Неделя 15 по Пятидесятнице. О наибольшей заповеди в законе.

Евангелие от Матфея, 22:35-46

  • И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
  • Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
  • Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
  • сия есть первая и наибольшая заповедь;
  • вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
  • на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
  • Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:
  • чтó вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.
  • Говорит им: кáк же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:
  • сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
  • Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
  • И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

12.09.1999 Неделя 15-я по Пятидесятнице. Литургия. Во имя Отца и Сына Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали Слово Божие, святое евангельское чтение, в котором нам был дан ответ на вопрос: Что самое главное в нашей вере? Какая самая важная заповедь?

На этот вопрос приходится и нам с вами постоянно отвечать, когда мы общаемся с людьми, рассказываем им о Церкви, делимся своими духовными переживаниями. На этот вопрос приходится и нам отвечать, когда приходят люди в первый раз в храм Божий и, видя, что мы стоим и молимся, и, не зная, что им делать, начинают спрашивать у нас: Что самое главное в вере нашей?

Как правильно ответить на этот вопрос? – Столько ведь есть всего важного и нужного, таких правильных и полезных установлений!

Есть в Церкви посты. Есть в Церкви молитвы. Есть в Церкви Богослужения. Есть десять заповедей Божиих. Есть заповеди блаженства. Есть Символ веры. – Как все это сразу объяснить? Как это все рассказать? – Да, порой, мы и сами всего до конца не понимаем. Но мир требует от нас ответа! И мы сами должны давать ответ в своем уповании, как это и предписывает нам Священное Писание (1Пет. 3, 15).

И вот, сегодня мы услышали из Святого Евангелия, как один законник, т.е. человек очень искушенный в знании Слова Божия и закона Моисеева, пришел к Господу Иисусу Христу и задал Ему этот вопрос: Какая главная заповедь в законе?

И вот, Господь дал ответ, который мы должны помнить всегда, и эту главную заповедь стремиться всегда исполнять, потому что, если ее не исполним, то никакая другая заповедь для нас уже важна не будет. И вот, Господь сказал: «Самая главная заповедь в законе: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею, всею мыслью твоею»!

Вот она, главнейшая заповедь! – Но понятна ли она нам? Как мы можем любить Бога всем сердцем своим и душою своею, если мы не видели Бога? Как мы можем любить Бога, само понятие о Котором говорит, что Он – непостижимый для человеческого разума, что Он – вечен, что Он – бесконечен, что Он – бестелесен… Как мы можем любить Того, вся вселенная создана Которым? И человеческий разум даже из созданной Им вселенной и части-то познать до сих пор не может и пытается узнавать законы мира, но чем больше их узнает, тем больше еще оказывается перед ним непознаваемого.

И вот Сам же Господь Иисус Христос объясняет законнику, а вместе с ним и нам, Он говорит: «И вторая подобная этой же заповеди – подобная, т.е., значит, такая же, имеющая такой же смысл – возлюби ближнего твоего, как самого себя. И вот на этой заповеди, - говорит  Господь, - основывается весь закон и все пророки».

Вот, дорогие братья и сестры, для нас с вами простое и ясное указание. Чтобы уметь любить Бога и знать, как любить Бога, мы должны научиться любить ближнего своего, как самого себя.

Это – очень хорошее объяснение, которое нам может помочь понять природу христианской любви. Потому что издалека каждый из нас любит человечество, каждый из нас умеет рассуждать о любви, умеет рассуждать о добре, но когда касается взаимоотношений с людьми, когда касается повседневной жизни, то оказывается, что это настолько трудно, что почти невозможно. Потому что значит: любить самого себя? – А это очень просто: все то, что нравится нам, когда это делают для нас, мы должны делать для других.

Нам нравится, когда с нами ласково разговаривают? – И мы должны со всеми ласково разговаривать. Нам нравится, когда нам спешат на помощь и те, у кого мы просим помощи нам ее оказывают? – И мы должны также поступать. Нам нравится, когда прощают наши недостатки, когда прощают нам наши грехи, когда не замечают наших ошибок? – И мы должны также поступать. Нам нравится, когда о нас говорят только добрые слова, когда нас хвалят, когда про нас другим людям рассказывают, какие мы хорошие? – И мы должны также поступать.

И наоборот, конечно же. Нам не нравиться когда нас обманывают, значит, и мы не должны обманывать. Нам не нравится, когда на нас злятся, когда нас ненавидят – и мы не должны так поступать. Нам не нравится, когда нам мстят за наши ошибки, за наши грехи – и мы не должны так поступать. Нам не нравится, когда нам говорят злые слова, досаждают нам – и мы должны так не поступать.

Если мы вдумаемся в то, что значит возлюбить ближнего, как самого себя, мы поймем, сколько ошибок и грехов против этой важной заповеди мы совершаем. Но нам кажется, порой, что это ничего, что и в этом не так поступаем, и в этом не так делаем – все ведь люди грешные, а мы вот придем в храм, помолимся, и Бог нас простит… – Нет! Мы ошибаемся, если так рассуждаем, потому что главнее этой заповеди – заповеди любви к Богу, которая проявляется через любовь к людям, нет ничего на свете, и об этом Сам Господь сказал.

А как же нам научиться любить друг друга, любить ближнего своего, как самого себя, чтобы научиться любить Бога? Как нам научиться? – Вот для этого-то и существует Церковь. Для этого-то и существуют посты. Для этого-то и существуют молитвы. Для этого существуют другие разъяснительные заповеди Божии, которые как-то растолковывают нам, что мы должны делать, чтобы научиться любить друг друга.

Вот если мы так будем видеть, какая главная цель в нашей жизни, а что является ступенькой к этой главной цели, мы будем правильно понимать христианскую жизнь. Потому что и пост, и молитва, и предписания различные церковные – это только лишь, как крылья, которые должны поднять человека к самой главной его цели: чтобы человек пребывал вместе с Богом в любви. Потому что, на самом деле, «Бог и есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге…» (1Ин. 4, 16). И именно потому мы не можем быть с Богом вместе, если в нашем сердце ненависть или злоба. И именно потому мы не можем молиться Богу, если мы кому-то не простили грехов. И именно потому нас Господь не сможет простить, если мы немилосердно относимся друг ко другу. Потому что само существо Божества это – любовь. Ибо ради этой любви Спаситель мира Господь Иисус Христос воплотился, стал Человеком, пришел мир и умер за наши грехи, пострадал за нас. Любовью Христовой мы с вами можем очиститься от своих грехов и достичь блаженного и спасительного состояния любви друг ко другу.

Церковь Христова дает нам Духа Святаго, Который через таинства церковные, особенно через таинство покаяния, через причащение Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спасителя, делает нас способными соблюдать эту первую и важнейшую заповедь.

Собравшись ныне в храм Божий на молитву, испросим у Спасителя нашего благословение и помощи, что знать первую, и важнейшую, и единственную заповедь и следовать ей.

Аминь.

16.09.2001 Неделя 15-я по Пятидесятнице. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали евангельское чтение, объясняющее для нас смысл заповедей Божиих.

Мы знаем о том, что есть десять заповедей Божиих. Они были дано Господом через пророка Моисея еще до пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа. Эти заповеди Божии должны были помочь людям идти по жизни, не ошибаясь. Хотя каждый человек, созданный по образу и подобию Божию, имеет в душе своей совесть, которая должна бы подсказывать ему в каждом жизненном случае правильный поступок, однако без заповедей Божиих, без этих важных ориентиров, знаков, указателей в жизни, человеку правильным путем идти невозможно.

И вот, к Господу Иисусу Христу подходит человек очень хорошо знающий закон, искушенный в законе, пользующийся у людей уважением за это знание. Но, желая проверить Христа, – смотрите, какова человеческая гордость! человек знающий закон не видит, что перед ним Источник Закона – Богочеловек Господь Иисус Христос; такая духовная слепота всегда присутствует там, где человек исполнен самомнения, вот и в данном случае, как Евангелие говорит, искушая Христа, спрашивает: «Какая заповедь большая в законе?»

И вот, Господь отвечает так, что каждому из нас, до сегодняшнего дня, понятно, в чем смысл заповедей Божиих. И, может быть, не так страшно если человек наизусть не знает все эти десять заповедей Божиих, если он будет знать то, что ответил Господь Иисус Христос этому законнику. А Господь ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душой твоею, всею мыслью твоею. И вторая заповедь подобная ей – возлюби ближнего твоего, как самого себя».

И далее Господь сказал очень важные слова: «На этих двух заповедях основан весь закон и все пророки». Словами «закон и пророки» в древнем мире обозначалась вся совокупность Священного Писания. Значит, весь смысл Священного Писания в самом точном и ярком выражении заключается в этих двух словах о любви к Богу и о любви к людям.

Как часто мы, оправдывая свою немощную совесть, чувствуя свои собственные грехи и недостатки, пытаемся найти для своей совести какие-то выходы, говоря о том, что вот, мы Бога любим, но соседка, которая рядом с нами, настолько плохая, что уж мы ее любить никак не можем, но за то мы в храм приходим, за то мы делаем какие-то добрые дела…

Как часто мы пытаемся обмануть свою совесть, нарушая главную заповедь о любви. Более того! Если мы сейчас возьмем десять заповедей Моисея и сравним их с теми словами, которые сказал Господь, то мы увидим, что невозможно выполнить не одну из этих десяти заповедей, если не будешь иметь любви к Богу и людям. Вот эта заповедь о любви к Богу и людям, как камень, фундамент, на котором стоит здание все. И все здание нашей веры стоит на этой любви к Богу и людям. Выдерни этот фундамент – все здание рассыплется. Ведь Сам Спаситель мира Господь Иисус Христос для того и в мир пришел, именно потому и воплотился, именно потому ради нас пострадал, и умер, и воскрес, что любит нас. По любви Своей Господь пришел в мир. А если нет любви, значит, как мы с Богом будем?

Действительно, возьмем первую заповедь закона: «Я Господь Бог твой. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим». – Если мы не будем иметь любви к Богу, как мы можем выполнить эту заповедь? И тот человек, который не имеет любви к Богу, действительно, порой соблазняется рассуждениями каких-нибудь лжеучителей, лжепророков; и уходит, порой, от Церкви Христовой и ищет в других местах истины. И ходят разные проповедники и всякие «свидетели», всякие сектанты, стучатся в дома, и человек, не имеющий любви к Богу, уходит к ним по одной простой причине, что у него нет любви к Богу, и он не может выполнить даже этой первой заповеди Божией: «Я Господь Бог твой. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим».

А вторая заповедь: «Не сотвори себе кумира, не кланяйся и не служи ему»? – Если бы мы имели подлинную любовь и доверие к Богу, разве бы мы приходили к знахарям или гадалкам? Разве бы мы шли к шептунам каким-то, каким-то «лечителям», целителям? Разве бы, если бы в нашем сердце жила любовь к Богу, мы верили в какие-то суеверные приметы? Разве бы мы боялись какого-либо стечения обстоятельств или каких-то цифр, если бы была в нашем сердце любовь к Богу?

А третья заповедь: «Не упоминай имени Господа Бога твоего напрасно»? – Если бы в нашем сердце была подлинная любовь к Богу, разве бы мы допускали употребление Его имени или имени святых в пустых разговорах, шутках? Разве нашего языка касалась бы матерная брань, или ругань, или сквернословие, если бы в нашем сердце была подлинная любовь к Богу?

А четвертая заповедь Божия: «Помни день Господень, чтобы святить его. Шесть дней в неделю делай твои, день же седьмой – Господу Богу твоему». – Если бы в нашем сердце была подлинная любовь, разве бы мы не торопились каждый воскресный день в храм Божий? Разве бы мы не откладывали тогда все другие дела и приходили в храм, как положено православным христианам, каждое воскресенье ко Господу для молитвы? Разве бы утром тогда не стремились бы первыми словами совершать слова молитвы? А, отходя ко сну, разве бы мы не благодарили Господа Бога за прошедший день?

Но каждый из нас даже сейчас, примерив к себе заповеди Божии, увидит, как далеко мы отстоим от любви Божией. И если мы возьмем последующие заповеди – заповеди, говорящие о том, что нельзя убивать, нельзя воровать, нельзя прелюбодействовать, нельзя завидовать, – разве не ясно, что если бы в нашем сердце была любовь к ближним, то никаких таких грехов в нашей душе не было?

Но что же нам тогда делать, если очевидно для нас самих, что сердце наше холодное и в нашем сердце нет подлинной любви к Господу Богу и ближним? Что же это значит, что мы отринуты от любви Божией?

И вот, вторая часть Евангелия, которое сейчас мы с вами слышали, как раз для нас поясняет, что у нас есть надежда и это единственная наша надежда – наш Спаситель Господь наш Иисус Христос. Именно потому, что Господь Иисус Христос истинный Бог и истинный Человек, Который пришел нас спасти, у нас есть надежда на спасение.

Как, помните, Господь спрашивает: «Что вы думаете о Христе, чей Он Сын?» - А законники говорят: «Думаем, что сын Давидов». – Господь ждал от них более глубокого знания закона, что они знали, что Христос – Сын Бога Живаго. Это узнали апостолы. Это апостол Петр на данный вопрос ответил: «Ты – Христос Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 16). - Эти законник не знали этого. Но мы с вами знаем это. И хотя мы даже внешний формальный закон до сих пор не умеем правильно исполнять, и хотя мы чувствуем и знаем, что в нашем сердце нет истинной любви к Богу и людям, мы знаем и то, что нас, грешников, пришел спасти Господь наш Иисус Христос. Он на земле создал Церковь Свою, через которую мы с вами получаем спасение.

Поэтому, дорогие братья и сестры, будем молиться и просить у Господа Бога сил и пламенного дара любви, чтобы Господь научил нас любить Его, чтобы Господь научил нас любить друг друга. Будем постоянно приходить на исповедь, стремиться, как можно чаще, очищать свою душу. Будем стремиться к Чаше Господней – Пречистому Телу и Животворящей Крови Христовым. Будем стремиться в храм Божий – это благодатное место освящения человека, место, дающее человеку надежду, что жизнь его будет светла, и что Господь простит ему его грехи и недостоинство в этой временно жизни и дарует ему вечное свое и Святое Царство.

Аминь.

12.09.2004. Неделя 15-я по Пятидесятнице. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами услышали Евангельское повествование, которое отражает в себе, можно сказать, полностью все благовестие Господа Иисуса Христа. Если внимательно вслушаться в слова, которые мы только что вместе с вами слышали, и сложить их в своем сердце, этого будет достаточно для того, чтобы нам быть с Богом всегда. Этого будет достаточно для того, чтобы нам с вами иметь опору во временной жизни и получить вечную жизнь, которой не будет конца. Это слова Господа Иисуса Христа о том, какая самая главная заповедь в законе. Законник, который подошел к Нему, искушал Его, по-человечески думая запутать хитросплетениями знаний о законе. А Господь очень просто отвечает ему, а, в общем-то – для нас с вами отвечает, говоря о том, что самая бóльшая, главная и фактически единственная заповедь, которую должен человек соблюдать и знать, – это заповедь о любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею мыслию твоею, всею крепостью твоею, и ближнего своего – как самого себя». Это двуединая заповедь, и ее так просто слышать, но почему-то в жизни ее очень трудно осуществить.

Ведь что такое «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим»? Это значит, что в нашем сердце не должно быть места ничему скверному и мерзкому. Это значит, что в нашем сердце должно царствовать добро, любовь. Это значит, что помыслы наши должны быть чисты, стремления наши должны быть светлы. А мы этого в своей душе не видим.

Что значит «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»? Это значит – никогда не делай другому человеку того, чего бы ты не хотел, чтоб тебе кто-то сделал; никогда не думай о других людях так, как ты не хотел бы, чтобы о тебе думали; никогда не говори о других людях так, как ты не хотел бы, чтобы про тебя говорили. И наоборот: так, как ты хочешь, чтобы к тебе относились, так относись ко всем.

Любить ближнего – это значит воспринимать его страдания как свои страдания, его трудности жизненные как свои трудности, его беды как свои беды. Какое сердце может вместить это? Мы слышим заповедь Иисуса Христа о любви к Богу и людям, но чтобы эта заповедь не осталась только словами, чтобы она реально действовала в этом мире, в нашей жизни, – кто даст нам таких сил? Мы ведь, если внимательно посмотреть нам на самих себя, к сожалению, эгоистичны и черствы. Мы сами себя не умеем любить, себе самим не умеем добро приносить, ибо, если б мы знали о том, что главное добро для человека – это в жизни приобрести веру, надежду и любовь, главное богатство – иметь в своем сердце смирение, сострадание и милосердие, – если б мы это знали, к этому стремились, мы были бы счастливейшими людьми.

Но, увы! В нашей жизни мы наблюдаем другое. Мы с вами раздражаемся и не терпим друг друга. Да, одни люди нам бывают симпатичны, и мы тем, кто к нам по-хорошему относится, тоже порой делаем добро; но если кто нам не нравится, мы не можем пересилить своего эгоизма, мы не можем ответить на ненависть любовью, на злобу и неправду – правдой и смирением. Нет в нас этих сил. Где нам взять эти силы, чтобы соблюсти одну единственную, но самую главную, самую важную заповедь, без которой вообще немыслимо и говорить о христианстве? Потому что где нет любви, там нет и Христа, ибо Бог есть любовь, и пребывающий в любви в Боге пребывает. Где нам эти силы взять? И вот сегодняшнее Евангельское чтение рассказывает о том, кто может нам дать эти силы.

Законник подходил, искушая Иисуса Христа. Иисус Христос не только прямо ему ответил о главной заповеди, но указал на Самого Себя как на источник этой любви. Да, дорогие братья и сестры, наших собственных сил у нас не хватает на то, чтобы в наших сердцах горела любовь. Но Господь Иисус Христос нас с вами любит, и от Своей любви изливает в наши души нескончаемую Свою Божественную любовь. Он так любит нас и так переживает наши грехи, что для того, чтобы нас спасти, Он пришел к нам и умер за нас на Кресте. Тайна Креста – это тайна любви Господа Иисуса Христа к людям. Потому что боль человеческую Он взял на Себя и грех человеческий Он пропустил через Свое сердце. И в этом для нас с вами спасение. Мы не умеем горячо и открыто любить – Господь умеет любить, и дает нам дар Своей Божественной любви. Мы не умеем прощать – а Господь прощает, в том числе и нас, и дает нам силы преодолевать наши недостатки. Мы бываем черствы и несострадательны – а Господь сострадателен, и нас с вами ведет по этой жизни Своим промыслом, научая сострадательности и милосердию. Сами мы не можем постигнуть законов любви, но вместе, в Церкви Святой, под ее благодатным покровом, при Таинствах Церковных, при покаянии и Причащении Святых Таин Христовых мы постигаем главный закон – закон христианский, закон Христов, на котором все Писания, все пророки, все книги, все священные законы держатся, – закон любви Божий.

Дорогие братья и сестры! Будем просить у Господа Бога этого Божественного дара любви, чтобы в наших сердцах горела любовь к Богу. Будем просить у Господа, чтобы нам проявлять эту любовь к Богу через любовь друг ко другу. Будем сами над собой работать и трудиться, преодолевая в себе грехи и недостатки, но надеясь при этом не на свои слабые силы, а призывая в помощь себе силу Божию и благодать Духа Святаго. И тогда воистину будет совершаться дело нашего спасения, и в наших сердцах, как маленькая свечечка, будет гореть любовь Христова и согревать нас и тех людей, которые рядом с нами.

Усердно помолимся о том, чтобы огонь Божественной любви горел в наших душах и вел нас ко спасению.

Аминь.

 

(05.09.2010 Неделя 15-я по Пятидесятнице. Отдание праздника Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали Евангелие, в котором Сам Господь Иисус Христос дает ответ, что главное в нашей вере. Нам надо знать этот ответ. Не только потому, что у нас другие люди спрашивают. Это часто бывает: приходит человек первый раз в храм и интересуется, в чем заключается вера православная? Что нужно делать? Что самое важное? Конечно, порой ему объясняют, как важно свечу поставить, как важно записку написать, как важно и правильно перекреститься. Иногда, если дальше беседа простирается, говорят и о молитве, даже о постах. Все это несомненные и важные, даже важнейшие составляющие нашей святой православной веры. Но для чего все это? Для чего свечи в храмах? Для чего наши молитвы? Зачем наши православные обряды? К чему нас ведут Таинства Церковные? Какой смысл имеют в жизни Церкви посты? Ведь не ради же самих постов существуют посты и не ради же самой молитвы существует молитва, не ради же самих свечей существуют свечи. Для чего все это?

И вот сегодня мы в Святом Евангелии из уст Самого Господа Иисуса Христа услышали, что самое главное и что самое важное в нашей вере (Мф. 22, 35–46). Законник, искушая Иисуса Христа, подошел и спросил у Него: «Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?» Господь Иисус Христос ответил ему – с тем чтобы и мы это всегда знали, и помнили, и хранили в своем сердце, и стремились к жизни по этой заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею, всею крепостию твоею – сия есть заповедь большая в законе».

Как понять это? Как нам возлюбить Господа? Откуда возьмется в сердце любовь к Тому, Которого невозможно даже представить своим разумом, Который выше всего, что есть в этом мире? Изучая этот мир, ученые с трудом постигают его законы. Уже сейчас мы не можем понять рассуждения этих ученых, которые объясняют нам, какая великая вселенная, сколько миллиардов лет свет доходит от самых ближайших, в общем-то, к нам звезд, какие существуют там галактики, скопления, темные пятна. Да в самом мелком составляющем этого мира, как казалось ясным и понятным раньше, – что мир состоит из молекул, а те состоят из атомов, – теперь столько нового открыто, что нам-то уже и это понять невозможно. А ведь все это творение Божие. Мир, сотворенный Богом, мы понять не можем. Не можем понять, почему в один год жара страшная, а в другой год засуха, а в третий морозы. Мир Божий мы понять не можем. Как же мы можем Бога, Который является источником всего мира, понять? Который беспределен, бесконечен, вечен, непостижим? Понять не можем. А как же мы можем Его любить? Откуда может взяться любовь в сердце к этому великому, недостижимому и непостижимому Существу? По образу и подобию Которого мы с вами созданы. Ибо в каждом из нас есть образ Божий.

И вот Господь Иисус Христос продолжает, объясняя нам о главной заповеди в законе, говоря: «И подобная ей заповедь: возлюби ближнего своего, как самого себя» (см. Мф. 22, 37–39). И далее Он говорит: «Вот на этих двух заповедях весь закон и все пророки основаны». То есть вся вера наша на этих двух заповедях. Если мы эти две заповеди не соблюдем, значит, и веры у нас нет никакой.

Но почему же Господь говорит об этой заповеди как о двуединой? Почему же: «возлюби ближнего своего, как самого себя»? Да потому что возрастить в себе любовь к непостижимому Богу можно только лишь через любовь к конкретному человеку. Если говорить даже так: «Я люблю всех людей», – это будут пустые слова, если в нашем сердце не будет подлинной любви хотя бы к одному человеку. Если мы научимся хотя бы к одному человеку относиться так же, как мы относимся к самому себе, – ведь что значит: «возлюби, как самого себя»? – значит, все то, что ты желаешь для себя, ты желаешь и любимому человеку, все, что ты опасаешься, что не случилось бы с тобою, о том же ты опасаешься, чтобы не случилось с любимым тобой человеком, все, как ты переживаешь за свое состояние, свое благополучие, точно так же за любимого человека мы переживаем. Вот этому призывает нас научиться Господь. Если мы научимся любить ближнего своего, то тогда через это для нас откроется и любовь к Богу. Об этом очень твердо и уверенно говорил апостол любви Иоанн Богослов: «Как ты можешь любить Бога, Которого не видел, если брата своего, которого видишь, ненавидишь? Лицемер! Научись прежде любить брата своего» (см. 1 Ин. 4, 20).

Почему же это так важно? Потому что в каждом человеке есть образ и подобие Божие. Господь, желая нашего спасения, Сам воплотился и стал человеком. Непостижимый Бог, Которого наш разум не может постигнуть и понять, становится близким и доступным для нас человеком. Господь Иисус Христос истинный Бог и истинный Человек. Он в Себе соединяет эту двуединую заповедь о любви к Богу и людям. В личности Иисуса Христа, имея любовь к Господу Иисусу Христу, мы с вами исполняем эту заповедь. Мы учимся любви к Богу и к ближнему своему. Потому что Христос для нас и есть ближний. Ведь более того, когда Он говорил о том, как Он будет в последний день судить человека, то объяснял: «Если ты накормил кого-то, значит, ты Меня накормил; а если ты не дал кому-нибудь воды, значит, это ты не дал и Мне воды. Если ты одел кого-то, дал ему одежду, когда он нуждался в ней, значит, ты Мне дал» (см. Мф. 25, 34–46). Значит, всякое доброе дело, сделанное кому-либо из ближних наших, мы делаем Самому Господу Иисусу Христу. И всякое зло, какое мы кому-либо из людей причиняем, мы причиняем Самому Господу Иисусу Христу.

Вот, оказывается, какая это важная и близкая нам заповедь. Вот как мы можем научиться любить Самого Господа Иисуса Христа, если будем учиться любить друг друга.

А где мы будем черпать этот дар любви? Как мы можем научиться этой любви? Откуда она в наших занятых, эгоистичных, черствых, самолюбивых сердцах возьмется?

Сам Господь Иисус Христос, истинный Бог и истинный Человек, есть истинная воплощенная любовь. Он такую любовь проявил к нам, что нам это постигнуть разумом невозможно. Он наши с вами грехи взял на Себя и умер на кресте за каждого из нас. Вот образ любви, вот факт любви, вот свидетельство явления любви в мире: Христос страдает вместе с нами, Христос умирает за нас, чтобы мы жили вечно. Вот откуда мы можем черпать эту любовь.

А тогда становится понятным, зачем молитвы в Церкви Христовой. Потому что через молитвы мы черпаем эту любовь Христову в свою душу, и насыщаем через молитвы свою душу любовью Христовой – чтобы нам возрастать в любви к Богу и людям. Становится понятным, зачем в Церкви посты, – потому что, постясь, мы выказываем и показываем свою преданность Богу, свою любовь к Богу, и через это укрепляем свою душу в вере, надежде и любви – которая является главной заповедью в законе. Становится понятно, для чего все обряды церковные, все Таинства церковные, – потому что через это мы возгреваем в своем сердце ту Божественную любовь, которую в мир принес Господь Иисус Христос. Ведь именно Христос, пришедший в мир, и основал на земле Святую Церковь, именно Христос пребывает в Церкви во все дни и пребудет в ней до скончания века. Именно когда в храме мы двое, или также трое собираемся для молитвы, тогда Христос с нами, и благословляет нас, и укрепляет нас.

Итак, зная, какая главная заповедь в законе, зная, на чем основывается наша святая вера, зная о том, что наша вера призывает нас научиться любви к Богу и людям, мы с вами понимаем, какое значение в нашей Святой Церкви имеют все ее установления, обряды и порядки. Потому что это все установлено для того, чтобы мы наполняли наши души любовью.

Трудно и невозможно о любви рассуждать, потому что, что бы мы ни говорили своим языком, все это будет отдаленное подобие подлинной любви. Это так же, как рассуждать о Боге. Невозможно человеческим языком изъяснить тайны Божества – это немыслимо. Только лишь в реальной молитве, в богообщении, в Таинствах церковных, в причащении Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовой мы научаемся воспринимать Бога душою своею. Так же и любовь только в реальном делании, только в реальном труде души нашей постигается нами.

Итак, будем просить у источника любви – Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он дал сил и научил нас с вами любить ближних своих: любить тех людей, с которыми повседневно нас жизнь соединяет, научиться смотреть на каждого человека, который промыслом Божиим встречается нам в жизни, как на образ и подобие Божие, увидеть в каждом посылаемом нам Господом человеке Самого Христа. Потому что Христос ждет от нас деятельной любви, милосердия и подлинной христианской жизни повседневной. Будем просить у Него, Источника жизни, чтобы Он укрепил нас и чтобы воспламенил наши сердца подлинной любовью к Богу и людям.

(15.09.2012 Неделя 15-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Какова природа нашей веры и как в наших сердцах эта вера живет? Сейчас мы с вами слышали Евангелие, где говорится о том, как ученицы Господа Иисуса Христа пришли ко гробу своего Божественного Учителя и увидели юношей – Ангелов в блестящих ризах, которые сказали им: «Что вы ищете живого с мертвыми? Он воскрес, Его здесь нет». Они побежали и стали рассказывать об этом ученикам Христовым. А ученики не поверили им (см. Лк. 24, 1–11).

Вот представьте себе – не поверили! Хотя неоднократно Иисус Христос говорил им, что Ему надлежит пострадать и воскреснуть, а ученики не поверили. Но далее мы слышали в Евангелии, что сделал апостол Петр, – он побежал ко гробу. Он побежал ко гробу, вошел туда и своими глазами увидел только ризы Христовы и, как говорит Евангелие, вышел оттуда, удивляясь тому, что произошло (см. Лк. 24, 12).

Какова природа нашей веры? Пока другие люди говорят нам о вере, мы можем их слушать, мы можем воспринимать их рассказы, но до тех пор пока мы сами не убедимся в правоте того, что является основой для нашего спасения, наша вера будет слаба.

Смотрите, ученики Иисуса Христа не поверили свидетельству жен-мироносиц. Но когда апостол Петр сам увидел, у него в душе произошло что-то особенное. Он «дивился бывшему» (см. Лк. 24, 12). Так и у нас с вами, дорогие братья и сестры. Нам надо укреплять свою веру трудами и подвигами. Апостол Петр пошел ко гробу. Он не просто отмахнулся от того, что сказали ему жены-мироносицы, он потрудился, пришел ко гробу, увидел. Вот и нам, для того чтобы в нашей душе горела вера, мало слышать о вере – надо потрудиться. Надо прийти ко гробу Христову, надо самим убедиться. А как нам потрудиться, что значит это? Как сделать так, как сделал апостол Петр?

Очень просто. Святая Церковь для того на земле и существует, чтобы нас с вами приводить к воскресшему Господу Иисусу Христу. И, если мы будем стремиться слышать голос Церкви, будем стремиться слушаться заповедей Церковных, если мы потрудимся, приходя в храм Божий на молитву, потрудимся, молясь дома утром и вечером, потрудимся, соблюдая хотя бы пост в среду и пятницу, как положено, потрудимся, читая Святое Евангелие, – если мы приложим эти усилия, вот тогда и мы не от других узнаем, Кто такой воскресший Иисус Христос, а в сердце своем увидим воскресшего Христа. И тогда Господь с нами будет. И нам не надо будет узнавать от кого-то, что Христос воскрес, – мы сами этим жить будем. Вот что предлагает нам Святая Церковь.

Сегодня в Евангелии мы слышали о том, как апостол Петр убедился в воскресении Спасителя и Господа Иисуса Христа. Помолимся и мы с вами, чтобы нам в своей жизни постоянно убеждаться в этой спасительной истине. Потому что без воскресшего Господа вся наша жизнь бессмысленна. А если Господь воскресший будет с нами, то это будет наша опора, наше утешение, наше утверждение, и ничто не будет нам страшно, и все мы преодолеем, если мы лично, на своем собственном опыте, через жизнь в Таинствах Церковных, для своей души будем постоянно открывать Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки веков. Аминь.