Неделя 11-я по Пятидесятнице. Притча о немилосердном должнике.

Евангелие от Матфея, 18:23-35

  • Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
  • когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов*; //*Вес серебра.
  • а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;
  • тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.
  • Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
  • Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, чтó должен.
  • Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.
  • Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
  • Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.
  • Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
  • не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, кáк и я помиловал тебя?
  • И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
  • Тáк и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

15.08.1999 Неделя 11-я по Пятидесятнице. Литургия.

(о прощении долгов)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы все знаем из поучений, из книг назидательных, из проповедей церковных о том, что необходимо прощать друг другу. Мы слышим это, но всегда ли мы очень ярко чувствуем – почему мы должны, обязательно должны, прощать друг другу согрешения?

Сейчас мы с вами слышали притчу, в которой Господь Иисус Христос очень ярко предупреждает нас, о том, что с нами будет, какова будет наша участь, если мы не научимся прощать друг другу грехи. Когда нас посещает обида от того, что нас кто-то обидел, эта обида застилает нам глаза, и в тот момент мы забываем все, и нам кажется, что вот эта обида – в нашей жизни самое главное. И мы забываем свое христианское звание, забываем заповеди Божии, находим тысячи и тысячи оправданий, почему мы не можем простить, и не прощаем. И сами не понимаем, какой страшный вред мы себе наносим и какую сами себе мы, таким образом, приготавливаем судьбу.

Помните, какими словами закончилось прочитанное только что евангельское чтение? – Так Господь поступит и с вами, если вы не будете прощать друг другу согрешения их. – А как Господь поступит? О чем притча? – Она очень проста. Господь приводит в пример государственные отношения, которые, как во времена Его земной жизни, так и сейчас, в принципе, одинаковы.

Один господин решил привести в порядок свои дела и стал вызывать к себе должников с тем, чтобы они заплатили ему деньги. Вызывает он к себе человека, который должен ему огромную сумму денег – десять тысяч талантов, ну, пусть это будет по нашему… десять тысяч долларов, такая сумма, а может и еще больше. Этот человек не может заплатить. И тогда по законам того времени он должен был продать все: и свой дом, и свое имение, и всех своих родных в рабство, чтобы хоть как-то расплатиться. Увидев, что ему грозит, этот человек начал просить и говорить: «Прости мне этот долг! Не могу я тебе сейчас заплатить». – И, упав, стал кланяться ему, и упросил господина. И тот не стал с него взыскивать долг, и простил ему, и не стал применять к нему никаких санкций. Тот вышел, и, выйдя от господина, встретил своего товарища, который был должен ему совершенно незначительную сумму – сто пенязей, сто монет, ну, скажем, как… сто рублей по нынешнему времени – относительно той суммы, которую он сам был должен. И вот, взяв своего товарища, потащил его в суд и стал требовать у него, чтобы он немедленно отдал ему деньги. Тот стал его упрашивать: «Потерпи на мне! Сейчас нет у меня. Я тебе позже заплачу». – Но милосердия не нашел и сострадания не нашел. И тот человек, которому только что был прощен огромнейший долг, не стал прощать своему должнику, и предал его в суд.

Другие товарищи увидели, что произошло, и пришли и рассказали господину, который простил ему такую огромную сумму. И тот, услышав, разгневался и снова вызывает к себе этого немилосердного должника и говорит: «Я тебе десять тысяч талантов простил! Не так ли и тебе нужно было бы поступить по отношению к твоему должнику? Почему ты был немилосердным»? – И тогда он берет и поступает с ним по справедливости: отдает его в суд и продается все его имение, и все имущество, и с ним случается то, что должно было случиться.

И, вот, рассказав эту притчу, Господь завершает ее словами: «Так будет и с вами, если вы не будете прощать друг другу согрешения ваши»! Видите, дорогие братья и сестры, как ясна эта притча! Каждому из нас милосердный Господь ежедневно и ежечасно прощает наши грехи. Мы идем на исповедь, нимало не сомневаясь в милосердии Божием. Мы припадаем с плачем ко Господу о своих грехах, нимало не сомневаясь, что сколь бы мерзки они ни были, как бы они ни были велики, Господь простит. Мы не замечаем мелких, как песок, повседневных наших согрешений, которые песчинка к песчинке, каждый день и каждый час накапливаются, и уже горы эти грехов, мелких, казалось бы, но множественных и великих по своему общему размеру, в нашей душе лежат, и, кажется, мы уже погребены под этими грехами. Но милосердный Господь прощает нас, очищает наши души, снимает с них всю эту тяжесть грехов, и мы не сомневаемся в милосердии Божием. Мы верим, что Он прощает нас. Верим, что Он очищает нашу душу. Верим, что Он дает нам вечную жизнь, несмотря на то, что мы ее не достойны.

Да, эта уверенность наша может быть неисповедима в том случае, если мы сами по отношению к другим проявляем милосердие. Господь очень предупреждает нас, чтобы мы были внимательны по отношению друг к другу, чтобы ни в коем случае мы не были немилосердны, как этот немилосердный должник. И предупреждает Он нас потому, что если мы будем немилосердны, если попытаемся других людей судить по кажущейся нам «справедливости», тогда и к нам Господь применит Свою справедливый суд, и нам тогда придется ответить полностью за все наши согрешения. А кто из нас может устоять перед лицом правды и святости Божией?

Будем держать, дорогие братья и сестры, всегда на сердце эти слова: Суд без милости несотворившему милости (Иак. 2, 13)! Какой мерой меряете, такой и вам отмеряется (Мф. 7, 2). Будем просить у Господа Бога, чтобы нам быть зоркими и в своей жизни видеть, кому надо прощать, и стремиться все время прощать, и никогда на сердце не держать зла или обиды, прощать друг другу. И тогда милосердие Господне будет беспредельно к нам. И мы будем прощены за наши прегрешения. И Господь очистит нас и дарует нам светлые ризы радостной жизни, которая в этой земной жизни будет нас укреплять и утешать, и нам легко будет жить с Господом. И в вечной жизни мы будем с Ним непрестанно радоваться о Его великом милосердии.

Испросим же у Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа мужество на то, чтобы нам уметь прощать друг другу обиды и грехи.

Аминь.

15.08.2004 Неделя 11-я по Пятидесятнице. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Какую молитву мы слышим чаще всего в храме Божием? – Самую короткую молитву, но и самую понятную для нас. Это молитва: «Господи помилуй». Сколько раз во время богослужений мы слышим это обращение к Господу! И вслед за хором или чтецом в своем сердце взываем к милости Божией, говоря: Господи помилуй».

О чем же мы просим милости? Что означает эта молитва?

Мы, ходя в храм Божий, с особой силой чувствуем свое недостоинство перед лицом Божиим. Мы чувствуем, что не выполняем того, что должны выполнять, не исполняем заповедей Божиих. Мы чувствуем, что нет в нашем сердце должной любви друг ко другу; чувствуем, что нет у нас настоящей веры; чувствуем, что своими грехами мы оскорбляем Божию святость и величие. Поэтому нам особо и сказать нечего перед Богом. Мы просто просим у Него, чтобы Он был милостив к нам.

Что такое милость? Это когда не по делам твоим и заслугам твоим с тобою обращаются, а когда сердцем милующим прощают все то, за что ты должен нести ответ. И поэтому, когда мы обращаемся к Богу, чтобы мы ни просили у Бога – здоровья ли себе или своим родным и близким, или успеха в жизни, или иное что мы просим, обращаясь к Богу, - прежде всего мы начинаем нашу молитву с того, что мы осознаем свое недостоинство и взываем к Божией милости. И как мы рады бываем, когда благодать касается нашего сердца, когда мы получаем утешение, когда в Таинстве Исповеди мы получаем прощение! Как рады мы бываем слышать слова евангельские о том, что Господь прощает кающихся грешников! Как мы радуемся о том, что наш Спаситель, наш Господь Иисус Христос – милосердный Бог, Который пришел в мир, воплотился и стал Человеком не для того, чтобы нас с вами судить, и не для того, чтобы воздать нам законно по нашим делам, а для того, чтобы найти возможность нам простить наши грехи и привести нас ко спасению и жизни вечной. Вот поэтому такая простая доходчивая молитва «Господи помилуй» чаще всего звучит в храме, да и дома мы постоянно так повторяем, да и в сердце своем, когда молимся, Иисусу молитву совершаем, говорим: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

Да, мы желаем получить от Господа милость, и получаем ее. Но для того, чтобы мы ее получили, есть одно единственное условие. Это условие перед нами Сам Господь поставил. Иисус Христос дал нам одно условие, при котором Он нас будет миловать. И мы должны знать его, если желаем получать прощение наших грехов. Только что мы слышали чтение Святого Евангелия, в котором и рассказывается об этом главном условии. Господь притчу рассказал, в которой объяснил главный принцип прощения Богом людей. Этот же принцип объясняется и в главной молитве, которую сам Господь нам дал. Это молитва «Отче наш». Помните там слова: «и остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим». – То есть прости нам наши долги так же, как мы прощаем нашим должникам.

Какие у нас долги перед Богом? – Это наши грехи. Значит, можно сказать так, перефразируя эти священные слова молитвы: прости нам наши грехи так же, как и мы прощаем другим людям их грехи.

Смотрите, как мы прощаем, так и нам будет прощено. Вот оно главное условие прощения нас с вами Господом. Господь, чтобы мы лучше это восприняли, рассказал притчу о том, как один человек задолжал огромную сумму – десять тысяч талантов (это – серебряные монеты). – Огромная сумма! Не знаю с чем сравнить. Может быть, сказать десять тысяч долларов, чтобы было понятно по нынешнему времени. И его тот, которому он должен был, вызывает и говорит: «Плати долг! А иначе, - по законам того времени, а впрочем, как и сейчас, он грозит ему, - и сам будешь продан, и все твое имущество, и твои родные и близкие пострадают. Плати эту сумму!» - А у того человека нет таких денег, и он просит, чтобы простил ему этот долг.

Что происходит? Заимодавец, который дал взаймы эту огромную сумму, прощает ему долг. В притче он называется царем. И царь прощает своему должнику огромнейшую сумму. И что же этот человек, которому простили такой долг, фактически, жизнь ему вернули, ему бы никогда бы этот долг не откупить, не отдать? – Он выходит и находит своего приятеля. Этот приятель был должен ему сто монет, ну, скажем, сто рублей, если по нынешним деньгам. И вот, он схватил этого бедного несчастного человека, у которого нечем было отдать, начинает требовать с него и говорить: «Отдай немедленно!» - Тот начинает просить его о милости. Но и слышать ничего не хочет этот немилосердный бывший должник. Он отдает его судье, чтобы судья посадил его в тюрьму, и тот там сидел до тех пор, пока не выплатит своего долга.

Люди, знавшие этого человека, увидели такую несправедливость и доложили об этом царю. И снова царь вызывает этого должника и говорит: «Как же так? Я такой огромный долг тебе простил, а ты не мог оказать милость этому человеку и простить ему маленький долг! Поэтому суд без милости не сотворившему милости». – И повелевает отдать под суд этого немилосердного должника. И рассказав эту притчу, которая понятна каждому из нас, Господь Иисус говорит: «Так поступит Отец ваш небесный и с вами, если вы не будете прощать друг другу согрешения ваши».

Вот, дорогие братья и сестры, ключ к тому, чтобы нас Господь помиловал. Вот для нас ключ к прощению наших грехов, ключ к Царствию Божию. Если мы будем прощать друг друга, и Бог нас простит. Потому что наши-то грехи безмерны пред лицом Божиим. Если бы мы только знали всю тяжесть греха, которую на Себя взял Спаситель мира Господь Иисус Христос на Кресте! Нам даже мысль, сознание этого греха невозможно было бы нашему уму, нашему мозгу переварить. А наше сердце бы разорвалось бы от мерзости греховной, если бы мы видели подлинное лицо зла. Но Господь прощает нас. Господь на Себя берет наши грехи. Как же нам не прощать друг друга!

Вот эту яркую притчу о том, как надо прощать друг другу, дорогие братья и сестры, давайте всегда помнить. Давайте вспоминать это притчу тогда, когда в нашем сердце возникает зло на кого-то. Давайте никогда не будем говорить: «Не прощу я тебе этого! Не забуду я тебе этого!» - Да не будет у нас ни мысли, ни слов таких! Как же это мы не забудем кому-то его греха? А что тогда Господь нам скажет? Что, мы желаем услышать от Господа, что Он наших грехов не забыл, чтобы нас с вами ввергли к истязателям и откуда мы не выйдем, потому что, мы не сможем никогда удовлетворить всей той тяжести греха, которая лежит на нас с вами?

Нет, мы этого не желаем. Обращаясь же к милости Божией, попросим у Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, чтобы Он вразумил нас не держать зла друг на друга, прощать друг другу согрешения, быть милосердными друг ко другу. Да будет и к нам милосерд Отец наш небесный.

Аминь.

4.09.2005 Неделя 11-я по Пятидесятнице. Литургия.

…………………….. слушая Святое Евангелие, мы из уст Самого Господа Иисуса Христа узнали, как нам можно получить от Бога прощение наших грехов и получить спасение от наших грехов, в котором мы так нуждаемся.

Дорогие братья и сестры! Мы перед Богом являемся должниками. Он дал нам те дарования, которые необходимы нам для нашей жизни. Не от нас зависело родиться в этот мир и не от нас зависело получить те жизненные таланты, которые есть у каждого из нас. Не от нас зависело иметь то, что мы имеем. У каждого есть свой ум, у каждого есть свое сердце, у каждого человека есть своя душа, каждый человек по-своему смотрит на этот мир и живет в этом мире, пользуясь тем, что даровал ему Господь. И Господь снисходителен к нам. Он настолько любит нас, что наши недостатки и наши грехи готов нам простить и прощает. Ибо Он на Себя взял всю ответственность за все наши прегрешения.

Мы бываем злыми и должны бы быть наказаны за наше зло, а Господь на Себя берет этот грех. Мы бываем несправедливыми, и по справедливости должны бы получить за это должное воздание, а Господь на Себя берет эту ответственность. Мы бываем лицемерными и двоедушными, обманываем, и нам за наш обман нужно бы получить достодолжное наказание от Бога. Но Господь прощает нас, дает нам радость жить, встречать каждый день, дает нам радость осознавать себя в этом мире любви имеющими великие и разнообразные дарования. Но одного от нас требует Господь для того, чтобы получить нам прощение за наши грехи и беззакония. Он требует от нас, чтобы мы так же были милосердны друг ко другу, как милосерд Он к нам. Чтобы мы друг другу прощали обиды, так же, как Он прощает нам грехи. Чтобы не помнили зла друг на друга, чтобы мы не мстили друг другу за грехи. Этого требует от нас Господь.

Разве много Он от нас требует? Разве это трудно – не помнить зла и прощать? Разве это трудно – не мстить за обиды? Совсем не трудно. Но что же с нами происходит? Почему мы не прощаем друг другу? Почему мы злимся, мстим и обижаем друг друга? И, поступая так, мы сами себе перекрываем путь к Господу.

Для того сегодня Господь нас промыслом Своим привел в храм Божий, чтобы мы услышали эту простую притчу, которую Сам Иисус Христос рассказал нам только что, – притчу про милосердного должника. Человек был должен огромную сумму денег, – ну, скажем так, по нынешним временам, миллион долларов должен был. И ему простили этот его долг. Ничего с ним не сделали: ни в тюрьму не посадили, ни родных и близких его не убили или не посадили куда-нибудь в подвал, чтобы потребовать этих денег, – простили ему этот огромный долг. И что человек делает? Он выходит на свободу, ему прощен огромный долг, – и он находит человека, который должен ему всего-навсего сто рублей и говорит ему: «Немедленно отдай мне этот долг! Иначе я с тобой поступлю по всей строгости закона. Немедленно отдай!» Душит его и требует от него этих денег. Друзья ему говорят: «Как ты можешь так поступать? Тебе только что такой огромный долг простили!» А этот человек продолжает требовать эти несчастные сто рублей с человека, который не может ему заплатить. И тогда тот, который простил огромный долг этому человеку, узнав о таком немилосердии, берет и арестовывает его, с тем, чтобы получить с него все, что ему причитается.

Вот, дорогие братья и сестры, какая простая притча и понятная. Мы с вами от Бога получаем прощение, даром; за наши величайшие грехи и прегрешения Господь нам любую мерзость прощает в конечном итоге, если мы приносим искреннее покаяние. Но просит от нас Господь одного: Он нам прощает, чтобы мы прощали друг другу. Потому что если мы будем немилосердны, то тогда придется нам ответить за все наши грехи и беззакония. А это страшно. Мы не сможем с вами ответить, мы не сможем выжить; об этом и говорят – страшны адские муки, их невозможно пережить, невозможно вынести человеку. Господь нас избавляет от этих адских мук. Но просит нас, чтобы мы были милосердны друг ко другу.

Помолимся же, чтобы Господь даровал нам эту благодать. Чтобы никогда мы друг на друга не хранили зла и обид, чтобы все нам прощать, – и Бог нас простит. Ему же слава во веки веков.

Аминь.

27.08.2006 Неделя 11-я по Пятидесятнице. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Самым страшным грехом – самым страшным, потому что он препятствует нашей с вами вечной жизни, – является грех немилосердия. Немилосердие – то, что нас с вами буквально отбрасывает от Бога в глубины адские.

Сегодня мы с вами слышали притчу, в которой Господь Иисус Христос очень ясно нам объясняет, чем страшно немилосердие. Что такое немилосердие? Это когда мы не можем простить кому-то обиду, которую он нам нанес. Немилосердие – это когда в нашем сердце не находится прощения другому человеку. Это когда мы судим другого человека, не давая ему никакой возможности оправдаться, и считаем его гораздо хуже себя. Более того, когда относимся к другому человеку без всякого сострадания, несмотря на то, что этот человек может нас умолять, упрашивать, просить, – а мы остаемся глухи. Как правило, в этом случае мы оправдываем себя и считаем, что мы поступаем справедливо, так, как надо, а тот человек – он заслуживает наказания.

И вот притча, которую мы сегодня слышали, раскрывает перед нами внутренний смысл опасности немилосердия. Дело в том, дорогие братья и сестры, что Бог заключил – еще до пришествия в мир Господа Иисуса Христа – с человеком завет, то есть договор, в котором человечество обещало исполнять заповеди Божии. А Бог предупредил человека, что если он не будет исполнять заповеди Божии, не исполнит закона, то он погибнет. То есть человеческая душа не может жить вне Бога, вне закона Божия. И если человек нарушает закон Божий, он умирает. Не этой временной жизни смертью, которой мы все рано или поздно умрем, – он умирает для вечности, он попадает в место мучений: человеческая душа вечно оказывается вне Бога и вечно страдает. А это страшно.

И по справедливости следует сказать, что ни один из нас с вами не исполнил заповедей Божиих. Даже одну, любую заповедь, какую бы мы ни взяли, если возьмем и начнем внимательно рассматривать свою жизнь, то мы увидим, что мы эту заповедь не исполнили. Но что делает Бог? Бог Сам приходит в мир, и, чтобы нас с вами спасти от той ответственности, которая лежит на нас за нарушение закона, то есть от смерти, Бог Сам принимает смерть на Кресте. Богочеловек Господь Иисус Христос берет на Себя ответственность за наши грехи, освобождает нас от вины, спасает нас – смертию Своею и воскресением. Но дает нам новую заповедь, говоря, чтобы мы любили друг друга, и чтобы мы пребывали в этой любви и пребывали в Нем, Господе и Спасителе нашем.

Что же мы слышали сегодня в притче? Мы, к своему прискорбию, можем, как в зеркале, в этой притче увидеть самих себя. Иисус Христос такой пример рассказал. Одному человеку богатому другой человек был должен огромную сумму денег – 10000 талантов, это золотые монеты древние, ну, если бы так, по-современному, ну, может быть, – миллион долларов, настолько огромная сумма. Должника вызывают и требуют, чтобы он эту сумму выплатил. А у того нет денег, и он заплатить не может. И тогда по закону надо было и этого человека самого продать в рабство, и всю его семью продать в рабство, и все его имущество надо было продать, с тем чтобы тот, кто дал ему денег, получил назад свой долг. Собственно говоря, и сейчас законы существуют такие. И тогда этот должник начинает умолять своего господина и говорить: «Прости мне!» И что происходит? Этот господин прощает ему его долг.

Здесь образно изображены, дорогие братья и сестры, мы с вами и наш Господь. Мы с вами, находясь в грехах и в грешном состоянии, ничем не можем исправить себя и оплатить своего духовного долга. Господь прощает нам наши с вами грехи. Прощает нас и нас с вами избавляет от рабства греху. И дает нам спасение и вечную жизнь.

Но что дальше происходит в притче? После того как этот прощенный должник выходит, он встречает одного своего друга, а этот друг должен был ему 100 монет, – ну, совсем небольшая сумма. Ну, может быть, скажем, как сейчас 100 рублей. И он начинает с этого человека требовать, чтобы тот немедленно заплатил ему долг. Тогда тот просит у него: «Потерпи на мне! У меня сейчас нет этих денег». Но немилосердный человек не хочет терпеть. Он тут же призывает судью, с тем чтобы тот посадил его в темницу и чтобы тот там сидел, пока не выплатит ему этого долга.

Вот это, братья и сестры, в притче так изображены мы с вами, когда немилосердно поступаем друг ко другу, когда не прощаем друг другу обид, когда не прощаем друг другу даже порой малейших слов или взглядов. Тогда далее в притче объясняется, как знакомые, увидев, что произошло, приходят к этому господину главному и говорят: «Смотри, что сделал тот, которому ты простил его огромный долг!» Он вызывает его и говорит: «Я такой долг тебе простил, а ты почему не захотел своему товарищу простить его долг? За то, что ты так немилосерд, я подвергаю тебя суду».

Вот, дорогие братья и сестры, что может произойти с нашими душами, если мы будем немилосердны. Господь прощает нам наши грехи. Но, если мы не будем прощать друг другу согрешений, то мы подвергнем себя суду Божию. А кто может устоять перед лицом Божиим? Кто может оправдаться и сказать, что он соблюл и исполнил все заповеди? Нет ни единого на земле без греха. Нет ни единого, кто устоит перед лицом величия Божия. Господь Иисус Христос этой притчей вразумляет нас и указывает нам, как нам избежать справедливого суда Божия. Чтобы нам его избежать, будем мы милосердны, будем прощать друг другу обиды и согрешения. Тогда и Господь простит нас и введет нас в Царствие Свое вечное.

Аминь.

(23.08.2009 Неделя 11-я по Пятидесятнице. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Что такое Царство Божие? Как мы можем осознать то, куда призывает нас Господь Иисус Христос? Очевидно даже из самого названия, что Царство Божие – это такой особый мир, где действуют законы Божии, где во всем пребывает Бог, – где полнота радости и счастья человека, потому что человек находится в единстве с источником любви, с Самой Любовью – с Богом. Очевидно, что Царствие Божие – это тот мир, в котором нет места ни скорбям, ни печалям, ни болезням. Очевидно, что Царствие Божие – это тот мир, для которого и создан человек. Только сам человек, по своему неразумию, почему-то отвергает себя от этого Царства.

Святая Церковь на земле основана Господом Иисусом Христом для того, чтобы возвести человека от царства зла и ненависти, от царства скорбей и печалей к Царству Божию. Святая Церковь – это и есть Царство Божие на земле, и мы, люди, принадлежащие Церкви Христовой, становимся гражданами Царствия Божия. Но Церковь раскрывает нам, как можно стать гражданином Царствия Божия. Потому что для этого есть определенные и даже твердые правила, и эти правила установил сам Бог.

И вот только что мы слышали об одном из таких важнейших правил, которые должен знать человек, для того чтобы быть сопричтенным Царствию Божию. Иисус Христос описал вхождение в Царство Божие притчей, которую рассказал Своим ученикам, а значит, и нам с вами (см. Мф. 18, 23–35). Эта притча очень проста и не требует сложного объяснения и толкования. Иисус Христос говорит: «Вот Я чему уподоблю Царствие Божие. Один господин решил взыскать долги и призвал одного своего должника, а этот должник должен был ему десять тысяч талантов». – Мы даже себе представить не можем, это фантастическая сумма, для нас она настолько нереальна, ну, не знаю, может быть, миллион, нет, десять миллионов долларов или даже больше. Потому что талант – это большая мера золота, а здесь речь идет о десяти тысячах таких мер. Итак, сам по себе долг огромный. Ясно, что этот должник ничем не мог отдать господину его долг. И, согласно закону, господин повелевает, чтобы его самого, этого должника, продали в рабство, и весь его дом, и всех его родных, чтобы хоть как-то этим возместить свой долг. Действительно, таковы законы были когда-то и, в общем, такие законы есть и сейчас. Причем те, кто устанавливает эти законы, считают их справедливыми, и действительно, если считать по человеческой мерке, это справедливо: взял долг, так отдай!

И тогда этот должник начинает плакать и упрашивать своего заимодавца, говоря ему: «Потерпи на мне! Не наказывай меня! Я все тебе отдам!» Не знаю, притча не рассказывает, из каких средств собирался этот должник несчастный отдавать этот фантастический долг, откуда бы он взял деньги. Скорей всего, вряд ли бы где он их нашел. Но настолько он искренно упрашивал своего господина, что тот прощает ему этот долг. Отпускает его, не наказывает. Тот просил: «Потерпи на мне», – то есть дай какое-то время, отсрочку, а господин не отсрочку ему дает, а просто прощает ему его долг – все, нет долга.

Это, дорогие братья и сестры, так Иисус Христос изображает состояние нашей души. Мы, отпав от Бога, разрушаем в себе образ Божий, и наш долг перед Богом, Который создал нас по Своему образу и подобию, Который вложил в нас все лучшее, что только возможно в этом мире, а мы это все уничтожаем, пачкаем, разбиваем, раздираем своими собственными грехами, – это наш страшный долг перед Богом, который Господь милостиво, не по справедливости, а просто милосердием Своим прощает нам. Вернее сказать, не только милосердием – цена Его прощения неизмерима, непредставима для нашего разума, потому что цена нашего прощения – это Крест Господа Иисуса Христа. Он на Себя взял наши грехи и за нас пострадал, чтобы нам простить наши грехи. Мы умоляем Его и просим, и Он, взирая на нашу молитву, прощает нам наши согрешения. Не потому, что Он справедлив, – по справедливости нас следовало бы наказать за наши грехи, – а потому, что Он милосерд и любит нас.

Но вот что дальше происходит в этой притче? Еще раз вслушаемся – и узнаем в этой притче самих себя. Вышел прощенный должник. Радость какая – прощен ему долг! Даже не надо ему думать, где он соберет то, что он никак не может собрать. Он вдруг находит своего товарища, который должен ему ничтожную сумму – сто монет, ну, подсчитали знатоки древних мер денежных – в пятьсот тысяч раз меньшая сумма, пустяк! И он хватает этого своего товарища и говорит ему: «Отдай то, что должен мне!» Товарищ начинает его упрашивать: «Прости мне, я отдам тебе, но сейчас нет». А он немилосердно говорит: «Нет, отдай сейчас же!» И призывает служителей, с тем чтобы они наказали его и посадили в тюрьму, пока не отдаст этого долга.

Как несоизмеримо и как жутко! Ведь это изображение наших с вами взаимоотношений. Нам Бог прощает то, из-за чего мы могли бы в вечности мучиться, с нас Бог снимает все наши грехи – а мы не можем простить друг другу. Мы не можем простить друг другу, даже обидного слова не можем простить, не то что дела. Мы помним обиды друг друга. Мы пытаемся мстить друг другу. Мы злимся друг на друга. Что с нами происходит?!

И вот Иисус Христос дальше в притче показывает, какова будет для нас цена нашего немилосердия, что будет с нами, если мы вовремя не вразумимся и не научимся прощать друг другу. Притча рассказывает, что увидели друзья, как поступил этот должник, пришли и рассказали господину. И тогда, как говорится в Евангелии, разгневался господин и взял этого немилосердного человека и вверг его в темницу. А дальше Господь говорит нам: «Так будет и с вами, если вы не будете друг другу прощать согрешений» (Мф. 18, 35).

Дорогие братья и сестры, это Господь рассказывает нам тайны и законы Царствия Божия. Это не просто назидание – это конкретное описание той духовной реальности, которая существует в Царствии Божием. Бывает духовная реальность радости и счастья, а бывает духовная реальность страданий и несчастья. И то и другое пребывает в вечности. Смотрите, что говорит нам Господь: «Если мы не будем прощать друг другу согрешений, то тогда Господь не простит нам наших согрешений. Как это сочетается, – та притча, которую мы сейчас услышали, – с ежедневной нашей молитвой, которую заповедал нам Спаситель мира и которой научил нас с вами молиться, и мы читаем ее каждый день, и утром, и в обед, и вечером, и в любом случае на богослужении многократно. И, увы, особенно для тех, кто часто в храм ходит, и дома молитвенное правило совершает, уже слова молитвы как бы привычны, механистичны, и человек произносит их и не вдумывается в то, что произносит. Вспомним эти слова, которые в молитве Господней мы говорим, обращаясь к Отцу нашему Небесному: «И остави нам долги наша» – то есть прости нам наши грехи, – «якоже и мы оставляем должником нашим», – то есть прости нам наши грехи так же, как и мы прощаем должникам нашим. Что из этого следует? Из этого следует, что если мы прощаем, то и нам Господь простит. А если мы не прощаем?.. Мы сами даже в молитве просим тогда, чтобы Господь нас тогда наказал, чтобы Он нас не простил! Вдумаемся в это! И, осознав это, будем просить у Господа сил на то, чтобы всегда об этом помнить, всегда прощать друг другу обиды и согрешения, никогда не держать в свое душе этой ядовитой страшной заразы – памятозлобия, прощать от всего сердца. И если мы это будем делать, мы исполним закон Царствия Божия. Перед нами будут открыты врата вечные. Мы для души своей приобретем такое богатство, которого никто никогда от нас не отымет. Мы будем с вами иметь жизнь вечную.

Дорогие братья и сестры, услышав сегодня в святом храме Божием эту назидательную притчу, исполнимся решимости жить по законам Царствия Божия и следовать за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков. Аминь.

(8.08.2010 Неделя 11-я по Пятидесятнице. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Бог создал человека по Своему образу и подобию. Бог создал человека, для того чтобы тот совершенствовался в радости, любви, для того чтобы человек пребывал в блаженстве единения с Ним, с Богом. От этой неразрывной связи Бога и человека, человека и Бога, собственно говоря, зависит смысл жизни человека. И все наши несчастья, скорби, беды, печали, все наши неудовольствия и вся наша неудовлетворенность жизнью происходят из-за того, что не находится места для Бога в нашем сердце. Все это происходит из-за того, что то, что Господь Иисус Христос принес нам с вами, а именно Царство Свое, оказывается для нас закрыто. Когда человек, созданный Богом, потерял рай, из-за того что не захотел жить в любви Божией, а захотел жить по своей гордыне, по своему самомнению, попробовал жить без Бога, что, конечно же, принесло одни несчастья, грех, болезни и, в конечном итоге, смерть, то тогда в мир приходит Сам Господь, для того чтобы принести рай человеку – тот рай, от которого он отказался. Господь его вновь приносит и открывает для тех, кто хочет идти за Ним в Его Царство, Царство Божие. И сейчас мы с вами только что слышали притчу, в которой Сам Иисус Христос рассказал о том, что значит быть гражданами этого Царства Божия, как туда возможно попасть.

Притча эта о немилосердном должнике. Духовные вещи очень трудно, практически невозможно объяснить языком. Человек, когда душою своею ощущает благодать Божию, когда Дух Святой озаряет его, то ему слов не надо, он понимает, о чем идет речь. Он понимает, что значит «блаженство быть с Богом», он понимает сладость молитвы, он понимает великую ценность любви – тогда, когда его сердце озарено Духом Святым. Увы, мы с вами далеки еще от тайн Царствия Божия, потому что имеем каменные сердца и греховный ум. Но Господь просвещает нас с вами Своим светом, для того чтобы мы познали эти тайны Царствия Божия и стремились к тому, чтобы Царствие Божие было внутри нас.

Так, в слышанной сегодня нами притче Господь Иисус Христос на примере человеческих взаимоотношений, может быть, даже можно сказать – жестоких человеческих взаимоотношений, предупреждает нас о том, какими мы ни в коем случае не должны быть. Господь предупреждает нас, чтобы мы ни в коем случае не были немилосердными. Потому что немилосердие перечеркивает для человека возможность войти в Царствие Божие. Даже в известном сказании о мытарствах Феодоры, где описывается, образно, как душа человеческая после разлучения от тела проходит различные испытания, отвечая за те грехи и поступки, которые человек совершал в жизни, если человеческая душа прошла все страшные мытарства и все страшные грехи, самым последним, страшнейшим мытарством является мытарство немилосердия. То есть если человек и не убивал, и не воровал, и никого не осуждал и многого другого не делал, и душа его оказалась свободна от этих грехов, но если человек был немилосерден, он не войдет в Царствие Божие.

Такой закон Царства Божия. Царь, а именно Сам Господь установил этот закон, и он непреложен. И поэтому мы должны с вами его соблюдать.

В притче (Мф. 18, 23–35) говорится о царе, который решил посчитаться со своими должниками. И призывает одного человека, который ему, царю, должен был огромную сумму – десять тысяч талантов. Эта сумма не знаю с чем сравнима в современном мире, но обычно сейчас говорят – ну, может быть, порядка миллиона или больше миллиона долларов. И тогда должник, у которого ничего не было, начинает умолять и говорить, что нет у меня ничего; а по закону, если невозможно заплатить, то тогда надо было продавать и самого этого человека в рабство, и всю его семью, и все его имение выставлять на торги – то есть полный крах жизни.

Собственно говоря, это – образное указание на состояние наших с вами душ. В своем грехопадении мы попадаем в рабство врагу рода человеческого. Через свое поведение мы соблазняем и своих родных и близких, и оказываемся все опутаны сетями греха, который порабощает нас. Бог дал нам величайшее богатство нашей жизни – он дал нам бессмертную душу, Он дал нам уникальные способности: жить в любви, счастье, блаженстве. И мы это величайшее богатство, которое невозможно никаким денежным человеческим эквивалентом как-то отобразить, растеряли, расточили, истратили ни на что и оказались в результате должниками перед Богом. Потому что мы ничего доброго не сотворили. И что же будет с нами, если Господь спросит с нас? Как мы сможем ответить? Чем мы сможем оплатить? Да ничем.

Вот так и этот должник. Он ничего не имел; он только умолял и просил своего господина: «Потерпи на мне!» (см. Мф. 18, 26). Но это похоже, как мы приходим в храм, и самая главная здесь у нас молитва: «Господи, помилуй!» Мы ее повторяем многократно. Потому что нам нечего больше сказать Богу, нам нечем похвалиться. Если мы будем ждать справедливости от Господа, то тогда по справедливости Он должен испепелить нас, за нашу нечистоту, нашу скверность, наши грехи. Мы только обращаемся к Нему, взывая к Его милосердию, а не к справедливости. И на самом деле Господь спасает нас не по справедливости, не по нашим заслугам, а по Своей любви. Потому что Он любит нас.

Естественно, тот должник из притчи – откуда бы он взял эту огромную сумму денег, 10 000 талантов? Но ему прощает его господин. Точно так же, как и нам Господь прощает наши с вами грехи, прощает постоянно. Потому что для того Господь и пришел в мир, и восшел на Крест, и взял на Себя наши грехи, и умер за нас, чтобы нас с вами простить. Поэтому мы все время и просим, и взываем к Его милосердию. И в Таинстве Покаяния получаем это прощение. Душа наша очищается, наши мрачные грехи прогоняются, мы вновь становимся сынами и дочерьми Божиими. Мы уже не должники перед Богом. Нам прощен наш долг. Нет наших грехов, потому что Господь взял их на Себя. Все так.

Но что дальше происходит в этой притче и как это похоже на то, что происходит с нами!

Прощенный должник, выйдя от своего господина, увидел своего товарища, который должен был ему сто монет. Это огромная разница между тем долгом, которому он только что получил прощение, и тем, что ему товарищ должен. Библейские археологи-специалисты подсчитали, что примерно в 500 000 раз разница: ну, если там, может, больше миллиона долларов, то здесь около ста рублей примерно. И вот он хватает этого своего товарища и говорит ему: «Отдай мне немедленно, что ты мне должен! Иначе я поведу тебя к судье, чтобы ты заплатил мне этот долг» (см. Мф. 18, 28–30).

Смотрите, что происходит с человеком.

А что происходит с нами, когда мы не прощаем друг другу? Что происходит с нами, когда мы мстим, когда мы не можем забыть обид, когда мы не можем забыть того плохого, что нам сделали? Когда в наших сердцах, как заноза, сидит наше осуждение других людей? Мы даже слова недоброго в свой адрес простить не можем – что с нами происходит? Для нас открыта дорога в Царство Божие, нам Господь простил все наши грехи, а мы вместо этого хватаем душу своего ближнего и терзаем ее в своей собственной душе – не можем отпустить грехи, которые сделаны против нас. Вот Господь этой притчей и показывает, что тогда будет с нами, если мы не будем прощать друг другу согрешений.

Царь, узнав о том, что произошло и как прощенный им должник оказался таким немилосердным, повелевает своим слугам, чтобы этого немилосердного человека взяли и воздали ему по справедливости. И посадили его в темницу, и применили к нему всю строгость закона (см. Мф. 18, 32–34).

Господь Иисус Христос говорит: «Так будет и с вами, если вы не будете прощать друг другу согрешений» (Мф. 18, 35).

Смотрите, как просто, казалось бы, открывается для нас дверь в Царство Небесное. Какой простой ключ. Что нам нужно, чтобы оказаться гражданами Царства Божия? Что нам нужно, чтобы тот рай, который для нас вновь принес Господь Иисус Христос, оказался нашей родиной? Нам нужно прощать друг другу обиды и согрешения, нам нужно не иметь сердца друг на друга, нам нужно не языком своим, а сердцем своим исторгать обиды друг на друга. Недаром в самой главной молитве, которая заповедана нам Самим Господом Иисусом Христом, мы говорим: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Мы не будем иметь права читать эту молитву, если не будем прощать друг другу. И наоборот: может, эта молитва будет нам в страшное осуждение, если мы не будем прощать друг другу свои обиды. Ведь смотрите: «Остави нам долги наша так же, как и мы оставляем должником нашим». Значит, если мы не прощаем, получается, мы Самого Отца Небесного просим – сами просим, чтобы Он не простил нам наших грехов.

Как же так? Мы говорим: «так же»; значит, если я не прощаю, то я в этой молитве, «Отче наш», прошу, чтобы Бог мне не простил моих грехов. Какой ужас. Какой страх. Вдумайтесь только! Поэтому Господь Иисус Христос этой притчей сегодня призывает всех нас заглянуть в свою душу, увидеть, нет ли там немилосердия и гнать из своей души это немилосердие.

Какие же средства у нас для того, чтобы мы это немилосердие могли прогнать из своей души? Эти средства дает нам Святая Церковь. Это средство молитвы, средство Таинств церковных, средство покаяния, средство поста. Всем этим, когда мы стремимся исполнять заповеди церковные и участвуем в благодатной жизни Церкви, мы укрепляем свою душу на борьбу со всеми страшными грехами, и в первую очередь с немилосердием.

Обратимся же ко Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, принесшему нам с вами Царство Божие, которое должно быть в нашем сердце, чтобы нам научиться быть милосердными и прощать друг другу обиды и согрешения. Аминь.

(07.09.2013 Неделя 11-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Есть разные свойства нашего человеческого характера, которые небезразличны для спасения нашей души и которые по-разному у нас проявляются, хотя и очень похожи по своей сути, иногда их трудно даже и различить. Ну, чем, например, отличается скупость от благоразумной бережливости? Вдумаемся. Отличие есть, и результаты разные. Где отличие расточительности от добродушия и благожелательности? Казалось бы, похожи – но есть разница. Где разница между веселостью нрава человека и насмешливостью? Казалось бы, похожи, но есть разница. Где разница между праведной тягой к знаниям и пустым любопытством? Есть разница. И это все не так неважно, как иногда нам кажется, – это важно. И то Евангелие, которое только что мы с вами слышали, устами Самого Спасителя и Господа Иисуса Христа нам с вами говорит о том, какова эта разница.

Вспомним еще раз, что мы слышали только что. Воскресший Иисус Христос трижды спрашивает у апостола Петра: трижды – потому что тот трижды от Него отрекался и говорил, что не знает Его, и трижды у него Иисус Христос спрашивает, любит ли он Его. Апостол Петр говорит, что он любит Его. Иисус Христос каждый раз восстанавливает его в том достоинстве, в которое Он его ранее возвел, – в апостольском: «Паси овцы Моя», – говорит Он ему, имея в виду его апостольское служение (см. Ин. 21, 15–17).

Совершилось покаяние. Тот, который раньше отрекался, тот, который упал, снова встал, снова стал тем же, кем был. Господь все ему простил ради Своей любви и милости и ради покаяния апостола. Но что происходит дальше? Удивительная вещь. Иисус повелевает Петру, говорит ему: «Иди за Мной» (см. Ин. 21, 19). Тот идет. Но вдруг видит, что также за Иисусом Христом идет еще и Иоанн Богослов – такой же апостол, такой же ученик. И он начинает спрашивать у Иисуса Христа о судьбе этого своего собрата. Он говорит: «Господи! А сей же что?» (см. Ин. 21, 20–21).

И как Господь пресекает это праздное и пустое любопытство, которое совершенно не нужно в данный момент! Он говорит ему: «Да если Я захочу, то он будет пребывать до тех пор, пока Я снова не приду, – тебе какое дело? Ты иди за Мной» (см. Ин. 21, 22).

Смотрите, Сам Христос так твердо показывает эту грань между истинным поиском знания и пустым любопытством, которое не нужно нам и не спасительно. Призвал Иисус Христос апостола Петра идти за Ним – вот он и должен идти, а не интересоваться, что это там случится с Иоанном Богословом.

А какое отношение это к нам имеет? Да очень простое. Призвал нас Господь идти за Ним, дал нам радость быть христианами, дал нам благодать и дар Духа Святаго – вот мы и должны идти за Ним.

Мы должны идти. Но нет, нам это не интересно. Нам не интересно идти за Ним. Нам интересно узнать: а что будет с другими? А вот что с мусульманами будет – куда они попадут? Нам не интересно, куда мы попадем, об этом мы не заботимся. Мы думаем: а вот что с еретиками будет? Как они будут гореть в огне – долго или чуть-чуть? Нам это интересно. Нам не интересно жить по любви и заповедям Божиим – нам интересно: а вот где там какие старчики потаенные есть, что они сказали? Нам Господь сказал: «Иди по Мне»! А мы не слушаем. Нам другие вещи интересны. Несмотря на то, что прямо в Евангелии говорится о том, что каждого Господь отдельно призывает.

И нас Господь не поставил судить всему миру, нас Господь не поставил разбирать чужие грехи. Потому что что я тут говорю о мусульманах, или еретиках, или старчиках? Нам же гораздо интересней, как наша соседка живет, чего она делает? Это нам интереснее того, как мы живем, и как мы спасаемся, и как мы молимся. Нам гораздо интереснее про других рассказать, как они плохо и неправильно живут.

Вот в чем наша беда. Если привести даже современный пример: вот сядет человек в автомобиль, поедет и вместо того, чтобы смотреть за своим рулем и приборами, да на какие педали надо нажимать, высунется из окошка и начнет всем другим командовать: «Вот ты езжай туда, а ты не так нажимаешь, а ты плохо рулишь», – интересно, далеко такой человек доедет? А здесь речь идет о нашей с вами духовной жизни.

Дорогие братья и сестры! Мы с вами имеем величайшее счастье. Господь дал нам откровение, Господь открыл нам Свое слово – Святое Евангелие. И вот мы сейчас слышали, как милостивый Господь простил Петру его отступление и отречение от Него, как милостивый Господь восстановил его в его апостольском служении и, одновременно, как Он указал ему, а вместе с тем и всем нам, чтобы мы избегали праздного пустого любопытства, а в первую очередь заботились бы о своей душе и думали бы, как мы живем, что мы делаем и какой мы дадим ответ на Страшном судище Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

(08.09.2013 Неделя 11-я по Пятидесятнице. Литургия.)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Какая молитва наиболее понятна нам из совершаемых в храме Божием? Вот даже придет человек, который еще совсем ничего не знает в церковной жизни, абсолютно ничего не понимает ни в славянском языке, ни в чем, но слышит эту молитву и понимает, что она значит? И эту молитву мы, кстати, чаще всего повторяем в храме Божием. Эта молитва простая: «Господи, помилуй!»

Как много раз мы это повторяем: «Господи, помилуй!» Вдумаемся. Что в этот момент мы просим? Мы просим у Бога, чтобы Он был к нам милостив. А почему Бог должен быть к нам милостив? И что это значит – милосердие Божие к нам?

А дело в том, что каждый из нас от Бога получил бесценный дар. Господь дал нам жизнь, дал нам разум, дал нам свободную волю. И дал нам заповеди. И, казалось бы, как просто: соблюдай заповеди Божии и достигнешь Царствия Божия. Казалось бы, как просто: живи по заповедям Божиим – и просто рай будет на земле! Но даже первый человек, Адам, не смог одну-единственную заповедь исполнить. Он послушал врага рода человеческого, нарушил единственную заповедь Божию. Что же происходит с нами? Мы с вами живем беззаконно – то есть постоянно нарушаем закон Божий. И не надо для этого много мудрствовать, достаточно немного заглянуть к себе честно в совесть, и мы увидим, как мы обманываем, как мы лицемерим, как мы легко злимся, как мы с одной меркой подходим к себе и к своим поступкам и совершенно с другой меркой к поступкам других. Мы увидим, как гнев и неправда в нашем сердце бывают. Если бы Господь применил к нам всю полноту Своего суда, ни один бы из нас не смог устоять пред лицом правды Божией. И поэтому из великого множества свойств Божиих: величия Божия, Его всемогущества, Его вечности, Его бесконечности, Его всеведения, – из всего этого множества свойств Божиих мы обращаемся постоянно к одному-единственному – мы взываем к Его милосердию. Мы не просим у Него справедливости. Хотя иногда мы говорим: «Ой, это несправедливо!» Но это когда других касается. Когда нас касается, мы не просим справедливости у Бога – мы просим Его милости. Мы просим, чтобы Он нас помиловал. И повторяем, повторяем, повторяем непрестанно: «Господи, помилуй!»

Много раз мы это говорим. А что, может, Бог нас не слышит? И потому мы так много раз говорим одно и то же? В чем дело?

Сегодня мы с вами слышали притчу, которую рассказал Сам Господь Иисус Христос (Мф. 18, 23–35), которая объясняет нам, когда, в каком случае милость Божия будет излита на каждого из нас. Потому что есть очень простой, если так можно выразиться, ключ, которым можно открыть милосердие Божие. И этот ключ в наших руках.

Притча – вслушаемся в нее – очень проста и доходчива. Не только в то время, когда рассказал ее Иисус Христос, она была понятна людям, и сейчас будет понятна. Иисус Христос говорит: один царь, то есть богатый человек, решил собрать долги со своих подчиненных. И один из них был должен ему огромную сумму – давайте, чтобы сейчас было понятно, скажем, ну, миллион долларов. И он вызывает этого человека и требует от него долг. А тот не может отдать долг. А по закону тогда надо было продать его самого в рабство, его жену, дом его продать и все имущество. И тогда этот должник начинает умолять, просить: «Потерпи на мне, прости мне этот долг!» И господин прощает этот долг (см. Мф. 18, 23–27).

Что дальше происходит? Вышел этот прощенный человек, встречает своего товарища. А этот товарищ был должен ему сто рублей – скажем так. И он этого товарища хватает и говорит: «Идем, немедленно отдай мне эти деньги, иначе сейчас отведу тебя в участок, к правителю. Немедленно отдай этот долг!» Товарищ начинает его упрашивать: «Ну подожди, я отдам тебе этот долг!» «Нет! Отдай сию секунду!» И ведет его к правителям, с тем чтобы те посадили его в долговую яму, пока он не отдаст эти деньги. Только что ему простили огромнейший долг – и он тут же берет и своего приятеля отдает под суд (см. Мф. 18, 28–30).

Увидели это некоторые люди и пришли к царю и сказали: «Вот что сделал этот человек!» Тот вызывает его и говорит ему: «Почему ты так сделал? Я же тебе простил огромный долг. И тебе надо было поступить так же, как я поступил. Но поскольку ты не сделал так, с тобой будет то же самое». И отдает его под суд правителям, с тем чтобы продали и его, и его жену, и все его имение (см. Мф. 18, 31–34).

Такую притчу рассказал Иисус Христос. А дальше Он сказал очень важные слова: «Так поступит и Отец наш Небесный, если мы не будем прощать друг другу согрешений наших» (см. Мф. 18, 35).

Слышите, что мы с вами должны делать? Мы просим у Бога милости, чтобы Господь простил нам долги наши, наши грехи бесчисленные, наши безобразия, наше черствое сердце и холодность, наши маловерие и малодушие, пустоту нашу сердечную, просим у Бога, чтобы Бог нам простил – мы должны друг другу прощать. Вот он, ключ. Тогда и нам Господь простит.

Как просто, как легко открыть милосердия двери, как легко стяжать прощение Божие, как легко, чтобы молитва наша «Господи, помилуй!» дошла до Отца Небесного! Но в чем дело? На кого мы похожи? Неужели мы похожи на этого немилосердного должника, которому только что господин большой долг простил? А мы не успеваем выйти из дверей храма после исповеди, как вновь беремся за то же самое и не прощаем грехи своим ближним, с которыми живем или с которыми вместе трудимся!

Вдумаемся в эти слова. Господь предупреждает нас об этом, и это предупреждение важно для нашей жизни. Смотрите, даже в самой главной молитве «Отче наш», которую Иисус Христос дал всем нам, чтобы мы молились ею, есть эти слова, которые говорят о том же, о чем и притча говорит, только более кратко. Там говорится – помните? – «И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим». То есть нам Господь, конечно же, простит – настолько, насколько мы будем прощать. А иначе – «суд без милости не сотворившему милости» (см. Иак. 2, 13).

Дорогие братья и сестры! Будем просить у Господа разума нам с вами, чтобы нам понимать, что от нашего милосердия зависит и милосердие к нам. Испросим сил и крепости на то, чтобы нам не хранить зло друг ко другу, не иметь вражды друг на друга, прощать друг другу обиды и согрешения. Тогда и Отец наш милосердный простит нам с вами наши великие грехи. Аминь.