Неделя 20-я по Пятидесятнице. Воскрешение сына Наинской вдовы.

Евангелие от Луки, 7:11-16

  • После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.
  • Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.
  • Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.
  • И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!
  • Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.
  • И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

24.10.1999 Неделя 21-я по Пятидесятнице. Свв. отцев VII Вселенского собора. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали евангельское повествование, которое укрепляет нас в надежде – величайшей христианской добродетели, о которой мы молимся, чтобы Господь всегда укреплял ее в наших сердцах.

Без надежды невозможно жить христианину, потому что надежда на Бога – это тот спасительный якорь, который удерживает нас и от необдуманных поступков, и от отчаяния, и от грехов.

Часто в жизни бывает такая ситуация, что, кажется, все пропало! Особенно это связано с различными бедствиями, которые нас посещают. Это связано с болезнью наших близких, со смертью наших близких. Это связано с бедственным материальным положением. Это связано с плохими взаимоотношениями в семье, когда бывают страшные ссоры. Это связано с нашими детьми, когда они ведут себя совсем не так, как нам хотелось бы, и мы чувствуем, что пропадает их жизнь, и мы сделать ничего не можем. – Да и невозможно перечислить всех тех жизненных ситуаций, в которых, кажется, уже не на что надеяться и все пропало. И только предаться отчаянию и безутешному горю можно.

Многие из нас переживали и переживают такие жизненные ситуации. Но вот сегодня только что мы с вами слышали Святое Евангелие, которое вселяет в наши души надежду, дает нашей жизни спасительную опору. Иисус Христос, - повествуется в сегодняшнем евангельском чтении, - встречает погребальную процессию. Несут молодого юношу, а над ним безутешно плачет его мать, которая к тому же вдова. Ее горе – возможно понять и сейчас, а тогда это было еще более страшным. Потому что женщина, не имеющая мужа, вдова, всю свою надежду, всю свою жизненную опору полагала на своего единственного сына, и этот сын умер, и она его хоронит. – Все! Не на что более надеяться ей в ее жизни. Не на кого больше опереться. Что дальше будет с ее жизнью? – И поэтому она безудержно плачет.

К ней походит Господь и говорит: «Не плачь!» – Евангелие повествует, что Господь смилосердствовался над ней и утешает ее, говоря: «Не плачь!» – Это не просто слова. Церковь Христова утешает нас постоянно, говоря и нам с вами, чтобы мы в трудных жизненных ситуациях не унывали. Церковь и нам сейчас говорит о том, что нам следует более плакать о своих собственных грехах, и их оплакивать, и в них каяться, и внутри себя свою жизнь изменять, душу свою очищать… – Говорит нам это Церковь, но часто мы воспринимаем это просто за слова, не видя в них спасительного смысла, их спасительного действия.

И вот, Господь говорит этой женщине: «Не плачь!» – Но это не простые слова. И после этих слов вдова еще не утешилась. А далее Он берет за руку ее мертвого сына и возвращает ему жизнь. Он воскрешает ее сына. Совершает чудо! Бог, Который – создатель жизни, вновь возвращает человеку жизнь. И то, что казалось невозможным ни для кого, становится возможным: сын оживает! Народ в радости духовной говорит: «Воздвиг Господь пророка!» – Совершается чудо.

Дорогие братья и сестры! Церковь Христова постоянно совершает такое чудо с душами людей обращающихся ко Господу. Когда человек нигде уже не может найти опору и утешение, он находит ее в Церкви Христовой. Когда человек ни на что уже не может надеяться, он получает надежду в Боге. И каждый из нас на своем жизненным опыте – опыте верующего человека – испытал, как бывает, когда нашей души касается, как луч света, благодать Господня. Как рассеивается наше уныние! Как Господь с нами самими и с нашими родными и близкими чудеса совершает! Сколько людей, которые, казалось, совершенно духовно мертвы и не хотят знать Бога, не хотят знать в жизни своей заповедей Божиих, и души их пребывают в мраке – умершие, сколько таких людей ныне воскрешены Господом и обретают для себя веру; и они добро узнают, и радость жизни узнают, и начинают творить в этом мире заповеди Божии. Сколько людей, которые, казалось, не могут отстать от греха, отстают от него, каются в своих грехах, изменяются и исправляются.

А мы сами – разве не чувствуем на себе насколько легче и лучше нам бывает, когда мы со своим горем приходим в храм Божий, когда мы со слезами возносим свои молитвы ко Господу? Разве мы не чувствуем, уходя из храма Божьего, что чудо совершилось и с нашей душой?

Бог знает все, Бог знает наши беды, наши горести и наши несчастья. Ни на одного из нас Бог не возложил большего креста, чем мы можем вынести. И Господь помогает каждому человеку, кто искренне обращается к Нему с молитвой. Господь устраивает для него такие жизненные обстоятельства, что из, казалось бы, безвыходного положения, выход находится. Господь помогает нам пережить самые тяжкие и, казалось бы, страшные минуты нашей жизни. Есть мы будем вместе с Богом, если Бог будет в нашем сердце, если мы будем помнить о Нем и чувствовать Его, нам тогда ничто не страшно!

Дорогие братья и сестры! Господь Иисус Христос пришел в мир и стал Человеком, чтобы ни один из верующих в Него не погиб, но имели бы все жизнь вечную (Ин. 3, 16). Он проповедовал не только словами уча людей Царствию Божию, но проповедовал делами, которые мы называем чудом. И наши души жаждут чуда. И мы желаем, чтобы Господь воскресил и наши души, умирающие в грехах. Мы желаем, чтобы Господь привел к святой, доброй, чистой жизни наших детей, наших родных и наших близких. И мы желаем, чтобы в нашей жизни у нас друг с другом была любовь и уважение. Чтобы мы были милосердны друг ко другу и сострадательны, прощали друг другу грехи. Чтобы наша жизнь нас духовно радовала, чтобы мы пребывали в той христианской любви, которую проповедовал Господь…

Мы желаем этого, но наших сил воплотить это – нет. Но есть благодать Духа Святаго, которую Господь преподает нам через Свою Церковь Святую. И ныне, собравшись в храм Божий, услышав евангельское повествование о чуде, совершенном Господом, Который помог совершенно безутешной вдове, будем молиться, чтобы и нам Господь, в нашей жизни, всегда даровал Надежду. Чтобы мы всегда в своей жизни имели опору на Святую Церковь и помнили всегда, что Господь пребудет с нами во вся дни до скончания века.

Аминь.

 

19.10.2003 Неделя 18-я по Пятидесятнице. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Тем ценна для каждого из нас наша святая вера, что она наполняет таким смыслом нашу жизнь, что в ней не должно быть места отчаянию и унынию. Отчаяние – это не только страшный грех перед Господом. Отчаяние – это беда человека, когда человек впадает во внутреннюю панику и думает, что никто и ничто не может помочь в той страшной ситуации, в которую он попал.

Сколько существует таких жизненных ситуаций, когда человек впадает в отчаяние!

В отчаяние люди впадают, находясь в тяжелой болезни, неизлечимой болезни, когда врачи им или их родственникам говорят, что жить человеку осталось совсем немного, и остаток жизни он проведет в страшных страданиях. Сколько людей из-за этого впадали и впадают в страшное отчаяние и проклинают саму жизнь и самих себя.

В отчаяние впадают люди из-за своих родных и близких, когда, например, чей-то сын или дочь идет по неправильному пути и попадает под следствие или в тюрьму, и человек не знает, что сделать, чем помочь и как помочь. Или, наоборот, человек видит, что катится его родной или близкий по наклонной дорожке, и вот-вот может с ним случиться нечто страшное; и человек впадает в страшное отчаяние и не знает, что ему делать.

В отчаяние впадаем мы, христиане, верующие, когда смотрим на самих себя, на свою жизнь, сравниваем ее с заповедями Божьими и думаем: «Когда же мы, наконец, избавимся от наших грехов? Когда мы перестанем постоянно грешить? Когда мы отстанем от своих страстей, губящих нашу душу?» - И порой такое уныние и отчаяние приходит к человеку, что он не знает, что делать.

Почему же Церковь это столь распространенное явление – отчаяние – называет грехом? Да потому, дорогие братья и сестры, что сама Церковь указывает выход и спасение от уныния и отчаяния. Это все равно, как открыта дверь перед человеком, и более того, его зовут и говорят: «Зайди сюда, здесь ты получишь спасение». – А он намеренно поворачивается спиной к этой двери и не желает видеть пути и выхода из своей сложной жизненной ситуации. Что же это за путь? Что это за открытая дверь? И какое может быть спасение в сложнейших жизненных духовных и телесных ситуациях? – Этот путь, эта дверь, это спасение – Господь наш Иисус Христос.

Вот, сегодня только что мы с вами слышали святое евангельское повествование. В нем как раз рассказывается о том, как Господь совершил чудо тогда, когда, казалось, нет никакого выхода, и безбрежное отчаяние овладело душой человеческой.

Когда Иисус Христос со Своим учениками подходил к городу Наину, навстречу им из ворот города шла погребальная процессия. Эту процессию сопровождали многие люди, и они плакали, потому что несли на носилках мертвого юношу – единственного сына матери, которая при этом еще и бала вдова.

В древнем мире женщина самостоятельно не могла жить. Она не имела ни голоса в обществе, не имела права самостоятельной работы. И если у нее не было в жизни опоры – или мужа, или сыновей, то ее жизнь становилась страшной. Откуда ей можно было теперь взять средства к существованию? Единственный сын у нее был, это была ее надежда, это была ее опора. Она была вдова. Муж ее умер. Что ей делать? – И она идет в отчаянии и плачет, потому что понимает, что ничего уже изменить невозможно. И она не может даже представить свою жизнь, и что она завтра будет делать после того, как погребет единственного сына. Это – страшное отчаяние.

И вот, Господь Иисус Христос, который вместе со Своими учениками – основой будущей Церкви, перед лицом многих жителей города Наина, которые сочувствовали этой женщине, и, может быть, на первых порах и помогали ей, а потом, как это водится, забыли бы о ней, останавливает эту процессию. И более того! Обращается к этой женщине со словами: «Не плачь!» - Он говорит ей «не плачь», потому что она плачет от отчаяния. Он запрещает ей плакать от отчаяния, потому что Он сейчас откроет перед ней, и вместе с тем перед всеми нами, ту дверь, которая ведет ко спасению.

Как часто мы в жизни вместо того, чтобы плакать о своих грехах, вместо того, чтобы плакать о том, что мы не идем по пути Христову, бессильно плачем от отчаяния. Услышим слово Христово, говорящее нам: «Не плачь!». – Не плачьте от отчаяния, потому что имеем мы с вами утешение.

И взяв за руку юношу, говорит ему: «Восстань!» - И совершается чудо: умерший встает! Отчаяние побеждено. Господь вновь дарует смысл жизни этой женщине. Но она теперь будет знать, в чем подлинный смысл жизни – знать Господа Иисуса Христа. Потому ее отчаяние оказалось побеждено, что она встретилась со Христом. Христос спас ее.

Дорогие братья и сестры! Нет такой жизненной ситуации, которую бы Бог не победил. Нет такого жизненного тупика, где нам бы Бог не дал надежду. Если мы с вами будем надеяться и уповать на Спасителя мира Господа Иисуса Христа, Который и мертвых может воскрешать, и Сам, придя в этот мир, воскрес из мертвых, чтобы мы все, верующие в Него, никогда не умерли, но были вместе с Ним и имели бы жизнь вечную, то что нам с вами отчаиваться по различным событиям нашей земной жизни?

Всегда будем иметь надежду на Господа – и в болезни, и в печали; и в трудностях, и бедствиях; и в сложностях, и тогда, когда мы совершенно не видим никакого спасения – всегда будем уповать на Господа нашего Иисуса Христа. Если мы в сердце своем будем иметь молитву к Нему, если мы будем жить жизнью Церкви Христовой, если мы будем участвовать в спасительных ее Таинствах, если мы не будем давать отчаянию свить гнездо в нашем сердце, - Господь пребудет с нами. И, проведя нас через бурное море нашей временной жизни, приведет к вечному Своему Царству, где нет уже ни болезней, ни страданий, ни измен, ни предательства, ни несчастий, но радость и любовь; где нет уже места никакому отчаянию. Ибо это и есть то спасение, которое принес для нас Спаситель мира Господь наш Иисус Христос. Ему же слава во веки веков.

Аминь.

22.10.2006 Неделя 19-я по Пятидесятнице. Память отцов VII Вселенского Собора. Божественная литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Страшно состояние души человека, когда он впадает в отчаяние. Отчаяние – или, по-славянски, уныние – это такое жуткое внутреннее чувство в человеке, когда ему уже в жизни, – как ему кажется, – не на что надеяться. Когда ему кажется, что так вокруг все плохо, и так все плохо в нем, что сама-то жизнь теряет свой смысл и становится мрачной.

Отчаяние, уныние захватывает душу человека тогда, когда его посещают различные жизненные испытания. Человек может болеть тяжелой болезнью и за долгие годы лечения видеть, что ничего с ним не происходит, он только хуже и хуже себя чувствует. И эта болезнь может так внутренне его сломать, что уже никакой надежды больной не видит, и все вокруг ему кажется в ужасном свете. Уныние и отчаяние может прокрасться к душе, когда внезапно кто-нибудь умирает из родных и близких, и горе тогда приходит, и кажется, что весь мир разрушился, и нет у человека порой никакого способа утешить себя. Уныние и отчаяние может прийти к человеку даже и тогда, когда в своей повседневной жизни он будет видеть одно только плохое и не видеть доброго, и не сможет найти в себе сил к молитве, и не сможет найти в себе сил к добрым делам. И тогда человека черная мгла уныния и отчаяния поглощает.

Только что мы с вами слышали, дорогие братья и сестры, евангельское повествование, которое дает нам оружие против уныния и отчаяния. Только что мы услышали евангельское повествование, которое дает нам надежду и вселяет в нас с вами надежду. В каком бы жутком положении мы не оказались, если мы с вами вдумаемся и вслушаемся, и в свое сердце положим то евангельское чтение, которое мы слышали сейчас, у нас всегда будет надежда, и мы никогда не впадем в отчаяние.

Вспомним это святое евангельское событие. Господь Иисус Христос вместе со Своими учениками, которых было очень много, и слушающих слово Его тоже было много, и они все вместе подходят к городу Наину. Но навстречу им идет погребальная процессия, тоже большая, – это хоронит своего единственного сына вдова. То есть единственная надежда в жизни осталась у этой женщины на своего сына, потому что и в нынешнем-то мире женщине одной трудно жить, когда не на кого совсем опереться, а в древнем мире в одиночку женщине практически невозможно было выжить. И вот у нее нет мужа, она вдова, и тот сын, о котором она думала, что составит ее будущее и будет о ней заботиться, и будет ей опорой в ее жизни, умер.

Вот это и есть картина полного отчаяния. На что надеяться? Что может еще произойти в ее жизни? Да, по человеческим меркам надеяться не на что. Но Господь показывает, на кого можно и должно надеяться. Он подходит к ней и говорит ей: «Не плачь».

На эти слова нужно нам обратить внимание, потому что, казалось бы, что естественнее, чем плакать о своей утрате? Господь говорит ей, чтобы она не плакала. Но вместе с ней и нам с вами говорит: «Не плачьте». Почему? Потому что в данном случае плач этой вдовы – это плач отчаяния. Это не тот блаженный плач о своих грехах, о котором Господь сказал: «Блаженны плачущие, потому что они утешатся». Это не плач о своих недостатках и о том, что мы не можем исправиться, нет. Это плач бессилия. Таким плачем – бессилия – Господь не заповедует нам молиться, потому что есть сила и опора в жизни каждого человека, и эта сила и опора – Сам Господь Иисус Христос.

Сказав эти слова: «Не плачь», – Он прикасается к тому одру, который несут, погребальному, на котором лежит умерший юноша, берет его за руку и говорит: «Юноша, тебе говорю, встань!» И совершается чудо. Умерший – воскресает. Бог дает ему жизнь. Совершается чудо. Нет места отчаянию и унынию. Господь дает надежду. Вместе с этой женщиной, которой Он вернул сына, дает надежду каждому из нас – в том, что нет такого жизненного обстоятельства, нет такой трудности, нет такой болезни, нет такой беды и такого несчастья, которого бы не смог разрешить Сам Бог. Господь дает нам силу надеяться всегда, каждую минуту нашей жизни, что Он не оставит нас и будет рядом с нами.

В этом смысл того великого чуда, которое Господь совершил – мертвеца оживил. У нас порой, когда мы впадаем в это уныние, душа, как у мертвецов, мертвая, ничто нас не радует, ни к чему у нас нет интереса, все, кажется, плохо. Господь силен воскресить наши с вами души, оживить, дать нам с вами силу к тому, чтоб мы могли верить, надеяться и любить, чтобы мы могли с вами творить добрые дела, чтобы мы с вами были милосердными, сострадательными, прощали друг другу обиды, чтобы мы с вами радовались этой жизни, которая нам от Господа дана, – ибо жизнь с Господом дает человеку радость. Жизнь с Богом, когда человек чувствует собой этот великий источник любви, – это непременное счастье, даже если при этом внешне в глазах других людей кажется, что человек и болеет, и не имеет большого достатка, и, может быть, друзей у него нет. Но если этот человек живет с Богом, он счастлив. А если у человека в душе нет Бога, то пусть у него будут тысячи друзей, и миллионы достатка, и совершенно бычье здоровье, он не будет счастлив, потому что душа без Бога умирает и гибнет.

Дорогие братья и сестры! Услышав сегодня в храме Божием евангельское повествование о чуде, совершенном Господом, никогда не будем унывать, никогда не будем отчаиваться. Будем знать, что с нами Бог, Который силен воскресить наши души, Который проведет нас через любые болезни, беды и испытания к жизни вечной.

Аминь.

(23.10.2011 Неделя 19-я по Пятидесятнице. Божественная литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Бог создал этот мир, в котором мы живем. Бог создал и нас, людей, по образу Своему и по подобию. Бог даровал нам жизнь. Ибо не от нас зависело прийти в этот мир и не от нас зависит уйти из этого мира. Это дар Божий, нашей жизни. Бог установил законы, которые на протяжении всей истории человечества люди изучают, открывают все новые и новые закономерности, дают им имена открывших их ученых. И чем больше люди узнают законы, данные Богом в природе, тем больше изумляются величайшей мудрости Творца. Однако, читая Священное Писание, мы встречаемся там с такими событиями, которые не объяснимы течением естественных законов, которые существуют в мире и которые изучаем мы, люди. И эти необъяснимые события мы называем чудесами. И только что мы слышали Святое Евангелие, в котором повествуется о чуде, совершенном Господом Иисусом Христом, – о чуде воскрешения Им сына вдовы.

Встает вопрос: зачем Иисус Христос во время Своей земной жизни совершал чудеса? Что значат эти чудеса? Какой для нас с вами смысл, когда мы слышим о них из Священного Писания? Какое применение этих чудес в нашей жизни? Какой духовный урок мы извлечем из слышания повествования об этом чуде?

Чудо – это то, что может совершить только Бог. Потому что чудо изменяет законы, данные Богом. Все остальные удивительные, порой необъяснимые события, которые происходят в мире, – это то, что происходит по воле Божией, по законам, которые Он дал для природы. Просто не всегда люди их достаточно хорошо знают. Вот, казалось бы, простые вещи: лампочка электрическая горит. А многие ли из нас понимают суть того, что такое это электричество? Как оно происходит? Как оно течет по проводам? Что-то мы учили в школе… Но, если так призадуматься, кто из нас может взглянуть в самую суть этой вещи? А для человека, который жил в каком-нибудь там XVII веке, ему бы такую лампочку показать, он бы сказал, что это чудо. Но это не чудо. Это естественное употребление человеком тех законов, которые создал Сам Бог. А чудо – это вмешательство Бога в повседневное течение законов физического мира. Чудо – это когда Сам Бог прилагает Свою руку к тому, что Он создал, и изменяет течение причин и следствий – те законы, которые Им же созданы.

Это очень понятно. Если Бог Творец всего в этом мире, то Он может на какой-то момент либо отменить то, что он сделал, либо исправить. Так, конструктор, который создает какую-либо конструкцию, мост, например, и рисует план этого моста, знает, где и какая точка в этом мосте подлежит исправлению и в любой момент может ее исправить. Может переставить так или этак. Да что конструктор – ребенок, который играет со своими игрушками и строит домик, может легко изменить и перестроить его – это в его власти. Мы все во власти Божией. И весь мир создан Богом. И Бог, создавший этот мир, волен изменить на какой-то момент те законы, которые Он и дал. Так зачем же Иисус Христос совершал чудеса? Зачем Он изменял те законы, которые Богом же и даны? Для чего?

Вот, вспомним сегодняшнее Евангелие (Лк. 7, 11–16). Идет Иисус Христос с учениками и много народа с Ним. Подходят к городу Наину, и из ворот идет печальная погребальная процессия. Безутешно рыдает вдова – она хоронит своего единственного сына. Вдова – то есть мужа у нее нет, сын единственный. Все для нее потеряно, потому что в древнем мире женщина одна, без мужчины, фактически не могла жить. Все, жизнь ее закончилась. По всем законам человеческим – что делать ей? Она видит свою гибель и полна отчаяния, потому что неоткуда искать помощи, и ни в чем она не может найти утешения. Она горько рыдает. И вот Иисус Христос подходит к ней, утешает ее, говорит: «Не плачь». Евангелист говорит, что Христос «смилостивился над ней» (см. Лк. 7, 13).

Вслушаемся в эти слова: «смилостивился». Христос милость оказывает этому человеку, для которого нет уже никакого пути в жизни. И Он берет юношу за руку – мертвого, которому место в могиле, – и говорит: «Восстань!» И юноша садится на носилках (см. Лк. 7, 15). Совершается чудо – то, которого никто, кроме Бога, не мог совершить. А Бог совершил. Почему? Он нарушает созданный Им же закон ради любви, по милости Своей. Он «смилостивился».

Дорогие братья и сестры! Нам для того необходимо знать о чудесах, которые совершает Господь Иисус Христос, чтобы мы понимали, что и в нашей жизни есть место чуду. Чтобы мы никогда, ни в какой ситуации не впадали в отчаяние. Чтобы мы знали: Господь смилостивится и над нами. И что нет такого безвыходного случая и такого безвыходного несчастья, и нет такой беды, где бы Господь нас не утешил и не помог нам, где бы Господь не мог сотворить и в нашей с вами жизни чуда.

И потому вера живет, и потому Христос пребывает «во вся дни до скончания века» в Церкви своей (см. Мф. 28, 20), что вся история жизни Церкви свидетельствует о таковых чудесах в жизни верующих людей, когда они получают непосредственно помощь Божию, которую невозможно объяснить или оправдать какими-нибудь человеческими резонами или разъяснениями.

В Святом Евангелии для того описываются чудеса, совершенные Господом Иисусом Христом, чтобы мы имели твердую веру в то, что никогда зло не может победить нас, что нет места отчаянию и унынию в нашей жизни. Именно поэтому святые отцы и считают отчаяние и уныние одним из страшнейших грехов.

Зачем нам отчаиваться в наших скорбях, когда у нас есть Божественный Спаситель? Зачем нам унывать в нашей жизни, когда у нас есть Тот, Кто нас утешит? Он, создавший нас, Он, ради нашего спасения пришедший в этот мир, волен и в наших жизнях совершать чудеса. Ибо что это иное, как не чудо, когда человек отступает от своих грехов и стремится к святости? Что это, как не чудо, когда мы раскаиваемся в своих безумных и недостойных поступках, сожалеем о них, и Господь снимает их с души нашей, и нашу грязную душу делает светлой? Что это, как не чудо, когда наши беспомощные к творению добрых дел души оживают, и мы начинаем учиться любить друг друга, помогать друг другу, быть милосердными и сострадательными друг ко другу? Невозможно человеческими усилиями это сделать. Человеческими усилиями невозможно наши омертвевшие для духовной жизни души воскресить. А Господь Иисус Христос так же, как сказал этому юноше: «Восстань!» – и он воскрес из мертвых, так же призывает и наши с вами души к воскресению, к любви, к вечной жизни.

Дорогие братья и сестры! Сегодня, услышав Святое Евангелие о чуде, совершенном Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, когда Он воскресил сына наинской вдовы, будем просить Спасителя мира, чтобы Он и с нами совершил чудо, чтобы Он и наши мертвые души воскресил к жизни вечной. Аминь.

(20.10.2012 Неделя 20-я по Пятидесятнице, память святых отцов VII Вселенского собора. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Мы с вами имеем неоценимое сокровище – мы с вами дети Святой Церкви Православной. Уникальное, удивительное духовное сокровище хранится на земле – Церковь, созданная Спасителем мира Господом Иисусом Христом, которой мы с вами принадлежим. И с нами Иисус Христос во все дни до скончания века (см. Мф. 28, 20), и мы с Ним, пока храним свою веру и не отступаем от нее. Но каждому из нас в своей жизни приходилось или слышать, или встречаться, или читать в книгах, что есть некоторые люди, которые, хотя и называют себя христианами, но говорят о том, что они не принимают Церковь. Они говорят: «Я прочитал все Евангелие, и где в Евангелии написано, что надо креститься во время молитвы, вот, складывать пальцы и креститься во имя Отца и Сына и Святаго Духа? Нигде в Евангелии, – говорят они, – этого не написано». И это правильно – нигде не написано. Они говорят: «А где в Евангелии написано, что храм должен быть с крестом сверху, что в нем должно быть три отделения: притвор, храм, алтарь, что должен быть иконостас? Этого нет в Евангелии», – говорят они. И правда, этого действительно нет в Евангелии. Говорят о том: «А где это написано, что надо совершать вот такие молитвы, что надо совершать литургию, что надо совершать всенощное бдение, что надо иметь свечи, иконы? Этого, – говорят, – в Евангелии не написано». Действительно, они правы, этого в Евангелии не написано. Иногда даже самый искренний человек может задуматься: а откуда же это взялось, уж не разум ли человеческий это придумал?

Конечно, те люди, которые так говорят, не просто заблуждаются – они, вероятно, просто неграмотные и не знают того, что само Евангелие родилось в недрах Церкви, и Церковь сохранила Евангелие, и Церковь сформировала Евангелие. Это не с неба Ангел принес нам Евангелие, это написали апостолы, которые были вдохновлены Духом Святым и которые были членами Церкви. По благодати Святаго Духа, находясь в Церкви, созданной Господом Иисусом Христом, они написали эти Евангелия. Но что интересно: даже читая эти Евангелия, заблуждающиеся люди, – мы их называем сектантами, а они именуют себя баптистами, адвентистами, пятидесятниками, христианами веры Евангельской, и иные названия они имеют, вы с ними сталкивались в жизни, – даже то Евангелие, которое, как они считают, важнее всего, они внимательно не читают.

Вот только что мы с вами слышали Евангелие, в котором повествуется, как воскресший Господь Иисус Христос явился Фоме, как Он предложил Фоме вложить палец в Свои прободенные руки и ноги и приложить руку к ребру, которое было прободено копьем (см. Ин. 20, 26–27). Но интересные слова дальше написаны в Святом Евангелии, и я хочу обратить ваше внимание именно на эти слова. Там написано так: «Суть же и ина многа, яже сотвори Иисус, яже не писано в книгах сих» (см. Ин. 20, 30). Если это сказать по-русски: «И еще многое другое совершил Иисус, что не написано в этих книгах». Слышите? В Евангелии это сказано: «Еще многое другое совершил Иисус, что не написано в этих книгах». Само Евангелие свидетельствует о том, что оно не может описать всего того, что совершил Господь Иисус Христос. В течение 40 дней после Своего воскресения Иисус Христос пребывал со Своими учениками, устраивая земное бытие Своей Церкви. А потом с Небесе был ниспослан Дух Святой, Который сошел на Церковь и Который доныне пребывает в Церкви. И поэтому все то, что мы сейчас называем Священным Преданием – что не записано в Святом Евангелии, есть действие Духа Святаго в Церкви Христовой и заповедь Самого Господа Иисуса Христа, которая оставлена в Церкви Христовой. Хотя она и не записана в Евангелии, она записана в жизни Церкви, она записана в церковных установлениях, она записана в сердцах верующих людей.

Тот, кто говорит о том, что только то, что написано в Евангелии, есть истина, и не более того, тот не верит в то, что Иисус Христос пребывает с нами во вся дни до скончания века (см. Мф. 28, 20), тот верит в букву и не верит в Дух (см. Рим. 2, 29). А мы не букве поклоняемся, мы Духом Божиим живем, Который живет в Церкви Христовой.

Сегодня Святая Церковь чтит память отцев VII Вселенского собора. Вселенские соборы – это действие Духа Святаго в Церкви Христовой, когда через собрание преемников святых апостолов было выражено в точных словах то, во что мы с вами верим. И, в частности, на VII Вселенском соборе было окончательно утверждено иконопочитание. Действительно, нигде в Евангелии мы не найдем слов о том, как надо почитать святые иконы. Но Церковь Христова, в которой Христос пребывает во вся дни до скончания века, и Дух Святой раскрывают нам значение святых икон как окон в мир духовный, где, поклоняясь образу, то есть тому, кто изображен на иконе, мы свое поклонение относим не доске, не краскам, не стеклу, а относим тому, кто изображен на этой иконе, – то есть первообразу, и наше поклонение и почтение от образа восходит к первообразу. То есть, поклоняясь иконе Господа Иисуса Христа, мы Самому Господу поклоняемся, поклоняясь перед иконой Божией Матери, мы Самой Божией Матери поклоняемся, молясь перед иконами святых, мы обращаемся непосредственно к святым и просим у них молитвы. Где это написано? В Евангелии этого нет. Но это есть в постановлениях Соборов, это есть в священных книгах церковных. Если это отрицать, значит отрицать, что Христос пребывает в Церкви «во вся дни до скончания века».

Какое счастье, дорогие братья и сестры, что мы с вами имеем святую веру православную. Какое счастье, что Господь с нами, а мы с Ним. Надо ценить этот дар Божий. Но надо уметь и ответить; и так, когда кто-нибудь скажет вам, пытаясь вызвать вас на спор или иное что, говоря: «Где же в Евангелии написано, что надо свечи зажигать, что надо кадило употреблять при молитве?» – вы напомните им эти слова из Евангелия от Иоанна, которые только что мы с вами слышали: «И еще много что сотворил Иисус, что не написано в книгах сих. А если бы это было написано, то, думаю, весь мир не вместил бы написанных книг» (см. Ин. 20, 30; 21, 25).

Видите, какое великое откровение дал нам Господь наш Иисус Христос, что его даже невозможно описать в книгах. Почему? Потому что наша вера не в книгах содержится, а в сердцах наших, в душах наших. В нас Господь желает царствовать, в наши души Господь стучит, чтобы мы открыли их и пребывали вместе с Ним, Спасителем нашим, Ему же слава во веки веков. Аминь.

(21.10.2012. Неделя 20-я по Пятидесятнице, память святых отцов VII Вселенского собора. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Среди человеческих грехов есть один очень страшный грех – он называется отчаяние. В отчаяние приходит человек тогда, когда не имеет уже надежды и когда ему ждать нечего. Само слово – «отчаяние». Помните, в Символе веры мы поем: «Чаем воскресения мертвых»? Что значит «чаем»? То есть «ожидаем, ждем». Отчаяние – это когда человек уже ничего не ждет. Это очень страшно. Почему же это является грехом? И как преодолеть этот страшный грех?

Картины отчаяния достаточно распространены в мире, чтобы особо объяснять, что это такое. Узнает человек, что он болен неизлечимой болезнью, рак, например, у него, – все, он впадает в отчаяние, жизнь теряет для него смысл. Узнает жена, что ей изменяет муж, – все, она впадает в отчаяние, жизнь для нее потеряла смысл. Человек, который имел некоторую сумму, положил ее в банк, банк разоряется, денег нет, кредиты выплачивать нечем, кормить семью нечем, ждать уже от жизни нечего, – человек впадает в отчаяние. Этот ряд примеров, когда люди впадают в отчаяние, можно распространять сколько угодно. Потому что страшная картина самоубийств в нашем мире, жуткая картина. Молодые люди уходят из жизни, потому что не видят в ней смысла, сами на себя накладывают руки. Пожилые люди, не выдерживая одиночества, не видя смысла в своем одиноком существовании, когда нет денег ни на что, тоже накладывают на себя руки. Это отчаяние. Почему же Церковь призывает бороться с отчаянием и называет его грехом?

Дорогие братья и сестры! Только что мы слышали с вами Евангелие, в котором повествуется о следующем. Иисус Христос подошел к городу Наин. И вот, Он вместе с учениками видит: из ворот города выходит погребальная процессия. Несут юношу умершего. А этот юноша был единственный сын у женщины, а женщина была вдова. Представляете? В древнем мире женщина самостоятельно не могла прожить, это сейчас можно устроиться на работу, найти какие-то средства к существованию. Какое отчаяние! Жизнь закончилась, как жить дальше, неизвестно. И женщина горько плачет (см. Лк. 7, 11–12).

Иисус Христос подходит к ней – Евангелие говорит, что Он сжалился над ней, – и говорит ей: «Не плачь» (см. Лк. 7, 13). Странные слова из уст Иисуса Христа. Не Он ли сказал: «Блаженни плачущие, ибо тии утешатся» (см. Мф. 5, 4)? Но только когда Господь в Нагорной проповеди Своей говорил так, Он имел в виду плач о своих грехах, когда человек плачет о своих недостатках и желает их исправить, сожалеет о содеянных им грехах, о своих пороках, о своем недостоинстве, – вот этот блаженный плач. А почему же здесь Он говорит этой женщине: «Не плачь»?

Потому что это был плач отчаяния. Вслушаемся в слова Господа. Ведь Господь и нам с вами то же самое… (обрыв записи)

(19.10.2014 Неделя 19-я по Пятидесятнице. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Одним из страшнейших грехов, в которые впадают наши души, является отчаяние. Что такое отчаяние? Это слово славянского происхождения. Помните, как в символе веры мы поем: «Чаю воскресения мертвых». Если перевести на русский: ожидаю воскресения мертвых. «Чаять» по-славянски значит ожидать. Причем ожидать с полной уверенностью, что это произойдет. Следовательно, слово «отчаяние» означает, что человек уже ничего не ожидает от этой жизни. Представляете, человек уже ничего не ожидает. Он болеет – и не ожидает, что он исцелится. Он находится в неприязненных отношениях и уже отчаялся, то есть не ожидает, что эти отношения как-то исправятся. Он видит свои собственные грехи, осознает их и уже отчаялся измениться, то есть не ожидает, что он изменится.

Почему же отчаяние является непременным грехом, и как Святая Церковь предлагает нам бороться с этим грехом? Что нужно сделать, чтобы избавится от этого греха?

Мы слышим, как в псалме, за каждой Литургией поются такие слова: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же нет спасения» (Пс. 145, 3). Почему этот псалом поется постоянно на антифонах за Божественной Литургией? – Чтобы указать нам на нашу ошибку, из-за которой, собственно говоря, и приходит к нам отчаяние. Весь вопрос в том, на кого мы полагаем свою надежду. Можно ли вполне быть уверенным в том, что изменяется. Можно ли опереться на песок, который уходит из под опоры. Можно ли считать опорой воду, даже если это хорошо построенный корабль. Должна быть твердейшая опора в нашей жизни. Мы, люди, изменчивы. Сегодня у нас одно настроение – завтра другое. Сегодня мы исполнены благих чувств – завтра к нам приходят чувства злые. Сегодня у нас есть силы что-то исполнить, мы даем какое-то обещание, – а завтра мы обессилены, и это обещание исполнить уже не можем. Так теперь нам понятно, почему нам нельзя надеяться даже на самых сильных, которых псалмы называют князьями, т.е. сильными мира сего? И на них нельзя надеяться, потому что они такие же люди и так же изменчивы.

Так вот отчаяние приходит к нам тогда, когда мы в своей жизни никакой другой опоры, кроме как опоры на человеческие силы, не видим. И думаем, что все в руках человеческих. И думаем, что все можем сами сделать, или с помощью других людей. Любую проблему разрешить, все исправить, все изменить. Ничего подобного! Не может человек исправить самого главного и самого важного. Не может человек исправить того, что находится внутри его – в его душе. И вот мы с вами только что слышали Святое Евангелие, которое совершенно точно показывает нам, на кого нужно иметь надежду, в ком нужно иметь опору, и как не прийти нам в отчаяние. Мы слышали повествование о том чуде, которое совершил Спаситель мира Господь Иисус Христос (Лк. 7, 11-16).

Там рассказывается, как Иисус Христос подошел к городу Наину, а Ему навстречу из ворот города шла погребальная процессия, и рядом с телом несомого на погребение молодого человека безутешно рыдала женщина. Эти была его мать. И она была вдова. Она надеялась на то, что ее сын вырастет и станет ей в жизни опорой. На древнем Востоке женщина не могла сама по себе иметь опору в жизни. Обязательно кто-то должен был быть, кто должен был ее содержать, кормить, о ней заботиться, беспокоиться о ней, защищать ее. Или это должен был быть у молодой девушки отец, у замужней – муж, а у вдовы – сын. И вот вдова потеряла последнюю опору в жизни. Ее единственный, подчеркивает Евангелие, единственный сын, умер. И как велико было ее отчаяние. Она, положившая надежду на своего сына, в один миг потеряла все. И вот Господь Иисус Христос, увидев ее, сжалился над ней и говорит ей: «Не плачь». Почему такие слова говорит Иисус Христос, ведь это так естественно – плакать. Не плачь, говорит Он ей потому, что она в момент своего отчаяния, в момент своего горя, в момент своего плача, забыла о Том, к Кому ей нужно обратить упование. На кого возложить свою судьбу. Господь говорит ей «не плачь», ибо она плачет о себе самой, она предана своей скорби.

А Господь предлагает ей нечто другое. Он хочет открыть ей глаза на то, Кто является опорой в этой жизни. На Кого нужно опереться и на кого надеяться. Потому что Бог есть единственный краеугольный камень, который неизменяем, который является основанием всего мира, ибо Он создал этот мир. Ибо Он наш с вами Отец, и мы созданы по образу Его и по подобию. И к Нему нужно вознести все наши печали, скорби и наше горе. И в Его руки нужно отдать нашу с вами жизнь. Господь не просто говорит ей не плачь, но совершает действие: подходит к носилкам, останавливает их, берет умершего юношу за руку и говорит ему: «Тебе говорю – встань!» (Лк. 7, 14). Совершается чудо. Истинный Бог и истинный Человек Господь Иисус Христос проявляет Свою Божественную силу и открывает всем нам, на Кого нам следует надеяться, на кого возложить все свои чаяния. Он воскрешает сына этой бедной вдовы.

Дорогие браться и сестры. Это чудо Господь совершил не только из милосердия к несчастной вдове. Ибо в мире с того времени и по сегодняшний день тысячи и миллионы несчастных вдов и несчастных людей, которые приходят в отчаяние, забывая об опоре, которую предлагает Спаситель мира Господь Иисус Христос.

Он совершил это чудо для того, чтобы мы зримым образом знали, что есть у нас надежда в этой жизни, есть опора. Эта опора – это Он, пришедший в этот мир, чтобы никто из нас с вами не погиб, но мы имели бы жизнь вечную (см. Ин. 3, 16). И вот, внимательно вникнув в содержание сегодняшнего Евангелия, мы поймем, почему Церковь называет отчаяние грехом и почему нельзя отчаиваться. Потому что есть надежда, которая никогда не будет постыжена. Это наша вера в Господа Иисуса Христа. Но как пережить и понять? Одно дело услышать о том, что было когда-то, прочитать в Евангелии этот рассказ о величайшем чуде, а другое дело, когда тебе в этот момент плохо, тебе больно, тебе скорбно. Как это соотнести с нашей личной жизнью?

Сегодня мы слышали также чтение послания святаго апостола Павла, который делится своими сокровеннейшими переживаниями и чувствами (2Кор. 11, 31 – 12, 9). Он, проповедовавший Слово Божие, сам о себе говорит, «чтобы я не превозносился, был дан мне пакостник в плоти». Не раскрывается, что это значит. Это значит, что он переносил какие-то тяжкие физические страдания. «Да пакости ми деет» – слышали мы в апостольском чтении. То есть какие-то серьезные приступы болезненные, серьезная тяжесть душевная, телесная находила на этого великого апостола. И дальше он говорит: «И я трижды обращался к Господу, чтобы Господь меня от этого избавил». И далее он говорит: «Но Господь сказал: «Довольно тебе благодати Моей, потому что Сила Божия в немощи совершается». «И поэтому, – говорит апостол Павел, – не хочу ничем хвалиться, кроме как своей немощью. Да пребудет во мне благодать Христова»

Дорогие браться и сестры, слышите? Сам апостол переживал трудности в жизни. Но Господь свидетельствует, что через эти трудности как раз и приходит Сила Божия. И мы с вами сознаем свою немощь, сознаем свою слабость. Вместе с апостолом Павлом и мы можем сказать «нечем нам хвалится, кроме немощи своей». И даже наше уныние и отчаяние порой и является тем самым ангелом сатаны, который «стужает нам» и мучает нас, но сила Божия в немощи совершается.

Дорогие братья и сестры, исповедуя нашу немощь перед Богом, нашу слабость и наше недостоинство, возложим все упование наше на Него, всю надежду на Него. Будем чаять Его помощи. Будем чаять укрепления Его в этой жизни. Будем чаять благодати Духа Святаго. Будем чаять воскресения мертвых во Христе Иисусе Господе нашем. Ему же слава во веки веков. Аминь.

(Неделя 20-я по Пятидесятнице. Литургия.)

Во имя Отца Сына и Святого Духа!

Господь Иисус Христос пришел в мир, чтобы дать нам с вами спасение. Но это спасение от гибели, от смерти, от плена греховного не усваивается нами автоматически, то есть в ответ на любовь Божию, которую Он проявил нам, придя в этот мир, пострадав за нас и взяв на кресте наши грехи, чтобы мы с вами не были пленниками ада, в ответ на эту Божию любовь, мы должны ответить – своей любовью.

Дело спасения – обоюдное. Бог, пришел к нам, а мы должны обернуться к Богу и прийти к Нему. Бог – стучится в наши сердца, а мы должны открыть свои сердца и в ответ на Его призыв должны пойти за Ним. Поэтому дело спасения –это дело Божие и дело человеческое, то есть наше с вами.

Царство Божие, говорит Господь трудом берется и употребляющий усилия возьмет его (см. Мф. 11, 12), то есть мы с вами во время нашей жизни, должны употреблять усилия, чтобы прийти к Богу. Сейчас мы с вами слушали притчу, в которой Господь Иисус Христос открывает нам тайну нашего спасения, тайну Царства Божьего (Лк. 8, 5-15). Он говорит Своим ученикам, объясняя эту притчу: «Вам дано знать тайну царствования Божьего, остальное в притчах…» Мы – тоже ученики Господа Иисуса Христа и мы должны знать тайны духовной жизни, тайны пути в царствие Божие.

А, что такое притча? Это рассказ из повседневной жизни человека, которая изображает духовные основы жизни человека. Так Иисус Христос рассказал притчу из жизни земледельцев. Земледельческий труд – как две тысячи лет назад, так и сейчас –это тяжелый труд, несмотря на то что сейчас есть и техника разная, тем не менее, тот, кто хочет получить хороший урожай, тот должен рано вставать идти трудится. порой до мозолей, спина не разгибается у человека, который усердно трудится на земле – он употребляет много усилий если хочет получить хороший урожай и получает его, если упорно и усердно трудится. Вот и Господь Иисус Христос сравнил нашу с вами духовную жизнь с трудом земледельца. Если мы желаем с вами избавиться от грехов, если мы желаем спасения – нам придется усердно трудиться.

И так, как же мы должны потрудиться?

Иисус Христос Сам объяснил притчу, которую рассказал. Он говорит: «Вышел сеятель сеять семена, и вот одни семена попали около дороги и налетели птицы и склевали их, другие попали на каменистую почву и сначала взошли, а когда взошло солнце и стало палить, то поскольку у них корней не было они засохли, третьи попали там, где росли сорняки, и когда сорняки выросли, то они затушили хорошие посевы, четвертые попали на добрую почву и дали хороший плод». И Сам Христос объясняет Своим ученикам, что значит эта притча. Сеятель – это Сам Господь, семена – это слово Божье, а земля это мы с вами, только земля у всех разная, как и разные наши сердца, как и разное восприятие у нас слова Божьего, те семена которые попали при дороги и которые склевали птицы – это так похоже на нас с вами, когда мы слышим о Господе, слышим о вере, слышим слово Божье, но диавол похищает это из наших с вами сердец, имеем уши слышать и не слышим, имеем очи видеть и не видим – не видим Божьего присутствия в мире, не слышим голоса которым он зовет.

Раньше было так трудно найти – еще лет 30 назад – Святое Евангелие, или книги святых отцов, люди так ценили, от руки переписывали акафисты, слово Божье. Сейчас пожалуйста – сколько угодно в каждом храме, в любом книжном магазине и Святое Евангелие , учение святых отцов, бери читай, по радио даже не одна радиостанция, на телевидение даже не один телеканал, говорят о Боге, о заповедях Божьих – люди видят и не видят, слышат ,но не слышат, диавол похищает из сердец слово Божье.

Что же делать? Что делает земледелец, когда птицы склевывают посевы – он всячески отгоняет этих птиц, он оберегает свои посевы, он стремиться чтобы они дали всходы. Что мы должны делать, чтобы дьявол из наших сердец не похитил слово Божье? Мы должны оберегать нашу душу! Чем? В первую очередь – молитвой. Молитва – усердная молитва, это то, что отгонит врага рода человеческого от наших душ. А как же быть тем людям, которые не умеют, не знают, как молиться, не хотят молиться и не понимают, зачем молиться? – А мы для чего? – те, которые знают и умеют. Нам надо молиться, усердно молиться о своих неверующих родных и близких, о своих неверующих коллегах по работе, о своих неверующих соседях, о тех людях которым не открыто слово Божье, у которых враг рода человеческого похитил это слово Божье из сердец, нам надо усердно молиться не только о себе, но и о всех тех, кто не знает истины Господней, вот к чему призывает нас эта притча! И свою душу оберегать и молиться о других людях, которые не сохранили в своей душе того посева, который посеял Господь.

Господь постоянно призывает каждого ко спасению, только надо иметь уши и слышать, глаза и видеть, далее Господь продолжает объяснять свою притчу, говоря о каменной почве – люди которые сначала уверовали, говорит Он, а потом, когда настали трудные времена или гонения, или сложности в жизни или жизнь вступила в противоречие по своей греховной сути с верой человек оставляет свою веру, изменяет заповедям Божьим, потому что в его сердце слово Божье не пустило глубоких корней – это каменистая почва. Как это похоже на нас, как это похоже на наши каменные сердца. Мы вроде бы и веруем, а если копнуть глубже – то сердце наше камень, нет там любви, нет там прощения, нет милосердия, нет сострадания, а если сталкиваемся со сложными жизненными обстоятельствами – отступаем от своих христианских принципов, там, где христианину нельзя лгать – лжем, там, где нельзя гневаться – гневаемся, там, где не нужно допускать в свое сердце скверны – оскверняемся, погружаемся в грех. Что же делать? Как поступить? Земледелец, когда почва в камнях, что делает? – Берет кирку, лопату и начинает эти камни выковыривать, раздроблять, выкидывать, трудясь до кровавых мозолей, что бы почва стала приемлемой и плодородной, а не каменистой. Вот и нам надо разбивать наши каменные сердца, удалять камни равнодушия, уныния. Чем? Святая Церковь дала нам грозное оружие – исповедь! Таинство исповеди. Оно поможет нам умягчить наше сердце, оно поможет убрать из нашей души грехи, искреннее раскаяние сопряженное с молитвой, сопряженное с желанием исправиться, умягчит почву наших душ, но для этого опять же нужно применить труд.

Далее Господь говорит, что некоторые семена попали в землю, но выросли вместе с сорняками, которые заглушили эти добрые посевы. Как же это на нашу жизнь похоже, сколько сорняков в нашей жизни, пустоты, пустой суеты, пустого времяпрепровождения, не нужных действий, этих повседневных грехов, которые действительно как сорняки пускают глубокие корни в нашей жизни, а мы не замечаем. – Сплетничаем и не замечаем, осуждаем и не замечаем, развратные вещи допускаем и не замечаем, молиться не желаем и не замечаем, сорняки – духовную нашу жизнь забили полностью. Что делают земледельцы с сорняками? – пропалывают с утра до вечера так, что спина не разгибается. Вот и нам надо с вами усердной молитвой просить у Господа, что бы Он избавил нас от этих духовных сорняков, которые высасывают из нашей души все живительные соки.

И наконец, далее Господь говорит о семенах, которые попали на добрую почву и дали добрый плод. Это имеются ввиду те люди, которые живут по заповедям Божьим, те люди, которые следуют за Христом, которые в своей жизни дают плод духовный, мир, любовь, радость, долготерпение, те, в которых свет светится, данный от Отца Небесного.

Вот дорогие браться и сестры, какую задачу сегодня ставит перед нами Святая Церковь. Промыслом Божьим мы собрались сегодня в храме Господнем, и слышали от Самого Господа эту притчу. Надо теперь нам постараться приложить усилия и труд. Обратимся с молитвой ко Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, что бы мы в ответ на Его любовь и милосердие приложили усерднейший труд о своей душе, разбили каменные сердца наши, что бы они стали мягкими и приемлемыми для слова Божьего, чтобы выдернули как сорняки наши суетные пустые дела, и что бы мы с вами стали воистину доброй почвой, которая дала бы добрый плод Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу. Ему же слава во веки веков Аминь !