Неделя 18-я по Пятидесятнице. Чудесный лов рыбы и призвание апостолов.

    Евангелие от Луки, 5:1-11

    • увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.
    • Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.
    • Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.
    • Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.
    • Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.
    • И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.
    • Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.
    • Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;
    • также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.
    • И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.

    10.10.1999 Неделя 18-я по Пятидесятнице.  Божественная литургия.

     Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

    Сейчас в евангельском повествовании мы с вами слышали, как наш Спаситель Господь Иисус Христос призвал первых Своих учеников.

    Находясь на берегу Генисаретского озера, Он увидел рыбаков, которые после продолжительного ночного труда вымывали свои сети, и не было в них никакого улова. Господь садится в лодку к Симону и повелевает ему, чтобы он немного отплыл от берега для того, чтобы Иисус Христос мог проповедовать так, чтобы Его видели все люди.

    За Христом ходили многие желающие слышать Его. И Господь неоднократно выбирал удобное место для того, чтобы Его проповедь была видна и слышна как можно большему количеству людей. Мы знаем, как Он проповедовал на горе. Мы знаем, как ученики впоследствии рассаживались, чтобы слушать, рядами на зеленой траве. А в этом случае, когда Господь находился на берегу озера, Он отплывает немножко от берега, чтобы все, слушающие Его, могли Его видеть.

    Когда проповедь закончилась, Господь предлагает хозяину лодки, Симону – будущему апостолу Петру – заплыть еще дальше в озеро, чтобы продолжить лов рыбы. Опытный рыбак, всю жизнь свою посвятивший этому непростому ремеслу, говорит Спасителю: "Наставник! Мы всю ночь трудились, но по слову Твоему сделаем так, как Ты сказал". – И они отплывают на глубину. И, когда бросают сети, совершается чудо. Наверное, рыбаки выбирали лучшее время для лова рыбы, когда ловили всю ночь. Но и в самое лучшее время у них ничего не вышло. И вот, среди белого дня совершается немыслимое, казалось бы, по всем естественным меркам чудо: сети становятся полными.

    Дорогие братья и сестры! Призывая к служению Своих учеников, Господь Иисус Христос ободряет, наглядно показывая им, что они не своею силою и своим разумом будут привлекать народ Божий к Церкви, но силою Божией.

    И вот, совершается чудо – полные сети рыбы. Рыбаки начинают их вытаскивать, но они даже прорываются. Тогда Симон Петр зовет своих товарищей – Иоанна и Иакова Зеведеевых, которые вместе с ним в эту же ночь трудились. Подплывает вторая лодка, они с трудом наполняют свои лодки рыбой, так, что даже начинают тонуть. И вот, когда апостол Петр увидел, что произошло, осознал, кто стоит перед ним, увидел чудо Божие, он вдруг падает на колени, обнимает колени Господа Иисуса Христа, но говорит такие слова: "Господи! Выйди от меня, потому что я человек грешный". – Ужас поселяется в его сердце из-за того, что он увидел несоответствие величины призвания, к которому его призывает Господь, его внутреннему состоянию. С одной стороны, он обнимает ноги Спасителя и не желает их отпустить, а с другой стороны говорит: "Выйди от меня, я человек грешный".

    Дорогие братья и сестры! Это евангельское повествование не только рассказывает нам об обстоятельствах, когда Господь призывал Своих учеников для проповеди, оно рассказывает также нам с вами о обстоятельствах призвания наших душ для служения Богу.

    Мы с вами имеем веру. Значит, мы добровольно избрали свой жизненный путь. Мы решились в своей жизни идти за Христом. Решились потому, что Христос каждого из нас позвал за Собой. Так же, как Господь вошел к апостолу Петру в лодку и совершил для него зримое, видимое чудо, благодаря которому тот осознал величие и силу Божию, так у каждого из нас в нашей жизни был момент, когда мы осознали в своей душе, что Господь призывает нас и зовет нас за Собой.

    Каждому из нас Господь дал благодать, по которой мы получили веру. Но только, дорогие братья и сестры, нам всегда нужно помнить те слова, которые сказал апостол Петр Господу Иисусу Христу. Часто мы, думая о себе, как об особых людях, как верующих людях, забываем видеть свои недостатки и исправлять их. А добрые дела, которые удается нам сделать, или добрые поступки, или хорошие жизненные обстоятельства, или ту хорошую жизнь, которая так или иначе верующему человеку Господь посылает, когда у верующего человека мир в душе, благодать, радость – мы вдруг начинаем приписывать это себе, думать, что это мы достигли этого, что мы заслуженно имеем то, что имеем.

    Вспомним этот образ апостола, говорящего Иисусу Христу: "Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный". Если мы внимательно свою жизнь посмотрим, свои сердца посмотрим, то мы увидим, что мы своими грехами постоянно изгоняем Господа из своей жизни. – Живем так, как будто не знаем Его заповедей. Относимся друг к другу так, как будто никогда не слышали о любви, которую должны иметь друг ко другу христиане. Но вспомним также и о том, что делал апостол Петр, говоря эти слова, как он обнимал колени Иисуса Христа. И хотя по своим делам и поступкам мы часто прогоняем Бога из своей жизни, есть у нас покаяние, есть возможность исправления, нельзя нам отрываться от Господа. А где мы можем прикоснуться к Самому Христу?

    Апостол Петр видел перед собой Христа, видел Его реальное чудо и не хотел отпускать Его от себя. Мы же с вами имеем тоже чудо в жизни нашей. Это – явление Церкви Христовой! Церковь Христова это – подлинное явление Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Несмотря на все действия силы вражьей, несмотря на все страшные исторические перипетии, несмотря на все гонения Церковь Христова жива.

    Господь пребывает в Церкви Своей во все дни до скончания века. И мы, приходя в храм Божий, прикасаемся к Самому Господу Иисусу Христу тогда, когда с верою и любовью прикладываемся к святым иконам. Мы прикасаемся к благодати Господней тогда, когда принимаем таинства церковные. И более того! Не просто прикасаемся, но Сам Господь освящает нас, очищает, обожает в причастии Пречистого Тела и Животворящей Крови Своих.

    После произошедших событий лодки подплыли к берегу и рыбаки вместо того, чтобы, казалось бы, тут же заняться своим делом – взять эти рыбы, начать их разделывать, готовить к завтрашней продаже, нести торговцам – т.е. заняться таким великим уловом, таким богатством, которое к ним пришло, а они все это оставляют и идут за Христом! Потому что, то богатство, которое принес в мир Господь Иисус Христос выше всяческого материального и человеческого богатства.

    Дорогие братья и сестры! Все мы с вами также призваны Господом ко спасению. Каждого из нас призвал Господь. У каждого из нас в душе был голос Божий и есть голос Божий, призывающий нас жить по-христиански. Это – голос нашей совести. Испросим у Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, призвавшего нас к святой и чистой жизни, чтобы Он помог нам всегда помнить о своих недостатках, каяться и исправляться в них, но чтобы Он помог нам также в нашей жизни идти за Ним так, как пошли за Ним апостолы, оставив все то, что связывает нас – наш грехи, пристрастия, скверные привычки, нашу суету, раздражение, наше пустое времяпрепровождение; чтобы мы, бросив все это, в душе своей, в жизни своей следовали за Спасителем мира Господом нашим Иисусом Христом. Емуже слава во веки веков.

    Аминь.

    6.10.2002 Неделя 18-я по Пятидесятнице. Божественная литургия.

    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

    Сейчас мы слышали Святое Евангелие, в котором повествуется о том, как были призваны на апостольское служение одни из первых учеников Христовых.

    Господь Иисус Христос, идя по берегу Генисаретского озера и желая произнести слово учения тем людям, которые собрались со всех сторон, чтобы услышать Его, увидел лодки рыбаков, которые занимались своим повседневным делом. Он попросил их, чтобы они немножко отплыли от берега, и Он, стоя в этой лодке, проповедовал людям, собравшимся на берегу. А когда закончил Свою проповедь, тогда, видя, что у них, у этих рыбаков, нет никакого улова, говорит им: «А теперь поплывем на глубину и там бросим сеть». – На это Симон, будущий ученик Христов, говорит Ему: «Наставник, мы всю ночь трудились, но ничего не смогли поймать. Но по слову Твоему так сделаем».

    Это были опытные люди в своем ремесле, опытные рыбаки. И они знали, что никакого улова сегодня быть у них не может. Однако они послушались Христа. И когда, по слову Христову, были брошены сети, совершилось чудо. Столько рыбы попало в эти сети, что когда стали затаскивать сети в лодку, сеть даже разрывалась – такое было большое количество рыбы. И когда эту всю рыбу в лодку из сетей вывалили, показалось, что лодка потонет.

    Увидев такое удивительное чудо, которое случилось по одному только слову Господа Иисуса Христа, Петр падает и ухватывается за колени Иисуса Христа, но одновременно говорит с ужасом: «Господи! Выйди от меня, потому что я человек грешный».

    Смотрите, какое смирение у этого ученика Христова. С одной стороны, он понимает свои собственные недостатки и чувствует себя перед лицом Спасителя грешным человеком. А с другой стороны, он ухватывается за колени Христовы, не желая отпускать Его.

    Это, дорогие братья и сестры, для нас с вами назидание, образ того, как нам нужно в жизни себя вести. Мы часто прилагаем много трудов — вот также, как рыбаки всю ночь трудились; много трудимся, но у нас не получается то, к чему мы стремимся. Почему не получается часто у нас, и почему труды наши не всегда бывают благословенны? – Потому что мы не всегда совершаем сии труды с Богом.

    Вот образ: всю ночь пытались без Бога трудиться рыбаки, и ничего не вышло. А по одному слову Господа Иисуса Христа столько рыбы было, что и представить себе невозможно. Нам даже повседневные наши дела простые всегда нужно делать с Богом. Как миссионер Святитель Иннокентий учил северные народы, объясняя им, что такое хорошо, и что такое плохо, он говорил: «Когда делаешь какое-то дело, подумай: можешь ли ты его вместе с Богом делать? – и если не можешь, то не делай этого».

    Действительно, разве с Богом мы можем кого-нибудь обманывать? Разве с Богом мы можем себе чужое присваивать? Разве с Богом мы можем кому-нибудь зло причинять? Разве с Богом мы можем кому-нибудь мстить? – Нет! С Богом мы можем делать только добрые дела, дела святые милосердные.

    Свято и милосердно заботиться о своих ближних и о своей семье, но нельзя при этом унижать и причинять вред другим людям. Свято и милосердно любить своих детей и своих родителей, супругам любить друг друга. Но не свято и немилосердно при этом завидовать другим, ненавидеть других, осуждать других. И вот, тем не менее, мы с вами осознаем, что мы это делаем: и завидуем, и осуждаем, и злобимся, и имеем нечистые мысли, и скверные делаем поступки. Как же быть нам? - А вот так же, как апостол Петр поступает. Он чувствует свои грехи перед Богом, падает на колени и исповедует, что он – человек грешный, но одновременно он прижимается ко Христу и не отступает от Него. Так и нам с вами надо припадать в молитве к Господу нашему и Спасителю, сознавать свои грехи и просить у Него, чтобы Он был вместе с Нами.

    А что говорит Христос Своему будущему апостолу? – Он говорит: «Не бойся, теперь ты будешь ловить человеков», - говоря тем самым, что его апостольское служение будет заключаться в том, что людей апостол Петр своей проповедью, как и другие апостолы, будут приводить ко Христу.

    И вот, они подплывают к берегу. Это какая удача, какой огромный улов – две полных лодки рыбы! Казалось бы, что должны делать рыбаки? – Они должны немедленно эту рыбу отнести к торговцам, получить деньги и радоваться. А что они делают? – Смотрите, что написано в Евангелии: они оставляют эти лодки полные добычи, оставляют свои сети и идут за Спасителем Господом Иисусом Христом. Они поняли теперь, что с Христом только их подлинная жизнь. Они поняли, что само по себе, какое бы ни было великое богатство, какая бы ни была величайшая удача, это не значит ничего, если они не будут с Богом. И они по призыву Христову идут за Ним, чтобы проповедовать Евангелие Царствия Божия.

    Дорогие братья и сестры! Услышав сие благовествование за Божественной литургией, будем горячо молиться, чтобы нам с вами иметь смирение подобное смирению апостола Петра и иметь жар веры подобно этим апостолам, чтобы нам в нашей жизни тоже идти за Христом по стопам заповедей Божиих.

    Аминь.

    5.10.2003 Неделя 18-я по Пятидесятнице. Божественная литургия.

    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

    Наша Святая Церковь Православная сохранила для нас бесценное сокровище – Святое Евангелие, Благовестие, Слово Божие.

    Слушая и читая Святое Евангелие, мы – не отстраненные зрители, а мы – участники тех евангельских событий, о которых повествуется в Святой Библии. Особенно, когда мы приходим на молитву в храм Божий, то тогда нам надо ловить каждое слово Божие, каждое слово благовествования Господня, потому что ведь оно относится к каждому из нас, стоящих сейчас здесь, в этом храме, и молящихся.

    Вот, мы с вами только что слышали повествование, в котором говориться о том, как Спаситель мира Господь Иисус Христос призвал к апостольскому служению братьев Петра, Иакова и Иоанна. Они ловили рыбу, трудились всю ночь, они были рыбаками. Господь попросил у них, чтобы они предоставили те лодки, на которых они трудились, чтобы отплыть от берега. И Он, стоя в этих лодках, мог бы проповедовать Слово Божие, а люди бы слышали Его. Они сделали это. И после того, как закончилась проповедь, Господь говорит этим труженикам: «Бросьте сети в воду». – Петр говорит Господу: «Наставник! Мы всю ночь трудились, но ничего не поймали. Но по слову Твоему сделаем это».

    Обратим внимание, дорогие братья и сестры, что говорит будущий великий апостол – апостол Петр. Он говорит: «По слову Твоему, - то есть по слову Божию, - сделаем это». – Хотя он знал, что по человеческому разумению это бесполезно, уже целую ночь они эти сети бросали.

    Вот если бы и мы так в жизни своей всегда бы поступали по слову Божию, а не по человеческому размышлению! Иногда нам кажется, что то, что мы делаем по человеческому размышлению, разумно, и, буквально как рыба об лед, бьемся, и у нас ничего не получается. А это с нами происходит часто потому, что делаем мы это без благословения, без слова Божия.

    Где же мы можем получить на всякое доброе дело благословение? – Конечно же, в храме Господнем. Здесь благодать Божия изливается на людей. Прежде, чем задумать какое-либо дело доброе, надо благословение Божие получить, надо молитвой его освятить. И совершая сие задуманное дело, надо постоянно благодарить Господа в том случае, если тебя преследует удача, и твое доброе дело приносит плоды, но если нечто у тебя не получается, то задуматься: во всем ли ты поступаешь по слову Божию, блюдешь ли ты заповеди Божии? – А то порой мы Бога виним. Придем в храм, молебен закажем, свечки поставим. И уже недовольные говорим: «Вот, мы молились, молились, а ничего не выполнилось!»

    А каково сердце наше было? Какова сила была молитвы нашей? Горело ли наше сердце хотя бы как эта самая свечка, которая горит на подсвечнике? – Как часто мы не задумываемся об этом! А зря. Если бы сердце наше всегда горело перед Богом, то Господь бы всегда пребывал с нами в наших делах.

    Итак, апостол Петр говорит: «По слову Твоему сделаем это». И они бросают сети. И совершается чудо. – Столько рыбы попадается в эти сети, что вдвоем они начинают на две лодки тянуть эти сети, сети даже прорываются, и набирается столько рыб в эти лодки, что эти лодки даже чуть не тонуть начинают. – Какое чудо Господь совершает! И апостол Петр, простой человек, видя это чудо, вдруг падает пред Иисусом Христом, хватает Его за колени и говорит следующие слова: «Господи! выйди от меня, потому что я – человек грешный».

    Смотрите: чудо не только внешне поразило апостола Петра, он не просто обрадовался и подумал: какой заработок огромный, как я продам эту рыбу, сколько у меня денег будет … - он, прежде всего, подумал о себе: вот, совершилось величайшее чудо, а он стоит рядом, и он – человек грешный. Если бы мы с вами всегда так остро чувствовали свои грехи! Если бы мы чувствовали, и исповедовали пред Господом грехи свои, и видели их, тогда Господь никогда бы нас не оставлял. Ведь смотрите, что делает апостол Петр - казалось бы, противоречие. Он прижимается к коленам Иисуса Христа, и одновременно говорит: «Я – человек грешный».

    Так и нам надо, как к материнской груди, прижиматься к Святой Церкви Христовой, припадать к ее Таинствам, осознавать свои грехи, понимать свое недостоинство, просить у Бога прощения и никуда не уходить от Бога, несмотря на то, что мы – грешные, - так, как и поступал апостол Петр.

    И вот, они выходят на берег. Огромный улов! Радость какая! Можно побежать домой, хвалиться родным, близким; быстрее этим уловом насытиться самим, быстрее вложить это в дальнейшее дело. Но то, что происходит дальше – совсем непонятно! Непонятно для неверующего человека. И Петр, и Иаков, и Иоанн бросают сети, бросают этот великий улов и идут за Господом Иисусом Христом. Потому что они поняли, что не в этом улове дело, а в том, что чудо сие совершил Господь, чтобы у них глаза открылись и они увидели, Кто рядом с ними, чтобы они увидели, что рядом с ними спасение – Сам Господь Иисус Христос.

    Так и мы должны всегда с вами видеть, что Господь рядом. Где Он рядом? – Прежде всего, в Церкви Христовой Господь пребывает. Прежде всего, в Таинствах Церковных Господь пребывает. Господь пребывает в ближних наших, нуждающихся в нашем милосердии, в нашем сострадании, в нашей помощи. Если мы будем эгоистами и думать о себе только, мы отвернемся от Господа. Если будем прощать других, любить других, сострадать другим, то мы будем вместе с Господом.

    Смотрите, как много духовно полезного можно извлечь для себя, внимательно слушая слова Святого Евангелия. Не зря и сегодня Господь промыслительно привел нас с вами в храм Божий, и мы услышали это евангельское повествование о чуде, которое совершил Господь, обратив к Себе первых Своих учеников. Помолимся о том, чтобы и с нашими душами совершалось чудо. Чтобы и мы все дела свои делали во славу Божию и благословение Господне брали на всякое доброе дело. Чтобы и мы сознавали свои грехи, сознавали себя грешными, но не отступали от Бога. Чтобы и мы в своей жизни всегда были со Святою Церковь Христовою, где Господь пребывает и ведет нас ко спасению. Ему же слава во веки веков.

    Аминь.

    10.10.2004 Неделя 18-я по Пятидесятнице. Божественная литургия.

    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

    Сейчас мы с вами в чтении Святаго Евангелия слышали, как Господь наш Иисус Христос призвал на апостольское служение первых Своих учеников – Петра, Иоанна и Иакова.

    Евангелие повествует нам о том, что, идя по берегу Генисаретского озера, Иисус Христос увидел рыбаков, которые после ночных трудов промывали свои сети. Лов у них был в эту ночь неуспешный. Сети были пустые, лодки тоже. Иисус Христос просит рыбаков, чтобы войти в их лодку и немного предлагает им отплыть от берега для того, чтобы Он смог проповедовать людям, которые во множестве собрались на берегу.

    И сев в лодке, Христос проповедует людям, стоящим на берегу Генисаретского озера. Когда закончилась проповедь, желая отблагодарить тех, кто помог Ему в этом деле, а более промыслительно желая призвать этих простых людей на высочайшее служение, Иисус Христос повелевает им плыть на середину озера, а потом говорит им, чтобы они забросили сети. Рыбаки отвечают: «Мы всю ночь трудились, но ничего не поймали». – Они знают, что если они ночью не сумели ничего поймать, то, по всем признакам, днем им тем более ничего не удастся. – «Но, - дальше говорят они, - по слову Твоему сделаем».

    И когда забросили сети, совершилось небывалое чудо. Уж они, столько лет рыбачившие в этом озере, все знали, связанное с рыбной ловлей, знали, когда какой может быть улов. А тут совершилось чудо – сети так наполнились рыбой, что с большим трудом удалось немного вытащить эти сети. Наполнилась одна лодка, затем другая, да так наполнились, что вот-вот потонуть готовы были – столько рыбы было в этих двух лодках. Тогда, увидев это чудо, Симон падает на колени перед Христом, обнимает Его колени и говорит: «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный».

    Дорогие братья и сестры! Это евангельское событие является огромным духовным уроком для всех нас, собравшихся ныне в храм и слушающих слово Божие.

    Во-первых, мы видим здесь, что значит слово Божие и что значит повиноваться слову Божию. Несмотря на то, что по человеческому разумению никакого улова не могло быть, но когда Бог сказал Свое слово, совершилось чудо.

    Так и в жизни: так часто нам кажется, что, по-нашему человеческому разумению, нет выхода в жизни нашей, нет опоры в жизни нашей. Но когда мы опираемся на слово Божие, когда мы находим утешение в заповедях Божиих, когда мы стремимся жить по благодати Божией, тогда то, что кажется человеку невозможным, происходит. И в этом сила веры нашей. И в этом радость наша. И именно поэтому мы стремимся в храм Божий, мы стремимся молиться, мы стремимся участвовать в Таинствах церковных. Потому что мы знаем, что с Богом мы все переживем. С Богом мы все сможем. Господь никогда нас не ставит.

    И второй, какой высокий нравственный урок. Вы смотрите, что говорит будущий апостол Петр, когда увидел это чудо. С одной стороны, он одновременно с этим чудом увидел свое недостоинство и говорит Господу: «Выйди от меня, я – человек грешный». – Но что, на самом деле он хочет, чтобы Господь от него ушел? Нет! Он прижимается к коленам Иисуса Христа. Он не хочет, чтобы Он от него ушел. Он исповедует свое недостоинство, но исповедует и надежду на то, что Господь его никогда не оставит.

    Так и мы с вами. Приходим в храм Божий не для того, чтобы похвалиться, каким-то своим достоинством, не для того, чтобы похвалиться какими-то своими добрыми делами. Нет! Мы видим, что мы, может быть, даже недостойны, и в храме Божием стоять. Мы видим, что мы недостойны прикасаться святыне. Но одновременно мы просим, чтобы Господь милостив был; как к коленям Иисусовым, прижимаемся и прикладываемся к святым иконам, припадаем и обращаемся к Таинству Покаяния, каемся перед Господом и получаем от Господа прощение грехов наших. Вот в чем сила веры нашей: Господь прощает нам наши согрешения и более того – делает нас способными творить добрые дела, дает нам силы жить в этой жизни.

    И что же отвечает Иисус Христос, когда апостол Петр говорит Ему такие слова? – Он говорит ему: «Не бойся, потому что отныне будешь ловить человеков». – Иисус Христос берет его в Свои ученики для того, чтобы он проповедовал о Царствии Божии, для того, чтобы он приводил других людей к Нему. Апостолы, увидевшие во Иисусе Христе посланника Божия, еще не знают, что Он есть истинный Сын Божий, и тем не менее идут за Ним.

    Что дальше происходит в Евангелии? – Когда лодки приплыли к берегу, то Симон Петр, Иоанн и Иаков, оставив все, пошли за Иисусом Христом. Вдумаемся в эти слова «оставив все, пошли за Христом». – Ведь, кажется: такой огромный улов, полны лодки рыбы, надо немедленно взять ее, продать, разделать, заготовить. Это ведь огромные деньги по тем временам для этих рыбаков, никогда не было у них такого улова. А они все это оставляют и идут за Иисусом Христом. Потому что они увидели нечто большее, нежели временная радость о большом улове рыбы, они увидели Того, Кто открыл им путь в Царствие Божие. Они узнали то, что никогда не потеряет своей цены. Рыба сегодня есть, а завтра от нее ничего не останется, она стухнет. И человек, который наелся этой рыбы, после завтра уже забудет ее вкус, и ничего особенного с ним не случиться. И деньги, которые они могли бы получить от этой рыбы, неизвестно еще, принесут ли какую-то пользу. Но тут они увидели перед собой Того, ценность Которого никогда не исчезнет. Они увидели перед собой Господа Иисуса Христа – опору в жизни своей, надежду в жизни своей, утешение для себя. Они увидели Того, с Кем жизнь имеет смысл, и смерть не страшна, и надежда есть.

    Дорогие братья и сестры! Услышанное нами сегодня Евангелие вдохновляет нас на то, что, несмотря на наши грехи и недостатки, в том случае, если мы будем обращаться к Церкви, в том случае, если мы будем идти за Христом, даст нам Господь опору в жизни нашей, поможет нам, не оставит нас. Приникнем же к Святой Церкви Христовой – истинному Телу Христову в мире этом; будем же всегда следовать за Господом нашим, пойдем за Ним, как пошли святые апостолы; надежду нашу возложим на заповеди Божии и благодать Церкви Христовой, понимая, что это есть то, что никогда не повредиться, никогда не исчезнет, но вера наша приведет нас ко спасению и жизни вечной.

    Аминь.

    9.10.2005 Неделя 18-я по Пятидесятнице. Божественная  литургия.

    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

    Евангельское повествование, слово Божие, питает нашу с вами душу и дает нам разумение, то есть понимание того, как необходимо нам жить в нашей жизни. Когда мы собираемся на богослужение, на молитву, чтение Святого Евангелия в храме Божием для нас – очередное указание на то, о чем мы должны внутренне поразмыслить, применить к своей жизни, к своей личности, какие для себя мы должны сделать выводы.

    И вот сейчас мы тоже с вами слышали Святое Евангелие. В нем рассказывается о том, как Иисус Христос призвал Своих первых учеников на проповедь, призвал их для того, чтобы они пошли за Ним. Он увидел их на берегу, когда после трудового дня, – вернее, правильнее сказать, ночи, когда они всю ночь трудились, – они занимались тем, что промывали свои сети, – они были рыбаками. И просит Иисус Христос Симона, Своего будущего ученика, которого Он назовет Петром, чтобы тот дал Ему свою лодку, потому что с этой лодки Христос хотел проповедовать людям. На берегу люди собрались, и, чтобы все Его видели и слышали, Он просит Симона, чтобы Симон немного отплыл на этой лодке, и с этой лодки Христос начинает учить собравшихся на берегу людей.

    Обратите внимание: среди повседневных дел Господь обращается к человеку и просит у человека, чтобы человек что-то свое дал Ему – в данном случае лодку. Так и к каждому из нас среди наших повседневных дел обращается Господь, чтобы мы что-то из своего отдали Ему для Его Божиих дел. Господь проповедует людям, Господь учит людей, – это дело Божие. Чему же учил людей Господь Иисус Христос? Главная суть Его учения заключалась и заключается сейчас, и будет заключаться во все времена в проповеди любви к Богу и друг ко другу.

    В сегодняшний день совершается память одного из учеников, о котором мы тоже сегодня слышали в Евангелии, – апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Его Церковь называет «апостолом любви», потому что он наиболее всех учеников воспринял самую суть проповеди Христовой и изложил ее так: «Бог есть любовь и пребывающий в любви пребывает в Боге» (1Ин. 4, 16). - Для нас трудно воспринять эти слова, хотя мы знаем их. Трудно воспринять эти слова, потому что сердце наше, как это ни печально для нас, остается каменным и жестоким. А ведь любовь – это такое состояние человека, когда человек воспринимает заботы другого человека как свои, и беды другого человека как свои, и радости другого человека как свои, и постоянно сопереживает ему. Сердце в этом случае болит за все, что происходит с другим человеком. Сердце Божие – Бог – болит о нас с вами и о наших грехах. И именно поэтому Иисус Христос пришел в мир, чтобы нас спасти. Но Он и нам заповедал, чтобы мы что-то делали для того, чтобы нам научиться любить. И вот пока Он просит у Симона, чтобы тот дал Ему лодку. И у нас с вами просит, чтобы мы хоть что-то потрудились, постарались изменить в своей жизни, что-то сделали не для самих себя, а для других. Ведь когда Симон отдает свою лодку Христу, пользы для Симона никакой, выгоды никакой. Но, с другой стороны, он и не сказал Христу: «Дай мне денег, тогда я отплыву, и будешь проповедовать сколько угодно». Он слушает Христа и делает то, что Он просит. Как мы относимся к просьбе Божией, которая обращена к нам? Господь обращается к нам, призывает нас, просит нас, чтобы мы веровали, надеялись, любили. А как часто мы в своей жизни боимся что-то сделать доброе, хорошее – такое, из чего нам видимой выгоды бы не было, – для других людей. У нас не всегда это получается. Нам нужно понуждать себя на это.

    Да, действительно, мы видим, что наше сердце черствое, но мы, наверно, должны себя как-то понуждать все равно делать добрые дела, так, как если бы вдруг наше сердце было бы любвеобильное, заставлять себя делать дела милосердия так, как будто б это для нас было бы естественно, стремиться делать доброе людям, несмотря на то, что они нам в ответ ничего доброго не сделают, не ждать, что нам кто-то возместит за то, что мы сделаем что-нибудь хорошее. Не ждать нам и от Бога тут же награды за то, что мы молимся или заповеди Божии соблюдаем. Потому что так, как часто бывает, человек о чем-то молится, а потом начинает роптать: «Почему же вот я молюсь, а мне нет ничего хорошего, ничего хорошего в жизни не происходит», – не понимая того, что делать что-либо для Бога уже есть большая награда. Вот так, как Симон дает свою лодку и не спрашивает у Бога награды.

    Что происходит дальше? Господь заканчивает проповедь и говорит Симону: «Поплыли поглубже и ты там забросишь свои сети». Тот отвечает Ему: «Наставник, мы всю ночь трудились, но ничего не поймали. Но по слову Твоему сделаю».

    Обратите внимание, дорогие братья и сестры, здесь тоже для нас с вами нравственный урок. Человек опытный, рыбак, который прекрасно знает повадки рыб, знает погоду, знает, как надо ловить рыб, слышит от человека – Учителя духовного, Который только что учил людей любви, – странное приказание: пойти и бросить сети, – он понимает, что это по-своему бессмысленно, по его человеческому разумению, по его рыбацкому опыту. Но что он говорит? - «По слову Твоему сделаю».

    Дорогие братья и сестры! Если бы мы все наши дела делали по слову Божию! Как благодатно было бы нам жить, если бы все, что мы делаем, соответствовало слову Божию. Часто мы свое человеческое разумение ставим выше Божьего разумения, и говорим: «Как это можно воздавать добром за зло? Ничего хорошего не будет! Человек еще хуже станет». Если бы мы всегда поступали по слову Божию в своей жизни, как бы мы счастливы и радостны были и Бог бы был с нами. Здесь даже образ есть некий: пока рыбаки трудились без Иисуса Христа, у них никакого улова не было; пока они трудились ночью, у них ничего не получалось. Но вот приходит Солнце правды, Свет истины, и приказывает, чтобы они бросили сети. И происходит чудо. Сети так наполняются, что даже не могут вытащить этих рыб, начинают рваться. Симон зовет двух братьев, Иоанна и Иакова, – вот как раз это будущие апостолы, все трое будущие апостолы, а Иоанн – это тот, которого память сегодня, Иоанн Богослов. И они приплывают на лодке к ним туда и начинают вместе рыб этих вытаскивать из воды, нагружают свои лодки, и лодки так переполняются, что чуть не начинают тонуть. Происходит явное чудо – чудо Божие, благословившее дело рук человеческих. Они получили то, чего не ожидали: отдал апостол Петр свою лодку Христу, не ожидая награды, а получил такую награду, о которой и не мыслил. И он понимает, Кто рядом с ним. Он понимает, что Иисус Христос не простой наставник. И что дальше с ним происходит? Он начинает видеть свое собственное недостоинство, видеть свои грехи. Он падает на колени перед Христом и говорит: «Выйди от меня; потому что я человек грешный».

    Какое осознание человеком своего внутреннего мира! Дал бы нам Бог такое осознание. Нас Господь вразумляет порой Своими чудесами в жизни, но всегда ли нам хватает мудрости увидеть свой собственный мир? И с другой стороны, смотрите, неужели апостол хочет, чтобы от него Христос ушел? Неужели на самом деле он прогоняет Христа? Нет! Говоря: «Выйди от меня, я человек грешный», – он обнимает Его колени и не отпускает Его; он понимает, что только Тот, Кто рядом с ним, Тот, по слову Которого только что совершилось чудо, только Он и может его исцелить от его грехов, только Он и может его спасти. И действительно, так и происходит. Ему Господь говорит: «Не бойся – теперь ты будешь ловить человеков».

    Дорогие братья и сестры! Вот нам духовный урок, что необходимо нам для того, чтобы иметь Божие благословение, – надо видеть и сознавать свои грехи. Но, сознавая свои грехи, не говорить: «Ах, да, вот я уже такой человек грешный, пусть будет что будет, ничего хорошего из меня не получится; все мы ныне грешные, и, в общем, ждать нам нечего». – Нет, не такое рассуждение. А как апостол Петр, одновременно с осознанием своих грехов, надо нам прижаться к Христу, прижаться и не отпускать Его из своей жизни, понимать, что в Нем и только в Нем наше спасение и наша жизнь. И это мы можем сделать через Церковь Христову, через ее Святые Таинства, через молитвы и благословения церковные. И тогда мы услышим голос Христов, такой же, как обращен был к апостолу Петру: «Не бойтесь!»

    И дальше, когда выходят они на берег, казалось бы, смотрите, еще где-то там несколько часов назад Петр и ученики были огорчены тем, что они ничего не поймали, вымывали свои пустые сети, – тут у них огромнейший улов, счастье какое! Эту рыбу можно как следует продать, денег получить, и вообще – какое человеческое счастье, казалось бы, пришло к этим трем людям – Симону, Иоанну и Иакову. Но что происходит дальше? Евангелие нам говорит: «Они оставляют все и идут за Иисусом Христом». И их уже больше не интересует этот громадный чудесный улов, им не интересно, какую они получили выгоду, они не стремятся приумножить свое земное богатство – они все бросают и идут за Христом, потому что они увидели, что только в Нем есть истинное богатство, истинная жизнь и смысл жизни.

    Вот какое чудо совершил Господь Иисус Христос. Не то чудо, что огромное количество рыб поймали опытные рыбаки, а в том чудо, что они сумели разглядеть, что главное в их жизни, и взвесить, что важнее: чудесный улов рыбы или спасение своей души и жизнь с Богом, – и избрали жизнь с Богом.

    Помолимся, дорогие братья и сестры, и мы о том, чтобы с нашими душами совершилось чудо, чтобы мы избрали для себя жизнь с Богом. А Господь только и ждет того, чтобы мы пошли за Ним. Господь зовет нас, чтобы мы пошли по Его пути. Услышим этот призыв и испросим у Спасителя мира сил, чтобы нам, оставив свои грехи, оставив свои страсти, оставив свои пустые привязанности и суетные желания, последовать по жизни своей за Спасителем мира Господом Иисусом Христом. Ему же слава во веки веков.

    Аминь.

    8.10.2006 Неделя 18-я по Пятидесятнице. Божественная литургия.

    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

    Сейчас мы с вами слышали в святом евангельском повествовании рассказ о том, как Иисус Христос призвал на апостольское служение Петра, Андрея, Иакова, Иоанна – первых Своих учеников, – которые были рыбаками, и этим трудом зарабатывали себе на жизнь, кормили свои семьи. Это было то дело, которым они занимались, и в котором они очень хорошо разбирались и знали, как нужно ловить эту рыбу, что нужно делать; когда получается этот лов, а когда нет, – то есть опытными они людьми были в этом непростом деле.

    Господь Иисус Христос, проповедуя о пути спасения для всех людей, видит этих тружеников, занимающихся своим делом, и просит, чтобы они Ему разрешили войти в их лодку и немножко отплыть от берега, чтобы Господь мог проповедовать собравшемуся множеству людей, чтобы они Его видели и слышали. Так и происходит: с этой лодки Господь проповедует людям, и они слышат слова Его учения о том, как избавить свою душу от власти зла и греха, и как открыть в своей душе Царствие Божие, и как жить так, чтобы временная жизнь стала дорогой к жизни вечной.

    Когда Господь закончил Свою проповедь, Он, желая отблагодарить людей, которые предоставили Ему свою лодку для этого духовного дела, предлагает им забросить сети в море, потому что видит, что лодки-то у них пусты и улова никакого у них нет. Тогда Петр отвечает Иисусу Христу: «Наставник, мы трудились всю ночь, но ничего не поймали. Но по слову Твоему сделаем так».

    Обратим внимание, дорогие братья и сестры, на этот диалог, на этот разговор. Опытный человек знает, что, по всем признакам, по всем правилам, которые ему известны, невозможно уже ничего поймать. Все приемы они использовали, и ничего у них не вышло. Но, тем не менее, говорит: «По слову Твоему мы поступим».

    Дорогие братья и сестры! Это первый важный урок из сегодняшнего услышанного нами евангельского чтения. Как часто нам кажется в жизни, что мы все применили для того, чтобы достичь той или иной цели, – все: все наше знание, все наше умение, все наше здоровье, – и ничего у нас не получается. Как часто бывает: мы по своему рассуждению пытаемся достичь какого-то успеха, совершить какое-либо дело, и нам кажется, что все мы уже сделали, и готовы порой впасть в отчаяние. Но вспомним тогда сегодняшнее евангельское чтение, когда все сделавшие для успешного лова опытные рыбаки говорят Иисусу Христу: «Но по слову Твоему сделаем».

    Вот если бы мы всегда в нашей жизни все бы делали по слову Божию! Все бы у нас тогда и получалось. Если бы мы все делали по слову Божию, мы бы в своей жизни не давали бы места гневу, обману, лжи. Если б мы делали все по слову Божию, в наших сердцах не было бы зависти, двоедушия. Если бы мы все делали по слову Божию, мы бы не совершали грехов, которые вредят нашей с вами жизни, мы бы не мстили, мы бы прощали друг другу грехи. Если б мы все делали по слову Божию, мы бы любили друг друга, были бы сострадательны, милосердны, стремились бы друг ко другу на помощь. Вот если б мы все делали по слову Божию! А у нас, увы, получается по-другому. Мы применяем свой ум, и свой талант, и свои силы, и часто все это делаем без благословения Божия и не по слову Божию, – потому очень многое в нашей жизни и не получается.

    «Трудились всю ночь» рыбаки. Если размышлять о духовном содержании этих слов, то «ночью» на церковном языке называется тьма греха, тьма души человеческой. И если мы трудимся «во тьме», то есть живем и делаем свои дела без света Христова, без молитвы, без заповедей Божиих, то, вот, у нас и не бывает никакого успеха. А что же произошло, когда, по слову Христову, рыбаки забросили сети? Так наполнились эти сети в одночасье рыбами, что даже сеть стала разрываться. И когда они стали вытаскивать эти сети, уже одна лодка не справлялась, стали звать другую лодку, и вместе стали тащить эти сети, – и наполнились лодки рыбой так, что чуть не тонули. Вот какое чудо произошло по слову Божию.

    Что же делает далее апостол Петр? Увидев это чудо, он падает на колени перед Иисусом Христом и говорит Ему: «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный». Видя это чудо, видя эту благодать Божию, – сразу же солнце Христово озаряет совесть этого человека, и он видит свои недостатки, видит свои грехи. Но при этом, обратите внимание, он исповедует свои грехи и говорит: «Выйди от меня», – а сам, как сказано в Евангелии, припадает к коленям Христовым, то есть обнимает Христа за ноги. Значит, с одной стороны, он сознает свое недостоинство, а с другой стороны, никуда не хочет отпускать от себя Господа.

    Вот, дорогие братья и сестры, и второй урок из услышанного нами сегодня Евангелия. Как мы должны относиться с благодарностью и сознанием своего недостоинства ко Христу. Как часто бывает так, что когда у нас неудачно что-то в жизни, когда у нас не ладится, – да, мы скорбим, мы молимся, мы просим у Господа. Но когда у нас становится все хорошо, когда мы буквально благодеяние Божие получаем в своей жизни, мы начинаем думать, что мы, вроде, этого и достойны, вроде бы, мы этого и заслужили. Посмотрим на апостола Петра, как он поступает. Он сознает, что он – человек грешный. Так и мы с вами, дорогие братья и сестры, будем серьезно и внимательно относиться к своим душам, и видеть наши грехи.

    А дальше что происходит? Казалось бы, такой прекрасный улов – две полных лодки рыбы, – это можно продать, этим можно накормить и семью, и в запас еще взять – такая удача! Может быть, и дальше надо бы просить у Христа, чтоб Он помогал им в этом лове рыбы. Но сердце этих рыбаков воистину озарил свет Христов. Воистину они убоялись, увидев, что рядом с ними не простой человек. Воистину они увидели, что истинный путь жизни – это жизнь со Христом. Увидев, что они убоялись, Господь говорит им: «Не бойтесь; Я сделаю вас ловцами человеков».

    Это чудо чудесного лова рыбы означало указание на то, каким чудесным образом будет распространяться на земле Церковь Христова, как, несмотря ни на что: несмотря ни на гонения, несмотря ни на любые притеснения, несмотря на любые жизненные, политические или государственные обстоятельства, – Церковь Христова распространится по всему миру. И вот новое призвание этих рыбаков будет в том заключаться, чтобы то, что они узнали, и другим передали, привлекли ко Христу множество-множество людей, чудесным образом, с помощью Божией. И вот, эти рыбаки оставляют и свой улов, и свои лодки, и свои сети и идут за Христом, чтобы служить истине.

    Дорогие братья и сестры! Это еще один урок нам для нашей жизни. Иногда бывает у нас в жизни так: когда слишком хорошо материальное благополучие у человека, то он настолько забывает о Боге, что ему кажется, что его вот этим коротким отрезком его земной жизни все и заканчивается. Вот тут-то и надо вспомнить апостолов, которые не стали сидеть и радоваться огромному этому улову и подсчитывать те барыши, которые они могли бы получить. Вспомнить о том, как они за Христом пошли. И во много крат более приобрели для души своей, став апостолами.

    Испросим у Господа Бога сил на то, чтобы и нам с вами, услышав сие евангельское назидание сегодня в храме Божием, все дела стремиться совершать по слову Божию. Услышав сие назидание евангельское, будем молиться Господу о том, чтобы нам видеть свои грехи, сознавать их, но не отступать от Бога, а каяться Ему. Будем молиться и о том, чтобы нам знать, что в жизни главное, и следовать в своей жизни за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков.

    Аминь.

    7.10.2007 Неделя 18-я по Пятидесятнице. Божественная литургия.

    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

    Сейчас мы с вами слышали евангельское повествование, в котором рассказывается о том, как были призваны на апостольское служение ученики Господни Петр, Иоанн и Иаков. Они были рыбаками, и этим трудом, традиционным для Палестины, зарабатывали пропитание для себя и для своих семей. Иисус Христос проповедь Свою обращал ко всем людям, призывая их к пути покаяния и призывая их, чтобы они последовали тому благовестию, которое Он принес в мир. И Евангелие повествует нам о том, как это благовестие доходило до сердец людских. Дело в том, что повествование Евангелия – это не просто исторический рассказ о далеких событиях. Это повествование относится, в том числе, и к каждому из нас, – в этом особое свойство слова Божия. Не просто рассказ о неких древних чудесах, а рассказ о том, как к нашим с вами душам приходит слово Божие, рассказ о том, как мы с вами можем услышать голос Бога, рассказ о том, какое место в нашей с вами жизни может занять Бог, как мы с вами можем пойти за Иисусом Христом.

    Подобно тому как эти первые ученики Христовы – Петр, Иоанн и Иаков – были рыбаками, занимались своими повседневными делами, так ведь и каждый из нас с вами имеет свое повседневное занятие в жизни, имеет свои труды, которыми мы занимаемся, для того чтобы и себя содержать, и свою семью. Но какое взаимоотношение между этими нашими трудами и словом Божиим?

    Если мы внимательно, со всей душой, воспримем тот евангельский рассказ, который только что слышали, это может нам помочь в нашей повседневной жизни, понять, как мы должны относиться к слову Божию и к благовестию Христову.

    Итак, Иисус Христос приходит на берег Генисаретского озера и видит рыбаков, которые промывают свои сети. Эти сети были пустыми: всю ночь рыбаки трудились, ничего не поймали. Лодки стоят у берега. Много людей собралось, чтобы послушать Иисуса Христа и Его учение. И тогда Христос просит Симона Петра, чтобы тот дал Ему свою пустую лодку и чуть-чуть отплыл от берега, с тем чтобы Он мог сказать к народу слово поучения, чтобы Его видно было, чтоб Его не теснили. Симон Петр предлагает Ему свою лодку, они немного отплывают от берега, и Христос проповедуют людям, и люди внимают Ему.

    Закончилась проповедь. И Господь, желая как-то отблагодарить того человека, который помог Ему, дав свою лодку, говорит: «Иди сейчас, возьми сети, заплыви на глубину и брось свои сети». Опытный рыбак, который всю ночь трудился, но ничего не смог поймать, удивлен таким предложением. Он понимает, что в принципе это невозможно. Они старались, они применили все свое умение, но ничего у них не вышло. Ну, не каждый день бывает лов рыбы. Но он отвечает Ему: «Наставник! Мы всю ночь трудились и ничего не смогли поймать. Но по слову Твоему поступим».

    И вот они отплывают на глубину, бросают сети и происходит, действительно, чудо: не то что там какая-то одна, две или три рыбешки поймались – полная сеть рыбы! Вообще, наверно, для этого озера невиданное явление, там откуда такому количеству быть рыбы? Да так много этой рыбы, что даже сеть начинает разрываться. И тогда зовет Петр Иоанна и Иакова, чтобы они тоже приплыли к нему на лодке, начинают вынимать эти сети, нагружают свои лодки рыбой, и столько много рыбы, что вот-вот и лодки-то начнут тонуть! Значит, это очевидно чудо! Это не совпадение. И тогда Петр, видя, что произошло, говорит Господу Иисусу Христу: «Господи! Выйди от меня, потому что я человек грешный».

    Дорогие братья и сестры! Задумаемся над тем, что означает это чудо. Господь Иисус Христос проповедовал не только словами. Он проповедовал делами, и делами Божиими. И те чудеса, которые Он совершал, свидетельствуют о неких высоких духовных истинах, которые нужно нам познать. Какая же истина?

    Всю ночь трудились рыбаки и не смогли ничего поймать. На следующий день по слову Иисуса Христа они потрудились, и оказался у них невероятный улов. Это, дорогие братья и сестры, указание нам с вами на великую духовную истину: если некое дело, которое мы делаем, совершается без Бога, то в нем успеха быть, как правило, и не может, а если мы какое-то дело совершаем с Богом, то тогда бывает нам и помощь, и благословение.

    Это первый нравственный урок, который мы должны извлечь из сегодняшнего евангельского чтения. На каждое дело, которое мы совершаем, мы должны призывать помощь Божию, и не просто призывать помощь Божию, а про себя рассуждать: вот в том, что мы сейчас делаем, – может ли Господь с нами участвовать в этом? Если человек совершает какой-то обман, то пусть он подумает, может ли рядом с ним сидеть Христос и вместе с ним планировать, как кого-нибудь обмануть? Конечно, это невозможно. Значит, так легко себя проверить, какое дело доброе и на каком деле будет благословение. – Если возможно себе представить, что так же, как Христос там был, в лодке, когда апостол Петр рыбу ловил, так и в том деле, которое ты делаешь, Он рядом с тобой и Он это дело вместе с тобой делает, значит воистину на этом деле будет благословение Божие. А если очевидно, что невозможно даже близко себе представить, чтобы Христос был в этот момент с тобой, значит, очевидно, что это дело неугодное для Бога.

    Вот такой духовно-нравственный урок из этого евангельского чтения мы должны вынести. Обратим также внимание и на то, что сказал апостол Петр, когда увидел такое количество рыбы. Как сказано в Евангелии, не радость его охватила о том, что столько теперь рыбы, что он сможет ее продать, получить много денег, что-нибудь себе купить и т.д., а сказано в Евангелии – ужас его объял. Ужас! Он в этот момент осознал, что рядом с ним – Богочеловек, и он увидел свою душу и увидел свои грехи, и ему стало страшно из-за этих грехов. И говоря Христу: «Выйди от меня, потому что я человек грешный», – а куда же Христос выйти-то мог, когда они на лодке были посреди озера? – он сам не понимал, что говорит: он одновременно и держался за Него, за Его колени, и одновременно исповедовал состояние своей души перед Богом.

    Вот, дорогие братья и сестры, так и нам с вами нужно понимать, когда мы будем получать и получаем благословение Божие, какое чувство должно быть в нашей душе. Нам с вами нужно видеть состояние своей души, видеть свои грехи и, одновременно каясь в них, так, как каялся апостол Петр, держаться за Христа и не отпускать Его. Осознавая свои грехи, понимать, что только от Христа нам будет спасение.

    После того как лодки пристали к берегу и были выгружены вот эти две полных лодки рыбы, дальше вообще происходит странное на все мерки событие. Казалось бы, должны были эти трое рыбаков поблагодарить Христа, что Он так им помог, и заняться разделкой рыбы, приготовить ее, чтобы сдать на рынок и т.д. и т.п. А они что-то делают совершенно противоположное: они оставляют и лодки, и дорогостоящие сети, и необычайный огромный улов, и, оставив все, идут за Иисусом Христом. Идут, потому что они понимают, что если они с Христом будут, то они узнают путь спасения. Это единственный правильный путь жизни. Они следуют за Христом. Они знают, что без Христа никакие заработки, никакие выгоды, никакой труд, никакое дело не будет благословенно. Они видят Христа, оставляют все и идут за Ним.

    Дорогие братья и сестры, что значит это для нас? Значит, что мы во всех своих делах должны разуметь, что если мы живем и трудимся с Христом в сердце и в жизни своей следуем за Его заповедями, значит, мы идем правильным путем – таким, как пошли апостолы. А если мы говорим Христу: «Ну вот, Ты для нас что-то сделал – спасибо, а теперь иди дальше, а мы будем здесь сами заниматься своими делами», – ничего у нас доброго в нашей жизни, если мы будем пытаться жить без Бога, не выйдет. Адам и Ева попробовали жить без Бога. Послушали змия, бросили рай, и в мир пришел грех, страдание и смерть. Господь Иисус Христос пришел, чтобы снова нас в этот рай привести, чтобы нас избавить от греховной смерти, чтобы дать нам истинное, подлинное счастье.

    И так были призваны первые ученики Иисуса Христа – Петр, Иоанн и Иаков. Они пошли за Ним. И Господь говорит им, показывая на силу Своего Божества: «Не бойтесь, – говорит Он, – теперь Я сделаю вас ловцами человеков». То есть указал им, что если по одному Его слову сети наполнились рыбы, – так, что невозможно это даже и уму представить, – то Он указывает им на то, как духовными сетями будут призваны ко спасению множество и множество людей, указывая на то благовестие церковное, которое осуществляется вот уже более двух тысяч лет.

    Дорогие братья и сестры! Услышав сегодня евангельское повествование о чуде, которое совершил Господь на Генисаретском озере, будем просить у Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, чтобы нам всегда во всех наших делах иметь Его себе помощником, будем просить, чтобы нам всегда разуметь, какое дело во славу Божию, а которое нет. Будем всегда, на всякое наше дело, призывать благословение Господне. Будем видеть свои грехи и каяться в них и следовать за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков.

    Аминь.

    09.10.2011 Неделя 18-я по Пятидесятнице. Божественная литургия.

    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

    Каждого из нас, дорогие братья и сестры, Господь призвал к Себе. Каждого человека на протяжении его жизни Господь неоднократно призывает идти за Ним. Одни люди слышат этот призыв, другие не слышат. Этот призыв Иисуса Христа происходит среди обычной нашей повседневной жизни, происходит так, что некоторые видят в этом обычное, случайное стечение жизненных обстоятельств. Но не бывает в жизни случайностей. И случайных стечений обстоятельств не бывает. Господь постоянно промыслительно, заботясь о нас, призывает нас идти за Собой, по единственному правильному пути жизни. Потому что единственный правильный путь жизни – это следовать за Иисусом Христом. Любой другой путь ведет человека к гибели. Только лишь Христос может провести нас по этой временной жизни и даровать нам иную жизнь – вечную, о которой пока еще мы с вами мало представления имеем.

    Сейчас мы с вами слышали Евангелие, которое рассказывает о том, как произошло призвание ближайших учеников Иисуса Христа – апостолов (Лк. 5, 1–11). И, внимательно слушая это повествование, каждый человек может вспомнить, как Господь к нему обращался и как Господь его призывал идти за Ним.

    Мы слышали о том, как Иисус Христос, проповедуя на берегу Галилейского моря, попросился войти в лодку рыбака Симона, с тем чтобы, немного отплыв от берега, проповедовать народу так, чтобы Его все слышали и видели. По окончании проповеди Иисус Христос, желая отблагодарить этих рыбаков, говорит им: «Бросьте сети в море с правой стороны от лодки». Они удивляются и говорят: «Да мы всю ночь трудились и ничего не смогли поймать». Опытные люди, всю ночь трудились и ничего не поймали. Но дальше хорошие слова говорит Симон, будущий апостол Петр: «Но по слову Твоему, – говорит он, – мы это сделаем». То есть он понимает по всему житейскому опыту, опытный рыбак, он знает, что это бесполезно, что нету рыбы здесь, – но «по слову Твоему, – говорит он, – сделаем».

    Как часто в нашей жизни мы наш маленький человеческий опыт ставим выше слова Божия. И, когда приходится выбирать, что сделать: поступить так, как привычно, или поступить по слову Божию, – мы не поступаем так, как апостол Петр поступил. Он-то по слову Божию бросил сети, хотя по-человечески думал, что это бесполезно. А как мы иногда меняем на наши мирские представления на слово Божие и, вместо того чтобы поступать по слову Божию, поступаем, как принято, вместо того чтобы поступать по заповедям Божиим, поступаем так, как нам нравится! Вот мы и упускаем свой шанс увидеть чудо Божие – такое, как увидели рыбаки. Потому что после того, как они забросили сети, сети моментально наполнились таким количеством рыбы, что они не могли уже вытащить, они позвали своих друзей, сыновей Зеведея – Иоанна и Иакова, и те вместе с ними стали вытаскивать эту рыбу, и даже прорывалась у них сеть – такое огромное количество этой рыбы случилось. Чудо случилось! Чудо такое, что их объял ужас (см. Лк. 5, 9).

    Отчего же ужас объял рыбаков? Это был священный ужас. Так на человека находит прозрение, когда он видит свое положение перед Богом. Так на каждого верующего человека рано или поздно находит это прозрение, когда он понимает, кто он есть и Кто есть Бог, и что главное в жизни человеческой.

    Когда этот ужас объял будущих апостолов, что делает Симон Петр, совершивший по слову Божию ловлю этой рыбы? Он падает, обнимает колени Иисуса Христа, но одновременно прогоняет Его и говорит: «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный» (см. Лк. 5, 8). Этот священный ужас привел к осознанию своей греховности. Но как противоречивы действия апостола Петра! С одной стороны, он говорит Иисусу Христу: «Выйди от меня!» – а с другой стороны, прижимается к Его коленям и не отпускает Его.

    Вот так бы и нашим грешным душам припадать к Иисусу Христу, с одной стороны, глубоко видя нашу греховность и наше недостоинство, с ужасом осознавая всю глубину своего падения, с трепетом поклоняясь Господу, а с другой стороны – не отпуская Его из своей жизни и держась за Него.

    Вот чему учит нас это повествование о призвании апостолов. Но что говорит ему Иисус Христос? Он его утешает; Он видит его трепет и ужас и поощряет даже его, и утешает его, говоря: «Не бойся; я сделаю тебя ловцом человеков» (см. Лк. 5, 10).

    Происходит в душе этих рыбаков переворот. Трудно даже нам сейчас с вами понять. Ведь как должен бы поступить человек? Вот они всю ночь трудились, столько сил потратили, ничего не поймали, а это ведь их пропитание, это их жизнь. Такой огромный улов, еле вытащили его, полны лодки рыбы! Что бы надо делать? Надо побыстрее брать корзины, нести это быстрей на базар, продать, это же доход такой огромный!

    Что же делают они? Они все бросают. Бросают свои сети, бросают свой улов, бросают свои лодки и идут за Иисусом Христом. Так были призваны первые ученики – апостолы. Настолько поразило их сердце слово Божие.

    Взирая из глубины веков на это призвание, нам грустно порой бывает от осознания того, что мы не слышим голоса Божия в своей жизни и не следуем за Ним так, как должны бы следовать. Пусть это евангельское повествование укрепит наши с вами души, укрепит наш разум, укрепит нашу волю и дарует нам святое желание – жить в этом мире по благим заповедям Божиим и идти по жизни за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков. Аминь.

    так, чтобы все могли видеть Иисуса Христа, и Он начинает проповедовать всем людям (см. Лк. 5, 1–3). В данном случае в Евангелии не описывается, о чем проповедовал Иисус Христос, потому что не на это обращается наше внимание. Смотрите, Христос Сам приходит к Петру, Сам предлагает войти в его лодку. Просит даже у него, просит!

    Дорогие братья и сестры! В нашу жизненную лодку Христос просит нас, чтобы мы Его пустили. Не просто предлагает, а стучится в двери наших сердец, чтобы мы пустили Его в свою жизнь. Христос рядом с нами. Нам только надо приложить усилия к тому, чтобы открыть свою душу для Господа. Это первый нравственный урок и вывод из сегодняшнего Евангелия.

    И каждый из нас знает об этом. Потому что мы чувствуем, как бывает нам радостно, когда мы ощущаем Божие присутствие в своей жизни. Да – и как нам бывает печально, когда мы его с вами прогоняем.

    Что же дальше происходит? Христос заканчивает Свою проповедь. И Он желает как-то отблагодарить рыбаков. Он видит, что у них пустые сети, и говорит им: «Отплывите в глубину и бросьте ваши сети в озеро». Они даже начинают про себя улыбаться и думать: «Он не понимает, о чем говорит». Они опытные рыбаки, всю ночь трудились, ничего не поймали. Говорят, Ему: «Наставник! Всю ночь трудились; нет сегодня рыбы, нет лова». А дальше они говорят интересные слова, которые для нас важны; они говорят Ему: «Но по слову Твоему сделаем» (см. Лк. 5, 4–5). Ну, как бы ради уважения, что такой великий Человек им говорит, хотя про себя они думают: «Бесполезное дело!» И вот – «по слову Твоему сделаем».

    Дорогие братья и сестры! Это образ нашей жизни. Как часто мы думаем, что мы мудрее Самого Господа. Как часто мы свои человеческие представления, человеческие понимания ставим выше Божественных заповедей. Заповеди нам говорят одно – мы поступаем по-другому. Нам Господь говорит: «Не надо лгать, не надо обманывать», – мы хитрим, лжем, обманываем. Нам Господь говорит: «Надо прощать друг другу», – мы мстим и никак не можем простить. Нас Господь учит, что надо сердце свое посвящать Богу, молиться, обращаться к Нему, – но нет, мы считаем, что мы мудрее. Смотрите, что говорят апостолы. Они-то, как рыбаки, все понимали, что никакой рыбы не будет, но говорят: «По слову Твоему сделаем».

    И что же происходит? Чудо происходит! Обе сети таким количеством рыб наполняются, что они не успевают вытаскивать, лодки наполняются рыбой до самых бортов, так, что уже тонуть начинают (см. Лк. 5, 6–7). Вот сколько рыбы поймали! Чудо Божие произошло!

    Когда мы не доверяем Богу в своей жизни, и когда мы ставим свое разумение человеческое выше, мы исключаем чудо из нашей жизни. Исключаем. Как мы можем допустить, чтобы случилось чудо в нашей жизни, если мы Бога не слушаем? Вот очень важный урок из сегодняшнего Евангелия. Нам надо слышать слово Божие, слышать заповеди Божии и, подобно апостолам, невзирая ни на что, говорить: «Но по слову Твоему сделаем». Будем стремиться жизнь свою строить по слову Божию, и в нашей жизни будет случаться чудо, такое, что, по человеческим меркам, казалось бы, оно невозможно, а оно будет происходить. И на опыте каждый из нас знает, что в нашей жизни такие чудеса бывают, и случаются; и именно тогда, когда мы вверяем себя в волю Божию, происходят необъяснимые вещи, о которых никак не объяснишь, почему они произошли, а Господь благословляет нас. А если мы будем читать и жития святых, и историю нашей Церкви, мы увидим, сколько же таких чудес встречается и в жизни людей, и в жизни целых народов тогда, когда люди поступают по слову Божию, – так, как поступили ученики.

    Ужас, говорит Евангелие, объял рыбаков (см. Лк. 5, 9). Ужас. Это священный трепет. Надо всем нам иметь страх Божий. Мы немного об этом забываем. Мы не понимаем, что такое «страх Божий». Страх Божий – это такое чувство, когда мы боимся оскорбить величие Божие своей греховностью и нечистотой. Эти рыбаки увидели, Кто перед ними, и ужас их объял, священный ужас – тот, который приводит людей к покаянию. И что делает апостол Петр? Объятый ужасом, он говорит: «Господи, выйди от меня». Прогоняет Его из лодки: «Выйди от меня». Представляете, Он чудо совершил, а Ему говорят: «Выйди от меня»! А дальше объясняет: «потому что я человек грешный» (см. Лк. 5, 8).

    От священного ужаса открылось сердце у апостола Петра, и он увидел свои собственные грехи, увидел свое недостоинство. Вот, дорогие братья и сестры, и нам с вами надо, с благоговением взирая на Господа, просить у Него, чтобы нам увидеть свое собственное недостоинство. Как трудно нам видеть свои грехи! «В Патерике (Патерик – это книга, где описывается жизнь древних отцов) приводится беседа двух старцев: один говорит другому: «Я вчера Ангелов видел», тот ему отвечает: «Эко», – говорит, – Ангелов видел! Грехи свои увидеть бы».

    Видите, о чем идет речь? Как трудно человеку увидеть свои собственные грехи! Апостол Петр увидел. Но дальше-то что, интересно, происходит? Как описывает Евангелие: когда апостол Петр говорит эти слова, он обнимает Его колени, прижимает Его к себе (см. Лк. 5, 8). С одной стороны, говорит: «Выйди от меня», – а с другой, хватает Его и не отпускает. Потому что понимает, что без Иисуса Христа теперь для него нет жизни и нет ему спасения.

    Вот так и мы с вами, сознавая свои собственные грехи, свое крайнее недостоинство, не должны из жизни своей отпускать Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. И, исповедуя свою духовную пустоту и нечистоту, одновременно всем сердцем своим прижиматься к Его коленям, чтобы Он не оставлял нас в нашей жизни.

    И даже завершение евангельского чтения и то дает нам очень интересный урок. Смотрите, какой подарок сделал Иисус Христос этим рыбакам: две лодки, полные рыбы. Вот сейчас это все взять, быстрее тащить на базар, – сколько можно продать, сколько можно всего получить! Собственно говоря, это – их работа, их заработок, они для этого и трудились. Но что происходит? Они приходят к берегу, оставляют свои лодки, оставляют эту рыбу и идут за Иисусом Христом. Потому что Иисус Христос говорит изумленному Петру, который в ужасе пребывал от чуда: «Я тебя сделаю теперь ловцом человеков. Раньше рыбу ловил – теперь будешь людей ловить». Таким образом, Иисус Христос поставляет его в апостолы, в Свои ученики, которые приведут духовными сетями в Церковь Божию миллионы и миллионы людей, и нас с вами (см. Лк. 5, 10–11).

    Вот что такое призвание. Каждый из нас с вами призван Господом Иисусом Христом. Мы услышали, какие жизненные обстоятельства были при призвании первых апостолов. У нас были свои жизненные обстоятельства. Но, уверен, у каждого они тоже схожи и имеют нечто общее. Так пойдем же за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, как пошли за Ним апостолы. Осознаем свое греховное недостоинство и в священном ужасе и трепете прижмемся к Церкви Христовой всем сердцем своим, ибо здесь наше спасение, здесь наш путь, истина и жизнь (см. Ин. 14, 6). Аминь.

    06.10.2013 Неделя 18-я по Пятидесятнице. Божественная литургия.

    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

    Слово Божие, записанное в Священных книгах и сохраненное Святой Церковью до сегодняшнего дня, является для нас с вами духовной пищей. Внимательно слушая слово Божие, мы обязательно, каждый для себя, найдем назидание, урок, поучение, обличение. И сейчас только что мы слышали повествование евангельское о том, как Иисус Христос призвал первых Своих учеников (Лк. 5, 1–11). Это случилось на Геннисаретском озере, когда Иисус Христос подошел и увидел, как рыбаки полоскали свои пустые сети, их лодки стояли на берегу, – а за Христом шло множество народа. И Он тогда предлагает одному из них, будущему апостолу, Симону: «Я к тебе в лодку войду, а ты немного отплыви от берега», – это для того Христос попросил, чтобы люди лучше Его видели; и Он из лодки этой начал учить собравшийся на берегу народ (см. Лк. 5, 1–3).

    Обратим внимание, с каким доверием Петр и его товарищи Иаков и Иоанн отнеслись к просьбе Христа. Он попросил их, и они тотчас исполнили, хотя они трудились целую ночь, были усталые, да еще и ничего не поймали – по-человечески должны были бы испытывать досаду и раздражение на то, что их труды оказались неуспешными. Да и вообще принято в мире – и тогда, и сейчас – за такие услуги деньги спрашивать, и мог бы спросить Петр: «А сколько Ты мне за это заплатишь?» Этого не происходит – а он тотчас исполняет эту просьбу.

    Вот, дорогие братья и сестры, нам с вами первый урок. Как часто мы призыв Божий к действию не воспринимаем! То есть: что говорит нам Господь? «Соблюдай Мои заповеди». А мы думаем: а что нам их соблюдать, что нам с этого будет, если мы будем жить по заповедям? Ведь те люди, которые нарушают заповеди, часто лучше живут, и прибыль им бывает, и успех в жизни. То есть мы ждем от Бога, чтобы Он нам чем-то заплатил за то, что мы такие послушные: молимся Ему или стремимся жить по заповедям. Вроде как мы Ему одолжение делаем. Не так поступили эти рыбаки. Христос попросил их – и они тотчас исполнили эту просьбу.

    Нам так же надо исполнять слово Божие и просьбу Божию. Иисус Христос просит нас, чтобы мы прощали друг другу, просит нас, чтобы мы любили друг друга, просит нас, чтобы мы хранили в сердцах своих веру. Мы должны эту просьбу исполнить, не ожидая, какая нам за это будет плата.

    Что же дальше происходит, как мы слышали это в Евангелии? После того как Иисус Христос закончил учить из лодки, Он говорит рыбакам: «Ну, а теперь отплывите туда, где глубже, и забросьте свои сети в воду». Это Он говорит опытным рыбакам, которые всю жизнь посвятили этому ремеслу и знают, когда рыба ловится, когда нет, поэтому они именно ночью и ловили. Ему возражает Симон, будущий апостол Петр, и говорит: «Наставник! Мы всю ночь трудились и ничего не поймали, – а дальше – важные слова, вслушаемся в них: – но по слову Твоему сделаем это» (см. Лк. 5, 4–5).

    То есть он логически понимает, что это бесполезно, ничего не выйдет. Но по слову Божию – «сделаем это». Отплывают в глубину, бросают сети… И – невозможно! – вытянуть их не могут! Рвутся даже сети от такого количества рыб, которые попали в них. И когда они вытаскивают эти сети, в конце концов, в лодку, лодка настолько наполняется рыбой, что чуть не тонет (см. Лк. 5, 6–7). Чудо!

    Почему чудо произошло? Да потому, что эти люди поверили слову Божию: «Но по слову Твоему сотворим».

    Как часто нам тоже в жизни кажется, что если мы будем жить по заповедям Божиим, мы ничего доброго не достигнем. Как же так? Вокруг обманывают, а мы не будем обманывать? Что тогда с нами будет? Вокруг мстят друг другу, а мы не будем мстить – как это так? Но «по слову Божию» если бы мы поступали, то даже, то, что невозможно по всем человеческим меркам, будет возможно.

    Вот еще евангельский пример. Происходит такое чудо – за то, что они доверились слову Господа. Петр, увидев, какое произошло чудо, вдруг увидел и свою собственную душу. Он понимает, Кто перед ним, он понимает, что это не просто человек, он осознает – и вера в его сердце возгорается, вера озаряет светом его душу, так, что он видит все свои недостатки. И он бросается к Иисусу Христу и говорит Ему: «Выйди от меня, потому что я человек грешный» (см. Лк. 5, 8).

    Вот как почувствовал Петр свое недостоинство! Но, одновременно с этими словами, что он делает? Казалось бы, нелогично, – он говорит: «Выйди от меня, уйди с лодки», – но при этом обнимает Его колени и прижимается к ним. Как это так? Как это объяснить?

    Так и нам нужно делать. С одной стороны, мы должны видеть свои грехи и недостатки и понимать, что мы грешны перед Богом. Осознавать перед святостью Божией свои грехи. А с другой стороны – не отпускать Господа из жизни своей, прижаться к Нему, как прижался апостол Петр, обнявши Его колени. Потому что без Бога невозможно спасение. Да, мы грешны, но Бог нас, грешников, спасает. Да, мы грешны, но Бог для того и пришел в мир, чтобы мы не погибли в своих грехах, но спаслись. И поэтому мы должны прижаться к коленам Иисусовым, быть вместе со Христом и жить вместе с Ним.

    И ужас тогда всех объял, как повествует Евангелие об этом чудесном лове рыб. Тогда, увидев, как они ужаснулись, увидев исповедание апостола Петра, Иисус Христос говорит им: «Не бойтесь, но идите за Мной» (см. Лк. 5, 9–10). А дальше вообще происходит непонятное. Представляете, рыбаки живут трудом своих рук, что они поймают, то и продадут, семьи свои будут кормить, деньги, может быть, какие-то выручат, скопят, – огромнейший улов рыбы! Это такой доход! А Евангелие говорит: «И, оставив все, пошли за Ним» (см. Лк. 5, 11). Лодки оставили, сети оставили, огромный улов рыбы оставили – все оставили и пошли за Иисусом Христом. Потому что они поняли, осознали, что без Христа ничто не важно в этой жизни.

    Дорогие братья и сестры, еще один урок для нас. Вот бы нам так же не полагаться на внешнее устройство или внешнее богатство! Вот бы нам так же возложить упование свое на Господа и идти за Ним по Его слову! Что Он сказал, то и выполнять, следовать за Ним по жизни.

    Дорогие братья и сестры! Важное назидание преподала нам сегодня Святая Церковь через Священное Писание. Испросим у Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, чтобы и нам с вами иметь послушание воле Божией, чтобы и нам с вами, осознавая свои грехи, не отступать от Господа, чтобы и нам с вами следовать за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков. Аминь.