Неделя 27-я по Пятидесятнице. Исцеление женщины, 18 лет скорченной.

Евангелие от Луки, 13:10-17

  • В одной из синагог учил Он в субботу.
  • Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.
  • Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.
  • И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.
  • При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний.
  • Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?
  • сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?
  • И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

13.12.1998 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы только что слышали с вами евангельское повествование, в котором говорится о том, как Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос, в день субботний – а  суббота была священным днем у ветхозаветных иудеев, потому что заповедь Божия о дне Господнем: «Шесть дней – в  них делай дела твои, день же седьмой – суббота –  Господу Богу твоему» – эта заповедь о дне покоя как дне Божьем была дана для того, чтобы люди научились среди своей повседневной суеты, среди трудов, которые они для себя делают, один день отдавать Богу. И посвящать его всецело тому, Кто сотворил весь мир, и во власти Которого находится все.

Для того чтобы научить людей помнить о Боге, через пророка Моисея закон о субботе был многократно истолкован, и были даны различные предписания, как внешне необходимо сохранять день покоя. Потом к этим предписаниям, данным в Священном Писании, прибавилось множество человеческих толкований, в задачу которых входило помочь людям лучше проникнуться Духом Божиим, лучше проникнуть в суть того, для чего Бог мир создал. А ведь Бог мир создал по любви Своей. Причина сотворения мира заключается в том, что Бог есть любовь. И Бог изливает свою любовь на свое творение, потому что творение мира есть следствие любви Божией.

Бог, как описывается в Священном Писании, сотворил мир в шесть этапов, то есть в шесть Божиих дней. Эти дни Божьи не равны дням человеческим. И их протяженность образно описывает псалмопевец и пророк Давид, говоря о Господе: «И тысяча лет пред очима Твоима как день един». Действительно, в последнее время люди, ставшие изучать творение Божие, пришли к пониманию об относительности времени. И о многом другом, что открыто наукой и о чем теперь видно, как это совпадает с библейской картиной описания творения мира. И вот мы читаем в книге Бытия о том, что в шесть дней Бог сотворил мир, а в день седьмой почил от дел Своих. Но этот день седьмой – большой день, день Божий, длится и сейчас. Шесть дней Бог творил мир, а в седьмой день призвал человека для того, чтобы человек вместе с Богом творил дела Божии. И поэтому еще в раю Адам имел творческий труд, о котором говорится в Писании. Что он называл имена всему творению Божию, то есть познавал творение Божие.

Со временем, когда грехопадший человек стал удаляться от Бога, для напоминания того, что человек должен делать дела Божии, была и дана заповедь о седьмом дне, дне покоя. Когда человек должен был не свои дела творить, но дела Божии. А какое же это дело Божие? Дело Божие – это дело любви. Как Бог есть любовь, и по любви Своей мир сотворил, так и делать дело Божие – значит творить дела любви. То есть, милосердия, сострадания, помощи ближним, бескорыстного труда во благо ближнего. К сожалению, вот эта внутренняя суть заповеди Божией за внешним установлением стала исчезать.

Не надо думать, что это только древние иудеи так воспринимали заповеди Божии. К сожалению, если мы на себя самих посмотрим, то мы увидим, что очень часто и мы также, как ветхозаветные иудеи, внешне подходим к исполнению заповедей Божиих и забываем их внутреннее духовное содержание. Ведь приведем простой пример: ставим мы в храме свечу. Некоторые считают, что достаточно прийти в храм, зажечь свечку, поставить ее и уйти. Как будто это внешнее действие само по себе что-то производит.

А ведь свеча – это символ нашей молитвы, знак нашего обращения к Богу. Поставляя свечу на подсвечнике, мы тем самым свидетельствуем о той молитве, которую мы возносим Богу, и просим, просим у Бога, чтобы так же, как горит эта свеча, в наших душах горел огонь веры. Свеча, сгорая сама, дает людям свет и тепло, и это должно напоминать нам, что мы в нашей жизни, не жалея себя, должны дарить другим людям свет нашей веры, тепло нашей любви. Свеча напоминает нам о той жертве, которую мы делаем для храма Божия, отрывая от себя, от своих надобностей, выделяя какие-то средства для этого из своего убогого и скромного семейного бюджета.

Все это действительно так, и когда человек делает это осмысленно, с верой, с любовью, огромная бывает у него духовная польза: и вера его увеличивается, и благодать к нему в душу приходит. А если человек на это смотрит просто как на внешнее действие, то ведь тогда и какое-нибудь дрессированное животное можно научить делать такое действие. Будет ли от этого польза?

Так вот, древние иудеи ко времени пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа, к сожалению, очень многие потеряли внутреннее содержание заповедей Божиих. Потеряли они и понимание духовного, высокого значения четвертой заповеди Божией – о дне Господнем.

И вот Господь Иисус Христос в день субботний пришел в молитвенное собрание, синагогу. И там увидел одну несчастную женщину, которая была скорчена и которая не могла поднять даже голову, и она в таком скорченном положении, в такой болезни пребывала восемнадцать лет. Увидев ее здесь, пришедшей на молитву, Господь подошел к ней и сказал ей: «Разрешаешься от недуга твоего». И прикоснулся к ней, и положил ей руки на голову, и совершилось чудо: она исцелилась, она распрямилась, стала стоять ровно и видеть весь мир таким, каким он есть.

А начальник синагоги, старейшина, который наблюдал за порядком, увидев это чудо, вместо того, чтобы обрадоваться, стал негодовать и стал говорить: «Разве мало в неделе дней? Шесть дней – в них надо приходить и целиться. Как вы могли нарушить субботу!» Он думал о внешнем законе, но не увидел главного, что сотворил Господь: Господь совершил дело милосердия и сострадания. И этим Своим делом призвал всех нас, нам всем показал, что мы должны тоже делать дела любви милосердия и сострадания. Он как Бог имел силы и возможность исцелить эту женщину, и он сделал это. Мы – люди, не имеющие, конечно, таких дарований, можем делать то, что в наших силах для ослабления несчастий, для помощи и утешения другим людям. То, что мы можем делать, каждый из нас должен делать – вот это Господь показал Своим чудом. А старейшина негодует: «как можно делать дела в субботу!»

И тогда Господь говорит ему и вместе с ним всем тем, кто слышал Его: «Лицемеры! Разве каждый из вас не отвязывает своего вола или осла в субботу и не ведет его к колодцу, чтобы напоить водой? Как же эту женщину, которую связал сатана в течение восемнадцати лет, Мне не надлежало разрешить от ее болезни в субботу!» И эти слова Господни обличили сердца людей. То есть, они увидели, что за внешним оправданием на самом деле скрывается их нелюбовь к людям.

Как часто бывает так, что мы свое немилосердие, несострадание оправдываем какими-то внешними условиями. Не делаем добра и тут же находим себе оправдание. Не бываем милосердными и тут же себя утешаем, доказываем сами себе, что мы правы. Вот это Господь и называет лицемерием. Потому что когда нам что-то для себя нужно сделать, мы находим к этому все свои возможности.

Дорогие братья и сестры! Сегодняшнее евангельское чтение учит нас тому, что мы должны вместе с Богом творить дела добра, любви и милосердия. Какие это дела? Возможно ли их перечислить? Возможно ли объяснить, что это такое? Сердце каждого человека знает, что это такое. Знает, когда мы сами нуждаемся в утешении, когда нам самим плохо, как ценим мы доброе слово! Когда мы находимся с кем-то в ссоре, и кто-то первый придет и попросит у нас прощения, как сразу нам становится легче! Когда мы кому-то должны, и этот человек, кому мы должны, приходит к нам и прощает нам наш долг и говорит: «Ничего, ничего, все, ты ничего мне не должен, можешь не отдавать свой долг», как мы тогда радуемся! Когда мы чем-то заболели, или нам стало просто тяжело, и к нам пришел наш друг, или знакомый, и помог или даже там по дому убрался или что-то еще для нас сделал, как мы радуемся!

Так вот, то же самое, пока у нас есть силы, и есть возможность, мы должны делать для других людей. Это и будут те самые дела милосердия, которые призвал нас Господь творить в субботу. А в нынешнее время, когда Господь дает нам возможность, и силы, и здоровье, мы должны просить у Него благословения, чтоб Он научил нас видеть вокруг себя, куда мы можем приложить эти силы.

Испросим же, дорогие братья и сестры, с молитвой у Господа Бога помощи нам с вами, чтобы всегда быть вместе с Ним, всегда идти по Его благому пути и исполнять Его благие заповеди.

Аминь.

12.12.1999 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы слышали в евангельском повествовании о том, как Спаситель мира Господь наш Иисус Христос исцелил одну женщину, которая была скорчена в течение 18 лет, тяжелая болезнь поразила ее так, что она, согнутой будучи, не могла разогнуться. И тяжелы мучения, насколько мы можем себе их представить, человека, больного такой тяжелой болезнью! Она видела перед собой только землю и не могла развернуться прямо и увидеть небо.

Дорогие братья и сестры! Образ этой больной женщины, описанный в Святом Евангелии, это – еще и образ нашей с вами души. Грехи сгибают нашу душу, как бы скорчивают ее. Наша душа под тяжестью наших грехов сгибается, и мы не видим неба. Вы знаете, что на церковном языке «небо» это – мир Божественный, духовный, мир святости, добра и любви. А «земля» на церковном языке это – мир материальный, мир в котором царствует и грех, и злоба, и ненависть. И стремления в человеческой душе бывают духовные, когда человек стремится к тому, чтобы в его сердце была любовь, стремиться к тому, чтобы в жизни своей быть сострадательным, милосердным. А другой человек думает все о материальном, думает о том, как ему устроить свою жизнь получше и жить покомфортней. Конечно, сейчас жизнь такая тяжелая, что из-за переживаний о пище, об одежде, о жилище – обо всех тех проблемах, которые есть у каждого из нас, действительно, тяжело жить в материальном мире. Но грехи повседневные, повседневная эта суета скорчивает нашу душу, и уже мы приходим в такое состояние, что часто не видим света Божьего. Нам кажется, что нормально обижаться, нормально осуждать, нормально злиться, нормально воздавать злом за зло. Душа наша бывает настолько согнута грехами, что мы и в родных и близких часто замечаем одно плохое, поэтому ссоры бывают постоянно, недоразумения. И в тех людях, с которыми мы встречаемся, мы видим недостатки и на них злобствуем. И все нам кажется плохо: и власти плохие, и жизнь плохая, да и мы сами кажемся себе плохими.

Вот, что грех делает с нашей душой, как он ее сгибает к земле, чтобы мы не видели неба. Не зря та молитва, которой научил нас Господь, начинается словами: Отче наш, Иже еси на небесех… – т.е. Отец наш небесный. Грех так нас заморочит, что мы не видим Бога небесного, и нам кажется, что в жизни уже и нет Божественного Промысла, и мы не видим воли Божией в своей жизни.

Дорогие братья и сестры! Но из евангельского чтения мы сегодня услышали, что дальше произошло. Господь, придя на молитвенное собрание и увидев там эту больную несчастную женщину, исцелил ее. Одним только словом Своим, одним только прикосновением Своим Он распрямил эту больную женщину, мучившуюся 18 лет. И она распрямилась и увидела небо – от одного только слова Спасителя мира Господа Иисуса Христа. Но она услышала это слово Христово и исцелилась потому, что она искала молитвы и пришла для молитвы. И, придя для молитвы, чтобы обратиться к Богу, она получила исцеление от Самого воплощенного Богочеловека Господа Иисуса Христа.

Так и мы с вами можем получить исцеление для наших душ, можем распрямить наши изуродованные грехами души в храме Господнем, где мы не только прикасаемся ко Христу, но где Сам Христос освящает нас, исцеляет нас, где мо можем причащаться Пречистого Тела и Животворящей Крови Спасителя нашего.

Велика и непобедима сила Божия! Мы должны стремиться к ней, стремиться к Господу, стремиться к тому, чтобы Христос был с нами в нашей жизни. И начинаем мы эти свои действия в первую очередь с посещения храма Господня. И если мы в храме Господнем будем учиться молиться, будем учиться заповедям Божиим и получим благодать для душ наших, то тогда и в повседневной нашей жизни с нами будет Бог, и благословит нас, и поможет нам, ибо Он знает, что мы имеем нужду и в пищи, и в еде, и в одежде, и в жилище. Он об этом знает, но Он поможет нам раскрыть наши духовные глаза, научит нас веровать, надеяться, любить, даст нам силы к милосердию и состраданию.

Дорогие братья и сестры! Сегодня в Евангелии мы слышали, как Спаситель мира господь Иисус Христос исцелил больную женщину. Однако, увидев это, не все этому обрадовались, а наоборот, законники стали осуждать Христа и стали говорить, что Он делает неправильно. Так и мир безбожный и до ныне осуждает Церковь Христову, и не принимает благовестия Божия, и не принимает существования Церкви Христовой в мире. Конечно, если бы он принимал это, то давным-давно бы мы служили не в таких условиях, и храм бы у нас давным-давно был бы оборудован всем тем, что необходимо и подобает быть в храме Божием. Но миру это неинтересно. Не к тому стремится безбожный мир. И когда человек начинает обращаться к Богу, также в его жизни его ждут препятствия. И если Самого Господа Иисуса Христа обвиняли в том, что Он якобы нарушает закон, то, конечно же, нынешний безбожный закон безбожного мира постоянно ставит нам препятствия. И вы это знаете каждый на своем опыте. Когда человек собирается жить благочестиво, стремится жить по заповедям, стремится поступать так, как заповедал нам Господь – много, много трудностей ему приходится претерпевать.

Но их надо претерпеть! Надо приложить усилие, прежде всего, к тому, чтобы свою собственную душу исправить. Неужели нам не ценна наша душа, которая бессмертна? Тогда, когда обвиняли Христа, говорили: «Как так Он в субботу исцелил больного?» – а в древнем законе Моисеевом в субботу вообще ничего нельзя было делать совершенно, надо было находиться в покое. И Господь говорит им: «Лицемеры! Неужели каждый из вас дома своего осла не отвязывает в субботу и не ведет его поить? Неужели эта женщина, которую сатана на 18 лет связал, не была достойна, чтобы ее развязать в субботу?» Так, дорогие братья и сестра, неужели наши души недостойны того, чтобы мы приложили усилия к тому, чтобы распрямить их, очистить их, избавить от этих сетей сатаны? Кто может развязать нашу душу от этой власти? – Спаситель мира Господь наш Иисус Христос, Ему дана эта власть. Для этого Он основал на земле Свою Святую Церковь, в которой Он присутствует, в которой Он реально действует через Свои таинства. И поэтому, дорогие братья и сестры, будем молиться Ему, чтобы Он помог нам приложить все усилия для исправления нашего.

Сейчас время Рождественского поста – «время благоприятное, время спасительное» (2Кор. 6, 2). Приложим усилие к покаянию, покаемся в своих грехах, приступим к причащению Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовых, чтобы наша душа распрямилась, чтобы мы в своей жизни видели Отца нашего небесного и стремились подражать Ему так, как сказал нам Господь: «Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего, Иже есть на небеси» (Мф. 5, 16).

Аминь.

10.12.2000 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы все с вами знаем о том, что Спаситель мира Господь наш Иисус Христос, за Которым мы последовали во Святом Крещении, и Который ведет нас ко спасению, дал нам самую важную заповедь, благодаря которой мы сможем проверять себя, правильно ли мы идем в своей жизни, идем ли мы за Ним, за Спасителем нашим. Это главная заповедь – заповедь любви. Но как проявляется любовь в жизни человека? Подлинная любовь, конечно же, проявляется в милосердии. Потому что легко любить тех, кто нас любит, и легко отвечать добром на добро, хотя и это не всегда у нас получается. Но проявить истинную любовь, ту любовь, которая сияет, как солнце, которая подобна Божественной любви, – ведь Бог любит всех нас, вне зависимости от того, добрые мы или злые, и, как говорит Священное Писание, повелевает солнцу восходить и над добрыми, и над злыми, и дождь посылает и на грешников, и на праведников.

Такова любовь Божия к нам. А мы с вами в своей жизни можем проявлять свою любовь, относясь ко всем тем, кто встречается нам на нашем жизненном пути, с милосердием. Но удивительное дело – когда мы видим, что от нас требуется некоторое усилие, что нам надо оказать кому-то помощь, эта помощь любая бывает: или нужно часть времени своего отдать, пообщаться с человеком, утешить его, сказать ему добрые слова, или часть своих сил приложить, сделать что-нибудь, помочь ему, или как-то материально помочь, или часть своих душевных сил отдать, – всегда в первую очередь нам какое-то искушение приходит, и мы находим, и даже специально ищем для себя каких-то оправданий, почему мы не милосердны. Ищем этих оправданий: то человек, который обращается к нам, как нам кажется, не слишком для нас хорош, или ему не на пользу будет, если мы для него что-то сделаем; то нам кажется, что у нас есть какое-то другое, более важное дело; то нам кажется, что мы заболели и устали, и у нас нет сил на какое-то доброе дело; то просто раздражение приходит в нашу душу, и мы специально не видим того, как Сам Господь буквально взывает к нам, к нашему милосердию. И всегда мы находим себе какие-то оправдания. И даже иногда эти оправдания бывают в наших глазах очень важными. Но вот сегодня мы с вами услышали повествование Священного Писания, которое напрямую учит нас и предостерегает, чтобы мы не придумывали себе никаких оправданий, чтобы не быть милосердными, чтобы не делать добрых дел. Сегодняшнее Евангелие, которое мы с вами услышали, предостерегает нас против жестокости сердца, показывает нам на примере, как мы не должны делать.

Иисус Христос пришел в молитвенное собрание древних иудеев, в синагогу, и увидел там больную женщину, скорченную, которая 18 лет была согбенна и не могла разогнуться. Увидев ее, Господь смилосердствовался над ней и с состраданием сказал ей, чтобы она исцелилась. И слово Божие исполнилось. Она разогнулась, и ее недуг ее оставил. И вот один из главных старейшин – надзирателей за порядком в этой синагоге, увидев, что совершил Иисус Христос, вознегодовал и стал говорить: «Что такое происходит! Разве мало в неделе шести дней, в которые нужно исцеляться? Неужели в субботу еще мы будем здесь исцеления совершать?»

Формально день субботний в Ветхом Завете был днем покоя, и в этот день не разрешалось делать никаких дел. Но этот законник забыл, что этот день – это день Божий, который нужно было посвящать Господу Богу, а Иисус Христос и пришел в мир для того, чтобы совершать дело Божие, дело спасения человека, дело любви. Значит, самого-то главного этот законник и не увидел – что суббота – это прообраз, символ любви Божией, в который нужно совершать дела милосердия. Он был духовно слеп. И тогда Господь, чтобы обличить его, говорит ему: «Лицемер! Неужели каждый из вас в субботу не отвязывает своего вола или осла и не ведет его, чтобы напоить? Неужели эта женщина, которую 18 лет связал сатана, не достойна того, чтобы ее исцелить в субботу?» И далее Евангельское повествование говорит нам, что устыдились те, кто осуждали Христа. Устыдились – слава Богу, что устыдились. Значит, и нам с вами обращено это слово Божие, чтобы и мы устыдились тогда, когда находим себе оправдание не делать добрых дел. Устыдились тогда, когда оправдываем себя недостатком времени, устыдились тогда, когда оправдываем себя болезнями своими, устыдились тогда, когда человек, который нуждается в нашей помощи, по нашему греховному мнению, не достоин нашей помощи.

Эта женщина, скорченная, которая 18 лет только землю перед ногами своими видела, а неба не видела, – это еще один образ нашей скорченной души, нашей скорченной совести, которую грехи к земле пригибают, и мы не видим света Христова из-за своих грехов. Но тот же Господь, который исцелил эту женщину, может исцелить и нашу душу, и разбудить нашу совесть. Помолимся Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, чтобы нам в нашей жизни не забывать те заповеди, которые даны были нам Богом и всегда стремиться к их исполнению.

Аминь.

9.12.2001 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Божественная литургия – особая служба, за которой мы с вами духовно переживаем пришествие в мир, жизнь Господа нашего Иисуса Христа, Его страдания, Воскресение и Восшествие на небо и Духа Святаго сошествие на Церковь Христову.

Так за короткое время – полтора часа – Божественной литургии мы духовно  воспоминаем Спасителя нашего пришествие и духовно переживаем благодатное Его явление для нас. И более того! Мы назидаемся, то есть, получаем духовную пользу, участвуя в богослужении и слушая слово Божие.

Это слово Божие, обращенное Богом к нам, к нашей душе, необходимо нам, как пища духовная. Как человек не может жить без обычной пищи телесной – иначе его тело умрет, так и душа человеческая не может жить без слова Божия, иначе она засохнет и наступит духовная смерть.

И вот, сегодня мы с вами только что тоже слышали слово Божие. С начала мы слышали послание святого апостола Павла, в котором он говорит о духовной борьбе, которую должен вести каждый человек. Он говорит, что эта духовная борьба происходит не против плоти и крови, то есть это не так, как война бывает на земле. А эта духовная война против духов злобы поднебесных, то есть против врага рода человеческого – дьявола, который желает нас с вами искусить, увлечь за собой и погубить, то есть отвернуть нас от Христа, от спасения, от Церкви. И апостол Павел говорит нам о том, что в этой борьбе мы должны как в броню облечься в правду, то есть стремиться жить по заповедям Божиим. И эта жизнь по заповедям Божиим будет для нас, как броня духовная. Он говорит о том, что мы свои ноги должны направлять на путь мира. А что мечем в этой духовной борьбе для нас должно быть слово Божие. А шлемом в этой духовной борьбе для нас должно быть спасение, которое приносит нам через Церковь Христову Господь наш Иисус Христос.

Итак, братья и сестры, мы приходим с вами в храм Божий для того, чтобы здесь укрепиться в нашей повседневной духовной борьбе. Мы должны в своем сердце и в своей жизни вести постоянно эту духовную борьбу, потому что если мы будем беспечны, то враг победит нас. И тогда враг погубит наши души, если мы будем безразличны, и не будем бороться.

Но в этой духовной борьбе мы с вами совершенно не одиноки! И не только не одиноки, наоборот, с нами великое воинство: Святая Церковь Христова, дающая нам силы.

Так же мы с вами сегодня слышали Святое Евангелие, в котором повествуется о том, как Спаситель мира исцелил скорченную женщину. Восемнадцать лет эта женщина не могла разогнуть спину и ходила и не могла поднять даже головы своей, чтобы небо увидеть – только землю перед собой видела. И вот она пришла в место молитвы, где древние иудеи молились и слушали слово Божие – в синагогу, и там Господь Иисус Христос ее исцелил.

Дорогие братья и сестры! Образ этой женщины, которая Христом была исцелена от недуга, мучавшего ее восемнадцать лет, это – тоже образ нашей с вами души. Да, мы должны быть воинами христовыми. Да, мы должны бороться против зла. Но, к сожалению, бывает так, что враг побеждает нас, и мы как бы преклоняем перед ним, перед врагом рода человеческого, голову грехами своими. Грехи корчат нашу душу, грехи сгибают нашу спину, грехи так делают с нашей душой, что мы как вот эта женщина, которая неба не видела и не могла на небо посмотреть, которая только землю перед собою видела; так и наша душа, прижатая грехами, порой ничего духовного в жизни не видит и думает, что все в мире только материально, и кроме земного ни о чем не помышляет.

Разве так не бывает с нашей душой? Разве грех не пригибает так нашу душу? Разве не бывает так, что мы не видим духовных даров: любви, милосердия, терпения, кротости, воздержания, сострадания? Разве не поражается наша душа корчами зависти, обид, самолюбия, тщеславия, злобы…?

Все это происходит с нами тоже. Но так же, как Господь исцелил эту женщину, и она распрямилась, придя в дом, где читалось слово Божие и совершалась молитва, так и наши с вами души расправляются в храме Божием. Духовно оживаем мы в храме Божием – в месте, где мы слышим слово Божие и молитву, снова видим перед собою истинные подлинные духовные ценности – небо Божие перед собой видим; Царство Божие, которое Господь открыл для нас; силы получаем, чтобы веровать, надеяться и любить; исцеляемся от своих недугов.

Вот, дорогие братья и сестры, какое счастье мы имеем и что мы получаем, приходя в храм Господень для молитвы и участия в Божественной литургии.

Это даже от одного только слушания Божественной Литургии, когда мы стоим, молимся, слушаем. А сколь же велика польза человеку, когда он не просто со стороны слушает слово Божие, но сам участвует в Божественной Литургии, когда сначала исповедуется в своих грехах, которые сгибают его душу, а потом причащается Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спасителя.

И пусть не все понимают нас. Пусть даже многие осуждают нас и говорят: «Зачем вы тратите время на то, чтобы приходить в храм Божий и стоять там по два часа молиться – зачем вам это нужно?»

Но ведь и Господа, Который исцелил эту женщину, осуждали! Осуждали и говорили: «Зачем ты исцелил эту скорченную женщину? Для чего Ты это сделал?» – И Господь называет этих людей - лицемерами.

Дорогие братья и сестры! Мы с вами – чада Святой Русской Православной Церкви. Мы с вами имеем благодатную возможность насыщать нашу душу хлебом живым духовным вечным. Будем просить у Господа сил на то, чтобы вести борьбу – духовную борьбу – каждый день и каждый час нашей жизни. Не будем сдаваться и не будем преклоняться перед искусителем, который желает нас увлечь на путь греха; будем стремиться укреплять себя в вере, надежде и любви, посещая храм Господень и участвуя в Святых Таинствах.

Аминь.

8.12.2002 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

До пришествия в мир Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа люди, знавшие истинного Бога, стремились жить по десяти заповедям, которые Бог дал пророку Моисею на горе Синай.

Четвертая из этих заповедей гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней в них делай дела твои. День же седьмой, суббота, Господу Богу твоему».

«Суббота», в переводе с древнееврейского, означает «покой». И заповедь эта появилась по повелению Божию, чтобы в течение шести дней человек думал и занимался повседневным трудом, которым он должен кормить себя и свою семью, а седьмой день, чтобы человек занялся трудом над душою своею; чтобы он помнил о Боге, чтобы он молился Богу, чтобы он благодарил Господа Бога.

Эта заповедь о седьмом дне дана была людям для того, чтобы, с одной стороны, человек не ленился, а трудился, а, с другой стороны, не забывал, что всякий труд только тогда приносит пользу, когда он Богом благословлен. А также не забывал бы и о том, что не только тело он имеет, которое нуждается в пище и одежде, но имеет человек и бессмертную душу, которая нуждается в духовной одежде и духовной пище. Духовная одежда души – это добродетель, добрые дела. Духовная пища души – это молитва.

Однако, к сожалению, не все люди и не всегда правильно понимали, да, может быть, и сейчас не всегда правильно понимают эту заповедь Божию. И главное, чему стали учить фарисеи, то есть учители Закона Божия, которые были до пришествия в мир Господа Иисуса Христа, заключалось в строгом соблюдении внешнего предписания. Вот как наступила суббота – все, ничего делать нельзя, никаких дел! Даже больше определенного расстояния пройти нельзя. Огонь нельзя зажигать. Целые книги были написаны. Вот сейчас о толстой книге говорят: «Ну вот, принес «талмуд!». А на самом деле была и есть такая книга – Талмуд. Это – толкование на Ветхий завет древних учителей народа. И там столько описаний – чего и чего нельзя делать в субботу, что простой человек запросто запутается. Недаром Господь Иисус Христос, когда пришел  мир, стал обличать фарисеев, говоря им, что они заповеди Божии заменили учением человеческим.

И вот мы сейчас с вами слышали евангельское повествование о том, как Иисус Христос, придя в субботу на молитву в собрание народное, где все собрались на молитву, увидел там женщину, которая была больна в течение восемнадцати лет. Она была скорчена, так согнута она была, что не могла распрямиться и видеть неба, только землю она глазами своими видела. И вот Иисус Христос на глазах у всех людей, которые собрались на молитву, исцеляет эту женщину. И она распрямляется и начинает славить Бога.

Казалось бы, все должны возрадоваться – чудо совершилось, человек исцелился, сила Божия совершается, милосердие Божие совершается, любовь Божия проявляется! Однако старейшина этого собрания обращается к людям и говорит: «Что вам мало дней в неделе, что вы пришли в субботу исцеляться? Шесть дней – в них надо делать свои дела, день седьмой – Господу Богу!»

Вот так он понимал это предписание. Смотрите, как обличает его неправильное понимание Сам Спаситель! Он говорит им: «Лицемеры! Разве каждый из вас в субботу не отвязывает своего осла, чтобы напоить его водой? Эту же женщину, которую восемнадцать лет связал сатана, неужели Я не мог исцелить в субботу?» – И далее Писание повествует, что стыдно стало людям за свои мысли и за свои слова. Значит, задело совесть их то, о чем говорил Господь.

Как часто и мы с вами, дорогие братья и сестры, подменяем внутренне внешним! Суббота – день Божий, такой же день Божий, как сейчас для нас день воскресный. Он в Новом завете заменил собою субботу. И теперь мы шесть дней должны творить свои дела, а седьмой день посвящать Господу Богу, в воскресенье, приходя в храм для молитвы, совершая дела милосердия и сострадания.

Господь постоянно исцелял в субботу. Почему? – Он тем самым показывал, что дело Божие – это быть милосердными друг к другу. Дело Божие – быть сострадательными. Дело Божие – прощать друг другу. Оказывать друг другу бескорыстную помощь – вот в чем дело Божие. А когда человек за внешним только гоняется, то начинает спрашивать, как порой к священнику подходят и спрашивают: «А можно в воскресенье постирать что-либо? А можно в воскресенье сделать еще какое-либо дело?» – Всякое доброе дело, которое человек делает для другого человека, должно делать всегда, а особенно, в праздники, особенно в воскресные святые дни. Больного посетить, немощному помочь, Святое Евангелие прочесть тем людям, которые раньше его не слышали, оказать поддержку человеку, который нуждается в ней, – все это необходимо нам делать.

Вот эта женщина, которая была скорчена и не могла распрямиться, это – образ нашей с вами души. Порой грех так нашу душу скорчит, что мы в нашей жизни ничего кроме грязи, земли, земного и суетного не видим. Кто распрямит нашу душу так, чтобы наша душа небо Божие увидела; чтобы в нашей душе поселилась вера, надежда и любовь; чтобы мы были христианами не внешне только, не по названию только, не по соблюдению только внешних предписаний, которые предписывает нам Святая Церковь Православная, но и душою своею были христианами? Кто распрямит нашу душу? – Конечно же, Спаситель мира Господь Иисус Христос.

Мы для того и в храм Божий приходим, для того и собираемся вместе на молитву, чтобы так, как некогда Господь пришел к собравшимся на молитву и исцелил эту скорченную женщину, так и мы в воскресные и праздничные дни приходим в храм Божий, прося у Господа Бога милосердного, чтобы Он распрямил наши души и дал нам силы в этой жизни не на каменных скрижалях, как раньше было написано, написать заповеди Божии, но на сердце своем эти заповеди всегда иметь.

Обратимся же ко Спасителю мира Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он и нас с вами научил всегда творить дела Божии.

Аминь.

7.12.2003 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами услышали из Святого Евангелия повествование о том, как Спаситель мира Господь Иисус Христос совершил чудо исцеления. Он исцелил женщину, которая восемнадцать лет была скорчена. То есть она не могла разогнуться. И вот, в течение восемнадцати лет в таком страшном положении ходила так, что неба не видела, а только землю под ногами.

Какой страшный тяжелый недуг был у этой женщины! И она в субботний день – а суббота в Ветхом завете день священный, в который нужно было приходить на молитву и обращаться с молитвой к Богу – пришла на молитву в собрание, чтобы вознести свои молитвы к Господу. В этот же день пришел в молитвенное собрание и Иисус Христос. И Он увидел эту несчастную женщину и сжалился над ней. И Он совершил чудо. Он подошел, прикоснулся к ней, и скорченная женщина распрямилась.

Дорогие братья и сестры! Это чудо милосердия, которое совершил Спаситель, оно – образно. Кроме той реальной женщины, которая две тысячи лет назад получила исцеление от рук Самого Спасителя, нам нужно еще иметь в виду, что наша душа также бывает скорчена и нашими грехами. Грехи наши порой так пригибают нашу душу к земле, так ее скорчивают, что мы ничего не видим перед собой, только вот, образно сказать, одну землю.

Для того чтобы это лучше понять, нам надо вспомнить, что на духовном, церковном языке небом называется мир вечный, мир Божий, мир духовный. Душа наша относится к небесному миру. А землею часто именуется мир греховный, материальный. Не сам по себе материальный мир греховен, но тогда, когда человек не видит никакого духовного смысла в своей жизни, то есть не знает веры, надежды и любви, не знает, что такое творить добро и быть милосердным.

И вот наша душа из-за грехов очень часто бывает такой скорченной, что повседневную суету только свою видим, в этой суете барахтаемся, в наших мелких грешках, и страстишках, и привязанностях путаемся, а самого главного смысла нашей жизни не видим. И вот на кого-то раздражаемся, кого-то осуждаем, на кого-то обижаемся, кому-то завидуем, на кого-то злимся. – И вот, за этой всей мелочью, как за песком, вернее, скорей даже, как за грязью какой-то вязкой, мы плетемся по жизни и смотрим в это; а на небо посмотреть, духовный мир увидеть, ощутить, что наша душа создана по образу и подобию Божию, ощутить в себе сладость молитвы, ощутить радость, когда что-то делаешь не для себя лично, а для другого, вот этого у нас не получается. И не получится, если мы сами на себя будем надеяться! Вот женщина эта восемнадцать лет мучалась болезнью. Но она надеялась на Бога, почему и пришла для молитвы к Нему, пришла в молитвенное собрание. И она получила то, на что надеялась – Господь Иисус Христос исцелил ее.

Так и мы с вами приходим в храм Божий, имея надежду на Господа, что Он и наши скорченные грехом души восставит, распрямит, откроет нам небо, откроет перед нами видение смысла нашей жизни, что мы пришли в этот мир во временную жизнь для того, чтобы, пройдя через нее, через горнило ее испытаний, научиться вере, надежде и любви, научиться быть с Богом во временной жизни и в вечности тоже пребывать с Ним – с Господом нашим.

Вот какой духовный смысл этого чуда. И так же, как Господь Иисус Христос совершил чудесное исцеление этой женщины, так и когда мы приходим в храм Божий, обращаемся к Таинствам церковным, Сам Господь Иисус Христос Своею рукою исцеляет наши изнемогшие души, распрямляет их, дает нам силы и силы и крепость, учит нас вере, надежде и любви.

Как радостно это, что мы имеем Церковь! Как радостно, что мы можем прийти в храм Божий! Но теперь обратим внимание на вторую часть евангельского повествования. О чем она нас предупреждает? – Когда Иисус Христос совершил это чудо, старейшина молитвенного собрания вдруг сказал: «Неправильно Он поступил». – И даже скорее он обращался не к Иисусу Христу, а к этой женщине, и начал ее упрекать, и говорить: «Что тебе мало было шести дней в неделю, что ты в субботу пришла исцеляться?» – А надо сказать, что до пришествия в мир Иисуса Христа четвертая заповедь Моисеева о сохранении субботы очень исполнялась внешне, формально. Суббота – день Божий, день покоя – многими книжниками, и старейшинами, и фарисеями понимался, как день ничего неделания, что неправильно. Ибо этот день – день Божий, в который Бог творит дела Свои, а самое великое дело Божие – сие дело любви, ради которого Господь Иисус Христос и пришел. И Он потому и исцелил эту женщину в Свой день – день Божий. Но только грехи, и самомнение и самолюбие, не дали старейшине увидеть, Кто такой Иисус Христос. Он принял Его за обыкновенного целителя, врача и стал ругать эту женщину. А смотрите, что Господь Иисус Христос ему отвечает: «Лицемер! Неужели никто из вас не отвязывает своего осла и не ведет его напоить в субботний день? А как же мне не надлежало исцелить эту женщину, которую восемнадцать лет связывал сатана?»

И все удивились этим словам Господа Иисуса Христа. А для чего они записаны в Евангелии? Что нам дают эти слова?

Дорогие братья и сестры! Многие из вас, особенно кто недавно пришел в храм, может быть, сталкивались с такой ситуацией. Приходит человек в храм и не знает, как ступить, не знает, как пройти. Очевидно, что он как-то неуютно еще себя чувствует, и у него искушение какое-то. И вот порой, к сожалению, бывает так, что мы, постоянно ходящие в храм, поступаем так, как поступил этот старейшина. Вместо того, чтобы помочь человеку, с любовью принять его, подсказать, чтобы он почувствовал тепло Божие в храме нашем, начинаем оговаривать: не так стал, не туда пошел, не так одет, не то на голове, не такая форма одежды – что угодно говорим. И как мы не понимаем, кто мы такие, и что человека от Христа отпугиваем, и гоним его из храма! Не уподобляемся ли мы тогда этому старейшине, который в своем фарисейском самомнении говорил: «Шесть дней – в них надо целиться. Чего ты пришла в субботу?» – Разве не так с нами бывает, когда мы одергиваем молодых людей по разным глупым, пустяковым, никчемным причинам. Как будто Богу важно, во что человек нарядился, и как он выглядит, как он двигается и как он ходит! – Придет время и всему научиться. Примите с любовью человека, приходящего в храм Божий! И тогда узнаете, что значит: «Не человек для субботы, а суббота для человека», – те слова, которые Господь Иисус Христос сказал всем нам, уже знающим немного заповеди Божии.

Дорогие братья и сестры! Будем просить у Господа смирения и терпения, чтобы нам греховная гордыня не пришла в голову, чтобы мы не стали думать, что мы все законы Божии знаем и правильно поступаем. Вспомним тогда эти слова: «о, лицемере!», которые сказал Спаситель. Как Он говорил и в другой раз: «Лицемер! Что ты в глазу брата своего сучек видишь, а в своем глазу бревна не замечаешь? Вынь сначала бревно из глаза своего, и тогда узнаешь, как надо вынуть сучок из глаза брата твоего».

Вот так образно Господь всех нас научает, как мы должны приходить к храму Божию и к молитве, как мы должны относиться друг к другу. Будем же, дорогие братья и сестры, просить у Господа помощи и благословения, во-первых, на то, чтобы Он восставил наши угнетенные грехом души, избавил нас от этого греховного ярма, чтобы мы распрямились и прямо шествовали по жизни за Ним – за Спасителем нашим Господом Иисусом Христом. Во-вторых, попросим у Господа терпения и любви, чтобы всех, приходящих в Святую Церковь, приходящих в храм Господень, окружать любовью и с любовью помогать им, чтобы и их души познали Господа. И пусть никто из нас никогда не сделает чего-то того, чтобы отвратило человека от молитвы или от хождения в храм Господень. Ибо тогда участь наша будет подобна лицемерам и фарисеям. Да не будет сего с нами!

Прославим Господа, ведущего нас ко спасению и жизни вечной. Ему же слава во веки веков.

Аминь.

12.12.2004 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы слышали сейчас евангельское повествование о чуде, совершенном Господом нашим Иисусом Христом. Иисус Христос исцелил женщину, которая мучалась тяжелой болезнью и в течение восемнадцати лет она была скорчена – не могла распрямить свое тело. В таком страшном недуге она пребывала столь долгое время.

В этот день она пришла на молитвенное собрание в священный для иудеев день – субботу. Пришел туда и Иисус Христос и, видя ее мучения, видя ее боль, Он исцеляет ее. Он благословляет ее, и она распрямляется. Совершается чудо.

Дорогие братья и сестры! Господь наш Иисус Христос имеет власть совершать то, что не в силах человеческих. Это и называется чудом. Не в силах человеческих было врачам исцелить эту женщину, но в силах Божьих.

Святые отцы, толкующие евангельское повествование, призывают нас видеть духовную сторону этого чуда. Потому что наши с вами души тоже поражены недугом, болезнью, мы имеем скорченные души. Что это значит?

Смотрите, когда эта женщина была связана недугом, она не могла видеть небо, она только землю видела перед своими ногами, не могла подняться и распрямиться. Вот так и душа наша согнута нашими с вами грехами, и под тяжестью грехов мы, порой, в жизни неба не видим.

Вы знаете, что на церковном языке небом называется мир духовный, а землею – мир материальный. И вот так, порой, мы в своей жизни живем только материальными интересами. Наши грехи так опутывают нас, что нам некогда обратиться к Богу; некогда помолиться; некогда задуматься о том, что жить надо не так, как придется, а жить надо по заповедям Божьим; некогда рассмотреть в самих себе, в своей душе, что надо исправить. Жизнь летит, дни летят и проходят они очень часто в пустой суете. И наших собственных сил на то, чтобы распрямиться, на то, чтобы возвести свой взгляд от земного к небесному, не хватает. И нам нужно чудо, чтобы наша с вами душа распрямилась и небо увидела.

Кто же это чудо может совершить с нашей душой? – Конечно же, наш Спаситель Господь наш Иисус Христос. Он, Который исцелил скорченную женщину, также может исцелить наши с вами души, для нас открыть благодать духовного неба.

Женщина пришла в день священный на молитву, в молитвенное собрание и там получила свое исцеление. И это знаменательно, потому что и мы с вами, таким образом, узнаем, где мы можем получить духовное исцеление, где Господь с нами может совершить исцеление, где Он может распрямить наши согнутые души. Конечно же, в первую очередь, в молитвенном собрании, в храме Божьем, где Сам Господь незримо присутствует с нами и слышит наши молитвы, и идет навстречу нашему обращению, и помогает, и исцеляет нас, и совершает чудо с душами нашими.

Как легко бывает на душе, когда человек искренне покается, придет на исповедь, сбросит со своей души груз греховный, как распрямляется его душа, как ликует во время молитвы, какою небесной благодатью озаряется!

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы в Святом Евангелии слышали о том, как Иисус Христос совершает чудо. Обратимся и мы из глубины своих сердец, сознавая свое недостоинство и свои грехи, с тем, чтобы Господь помог нам распрямить свою душу, чтобы мы в своей жизни не только земное видели, но видели и небесное. Но что такое небесное? Небесное – это жизнь с Богом, жизнь в вере, надежде и любви. Небесное – это когда в ближнем ты видишь не неприятного тебе человека, а видишь образ и подобие Божие. Небесное – это тогда, когда ты стараешься жить с милосердием и состраданием к людям. Небесное – это когда ты прощаешь им их грехи и не поминаешь их. Небесное – это когда в твоем сердце дышит молитва. Небесное – это тогда, когда ты хочешь поделиться с людьми своей любовью. Небесное – это тогда, когда надежду в своей жизни ты возлагаешь на Господа.

Дай Бог всем нам видеть в жизни небесное и радоваться о Господе. Попросим, чтобы Спаситель мира Господь Иисус Христос и с нами, пришедшими в сегодняшний день в церковь Божию, совершил это чудо и раскрыл наши с вами души.

Аминь.

10.12.2006 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Святое Евангелие, слово Божие, обращено к душе человека, к его разуму с тем, чтобы, читая слово Божие или слушая его, как только что сейчас мы с вами в храме слышали, мы получали пищу духовную для своей души и указания для своего разума, как нам в жизни следует поступать. Сейчас мы с вами слышали евангельское повествование, в котором говорится, как Господь Иисус Христос в субботу пришел в молитвенное собрание древних иудеев.

Суббота – это священный день был, установленный Самим Богом через пророка Моисея. Этот день являлся днем, который человек должен был посвятить Богу. Смысл этой заповеди о дне субботнем заключается в том, чтобы человек за своими повседневными заботами, за своим повседневным трудом не забывал духовного труда над душою своей, не забывал молитвы и обращения к Богу. И поэтому было сказано: «Шесть дней – в них делай дела свои, день же седьмой – Господу Богу». Собственно говоря, эта заповедь и сейчас есть, только мы седьмым днем ныне почитаем не субботу, а воскресенье – день, в который воскрес Спаситель наш Господь Иисус Христос. И этот день воскресный тоже стремимся посвятить Господу Богу, делая в этот день добрые дела милосердия и сострадания, делая в этот день дела Божии. Для того нам это указывается, чтобы мы трудились не только для себя лично, но и трудились для Бога – а для Бога мы трудимся, когда мы совершаем что-либо доброе, хорошее для других людей, ибо через любовь к людям мы выражаем свою любовь к Богу. Но, к сожалению, не все это как сейчас правильно понимают, так и не все, далеко не все понимали это и во время, когда жил на земле Господь Иисус Христос.

Иисус Христос, придя в молитвенное собрание, увидел одну женщину, которая была больна 18 лет. И она была скорчена, она не могла поднять голову. Она еле передвигалась, и ходила так, что ничего, кроме земли перед своими глазами, не видела, и не могла поднять даже глаз своих к небу. Дорогие братья и сестры! Этот образ женщины, которая болела такой тяжелой физической болезнью, духовно следует также рассмотреть как образ нашей души, которая бывает скорчена от наших с вами грехов. Так наши грехи скорчат нашу душу, что мы неба Божия – то есть духовного мира – не видим. «Небо» на церковном языке означает жизнь духовную. А мы это потеряли. И человек порой живет только так, что, кроме земных вопросов, кроме материальных нужд, ничего не видит и не знает и даже и знать не хочет. И вот душа у него, получается, скорчена: она видит только землю перед собой и не видит неба. И вот Господь со Своим милосердием простирает руку и благословляет эту женщину – и она исцеляется от своей болезни. Она распрямляется. Она видит небо. Она благодарит Бога.

Мы с вами тоже приходим в храм Божий, как в молитвенное собрание, для совершения общей молитвы и, имея души болящие перед нами, надеемся, что Господь и к нашим душам прикоснется, и нас распрямит, и даст нам силы жить с верой, надеждой, любовью, даст нам силы побеждать наши грехи, и веруем, что именно так и будет. Ибо Господь Всемогущий, исцеливший скорченную женщину, имеет силу и власть и наши скорченные души исцелить.

Но что дальше происходит? Начальник молитвенного собрания начинает негодовать и говорит: «Что это? Почему в субботу Он исцеляет? Неужели мало шести дней?» Таким образом, он формально, внешне подходит к заповеди Божией. Ведь заповедь Божия дана для того, чтобы человек в седьмой день делал дела Божии. Чем не Божие дело, и какое может быть выше дело Божие, чем быть милостивым и сострадательным – что и показал Иисус Христос? А этот начальник стал негодовать, не видя, что дела любви выше внешнего закона. Не потому он негодовал, что Бога любил, а потому он негодовал, что в черствости своей за обрядами и внешними заповедями не видел души человеческой. Перед ним Сам воплощенный Богочеловек был, перед ним чудо Божие было совершено, а его душа осталась глуха и слепа, – на что и обратил внимание всех Иисус Христос. Он ответил этому негодующему и назвал его «лицемером», говоря: «Лицемер! Разве в субботу ты своего осла не отвязываешь и не ведешь его поить? А как же эту женщину, которую 18 лет связал сатана, неужели недостойно развязать ее от ее болезни в субботу?» И, таким образом, люди, слышавшие сии слова, в своих сердцах благодарили Бога и учились тому, что главное в заповедях Божиих.

Вот, дорогие братья и сестры, и мы с вами пришли ныне в храм на молитву, услышали слово Божие, услышали Святое Евангелие. И нам с вами надо просить у Господа Бога, чтобы мы научились за нашими установлениями и церковными обрядами, за нашими духовными правилами и богослужениями видеть и глубокое внутреннее духовное содержание. И если мы только внешне будем исправлять обряды, а в душе не будем меняться, то будем, как те, которых Господь назвал «лицемерами» – которые за внешним законом не видели внутреннего.

Будем просить у Господа Бога, чтобы нам видеть внутренний дух нашей веры, который заключается в том, что мы должны любить друг друга, прощать друг другу, быть милосердными, быть сострадательными, в сердце своем быть доброжелательными, не отвечать злом на зло, не отвечать неправдой на неправду. Вот какой должен быть у нас внутренний духовный мир; смирение у нас должно было бы быть, кротость должна была бы быть, воздержание, терпение. Все эти добродетели нам нужны в нашей жизни.

И ныне мы просим Всесильного Господа, Который одним только словом Своим исцелил женщину, 18 лет болевшую страшным телесным недугом, чтобы Он и наши с вами души, болеющие грехами, исцелил, восставил, и чтобы мы научились жить во свете спасительных заповедей Господа нашего Иисуса Христа.

Ему же слава во веки веков. Аминь.

(9.12.2007. Неделя 28-я по Пятидесятнице. Божественная литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Спаситель мира Господь Иисус Христос, придя к нам, не просто говорил, что нам нужно делать, Он проповедовал не только Своими словами, как истинный Богочеловек, – как истинный Бог, Он проповедовал и чудесами, которые для того были совершены, чтобы мы с вами точно знали правила жизни духовной, точно знали путь нашего спасения.

Только что в Святом Евангелии мы с вами слушали повествование о том, как Иисус Христос исцелил женщину, 18 лет страдавшую тяжелым недугом. Она была скорченная. Позвоночник у нее пришел в такое состояние, что она не могла даже небо видеть, и вот эти 18 лет она в таком  скорченном, согбенном состоянии жила и мучилась. И в день, посвященный Богу, она пришла в молитвенное собрание, куда пришел и Господь Иисус Христос. И Он увидел ее и исцелил.

Дорогие братья и сестры! Что означает это чудо, совершенное Господом Иисусом Христом? Это чудо – образ нашей с вами души. Как была согнута эта женщина своим недугом, своей болезнью, и даже не могла поднять голову, чтоб увидеть небо, так прижимала ее к земле ее болезнь, так и наши с вами души к земле пригибают наши с вами грехи. Небо на духовном языке означает мир духовный, мир вечный, земля на церковном языке означает мир временный, созданный. Наша душа очень часто находится в таком состоянии, что больше заботится, думает, печется, страдает, болезнует о земном, а небесного, духовного, не видит. Это происходит из-за того, что наши грехи таким грузом лежат на нашей душе, что мы буквально скорчены под тяжестью этого груза. Сам человек распрямиться не может. У самого человека не хватит на это сил. 18 лет женщина страдала этим недугом, и никто не мог ее исцелить, до тех пор пока Христос ее не увидел. Почему ее увидел Христос? Потому что она в этот день пришла для молитвы, туда, где совершается молитва. Она сделала этот шаг к Богу, и Бог увидел этот шаг, и исцелил ее.

Дорогие братья и сестры! Из этого Евангелия становится ясно, что делать нашим с вами душам, на которых лежит тяжесть греховная. Что нам делать? Где нам встретить Иисуса Христа, Который бы освободил нашу душу, чтобы она распрямилась? Конечно же, дорогие братья и сестры, в первую очередь в храме Божием. В храме – месте молитвы, благословленном Богом, где мы с вами истинно встречаемся с Самим Господом Иисусом Христом. Мы встречаемся с Ним в Таинствах церковных – Дух Святой действует через эти Таинства непосредственно на нашу душу. Мы исцеляемся от грехов через Таинство Покаяния, и душа наша освобождается от этой тяжести. Мы причащаемся Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спасителя. То есть не просто издалека представляем себе, не просто слушаем Его слова, не просто думаем о Нем, не просто молимся Ему, – Христос к нам Сам приходит и с нами соединяется. Вот то, что наши души, которые согнуты грехами, распрямит, так, чтобы мы с вами увидели мир духовный, увидели небо.

А зачем нам нужно видеть небо?

Скажите, разве эта согбенная женщина счастлива была тем, что она, кроме земли, ничего не видела? Разве она счастлива была тем, что она не может распрямиться? Так и наша душа с вами несчастна, когда, кроме земной суеты, ничего не видит. Потому что земная суета быстро пройдет, каждому из нас какой-то свой срок жизни отмерян, об этом никто не знает, какой это срок. Не от нас зависело в этот мир прийти, и мы не знаем, когда из этого мира уйдем. Но ведь есть то, что останется всегда с нашей душой: вера, надежда и любовь, радость о Господе, мир. Душа человеческая живет вечно, и что она возьмет с собой в вечность, зависит от того, как она проживет этот временный жизненный отрезок, который каждому из нас дан.

Сейчас время Рождественского поста. Во время поста особенно Святая Церковь призывает нас рассмотреть свою жизнь, увидеть свои ошибки, осознать свои грехи, раскаяться. Дорогие братья и сестры! Господь Иисус Христос не просто когда-то пришел и совершил те чудеса, которые описаны в Евангелии и о которых мы сейчас слушаем. Нет! Господь и сейчас с нами. И пребудет с нами «во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Господь и сейчас с нами творит такие же чудеса, которые некогда Он совершал во время Своей земной жизни, ибо Он пребывает вместе с нами. Церковь Его Святая – это явление Господа в самом мире. Являясь дочерьми и сыновьями Святой Церкви Христовой, мы одновременно едины со Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом. С нами Бог, ибо Он совершает с нами чудеса по Своей милости. Не потому совершил Господь это чудо, что эта больная женщина была чем-то лучше других, – нет, по милосердию Своему Господь Иисус Христос совершил это чудо. Когда стали Его обвинять, зачем Он нарушил субботу, – ибо был ветхозаветный закон о субботе, который запрещал что-либо делать в этот день, – Иисус Христос упрекнул их, которые за внешними установлениями не хотели совершать дел милосердия, назвал их «лицемерами» и сказал, что даже к своим домашним животным они лучше порой относятся, чем к людям.

Господь Иисус Христос милостив к нам с вами. Не по нашим с вами грехам и недостаткам Он нас с вами будет судить. Он пришел в мир не для того, чтобы судить нас, – Он пришел в мир для того, чтобы спасти нас. Он небо принес на землю – для того чтобы мы от земли возвысились к небу. И храм Божий, Церковь Христова – это фактически небо на земле. Приходя в храм Божий для молитвы, мы возвышаемся, мы укрепляем свои души, мы получаем силы в своей жизни руководствоваться не земным эгоизмом и самолюбием, а учиться той главной заповеди, которую дал Спаситель мира Господь Иисус Христос, – заповеди любви к Богу и друг ко другу.

Дорогие братья и сестры! Мы сегодня услышали слова Господни о том, как человек, ищущий спасения своей душе, получает его через чудо, которое совершает Господь. Попросим и для своих душ чуда, чтобы и с нами Господь чудо совершил. И хотя мы про себя знаем, что мы погружены в повседневную суету, и жизнь у нас бывает и приземленная, и далекая порой от высоких духовных устремлений, знаем, но просим у Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он исцелил нашу скорченную грехами душу, снял эту тяжесть, расправил нас, распрямил нас, дал возможность видеть небо духовное, и всегда пребывать с Ним, Спасителем нашим, Господом Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков. Аминь.

(11.12.2011 Неделя 26-я по Пятидесятнице. Память священномученика Петра, пресвитера Подольского. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

На церковном языке «небо» означает высший мир, духовный мир. Мы говорим: «Отец наш Небесный», – обращаясь к Богу. Мы стремимся в своей душе возвышаться в молитве, возноситься ко Господу. И поэтому, когда в Евангелии или в священных текстах мы слышим упоминание о небесах, очень часто это означает мир невидимый, мир духовный. Когда же говорится о земле, то чаще всего под «землею» в церковных текстах подразумевается мир материальный – тот, который мы видим своими глазами, который осязаем, в котором повседневно живем.

Реально небо, реальна и земля. И человек имеет в себе и духовную сущность, ибо у него есть дух, в нем есть душа, то есть небесную сущность он в себе имеет, но имеет человек и материальную сущность, то есть земную: тело у него есть, которое живет по всем законам материального мира, нуждаясь и в пище, и в питие, и в одежде.

Спаситель мира Господь Иисус Христос призывает нам с вами, чтобы мы видели, что главное в нашей жизни. Самая страшная ошибка для человека – видеть в жизни только материальное и не видеть духовного. Вот в этом беда человеческая. Если человек видит только земное, заботится только о своем пропитании, о своем благосостоянии, интересы все имеет материальные и совсем не думает о своей душе, это ведет к гибели человека как существа – существа, созданного по образу и подобию Божию.

Сегодня мы с вами слышали в Евангелии, как Иисус Христос исцелил скорченную женщину (Лк. 13, 10–17). Она имела страшное искривление позвоночника, таким образом, что не могла распрямиться. 18 лет она была в таком жутком положении. Она не могла видеть небо, она видела только землю под своими ногами. И она пришла в молитвенное собрание, для того чтобы обратиться к Богу с молитвой. В это же молитвенное собрание пришел и Иисус Христос, и увидел эту женщину, и исцелил ее. Он совершил чудо. Она распрямилась, стала видеть небо.

Дорогие братья и сестры! Это чудо, которое совершил Спаситель мира, символически, прообразовательно показывает состояние наших с вами душ. Увы, наши души бывают скорчены. Под тяжестью наших грехов душа наша клонится к земле, и мы должны признать в себе, что очень часто в жизни мы видим только земное, беспокоимся только о земном, и не видим небесного. А ведь небесное надо видеть. Потому что человек имеет бессмертную душу, отечество которой – небо.

А как увидеть небесное среди земного? Где оно, это небесное? Иисус Христос указывает нам, где оно. В первую очередь, когда человек учится быть милосердным, когда человек учится прощать другим людям, когда стремится видеть в ближнем брата своего, а не врага, – это он среди земного видит небесное. Когда человек стремится учиться любить тех людей, которые рядом с ним, – это человек видит небесное среди земного. Когда человек от себя отрывает время и силы и делает для кого-то добрые дела, это его душа распрямляется от земного и воспаряет к небесному.

Сегодня мы чтим память священномученика Петра, пресвитера Подольского, – святого, который служил в этом храме. Он тоже видел среди земного небесное, тогда, когда большинство не хотело этого видеть. Наоборот, всем доказывали и говорили: «Нет Бога! Не нужна вера в Бога! Мы сами на земле построим царство счастья и радости». И строили это счастье – на крови, расстреливая невинных, издеваясь над беззащитными, творя беззакония и давая разгул ненависти. Это было страшное время. Но священномученик Петр среди этого земного видел небесное. Он видел, что, несмотря на все злостные и жуткие обстоятельства жизни, самое главное – жить со Христом, самое главное – не отречься от Христа. И он не отрекся. Хотя многие отрекались. И его убили. И ныне он перед Престолом Господним за нас с вами молится.

Дорогие братья и сестры! Нам надо молиться, обращаться к священномученику Петру, так как он близок нам. Так, как иногда вы подходите к священнику, даете ему записку и говорите: «Батюшка, помолись», – так и нам надо к нему обращаться. Он тоже наш батюшка, который предстоит сейчас не перед этим жертвенником, который мы видим своими глазами, а перед невидимым Жертвенником, который есть на небесах, просить его о том, чтобы нам с вами разогнуться от тяжести своих грехов, чтобы нам тоже видеть в жизни не только земное, но и небесное. Действительно, где женщина получила исцеление? – молитвенном собрании. Там, где молятся Богу. Где мы можем исцелить наши скорченные души? Конечно же здесь, в храме Божием – в нашем молитвенном собрании, где мы все вместе собираемся и обращаемся к нашему Господу.

Как важно, чтобы наши души распрямились! Тяжесть грехов снимается с души Таинством Покаяния. Небо мы можем увидеть, когда вкушаем Хлеб Небесный, Который ведет в жизнь вечную, – Пречистое Тело и Животворящую Кровь Господа нашего Иисуса Христа.

Дорогие братья и сестры! Вознесем же наши горячие молитвы к священномученику Петру, пресвитеру Подольскому, да умолит он Господа и Спасителя нашего, чтобы Тот исцелил и распрямил наши скорченные от греха души. Аминь.

(09.12. 12 Неделя 27-я по Пятидесятнице. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, мы только что с вами слышали слово Божие, Священное Писание. Сначала мы слышали послание святаго апостола Павла ко Ефесянам (6, 9–17), где апостол Павел разъясняет нам с вами суть, смысл нашей христианской жизни. Он указывает нам на то, что быть христианином – это значит находиться в постоянной духовной борьбе, по-славянски – «брани». Еще это слово можно перевести как «война». И о какой брани, о какой войне говорит апостол Павел? Он указывает, что для христианина эта борьба, эта брань, эта война происходит на духовном поле: «не против плоти и крови», не против каких-то личностей человеческих христианин воюет, не против каких-то внешних недостатков устройства общества или недостатков своих ближних, нет. Апостол Павел раскрывает нам, что наша война должна быть против «духов злобы поднебесной» (см. Еф. 6, 12). То есть он говорит о духовной борьбе, о той, которую человек должен вести в своей душе, без чего невозможен христианский путь.

И после этого мы слышали евангельское повествование, где указывается на то, как люди по-разному реагировали на Самого Господа Иисуса Христа (Лк. 13, 10–17). Мы часто удивляемся, что нас в мире не понимают, то над нашей верой смеются, или что Церковь не любят, или что отрицают слово Божие, и недовольствуем этим. А что же мы хотим, братья и сестры? Если Самого Иисуса Христа, Который принес в мир наше с вами спасение, Который проявлял любовь к людям, – Его не принимали и не понимали?

Мы слышали в Евангелии, как Он чудо совершил: женщину, которая 18 лет была скорчена, не могла разогнуться, исцелил. А вместо того, чтобы возрадоваться об этом, нашлись люди, которые стали Его же осуждать, зачем Он это сделал, почему Он нарушил внешний закон. Видите, брань-то духовная вот откуда берет начало. Вернее, она гораздо раньше берет начало свое – еще от сотворения человека, когда враг рода человеческого еще в раю, в саду Эдемском искушал человека, желая внушить ему неверие к Богу.

Так и мы с вами, приняв звание христиан, не получили от Христа обещания, что будем всегда благоденствовать, что нас всегда будут любить, что нас будут слушать, что нам будут верить. Ничего этого нам Христос не обещал. Потому что Он и Сам этого не получил. Нечто другое происходит с христианином, и он призван к другому. Даже часто его, христианина, называют «воином Христовым». Вспомним еще раз, как сегодня в послании своем апостол Павел образно показывает, какие есть способы духовной брани, духовной войны. Он описывает эти способы, указывая для этого то обмундирование, если можно так назвать, те воинские доспехи, в которые в то время одевались воины. Он говорит: «Препояшьтесь, – то есть оденьте на себя пояс, – истиною» (см. Еф. 6, 14).

Вот с чего начинается духовная брань: с того, чтобы нам с вами стоять в истине. Откуда мы узнаем эту истину и что это – истина? Что это такое? Этот вопрос задавал на суде Пилат Господу Иисусу Христу. Он спрашивал у Него: «Что есть истина?» (см. Ин. 18, 38) – и не видел, что истина Сама стоит перед ним. Потому что истина – это Господь Иисус Христос, Который пришел в мир для нашего спасения.

«Препояшьтесь истиною и оденьтесь в броню, – то есть как древние воины одевали панцирь на себя, или русские воины – кольчугу, – в броню правды» (см. Еф. 6, 14). Значит, правда – это уже некоторое отличие от истины. Если истина – это Сам Бог, то правда – это то, как мы эту истину осуществляем в своей жизни. Как мы живем: по правде или по лжи? Вот с чего начинается духовная жизнь христианина – с правды, которая заключается в жизни по Христовым заповедям.

Дальше апостол Павел предлагает нам обуться в обувь, – как и сейчас у воинов есть военная обувь, – которая называется им образно «шествием благовестия Христова». То есть что такое «благовестие»? Это Евангелие, проповедь слова Божия. Значит, мы с вами в духовной своей жизни, кроме всего прочего в духовной борьбе, обязаны свидетельствовать о Господе. Как свидетельствовать? Если мы будем только словом говорить о своей вере, словом только проповедовать или другим рассказывать, а жизнию своею не будем подтверждать, то все это будет пустое. Наше с вами благовестие, путь нашего благовестия, как говорит апостол Павел, должен заключаться в жизни по нашей вере. «По тому узнают вас, – говорил Господь, – что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). Вот когда наше благовестие будет действенно – если мы научимся любить друг друга, помогать друг другу, поддерживать друг друга, прощать друг другу, быть милосердными и сострадательными. Вот тогда будет наше с вами благовестие, и тогда мы, как воины Христовы, будем побеждать врага рода человеческого, который воюет против нас.

И дальше говорит апостол Павел: «Примите щит веры, которым будете отражать стрелы лукавого» (см. Еф. 6, 16). Вера, вера спасает человека. Об этом мы постоянно слышали в Евангелии. Господь, совершая чудеса, призывает людей к вере. Вот эту скорченную женщину, которую Он исцелил, как мы услышали сегодня в Евангелии (Лк. 13, 10–13). Ведь это тоже очень сильный образ. Женщина была скорчена 18 лет, не могла голову поднять, только землю перед собой видела, а неба не видела. Господь ее распрямляет – так, чтобы она могла видеть и небо.

Это образ нашей с вами души. Она тоже скорчена грехами. Грехи давят на нашу душу, прижимают ее к земле, и мы живем так, как будто над нами нет неба, как будто нет духовной жизни. О какой духовной борьбе уж тут говорить! Во что облекаться и чем опоясываться? Если мы порой ведем себя так, как будто, кроме этой земной жизни, ничего на свете не существует. И не понимаем, что наша душа бессмертна, и этот временный отрезок дан нам для того, чтобы мы через него получили определение нашей вечной жизни.

Но Господь, совершая такие чудеса, укрепляет в наших сердцах веру. Вера – это тот самый щит, которым мы закрываем себя от стрел лукавого. А Господь через эту веру принес нам спасение, которое апостол Павел назвал «шлемом» (см. Еф. 6, 17). Как воин в шлем одевается, чтоб голова у него была цела, так нам Иисус Христос дает спасение. Какое спасение? От чего спасение? Конечно же, от наших грехов, от нашего недостоинства, от наших пороков. Где мы это спасение получаем? Конечно же, в Церкви Христовой. Мы спасаемся от наших грехов, мы получаем в Таинстве Покаяния исцеление наших душ. Мы спасаем свои вечные души для Царствия Божия.

«И меч, – говорит апостол Павел, – примите, который есть слово Божие» (см. Еф. 6, 17). Слово Божие – то самое, которое Церковь сохранила до сегодняшнего дня, – является тем «мечом», которым мы отражаем козни врага рода человеческого. Поэтому каждый христианин должен читать дома Святое Евангелие, хотя бы немного, в день хотя бы 3-4-5 строчек, больше, может быть, и не надо, но их прочесть со вниманием и тщанием, задуматься о том, что прочитал. В храме Божием внимательно слушать слово Божие, – все богослужение основано на слове Божием, начиная от Псалтири и завершая Святым Евангелием. Все это мы слышим в храме Божием, и душа наша назидается.

Христианин призван к духовной борьбе. Мы сегодня услышали, какие способы есть этой духовной борьбы. Нам следует приложить усилия, чтобы облачиться во все эти духовные спасительные воинские одежды. Да, не так легок путь этот. Но ведь и правильно даже житейская пословица говорит: «Один в поле не воин». Вот и Церковь не посылает нас в одиночку на эту духовную брань – она всех нас объединяет под своими крыльями. В Церкви Христовой мы все вместе, и не в одиночку мы воюем против врага рода человеческого, но в едином войске Христовом. Церковь, которая объединяет и нас, ныне живущих, и тех, кто уже перед Престолом Божиим предстоит, и Ангелы и Архангелы с нами, и Пречистая и Преблагословенная Дева Мария Богородица, и все святые – вот каково воинство Христово, и мы с вами к нему принадлежим. Постараемся же облачаться в эти добродетели, о которых мы сегодня услышали в слове Божием, постараемся следовать за нашим Спасителем, и не быть самонадеянными и надеяться только на свои силы, но призывать в помощь Святую Церковь, которая поможет нам вести духовную жизнь, поможет нам отразить стрелы врага рода человеческого, поможет нам победить все искушения и войти за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом в Его вечное Царство. Аминь.

(07.12.2014 Неделя 26-я по Пятидесятнице. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Суть нашей с вами веры заключается в наших с вами верующих сердцах. Наша вера – это такой особый дар Божий нам с вами. Драгоценный дар – когда мы Бога воспринимаем не как далекое умозрительное и непостижимое существо, а когда мы Бога воспринимаем своим сердцем и стремимся жить вместе с Ним так, чтобы Он жил вместе с нами. Как это понять? Очень часто, когда человек только начинает приходить к вере, он видит в Церкви определенный набор обрядов, которые верующие люди исполняют. Вот видит он, люди складывают пальцы, совершают крестное знамение, видит, как берут люди свечечки, зажигают их, ставят перед иконами, видит, как люди подходят на исповедь, что-то говорят священнику, потом он покрывает их голову епитрахилью, они целуют крест и Евангелие. Иногда может показаться, что быть верующим – это значит хорошо знать вот эти обряды и правильно их выполнять и все будет в порядке. Но, когда мы внимательно вслушаемся в слова Святого Евангелия, которое донесло до нас слова Самого Господа Иисуса Христа, когда мы начнем изучать творения святых отцов, которые как духовную сокровищницу до наших дней принесли нам внутренне содержание церковного учения, мы тогда увидим, что за каждым из внешних обрядов и за каждой внешней заповедью имеется величайшее внутреннее содержание. И более того! Если мы только внешнее усвоим, а внутреннего знать не будем, то все это наше внешнее исполнение обрядов будет бесполезно.

Пожалуй, вот это самое трудное для человеческого понимания. Также трудно было людям принять и проповедь Спасителя Господа Иисуса Христа. Ведь многие буквально негодовали, слыша то, что Он проповедует, что Он говорит. Законники иудейские знали, что сам Бог дал Моисею заповеди, и что людям необходимо исполнять заповеди. А тут приходит учитель, который мало того, что себя именует Сыном Божиим, еще и как будто демонстративно нарушает внешний закон. Как будто специально это делает.

Вот сегодня мы слышали, как Евангелие об одном именно таком случае повествует (Лк. 13, 10-17). Кстати, в Евангелии много описаний таких поступков Иисуса Христа. Что же такого сделал Иисус Христос? Христос пришел в субботний день в молитвенное собрание, где собирались люди помолиться и выслушать закон Божий. Это по-гречески называется синагога. А по-славянски, мы слышали сегодня в Евангелие, это называется сонмище. И вот, придя в это молитвенное собрание в субботу, Иисус Христос видит женщину, пораженную страшной болезнью. Она была скорчена, у нее что-то случилось, вероятно, с позвоночником. И она не могла разогнуться. И она в таком виде уже восемнадцать лет пребывала. Была согнута, так что небо не видела, только землю под своими ногами. А была суббота. И Евангелие повествует, что Христос смилостивился над ней, велел ей к себе подойти, и прикоснулся к ней, и тотчас она исцелилась от своего недуга, и распрямилась.

Казалось бы – какая радость, больной человек исцелился. Казалось бы – вот явление любви Божией истинной. Сути того, ради чего пришел в мир Господь Иисус Христос, чтобы нас с вами исцелить от наших духовных и телесных болезней. Кстати говоря, эта скорченная женщина, это образ наших с вами душ. Мы часто под гнетом повседневной жизни, из-за своей суеты, из-за своих грехов, буквально бываем духовно скорчены. Не можем распрямиться и увидеть небо. Не можем увидеть духовный смысл нашей жизни. Видим только то, что у нас под ногами, думая, что это и есть настоящая жизнь. И так Господь совершает чудо исцеления. Но что происходит? Начальники этой синагоги, этого молитвенного собрания, вместо того чтобы радоваться, начинают негодовать и порицать Иисуса Христа. За что они Его порицают? За то, что Он в субботу совершил чудо исцеления, за то, что Он в субботу исцелил эту женщину. А почему? Да потому, что четвертая заповедь Божия категорически запрещала что-либо делать в день субботний. Шесть дней из них делай дела твои, день же седьмой, суббота – Господу Богу твоему. Так гласит закон.

Казалось бы, вот он, внешний закон. Надо его исполнять. Нельзя ничего делать. Евреи считали количество шагов, которое можно было им пройти в субботу. Все было ограничено. Для чего Бог дал такую заповедь? Какой в ней, в это заповеди был смысл? В ней был следующий смысл: Господь делил неделю на две неравных части. Шесть дней Он отдает человеку, чтобы он в эти дни занимался своими делами, добывал себе пропитание, трудился, но чтобы один-то день он отдал Богу. И не для себя в этот день трудился, а о Боге вспомнил, молитву вознес, Ему отдал этот день. Поэтому в этот день запрещалось заниматься любыми делами, не относящимися ко спасению души. Но какая беда произошла с людьми? За внешним они потеряли внутренне. И решили, что вообще ничего не надо делать. И дел любви не надо делать, и дел милосердия не надо делать, ничего не надо делать. И вот Иисус Христос, неоднократно мы в Евангелии читаем, именно в субботу совершает чудеса исцеления, потому что это не что иное, как то дело, ради которого Он пришел в этот мир – дело любви к людям. Он ведь призывает нас поступать так же, как поступал Он, то есть творить дела любви и милосердия.

Дорогие братья и сестры, сегодняшнее Евангелие учит нас быть духовно зоркими. И имея такое прекрасное сокровище, как нашу святую веру, мы ни в коем случае не должны увлечься только ее внешним содержанием: красивыми песнопениями, красивой архитектурой и иконами, нашими прекрасными и замечательными обрядами церковными. – Нет! Мы должны увидеть внутреннюю суть в каждом из церковных обрядов. Увидеть и вспомнить, что крещение – это рождение в духовную жизнь, это второе рождение для человека. Что исповедь – это возрождение души человека, когда его душа очищается и омывается. Увидеть и понять, что молитва не во внешнем произнесении слов, а возношение души человеческой к Богу.

Вот если мы все это будем видеть, мы не впадем в такую ошибку, за которую Иисус Христос тут же отчитал этих начальников в синагоге. Он их лицемерами назвал. Говорит: «Лицемеры – каждый из вас в субботу, не отвязывает ли свое домашнее животное, и не ведет напоить. А неужели эта женщина, которую восемнадцать лет связал сатана, не достойна того, чтобы ее в субботу разрешить от ее болезни?» И далее Евангелие повествует: им стало стыдно. Вот хорошо, что им стало стыдно. Они, значит, поняли, чему их учил Иисус Христос. И нам, дорогие братья и сестры, сейчас должно быть стыдно, потому что очень часто мы к нашим христианским обязанностям подходим только внешне, и, называясь внешне христианами, не имеем внутреннего, не имеем любви друг к другу, не умеем прощать друг другу, не умеем молиться друг за друга, не умеем поддерживать друг за друга, мы не милосердны и не сострадательны. Вот и нам нужно тоже устыдиться слов Христовых, и обратиться к Нему с молитвой, чтобы Он и с нами совершил чудо, чтобы наши скорченные повседневной суетой и грехом души распрямил, и чтобы мы увидели, что самое главное в этой жизни. А самое главное – это вера, надежда и любовь.

Да дарует всем нам Господь величайший дар – знать нашу святую истинную веру не разумом только, но всем сердцем своим, всей крепостию своею, всею душою своею. Аминь.