Неделя 10-я по Пятидесятнице. Исцеление бесноватого юноши.

Евангелие от Матфея, 17:14-23

  • Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,
  • сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,
  • я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.
  • Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.
  • И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.
  • Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?
  • Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;
  • сей же род изгоняется только молитвою и постом.
  • Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие,
  • и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

16.08.1998 Неделя 10-я по Пятидесятнице. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами услышали евангельское повествование, в котором рассказывается о борьбе, происходящей в этом мире, о духовной борьбе, которую каждый призван вести в своем сердце, о борьбе добра со злом и о воздействии зла на души и тела человеческие.

Один человек пришел к Господу Иисусу Христу и, кланяясь, просил Его о своем сыне, который был бесноватый, и в начале каждого месяца, в новолуние, с ним совершалось страшное и прискорбное событие: он падал, терял человеческий облик, многократно попадал то в огонь, то в воду, и никто ничем не мог ему помочь.

Дорогие братья и сестры! Все, что описано в Святом Евангелии, является не только рассказом о действительных событиях, происходивших некогда в Галилее, Иудее и Иерусалиме, но кроме этого все, описанное в святом Евангелии, является для нас, слышащих Слово Божие, указанием на то, как нужно нам жить в этом мире, и какие в этом мире существуют законы.

Мир после того, как человек отпал от Бога, после того, как совершилось его грехопадение, после того, как человек вздумал, что можно жить без заповедей Божиих, без единства с Богом, - мир с этого времени лежит в грехе. А грех это то, что ведет к болезни, то, что ведет к смерти. И в первую очередь грех действует на душу человека и есть реальная сила зла, которая действует на душу человека.

Описание вот этого больного сына, который впадал, беснуясь, то в огонь, то в воду, это - еще и описание наших с вами душ, которые бывают также поражены грехом. Враг рода человеческого – дьявол искушает нас, а мы поддаемся. И начинаем падать в огонь ненависти, в огонь зависти, в огонь раздражения, в огонь злобы - и этим геенским огнем попаляется наша душа, она горит этими грехами. Когда мы ненавиствуем и когда мы осуждаем, когда мы соблазняемся и когда злимся, когда ругаемся - это бывает геенский огонь в нашей душе. Как тот бесноватый, который падал в огонь телесный и обжигал свое тело, так наша душа попаляется этими грехами. Душа наша остужается и холодной ледяной водой - водой уныния, когда кажется, что нет ниоткуда помощи, водой отчаяния, когда нам кажется, что молитвы не нужны и добрые дела не нужны, и мы сами никому не нужны, и ничего у нас в этой жизни не получается и не выходит, и мы больны и несчастны, и нет нам ниоткуда помощи. Это враг рода человеческого унынием и отчаянием остужает нашу душу, топит ее грехом безверия, окамененного нечувствия, лишает ее способности к молитве так же, как это было с этим бесноватым человеком, который падал многократно в воду и никто не мог ему помочь.

Все это происходило, потому что власть не Бога была над этим человеком, но власть дьявола. А почему этот человек вне власти Божией? Потому что до встречи с Господом Иисусом Христом он не знал истинного Бога. Его душа не была соединена с Богом. Так и мы с вами мучаемся своими грехами. Душа наша мучается и страдает до тех пор, пока Бог не будет с нами. Но как же так? Мы же - верующие люди! Мы - христиане! Неужели Бог не с нами?

Ученики христовы хотели что-либо сделать для этого больного человека и ничего не смогли. Иисус Христос одним словом исцелил этого бесноватого, и он стал нормален, зло перестало воздействовать на него, враг рода человеческого отступил от него. И пораженные ученики подошли к Иисусу Христу наедине и стали спрашивать у Него: почему мы не смогли этого сделать? А Господь им сказал: за неверие ваше (Мф.17, 20). Смотрите! Иисус Христос обличает Своих учеников, говоря о том, что у них веры нет настоящей. А они ведь ходили вместе с Христом, видели Его чудеса, слышали Его слова и Он же их обличает за неверие! Неужели эти слова, отнесенные к апостолам, и к нам не относятся? И нас Господь обличает в неверии, говоря, что если бы ваша вера была бы как зерно горчичное, вы бы сказали этой горе: стань отсюда, и передвинься, и ввергнись в море - и она бы послушалась вас (Мф. 17, 20).

Дорогие братья и сестры! Нам необходима вера. Без веры мы погибнем, без веры жить человеку невозможно. Но где ее приобрести, как ее найти? Когда Господь обличил Своих учеников в неверии, Он им же и указал путь, которым созидается вера, этот путь - молитва и пост. Сей род, - сказал Господь, - изгоняется только молитвой и постом (Мф. 17, 21). Назвав родом неверным и развращенным всех нас, сравнив наши грехи с огромной горой, которая могла бы сдвинуться с нашего сердца, если бы мы имели веру хотя бы с зерно горчичное, Господь указывает и путь которым мы можем приобрести эту веру, хотя бы с зерно горчичное, эта вера приобретается молитвой и постом.

Когда мы молимся Господу, мы открываем свою душу для Него, чтобы Он был вместе с нами, чтобы Он освящал нас и благословлял нас. Когда мы молимся Ему, мы не своего желаем, но себя в Его волю предаем. Когда мы молимся Ему, мы сознаем себя детьми Божиими, и тогда зло отступает от нас, ибо благодать Божия, действующая Духом Святым, особенно в таинствах Святой Церкви Православной, помогает нам бороться со злом и освящает наши души. А чтобы наша молитва была сильной, чтобы она была настоящей, необходим пост, как воздержание и своего тела, и своего ума, и своего сердца. Пост и в пище необходим, пост необходим и в словах, и в мыслях, и в чувствах - духовный и телесный пост.

Вот эти две составляющих, как два крыла у птицы, - пост и молитва - помогают нам изгнать из нашей души то зло, те грехи, которые есть в нас. Но не нашей силой, - мы говорим, - род этот будет побежден, но силой Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего в мир. Потому что ученики, когда самостоятельно пытались без Христа победить зло, изгнать беса, исцелить этого бесноватого - они ничего не смогли. А когда Христос был с ними, это произошло. Так и мы с вами, не надеясь на свои силы, но уповая на Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, нынешнее время святого успенского поста проведем с духовной пользой для себя. Обязательно приуготовимся таинством покаяния, покаемся в своих грехах, которые, действительно, как огромная гора, на нашей душе лежат и давят нас. Порой нам кажется, что наши грехи маленькие, мелкие, они ничего не значат, но каждая песчинка тоже мелочь, но если этих песчинок много, целая гора образуется, так и на наших душах лежит множество грехов, которые мы уже как бы не замечаем и свыклись, но они давят нас. Кто может снять эти горы грехов с наших душ? – Наша вера в Господа Иисуса Христа, с которой мы подходим к таинству покаяния, к таинству исповеди, каемся, и Господь снимает это бремя с наших душ. Говорим горе этих грехов: уйди из этого человека! - и мы получаем великое облегчение, очищение, освящение.

Во время успенского поста каждый православный христианин стремится прийти к таинству покаяния и причаститься Святых Тайн Христовых, чтобы Христос был вместе с нами. А если с нами будет Христос, тогда и зло нам не страшно, и враг от нас отойдет, и победа будет за нами, за добром, и зло отступит, и мы будем ограждены силою Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа от всякого зла.

Аминь.

8.08.1999 Неделя 10-я по Пятидесятнице. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы слышали с вами Святое Евангелие, рассказывающее нам о том, как необходима в жизни человека вера. Это евангельское повествование одновременно должно привести нас к глубоким размышлениям о том, какая наша вера. В нашем сердце как она горит? В нашей жизни – что значит вера? Мы – верующие люди по названию только ли по жизни своей?

Все эти вопросы мы вынуждены будем задать сами себе, потому что мы сейчас мы услышали такие слова, которые должны задеть совесть каждого из нас. Господь сказал: «Если будете иметь веру, хотя бы с горчичное зерно, и скажите горе сей: стань и передвинься – по вере нашей будет.

Дорогие братья и сестры! Мы ведь чувствуем полное наше духовное бессилие перед лицом этих великих и грозных слов Иисуса Христа о том, какова сила веры, которая даже мала, как маленькое горчичное зерно, неужели в нашем сердце нет даже такой маленькой веры? Ведь как бывает – сколько раз мы ощущаем свое полное бессилие духовное перед теми жизненными сложностями, которые у нас случаются. Сколько раз мы отчаивались в том, что, как нам кажется, мы молимся, а молитвы наши не только не исполняются, но и мы не получаем даже иногда и утешения в своих молитвах. И более того! – И молиться мы не можем.

И вот, сегодняшнее евангельское чтение, ободряя нас с вами, показывает, чем должна питаться вера. Что нужно делать для того, чтобы быть верующими не по названию только, а по жизни. И знание этого необходимо нам особенно сейчас, когда очень много проповедников говорят: «Скажи, что Христос – твой Спаситель, и все – ты спасен. В этом будет твоя вера». – Так ли это на самом деле?

Вспомним только что услышанный рассказ из Святого Евангелия. К Иисусу Христу пришел человек и привел своего сына, который был одержим злым духом. И каждый месяц на него нападал жестокий недуг, он падал, корчился, и переживал, и мучился. Этот человек приводил своего больного сына к ученикам Христовым, апостолам, но они ничего не смогли сделать, не смогли помочь этому мальчику. Тогда Христос, обращаясь к тем, кто слушал Его в это время, и, взирая на сердца людей, говорит: «О роде развращенный и неверный! Доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас»? – И повелевает духу нечистому изойти из ребенка. И совершается чудо: ребенок исцеляется и становится здоров.

И тогда ученики приходят к Иисусу Христу наедине и начинают спрашивать у Него: «Почему мы не могли этого сделать»? – А Господь говорит им прямо: «По вашему маловерию не могли вы совершить это, потому что если бы имели веру хотя бы с горчичное зерно, то могли бы сказать горе сей: сдвинься! и она бы вас послушалась». – Но далее Господь говорит такие слова, которые объясняют нам, дорогие братья и сестры, чем нам укреплять в своей душе веру: «Но сей род, - говорит Господь,  - изгоняется только молитвой и постой».

Что мешает нашей вере? – Наши с вами грехи. Грехи это – нарушение воли Божией, нарушение закона Божьего. Этими грехами мы опутаны, как паутиной. Душа наша захламлена грехами, как грязью и мусором. И поэтому вера гибнет в нашем сердце из-за наших грехов. Мы хотели бы от грехов освободиться, очистить свою душу от зла, но так же, как не смогли этого сделать сами ученики Христовы, и мы сами этого тоже не можем сделать. Но чем же мы можем очистить свою душу? Чем мы можем укрепить ее? – Господь говорит: «Молитвой и постом»! – Нет, оказывается другого пути, чтобы избавить свою душу от сетей вражьих. Нет другого пути, чтобы очистить свою душу от зла и греха. Нет другого пути, чтобы победить врага рода человеческого.

Этот мальчик, который был одержим бесом, это – символ власти врага рода человеческого над душой человека. Но эта власть не абсолютна! Т.е. человек с помощью Божией может от этой власти греха над душой избавиться. Но для этого, необходимы, пост и молитва. Т.е. – воздержание и обращение к Богу. И чтобы не говорили теперь нам лжепроповедники, пытаясь нас прельстить словами о том, что легкий путь к Богу и широкие врата, - нет! Сам Господь открывает нам, сколь трудна борьба с грехом.

И вот, дорогие братья и сестры, придя ныне в храм Божий на молитву, мы с вами сейчас имеем возможность испросить у Господа Бога сил на то, чтобы научиться молиться. Чтобы молитва была в нашей жизни каждый день и утром, и вечером, и днем. Чтобы неформальной была наша молитва, не языком только лишь произносилась, но чтобы душу свою мы прилагали. Чтобы мы научились воздерживаться от греха, научились постом окружать свою душу, ограждать ее. Ведь что такое пост? Это ведь не от пищи только какое-то воздержание. Пост это – воздержание своей души от того, что по законам греховного мира кажется позволенным, а мы, как христиане, должны знать, что этого нельзя. Нельзя допускать гнева в свою душу. Нельзя допускать обмана в своей жизни. Нельзя допускать мести. Нельзя воздавать злом за зло… – Надо всегда об этом помнить, а это трудно! На это нужны силы. Вот, почему мы бываем маловерны, - потому что бываем неусердны в посте и молитве.

Но что же нам делать, если мы видим эту свою слабость? Неужели мы обречены на то, что наша душа всегда будет в паутине этого греха? – Нет, дорогие братья и сестры! Вы слышали, как сегодня закончилось евангельское чтение: Господь Иисус Христос говорил Своим ученикам о том страдании, которое Он перенесет, смерти и Своем воскресении. Он пророчествует о себе, что Он будет страдать и Его убьют, но в третий день Он воскреснет. И вот, сила воскресшего Господа Иисуса Христа и есть та сила, которая поможет нам. Поможет нам молиться. Поможет нам поститься. Поможет нам жить с Богом. Возожжет в нашей душе огонь веры.

И эта благодать воскресшего Спасителя и Господа Иисуса Христа изобильно подается в Церкви Христовой. И каждый человек, приходя в храм Божий, участвуя в таинствах, особенно в таинствах исповеди и причастия Пречистого Тела и Животворящей Крови Господа нашего Иисуса Христа, получает эту помощь так же, как получил ее мальчик, исцеленный от власти беса над ним. Как Христос этого мальчика исцелил и изгнал зло из его жизни, так и нас воскресший Христос исцеляет. Благодатью Своею Он очищает наши души и дает нам силы и веровать, и надеяться, и любить, и дает нам бодрость духа к тому, чтобы мы совершали пост и молитву и через это, как двумя крылами, поднимались к Богу.

Обратимся же к Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он благословил нас не на словах только быть верующими людьми, но по жизни своей быть таковыми.

Аминь.

12.08.2001 Неделя 10-я по Пятидесятнице. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня – воскресенье. Каждый воскресный день мы вновь переживаем благую весть о том, что Спаситель мира Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых.

Вспомним праздник Пасхи. Какое главное его содержание?

Это – победа Христа над смертью; победа добра над злом; победа святости над грехом. Из песнопений Пасхи мы узнаем, что ад уже больше не имеет власти над человеком; и силы зла уже побеждены, и силы зла уже не могут сковывать душу человеческую и губить ее.

Но как же так, дорогие братья и сестры? Мы же с вами на своем собственном опыте чувствуем что-то другое. Мы чувствуем, как силы зла имеют власть над нашей жизнью. Мы чувствуем, как зло проникает в нашу жизнь, как грех проникает в нашу душу; как мы, как будто невольники, порой делаем такие поступки, о которых потом сожалеем, и нам стыдно бывает, и мы даже смотрим на себя как бы со стороны и думаем, как мы могли это сделать, мы же - христиане, мы знаем, что нельзя грешить, мы знаем, что нельзя так поступать… а поступаем.

Каким образом грех все-таки берет власть над нашими душами? – То Евангелие, которое только что мы слышали с вами, дает нам этому объяснение.

Воскресение Господа нашего Иисуса Христа из мертвых открыло для всех нас дверь ко спасению. Эта дверь в рай для нас распахнута, раскрыта. Однако мы сами должны двигаться через эту дверь спасения; мы сами должны приложить усилия, чтобы пойти за Христом. И, конечно, мы не одиноки в этом усилии. - Церковь с нами; святые с нами; Пречистая Преблагословенная Дева Мария Богородица с нами; благодать Духа Святаго с нами.

Но в том случае все это с нами, если мы имеем веру в Бога; если мы имеем веру и стремимся жить по этой вере, и стремимся идти за Христом. Насильно через эту дверь спасения нас никто не протащит, потому что насильно только враг рода человеческого пытается душу погубить, ибо через насилие не может быть любви, добра, чистоты, святости, радости, счастья. – Все это происходит только через веру, надежду и любовь.

И вот, об этой вере вы слышали сегодня, как Господь сказал, что если мы веру будем иметь хотя бы с горчичное зерно, то мы сможем горы переставлять. А конечно, когда мы себе в душу заглядываем, то мы видим, что этой веры у нас нет, наша вера очень слаба.

Евангелие повествует о том, как ученики Христовы пытались исцелить одного больного мальчика, который был одержим злыми духами, и у них ничего не вышло, они не смогли этого сделать. И Господь говорит, что по маловерию они не смогли этого сделать. Но тут же Господь указывает, каким образом можно искоренить это маловерие. Единственный есть способ возжечь в нашей душе веру. И единственный есть способ нам с вами идти по пути спасения через эту дверь в рай, которую Господь нам открыл Своим Воскресением.

Когда ученики стали спрашивать: «Почему же мы не могли изгнать этого злого духа из больного мальчика?» - Господь им ответил: «По маловерию вашему, ибо сей род изгоняется только молитвой и постом».

Вот, чем мы можем напитать нашу веру, вот, чем можем возжечь нашу веру; один единственный способ. Не зря же в храме все время горят лампадки. Обратите на них внимание – это же духовный символ, взятый из Святого Евангелия, из притчи о десяти девах, которые были – одни разумные, а другие – неразумные. Огонек, который горит в лампадке, это – знак нашей веры, знак нашей молитвы. А масло, которое налито в эту лампаду, это – знак наших добрых дел, нашей христианской жизни. Вера тогда будет гореть в нашем сердце, если мы ее постоянно будем подкреплять нашими добрыми делами – нашими делами милосердия, нашими делами духовного труда, когда мы будем сами понуждать себя на молитву.

Тяжелый это труд – подлинно молиться Богу. Как тяжело мысль удержать даже пока прочтешь молитву Господню «Отче наш…»! Если бы мы могли в каждое слово этой молитвы вложить всю свою душу, то нам ничего больше и не надо было. Ибо так Господь и сказал: Не многословьте, как язычники, которые думают, что в многословии своем будут услышаны (Мф. 6, 7); - и дал нам эту молитву.

Но мы и эту молитву Господню краткую и то не можем прочесть, не отвлекаясь своим умом; постоянно наш ум куда-то уходит; постоянно мы что-то вспоминаем, на что-то отвлекаемся, куда-то переключаемся, о чем-то начинаем мечтать… – Как трудно нам даже на минуту собраться на молитву! Но это необходимо. Без молитвы вера наша погаснет, как погаснет лампадка без масла; и без добрых дел, которые мы должны с вами совершать.

Но Господь говорит: Молитва и пост. Но что значит «пост»? О каком посте говорит Господь? – Это тот самый пост, о котором еще говорил пророк Исаия, указывая: «Вот истинный пост благоприятный: сотвори правду, помилуй сироту, помоги нуждающемуся, накорми голодного…» (см. Ис. 58, 6, 7).

Дорогие братья и сестры! Пост – ведь это самоограничение человека, когда человек что-то делает не для себя, а для другого человека; пост – это воздержание ума человека; пост – это воздержание тела человека и добрые дела. Как раз у нас через два дня наступает святой успенский пост. И дай Бог в это благоприятное время всем нам укрепить нашу слабую веру – молитвой и постом. Чтобы мы с вами имели силы бороться против зла. И силы мы не в себе будем находить, но в воскресшем Господе нашем Иисусе Христе, Который одним словом исцелил этого бесноватого мальчика и изгнал из него духов злых.

Так же Господь наш Иисус Христос по нашей с вами вере и из нашей души прогонит грехи и злобу, очистит нашу нечистоту через Таинство Покаяния, через Таинство Причащения Святых Таин Христовых. Мы же с вами будем усердно следовать за Господом нашим, открывшим нам райские двери; будем стремиться учиться, постоянно учиться молиться, будем стремиться учиться делать добрые дела, стремиться поститься, зная, что постом и молитвой утверждается вера спасительная святая и побеждается сила вражия.

Аминь.

8.08.2004 Неделя 10-я по Пятидесятнице. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Слушая Святое Евангелие, мы неоднократно узнаем о том, что Господь Иисус Христос главным в духовной жизни человека полагал его веру: «все возможно верующему» (Мк. 9, 23).

Мы только что слышали в евангельском чтении, что верующий человек даже горы переставлять может. Спаситель говорит, что если бы была вера наша хотя бы с маленькое горчичное зерно, и мы бы сказали горе: «Двинься с этого места!» - она бы нас послушалась. Из житий святых мы знаем, что бывали такие случаи, когда верующих людей, по дерзновению веры, и горы слушают. Но когда мы, живущие обычной жизнью люди, слышим о том, какова должна быть вера, нам становится страшно. Применяя эти слова к себе, мы видим свое малодушие и маловерие. Господь учеников Своих обличает, апостолов, которых Он избрал, в том, что они маловерны. Сегодня мы тоже об этом слышали в Евангелии. Когда привели ученикам христовым человека, который мучался, был одержим и бросался то в воду, то в огонь, они ничем не смогли помочь. И когда стали наедине у Иисуса Христа спрашивать: «Почему мы не смогли это сделать?» - Господь говорит им: «За маловерствие ваше».

Как же быть нам, знаюшим, с одной стороны, то, что без веры невозможно угодить Богу, без веры жить невозможно, без веры спастись невозможно; а, с другой стороны, видящим пустоту нашей собственной души, неимение дерзновения к Богу? Что делать нам? И вот, сегодняшнее евангельское чтение дает нам на это ответ – что должны делать мы, что нам нужно сделать для того, чтобы вера загорелась в нашем сердце и согревала нашу с вами душу.

В Евангелии повествовалось сейчас о том, как один человек привел к ученикам Христовым бесноватого своего сына, который сильно мучался. Душа его мучалась, но и тело его мучалось. И этот человек, можно сказать, образ нашей с вами души. Потому что наша с вами душа то бывает ввергаема в огонь разных страстей и грехов, а то в воду уныния и отчаяния. Сначала мы грешим и думаем про себя, оправдывая себя: «Бог милостив. Он нам все простит». А потом такое уныние на нас находит, такими мы грешными и недостойными начинаем себя считать, что думаем, что уж нет нам никакой возможности и жить по-христиански. Вот так наша душа и мечется между огнем страстей и водой уныния и отчаяния.

И действительно ученики не смогли исцелить этого больного человека. Христос пришел и, указав на причину, по которой не произошло исцеления, то – неверие, еще и охарактеризовал, из-за чего происходит неверие. Он сказал: «О, роде развращенный! доколе буду терпеть вас?» - указывая на то, что из-за образа жизни людей происходит такое повреждение их душ. Эти слова как будто к нам сейчас обращены. Но Господь в этих же словах одновременно дает надежду. Он говорит: «Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» - Доколе, Господи, будешь терпеть нас грешных, развращенных и недостойных? И Сам Господь дает нам на это ответ, доколе Он будет нас терпеть. Он говорит: «Я с вами во все жни до скончания века» (Мф. 28, 20).

До скончания века Господь терпит нашим грехам. Терпит, но призывает нас к спасению и спасает нас. Он исцелил бесноватого, изгнал беса, прогнал силу зла. И от наших душ Господь прогонит силу зла по нашей вере. Но мы уже с вами выяснили, что наша вера очень слаба. Что же нам мучаться под властью зла, если нет у нас такой веры, которая бы могла горы греха, лежащие на нашей душе переставить? – Нет! Есть способ умножить в нашем сердце веру. И Сам Господь на это указывает, говоря: «Сей же род исходит только молитвой и постом».

Значит, недостаточно просто сказать: «Я верю». А чтобы вера возгорелась в сердце, нужно ее возжигать молитвой и постом. Это – трудное дело. Не идет молитва на ум. Мы не можем среди огромного количества часов наших жизни выделить несколько минуток на молитву. Нам все время трудно. И даже когда станем на молитву, и то ум наш отвлекается. Но мы должны учиться молиться. Потому что если мы не будем этого делать, вера в нашем сердце гореть не будет. И мы должны учиться поститься. Недаром, сегодняшнее Евангелие прочитано в преддверии начала Успенского поста. Пост необходим человеку, чтобы он научился ограничивать и воздерживать себя. И это – не человеческая придумка, как некоторые говорят, для здоровья тела, для диеты. Это Божественное установление – пост и молитва. Для того Господь открывает нам этот способ, чтобы благодаря ему – посту и молитве – мы зажгли в своем сердце веру, которая спасет нас. А спасение это происходит через Господа Иисуса Христа, Который пришел в мир не для того, чтобы Ему послужили, но чтобы послужить нам, грешникам, нас, грешников, спасти (Мф. 20, 28).

Дорогие братья и сестры! В сегодняшний день, собравшись на молитву в храме, будем просить у Господа Бога, чтобы Он научил нас молиться, чтобы дал Он нам сил поститься, чтобы Он научил нас видеть, в первую очередь, в своей жизни Его – Спасителя нашего, идя за Которым, мы и от греха душу свою избавим, и от духовной смерти, и от врага рода человеческого избавимся, и пребудем со Христом не только до скончания нашей временной жизни, но и в жизни вечной во веки веков.

Аминь.

20.08.2006 Неделя 10-я по Пятидесятнице. Божественная литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы сейчас с вами слышали святое евангельское повествование, из которого мы узнаем основные важные правила духовной жизни человека. Из сегодняшнего Евангелия мы извлекаем главный урок, который заключается в том, что самое важное в жизни человека – чтобы он имел в сердце своем веру. Но мы порой самонадеянно о себе думаем, что наша вера сильна. Порой, называя себя верующими, мы не проверяем, какова на самом деле наша вера. А сегодняшнее Евангелие помогает нам увидеть самих себя, увидеть свой внутренний мир и понять, что мы должны сделать для своей души.

Мы слышали, как в Евангелии повествуется, как к Иисусу Христу привели мальчика, который был одержим злым духом и претерпевал мучения, так что его бросало и в огонь, и в воду, и много мучился. Это образ человеческой души, которая мучается от воздействия на нее сил зла. Все мы с вами мучаемся от того, что на нашу душу воздействуют силы зла, а мы не знаем, как им противиться. И вот нас бросает то в огонь греха и страстей, то в воду отчаяния и уныния, когда мы уже не знаем, что нам делать, и кажется, что все вокруг плохо. И вот когда этого ребенка привели ученики Христовы, которые ничем не могли помочь ему, Он называет людей, которые окружают Его, «родом развращенным и неверным», и говорит Господь, что они не могли исцелить этого мальчика по своему неверствию, потому что не было в их сердцах настоящей веры. Далее говорит так: «Если бы у вас была вера хотя бы с маленькое горчичное зерно, вы бы сказали этой горе: двинься и прийди в море, и она бы двинулась».

Дорогие братья и сестры! Эти слова Христовы должны разбудить нашу с вами совесть, и мы должны увидеть, сколь же и мы с вами маловерны. И потому мы плохо противостоим искушениям и силам зла, бросающим нас и в огонь греховный, и в воду отчаяния, что этой веры, которая хотя бы была с горчичное зерно, в нашем сердце нет. Однако для чего же Господь так сказал? Неужели для того, чтобы ввергнуть нас с вами в еще большее отчаяние и уныние и чтобы мы сказали: «Ну вот, как же мы можем спастись, когда даже близко настоящей, сильной, подлинной веры и даже маленькой веры в нашем сердце нет?» Неужели для этого Господь сказал эти слова? Конечно же, не для этого.

Господь исцеляет этого ребенка и одновременно говорит Своим ученикам, а вместе с ними и нам с вами: «Сей род, – говорит Он, – изгоняется только молитвой и постом».

Дорогие братья и сестры! Господь указывает нам прямой путь, как мы можем подпитать свою веру, как мы можем ее укрепить, как мы можем ее усилить, чем мы можем побеждать зло в нашей жизни. Господь указывает этот путь и говорит прямо: молитва и пост – вот что поможет нашей душе в борьбе с силами зла.

Как раз сейчас время Успенского поста, и нам надо внимательно поразмыслить в своей душе и увидеть, что нам нужно еще сделать в нашей жизни, в чем покаяться, как попоститься, как горячее помолиться. Чтобы в сердце нашем возрастала вера, чтобы враг не обладал нашей душой, не заставлял нас делать того, чему мы сами не рады. Ведь мы, когда нагрешим, потом сами не рады этим своим делам; нам печально, и стыдно, и скорбно, что мы совершали грехи. Но, если мы будем только на свои силы уповать, все равно не сможем мы по-настоящему и молиться, и поститься. Почему? Потому что без благодатной силы Господа Иисуса Христа, без Него, как Он Сам сказал, «вы не можете творить ничего» (Ин. 15, 5). И что же Сам Господь говорит? Он говорит о том, – после того как дал это назидание о молитве и посте Своим ученикам, – Он говорит о том, что Ему надлежит быть преданному в руки человеческие, надлежит быть распятому и в третий день воскреснуть.

Вот, дорогие братья и сестры, сила, которой мы с вами можем и научиться молиться, и научиться поститься, и возрастить в душе своей веру, – сила Воскресшего Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Он, зная наше маловерие и неверствие, и даже указывая нам на этот недостаток, восходит на Крест, чтобы на Кресте на Себя взять наши грехи, чтобы на Кресте искупить наше маловерие и малодушие. Он воскресает для того, чтобы наши омертвевшие, очерствевшие души воскресли. И в этом наша надежда, утешение и упование. Иными словами, совершая пост и молитву, мы совершаем их не в горделивом самомнении, что мы набрались духовных сил и сейчас можем укрепить в своих сердцах веру, – нет. Мы совершаем наш пост и нашу молитву с упованием на Спасителя и Господа Иисуса Христа, Который за нас пострадал на Кресте, искупил наши с вами грехи и воскрес в третий день, для того чтобы нас воскресить от смерти духовной к жизни вечной.

Дорогие братья и сестры! Услышав сегодня сие назидательное евангельское чтение, приложим силы, чтобы проходить оставшееся время поприща Успенского поста так, как предлагает нам Святая Церковь. Будем просить у Господа, чтобы Он умножил в наших сердцах веру, чтобы враг не обладал нами, но чтобы мы всегда пребывали со Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков.

Аминь.

(5.08.2007. Литургия. Неделя 10-я по Пятидесятнице. )

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас, слушая вместе с вами Святое Евангелие, мы от Господа получили твердое указание на то, что нам необходимо для нашей с вами духовной жизни. Что такое духовная жизнь? Это когда человек ведет постоянную борьбу в своем сердце против зла. Если человек не живет духовной жизнью и не ведет в своей душе борьбу против зла, зло захватывает его душу, человек оказывается побежденным диаволом, и его сердце оказывается жилищем врага рода человеческого. И его воля оказывается связанной по рукам и ногам, и человек оказывается уже во власти зла и сам от этого зла освободиться не может. Господь Иисус Христос для того и пришел в мир, чтобы в этой духовной борьбе, которую каждый человек должен вести, не просто помочь человеку, но дать ему такое оружие, которым он несомненно победит сего врага.

Вот об этом мы с вами только что слышали в Евангелии. В нем говорится о том, как к Иисусу Христу пришел человек и просил, чтобы Иисус Христос исцелил его беснующегося сына, который периодически каждый месяц впадал в неистовство и падал и в огонь и в воду. Таким образом, это чудо, о котором мы сейчас вами слышали, не только описывает событие, которое когда-то произошло, это чудо описывает и то, что происходит с нашими с вами душами. Когда душа человека во власти сил зла, его то бросает в холод безразличия, пустоты, уныния и отчаяния, а то в огонь греховных и мерзких страстей. И так душа человеческая и мучается.

Отец этого сына, которого он привел к Господу Иисусу Христу, упомянул, что он приводил его уже и к ученикам Христовым, но те не могли ничего сделать. И тогда Господь говорит удивительные слова, – редко их нам приходится слышать из уст Христовых, – Господь укоряет тех людей, которые рядом с ними, Он говорит: «О, роде неверный и развращенный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?»

Смотрите, Сам Господь указывает нам, что не может быть самоуспокоенности у нас: наш род человеческий – мы с вами являемся и неверными, и развращенными. Но Господь на удивление долготерпелив: Он терпит наши с вами грехи, терпит наши с вами пороки, – не потому, что они Ему нравятся, а потому, что Он хочет дать нам возможность, чтобы мы не были побеждены этими грехами, а победили их и избавились от них.

И, произнеся эти слова, Господь исцеляет бесноватого юношу, тот становится здоровым. Тогда ученики приходят к Иисусу Христу и начинают у Него спрашивать: «Почему мы не смогли это сделать?» А Господь прямо им говорит: «За ваше неверствие», – то есть «потому, что вы не верили в то, что сможете это сделать, не верили в то, что силой Божией сможете победить силу вражию». «Если бы, – говорит, – вы верили, то тогда достаточно было бы сказать вам слово горе – и она бы передвинулась в море, – если б вы имели веру, – говорит Господь Своим ученикам, – хотя бы с горчичное зерно».

Дорогие братья и сестры! Конечно, мы себя считаем верующими, называем себя верующими и – о, стыд нам! – даже порой превозносимся над другими людьми и говорим: «Он-то неверующий, он-то грешник, а я – верующий человек». Вот когда мы так о себе думаем и когда так о себе говорим и так смело и твердо называем себя верующими, не вспомнить ли нам слова Господа Иисуса Христа о том, что бы мы могли с вами делать, если бы у нас веры было «хотя бы на горчичное зерно»? Разве нам страшны были бы тогда хоть какие-либо прилоги вражии? Разве нас побеждал бы тогда постоянно грех? Разве мы постоянно тогда бы падали в одни и те же свои пороки? Разве мы тогда бы так жили, как мы сейчас с вами живем? Разве бы мы имели в своем сердце тот духовный мир, который имеем, если бы имели веру хотя бы с горчичное зерно?

Господь Иисус Христос указывает на то великое оружие, которое дает такие силы человеку, что он и горы может переставлять, – веру. И вот о том, чтобы в наших сердцах была вера истинная, нам надо просить у Господа Бога.

Впрочем, Господь, укорив Своих учеников в маловерии, тут же указывает им на путь борьбы против зла: «Впрочем, – говорит Господь, – этот род, – имея в виду силы зла, – изгоняется только молитвой и постом».

Вот, дорогие братья и сестры, нам указание на то, как нам можно и должно приобретать веру: через молитву и пост. Когда люди критикуют Церковь и говорят: «Зачем вы ходите в храм? Зачем вы исполняете установления церковные? Зачем вы исполняете церковные обряды? Это ведь все не нужно! Нужно просто иметь веру». Как бы нам хотелось эту веру иметь! Но нет другого пути к тому, чтобы иметь веру, кроме как путь молитвы и поста, который Сам Господь и указывает. Поэтому те люди, которые говорят: «Можно верить в своем сердце и не ходить в храм и не жить церковной жизнью», – сами не верят словам Господа Иисуса Христа. Потому что ведь Сам Христос сказал, что только молитвой и постом можно победить силу вражию. Только этим оружием можно получить в свое сердце веру. И то этих сил – наших – недостаточно. Не сможем мы самостоятельно молиться, не сможем мы самостоятельно церковные обряды исполнять, если мы не будем едины с Самим Христом в Его Церкви. И на это Сам Господь указывает нам, и сегодня мы в Евангелии слышали об этом.

После того как Господь указал ученикам на то, каким образом они могут возгревать в своих сердцах веру, после того как Он им сказал о молитве и посте, Он тут же говорит о Себе Самом: что надлежит Сыну Человеческому пострадать и быть убиенну, но в третий день воскреснет.

Спрашивается, почему Господь тут же говорит об этом Своим ученикам – после того, как объяснил им, как жить по вере и что такое вера? Почему? – Да потому, что без воскресения Господа Иисуса Христа из мертвых, без Его страданий за род человеческий невозможно ни молиться, ни поститься, ни тем более иметь истинной веры, – это дар Божий, который дается человеку в Церкви Христовой Самим Господом Иисусом Христом, Который и пришел в мир для того, чтобы не просто нам рассказать о том, что такое духовная борьба, не просто чтобы показать нам, как надо бороться против сил зла, но чтобы вместе с нами – вместе с нами – побеждать это зло в душе каждого из нас. То есть сами ученики не могли изгнать диавола, беса из сердца того человека, – Господь сказал только слово, и это произошло. Сами по себе мы не можем победить сил зла и тех искушений, которые к нам приходят, – сами не можем. А с Господом Иисусом Христом можем. И если Господь к нам придет, в наше сердце, в нашу жизнь, в нашу душу, то вместе с Ним мы победим в себе все зло. Вот в этом и есть суть духовной жизни. Суть духовной жизни в том, чтобы в нашем сердце был Господь Иисус Христос, чтобы в нашем сердце Царство Божие было. Ведь Сам Господь сказал: «Царство Божие внутри вас», – то есть в нашей душе. Об этом умоляет нас сегодня и апостол Павел. В апостольском послании мы слышали такие слова: апостол Павел говорит, что он уподобился Христу, и призывает нас уподобляться ему, апостолу Павлу, так же, как он уподобился Христу. В чем же он уподобился Христу? В служении любви своим ближним. И нас с вами сей апостол призывает жить в единстве Церкви Христовой, жить по нашей с вами вере – то есть жить в любви Христовой.

Дорогие братья и сестры! Мы воистину имеем великое счастье быть чадами Церкви Христовой. Для нас Господь открывает путь нашего спасения. Мы от Господа узнаем о том, как надо бороться в своей душе со злом. И ныне, услышав Святое Евангелие, мы с вами ободрены тем, что мы не одиноки. И, хотя наша с вами вера не такова, что может горы переставлять, каждый из нас по отдельности вряд ли даже с горчичное зерно этой веры имеет, но все вместе, вся Церковь имеет такую веру, что все мы с вами через эту веру спасаемся, и этой верой Господь открывает для нас с вами Царство Божие. В одиночку мы погибаем, вместе – в Церкви, в единстве с Господом Иисусом Христом, мы спасаемся. Будем же ценить этот дар Божий – что для нас с вами открыта святая вера православная. Будем стремиться жить с молитвой и постом, соблюдая заповеди Божии и установления Святой Церкви. Будем стремиться уподобляться Господу Иисусу Христу, как заповедал нам апостол Павел, – в вере, надежде и любви. Аминь.

(16.08.2009 Божественная литургия. Неделя 10-я по Пятидесятнице)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Совсем недавно начался Успенский пост, и сегодня, в воскресный день, очень для нас с вами назидательно услышать евангельское повествование, которое объясняет нам необходимость поста для нашей духовной жизни. Само слово «духовная жизнь», обратим на него внимание: это не то, что нужно для нашего тела, это то, что нужно для нашей души. Человек имеет и тело, и душу, причем душа, которая дана ему Господом, – впрочем, как и тело тоже, – душа имеет в себе образ и подобие Божие. И пока душа человека соединена с Богом, она живет и дает свои духовные плоды. Эти плоды перечисляет апостол Павел: мир, долготерпение, кротость, воздержание, радость (см. Гал. 5, 22–23). Эти духовные плоды дают человеку подлинный смысл жизни. Они солнечным светом озаряют его жизнь. Но если в духовной жизни наступают серьезные несчастья, если человек не имеет общения своей души с Богом, то тогда другие силы устремляются к его душе, и духовная жизнь превращается в жизнь зла в душе человека. Потому что зло – это тоже духовная жизнь. Только оно направлено на разрушение и гибель. Если жизнь с Богом направлена на радость, счастье, блаженство, то жизнь с врагом рода человеческого, – а тот, кто творит зло, живет с врагом рода человеческого, диаволом, – жизнь со злом ведет к разрушению всего, что есть в душе человека, всех основ жизни человека. И смысл духовной жизни христианина заключается в том, чтобы в своей душе побороть попытки зла завоевать душу и чтобы пребывать под благим покровительством Божиим, чтобы душа наша жила с Богом.

Вот для этого все и существует в Церкви Христовой, для этого создана на земле Святая Церковь. Для этого богослужения, для этого молитвы, для этого посты, для этого церковные правила – для того, чтобы наша душа могла вести борьбу с духовными силами зла. Самостоятельно человек без Церкви Христовой, без помощи Божией не способен справиться со злом, и зло рано или поздно обязательно завоюет его душу, и человек будет порабощен силами зла. Очень явственно, ярко, наглядно это видно на людях, которые страдают одержанием злыми духами.

Сегодня в Святом Евангелии мы слышали с вами, как Господь Иисус Христос исцелил бесноватого отрока (Мф. 17, 14–23). Он с раннего детства страдал припадками, и они хватали его в самое неопределенное время, неожиданно, бросая его то в огонь, то в воду.

Это образ души человеческой, которая одержима злом. То в пламень страстей человека бросает, и душа его кипит всевозможными страстями: то гневом, то завистью, то нечистыми помыслами и скверными стремлениями, то стремлением к богатству, – и вот, как в огне, душа человека мечется, горит, страсти его донимают, ему кажется, что это и есть его бурная жизнь, он гоняется за всеми этими призраками, и сжигается его душа в пламени этих страстей. А потом начинается остужение всего, как будто в воду падает человек, и апатия ко всему, и ничто ему не интересно, и все ему противно, и жить не хочется. Вот такой наглядный образ через повествование об этом бесноватом отроке дает нам Святое Евангелие, для того чтобы мы рассмотрели свою душу, и увидели в ней, когда нас с вами бросает то в огонь страстей, то в воду уныния.

Ученики Иисуса Христа пытались чем-то помочь этому мальчику, но ничего не смогли сделать. Отец приходит к Иисусу Христу и просит Его, чтобы Тот помог ему. И тогда Христос исцеляет этого ребенка. Это важно для нас с вами сегодня, дорогие братья и сестры, узнать, – о том, что сила Божия всегда сильнее силы врага рода человеческого. Нам с вами важно знать, что Господь Иисус Христос всегда нас с вами может избавить от этой зависимости от зла и греха. И это мы слышали сегодня в Святом Евангелии. Но какой путь этого избавления?

Ученики Иисуса Христа подошли к Нему наедине и стали у Него спрашивать: «Почему мы не смогли исцелить его?» И тогда Христос им прямо отвечает: «По неверствию вашему, по маловерию вашему. Если бы вы имели хотя бы с горчичное зерно веры, то могли бы сказать горе сей: встань и двинься, – и они бы передвинулась» (см. Мф. 17, 19–20). Вот как Господь говорит о вере. Вот какая сила у веры. Вот где причина нашего с вами поражения в духовной борьбе. Почему вечно враг нас побеждает? Почему вечно мы поддаемся на его искушения? Почему вечно мы согрешаем, почему допускаем в душе своей действие сил вражиих? – По неверствию нашему, по маловерию нашему – вот она, духовная причина. Ее же Господь указывает и Своим ученикам. А где же взять нам веру? Как сделать так, чтобы если хотя бы не с горчичное зерно, но хотя бы в десятую часть горчичного зерна в наших сердцах была бы истинная твердая вера? На это Господь тоже отвечает, и говорит Своим ученикам: «Сей род, – Он имеет в виду силы зла, – изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17, 21).

Вот, дорогие братья и сестры, нам с вами ответ, как нам укреплять свою веру. Вот нам ответ, как нам надо стараться побеждать зло в душе своей – молитвой и постом. Другого пути для приобретения веры, другого пути для спасения наших с вами душ безсмертных, другого пути для победы над злом, которое все время пытается сбить нас с правильного пути Христова, нет – только молитва и пост. Вот почему Святая Церковь и предлагает нам это оружие. Вот почему Святая Церковь предлагает нам эти два крыла, с которыми, как птица, душа наша взлетает к Господу.

Сейчас, во время Святого Успенского поста, особенно актуально для нас с вами услышать это слово Самого Господа Иисуса Христа о пути победы над силами зла. Да, чтобы приобрести веру, нам надо усердно молиться, нам надо воздерживаться и в пище, и в мыслях, и в чувствах, и в разговорах, это так. Но и здесь опять мы чувствуем свое бессилие. Опять мы чувствуем, что не получается у нас молиться, не получается у нас поститься. Если мы срываемся и ошибаемся, что делать нам? Неужели мы не можем пойти по этому пути, который Господь Иисус Христос нам предлагает?

Но вслушаемся в то, вспомним то, какими словами заканчивается сегодняшнее евангельское чтение: Иисус Христос говорит, что Ему надлежит войти в Иерусалим, и там Его убьют, но Он в третий день воскреснет (см. Мф. 17, 22–23). Эти слова Иисуса Христа указывают на то, что Он, Господь Иисус Христос, берет на Себя наши с вами грехи, берет на Себя наши с вами немощи, наше неумение, нашу слабость, нашу духовную пустоту, и Он умирает для того, чтобы умерли грехи наши, и воскресает, для того чтобы нас воскресить. И, несмотря на то, что каждый из нас с вами поодиночке немощный и слабый, и каждый из нас грешный, мы все вместе в единстве с Церковью Христовой имеем твердое упование, и веру, и надежду, что мы вместе со Христом воскреснем. Ибо ради нас Он пришел в этот мир, ради нас Он пострадал, ради нас Он воскрес, ради нас Он создал Свою Святую Церковь и пребывает с нами во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20). И именно это дает нам твердое основание, что наш труд не напрасен. Не зря мы постимся, не зря мы молимся, не зря мы уповаем, что имеем веру, ибо с нами наш Спаситель, Господь Иисус Христос. И в одиночку мы не можем победить силы зла – Господь Иисус Христос побеждает их. Будем мы со Христом – и никакие наветы вражьи не страшны нам будут. Будем же молиться о том, чтобы нам с вами никогда не отступать от Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, всегда пребывать в ограде Святой Церкви Христовой и, постом и молитвой укрепляя свою веру, побеждать силу вражию. Аминь.

(1.08.2010 Неделя 10-я по Пятидесятнице. Обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы стремимся к Богу, потому что знаем, что Господь любит нас. Иисус Христос ради любви к нам, к каждому человеку, пришел в этот мир. Потому что Он хочет нас спасти. Как понимаем мы любовь Божию? Как понимаем мы любовь человеческую? Иногда нам кажется, что любовь – это когда нам не говорят ничего плохого, когда нас не поправляют, когда нам ничего не указывают. Ну, можно сказать, мы потакание нашим недостаткам воспринимаем как особую какую-то любовь. Действительно, в детстве мало кому нравятся строгие родители, которые учат, наказывают. И, пока в детстве, кажется, что тот, кто все разрешает, самый лучший. Но ведь если не воспитывать ребенка, и ничего не говорить ему, и ничему не учить, и ничего не запрещать ему, что вырастет из такого человека? Бог любит нас, и пришел в мир, чтобы нас спасти. И по этой любви Он открывает нам правду и истину об этом мире, чтобы мы знали, каков этот мир есть на самом деле, вне зависимости от того, нравится нам это или не нравится. Ведь не от нас зависит, как солнце светит, и мы не можем им управлять, не от нас зависит, какова земля, не от нас зависит, как восходит солнце и заходит, начинается день и заканчивается. Мы воспринимаем этот мир и живем в нем по тем правилам, которые создал Бог. Другой вопрос, что мы не всегда знаем и не всегда понимаем эти правила, а порой действуем прямо против них.

И вот только что мы с вами слышали Евангелие (Мф. 17, 14–23). Можно сказать, по отношению к нам жестокими, жесткими, но правдивыми словами сказано, никем иным, а Самим Господом Иисусом Христом, – мы услышали там такие слова: «О, роде развращенный и неверный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» (см. Мф. 17, 17). Смотрите, Господь, Который пришел в мир для нашего спасения, указывает нам, обличая нас, на наше развращение и наше неверие.

Это очень важно понять, как нужно человеку иметь в сердце своем веру и не иметь развращения. Почему Господь так на это указывает? Почему Он обличает, с одной стороны, Своих учеников, а вместе с ними и нас с вами, потому что мы тоже ученики Христовы?

Человек – особое существо, уникальное. Он имеет тело, которое живет по законам, данным от Господа через природу, природным законам, которые оказались повреждены через грехопадение, и поэтому наше тело подвержено всем тем физическим законам, которым подвержен мир, в том числе болезням, страданиям и смерти. Но человек имеет и душу. И душа наша живет тоже по законам Божиим, тоже имеет свои болезни, имеет свои радости, свое блаженство. Человек не может жить только телесной жизнью, иначе бы он был просто животным. Это животные так живут. Но они на то и созданы Богом. Человек, живя жизнью телесной, одновременно живет и жизнью духовной. А какова эта жизнь духовная? Духовная жизнь происходит в постоянной борьбе человека в своей душе между добром и злом. И чтобы наглядно было видно, как происходит эта борьба, мы сегодня с вами услышали в Святом Евангелии о страдании одного мальчика, который был подвержен беснованию. Он периодически подвергался страшным припадкам, во время которых то в огонь его бросало, то в воду, и никто не мог ему помочь. Даже ученики Христовы, к которым отец привел этого мальчика, не смогли ему помочь. И вот отец приходит к Господу Иисусу Христу и просит, чтобы Он исцелил этого мальчика, изгнал из него духа зла.

Пока мы рассуждаем о духовной жизни вообще, говорим абстрактно о каком-то далеком добре, каком-то далеком зле, нам непонятно это. Только когда лично нас касается какое-либо зло, или наоборот, когда мы испытываем какое-либо добро, мы начинаем понимать, что это значит. Когда нас ненавидят, и делают нам зло, и досаждают нам, и мешают нам жить, мы чувствуем, в чем сила зла. Когда на нас клевещут, когда нас обманывают, мы чувствуем, что такое сила зла. Вот эта сила зла так же присутствует в духовной жизни человека, как и сила добра. Только сила зла разрушает душу человека, а сила добра созидает. И вот так же, как этого мальчика бросало в огонь, так и у нас, когда в нашей душе возобладают силы зла, появляется огонь злобы, огонь зависти, огонь нечистоты, огонь скверны, огонь гордыни, огонь всяческих грехов и мерзости, который буквально опаляет нашу душу, и мы не знаем, как от этого огня избавиться. И наоборот: потом проходит какое-то время, и нас начинает бросать в полное безразличие, и мы говорим: «Ну что ж, как есть так есть, ничего не исправишь, ничего не сделаешь, все мы люди грешные, да и вообще в этом мире ничего хорошего нет». Наступает на нас уныние – как водой холодной окатывает, и мы становимся, как утопленники бездвижные. Вот это образ нашей с вами души. И Господь одним Своим словом исцеляет этого мальчика, изгоняет из него духа зла.

Итак, в душе каждого человека происходит борьба между добром и злом. Но почему, почему не побеждает добро в нашей душе? Мы же своим разумом понимаем, что жить надо по-доброму. Мы же разумом понимаем, что любовь лучше ненависти, а правда лучше неправды. Почему ничего не изменяется в нашей жизни? Вот тут-то бы нам и услышать голос Христа, обращенный к нам: «О, роде развращенный и неверный!» Развращенный – это значит, что мы не стремимся исправлять себя и жить по заповедям Божьим. В этом наше развращение. А неверствие наше заключается в том, что мы не имеем истинной веры, хотя и считаем себя верующими людьми. И если кто-то из нас подумает, что нет, это не так, то сегодняшнее же Евангелие вразумляет нас, и показывает нам, на какой же степени совершенства мы стоим. Господь говорит: «Если бы кто-то из вас имел веру хотя бы с зерно горчичное, то сказал бы горе сей: двинься и перейди в море, и она бы перешла» (см. Мф. 17, 20). С зерно горчичное хотя бы веру иметь. Похоже, что мы этого тоже не имеем.

Что же делать и как быть тогда нам? Апостолы Христовы, ученики, увидев столь наглядный пример своего собственного неверствия, когда они не смогли изгнать злого духа из этого мальчика, начали говорить Иисусу Христу: «Как же быть, что делать? Почему мы не смогли сделать этого?» Это и наш вопрос. Почему мы не можем победить в себе зло? Почему Господь не царствует в нашей душе? Почему?

На это Иисус Христос им отвечает: «Сей род изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17, 21).

Вот, дорогие братья и сестры, Сам Иисус Христос указывает нам, как нам в наших сердцах возжечь ту самую веру, которая сможет и горы переставлять. Нельзя верить тем проповедникам, которые говорят: «Скажи только: я верую, и все уже совершится!» Потому что мало своим языком исповедовать Христа Господом – надо жизнью своею последовать за Ним. Ибо Сам Господь говорит о последних временах: «Когда скажут Мне: Господи! Господи! Не именем ли Твоим мы бесов изгоняли? Не за Тобою ли мы шли?» И тогда Господь говорит о тех, кто не соблюдал Его заповеди и не жил так, как Он заповедал: «Отойдите от Меня, Я никогда не знал вас» (см. Мф. 7, 21–23).

Значит, наша вера тогда будет возгораться в нашей жизни, когда мы приложим к этому усилие. А усилие – Сам Господь указывает, какое: молитва и пост. Образ этого у нас всегда перед глазами: лампадка горит. Лампадка – огонек ее означает веру, которая должна гореть в наших сердцах. Но если масла в ней не будет, она потухнет. И так – если не будет елея, масла наших добрых дел, если мы не будем стараться жить по благим заповедям Божиим, силы зла будут нас постоянно побеждать.

Господь Иисус Христос указывает нам с вами путь спасения. И, смотрите, тысячи, тысячи, миллионы людей прошли этим путем спасения. Это не какой-то недостижимый образ. Вот сказал Господь: постом и молитвой побеждаются силы зла. Вся история Церкви показывает нам, сколько людей идут этим путем и побеждают зло. Вот, сегодня память преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Он проводил постническое житие, – вы, я думаю, все знаете его житие: как он постнически жил, как он незлобиво относился ко всем, как он претерпевал разные искушения, как он претерпевал нападение разбойников, как он молился тысячу дней и ночей на камне, – и смотрите, как воссияла через него благодать Божия! Как любовь Божия, добро Божие в его жизни победило таким образом, что от него сиял свет, просвещающий других людей, и помогающий, и до сих пор помогающий всем нам жить с Господом! В этом наше утешение. Не для того прочитано сегодня Святое Евангелие, и не для того Господь Иисус Христос произносил слова обличения нас с вами, чтобы повергнуть нас в уныние и чтобы мы, увидев, насколько мы слабосильны, опустили руки и не стали ничего делать, нет. Наоборот. Это евангельское повествование, раскрывая нам основы духовной жизни, указывает на то, что Сам Господь нам и поможет в этой борьбе. Так же, как Он исцелил этого больного бесноватого мальчика, так Он исцеляет наши с вами души в Таинстве Покаяния, в Таинстве Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовой, в молитвословиях Церкви Христовой. А помните, какими словами закончилось Евангелие? Господь говорит о Себе, о том, что Он умрет, но в третий день воскреснет (см. Мф. 17, 23). Вот главное оружие, которое Спаситель мира дает всем нам с вами – Свое тридневное воскресение. Ибо в смерти Своей Он наши смертоносные грехи, ту темную часть нашей души, взял на Себя, чтобы за нее пострадать, а в воскресении Своем для нас, недостойных и не заслуживших спасения, не умеющих побеждать в себе зло, для всех нас открыл дорогу к воскресению и вечной жизни. Теперь врата воскресения для нас открыты. Сам Господь впереди нас идет и нас за Собою ведет. А Церковь Христова вместе со святыми своими помогает нам с вами шествовать этим путем спасения.

Дорогие братья и сестры! Смиренно осознавая свое собственное маловерие, свою развращенность и свое недостоинство, будем просить у Спасителя мира и Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он помог нам, изгнал из наших душ мрачные силы зла, дал нам сил и крепости учиться молиться, учиться поститься, учиться любить друг друга и получить от Него спасение и жизнь вечную. Аминь.

(16.08.2014 Неделя 10-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Каждого из нас с вами, братья и сестры, к вере призвал Спаситель мира Господь Иисус Христос. Своим промыслом однажды Он в сердце каждого из нас Своим Божественным лучом Света зародил веру. И мы почувствовали эту веру каждый в свое время: кто в глубоком детстве, кто в сознательном возрасте, или в зрелом возрасте, а до кого этот свет дошел только в старости. Но каждый из нас, вспоминая начало своего пути как верующего человека, помнит о том, каким светом, какой внутренней радостью отозвалось в душе осознание и понимание того, что Бог – это твой Спаситель, что Бог – это Тот, Который рядом с тобой и не оставит тебя даже тогда, когда все оставят тебя, что Бог – это Тот, на Которого можно положиться и Который есть единственное важное и нужное в этой жизни.

Когда это в сердце каждого из нас загорелось, мы стали верующими людьми. И стали пытаться узнавать о вере больше, стремиться жить по вере, стремиться жить по заповедям Божиим. У одних из нас это лучше получалось, у других хуже. Проходило время, и мы забывали эти счастливые и радостные минуты. Суета захватывала нас, мы порой погрязали в грехах, потом каялись, потом снова туда падали… Но все равно в жизни каждого из нас этот момент призвания нас Господом остается – как «золотой век» в нашей личной жизни.

Но дело в том, что Спаситель мира Господь наш Иисус Христос не только когда-то постучал в двери наших сердец. Нет, Он постоянно промыслом Своим стучится в двери наших сердец. И тут важно нам не быть глухими и услышать этот призыв Господа Иисуса Христа: «Се, стою у двери и стучу. Кто Мне откроет, к тому войду» (Откр. 3, 20). Господь ждет, чтобы наше сердце было открыто к Нему.

И вот сегодня мы с вами слышали Святое Евангелие, которое напоминает нам о необходимости вспоминать то время, когда призвал нас Господь, и необходимости в нашей повседневной жизни стремиться увидеть промысл Божий и услышать призыв Господа Иисуса Христа, Который не перестает нас звать, чтобы мы шли за Ним, а не шли к погибели. Только что мы слышали это Евангелие, в котором говорится о том, как воскресший Господь Иисус Христос явился на Тивериадском озере Своим ученикам, которые занимались ловлей рыбы (Ин. 21, 1–14). Они ловили рыбу всю ночь и ничего не поймали. Господь спрашивает у них: «Дети! Что-нибудь у вас есть съестное?» Они говорят: «Ничего у нас нет». И тогда Он повелевает им, чтобы они бросили сети, – и совершается чудо. То, что невозможно было опытным рыбакам в течение ночи совершить, совершается по одному слову Господню (см. Ин. 21, 1–6). И тут ученик, который больше всех любил Господа Иисуса Христа – Иоанн Богослов вспоминает момент призвания: как его призвал Господь Иисус, как Он призвал Симона Петра. Ведь тогда они тоже ловили рыбу, и тогда тоже был безуспешен их лов, и тогда, три года назад, тоже Господь повелел им бросить сети, и они чудесный улов получили – такой улов! Который, впрочем, пришлось им тут же бросить, потому что они оставили и улов, и лодки, и свои дома и пошли за Спасителем Господом Иисусом Христом, Который призвал их идти за Ним (см. Лк. 5, 1–11). Вспомнил он это и говорит: «Это Господь!» Симон Петр, услышав, что это Господь, препоясуется набедренной повязкой, и бросается в озеро, и плывет, чтобы быть ближе к Иисусу Христу (см. Ин. 21, 7).

До того времени они Его не узнавали. Он стоял вдалеке, на берегу моря, и глаза их были как закрыты. А когда они добрались до берега и вытащили огромный улов – их так поразил этот улов, что даже число запомнилось – 153 рыбы, – и тогда они уже поняли, что рядом с ними Господь (см. Ин. 21, 8–12).

Дорогие братья и сестры, это историческое повествование призывает нас с вами к тому, чтобы мы, подобно тому как Иоанн Богослов и Петр, ученики Христовы, вспомнили, как Господь призвал их, помнили о том, что мы призваны Господом нашим Иисусом Христом к жизни вечной и спасению. Помнили, что ради нас Господь пришел в этот мир, и взял наши грехи, и взошел на Крест, и умер, и воскрес, для того чтобы и мы с вами воскресли и имели жизнь вечную. И так же, как они сначала не узнали Его, а потом ощутили, что это Господь, и мы с вами в нашей жизни, хотя порой глухи и слепы бываем по нашим грехам, по нашей суете, по пустопорожности порой нашего времяпрепровождения и не видим промысла Божия, надо просить у Господа духовной зоркости и духовного слышания, чтобы мы видели Его в своей жизни и помнили о том, что Он всегда рядом с нами.

Когда пришли ученики на берег, Господь предлагает им уже рыбу, испеченную до них, до их улова, и предлагает им хлеб в пищу (см. Ин. 21, 9, 13). Так и нам Господь предлагает пищу небесную – веру Свою, которая даст нам то, чего не может дать этот мир временный, Он дает нам жизнь вечную. Христос дает нам опору в нашей личной жизни, Христос желает, чтобы мы взялись за Его руку и шли за Ним по этой нашей временной жизни.

Услышим же призыв Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Вспомним святые минуты, как мы уверовали в Него, и будем стремиться постоянно обновлять и освящать нашу веру во Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа воскресшего, Ему же слава во веки веков.

Аминь.

(17.08.2014 Неделя 10-я по Пятидесятнице. Божественная литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Верующему человеку нужно иметь здравый, трезвенный взгляд на самого себя. Очень важно понимать степень своего собственного духовного состояния. Почему это важно? Чтобы не впасть в самообольщение. И не решить для себя: «Все я все хорошо делаю: хожу в церковь, стараюсь соблюдать заповеди Божии, не хуже, чем другие, живу». Очень опасно такое состояние человека – беспечность, когда человек не следит внутренне за состоянием своей души. Почему оно опасно? Потому что духовная жизнь человека – это постоянная его борьба против сил зла.

А что бывает на войне, если один из воюющих становится беспечен и не беспокоится о своей защите? Он бывает побеждаем противником. Так и мы, христиане: если не будем внимательны к состоянию своей души, то очень легко нас с вами победит противник. А кто наш противник? Враг рода человеческого, силы зла, которые постоянно воюют против души нашей.

И вот сегодня мы услышали из уст Господа нашего Иисуса Христа переданные Евангелием удивительно жесткие слова, которых мы не привыкли слышать от Господа. Он, обращаясь к Своим ученикам, а вместе с ними и к нам с вами, потому что мы христиане, а значит – ученики Христовы, говорит нам: «О роде неверный и развращенный!» (см. Мф. 17, 17). – Слышите, как называет нас Сам Господь? Родом неверным и развращенным. Нам это не нравится: как так? Почему? А вот тут нам и надо внимательно посмотреть в свою душу.

Что значит «неверный»? Это значит «не имеющий в сердце горячей веры». Но нам кажется, что мы верующие люди. Мы так себя называем. Как нам проверить силу нашей веры? И нужно ли ее проверять? Верой нужно жить постоянно. Но почему Господь указывает нам на наше слабое положение духовное, называя нас неверными?

Это произошло при обстоятельствах следующих, как мы слышали сегодня в Евангелии. Один отец привел к Иисусу Христу своего мальчика, который был одержим злым духом и которого не могли исцелить ученики Господа Иисуса Христа (см. Мф., 17, 14–16). Не могли! А он мучился, падал на землю не разбирая где, и в воду падал, и в огонь, и корчился, и пена изо рта исходила. Кроме того, что в Евангелии описаны страдания конкретного человека, это еще образ души человеческой, которая одержима силами зла. Ее то бросает в огонь страстей, когда душа буквально пылает различными страстями, испепеляющими ее, то в воду безразличия, равнодушия, уныния, когда все плохо, ничего не хочется, жить не хочется. Вот так и этот мальчик мучился. И так мучаются души человеческие, когда находятся под властью сил зла.

В чем же дело? Почему ученики не смогли исцелить этого ребенка?

Господь Иисус Христос исцелил его одним Своим словом, и это мы тоже слышали в Евангелии (см. Мф. 17, 18). Они почему не могли? Они приступили к Нему наедине и стали спрашивать: «Почему мы не смогли его исцелить?» А Он говорит им: «За неверствие ваше» (см. Мф. 17, 19–20). Видите, Он Своих учеников упрекает в отсутствии веры. Он говорит им: «Если бы вы имели веру хотя бы с горчичное зерно и сказали горе сей: перейди и двинься в море, она бы послушалась вас».

Вот, дорогие братья и сестры, и обличение нашей с вами веры. Уж если апостолы, которые видели Иисуса Христа, слышали, ходили вместе с Ним, были участниками чудес, которые совершал Господь Иисус Христос, и то слабы оказались в вере, так, чтобы победить силу зла, – не хватило у них веры на то, чтобы победить силу зла, – подумаем о себе, какова наша вера. Господь упрекает их и нас, говорит: «род развращенный и неверный». Что такое «неверный», мы сейчас с вами понимаем из слов Самого Господа. А что значит «развращенный»?

Жизнь наша должна быть сообразна заповедям Божиим. Когда мы от них отступаем – это и называется развращение. Развращение начинается с малого, приходит от мыслей наших, от чувств наших и переходит в наши действия. А главное, на чем зиждутся все заповеди Божии, – это важнейшая заповедь Господня: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем своим, всею мыслию своею, всею крепостью своею, и ближнего своего, как самого себя» (см. Мф. 22, 37–40). Вот от отсутствия этой любви к Богу и людям у нас и наступает развращение. Мы не имеем подлинной любви к Богу, и нам лень молиться, лень идти в храм Божий, лень посты соблюдать, мы находим себе оправдания и сами себя развращаем. Мы не любим своих ближних и находим этому разное объяснение: то наш ближний плохой, потому что он плохо себя ведет, сквернословит, вино употребляет, ворует, поэтому мы его осуждаем и не любим, то мы его не любим потому, что он вчера нас оскорбил… Вот мы слышали сегодня с вами послание апостола Павла, где он описывает то, каким должен быть христианин (см. 1 Кор. 4, 9–16). Он говорит, что если нас оскорбляют, то мы должны в ответ смиряться и благословлять, если нас проклинают, то мы не должны на это отвечать, если нас гонят, то мы должны благодушествовать. Он говорит о том, что мы должны уподобляться тому, как вел себя он, апостол Павел, но он о себе говорит, что он уподоблялся в своей жизни Господу Иисусу Христу: «Будьте подобны мне, якоже подобен аз Христу» (см. 1 Кор. 4, 16).

Значит, что главное в жизни Иисуса Христа на земле? Это Его служение нам, людям. Это служение любви, которая «долготерпит, милосердствует, не раздражается, не мыслит зла» (см. 1 Кор. 13, 4–8). И вот теперь посмотрим на себя. Разве мы подобны в своей жизни Христу?

Мы легко раздражаемся по любому пустяку и любому поводу, мы легко осуждаем, мы легко обижаемся, очень легко злимся. Вот и получается: «род неверный и развращенный».

Так что же нам делать? Нас Христос так назвал, как нам быть? Ведь Он же пришел нас спасти, и нас же ругает. Но тут сегодня в Евангелии нам и дан ответ на это. Сам Иисус Христос на недоумение Своих учеников, которым Он сказал, что они из-за маловерствия своего не смогли изгнать силу зла из этого больного мальчика, объяснил: «Сей род изгоняется только молитвой и постом» (см. Мф. 17, 21).

Вот, дорогие братья и сестры, наше оружие, данное Самим Господом, чтоб воевать с силами зла. Это не так, как некоторые сектанты говорят: «Только скажи: я спасен, я принял Господа как своего Спасителя, – и тут же спасешься». Ничего подобного! Иисус Христос говорит, что силы зла можно побороть только молитвой и постом.

Да, мы развращенные. Да, мы неверные. Но молитвой и постом мы можем преодолеть эти наши с вами недостатки. Молитвой и постом мы можем победить силу зла, которая искушает и находятся рядом с нами постоянно, и к нам в душу пробирается, как змея. Молитва и пост!

А где нам научиться молиться, как нам научиться молиться? Конечно же, в Церкви Христовой. Церковь Христова имеет сокровищницу, в которую складывается духовный опыт всего жившего до нас человечества, – духовный опыт молитвы. И мы, стремясь подражать, как говорит апостол, ему, а вместе с ним и другим святым, учимся у них молиться. Иногда говорят: «А зачем церковными молитвами? Молись сам, как захочешь». Оно, конечно, неплохо – как сам захочешь. Но только знаешь ли ты как? Ну, предположим, возьмем из жизни такой мирской пример: человек решил стать спортсменом, решил штангу поднимать. И как он приступит к этому? Он, конечно, берет опыт предшествующих ему спортсменов, рекордсменов, какие они тренировки проводили, что они делали, и начинает им подражать. И если он следует всему этому, он достигает каких-то результатов. Так и мы с вами в Церкви: имеем перед собой пример гигантов духа, гигантов молитвы, высочайших подвижников. И когда мы молимся этими молитвами, которыми они молились, когда мы перенимаем их духовный опыт, мы воспринимаем их духовную силу. Конечно, и своими молитвами неплохо иногда молиться, но надо знать как. И Церковь указывает нам этот путь. Здесь, в Церкви Христовой, мы истинно можем научиться молитве. И здесь же мы научимся истинному посту, который заключается не во внешнем только воздержании от пищи, но и во внутреннем делании. И здесь мы имеем перед собой высочайшую сокровищницу Церкви Православной, которая учит нас, как надо поститься. И тогда, браться и сестры, под покровом Церкви Христовой, вооружившись ее опытом, учась поститься и молиться, мы с вами будем преодолевать силы зла, которые на нас действуют, и победим их. Победим их не своею силою и не своими слабыми усилиями. Вспомним, чем закончилось сегодняшнее Евангельское чтение.

Иисус Христос, указав апостолам на пост и молитву как главное оружие против сил зла, еще указал на источник, откуда это оружие происходит. Он сказал о Себе – о том, что Ему надлежит умереть, пострадать за весь мир и в третий день воскреснуть. Вот источник, из которого изойдет на нас сила на то, чтобы мы учились и молиться, и поститься, и побеждать силы зла.

Сейчас идет Успенский пост. Самое время, дорогие братья и сестры, попросить у Господа Бога благословения, чтобы Он укрепил нас в постоянной духовной борьбе против врага рода человеческого, воюющего на нас.

Аминь.