Неделя 16-я по Пятидесятнице. Притча о талантах.

Евангелие от Матфея, 25:14-30

  • Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
  • и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
  • Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
  • точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
  • получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
  • По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
  • И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
  • Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
  • Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
  • Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
  • Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпáл,
  • и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
  • Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпáл;
  • посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
  • итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
  • ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и тó, чтó имеет;
  • а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

19.09.1999 Неделя 16-я по Пятидесятнице.  Божественная Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали притчу, рассказанную Господом нашим Иисусом Христом, в которой говорится о том, как мы должны использовать те дарования, которые даны каждому из нас. Эта притча настолько уже вошла в сознание всех людей, что даже название той монеты, которая упоминается в этой притче и которую, в этой притче, господин давал своим слугам, - монета, называемая "талант" – стало нарицательным в обозначении тех способностей, которые есть у людей.

В притче говорится о том, как господин дал своим подчиненным каждому некоторую сумму денег: кому пять талантов – а таланты, как я только что уже сказал, это такие золотые монеты – кому три, кому два, кому один. Тем, кому дано было пять, три, два таланта, постарались и употребили эти средства с пользой и приумножили то, что было им дано. А тот, который получил одну монету, взял и зарыл ее в землю, и никакой пользы от этой монеты не было. И когда вновь господин обращается к своим служителям и просит их рассказать о том, что они сделали с теми средствами, которые были им даны, оказывается, что одни употребили их с большой пользой и за это господин их благодарит и хвалит, а другой, который зарыл свою монету в землю, выслушивает грозные и страшные слова.

Дорогие братья и сестры! Эта притча, которую мы сейчас услышали, действительно, обращена к каждому из нас, потому что каждому из нас даны какие-то способности. Нет человека, который не имеет от Бога этих способностей. Бог всем нам дал жизнь. Не от нас зависело родиться в этот мир. И каждый из нас, еще при рождении, уже получил некоторую благодать от Бога. И на протяжении всей своей жизни каждый из нас стоит перед таким вопросом: те способности, которые у тебя есть, как ты употребляешь?

Ум есть у человека – его можно по-разному употребить. Можно придумывать изощренные планы грабежей, обманов, а можно этим же умом придумать, как сделать лучше для людей; как дома строить, как людей одеть, как их накормить.

Человеку даны руки – и, порой, эти руки бывают очень искусными, но очень важно то, как человек употребит это искусство, что он сделает своими руками: сделает ли какую-нибудь прекрасную вещь, на которую будут все любоваться, построит ли он дом или, наоборот, этими руками будет губить других людей.

Каждому человеку даны какие-то способности. Нет людей неспособных. И вот, сегодня Господь, обращаясь к каждому из нас, призывает нас с вами данные нам способности приумножать во благо. Во благо, в первую очередь, для нас самих.

Чтобы наша душа была радостна и спокойна, в ней должно быть добро, в ней должна быть любовь. Чтобы наша душа была радостна и спокойна, мы должны научиться, в своей душе, обращаться к Богу, молиться Ему и быть вместе с Ним, и тогда Господь будет указывать нам, как избегать зла и раздражения. Будет Господь указывать нам, что важно в этой жизни, а что не очень; куда нам нужно прилагать все свои силы, а куда и нет. Ведь смотрите: тот человек, который скрыл серебро господина своего – вот этот один талант закопал в землю – почему здесь такое выражение употреблено, что он его "в землю закопал"? – Это ведь тоже символ! Если на церковном языке мир духовный, высший, святой; мир любви, веры, надежды называется - "небом", то противоположный этому мир называется - "землей". И, значит, тот, который закопал в землю, - все силы свои и все свое умение, все знание употребил для того, чтобы приобрести что-то "доброе", но без Бога, без неба.

Но можно ли что-то доброе сделать без Бога? На всем протяжении своей истории человечество пытается что-то делать доброе без Бога, но ничего не выходит! Любое дело, делаемое без Бога, в конечном итоге оказывается не только вредным для делающего его человека, но и, самое важное, что оно этого человека оставляет, ни с чем – весь плод жизни, все, что он делал, рушится в один момент!

Мы с вами видим, как зыбка жизнь человека, как человек в один момент ее может потерять. Что же он возьмет с собой? Сумеет ли он взять с собой то, что он накопил? Будь это хоть самая небольшая сумма денег, или вещи какие-то, или дом, или квартира, или мебель – все то, что нам всегда кажется очень важным и нужным – сумеет ли это человек сохранить? – Нет! Не сумеет! А если всю жизнь ничего другого ты и не хотел, и ни о чем другом не думал, и ни к чему другому не стремился – с чем ты останешься? – Ни с чем!

Вот об этом и предупреждает нынешняя притча, что если человек зарывает свой талант в землю, т.е. не трудится для своей души, не ищет в жизни веры, надежды, любви, но весь погрязает только в повседневной суете, только в земных мыслях и не думает о небесном, то и то, что, как ему кажется, он имеет, у него и, то отнимется, потому что то, на что он надеялся, оказывается пустым, бесполезным и рассыпается в прах.

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы собрались в храм Божий для молитвы. Испросим у Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа благословения на то, чтобы данные нам от Господа таланты и способности мы всегда использовали для дел милосердия и любви, для того, чтобы умножать в своем сердце и веру, и надежду. Чтобы мы всегда помнили, что то, что дал нам Господь, мы должны приумножить во славу Его и ради блага ближних.

Аминь.

12.09.2010 Неделя 16-я по Пятидесятнице. Божественный Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Святое Евангелие, слово Божие, настолько вошло в саму жизнь человечества, настолько проникло буквально в сознание людей, вне зависимости от того, знают ли они о Христе, веруют ли они в Него или пока еще не пришли к этому, что порой некоторые понятия из нашей повседневной человеческой жизни даже для нас самих не всегда отождествляются с евангельским повествованием. Ну, например, когда мы говорим, что это «талантливый человек», мы, сами того не подозревая, обращаемся к евангельской притче, рассказанной Господом нашим Иисусом Христом, – притче, повествующей нам о тайнах Царствия Божия, притче, которая учит нас тому, как мы должны применять те способности, которые даны нам Богом.

На самом деле, говоря о ком-то, что он талант, мы прилагаем к этому выражению то, что только что с вами в храме услышали. Талант – это такая денежная единица в древнем мире, мера серебра, монета. Иисус Христос, желая нам с вами как можно доходчивее объяснить, как мы должны в своей жизни применять те дарования, которые не от нас с вами даже зависят, рассказал очень простую притчу о хозяине, который, отправляясь в некоторое путешествие, оставил своим подчиненным некоторую сумму денег: одному дал пять талантов, другому два, третьему один, – каждому, как говорится в Евангелии, в соответствии с его силами (см. Мф. 25, 14–30).

Дорогие братья и сестры, притча эта изображает нас с вами. Наш Господь призвал нас к жизни. Он дал нам дар жизни, мы родились в этот мир по Его воле. Это первый Его и важнейший талант, данный каждому из нас – дар жизни. Каждому из нас дал Господь и свои способности. Особенно родители это знают, у которых несколько детей: казалось бы, в одном доме воспитываются, фактически из одной кастрюли едят, в одной постели спят, а разные. У одного характер вспыльчивый, у другого отходчивый, один больше любит арифметику, другой больше любит стихи запоминать, одна умеет лучше рисовать, другому нравиться играть на музыкальном инструменте. Откуда это? Откуда это взялось в детях, почему они такие разные? Потому что каждому Господь дал свои способности, каждому Господь дал свой талант.

Что дальше происходит в этой притче? Когда возвращается хозяин, он зовет к себе своих подчиненных и спрашивает у них, как они распорядились теми талантами, которые были им вручены. И оказывается, что тот, кому дали пять талантов, постарался и приумножил это имущество, и еще пять талантов приобрел, стало у него десять, и он докладывает об этом своему господину. Так же поступил тот, у которого было два таланта: он тоже их приумножил, у него стало еще два, итого четыре, и он рассказывает об этом своему господину. Совсем по-другому поступил тот, кому был дан всего-навсего один талант. Он пошел и зарыл этот талант в землю, боясь его потерять, боясь, что вдруг с него спросят и потребуют с него больше, нежели ему дано. И более того, он еще и обвиняет своего господина, который дал ему такое испытание, говорит ему: «Я знаю, что ты господин жестокий, спрашиваешь того, что не давал, хочешь жать там, где не сеял, собирать там, где не расточал» (см. Мф. 25, 24).

Дорогие братья и сестры! Это тоже нас с вами Господь в притче изображает. Как мы распоряжаемся теми дарованиями, которые дал нам Господь На что мы их употребляем? И тут надо обратить внимание на этот момент, с этим одним талантом, который был зарыт в землю, потому что все понятно с теми талантами, которые были приумножены: это значит, что человек свои дарования, данные ему Богом, развил на добрые дела, приобрел новое для себя, то, что останется с ним всегда, – а вот что же тот, кто зарыл талант в землю?

На церковном языке «небом» называется мир духовный, вечный, а «землей» называется мир временный, преходящий. Можно сказать, «небом» называется все высшее, а «землей» очень часто обозначается все низшее. Значит, человек, который свой талант, то есть те способности, которые даны ему Богом, те дарования, которые у него есть, всю силу своей души зарыл в землю, – это что значит на библейском языке? Значит, что вместо святого и духовного, светлого и великого он все силы свои приложил к низкому и материальному, к тому, что сегодня есть, а завтра исчезнет. И получается, что он ничего не приобрел для своей души.

Когда человек, приумноживший свои таланты, в притче докладывает своему господину о том, что он сделал, господин хвалит его и говорит ему: «Вниди в радость господа своего». Это значит, дорогие братья и сестры, что когда мы прилагаем силы своей души для того, чтобы творить добрые дела, для того, чтобы научиться любви, для того, чтобы научиться состраданию, для того, чтобы научиться милосердию, когда мы прилагаем свои знания, таланты, умения, которые у каждого свои, для того, чтобы другим людям послужить, а не себе, когда мы эти силы своей души употребляем для заповедей Божиих, мы получаем радость Господа нашего, мы получаем то, чего никто у нас не отнимет. В другом евангельском повествовании говорится о том, что надо собирать себе сокровище на небе, а не на земле (см. Мф. 6, 19–21). Потому что на земле все мимотекущее, все могут украсть, все может пожар уничтожить, все может разориться, все может измениться. Любое дарование может исчезнуть, красота пропадает, ум исчезает, здоровье заканчивается, богатство расточается, умение исчезает, друзья отворачиваются. Ничего на этой земле мы не сможем для себя сохранить навечно, что не есть вечное. А вечное – это то богатство, которое Господь дает нам собирать в нашей душе: богатство веры, надежды и любви.

Итак, притча, которую мы только что услышали с вами, – притча о талантах, призывает нас все те силы: душевные, духовные, телесные, которые даны нам с вами, употреблять на то, чтобы приумножить духовное богатство наше, которое никто у нас не отнимет.

А что же с этим человеком, который зарыл свой талант в землю, что же с ним дальше происходит в притче? А дальше в притче господин говорит: «Отнимите у него этот талант, который он зарыл в землю» (см. Мф. 25, 28). Потому что у того, кто ничего не имеет духовно, отнимется и то, что ему кажется, что он имеет. Вот обратим внимание на эти слова: «кажется, что он имеет» (см. Лк. 8, 18). Тот человек, который в жизни гоняется только за материальным, думая, что все счастье только в этом временном мире, в конечном итоге глубоко ошибается. Он стремится к этому, а это ему не дается. Он приобретает какое-то имение, какое-то богатство, относительное, конечно, а потом оказывается, что это никакого счастья ему не приносит. Не приносит ему счастья ни одежда его, ни питание его, ни жилище его, ни его материальные условия, ни его положение – на работе, или в государстве, или в другом месте. Ничто не принесет человеку радости, если он все это делает без Бога в душе своей, если он не ищет самого главного. И то, что ему кажется, что он имеет в этой жизни, когда итог жизни наступает, оказывается, оказывается пустотой, ничего не значащей.

Дорогие братья и сестры! Мы сегодня услышали простую и ясную притчу, рассказанную Господом нашим Иисусом Христом, о наших с вами способностях, которые даны нам от Бога. Обратимся ко Спасителю и Господу нашему и попросим у Него, чтобы Он дал нам силы имеющиеся у нас таланты и способности употреблять для того, чтобы возрастать в добрых делах, в милосердии, в сострадании, чтобы учиться нам с вами вере, надежде и любви и приумножать данные от Господа нам таланты, чтобы и нам с вами по окончании короткого отрезка нашей земной жизни услышать от Господа: «Добрый рабе, благий и верный! Верен был в малом, над многим тебя поставлю. Вниди в радость Господа своего». Аминь.