Неделя 22-я по Пятидесятнице. Притча о богатом и Лазаре.

Евангелие от Луки, 16:19-31

  • Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
  • Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
  • и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
  • Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
  • И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
  • и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
  • Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
  • и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
  • Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
  • ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
  • Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
  • Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
  • Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

7.11.1999 Неделя 22-я по Пятидесятнице. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали евангельское чтение, в котором Господь наш Иисус Христос предлагает нам внимательно вникнуть в смысл притчи, рассказанной Им для того, чтобы мы понимали ответственность за наши поступки в жизни.

Не бывает в жизни поступков малозначительных. Каждое дело, каждое действие, которое совершает человек, накладывает отпечаток на его жизнь. Каждый прожитый им день определяет, что дальше будет с человеком. Христос обращает наше с вами внимание на то, как важно для нас с вами знать то время, которое дал Господь нашей жизни. Как важно нам правильно использовать те силы, которые есть у нас на сегодняшний день; те способности, которые нам Господь на сегодня дал.

Самое главное благовестие, принесенное в мир Спасителем мира, через которое Он спасает нас от власти греха, это – благовестие любви. Господь пришел в мир, потому, что Он любит нас.

Мы в мире живем в грехах. И грехи наши бывают страшны и отвратительны. И если бы мы видели и осознавали своей душой всю отталкивающее безобразие греха, конечно, мы бы не грешили. Но мы этого не видим, и наша душа поддается грехам и оказывается в их власти. Но Господь, видящий безобразие нашего греха, тем не менее, приходит к нам, чтобы нас спасти и все это безобразие греха берет на Себя и страдает вместе с нами, и страдает за нас, и умирает на Кресте.

Это – смысл искупительного подвига любви Господа нашего Иисуса Христа. А мы, называя себя христианами, следуем за Ним, т.е. стремимся исполнить эту главную заповедь – заповедь любви.

Поэтому самым страшным грехом, противоречащим любви, самым страшным грехом, который препятствует человеку войти в радость Господа своего, является грех немилосердия. Немилосердие это – противоположность любви, это отрицание любви. Грех равнодушия ведет к омертвению и смерти души человека.

И вот, сегодня Господь рассказал нам притчу о последствиях немилосердия и равнодушия. Так, богатый человек жил прекрасно и одевался хорошо, и пиршествовал каждый день, и жил радостно, и не замечал, что рядом с ним, у его дома, лежит нищий, который весь избитый, израненный и больной, и никто ему не помогает, разве только собаки приходят и лижут его раны, чтобы чем-то облегчить его страдания.

Не сказано в притче, что богатый нарушал какие-то внешние законы. Не сказано, что он был вор или обманщик, не сказано, что он преступал законы внешнего благолепия. Но он не видел того, кто рядом с ним. У него было много возможностей для того, чтобы увидеть, а он не увидел.

И дальше Господь раскрывает посмертную участь этих людей. Когда умирают они, богатый оказывается в мучениях. И в своих мучениях он видит этого нищего, которого раньше он не видел, а теперь он видит его на лоне Авраамовом, т.е. так на языке древних иудеев рай назывался. Он видит его утешающимся от своих болезней, и теперь обращает уже на него внимание. Он обращает на него внимание, но уже поздно! И Авраам на призывы этого богатого, находящегося в мучениях, когда тот просит, чтобы хоть как-то облегчить его страдания, указывает ему, что у него было время, для того, чтобы что-то сделать для себя. Было время проявлять милосердие, было время проявлять сострадание, было время проявлять любовь, а он это время не использовал.

И объятый ужасом богач тогда просит Авраама, чтобы хотя бы тот предупредил братьев его – пять братьев у него есть, которые живут так же, как и он – не обращая ни на кого внимания, не любя никого, не соблюдая главного закона любви. Авраам говорит ему совершенно справедливо: ведь есть Закон и пророки, - пусть они исполняют его. Богатый говорит: нет! Закон и пророков и я сам знал, но если бы кто из мертвых воскрес, тогда бы они поверили!

Дорогие братья и сестры! Мы с вами имеем не только Закон – Закон Божий, в заповедях изложенный; не только знаем все пророчества, которые Церковь Святая сохраняет даже до сегодняшнего дня, но имеем свидетельство воскресшего Господа Иисуса Христа, Который своим воскресением победил грех и смерть, Который дал нам с вами возможность жить вместе с Ним в этой жизни и иметь вечное блаженство в будущей жизни. Но зададим себе вопрос: мы, знающие об этом, имеем ли в сердце своем любовь и сострадание друг ко другу? Имеем ли в сердце своем милосердие? Умеем ли прощать? Умеем ли видеть тех людей, которые нуждаются в нашей помощи? Или мы так же равнодушны, как этот богач, который каждый день проходил мимо страдающего человека? Не проходим ли и мы мимо страдающих людей и не видим их? Причем страдания ведь бывают не только телесные и не столько телесные, сколько душевные, духовные страдания переживают люди. Сколько бед и несчастий человек порой держит в своей душе, не имея возможности с кем-либо поделиться, и сам, в одиночку, мучается своим горем и ждет, чтобы хоть кто-то его хотя бы сострадательно выслушал. Сколько одиноких несчастных людей, которые нуждаются только лишь в участливом слове. Хотя бы пять минут мы бы им уделили из своей жизни! – Но нет! И этого нам бывает жалко, и мы этого не делаем.

Так не относятся ли тогда те слова, которые сказал Авраам о братьях этого богача, к нам? Авраам вот, что сказал: «Если они, - т.е. братья этого богача, - не слушают Моисея и пророков, то даже если кто и из мертвых воскреснет, и его не послушают».

Неужели мы не послушаем голоса Господа нашего Иисуса Христа, воскресшего из мертвых? Он воскрес для того, чтобы показать нам, что только любовью можно спасти свои души. Он воскрес для того, чтобы показать нам, что если Он любит нас безобразных и грешных, то и мы должны любить друг друга, не судить друг друга за грехи, не осуждать, а наоборот стремиться покрывать все своей любовью. И тогда, если мы будем прощать, если мы будем милосердны и сострадательны, и Отец наш Небесный окажет нам Свое великое милосердие и очистит, и омоет наши грехи, и дарует нам радость. И в этой уже жизни даст нам радость любви подлинной христианской, и в жизни вечной даст такую же радость, какая дана была этому нищему Лазарю, который, страдая в своей земной жизни, получил утешение в жизни небесной.

Испросим, дорогие братья и сестры благословения у Господа нашего Иисуса Христа вразумиться этой притчей, стремиться исполнять Закон Божий и просить и Господа Бога дара любви и дара видеть страдания других людей и не быть немилосердными и равнодушными. Аминь.

5.11.2000 Неделя 22-я по Пятидесятнице. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали притчу, которую рассказал наш Спаситель Господь Иисус Христос. Эта притча говорит о последствиях человеческого равнодушия, человеческого немилосердия. Эта притча предупреждает нас против черствости, холодности нашего сердца. Эта притча предупреждает нас против замкнутого эгоизма.

В ней говорится о том, как богатый человек ежедневно радовался и как не замечал находящегося рядом с ним голодного, и больного, и несчастного человека. И в этой же притче говорится о том, что стало с этими людьми, когда закончился земной отрезок их жизни, и каковы оказались последствия – когда богач мучился и страдал за свою пустую бесцельную самолюбивую жизнь и умолял отца всех верующих людей, Авраама, чтобы тот хоть что-то сделал уж если не для него лично, то хотя бы для оставшихся у него еще пяти братьев, которые так, как и он, жили в черствости и себялюбии.

Эта притча рассказывает нам о том, как страшно оказаться немилосердным. Много есть толкований, говорящих о последствиях равнодушия и немилосердия. Они поражают нашу совесть и призывают нас к христианскому состраданию. Но также святые отцы обращают наше внимание на то, что милосердие, и любовь, и сострадание должно простираться не только на тело человека, на его телесные нужды – когда человек голоден, и болен, и раздет, но святые отцы обращают наше внимание также и на то, что под видом этих телесных нужд Господь изображает, и нужды нашей души.

Обратите внимание на это слово о богаче, который одевался в порфиру и виссон, и, как мы слышали в Евангелии, каждый день радовался светло. Вот это слово - «светло» – оно наводит нас на мысль о том, что этот человек изображает собой нашу душу, душу верующего человека, которая сподобляется радости видеть свет Христов и знает Христа, и знает, как одеться в светлую одежду жизни с Господом. Мы, верующие люди, знаем этот путь. Свет открыт для нас. Промысел так устроил, что мы имеем это величайшее духовное богатство – святую веру православную и имеем возможность радоваться каждый день светло о Господе, имеем великое духовное богатство.

Но смотрите, о чем дальше говорится в притче. Рядом, буквально рядом с домом этого богача, находится нищий, покрытый гноем. – Не так ли изображается душа человека, незнающего Господа? Человек без веры духовно пуст, и душа его страдает и покрыта гноем грехов, и через это он не видит даже света Божия, не знает истины Господней и думает, что жизнь, которой он живет – есть истинно возможная жизнь. – Но если бы это так было на самом деле? – Нет! На самом деле люди, незнающие Бога, неверующие, незнающие Церкви, все равно без Бога мучаются и чувствуют, что им не хватает чего-то в жизни и хотели бы, как они говорят, во что-то верить, и хотели бы исправиться – так, как об этом говорится в притче, как этот нищий хотел насладиться хотя бы крошками, которые падали со стола богача.

Так и люди, незнающие Церкви Христовой, ищут к ней путь. Но как мы относимся к этим людям? Открываем ли мы им путь ко Христу? Как мы принимаем тех людей, которые заходят в храм и не знают, как в нем ступить, как повернуться, что сделать? Открыты ли наши сердца с любовью ко всем приходящим ко Господу? Ждем ли мы их здесь в нашем храме Божием, где мы наслаждаемся духовным пиром веры? Или, обругав их за то, что они не умеют повернуться, не знают как перекреститься, не знают как одеться, чтобы в храме достойно выглядеть, - прогоняем их или говорим такие слова, после которых они уже долго к нам не придут? Не проявляем ли мы высшей черствости, высшего немилосердия, перекрывая путь ко Господу?

А в общении со своими знакомыми, со своими родными и близкими, со своими соседями – всегда ли мы открываем для них то духовное богатство, которым владеем? Говорим ли мы с ними о нашей Церкви Святой? Показываем ли мы им пример – как надо жить человеку, который верует во Христа? Или своим поведением мы, наоборот, заслоняем собой Христа, отталкиваем их от Церкви, не даем им духовной пищи и оставляем их в духовной нищете, и даже крошек от своего духовного богатства им не даем?

Дальше в притче говорится, что псы приходили и лизали струпья этого нищего и этим самым доставляли ему хотя бы некое утешение. Вот так и мы, не заботясь о людях, не заботясь о том, чтобы их ко Христу привести, оставляем их как псам всяким сектантам, всяким лжеучителям, всяким астрологам и знахарям, которые как бы яд вливают в их душу, но, может быть, какое-то и они им утешение приносят. Какое-то облегчением они им приносят, ибо иначе люди бы к ним не шли. И вот, вместо того, чтобы нам приобщить людей, не знающих Бога, к истинной вере, своим равнодушием мы толкаем их в объятия тех, кто не ведает Господа.

Дорогие братья и сестры! Многообразно слово Господне! – Господь Иисус Христос открывает нам пути ко спасению, предупреждает нас о тех духовных опасностях, которые существуют, обращает наше внимание на то, что мы должны исправить в себе. Услышанная нами сегодня притча о богатом и Лазаре учит нас быть милосердными, учит нас не быть равнодушными, учит нас помогать тем, кто нуждается в нашей помощи, имея в виду не только материальные нужды живущих рядом с нами людей, но и их бессмертные души, которые жаждут света Христова.

Попросим у Спасителя мира Господа Иисуса Христа, чтобы Он нас научил радоваться самим Его блаженному свету и уметь передать этот свет Христов другим людям жизнью своею, верой своею, примером своим.

Аминь.

(2.11.2008. Неделя 20-я по Пятидесятнице. Божественная литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Господь создал этот мир, в котором мы с вами живем. Господь создал человека по образу Своему и подобию, даровав ему бессмертную душу и свободную волю. Господь каждому из нас дал дар жизни, которым мы пользуемся. Не в наших силах и не в наших возможностях изменить основы этого мира, даже если они почему-то нам не нравятся. Не от нас зависит, что утром встает солнце, не от нас зависит, что наступает ночь. Законы мира физического человек познает, удивляется им, изумляется, и, увы, если начинает использовать эти законы мира, то чаще всего себе во вред, придумывая смертоносное оружие или изготавливая такие препараты, от которых природа гибнет. Духовная жизнь также имеет свои законы; вне зависимости от того, нравятся они нам или не нравятся, эти законы действуют. Как часто бывает, что, читая Святое Евангелие, мы избираем там те места, которые нам по душе, которые нам нравятся, с удовольствием их читаем, над ними размышляем, а некоторые вещи, которые нам не так нравятся, мы делаем вид, что не замечаем. Точно так же и в жизни церковной, ибо Церковь – не что иное, как явление Бога в этом мире, – некоторые из церковных установлений мы с удовольствием исполняем, а о некоторых мы делаем вид, что якобы и не знаем. Но вне зависимости от того, нравится нам это или не нравится, мы должны знать, что существуют в мире не только физические непреложные законы, но существуют в мире законы духовные, и эти духовные законы – это реальность.

Непреложным духовным законом является то, что человек ответственен за свои поступки и за свою жизнь. Непреложным духовным законом является то, что в мире ничто не проходит бесследно; не только дела наши, но и слова наши, и мысли, и чувства не проходят бесследно. За все это: за все наши слова, дела, мысли, чувства – человек несет ответственность. Если эти дела, слова, мысли и чувства добры, то тем самым человек стяжает себе богатство духовное. Если же они, наоборот, злы, то человек себя обрекает на мучения. И это страшно. Невозможно себе представить реальность вечных мучений. Потому что человек боль-то – временную земную болезнь – переносит с большим трудом и стремится моментально от нее избавиться. И нет ничего страшнее для человека никогда не проходящей боли во время этой земной жизни, и вызывают наибольшее сострадание люди, которые болеют и никак не могут исцелиться от своей боли. Какова же тогда вечная мука? Об этом не хочется нам размышлять, это не хочется нам представлять. Потому что это страшно. Но, увы, таковое может случиться, и даже с нами.

И вот Господь предупреждает нас, заранее предупреждает нас, чтобы ни в коем случае с нами этого не случилось, чтобы мы с вами не были подвержены вечному мучению. Потому что ведь не Господь мучает нас, а те грехи, которые мы совершаем и в которых не раскаиваемся, и где мы душу свою не изменяем, не исцеляем ее от порока греха, – это в вечности и будет нас с вами мучить. И вот Господь Иисус Христос, придя в мир для нашего спасения, чтобы как раз избавить нас от возможности вечных мук, спасти нас, предлагает и объясняет нам с вами, что мы должны делать.

И вот сегодня мы слышали с вами известную притчу Господа Иисуса Христа о богатом и Лазаре. Эта притча предупреждает нас с вами о смертельной опасности равнодушия. Ведь что в ней говорится? Один человек жил богато, пировал каждый день, замечательно одевался – все, жил хорошо. А рядом с ним, у ворот его дома, лежал нищий, больной, и страдал, и ничего не имел. Казалось бы, больше в притче ничего не сказано: не сказано, был ли Лазарь терпелив, и благочестив, и молился ли он – нет, он просто терпел боль. Что дальше было с ним, неизвестно из притчи. Неизвестно из притчи, и какой был богач, как он поступал: делился ли своим богатством, соблюдал ли закон Моисеев, совершал ли молитвы, как он относился там к своим родным или близким. Но на другое обращает внимание Господь: что богачу все равно было, что под его воротами, у входа в его дом находился этот больной нищий Лазарь. Богач был к нему  р а в н о д у ш е н. И это равнодушие, эта холодность, это невнимание привели к тому, что богач оказался в аду. Лазарь оказался на лоне Авраамовом.

Вот, дорогие братья и сестры, одного этого нам достаточно, чтобы задуматься и приложить к своей жизни. Видим ли мы вокруг себя страдания? А если видим, как мы на них реагируем?

Сейчас очень развита такая духовная черствая скорлупа, в которую человек себя облекает, защищая себя как бы: пусть вокруг творится все что угодно – мне вот внутри себя самого хорошо, и хватит с меня этого. Но Иисус Христос предупреждает нас: нет, этого недостаточно!

Равнодушие гибельно для души. Ведь равнодушие – это полная противоположность любви. Бог есть любовь. Сама суть Иисуса Христа – это Его любовь к нам, людям. Он пришел в мир для нашего спасения, и ради этой любви взошел на Крест. Представим себе, что, если бы Бог был равнодушен? Ну, создал Он этот мир, дал ему законы, и материальные и духовные, создал человека по образу Своему и подобию, ну а дальше, человек, давай, тебе дана жизнь, дар, используй ее как хочешь! Поступай как хочешь! Представим себе, что, если бы Бог был бы к нам равнодушен и холоден? Разве пришел бы к нам Спаситель тогда в мир спасать нас? Да мы все бы тогда погибли под своими собственными грехами, захлебнулись бы своей собственной злобой и ненавистью, отравились бы ядом зависти, погибли бы в своих скверных мысленных нечистотах. Ничего бы у нас с вами не было доброго вообще в жизни, если бы Бог был к нам равнодушен. Но Бог любит нас и пришел в мир, чтобы нас спасти.

И вот Он объясняет нам, Иисус Христос, как нам, каким путем идти в жизни. Он приглашает нас идти за Собой тем же путем любви, которым Он пришел. Он приглашает нас не быть равнодушными друг к другу: иметь сострадание к болезням друг друга, иметь сострадание к печалям друг друга, к несчастьям друг друга. Как можно, каждый по-своему, каким-то образом разделять эти боли, несчастья и страдания ближних.

Да, еще иногда в семье мы можем друг другу сострадать, да и то не всегда это выходит. А как же когда человек, казалось бы, совсем чужой? Как открыть двери своего сердца, чтобы не быть равнодушным? Не быть равнодушным нужно нам с вами. Иначе итог равнодушной жизни, – даже если все будет у тебя хорошо, даже если все будет у тебя замечательно, – итог равнодушной жизни печален, и о нем говорит Иисус Христос. Представьте себе: этот богач, будучи во аде и увидев Авраама, начинает уже умолять, чтобы Авраам послал Лазаря к его братьям, которые так же, как и он, живут равнодушно. На это справедливо Авраам, отец верующих людей, отвечает ему: «Ведь есть же закон Божий и пророки. Почему же твои братья не живут по закону Божию и пророкам?» Тогда богач говорит, помните, в притче: «Нет, вот если бы кто из мертвых воскрес, вот тогда бы они поверили» (Лк. 16, 27–30).

Дорогие братья и сестры! Мы-то с вами все имеем: мы имеем и закон Божий, и заповеди Божии, Церковь хранит Писания пророков, Церковь имеет Священную Библию-книгу, Церковь имеет воскресшего из мертвых, пришедшего для нашего спасения Господа Иисуса Христа. Но послушаем горькие слова Авраама, – не относятся ли и к нам с вами? Что Авраам отвечает богачу? «Нет, – говорит, – если они Моисея и пророков не послушали, то даже если кто и из мертвых воскреснет, они не поверят» (Лк. 16, 31).

Вот, дорогие братья и сестры, а вдруг это о нас эти слова? А вдруг это о нас говорит Авраам? Что, хотя мы имеем и Писания, и Предание, и Сам Господь Иисус Христос говорит, что нам нужно делать, мы все равно не слушаем? Да не будет этого с нами. Это грозная притча предупреждает нас, чтобы мы услышали слова Господа Иисуса Христа, чтобы мы не были равнодушными. Равнодушие приведет нашу душу к гибели и вечным мучениям.

Но как размягчить свое холодное сердце? Как разбить камень равнодушия? Для этого Святая Церковь дает нам все необходимое: богослужения, Таинства Церковные, спасительные обряды православные, – все это способствует тому, чтобы мы научились любить друг друга. Ибо Бога мы научимся любить только тогда, когда научимся любить друг друга. Об этом апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит: «Лицемер! Как ты можешь говорить, что ты любишь Бога, которого не видел, если брата своего, которого видишь, ненавидишь? Научись прежде любить брата своего» (см. 1Ин. 4, 20–21).

Дорогие братья и сестры! Обратимся с молитвой к Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, Который научает нас пути жизни и Который даровал нам сегодня услышать притчу о богатом и Лазаре, чтобы из нашего сердца было изгнано равнодушие. Будем каяться, и каяться на исповеди, и просить у Господа Бога прощения за свою холодность, черствость, невнимательность. Будем стремиться возгревать в себе молитвами церковными любовь Господню, которую Господь даровал нам. Чтобы нам избежать участи богатого, но вместе с Лазарем пребывать на лоне Авраамовом со Спасителем Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков. Аминь.

(08.11.2009 Неделя 22-я по Пятидесятнице. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Какое должно быть главное отличие христиан от людей, которые не знают истины спасения? Чем мы, христиане, должны отличаться от тех, кто еще не открыл для себя Господа нашего? И когда мы о себе можем сказать, что мы действительно христиане? Сейчас мы слышали притчу, которая дает нам на это ответ.

Мы христиане, то есть мы в своей жизни идем за Господом Иисусом Христом. Что это значит, что такого сделал Христос, чего никто в мире не смог сделать? Иисус Христос пришел в мир по Своей любви к человеку. Человек ничем не заслужил любви Иисуса Христа. Но Христос пришел для того, чтобы за каждого из нас, грешников, пострадать, чтобы каждому из нас помочь, чтобы каждый из нас имел возможность вечной жизни. Он был не равнодушен к нам, придя для нашего спасения. То есть Христос любит нас, а любовь не предполагает равнодушия. Равнодушие – это страшное состояние души, когда человек не видит того, что вокруг происходит: не видит боли других людей, не видит их страдания, не видит тех, кто нуждается в помощи и ждет ее, – он равнодушен. Так вот, главное отличие христиан должно быть таково: христиане не могут быть равнодушными. Не могут быть равнодушными, потому что христианин – тот, кто учится любить ближнего своего – так, как заповедал Господь Иисус Христос. Как Христос возлюбил нас – ни за что, мы ничем не заслужили этого, так и христианин стремится учиться любить людей ни за что: не потому, что кто-то красивый, не потому, что кто-то тебе сделал что-то хорошее, не потому, что какой-то человек приятен в общении, а потому, что Бог нас возлюбил и призвал нас любить друг друга.

Вот этим мы, христиане, должны бы были отличаться от других, не знающих Христа. Но если мы сейчас посмотрим в свою собственную совесть и послушаем голоса своей совести, мы увидим, что мы как раз стремимся отгораживаться от чужих проблем, от чужой боли, от чужого несчастья, стремимся не пускать в свое сердце этих переживаний. Мы выстраиваем вокруг себя какой-то забор, стену, за которой нам, может быть, будет хорошо и уютно, а что вокруг происходит, мы не хотим знать. Но такой путь очень губительный. Такой путь равнодушия, когда человек не воспринимает других людей и их боли и страдания, очень губителен, и это Сам Иисус Христос твердо нам говорит, чтобы мы об этом знали. И сейчас мы услышали с вами притчу, которую Иисус Христос рассказал для нашего назидания. Там яснее ясного объясняется, почему нельзя быть равнодушным. Потому что у нашего временного земного равнодушия будут последствия не временные, а, увы, вечные. И это уже страшно.

Притча очень проста. Был богатый человек, хорошо жил, хорошо одевался, хорошо кушал, пировал каждый день, а у его дома лежал нищий. Этот нищий болел, ничего не имел, только собаки приходили его раны полизать – и больше никто внимания на него не обращал. В том числе и этот богатый человек, у которого буквально, если по-русски сказать, под носом был этот несчастный. И далее Господь говорит: оба они умерли. И тогда вот этот нищий был отнесен на лоно Авраамово – так в Ветхом завете называли рай, – а богач стал мучиться в аду (см. Лк. 16, 19–31).

Вот, дорогие братья и сестры, просто и ясно нам Христос объясняет, к чему приводит равнодушие. Равнодушие приводит к вечным мучениям души человека. Почему? Да потому, что душа человека равнодушного не растворена любовью; а ведь Бог и есть любовь, а раз в душе нет любви, значит, нет и Бога, а где нет Бога, там мучения и страдания.

И вот далее в притче рассказывается, что этот богач, страдая, взывает к Аврааму, а Авраам – это ветхозаветный праведник, который называется отцом всех верующих, и просит, чтобы Авраам хотя бы послал, если можно так сказать, посольство к его родным и близким, послал бы этого Лазаря, чтобы он рассказал, к чему приводит такое равнодушие. Богач говорит: «У меня пять братьев есть, и они ведут такую же плохую жизнь, как я, их надо предупредить, сказать им!»

Тогда Авраам говорит: «Есть же Моисей и пророки, пусть они их слушают».

Это он обращает внимание на закон Божий. Дорогие братья и сестры, и у нас с вами есть и закон Моисея и пророков, мы знаем и закон Божий, и знаем заповеди Божии, знаем, к чему приводит несоблюдение заповедей Божиих. Но что с нами происходит? Мы как будто этого не слышим. Равнодушие настолько окопалось в нашем сердце, что делает нас глухими и слепыми.

В притче богач говорит Аврааму: «Ну что Моисей и пророки? Вот если бы кто из мертвых воскрес, тогда бы поверили».

И тогда далее в этой притче следуют такие слова: «Если Моисея и пророков не послушали, то если и кто из мертвых воскреснет, все равно не поверят».

Это так Иисус Христос сказал уже о Самом Себе. Он пришел в мир нас спасти. Он воскрес из мертвых, чтобы победить смерть и нас с вами провести к воскресению и вечной жизни. Христос всем нам протягивает руку спасения, Он неравнодушно ждет нашего ответа – чтобы и мы ответили на Его любовь. Но как мы ответим на эту любовь Божию? Услышав такую притчу, Самим Господом рассказанную, надо нам задуматься о том, как мы себя ведем и как мы поступаем в этой жизни. Бываем ли мы милосердны? Стремимся ли мы прощать друг другу? Желаем ли мы бескорыстно помочь? Видим ли мы, где надо слезу чью-то утереть? Видим ли мы, где надо чью-то печаль разделить? Видим ли мы, где просто, если у кого есть талант что-то руками делать, что-то починить, кому-то что-то сделать, какое-то доброе дело? Видим ли мы это – или мы равнодушно замыкаемся только на самих себя?

«Если Моисея и пророков не послушают, то если и кто из мертвых воскреснет, не послушают» (см. Лк. 16, 31).

Братья и сестры, это ведь в притче сказано о нас с вами. Мы имеем Спасителя мира Господа Иисуса Христа, воскресшего из мертвых. И нам хочется следовать за Ним. Но чтобы следовать за Ним, нам надо исполнять закон Божий – тот закон, который передан еще Моисеем и пророками. Если мы научимся жить не по закону, нами придуманному, греховному закону человеческому, где главное – все для меня, вот чтобы мне было хорошо, а как другим – это неважно, а вот если мы научимся жить по закону Божию, имея любовь в сердце своем к людям, с которыми мы общаемся, вот тогда будет наше с вами название – истинные христиане. Ибо тогда мы будем истинными последователями Господа нашего, когда наши дела, как свет, будут светить пред людьми. Об этом и Иисус Христос говорил: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы видели добрые дела ваши и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).

Итак, мы сегодня в храме Божием услышали для нашего назидания притчу, рассказанную Господом Иисусом Христом. Эта притча предупреждает нас о губительности равнодушия. Эта притча говорит нам о необходимости соблюдать заповеди Божии. Обратимся от всех сердец наших к Господу нашему и Спасителю Иисусу Христу, чтобы он дал нам благодать и силы учиться любить друга, учиться быть милосердными друг ко другу, учиться жить по благим заповедям Его, которые приведут нас ко спасению и жизни вечной. Аминь.