Неделя 17-я по Пятидесятнице. Исцеление дочери хананеянки.

Евангелие от Матфея, 15:21-28

  • И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.
  • И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
  • Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
  • Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
  • А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
  • Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
  • Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
  • Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! великá вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

(19.09.2010 Неделя 17-я по Пятидесятнице. Воспоминание чуда Архистратига Михаила в Хонех. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы знаем Господа Иисуса Христа как любящего Спасителя, Который пришел в мир не для того, чтобы судить нас, но чтобы помиловать нас, для того чтобы Себя отдать за нас, для того чтобы, любя нас, научить и нас с вами любви.

Но то Евангелие, которое только что мы с вами слышали (Мф. 15, 21–28), может нас повергнуть в недоумение от таких слов, которые говорил Иисус Христос. Читая и слушая это повествование, мы не всегда понимаем, почему Христос так говорил об этой женщине.

К Нему, пришедшему в страну, которая была наполнена язычниками, подошла женщина и стала еще издалека кричать, умоляя о милости и прося у Него, чтобы Он исцелил ее дочь, которая жестоко бесновалась. Она так громко кричала, но боялась подходить близко ко Христу, потому что она была язычницей. А иудеи, которые имели истинную веру и знание истинного Бога, с презрением относились к язычникам. Они считали их не то что людьми второго сорта, а считали их как за животных и сравнивали их с собаками, как нечистыми животными. У них было страшное чувство превосходства. У всех, даже самых лучших, иудеев буквально с молоком матери было впитано, что они избранный народ, что к ним придет Мессия- Спаситель, что Он даст им Царство и что они за то, что хранят истинную веру, будут поставлены над всеми людьми. Причем это сочеталось и с личным благочестием, когда люди жили по заповедям Божиим, и с искренней молитвой ко Господу, и даже с жертвенной любовью к тем, кого они считали своими ближними, – но только не к язычникам, неверным, которые не знали истинного Бога.

Дорогие братья и сестры! Это евангельское воспоминание должно заставить нас задуматься, не бываем ли и мы похожи на этих древних иудеев в своей гордыне и в своем самомнении. Имея величайшее счастье, имея величайшую радость быть детьми нашей Святой матери-Церкви, спросим у себя, как мы относимся к тем, кто не познал еще истины Христовой. Нет ли в нашем сердце такого же превозношения над другими людьми, еще не ведающими этой высокой радости – жить под благодатью Божией? Не делим мы людей случайно на «чистых» и «нечистых»? Причем это не обязательно только по признаку веры может происходить. Иногда человек, видя грехи другого человека, думает о нем: «Какой он грешник недостойный! Как он гибнет! Вот так ему и надо, потому что он неблагочестивый, не соблюдает заповедей Божиих». Вот это страшное чувство гордыни …………………………… ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. /обрыв записи/

(30.09.2012 Неделя 17-я по Пятидесятнице. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы сейчас с вами слышали Евангелие, которое нам очень важно внутренне духовно усвоить, для того чтобы помнить о том, как нам правильно вести себя в современной жизни. Обратим внимание на такие слова из услышанного Евангелия: «Кто постыдится Меня и Моих слов в этом роде, прелюбодейном и грешном, того и Я постыжусь, когда приду во славе с Ангелами Своими» (см. Мк. 8, 38).

О чем это говорит Господь? Господь говорит о манере нашего поведения в повседневной жизни. Задумаемся: постоянно ли мы ведем себя в человеческом общении, в нашем внутреннем целеполагании, в наших стремлениях так, как христиане? То есть христиане ли мы в действии в нашей обычной жизни? Не стыдимся ли мы своей собственной веры? Иногда кажется, что стыдиться веры – это значит бояться, чтобы узнали о тебе, что ты ходишь в храм; такое было несколько десятилетий назад, когда наша страна была безбожно-атеистической. Иногда думают, что стыдиться быть христианином – это когда человек боится носить крест, что увидят, что он верующий; и это было. Но сейчас никого не удивишь ношением креста, на это уже никто не обращает внимания, никого не удивишь и тем, что ты приходишь в храм Божий. Так что, значит, эти слова Иисуса Христа уже к нам никак не относятся? Что, мы такие уже хорошие христиане?

Дорогие братья и сестры! Обратим внимание на то, что сейчас современный мир для себя считает самым важным и самым главным. Это так называемый успех. Когда человек успешен? Когда у него есть деньги, и он покупает те вещи, о которых говорят по телевизору с утра до вечера в рекламе. И вот человек смотрит и думает: «Вот ведь когда я буду успешен, вот когда я буду достоин называться человеком – если я буду правильным шампунем мыть свою голову, правильной пастой чистить зубы, одевать правильную одежду, я буду тогда счастлив!» – Это не смешно, это страшно. Потому что и на самом деле современный мир именно на это нацелен: какую купить машину, в каком доме ты живешь, какую должность ты занимаешь, – это главная цель, это самое важное. А вот теперь представьте, если вы не это ставите главным в своей жизни.

Представьте себе, если мы начинаем проявлять сострадание к тем, от кого другие люди отворачиваются. Представьте, если мы бываем милосердны вдруг к тем, кто по всем меркам человеческого мира недостоин нашего милосердия. Представьте себе, если нас обижают, а мы в ответ не мстим. Представьте себе, если мы не желаем, образно говоря, идти по трупам, чтобы во что бы то ни стало достигнуть какого-то жизненного положения. Представьте себе: семья не желает уничтожать детей во чреве матери, делать аборты, и рождает детей, и становится многодетной, – на них пальцем показывают, смеются над ними. Смеются также над любым проявлением подлинных христианских чувств: прощения, сострадания, истинной любви. Истинная любовь уже в посмешище предается в современном мире! Любые способы так называемой «любви», особенно извращенной и греховной, воспеваются, восхваляются – кроме подлинной любви.

Так вот что значит: «Кто постыдится Меня и Моих словес в роде сем, прелюбодейном и грешном, того и Я постыжусь, когда приду со Ангелами Своими». Мы должны быть христианами в этом мире. Нам надо сохранить себя от этой заразы потребительского отношения. Да, сейчас нет гонения на Церковь: пожалуйста, носи крест, ходи в храм. Но весь мир живет по безбожным законам. Это языческое общество. Разве думают те люди, которые друг с другом соревнуются в тщеславии и гордыне, о Боге?

А мы не увлекаемся ли тем же? Нас не соблазняет это?

Так какой же путь? Как нам сохранить себя? Как оставить в себе эту веру?

Об этом тоже сегодня мы с вами слышали в Евангелии. Христос сказал: «Если хочешь последовать за Мной, отвергнись от себя, возьми крест свой и иди за Мной» (см. Мк. 8, 34).

Что значит «отвергнись от себя»? От чего отвергаться? От какого «себя»? Вот вдумаемся в эти слова: «отвергнись от себя». Из чего проистекают в основном все грехи? Мать всех грехов, согласно учению православному, гордыня. Гордыня – это славянское слово. А растолковать его, чтоб было более понятно, переводя на современный язык, можно так: подлинная гордыня проистекает из эгоизма, когда я во главе всего. Для меня все нужно. Важно, чтобы меня не обижали, меня не трогали,меня любили, мне помогали. Важно, чтобы мне было хорошо, как другим – все равно.

Вот это и есть та самая гордыня, тот эгоизм. Это то самое, о чем говорит Иисус Христос: «Отвергнись от себя». Перестань себя ставить во главу угла. Перестань думать, что весь мир для тебя существует. Нет. Отвергнись от своего самолюбования, самоуслаждения, от того, чтобы самому из себя делать идола. Помните, в Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского есть такие слова, когда самолюбие он называет: «самоистукан бых страстьми своими», – то есть когда сам себе служишь, как идолу.

Итак, Господь предлагает нам другой путь: отвергнуться от себя, взять свой крест и идти за Ним. А что значит взять свой крест и идти за Иисусом Христом?

Иисус Христос пришел в мир не для того, чтобы Ему служили (см. Мф. 20, 28). Смотрите, Он же Бог, воплощенный Бог, что может быть выше и больше? Он приходит в мир – казалось бы, весь мир должен повергнуться ниц и только служить Ему. Но нет. Христос приходит для того, чтобы послужить миру. И Его служение миру простирается до того, что Он берет наши с вами грехи на Себя и за нас умирает на Кресте. Вот уж где нет ни малейшего эгоизма. «Я пришел исполнить не Свою волю, – говорит Господь, – но волю пославшего Меня Отца» (см. Ин. 5, 30).

Итак, взять свой крест и идти за Христом – значит, отвергнувшись от своего самолюбия и эгоизма, следовать в своей жизни святым заповедям Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Чтобы не наша воля была главной, не наши стремления были в нашей жизни главными, но заповеди Божии.

Вот от этого труднее всего нам отказаться. Даже в вере и то мы пытаемся свое поставить выше того, что заповедал нам Господь. А так уж ли много нам Господь заповедал? Так уж ли трудны Его заповеди? Так уж ли трудно их запомнить и исполнить? Казалось бы, чего проще: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею крепостию твоею, и всею душою твоею, и ближнего твоего, как самого себя» (см. Мф. 22, 37–39; Мк. 12, 30–31). Вот, казалось бы, как просто. Но нет в нашем сердце этого дара любви.

Об этом-то нам и надо просить. Будет в сердце дар любви – найдем силы отвергнуть свое самолюбие. Будет в сердце дар любви – найдем силы нести свой жизненный крест и переносить все то, что посылается нам промыслом Божиим для нашего исправления. Смотрите, как Господь предупреждает нас, мы слышали сегодня это в Евангелии, Он говорит: «Что пользы, если вы весь мир приобретете, а душу свою погубите?» (см. Мк. 8, 36).

Дорогие братья и сестры! Сегодняшнее евангельское чтение дает обильную пищу для наших с вами духовных размышлений, чтобы у нас открылись глаза, и мы видели, что те ценности, которые предлагает нам греховный и прелюбодейный мир, ведут к гибели нашей души, чтобы мы видели, что у нас единственный путь спасения – идти за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом. Крест, который мы носим с вами на груди, пусть будет напоминанием нам о том, что мы должны отвергнуться от себя, от своих грехов, взять свой жизненный крест и идти за Спасителем нашим и Господом Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков. Аминь.

(29.09.2012. Неделя 17-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Завтра Святая Церковь чтит память святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Эти мученицы во II веке по Рождестве Христовом пострадали за свою веру. Собственно говоря, Вера, Надежда и Любовь – это были дети: Вере было 12 лет, Надежде 10, Любови 9. Они были христианами. Когда воздвиглось гонение на христиан и стали принуждать христиан отречься от веры, мать этих трех девочек София предупредила их и сказала: «Готовьтесь к встрече с вашим Небесным Женихом, готовьтесь к встрече с Господом, ибо нет ничего радостнее, чем быть вместе с Богом». То, что происходило с этими детьми и как их мучили, не укладывается в нормальном человеческом сознании. Какое изощренное нужно было иметь чувство ненависти к Богу и одновременно какое жуткое человеконенавистничество нужно было иметь мучителям, чтобы поочередно, начиная со старшей, мучить этих девочек; в конечном итоге каждая была усечена мечом; а мать оставили в живых, чтобы она мучилась тем, как они считали, что она сделала со своими детьми, как она их плохо воспитала. Мать умерла на третий день после мучения своих дочерей.

Это было давно. Память об этих святых мученицах до сих пор в памяти Церкви, и, конечно же, они живы пред Богом и молятся за нас, и особенно за тех, кто носит имена Веры, Надежды, Любви и Софии. Но не только в воспоминание об их подвиге Святая Церковь предлагает нам прославить их честную память. Сами эти имена: Вера, Надежда и Любовь – есть три основных и фундаментальных добродетели, без которых человек не может спастись. Это то, что у каждого христианина должно быть – вера, надежда и любовь. Вспоминая подвиг этих мучениц, мы в первую очередь просим у Господа, чтобы Господь даровал нам эти добродетели.

Вера. Без веры невозможно угодить Богу. Без веры невозможно человеку жить духовной жизнью. Вера – это особое чувство, которое дает возможность человеку невидимое видеть так, как будто оно видимое, а то, чего мы только еще ожидаем, воспринимать как уже случившееся. Действительно, мы не видим духовного мира, но верою своею мы ощущаем его. Мы не видим Бога, но верою своею мы знаем Его. Мы не можем себе представить, какова будет жизнь будущего века и единение с Богом в райских обителях, но, благодаря нашей вере, мы стремимся к этому. Вера обычно изображается в виде креста. Крест есть символ нашей веры. И очень символично для нас, что в дни Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста мы с особым усердием просим Господа о том, чтобы Он даровал нам веру. Вспомним евангельские повествования, вспомним чудеса, которые творил Господь Иисус Христос. В каждом случае Он спрашивал у человека: «Веришь ли ты? Если ты веришь, то все возможно верующему» (см. Мк. 9, 23). «По вере вашей да дастся вам», – говорил Господь (см. Мф. 9, 28–29). Вот какая это уникальная добродетель – вера. И мы ныне, прославляя мученицу Веру, просим, чтобы Господь даровал нам святую веру, ведущую ко спасению.

Надежда. Надежда обычно символически изображается в виде якоря. Вот некоторые говорят о том, что на старинных крестах, на храмах якобы изображены полумесяцы: в Троице-Сергиевой лавре, в других местах. Ничего подобного, это не полумесяцы – это изображение якоря. Якорь является символом нашей надежды. Потому что, как якорем корабль закрепляется на одном месте, и никакие бурные волны не могут его с этого места сдвинуть, так и надежда наша на Господа помогает нам преодолеть все бурные течения нашей страстной жизни. Надежда – это тот якорь, которым мы держимся в своей жизни, не позволяя себе уклониться в ненужное течение, уклониться в недолжный путь. Потому что один путь спасения нашего – с Господом нашим Иисусом Христом. И мы просим ныне у святой мученицы Надежды, чтобы по ее молитвам нам никогда не унывать, никогда не отчаиваться, но всегда иметь в своем сердце надежду на Господа нашего Иисуса Христа. И надежда наша никогда не будет постыжена, и мы никогда не впадем в уныние, если будем иметь в себе эту добродетель.

Над всеми сими добродетелями добродетель любви наивысшая, ибо так Господь о ней сказал, что это высшая заповедь в законе: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею крепостию твоею, всею душою твоею, и ближнего своего, как самого себя» (см. Мф. 22, 37–39). Любовь часто изображается символически как солнце. Поэтому, вернувшись еще раз к объяснению изображений креста, на многих куполах мы можем видеть, что там не только внизу, у подножия креста, изображен якорь надежды, но и посередине, в перекрестье креста, изображается солнце с лучами. В той же Троице-Сергиевой лавре мы можем это видеть. Это обозначение любви Божией к нам, и нашей любви друг ко другу. И мы молимся ныне святой мученице Любови, чтобы любовью было озарено и наше сердце. Потому что если любви в нашем сердце не будет, то и спасения у нас не будет. Апостол Павел говорил о себе, что если он будет иметь веру такую, что и горы будет переставлять, а любви не будет иметь в сердце своем, то он медь звенящая (см. 1 Кор. 13, 1–3). Без любви невозможно спасение. Потому что Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы никто из верующих в Него не погиб, но имели жизнь вечную (см. Ин. 3, 16). И потому и узнают нас с вами, что мы ученики Его, Господа нашего, если будем иметь любовь между собою (см. Ин. 13, 35).

Что же значит, что эти мученицы были фактически детьми? А помните, как Иисус Христос сказал, когда ученики отгоняли от Него детей? Он взял отрока, обнял и сказал: «Истинно говорю вам, кто не умалится, как это дитя, не войдет в Царство Божие» (см. Мф. 18, 1–4; 19, 13–14). Так говорил Господь о чистоте человеческого сердца – о чистоте, которая свойственна детям, об искренности веры, которая свойственна детям, об искренности их надежды, которая свойственна детям, и об искренности, и чистоте, и непосредственности их любви. Вот и нам бы с вами быть чистыми сердцами, как дети. Тогда бы и было близ нас Царство Божие.

Имеет смысл и имя матери их – София, что в переводе означает премудрость. Она оказалась премудрой по Божественному разуму, не по человеческому. По человеческому ей бы надо было научить своих детей и сказать: «Ну что вы, ничего особенного: бросьте там три лепестка или три ладана перед этими статуями, ничего особенного, ну, скажите, что отрекаюсь, а в душе не отрекайтесь», – ну, как учили нас вот совсем не так давно. По своей премудрости она объяснила им – и они это поняли, – что ни с какими временными благами не может сравниться жизнь вечная. И человек может в погоне за временными благами и удобствами потерять жизнь вечную. Вот в чем премудрость. Дай Бог и нам быть премудрыми и всегда видеть, что главное в нашей жизни, и избегать того, что ведет к гибели.

Дорогие братья и сестры! Святая Церковь призывает нас почтить подвиг святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Почитая и прославляя их, будем просить у Господа, чтобы в наших сердцах с премудростью Божией всегда горели вера, надежда и любовь. Аминь.