Неделя 24-я по Пятидесятнице. Воскрешение дочери Иаира. Исцеление женщины, страдавшей кровотечением.

Евангелие от Луки, 8:41-56

  • И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,
  • потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.
  • И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена,
  • подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.
  • И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, - и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?
  • Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.
  • Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.
  • Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.
  • Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.
  • Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.
  • Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.
  • Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.
  • И смеялись над Ним, зная, что она умерла.
  • Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.
  • И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.
  • И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

 

22.11.1998 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами знаем о спасительности таинств Православной Церкви. Знаем о большой духовной пользе церковных обрядов для жизни человека и для души человека. Особенно это знает тот, кто на своем собственном опыте, на своей жизни испытал благодатную помощь Церкви Христовой.

Но как часто бывает так, что человек, который никогда раньше не знал Бога, может быть, в детстве был крещен, а потом жил безбожной жизнью, и случилось у него горе или несчастье, и человек стал задумываться о превратностях жизни, и стал искать опоры в своей жизни, и вот – он приходит в храм Божий. Приходит, но пока еще не понимает, зачем он сюда пришел, начинает спрашивать, что ему нужно делать. И порой ему начинают объяснять: купи вот три свечки, одну поставь одному празднику, другую – другому, третью поставь на канон...

Если человек ищет Бога, то это начало, такое даже простое, оказывает особое воздействие на его душу. Но часто бывает и по-другому. Случилось у человека несчастье, ему посоветовали заказать молебен тому или иному святому. Он пришел, заказал этот молебен, ушел из храма, думая, что если он принес в храм какую-то лепту свою, заплатил деньги, то должно произойти тотчас то, что он требовал. Вот он заказал один молебен, другой молебен, а то, о чем он просил – не произошло. И человек начинает сомневаться и говорит: А зачем все это нужно? Какой смысл в этом, ведь ничего не происходит?

Дорогие братья и сестры! В чем сила нашей Церкви Православной? И в чем наша вера? – Она заключается не во внешнем исполнении нами обрядов, но во внутренней нашей с вами сути, в том, что наше сердце, наша стремится к Богу и желает быть вместе с Богом. И когда мы с вами имеем в своей душе это горячее стремление, тогда через таинства церковные мы получаем все то, что нам для этого необходимо.

Главное и необходимейшее условие для того, чтобы наша жизнь была облагодатствована, т.е. чтобы мы получали помощь Божию, и Бог был с нами в нашей жизни, и поддерживал нас, и укреплял нас, – это наша вера в него, стремление жить вместе с Богом. Если этого стремления не будет, то тогда внешние действия, которые будет производить человек, не принесут ему никакой пользы.

Сегодняшнее Евангелие очень красноречиво рассказывает нам, доказывает нам это. К Господу Иисусу Христу подошел человек, которого звали Иаир. И он стал говорить, что его дочь двенадцатилетняя тяжело болеет, и просил Христа прийти к нему в дом. Этот Иаир был уважаемый человек, был начальником молитвенного собрания. Христос пошел к нему в дом. И когда они шли по городу, со всех сторон собралось много людей, и Христос со своими учениками буквально пробирался через толпу, со всех сторон Его теснили. Но одна женщина, увидев Христа, в своем сердце ощутила подлинную веру и устремилась к Нему. А у этой женщины было несчастье, тяжелая болезнь. В течение двенадцати лет она страдала кровотечением и никак не могла исцелиться. И все, что она имела, все состояние, растратила на врачей, и никто ничем не мог ей помочь. И она про себя подумала: "Хотя бы только к краю одежды Его прикоснусь, то исцелюсь! Она не имела даже надежды просить, подобно тому, как просил Иаир, чтобы Христос пришел к нему в дом, нет! Она считала себя и недостойной, и более того – нечистой, потому что по древним иудейским законам, если женщина страдала такой болезнью, ей нельзя было входить ни в какое общественной собрание, она считалась во внешней нечистоте, но она дерзнула и подумала: "Только к краю одежды Христа прикоснусь, и исцелюсь." И, пробравшись через толпу, она сзади подошла и прикоснулась к краешку одежды Иисуса Христа. И только она сделал это, как тотчас почувствовала в себе, что она исцелилась и стала здорова.

Дорогие братья и сестры! Вот нам с вами ответ для наших душ – почему бывают бесплодны порой наши молитвы, почему не воздействуют на нас таинства церковные, почему иногда бывает так, что мы уходим из храмам Божия и вновь погружаемся в суету мирской жизни, как будто мы и не были на духовном небе, каковым является Церковь Христова. Много людей со всех сторон прикасались к Христу, теснили Его. Но только одна женщина, которая с верой подошла к Нему, получила исцеления.

Какая может быть большая святыня, нежели воплощенный Спаситель мира Господь наш Иисус Христос? Но даже прикосновение к Нему исцеляет не само по себе, не потому что человек прикоснулся к Нему, а потому что он имел в своем сердце горячую веру.

Так часто мы уповаем на внешние наши действия, думая, что достаточно нашему телу прикоснуться к святыне, как что-то изменится в нашей жизни и нашей душе. Как часто мы считаем, что внешнее исполнение того или иного церковного обряда само по себе, без нашего участия, без нашего усилия, без нашей воли, поможет и спасет нас.

Поэтому так часто люди ищут каких-то потаенных учителей, каких-то особых святых, ходят в поисках особых духовников, ищут каких-то особых наставников – и в этих всех поисках, ища святыню, не находят ее! Потому что самого главного в себе не имеют. А это самое главное должно быть внутри нашего сердца, внутри нашей души – это та вера, с которой подошла эта женщина ко Христу.

Но как, как проявить эту веру? Каким образом она может возгореться в нашем сердце? – Для этого необходимо серьезное усилие над собой, которое и предлагает нам делать Церковь, это усилие называется путь покаяния, путь осознания своей вины, вины перед Богом. Осознания своей вины перед Богом за то, что мы не живем по Его благим заповедям, что мы их постоянно нарушаем и потому пребываем в нечистоте, нечистоте духовной. И никто внешний, никакие иные целители, кроме Господа нашего Иисуса Христа, не могут нам с вами помочь, так же как не помогали этой женщине никакие доктора, и которая все имение потратила на них.

Но что происходит дальше? Когда женщина прикоснулась к Христу, Христос останавливается и говорит ей: "Кто прикоснулся ко Мне сейчас?" – Ученики с удивлением говорят: "Господи, о чем Ты говоришь? Со всех сторон Тебя теснят, и все прикасаются к Тебе". – Господь говорит: "Нет! Я знаю, что ко Мне прикоснулся кто-то, потому что Я почувствовал силу, которая изошла от Меня". – И тогда эта женщина, осознав, что ей не укрыться, что ее вера требует испытания и подтверждения, она открывается перед всеми, несмотря на все то, что эта болезнь в древнем мире считалась недостойной и постыдной, она открывается перед всеми и говорит, как она болела и как она исцелилась.

Дорогие братья и сестры! Это есть образ покаяния нашей души. Душа, пришедшая к Христу, получает от Христа же силы для того, чтобы исправиться. А, имея уже эту благодатную помощь, человек должен уже свою силу приложить к силе Божией и очистить свою душу от грехов, найти в себе мужество покаяться, найти в себе мужество открыть свои грехи. Тогда произойдет подлинное исцеление души человеческой. И когда эта женщина открыла, что с ней произошло, Господь благословляет ее, и она идет в мире со словами Божьими, которые Он ей сказал: "Вера твоя спасла тебя!"

Дорогие братья и сестры! Всем нам нужно молиться о том, чтобы Господь дал нам эту веру. Мы имеем величайшее счастье – мы члены Святой Церкви Православной. Если женщина та только к краю ризы прикоснулась, мы имеем величайшее счастье не к краю ризы Христовой прикасаться, а соединяться с Самим Господом. Пречистое Тело и Божественная Кровь Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа освящает нас, очищает нас, обожает нас. Но нужно иметь в виду, что даже и причащение Святых Тайн Христовых не поможет человеку, если человек приступает к нему без веры, без страха Божия, без покаяния, без осознания своей вины.

Бог протягивает нам руку, чтобы нас спасти, но и мы в ответ должны протянуть к Нему наши руки. Бог желает нашего спасения и сделал все для нас, но и мы в ответ должны желать нашего спасения и делать все возможное от нас, чтобы не в грехе жить, но жить вместе с Богом. А Бог поможет нам и даст нам на это силы. Даже если наша душа кажется бессильной, умершей, даже если уже не ощущаем в себе этой силы – жить вместе с Богом, Господь с нашей душой может совершить чудо. Об этом мы сегодня и слышали в Евангелии…

19.11.2000 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас из чтения Святого Евангелия мы с вами услышали о двух чудесах, совершенных Спасителем мира Господом нашим Иисусом Христом.

Эти два чуда раскрывают нам с вами необходимость нашего внутреннего духовного благодатного состояния для истинной жизни. Т.е. чтобы у нас с вами была бы такая жизнь, которая доставляла нам радость; чтобы у нас с вами была бы такая жизнь, в которой не было бы внутренней скорби, внутренней печали. – Т.е. то, что на церковном языке называется жизнью вечной. И эта вечная жизнь начинается еще сейчас, во время нашей временней жизни.

Так вот, чтобы у нас в душе начиналась жизнь вечная, чтобы мы для своей души открыли спасительный свет Христов, нужно одно важное условие. И вот, об этом условии мы услышали сейчас в Святом Евангелии. Какое же это условие? – Это условие называется: вера. Веру мы с вами должны иметь в своем сердце, если желаем исцеления своей душе и исправления нашей жизни.

Действительно, такие слова, которые я только что произнес, в начале, для каждого из нас, порой, кажутся недостижимыми. Как это так – не иметь внутренних скорбей? Как это так – не иметь внутренних печалей? – Мы этого себе и представить не можем, потому что мы постоянно о чем-либо скорбим и постоянно о чем-либо печалимся; и бываем угнетаемы. – Чем? – Конечно же, своими грехами. Это они замутняют радость нашей жизни. Это они мешают нам жить счастливо, т.е. так, как сказал Господь, блаженно. Они мешают нам наслаждаться радостью общения с Богом, сладостью молитвы, красотой добрых дел. Грехи помрачают нашу душу. И наша душа болезнует.

И конечно, вся беда еще заключается в том, что одни из нас видят эти болезни своей души и стремятся их исправить. А другие, увы, этого не видят. И уже болезнь им становится настолько привычной, что им кажется, что если как-либо жить по-другому, то это уже и не жизнь. Т.е грехи настолько соединяются с характером человека, с чувством человека, с мыслями, что никакой другой жизни, кроме как греховной, человек уже не представляет. Это – тяжелое состояние наших с вами душ.

И вот, сегодня в Евангелии мы услышали, какие чудеса может совершать вера. Когда Господь был позван помочь умирающей девочке – дочери человека, который занимал высокое духовное положение. Звали его – Иаир, он был начальником синагоги, и у него дочь двенадцатилетняя находилась при смерти. И он позвал к себе Иисуса Христа, надеясь и веруя, что Господь Иисус Христос поможет ему.

Другие начальники других синагог обличали Христа и не хотели слушать Его, называли Его нарушителем Закона, обличали Его за то, что Он, как им казалось, не соблюдает положений иудейской религии; а этот начальник синагоги – собрания духовного – уверовал во Христа вопреки всем тем, кто не верил Ему и даже вопреки своим ближним.

И вот, он с верой зовет к себе Христа. Он еще не знает о том, что в это время дочь его умерла, но он исполнен верой, что Господь точно поможет ему.

И Господь идет к нему в дом. И они идут и продираются сквозь большую толпу людей. И одна женщина, которая двенадцать лет страдала тяжелой болезнью, и никак не могла исцелиться, и не могла никому рассказать о своей болезни, а только практически все свои деньги истратила на врачей, про себя решила: если хотя бы только к краю одежды Его прикоснусь, то исцелюсь! – И она подошла с такой верой в то, что совершиться это, то едва только она прикоснулась к краешку одежды Христа – чудо совершилось! Она ощутила, что ее болезнь прекратилась.

Господь остановился и стал спрашивать: "Кто прикоснулся ко Мне?" – Ученики говорят: "Господи! о чем Ты спрашиваешь?! Со всех сторон Тебя толкают и теснят, а Ты спрашиваешь, кто к Тебе прикоснулся?" – "Нет, Я знаю, что кто-то прикоснулся ко Мне, потому что Я почувствовал силу, которая изошла от Меня", – так сказал Господь.

Конечно, так Господь сказал не потому, что Он не знал этой женщины. – Господь всеведущ! Но такой разговор провел с учениками Своими, чтобы мы с вами узнали о силе веры – что вера сделать может.

По иудейскому закону эта женщина не имела права в общество выходить. Эта болезнь считалась нечистой. И она, фактически, нарушила предписания человеческие, идя к Богу. И Господь спрашивает: "Кто прикоснулся ко Мне?" – подвигая ее тем самым открыть себя, а через это открыть и чудо Божие. И она, отбросив страх, что ее накажут, отбросив страх и стыд человеческий – ложный стыд – исповедует, что с ней было, и как она исцелилась.

Дорогие братья и сестры! Это так в Евангелии парообразно говорится о Таинстве Покаяния и об исцелении нашей души. Наши души болеют и страдают нашими грехами. И нет у нас другого способа, как прикоснуться к Спасителю и Господу Иисусу Христу, открыть причину своей болезни в Таинстве Исповеди и по вере свое получить исцеление. Потому что Господь говорит ей: "О, женщина, велика вера твоя!"

Дай Бог и нам с вами иметь такую великую веру. Потому что иначе мы не сможем получить исцеление наших душ от наших грехов. Нам следует просить у Господа дара такой веры. Мы должны быть уверены в силе Божией, которая способна исцелять наши души от болезни греха. Если уж к краю ризы женщина прикоснулась и вся исцелилась, то как же не исцелиться нам, когда мы дерзаем приступать и приступаем к принятию Пречистого Тела и Животворящей Крови Спасителя и Господа нашего.

"Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя!" – сказал Господь этой женщине. И мы с вами дерзаем приступать к принятию Святых Таин Христовых, хотя и сознаем себя недостойными, неподготовленными и грешными; дерзаем приступать, потому что понимаем, что без Господа нам с вами не исцелиться и не спастись.

Когда Господь после этого приходит в дом Иаира, уже говорят: все, бесполезно, девочка умерла, ничего невозможно сделать... Господь, будучи властен над жизнью и смертью, ибо Он – Сын Божий, истинный Бог и истинный Человек, говорит: "Не умерла она, но спит". – И над Ним стали смеяться и не слушать Его, потому что не понимали еще все силы Божией.

И тогда Господь совершает чудо. Выслав всех, оставив с Собой только трех ближайших апостолов, берет девочку за руку и повелевает ей встать. И она живая встает, и ей дают есть, и она начинает есть, и жизнь возвращается к ней.

Господь возвратил жизнь умершей девочке. Так Господь возвращает жизнь и нашим душам, умирающим в грехах. Кажется все – уныние наступило, не исправиться нам, пропали мы совсем, не знаем правильного пути... – Но Господь, если мы Его зовем к себе, как звал Его Иаир в дом свой, несмотря ни на что, призываем Господа и просим у Него, чтобы Он вошел в дом души нашей, чтобы Он жил вместе с нами; если мы просим, чтобы Он научил нас веровать в Него, то Он совершает чудо с душой нашей: не только исцеляет ее от грехов, но и воскрешает нас с вами к новой жизни – нас, грешников, делает способными к добрым делам, нас, чей ум завален всякой суетой, всякой нечистотой, делает способными к молитве, и к светлым мыслям, и к светлым чувствам; нас – ленивых и черствых, каменных и холодных – делает способными к состраданию, к милосердию, к любви друг ко другу... – Чудо Господь с нами совершает, только нам надо призывать Его в дом души своей так, как призывал Его Иаир, чтобы Он совершил чудо с душой нашей так же, как Он воскресил эту девочку.

Обратимся же к Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, чтобы и мы с вами имели такую же веру, как имели эти люди, жившие во времена Христа и получившие от Него чудесные благодатные знаки жизни вечной.

Аминь.

16.11.2003 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дух Святый в Церкви Православной действует через Таинства церковные. Таинства церковные – это особые обряды, через которые людям преподается благодать.

Эта благодать действительная, реальная, действующая на сердца людей. Так в Крещении человек духовно рождается от воды и Духа. В Святом Миропомазании он получает печать дара Духа Святаго так же, как святые апостолы в день Пятидесятницы. В Таинстве Исповеди Сам Господь Иисус Христос очищает душу человека и прощает ему его грехи. В Таинстве Пречистого Тела и Живовторящей Крови Христовых – в причащении их – мы соединяемся с Господом, и Господь пребывает с нами. Таинство Священства обеспечивает нам непрерывную духовную связь, восходящую к Самому Господу Иисусу Христу, ибо епископы есть преемники святых апостолов. В Таинстве Брака таинственно в едино тело и плоть, во едину семью соединяются муж и жена в образ Христа и Церкви. В Таинстве Елеосвящения человеку преподается благодать в исцеление души и тела и всесовершенного оставления грехов.

Это – действительные Таинства Церкви Христовой. Но зададим себе вопрос мы, православные христиане: действенны ли они в нашей жизни? То есть, когда мы приступаем к Таинству, насколько открыта наша душа для действия Духа Святаго? Иногда думают люди о том, что, приходя в Церковь Христову, с ними может что-то произойти без их личного участия. Да, бывают у человека иногда в жизни озарения, когда перед его душой открывается то, чего раньше он не знал, когда радость снисходит на него, когда он познает сладость молитвы, когда перед его умом ясным становится, что нужно жить вместе с Христом. Но потом, в повседневной жизни, настолько мы питаемся Таинствами церковными, насколько действенны Таинства в нашей жизни. Ведь человек порой даже в отчаяние впадает, думая, что он не получает должной благодати. Поэтому и бытуют между людьми следующие разговоры: «Вот в таком-то храме хороший батюшка, благодатный, к нему мы пойдем. А таком-то храме – не благодатный, плохой батюшка…»

Смотрите, как враг рода человеческого тонко искушает нас! Вместо того чтобы думать нам о своей душе и о том, насколько она открыта для Бога; вместо того, чтобы думать нам о том, насколько мы сожалеем о своих грехах и каемся; вместо того, чтобы думать нам о том, насколько мы веруем, мы пытаемся совершать суд над другим человеком, нам неподсудным и неподвластным. И уже человек вместо собственного спасения ищет осуждения. И враг ему потом уже так глаза застилает, что потом он считает, что ни один только батюшка неблагодатный, а тот и другой, третий, четвертый… и епископы уже плохие. А потом уже шлют листовки: и патриарх плохой, и вообще все уже у нас плохо.

Вы, вероятно, и разговоры такие слышали, и, может быть, даже листовочки такие антихристианские читали. Так вот, что делает враг рода человеческого с нашей душой, как он нас обманывает! Мы ходим рядом с источником благодати и отворачиваемся от него. Как будто от провода электрического зависит, что лампочка горит! Так и мы, служители Церкви Христовой, являемся только лишь проводниками Божьей благодати.

Знаете ведь, какое время было еще совсем недавно – лет тридцать, сорок, пятьдесят назад. Были священники, которые даже от Церкви, и от Бога отрекались. Особенно в шестидесятые годы старались это сделать, чтобы было всем известно, как некоторые слагали с себя сан.

Вообще в этом ничего удивительного и страшного нет, ведь и среди учеников Христовых был Иуда-предатель. Но как это обставлялось! Делалось так порой. Священник служил литургию, даже причащал, а в конце выходил на амвон и говорил: «Вот я столько лет думал, что Бог есть, теперь я узнал, что Гагарин в космос летал и Бога и не видал, и я теперь отрекаюсь от сана», – и начинал с себя сбрасывать одежды. А потом в газете писали: вот, какой он молодец передовик, и на доску почета его вешали. Вы, люди старшего поколения, помните, наверное, о таких вещах. А вот встает тогда вопрос: а те, кто в эту службу исповедовался и причащался, причастились ли они Христу или нет? – Ответ однозначный: причастились, ибо по вере их было и дано им. Вне зависимости от того, каков был священник.

В Отечнике есть прекрасный рассказ о том, как один прозорливый человек, стоя за Божественной литургией, видел, что священник как будто в углу связанный сидит, а за него службу совершает Ангел Божий. Ибо недостоинства наши человеческие и грехи наши человеческие с нами остаются, и мы за них ответственны. А настолько, насколько мы открываем душу для благодати Божией, настолько мы от Господа получаем.

Вот именно об этом мы слышали сегодня Святое Евангелие. Смотрите, каковы примеры подлинной веры! Господь Иисус Христос идет исцелить больную девочку. Вместе с ним идут апостолы. Много народа вокруг Христа, все Его теснят со всех сторон. Смотрите: к Самому воплощенному Богу Господу Иисусу Христу люди прикасаются. Но что происходит? – Среди этих людей один единственный человек – женщина, которая много-много лет страдала тяжелой болезнью, решила для себя: если подойду сзади и хотя бы края одежды Христовой коснусь, то я исцелюсь. И с такими мыслями, и с такой верой она подошла и коснулась края одежды Иисуса Христа. И только она сделал это, как тотчас исцелилась!

Она все имение свое истратила на врачей и не могла исцелиться. Но прикоснулась к краю ризы Христовой и получила исцеление. Господь останавливается и говорит: «Кто прикоснулся ко Мне?» – Апостол Петр удивляется: «Господи, о чем Ты спрашиваешь? Со всех сторон люди теснятся, толкаются, почему Ты так спрашиваешь?» – А Господь говорит: «Я слышал силу, которая изошла от Меня».

Для чего Господь остановился и так сказал? Что, всеведущий Бог, Он не знал о том, что женщина прикоснулась к Нему с такой верой? – Знал! И именно поэтому она и исцелилась. Но для того Он это сказал, чтобы мы с вами тоже это знали.

Сколько людей тогда прикасалось к Христу, видели Его своими глазами, слышали Его. А что, все уверовали в Него? А что не кричали: «Распни, распни Его»? Они Самого Господа Иисуса Христа видели, а в сердце веры не было. Что же с нами происходит? Мы ищем каких-то особых чудес, особых знамений, ищем каких-то пророчеств, потаенных книжек, каких-то сказаний; разыскиваем каких-то старцев. Чего нам еще не достает? – Сам Господь Иисус Христос с нами в Церкви Святой. Таинства Его святые на нас изливаются. А мы слепы душою своею и не пользуемся этим великим даром. – Возьмем пример с этой больной женщины, которая за счастье почла для себя к краю одежды Иисуса Христа прикоснуться. Возьмем с нее пример – не только к краю одежды прикасающиеся, но причащающиеся Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовых. Возьмем этот пример, ибо Господь, остановившись, сказал этой женщине: «О, женщина! Как велика вера твоя! Дерзай!» – Так Господь обращается к тем людям, которые имеют веру. Так Он указывает нам всей жизнью Своею, что для нас самое важное.

Дорогие братья и сестры! Ничего в жизни не бывает случайно. И ныне нас Господь не случайно в храм Божий привел, чтобы мы услышали это евангельское благовестие и научились просить у Господа самого главного – горячей и спасительной веры. Ибо, какой мы будем мерой и силой веровать и молиться, так по вере нашей и будет дано нам.

Все есть в Церкви, все необходимое для спасения. В каждом храме Божием есть все, необходимое для спасения. В каждой иконе есть благодать и отблеск Церкви Святой. Каждый, кто возносит молитву перед Господом в единстве со Святой Церковью Православной, на пути спасения может быть в том случаем, если сердце его наполнено верой. И торжество этой веры раскрыто в окончании сегодняшнего евангельского чтения.

Когда совершил Господь чудо исцеления этой женщины, то к Нему пришли и сказали, чтобы Он уже не беспокоился идти посещать заболевшую девочку, потому что она умерла. А Он все равно пошел к ней и, взяв Петра, Иакова и Иоанна – ближайших Своих учеников и отца этой девочки, вошел к ней и стал говорить Своим ученикам, что она не умерла, но спит. А те и то не смогли в это поверить.

Вот так душа у нас иногда нам кажется умершей, погребенной грехами. Нам кажется, что мы не способны подлинно веровать, не способны жить по заповедям Божьим, не способны молиться. Нам кажется, что мы погибаем, и греховный мир нас захлестнул, и нам не исправиться. Но это не так! – Иисус Христос говорит: «Не умерла, но спит», – и совершает чудо: воскрешает умершую девочку к жизни.

Так, дорогие братья и сестры, и наши с вами души Господь Иисус Христос может воскресить. В этом Его сила. В этом Его слава. В этом – радость наша. В этом смысл того, что мы принадлежим к Святой Церкви Православной. «Не бойся, только веруй», – такими словами Господь обращается ныне к нам. Услышим эти слова! Будем просить дара веры пламенеющей. Будем приступать к Таинствам церковным. Будем с верой, надеждой и любовью уповать на Спасителя мира, могущего наши окаменевшие и умирающие во грехах души воскресить и оживить.

Аминь.

20.11.2005 Неделя 22-я по Пятидесятнице. Литургия. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы услышали евангельское чтение, которое объясняет нам с вами, что значит для нас вера и что может делать вера; как от веры человеческой много зависит в его человеческой жизни, как вера становится опорой во всех жизненных обстоятельствах для человека, как вера становится для человека подлинным смыслом жизни. Как это все происходит? Ведь человек неверующий, как правило, не понимает, для чего эта вера нужна. И осуждает верующего человека, говоря: «Зачем ты в храм ходишь? Я там был – ничего там хорошего нет. Длинные службы, пока стоишь – весь устаешь. Душно, толкаются со всех сторон. Зачем ты идешь в храм? Для чего ты постишься? Какой смысл в этом – себя ограничивать? Один раз живем. И так есть нечего, а еще ты постишься. Для чего ты из того, что имеешь, из своей пенсии еще кому-то помогаешь? Зачем это нужно? Тебе бы кто-нибудь помог».

Такие рассуждения людей неверующих нам приходится слышать часто. Что же на самом деле дает нам вера, и почему мы стремимся и к молитве, и к жизни по заповедям Божиим и церковным, и к делам милосердия и сострадания? Стремимся мы к этому потому, что огонь веры, который Господь зажег в нашем сердце, соединяет нас со Спасителем Господом Иисусом Христом. И то дело, которое Он творит в мире, – дело любви – мы, соединенные с Ним верой, тоже желаем творить. А наши грехи, которые нам мешают творить дела любви, мы стараемся в своей жизни преодолеть с помощью Божией. А слушая Святое Евангелие, мы стараемся этот огонек веры, который в нас горит, разжечь и укрепить – поддержать его. Ведь если в лампадку масла не наливать, лампадка потухнет. Так и вера человеческая – если человек ее не будет сознательно укреплять, стремиться укрепить свою веру, она в нем может погаснуть.

Так для чего нужна вера? Сегодня мы слышали рассказ о двух чудесах, которые совершил Господь Иисус Христос. К Иисусу Христу обратился важный человек – начальник синагоги, и попросил Его, чтобы Он пришел к нему в дом, потому что у него при смерти была его единственная двенадцатилетняя дочь. И Господь пошел к нему. И когда Он шел – а они с учениками буквально продирались сквозь толпу людей, которые со всех сторон теснили Его. Вот буквально так, наверно, как в праздники бывает в храме Божием. Но обратим внимание, почему одни люди из этой толчеи праздничной, которая бывает в храме, вылетают как на крыльях, облагодатствованные, а другие – с раздражением и осуждением? В чем здесь суть? Ведь если благодать Божия действует, почему она действует не на всех? Если мы говорим о том, что в церкви ангелы и архангелы присутствуют, Сам Господь Иисус Христос, почему же не каждый человек радостно ощущает на себе это действие силы Божией? Что происходит?..

Со всех сторон теснили Господа Иисуса Христа, но Он пробирался, идя исцелять больную дочь начальника синагоги. А одна женщина подошла сзади к Иисусу Христу и про себя подумала: «Если только хотя бы к краю одежды Его прикоснусь, я исцелюсь».

Эта женщина очень давно болела, и все деньги истратила на врачей, но не могла исцелиться от своей болезни. И более того, из-за этой болезни, согласно древним иудейским правилам, она даже в общество не имела права выходить, потому что общество считало ее нечистой. Но она дерзнула и решила про себя: «Хотя бы к краю одежды Его прикоснусь – и исцелюсь». Кто с какими мыслями подходил ко Христу, мы не знаем. Что было на душе у людей, которые видели Христа, и зачем они теснились вокруг Него, мы тоже не знаем. Но мы знаем, что из всех этих людей один единственный получил то, ради чего стремился к Христу, – эта больная женщина. Как только она прикоснулась к краю одежды Христовой, она тотчас почувствовала, что она исцелилась от своей болезни.

Господь остановился и стал спрашивать: «Кто прикоснулся ко Мне?» Апостол Петр говорит Ему: «Господи, о чем ты говоришь? Со всех сторон люди толкают нас и прикасаются к Тебе». А Господь говорит: «Нет. Я слышал силу, которая изошла от Меня».

Вот, дорогие братья и сестры, первый ответ, для чего нам нужна вера. Потому что по вере нашей дастся нам. Если мы имеем веру в Господа Иисуса Христа и в то, что Он простит нам наши грехи и исправит нашу жизнь, воистину Господь простит нам наши грехи и исправит нашу жизнь. Если мы верим в Господа Иисуса Христа и знаем, что Он даст нам вечную жизнь, воистину по вере нашей будет нам, и даст нам Господь вечную жизнь. Если мы надежду возлагаем на Господа Иисуса Христа и знаем, что нет никакого отчаянного, даже самого страшного, события в жизни человека, которое бы Господь не мог утешить, исправить, исцелить и направить, воистину так в нашей жизни будет, что бы с нами не случилось: Господь утешит нас, исцелит, направит на правильный путь. Вот что бывает, когда человек имеет веру. В ответ на эту веру Бог сторицею воздает ему.

Конечно же, Господь знал, кто к Нему прикоснулся, но специально остановился и спросил об этом, чтобы мы с вами тоже об этом сейчас узнали из Святого Евангелия. И тогда эта женщина, которая могла быть даже побита камнями за то, что она с такой нечистой, с точки зрения древнего мира, болезнью вышла в общество, призналась в том, как она болела, и как она прикоснулась, и как она исцелилась. И Господь ее, которую все отвергали и презирали, ставит всем в пример, и говорит: «О женщина! Велика вера твоя. Будет тебе по вере твоей».

Дорогие братья и сестры! Мы должны с вами молиться о том, чтобы Господь дал нам такую же веру. Вот если бы у всех нас была такая же вера, как у этой женщины! А мы ведь тоже приходим и прикасаемся к святыне, целуем святые иконы, целуем Крест, приходим к Таинствам, принимаем Таинства, – но что, они автоматически действуют, без нашего участия? Нет. Если сердце человеческое не участвует, то мажь его самым святым маслом, подводи к самым чудотворным иконам, приводи на таинство исповеди, – если человек в душе не отвечает на призыв Божий, и не стремится к Богу, и не верует, то благодать проходит мимо его. А по вере человека дается ему.

И вот поэтому нам особенно надо просить, чтобы Господь не оставлял нас и возжигал и укреплял в наших сердцах огонь веры, прилагать к этому усилия. А усилия к тому, чтобы вера была, надо прилагать. Ведь смотрите: женщина не побоялась, пришла, продралась сквозь толпу людей, подошла, сумела прикоснуться к Христу. Она прилагала усилия к этому. Она не постыдилась признаться перед всеми, что она сделала. Так, дорогие братья и сестры, и мы должны прилагать усилия к тому, чтобы познавать веру: приникать к источникам учения церковного, читать Святое Евангелие; стремиться творить дела, заповеданные нам Господом, заповедями Божиими, – дела милосердия и сострадания, дела любви; понуждать себя к добрым делам и к жизни по заповедям, понуждать себя бороться со своими грехами и недостатками. Если мы будем прилагать это усилие, Господь даст нам дар веры. А если у нас вера будет, то будет так же, как с этой женщиной: по вере нашей все будет даваться нам.

Но иногда человек может впасть в отчаяние: вот он старается, а у него не получается, вот он стремится, но каждый раз одни и те же ошибки делает. Так и с нами бывает. Вот мы пытаемся молиться, а нам быстро надоедает; пытаемся в храм Божий приходить, а нам здесь бывает тяжело; пытаемся делать добрые дела, а нас кто-то обижает, и мы в ответ на эту обиду на него обижаемся, начинаем осуждать, и совершенно забываем о том, что доброе дело ценно само по себе. Как нам не впасть в отчаяние? И вот сегодня в Евангелии мы тоже услышали о том, как не впадать в отчаяние.

Пока Господь разговаривал с этой исцеленной женщиной, уже приходят от этого начальника синагоги, из его дома, и говорят ему: «Не тревожь уже Учителя. Дочка твоя умерла». Иисус Христос говорит этому человеку: «Не бойся, только веруй».

Смотрите, дорогие братья и сестры, казалось бы, чего уже больше, все потеряно! Этот человек надеялся, что Христос придет и исцелит его дочку, а пока Христос шел, да с женщиной еще разговаривал, – все! Все потеряно, дочь умерла. Что дальше? Как дальше быть? Как дальше жить? Единственная дочь – какое горе! А Иисус Христос говорит ему: «Не бойся. Только веруй». Значит, вера человеческая может победить боязнь – любую боязнь в этом мире. Боязнь перед бедами, боязнь перед болезнями, боязнь перед несчастьями и нищетой, боязнь перед нестроениями и даже боязнь перед смертью. Почему?

А дальше происходит вот что. Иисус Христос приходит в дом Иаира, прогоняет оттуда всех. Они не хотят уходить. Христос говорит им: «Эта девочка не умерла, но спит», – имея в виду, что Он – властелин жизни и смерти, и в Его руках жизнь и смерть человека, ибо Он истинный Бог. Они же начинают ругаться на Него, потому что знают, что она умерла, и насмехаться над Ним.

Дорогие братья и сестры! Так насмехаются люди и над нашей с вами верой. Насмехаются над тем, что мы, христиане, знаем, что самое главное в этой жизни не деньги и успех, не даже здоровье и благополучие, не это самое главное. Самое главное в жизни нашей – жить вместе со Христом. Это единственная опора и единственная подлинная жизнь – все остальное исчезнет. Но неверующий мир этого не понимает, смеется и ругается над этим. Так же, как это было с Христом, когда Он сказал о том, что девочка не умерла, но спит. Христос повелевает всем выйти, оставляя трех ближайших учеников и родителей этой девочки, и, взяв ее за руку, повелевает ей встать. И совершается чудо: девочка воскресает. Христос воскрешает умерших – показывая всем нам, что как бы наши души не были умерщвлены грехами, как бы мы сами себя не губили и не довели себя даже до страшной смерти духовной, Он, Спаситель мира Господь Иисус Христос, может восставить, воскресить наши падшие души, воскресить нашу жизнь, нас исправить, нас на праведный и святой путь направить и не только дать нам земную жизнь, но дать нам жизнь вечную. Главное – мы не должны бояться, а должны веровать.

Чего мы не должны бояться? Мы не должны бояться страхований мира сего, когда мир пугает нас и говорит: «Отступи от заповедей Христовых! Зачем тебе нужна Церковь? Зачем тебе нужна молитва? Зачем тебе нужна благочестивая жизнь?» - Различные человеческие всевозможные страсти пугают нас невозможностью жить в этом мире по-Христовому. А жить в этом мире возможно с Богом.

Испросим же благословения у Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, будем молиться Ему, чтобы Он дал нам дар веры; чтобы нам любить Его, Господа нашего, любить своих ближних, не боясь страхований греховных, но стремясь ко Спасителю нашему, Ему же слава во веки веков.

Аминь.

(544 26.11.2011 Неделя 24-я по Пятидесятнице. Апостола Филиппа. Всенощное бдение.)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами сейчас услышали, дорогие братья и сестры, Евангелие, в котором повествуется о том, как жены-мироносицы, придя ко Гробу Иисуса Христа, вместо Умершего увидели Ангела, который послал их рассказать апостолам о том, что Иисус Христос воскрес. Но удивительными и не совсем понятными словами заканчивается это евангельское чтение. Там сказано, что жены-мироносицы никому ничего не сказали: «никомуже ничтоже реша», – и дальше говорится: «бояху бо ся» (Мк. 16, 8). То есть никому ничего не сказали, потому что боялись.

Чего боялись жены-мироносицы, которые не побоялись тогда, когда все разбежались от Иисуса Христа, рано утром пойти ко Гробу? Что им было страшно, если их не устрашил ни приговор синедриона, ни казнь Иисуса Христа? Что за страх такой, о котором говорит Святое Евангелие?

Заповедь Божия поможет нам понять, что это был за страх. Третья заповедь Моисея гласит: «Не приемли имени Господа Бога твоего всуе», – то есть «Не употребляй имени Господа Бога твоего напрасно». Она настолько сильно исполнялась в древнем мире, что даже имя Божие, открытое народу Божию, один-единственный раз провозглашалось, когда первосвященник входил во Святая святых один раз в году, и там вслух народа Божия произносил имя Божие, которое означает: «Сущий» – Тот, Кто существует. А в чем смысл этой заповеди? В чем смысл заповеди Божией?

Дорогие братья и сестры! Есть вещи, которые нам, людям, очень трудно сохранить. Ну, чтобы это понять, давайте вспомним наш русский обычай, когда во время чтения Страстных Евангелий в Великий Четверг мы ту свечу, которую зажигаем при чтении Двенадцати Евангелий, пытаемся принести к себе домой, в наше жилище. Горит огонек. Вокруг дуют ветры – как трудно нам сохранить и донести этот огонек до дома! Мы придумываем какие-то фонарики, чтобы его сохранить, – да и через эти фонарики ветер задувает. Не всегда и не всем удается этот огонек до дома донести. Вот и огонек нашей веры, который в наших душах, также не терпит дуновения мирских ветров. Нам трудно сохранить огонь нашей веры под натиском греха и лжи, под натиском той мерзости, которую вокруг в мире мы с вами видим. Как трудно в нашей душе сохранить этот огонь веры! Вот заповедь Божия и предлагает нам не употреблять имени Божия напрасно, не говорить о святом напрасно, с благоговениемотноситься ко всему тому, что связано с верой нашей. Вот это благоговение к нашей вере называется «страх Божий», – когда мы очень ответственно, с глубоким пониманием относимся к тому, во что мы верим. И вот когда мы так относимся, то мы никогда не будем шутить на святые темы, мы никогда не будем неразумно употреблять имена тех святых, которые нам близки, говорить о Пресвятой Богородице непочтительно, никогда не будем говорить о Господе Иисусе Христе не для назидания или спасения, а просто так, для какого-то пустого разговора.

Но как же так – ведь Ангел повелел рассказать мироносицам апостолам о воскресении Христовом, почему они не исполнили этого повеления? Святые жены-мироносицы настолько исполнились страха Божия, что они не почувствовали себя достойными раскрыть эту вещь словесно своим языком. Зато они засвидетельствовали в дальнейшем, всей своей жизнью, веру в воскресшего Спасителя и Господа Иисуса Христа. Ибо они боялись Господа страхом Божиим, который есть спасение всех людей.

Вот, дорогие братья и сестры, и нам с вами, услышав это Святое Евангелие, надлежит просить у Господа, чтобы Он вразумил нас этим страхом Божиим, чтобы Он научил нас благоговению. И чтобы не только языком своим мы проповедовали о воскресшем Спасителе и Господе Иисусе Христе, а жизнью своею подтверждали эту веру. Ибо наша жизнь в Господе, наша жизнь в Церкви Христовой – с молитвой, по заповедям Божиим, с участием в богослужениях – есть лучшая проповедь и свидетельство о Христе воскресшем, Который пребывает с нами во вся дни до скончания века. Аминь.

(545 27.11.2011 Неделя 24-я по Пятидесятнице. Заговенье на Рождественский пост. Божественная литургия.)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Что значит быть христианином? Каждый из нас знает ответ на то, какая важнейшая заповедь, о которой говорил Спаситель мира Господь Иисус Христос. Она была известна и до пришествия в мир Иисуса Христа, но Господь открывает нам ее как основную, единственную, важнейшую заповедь, вокруг которой все остальное является лишь дополнительным, помогающим, направляющим нас, людей, спасительным устройством. Это заповедь о любви – любви к Богу и любви к ближнему. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею мыслию твоею, всею крепостию твоею, и ближнего твоего, как самого себя» (см. Мф. 22, 36–40; Лк. 10, 27–28). Причем заповедь о любви к Богу не может иначе реализоваться, проявиться, как только через заповедь любви к человеку. Потому что ведь Бога никто не видел, нигде, никогда. Бог невидимый и непостижимый, Бог превосходит всякое разумение человеческое. Бог Сам есть любовь. И нашу любовь к Богу можно проявить только через любовь к ближнему.

Как хорошо мы все это знаем! Нет ни одного человека, который, даже не являясь христианином, не знал бы, что главное в христианстве – это любовь, и что без любви бессмысленна наша вера. Апостол Павел говорит, что если бы мы и горы по вере своей могли переставлять, а любви бы не имели, то мы просто как пустая жестянка звенящая, в которой нет никакого содержания (см. 1 Кор. 13, 1–3).

Все мы это знаем. Но что происходит в нашем мире? Что происходит с нами? Как мы живем и как мы поступаем? Неужели мы с вами в нашей повседневной жизни, и в наших поступках, и в наших отношениях друг к другу похожи на христиан – которые любят друг друга, любят ближних своих, как самих себя? То есть ощущаем ли мы друг ко другу то святое чувство, которое заповедал нам Господь?

Совесть каждого из нас подскажет нам, какие мы христиане и какую любовь в своих сердцах мы имеем. Но Господь Иисус Христос показывает нам путь к тому, как нам исполнить эту заповедь. Сколько бы мы не рассуждали о Божественной любви и не говорили о ней, если мы ее не ощущаем, то как прийти к ней? Где ее взять?

Иисус Христос очень просто на это ответил. Он рассказал притчу, рассказ, в результате которого ясно, что нам делать. Только что в Евангелии мы эту притчу слышали (см. Лк. 10, 30–37). Она была рассказана в ответ на вопрос законника, который спросил Иисуса Христа: «Что делать мне, чтобы получить вечную жизнь?» И Господь этому законнику сказал, что надо главную заповедь исполнить. И законник знает эту заповедь, но, вероятно, совесть его тоже обличила, и он стал, «оправдывая себя», как говорит Евангелие, спрашивать Иисуса Христа: «А кто мой ближний?» (см. Лк. 10, 29).

Действительно: «Возлюби ближнего своего, как самого себя», – а кто такой этот ближний? Кого любить-то? Вокруг себя посмотришь – не то что любить, по-человечески порой противно смотреть-то. А тут вдруг ближнего «люби»? Оправдывается законник: «Кто этот ближний?»

И вот сейчас мы с вами слышали притчу от Самого Иисуса Христа, Который нам с вами говорит, кто такой наш ближний, и показывает нам, что нужно делать, для того чтобы мы научились любить (см. Лк. 10, 30–35).

Притча простая. Один человек путешествовал, и на него напали разбойники. Все забрали у него, избили и еле-еле живого бросили. И вот идет этим путем ветхозаветный священник. Смотрит на него и проходит мимо. Дальше идет левит – служитель ветхозаветного храма. Смотрит на него и проходит мимо. И идет самарянин – тот, который у древних иудеев не то что не ближним считался, а хуже самого отверженного существа, хуже язычника. Евреи-то язычников вообще не могли переносить, потому что они поклонялись идолам, были иноверные, и с ними общаться нельзя было, даже разговаривать. А уж самаряне – это люди, которые знали закон Божий, но не полностью его исполняли, смешались с язычниками и в быту, и в жизни, и в глазах иудеев вообще были отверженными, никуда не годными людьми. И вот этот самарянин видит израненного человека и перевязывает его, смачивает его раны елеем, обмывает их, кладет его на своего осла, везет в ближайшую гостиницу, оставляет его там, дает деньги и говорит: «Поухаживайте за этим больным, а я, когда обратно пойду, то если вы истратите что на этого человека больше, вам отдам».

Вот такую притчу рассказал Иисус Христос. И спрашивает у законника: «Как ты думаешь, кто из этих трех ближним оказался тому, кто попал в это бедствие?»

Смотрите, дорогие братья и сестры, у Христа спрашивают, кто ближний, думая, что Христос начнет рассуждения и объяснения этого слова, а вместо этого Иисус Христос приводит жизненную ситуацию: «И кто же этот ближний?» Законник говорит: «Конечно же, тот, кто оказал милость. Он ближний тому, кто попал в это бедствие, к разбойникам». И вот тут звучат слова, которые надо нам с вами сегодня услышать. Иисус Христос говорит: «Иди, и ты твори такожде» (см. Лк. 10, 36–37).

Делай так! Вот, дорогие братья и сестры, путь, который указывает нам Христос, путь, которым мы можем научиться любить друг друга. Другого пути нет. Это путь милосердия – милосердного самарянина. А именно: когда видишь, что человеку нужна помощь, вне зависимости от того, кто он такой, надо оказывать ему эту помощь.

Как просто! И одновременно как сложно. Как можно оказывать помощь и благое расположение тому, кто вчера тебя обозвал или оскорбил? Тому, кто доставляет тебе неприятности? Или тому, кто ведет себя так, что это вызывает отвращение? Но Христос именно к этому нас и призывает, и указывает, что иного пути нет. Если мы будем разбирать, кто достоин нашей милости, а кто не достоин, это тупиковый путь, не ведущий к спасению. «Иди и ты твори такожде», – говорит Господь нам.

Где же нам взять силы на то, чтобы нам «творить такожде»? Чтобы нам быть хоть немного похожими на милосердного самарянина, о котором мы слышали сегодня в притче? Эти силы дает нам благодать Церкви Христовой. Эти силы мы получаем в молитве. Эти силы мы получаем через Таинства Церковные. Эти силы мы черпаем в помощи и покровительстве святых. Но сами при этом мы должны прилагать усилия. Мы должны раскрыть свои глаза и видеть то, чем малым мы можем кому-либо помочь. Причем ведь «нападение разбойников» – это не только бедствие, которое случается с человеком внешне, когда он или заболевает и нуждается в помощи, или у него в семье трагедия, и он нуждается в подкреплении, или он материально бедствует, и ему нужна помощь. Все это те же ситуации, о которых Господь говорит. Но и когда человек находится в духовно разбитом состоянии, когда духовные разбойники, враги рода человеческого, грехами своими избивают душу человека, и душа лежит поверженная и избитая, не зная ни слова Божия, ни благодати, ни истины, как нуждаются такие души тоже в том, чтобы их умастили елеем благовестия, чтобы их укрепили и поддержали духовно, морально! Иными словами, дорогие братья и сестры, сегодня услышанная нами притча, рассказанная Самим Господом, взывает к нашей совести.

Господь не только эту притчу говорил. Вся проповедь Его была именно об этом, о милосердии. Он призывал и говорил: «Будьте милосердны, как милосерд Отец ваш Небесный» (см. Лк. 6, 36). И в Своем милосердии Он, Господь, милосердный к нам, настолько велик, и Его любовь к нам оказалась настолько велика, что Он наши с вами грехи взял на Себя, и пострадал за нас, и умер на кресте. Вот Его милосердие к нам. А где наше милосердие будет к Нему? Да, именно к Нему? Потому что под этим человеком, который попал «в разбойники» и которого избили, всегда Церковь разумела Самого Иисуса Христа. Посмотрим, вот, на изображение, которое здесь, у нас в храме. Мы видим, как милосердный самарянин везет на своем осле человека избитого. Это же Иисус Христос. Каждый, кто оказывает кому-то милость, он оказывает эту милость и сострадание Самому Иисусу Христу. Вспомните, что скажет Господь в последний день существования этого мира? Как Он обратится к тем, которые с правой стороны у Него будут, помните, что Он им скажет? «Приидите, благословенные, наследуйте Царство, уготованное вам от сложения мира: потому что Я был голоден, и вы накормили Меня, потому что Я жаждал, и вы напоили Меня, потому что Я был раздет, и вы одели Меня, Я был в больнице, и вы посетили Меня, Я сидел в тюрьме, и вы пришли ко Мне». «Когда мы видели Тебя в таких обстоятельствах?» – спросят тогда люди. А Господь скажет: «Все, что вы сделали ближнему, вы сделали Мне» (Мф. 25, 34–40).

Видите, как обстоит дело спасения? Господь Спаситель призывает нас с вами соучаствовать в деле нашего спасения, которое Он совершил, через милосердие и любовь. Обратимся же к Нему, Подателю сил и благости, чтобы нам в нашей жизни постоянно помнить о милосердном самарянине, и помнить призыв Господа Иисуса Христа к каждому из нас: «Иди, и ты твори такожде». Аминь.

(16.11.2014 Неделя 23-я по Пятидесятнице. Литургия.)

Во имя Отца Сына и Святого Духа!

Мы с вами стремимся в храм Божий, нас сюда зовет наше верующие сердце! Господь Иисус Христос, придя в мир для нашего спасения, не оставил нас одинокими, не представил нам просто самостоятельно идти по тому пути, который нам указал, но Сам приглашает нас для того, чтобы быть с нами, и для того, чтобы нам помочь пройти наш жизненный путь.

Храм Божий – место, где совершаются таинства. Таинство – это то, что сохранено Церковью, как особые обряды, в которых преподается благодать Духа Святого. Это – Таинство Крещения, в котором человек рождается от воды и Духа; Таинство Миропомазания, в котором дается человеку благодать Духа Святого для то, чтобы он жил в вере, надежде, любви; это Таинство Исповеди, в которой с нашей души снимается грязь, которой мы испачкали себя, снимается этот тяжелый груз; это Таинство Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спасителя Бога нашего, в котором мы соединяемся с Господом; это Таинство Брака для тех людей, которые желают жить во образ Христа и Церкви – единой семьей, единым целым; это Таинство Священства через которое преподаётся то учение , которое оставил в мире Сам Господь и совершается молитвословие и священнодействие; это Таинство Елеосвящения, которое дает человеку исцеление от всех его поневоле забытых грехов и дает исцеление его духовным и телесным болезням.

Кроме этих таинств есть множество церковных обрядов и, придя в храм Божий, мы погружаемся в эту благодатную атмосферу молитвы, которая должна нашу душу очистить, и Сам Господь протягивает нам Свои руки, чтобы мы не погибли, но спаслись и имели жизнь вечную. Какие мы счастливые люди! Для нас Господь все это дал, но что бывает в реальности, на самом деле, в повседневной жизни?

Вот мне довелось слышать такое рассуждение, думаю и вам доводилось такое рассуждение слышать, оно, к сожалению, очень распространенное. Рассказывает один человек другому: «Вот у меня внук заболел, я пошла в церковь, заказала молебен, купила три свечки, поставила – а ему только хуже на следующий день стало – и чего это я зря туда ходила?». Действительно. В чем дело? Казалось бы, все правильно, молебен заказала, свечку поставила. А вообще в чем суть нашего прихода в храм Божий? Чего мы сюда приходим? Что здесь особенного с нами происходит? Почему мы сюда стремимся? Мы должны стремиться сюда в первую очередь потому, что наше сердце ищет общения с Богом, что в нас есть вера. А в чем эта вера проявляется? Как она проявляется? Иногда человек, который только начинает искать дорогу к храму, спрашивает у нас и говорит: «Вот с чего мне начать? Как начать верить?» И его учат: как пальцы складывать, как креститься, когда на службу приходить, какие посты соблюдать – это все очень важно. Но почему же все происходит так, что мы приходим, молимся, вроде бы, а потом уходим, и все остается по-старому, как были раздражительными и несправедливыми – такими и остаемся. Как были мы злопамятными и мстительными – такими и остаемся. Как болели душою и грехами своими, так и остаемся. В чем дело?

И вот дорогие братья и сестры сейчас только что, мы с вами слышали Святое Евангелие (Лк. 8, 41-56), которое объясняет нам, в чем дело, и чего, собственно говоря, всем нам с вами не хватает. Евангелие рассказывает о двух чудесах, которые совершил Господь Иисус Христос. Очень важный человек – начальник молитвенного собрания древних иудеев, начальник синагоги приходит ко Иисусу Христу и просит Христа, что бы тот пришел к нему в дом, что у него болеет 12-летняя дочь. Писание сохранило даже имя этого человека – Иаир. И Иисус Христос идет к этому начальнику Иаиру, проходит через большую городскую площадь. Люди видят Иисусу Христа со всех сторон, желают подойти к Нему и прикоснуться и Он буквально пробирается вместе со Своими учениками сквозь толпу людей. И вот одна женщина, которая 12 лет страдала страшным заболеванием – у нее было женское кровотечение, которое ничем невозможно было остановить, она все деньги уже на врачей истратила, но она подумала и сердцем своим решила: если я хотя бы прикоснусь к краю одежды Его – я исцелюсь. И вот она сквозь эту толпу тоже проталкивается и подходит сзади к Иисусу Христу и прикасается к краю Его одежды. И вдруг Христос останавливается и говорит: «Кто прикоснулся ко Мне?» Ученики Ему говорят: «Учитель, что Ты? Со всех сторон люди теснят Тебя, и Ты спрашиваешь, кто прикоснулся к Тебе?» Он говорит: «Нет, ко Мне кто-то прикоснулся, потому что я слышал силу, которая изошла от меня».

Так вот, дорогие братья и сестры, образ того, как мы молимся и обращаемся к Богу. Да, порой в храме так же бывает тесно стоять. И мы тоже во множестве приходим в храм, но каждый ли из нас прикоснулся ко Иисусу Христу так, как прикоснулась эта женщина? Другие, которые тут же рядом толкали, теснили Его – Самого Христа воплощённого в Бога, они ничего для себя не получили, потому что у них не было в этот момент главного. А что главное? Об этом главном скажет Сам Иисус Христос.

Надо иметь ввиду, дорогие братья и сестры, что Иисус Христос, будучи Богом, является всеведущим. Зачем же Он спрашивал, кто прикоснулся ко Мне? Но во-первых, конечно для того, чтобы и мы с вами сейчас узнали, что тогда произошло, чтобы обратить на это внимание, но с другой стороны – эта женщина, которая болела вот этой болезнью, по древним иудейским законам не имела права выходить на улицу, она считалась нечистой и более того, тот, кто к ней прикасался, должны были совершать специальные омовения, ей нельзя было ни с кем общаться – вот такие были законы. И она, зная, что не имеет права выходить на люди, идет и пробирается среди людей с тем, чтобы прикоснуться к Иисусу Христу. Что ей двигало? – Двигала несокрушимая вера! Вера, которая пересилила страх. Но вот теперь Иисус Христос спрашивает, кто прикоснулся ко Мне? Что ей делать? Ведь если она сейчас об этом скажет, то ее обвинят в нарушении законов, но она смело исповедует и рассказывает перед Иисусом Христом и Его учениками и всеми людьми, как она болела, как она решила прикоснуться к ризам Христовым, как она исцелилась. Она преодолела себя, свой страх, потому что это был страх ложный. Знаете на что это похоже? – Это похоже на тот страх когда мы боимся на исповеди – себя обвинить; похоже на тот страх, когда боимся о себе сказать, что то плохое, ибо наше не чистое сердце, кровоточивая совесть, воистину требуют исцеление, но как часто мы боимся исповедовать открыто перед Богом своих грехи, свои не достоинства. Эта женщина открывается, и тогда Господь говорит ей такие слова, которые для нас с вами очень важны, и мы должны их вложить в свое сердце, как вынесенный из сегодняшнего воскресного дня духовный урок. Иисус Христос говорит ей: «Вера твоя спасла тебя!»

Видите, дорогие братья и сестры, что главное в нашей духовной жизни? – Главное иметь в сердце веру. Вот об этом нам и надо больше всего у Господа просить! Потому что вера есть основание всей нашей духовной жизни. Да, хорошо заказать молебен и поставить свечки, но это может сделать и механический робот, прийти и хорошо поставить свечки. Хорошо и правильно писать записки – важно, но при этом самое важное и нужное – самому горячо молиться, с верой обращаться к Господу, веру хранить в своем сердце, просить у Господа Бога помощи и милости, и тогда по вере нашей – насколько мы верим – настолько нам и будет.

Вот эта женщина как верила – и все совершилось, она все преодолела и страх, и непонимание людей, и презрение к ней. Она стремилась к Иисусу Христу и пришла, и прикоснулась, и исцелилась. Я искренне желаю, чтобы каждый из нас, кто сегодня прикоснется к святыне – к кресту, к святым иконам, а многие из вас приступают к Святым Тайнам Христовым – имел веру такую же, какая была у этой женщины, что бы нам услышать голос Господень: «Вера твоя спасла тебя!»

Но ведь и еще об одном чуде Евангелие рассказывает – о чуде которое, для нас с вами является подтверждением того, во что мы верим, что наша вера не напрасна. Пока стояли и разговаривали с этой женщиной, прибегают из дому ближние начальника синагоги Иаира и говорят: «Все, не надо уже тревожить Учителя, дочь умерла». Но Христос говорит6 «Не умерла, а спит, идем!» Ему не верят, над Ним смеются: как же это? – пророк, а не знает, что она умерла! И тогда, войдя в дом и выгнав всех, Он берет ее за руку и возвращает ее от смерти к жизни – совершает чудо, воскрешает дочь Иаира!

Дорогие братья и сестры! Так и наши с вами умирающие в грехах души Господь воскресит, так и нас с вами Господь воскресит последний день к вечной жизни, только нужно иметь веру в сердце своем. Будем же просить у Подателя всех благ, Который, как сегодня объяснял нам Апостол Павел, не по нашим заслугам и не по нашим делам, но по Своей великой милости дает нам возможность иметь веру, будем просить этой веры, спасающей нас – веры во Спасителя и Господа нашего Иисусу Христа, Ему же слава во веки веков Аминь!