Неделя 23-я по Пятидесятнице. Исцеление гадаринского бесноватого.

Евангелие от Луки, 8:26-39

  • И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.
  • Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.
  • Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: чтó Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.
  • Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.
  • Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, - потому что много бесов вошло в него.
  • И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.
  • Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.
  • Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.
  • Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.
  • И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.
  • Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.
  • И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.
  • Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:
  • возвратись в дом твой и расскажи, чтó сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

 

15.11.1998 года.

 

Церковь раскрывает нам с вами понимание того, что причину наших несчастий, нашей неустроенности, всех тех неприятных событий, которые мы с вами переживаем, нужно искать не в вине каких-то других людей, а в своей собственной душе, потому что причина всего того плохого, что мы чувствуем на себе заключается в нас самих, т.е. в наших с вами грехах. И Церковь указывает нам путь, каким образом избавляться от этих грехов. Она указывает нам путь, как нам исправиться, предлагает нам покаяние для исправления, предлагает нам молитву, предлагает нам участие в святых таинствах.

Когда мы слышим эту церковную проповедь, очень часто бывает так, что эта проповедь о добрых делах и о злых грехах нам кажется чем-то отдаленным, отвлеченным, не относящимся к реальной нашей жизни. Мы порой слышим это, как некое благочестивое назидание, но думаем, что это мало относится к нам самим. И вот сегодня мы с вами слышали Евангелие, в котором Сам Господь наш Иисус Христос Своим чудом показывает нам духовное значение зла и раскрывает нам всю пагубность нашего нежелания исправления.

Действительно, Спаситель мира Господь наш Иисус Христос во время Своей жизни совершал различные чудеса. Зачем Он делал это? Ведь чудеса, которые совершал Господь, это, прежде всего, – наглядная проповедь на все века и на все времена о тех духовных законах, которые мы должны знать, и которые мы должны стремиться исполнять. Одно дело, когда мы просто слышим о зле в нашей душе, когда мы просто слышим о том, что грех лишает душу человеческую свободы, связывает ее, делает человека непохожим на человека – грех унижает человека. И совсем другое дело, когда мы в Евангелии читаем картину, когда бесноватый человек не живет в жилище человеческом, не одевается в одежду человеческую. Его заковывают в цепи, а он их разрывает. Он с безумным видом носится по всем окрестностям и наводит ужас на всех жителей.

Бесноватый гадаринский, о котором мы сегодня слышали в Святом Евангелии, это образ нашей с вами души, которую терзают грехи и страсти. Образ нашей с вами души, которая создана по образу и подобию Божию, которая призвана к тому, чтобы жить ей в любви, милосердии, радости, счастье, чистоте и святости, а вместо этого грехи терзают нашу душу и делают ее безобразной, и мы влечемся за нашими страстями и стремлениями, и злобствуем, и ненавиствуем, и осуждаем, и душа наша связывается, как железными цепями. Нет уже у нас одежды добрых дел. Нет у нас доброго духовного жилища, где бы должна пребывать душа наша. – Таков образ бесноватого по применению к нашим сердцам и нашей жизни. И когда Господь встречает его, все эти бесы, которые обдержали его душу, начинают кричать и говорить Ему: «Уйди от нас! Зачем ты пришел прежде времени мучить нас?!» Вот эти слова: «Уйди» – как они похожи на то, когда мы с вами постоянно откладываем дело исправления нашей души. Когда мы постоянно отодвигаем время покаяния и говорим: Потом исправимся! Потом сделаем что-то доброе. Потом начнем жить по-христиански. Потом будем изучать заповеди Божии. Потом будем молиться. Потом в храм Божий пойдем … – Некогда нам сейчас!

Не душа наша это говорит! Наша душа стремится к Господу. Это – те злые страсти, которые взяли в плен нашу душу так же, как эти бесы, которые обдержали несчастного бесноватого, говоря Христу: Уйди от нас. Зачем пришел прежде времени нас мучить!

И дальше что происходит? – Эти же бесы начинают упрашивать Христа, чтобы Христос не велел им идти в бездну. Закон Моисеев запрещал древним евреям держать свиней и употреблять их в пищу. Гадаринская страна, в которой был этот бесноватый, граничила с языческими областями и там были и среди них язычники. И вот, ради прибыли, ради того, чтобы получать выгоду, жители этой страны шли на прямое нарушение закона: содержали свиней. Это было им запрещено, но это приносило им большой доход. И вот Господь, чтобы показать им, к чему приводит нарушение закона и каковы бывают последствия, разрешает бесам войти в огромное стадо свиней, и стадо свиней, обезумев, бросается с крутого берега в озеро и погибает.

Дорогие братья и сестры! Это наглядный образ для нас с вами. Что если мы будем делать что-либо противоречащее закону Божию, то наше дело рухнет, так же свиньи рухнули в озеро. Если мы будем думать, что приобретем себе благополучие вне закона Божия, вне правды Божией, вопреки заповедям Господним, – даже если у нас что и окажется, это все исчезнет и превратится в прах так же, как превратилось в один момент в прах все богатство жителей этой страны, которое они вложили в огромное свиное стадо.

Господь предупреждает нас наглядным образом, чтобы мы не обманывали, чтобы мы не думали, что ложью и неправдой можно приобрести себе что-то доброе. Чтобы мы не думали, что за счет обиды другого человека, за счет несправедливости, за счет немилосердия мы что-либо доброе сможем приобрести для себя. Чтобы мы не думали, что если мы пойдем путем греха, которым идет мир сей, когда, например, брат судится с братом из-за одной квартиры и не знают, как ее разделить, когда дети судятся с матерью и лишают ее площади, и выставляют на балкон и говорят: Здесь живи, нет тебе другого места! – Неужели думают эти люди, что они что-либо для себя доброе приобретут или для своих детей? Нет! Сам Господь показывает это. Какое было богатство большое у гадаринских жителей! Сколько они могли за каждую свинью выручить! – И все это в одночасье погибло! Так погибнет и любое злое дело человека. Не принесет оно ничего доброго. Не для него, ни для его родных и близких, ни для его семьи.

И вот, когда совершилось это чудо, когда бывший раньше бесноватым человек стал здравомыслящим, его Господь исцелил, пришли жители этой страны. Господь обличил их в их грехе, Он сказал им, что им надо исправиться, Он явственно показал им – Кто может их исправить, Кто может им помочь. Куда уж более наглядно? – Человек, который ни в одежду человеческую не одевался, ни в домах человеческих не жил, которым был бесом одержим, стал здоров и разумен. Какой прекрасный пример перед их глазами!

Но что эти люди делают? – Они просят Христа, чтобы Он ушел из их страны. Они так огорчились о потере своего свиного стада, что ни о чем другом и думать не хотели.

Дорогие братья и сестры! Как часто мы с вами не хотим нашего исправления. Как часто мы говорим: Да, мы люди грешные, – но говорим это не с ужасом, что грех безобразен, не со страхом, предвидя, к чему приводит грех человека, а как о чем-то обыденном. Как бы говорим Христу: Пока уйди от нас, из нашей жизни. Мы поживем по своему греховному обычаю. Ты нам не нужен, мы будем жить без Тебя.

Дорогие братья и сестры! Сегодняшнее евангельское чтение предупреждает нас о необходимости для каждого из нас духовной борьбы. О необходимости для каждого из нас борьбы со своими грехами и страстями, потому что мы наглядно сегодня увидели какая страшная сила зла может властвовать над нашими душами. Но и сегодня же мы наглядно увидели, Кто может избавить нас от этой власти зла. Кто может нас спасти. Кто может исправить нас. – Спаситель мира Господь наш Иисус Христос. Он имеет эту власть – очистить наши души, развязать союз греха, исправить и дать нам силы исправления.

Когда этот, бывший ранее бесноватым, пришел вновь к Христу, Христос сказал ему: Иди и расскажи всем, что сделал с тобой Бог. Господь дает ему силы не только к исправлению, но силы и к проповеди Слова Божия.

Дорогие братья и сестры! И нам с вами Господь дает силы к исправлению нашей жизни и к проповеди Слова Божия, потому что подлинная проповедь

 Слова Божия это не значит просто рассказать о Христе. Подлинная проповедь Слова Божия это – ежедневная жизнь с Христом. Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего Небесного, – так говорит Господь (Мф. 5, 16). Значит, если мы будем обращаться к Господу, Господь даст нам силы жить вместе с Ним, укрепит нас жить по совести, поможет нам идти по заповедям Божиим, наставит нас, чтобы нам с вами не грешить. Мы только не должны прогонять Его, не должны слушать врага рода человеческого, который внушает нам говорить Христу: «Отойди, зачем Ты пришел к нам?» Мы не должны уподобляться жителям страны гадаринской, которые прогнали от себя Христа, а наоборот, мы должны призывать к себе Христа Спасителя – в жизнь нашу, в душу нашу.

Как мы можем это сделать? – Главным образом, мы можем это сделать через Святую Церковь Православную. Через таинства церковные. Через таинство исповеди. Через таинство причащения Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спасителя, когда Христос соединяется с нами, освящает, очищает нас и дает нам силы святой жизни.

Дорогие братья и сестры! Спаситель мира Господь наш Иисус Христос пришел избавить нас от власти зла над нашими душами. Будем же идти за Ним, за Спасителем нашим. И Он спасет нас. И в этой временной жизни поможет нам и не оставит нас, и в вечной жизни дарует нам райское блаженство.

Аминь.

6.11.1999 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Завтрашний воскресный день совпадает с годовщиной великих потрясений, которые переживала наша с вами страна.

Сегодня во время богослужения мы с вами слышали воскресный прокимен: «Господи, воздвигни силу Твою и прииди во еже спасти нас!» – Нам всем понятен смысл этого прокимна: мы призываем Господа, чтобы Он спас нас от той власти греха, которая очень часто захватывает наши души. Мы призываем Господа, чтобы Он спас нас от взаимной ненависти. Чтобы Он спас нас от раздражения. Чтобы он спас нас от холодности и черствости, когда мы бываем немилосердны и несострадательны. Чтобы Он спас нас от безбожия и неверия, когда мы свою жизнь живем так, как будто не Господь хозяин нашей жизни, а мы сами решили родиться в этот мир и сами себе властвуем.

«Господи, воздвигни силу Твою и прииди во еже спасти нас!» – Какие понятные для нас, христиан, слова! А я вспомнил, как рассказывали мне, когда, еще буквально 25 лет назад, одного диакона вызвали в специальное учреждение и стали ему говорить: «Вот тут поступило на Вас донесение, что вы в храме подняли книгу и сказали: Господи! спаси нас от этой тирании». – В общем, какой-то человек случайно зашел в храм, услышал этот прокимен и написан такого рода жалобу.

Мы уже забыли, как мы жили, не имея свободы веры. Как мы боялись крестить своих детей. Как мы боялись перекреститься, проходя мимо храма Божьего. Как мы стыдились носить кресты… – А все это было. Но что дало силы всем людям пережить эту, действительно, безбожную, духовную тиранию, которая довлела над многими и многими людьми? – Сегодняшнее Евангелие дает нам на это ответ.

Воскресший Спаситель мира Господь наш Иисус Христос сказал Своим ученикам: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). – Вот, дорогие братья и сестры, что помогает нам переживать самые сложные периоды, как в нашей личной жизни, так и в жизни всего общества – Сам Господь с нами!

Он с нами всегда. И когда мы находимся в радости, и когда мы находимся в горести. И когда мы находимся в болезнях, и когда, наоборот, у нас все в порядке в нашей жизни. – Господь всегда хочет быть вместе с нами. Только мы никогда не должны прогонять Его от себя. Мы всегда должны звать Его к себе.

А как мы призываем Господа к себе? – В первую очередь мы призываем Господа к себе в молитве. Молитва – это то – необходимое связующее между нами, людьми, и Богом. Без молитвы нет веры. И поэтому мы приходим в храм Господень, чтобы здесь научиться молиться. Здесь наша совместная молитва дает нам силы на то, чтобы нам и дома молиться, дома призывать Господа. И если даже в самые тяжелые и трудные времена, которые были некогда в нашей стране, и то храмы Божии прославляли Господа и призывали Его к себе, то тем более сейчас, когда у нас есть все возможности, для того, чтобы открыто молиться, открыто посещать храмы Божии, открыто соблюдать заповеди Божии, открыто приступать к таинствам церковным ко всем, не боясь, что последуют за этим какие-то репрессии против нас, – тем более сейчас, памятуя обо всех тех сложных временах, которые переживала наша страна, нам надо с особым усердием хранить нашу святую веру православную.

И конечно, воспоминания такого рода событий, которые будут вспоминаться завтра, должны для нас, христиан, дать новый импульс для нашей с вами молитвы. Чтобы мы задумались: Почему это произошло в стране нашей? Чтобы мы помолились Господу нашему о том, чтобы нам быть воистину верными Христу. Не отступать от него. Жить по его благим заповедям. Чтобы сила Божия очищала, освящала и укрепляла всех нас. А все это возможно, если мы никогда не будем забывать о том, что обещал нам Господь, и что Он исполняет, и мы видим это исполнение в нашей жизни, что Он пребывает с нами во все дни до скончания века.

Аминь.

14.11.2000 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы приходим в храм Божий потому, что здесь получаем духовную силу, противостоять тому злу, которое существует в мире, и тому злу, которое проникает в нашу душу.

Сила зла имеет такое свойство, что, проникнув в душу человека, расстраивает всю его жизнь, делает человека несчастным. Сила зла порабощает душу, делает душу несвободной. Например, когда человек подвержен гневу, он в гневе, в ярости делает такие поступки, о которых потом сам размышляет – неужели это я мог сделать? Неужели я мог сказать такие слова? Неужели я мог сделать такие действия? – Но когда ярость и гнев охватывают душу человека, он как бы влечется уже, сам себе не принадлежа, исполняя волю сил зла.

Так же и любая другая страсть! – Страсть лжи также опутывает душу человека. Солгав один раз, чтобы потом как-то устоять в этой лжи, человек громоздит на эту ложь другую, потом третью, потом оправдывает сам себя. И таким образом уже запутывает сам себя в сетях этой лжи, не понимая, где правда, а где – ложь.

И так – любой грех. Любая страсть, захватывая душу человека, делает человека несвободным. Мы приходим в храм Божий для того, чтобы освободить нашу душу от пут зла, грехов и страстей. Сами освободиться от этого мы не можем. Так, когда птица запутается в силках, в петле, она мечется, и чем больше она сама мечется, тем больше затягивается на ней петля, тем больше она запутывается. Так и человек – если самостоятельно будет метаться и пытаться избавиться от того зла, которое существует в мире и которое действует на его душу и есть в его душе, ничего сам не сможет сделать. Мы потому и приходим в храм, что здесь встречаемся с Тем, кто имеет власть одним словом освободить нашу душу от власти греха; с Тем, Кто имеет власть силою Своею очистить нашу душу от всякой скверны; с Тем, Кто имеет власть помочь нам в любом нашем несчастье, в любой нашей беде – здесь мы встречаемся со Спасителем мира Господом нашим Иисусом Христом.

Сам Спаситель мира вместе с нами во время молитвы пребывает. Во время Божественной Литургии мы присутствуем за событиями евангельской истории. Мы присутствуем за Тайной вечерей Господней. Мы присутствуем при Его страданиях, при Его воскресении, Его вознесении на Небо и сошествии Духа Святаго. – Все это мы духовно переживаем во время Божественной Литургии.

Когда мы приступаем к таинствам, в покаянии наша душа освобождается от всех сетей лукавых, душа наша становится свободной. Господь разрешает нас от наших грехов, уничтожает их, омывает нашу душу, делает ее светлой и способной веровать, надеяться и любить, делает ее способной ощущать подлинное счастье, которое бывает у человека, когда он любит ближних своих и любит Бога.

Вот об этом, дорогие братья и сестры, только что мы и слышали в Святом Евангелии, в котором повествуется, как Спаситель мира Господь наш Иисус Христос одним словом Своим исцелил бесноватого, в котором легион бесов был, которые приводили этого несчастного человека в состояние полного исступления, когда он, подверженный стихии зла, делал безумные вещи и не жил в жилищах, и не одевался в человеческую одежду, и рвал на себе цепи, которыми его сковывали, и приводил в ужас жителей страны той. И одним словом Господь изгнал из него бесов, освободил его от сил зла, сделал его здравым, осмысленным и послал его проповедовать Слово Божие.

Дорогие братья и сестры! И нас с вами силы зла порой приводят в состояние неразумия и исступления, и мы с вами делаем поступки, о которых потом жалеем. Но мы с вами имеем счастье – мы знаем нашего Спасителя Господа Иисуса Христа. Знаем Его силу, которой Он может победить всякое зло. Будем же не только знать, но и всегда помнить об этом и всегда стремиться под покров Церкви Христовой, всегда стремиться к Господу и не так поступать, как поступили жители страны Гадаринской. Когда их свиньи погибли, потому что с крутизны бросились в море, и они, вместо того, чтобы радоваться о том, что человек, который был раньше бесноватым, стал здоровым, сожалея о своем неправедном доходе, стали прогонять Христа и говорить, чтобы Он ушел от них в другую страну.

Они испугались того, что придется им расстаться со своими греховными привязанностями. Они испугались, что они потеряли свои греховные доходы, испугались того, что они раньше, нарушая Закон Моисея, потому, что Моисей запрещал держать свиней, торговали ими и имели неправедную прибыль. Испугались того, что им и в другом придется исправляться, а они привыкли жить в грехе.

Да не будет с нами этого! Хоть и засасывает наши души грех, выбирая между Богом и грехом, изберем жизнь с Господом нашим Иисусом Христом, Который освобождает нас от власти греха, Который очищает наши души от всякой грязи, Который спасает нас, дает нам радость в этой жизни и жизнь вечную.

Аминь.

2002 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Никто из нас не радуется тому, что в мире существует зло. Зло, которое есть в жизни нашей, доставляет нам боль и скорбь.

Зло бывает внешнее, когда совершаются внешние преступления. И эти преступления, так или иначе, касаются каждого из нас. И нам бывает страшно от этих внешних преступлений – от убийств, от воровства, от бандитизма, от неправды и обмана, от подкупа и взяток…

Зло бывает внутреннее. И оно, может быть, гораздо страшнее, потому что оно не снаружи нас, а внутри нас – когда нас посещает гнев; когда нас посещает желание отомстить за что-либо; когда нас посещает желание обмануть кого-нибудь и приобрести для себя какую-то выгоду; когда нас посещают нечистые, скверные, мерзкие желания, о которых мы даже рассказать никому не можем.

Зло многолико, и оно существует в мире. Об этом и Сам Спаситель Господь наш Иисус Христос говорил: «Мир во зле лежит». Он же говорил Своим ученикам, что они в этом мире скорбны будут. Но и Он же сказал им: «Мужайтесь! Ибо Я победил мир».

Что это значит? А это значит, что если мы с вами будем иметь веру во Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа и стремиться идти за Ним в жизни своей, то мы будем преодолевать любое зло – и зло внешнее, которое вне нас; и зло внутреннее, которое внутри нас.

Зло имеет своего родоначальника. Этот родоначальник – враг рода человеческого, сила духовная. И поэтому, когда нас Святая Церковь учит жить по заповедям Божиим, она обращает наше внимание на то, что трудно будет нам идти по этому пути; потому что нам будет предстоять духовная борьба – борьба не против, как говорит апостол Павел, «плоти и крови» (Еф. 6, 12), то есть не против каких-либо людей или сил человеческих; но против «духов злобы поднебесных», то есть против духовной силы зла, которая реально существует в мире.

Она существует в мире, однако, она не может властвовать над человеком, если человек сам добровольно не отдаст себя ее власти. Так стало с пришествием в мир Спасителя Господа нашего Иисуса Христа, ибо Он Своею смертью и Свои Воскресением победил власть дьявола. Но не так было до того времени, пока в мир пришел Спаситель. Тогда сила зла порой связывала человека против его воли. И вот сегодня мы в Евангелии слышали, как Господь Иисус Христос освободил одного человека из плена сил духовных, от сил вражьих, от сил бесовских.

В стране Гадаринской, которая расположена на другой стороне Генисаретского озера, находился один человек, который наводил своею жизнью ужас на всех жителей этой страны. Он не одевался в одежды. Он не жил в человеческих домах, а прятался в расселинах скал или гробах, которые были приготовлены для погребения; потому что на востоке погребают в высеченных в скале углублениях. Его неоднократно пытались сковать железными оковами, заковать в кандалы, в цепи, но он разрывал эти цепи и бегал, наводя ужас на всех, живущих там.

Дорогие братья и сестры! Кроме того, что это был реальный человек, живший тогда, две тысячи лет назад – во времена Господа Иисуса Христа; это еще и духовный образ души человеческой, которая попала в плен греху. Святые отцы так и объясняют это.

Что значит, что этот бесноватый не одевался в одежды? – Это образ души человеческой, которая не одевается делами добродетелей. Помните притчу о том, как званные были приглашены на пир, и как один пришел не в брачной одежде и не попал на этот брачный пир? – Это образ Царства Божия. А одежда, в которой мы должны войти в это Царство Божие, это – наши добрые дела, дела милосердия, дела сострадания, дела любви, дела бескорыстия. И вот этот человек нам показывает образ души без добрых дел.

А что значит, что он не жил, как сказано по-славянски, «во храме», то есть в доме, а жил во гробах? – Это образ души человеческой, которая не желает знать Церкви Христовой, не желает приходить в дом Божий, в дом Отца своего. И мечется такой человек и мучается.

Вот тот из вас, кто прежде не ходил в храм, вспомните, как трудно было вам впервые переступать порог храма Божия! Вспомните, какие силы вам все время мешали; какие находились обстоятельства, чтобы вам в храм не прийти; каких только искушений не было, когда вы приходили в храм, и казалось, что здесь то не так, и грубо вам ответили, и вы не знаете, как поступить. Вот так и человек, душа которого одержима силами зла, не находит сам в себе силы прийти в родной свой дом – в дом Отца своего, в храм Божий.

А что значат те железные оковы, которые набрасывали на этого человека, а он их разрывал? А это – попытки заставить человека делать добро не путем того, чтобы в душу его веру в Бога вложить, а заставить его силой.

Разве силой можно заставить человека любить кого-либо? Разве одной только тюрьмой можно исправить человека, чтобы он не воровал и не совершал преступлений? Если душа человеческая внутри не измениться, если в душе человеческой Господь не поселится, то какими железными узами его не сковывай, зло все равно будет прорываться из его сердца.

Вот на кресте вместе с Христом рядом два разбойника были распяты. Один-то покаялся, осознал и говорил Христу: «Помяни мя, Господи, когда приидеши во Царствие Твое». – А другой богохульничал, и ругался, и говорил: «Какой же Ты Бог, когда не можешь ни Себя, ни нас спасти? Сойди с Креста, и тогда мы поверим в Тебя!» Так и в душе человеческой происходит.

Но смотрите, что дальше происходит. По слову Божию сила вражья, которой был целый легион («легион» это название римского воинского соединения, в котором более десяти тысяч человек) – целый легион бесов, то есть всяких страстей, всякого греха и всякой нечистоты, по одному слову Христову этот легион бесов оставляет этого человека.

Дорогие братья и сестры! Это – образ нашей души. Иногда мы говорим о других людях: «Это – пропащий человек; ничто его не исправит!» – Мы не правы. Мы не можем так говорить, ибо Бог силен из души любого человека изгнать всякое зло. Иногда мы сами в отчаянии сами себе говорим: «Мы такие грешные! Ничего доброго мы уже сделать не сможем!» – Мы не правы, ибо Бог силен из нашего сердца, из нашей души изгнать всякую нечистоту, и всякий грех, и всякие злые чувства и пожелания.

Сила Божия не сравнима ни с чем. Сила бесовская перед Богом – ничто. Как тьма исчезает от света, как воск тает «от лица огня», так рассеивается сила зла перед блистанием Божества. Нам только надо душу свою повернуть к Богу.

Дорогие братья и сестры! Сегодняшнее евангельское чтение повествует нам, с одной стороны, о силе зла, которая может делать жуткие вещи с человеком. А с другой стороны, оно повествует о бессилии зла пред силой Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И поэтому это светлое евангельское повествование должно вдохнуть в нас силы на борьбу со злом. Только мы не на свои человеческие силы должны надеяться, но просить благодать Божию, помощь Божию, Самого Господа, чтобы Он был с нами. Если будет с нами Бог, то «расточатся» все враги Его, расточатся все силы зла.

Обратимся же к Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу с молитвой о том, чтобы Он помог нам в нашей жизни преодолевать зло внешнее и зло внутреннее; чтобы Он благословил нас в своей жизни за Ним идти к спасению и жизни вечной.

Аминь.

9.11.2003 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Быть христианином, жить с Христом – это значит быть очень внимательным к своей души и к своей жизни. Быть христианином – это значит вести постоянную борьбу. Быть христианином – это значит постоянно двигаться вверх, преодолевая всевозможные сопротивления. Быть христианином непросто, но радостно, ибо быть христианином, это значит жить с Христом.

О непростом пути души человеческой и самого человека, идущего за Христом, и повествует сегодня слышанное нами Святое Евангелие. Во время Своей земной жизни Господь Иисус Христос творил чудеса. И эти чудеса поражали чувства, мысли, воображение тех людей, которые видели эти чудеса. Но Господь их совершал не для того, чтобы удивить Своих современников. А Господь их совершал для того, чтобы они, а вместе с ними и мы с вами, знали, в чем заключается смысл жизни, и как избежать того, чтобы зло завладело нашей душой и погубило нас. И для того в мир и пришел Спаситель Господь Иисус Христос, чтобы мы с вами не погибли, чтобы нас с вами спасти от зла.

Порой, говоря о зле, мы говорим об этом, как об какой-то отдаленной вещи. Только когда она лично нас касается, и когда мы ощущаем страшную гримасу зла, мы понимаем, что это такое. Мы понимаем, что это такое, когда нас обидят, или обманут, или обворуют, или изобьют, или доставят нам такие неприятности, из-за которых мы с вами места себе не найдем. Вот тогда мы начинаем видеть, сколь страшно зло, когда оно внешними своими проявлениями проявляется. А в своей собственной душе мы часто этого зла абсолютно не замечаем, и наоборот даже, свыкаемся с ним.

Евангелие, которое мы с вами слышали, повествует нам о страшном виде зла, о страшных последствиях зла. Придя в страну Гадаринскую, это на другой стороне Генисаретского озера, Иисус Христос встретил человека бесноватого, который не жил в человеческом жилище и не одевался в одежду, а жил в пещерах, которые были приготовлены для погребения людей. Потому что на востоке таковы гробы – не деревянные сколачиваются, а в пещерах вырывается выемка, туда человека-покойника кладут и камнем, потом, заваливают, и вот этот одержимый бесами человек жил в таких гробах. Он наводил ужас на жителей Гадаринской страны. Те пугались его, обходили его, пытались его заковывать в наручники, заковывать цепями, но он рвал эти цепи, и бегал, и пугал всех своим видом.

Если бы мы так пугались зла в своей душе, как пугались эти жители страны Гадаринской видом этого несчастного человека!

А ведь часто к нам какое только не приходит зло и помысл в душу, и мы не обращаем на это должного внимания! Кого-то обманул – ну что же такого, все обманывают. Помыслил скверное и мерзкое – ну что же такого, все мы грешные. Осудил человека – ну что же такого, в мире таком живем, все осуждаем. Как легко мы себя оправдываем, не видя мерзкого обличия зла, которое пролезает, действительно, как змея в любую щелочку. И вот, чтобы видели люди обличье зла, Господь встречается с этим бесноватым.

Действительно, когда зло уже полностью поражает человека, сам вид его искажается. Как страшен человек бывает в гневе! Как мерзок бывает человек, одержимый скверными похотями! Как искажается лицо даже самого прекрасного человека, когда он вдруг завидует, или когда он шепотом кого-то осуждает, говоря о грехах не своих, но чужих. Вот то же было с этим бесноватым.

Святые отцы объясняют некоторые моменты внешней жизни этого несчастного человека. Сказано в Писании: «Не одевался в ризу», – то есть не одевался в одежду. Святые отцы говорят: «Не было у него одежды добрых дел в душе этого человека». Душа каждого человека должна одеваться добрыми делами, прикрывать наготу и скверность грехов своих доброделанием. Мы должны принуждать себя к добрым делам, учить себя быть милосердными.

Сказано в Писании, что и в доме не жил этот человек. По-славянски: «и в храме не живяше». – Это указание на то, где душа человеческая может получить подлинное жилище. Церковь Христова, храм Господень – вот то место, где наша душа имеет должный покров, защиту от зла, утешение. Этот человек там не был. Вот так и душа человека нашего времени, который не знает добрых дел, который не знает пути в храм Господень, мучается злом, мучается пороками и страстями.

Но что дальше происходит? Господь Иисус Христос слышит, как мучается этот человек, и как сам он взывает к Нему, говоря об этих мучениях, а эти мучения происходят через того, кто является отцом зла, – врага рода человеческого, через дьявола, – освобождает человека от власти дьявольской, развязывает этот страшный союз между человеком и дьяволом. И тогда силы зла взывают к Самому Господу и просят их не отсылать в бездну. Невдалеке паслось стадо свиней. И Господь повелевает бесам войти в этих свиней. И свиньи, обезумев, бросаются с крутизны в море.

Здесь надо сделать пояснение, дорогие братья и сестры. Дело в том, что не должно было быть никаких свиней в стране Гадаринской. Потому что закон Моисеев строго настрого запрещал иудеям употреблять в пищу свинину. Это было запретное животное. Но люди страны Гадаринской нарушали закон Моисеев. Они нарушали этот закон ради выгоды. Может сами они этих свиней и не ели. Но они разводили их, торговали этими свиньями, получали деньги, и это давало им большую прибыль. Ради прибыли они забыли о законе.

Вот теперь вспомните, что делал бесноватый Гадаринский, – он разрывал цепи, оковы. Господь человеку дал закон, как некие оковы, который связывает его грешную душу и говорит: иди по этому пути. Но оказывается, человек готов скорее разорвать оковы закона и жить по своей воле, нежели жить с Богом.

Сколько раз мы с вами, зная, что так делать нельзя, делали! Сколько раз, зная, что нельзя воздавать злом за зло, воздавали! Сколько раз, зная о том, что нужно, утром встав, прежде всего с молитвой обратиться к Господу, мы этого не делали! Сколько раз, отходя ко сну и понимая, что мы, как христиане, должны возблагодарить Господа за прошедший день, и этой малости не делали! – Такого малого в простом законе христианском мы не делали, разрушая закон, данный для пользы нашей же души.

Какая выгода нам от этого нарушения закона? – Неизвестно. Наверное, такая же выгода от нарушения закона, как и свиньи, которые погибли в море. Гибель – выгода. Выгода дьявольская, не наша, когда, если вдруг, душа наша погибнет.

Но что дальше происходит? Человек исцеляется, становится здравомыслящим, уже ни на кого не наводит ужас, садиться у ног Иисуса Христа и ведет с Ним беседу. Казалось бы, жители должны бы обрадоваться, что тот ужас, который был вместе с ними, перестал действовать на них. А что они делают? – Вот это страшно! Они просят Иисуса Христа, чтобы Иисус Христос ушел от них. Им стало жалко своих свиней. Жалко потерянной выгоды. Они не захотели быть с Христом, ибо свиньи для них оказались дороже.

А вот теперь, дорогие братья и сестры, подумаем, что такое духовная борьба. Мы должны постоянно в жизни взвешивать для себя самих в своей жизни, что для нас дороже: слово Божие, жизнь с Христом или то, что можно назвать свинской радостью – радость греха? Увы, как прискорбно для нас с вами, что очень часто мы выбирали не жизнь с Христом, а эту греховную радость нарушения заповедей Божьих. Это страшно, но не безнадежно. Почему? Потому что вспомним о том человеке, который сначала был одержим грехом, а потом спасся. Чем он спасся? Тем, что вместе с ним был Господь Иисус Христос.

Вот и Церковь Святая нам, ныне промыслом Божьим собранным в храме Его, напоминает, призывает, стучит в нашу совесть, говоря о том, чтобы мы пошли за Христом, чтобы мы духовно боролись с силами зла, чтобы мы радовались тому, что мы вместе с Господом и не огорчались тем, что нам, христианам, приходится себе отказывать во многом том, что является грехом.

Сладость греха – временная. Сладость жизни с Господом Иисусом Христом – вечная. Сладость греха приводит к скорби, и рабству, и гибели человеческой души. Сладость жизни с Господом Иисусом Христом приводит к просветлению души и к жизни вечной. И мы имеем счастье быть членами Церкви Христовой. Мы имеем счастье получать Таинства Церковные. Мы имеем счастье быть рядом с Господом нашим так, как был вот этот человек, который исцелился от сил зла.

Жители страны Гадаринской попросили Господа Иисуса Христа уйти от них. Сам исцеленный, бывший бесноватый, захотел идти с Христом тоже. Христос не позволяет ему идти вместе с Ним. Он велит ему идти и рассказывать всем о том, что сотворил ему Господь, то есть проповедовать слово Божье. Так и мы с вами, дорогие братья и сестры, должны жизнью своею нести благовестие Христово всем людям. В этом сложность пути за Христом, но в этом и радость жизни с Христом.

Дорогие братья и сестры! Святое Евангелие назидает нас разными образами, помогая нам вести правильную духовную жизнь. Помолимся ныне Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, чтобы нам видеть в своей душе ростки зла и бороться с ним. Помолимся Ему, чтобы нам понимать, какова сила и мерзость зла. Помолимся Ему и о том, избрать путь жизни с Господом Иисусом Христом и отвергнуть путь зла и греха. Помолимся и о том, чтобы благодать Духа Святаго, преподаваемая нам через Церковь Христову, утвердила нас на этом спасительном пути за Господом нашим.

Ему же слава во веки веков. Аминь.

(11.11.2007 Неделя 24-я по Пятидесятнице. Божественная литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Церковь Христова, к которой мы с вами все принадлежим, призывает нас к духовной жизни. Ведь для того пришел Спаситель Господь Иисус Христос в мир, чтобы дать нам с вами спасение. А это спасение заключается в том, что если мы пойдем за Христом, то начнем преображаться, изменяться, внутри нас будут происходить изменения. Мы начнем, если пойдем за Христом, стремиться жить во Христе, а следовательно, мы будем давать духовные плоды. Духовные плоды жизни во Христе – это любовь, мир, радость, долготерпение, кротость. Но сложность духовной жизни заключается в том, что человек, будучи образом и подобием Божиим, добровольно выбирает либо путь жизни со Христом, либо он может выбрать путь жизни без Христа. И когда человек живет жизнью без Христа, то тогда вместо Христа в его душе поселяется зло. Тогда, не будучи привитый ко Христу, человек начинает терять свой образ и подобие Божие. Вот так, если хорошее, прекрасное дерево приносит замечательные плоды, пока оно находится в руках доброго хозяина, так, если оно остается без него, оно начинает дичать, зарастать и вместо сладких и хороших плодов приносить горькие и негодные плоды. Так и человек, если его духовная жизнь, его душа не наполнена Христом, она наполняется всякой гадостью и мерзостью, и человек попадает в руки врага рода человеческого. И тогда его духовная жизнь дает совсем другие плоды: злобу, обман, ненависть, раздражение, нетерпение, – иными словами, грехи происходят и страсти из всех его действий.

Господь Иисус Христос, придя в мир, всячески приглашает людей, чтобы они за Ним пошли, показывая им разницу между плодами жизни с Богом и плодами жизни без Бога. Даже не перечисляя всех грехов и не перечисляя всех добродетелей, можно сказать очень кратко: плод жизни с Богом – это жизнь, истинная жизнь и вечная, а плод жизни без Бога – это духовная смерть, и смерть тяжелая в постоянных страданиях и вечных мучениях. И вот Господь, придя в мир, все время раскрывает нам итоги этих двух путей, потому что человек бывает духовно слеп и не видит порой очевидных духовных истин. Он показывает нам, к чему приводит добро, и показывает нам, к чему приводит зло, и предлагает нам избрать путь добра.

Вот и сегодня мы с вами слышали Святое Евангелие, в котором очень наглядно показывается разрушительная сила зла. И, внимательно читая это Евангелие, мы видим, что через это повествование нам предлагается тоже выбор, то есть рассказывается история о том, как люди целой страны фактически сделали неправильный выбор и предпочли жизнь без Христа жизни со Христом. Это страшно – когда люди сознательно видят плоды зла, видят плоды добра и выбирают плоды зла.

В Гадаринской стране жил страшный бесноватый, которого все боялись. Он не в жилище жил, а в гробах, в пещерной расселине, бегал, наводил на всех ужас, пытались его сковывать в железные оковы – он все это разрывал. И вот приходит Иисус Христос в эту местность и видит этого бесноватого. Тот повергается перед Ним и начинает кричать: «Зачем Ты прежде времени пришел мучить нас?» – То есть очевидно для все, кто смотрит со стороны, что происходит: явился Тот, Кому подвластно все – все стихии, весь мир, и те, которые борются против Него, и то видят Его и трепещут. Это видят все. Господь спрашивает у него: «Как тебе имя?» – И те злые силы, которые обитали в этом человеке, говорят, что их много, целый легион. А вот дальше происходит то событие, по которому люди Гадаринской страны рассудили, быть им со Христом или Христа прогнать.

Эти люди нарушали закон Моисеев. Закон Моисея запрещал разводить свиней и употреблять в пищу свинину. А жители этой страны имели неплохой, ну, если по-современному сказать, бизнес – они выращивали свиней, что было запрещено законом, и продавали их язычникам, имели с этого хорошую прибыль. Евангелие не говорит нам о том, ели ли сами они этих свиней. Бог весть! Как говорится, кто стадо пасет, тот уж не удержится, чтобы не попробовать. Иными словами, они нарушали ясно сказанный закон Моисеев. И вот, чтобы показать этим людям, к чему приводит нарушение закона Божия, Христос повелевает всем этим бесам войти в стадо свиней. И стадо свиней обезумело и ринулось с крутого берега в море – и все стадо погибло. А этот человек, который раньше на всех наводил ужас своим поведением, стал здрав, благосмыслен, стал рассуждать, сидеть, нормально себя вести, и более того – говорить о милости Божией. То есть совершено чудо. Господь совершил дело Божие: привел человека к его подлинному существу, освободил этого человека от власти зла.

Представим себе, что это не только реальное событие, которое было, но имеет это чудо и духовный смысл. Ведь душа человеческая, когда заражена грехами, она тоже безумствует. Ведь мы порой, когда придем в себя и вспомним, что мы делали, когда грешили, нам самих себя страшно вспоминать! Вот с кем-то поругались – нам страшно вспоминать, какие мы слова говорили, что мы делали! Мы жалеем, мы хотели бы назад вернуть время – а этого не сделать. Обманули кого-то, а потом раскаялись, – нам стыдно на самих себя смотреть. Точно так же и этот бесноватый страх наводил своим поведением, – это образ души, одержимой силами зла. И ничем ее не удержишь. Когда человек во власти зла – он все разрывает, как этот бесноватый. Но что происходит дальше? Господь его освобождает от власти над ним зла. Так и наши с вами души Господь силен освободить от этой власти.

Но послушаем еще раз и внутренне содрогнемся, что произошло дальше, когда жители увидели, что погибли их свиньи, и когда жители увидели, как несчастный человек стал вновь радостным и счастливым. Они не стали звать Христа в свою страну. Они не попросили у Христа, чтобы Он их души освободил от грехов, так же как Он исцелил этого бесноватого. Они не захотели у Него узнать путь жизни, хотя своими собственными глазами видели разницу между добром и злом. Им стало жалко своих свиней, своей прибыли, которую они имели, своей греховной жизни, в которой у них были и деньги, и достаток благодаря тому, что они нарушали закон Божий. И они не пустили Христа к себе, просили, чтобы Он от них немедленно ушел.

Дорогие братья и сестры! Этот евангельский пример очень важен для нас, чтобы мы в своей жизни никогда не уподобились бы жителям страны Гадаринской. Чтобы мы из своей жизни не прогоняли Христа. Ведь когда человек сознательно избирает грех, сознательно избирает жизнь без Христа, говорят: «Ну что сделаешь? Сейчас время такое, сейчас все так живут. Ну что же, без греха никто не может быть. Ну вот, пройдет время, потом покаюсь…» Все это пустое самооправдание. Говоря так, не желая жить по заповедям Божиим, не желая жить вместе с Богом, мы сознательно избираем то, что избрали жители страны Гадаринской. Им прекрасно было жить с этим бесноватым и с этими свиньями. Их пугало, конечно, но они к этому привыкли, что легион бесов был рядом с ними. И радовал прибыток греховный для телесной жизни.

Да не будет с нами этого! Не должна наша душа смиряться с грехом, не должны мы говорить: «Ну, ничего страшного в грехе». То евангельское описание, которое мы слышали сегодня, показывает нам весь ужас и страх греха.

Но смотрите, что дальше происходит. Этот человек, который был во власти зла, был одержим, он становится проповедником милости Христовой. Он хотел пойти со Христом дальше, но Христос оставляет его, с тем чтобы он проповедовал о том, что с ним сотворил Бог.

Смотрите, что происходит! Как это для нас важно, чтобы мы не отчаивались! Ведь иногда действительно, услышав такие слова о выборе между добром и злом и посмотрев на себя, мы скажем: «А что ж нам делать, если мы с этим грехом смиряемся? Неужели мы погибнем?» – Смотрите, Господь не стал посылать на тех, кто Его прогнал, гром и молнии, огонь и проклятье. Он Сам уходит, но оставляет им Своего проповедника, который будет проповедовать о том, что сотворил ему Бог. Значит, Господь дает надежду и этим людям.

Видите, как заботится о нас наш Спаситель. Все предлагает для нас. Обратимся же к Нему с молитвой, чтобы никогда нам в жизни не уподобляться жителям страны Гадаринской, чтобы нам не прогонять из своей жизни Бога, чтобы нам в нашей духовной жизни искать спасения, открывать свою душу, чтобы Господь был вместе с нами. Будем молиться Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, чтобы так же, как Он исцелил гадаринского бесноватого, Он и наши с вами души, мучающиеся от наших с вами грехов, исцелил и очистил, чтобы мы стали духовно здравы и смысленны, так же как стал духовно здрав это прежде бесноватый, который стал проповедовать слово Божие и то, что сотворил с ним Бог. Вознесем благодарение Господу, что Он дал нам Церковь Свою Святую, которая всех нас с вами ведет ко спасению. Аминь.

13.11.2005 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Содержащиеся в Святом Евангелии повествования о чудесах и событиях, которые произошли во времена земной жизни Господа Иисуса Христа, для того написаны, чтобы каждый из нас, слушая или читая о тех далеких, но важнейших и близких нам и нашему сердцу событиях, мог для себя найти ответ на множество вопросов, которые обязательно возникают в нашей жизни. Христианин, сознательно ведущий свою жизнь, должен отдавать себе отчет в своих поступках, чувствах, мыслях, действиях. Сегодня мы с вами слышали евангельское повествование о чуде, которое совершил Спаситель, – о том, как Он изгнал бесов из человека, который был ими одержим.

Тема эта сложная для понимания нашего человеческого восприятия, потому что когда мы говорим о борьбе сил духовных, могут быть две ошибки. Одна ошибка: говоря о силах зла, человек может впасть в страх перед ними, оцепенеть от этого страха, и его вера будет иметь не столько оттенок веры в Господа Иисуса Христа – Спасителя нашего, сколько страха перед силами зла. И тогда человек, видя это зло повсеместно, повседневно в своей жизни, видя знаки этого зла, отображения этого зла в действиях человеческих, в словах человеческих, видя отблески этого зла в своей собственной душе, полностью бывает парализован этим страхом и, вместо того, чтобы помнить, что Христос для того, и пришел в мир, для того и умер на Кресте, для того и воскрес, чтобы сила зла не имела никакой власти над сердцами человеческими, сам, из-за своего малодушного и маловерного страха, отдает себя и душу свою силам зла.

Это – одна страшная крайность. Да избавит Господь нас от такого понимания и такой крайности. Но есть и другая крайность, не менее опасная. Человек вообще не видит действий сил зла в мире. Не видит их, не признает их и не считает нужным, что самое страшное, с этими силами зла бороться. И тогда он не видит своих грехов, не видит своих недостатков, не видит своих пороков, оправдывает любые свои действия и не различает между добром и злом. И просто-напросто в своей жизни катится по наклонной плоскости. И от этого да избавит всех нас Господь.

То Евангелие, которое мы только что с вами слышали, очень наглядно показывает нам, как мы должны относиться к той духовной борьбе, которая принадлежит каждому христианину и которую каждый христианин должен вести, то есть борьбе в своей душе против зла. Господь наглядно показывает нам, чтобы мы видели, какова подлинная сущность зла.

Когда Иисус Христос вошел в Гадаринскую область, там Его встретил человек, который наводил ужас на все местное население. Он не жил в человеческом доме, он рвал на себе всякую одежду, он вел совершенно нечеловеческий образ жизни – он был одержим бесами. И эта одержимость настолько была явна и страшна, что каждый, кто смотрел на это, мог бы понять для себя, что значит грешить и жить в грехе. Для чего так явно описывается в Священном Писании этот одержимый человек? Для того, чтобы мы увидели в нем образ души, одержимой грехом. Когда человек грешит, он в глазах Божиих дико выглядит – так же, как дико выглядел этот человек, не живший в человеческом доме. Всякий грех в конечном итоге есть безумие, потому что человек, греша, сам себе делает вред.

Нет на нем одежды, – потому что подлинная одежда души человеческой – это заповеди Христовы, это любовь к Богу, любовь к ближним, это добродетели. Помните, как в молитве к Святому Причащению мы молимся, что мы приступаем и не имеем должной одежды, «брачной одежды», хитона должного. Вот если бы нам быть всегда облеченными в светлую одежду добрых дел! Для того и Евангелие нам сейчас прочитано, чтобы мы увидели, во что мы сейчас одеты духовно. Какая на нас одежда? Есть ли на нас одежда милосердия и сострадания? Есть ли на нас покров любви и благодати? Или мы все это разорвали своими безумными поступками?

Человек этот не жил даже в домах человеческих. Домом – истинным домом для души человеческой является храм Божий. Даже в славянском тексте сегодняшнего Евангелия так и сказано: «…и в храмех не живяша». То есть образ души, не знающей храма Божия, не имеющей добродетелей, – это и видимым образом был этот самый бесноватый. Церковь, предлагая нам это евангельское чтение, говорит: «Душа человеческая, посмотри, не похожа ли ты на этого бесноватого? Так ли ты живешь?» Тем самым Церковь вразумляет нас и предлагает нам одеться в одежду благочестия, жить душою под покровом Церкви Христовой.

Но как это можно сделать? Люди пытались насильно привлечь этого человека к нормальному человеческому образу. Они заковывали его в железо, в кандалы, в цепи, но он эти цепи рвал.

Дорогие братья и сестры, это тоже образ. Невозможно человека насильно сделать верующим. Невозможно человека насильно сделать благочестивым. Невозможно человека насильно заставить любить другого человека. Невозможно человека силой сделать благочестивым. Так иногда нам кажется, – особенно это в семье бывает, по отношению к нашим родным, близким, к детям нашим, когда мы думаем, что через внешний приказ, через внешнюю силу мы можем сделать что-то лучшее, хорошее для человека. Как мы часто ропщем и говорим: «Вот нет у нас порядка в государстве, вот если бы сверху нас всех бы заставили, чтобы мы все были хорошими, благочестивыми, верующими…»

Возможно ли это? Вот 70 лет железной рукой пытались согнать человечество к счастью, навязывали силой коммунизм – и только миллионы, десятки миллионов людей погубили, а ничего доброго не достигли. Неужели мы думаем, что если Бог хотел бы силой Своею Божественной сделать нас такими, как Он хочет, Он бы не мог этого сделать? Он и сделал нас такими, как Он хочет, – Он сделал нас богоподобными, создал нас по образу Своему и подобию. Но в том высота подобия Божия, что человек, подобно Богу, может свободно любить. А эту свободу мы сами порой меняем на жестокое рабство – на рабство греху. Это рабство греху производит для души человеческой большое мучение. Вот как в Евангелии говорится про этого человека: то он в огонь бросался, то он в воду бросался. Так и наша душа, бывая порабощена грехом, то бросается в огонь безудержных страстей – гнева, тщеславия, самолюбия, похоти, пьянства и иных всевозможных мерзостей, которые разжигают нашу душу и губят ее, – а то впадает в холод отчаяния, когда говорит: «Ничто меня уже не спасет, бесполезно мне, такой я грешный, что не спасусь».

Где же на самом деле есть спасение? Сегодня мы слышали это еще перед Святым Евангелием, при чтении апостола: «Спасение человека в благодати и вере в Господа Иисуса Христа». Вот наш Спаситель. Вот Кто нашу душу избавит от любой власти зла. Вот Кто дает нам полную свободу. И в Евангелии мы слышим об этом. Иисус Христос повелевает бесам, которые мучили этого человека, и они покидают его. Одного слова Христова достаточно, чтобы душу человека покинули силы зла. Так и мы с вами приходим в храм Божий, на нашей душе легион грехов разных, всех не перечислишь, всех не упомнишь. Но мы с покаянием приходим к исповеди и говорим, и сознаем свою вину перед Богом, и каемся – и одного слова Божия, произнесенного через уста священника, достаточно, чтобы наша душа была освобождена от этих грехов и снова стала чистой. Чудо в Церкви Христовой происходит. Поэтому никто не может насильно связать нашу душу, ибо Христос с нами, Он освобождает нас от наших грехов, Он освобождает нас от нашего зла, Он исправляет наши недостатки, Он же дает нам силы жить по Его благим заповедям.

Обратите внимание на одно важное обстоятельство, которое мы тоже услышали в Евангелии. Нужна решимость и желание человека жить с Христом. Если нет этого желания, насильно Себя Христос навязывать не будет. Эти гадаринские жители разводили свиней. Нельзя было по закону Моисееву свиней разводить, свинина запрещена к употреблению в пищу для этого народа. Может быть, они и не ели этих свиней. Скорее всего, как предполагают толкователи, они этих свиней держали для того, чтобы продавать их язычникам, ну и получать с этого доход. И вот огромное свиное стадо бросается с крутизны в море и гибнет. И что же гадаринские жители, которые увидели исцеленного своего бывшего бесноватого, который раньше на них наводил ужас, а теперь сидит у ног Иисуса Христа в здравом разуме, с чистым ликом, вернувшимся образом человеческим? Они об этом обрадовались и захотели, чтоб Христос и их души тоже привел в такое же светлое состояние? – Нет. Страшная вещь происходит. Им жалко своих свиней. И они просят, чтобы Христос от них ушел. Они пожалели свой доход, они больше любили эти свои свинские деньги, нежели хотели бы узнать Христа и жить с Христом.

Вот, дорогие братья и сестры, страшный образ жителей страны Гадаринской. Да не будет с нами этого. Ведь иногда наша душа настолько прилепляется к нашим грехам, что нам наше свинское греховное состояние больше нравится, чем жизнь в Господе Иисусе Христе. Так бывает, что человек, заболев, настолько уже заражается болезнью, что не чувствителен к своему болезненному состоянию. И вот сегодняшнее евангельское чтение предлагает нам устрашиться этого образа, предлагает нам поступить так, как Иисус Христос сказал этому исцеленному: чтобы он шел и проповедовал о том, что сотворил для него Бог. А для нас Бог сотворил следующее. Он избавил наши души от власти зла, Он открыл для нас дорогу к раю, Он дал нам силы жить в земной жизни с верой, надеждой и любовью, Он дает нам спасение от грехов и жизнь вечную.

Будем ценить то, что дал нам Спаситель. Извлечем уроки из услышанного сегодня Святого Евангелия. Будем молиться Господу Иисусу Христу, чтобы Он пребыл всегда с нами, а мы с Ним, и чтобы нам ходить под благим покровом Святой Церкви Христовой.

Аминь.

(15.11.2009 Неделя 23-я по Пятидесятнице. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Быть христианином – это значит твердо определиться в своей жизни, что ты хочешь, чтобы Христос был с тобой, а ты в своей жизни пойдешь по тому пути, который Он заповедал. Практически невозможно наполовину быть христианином: вот тут я немножко в жизни своей христианин, а вот тут вот нет, я буду поступать по-другому. Ну, точно так же, как невозможно наполовину дышать: или ты дышишь и живешь, или ты глубоко болен и из-за твоего неправильного дыхания твое тело погибнет. К сожалению, в нашей повседневной жизни мы не всегда себе даем отчет, что такое быть христианином. И когда нам удобно, мы принимаем Христа, начинаем обращаться к Нему, молиться, приходим в храм, а когда нам для нашей жизни кажется, что мы должны сделать что-то по-другому, не так, как Господь учит нас, то мы тут же забываем об этом и ведем себя так, как принято, а не так, как Господь заповедал.

Сегодня в Евангелии показана очень страшная картина последствий такого поведения. Более того, в нынешнем Евангелии раскрывается внутренняя суть духовной борьбы христианина. Ведь быть христианином – прежде всего это вести духовную борьбу, духовную борьбу против сил зла, и в частности против тех сил зла, которые в твоей собственной душе окопались.

Мы слышали о чуде, которое совершил Господь Иисус Христос: как Он исцелил человека бесноватого, в котором действие сил зла проявлялось очень ярко – так, что это внешне наводило ужас на всех жителей страны Гадаринской, в которой жил этот человек. Он не жил в жилищах обычных человеческих – жил в пещерах, которые приготовили жители для своих гробов. На Востоке невозможно в землю погребсти человека, каменная там земля, каменистая, – погребают в каменных расщелинах. Этот человек не одевался в обычную одежду, его сковывали железными оковами – он все их разрывал. И вот Господь совершает чудо: Он изгоняет силы зла – бесов из этого человека, и более того, для наглядности, чтобы все видели вокруг, какая может быть сила зла, Господь повелевает этим бесам, которых там был легион, войти в свиней, и свиньи, обезумев, бросаются с крутизны в море и гибнут.

Откуда взялись свиньи в стране Гадаринской, да еще такое большое количество? Закон Моисеев запрещает правоверным иудеям употреблять свинину в пищу. Эти же жители содержали целое огромное стадо свиней. Это был видимый знак нарушения ими закона Моисеева. Они пренебрегли законом Моисеевым, открыто его нарушили. Но им было выгодно это нарушение. Вряд ли они сами ели свинину, скорее всего этого они не делали, но рядом с ними жили жители языческие, и они торговали этой свининой, имели большой доход, и хорошо была устроена их жизнь внешне. Но то, что они нарушали закон Моисеев, их не страшило, то, что видимым образом рядом с ними жил такой жуткий бесноватый, конечно, их пугало, но они не относили это к себе, они не думали о том, что состояние их души подобно состоянию внешнему поведения этого человека. Люди презрели закон Божий, но думали, что это для них нормально – они привыкли к этому нарушению закона Божия.

Вот эта страшная привычка к греху – самый ужасный враг христианина. В жителях этой страны как бы нам не увидеть самих себя. Если мы на свою жизнь внимательно посмотрим, не увидим ли мы таких примеров, когда мы нарушаем сознательно закон Божий, думая, что это ничего, лишь бы это нам принесло какую-то внешнюю пользу, и не думая о том, что, нарушая закон Божий, мы ввергаем себя во власть того самого, кто повелевал этим безумным бесноватым. Нарушая закон Божий, мы уходим из-под опеки Божией, из-под покрова Божия и становимся доступными силам зла, которые начинают хозяйничать в нашей душе и делают нас внутренне одержимыми, – потому что когда человек предается страстям и греху, он становится внутренне одержим.

Так вот Христос совершает чудо. Но посмотрим, какая реакция людей страны Гадаринской. Они что, обрадовались, когда увидели перед собой Того, кто может легионы демонов изгонять? Они что, все побежали к Нему, чтобы попросить у Него, чтобы Он наставил их на путь спасения и вел их за Собой? Они что, уверовали в Него как в Сына Божия?.. Страшная вещь произошла: жители города этого все-таки пошли к Иисусу, но для чего? Они попросили Его, чтобы Он немедленно ушел от них. Их постигло такое огорчение за погибших свиней, и за потерянный свой доход, и за оправдание своей, в общем-то, свинской жизни, что они предпочли остаться со своим разочарованием, нежели соединиться со Христом.

Дорогие братья и сестры! Не прогоняем ли мы из своей жизни Христа? Вот о чем каждому из нас надо задуматься. Потому что мы знаем, что Господь нам заповедал. Мы знаем, как Он учит нас прощать друг другу, мы знаем, как Он учит нас быть милосердными друг ко другу, мы знаем, как Он учит нас молиться, мы знаем, как Он учит нас состраданию, мы знаем, как Он учит нас любви друг ко другу. Мы все это знаем, но в жизни своей мы этому следуем или нет? Или, может, мы, подобно тем жителям страны Гадаринской, говорим: «Уйди, Христос, от нас, нам неудобно Тобой, нам удобнее жить по законам мира сего», – где ложь – нормальное явление, лицемерие – привычное дело, где скверна находит в сердце человека свой отклик, где люди живут для самого себя и думают в первую очередь о самом себе. Зачем такому человеку Христос? Выгода внешняя ему ближе.

Сегодняшнее Евангелие показывает нам, что человек всегда должен делать в жизни своей выбор, и выбирать между путем жизни и путем смерти. Тот бесноватый, который раньше наводил ужас своим поведением, под действием Христа Спасителя не только стал человеком нормальным, но и пожелал идти за Христом, следовать за Ним, а те, которые были внешне нормальны, но внутренне повреждены, не захотели быть со Христом, потому что, нарушая закон Божий, они имели внешнюю выгоду, не понимая, какой страшный вред они наносят своей душе.

Дорогие братья и сестры! То Евангелие, которое мы сейчас с вами услышали, пусть обличит нашу с вами совесть. Пусть каждый из нас задумается: мы с Христом живем в нашей повседневной жизни? Каждый день, вставая утром, мы за Ним ли следуем. Все наши поступки сообразуются ли с Божественными заповедями? И если это не так, устрашимся того, чтобы силы вражии не завладели душой нашей, не свили там гнездо, чтобы мы не стали служителями зла в этой жизни. Потому что гибель зла предопределена Богом, и она страшна. Да не будет того с нами. Будем жить со Христом и будем просить, чтобы Христос не уходил, но пребыл с нами. Будем в нашей повседневной жизни идти вслед благих заповедей Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. И если мы будем со Христом, то нам никакие силы зла тогда страшны не будут, ибо по одному слову Спасителя нашего легион бесов изшел из человека. Мы под великим покровительством Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки веков. Аминь.