Неделя 14-28 я по Пятидесятнице. Притча о званных на брачный пир.

Неделя 14-я по Пятидесятнице Евангелие от Матфея, 22:1-14

  • Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:
  • Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего
  • и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.
  • Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.
  • Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;
  • прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.
  • Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войскá свои, истребил убийц оных и сжег город их.
  • Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;
  • итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.
  • И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
  • Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,
  • и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
  • Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;
  • ибо много званых, а мало избранных.

Неделя 28-я по Пятидесятнице Евангелие от Луки, 14:16-24

  • Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,
  • и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.
  • И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.
  • Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.
  • Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.
  • И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.
  • И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.
  • Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.
  • Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

 

5.09.1999 Неделя 14-я по Пятидесятнице. Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы. Литургия.

 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Среди тех людей, которые ходят в храм Божий и являются верующими людьми, одни с детства воспитаны в православной вере, и сколько себя помнят, стремятся соблюдать церковные установления – ходят в храм Божий, живут церковной жизнью. Другие пришли к вере в сознательном возрасте самостоятельно, преодолевая безбожие, преодолевая безбожное воспитание, сами нашли в себе искру Божию, открыли для своей души веру и стали православными христианами. И вот, каждый человек, как тот, который с детства воспитан в вере, так и тот, кто во взрослом возрасте узнал о Христе и стал веровать ему, стоит в своей жизни духовной перед сложными искушениями, потому что идти за Христом по жизни не бывает легко. Не зря ведь говорится, что христианин должен взять крест и идти со своим крестом за Христом по тесному пути.

Только что мы с вами слышали притчу, которая рассказывает нам, какие трудности встречаются в жизни у христианина, как у того, который с детства воспитан в вере, так и у тех кто вновь пришел ко Христу. Эту притчу рассказал Господь Иисус Христос древним иудеям, которые должны были хранить закон Божий и не сохранили его. И эта притча, которая рассказывает также об истории человечества, тем не менее, относится и к каждому из нас.

Вслушаемся внимательно еще раз в содержание этой притчи. Господь изображает в ней Себя под видом царя, который решил устроить брачный пир. И он приглашает на этот пир своих лучших друзей, избранных. Зовет их, посылает своих слуг. Но никто из тех, кто был избран, не слышит этих слуг. О чем это говорится в притчи? – В первую очередь это изображает историю древнего Израиля, который Господь избрал для того, чтобы они хранили Закон Божий, для того, чтобы они были светом среди тьмы язычества и неверия. Сколько пророков посылал Господь Израилю, и он оказывался глух к увещеваниям святых людей. Так и в этой притчи – не слышат избранные призыва Господня.

Те из нас, кто крещены были в детстве и воспитывались в православной вере, тоже могут себя считать избранными. Ведь какое счастье с самого детства слышать о Боге! Какое счастье с самого детства ходить в храм Божий, причащаться Святых Тайн Христовых, знать о Господе, знать заповеди Божии – какое это счастье! Но слышим ли мы, воспитанные с детства в вере, голос Божий, который призывает нас к милосердию и состраданию? Слышим ли мы голос Божий, который зовет любить друг друга, как самих себя? Слышим ли мы голос Божий, который призывает нас, чтобы мы в сердце своем всегда хранили молитву и память о Господе? Вот мы – те, кто с детства воспитан в вере, кто как бы избран от чрева матери, - слышим ли мы это? – И мы должны справедливо и честно, с покаянием и сокрушением сказать, что голос Божий, который звучит в нас, а это, фактически, голос нашей совести, мы не слышим, мы его заглушаем. А чем мы заглушаем? – Порой даже нужными и важными делами, вот так же, как и в притче дальше происходит.

Снова начинает царь звать своих слуг, снова начинает звать своих избранных к себе на торжество, на пир, и что ему отвечают? – Один говорит, что у него земля и надо заниматься ею. У другого – срочные покупки и ему некогда. У третьего еще какая-то причина. Опять отказываются те, которых зовут, находя причины и оправдания себе. – Не так ли и мы постоянно оправдываем себе, говоря: «Нам некогда! Сегодня – такое-то дело, надо делать такие покупки, сегодня такие важные встречи – нужно встретиться с такими-то людьми, сегодня такая важная работа – нужно ремонт сделать, завтра нужно что-то для детей приобрести…». Послезавтра еще какое-то занятие себе находим, и так постоянно находим для себя занятия, которые кажутся нам важными, и в этой суете суетимся и, делая, казалось бы, нужные дела, не слышим голоса совести, голоса Божия, который призывает нас к молитве, к милосердию, призывает нас к любви, к состраданию. Мы не слышим так же, как не слышали древние иудеи.

И далее Господь в притче, изображая историю Ветхого завета, говорит о том, что, в конце концов, люди стали избивать слуг и убивать их. Т.е. так поступали с пророками, как видим мы это из истории Ветхого завета. Так поступили с Самим Спасителем Господом Иисусом Христом, Которого убили, распяв на Кресте, думая, что тем самым освободят свою совесть. Думая, что тем самым победят правду.

Мы знаем о том, что Господь воскрес. Мы знаем так же из истории о той судьбе, которая постигла древний Израиль, о том, как он был окончательно разрушен, как римляне разорили священный город Иерусалим, а народ Божий был рассеян по всему лицу земли. Исполнилось древнее пророчество о том, что если народ Божий не примет своего избавителя, то он будет рассеян по всей земле. Так и произошло. И в этой притче тоже говорится о том, как царь посылает слуг своих и они разоряют город, и сжигают его огнем. Это – предсказание судьбы Иерусалима и древнего Иудейского царства. Но это и предсказание, дорогие братья и сестры, нашей с вами судьбы, домостроительства нашей жизни. Вот так апостол сравнивает жизнь с постройкой дома, говорит, что каждый человек строит это здание своей жизни. Строит кто на чем: кто на твердом основании, кто на камне, кто на глине, кто на песке (1Кор. 3, 12-14). О том же говорит и Господь в Своей нагорной проповеди, что когда поднимется ветер и наступит буря, тогда и будет ясно, чей дом устоит. Кто устроил свой дом на твердом основании, на твердом камне, того дом будет стоять. А чей дом стоял на песке, тот разрушится (Мф. 7, 24-27).

Вот так, если наша жизнь строиться на мелочной суете – на песке повседневных забот, на песке суеты, на песке раздражения, осуждения, всяких пустяков, то может с нами произойти тоже, о чем говорится в этой притче. Дом своей жизни мы должны строить на камне веры, которую дал нам Господь. Той самой веры, о которой Господь спросил у Своего апостола: «За кого принимают Меня люди? За кого ты Меня принимаешь?» – И апостол Петр от лица всей Церкви исповедал нашу веру: «Ты, воистину, Христос, Сын Бога Живаго!» (Мф. 16, 13-16). – Вот на этом камне мы и должны строить свою жизнь.

Если мы с вами будем жить со Христом, если мы будем иметь Его в своем сердце, в своих мыслях, если мы будем молиться Ему, читать Святое Евангелие, стремиться в своей жизни исполнять слова Божии, стремиться жить по заповедям Божиим, то мы будем с Господом на Его великом брачном пире.

Но вот, что дальше изображается в этой притче. Говорится о том, что после того, как царь разорил город, он обращается к своим слугам и говорит: «А теперь идите по всем дорогам, по всем распутьям, собирайте всех – всех, кто вам попадется, - добрых и злых, всех призывайте на мою вечерю. Здесь изображается дальнейшая история проповеди Слова Божия, когда апостолы пошли проповедовать ко всем язычникам, раньше не знавшим Бога. Но этим же, изображаются и те из нас, кто пришел к Церкви уже в зрелом возрасте от безбожия и незнания Бога. Так человек, который обретает веру, какая радость его посещает! С какой любовью он начинает ее изучать, с каким стремлением он ходит в храм Божий, все читает, все стремиться исполнять, все с ним бывает хорошо, вера сияет в его душе.

Но дальше бывает так, что проходит его это первое состояние, и никаких дальнейших плодов своей веры человек не дает. Т.е. сердце его радость посетила, а жизнь его никак не изменилась. Вот это изображено и в притче. – Когда наполнился пир возлежащими, пришел царь и увидел, что один из возлежащих не в брачной одежде. А дело в том, что на древнем Востоке на брачный пир приходили, надев специальную одежду, и, в принципе, она была у каждого человека, это была особая одежда для торжественного случая. «Друже! Как ты пришел сюда, не имея брачной одежды»? – спрашивает царь. – А человек не знает, что ответить.

Святые отцы, объясняя этот момент в Евангелии, говорят, что «брачная одежда» это – наши добрые дела, которыми мы, верующие люди, должны украшать свою душу. Добрыми делами мы должны подтверждать свою веру, потому что вера без дел мертва (Иак. 2, 20). И вот, этот человек, не имевший брачной одежды, был выброшен вон с брачного пира. Так символически изображается участь души, которая говорит о своей вере, но ничего не делает в подтверждение своей веры, не делает добрых дел.

Дорогие братья и сестры! Сегодня Господь сподобил всех нас собраться в храм Божий, и мы услышали назидательное Слово Господне, изображающее пути человеческих душ. Будем просить у Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, чтобы нам в нашей жизни всегда слышать голос Божий, голос своей совести. Чтобы нам не менять наше призвание вечное, наше христианское имя на пустоту и суету повседневности. Чтобы нам украшать наши души добрыми делами милосердия и сострадания, любви и молитвы. Помолимся, чтобы Господь укрепил нас на этом святом пути, и чтобы мы были вместе с Господом в вечном Его Царстве, наслаждаясь пиром святой веры.

Аминь.

 

 

24.12.2000 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали притчу, которая говорит о том, как Господь призывает нас с вами к спасению.

Господь Иисус Христос воплотился, стал Человеком, пришел в этот мир для того, чтобы нас с вами позвать за Собой. Куда за Собой зовет нас Господь? – Господь зовет нас за Собой – от ненависти к любви; от зла и безразличия – к добру и состраданию; от греха – к святости; от гибели – к вечной жизни.

Каждый человек чувствует, что он нуждается в помощи. Каждый человек осознает, что в его жизни необходима опора, иначе его жизнь становится пустой бессмысленной тяжелой и страшной. Господь дает нам свет – Свой незримый свет, который наполняет нашу душу смыслом духовным, наполняет нашу душу утешением, дает нашей душе отраду среди жизни в мире, в котором гораздо больше печалей, скорбей и огорчений, нежели радости. Господь дает нам эту радость.

И вот Господь, придя в мир, основывает на Себе Свою Святую Церковь для того, чтобы в этой Церкви в единстве друг с другом, в вере и в единстве с Ним, с Господом, каждый человек мог получить и духовную радость, и смысл жизни, и утешение, и опору. В этой Церкви, как мы сегодня слышали в послании святого апостола Павла, все люди едины, все люди – братья и сестры. В Церкви этой нет ни варвара, ни скифа, то есть, нет национальностей – ни русских, ни китайцев, ни евреев, ни татар, ни мужчин, ни женщин, ни грамотных, ни неграмотных. В Церкви – все братья и сестры, потому что все объединены единой верой в Спасителя мира Господа Иисуса Христа, единым Крещением, единым святым православным сознанием. И вот эта Церковь Христова, которая существует на земле как маяк, как свет, как прибежище, как ограда, она открыта для каждого человека, который желает быть вместе с Богом, потому что Сам Господь зовет нас быть едиными в этой Церкви. Сам Он говорит об этом: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28).

Господь приготовил для нас все. В той притче, которую мы с вами слышали, Святая Церковь, а, собственно говоря, Церковь ведь это – небо на земле, это уже существующий на земле рай, в который мы можем войти, то есть это не просто прообраз Царства небесного, вечного царства, а это уже царство Божие, существующее на земле, но которое еще пока борется с силами зла, ибо есть Церковь торжествующая, где святые люди пребывают в единстве с Богом и молитве за нас, и есть Церковь воинствующая, то есть мы с вами, живущие в мире, согрешающие, но кающиеся. Ибо Церковь – это и общество кающихся грешников, кающиеся и получающие освящение; так вот в притче, которую мы слышали, Господь изображает Свое вечное царство и провозвестницу этого царства – Свою Святую Церковь – в виде торжественного брачного пира, на который приглашаются люди. Но как люди реагируют на это приглашение?

Вот мы сейчас слышали, как званные на этот пир стали отказываться и говорить, что им некогда. У каждого нашлось важное дело. По житейски, наверное, это действительно важные дела. – Один человек землю купил, и ему важно было заняться сейчас этим земельным участком. Другой – приобрел двух волов, и ему нужно было немедленно испытать какие это волы и дальше о них позаботиться. Третий женился, и ему ни до чего уже было.

Дорогие братья и сестры! Это – образ состояния нашей души, которая на призыв Божий не отвечает ответом. Не отвечает ответом таким, какой ждет от нас Господь. На любовь Божию наша душа не отвечает любовью. На милосердие Божие наша душа не отвечает милосердием к ближнему. На Божие прощение наших с вами грехов наши души не отвечают прощением другим людям, которые перед нами чем-то виноваты. На открытые двери храмов Божиих мы отвечаем тем, что у нас находятся более важные дела.

И вот эта притча, которую мы только что услышали и которая рассказана Самим Господом Иисусом Христом, предупреждает нас о том, чтобы мы не были глухи к призыву Спасителю на эту вечерю. Потому что помните, какой конец этой притчи? Господь говорит: «Никто из тех званных не вкусит вечери Моей, потому что много званных, но мало избранных».

Действительно, Господь всех нас призывает к Себе, всех нас зовет к Себе. Но от того, как мы поступим, как мы услышим голос Божий, зависит наша будущая участь. Будем ли мы с Господом в вечном царстве, предвозвестником которого на земле является церковь, или лишимся этого? Или мы тот ад, который сейчас уже есть на земле, ад ненависти, злобы, обмана неправды, грязи всяческой, потащим с собой в вечность, и там, в вечности, это будет мучить наши души так, как уже сейчас наши души мучаются, видя всю эту нечистоту и грех? Как мы поступим? Какой будет наш выбор?

Святая Церковь дает нам услышать эту притчу для того, чтобы мы проснулись от греховного сна, открыли свои уши, услышали голос Божий. Не зря в Священном Писании многократно повторяется фраза, которую говорит Сам Господь: «Имеющий уши слышать, да слышит!» (Мф. 11, 15).

Испросим у Спасителя мира Господа Иисуса Христа благословение, чтобы нам иметь эти духовные уши; чтобы нам с вами услышать голос Божий; чтобы мы не отвернулись от приглашения Божия на вечную трапезу; чтобы мы не отвернулись от приглашения Божия в вечное царство Христово; чтобы мы не отвернулись от Святой Церкви Православной, которая сейчас, как рачительная мать, собирает всех под крылья свои; чтобы никто из верующих в Господа Иисуса Христа не погиб, но имели бы жизнь вечную (Ин. 3, 16).

Аминь.

5.09.2004 Неделя 14-я по Пятидесятнице. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы услышали из чтения Святого Евангелия притчу, в которой Господь Иисус Христос образно объясняет нам, что для нас Царство Божие, образно показывает нам путь христианской жизни. Притча такова.

Устраивает царь брачный пир для своего сына.

В традиции тех народов брак, свадьба – это радостное событие, на которое приглашают всех любимых, друзей, родственников, приятных гостей. Потому что это праздник, посвященный любви человеческой. И как можно больше стараются пригласить людей на этот праздник. Иисус Христос предлагает понятный для нас образ – образ вот этого радостного свадебного пира, как знак любви Бога к человеку.

Бог – наш творец и создатель – любит нас и посылает в мир Своего Сына единородного, чтобы Он воплотился и спас нас. Иисус Христос ради любви к нам восходит на крест и страдает за наши грехи, и Своею любовью открывает нам дорогу ко спасению. Иисус Христос после страданий, воскреснув из мертвых, основывает Церковь. И в этой Церкви, как на празднике Божией любви, есть все, что необходимо для нас.

Мы грешны, но Бог любит нас, и поэтому в Церкви есть Таинство Покаяния, в котором наши грехи отпускаются. Мы малодушны и слабы, и поэтому в Церкви есть святые молитвы и благодать Духа Святаго, которая укрепляет нас, поддерживает нас, не дает нам унывать, дает нам надежду. Нам нужна помощь, здравие душевное и телесное. И в Церкви Христовой есть благодатные дары, укрепляющие нашу душу и наше тело. Мы одиноки, и в Церкви Христовой, по любви Божией, Сам Господь Иисус Христос пребывает с нами. И мы можем причащаться пречистого Его Тела и животворящей Крови Христовой. То есть Господь устроил для нас то, что даже выше всякого свадебного пира, Он устроил нам пир Своей любви и зовет нас: «Приходите ко Мне». Двери храмов Божиих открыты. Слово Божие стучится в сердца людей, призывая их к молитве, к радости, к жизни во Христе. Потому что когда человек живет во Христе, то даже страшные бедствия и несчастья переживаются им совсем по-другому, потому что он знает, что есть вечность, есть Бог, и что Бог людей даже через человеческие страдания и несчастья все равно приводит ко спасению.

Итак, в притче рассказывается, что царь устроил брачный пир для своего сына. Мы с вами выяснили, что эта притча отражает для нас радость веры, которая открыта для всех нас. Но что дальше происходит в притче? – Все званные начинают отказываться приходить на этот праздник и занимаются своими делами, каждый своим. Кто домашними, кто хозяйственными, кто куплей-продажей.

Смотрите, как все это похоже на то, что происходит в мире. Господь зовет ко спасению, но как много людей глухих и не слышащих этот призыв Божий! Им кажется, что есть гораздо более важные вещи. Да и у нас самих разве не бывало так, что казалось, что есть гораздо более важные занятия, нежели идти в храм Божий; гораздо более важные занятия, чем пост соблюдать; гораздо более важные дела, нежели молитва. Мы всегда находим для себя какие-то важные жизненные задачи, и думаем, что вот сейчас мы эти задачи сделаем, выполним то, что нами намечено, а уж потом, если останется время, будем идти в храм Божий.

Как правило, все оказывается наоборот. Когда молодость растрачивается, силы уже истрачены и старость наступает, как ни странно, тоже человек в храм не идет. Почему? – А он говорит: «У меня уже сил нет. Мне трудно стоять. Мне трудно в храме Божием находиться. Да и вообще меня уже мои дети не пускают, говорят: «Поседи лучше с внучатами».

Вот так мы не слышим призыв Божий. В Своей притче Господь Иисус Христос рассказывает о том, как званные не пошли на пир. Более того! Некоторые из них посланников, принесших приглашение на брачный пир, даже избили и убили. Так образно в этой притче изображается история Израиля, который не принял благовестия о Господе Иисусе Христе. Но это нужно отнести и к нам с вами, к своей совести, когда мы побиваем свою совесть, не слушаем призывов своей совести жить по заповедям Божиим, и оправдываем себя такими словами: «Этот грешник, тот согрешает, ну и я согрешу, а Бог милостив».

Да, действительно, Бог милостив. И дальше в притче рассказывается о том, как царь посылает своих посланников, чтобы позвать всех, кого попало, всех, кого только встретят, - всех призвать на этот брачный пир. И говорится, что «вечеря наполнилась возлежащими». Что это означает? – Да, это означает милость Божию; и милость Божия заключается в том, что мы достойны Царствия Божия. Не в том, что мы достойны любви Божией, нет, мы уже видим, что мы недостойны любви Божией. - Бог нас любит, нас к Себе призывает, а мы Его оскорбляем своими грехами. А милость Божия заключается в том, что по Своему милосердию Бог не взирая на наши грехи и наши недостатки, может сподобить нас этой величайшей радости – пира любви Божией, что Он с нами и делает.

Но есть еще один момент. Если мы получаем такие милости от Господа, должны же мы в ответ хоть что-то сделать. Должны же мы дать хоть какие-то добрые плоды, хоть какие-то плоды христианской жизни. Может быть, кого-то простить за его грехи. Может быть, для кого-то сделать доброе дело безвозмездно, кому-то помочь. Мы должны в своей жизни облекаться в одежду добрых дел и благочестия. Иначе мы окажемся недостойными милосердия Божия. Об этом мы тоже сегодня слышали в притче. Когда наполнился брачный пир гостями, выходит царь и видит человека, который одет не в брачную одежду.

Ну, проще сказать вот и сейчас, когда люди собираются к кому на праздник, на свадьбу, одевают лучший костюм, женщины специальное платье на свадьбу готовят. А в древности для этих обычаев была совсем специальная одежда, которая называлась брачной одеждой.

И вот хозяин выходит и видит человека без брачной одежды и говорит: «Как ты сюда попал?» - И тут же человека, одетого не в брачную одежду выбрасывают вон. Зачем это говорит Иисус Христос? Кого Он изображает? – Он изображает нашу душу, которая если не будет одета добрыми делами и благочестием, то не сможет оказаться на великом и вечном брачном пире Божием.

Значит, мы не должны быть самонадеянными и говорить: «Бог милостив, Он нам все простит, Он нас спасет». – Да, Бог милостив, но на милость Божию мы обязаны отвечать добрыми делами, заставлять себя делать добрые дела. И хотя Бог, может, и видит, что внутри мы злые, греховные, недостойные, скверные внутри, но если мы хотя бы попытаемся сделать что-то доброе, одеть себя, прикрыть свою наготу греховную одеждою добрых дел, одеждою благочестия, то тогда у нас есть шанс быть на брачном пире вместе с Богом нашим. Тогда у нас есть возможность пребывать в любви Божией, если мы будем прилагать к этому усилие.

Итак, дорогие братья и сестры, сегодня мы услышали важную притчу, в которой говориться о том, как должен вести себя христианин, чтобы ввести себя в Царствие Божие. Во-первых, он должен слышать призыв Господа Иисуса Христа, Который зовет его к себе. Этот призыв слышен через Церковь Христову. И ответить на этот призыв можно таким образом – жить по правилам Святой Церкви, участвовать в Таинствах церковных, исповедоваться и причащаться. И таким образом мы услышим призыв Христов, и ответим на этот призыв, и пойдем за Христом. И второе. Сознавая свою ……….. и свое недостоинство, внутреннюю свою неготовность быть с Богом, внутреннее свое несовершенство, мы должны одевать свою душу добрыми делами милосердия и сострадания. «Вера без дел мертва, - говорит апостол Иаков, - покажи веру от дел твоих» (Иак. 2, 17-20). Попросим же у Господа Бога сил на то, чтобы добрыми делами показывать свою веру, слышать призыв Христов и быть вместе с Господом на великом пире любви Его.

Аминь.

25.12.2005 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали притчу – образный рассказ, который Господь Иисус Христос рассказал Своим ученикам, для того чтобы им, а вместе с ними и нам, слушающим сейчас евангельские слова, открыть истину о том, как всех нас с вами Господь призывает, зовет к Себе. И в этой притче указывается на то, как на этот призыв Божий люди по-разному отвечают.

Эту притчу Иисус Христос говорил по отношению к древнему израильскому народу, который был призван хранить веру в Единого Бога, и который призван был Его, Спасителя мира, принять, уверовать и идти за Ним. Но, к сожалению, этого не случилось. Люди видели Христа, пришедшего к ним, слышали Его, но в большинстве своем за Ним не пошли. И в этой притче Иисус Христос рассказывает о том, как Он приведет другие народы – те, которые раньше совсем ничего о Едином Боге не знали, были язычниками, – Он их всех приведет к спасению.

Это историческое объяснение сегодняшней притчи. Но ведь в храме притча читается не для того, чтобы нам древнюю историю поведать. Она читается для того, чтобы мы для своих душ извлекли урок. Итак, какой мы с вами духовный урок извлечем из этих слов Божиих, которые только что услышали? Какое новое сокровище для себя сегодня духовное приобретем?

В этой притче Христос изображает Бога в виде хозяина, который приглашает к себе людей на торжественный пир – на званную вечерю. Так изображается Царство Божие. Под вечерей, на которую хозяин созывает избранных своих, в этой притче изображается, как Бог призывает людей к спасению и вечной жизни. Каждого из нас с вами Бог воззвал. Каждого из нас с вами Бог призвал – иначе бы мы сейчас и здесь в храме-то не стояли. Мы призваны жить вместе с Богом в вере, надежде и любви. Мы с вами крещены во имя Отца и Сына и Святаго Духа. На нас печать дара Духа Святаго. Мы избраны Богом, и Бог полюбил нас с вами. И сделал все, чтобы мы с вами не умерли, чтобы мы не были несчастны, чтобы бедствия нас не поглотили. Главное несчастье и главное бедствие в жизни любого человека – это когда грех поглощает его душу, когда грех берет душу человека в плен, так, что душа не может освободиться от зла. Страшная вещь греховный плен. Человек уже понимает, что он в греховном плену, мучается, а порой исправить уже ничего не может, – зло поселилось у него в сердце. Ненависть, неправда, ложь, обман, двоедушие, нечистота – все это оскверняет душу человека, загрязняет ее, отравляет – и душа человеческая начинает умирать.

Итак, Бог пришел в мир, чтобы нас спасти от этого страшного греховного плена. Он Своею силою освобождает наши души от плена греха. Но мы должны ответить Богу на призыв. Он зовет нас к спасению, а мы должны что-то для этого сделать. Но что происходит в притче, которую мы слышали? Отвечают ли хозяину вечери те, которых он позвал, которых он полюбил, которых он избрал? – Нет. Когда наступает время этого торжественного пира, они начинают отказываться: один говорит, что он купил земельный участок и ему некогда прийти на этот великий пир, потому что он должен пойти и проверить, какой это участок, заняться этой своей землей; другой рассказывает пригласившему его хозяину о том, что он приобрел пять пар волов и ему нужно заняться этими животными, и ему некогда прийти и ответить на приглашение; третий отвечает, что он женился и вообще ему сейчас не до хозяина, – и таким образом все те, кто были призваны, отказываются прийти к тому, кто для них приготовил эту вечерю, этот торжественный пир.

Вот так, братья и сестры, образно, в притче, Иисус Христос показывает нам, как мы с вами отвечаем на Его призыв к спасению. Господь все для нас с вами сделал, чтобы нас спасти, открыл перед нами врата рая, все сделал, чтобы мы не погибли, все сделал, чтобы грех нас не уничтожил, открыл нам врата воскресения и вечной жизни, чтобы мы воскресли и жили с Богом, чтобы мы всегда были счастливы, чтобы мы всегда блаженствовали, чтобы у нас не было ни печали, ни горя, ни воздыхания, – все для нас Бог сделал. И теперь говорит: «Приидите ко Мне на эту вечерю, на этот торжественный пир – пир веры, райского счастья». А что мы отвечаем? А вот оказывается, мы отвечаем то же самое, что отвечали эти люди, изображенные в притче. Нам, оказывается, некогда вкусить счастья Божественного. Нам оно, оказывается, не нужно. Мы более важные находим для себя вещи и суетимся в этих вещах, и говорим: «Сегодня некогда мне молиться, у меня есть более важные дела, не могу я, не буду», «Сегодня некогда мне пойти в церковь, – ничего, не обязательно каждое воскресенье ходить», «Сегодня не буду я жить по заповедям Божиим, потому что меня оскорбили, обидели, и я должен отомстить; не буду я сейчас прощать – ну как же так, так меня унизили, как я могу это простить?» И забываем о том, что если мы не будем прощать, то и нам Бог не простит. И так мы стоим перед открытой дверью – перед открытой дверью в рай, стоим перед ней, слышим, как Христос зовет нас, и не идем. Вот в этом наша беда. Вот для этого-то в церкви нам сейчас и прочитана эта притча о званных – чтобы мы услышали и поняли, что она к нам относится.

Вот мы удивляемся, когда слышим, – как это так, люди отказывались прийти к своему любвеобильному хозяину. А что удивляться? Посмотрим на себя, и подумаем – как это так, мы отказываемся идти по жизни за Христом, нести Его благие заповеди на себе, жить так, как Он учил, любить друг друга, прощать друг друга, поддерживать друг друга, не видеть ни в ком зла и воздавать за зло добром. Вот к чему мы призваны. Нам надо сейчас поразмыслить, почему же мы не делаем этого. Для того Господь на земле и Церковь создал, чтобы помочь нам услышать этот призыв к спасению. И Церковь приводит нас с вами к спасению, помогает нам пойти за Христом, прийти к этому великому миру веры, к которому зовет нас Господь, прийти к этой великой вечности.

Дальше в притче рассказано о том, как хозяин повелевает тогда идти и пригласить всех: и слепых, и хромых, и нищих, и увечных, – вместо тех, кого он избрал. Это таким образом исторически объясняется призвание язычников – то есть народов, которые раньше не знали Истинного Бога – их призвание к спасению. Но отнесем эти слова притчи и к себе. Кто же это такие – хромые, нищие, больные? Это, дорогие братья и сестры, опять же мы с вами. Почему? А это Господь описывает наше внутреннее духовное состояние. Мы внутренне убоги, бедны, нет у нас богатства духовного. Главное, какое богатство у человека? – Вера. А у нас этого богатства нет. Вот поэтому-то мы и пустые и нищие. Главное – чтобы в жизни идти за Христом. А мы что делаем? Мы хромаем; да еще на обе ноги хромаем духовно, не желая идти по заповедям Божиим. Вот мы и духовно хромые. Вот мы и духовно слепые, – потому что не видим подлинного пути спасения, не видим, как молиться друг за друга, любить друг друга, прощать друг друга. Вот мы и духовно больные, – потому что мы в грехах, и нуждаемся, чтобы Господь очистил нас. Итак, те, кого призывает Господь вместо избранных, это мы опять же, несмотря на то, что мы недостойны вечери Господней, несмотря на то, что мы духовно убоги и недостойны великой святости, которую Господь для нас открыл; Господь все равно нас берет на Свой пир веры, все равно призывает, приглашает и вводит нас в Царствие Божие. Это образ Церкви, которая нас, грешников, слабых в вере, отступающих от веры, падающих в грехи и в согрешения, нас, не имеющих должного благочестия, нас, не имеющих должной силы духовной, нас, слабых, и беззащитных, и больных, нас Господь спасает через Свою Церковь и приводит нас ко спасению. Вот о чем притча, которую мы слышали с вами сегодня.

Испросим же у Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, открывающего нам тайны Царствия Божия, чтобы вразумляться нам и всегда выбирать путь Господень. Испросим благословения на то, чтобы слышать призыв Божий в нашей жизни и по жизни с Богом идти. Возблагодарим Господа Бога за то, что Он создал Свою Церковь, которую не одолеют врата адовы, и в этой Церкви мы с вами получаем спасение и жизнь вечную.

Аминь.

24.12.2006 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами сейчас слышали притчу, которую рассказал Господь Иисус Христос. Эта притча о том, как нас с вами Господь зовет к Себе. Непрестанно наш Спаситель Господь Иисус Христос призывает каждого из нас, чтобы мы пришли к Нему. Он все сделал для того, чтобы над нами не властвовал грех, Он все сделал для того, чтобы зло не победило наши души. Иисус Христос все сделал для того, чтобы мы с вами в нашей жизни были счастливы, чтобы радость духовная пребывала с нами, чтобы мы могли преодолевать любые жизненные сложности. Все сделал Господь для нашего с вами спасения.

В притче это Свое дело нашего спасения Господь Иисус Христос изобразил в виде вечери – великого и торжественного пира, на который добродушный и радостный хозяин приглашает избранных людей своих и друзей. Дорогие братья и сестры! Это нас с вами Господь зовет к Себе на Свой великий и торжественный пир, на Свою Таинственную Вечерю. Всех нас Господь приглашает в Свое великое Царство, которое Он открыл для нас с вами, – чтобы наши с вами души не знали ни болезней, ни печалей, ни страдания, ни воздыхания. Господь для нас рай приготовил. Вот эти слова: «рай», «вечеря», «пир духовный», – они все лишь приблизительно могут нам с вами сказать о той величайшей духовной радости и счастье, которые Господь дает верующим в Него. Любое счастье, любая радость очень быстро заканчивается. Но то, что Господь открывает для верующих в Него, имеет вечный смысл – это вечная радость, вечное счастье. Мы только немного можем предвкушать его, предощущать его. Иногда во время молитвы мы можем это почувствовать, иногда мы можем это почувствовать, когда нам удастся сделать какое-нибудь доброе, хорошее дело, иногда мы это чувствуем, когда радость любви посещает нашу душу. Бывают в жизни некоторые такие моменты, когда мы, как отблески солнечных лучей, ощущаем то, что Господь уготовал любящим Его.

Итак, в притче повествуется о том, как зовет хозяин, господин, своих друзей к себе на великую и радостную вечерю. И что же те, которых он избрал, как они на это реагируют? Они начинают отказываться. И каждый находит свою причину: один говорит, что он приобрел большое поле, и ему нужно заняться сейчас этим полем; другой купил волов, и это его проблема, он ей хочет заняться; третий женился, ему вообще ни до чего нет дела. Таким образом, в притче оказывается, что те, которых позвали на этот великий пир, не хотят на него идти. Вернее, они не говорят: «Нет, не пойду, ты нам не нужен, мы хотим тебя обидеть, мы от тебя отворачиваемся», – нет, они так не говорят – они находят причину и извиняются перед тем, кто их зовет. Вот так бывает и с нами. Господь нас к Себе зовет, Господь нас зовет, чтобы мы жили по Его благим заповедям, чтобы мы шли за Ним, говорит нам о той радости, которую Он даст нам, если мы будем следовать Его святому учению. А мы не говорим Ему: «Нет, Ты нам не нужен», – так мы не говорим. На это у нас ума хватает: не дерзаем так сказать. Но, не идя за Господом в своей жизни, сами себе находим различные оправдания и думаем, что эти оправдания чем-то нам помогут: мы как бы успокаиваем свою совесть. И говорим: «Ну, вот сегодня я не пойду в церковь, потому что сегодня у меня столько дел, вот я и то, и то должен сделать, – нет, не пойду. Ну, вот у меня кто-то попросил прощенья, но я не буду его прощать, потому что если я его прощу, то он дальше сделается еще хуже и потом еще больше сделает зла, – нет, я прощать его не буду. Нет, ну, вот утром надо помолиться, но у меня ведь еще другие есть дела, вот я их сделаю, потом помолюсь…» И так каждый раз, когда перед нами стоит вопрос, как мы должны поступить: по заповедям Божьим или против них, – когда мы нарушаем заповеди Божии, мы сами себя оправдываем, и тут же этим оправданием пытаемся успокоить свою совесть. Вот Господь нам и рассказал эту притчу, которую мы слышали сейчас, чтобы мы не придумывали себе глупых оправданий и не пытались успокоить нашу больную совесть никчемными отговорками. Потому что ни к чему хорошему это не приведет.

Когда эти позванные на вечерю начали отнекиваться и придумывать отговорки, то в притче мы слышали, как читалось в Евангелии: «Тогда, – слышали мы такие слова, – разгневася дому владыка». Это значит, что если мы свою совесть будем вечно успокаивать и не будем стремиться жить по правде Божией, мы сами на себя навлечем гнев Божий. Вот против чего предупреждает нас Господь Иисус Христос в Своей притче – чтобы мы своим неразумием не навлекли на себя гнев Божий.

Что же нам делать, если постоянно в нашей жизни мы сами за собой подмечаем – Господь зовет нас к себе, говорит: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные» (Мф. 11, 28), – а мы не идем? У нас в ответ есть причины, чтобы не жить по заповедям Божьим, чтобы грешить. Что делать нам?

Ни в коем случае не оправдываться – так, как оправдывались эти званные. Церковь предлагает нам увидеть свои собственные грехи, осознать их. Увидеть свое собственное недостоинство, увидеть, что на самом деле нет никаких причин не жить по Божьему. Нет никаких причин! Причина одна – наш с вами грех, наше с вами недостоинство. Мы духовно слепы и не видим пути Божия. Мы духовно глухи и не слышим призыва Господня. Мы духовно немы и не можем произносить молитв. Мы духовно расслаблены и поэтому добрых дел не делаем. Наша душа больна грехами. И вот что нам нужно делать? Нам нужно увидеть это свое собственное состояние греховности, увидеть и его внутренне оплакать. А что же дальше будет?

Смотрите, та притча, которую мы сегодня услышали, дает нам в этом объяснение. Когда господин, устроивший вечерю, сказал распорядителю, что никто из званных, которые отказались, не увидит его вечери, но одновременно он посылает его и говорит: «Иди, пригласи всех: и нищих, и слепых, и убогих, – приведи их, и они вкусят моей вечери».

Дорогие братья и сестры! Вот Церковь и предлагает нам увидеть нашу духовную нищету и пустоту, увидеть нашу духовную слепоту, увидеть наше греховное убожество, осознать себя таковыми грешниками, и тогда Сам Господь нас, грешников, приведет на Свою Вечерю, так, как это случилось в притче. Сказано, что пошел посланный, и наполнился дом господина.

Дорогие братья и сестры! Так Господь Церковь Свою Святую в мире, в котором мы с вами живем, хранит, чтобы через нее те, кто осознает свои грехи, кто не отказывается горделиво от Вечери Господней, но просит у Господа помощи и прощенья, просит у Господа сил, просит у Господа благословения, молит Господа о снисхождении к своему недостоинству и своему убожеству, – всех их Господь приведет на Свою великую Вечерю в Свое Царствие Божие.

Вот о чем нынешняя притча, дорогие братья и сестры. В дни Рождественского поста Святая Церковь предлагает нам вслушаться, духовно поразмыслить над этой притчей и сделать для себя духовно-нравственный вывод, урок духовный извлечь: никогда не оправдываться в своих грехах, никогда не возлагать вину за свое неблагочестие, за то, что мы нарушаем заповеди, на время, в которое мы живем, или на окружение, которое вокруг нас, или на воспитание, которое мы получили, или на жизненные обстоятельства – ничем не оправдывать себя. Но, наоборот, обратиться к Господу с покаянной молитвой, осознать свои грехи и недостоинства, испросить у Господа прощения и сил на то, чтобы жить в благих заповедях Божьих.

Услышав сей духовный урок из Священного Писания во время Божественной литургии, будем усердно сейчас молиться, чтобы всех нас с вами Господь наставил на путь спасения, чтобы мы все с вами вкусили Вечери Божией и были с Ним всегда. И Он, Господь и Спаситель, всегда пребудет с нами.

Ему же слава во веки веков. Аминь.

(2.09.2007. Неделя 14-я по Пятидесятнице. Божественная литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали притчу, которую рассказал Господь наш Иисус Христос. Притча – это образный рассказ, в котором путем символических изображений рассказывается о важных событиях, которые для человека имеют огромный духовный смысл. И Господь рассказал притчу, которую мы сейчас слышали с вами в Евангелии, изображая в ней, с одной стороны, то время, в котором Он находился, и изображая тот народ, среди которого Он жил, а с другой стороны – эта притча относится и к каждому из нас.

Что Господь Иисус Христос хотел сказать о народе израильском? Он изобразил его в этой притче, как тех, кого царь позвал на брак своего сына, то есть оказал большую честь. Естественно, в этой притче мы понимаем, что царь – это Бог, а сын царский – это Сам Иисус Христос, посланный в мир для спасения людей, а брачный пир – это та вечная радость и то Царство Божие, которое приносит в мир Господь Иисус Христос. И в это Царство был призван народ израильский. Почему он был призван? Потому что он хранил закон Божий и знал закон Божий. Но что происходит в притче? Те, которых позвали на этот пир, отказываются идти. Фактически они оскорбляют царя: он оказывает им огромную честь, – как говорится в притче, он все приготовил для пира, огромное приготовлено угощение, – а те, которых позвали, им все равно. У них свои дела, им некогда услышать призыв царский, и они отказываются и не идут туда, куда их зовут. Дальше больше происходит. Царь посылает своих слуг. Царь посылает своих слуг, а они их убивают. Так в притче Иисус Христос изображает историю израильского народа, когда Господь посылал пророков, которые призывали людей, чтобы они жили по заповедям Божиим, чтобы они поступали по закону Господню, а люди этих пророков гнали, изгоняли и даже убивали. И даже Самого Спасителя мира, Который пришел призвать людей ко спасению, и Того убили, распяв на кресте.

Это изображает Господь в притче историю израильского народа. Дальше что происходит в притче? Хозяин, господин, тогда говорит: раз оказались те, званные, недостойны и совершили такие преступления, как убийства, то за убийства он посылает свои войска наказать их и сжигает их города огнем и истребляет их. С одной стороны, здесь символически раскрыта история израильского народа после того как отвергли Христа – в 70-м году после Рождества Христова Иерусалим был разорен, сожжен и места не осталось от этого города, а народ, который когда-то был избранным Богом, оказался рассеянным по всей земле.

Далее что говорится в притче? Посылает тогда господин и говорит: «Призовите всех, кого только встретите, на каких только дорогах не найдете – всех зовите на мой брачный пир». И слуги так поступают. Здесь исторически описывается, что было дальше в истории Церкви. Господь пророчески говорит о том, как были призваны к Нему все народы, как пошли апостолы и стали проповедовать всем народам, на всех языках. Если раньше только один единственный народ знал Истинного Бога, то после того как этот народ отверг Христа, после того как они отказались и сказали: «Нет у нас царя, кроме кесаря», – после этого проповедь об Истинном Боге идет ко всем народам. И тех, кого раньше иудеи считали нечистыми, скверными язычниками, обращаются и становятся верными. И действительно, апостолы с проповедью прошли по всему миру и нет сейчас на земле, наверно, даже уголка такого, где бы не слышали о Христе и о Церкви Его.

Так пророчески в притче это изобразил Господь Иисус Христос, и мы с вами только что слышали. Но дальше что происходит в притче? Когда наполнился дом хозяина возлежащими и радующимися на брачном пире, – а «возлежащими» потому, что на Востоке не сидели на стульях, так, как мы сейчас привыкли, а специальные были такие как бы лежанки, где полуоблокотившись люди совершали трапезу, впрочем, в Средней Азии и сейчас так. Так вот, заходит тогда господин и видит, что один из тех, кто пришли на этот брачный пир, не одет в брачную одежду. А что такое брачная одежда? По традиции древнего народа, среди которого жил Господь Иисус Христос, на такое торжественное событие, как брак, одевали специальную, особенную, торжественную одежду: она была чистая, светлая, специальными узорами украшенная. И вот спрашивает у него хозяин: «Почему ты пришел сюда не в брачной одежде?» А этот человек молчит.

О чем это говорит Господь в притче? Это говорит Господь в притче о том, что мы, придя, будучи призваны, в Его Святое Царство, которое Он принес в мир, должны себя приготовить к этому добрыми делами, облечься в брачную одежду. То есть не просто прийти, но прийти с чем-то – с плодом своих добрых дел. И если мы свою жизнь не будем проводить, совершая такие добрые дела, украшая себя, как брачной одеждой, добродетелями, то что с нами произойдет? Произойдет то, что сказано дальше в притче: господин повелевает своим рабам, и они связывают этого человека, который был не в брачной одежде, и ввергают его в место мучений. Это образ, что будет с душой человеческой, которая не приготовила себя к вечности добродетельною жизнью и добрыми делами.

Дорогие братья и сестры! Это один смысл притчи, который относится к истории израильского народа и пророчествует о жизни Церкви на земле. Но у этой притчи есть и другой смысл, который относится прямо к каждому из нас, к сердцу каждого из нас. Дело в том, что каждого из нас Господь позвал за собой, каждого из нас Господь пригласил на Свой великий торжественный брачный пир. Всех нас позвал Господь. Но услышали ли мы этот призыв? Пошли ли мы на этот брачный пир? Кому мы уподобились? Не уподобились ли мы тем людям, которые, как в этой притче, не только не слушали и не хотели идти, но даже гнали и убивали посланников, пришедших к ним? Разве не бывает так, что в нашем сердце звучит голос совести, который напоминает нам с вами о нашем великом христианском призвании, о том, что мы с вами христиане, о том, что мы должны жить по-Божьему, о том, что мы не должны отвечать злом на зло и неправдой на неправду, о том, что мы не должны двоедушничать, лицемерить и льстить, о том, что мы не должны завидовать? Разве совесть не обличает нас, когда мы делаем что-то нехорошее, некрасивое, неправильное? И как мы тогда поступаем? Как мы поступаем с этими вестниками Божьими, с голосом совести в нашей с вами душе, в нашем сердце? Мы либо затыкаем духовные уши свои и не слушаем этих предупреждений совести, либо сами свою совесть губим, убиваем голос совести в своем сердце, подобно тем людям, которые гнали и убивали посланников господина, зовущего на царский пир.

Вот, дорогие братья и сестры, нам следует с вами глубоко задуматься над своею жизнью, услышав эту притчу. Спаситель мира Господь Иисус Христос все сделал для нашего с вами спасения. Мы с вами члены Церкви Христовой. Перед нами небо открыто: Господь зовет нас к Себе. Зовет нас, чтобы мы жили с любовью в своем сердце друг к другу, зовет нас, чтобы мы прощали друг друга, зовет нас, чтобы мы пребывали в духовной жизни, чтобы мы не оскверняли свою душу грехами. Господь дает нам вечную жизнь, вечную радость, вечное счастье – вот что дает нам Господь! Все открыто для нас! А что мы делаем? Идем ли мы к этому брачному пиру Небесного нашего Жениха или не слышим этого призыва? Следуем ли мы голосу, зовущему нас ко спасению, или затыкаем свои уши? Слушаем ли мы голос своей совести или убиваем свою совесть?

Над всем этим нам надо с вами духовно поразмыслить. И испросить у Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, чтобы не уподобиться тем, которые не услышали призыва Божия ко спасению, а также чтобы не уподобиться и тем, которые, придя на этот брачный пир, не имели при себе брачной одежды, то есть добрых дел.

Испросим у Господа Бога сил, чтобы нам, услышав призыв Божий, отправиться за Господом по нашей жизни, одев на себя брачную одежду добродетелей Христовых. Аминь.

(18.09.2011 Неделя 14-я по Пятидесятнице. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали притчу, которую рассказал Господь Иисус Христос и для нас с вами, потому что все, что сказано Господом, – это на все времена, и для каждого из нас в отдельности, и для всех вместе. Притча, которую мы только что с вами слышали, в первую очередь описывает отношение к Господу Иисусу Христу тех людей, которые жили в то время, когда Он пришел в мир, чтобы спасти род человеческий. Это отношение оказалось весьма прохладным, если не сказать хуже. Люди фактически не приняли пришедшего для их спасения Самого Господа. Не приняли, не услышали, – хотя перед этим пророки многие сотни лет предвозвещали, что придет Тот, Который избавит их от самого главного плена, от самого главного несчастья в жизни человека.

Какое самое главное несчастье в жизни человека? Что самое страшное? Самое страшное – когда душа человека в плену у зла. Самое ужасное – когда душа человека заполнена грехом: злобой, ненавистью, неправдой. Все это приводит к смерти – смерти души человека. А если у человека умерла душа, то никакой пользы нет, что у него тело, может быть, и здоровое, и красивое, никакой нет пользы человеку, если у него есть какой-то успех во внешних делах, – никакой пользы, если у человека умерла душа. Почему? Потому что все то, что временное, очень быстро кончается. И сама временная земная жизнь человека тоже очень быстро кончается.

И вот Иисус Христос рассказывает притчу (Мф. 22, 1–14), в которой Себя изображает, как некоторого господина, который устроил брачный пир, торжественный, прекрасный, с тем чтобы порадовать своих избранных – тех, которых он давно уже пригласил к себе. И что получается? Эти избранные, когда наступило время прийти на этот брачный пир, начинают отказываться, не идут, у каждого находятся какие-то причины. Это Иисус Христос изображал не только тех людей, которые жили в Его время, нет. Это Он нас с вами также изображает. И притча относится также к каждому из нас. Ведь для каждого из нас с вами Господь уготовал Свой прекрасный брачный пир, Он каждого из нас зовет на этот пир веры, чтобы мы насладились и порадовались: чтобы мы познали радость веры, надежды, любви, чтобы счастье было в душах наших. Все это Господь дает нам через нашу святую веру. Все это Господь нам дает через счастье и блаженство жить в Святой Церкви. Все это Господь нам дает через Свои Таинства тем, что в них мы насыщаем свою душу, делаем ее сильной. Все это Господь нам дает не временно, а дает вечно. Он открывает перед нами вечность и дает нам вечную жизнь.

Но эта вечная жизнь – это не просто какое-то продолжительное время жизни. Вот если поговорить с очень пожилыми людьми, которым уже за 80, около 90 лет, и их послушать, то они все говорят, что они уже устали от жизни; они уже говорят, если они еще в памяти: «Скорей бы уж Господь забрал меня». Они уже утомились этой жизнью. Почему? Да потому, что та жизнь временная, в которой мы живем, исполнена болезней, страданий, печалей, горести. Не такую вечную жизнь Господь нам приготовил. Не эта вечная жизнь, которая исполнена греха, страстей, бед. Он приготовил нам совсем другую вечную жизнь, которая не во времени, а в вечности протяженная, которой мы представить не можем себе, потому что это будет бесконечная великая радость и счастье, пребывание в любви и блаженстве. Вот что приготовил Господь любящим Его.

В Церкви Христовой уже сейчас на земле начинается вечная жизнь. Уже сейчас мы можем вкусить сладости богообщения, радости брачного пира: во время молитвы, во время участия в Таинствах Христовых, в то время, когда мы начинаем делать добрые дела, когда мы начинаем исправлять свою жизнь, отставать от злых обычаев и совершать доброе. Уже сейчас начинается для нас этот великий брачный пир.

Но в притче, которую мы слышали сегодня, есть еще один не совсем и не сразу понятный момент. Входит царь на пиршество, куда он сам же призвал всех, и вдруг видит одного человека, который одет не в брачную одежду (см. Мф. 22, 11–12). Тут надо пояснить. На Востоке для участия в брачном пире была специальная одежда. Она отличалась от обычной, но в принципе такую брачную одежду имел каждый человек и, когда его приглашали на какое-нибудь торжественное событие, он ее одевал. И вот находит господин в этой притче человека не в брачной одежде и говорит: «Как ты сюда попал, не имея брачной одежды?»

Что это за брачная одежда такая для нас с вами? Зачем нам в притче это оставлено? Что это означает для нас? Святые отцы поясняют: «брачная одежда» – это добрые дела человека, в которые он должен в течение своей жизни одеваться. Если человек не имеет этих добрых дел, он не будет иметь общения с Господом. Всех Господь к себе призывает, грехи нам прощает, наши духовные недуги исцеляет, спасает нас от смерти. Все для нас Господь сделал, двери брачного чертога открыл. Но что мы должны сделать? Одеться в брачную одежду. То есть делать добрые дела. Даже самый злой человек может заставить себя сделать доброе дело. К этому доброделанию и призывает нас сия притча.

Господь всех спасает и готов спасти, но если мы не будем иметь желания творить добрые дела милосердия, сострадания, дела помощи ближним, если мы будем иметь жестокое немилосердное сердце, то будем исторгнуты из брачного пира, – так, как было в этой притче. Что сказал господин? «Возьмите его и выбросьте вон» (см. Мф. 22, 13).

Да не будет с нами этого ни с кем! Всех нас Господь призвал ко спасению. Помолимся же Ему, чтобы нам с вами одеваться в брачные одежды добрых дел, чтоб у нас хватило разума, и сил, и крепости совершать дела милосердия и сострадания. Помолимся Ему о том, чтобы услышать Его призыв, которым Он нас с вами зовет, и не отнекиваться, и не говорить: «Некогда нам!» Да мы ведь не знаем, сколько нам земной жизни отведено. Ценить надо то время, которое дано нам с вами. Помолимся о том, чтобы все мы сподобились великого брачного пира в Царствии Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки веков. Аминь.

(16.12.12 Неделя 28-я по Пятидесятнице. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Как страшны для духовной жизни христианина самоуспокоенность и самодовольство! Когда человек думает, что он уже хорошо постиг святую веру, научился молиться, знает заповеди Божии, установления церковные, и ему начинает казаться, что он уже многого достиг в своей духовной жизни. И уже ему неинтересно слушать проповедь священника, он думает: «Да это я все давным-давно знаю, и даже больше знаю». Ему уже неинтересно читать книжки о духовной жизни, назидательные, – он выискивает там недостатки, ошибки и думает: «Ну что же здесь особенного написано? Мне все это известно». Самое страшное – что уже человеку самоуспокоенному становится не только не интересно, но как бы, как ему кажется, не нужно чтение Священного Писания, Святого Евангелия; он раскрывает его, может быть, пытается прочесть, – и ничего там для себя полезного уже не находит. Потому что его горделивый и самоуспокоенный ум отторгает слово Божие.

Очень страшна для христианина в духовной жизни самоуспокоенность. Это обольщение вражие, фактически. Потому что духовная жизнь – это постоянное движение, шествование за Христом. Мы призваны идти за Христом. Сказано не «стоять на месте», а сказано «идти за Христом». И такое обещание мы дали с вами в Святом Крещении. Самоуспокоенность приводит человека к тому, что когда наступает время идти ему на исповедь, он довольно спокойно идет; он знает, что нужно, напишет на бумажке основные грехи, подходит и совершенно спокойно священнику перечисляет и отходит, довольный собой – как он все правильно и хорошо рассказал. Хотя потом наступает время, и человек вообще не понимает, а что, собственно говоря, особо ходить каяться: «Я, вроде, никого не убивал, ничего не украл, пощусь, в церковь хожу. Ну так уж, батюшка пристает, я уж скажу ему: грешен, грешен», – а сам-то в душе не чувствует. Вот это уже начинается полное омертвение и смерть души человека – духовная смерть.

Дорогие братья и сестры! Христос все время предупреждает нас о том, чтобы мы в нашей духовной жизни не были самодовольными. Сейчас только что мы с вами слышали Евангелие, где Господь разбивает эту человеческую самодовольную позицию одним-единственным предложением. Вероятно, и нам с вами нужно нашу совесть так же укорить, как укорил Иисус Христос человека, который, искушая Его, подошел к Нему и стал у Него спрашивать: «Что же мне делать, чтобы получить вечную жизнь?» (см. Лк. 18, 18). Смотрите, сказано: «искушая Его» (? В этом евангельском чтении вообще-то не сказано «искушая» ?). Не потому, что Он от Христа хотел узнать – ему казалось, что он уже все знает! И когда Иисус Христос говорит ему: «Соблюдай заповеди, – и начинает перечислять эти заповеди: – не убей, не кради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй, чти отца твоего и мать твою», – человек Его фактически перебивает и говорит: «Да это я все с юности своей соблюдаю» (см. Лк. 18, 20–21). Не узнаем ли мы в этой реплике, которую сказал он Иисусу Христу, себя? Не кажется ли и нам с вами, что мы порой уже всего достигли и все соблюдаем?

А тогда Иисус Христос говорит ему: «Ты все соблюдаешь? Ну что ж, хорошо. Тебе малого недостает, чуть-чуть: все, что имеешь, продай, раздай нищим и иди за Мной» (см. Лк. 18, 22). Вот тут-то человек и опечалился. Он уже не хотел слушать Иисуса Христа. Он опечалился, он ушел. Его личная самоуспокоенность привела к тому, что он не Бога искал, и не вечной жизни он искал, не это ему нужно было – ему нужно было, чтобы он комфортно жил в своем богатстве, чтобы ничто его не беспокоило, чтобы ему ничего больше делать не нужно было.

Дорогие братья и сестры! Не то ли бывает и с нами? Господь призывает нас, говоря: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (см. Мф. 5, 48). То есть Он постоянно призывает нас делать какие-то шаги в своей жизни. Как мы можем о себе сказать: «Ну да, мы, может быть, никого не убивали, действительно это так». А что, никто из нас в сердце никогда на другого человека не сердился, не злился, не желал никому зла? Господь говорит: «Кто гневается на брата своего напрасно, уже убивает его в сердце своем» (см. Мф. 5, 22) Да, может быть, не воровали мы явным способом. А что, никогда завистливый наш глаз не смотрел на чужое имущество, или чужое здоровье и не завидовал этому? Да стоит немножко в себе покопаться, и мы увидим, что нам нужно исправить, что нам нужно изменить, к чему нам нужно еще стремиться в нашей жизни. Ну да, может быть, мы научились молиться, – встанем, читаем молитвы. А ум наш неизвестно где при этом находится. Одну молитву до конца не можем дочитать, чтобы о чем-нибудь другом не подумать или о чем-нибудь другом не помечтать. Это называется наша молитва? Разве нам не в чем совершенствоваться? Конечно же, есть в чем совершенствоваться.

Иисус Христос очень легко показал этому человеку ничтожность его превозношения. Его сердце было гораздо больше прилеплено к его собственному богатству, чем к желанию познать истину. Ну а разве мы не так же своим сердцем прилепляемся к своим привычкам, к своему обычному жизненному укладу, к своей повседневной суете? Часто ли мы вспоминаем о Боге? Часто ли наша душа ищет исправления? Да, это очень тяжело – войти в Царство Божие. Потому что каждый из нас, так или иначе, привязан к тому малому, что имеет, и трудно разглядеть лик Божий среди повседневной суеты. Поэтому Христос и говорит, когда этот человек ушел: «Как трудно богатому, – а в другом Евангелии написано: «надеющемуся на богатство» (см. Мк. 10, 24), – войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царство Божие» (см. Лк. 18, 24–25). «Игольные уши» – это такие ворота в Иерусалиме были, очень узкие, и когда караван с путниками туда подходил, то обученные верблюды становились на колени, с них снимали всю поклажу, и тогда они проползали под этими узкими и низкими воротами.

Господь указывает на то, что нам надо встать на колени в своей душе, увидеть свое недостоинство, увидеть свои недостатки, стремиться к исправлению. Господь этим образом указывает на то, что нам надо снять с себя нашу ненужную поклажу нашего тщеславия, самолюбия, нашей самоуспокоенности – только так можно прийти ко спасению.

Но апостолы, когда услышали это, увидели и свое состояние душ. Они, которые бросили все и пошли за Иисусом Христом, в отличие от этого богатого человека, – они и то ужаснулись и, видя свое недостоинство, стали спрашивать у Него: «Господи! Кто же тогда может спастись?» (см. Лк. 18, 26). На что Иисус Христос отвечает им: «Что невозможно человеку, то возможно Богу» (см. Лк. 18, 27).

Вот, дорогие братья и сестры, чем мы можем спастись: надеждой на Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, верой в Бога, упованием на Него. Невозможно нашими силами спастись, невозможно собственным силам исполнением заповедей, невозможно каждому из нас отдельно достигнуть высшего совершенства. Потому что совершенен только Бог. А мы люди грешные. Но Бог так возлюбил мир и пришел к нам, чтобы никто из верующих в Него не погиб, но имел бы жизнь вечную (см. Ин. 3, 16). И поэтому нам следует, сознавая свое недостоинство и свои недостатки, стремиться, постоянно стремиться к их исправлению и уповать на Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа во всей жизни нашей. Вот тогда мы с вами получим жизнь вечную. Пришел этот человек и спрашивал: «Что же мне делать, чтобы получить жизнь вечную?» Ответ есть, дорогие братья и сестры, и мы слышали его сегодня в Евангелии: идти за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков. Аминь.

(29.09.2013 Неделя 14-я по Пятидесятнице, по Воздвижении. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами христиане – то есть в своей жизни мы решили следовать за Иисусом Христом. Это наш с вами жизненный путь. Этот жизненный путь символически был изображен тогда, когда мы принимали Крещение – когда после купели Крещения либо мы сами шли, либо нас несли на руках при пении: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», – трижды мы обходили вокруг купели, идя за священником, у которого в руках был крест.

Итак, если мы считаем себя христианами, мы в своей жизни следуем за Христом. А что это значит – следовать за Христом? Сейчас мы слышали только что Евангелие, которое объясняет это (Мк. 8, 34–9, 1). Сам Иисус Христос это объясняет. Он говорит: «Если кто хочет последовать за мной, пусть отвергнется себя, возьмет свой крест и идет за мной» (см. Мк. 8, 34).

Обратим внимание, что значит: «возьмет свой крест»? Какой крест мы должны брать? И вообще что означают эти слова? Если мы вспомним историю страданий Спасителя нашего и Господа Иисуса Христа, то там мы читаем о том, как после всех издевательств над Иисусом Христом на Него возложили крест, на котором Его хотели распять, то есть убить, и Он взял этот крест и понес (см. Ин. 19, 17). Что означает это несение креста Иисусом Христом? Только ли римский обряд, который заключался в том, что преступник должен нести свое орудие казни? Нет, совсем не это. Дело в том, что Иисус Христос через Свою смерть на кресте открывает для нас с вами Свою величайшую любовь к нам. И мы с вами должны ясно знать и понимать, что не случайна эта Его смерть на кресте, не из-за стечения каких-либо жизненных обстоятельств, а это добровольная Его смерть на кресте за наши грехи. Это Его желание было умереть за нас с вами, чтобы мы не погибли и чтобы мы имели жизнь вечную. И поэтому Он Сам несет Свой крест, для того чтобы распяться на нем.

Тогда нам становятся понятны слова: «возьмет свой крест и идет за Мной». Так же, как Иисус Христос добровольно, из-за любви к нам нес Свой крест к месту Своих страданий, мы с вами добровольно идем за Ним ради любви к Нему, Иисусу Христу.

Но как мы Его можем любить, когда мы Его никогда не видели? Мы Его можем любить только через любовь друг ко другу. И поэтому, когда мы можем о себе сказать, что мы несем свой крест за Христом, это значит, что мы делаем то же, что делал Он: ради любви идем на свои страдания. Потому что когда человек действительно искренно любит, ему приходится постоянно переносить страдания.

Но как эти страдания переносить и как нести этот крест? Как увидеть, что это истинно тот крест? Об этом тоже Иисус Христос сказал. «Если кто хочет последовать за Мной, пусть отвергнется себя» (см. Мк. 8, 34). Значит, прежде чем мы возьмем свой крест и пойдем за Иисусом Христом, нам надо отвергнуться себя. А что это такое – отвергнуться себя?

Самое страшное, и жуткое, и распространенное, и то, к чему мы привыкли, – это наш с вами эгоизм, когда «я» стоит во главе всего, когда прежде всего себя, любимого, я ставлю выше всех, о себе только думаю, как мне было бы лучше. Как бы я лучше устроился, как бы я лучше поел, как бы я лучше оделся, как бы меня любили, как бы меня хвалили, как бы обо мне заботились, как бы меня охраняли… Я, я, я!.. Об этом человек грешный постоянно и думает. А Христос предлагает нам что-то совсем другое. Он предлагает нам отвергнуться от себя.

А как можно от себя отвергнуться? Ведь мы же созданы по образу и подобию Божию. Что же нам – отринуть свой образ Божий, свое подобие Божие? Ни в коем случае. Как раз все то, что мы приносим своим самолюбием, себялюбием, эгоизмом своим, самостью своею, – это наносное. Это не то, что Бог создал. Нас Бог создал по Своему образу и подобию. То есть мы с вами должны пребывать так же, как и Он, в любви. Наше сердце должно быть ею наполнено. Наше сердце должно быть наполнено радостью, молитвой, счастьем, блаженством. Но мы привнесли в свою жизнь что-то другое, чего Бог не создал, и чего, собственно говоря, и не нужно было бы нам привносить в эту жизнь. Мы привнесли грех. Действительно, этот грех – это равно эгоизму и самолюбию. Потому что грех как раз и произошел из-за противопоставления человеческого Божьему. И вот Иисус Христос и предлагает нам отвергнуться от придуманных нами грехов, отвергнуться от себя греховного, искажающего образ Божий, и взять крест и идти за Ним.

Так что же это значит в нашей жизни – идти за Иисусом Христом? Это значит жить так, как Он учил нас. Казалось бы, как просто – жить, как учил нас Иисус Христос! Стремиться любить друг друга, стремиться прощать друг другу, помогать друг другу, молиться друг за друга, переживать друг за друга, не лгать, не обманывать. Казалось бы, как просто! Но как только человек начинает жить по этим святым, святейшим заповедям Божиим, то происходит что-то странное. Все начинают на него смотреть, как на немного ненормального. Ну что это за человек, который вместо того, чтобы лежать и отдыхать, вдруг идет зачем-то в храм и там молится? Наверно, ненормальный. Что это за человек, который вместо того, чтобы нормально вкусно кушать, для чего-то постится? Не иначе, как ненормальный. Что это за человек, которого обругали, а он в ответ улыбается, крестится и говорит: «Спаси тебя Господи»? На зло не отвечает, не мстит! Что это за человек, который ради того, чтобы ему лучше было, не врет и не обманывает? Ну это же невероятно! И смотрят на такого как на человека не от мира сего.

И это правда. Это правда – нам следует быть не от сего грешного мира. Нам следует не стыдиться быть христианами. Нам следует делать не так, как привычки мира сего греховного нам повелевают поступать: завидовать, раздражаться, обманывать, воровать. Этого ничего не следует нам делать. Вот Иисус Христос и предупреждает нас о том, что если человек решится идти за Ним, возьмет свой крест, отвергнется себя, пойдет за Ним, ему будет очень сложно. Над ним смеяться будут. Так же, как смеялись над Самим Иисусом Христом. Когда Он висел на кресте, на Него пальцем показывали и говорили: «Если Ты Сын Божий, то сойди с креста, и тогда мы в Тебя поверим! А пока Ты на кресте, какой же Ты Сын Божий? Спасися Сам!» Видите, «спасися сам», себя спаси.

Вот так и мир нам говорит: «О себе думай! О себе заботься! Что ты о других заботишься? Что ты милосердствуешь? Что ты любишь?» А Христос говорит, и мы сейчас слышали: «Кто постыдится слов Моих в роде сем прелюбодейном и грешном, того и Я постыжусь, когда приду со Ангелами Своими» (см. Мк. 8, 38). Видите, идти за Христом – это надо претерпеть еще и определенные унижения. Потому что чистота и святость не ценится в этом мире.

Дорогие братья и сестры! Святая Церковь, продолжая празднование Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, предлагает нам серьезно задуматься о нашем жизненном пути. Чтобы наш жизненный путь действительно был крестоношением, чтобы мы следовали тому, чему учит нас Спаситель, Господь Иисус Христос. Как бы это ни казалось нам трудным, мы должны стремиться жить по Его благим заповедям. И, конечно же, наших слабых сил на это крестоношение не хватает. Но для того и существует Святая Церковь, которая дает нам благодать, укрепляет наши силы, помогает нам в нашем жизненном пути, чтобы мы отверглись от себя, взяли свой крест и шли за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков. Аминь.

(14.09.2014 Неделя 14-я по Пятидесятнице. Божественная литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Господь Иисус Христос во время Своей земной жизни проповедовал, объясняя людям тайны духовной жизни, открывая людям дорогу в Царствие Божие. И Господь часто использовал в Своих проповедях притчи – образные рассказы, в которых говорится вроде бы о житейских каких-то событиях, но смыслов даже не один, не два, а несколько можно найти в этих притчах.

И вот только что мы с вами слышали притчу, в которой Иисус Христос кратко, но очень емко рассказал об истории Израиля, который не принял Бога, приглашающего их в Царство Божие (Мф. 22, 1–14) То есть все было дано народу Божьему: был дан богооткровенный Закон, было дано священство, все для них было открыто. И Господь звал к общению с Собой. Они же предпочли общению с Богом свои личные интересы, свои привязанности. И это прослеживается на всей истории Ветхозаветного Израиля.

В притче Иисус Христос говорит образно о пророках, которые призывали людей ко спасению, образно рассказывает об их судьбе, как их гнали и как их избивали. И далее Христос предсказывает дальнейший ход истории: когда те, кто имели богооткровенный Закон, окончательно его потеряют, а те, кто не имели этого Закона, то есть язычники, они придут к Царству Божьему.

Все это Иисус Христос изобразил в виде рассказа о том, как отец устраивал пир для своего сына, и как он призывал своих друзей и знакомых, и как эти друзья и знакомые, несмотря на все его неоднократные увещевания, отказывались идти на этот брачный пир. И тогда хозяин пира разгневался, и призвал всех, кого только встречал: и убогих, и хромых, и больных, – всех созвал к себе на брачный пир (см. Мф. 22, 2–10).

Иисус Христос говорил эту притчу, не только рассказывая об истории Израиля и предрекая, что будет дальше с благовестием слова Божия в истории человечества, но, конечно же, Он обращался и к каждому из нас. Что для нас значит эта притча? Какой смысл? Это ведь не только повествование историческое для нашего назидания. Какой смысл для нас лично?

Смысл очень простой. Ведь каждого из нас Господь тоже зовет к себе. Господь открыл нам величайшую радость, величайшее счастье, величайшую возможность быть вместе с Ним. Господь Иисус Христос, придя на землю. Открыл нам потерянный нами раньше рай, двери спасения. Он открыл для нашей души бессмертие, и не просто бессмертие, а счастливое, блаженнейшее бессмертие. Он открыл для нас такую радость, которую не может даже представить человеческий разум. Сердце человеческое не может даже вместить той благодати и того счастья, которое открыл для нас Господь. И многие люди слышат этот призыв. Какое это счастье – быть вместе с Богом! Господь для нас на земле устроил Церковь Свою. Здесь все, необходимое для того, чтобы душа наша не была ничем опечалена. И наши скорби, наши беды, наши несчастья происходят из-за того, что мы не преданы Богу. Мы слышим голос Божий, который зовет нас, но отвечаем так, как эти люди в притче: один пошел на село, полем заниматься, своими сельскохозяйственными работами, потому что, конечно, для него это важно; другой пошел на рынок торговать, потому что он считал, что это для него важнее, нежели быть вместе с тем, кто призывает его на брачный пир. Так и у нас. Нас Бог зовет постоянно, стучит в наше сердце, но у нас всегда находятся какие-то более важные дела.

Всегда нам кажется, что есть нечто большее. Это какое-то просто наше с вами помрачение разума. Пока мы молоды, мы говорим: «Ну, что мы будем ходить в храм, и молиться, и поститься – у нас много других дел. Вот когда будем постарше, пойдем на пенсию, и тогда уже будем в храм ходить». Потом наступает время – мы старимся, и оказывается, что у нас и сил-то уже никаких нет ни в храме стоять, ни поститься мы уже не можем, потому что весь организм наш испорчен, и сил уже помолиться ни в душе своей, ни в чем нет. И становимся в старости и сварливыми, и раздражительными, и злопамятными.

Постоянно что-то с нами происходит. Иисус Христос приготовил для нас такой духовный пир, какой мы даже представить себе не можем, насколько он великолепен. А мы отказываемся от него. Вот о чем эта притча – о нашем неразумии.

Что же делать нам? Как нам поступить? В притче говорится о том, как начальник этого пира велел приглашать всех: и больных, и хромых, и убогих. В общем-то, это о нас говорится с вами. Потому что мы духовно больны, мы убоги от добрых дел, мы неверны в хождении в заповедях Божиих. Но всех нас все равно Господь зовет. Все равно Он для нас пришел, все равно Он нас приглашает – вот что нам нужно понять. Приглашает! Раз приглашает, значит, надо идти. А что для этого сделать надо? Надо приложить определенные усилия, хотя бы минимальные. Какие-то жизненные усилия. Не бывает так, и не может быть спасение автоматическим: вот ты крестился, и все, автоматически ты, значит, спасен. Нет, нам следует приложить свои силы для этого. Как раз об этом говорит притча. Ведь, обратите внимание, чем притча завершается? Потом, когда хозяин приходит на этот пир, который уже наполнился у него людьми самыми разными, он вдруг находит одного человека, который не был одет в брачную одежду (см. Мф. 22, 11). Надо сказать, что в древности большое значение уделялось одежде и тому, как и куда одеваться надо. По-одному одевались, когда шли к какому-нибудь начальнику, по-другому одевались, когда находились дома, по-третьему одевались, когда шли в храм, и специальные были одежды для людей к брачному пиру. Когда такое великое торжество, когда совершалась свадьба, была специальная одежда. И когда человек эту одежду одевал, он, конечно же, выказывал уважение тем, кто вступает в брак, и выказывал почтение тому, кто его пригласил. И вот один оказался не в брачной одежде. И дальше какая участь, согласно притче, этого человека? Хозяин приказывает его связать и выбросить вон (Мф. 22, 12–14).

О чем это Господь говорит? Это Он говорит опять же о нас с вами. О том, что если мы не оденемся добрыми делами, если мы не приложим усилия, чтобы облечься в дела света, чтобы прикрыть свою духовную греховную наготу силою Духа Святаго, то, несмотря на то, что Господь нас зовет, мы можем не оказаться вместе с Ним, и не разделить с Ним радости, и не получить райского блаженства. Потому что не по имени только одному «христианин» человек спасается, но по жизни, по вере и по делам, которые от этой веры происходят.

И поэтому мы, услышав эту, грозную, в общем-то, притчу, будем просить у Господа Бога, чтобы Он умудрил нас – умудрил нас не отказываться от Его призыва. Призывает нас Господь к молитве – приложим усилия, будем учиться молиться; и утром будем учиться молиться, и вечером, и среди дня. Призывает нас Господь в храм Божий приходить – приложим усилия, не будем откладывать, придем в храм Господень. Призывает нас Господь жить по вере, прощать обиды – приложим усилия, будем стремиться учиться прощать обиды. Призывает нас Господь быть милосердными, сострадательными друг ко другу – приложим же наши усилия и будем себя учить, чтобы мы были милосердными и сострадательными. Нам нужно одеваться в одежду благодати Духа Святаго, чтобы мы не оказались, когда придем ко Господу, в небрачной одежде. Помолимся о том, чтобы благодатью Духа Святаго Милостивый Господь дал нам силы облечься во одежду спасения и быть на Его брачном пиру в вечной Его радости.

Аминь.