Неделя 18-я по Пятидесятнице. Чудесный лов рыбы и призвание апостолов.

    Евангелие от Луки, 5:1-11

    • увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.
    • Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.
    • Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.
    • Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.
    • Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.
    • И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.
    • Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.
    • Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;
    • также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.
    • И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.

    (16.10.2011 Неделя 18-я по Пятидесятнице.)

    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

    Как надо жить христианину? Как правильно поступить в той или иной ситуации? Какие заповеди и руководства к действию для человека, верующего в Господа Иисуса Христа?

    Каждый из нас хотел бы это знать. И те, кто стремится к этим знаниям, стараются читать Святое Евангелие, книги святых отцов, изучают учение Церкви. Много есть хорошей, правильной, назидательной, духовной святоотеческой и боговдохновенной литературы. Однако то, что мы услышали сейчас только что в Святом Евангелии, может в нашем сознании все эти книги заменить. Не у каждого человека хорошо с памятью, чтобы держать в ней все время, какие есть заповеди Божии и какие установления. Но то, что только что мы услышали из Святого Евангелия, как из уст Самого Господа Иисуса Христа, обращенное к нам, дает нам правильный ключ к любой жизненной ситуации, к любому поступку. Всегда легко по этому ключу себя проверить: так или не так я делаю. Что же мы услышали такого? Мы услышали слова Господа Иисуса Христа, Который сказал: «Во всем, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (см. Лк. 6, 31).

    Вдумаемся – как просто! И не надо ничего учить и ничего запоминать! Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали, так и вы поступайте. Нравится нам, когда нас поддерживают в трудную минуту? Конечно, нравится. Значит, и мы – что должны делать? Тоже должны поддерживать других людей, у которых трудная ситуация. Нравится нам, когда нас утешают тогда, когда нам горько и скорбно? Что мы должны делать? Значит, и мы должны, видя, что человек скорбит или ему плохо, его утешать. Нравится нам, когда нам помогают, когда мы находимся в тяжелых жизненных обстоятельствах? Конечно, нравится! Значит, и мы должны поступать так же. Нравится нам, когда к нам относятся ласково, с любовью, с пониманием? Естественно! Значит, и мы должны относиться к людям ласково, с любовью, с пониманием.

    Не нравится нам, когда нас обманывают. Так и мы не должны обманывать. Не нравится нам, когда о нас сплетничают, говорят плохо, пересуды о нас всякие совершают. Так и мы не должны этого делать: не сплетничать, не злословить. Не нравится нам, когда на нас гневаются или нам мстят, – так и мы не должны этого делать. Нравится нам, когда нам прощают наши неблаговидные поступки, за которые нам самим стыдно. Следовательно, и мы должны прощать.

    Дорогие братья и сестры, как все просто! Как легко это запомнить! Но вот бы нам всегда это в нашей жизни применять: во всем, как мы хотим, чтобы с нами поступали люди, так бы и нам поступать. Вот тогда-то мы и исполним все заповеди Божии. Никто ведь себе зла не желает, никто ведь себе плохого не ищет. Значит, мы никому не должны делать ни зла, ничего плохого.

    Да ведь не только это. Нам не нравится, даже когда думают о нас плохо; мы чувствуем это, когда о нас думают плохо. Значит, как мы-то должны поступать? Мы не должны даже этих мыслей плохих в отношении других людей носить в себе.

    Какое простое и ясное евангельское свидетельство для нас! Впору каждому из нас обратиться к своей совести и посмотреть, как мы живем, и так ли мы поступаем, и так ли мы чувствуем, как заповедал нам Господь Иисус Христос. И если мы это сделаем совершенно искренне перед собой, перед своей совестью, то горько нам станет, – потому что ничего подобного в нашей жизни не происходит. Нам все то, что нам нравится, – это хорошо, мы для себя все хотим и хотим: чтобы нам служили, чтобы нас любили, чтобы нам помогали, чтобы нас не обижали, все это да – для нас, но когда речь идет о других, у нас все это прекращается. Как страшно. А ведь это на самом деле грех. Нарушая вот эту заповедь Христову, мы грешим.

    Ведь что такое грех? Грех – это противление воле Божией. Вот Бог предлагает нам и говорит нам так делать, а мы делаем по-другому – вот он и грех. Вот он откуда берется – когда мы противоречим воле Божией. А грех – это страшная вещь. Грех – это уже вражда против Бога. Ибо грех тем страшен, что он отделяет нас от Бога. А Бог ведь источник жизни. Без Него нет ни жизни, ни спасения, ничего.

    Вот так, когда мы подумаем внимательно, и посмотрим сами на себя, и увидим наши грехи, что мы должны делать? Конечно, в первую очередь стремиться исправиться. Но еще, самое важное, – нам надо у Бога просить прощения, чтобы Он нам помог исправиться, чтоб Он дал нам силы поступать так, как Он заповедал нам, чтобы Он снял с нас этот грех. Поэтому-то мы постоянно и молимся в храме одной простой молитвой, она многократно повторяется, мы взываем ко Господу: «Господи, помилуй!» То есть просим у Него милости. Мы не просим у Него: «Господи, будь с нами справедлив». Да нет, какая же справедливость. Если бы по справедливости, то каждого из нас следовало бы наказать за наши грехи. Если бы по справедливости, то ни один бы из нас и не заслужил радости, и любви, и жизни с Богом за наши грехи и наши недостоинства. Нет, мы просим у Господа милости.

    Но мы сегодня в Евангелии также слышали, что нам нужно делать для того, чтобы Господь был к нам милостив. И это тоже довольно просто. Просто рассказал нам Господь Иисус Христос, что мы должны делать. Мы должны делать добрые дела не только тем, которые нам делают добрые дела, но любому человеку. Мы должны любить не только тех, которые нас любят, но даже тех, которые нас ненавидят. Мы должны помогать не только тем, которые нам помогают, но даже тем, которые нас видеть и слышать не хотят. «Потому что, – говорит Иисус Христос, – Отец ваш Небесный милостив и на безблагодатныя и злыя» (см. Лк. 6, 35).

    Что это значит? Да вот мы с вами и безблагодатные и злые. А Господь, Отец наш Небесный, бывает к нам милостив.

    И завершалось сегодняшнее евангельское повествование словами: «Будьте же милосерды, как милосерд Отец ваш небесный» (см. Лк. 6, 36). Это очень сочетается со словами молитвы, которую мы с вами читаем, «Отче наш»: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».

    Итак, увидев через призму своей совести, что мы далеко не по-христиански поступаем, и жизнь наша далека от христианского совершенства, будем просить у Господа Бога милости и прощения за наши грехи. Но одновременно будем помнить, что эту милость и прощение мы получим от Господа Иисуса Христа тогда, когда сами будем милосердными.

    Святые и золотые слова мы услышали сейчас в Святом Евангелии. Вот достаточно исполнить их только лишь, и можно уже войти в Царствие Божие. Дорогие братья и сестры! От всех наших верующих сердец обратимся ко Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу и попросим у Него, чтобы дал Он нам сил, разума, крепости всегда поступать со всеми так, как мы хотим, чтобы с нами поступали, чтобы нам учиться милосердию и прощению, чтобы Господь простил нам наши грехи, так же, как и мы прощаем должником своим. Аминь.

    (07.10.2012 Литургия. Неделя 18-я по Пятидесятнице.)

    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

    Каждый из нас в свое время был призван Господом к вере. Это призвание в нашей повседневной жизни выражается, как правило, в каких-то внешних обстоятельствах. Кто-то был призван к вере в глубоком детстве, когда был воспитан или своими родителями, или бабушкой, дедушкой, и когда с глубокого детства в сердце человека была вложена вера, как словами, так и благочестивым примером его родных. Кто-то был призван к вере, когда в его жизни случилось горе, и, не находя нигде утешения, человек обрел это утешение в Церкви Христовой и открыл для себя Господа. Кто-то был призван к вере через своих знакомых, с которыми повстречался или на работе, или по месту жительства, и которые привели его в храм Божий, открыли ему радость знания Господа. Всех жизненных обстоятельств, через которые каждого из нас по-своему Господь призвал к вере, не перечислить, и у каждого они свои, и для каждого человека это призвание памятно. Но все эти призвания имеют одно общее: именно Господь обращается к человеку и зовет его за Собой. Отсюда и название – призвание.

    Всех нас призывает Господь Иисус Христос идти за Собой. И наша жизнь, собственно говоря, и есть этот наш путь. И если мы идем за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, значит, мы счастливы – мы правильным идем путем.

    Другой вопрос, что на этом пути мы спотыкаемся, иногда заблуждаемся, иногда начинаем идти в другую сторону, иногда просто падаем и валяемся – все бывает как в жизни нашей, так и в нашем духовном становлении.

    Сегодня мы с вами слышали евангельское повествование о тех жизненных обстоятельствах, при которых были призваны первые ученики Христовы: апостолы Петр, Иоанн и Иаков. Эти жизненные обстоятельства подробно описаны в Евангелии, и это не случайно, потому что они важны для нас с вами, ибо и в нашей жизни, и в нашем призвании есть некоторые общие точки. Вспомним же, что только сейчас мы с вами слышали в прочтенном Святом Евангелии (Лк. 5, 1–11).

    Иисус Христос проповедовал на берегу Геннисаретского озера. Очень много народу собралось, все хотели Его видеть. Рядом – две рыбацких лодки. Рыбаки трудились целую ночь, утро уже было, за ночь ничего не поймали, занимались тем, что полоскали пустые сети, отмывали их. Христос просит Симона – того человека, которого потом наречет Петром, – чтобы он пустил Его в свою лодку; тот разрешает, и они немного отплывают от берега, так, чтобы все могли видеть Иисуса Христа, и Он начинает проповедовать всем людям (см. Лк. 5, 1–3). В данном случае в Евангелии не описывается, о чем проповедовал Иисус Христос, потому что не на это обращается наше внимание. Смотрите, Христос Сам приходит к Петру, Сам предлагает войти в его лодку. Просит даже у него, просит!

    Дорогие братья и сестры! В нашу жизненную лодку Христос просит нас, чтобы мы Его пустили. Не просто предлагает, а стучится в двери наших сердец, чтобы мы пустили Его в свою жизнь. Христос рядом с нами. Нам только надо приложить усилия к тому, чтобы открыть свою душу для Господа. Это первый нравственный урок и вывод из сегодняшнего Евангелия.

    И каждый из нас знает об этом. Потому что мы чувствуем, как бывает нам радостно, когда мы ощущаем Божие присутствие в своей жизни. Да – и как нам бывает печально, когда мы его с вами прогоняем.

    Что же дальше происходит? Христос заканчивает Свою проповедь. И Он желает как-то отблагодарить рыбаков. Он видит, что у них пустые сети, и говорит им: «Отплывите в глубину и бросьте ваши сети в озеро». Они даже начинают про себя улыбаться и думать: «Он не понимает, о чем говорит». Они опытные рыбаки, всю ночь трудились, ничего не поймали. Говорят Ему: «Наставник! Всю ночь трудились; нет сегодня рыбы, нет лова». А дальше они говорят интересные слова, которые для нас важны; они говорят Ему: «Но по слову Твоему сделаем» (см. Лк. 5, 4–5). Ну, как бы ради уважения, что такой великий Человек им говорит, хотя про себя они думают: «Бесполезное дело!» И вот – «по слову Твоему сделаем».

    Дорогие братья и сестры! Это образ нашей жизни. Как часто мы думаем, что мы мудрее Самого Господа. Как часто мы свои человеческие представления, человеческие понимания ставим выше Божественных заповедей. Заповеди нам говорят одно – мы поступаем по-другому. Нам Господь говорит: «Не надо лгать, не надо обманывать», – мы хитрим, лжем, обманываем. Нам Господь говорит: «Надо прощать друг другу», – мы мстим и никак не можем простить. Нас Господь учит, что надо сердце свое посвящать Богу, молиться, обращаться к Нему, – но нет, мы считаем, что мы мудрее. Смотрите, что говорят апостолы. Они-то, как рыбаки, все понимали, что никакой рыбы не будет, но говорят: «По слову Твоему сделаем».

    И что же происходит? Чудо происходит! Обе сети таким количеством рыб наполняются, что они не успевают вытаскивать, лодки наполняются рыбой до самых бортов, так, что уже тонуть начинают (см. Лк. 5, 6–7). Вот сколько рыбы поймали! Чудо Божие произошло!

    Когда мы не доверяем Богу в своей жизни, и когда мы ставим свое разумение человеческое выше, мы исключаем чудо из нашей жизни. Исключаем. Как мы можем допустить, чтобы случилось чудо в нашей жизни, если мы Бога не слушаем? Вот очень важный урок из сегодняшнего Евангелия. Нам надо слышать слово Божие, слышать заповеди Божии и, подобно апостолам, невзирая ни на что, говорить: «Но по слову Твоему сделаем». Будем стремиться жизнь свою строить по слову Божию, и в нашей жизни будет случаться чудо, такое, что, по человеческим меркам казалось бы, оно невозможно, а оно будет происходить. И на опыте каждый из нас знает, что в нашей жизни такие чудеса бывают, и случаются; и именно тогда, когда мы вверяем себя в волю Божию, происходят необъяснимые вещи, о которых никак не объяснишь, почему они произошли, а Господь благословляет нас. А если мы будем читать и жития святых, и историю нашей Церкви, мы увидим, сколько же таких чудес встречается и в жизни людей, и в жизни целых народов тогда, когда люди поступают по слову Божию, – так, как поступили ученики.

    Ужас, говорит Евангелие, объял рыбаков (см. Лк. 5, 9). Ужас. Это священный трепет. Надо всем нам иметь страх Божий. Мы немного об этом забываем. Мы не понимаем, что такое «страх Божий». Страх Божий – это такое чувство, когда мы боимся оскорбить величие Божие своей греховностью и нечистотой. Эти рыбаки увидели, Кто перед ними, и ужас их объял, священный ужас – тот, который приводит людей к покаянию. И что делает апостол Петр? Объятый ужасом, он говорит: «Господи, выйди от меня». Прогоняет Его из лодки: «Выйди от меня». Представляете, Он чудо совершил, а Ему говорят: «Выйди от меня»! А дальше объясняет: «потому что я человек грешный» (см. Лк. 5, 8).

    От священного ужаса открылось сердце у апостола Петра, и он увидел свои собственные грехи, увидел свое недостоинство. Вот, дорогие братья и сестры, и нам с вами надо, с благоговением взирая на Господа, просить у Него, чтобы нам увидеть свое собственное недостоинство. Как трудно нам видеть свои грехи! В Патерике (Патерик – это книга, где описывается жизнь древних отцов) приводится беседа двух старцев: один говорит другому: «Я вчера Ангелов видел», тот ему отвечает: «Эко, – говорит, – Ангелов видел! Грехи свои увидеть бы».

    Видите, о чем идет речь? Как трудно человеку увидеть свои собственные грехи! Апостол Петр увидел. Но дальше-то что, интересно, происходит? Как описывает Евангелие: когда апостол Петр говорит эти слова, он обнимает Его колени, прижимает Его к себе (см. Лк. 5, 8). С одной стороны, говорит: «Выйди от меня», – а с другой, хватает Его и не отпускает. Потому что понимает, что без Иисуса Христа теперь для него нет жизни и нет ему спасения.

    Вот так и мы с вами, сознавая свои собственные грехи, свое крайнее недостоинство, не должны из жизни своей отпускать Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. И, исповедуя свою духовную пустоту и нечистоту, одновременно всем сердцем своим прижиматься к Его коленям, чтобы Он не оставлял нас в нашей жизни.

    И даже завершение евангельского чтения и то дает нам очень интересный урок. Смотрите, какой подарок сделал Иисус Христос этим рыбакам: две лодки, полные рыбы. Вот сейчас это все взять, быстрее тащить на базар, – сколько можно продать, сколько можно всего получить! Собственно говоря, это – их работа, их заработок, они для этого и трудились. Но что происходит? Они приходят к берегу, оставляют свои лодки, оставляют эту рыбу и идут за Иисусом Христом. Потому что Иисус Христос говорит изумленному Петру, который в ужасе пребывал от чуда: «Я тебя сделаю теперь ловцом человеков. Раньше рыбу ловил – теперь будешь людей ловить». Таким образом, Иисус Христос поставляет его в апостолы, в Свои ученики, которые приведут духовными сетями в Церковь Божию миллионы и миллионы людей, и нас с вами (см. Лк. 5, 10–11).

    Вот что такое призвание. Каждый из нас с вами призван Господом Иисусом Христом. Мы услышали, какие жизненные обстоятельства были при призвании первых апостолов. У нас были свои жизненные обстоятельства. Но, уверен, у каждого они тоже схожи и имеют нечто общее. Так пойдем же за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, как пошли за Ним апостолы. Осознаем свое греховное недостоинство и в священном ужасе и трепете прижмемся к Церкви Христовой всем сердцем своим, ибо здесь наше спасение, здесь наш путь, истина и жизнь (см. Ин. 14, 6). Аминь.

    (11.10.2014 Неделя 18-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.)

    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

    Наше счастье и наша радость, дорогие братья и сестры, что мы с вами принадлежим к Святой Церкви Христовой, которую Спаситель мира Господь Иисус Христос основал на земле, для того чтобы никто из нас не погиб, но мы бы с вами имели вечную жизнь (Ин. 3, 16). Никто! Это значит, что Христос пришел для всех: и умных и не очень умных, и старых и молодых, и быстрых и медлительных. И какой бы не был характер у человека, и какое бы не было у него внутреннее устройство его психики, Господь пришел для всех, для каждого из нас. Вот в этом-то и наше счастье. Не сказал Господь: «Я выберу Себе только таких, которые очень хорошо соображают, все хорошо запоминают, быстро все делают». Нет, Господь любого человека принимает. И в этом наше счастье.

    Сегодня мы слышали с вами Евангелие, в котором очень ясно это видно (Ин. 20, 1–10). Вот два апостола, два ученика Иисуса Христа – Петр и Иоанн. Иоанн себя по имени не называет, он сам описывает это событие, он всегда избегает о себе говорить и называть себя по имени. Тем не менее, мы слышали сегодня, как поступили эти два ученика, услышав о том, что гроб, куда был положен Иисус Христос, пустой. Они побежали, причем один прибежал быстрее – Иоанн, он был помоложе, и поэтому прибежал быстрее. Но почему-то он в гроб не зашел. А гроб на Востоке – это не так, как у нас, это в скале высеченное специальное место, такая как бы пещера, куда можно было войти. Он издалека только увидел, что там лежат пелены, которыми было обвито Тело Господа Иисуса Христа, но он туда не вошел.

    Прибегает Петр – и входит в гроб, не боится войти. Что же такое, почему такое разное отношение? Почему один не входит, а другой входит?

    Отношение к вере у каждого из нас свое. Один как-то быстро приходит к вере, заходит в храм – легко заходит, тут со всем знакомится, узнает все порядки, начинает молиться, начинает узнавать, какие правила церковные. А другой очень долго ходит вокруг храма, издалека смотрит на него, ему даже страшно войти. Принимает ли Господь?

    Принимает Господь! И того, кто быстро заходит в храм, и того, кто медленно входит в храм, и того, кто сразу принимает веру, и того, кто очень долго сомневается, и мучается, и взвешивает. Вот о чем нынешнее Евангелие, которое мы только что с вами слышали. Какими бы разными путями мы не шли ко Господу: один быстро идет, другой медленно, один более решительный, другой более стеснительный, – Господь всех нас зовет к Себе. Он не взирает на наши с вами внутренние человеческие разности. Он всех нас призывает в Свое вечное Царство. Потому что Он для того и пришел в этот мир, для того умер на Кресте и воскрес, чтобы мы все с вами, такие разные, не погибли, но имели вечную жизнь.

    И вот, каждую неделю в воскресный день Святая Церковь напоминает нам о великом чуде – Воскресении Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И ныне мы с вами, собравшись в храме, услышали в Святом Евангелии о том, как два апостола убедились в Воскресении Христовом. Хотя Самого Христа не видели – а видели только одежды, которыми Он был обвит, когда был положен во гроб.

    Можно сказать, и мы своими глазами Иисуса Христа не видели. Но мы видим то, что дает нам Церковь, как некие одежды Христовы. Мы видим святые иконы, мы видим Таинства, мы видим обряды, мы слышим молитвы, мы участвуем в богослужении. Это как одежды воскресшего Христа, видя которые мы веруем в Самого Спасителя и Господа нашего, как уверовали в Него апостолы, что Он воистину воскрес.

    Дорогие братья и сестры! Услышав святое благовествование в сегодняшний день, испросим у Господа нашего, чтобы Он научил нас всегда веровать в Него. Помните, чем Евангелие закончилось? Когда оба ученика зашли в гроб и увидели одежды, они пошли к себе – уже неся в сердце знание о Воскресении Христовом. Так и мы с вами. Как из Божественного гроба Воскресения, исходя из храма Божия, придя к себе, в свои дома, в свои семьи, будем всегда в сердцах иметь свет Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, будем всегда помнить о том, что мы христиане, и нам следует в нашей жизни идти за Ним, Спасителем нашим, Ему же слава во веки веков.

    Аминь.

    (12.10.2014 Неделя 18-я по Пятидесятнице. Литургия.)

    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

    Мы с вами выбрали христианский путь жизни. Господь Иисус Христос позвал нас идти за Ним, и мы стараемся идти за Ним. Иногда кажется, что этот путь христианский легкий. Да и Сам Господь так говорил: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» (см. Мф. 11, 30). А иногда нам кажется, что этот путь невероятно тяжелый и что по нему идти просто невозможно. Такое ощущение возникает, что Господь такую высокую планку нашего поведения нам дает, что мы подняться к этой планке не можем. Вот и сейчас, те слова, которые мы слышали в Евангелии, – это читался отрывок из Нагорной проповеди Спасителя (Лк. 6, 31–36), – настолько поражают нашу с вами совесть! Если мы только внимательно и по-серьезному соотнесем то, что мы сейчас услышали, с тем, как мы живем.

    Казалось бы, сначала Господь дает нам такую простую заповедь, ясную и понятную, Он говорит нам: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (см. Лк. 6, 31). Все, не надо никаких заповедей учить! Просто – во всем, как желаете, чтобы с вами кто-то поступил, так и вы делайте. Нам нравится, когда нас любят, нам помогают, значит, и мы должны любить и помогать другим. Нам не нравится, когда нам лгут, обманывают, когда с нами нечестны, двоедушны, значит, мы не должны лгать, обманывать, лицемерить, двоедушничать. Казалось бы, как просто! Как хорошо так жить! И действительно, мы вспоминаем примеры из своей жизни и про себя думаем: «Да, мы стараемся быть христианами, стараемся поступать так, как хотим, чтобы с нами поступали». Но далее Господь говорит такие слова, которые даже нам, именующим себя христианами, кажется, трудно вместить.

    Он объясняет, что этот принцип относится не только к тем людям, которые к нам хорошо относятся, а этот принцип относится ко всем. Он говорит нам: «Какая польза вам будет, если вы любите тех, которые вас любят? Какая польза вам будет, если вы будете делать добро только тем, которые и вам делают добро? Какая польза вам будет, если вы будете помогать тем людям, которые вам помогают? Вы благотворите тем, кто вас ненавидит, делайте добро тем, которые вас не любят, любите врагов ваших» (см. Лк. 6, 32–35). Вот это как понять? Разве это справедливо? Как можно любить человека, который плюет на тебя, который тебе гадости всякие говорит, который ненавидит тебя, который увидит тебя и поворачивается, и смотреть на тебя не хочет, – как можно его любить? Разве это справедливо? Нет, это несправедливо.

    Это действительно несправедливо. Однако почему же Господь именно это предлагает нам делать? Ведь, действительно, не так трудно любить тех, кто нас любит, даже легко и приятно. И с кем мы находимся в добрых отношениях, для него доброе сделать – это ж замечательно. А как быть с теми, которые нас презирают, которые нас обманывают, которые нас ненавидят? Где найти силы, чтобы исполнить эти слова Иисуса Христа?

    И мы начинаем находить себе разные оправдания, придумывать разные способы, чтобы не видеть и избегать тех людей, которые нам неприятны. Мы находим оправдания своим злым поступкам, которые мы сами делаем в ответ на зло, которое нам делают. Мы мстим – и думаем, что таким образом достигаем какой-то справедливости. Мы в ответ на клевету клевещем, и думаем, что таким образом какое-то равновесие возникает. И не замечаем, что тем самым мы только умножаем количество зла в мире.

    Итак, где же справедливость? Почему Иисус Христос так несправедливо говорит, нечестно?

    А теперь давайте подумаем, желаем ли мы сами на самом деле справедливости? Вот такой справедливости: чтобы злые получали за зло то, что полагается, чтобы беззаконники получали наказание за свое беззаконие, – мы этого желаем на самом деле или нет?

    А теперь вспомним: какая молитва чаще всего звучит в храме? Простая, из двух слов состоит. И мы все время ее повторяем. «Господи, помилуй!» – просим мы. «Господи, помилуй!» Мы не просим: «Господи, дай нам по справедливости»! Мы не говорим: «Господи, воздай нам то, что мы заслужили»! Нет, мы просим милости. Почему? Да потому, что если бы по справедливости Господь нам за наши грехи, за наши беззакония, за наши безобразия воздал, кто бы постоял пред лицом гнева Божия?

    И главное – не справедливость. Разве справедливо было прийти в мир Богу, стать Человеком и после этого умирать на Кресте за грехи людей? Какая же это справедливость? Мы должны страдать за наши грехи, нам надо нести кару за наши беззакония и безобразия. А вместо этого Господь и Спаситель Иисус Христос берет на Себя нашу вину и за нас страдает и умирает – чтобы мы не страдали и не умерли, чтобы мы не получили вечных мучений, а чтобы мы получили вечную радость и вечную жизнь. Разве это справедливо? Нет, не справедливо. Но в этом и есть суть Божественной любви.

    Любовь Божия не сравнима с эгоистичной любовью человека. Если мы иногда рассуждаем о любви, мы в первую очередь ищем удовольствия для себя, чтобы нам было комфортно, чтобы нам было хорошо, чтобы мы радовались этой любви, которая у нас есть. А любовь Божия к нам – это любовь страдающая. Он любит нас и спасает нас через Крест.

    Так вот, когда мы любим тех, кто нас ненавидит, когда мы делаем добро тем, кто нам делает зло, мы тогда идем крестным путем, который заповедал Господь Иисус Христос. Мы тогда учимся не эгоистичной любви, а учимся жертвенной любви, не прося себе что-либо взамен. Вот это и есть высшая Божественная любовь, которую заповедал нам Господь Иисус Христос.

    Легкий ли это путь? Нет, это не легкий путь. Да Сам Господь Иисус Христос говорил о том, что путь в Царство Божие не легкий – он «узкий», он трудный. Но можно по нему идти. И можно, и должно, и нужно, потому что для того-то в мир Господь Иисус Христос и пришел, чтобы нас повести за Собой этим путем Божественной любви, чтобы никто из нас, верующих в Него, не погиб, но имели бы вечную жизнь.

    Где же нам взять силы на то, чтобы подняться над собой, чтобы поступать со всеми так, как мы желаем, чтобы с нами поступали? Чтобы любить не только тех, кто нас любит, но любить тех, кого Господь посылает тебе на жизненном пути, вне зависимости от того, каково их внутреннее состояние. Никто не послал нас с вами судить мир. Мы не судьи! Никто не дал нам указания различать, кто добрый или кто злой. Иисус Христос говорит: «Отец ваш Небесный милосерд и на праведные, и на злые» (см. Лк. 6, 35). А далее такие слова говорит Господь, мы слышали их только что, завершающие, в Святом Евангелии: «Итак, – говорит Господь, – будьте милосерды, как милосерд Отец ваш Небесный» (см. Лк. 6, 36).

    Где же нам научиться этому милосердию? Как нам пройти этим узким христианским путем? Для того, дорогие братья и сестры, Господь Иисус Христос на земле создал Церковь, чтобы мы смогли пройти этим путем. Один из нас в одиночку, просто прочитав Евангелие, не сможет применить этот принцип в жизни – сил не хватит, разума не хватит. А когда мы с вами в Церкви, мы едины, с нами Бог, Он здесь присутствует, Он нам помогает идти этим путем. С нами святые, которые в жизни своей шли этим путем Христовым – они нам помогают. С нами Силы бесплотные – Архангелы и Ангелы, которые осеняют нас, окрыляют нас, дают нам возможность учиться этой жертвенной любви. С нами Пречистая и Преблагословенная Дева Мария Богородица, Которая молится за весь мир и покрывает нас честным Своим омофором. Вот как мы научимся идти этим спасительным путем.

    Сегодня, дорогие братья и сестры, услышав евангельские слова, повествующие нам с вами о том, как нам следует жить, вознесем из глубины своих сердец молитвы Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он дал нам благодать и дар быть милосердными, как милосерд Отец наш Небесный.

    Аминь.