими молитвами, возмещая за наше недостоинство своею святостью и достоинством.

Как отрадно осознавать, что мы принадлежим Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви! Мы принадлежим Церкви Святой, и если что-то в нас есть, т.е. наш грехи, то у нас есть и Таинство Покаяния, которое омывает и очищает наши грехи. И когда мы соединяемся с источником святости – Господом нашим Иисусом Христом. Господь делает нас способными к принятию райского блаженства - дверь рая перед нами открывается.

Восхвалим же Бога-Промыслителя Спасителя нашего, все сделавшего для того, чтобы вернуть нам первозданное райское блаженство. Будем просить помощи у всех святых – наших молитвенников и предстателей пред Ним. Будем благодарить Господа, основавшего на земле Святую Церковь, находясь под святым и благодатным покровом которой, мы не погибнем, но спасемся, и будем иметь жизнь вечную.

Аминь.

 

 

10.06.2001 Неделя 1-я по Пятидесятнице, всех святых. Литургия.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Святая Церковь празднует память всех святых. И сейчас мы с вами слышали Святое Евангелие, в котором говориться о источнике святости.

Источник святости это – Божественная любовь Господа нашего Иисуса Христа. Эта Божественная любовь, как свет солнечный, благодатно простирается ко всем душам человеческим. А человеку нужно открыть свою душу для того, чтобы в его сердце загорелся этот тихий свет Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.

Сейчас мы слышали слова евангельские, которые долго время врагами Церкви неправильно истолковывались для того, чтобы этими словами как-то отвратить людей от Церкви и от Христа. В самом деле, даже верующему человеку может быть сразу непонятно, что значит это обращение Господа, когда Он говорит: «Кто любит отца своего или мать свою больше, нежели Меня, тот недостоин Меня».

Дорогие братья и сестры! Вот если бы кто-то вместо солнца попытался бы на солнечном свете зажечь смоляной факел, который горит, и одновременно коптит, и, в общем-то, мешает даже солнечному свету, и сказал бы: «Вот, этот факел лучше всякого солнца; от него всегда будете иметь свет!»

Но сгорит смола, и он потухнет, и ничего от него не останется. Когда человек вместо любви Божественной, вместо Того, от Кого исходит всяческое добро в мире, от Кого исходит радость, счастье, благополучие и благодать, вместо этого себя противопоставит Богу и скажет: «Не нужен мне Бог! Я сам в себе имею все силы!» - Вот это и есть та самая ненастоящая любовь, о которой говорит Господь.

Если любовь человеческая не укоренена в любви Божественной, то в ней не будет никакого смысла. Обрубите у дерева корни, и, какое бы оно ни было красивое, оно засохнет, и через неделю никакой красоты от него не останется. Так и человек может иметь подлинную любовь в своем сердце до тех пор, пока он вместе с Богом. А если человек отворачивается от Бога, не хочет жить вместе с Богом, как можно предпочесть такую любовь любви Божественной? Разве можно сказать человеку, который упал в яму и барахтается в ней: «Давай, я прыгну в эту яму, и буду барахтаться в месте с тобой»? – Нет! Надо придумать что-то, чтобы человека из этой мы вытащить – или руку ему подать, если сам можешь вытащить, или кого-то позвать на помощь и вместе его вытащить, или лестницу туда спустить, или веревку, или еще что-то сделать, чтобы его из этой ямы вытащить.

Так вот, Божественная любовь – это та любовь, которая нас зовет от греха ко спасению; это та любовь, которая учит нас в грешнике видеть не грех, а образ и подобие Божие, чтобы эти образ и подобие Божие расцвели в человеке. Вот Господь и говорит, что если кто-то любит своих близких больше, чем Меня, - любит греховно. Это тоже, как вот я говорил о том, что если кто-то болеет, например, это не значит, что ты должен заболеть вместе с ним – наоборот, ты должен дать ему лекарство с тем, чтобы его вылечить, поухаживать за ним – вот о чем говорит Господь. Любовь Божественная – это любовь спасающая. И мы должны всех, в том числе и своих родных, и близких, и знакомых и незнакомых, приводить к любви Божественной. Это и будет тот самый свет солнечный, свет Христов, который должен просвещать всех. Это и будет подлинная наша любовь к нашим ближним.

А как нам поступать, если наши ближние не хотят нас слушать, не хотят оставлять своих грехов, продолжают вести греховный образ жизни? Что значит, неужели в результате любви к ним мы тоже должны жить без Бога, без веры, без молитвы? Разве так мы должны поступать? – Нет! Наоборот, мы должны молиться за них, просить Господа, чтобы Он помог им. Наших сил не хватает молиться – мы обращаемся ко всем святым и просим, чтобы все святые молились за тех людей, которые еще не знают пути веры, не знают Господа, не знают спасительной силы церковных таинств. Вот, это и значит: «Кто хочет последовать за Мной, тот должен взять крест свой и идти. А кто не берет своего креста и не идет за Мной, - говорит Господь, - то он недостоин Меня» (Мф. 10, 38).

Дорогие братья и сестры! Будем просить у Господа, чтобы Он дал нам каждому силы нести свой жизненный крест и быть достойным Господа; будем просить у Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он научил нас любить своих ближних, родных и всех людей любовью Божественной, видеть в каждом человеке, даже который еще не верует в Бога, образ Божий и молиться за него, чтобы и его Господь привел ко спасению и вечной жизни. В этом да помогут нам молитвы и заступления всех святых, память которых мы ныне празднуем.

Аминь.

 

 

 

18.06.2006 Неделя 1-я по Пятидесятнице, всех святых. Литургия.

 

Сегодня день рождения Церкви Христовой, сегодня мы прославляем всех святых – то есть всех тех людей, которые услышали призыв Господа Иисуса Христа, открыли свою душу для благодати Духа Святаго, и жили в своей жизни с Господом и яко Его други стали (см. Ин. 15, 14, 15).

В этом есть очень большой духовный смысл сегодняшнего праздника. Ведь для чего пришел в мир Господь Иисус Христос? Для чего Он воплотился, стал Человеком? Для чего Он прожил человеческую жизнь и умер на Кресте? Для чего Он воскрес и вошел на небо? Для чего Он послал от Отца Своего Небесного Духа Святаго? Для того, братья и сестры, все это Господь совершил, чтобы мы с вами были святы. Чтобы мы с вами жили вместе с Богом.

Каждый христианин через Таинство Святого Крещения, Таинство Миропомазания призван к святости. То есть всех нас Иисус Христос зовет, чтобы мы жили свято – то есть жили по Его святым и благим заповедям. И, конечно, мы с вами видим свое собственное несовершенство и сожалеем о том, что мы не всегда свято поступаем. Не всегда наши мысли святы, не всегда наши чувства святы, поступки наши не всегда святы – и поэтому жизнь наша бывает далеко не святая. Но это неправильно! Мы должны об этом сожалеть, и стремиться это исправлять. Ведь для того и Церковь на земле, для того и Дух Святой живет в Церкви и благодать Божия для того и существует, чтобы наши грехи исправить и чтобы мы с вами стали чисты и святы.

Ведь мы говорим о чем? Мы говорим о том, что Господь Иисус Христос для нас открыл двери рая – чтобы мы жили с Ним, с Богом. А если человек живет с Богом, то в его сердце уже нет места злобе, нет места осуждению, нет места ненависти, и неправде, и раздражению, – этому в душе человека нет места тогда, когда в сердце человека Бог.

И ныне, прославляем всех святых, которые жизнью своею показали, что можно жить свято, что это не что-то такое, чего не бывает. Иногда говорят: «Не бывает святых». Нет, вот Церковь нам показывает, что жить свято можно. Причем в сонме святых есть все люди: есть матери и младенцы святые, а есть старцы, есть мужчины, а есть женщины, есть воины, есть торговцы, есть простые люди, есть образованные люди, есть знатные и богатые, есть нищие и убогие. В лике святых все люди представлены – то есть независимо от того, кто ты, какое твое положение или образование, или участие твое в жизни общества, – независимо от этого перед каждым человеком открыта дорога к святости, то есть к жизни с Господом Иисусом Христом.

А у нас порой наших сил не хватает, чтобы по жизни идти за Христом. Мы спотыкаемся, оступаемся и грешим, поступаем не так, как велел нам Господь. И вот тут опять для нас помощниками в нашем жизненном пути и являются все святые. Они, как наши старшие братья, за нас с вами молятся, нас с вами подправляют, нас с вами на истинный путь наставляют. Поэтому Церковь и призывает обращаться с молитвами к святым людям, к святым угодникам, которые уже прошли человеческую жизнь и поэтому могут нам с вами помочь и понять нас и наши с вами недостоинства.

Обратимся же, дорогие братья и сестры, к великому сонму наших небесных помощников и заступников, обратимся ко всем святым и попросим этих угодников Божиих, великих, ведомых и неведомых, чтобы они за нас с вами умолили Господа Бога, чтобы и мы в жизни своей жили с Богом и по пути своей жизни следовали вслед за Господом Иисусом Христом, вдохновленные Духом Святым.

Аминь.

 

 

 

 

(22.06.2008. Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых. Божественная литургия.)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Первое воскресение после праздника Святой Троицы посвящено памяти всех святых. Эта память Святой Церковью установлена для того, чтобы мы с вами осознали, для чего Спаситель мира Господь Иисус Христос пришел в этот мир, для чего Он прожил всю земную жизнь человеческую – от утробы матери и даже до смерти, для чего Он умер и воскрес, для чего Он восшел на небеса и для чего Отец Небесный послал Духа Своего Святаго и основал на земле Церковь Христову. Все это было совершено Промыслителем – Богом нашим для того, чтобы нас привести к святости.

Святые люди, память которых мы сегодня почитаем: и те, кто по именам известны Церкви Христовой, и те, кого один Господь знает, – это плод спасительных трудов Церкви Христовой на земле.

Господь Иисус Христос каждого человека призвал к святости. Каждый христианин посвящен Богу и по своей сути должен быть свят, чтобы быть единым вместе со Христом. Почему мы приходим к покаянию? И что значит для нас Таинство Покаяния? К покаянию мы приходим потому, что отпадаем от того состояния, в котором должны бы были пребывать, – от состояния святости. Святость – это состояние единения человека с Богом. Ибо святость суть свойство Божие: «Свят Господь Бог наш». И человек, который соединяется с Господом, ходит по слову Божию, живет по заповедям Божиим, преисполняется святости. И Церковь Христова, ныне предлагая нам праздник Всех святых, указывает, для чего она, Церковь, существует на земле, – для того чтобы мы, пребывая в ней – Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, – преисполнялись святости.

Но поскольку мы с вами, внимательно взирая на себя, видим, что жизнь наша далека от святости, мы обращаемся ныне ко всем святым, которые просияли во все времена: и до пришествия в мир Господа Иисуса Христа, и после Его воплощения, и даже до сегодняшнего дня, – во всяком подвиге человеческой жизни, – мы сегодня обращаемся к ним, чтобы они, достигшие святости, пребывающие ныне в единстве с Богом, о нас с вами помолились, чтобы и нам с вами избавляться от своих грехов, недостатков и пороков и преисполняться святости Христовой.

И в том радость нашего с вами пребывания в Церкви Христовой, что святые вместе с нами в одной Церкви, и мы, пребывая вместе с ними в единстве, получаем от них помощь, – так, как бывает в доброй, хорошей, крепкой семье, когда старшие братья и старшие сестры помогают младшим братьям и сестрам, и порой многие вещи за них делают, выполняют, о них заботятся и беспокоятся о них. Так и о нас святые молятся, чтобы и мы с вами в нашей жизни, так же как и они, жили вместе со Христом, с Богом нашим, чтобы мы достигали того, ради чего Господь и пришел в этот мир.

Дорогие братья и сестры! Ныне, прославляя всех святых, обратимся к ним с молитвою, чтобы и нам с вами в нашей жизни исполняться святости Христовой и жить по благим заповедям Господним. Аминь.

 

 

 

(30.05.2010 Литургия. Неделя 1-я по Пятидесятнице.)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Прошла Троицкая седмица, когда мы с вами духовно торжествовали о Духе Святом, Который сошел на Святую Церковь и дал нам с вами полноту нашего спасения. Все Господь сделал для нашего спасения, и теперь Святая Церковь показывает нам, что мы должны сделать в ответ на любовь Божию к нам. Святая Церковь подсказывает нам, какой единственный должен быть наш ответ.

Бог создал человека по Своему образу и подобию. Сама суть Божества заключается в Его безграничной любви, которая проявляется через троичность Его Существа, когда Три Лица Святой Троицы пребывают в таковой любви, что Они не суть Три различных Существа, но Единый Великий Триипостасный Бог. Троичен в Лицах, но Един по существу. И по любви Своей Бог сотворил мир, и по любви Своей Бог сотворил человека. И Бог в Своей любви свят. Святость Божия – это то, что, как свет, изливается на все, созданное Им. И человек тоже призван к святости. Но святость сама по себе проявляется только тогда, когда человек проявляет данную ему Богом свободную волю. Насильно святым никого нельзя сделать. Так же, как насильно никого нельзя заставить любить. И любовь и святость ценны своею свободой – это выбор человека. Святость – это такое свойство, когда человек питается святостью Божией – находится с Богом в единстве. Кто источник жизни? – Бог. Кто источник любви? – Бог. Кто источник святости? Источник святости – Бог. До тех пор пока человек находится в единстве с Богом, святость сияет в его душе.

Но это единство человек потерял, потерял по своей свободной воле. Избрал гордыню, самолюбие, и вместо любви избрал самолюбование. Отпал от Бога человек, и в мире появился грех. И мы знаем, что Господь совершил, чтобы исцелить эту болезнь греха. И ныне Святая Церковь показывает нам, какие плоды исцеления человечества от греха. Сегодня мы празднуем день Всех святых – всех людей, которые жили вместе с Богом и проявили в своей жизни тот замысел Бога о человеке. Оказывается, святых сонмы, ведомых Церкви и неведомых. И в этих сонмах святых есть все: и мужчины и женщины, и младенцы и старцы, и грамотные и безграмотные, и простые люди и цари, и воины и землепашцы. Нет такого рода занятий человека, нет такого возраста или социального состояния, в котором бы не было святых, угодивших Богу и живших вместе с Ним. В них, в этих святых людях, как солнце, отражаясь в капельке воды, сверкает и сияет, так и в каждом святом человеке любовь Божия сияла и сияет вокруг, согревая всех людей, находящихся рядом.

Мы все с вами призваны к святости. Об этом Иисус Христос так сказал: «Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16). Сегодня Святая Церковь, в день памяти Всех святых, напоминает нам, что Господь все для нас сделал, чтобы мы были святы. Мы святы, когда в наших сердцах горит самоотверженная любовь. Мы святы, когда делаем что-либо для другого человека, не желая что-либо получить взамен. Мы святы, когда обращаемся к молитве, и сердце наше уносится к Богу. Мы святы, когда прощаем обиды, когда не воздаем злом за зло. Мы святы, когда любовь Божия в наших сердцах горит. Но, конечно же, когда мы посмотрим на себя, мы видим, и нам страшно даже от таких слов становится, и мы говорим себе: «Ну как можем мы себя так назвать и сказать, что мы святы? Мы же грешны. Мы же постоянно грешим, постоянно злимся, осуждаем, постоянно раздражаемся, не имеем в сердце своем любви к ближним». Неужели зря Господь в мир пришел? Неужели зря на земле Церковь создана? Неужели зря Дух Святой наполняет эту Церковь? Почему мы не ощущаем себя, что мы святы?

Правильно делаем, что не ощущаем. Если бы мы начали о себе так думать, то мы бы впали в прелесть. Слава Богу, что Дух Святой дает нам понимание нашей греховности! И, видя свои грехи, мы стремимся от них избавиться, а избавляясь от своих грехов, мы идем к святости. Именно так святые подвижники делали. Они видели свои грехи, каялись в них и говорили о себе: «Я последний грешник», – не лицемерно, но искренно ощущая малейшее погрешение в своей душе и отступление от Бога. А вокруг все о них говорили, что они святые, и свидетельствовали об этом.

Дорогие братья и сестры! Сегодня великий праздник, в который каждый из нас должен считать себя именинником, потому что сегодня день всех святых, а каждый из нас назван и крещен в честь какого-либо святого. Значит, сегодня у каждого из нас именины, у каждого из нас день Ангела. И сегодняшний день говорит нам о том, что должны мы делать в ответ на любовь Божию. Видя святых людей, в честь которых мы названы, зная о том, что Церковь имеет огромные миллионы, сонмы святых праведников, мы должны и себе сказать: «И мы можем идти за Господом так, как они шли, и мы можем тоже следовать за Ним и жить по-христиански». Несмотря ни на что, и кто бы мы не были, Господь всех призывает нас к Себе. Апостол прямо так и говорит о нас, христианах: «Вы святой народ, избранный» (см. 1 Пет. 2, 9). Смотрите, нас, немощных и грешных, отпадающих от Бога и согрешающих, апостол называет «святым народом»!

Какое счастье, что мы живем под сенью Святой Церкви Православной! Свои грехи мы очищаем благодатью Духа Святаго. Мы приступаем к Самому Господу и освящаемся соединением с Ним в Причастии Пречистого Тела и Животворящей Крови Его. И святость – это не наше достоинство, но достоинство Божие, к которому мы стремимся, и если Бог действует в нас, мы счастливы, что Господь помогает нам в этом мире творить добро и уклоняться от зла.

Пример нам – вся церковная история, святые, жившие до пришествия в мир Господа Иисуса Христа, и живущие даже до сего дня. Каждый на своем месте нес свет Божий людям. Праотцы и пророки, святители и мученики, преподобные и праведные, апостолы и равноапостольные – в каждом чине святых есть для нас с вами пример. У одного святого мы учимся его мужеству исповедовать свою веру, у другого святого мы учимся его смирению и терпению. У одного святого мы учимся его щедрости и доброделанию, у другого святого мы учимся его духовным порывам, и молитве, и предстоянию перед Богом. Неисчерпаемый кладезь для нас с вами науки духовной, неисчерпаемый кладезь примеров всевозможных. Поэтому мы видим, что святость – это не что-то далекое для нас. Это близкое, это то, что находится рядом с нами. Ибо Церковь объединяет всех: и нас, здесь сейчас стоящих, и тех, кто уже на небе сейчас предстоит пред престолом Божиим. Мы единая Святая Соборная и Апостольская Церковь. Святая – услышим это слово.

Дорогие братья и сестры! Сегодня Евангелие объясняло нам, как следовать за Господом и достигать святости. Для этого надо не отрекаться перед миром от своей веры. Отречение ведь заключается не в словах, да и в словах тоже, но особенно оно заключается в делах. «По плодам их узнаете их» (Мф. 7, 16). Если наши дела не будут христианскими, если наша жизнь не будет соответственна слову Божию, как мы можем сказать, что мы любим Христа? Как мы можем тогда свидетельствовать, что мы христиане? Да не будет с нами этого. Будем просить, по молитвам Всех святых, память которых ныне мы празднуем, чтобы нам даровал Господь благодать дара Духа Святаго, и чтобы мы в жизни все стремились к святости Божией, которую изобильно дарует нам Церковь Христова. Аминь.

 

(13.06.2011 День Святого Духа. Божественная литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, в День Святаго Духа, Церковь предлагает нашему духовному вниманию евангельское повествование о сути Церкви Христовой на земле. Ведь что значит жить духовной жизнью? Что значит искать Духа Святаго? Где мы можем насытить свои души благодатью Духа Святаго? Ответ единственный. Насыщение наших душ благодатью Духа Святаго может произойти только в Церкви Христовой, которую Господь основал на земле для нашего спасения.

Мы слышали сейчас притчу, в которой Иисус Христос объясняет суть Своего подвига (Мф. 18, 10–20). Он сравнивает Себя с пастухом, у которого было сто овец, и одна потерялась. И он тогда оставляет 99 овец в безопасном месте в горах и спускается вниз и ищет эту пропавшую заблудшую овцу. А когда ее находит, то радуется о ней больше, чем о 99 непотерянных. И Господь говорит, что радость такая же бывает, когда заблудшая душа обращается к своему Отцу.

Он, наш Спаситель и Пастырь, сошел с неба на землю, чтобы найти нас с вами – нас, заблудших овец, забывших своего Отца Небесного, потерявшихся в суете и грехах, потерявшихся в повседневных делах и не думающих о своем Отце Небесном. Он находит нас и спасает, потому что иначе мы погибнем, потому что иначе наши души засосет болото греха, страстей, всякой скверны. Спаситель пришел к нам, чтобы нас, заблудших овец, привести снова туда, где мы должны быть, – к Отцу Небесному.

Но как Спаситель это совершает? Он совершает это путем постоянной заботы о нас. Открывает для нас двери спасения через основанную Им на земле Церковь Свою. Церковь – это мы с вами, объединенные верой в Господа Иисуса Христа. Об этом мы слышали только что в Евангелии, Сам Иисус Христос сказал: «Где двое или трое собрались во имя Мое, там и Я среди них» (см. Мф. 18, 20). Видите, «двое или трое», – а Церковь Христова объединяет всех людей, живущих на земле, и не только живущих сейчас, временной жизнью, но и тех, кто уже ушел из временной жизни и пребывает в вечности; но и они принадлежат Церкви Христовой, и сонмы Ангелов принадлежат Церкви Христовой, и святые принадлежат Церкви Христовой – все люди, знающие Иисуса Христа, принадлежат Его Церкви. Значение Церкви для нашего спасения таково, что Церковь является сосудом Духа Святаго. Дух Святой сошел на апостолов, дал им уникальные дары, благодаря которым они несут благовестие даже до сего дне, через своих преемников – епископов и священников. Церковь Христова является раздаятельницей даров Духа Святаго.

Сегодня, когда мы собрались вместе, чтобы прославить Господа, Который послал Духа Святаго на Свою Церковь, мы просим о том, чтобы нам всегда оставаться добрыми членами Святой Церкви. Мы верим в Святую Церковь – Святую Соборную Апостольскую Церковь.

Но что значит «Святую»? Мы – входящие в нее люди – разве святы по своей жизни? Вот в том-то наша и беда: как только грех нами овладевает, он нас отделяет от Святой Церкви. Если мы грешны, как мы можем соединяться со святостью? В том наша и беда, что, впадая в грехи, мы на это время разделяем себя от Святой Церкви. Дано нам на то покаяние, чтобы нам вновь воссоединиться с Церковью. Когда человек приходит к Таинству Исповеди, священник молится о том, чтобы Господь воссоединил его, отпавшего от Церкви, воссоединил вновь в единство с Господом Иисусом Христом. Об этом мы слышали сегодня в Евангелии. Даже на примере личных взаимоотношений Господь говорит: «Если согрешит против тебя брат твой, иди и обличи его, укажи ему на его грех. Если он покается, исправится, приобрел ты брата твоего» (см. Мф. 18, 15). Дорогие братья и сестры! Нам нужно, чтобы Церковь нас и обличала о наших грехах, потому что сами мы порой не осознаем, не видим своей греховности, не видим, в чем надо исправиться. Поэтому Церковь и учит нас, указывает нам на наши недостатки, призывает нас к исправлению. Помните, как дальше в Евангелии говорится? «А если не послушает тебя брат, возьми двоих или троих и обличи его перед лицом свидетелей. А если их не послушает, то расскажи об этом церкви; а если церкви не послушает, то будет тебе как язычник и мытарь» (см. Мф. 18, 16–17).

Какие суровые и страшные слова. Но как мы можем не послушать Церковь? Да не будет с нами этого! Наоборот, мы стремимся узнать больше о том, что необходимо для спасения нашей души, стремимся удаляться от того, что мешает нашей душе. Вот это стремление жить по заповедям Божиим, стремление слушать голос Церкви и является духовной жизнью. Потому что когда человек стремится жить в Церкви Христовой, в согласии с заповедями Божьими, он ищет Духа Святаго, и Дух Святой вселяется в него, освящает его, дает ему силы к молитве, дает ему силы к вере, надежде и любви.

Итак, мы стремимся жить духовной жизнью в Церкви Христовой. Мешает нам в этом только одно – наши грехи. Но сегодня мы тоже услышали в Евангелии очень ободряющие нас слова. Господь дал власть Своим апостолам и ученикам делать то, что может делать только Бог. В Евангелии мы много раз читали, как Иисус Христос прощает людям их грехи. И вот Христос дает Своим ученикам эту власть, которая есть у Него. Он говорит: «Если вы кому простите на земле, будет прощено на небе. И наоборот: если свяжете здесь, на земле, будет связано на небе» (см. Мф. 18, 18). Эта власть прощать и разрешать грехи дана Святой Церкви. И через апостольское преемство даже до сего дне каждый из нас, когда приходит на исповедь к священнику, слышит, как от Самого Иисуса Христа, слова: «Прощаются и разрешаются грехи твоя».

Дорогие братья и сестры! Какая радость, что мы живем с вами в ограде церковной и знаем о том, каким путем нам надо идти ко спасению. Восхвалим ныне Господа, Который, заботясь о каждом из нас, ищет спасения наших душ. Приложим усилия, чтобы жить духовной церковной жизнью, будем стремиться учиться молиться и жить по благим заповедям Божиим. Обязательно будем прибегать к Таинствам Церковным, наиболее же к Таинству Исповеди и Причастию Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовой. Восхвалим Бога нашего, Единого, но Троичного в Лицах – Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

 

(10.06.2012 Неделя всех святых. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Святая Церковь помогает нам жить духовной жизнью. И, наверно, даже неправильно сказать «помогает», а она открывает нам дверь духовной жизни. Потому что Спаситель мира Господь Иисус Христос все для нас сделал. Он пришел в этот мир, родился, воплотился, стал истинным Человеком, оставаясь при этом истинным Богом, прожил всю человеческую жизнь, начиная от чрева Матери и даже до конца человеческой жизни, потому что Он принял смерть. Но смерть Его была необычна. Наша человеческая смерть происходит в силу различных естественных действий, или обстоятельств, или событий. А Он добровольно принял смерть, для того чтобы взять на Себя наши грехи. То есть за наши грехи, за то, в чем каждый из нас виноват, мы не будем нести ответственности, если мы будем жить вместе с Господом Иисусом Христом. Потому что Он, Христос, принес Себя в жертву за наши грехи, Он пострадал за нас, Он умер на Кресте добровольно, после этого Он воскрес, для того чтобы и мы с вами воскресли, ибо тот, кто верует в Господа Иисуса Христа, тоже воскреснет, как Иисус Христос воскрес. Но и это еще не все. Иисус Христос на 40-й день вознесся от земли на небо, то есть открыл нам с вами дорогу от нашей земной жизни к жизни небесной. Мы ведь понимаем, что эти названия: «земля», «небо», – не означают каких-то географических или космических явлений – они обозначают духовные явления, ибо «земля» – это то, что относится к материальному миру, а «небо» – то, что относится к духовному.

Итак, Иисус Христос отрыл нам дорогу на небо. Но и дальше Он не оставил нас. От Отца Своего Небесного на 50-й день Он посылает Духа Святаго, Утешителя, чтобы мы, пребывая в Духе Святом, пребывая в Церкви, этой дорогой, которую Он для нас проложил, воспользовались. Но и это еще не все.

Все сделал Господь для нас, а мы такие, не знаю, как нас назвать, ненормальные, что ли: мы не пользуемся тем, что Господь для нас сделал. Он все для нас сделал, Он открыл нам всю дорогу, а мы не хотим пользоваться. Перед нами открытая дверь в рай – а мы не идем. Что такое с нами? Ну как так можно?

И этого Господь не оставляет. Сегодня Святая Церковь празднует память Всех святых. Что это значит?

Есть люди, которые называют себя христианами, но не признают святых. О них надо печалиться, за них надо молиться, – это сектанты: баптисты, иеговисты, пятидесятники, адвентисты и др., – в Подольске их много у нас, к сожалению. Они говорят: «Нам не нужны святые, мы их не почитаем, это вы неправильно делаете». Ну как так? Это все равно что в семье сказать: мне не нужен старший брат, мне не нужна старшая сестра, я сам по себе, мне не нужен мой родной отец или родная мать, зачем они мне нужны? Вот нечто подобное делают сектанты. Дело в том, дорогие братья и сестры, что дорогу-то нам Иисус Христос открыл, а мы с вами ленивые. Мы не умеем молиться, не умеем жить по заповедям Божиим, не умеем делать добрые дела, не умеем прощать, не живем так, как нам заповедал Спаситель. И что же получается – что мы не войдем в это Царство, которое Господь для нас открыл?

Господь настолько нас любит, что большее нам даровал. Основав на земле Церковь, Он устроил так Духом Святым, что мы все едины в этой Церкви. Все вместе: и не только те, кто молится сейчас, находясь здесь, в этом храме, или в другом каком-то храме, не только мы объединены вместе сейчас, в это время, но с нами вместе и все те люди, которые праведно и свято жили, как заповедал нам Бог. Ну они-то разве о нас не печалятся, что мы такие слабые? Когда в семье бывает так: один сильный, а другой слабый, – разве старший не поможет младшему? Разве отец, мать, или старший брат, или старшая сестра, или дядюшка, или тетушка не поможет тем, у кого что-то не получается? Конечно, поможет.

И это в семье обычной. А у нас святая семья – Святая Церковь. И святые, которых мы сегодня прославляем, – это наши старшие братья и сестры и, если так, по-обычному, можно сказать, наши дядюшки и тетушки, любящие нас, которые помогают нам и молятся за нас. Мы не умеем молиться – они за нас молятся. Мы не умеем делать добрых дел – они за нас сделали добрые дела и помогают нам, направляют нас в доброделании. Мы не умеем жить по-Божьему – они за нас это делают и молятся, чтобы Господь простил нам наши с вами грехи.

Какое счастье жить в такой семье – Святой, Соборной и Апостольской Церкви, которую Господь создал на земле! И ныне великое счастье – прославление всех святых. Бедные люди те, которые не понимают, какая это радость – быть в Церкви Христовой. Дорожите этим, дорогие братья и сестры. Дорожите тем, что вы чада Святой Церкви Православной, что о вас есть тысячи, тысячи и миллионы молитвенников. Мы недостойны, а они достойны: они предстоят ныне пред Престолом Божиим и молятся за нас.

Вознесем и мы молитву к ним. Попросим у них, чтобы они помолились за нас, грешников, чтобы нам идти по пути спасения в вечное Царствие Божие, которое уготовал нам Господь наш и Спаситель Иисус Христос, Ему же слава во веки веков. Аминь.

(14.06.2014 Неделя Всех Святых. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Нынешний день, который мы встречаем, празднуя День Всех Святых, дает нам с вами ответ на самый, наверно, важный вопрос: зачем все это? Зачем Бог сотворил мир? Зачем Бог воплотился и стал человеком? Зачем Бог принял страдания и взошел на крест? Зачем Он умер и воскрес из мертвых? Зачем Он взошел на небеса и для чего Он послал Духа Святаго от Отца Своего на Своих учеников и апостолов?

Сегодняшний день дает нам ответ на этот вопрос, для чего все это было. А все это было для того, чтобы святость просияла в сердцах людей. Сегодня мы встречаем День Всех Святых. То есть цель, ради чего Господь в этот мир и пришел, заключается в том, чтобы мы с вами были святы. Это удивительно, мы все время говорим о том, что мы люди грешные. А ведь Господь для того пришел в мир, чтобы мы были не грешными, а чтобы мы были святыми. Более того, Церковь, которую Он создал на земле, это общество святых. И можно сказать о нас с вами: ну какие мы с вами святые? Мы же осознаем свою слабость, осознаем свое недостоинство, понимаем свои грехи и недостатки. Как же так, Господь нас призывает к святости, а мы какие? Впору впасть в отчаяние. Но как раз Церковь Святая не дает нам с вами этого сделать, потому что в каждом из нас без исключения, в каждом из нас – человеке, крещеном во имя Отца и Сына и Святаго Духа, есть отблеск благодати Божией, и ровно настолько, насколько мы с вами соединены с Богом, в нашей жизни отображается Его святость. Невзирая на наше недостоинство, невзирая на наши недостатки, невзирая на наши грехи. Потому что наши грехи Господь взял на Себя, наши недостатки пришел Господь исправить, а наше недостоинство – Господь дает нам благодать, чтобы мы это свое недостоинство изменили.

И поэтому, когда мы поем с вами и исповедуем, что мы соединены во «едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь», мы исповедуем то, что каждый из нас призван к святости.

Апостол нам прямо так и говорит: «Вы святы». Тот, кто посвятил себя Господу Иисусу Христу, должен быть свят. Какая трагическая ситуация! С одной стороны, мы Богу посвящены, мы христиане, мы Христовы, мы крестились, мы Духом Святым помазаны; а с другой стороны, мы понимаем, как мы далеко отстоим от совершенства. Что делать нам?

Вот в этом наше счастье, дорогие братья и сестры, что мы имеем Церковь. Когда мы вместе в Церкви, когда мы вместе молимся, когда мы вместе участвуем в Таинствах, Господь освящает нас. Господь убирает наше с вами греховное состояние. Он возрождает нас. И сегодня цель, ради чего пришел в мир Господь Иисус Христос, очень ясно показана.

Празднуя память Всех Святых, мы видим, как самые разные люди: и дети и старцы, и мужчины и женщины, и образованные и неграмотные, и богатые и бедные – самые разные люди прославляются Церковью как святые. Самых разных национальностей, самого разного интеллекта, самого разного культурного уровня, – не от этого, оказывается, зависит спасение и святость. Спасение и святость зависят только лишь от того, насколько мы свою душу открываем для благодати и действия Духа Святаго.

И ныне, радуясь о тех плодах, которые дала Церковь нашей жизни, радуясь о миллионах святых, которые реализовали тот путь, который дал нам Господь Иисус Христос, мы просим и для себя благодати Божией, благословения Божия и жизненного пути, чтобы и мы с вами были святы, несмотря на наши падения, отступления и грехи. И мы будем святы, потому что для того Иисус Христос и пришел в этот мир, чтобы никто из верующих в Него не погиб, но имели жизнь вечную.

Обратимся же к сонмам святых, прославляемых ныне Церковью, и попросим у них, чтобы они вознесли молитвы о нас, грешных, чтобы и нам следовать святым заповедям Божиим и жить вместе с Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков.

Аминь.