Неделя 13-я по Пятидесятнице. Притча о злых виноградарях.

Евангелие от Матфея, 21:33-42

  • Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
  • Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;
  • виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
  • Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.
  • Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.
  • Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.
  • И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.
  • Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
  • Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
  • Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

17.09.2000 Неделя 13-я по Пятидесятнице. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали притчу, в которой Господь Иисус Христос изобразил историю Ветхого Завета, т.е. главный смысл истории человечества до пришествия в мир Господа Иисуса Христа. И в этой притче Господь изобразил народ Божий в виде винограда, для которого Господь сделал все – оградил его стеной, поставил сторожевую башню, построил все необходимые устройства и были наняты люди для того, чтобы ухаживать за этим виноградом. Так Господь образно изобразил тех людей, которым была вверена ответственность за народ Божий, которым была вверена ответственность за людей с тем, чтобы люди хранили верность Богу. Но оказалось – дальше из этой притчи мы слышали – что эти виноградари оказались плохими работниками и захотели себе присвоить то достояние, которое им не принадлежало, а посылаемых к ним от господина посланников хватали и убивали. Так Господь изобразил пророков, которые приходили к народу Божию, говорили ему о правде, говорили ему о заповедях Божиих, но, к сожалению, этих пророков никто не слушал. И даже когда Сына Своего Единородного Господь послал в мир, и Того не стали слушать люди, чьи сердца были наполнены злом.

Вот эту притчу, которую только что мы слышали, можно отнести не только к истории Ветхого Завета, не только к приуготовлению человечества к принятию Господа Иисуса Христа, но особенно, когда сегодня мы собираемся на молитву перед началом занятий в Воскресной школе, особенно родителям эту притчу, вероятно, следует отнести к своей собственной жизни; и задуматься о том, что наши дети, которые даны нам от Господа, как некий Божественный дар, это тоже есть то самое Божие достояние, тот самый духовный виноград, который дан нам для того, чтобы мы его охраняли, оберегали, заботились о нем.

Смотрите – Господь Иисус Христос сравнивает народ Божий с виноградником, о котором надо заботиться и любить. А разве нам, родителям, не надлежит заботиться и трудиться о своих собственных детях? И что же самое важное в воспитании наших детей? Помните слова, которыми закончилось сегодняшнее евангельское чтение? –Господь Иисус Христос, объясняя притчу, рассказанную Им, процитировал слова из псалма: «Камень, его же небрегоша зиждущие, сей бысть во главу угла» (Пс. 118, 22,23), или по-русски: «Тот камень, на который не обратили строители внимания, оставили его без внимания, он оказался самым главным, краеугольным для строительства дома».

Но чем мы с вами, родители, будем строить воспитание наших детей? Как часто мы очень многое полагаем во главу угла, говоря о том, что самое важное, это чтобы ребенок был сытым; самое важное, чтобы он был одет, самое важное, чтобы он хорошо учился, - все это мы называем краеугольными камнями воспитания. Но это ли на самом деле краеугольный камень? Это ли самое главное для того, чтобы человек был радостен и счастлив? Это ли самое главное для того, он имел опору в своей жизни? Может ли человек опору своей жизни иметь в сытости ежедневной и говорить: «Если я буду сыт, значит, это и есть опора моей жизни»? Может ли человек полагать опору своей жизни в одежде и говорить: «Если у меня красивая одежда, значит у меня есть смысл жизни»? Может ли человек полагать опору своей жизни в ежедневном самодовольстве и превозношении самого себя, говоря: «Я умный и красивый, значит, жизнь моя правильная и счастливая»?

Конечно же, дорогие братья и сестры, нет! Ни одно из этих и ничто другое не может быть опорой для жизни человека, хотя чаще всего именно к этому мы прилагаем свои силы. Где же тот самый краеугольный камень, на котором нам надо положить основание и нашей жизни и сохранение того духовного винограда – наших детей, которые нам даны? – Вот эта евангельская притча и объясняет нам. Смотрите, что делали злые виноградари, к ним приходили посланники от хозяина, а они не слушали их – изгоняли, избивали и даже когда сын хозяина виноградника пришел, они его убили.

Не так ли, дорогие братья и сестры, к душе нашей постоянно приходят посланники от Хозяина нашей жизни? Хозяин нашей жизни – Господь. Он дал нам жизнь. Он дал жизнь нашим детям. Он создал на земле Церковь Свою святую, послал в мир Сына Своего Единородного, дабы никто из верующих в Него не погиб, но имели бы жизнь вечную.

И вот, заповеди Божии, таинства церковные, богослужение Святой Церкви Православной – это и есть то самое послание душе нашей, жизни нашей. Только часто мы не слышим, оправдываемся: нам некогда! Некогда в храм прийти, некогда дома прочитать хотя бы две-три страницы из Священного Писания в самом простом изложении – детской Библии. Некогда нам откликнуться на нужды наших ближних. Некогда жить по заповедям Божиим, которые возвещает Евангелие………………………………………………………….единой воле с волей Божией.

В сегодняшний день мы собрались в храм Божий для молитвы, испросить благословение на начало учения в нашей учения в нашей Воскресной школе наших детей, испросить благословения для нас на наши труды по воспитанию наших детей. Вдумаемся же в те слова, которые сказал Господь! Найдем подлинный краеугольный камень, на котором будем строить жизнь нашу. И Камень этот есть – Спаситель мира Господь Иисус Христос. Вот тот твердое основание, которое будет непоколебимо. Вот то основание, на котором мы можем создать свое счастье и счастье наших детей. Вот залог нашей радости в жизни временной и бесконечного блаженства в жизни вечной. Не отвергнем, не просмотрим этот краеугольный камень, но наоборот на нем будем строить жизнь нашу и жизнь детей наших.

Аминь.

2.09.2001 Неделя 13-я по Пятидесятнице. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Что в нашей жизни самое главное? Что мы считаем для себя самым важным? От того, как мы ответим на этот вопрос, становится ясно кто мы такие.

По разному люди отвечают на этот вопрос. Одни говорят: Самое главное - иметь в жизни достаток. И тогда все устроиться, потому что за деньги можно практические все приобрести.

Другие говорят: Нет! Самое главное в жизни – здоровье. Здоровье не купишь, ни за какие деньги. А если здоровье будет, то и все остальное приложится.

Третьи могут сказать: Самое главное в жизни – любовь и взаимопонимание; чтобы тебя понимали, тебя уважали, и ты других людей тоже понимал и уважал; и находился на своем месте и был бы у тебя в семье порядок и на работе порядок.

По-своему, наверное, каждый из этих людей прав. Но из их ответов нельзя сказать, что люди, так отвечающие на вопрос «что в твоей жизни самое главное?», - христиане. А если человек ответит: «Самое главное в моей жизни – знать Господа Иисуса Христа, веровать в Него, быть вместе с Ним и жить по Его заповедям», - тогда мы точно будем знать, что перед нами – христианин.

Как мы сами отвечаем на этот вопрос? Пусть каждый из нас задумается и решит, как он ответит на этот вопрос, не для кого-то, а для самого себя, - что он в жизни своей считает самым главным?

Но все-таки, наверное, те люди, которые отвечают по-другому, не правы. На деньги надеяться бессмысленно, потому что даже самый богатый человек ничем не гарантирован от любых случайностей. И его богатство в любой момент может превратиться в прах и пепел. И на здоровье надеяться бессмысленно, потому что у самого здорового человека может в мозгу лопнуть один маленький-маленький сосудик, и человек теряет все и даже перестает разумно воспринимать этот мир. И бессмысленно надеяться на благосклонность окружающих, потому что сегодня тебя могут хвалить, и превозносить, и награждать, и высказывать тебе всякое уважение, а завтра будут плевать в след и не желать здороваться с тобой.

Одно только в мире неизменно, одно только является вечным - это любовь Божия к миру, это – Сам Бог, Создатель мира нашего, наш с вами Творец, Который не только создал нас по Своему образу и подобию, но несмотря на то, что мы отступаем от Него и грешим, Он пришел в этот мир и стал Человеком, чтобы никто из нас не погиб, но мы имели жизнь вечную. Бог все делает для нас. И тот человек правильно строит свою жизнь, который все основание своей жизни строит на Боге.

Об этом мы с вами только что слышали прекрасную притчу, которая завершена была словами Господа Иисуса Христа, где Он цитировал древнее пророчество о камне, который отвергли строители, а этот камень стал краеугольным камнем для всего здания. Это пророчество - вы слышали: «Камень, егоже не в ряду сотвориша зиждущии, сей бысть во главу угла; от Господа бысть сей, и есть дивна во очию вашею» (Мф. 21, 42; Пс. 118, 22, 23) - эти слова мы слышим каждый раз не только за евангельским чтением сегодняшним, но мы слышим их каждый раз за утреней, когда диакон возглашает слова псалма: «Бог Господь и явися нам; благословен Грядый во имя Господне». – Так вот, эти слова взывают к нашей совести, спрашивая у нас: «А мы как поступили с этим краеугольным камнем – отвергли ли Его или положили во главу угла строительства жизни своей?»

Этот камень – это вера в Господа нашего Иисуса Христа, это Сам Господь. Отвергаем ли мы Его или принимаем? – Ответ нам приходится давать жизнью своею, не словами только. Хотя и словами бывает трудно исповедовать Господа, если мы вспомним совсем недавнюю историю. От того, как человек отвечал: верует ли он во Христа или отрекается, - зависела жизнь. И одни выходили и отрекались, и были даже такие, которые были священнослужителями и публично снимали с себя священный сан и отрекались от Бога. А на других наставлены были винтовки и у них спрашивали: «Веришь ли ты в Бога?» – Человек отвечал: «Верую!» – и него стреляли. Следующего спрашивают: «Есть Бог?» – «Есть!» – И в него стреляют. И это было совсем недавно.

И ныне эти мученики предстоят пред престолом Господним, ибо они не отвергли Камень веры, не отвергли основу жизни. И поэтому и поныне они имеют жизнь, а те, кто отверг Христа, отказался ради временных каких-то благ от Него, сейчас не имеют никакой жизни. И это страшно! Ибо быть отлученным от Христа – невозможно придумать более неимоверных страданий. Как апостол Павел сегодня говорил в апостольском послании, если вы слышали, страшные слова: «Кто не любит Господа нашего Иисуса Христа, будет проклят» (1Кор. 16, 22). – Страшные слова, но это слова, свидетельствующие об истине. Ибо отвержение любви Божией, отвержение пути Господня, отвержение Креста Господня, заповедей Божиих ведет человека к тому, что он сам на себя наводит проклятие и лишает себя жизни вечной. Насколько это страшно мы и представить не можем.

Кому много дано, с того много и спросится. Не наша задача размышлять о судьбах всех людей, всего мира. Дай Бог нам суметь поразмыслить о своей собственной судьбе – как мы несем свое звание христианина? А нам много дано! Нам дано Святое Крещение, открывающее нам дверь ко спасению. Мы помазаны Духом Святым и имеем дары Духа Святаго, помогающие нам хранить веру, и надежду, и любовь. Мы имеем спасительное Таинство Покаяния, к которому всегда можем обращаться, очищая свою душу. Мы имеем великое Таинство Причастия Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовых.

Нам много дано. Поэтому всегда будем помнить, что является основой нашей жизни. Обратимся ко Господу и будем просить Его, чтобы во всех наших делах, во всех поступках, во всех мыслях, во всех чувствах, во всей жизни своей мы полагали Его – Спасителя нашего Господа Иисуса Христа – краеугольным камнем жизни нашей.

Аминь.

14.09.2003. Неделя 13-я по Пятидесятнице. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами сейчас услышали притчу, которую рассказал Господь наш Иисус Христос о том, как люди Ветхого Завета, то есть те, которые жили до пришествия в мир Спасителя нашего, приняли слово благовестия о спасении. Это очень грустная притча, потому что она рассказывает о жестокосердности людей. Бог сделал все для того, чтобы привести людей к пониманию добра и доброй жизни, к пониманию пути Господня, к пониманию спасения от греха. И вот Иисус Христос этот закон Моисеев древний изображает в виде виноградника, который виноградарь насадил, и вокруг поставил большие стены и башню сторожевую, и все сделал для того, чтобы виноград рос спокойно в этом ограждении, и поручил хозяин работникам ухаживать за этим виноградом. Так Господь объясняет взращевания в наших душах добрых дел.

Не надо думать, что Иисус Христос говорил это только о тех людях, которые Его тогда, две тысячи лет назад, слушали. Не надо думать, что эти слова Христа обращены только к людям Ветхого Завета. Отнюдь нет! Эта притча так же обращена к нам с вами. Только мы под еще более сильной оградой находимся. Если древние люди до Христа находились под оградой внешнего закона, в котором было сказано: делай так, и все, а не будешь делать – погибнешь, – то сейчас Господь не просто дал нам заповеди, но вместе с нами живет, живет в Таинствах Церковных, живет в жизни и благодати Церкви Христовой, постоянно помогает нам, не оставляет нас, мы причащаемся Его Пречистого Тела и Животворящей Крови, мы вместе с Ним, под крепкой оградой Святой Церкви Православной. И что от нас-то требуется? Всего-навсего давать добрые плоды наших дел. Вот так, как эти виноградари должны были давать добрые плоды, так и мы с вами должны делами своими славить Господа. А какие это добрые плоды? Они известны: мир, любовь, долготерпение, смирение, прощение друг другу, радость о Господе, – это те добрые плоды, которые примером своим нам святые показывают. Читая жития святых, мы можем видеть, какие это такие добрые плоды. Это тогда, когда мы любим друг друга, не на словах только, а жизнью своею и делами.

Но что дальше в притче происходит? Когда хозяин посылает, чтобы получить добрые плоды от виноградника, который он насадил, злые виноградари прогоняют посланников, а некоторых убивают – побивают камнями. О чем эта притча?

В древности так поступали с пророками, которые приходили и рассказывали о пришествии в мир Господа Иисуса Христа, а их не слушали. Пророки приходили и говорили, что надо жить по заповедям Божиим, а их прогоняли. Они обличали царей о том, что они нечестиво живут, что надо жить вместе с Богом, а их за это убивали. Но разве так было только в Ветхом Завете? А кто у нас спросит добрых плодов нашей жизни? Какой мы отчет дадим, какой виноград мы взрастили в своей душе, какие добрые плоды? Совесть иногда нам говорит: «Нет! Мы не так поступаем! Мы поступаем неправильно, мы грешим!» И что мы делаем с этими угрызениями совести своей? Мы слушаем их? Нет, мы в душе своей убиваем этот голос совести. Убиваем самих себя, свою душу губим. Совесть нам шепчет, Ангел-Хранитель шепчет нам: «Не греши! Не лги! Не отступай от заповедей Божьих! Не злись! Прости человеку!» А мы не слушаемся Ангела-Хранителя, не слушаемся голоса совести, изгоняем его из своего сердца так же, как изгоняли древние люди пророков. Мы не хотим сами себя даже обличить. Поэтому нам так трудно на исповедь идти. И, придя на исповедь, мы стараемся не себя обвинить, а сказать, что кто-то виноват, – что соседка виновата и вынудила нас ругаться, что сосед у нас колдун и нехороший человек, что еще кто-то нам мешает, и власти у нас плохие, и жить нам плохо, и поэтому мы так себя ведем – воруем и безобразничаем. Ничего подобного. Никто не виноват, кроме самого человека, перед Богом. Ибо перед Богом нам надо держать ответ. Но что дальше происходит в притче? Хозяин, то есть Бог, – в притче под «хозяином» изображается Сам Бог, – говорит себе: «Пошлю к ним сына своего единородного, может быть, его устыдятся и послушают?» А злые виноградари в притче, которую рассказал Господь, увидели, что идет сын, подумали: «Вот идет наследник, давайте его убьем и захватим его наследие».

Дорогие братья и сестры! Это не только о Себе говорил Господь наш Иисус Христос и о том, как Он принял крестную смерть за грехи мира. За грехи мира он принял смерть, дорогие братья и сестры! Не только за грехи тех людей Ветхого Завета, которые жили до нас, но и за наши с вами грехи распят Господь. Вместо того чтобы нам нести достодолжное наказание за наши грехи, Господь и Спаситель наш Иисус Христос принимает на Себя наши грехи и за них принимает смерть. Значит, надо прямо сказать – мы своими грехами убили Господа. Об этом страшно думать, но это – истинная правда. Но также и истинная правда, что Бог есть любовь, и Он добровольно на Себя взял наши грехи, – никто Его не вынуждал. Так, добровольно, мать бежит за своим ребенком в огонь, не думая о себе, и выбрасывает его из окна, и сама погибает, но ребенок остается жив. Так, ни о чем не размышляя, отец бросается с моста в воду, чтобы спасти своего близкого человека и, может быть, сам при этом гибнет, но его спасает. Спасение требует жертвы. И эту жертву ради нашего спасения, ради любви к нам принес Спаситель мира Господь наш Иисус Христос.

И далее, когда Христос рассказал эту притчу, Он сказал о Себе: «Неужели вы никогда не читали о том, что камень, который отвергли строители, тот будет поставлен во главу угла, станет краеугольным камнем». Камень нашего спасения – Господь наш Иисус Христос. Те, кто отвергают этот камень спасения, что бы они ни строили, все их дело разрушится. Хотели построить рай на земле – коммунизм, без Бога, и разрушилось их дело. Желают построить властью денег в этом мире какую-то особую цивилизацию, и рушатся их небоскребы, ничего от них не остается. Никакое дело, если оно не зиждется на истинном камне – Господе нашем Иисусе Христе, не устоит, но погибнет.

Будем же молиться о том, чтобы нам всегда находиться в спасительном винограднике Святой Церкви Христовой, будем молиться о том, чтобы нам давать добрые плоды и слушать голос совести нашей, которая обличает нас о наших грехах, и идти и каяться. Будем опираться в своей жизни и во всех делах на недвижимый и непоколебимый камень нашей святой веры в Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки веков.

Аминь.

29.08.2004 Неделя 13-я по Пятидесятнице. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали евангельскую притчу, которую рассказал Сам Господь Иисус Христос. Эта притча о злых виноградарях символически изображает историю древнего Израиля. Однако ее содержание вполне применимо к нам, и особенно применимо ее содержание к состоянию наших с вами душ.

О чем эта притча?

Иисус Христос изображает историю древнего избранного народа Божия в виде людей, которых хозяин нанял работать в своем винограднике. Хозяином в этой притче подразумевается Сам Бог. Он построил виноградник, вокруг него поставил большую стену, сделал там башню, устроил там необходимое для производства вина точило – все сделал и отдал этот виноградник людям, которые должны были в нем трудиться, в притче они называются – виноградари.

Что изображает хозяин в этой притче? Он изображает Бога, Который дал людям закон, Который открыл людям, что есть добро и что есть зло, предупредил, как им надо поступать и как не надо, как стеною обнес их оградою этого закона, научил жить в молитвах. – Все было открыто для древнего Израиля, был заключен завет с Богом. Трудись только, живи во славу Божию, поступай по благим заповедям Божиим.

Но если мы вдумаемся, дорогие братья и сестры, эти же образы нам надо отнести и к себе. Ведь не только древнему Израилю Бог дал закон. Нам с вами ведь тоже Господь Иисус Христос дал не то чтобы закон – благодать Свою нам Иисус Христос дал. Он ввел нас в Церковь Свою. И мы являемся членами Церкви Христовой, где как за оградой можем быть спокойны от всяких прилогов вражьих; все здесь есть, что необходимо для нашего спасения. Только мы должны давать добрые плоды того, что сделал для нас Господь.

Что же происходит дальше в этой притче?

А дальше в притче происходит следующее. Наступает время, когда платить виноградарям. И хозяин посылает своих слуг, чтобы получить то, что ему положено. А что же делают виноградари? Вместо того, чтобы дать плоды своих дел, они некоторых посланников избивают, других убивают, побивают их камнями.

Так Иисус Христос изобразил пророков Ветхого завета, которые приходили к людям еще до Его пришествия в мир и предупреждали людей о том, что они должны жить по заповедям Божиим, должны давать плоды добрых дел своих и жизнь проводить в благочестии и в чистоте. Но как люди платили пророкам? – Гнали их, презирали их, убивали их, побивали камнями.

Далее в притче говориться, что хозяин, видя, как поступили с теми его посланниками, посылает еще больше. Но те виноградари настолько уже не хотят знать волю своего Господина, что с этими поступают посланцами еще хуже.

Этим Иисус Христос продолжает изображать ……………….. когда перед самым пришествием Господа Иисуса Христа сколько пророчеств было о Нем, сколько пророчеств было о том, что должен прийти Бог для спасения людей и избавить их. Но этих пророков люди тоже не послушали.

Но какое же отношение это к нам имеет, в нашей жизни?

Дорогие братья и сестры! Обратим внимание на состояние нашей души. Мы, как драгоценный виноградник, получили от Бога дар жизни. Не от нас зависело родиться в этом мире. Но Господь промыслом привел нас. Промыслом Своим Господь привел нас ко Крещению. Промыслом Своим Господь открыл нам жизнь во Христе. Но, однако, так ли мы поступаем в нашей жизни – поступаем ли мы по совести и заповедям Божиим? – Нет, мы нарушаем заповеди Божии. И что дальше происходит? – Как Божии посланники к нам приходят угрызения совести. Совесть начинает обличать нас, говорить нам о наших неправильных поступках. Но что мы делаем с этими Божиими посланниками? – Мы гоним от себя укоры совести. Мы буквально избиваем голос своей совести, насилуем свою совесть, вновь и вновь согрешая, не слушая голоса Божия в нашей душе, - поступаем так, как поступали злые виноградари: не хотим давать добрых плодов. А что это за добрые плоды? – О них на праздник Преображения говорится, это – мир, долготерпение, благость, кротость, милосердие, сострадание, любовь друг ко другу… Не даем мы этих плодов, как злые виноградари, и попираем свою собственную совесть и не слушаем укоров ее.

Что же дальше рассказывает Иисус Христос в притче?

Хозяин, когда узнал, как поступили с его посланниками, решил: пошлю сына своего – сына-то увидят и устыдятся. Но что происходит? – Злые виноградари, увидев, что пришел сын хозяин, говорят: это пришел его наследник, давайте его убьем и завладеем виноградником, и он будет наш. И это они сделали.

Здесь, вы понимаете, в притче Господней Христос изобразил Самого Себя – Сына Божия и Сына Человеческого, Который был послан Отцом небесным для спасения людей. А люди не приняли Его благовестия и убили Его, распяв на кресте.

Но что дальше происходит в этой притче?

Иисус Христос спрашивает: «Как же поступит хозяин с теми злыми виноградарями?» – Ему отвечают: «Злых по их злу погубит, а виноградник отдаст другим».

Конечно, эти пророческие слова относятся к ветхому Израилю, который не принял Христа и который принял за это свое наказание. Но эти же слова относятся к нам с вами. Ради нас пришел наш Спаситель Господь Иисус Христос. Ради нас Он умер на кресте. За наши грехи Он страдал и мучался. И если мы не принимаем Его жертвы, не идем за Ним, не слушаем Его, то мы поступаем так же, как поступали злые виноградари, которые убили сына, посланного хозяином. Почему? – Да потому, что вспомним слова святых отцов: когда мы согрешаем, мы своими грехами распинаем Христа. Вот, в чем страх! Вот, в чем страх греха; вот, в чем мерзость греха и ужас его. И если злых по их злу хозяин предает гибели, то если мы окажемся во зле и будем вместе с распинателями Христа, что станет с нашей душой в вечности? – Страшно подумать даже! Да не будет с нами этого!

И вот далее дает Господь нам с вами в этой притче способ спасения. Он говорит: «Да неужели вы никогда не читали, что камень, который отвергли строители, он стал краеугольным камнем, на котором все здание стало держаться? И это разве удивительно для вас?»

О чем Господь Иисус Христос сказал? – О Себе Самом. Отвергли Его виноградари, отвергли Его строители земного счастья. Но не отвергнем Его мы с вами, дорогие братья и сестры! В основание нашей жизни положим краеугольный камень – веру в Господа Иисуса Христа, и, сознавая свое бессилие, будем просить у Господа быть милосердным к нам. Не будем отвергать от себя спасительную благодать. Будем слушать голос совести нашей, которая призывает всех нас ко спасению. Будем спешить к покаянию, будем спешить исправляться и каяться. Сколько бы раз мы не падали и не грешили, вновь и вновь будем просить милосердного Господа, чтобы Он оставался с нами. Все основание своей жизни возложим на Иисуса Христа, и тогда воистину мы не будем злыми виноградарями, но будем добрыми делателями, которые дадут добрый плод жизни своей. Да поможет нам в этом Господь. Ему же слава во веки веков.

Аминь.

18.09.2005 Неделя 13-я по Пятидесятнице. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Всем нам известно выражение «краеугольный камень». Так называется в нашей повседневной жизни, в наших разговорах самое главное и самое важное событие или значение, или смысл чего-либо. Краеугольный камень – то есть то, на что опирается все остальное. Краеугольный камень – то есть то, без чего все остальное не имеет смысла. И вот люди говорят: «краеугольный камень убеждений», – то есть, как человек мыслит, что самое главное в его мыслях, в жизни его. И бывает так, что для одного краеугольный камень убеждений его – это благосостояние, то есть приобрести много денег и жить с ними. Для другого, краеугольный камень его убеждений – это приобрести много знаний и при помощи этих знаний добиваться успехов себе в жизни. Для третьего краеугольный камень его убеждений, может быть, например, здоровый образ жизни: заниматься спортом, правильно питаться, беречься от разных болезней. Таким образом, краеугольным камнем люди называют тот самый главный жизненный стержень, вокруг которого как бы все происходит в жизни человека. А выражение это – «краеугольный камень» – взято из Священного Писания, из Библии.

Сейчас мы слышали притчу, которую рассказал Господь Иисус Христос о истории Древнего Израиля, – как люди постоянно отвергали Бога и заповеди Божии и как люди не хотели слышать даже пришедшего к ним Сына Божия. И завершил эту притчу Господь Иисус Христос напоминанием о краеугольном камне, которым люди пренебрегли, то есть не обратили на него внимания, посчитали, что он ненужный, а он оказался самым главным. Так Господь Иисус Христос говорил о Самом Себе.

И вот, дорогие братья и сестры, мы, христиане православные, молимся, в первую очередь, о том, чтобы для нас в нашей жизни краеугольным камнем стал Сам Господь Иисус Христос. Мы тогда можем назвать себя настоящими православными христианами, если наша жизнь основана именно на этом краеугольном камне. Если для нас вера – это не значит просто какое-то особое занятие, досуг, хобби, что мы по воскресным дням приходим иногда в храм Божий, и поэтому мы называем себя верующими. А в остальное время своей жизни живем по другим пониманиям, по другим правилам, по другим законам. Нет. Мы тогда верующие, когда всю нашу жизнь пронизывает Господь Иисус Христос. Когда именно Он для нас является опорой. Когда нам бывает трудно, и мы именно к Нему обращаемся. Когда нам бывает хорошо, и мы именно Его благодарим. Когда перед нами встает сложный вопрос, и мы раскрываем Евангелие и именно там ищем ответ. Когда мы запутались в жизни и нагрешили, то именно к Нему идем за прощением наших грехов. Вот в этом случае краеугольным камнем для нашей жизни будет Господь Иисус Христос. Если мы не просто о Нем говорим, но постоянно мыслим, думаем о Нем и молимся Ему. Если мы свои поступки проверяем не по жизненной целесообразности, то есть, похвалят нас или не похвалят, хорошо у нас что-либо выйдет в жизни или плохо, а в первую очередь проверяем, соответствует ли это заповедям Божиим или не соответствует. Вот тогда для нас в нашей жизни Господь Иисус Христос воистину будет краеугольным камнем.

Но можно спросить – а зачем нам нужно жить так, чтобы Христос был краеугольным камнем? Нельзя ли как-нибудь по-другому? Действительно, можно и по-другому. Но только какой будет результат? В том и смысл притчи, которую мы слышали сегодня, что если человек живет по-другому, не по заповедям Божиим, то жизнь его завершается страшным образом. Ну, предположим, так: человек хотел поехать в прекрасное место, где можно прекрасно жить, где прекрасный климат, где достаточно питания, где все очень хорошо для него. И вот он копит и копит денег на билет на поезд, чтобы приехать в это место, старается, трудится, всю жизнь свою полагает. Наконец покупает билет, садится на поезд, – и оказывается, этот поезд его совсем в другое место привез, в пустыню, где нет ни воды, ни пищи, а только ядовитые змеи. Так бывает с тем человеком, который краеугольным камнем своей жизни не Христа избирает. Он старается, он прилагает какие-то усилия, он живет, он суетится, он что-то делает, и, наконец, наступает жизненный итог его, и он оказывается у разбитого корыта. Потому что ничего не приобрел для своей души, а наоборот, оказался в пустыне духовной, и его ждет самое страшное – ждет духовная смерть.

Из притчи о виноградарях мы сегодня слышали, как Господь постоянно посылает человеку посланников, предупреждая его, чтобы он делал добрые дела, чтобы он жил с Богом. Но как эти злые виноградари в притче поступали? Они избивали посланников, они убивали их, они не хотели их слушать, они даже сына хозяина виноградника не хотели слушать. Так порой и мы поступаем со своей совестью, которая дает нам знаки, которая убеждает нас, когда мы грешим, что нельзя грешить, которая через промысл Божий, через людей добрых, через Церковь Христову в первую очередь, говорит нам, как надо нам жить, а мы часто отвергаем это.

Итак, дорогие братья и сестры, услышав сегодня притчу о винограднике, завершающуюся словами Спасителя Иисуса Христа о краеугольном камне, будем просить у Господа, чтобы нам с вами хватило мудрости, сил и крепости избрать краеугольным камнем своей жизни Господа Иисуса Христа, приложить силы к этому, чтобы наша жизнь была построена на благих заповедях Божиих. И тогда нас ждет необычайная, и великая, и блаженная радость, ибо в жизни своей мы будем иметь твердую опору, в скорбях мы будем иметь утешение, радость наша будет многократно умножаться, сложные, трудные события жизненные будут разрешаться. Ибо воистину с нами пребудет Бог.

Аминь.

(06.09.2009 Неделя 13-я по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Господь Иисус Христос, проповедуя людям о пути жизни и спасения, использовал различные средства для того, чтобы как можно понятнее и яснее было для людей воспринять Его Божественное учение. И Он часто говорил притчами. Притча – это такой рассказ, в котором под видом обычного повествования, связанного с повседневной жизнью человека, раскрывается некий особый духовный смысл Божественного замысла о человеке, или о духовной жизни человека, или о спасении человека. И сейчас мы с вами слышали такую притчу, рассказанную Господом Иисусом Христом (Мф. 21, 33–42).

Притча – о злых виноградарях. Эту притчу Спаситель говорил слушающим Его, для того чтобы образно показать историю Израиля и Ветхого завета до пришествия в мир Спасителя. То есть о Самом Себе Иисус Христос эту притчу рассказал.

В этой притче Он изобразил древний Израиль как виноградник, который посадил хозяин, подразумевая под «хозяином», конечно, Бога, создавшего все. Хозяин, устроивший этот виноградник, обнес его крепким забором каменным, – в этом Господь Иисус Христос изображает Закон Божий, который был дан древнему Израилю, – построил там точило – это такое устройство, виноградари в древности, да и современные знают, в котором давят виноградный сок, – а символически это означало те внешние законы о жертвах, жертвоприношениях и молитвах, которые были даны в Ветхом завете Израилю, – а также построил башню, – башня необходима в обычной жизни для охраны виноградника, а здесь, в притче, эта башня означает храм Божий, где возносятся молитвы к Богу. Иными словами, Иисус Христос, рассказывая эту притчу, говорит: все было дано народу Божьему, для того чтобы он жил по благим заповедям Божиим и давал добрый плод своей жизни. Но что дальше рассказывается в притче?

Наступило время, и хозяин виноградника хочет получить плоды от своего виноградника. Если перевести эту притчу в объяснение, то это значит, что добрые плоды жизни должен был дать народ Израильский, а именно: веру, надежду, любовь, милосердие – добрый плод, который должен произрасти от каждого человека, которому дан дар жизни. Что же происходит в притче? Посылает хозяин своих слуг в виноградник, а виноградари, которые живут и заботятся об этом винограднике, вместо того чтобы дать хозяину плоды дел рук своих, хватают этих посланцев, прогоняют их, побивают их камнями. Таким образом Иисус Христос изобразил пророков, которые приходили к народу Израильскому и назидали народ Израильский, говоря, чтобы люди жили по заповедям Божиим, чтобы люди были милосердны и сострадательны друг ко другу, чтобы люди в молитве пребывали. Что происходит с этими пророками в истории Израиля древнего мира? Их прогоняют. Их не слушают. Над ними смеются. И дальше Господь в притче говорит: еще и других послал своих, старших более слуг, – но и тех прогнали и даже убили их. И, действительно, в истории Ветхого завета мы знаем, что пророков убивали, вместо того чтобы услышать их голос.

И дальше Иисус Христос продолжает рассказывать эту притчу, уже изображая в ней Самого Себя: «А напоследок, – говорит Господь, – хозяин посылает сына своего, говоря: уж сына-то моего постыдятся» (см. Мф. 21, 37). Это Он говорит о Себе Самом – Сыне Человеческом и Сыне Божием, Который пришел в мир для того, чтобы призвать людей ко спасению. И что же происходит?

И Господь в притче изображает то, что должно будет произойти, – чего еще не произошло, когда Христос рассказывал эту притчу. Злые виноградари говорят: «Вот пришел наследник, давайте убьем его и завладеем всем достоянием» (см. Мф. 21, 38). И убивают его. Точно так же произошло в истории древнего Израиля. Христа предают на смерть. Пришел Сын Божий, чтобы воссоединить народ Божий с Господом его, а вместо этого избранный народ кричит: «Распни, распни Его!» Люди избирают внешнее благополучие, думая, что таким образом что-то для себя хорошее приобретут; отвергаются от Христа и предают Его на распятие. То есть происходит то, что предсказал Господь в этой притче.

И дальше, рассказав эту притчу, Христос говорит: «Что же сделает хозяин виноградника, когда придет, с этими злыми виноградарями?» И слушатели отвечают Ему: «Злых зле погубит, а виноградник предаст другим делателям» (Мф. 21, 40–41). Это исторически означает то, что после того как народ Божий отвергся от Христа, то проповедь слова Божия и проповедь Христа Воскресшего уже обращалась не только к избранному народу Израиля – она была обращена ко всем народам. И множество других народов, которые некогда не были избраны Богом, пришли к Богу, уверовали в Него. Вот что означает: «виноградник предаст другим делателям».

Эта притча говорит об истории Израиля. Но была бы она оставлена для нас в Евангелии для нашего назидания, если бы она касалась только истории этого древнего народа? Неужели вся эта история никаким образом нас не касается? Давайте задумаемся. Неужели наша совесть нам сейчас не говорит, что мы тоже похожи на этих злых виноградарей?

Каждому из нас Господь дал все. Разве мы родились в этот мир по своей воле? Бог дал нам дар жизни. Каждому из нас дана возможность неизъяснимой радости и пребывания в жизни счастливой и блаженной, потому что мы с вами крещены во имя Отца и Сына и Святаго Духа, перед нами открыты врата Царствия Божия. Мы помазаны печатью дара Духа Святаго. У нас есть все возможности для того, чтобы жить свято, радостно и счастливо. Но что происходит с нами? Даем ли мы с вами добрый плод своей жизни? Такой плод, которого от нас ждет Господин жизни нашей? Разве эта притча не относится к нам? Разве она не относится к нашей жизни? Разве мы даем должные плоды своего благочестия и своей веры?

Но мы скажем: «Разве мы убиваем посланцев Господа, как эти злые виноградари поступали?» Давайте задумаемся. Всегда ли мы слушаем посланный от Господа голос совести нашей, который предупреждает нас о том, что мы поступаем неправильно, который предупреждает и обличает нас о наших грехах, которые мы совершаем? Слушаем ли мы голос совести, голос Божий в душе нашей – или убиваем его, не желая исправлять свою греховную жизнь? Сколько раз наша совесть нас обличала, а мы затыкали ей рот и прогоняли ее, чтоб она не мешала нам жить так, как нам нравится, на нашу с вами погибель! «А разве мы убиваем сына Божия?» – спросим мы у себя. Но если кто начитан в святых отцах и знает их назидания, то может вспомнить страшные для нас слова – о том, что когда мы грешим, мы распинаем Господа (см. Евр. 6, 6). Потому что Господь на Себя взял наши грехи. Значит, каждый наш грех – это поругание Спасителя, и каждое наше преступление – это плевок в Его сторону.

И вот тогда нам с вами станет ясно, что эта притча полностью относится и к нам. И мы, увы, бываем, как злые виноградари, и не исполняем воли Господа нашего, не даем добрых плодов нашей жизни и, более того, ведем себя нечестиво по отношению к Господу Иисусу Христу, Который все совершил для нашего спасения.

Что же нам делать, если мы увидели это в нашей совести и осознали, что эта притча относится к нам? А вот вспомним, какими словами закончил Иисус Христос притчу. Он сказал о «краеугольном камне». Он сказал: «Неужели вы никогда не читали, что тот камень, который отвергли строители, он был поставлен во главу угла?» (Мф. 21, 42; Пс. 117, 22–23). Это Иисус Христос сказал о Себе – о Камне, на котором строится все наше спасение. И выход у нас только один: поставить в своей жизни краеугольным камнем Господа нашего Иисуса Христа. Что значит «краеугольным камнем»? Это значит: все, что в нашей жизни есть, должно опираться на веру в Господа Иисуса Христа. И когда мы свои поступки обдумываем или желаем что-то совершить, мы в первую очередь не должны думать, какая нам из этого выгода будет, или как принято поступать, или иной какой-то аргумент. В первую очередь мы должны думать, соответствует ли это заповедям Господа Иисуса Христа. Если мы во главу угла своей жизни будем ставить Господа Иисуса Христа, каждый день будем помнить о Нем, обращаться к Нему, молиться Ему, читать Святое Евангелие, стремиться жизнь свою строить по Его святым заповедям, тогда мы будем иметь с вами спасение, и тогда воистину мы дадим добрый плод нашей жизни, и тогда не поступит с нами Господь так, как поступил со злыми виноградарями, предав их жестоким мучениям. Мы с вами будем иметь спасение и жизнь вечную.

Дорогие братья и сестры! Услышав сегодня в храме Божием эту, можно сказать, сложную притчу о виноградарях, помолимся Спасителю мира Господу нашему Иисусу Христу, краеугольному камню нашего спасения, чтоб Он дал нам сил возделывать виноград души нашей и дать добрый плод благочестия и доброй христианской жизни. Аминь.

(22.08.2010 Неделя 13-я по Пятидесятнице. Апостола Матфия. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы сейчас с вами слышали евангельскую притчу, которую рассказал Господь Иисус Христос, описывая образно ветхозаветную историю Израиля до Своего пришествия в мир (Мф. 21, 33–42), где под образом виноградника изображался избранный народ Божий, которому Бог дал закон Божий Свой, заповеди Свои. Однако этот народ не сохранил Божьих заповедей, и более того, тех посланников от Бога, пророков, которые приходили для назидания и исправления народа, люди не принимали, прогоняли, побивали камнями, убивали. А далее в притче Иисус Христос Самого Себя изображает, говоря о том, что сын хозяина виноградника пришел, чтобы призвать виноградарей к порядку. Однако они и сына убивают, думая завладеть таким образом достоянием Божиим.

Так в притче Господь Иисус Христос описал историю Своего пришествия в мир для спасения рода человеческого и показал на жестокосердечность людей, которые не желали жить с законом Божиим, по заповедям Божиим, не пожелали сохранить того духовного виноградника, который был дан им.

Какое же отношение имеет эта притча к нам сегодня? Дорогие братья и сестры, она имеет к нам прямое отношение. Ибо эта притча и о нас с вами. Нам Господь Бог дал тоже духовное богатство – наш внутренний духовный виноградник – это наша с вами душа. Господь дал нам это богатство с тем, чтобы мы приумножили его и в своей душе принесли добрые плоды, так, как добрые плоды должен приносить виноградник, когда хороший хозяин и работник этого виноградника старается, удобряет почву, отрезает ненужные ветви, всячески хранит это растение, чтобы оно выросло и дало добрый плод. Дорогие братья и сестры, так и мы с вами должны заботиться о своей душе, извергая из нее все злое и ненужное, очищая ее, удобряя ее добрыми делами, с тем чтобы добрые плоды наших дел свидетельствовали о том богатстве, которое нам дано. Однако, как и в этой притче, вместо того чтобы заботиться о своей душе, вместо того чтобы беречь свою душу, мы нерадим о ней. И когда промыслом Божиим нам посылаются жизненные вразумления, которые указывают нам: не так вы живете, не по заповедям Божиим, исправляться надо, изменять нашу жизнь, – подобно злым виноградарям из притчи, мы не обращаем внимания на эти увещевания, убиваем в своей душе голос совести, не принимаем посланников Божиих. А посланником Божиим в нашей жизни промыслом порой всякий человек является. Встретили мы человека – а он нуждается в нашей помощи, в нашем сочувствии, в нашем сострадании, в нашей поддержке. Как мы отнесемся к этому промыслом Божиим посланному нам посланнику? Какое наше отношение? Проявляем равнодушие и черствость. Значит, как эти злые виноградари, прогоняем того, кто идет к нам для нашего вразумления. Да и Сам Господь Иисус Христос пришел к нам. Он стучится в двери сердца каждого из нас. Он обращается к нам. Он простирает с Креста нам Свои руки, чтобы мы шли за Ним по пути спасения. А мы, как те самые злые виноградари из притчи, убиваем и распинаем Его своими грехами. Потому что, когда мы не следуем заповедям Божиим, а следуем греху, когда даем в сердцах своих место ненависти, обману, злобе, двоедушию, лицемерию, когда мы допускаем скверну и нечистоту в своем сердце, тем самым мы распинаем Господа нашего.

Вот об этом притча, которую мы слышали сегодня, дорогие братья и сестры. Каждому из нас дано великое сокровище – наша бессмертная душа. Будем просить у Господа Бога, чтобы нам изо всех сил беречь свою душу и не допускать в нее зла и нечистоты. Ведь Господь дал нам для этого все средства. Он, как большой виноградник, создал на земле Свою Святую Церковь, которую оградил Своими Святыми Таинствами, которой послал Духа Своего Святаго. То есть все здесь есть, чтобы мы хранили свою душу в чистоте и святости, для того чтобы мы получили утешение, для того чтобы мы получили очищение, для того чтобы мы получали прощение своих грехов, для того чтобы мы получали силы и крепость идти в жизни за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков. Аминь.

(22.09.2013 Неделя 13-я по Пятидесятнице. Литургия.)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В воскресенье перед праздником Воздвижения Святая Церковь предлагает нам услышать Святое Евангелие, повествующее о значении Креста Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа (Ин. 3, 13–17). Мы слышали сейчас, что Бог пришел спасти мир – то есть нас с вами спасти. От чего нас необходимо спасать? Если мы начнем с первых страниц внимательно читать Священное Писание, то мы увидим, как первого человека обманул, искусил диавол, который был, кстати, в виде змеи – но он пустил яд духовный в душу первого человека. Этот яд является грехом. Этот яд заключается в том, что человек подумал, решил для себя, что он может жить не с Богом, а сам по себе, и только. Человек подумал, что Бог ему не указ, что у него своя есть, собственная воля, и свою человеческую волю противопоставил воле Божией. А воля-то человеческая уже оказалась заражена – заражена ядом неверия и непослушания, которым искусил человека диавол.

Итак, от чего же Бог пришел нас с вами спасать? Потому что тот рай, который мы имели в самом начале, мы потеряли – как раз из-за нашего греха, как раз из-за этого яда, который разрушает нашу жизнь, нашу совесть. Бог пришел нас спасти от этого греха.

Но как нас спасти? Ведь даже если взять по-медицински – страшная вещь яд! Он разрушает все системы человеческого организма. Страшная вещь этот змеиный яд, который парализует волю человека, и тело человеческое начинает загнивать, заболевать, и человек гибнет. Точно такой же страшный и грех. Точно так же он действует на нашу душу – парализует нашу волю. И получается, что мы знаем, в чем грех, понимаем, даже плоды греха понимаем, а потом вдруг снова грешим, снова делаем то, чего наше сердце и не желает, потом нам стыдно бывает, мы идем на исповедь, плачем… Зачем мы это делаем? Зачем мы согрешаем? Нет ответа! Воля человеческая парализована ядом греха.

В том же Священном Писании есть рассказ о том, как пророк Моисей выводил народ Божий из рабства и вел его по пустыне. И однажды, когда они шли по пустыне, на них напало огромное количество змей. И люди стали умирать – еще немного, и весь народ Божий погиб бы. Моисей взмолился к Богу: что делать, как спасаться? И было дано такое указание от Него пророку: вырыть посреди стана отверстие и поставить туда вертикальный столб, а на этом столбе вознести медное изображение змия, таким образом, чтобы он стал как горизонтальное поперечье. Другими словами, появилось изображение, которое представляло собой ничто иное, как прообраз Креста Господа нашего Иисуса Христа. И дальше Моисею было сказано, что всякий, кто воззрит только на это изображение, исцелится от ядовитых укусов змей. И произошло чудо. Народ, который уже погибал, который был отравлен, который змеи уже искусали, остался жив, исцелился – силою только еще прообраза Креста (см. Чис. 21, 6–9).

Мы с вами имеем сильнейшее противоядие против укусов ядовитых змей греха. Это противоядие – Крест Господа нашего Иисуса Христа. Мы слышали, что так Бог возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы мы с вами не погибли (см. Ин. 3, 16). Он за нас пришел умереть, Он – Сын Единородный, Господь Иисус Христос. Плоды нашего греха Он берет на Себя. И эти страдания, которые мы с вами навлекаем своею жизнью и своими грехами, Он берет на Себя.

Страшна физическая смерть на кресте. Страшное, жуткое орудие пытки и смерти. Но еще более страшно то, что пережил Спаситель мира Господь Иисус Христос. Ибо его страдания были не только физическими и телесными, но духовными и душевными. Ибо вся мерзость мира, весь грех, вся боль мира – все Он взял на Себя, с тем чтобы нас спасти. Так бывает, когда человек той же змеей укушен где-нибудь в лесу, срочно надо спасать, что делать – ему другой делает надрез и высасывает яд из ранки, чтобы человек остался жив. А бывает так, что тот, кто это сделал, погибает. Так и Иисус Христос погиб за нас на Кресте, чтобы мы с вами спаслись и имели жизнь вечную.

Святая Церковь напоминает нам об этом в преддверии великого праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста. Дорогие братья и сестры, мы имеем счастье быть христианами. Наш Спаситель не даст нам погибнуть. Ядовитые укусы греха ничего не сделают нам, ибо мы не только взираем на Крест Господа нашего Иисуса Христа, как когда-то люди взирали на него в пустыне, но мы даже соединяемся, причащаемся Его Пречистых и Животворящих Тела и Крови, и тем самым наше греховное отравленное естество человеческое обновляется, обожается и исцеляется. Мы не погибнем, но будем иметь жизнь вечную, если будем иметь веру в Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки веков. Аминь.

(07.09.2014 Неделя 13-я по Пятидесятнице. Божественная литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Есть нечто в нашей жизни, что не нам принадлежит. Вернее, мы пользуемся этим, потому что нашей личной заслуги в получении этого дара нет. Бог нам это дал. Что же это такое? Чем мы пользуемся и что не от нас зависело?

Дорогие братья и сестры! Это наша с вами жизнь. Мы эту жизнь приобрели как дар от Бога. Мы же не по своей воле родились в мир. Бог привел нас в этот мир и дал нам дар жизни. Это Его подарок нам. Который мы, собственно говоря, не заслужили. Но мы этим подарком пользуемся. Даровав нам жизнь, Господь дал нам определенные способности. Дал нам разум – у каждого он свой, дал нам сердце, чтобы мы чувствовали в этом мире, дал нам каждому – по-разному, но дал – силы телесные. И вот мы получили этот подарок от Бога, и встает вопрос: что нам с этим подарком, с этой жизнью делать? Как нам этим даром Божиим следует распорядиться? Ведь очень важно понять, зачем Господь нам дал жизнь? Что это, Его временная прихоть была – так нас одарить? Или, может быть, эта жизнь, которую мы от Бога получили, не ограничивается коротким отрезком нашей земной жизни? Может быть, это дар гораздо больший, что мы даже не понимаем, насколько он велик? Мы даже не можем своим разумом осознать. Но нам открыл Сам Бог, чтобы мы знали смысл нашей жизни. Сам Бог открывает для нас понимание, как мы должны распорядиться этим великим даром Божиим.

Сейчас только что в Евангелии (Мф. 21, 33–42) мы с вами слышали, как Иисус Христос рассказал притчу. Притча – это образный рассказ, в котором говорится об одном, но подразумевается другое; говорится о вещественном, земном, но смысл этого рассказа духовный. Иисус Христос рассказал притчу, в которой образно описал историю древнего Израиля до пришествия Его, Спасителя мира, к нам. И историю древнего Израиля он изобразил таким образом. Он сказал, что один хозяин, господин, устроил виноградник, насадил его, оградил его забором, поставил там все, что необходимо, поставил сторожевую башню, устроил точило, где виноград надо было бы превращать в сок, затем собирать его в бочки, – то есть все сделал, что нужно, все приготовил. И отдал этот виноградник работникам, чтобы они трудились в этом винограднике (см. Мф. 21, 33).

А дальше происходит следующее в притче, рассказанной Иисусом Христом. Когда хозяин посылает туда своих посланников, то злые виноградари, которые работали в этом винограднике, не признают своего господина. Они прогоняют его посланников, избивают, потом убивают (см. Мф. 21, 34–36). Так Иисус Христос изобразил историю древнего Израиля, которому был дан Закон Божий, которому было дано священство, который был наставлен в молитвах, в правилах, которому был открыт путь жизни с Богом. А злые виноградари – это люди, которые не воспользовались этим даром. И, более того, пророков, которых Бог посылал, они прогоняли, избивали и убивали.

И дальше Иисус Христос, рассказывая эту притчу, говорит: «Тогда господин говорит: пошлю к ним сына своего, может быть, они устыдятся и исправятся. А злые виноградари, увидев, что сын идет, наоборот сказали: ага, это пришел наследник! Давайте убьем его и завладеем виноградником совсем» (см. Мф. 21, 37–39).

Это то, что сделали древние иудеи с Сыном Божиим, Спасителем нашим Иисусом Христом. Иисус Христос о Себе Самом говорит. Потому что Он пришел в мир, чтобы взять на Себя грехи мира и умереть за нас.

Казалось бы, какое отношение эта притча, рассказанная об истории народа Израиля, об его отношении к своим пророкам и к своим обязанностям, о том, как они гнали и не слушали этих пророков, о том, как они распяли Самого Господа Иисуса Христа, имеет к нам? Какое отношение к нам имеет эта притча?

Очень большое. Эту притчу Иисус Христос завершил очень важными словами. Он сказал: «Разве вы никогда не читали в Писании: тот камень, который отвергли строители, был поставлен во главу угла?» (см. Мф. 21, 42). Это Он говорил о Самом Себе. Есть такое выражение в нашем языке – оно оттуда взято, из этой притчи. И даже светские люди, не знающие Евангелия, Священного Писания, часто его упоминают – «краеугольный камень». То есть нечто самое важное – основание, на котором все держится. Так вот, в этой притче люди отвергли Сына Господина их, а Он на самом деле является основанием всего.

Тогда понятно становится, какое отношение имеет эта притча к нам. Нам дан дар жизни. Это как виноградник. Нас Господь призвал трудиться в этом винограднике – то есть жизнь свою проводить так, как Он нам с вами заповедал, потому что Он открыл нам путь жизни истинной. Но если мы не слушаем слова Божия, как не слушали эти злые виноградари, если мы прогоняем из своего сердца укоры совести, бьем свою совесть – наша совесть обличает нас в наших греха, а мы буквально гоним голос своей совести, убиваем голос своей совести, продолжаем грешить, продолжаем творить неправду, продолжаем делать злые дела, то, самое страшное, – мы продолжаем в своем сердце своими грехами распинать Господа нашего Иисуса Христа.

Вот какое отношение имеет к нам эта притча.

Как мы распорядимся даром жизни? А чтобы понять, как мы это сделаем, надо понять, что для нас важно в этой жизни. Что является для нас краеугольным камнем? Какой это краеугольный камень?

Иной скажет: «В жизни очень важны деньги. Когда у человека много денег, он может купить что угодно, он может себя обеспечить, он не будет голодать, у него всегда будет крыша над головой, все будет у него в порядке». Другой возразит: «Деньги, конечно, это хорошо. Но самое главное, – скажет он, – это здоровье. Здоровье ни за какие деньги не купишь. А вот если у тебя будет здоровье, то это самое важное, все остальное прибавится. Вот это краеугольный камень в жизни». А третий скажет: «Конечно, и деньги неплохо, и здоровье неплохо, но если у тебя нет положения в обществе, если тебя никто не уважает, не поддерживает, если у тебя нет друзей, если у тебя нет семьи, если нет людей, которые за тебя заступятся, то кто ты тогда в этом мире? Вот что важно – положение, почет!»

Это я привел несколько человеческих мнений. А их на самом деле гораздо больше. И от того, что человек считает самым важным в этой жизни, и получается краеугольный камень его жизни – на чем его жизнь основана. И тогда станет ясно, как он распоряжается своим даром жизни, как он трудится в том винограднике, который дал ему Господь.

А что выходит? Деньги сегодня у человека есть, и в избытке, а завтра его арестовывают и все его деньги забирают, и уже никакие деньги ему не могут помочь. Здоровье сегодня есть, замечательное, прекрасное, а завтра в мозгу какой-нибудь сосудик лопается, и человек уже правой руки от левой разобрать не может, без поводыря идти не может, ничего не соображает, как ребенок. И где это здоровье? Можно ли его считать краеугольным камнем? Почет, уважение? Сегодня перед тобой все кланяются, улыбаются, зовут в гости, завтра что-то изменилось – и все забыли, как тебя зовут, не оборачиваются и даже не смотрят на тебя. Разве это может быть краеугольным камнем в жизни? Нет. Это даже не камушки – маленькие кирпичики, из которых, конечно, складывается жизнь, но… что же самое важное?

Самое важное – это Сам Христос, камень нашей с вами веры, основание нашей с вами жизни, основа ее. Без Него все бессмысленно. Без Него бессмысленны и деньги, и здоровье, и положение. Без Него бессмысленно само существование человека. Почему? Да потому, что мы на простейших примерах увидели, как быстро все проходит в земной жизни. А Христос дает нам основание в вечности. Наша жизнь не исчерпывается кратким периодом. Нам дарован уникальный дар – нам Сам Христос дает дар вечной жизни. Вечной! Но какова она будет, эта вечная жизнь? Будет ли она нас радовать? Или, может, наоборот, она нас ужаснет?

А все зависит от того, как мы потрудимся в нашей временной жизни. Если мы соберем достойные плоды веры, надежды и любви, если в нашем сердце будет мир, благодать, радость, любовь, то это мы с собой заберем в вечность. Это будет нас там радовать, мы будем греться в лучах Солнца правды – Спасителя и Господа Иисуса Христа. Счастье и блаженство будет у нас, потому что мы собрали в этой временной жизни достойные плоды.

А если, наоборот, мы пригрели в своей душе змей ядовитых? Мы привыкли жить с ненавистью, с осуждением, со злобой, с обманом, как с ядовитыми зверьми в клетке, – они в нашей душе находятся? И мы заберем с собой в вечность это! И будет нас это там жалить и кусать, мучить, так что мы исправить это не сможем уже – все, временная земная жизнь закончилась, ничего не исправишь!

Вот какова цена выбора человека – выбрать правильный краеугольный камень. Если мы опорой в своей жизни выбираем Господа Иисуса Христа, то мы спасемся и будем иметь радостную вечную жизнь. Потому что Господь Иисус Христос для того и пришел в мир, чтобы никто из верующих в Него не погиб, но имел жизнь вечную.

Видите, зачем пришел Господь? Зачем Он умер на кресте? Чтобы мы с вами в вечности радовались и были счастливы. Он берет на Себя наши грехи, чтобы мы не мучились ими. Вот если мы примем основой своей жизни Господа Иисуса Христа, то живем здесь, в земной жизни, с Ним и будем жить в вечной. Для этого надо возгревать в сердцах своих любовь – любовь ко Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, которая проявляется в жизни через дела любви к людям.

Страшные слова мы сегодня слышали, редко такие слова бывают в Священном Писании, – слова, которыми завершал апостол Павел свое послание, мурашки по коже идут от этих слов. Апостол Павел так сказал: «Кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят» (см. 1 Кор. 16, 22). Страшно слышать! Какова цена нашей беспечности! Какова цена нашего непонимания, что в жизни самое главное!

Обратимся же, дорогие братья и сестры, ко Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, помолимся Ему и попросим у Него, чтобы Он вразумил нас, и драгоценный дар жизни, который мы получили, мы не зря использовали. Будем стремиться всегда иметь в своих сердцах любовь ко Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, Ему же слава во веки веков.

Аминь.