Неделя 2-я по Пятидесятнице. Призвание первых учеников.

Евангелие от Матфея, 7:1-8

  • Не суди́те, да не судимы будете,
  • ибо каким судом сýдите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
  • И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
  • Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?
  • Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
  • Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
  • Проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
  • ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

1.07.2000 Неделя 2-я по Пятидесятнице, всех святых, в земле Российской просиявших. Всенощное бдение.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы молитвенно обращаемся ко всем святым, которые просияли в своем подвиге в земле Российской.

Это празднование церковное должно воодушевить всех нас – воодушевить силою примера, а также тем, что в Церкви Христовой, как в семье – Церковь ведь это и есть духовная семья, где мы едины с Богом и где мы едины с друг с другом верой нашей, надеждой нашей, нашим упованием, нашей любовью ко Господу – так вот, как в семье бывает, когда старшие братья и старшие сестры помогают младшим, так и в духовной семье, в Церкви Христовой, святые это – наши старшие духовные братья и старшие духовные сестры, которые выше нас своей жизнью, близостью ко Господу. Но это не значит, что мы с вами не можем в своей жизни также подняться до духовных высот, наоборот, надеясь, и зная о их помощи, мы можем, дерзая, просить у Господа, чтобы Господь помогал и нам в нашей жизни уметь молиться, уметь быть милосердными, уметь прощать грехи друг другу, уметь жить по заповедям Божиим, уметь идти за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом.

И, читая жития русских святых, мы с вами можем назидаться еще и тем примером, что эти святые жили на нашей с вами земле, что это не рассказы о далеких египетских или палестинских отшельниках, не повествования о древних римских мучениках, хотя и эти повествования достойны, назидательны и нужны нам с вами, но жизнеописания русских святых особенно близки нам, потому что они говорят нам, что наши с вами сродники не только по духу, но и по плоти, по крови нашей, по нашей национальности, они сумели, несмотря на, все исторические условия жизни в России быть близкими к Богу. И святые были в стране нашей от самого первого времени, когда Русь только приняла Крещение при князе Владимире, и даже до нынешнего ХХ века, который, можно сказать, дал наибольший духовный плод святости, когда тысячи и тысячи новомучеников и исповедников Российских отдавали свою жизнь за Христа и не отрекались от веры в Господа, несмотря на, то, что им грозили страшные нравственные и телесные муки и смерть.

Таким образом, дорогие братья и сестры, прославляя всех святых, в земле Российской просиявших, наших сродников по духу и по плоти, мы обращаемся и просим у них, чтобы они научили нас тому благочестию, той чистоте жизни, той пламенной вере, которую имели они.

Они сейчас предстоят пред престолом Божиим и их молитвы сильны. Их молитвы сильны нас с вами направить на путь истины, помочь нам с вами исправить свою жизнь, дать нам с вами духовные силы. Будем же прославлять всех святых в земле Российской просиявших, будем молиться с усердием им, дабы и нам наследовать жизнь вечную и Царство Христово.

Аминь.

13.06.2004. Неделя 2-я по Пятидесятнице, всех святых, в земле Российской просиявших. Божественная Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы слышали слово Божие, евангельское чтение, в котором рассказывается о том, как Иисус Христос призвал Своих первых учеников. Как просто это в изложении священном звучит! Братья ловят рыбу, и к ним подходит Господь и говорит: «Идите за Мной!», – и они оставляют свое занятие и идут за Христом. И далее Господь идет и видит других двух братьев, тоже занимающихся трудом – ловлей рыбы, – и их зовет за Собой Господь, и они, оставляя все, идут за Христом. Не понятно, что произошло с этими рыбаками? Почему они оставляют то занятие, которое составляло смысл их жизни, которое давало им пропитание? Они ничего другого не знали и не умели. Но они жили в законе Божием и ожидали Того, Кто откроет им глаза – как надо жить в этом мире.

Дорогие братья и сестры! Господь Иисус Христос так же, как Своих первых апостолов, Петра и Андрея, Иоанна и Иакова, призывает и каждого из нас. Среди наших повседневных трудов, среди нашей повседневной жизни, среди нашей суеты, которая захлестывает нас с головой, слышится призыв Господень, обращенный к нам: «Идите за Мной!»

Что такое вера? Что значит «верить в Бога»? Значит ли это - знать о том, что есть Бог? Значит ли это знать, какие заповеди существуют? Что такое вера? Вера – это ответ человеческой души на призвание Господа. Господь зовет каждого из нас: «Иди за Мной!», – но как мы ответим на этот призыв, зависит от нас. Апостолы не стали рассуждать, что будет с ними дальше, какова будет их судьба, что они должны будут делать. Они услышали призыв Господень и пошли за Христом, потому что почувствовали своим сердцем, что Христос именно Тот, Кто научит их, что нужно делать, именно Тот, Кто поможет им преодолеть все в своей жизни, именно Тот, Кто приведет их к счастью и блаженству, Тот, без Которого и жизнь никакого смысла не имеет. Вот что такое призвание.

Святая Церковь, предлагая нам услышать слова Евангелия о том, как были призваны первые ученики, нас с вами побуждает к тому, чтобы мы были внимательны в своей жизни и услышали голос Божий, зовущий нас: «Идите за Мной!» Как нам хотелось бы, чтобы в наших сердцах был такой же быстрый ответ на призыв Господний, как быстро отреагировали и ответили простые Галилейские рыбаки, ставшие потом великими апостолами и учителями Церкви! Но, к сожалению, мы видим некую косность в нашем сердце. Мы слышим глас Господень, призывающий нас к благочестивой жизни, призывающий нас к вере, надежде и любви, но медлим – медлим отставать от своих греховных привычек, медлим строить жизнь свою по заповедям Божьим, медлим ходить в храм Господень на молитву, медлим помогать людям, которые нуждаются в нашей помощи, медлим быть сострадательными, медлим прощать грехи тем, кто нас обидел, медлим совершенствоваться в духовной жизни. Но мы имеем великое счастье: те, кто пошел за Христом сразу, кто не замедлил, они теперь могут нам с вами помогать, чтобы мы тоже не медлили идти за Христом. Христос их позвал – они пошли за Ним, и они на опыте своей жизни убедились, что путь Христов – это единственно истинный путь. И мы счастливы теперь, что через апостолов Церковь Святая создана и в этой Святой Церкви мы не одиноки, мы не первые, как был первым Андрей Первозванный, который еще не знал, что с ним будет, когда пошел за Христом. Уже вперед нас прошли многие и многие, тысячи и тысячи, миллионы людей идут за Христом. И мы, будучи не одинокими, находимся на корабле, который ведет Сам Христос. И если мы слабы в вере и медлим, то, находясь в этом великом единстве Церкви Христовой, мы получаем помощь от тех, кто сильнее нас, у кого вера больше, у кого надежда горячее, у кого любовь в сердцах пылает. И это церковное единство не только обнимает ныне земную Церковь, но вся Церковь Небесная, все предшествующие нам верные люди ныне продолжают свой путь за Христом в ином мире, нам пока не доступном, но и нам помогают идти этим путем. Мы счастливы тем, что имеем святых, которые, как старшие братья, помогают нам жить по вере Христовой.

В сегодняшний день Святая Церковь прославляет всех святых, в земле Российской просиявших. Это наиболее близкие нам святые, это наши сродники по плоти, это наши деды, и прадеды, и пращуры, наши предшественники на этой земле. Как русская земля, русские люди восприняли свет Христов тысячу лет назад! Как они откликнулись на призыв Господень, с какой искренностью! Язычники, князь Владимир, который жил разгульно и жестоко, когда уверовал, стал настолько кротким, что даже стал бояться карать преступников и наказывать их, и пришлось тогда из Византии послам уговаривать князя Владимира, говоря, что долг государственного деятеля – мечом ограждать мирный труд людей и наказывать преступников. Как по-детски и искренно первые наши люди русские восприняли ростки христианства! Как святость воссияла в Киево-Печерской лавре, когда люди всем сердцем услышали призыв Христов: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный!» – и совершенствовались в посте и молитве, и свет Христов стал сиять через них. И через всю историю России святые люди молитвами своими укрепляли немощных, подвигами своими возмеряли тем, кто ленив был, предстательством своим ограждали русскую землю от всякого зла. И даже до последнего времени, когда святые новомученики, исповедники Российские, святые XX века искренно и с верой шли за Христом, не меняя внешнее благополучие и выгоды земной жизни на Царство Небесное. Они выбрали путь за Христом. И этот путь у них прошел через русскую Голгофу, через расстрелы и издевательства, через лагеря и страшные пытки, через смерть и мучения. И тысячи и тысячи новомучеников и исповедников Российских показали силу веры. А они услышали тот же голос Христов, который мы слышали сейчас в Евангелии, обращенный к апостолам: «Идите за Мной!» И они пошли за Христом, несмотря на то, что страна была в плену сатанинского безбожия, и глумились над Церковью и издевались над Нею, а они шли за Христом.

Дорогие братья и сестры, как мы с вами счастливы, что имеем таких сродников по плоти – наших святых, в земле Российской просиявших! Они молятся за нас, они знают наши нужды, они знают наши трудности. Мы должны быть достойны их святости. Нам надо у них просить, чтобы они научили нас в жизни своей за Христом идти, не отступая от Христа, не сворачивая ни на какой другой путь. А если мы в этом пути споткнемся, упадем, по слабости своей, согрешив или отступив от заповедей Божиих, есть у нас путь покаяния, и те же святые будут молиться за нас, чтобы Господь простил нам наши согрешения, очистил нас, поднял нас, и чтобы мы вновь шли за Христом.

Дорогие братья и сестры! В этот день промыслом Божьим каждый из нас был приведен в храм Господень. Значит, мы с вами услышали призыв Христов, который зовет нас идти за Ним. Будем же, стоя в этом святом храме, молиться о том, чтобы по молитвам всех святых, в земле Российской просиявших, нам всегда слышать голос Божий и идти за Господом нашим Иисусом Христом по этой временной жизни и по жизни вечной. Ему же слава во веки веков.

Аминь.

24.06.2006 Неделя 2-я по Пятидесятнице, памяти всех святых, в земле Российской просиявших. Всенощное бдение.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Второе воскресенье после праздника Святой Троицы посвящено особому молитвенному обращению ко всем святым, в земле Российской просиявшим. Одновременно это наше празднование памяти всех святых, в земле Российской просиявших, приходится и на время святого Петровского поста, который имеет также название «Пост святых апостолов». Какой духовный смысл нынешнего праздника? Почему Церковь призывает нас к посту в честь святых апостолов? Чтобы это для себя легко и просто понять, нужно обратиться к воспоминанию того, что сделали святые апостолы.

Святые апостолы, по вдохновению Духа Святаго и по велению Божьему, пошли и стали проповедовать о Господе Иисусе Христе. Пошли и стали проповедовать, что только верой в Господа Иисуса Христа и жизнью со Христом человек может спастись от власти греха над его душой, и что тот человек, который верует в Господа Иисуса Христа и стремится быть вместе с Ним, вместе со Христом воскреснет и будет иметь вечную жизнь. Об этом проповедовали апостолы – несмотря на то, что не все их слушали, несмотря на то, что многие запрещали это проповедовать, несмотря на то, что все апостолы, кроме одного единственного Иоанна Богослова, за эту свою проповедь были преданы мученической смерти. Они шли и учили людей – тому, что единственный путь ко спасению – это жизнь во Христе.

Почему же нам Церковь предписывает поститься в честь святых апостолов? Ведь пост – это некое самоограничение, как бы осознание своего недостоинства. Что мы осознаем? В чем мы недостойны? Почему мы постимся? Почему мы не радуемся? Мы постимся потому, что мы не поступаем так, как поступали апостолы. Мы постимся потому, что наша жизнь не является примером для других людей. Ведь в чем сила проповеди Божией? Не в словах, не в том, что человек скажет, а сила в его внутреннем духовном примере. Если человек идет за Христом, он жизнью своей показывает, что за Ним и другие должны идти. Вот – самое лучшее, нет лучше и другого пути, чем жить со Христом! А наша беда в чем заключается? В том, что мы не то что не идем за Христом – ползти-то толком не умеем за Христом. Все время спотыкаемся, все время падаем, и все норовим уйти в какую-то другую сторону. А если нашу жизнь рассмотреть, нашу душу рассмотреть, наши мысли рассмотреть и чувства, стремления наши, – кого-нибудь они обрадуют? Кто-нибудь, увидев наши греховные мысли, поганые чувства, дурные поступки, – кто-нибудь загорится и скажет: «Я хочу быть христианином!» – так, как шли за проповедью апостолов? Вот именно поэтому Церковь и предлагает нам подумать, помолиться и попоститься – в знак того, что мы не представляем для других людей пример служения Богу. А должны бы представлять.

Но сегодня мы также празднуем память всех святых, в земле Российской просиявших. Это наши близкие, родные по нашей плоти, по нашему происхождению. Они жили на нашей земле, они рядом с нами были. Недавние святые совсем недавно отошли ко Господу – как священномученик Петр (Чельцов), который жил вот здесь, совсем недалеко, в Петушках Владимирской области. Он совсем недавно отошел ко Господу – что там, 50-ти лет не прошло! Так вот, нам, в помощь нашей слабости, нашему духовному бессилию, дается сильный пример, сильные помощники и сильные молитвы наших святых, сродников наших по плоти – всех святых, в земле Российской просиявших.

И мы обращаемся к этому сонму святых, которые на нашей земле жили, чтобы они помолились о нас, чтобы и нам своей жизнью стать такими, как были они. А они-то воистину были апостольским примером: и те люди, которые приходили в Оптину пустынь, они вдохновлялись этим примером; и те люди, которые слушали святаго благоверного князя Владимира, вдохновлялись его примером; и те люди, которые шли с Александром Невским, вдохновлялись его примером; и те люди, которые видели подвиг священномученика Петра, пресвитера Подольского, которого в 37-м году расстреляли, и они вдохновлялись его примером. Иными словами, тысячи и тысячи уже известных нам есть русских святых. А сколько еще неизвестных!

Значит, на самом деле не так все плохо. Дух Святый действует в Церкви Христовой! И, конечно, нам нужно видеть свою слабость духовную и недостоинство, но ни в коем случае не нужно отчаиваться, потому что с нами Бог, с нами благодать Духа Святаго, с нами молитвы и покровительство наших святых, и в особенности святых, в земле Российской просиявших, да не просто во всей Российской земле, а тех, которые и нам-то очень близки. И мы рады иметь таких покровителей.

Обратимся же ныне к этим нашим великим подвижникам. Во время Петровского поста, когда мы смиряем себя и испытываем себя в воздержании, обратимся к ним, чтобы они помолились о нас, чтобы Господь дал и нам силу свидетельствовать о Нем – Спасителе и Господе нашем, идти за Ним, никого своим примером не отвращать от Церкви и других приводить в Церковь Божию, которая есть столп и утверждение истины (1Тим. 3, 15).

Аминь.

25.06.2006 Неделя 2-я по Пятидесятнице, памяти всех святых, в земле Российской просиявших.  Божественная Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали святое евангельское чтение, в котором повествуется о том, как Господь Иисус Христос призвал Своих первых учеников, которые были рыбаками, и ученики, услышав, как Спаситель зовет их за Собой, оставили свои занятия и пошли за Господом слушать Его проповедь и помогать Ему. И также мы слышали с вами сейчас то, что называется в церковном языке «заповедями блаженства». Их мы только что пели, потому что они чаще всего исполняются на Божественной литургии, когда совершается малый вход. Вот когда открывается эта вратница, и из нее износят свечу, а затем идет диакон и несет Святое Евангелие, а далее все священники, – это называется в литургии малый вход. И в это время вспоминается, как Господь Иисус Христос вышел на проповедь. И те слова, которые мы поем, или которые мы слышим, во время литургии, – это те самые начальные слова Нагорной проповеди, которые говорил Господь Иисус Христос: «Блаженны нищие духом, ибо тех есть Царство Небесное». Но как раз эти первые слова нам нужно немного объяснить, для того чтобы каждый из нас понимал, что такое «нищие духом», что означают эти два слова, почему они «блаженны».

Славянское слово «блаженны» означает «счастливы в превосходной степени» – то есть такое счастье, которого на земле и нет. Почему же Господь называет их «блаженными», то есть «невероятно счастливыми», духовно счастливыми – потому что счастье человеческое земное, временное, может очень быстро окончиться, и счастье перемежается с горем: сначала человек счастлив и радуется, а потом плачет и горюет; блаженство же остается с человеком постоянно, потому что это то, что человек получает в своей душе от Самого Господа, когда Господь пребывает в душе человека.

Что же означают слова «нищие духом», первые слова Нагорной проповеди? Кто такой человек нищий? Это не обязательно человек, который самый бедный. Есть люди, которые гораздо беднее тех, которые называют себя нищими. «Нищий» – это тот человек, который просит. Тот человек, который просит, называется «нищим». А Господь говорит: «Блаженны нищие духом». Это не значит «бедные духовно» – нет-нет! Кто же это такие – «нищие духом»? Это те, которые просят. А чего же они просят? Просят Духа. А у кого же можно просить Духа Святаго? Конечно же, у Бога, Который единственный есть Податель духовной жизни.

Значит, счастливы, блаженны те люди, которые в первую очередь, самое главное, просят у Господа Бога, чтобы Господь дал им духовной жизни. Чтобы душа человеческая жила. А чем питается душа человеческая? Конечно же, молитвой.

И вот, дорогие братья и сестры, сегодня в дни Петровского поста мы, празднуя воскресный день, празднуя память всех Российских святых, будем просить у Господа, чтобы Господь и нам послал Духа Своего. Услышим этот призыв – быть нищими духом. Будем просить у Господа Бога, чтобы Он научил нас веровать, надеяться, любить, потому что это и есть духовная жизнь. Будем просить у Господа, чтобы Он научил нас молиться, потому что это и есть духовная жизнь. Будем просить у Господа, чтобы Он научил нас друг другу прощать. Это и есть духовная жизнь – молиться за тех, кто тебя обижает, за тех, кто тебя оскорбляет. Любить тех, которые тебя ненавидят, – это и есть духовная жизнь. Делать добрые дела тем, которые делают тебе злое, – это и есть духовная жизнь. Будем воистину видеть, что нам необходимо у Господа Бога просить Духа. Ибо мы сами этих добродетелей, настоящих, правильных: веры, надежды, любви, кротости, смирения, терпения, – этих даров Духа Святаго, если мы внимательно на себя посмотрим, мы не имеем. Вот и надо нам просить у Господа Бога, чтобы Он дал нам с вами благодать Духа Святаго – чтобы мы так же, как апостолы, которые услышали, как мы слышали сегодня в Евангелии, – Петр и Андрей – они рыбу ловили, а Господь говорит им: «Идите за Мной», – они все оставляют и идут за Господом, – чтобы и мы так же в своей жизни шли за Господом, оставили свое то, что мешает, и шли за Господом. Оставили злобу, оставили осуждение, оставили леность, оставили нетерпение – все бы бросили и пошли за Господом Иисусом Христом по жизни своей.

Прославляя ныне всех наших Российских святых, мы знаем из их житий, которые самые разнообразные, что они жизнь свою строили по заповедям Божиим и шли за Господом. Будем у них просить также молитв, чтобы нам с вами жизнь свою строить по заповедям Божиим и по жизни идти за Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков.

Аминь.

25.06.2011 Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших. Всенощное бдение.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

По прошествии праздника Пятидесятницы Святая Церковь предлагает нам обратить наше духовное внимание на те плоды, которые дает Церковь на земле в ответ на любовь Господа нашего. Эти плоды проявляются в нашей жизни, в наших сердцах, в наших делах. Неделю назад мы прославляли всех святых, и молились, и обращались к ним, чтобы и в нашей жизни проявлялась святость – в наших делах милосердия и сострадания, в нашей духовной жизни. Сегодня Святая Церковь предлагает нам особое духовное внимание обратить на прославление всех святых, в земле Российской просиявших.

Почему такое особое выделение этих святых? Дорогие братья и сестры! Церковь – это огромная большая семья. В семье человек возрастает, в семье человек научается всему доброму. Увы, иногда научается в семье и плохому… Но Церковь – это семья святая. Здесь обитает Дух Святый. Глава Церкви – Сам Спаситель мира Господь Иисус Христос. Мы ее члены. Но кто ближе нам и понятнее бывает в семье? Те, кто роднее нам и ближе по крови. Мы прекрасно знаем своих родных братьев и сестер, отца, мать, дедушку, бабушку. Но уже менее близко знаем двоюродных, троюродных, а если еще более дальнее между нами родство, как говорят, до седьмого колена («седьмая вода на киселе»), мы вообще их не знаем. Святая Церковь предлагает нам сегодня обратить духовное внимание на тех, кто очень близок нам по плоти и по духу, – на наших родных русских святых.

Это важно для нас, чтобы мы не представляли, что святость и жизнь по заповедям Христовым – это что-то далекое от нас, как будто это для нас невозможно. Как раз жизнь наших русских святых, таких же, как мы с вами, живших и живущих на этой же самой земле, является наилучшим примером и показателем, что нужно, должно и возможно жить вместе со Христом и жить по Его благим заповедям.

История земли Русской предлагает нам великое множество людей праведных, святых и благочестивых. Русская Святая Православная Церковь для нашего назидания и нашей духовной помощи прославила сонмы, тысячи и тысячи угодников Божиих. Имена одних более известны, других менее известны, третьих – известны только Господу Богу. Церковь Христова в числе своих догматов, то есть основных истин веры, содержит догмат почитания святых. Как же мы будем почитать наших русских святых? В чем это почитание, в чем оно выражается? Как правильно почитать святых?

К святым мы обращаемся за молитвой. Мы просим, чтобы они помолились за нас Господу. Это правильно. Но этого еще недостаточно. Если мы почитаем того или иного святого, мы должны воззреть духовным своим взором на то, что он сделал, и применить в своей жизни, и посмотреть на себя: почему я этого не делаю? – и исправить в себе то, что мешает нам идти к праведности во Христе.

Началось христианство на Руси с равноапостольной княгини Российской Ольги. Если мы почитаем ее как святую, призываем ее в молитвах, то мы должны подражать тому, как она отнеслась к воспитанию своего внука и как вложила в его сердце зерна будущей веры, которые дали потом свой росток. Так и нам, если мы почитаем эту великую княгиню российскую, надо стремиться к тому, чтобы сеять зерна благочестия и Православия в наших детях и в наших внуках.

Если мы почитаем великого равноапостольного князя Владимира, который принес веру на нашу землю и крестил Русь, то нам следует обратить внимание на его удивительную ревность о Господе: как он из грубого язычника превратился в пламенного христианина, отбросил греховные обычаи и начал жить святыми православными обычаями. Вот, нам следует молиться ему и просить у него, чтобы и мы в своей жизни отвергали грех и прибегали к благочестию.

Если мы почитаем святых страстотерпцев Бориса и Глеба, первых, которые на Руси фактически исполнили закон Христов и в ответ на злобу и насилие ответили молитвой и поплатились за то своей жизнью, нам надо в нашей жизни на злобу и ненависть тоже отвечать молитвой. И просить нам надо у этих святых страстотерпцев, чтобы они научили нас такой кротости и такому следованию заповедям Господним.

Если мы почитаем преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, и обращаемся к нему с молитвами, то нам надо просить у него, чтобы по его молитвам и нам научиться молиться Господу Богу, пребывать в посте, пребывать в воздержании, иметь в сердце своем веру и ничего иного, как это имел он.

Если мы с вами почитаем великого героя земли нашей – святаго благоверного князя Александра Невского, то нам следует молиться ему и просить у него, чтобы нам иметь такую же мудрость и перед лицом врагов не добиваться того, чтобы они уничтожали землю нашу, а освобождать нашу землю, как это делал он своею мудростью. Ведь он известен в основном как воитель, потому что он воевал с рыцарями Тевтонского ордена. А ведь благодаря его мудрой политике была избавлена от непосильного ига земля Русская. Он три раза ездил в Орду к хану и умилостивлял его. Так и нам надо учиться быть мудрыми, и с теми, кто, может быть, нас ненавидит, не обострять отношения и не озлоблять их, а учиться молитвой и добрыми делами превращать зло во благо, и в ответ на ненависть действовать милосердием и состраданием.

Если мы почитаем наших просветителей, которые шли на восток, и в Сибирь, и далее: святителя Иннокентия Московского, святителя Иннокентия Иркутского, Софрония Иркутского, Германа Аляскинского, – то нам надо просить у них, чтобы и мы с вами несли свет веры Христовой тем, кто еще не знает Христа, кто не верует в Христа, кто не знает, как радостно быть в Святой Церкви Православной. Вот это будет тогда истинное почитание.

Если мы почитаем праведного Иоанна Кронштадского, то мы должны молиться ему, чтобы нам так же, как и он, стоять за Божественной литургией и предстоять Господу Богу, и так же участвовать в Таинстве Христовой Церкви всем сердцем и всею душою своею, и получать такое же благодатное утешение, какое он получал. И мы по его молитвам можем это получить. И это будет тогда истинное его почитание.

Если мы почитаем святых Царственных страстотерпцев: Николая, Александру и их семейство, – то нам надо молиться им и просить у них, чтобы нам в нашей жизни проявлять перед лицом трудностей, страданий такое же благородство, терпение, и смирение, и покорность промыслу и воле Божией.

Если мы с вами почитаем сонмы новомучеников Российских, которые буквально недавно шли за Христа на смерть, и не отреклись под страхом расстрела, и не оболгали своих ближних, то нам надо в нашей жизни так же ценить свою веру, не приносить никогда ложного свидетельства на своих ближних, то есть не лгать, не клеветать, ценить, что мы имеем этот дар молитвы и веры.

Недостанет никакого времени, если перечислять сонмы мучеников Российских, сонмы праведников, святителей, преподобных, блаженных, Христа ради юродивых. И каждый из них ныне предстоит перед Господом и имеет дерзновение молиться за нас с вами – своих сродников и наследников по земле и по плоти.

Обратимся же, дорогие братья и сестры, ко всем святым, в земле Российской просиявшим, помолимся им и попросим у них покровительства над нами, чтобы мы были достойными наследниками их памяти, чтобы наше почитание выражалось и в молитвах к ним, но и в делах во славу Божию, именно в делах добра и милосердия – в плодах, которые дает Святая Церковь, плодах наших духовных и жизненных. Да поможет в этом нам с вами сонм святых, в земле Российской просиявших. Аминь.

26.06.2011 Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших. Божественная литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали евангельское повествование, в котором рассказывается о том, как Господь Иисус Христос призвал первых Своих учеников. Оно поражает необыкновенностью происходившего.

Христос пришел в мир, для того чтобы открыть для всех людей дорогу ко спасению от греха. И Он избирает для этого Своего служения Себе помощников, учеников, которые будут следовать за Ним. Но как происходит это избрание? Оно непостижимо. Оно чудесно. И, тем не менее, для нас с вами очень важно знать, в чем смысл этого призвания апостолов. Почему важно? Потому что и нас с вами Господь призывает, потому что и к нам с вами Господь обращается.

Итак, что мы с вами слышали сегодня в Святом Евангелии (см. Мф. 4, 18–23)? Христос идет по берегу Геннисаретского озера – другое название моря Галилейского – и видит двух рыбаков, которые вытаскивают свои сети – занимаются своим обычным трудом. Это Петр и Андрей. Эти рыбаки раньше уже немного видели Иисуса Христа (см. Ин. 1, 29, 35–42). Но, услышав даже о том, Кто Он есть, что Он – Агнец Божий, Который пришел в мир взять на Себя грехи мира, они, хотя и зажглись своим сердцем от этой благой вести, но впоследствии Господь отпускает их, и они занимаются своими обычными делами. А тут Христос говорит им: «Идите за Мной». И что происходит? Мы слышали сейчас чтение Евангелия по-славянски. Там говорится: «абие оставиша» (Мф. 4, 20). «Абие» что значит? «Тотчас». Сию секунду, в тот же момент. Ни мало не задумываясь. «Абие»! Моментально!

Представляете? Люди занимаются тем, что составляет суть их повседневной жизни. Они ловят рыбу, эта рыба их должна прокормить, они ее будут продавать, этим они содержат свои семейства, к этому они привыкли, это они умеют. А Христос говорит: «Идите за Мной, Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4, 19). Что значат эти слова, Он им не объясняет, не растолковывает. Он их призывает: «Идите за Мной», – и моментально они идут за Ним. Бросают все – не задумываясь, не дав поручения пойти на базар, продать эту рыбу, не объяснив, кому нужно отдать лодку, кто будет теперь заниматься за них этими делами, не дав поручения что-нибудь передать домой. «Абие», тотчас, моментально, сразу же идут за Христом.

Они проходят еще немного, и видят других рыбаков – Иоанна и Иакова, которые починяют свои сети, сидя в лодке с отцом своим Зеведеем. Христос и к ним обращается, и их призывает. И тоже, мы слышали сегодня в Евангелии, «абие» они оставляют лодку, и сети, и отца, и идут за Иисусом Христом (см. Мф. 4, 22).

Вот  такое необыкновенное призвание первых апостолов. Что побудило их пойти за Христом? В этот момент, когда Христос их призывал, они увидели, Кто их призывает. Их сердец коснулась благодать Божия, и они увидели, что перед ними Сам Спаситель мира. Они почувствовали Его Божественную силу. Им было открыто могущество Божие, им была открыта радость, которую несет Господь, им было открыто, что то, что Христос принес на землю, выше, лучше, блаженнее любого человеческого занятия, любых человеческих дел. Они сердцем своим увидели, что самое главное в жизни любого человека – быть вместе со Христом. Ничто не заменит человеку Христа. Никакое занятие, никакие дела – ничто не заменит человеку Спасителя мира Господа Иисуса Христа. Они это увидели. Они это осознали. И они пошли за Христом.

Дорогие братья и сестры! То Евангелие, которое мы слышали сейчас с вами, обращает наше внимание на наше отношение к Богу. Христос зовет за Собой каждого из нас. К каждому из нас обращен голос Господень. Каждого из нас призывает Господь. Вопрос, как мы отвечаем на этот призыв. «Абие» ли душа наша слышит голос Божий? Тотчас ли мы отвечаем на Его призыв? Моментально ли мы слышим зов Господа Иисуса Христа? Сию ли секунду мы стремимся исполнить то, к чему Он нас привлекает? Увы, нет.

Мы не спешим любить друг друга. Такое впечатление, как будто мы будем жить сотни и сотни лет, – потом, потом мы будем любить, а сейчас нет, сейчас пока у нас есть поважнее дела, чем любить друг друга. Мы не торопимся простить друг другу обиды – как же, надо понаслаждаться своей обидой, как же, он такой плохой, он меня обидел, он нехороший, я еще буду долго жить, еще успею его простить. Вот состареюсь, тогда, может быть, и прощу, посмотрю на его поведение. А может, мой враг помрет раньше меня – вот тогда его прощу, вот тогда поплачу у него на могилке. Не торопимся мы на призыв Христа прощать друг друга.

Мы не спешим на молитву. Ну куда, зачем? Еще успеется, сейчас у нас работа, у нас много важных дел. Вот на пенсию уйду, вот тогда и помолюсь. А на пенсию ушел – заболел. Ну ладно, куда мне, больному, молиться? Вот пока вылечусь, а уж тогда помолюсь… «Абие» мы не стремимся ко храму Божию. Ну, сегодня мало ли что воскресенье – зачем я пойду на службу? У меня есть другие важные дела. Будет следующее воскресенье, тогда и пойду… А то, что Господь завещал каждую неделю день Господу посвятить, – это, конечно, все хорошо, но мы не можем все заповеди моментально исполнять. Научимся исполнять, тогда и будем.

Смотрите, какое отличие нашей реакции на призыв Господень от реакции апостолов? Те моментально пошли за Ним, не задумываясь, а мы себе находим тысячу оправданий, чтобы не жить по-Божьему, тысячу оправданий, чтобы не идти за Христом. Ведь что в нашей ситуации значит пойти за Христом? Это совсем даже не то, что апостолы сделали. Никто от нас не требует бросать наши дома, никто от нас не требует бросать наших родителей, никто не требует от нас в буквальном смысле куда-то идти своими ногами. От нас требуется пойти путем Христовым, за Христом, то есть жить по Его благим заповедям: любить друг друга, прощать друг другу обиды. Молиться дома, приходить в храм Божий, соблюдать церковные установления. Соблюдать простые заповеди Господни, которые известны всем, даже неверующим людям: не лгать, не клеветать, не воровать, не прелюбодействовать. Как все просто и чисто! Но нам все это тотчас исполнять не хочется. Мы все это слышим, понимаем, но на зов Христа не отвечаем.

Для того Святая Церковь и предлагает нам с вами услышать, как апостолы послушали Христа, чтобы нам что-то исправить в своей жизни, чтобы нам так же послушать Христа, чтобы нам пойти по жизни путем Христовым.

Сегодня наша Церковь торжественно празднует память Всех святых, в земле Российской просиявших. Это сонмы святых, сонмы угодников Божиих. Житие каждого из них – это высочайший пример того, как человек шел за Христом, как он оставлял все ненужное, наносное и искал в жизни только истины Христовой, кто бы он ни был: или благоверный князь, или Христа ради юродивый, или преподобный отшельник, или великий святитель, или страстотерпец, или мученик. Сонмы всех сих праведников есть в лике святых, в земле Российской просиявших. Но всех их объединяет одно: они шли путем Христовым, они шли, подобно апостолам, за Господом Иисусом Христом.

Обратимся же к этим нашим заступникам и молитвенникам, чтобы они умолили Господа дать и нам с вами сил, таких, как Он дал апостолам: чтобы нам «абие», тотчас, обратиться на путь Христов, оставить суету и грехи, помнить, что в жизни самое главное, и шествовать в своей жизни за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков. Аминь.

16.06.2012 Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших. Всенощное бдение.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Во вторую неделю после Пятидесятницы Святая Церковь прославляет Всех святых, в земле Российской просиявших. Внимательно слушая тексты богослужения, мы неоднократно слышим обращение, которое звучит в песнопениях и молитвословиях: «Русь Святая». Это же обращение мы часто читаем в книгах, слышим в проповедях. Но как это понять? Что такое Русь Святая? О чем идет речь?

Ведь если говорить о том государстве, которое в 988 году приняло Крещение от Греческой Церкви, собственно говоря, это была Киевская Русь, и географически это было совсем маленькое образование. Потом, на протяжении истории, границы Руси, а потом – России неоднократно изменялись, и дошло до того, что к 1917 году границы Российской империи включали в себя и Польшу, и Финляндию, и среднеазиатские владения, ханства, Бухарские эмираты и иное многое. О какой же Руси Святой говорится в наших молитвословиях?

Это говорится о земельном участке? И этот земельный участок святой? Но тогда непонятно, о каком конкретно времени идет речь, потому что на протяжении истории все время границы менялись. И сейчас мы живем в России, границы которой гораздо меньше, чем границы бывшего Советского Союза.

Может быть, о людях говорится – «Русь Святая»? Но о каких тогда людях? Потому что в Российской Федерации, как, впрочем, и в Советском Союзе, и в Российской империи, и до этого еще, в Киевской Руси, живут люди самых разных национальностей и вероисповеданий.

Какая же Русь Святая существует?

Иногда люди представляют, что было некое время, когда была эта Русь Святая. Но если мы внимательно вслушаемся в содержание церковных молитвословий и песнопений, то мы поймем, о чем идет речь.

Конечно же, дорогие братья и сестры, речь идет о Святой Русской Православной Церкви, которая является частью Вселенской Церкви Христовой, которая объединяет всех, верующих в Господа нашего Иисуса Христа: объединяет Святым Крещением, объединяет жизнью по заповедям Божиим, объединяет стремлением жить вместе с Богом. Вот она, Русь Святая.

Значит, мы с вами, члены Церкви Христовой, и есть та самая Русь Святая. Не та, которая была когда-то, а та, которая существует всегда. Ибо Господь для того и основал на земле Свою Церковь, чтобы пребывать в ней все дни до скончания века (см. Мф. 28, 20). И она объединяет собой не только тех, кто сейчас живет, но и тех, кто жили раньше, и даже тех, кто еще будет жить позже, потому что для Бога нет времени, для Бога нет пространства.

Каждый из нас посмотрит на себя и скажет: «Ну, какая же я Русь Святая? Я человек грешный, и недостойный, и слабый, и заповеди Божии нарушаю, и грешу». В том-то и слава, и честь, и радость, что Господь наш и Спаситель Иисус Христос основал на земле Свою Церковь, чтобы нас, грешных, соделать святыми, чтобы нас, недостойных, сделать достойными, и нас, неправедных, сделать праведными, и нас, слабых, сделать сильными, и нас, духовно мертвых, воскресить и сделать духовно живыми.

И сегодня, когда наша Церковь предлагает нам прославить Всех святых, в земле Российской просиявших, мы видим высшую степень – тот идеал Святой Руси, о котором каждый из нас мыслит. Это наши с вами соплеменники, братья и сестры наши по плоти, которые жили, живут и будут жить со Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом. И ныне мы обращаемся к ним, чтобы они помогли и нам с вами стать соотечественниками Святой Руси. А Отечество наше на Небеси, там и есть Русь Святая. Ибо Русь Святая там, где Господь наш Иисус Христос. Где Господь наш Иисус Христос, там и есть рай и радость.

Все остальные мысли о том, что что-то национальное, или что-то географическое, или расовое может быть выше, чем жизнь с Господом Иисусом Христом, являются несомненным дьявольским обманом. Потому что подлинная жизнь – только в Господе нашем Иисусе Христе, и другой жизни быть не может.

Итак, сегодня, прославляя Всех святых, в земле Российской просиявших, наших братьев и сестер по плоти, мы молимся и просим у них, чтобы они наставили и нас с вами в праведной и доброй жизни, чтобы нам каяться в наших грехах и в наших пороках и исправляться, чтобы нам жить по благим заповедям Божиим, пребывать в Церкви Христовой и воистину стать подлинными гражданами Святой Руси. Аминь.

17.06.2012 Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших. Божественная  Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас у нас с вами время апостольского поста, или еще он называется – Петровский пост. В Церкви устанавливаются многодневные посты, в том числе и этот, который сейчас идет, – он целый месяц будет, – для того чтобы человек в это время с особым вниманием отнесся к тому, что у него в душе. Дело в том, что мы очень быстро самоуспокаиваемся, очень быстро привыкаем к тому хорошему, что посылает нам Бог. И, к сожалению, очень быстро мы привыкаем к тем недостаткам, которые есть в нас самих. Мы их всегда оправдываем и с ними сживаемся, и уже их и не замечаем, и считаем, что живем нормально, ничего особенного у нас в жизни не происходит. Вот это ощущение того, что если мы посещаем храм Божий, стараемся как-то исполнять заповеди, то это мы достигли уже какой-то вершины, как нам кажется, что все мы делаем правильно, – оно очень опасно. Потому что самоуспокоенность для христианина – это гибель. Если христианин не стремится карабкаться наверх, вперед, к Богу, останавливается, – то он обязательно начинает катиться вниз.

Вот время поста как раз для того, чтобы мы увидели, что в нашей душе, какова мера нашего с вами совершенства, чтобы мы увидели, какие мы с вами на самом деле христиане; и Церковь помогает нам с вами это увидеть.

Вот сейчас мы только что с вами слышали Святое Евангелие о том, как Иисус Христос призвал Своих первых учеников. Нам надо внимательно вдуматься в содержание этого Евангелия, и мы тогда поймем, какие мы на самом деле христиане, что для нас важнее в этой жизни. Ведь из того, как мы понимаем, что главнее всего в нашей жизни, и будет ясно, какие мы христиане.

Как мы легко иногда бываем быстры на какую-то реакцию – нехорошую. Например, нас кто-то обидел, и мы тут же в ответ ему говорим какое-то обидное слово. Тотчас, не раздумывая, моментально у нас наступает реакция. В ответ на сделанную нам обиду или зло мы тотчас отвечаем обидой или злом. Как говорит Псалтирь: «скоры на зло». Но, оказывается, мы очень медлительны на добро.

Вот сегодня мы в Евангелии слышали (см. Мф. 4, 18–23): Иисус Христос идет по берегу Геннисаретского моря и видит двух братьев Петра и Андрея, которые ловят рыбу. Они рыбаки, это их профессия, ничего другого они не умеют. Они этим зарабатывают на жизнь: ловят рыбу, продают ее и тем живут. Иисус Христос говорит им: «Идите за Мной», – и они бросают все. Бросают свой улов, свою рыбу, свою лодку и идут за Ним. Моментально! Вот какая реакция этих двух братьев на призыв Иисуса Христа. И дальше идет Иисус Христос по берегу моря и видит других двух братьев, вместе со своим отцом, Иоанна и Иакова, те чинят свои сети, они тоже рыбаки. Он им говорит: «Идите за Мной, Я сделаю вас ловцами человеков», – и они все бросают. Сети дорого стоили, и тогда дорого стоили, и сейчас дорого стоят; лодки тоже дорого стоили, и тогда, и сейчас. Все это они оставляют, не зная, что они будут делать. Другого, кроме как ловить рыбу, они ничего не умеют. Они это бросают и идут. Все дело в том, за Кем идут. Все дело в том, что сердце их увидело в Иисусе Христе. Они идут за истинным Богочеловеком, за Тем, Кто пришел для нашего спасения. Их сердца, вот этих братьев, апостолов, тотчас увидели, что самое главное в жизни.

Ну и вот, теперь сравним с собой. Видим ли мы, что главное в нашей жизни, что самое важное в жизни? Стремимся ли мы тотчас следовать за истиной? Всегда ли мы быстро поступаем по правде? Или, скорее, мы быстро поступаем по неправде, а потом раскаиваемся и думаем: зачем же мы так плохо сделали, почему мы так плохо поступили?

Святая Церковь для того и предлагает нам услышать это сегодняшнее Евангелие: о том, с какой искренностью, с какой любовью, с какой самоотверженностью первые ученики Иисуса Христа пошли за Ним, – чтобы мы увидели свое собственное духовное состояние. И время Поста как раз и дается нам для того, чтобы мы рассмотрели свою душу и увидели, как далеко мы от христианского совершенства, как плохо мы откликаемся на зов Христов.

Христос зовет нас, чтобы мы любили друг друга, – мы не торопимся этого делать. Христос говорит нам, чтобы мы прощали друг другу обиды, – мы не спешим этого делать и долго еще держим в своих сердцах. Христос призывает нас иметь чистое сердце, не завидовать и не злобиться, но зависть и злоба, как ядовитые змеи, сидят в нашей душе и подтачивают ее. Как медлительны мы на добро! И как скоры на зло.

Сегодня, услышав Святое Евангелие о том, как откликнулись первые ученики Иисуса Христа на призыв идти за Ним, поразмыслим о своей жизни и попросим у Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, – Который каждого из нас призывает, Он каждому из нас говорит: «Иди за Мной!» – попросим у Него сил, чтобы нам идти за Ним по нашей жизни. Помолимся Ему, чтобы Он укрепил нас в том, чтобы мы избегали и были медлительны на зло, но скоры на то, чтобы творить добро. Попросим у Него, чтобы Он вразумил нас, чтобы мы увидели, каким же истинным путем идти за Ним. Время Поста и дано нам для этого. Да поможет нам всем Спаситель и Господь Иисус Христос, призвавший Своих учеников проповедовать Царствие Божие, чтобы и мы с вами, идя вслед за ними, пришли в это благословенное и спасительное Царство Христово. Аминь.

07.10.2012. Неделя 18-я по Пятидесятнице. Божественная Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Каждый из нас в свое время был призван Господом к вере. Это призвание в нашей повседневной жизни выражается, как правило, в каких-то внешних обстоятельствах. Кто-то был призван к вере в глубоком детстве, когда был воспитан или своими родителями, или бабушкой, дедушкой, и когда с глубокого детства в сердце человека была вложена вера, как словами, так и благочестивым примером его родных. Кто-то был призван к вере, когда в его жизни случилось горе, и, не находя нигде утешения, человек обрел это утешение в Церкви Христовой и открыл для себя Господа. Кто-то был призван к вере через своих знакомых, с которыми повстречался или на работе, или по месту жительства, и которые привели его в храм Божий, открыли ему радость знания Господа. Всех жизненных обстоятельств, через которые каждого из нас по-своему Господь призвал к вере, не перечислить, и у каждого они свои, и для каждого человека это призвание памятно. Но все эти призвания имеют одно общее: именно Господь обращается к человеку и зовет его за Собой. Отсюда и название – призвание.

Всех нас призывает Господь Иисус Христос идти за Собой. И наша жизнь, собственно говоря, и есть этот наш путь. И если мы идем за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, значит, мы счастливы – мы правильным идем путем.

Другой вопрос, что на этом пути мы спотыкаемся, иногда заблуждаемся, иногда начинаем идти в другую сторону, иногда просто падаем и валяемся – все бывает как в жизни нашей, так и в нашем духовном становлении.

Сегодня мы с вами слышали евангельское повествование о тех жизненных обстоятельствах, при которых были призваны первые ученики Христовы: апостолы Петр, Иоанн и Иаков. Эти жизненные обстоятельства подробно описаны в Евангелии, и это не случайно, потому что они важны для нас с вами, ибо и в нашей жизни, и в нашем призвании есть некоторые общие точки. Вспомним же, что только сейчас мы с вами слышали в прочтенном Святом Евангелии (Лк. 5, 1–11).

Иисус Христос проповедовал на берегу Геннисаретского озера. Очень много народу собралось, все хотели Его видеть. Рядом – две рыбацких лодки. Рыбаки трудились целую ночь, утро уже было, за ночь ничего не поймали, занимались тем, что полоскали пустые сети, отмывали их. Христос просит Симона – того человека, которого потом наречет Петром, – чтобы он пустил Его в свою лодку; тот разрешает, и они немного отплывают от берега,

21.06.2014 Неделя 2-я по Пятидесятнице. Всех святых, в земле Русской просиявших. Всенощное бдение.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

На прошлой неделе мы с вами вместе со всей Церковью прославляли Всех Святых, которые явились плодом сошествия Духа Святаго на Церковь, и говорили о том, что в Церкви Христовой каждому человеку, независимо от его возраста, пола, образования, социального положения, открыта дверь к святости. Сегодня Святая Церковь призывает нас прославить Всех Святых, в земле Русской просиявших.

В чем дело? Почему особое внимание – ведь мы же прославили уже Всех Святых? Почему Церковь призывает нас ныне обратиться с особой молитвой к русским святым и обращает наше внимание на их подвиг?

Чтобы нам лучше это понять, нужно вспомнить нам с вами священную историю. Откуда вообще взялись национальности? Господь не создавал этих национальностей. Господь создал человека по образу Своему и по подобию Своему. Потом, когда человек потерял богообщение и свою человеческую волю противопоставил воле Божией, он начал жить, очень часто, по велению своих страстей, похотей и грехов. И главным грехом – вернее, родоначальником всех грехов от Адама и до сегодняшнего дня – является гордыня, то есть гордость, самомнение, эгоизм, противопоставление себя всем другим. «Я лучше всех» – вот это, можно сказать, кредо гордого человека. И мы читаем в Священном Писании, как люди решили построить Вавилонскую башню – «до самых небес», как говорили они (см. Быт. 11, 4). Какой был смысл в этой башне? Что они, жить там хотели? Что, они хотели там устроить какие-то учреждения или какие-нибудь полезные вещи? Нет! Они сказали: «Построим башню до небес, чтобы показать, что мы выше Бога». То есть желание этого безумного строительства – и тщеславного и горделивого – было только одно: противопоставить себя Богу. Что же произошло? Гордые люди, строя эту башню, перестали понимать друг друга. А как может один гордый человек понимать другого? Ведь каждый думает, что «я самый лучший». Какое может быть тут понимание? В Библии говорится об этом просто: «Господь смешал их языки, так что они перестали понимать друг друга» (см. Быт. 11, 4–9). Вот именно оттуда, с этого момента и пошло понятие национальностей. Люди стали говорить на разных языках, разошлись в разные географические места. И каждый из них, пребывая в гордыне, говорил: «Я лучше других. Все остальные плохие. Я самый лучший». И поэтому начли происходить постоянные войны между племенами и народами, и каждый стал противопоставлять себя другим.

Мы видим следы этого противопоставления на протяжении всей истории человечества, даже когда Иисус Христос пришел в мир. Вспомните, например, как Он беседовал с самарянкой у колодца и говорил о вере, о воде живой, а пришли Его ученики и удивились: «Что Ты с ней говоришь? Ведь иудеи с самарянами не общаются». То есть мы, иудеи – это высокий народ, а самаряне – это никуда не годные (см. Ин. 4, 5–27). Проповедник Божественного слова, вдохновленный Духом Святым, святой апостол Павел вразумлял учеников Христовых, говоря: «Во Христе нет ни эллина, ни иудея, – то есть нет ни грека, ни еврея, – но Христос для всех пришел» (см. Кол. 3, 11), – объясняя тем, что нет понимания противопоставления одного народа другому. Это он излагал учение Самого Спасителя и Господа Иисуса Христа, Который говорил, что Он пришел для того, чтобы последнюю заблудшую овцу найти и чтобы никто не погиб, но все вошли в жизнь вечную.

Но увы. Семя греха оказалось настолько сильным, что, даже несмотря на действие благодати Божией, находило обретало себе почву в душах человеческих. Так, например, возникла так называемая трехъязычная ересь. Это уже во времена христианства, когда уже 9 веков Христа славили и исповедовали, и Церковь Христова пребывала на земле. В чем заключалась эта трехъязычная ересь? Говорили, что Христу молиться и Бога славить можно только на трех языках, а именно на тех, на которых была написана табличка на Кресте Христовом: то есть на еврейском, на греческом и на латинском. И сколько понадобилось трудов святым равноапостольным Кириллу и Мефодию перевести Священное Писание на славянский язык – язык наших предков, для того чтобы мы могли слышать ныне слова Божии на понятном нам языке! И это все встречало сильнейшую неприязнь и непонимание. И все это происходило из-за гордыни.

То есть один народ – еврейский, а потом греческий, а потом римский – считали, что они умнее и лучше всех. Ужасное заблуждение, противоречащее всему духу Священного Писания. А вот теперь мы можем понять, почему же Святая Церковь ныне предлагает нам помолиться святым, в земле Русской просиявшим. Она показывает нам тем самым, что все народы, и в том числе русский, – такие же, как и другие, дают такие же плоды Духа Святаго, как и все святые. Ибо среди русских святых есть и мученики, и страстотерпцы, и блаженные, и праведные, и Христа ради юродивые, и преподобные, и благоверные князья и княгини, – весь спектр святых есть на нашей Святой Руси. Значит, прославляя наших святых, мы понимаем, что как люди разные, и у людей разные характеры, разные привычки, разные мысли, но тем не менее каждый из них призван к святости, так хотя и народы разные, и у них разные характеры, разные привычки, разные темпераменты, разный цвет кожи, разные языки, но все призваны Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом к святости. И это дает нам радость, что хотя мы и не принадлежим к трем древним народам: к еврейскому, греческому и римскому, мы, русские люди, имеем такой же плод Духа Святаго, как и они.

Но одновременно это нас и предостерегает от того, чтобы мы не повторяли ошибок наших древних прародителей, которые гордились и отказывали другим в том, что они могут познать истину. Чтобы у нас не было пренебрежения к другим инородцам, нерусским, к тем, кто другой национальности, – они так же, как и мы, воспринимают благодать Духа Святаго. Ибо Христос для всех пришел, за всех распялся, грехи всех нас взял, независимо от того, русские мы или евреи, татары или китайцы, чукчи или еще какой народ – тысячи народов есть на земле, – для всех пришел в мир Спаситель и Господь наш Иисус Христос.

Но ныне мы радуемся, что в земле Русской воссиял великий плод святости, и обращаемся к своим сродникам по нашей крови, единоплеменным нам, чтобы они молились о нас. Дабы мы были избавлены от гордости, но имели любовь, чтобы мы не имели тщеславия, но хранили нашу святую веру православную, и стремились подражать им в той любви ко Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, Который создал на земле Церковь Свою, и врата адовы не одолеют ее. Аминь.

13.06.2015 Неделя 2-я по Пятидесятнице. Всех святых в Земле Русской просиявших. Всенощное бдение.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Во вторую неделю после Святой Пятидесятницы, когда мы вспоминали, как Дух Святой сошел на апостолов, и как Церковь, которую Господь наш Иисус Христос создал на земле, начала жить, чтобы мы с вами жили, вспоминаются святые нашей земли Русской. Казалось бы, почему так Церковь обращает наше внимание? Ведь во Христе нет ни эллина, ни варвара, ни скифа, ни иудея (см. Кол. 3, 11). То есть никакого значения национальности для Спасителя мира не имеют. Это наши придумки, когда мы думаем о том, что та или иная национальность лучше или хуже перед Богом – это все неправда. Перед Богом мы являемся в соответствии с нашей жизнью.

И вот сегодня Святая Церковь нам предлагает прославить святых земли Русской. Для чего это нужно? Да для того, чтобы мы с вами осознали, что живя на той земле, на которой мы с вами живем, надо знать, как наши предки веровали в Господа Иисуса Христа и как жили по заповедям Божиим. И, собственно говоря, много сейчас разговоров о том, как нужно устроить государство, какие должны быть идеи, какие должны быть основания для жизни человека, – было время, когда об этом никто даже и не размышлял, потому что все знали, что единственное основание – это Господь Иисус Христос и Святая Церковь. И если человек живет с Церковью, с верой, с любовью, то все остальное будет хорошо. Когда человек не знает Господа Иисуса Христа, когда человек не знает, как веровать – ну, о чем тут больше говорить, какие могут быть еще ценности? Конечно, Содом и Гоморра теперь во всем свете, как пророк Иеремия говорил, что люди грешат и даже не стыдятся (см. Иер. 6, 15; 8, 12. Увы! Но не об этом ныне Святая Церковь нас призывает молиться.

Святая Церковь ныне нас призывает обратиться ко всем нашим русским святым с молитвой о том, чтобы мы с вами тому, что они в своей жизни воплотили, тоже последовали. Потому что самостоятельно жить во славу Божию, по заповедям Господним оказывается очень трудно. Нам нужно, чтобы кто-то нас вел за руку, чтобы кто-то вел нас по этой жизни. Мы постоянно спотыкаемся, падаем – нам нужно, чтобы кто-то нас держал за руку. Кто может нас удержать за руку? Вот, наши русские святые, наши родные и близкие по нашему происхождению, – они протягивают нам руку и ведут нас. И если мы к ним обращаемся, они помогают нам, чтобы мы жили по заповедям Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.

Иногда кажется: как трудно жить по заповедям Божиим! Это ведь невозможно! Ведь кажется, что это так тяжело, все время ждут искушения. Это правда, искушения перед нами все время встают. Но правда и то, что ведь не кто-то другой, не инопланетяне какие-то, а наши, родные и близкие русские святые жили по заповедям Божиим – значит, это возможно! И их помощь нам очень важна.

Дорогие братья и сестры! Если мы будем изучать историю, то мы увидим, что все слои общества были пронизаны верой в Господа. Веровали в Господа и цари, и князья, и военачальники, и промышленники, и, как сейчас говорят, бизнесмены-предприниматели, и простые люди, крестьяне, и монахи и монахини, и священники, и старцы, и юродивые, и просто люди, живущие своей обычной жизнью, как мы с вами. То есть святость имеется на всех уровнях жизни человека. Что это значит? А это значит, что каждый из нас, кем бы он не был, где бы он не работал, на какой бы он не состоял должности, имеет возможность жить с Господом нашим Иисусом Христом и жить по заповедям Божиим.

И вот сегодня Святая Церковь призывает всех нас обратиться ко всем святым, в земле Русской просиявшим, и попросить у них, чтобы они благословили нас, живущих в этой нашей святой земле Русской, чтобы мы жили, как люди, – по заповедям Божиим, ценили тот дар, который дал нам Господь Иисус Христос, жили достойно, как православные христиане, всегда об этом помнили и благодарили Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки веков.

Аминь.

14.06.2015 Неделя 2-я по Пятидесятнице.  Божественная литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы сейчас с вами слышали евангельское повествование о том, как Господь Иисус Христос призвал Своих первых учеников (Мф. 4, 18–23). Это повествование удивительно и назидательно для нас, потому что мы видим, как слово Господа Иисуса Христа действенно отразилось в сердцах Его первых учеников. Для нас важно это понять, прочувствовать, восхититься, как первые ученики Христовы ответили на призыв Господа. Потому что ведь призыв Господень относится и к нам. И к нам Господь тоже обращается, чтобы мы в жизни своей шли за Ним. Но давайте увидим разницу, которая существует, к глубокому для нас сожалению, между тем, как мы отзываемся на слово Господа, и как отозвались первые ученики.

Идет Иисус Христос по берегу Галилейского моря и видит двух братьев – рыбаков. Вот у них лодка, вот у них сети – это все имущество, которое они имели, это то, чем они зарабатывали себе на жизнь. Это их повседневный тяжелый труд, но этот труд питал их и их семьи. Не было у них особого богатства. Самым большим богатством была эта лодка и эти сети. И Христос говорит: «Идите за Мной». И дальше Евангелие нам повествует, что Петр и Андрей, два брата, оставляют все, что они имели, и тотчас, не раздумывая, идут за Христом.

Дальше они проходят, и два других брата, Иоанн и Иаков, занимаются тем же самым – рыбной ловлей, собираются забрасывать свои сети. И им Господь говорит: «Идите за Мной», – и они оставляют все, что имели, и идут за Господом Иисусом Христом.

Вот, пожалуй, и все. А теперь достаточно нам на себя посмотреть и увидеть, как мы реагируем на призыв Иисуса Христа к нам.

Ведь нам так же, каждому из нас, Господь говорит: «Иди за Мной!» Что значит: «Иди за Мной»? Что значит это для нас? От нас ведь Господь не требует, чтобы мы бросили свои дома, бросили свои занятия, начали особый образ жизни, такой, какой был у апостолов, когда они пошли за Иисусом Христом, и Христос проповедовал, исцеляя больных, благовествуя Царствие Божие, излагая Свое Святое Учение, а они сопутствовали Ему. А от нас что требует Господь? Как нам идти в жизни за Иисусом Христом, как мы отзовемся на Его призыв? Что мы должны сделать?

Казалось бы, мы должны быть просто христианами. Мы должны услышать то, к чему зовет нас Христос. То есть мы должны любить друг друга, прощать друг другу обиды, друг друга «носить тяготы» (см. Гал. 6, 2), то есть помогать друг другу. Нам не надо в сердце своем иметь зла, лжи и клеветы. Нам надо идти по стопам Христовым, как Он нам предлагает в жизни. И как же мы отзываемся на это? Пусть совесть каждого из нас подскажет, как мы отзываемся на призыв Христов, и какие мы христиане, и подлинно ли у нас с вами христианская жизнь.

И когда мы это увидим, нам внутри станет стыдно. И что же теперь, так и оставаться с этим стыдом? Нет! Для того-то Христос и призвал апостолов, для того-то апостолы бросили все и пошли за Христом – это зерно Церкви Христовой, Святой и Апостольской, в которой мы с вами ныне, дорогие братья и сестры, пребываем! И хотя, может быть, мы по своим поступкам плохие христиане, но мы имеем хорошиххристиан, которые молятся за нас и помогают нам. Те же апостолы, которые пошли за Иисусом Христом, всею своею жизнию запечатлели потом пламенную проповедь о воскресении Господа Иисуса Христа из мертвых, о том, что Христос нас с вами спасает от наших же грехов. А далее не только апостолы, но вслед за ними и другие люди, разных званий и сословий, тоже последовали по пути святости. Неделю назад мы праздновали Неделю всех святых, а ныне мы прославляем святых, в земле Русской просиявших. Наши же с вами предки по крови ныне молятся за нас, чтобы мы тоже отозвались в своих сердцах на зов Христов, чтобы мы осознали, как быть христианином, чтобы мы стремились к духовной жизни, учились молиться, учились жить по-Божьему, читать Святое Евангелие и отражать его в своей жизни – не просто как рассказ о каких-то далеких событиях, но как слово Божие, обращенное к нашим сердцам.

Ныне Господь обращается к нам, и мы должны услышать этот призыв. Так же, как апостолам Петру и Андрею, Иакову и Иоанну, ныне Господь говорит нам: «Иди за Мной!» Попросим же у святых апостолов, у всех святых, в земле Русской просиявших, молитв и покровительства, чтобы нам хватило сил оставить грех, оставить порок, оставить свои страсти, отложить свою нечистоту духовную и идти по жизни за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков.

Аминь.