Неделя 16-я по Пятидесятнице. Притча о талантах.

Евангелие от Матфея, 25:14-30

  • Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
  • и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
  • Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
  • точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
  • получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
  • По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
  • И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
  • Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
  • Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
  • Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
  • Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпáл,
  • и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
  • Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпáл;
  • посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
  • итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
  • ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и тó, чтó имеет;
  • а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

19.09.1999 Неделя 16-я по Пятидесятнице. Воспоминание чуда Архистратига Михаила в Хонех. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали притчу, рассказанную Господом нашим Иисусом Христом, в которой говорится о том, как мы должны использовать те дарования, которые даны каждому из нас. Эта притча настолько уже вошла в сознание всех людей, что даже название той монеты, которая упоминается в этой притче и которую, в этой притче, господин давал своим слугам, - монета, называемая «талант» – стало нарицательным в обозначении тех способностей, которые есть у людей.

В притче говорится о том, как господин дал своим подчиненным каждому некоторую сумму денег: кому пять талантов – а таланты, как я только что уже сказал, это такие золотые монеты – кому три, кому два, кому один. Тем, кому дано было пять, три, два таланта, постарались и употребили эти средства с пользой и приумножили то, что было им дано. А тот, который получил одну монету, взял и зарыл ее в землю, и никакой пользы от этой монеты не было. И когда вновь господин обращается к своим служителям и просит их рассказать о том, что они сделали с теми средствами, которые были им даны, оказывается, что одни употребили их с большой пользой и за это господин их благодарит и хвалит, а другой, который зарыл свою монету в землю, выслушивает грозные и страшные слова.

Дорогие братья и сестры! Эта притча, которую мы сейчас услышали, действительно, обращена к каждому из нас, потому что каждому из нас даны какие-то способности. Нет человека, который не имеет от Бога этих способностей. Бог всем нам дал жизнь. Не от нас зависело родиться в этот мир. И каждый из нас, еще при рождении, уже получил некоторую благодать от Бога. И на протяжении всей своей жизни каждый из нас стоит перед таким вопросом: те способности, которые у тебя есть, как ты употребляешь?

Ум есть у человека – его можно по-разному употребить. Можно придумывать изощренные планы грабежей, обманов, а можно этим же умом придумать, как сделать лучше для людей; как дома строить, как людей одеть, как их накормить.

Человеку даны руки – и, порой, эти руки бывают очень искусными, но очень важно то, как человек употребит это искусство, что он сделает своими руками: сделает ли какую-нибудь прекрасную вещь, на которую будут все любоваться, построит ли он дом или, наоборот, этими руками будет губить других людей.

Каждому человеку даны какие-то способности. Нет людей неспособных. И вот, сегодня Господь, обращаясь к каждому из нас, призывает нас с вами данные нам способности приумножать во благо. Во благо, в первую очередь, для нас самих.

Чтобы наша душа была радостна и спокойна, в ней должно быть добро, в ней должна быть любовь. Чтобы наша душа была радостна и спокойна, мы должны научиться, в своей душе, обращаться к Богу, молиться Ему и быть вместе с Ним, и тогда Господь будет указывать нам, как избегать зла и раздражения. Будет Господь указывать нам, что важно в этой жизни, а что не очень; куда нам нужно прилагать все свои силы, а куда и нет. Ведь смотрите: тот человек, который скрыл серебро господина своего – вот этот один талант закопал в землю – почему здесь такое выражение употреблено, что он его «в землю закопал»? – Это ведь тоже символ! Если на церковном языке мир духовный, высший, святой; мир любви, веры, надежды называется - «небом», то противоположный этому мир называется - «землей». И, значит, тот, который закопал в землю, - все силы свои и все свое умение, все знание употребил для того, чтобы приобрести что-то «доброе», но без Бога, без неба.

Но можно ли что-то доброе сделать без Бога? На всем протяжении своей истории человечество пытается что-то делать доброе без Бога, но ничего не выходит! Любое дело, делаемое без Бога, в конечном итоге оказывается не только вредным для делающего его человека, но и, самое важное, что оно этого человека оставляет, ни с чем – весь плод жизни, все, что он делал, рушится в один момент!

Мы с вами видим, как зыбка жизнь человека, как человек в один момент ее может потерять. Что же он возьмет с собой? Сумеет ли он взять с собой то, что он накопил? Будь это хоть самая небольшая сумма денег, или вещи какие-то, или дом, или квартира, или мебель – все то, что нам всегда кажется очень важным и нужным – сумеет ли это человек сохранить? – Нет! Не сумеет! А если всю жизнь ничего другого ты и не хотел, и ни о чем другом не думал, и ни к чему другому не стремился – с чем ты останешься? – Ни с чем!

Вот об этом и предупреждает нынешняя притча, что если человек зарывает свой талант в землю, т.е. не трудится для своей души, не ищет в жизни веры, надежды, любви, но весь погрязает только в повседневной суете, только в земных мыслях и не думает о небесном, то и то, что, как ему кажется, он имеет, у него и, то отнимется, потому что то, на что он надеялся, оказывается пустым, бесполезным и рассыпается в прах.

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы собрались в храм Божий для молитвы. Испросим у Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа благословения на то, чтобы данные нам от Господа таланты и способности мы всегда использовали для дел милосердия и любви, для того, чтобы умножать в своем сердце и веру, и надежду. Чтобы мы всегда помнили, что то, что дал нам Господь, мы должны приумножить во славу Его и ради блага ближних.

Аминь.

(12.09.2010 Неделя 16-я по Пятидесятнице. Перенесение мощей блгв. кн. Александра Невского. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Святое Евангелие, слово Божие, настолько вошло в саму жизнь человечества, настолько проникло буквально в сознание людей, вне зависимости от того, знают ли они о Христе, веруют ли они в Него или пока еще не пришли к этому, что порой некоторые понятия из нашей повседневной человеческой жизни даже для нас самих не всегда отождествляются с евангельским повествованием. Ну, например, когда мы говорим, что это «талантливый человек», мы, сами того не подозревая, обращаемся к евангельской притче, рассказанной Господом нашим Иисусом Христом, – притче, повествующей нам о тайнах Царствия Божия, притче, которая учит нас тому, как мы должны применять те способности, которые даны нам Богом.

На самом деле, говоря о ком-то, что он талант, мы прилагаем к этому выражению то, что только что с вами в храме услышали. Талант – это такая денежная единица в древнем мире, мера серебра, монета. Иисус Христос, желая нам с вами как можно доходчивее объяснить, как мы должны в своей жизни применять те дарования, которые не от нас с вами даже зависят, рассказал очень простую притчу о хозяине, который, отправляясь в некоторое путешествие, оставил своим подчиненным некоторую сумму денег: одному дал пять талантов, другому два, третьему один, – каждому, как говорится в Евангелии, в соответствии с его силами (см. Мф. 25, 14–30).

Дорогие братья и сестры, притча эта изображает нас с вами. Наш Господь призвал нас к жизни. Он дал нам дар жизни, мы родились в этот мир по Его воле. Это первый Его и важнейший талант, данный каждому из нас – дар жизни. Каждому из нас дал Господь и свои способности. Особенно родители это знают, у которых несколько детей: казалось бы, в одном доме воспитываются, фактически из одной кастрюли едят, в одной постели спят, а разные. У одного характер вспыльчивый, у другого отходчивый, один больше любит арифметику, другой больше любит стихи запоминать, одна умеет лучше рисовать, другому нравиться играть на музыкальном инструменте. Откуда это? Откуда это взялось в детях, почему они такие разные? Потому что каждому Господь дал свои способности, каждому Господь дал свой талант.

Что дальше происходит в этой притче? Когда возвращается хозяин, он зовет к себе своих подчиненных и спрашивает у них, как они распорядились теми талантами, которые были им вручены. И оказывается, что тот, кому дали пять талантов, постарался и приумножил это имущество, и еще пять талантов приобрел, стало у него десять, и он докладывает об этом своему господину. Так же поступил тот, у которого было два таланта: он тоже их приумножил, у него стало еще два, итого четыре, и он рассказывает об этом своему господину. Совсем по-другому поступил тот, кому был дан всего-навсего один талант. Он пошел и зарыл этот талант в землю, боясь его потерять, боясь, что вдруг с него спросят и потребуют с него больше, нежели ему дано. И более того, он еще и обвиняет своего господина, который дал ему такое испытание, говорит ему: «Я знаю, что ты господин жестокий, спрашиваешь того, что не давал, хочешь жать там, где не сеял, собирать там, где не расточал» (см. Мф. 25, 24).

Дорогие братья и сестры! Это тоже нас с вами Господь в притче изображает. Как мы распоряжаемся теми дарованиями, которые дал нам Господь На что мы их употребляем? И тут надо обратить внимание на этот момент, с этим одним талантом, который был зарыт в землю, потому что все понятно с теми талантами, которые были приумножены: это значит, что человек свои дарования, данные ему Богом, развил на добрые дела, приобрел новое для себя, то, что останется с ним всегда, – а вот что же тот, кто зарыл талант в землю?

На церковном языке «небом» называется мир духовный, вечный, а «землей» называется мир временный, преходящий. Можно сказать, «небом» называется все высшее, а «землей» очень часто обозначается все низшее. Значит, человек, который свой талант, то есть те способности, которые даны ему Богом, те дарования, которые у него есть, всю силу своей души зарыл в землю, – это что значит на библейском языке? Значит, что вместо святого и духовного, светлого и великого он все силы свои приложил к низкому и материальному, к тому, что сегодня есть, а завтра исчезнет. И получается, что он ничего не приобрел для своей души.

Когда человек, приумноживший свои таланты, в притче докладывает своему господину о том, что он сделал, господин хвалит его и говорит ему: «Вниди в радость господа своего». Это значит, дорогие братья и сестры, что когда мы прилагаем силы своей души для того, чтобы творить добрые дела, для того, чтобы научиться любви, для того, чтобы научиться состраданию, для того, чтобы научиться милосердию, когда мы прилагаем свои знания, таланты, умения, которые у каждого свои, для того, чтобы другим людям послужить, а не себе, когда мы эти силы своей души употребляем для заповедей Божиих, мы получаем радость Господа нашего, мы получаем то, чего никто у нас не отнимет. В другом евангельском повествовании говорится о том, что надо собирать себе сокровище на небе, а не на земле (см. Мф. 6, 19–21). Потому что на земле все мимотекущее, все могут украсть, все может пожар уничтожить, все может разориться, все может измениться. Любое дарование может исчезнуть, красота пропадает, ум исчезает, здоровье заканчивается, богатство расточается, умение исчезает, друзья отворачиваются. Ничего на этой земле мы не сможем для себя сохранить навечно, что не есть вечное. А вечное – это то богатство, которое Господь дает нам собирать в нашей душе: богатство веры, надежды и любви.

Итак, притча, которую мы только что услышали с вами, – притча о талантах, призывает нас все те силы: душевные, духовные, телесные, которые даны нам с вами, употреблять на то, чтобы приумножить духовное богатство наше, которое никто у нас не отнимет.

А что же с этим человеком, который зарыл свой талант в землю, что же с ним дальше происходит в притче? А дальше в притче господин говорит: «Отнимите у него этот талант, который он зарыл в землю» (см. Мф. 25, 28). Потому что у того, кто ничего не имеет духовно, отнимется и то, что ему кажется, что он имеет. Вот обратим внимание на эти слова: «кажется, что он имеет» (см. Лк. 8, 18). Тот человек, который в жизни гоняется только за материальным, думая, что все счастье только в этом временном мире, в конечном итоге глубоко ошибается. Он стремится к этому, а это ему не дается. Он приобретает какое-то имение, какое-то богатство, относительное, конечно, а потом оказывается, что это никакого счастья ему не приносит. Не приносит ему счастья ни одежда его, ни питание его, ни жилище его, ни его материальные условия, ни его положение – на работе, или в государстве, или в другом месте. Ничто не принесет человеку радости, если он все это делает без Бога в душе своей, если он не ищет самого главного. И то, что ему кажется, что он имеет в этой жизни, когда итог жизни наступает, оказывается, оказывается пустотой, ничего не значащей.

Дорогие братья и сестры! Мы сегодня услышали простую и ясную притчу, рассказанную Господом нашим Иисусом Христом, о наших с вами способностях, которые даны нам от Бога. Обратимся ко Спасителю и Господу нашему и попросим у Него, чтобы Он дал нам силы имеющиеся у нас таланты и способности употреблять для того, чтобы возрастать в добрых делах, в милосердии, в сострадании, чтобы учиться нам с вами вере, надежде и любви и приумножать данные от Господа нам таланты, чтобы и нам с вами по окончании короткого отрезка нашей земной жизни услышать от Господа: «Добрый рабе, благий и верный! Верен был в малом, над многим тебя поставлю. Вниди в радость Господа своего». Аминь.

(22.09.2012 Неделя 16-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Продолжается праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Это очень назидательный праздник, и нам важно понять его внутреннее значение, потому что этим праздником открывается череда двунадесятых праздников Святой Церкви Православной. Вы знаете, что церковный календарь, церковно-богослужебный календарь отнюдь не начинается ни 1 января нового стиля, ни 1 января старого стиля, – он начинается 1 сентября старого стиля. И это первый праздник в череде тех, к которым привлекает внимание наше Святая Церковь.

Чем же особен этот праздник, в чем его главный внутренний смысл? Вспомните, чем начинается кондак: «Иоаким и Анна поношение бесчадства…» Вот эти слова «поношение бесчадства» для нас сейчас не очень понятны. Потому что в наше время в извращенном понятии многих современных людей дети – отнюдь не благословение. И многие избавляются от детей еще во чреве, говорят: «Куда плодить нищету? Мы хотим для себя немножко пожить, зачем нам эти дети?» Из-за этого извращения человеческого мы ныне несем очень много бедствий, потому что наше современное общество все сопричастно этому жуткому и массовому детоубийству. А в древности было не так. Дети считались, совершенно справедливо, благословением Господним. Ибо Бог благословляет дать человеку жизнь, а не человек.

И вот так случилось, что Иоаким и Анна прожили долгую жизнь, дожили ее до глубочайшей старости, а детей не имели. И все их современники думали о них, что они грешники, что они нарушают закон Божий, что они лицемеры, и поносили их, и думали о них плохо, и хулили их. А оказалось, это Господь неизъяснимым Своим промыслом испытывал этих двух людей, Иоакима и Анну. И когда они всю свою жизнь, до глубочайшей старости, проявляли преданность заповедям Божиим и Господу, Господь настолько их возблагодарил и возвысил, что они получили честь стать родителями Той, через Которую в мир явился Спаситель всего мира Господь наш Иисус Христос. Но Иоакиму и Анне нужно было пройти через величайшие испытания, чтобы получить радость и благословение Божие.

Итак, вернемся к церковному календарю. Почему же именно этот праздник стоит в начале всех праздников православных? По-моему, ответ ясен. Для того чтобы нам войти в радость Господа своего, нам необходимо проявить терпение и смирение, подобное тому, какое имели Иоаким и Анна: нам в нашей жизни надо пройти через те обстоятельства, которые нам предлагает промысел.

Мы этого очень не хотим. Нам это очень не нравится. Мы все время говорим: «За что Господь нас наказывает? Почему мы так плохо живем? Почему у меня случилась эта беда? Почему у меня случилось это несчастье? Почему я заболел?» Мы все время недовольны. Вот потому мы и радости не получаем полной христианской, что не поступаем так, как поступали Иоаким и Анна. Они воспринимали промысл Божий как благословение Божие – и были вознаграждены за это.

Видя свою слабость, что мы с вами должны делать? Неужели мы будем лишены радости Господа нашего? Нет, не будем. Потому что мы с вами живем в Церкви Христовой и имеем Ту, Которую родили Иоаким и Анна, – Богоотроковицу Пречистую Деву Марию. Она, явившись плодом чистоты, терпения и смирения Своих благочестивых родителей, о нас молит Господа, чтобы и мы научились этому спасительному пути. И если у нас что-то не получается, Она нам помогает. И если мы сбиваемся с правильного пути, Она нас направляет. И если мы спотыкаемся и падаем, Она нас подымает. Вот в чем радость жизни в Церкви Христовой. Вот почему именно с праздника Рождества Богородицы начинаются церковные праздники – чтобы нам внити в радость Господа нашего и пребывать с Богом нашим.

Надо просить милости у Пречистой и Преблагословенной Девы Марии Богородицы, чтобы научаться в святых заповедях Божиих, и видеть руку Божию в нашей жизни, и, благословляя промысл Божий, проявлять преданность закону Божию и Церкви Христовой. Помолимся же об этом, чтобы Пресвятая Богородица наставила нас на спасения стези.

(23.09.2012. Неделя 16-я по Пятидесятнице. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Какое пронзительное, удивительно важное для нашего понимания жизни мы только что слышали Евангелие! «Так возлюбил Бог мир», – слышали мы (Ин. 3, 16).

А как возлюбил Бог мир? Мы встречаемся каждый день со страшными вещами, люди неверующие задают вопрос: «Где ваш Бог? Почему одни народы воюют с другими? Почему страдают маленькие дети? Почему люди голодают? Это так Бог возлюбил мир? Что происходит? Преступники благоденствуют, кощунники, богохульники в почете у всего общества. Это так возлюбил Бог мир?» – Люди неверующие задают нам вопрос: «Где ваш Бог? Что творится в этом жутком мире? Что происходит? Как страшно в нем жить! Это как же Бог возлюбил мир?»

Да что люди неверующие – сами, как нас коснется какая-нибудь беда, болезнь, страдания, потеря родных, или близких, или друзей, мы впадаем в уныние и отчаяние, и если не вслух говорим, то по крайней мере думаем: где же всемилостивая рука Божия?

Мир исполнен злобы и безбожия, ненависти, болезней и скорбей. И как же так получается: «Возлюбил Бог мир»?

Вслушаемся еще один раз, что же мы слышали сейчас в Евангелии. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы никто из верующих в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).

Никто из тех, кто верит в Господа Иисуса Христа, не погибнет. Что же тогда происходит в мире? А то происходит, дорогие братья и сестры, что наше существование в мире очень кратко, и скорби наши, какими бы они нам не казались жуткими, все равно быстротечны, и нет такой беды, которая бы рано или поздно не исцелилась, – в том случае, если человек имеет веру в Господа Иисуса Христа.

Но почему таким путем надо спасаться? Почему надо спасаться через веру в Господа Иисуса Христа? Почему Всемогущий Бог не сделает по-другому и не уничтожит все зло в этом мире, и чтобы не было ни злых людей, ни обманщиков, ни воров, ни прелюбодеев, – неужели Ему трудно это сделать?

Совершенно нетрудно. Абсолютно нетрудно. Только давайте подумаем, что тогда с нами будет. Заглянем в свою душу и подумаем: что, мы никогда не поддавались ненависти? Что, мы всегда бывали правы по отношению к другим? Что, мы никогда не лгали? Что, мы никогда не поддавались скверным чувствам и не делали мерзких поступков? Но тогда и нас надо тоже уничтожить. Кто останется тогда на земле?

Ведь человек создан свободным, и каждую минуту делает выбор между добром и злом. Сам делает этот выбор. Наша беда, что мы делаем неправильный выбор. И вот сегодня в Евангелии мы слышали ответ и на это. Вспомним, что сказано: «Ибо не послал Бог в мир Сына Своего судить миру, но спасти мир» (Ин. 3, 17). Слышим: Иисус Христос пришел не судить, не уничтожать нас, не карать нас за наши беззакония и наши скверны – Он пришел нас спасти.

А как же нас спасать, если мы внутри исполнены сами всяческой грязи и нечистоты? Негодуем на других, на то, что происходит в мире, ужасаемся разным преступлениям, а в своей душе порой большее творим. Как нас спасти?

Мы с вами заражены грехом. Это болезнь нашей души. Наша душа страдает от этого яда греха, который в нашей душе. И вот сегодня в Евангелии, смотрите, на сколько вопросов дается ответ! Как же мы спасаемся? А спасаемся мы так, как спасались древние иудеи в пустыне, когда их водил Моисей, по слову Божию, по пустыне. Однажды на них напали змеи, и кусали их, и они мучались от болезни и умирали. И Моисей возопил к Богу, и Бог повелел ему сотворить медного змия, который был устроен таким образом: посреди стана стоял вертикальный шест, на котором горизонтально располагался этот медный змий. Видите? Это прообраз Креста. А дальше в Писании повествуется, как всякий, кто только взирал на этого медного змия, исцелялся от укусов змей (Чис. 21, 6–9). Он только на прообраз Креста взирал и уже исцелялся. Господь Иисус Христос сказал, и мы сегодня в Евангелии слышали: «Как вознесен был змий в пустыне, так надлежит быть вознесену и Сыну Человеческому» (см. Ин. 3, 14). Он сказал о Своем распятии на Кресте. Господь Иисус Христос взошел на Крест, для того чтобы взять на Себя наши грехи. Вот где ответ, как возлюбил Бог мир. Бог возлюбил мир так, что отдает нам вечную радость в обмен на жесточайшие страдания Сына Своего и Бога нашего Господа Иисуса Христа.

Вот как возлюбил Бог мир. – Он посылает Сына Своего Единородного, чтобы Иисус Христос был с нами всегда. Мы страдаем – и в наших страданиях с нами Христос, нужно только обратиться к Нему. Нас мучают – и в наших мучениях вместе с нами Иисус Христос. Мы болеем – и вместе с нами в нашей болезни Иисус Христос. У нас несчастье – и вместе с нами в нашем несчастье Иисус Христос. Он всегда рядом, рядом с нашей душой. Только душу нашу надо открыть для Христа, приклониться перед Крестом Его Животворящим, и тогда, как исцелялись древние иудеи от укусов змей, и наша душа будет исцелена от любых болезней. Вот так возлюбил Бог мир.

Все в этом временном мире пройдет, но Бог дарует нам радость вечную. Тот, кто во временном мире с Господом Иисусом Христом, тот и в вечности тоже будет с Ним, и пребывать будет в радости и счастье таковом, что никакое земное счастье и никакая земная радость не сможет сравниться с ним. Вот так возлюбил Бог мир.

Возлюбим и мы, дорогие братья и сестры, Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Будем всегда помнить, что Он идет с нами по нашей жизни. Будем чтить Его Честный Крест, которым мы спасаемся от всякого греха, и болезней, и ядовитых укусов вражиих. Аминь.

Пресвятая Богородица, спаси нас! Аминь.