Неделя 28-я по Пятидесятнице. О званых на пир.

25.12.2005. 28-я Неделя по Пятидесятнице. Божественная Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали притчу – образный рассказ, который Господь Иисус Христос рассказал Своим ученикам, для того чтобы им, а вместе с ними и нам, слушающим сейчас евангельские слова, открыть истину о том, как всех нас с вами Господь призывает, зовет к Себе. И в этой притче указывается на то, как на этот призыв Божий люди по-разному отвечают.

Эту притчу Иисус Христос говорил по отношению к древнему израильскому народу, который был призван хранить веру в Единого Бога, и который призван был Его, Спасителя мира, принять, уверовать и идти за Ним. Но, к сожалению, этого не случилось. Люди видели Христа, пришедшего к ним, слышали Его, но в большинстве своем за Ним не пошли. И в этой притче Иисус Христос рассказывает о том, как Он приведет другие народы – те, которые раньше совсем ничего о Едином Боге не знали, были язычниками, – Он их всех приведет к спасению.

Это историческое объяснение сегодняшней притчи. Но ведь в храме притча читается не для того, чтобы нам древнюю историю поведать. Она читается для того, чтобы мы для своих душ извлекли урок. Итак, какой мы с вами духовный урок извлечем из этих слов Божиих, которые только что услышали? Какое новое сокровище для себя сегодня духовное приобретем?

В этой притче Христос изображает Бога в виде хозяина, который приглашает к себе людей на торжественный пир – на званную вечерю. Так изображается Царство Божие. Под вечерей, на которую хозяин созывает избранных своих, в этой притче изображается, как Бог призывает людей к спасению и вечной жизни. Каждого из нас с вами Бог воззвал. Каждого из нас с вами Бог призвал – иначе бы мы сейчас и здесь в храме-то не стояли. Мы призваны жить вместе с Богом в вере, надежде и любви. Мы с вами крещены во имя Отца и Сына и Святаго Духа. На нас печать дара Духа Святаго. Мы избраны Богом, и Бог полюбил нас с вами. И сделал все, чтобы мы с вами не умерли, чтобы мы не были несчастны, чтобы бедствия нас не поглотили. Главное несчастье и главное бедствие в жизни любого человека – это когда грех поглощает его душу, когда грех берет душу человека в плен, так, что душа не может освободиться от зла. Страшная вещь греховный плен. Человек уже понимает, что он в греховном плену, мучается, а порой исправить уже ничего не может, – зло поселилось у него в сердце. Ненависть, неправда, ложь, обман, двоедушие, нечистота – все это оскверняет душу человека, загрязняет ее, отравляет – и душа человеческая начинает умирать.

Итак, Бог пришел в мир, чтобы нас спасти от этого страшного греховного плена. Он Своею силою освобождает наши души от плена греха. Но мы должны ответить Богу на призыв. Он зовет нас к спасению, а мы должны что-то для этого сделать. Но что происходит в притче, которую мы слышали? Отвечают ли хозяину вечери те, которых он позвал, которых он полюбил, которых он избрал? – Нет. Когда наступает время этого торжественного пира, они начинают отказываться: один говорит, что он купил земельный участок и ему некогда прийти на этот великий пир, потому что он должен пойти и проверить, какой это участок, заняться этой своей землей; другой рассказывает пригласившему его хозяину о том, что он приобрел пять пар волов и ему нужно заняться этими животными, и ему некогда прийти и ответить на приглашение; третий отвечает, что он женился и вообще ему сейчас не до хозяина, – и таким образом все те, кто были призваны, отказываются прийти к тому, кто для них приготовил эту вечерю, этот торжественный пир.

Вот так, братья и сестры, образно, в притче, Иисус Христос показывает нам, как мы с вами отвечаем на Его призыв к спасению. Господь все для нас с вами сделал, чтобы нас спасти, открыл перед нами врата рая, все сделал, чтобы мы не погибли, все сделал, чтобы грех нас не уничтожил, открыл нам врата воскресения и вечной жизни, чтобы мы воскресли и жили с Богом, чтобы мы всегда были счастливы, чтобы мы всегда блаженствовали, чтобы у нас не было ни печали, ни горя, ни воздыхания, – все для нас Бог сделал. И теперь говорит: «Приидите ко Мне на эту вечерю, на этот торжественный пир – пир веры, райского счастья». А что мы отвечаем? А вот оказывается, мы отвечаем то же самое, что отвечали эти люди, изображенные в притче. Нам, оказывается, некогда вкусить счастья Божественного. Нам оно, оказывается, не нужно. Мы более важные находим для себя вещи и суетимся в этих вещах, и говорим: «Сегодня некогда мне молиться, у меня есть более важные дела, не могу я, не буду», «Сегодня некогда мне пойти в церковь, – ничего, не обязательно каждое воскресенье ходить», «Сегодня не буду я жить по заповедям Божиим, потому что меня оскорбили, обидели, и я должен отомстить; не буду я сейчас прощать – ну как же так, так меня унизили, как я могу это простить?» И забываем о том, что если мы не будем прощать, то и нам Бог не простит. И так мы стоим перед открытой дверью – перед открытой дверью в рай, стоим перед ней, слышим, как Христос зовет нас, и не идем. Вот в этом наша беда. Вот для этого-то в церкви нам сейчас и прочитана эта притча о званных – чтобы мы услышали и поняли, что она к нам относится.

Вот мы удивляемся, когда слышим, – как это так, люди отказывались прийти к своему любвеобильному хозяину. А что удивляться? Посмотрим на себя, и подумаем – как это так, мы отказываемся идти по жизни за Христом, нести Его благие заповеди на себе, жить так, как Он учил, любить друг друга, прощать друг друга, поддерживать друг друга, не видеть ни в ком зла и воздавать за зло добром. Вот к чему мы призваны. Нам надо сейчас поразмыслить, почему же мы не делаем этого. Для того Господь на земле и Церковь создал, чтобы помочь нам услышать этот призыв к спасению. И Церковь приводит нас с вами к спасению, помогает нам пойти за Христом, прийти к этому великому миру веры, к которому зовет нас Господь, прийти к этой великой вечности.

Дальше в притче рассказано о том, как хозяин повелевает тогда идти и пригласить всех: и слепых, и хромых, и нищих, и увечных, – вместо тех, кого он избрал. Это таким образом исторически объясняется призвание язычников – то есть народов, которые раньше не знали Истинного Бога – их призвание к спасению. Но отнесем эти слова притчи и к себе. Кто же это такие – хромые, нищие, больные? Это, дорогие братья и сестры, опять же мы с вами. Почему? А это Господь описывает наше внутреннее духовное состояние. Мы внутренне убоги, бедны, нет у нас богатства духовного. Главное, какое богатство у человека? – Вера. А у нас этого богатства нет. Вот поэтому-то мы и пустые и нищие. Главное – чтобы в жизни идти за Христом. А мы что делаем? Мы хромаем; да еще на обе ноги хромаем духовно, не желая идти по заповедям Божиим. Вот мы и духовно хромые. Вот мы и духовно слепые, – потому что не видим подлинного пути спасения, не видим, как молиться друг за друга, любить друг друга, прощать друг друга. Вот мы и духовно больные, – потому что мы в грехах, и нуждаемся, чтобы Господь очистил нас. Итак, те, кого призывает Господь вместо избранных, это мы опять же, несмотря на то, что мы недостойны вечери Господней, несмотря на то, что мы духовно убоги и недостойны великой святости, которую Господь для нас открыл; Господь все равно нас берет на Свой пир веры, все равно призывает, приглашает и вводит нас в Царствие Божие. Это образ Церкви, которая нас, грешников, слабых в вере, отступающих от веры, падающих в грехи и в согрешения, нас, не имеющих должного благочестия, нас, не имеющих должной силы духовной, нас, слабых, и беззащитных, и больных, нас Господь спасает через Свою Церковь и приводит нас ко спасению. Вот о чем притча, которую мы слышали с вами сегодня.

Испросим же у Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, открывающего нам тайны Царствия Божия, чтобы вразумляться нам и всегда выбирать путь Господень. Испросим благословения на то, чтобы слышать призыв Божий в нашей жизни и по жизни с Богом идти. Возблагодарим Господа Бога за то, что Он создал Свою Церковь, которую не одолеют врата адовы, и в этой Церкви мы с вами получаем спасение и жизнь вечную.

Аминь.

24.12.2006. 28-я Неделя по Пятидесятнице. Божественная Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами сейчас слышали притчу, которую рассказал Господь Иисус Христос. Эта притча о том, как нас с вами Господь зовет к Себе. Непрестанно наш Спаситель Господь Иисус Христос призывает каждого из нас, чтобы мы пришли к Нему. Он все сделал для того, чтобы над нами не властвовал грех, Он все сделал для того, чтобы зло не победило наши души. Иисус Христос все сделал для того, чтобы мы с вами в нашей жизни были счастливы, чтобы радость духовная пребывала с нами, чтобы мы могли преодолевать любые жизненные сложности. Все сделал Господь для нашего с вами спасения.

В притче это Свое дело нашего спасения Господь Иисус Христос изобразил в виде вечери – великого и торжественного пира, на который добродушный и радостный хозяин приглашает избранных людей своих и друзей. Дорогие братья и сестры! Это нас с вами Господь зовет к Себе на Свой великий и торжественный пир, на Свою Таинственную Вечерю. Всех нас Господь приглашает в Свое великое Царство, которое Он открыл для нас с вами, – чтобы наши с вами души не знали ни болезней, ни печалей, ни страдания, ни воздыхания. Господь для нас рай приготовил. Вот эти слова: «рай», «вечеря», «пир духовный», – они все лишь приблизительно могут нам с вами сказать о той величайшей духовной радости и счастье, которые Господь дает верующим в Него. Любое счастье, любая радость очень быстро заканчивается. Но то, что Господь открывает для верующих в Него, имеет вечный смысл – это вечная радость, вечное счастье. Мы только немного можем предвкушать его, предощущать его. Иногда во время молитвы мы можем это почувствовать, иногда мы можем это почувствовать, когда нам удастся сделать какое-нибудь доброе, хорошее дело, иногда мы это чувствуем, когда радость любви посещает нашу душу. Бывают в жизни некоторые такие моменты, когда мы, как отблески солнечных лучей, ощущаем то, что Господь уготовал любящим Его.

Итак, в притче повествуется о том, как зовет хозяин, господин, своих друзей к себе на великую и радостную вечерю. И что же те, которых он избрал, как они на это реагируют? Они начинают отказываться. И каждый находит свою причину: один говорит, что он приобрел большое поле, и ему нужно заняться сейчас этим полем; другой купил волов, и это его проблема, он ей хочет заняться; третий женился, ему вообще ни до чего нет дела. Таким образом, в притче оказывается, что те, которых позвали на этот великий пир, не хотят на него идти. Вернее, они не говорят: «Нет, не пойду, ты нам не нужен, мы хотим тебя обидеть, мы от тебя отворачиваемся», – нет, они так не говорят – они находят причину и извиняются перед тем, кто их зовет. Вот так бывает и с нами. Господь нас к Себе зовет, Господь нас зовет, чтобы мы жили по Его благим заповедям, чтобы мы шли за Ним, говорит нам о той радости, которую Он даст нам, если мы будем следовать Его святому учению. А мы не говорим Ему: «Нет, Ты нам не нужен», – так мы не говорим. На это у нас ума хватает: не дерзаем так сказать. Но, не идя за Господом в своей жизни, сами себе находим различные оправдания и думаем, что эти оправдания чем-то нам помогут: мы как бы успокаиваем свою совесть. И говорим: «Ну, вот сегодня я не пойду в церковь, потому что сегодня у меня столько дел, вот я и то, и то должен сделать, – нет, не пойду. Ну, вот у меня кто-то попросил прощенья, но я не буду его прощать, потому что если я его прощу, то он дальше сделается еще хуже и потом еще больше сделает зла, – нет, я прощать его не буду. Нет, ну, вот утром надо помолиться, но у меня ведь еще другие есть дела, вот я их сделаю, потом помолюсь...» И так каждый раз, когда перед нами стоит вопрос, как мы должны поступить: по заповедям Божьим или против них, – когда мы нарушаем заповеди Божии, мы сами себя оправдываем, и тут же этим оправданием пытаемся успокоить свою совесть. Вот Господь нам и рассказал эту притчу, которую мы слышали сейчас, чтобы мы не придумывали себе глупых оправданий и не пытались успокоить нашу больную совесть никчемными отговорками. Потому что ни к чему хорошему это не приведет.

Когда эти позванные на вечерю начали отнекиваться и придумывать отговорки, то в притче мы слышали, как читалось в Евангелии: «Тогда, – слышали мы такие слова, – разгневася дому владыка». Это значит, что если мы свою совесть будем вечно успокаивать и не будем стремиться жить по правде Божией, мы сами на себя навлечем гнев Божий. Вот против чего предупреждает нас Господь Иисус Христос в Своей притче – чтобы мы своим неразумием не навлекли на себя гнев Божий.

Что же нам делать, если постоянно в нашей жизни мы сами за собой подмечаем – Господь зовет нас к себе, говорит: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные» (Мф. 11, 28), – а мы не идем? У нас в ответ есть причины, чтобы не жить по заповедям Божьим, чтобы грешить. Что делать нам?

Ни в коем случае не оправдываться – так, как оправдывались эти званные. Церковь предлагает нам увидеть свои собственные грехи, осознать их. Увидеть свое собственное недостоинство, увидеть, что на самом деле нет никаких причин не жить по Божьему. Нет никаких причин! Причина одна – наш с вами грех, наше с вами недостоинство. Мы духовно слепы и не видим пути Божия. Мы духовно глухи и не слышим призыва Господня. Мы духовно немы и не можем произносить молитв. Мы духовно расслаблены и поэтому добрых дел не делаем. Наша душа больна грехами. И вот что нам нужно делать? Нам нужно увидеть это свое собственное состояние греховности, увидеть и его внутренне оплакать. А что же дальше будет?

Смотрите, та притча, которую мы сегодня услышали, дает нам в этом объяснение. Когда господин, устроивший вечерю, сказал распорядителю, что никто из званных, которые отказались, не увидит его вечери, но одновременно он посылает его и говорит: «Иди, пригласи всех: и нищих, и слепых, и убогих, – приведи их, и они вкусят моей вечери».

Дорогие братья и сестры! Вот Церковь и предлагает нам увидеть нашу духовную нищету и пустоту, увидеть нашу духовную слепоту, увидеть наше греховное убожество, осознать себя таковыми грешниками, и тогда Сам Господь нас, грешников, приведет на Свою Вечерю, так, как это случилось в притче. Сказано, что пошел посланный, и наполнился дом господина.

Дорогие братья и сестры! Так Господь Церковь Свою Святую в мире, в котором мы с вами живем, хранит, чтобы через нее те, кто осознает свои грехи, кто не отказывается горделиво от Вечери Господней, но просит у Господа помощи и прощенья, просит у Господа сил, просит у Господа благословения, молит Господа о снисхождении к своему недостоинству и своему убожеству, – всех их Господь приведет на Свою великую Вечерю в Свое Царствие Божие.

Вот о чем нынешняя притча, дорогие братья и сестры. В дни Рождественского поста Святая Церковь предлагает нам вслушаться, духовно поразмыслить над этой притчей и сделать для себя духовно-нравственный вывод, урок духовный извлечь: никогда не оправдываться в своих грехах, никогда не возлагать вину за свое неблагочестие, за то, что мы нарушаем заповеди, на время, в которое мы живем, или на окружение, которое вокруг нас, или на воспитание, которое мы получили, или на жизненные обстоятельства – ничем не оправдывать себя. Но, наоборот, обратиться к Господу с покаянной молитвой, осознать свои грехи и недостоинства, испросить у Господа прощения и сил на то, чтобы жить в благих заповедях Божьих.

Услышав сей духовный урок из Священного Писания во время Божественной литургии, будем усердно сейчас молиться, чтобы всех нас с вами Господь наставил на путь спасения, чтобы мы все с вами вкусили Вечери Божией и были с Ним всегда. И Он, Господь и Спаситель, всегда пребудет с нами.

Ему же слава во веки веков. Аминь.

30.12.2007. Неделя 28-я по Пятидесятнице. Божественная литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы сейчас слышали притчу, рассказанную Самим Господом Иисусом Христом. В этой притче Господь изображает наши с вами души, к которым Он обращается, желая нашего спасения. В этой притче Господь Иисус Христос Бога изображает в виде хозяина, который устраивает большой пир –  вечерю, куда особо почетные гости приглашаются. И они заранее знают об этом приглашении, но когда наступает время этой вечери. Время этого божественного пира, те, кто были призваны, приглашены, начинают отказываться и выставлять для этого различные причины. Как вы слышали в притче – одни говорят, что приобрели большой земельный участок, село и им некогда прийти на вечерю, потому что надо этим делом заняться. Другие рассказывают, что они приобрели животных – целое стадо, практически, пять пар волов, и тоже им некогда, потому что это – серьезное дело, им надо заняться. Третий говорит, что женился он, и у него нет сейчас возможности прийти на этот пир. Таким образом оказывается, что те, которые по своему происхождению были достойны и были призваны на этот пир, на эту вечерю, не находят в себе сил и желания, даже не то, чтобы сил, – желания не находят, у них другие интересы.

Дорогие братья и сестры! В этой притче говорится о нашей с вами духовной жизни. Наши души призваны к жизни с Богом. Мы с вами крещены Святым Крещением во имя Святой Троицы – Отца и Сына и Святаго Духа. Мы с вами помазаны печатью дара Духа Святаго. Мы освящены. За нас наш Спаситель Господь Иисус Христос умер на кресте, чтобы наши грехи были прощены. Чтобы нам не нести ответственности за наши грехи, Господь омыл честною Своею Кровию наши с вами грешные души. Господь открыл перед нами двери рая. Фактически, мы с вами получили возможность вечной жизни. Мы с вами получили возможность иметь такое счастье, такое блаженство, которое нам сейчас, во время земной жизни, ни во время любого праздника, ни во время любого счастливого момента нашей жизни, даже близко не может представиться то, что ожидает человека, который будет с Богом в вечной жизни пребывать. Потому что все, что есть еще сейчас на земле, подернуто признаками греха и тления, ничего нет вечного и ничего нет совершенного. Нет совершенной радости, нет совершенного счастья, нет совершенного здоровья, нет совершенного спокойствия – все на земле несовершенно. Господь же в вечном Царстве все совершенное приготовил нам – радость совершенную, счастье совершенное, любовь совершенную, мир совершенный. Так что даже действительно нам представить это невозможно. Но что происходит с нами? Эту притчу Господь нам рассказал для того, чтобы мы призадумались – не так же ли мы поступаем, как поступили те, что были призваны на эту вечерю, не считаем ли мы какие-то другие дела важнее, чем общение с Богом? И если мы подумаем и посмотрим на свою жизнь, то конечно увидим, что именно про нас эта притча.

Святая Церковь предлагает нам уже здесь, сейчас, на земле великую радость, великий духовный пир, великую вечерю. Сам Господь Иисус Христос в Таинстве Пречистого Своего Тела и Животворящей Крови предлагает нам с вами насладиться этой Тайной Вечерею, предлагает нам с Ним уже сейчас соединиться, уже сейчас освятиться. Но даже по тому, как мы готовимся и приступаем к Святым Тайнам, мы можем в себе узнать тех самых людей, которые отказывались от пира хозяина своего. У нас всегда находятся дела и оправдания, по которым мы не можем подготовиться хорошо к Причастию, не можем на службу собраться и прийти в храм Божий, не можем поститься, не можем утром молиться, не можем вечером молиться – все время у нас какое-то оправдание, всегда у нас есть какие-то дела, которые на этот момент нам кажутся важными.

Получается так: Господь все для нас с вами приготовил – для нашей вечной жизни – и предлагает нам, и призывает нас к Себе, а мы все время говорим Ему: Потом! Нам сейчас некогда. То мы молодые и нам надо заняться важными делами: учебой, работой, устройством семейной жизни, устройством дома – все нам некогда – потом, потом, когда на пенсию выйдем. То пенсия наступает и оказывается, что пенсия очень маленькая, на нее не проживешь, денег на лекарство не хватает – ну когда тут молиться, когда тут поститься – надо эти проблемы порешать. А потом уже время наступает, и жизнь человеческая кончается. И что будет, когда жизнь-то окончиться? Что будет, когда мы придем к Тому, кто всю жизнь нашу звал нас к Себе? А вот здесь в притче есть предупреждение – а будет то, что нам не окажется места на этой вечери. Вот это уже страшно. Об этом предупреждает притча, чтобы мы не оказались отверженными. «Много званных, но мало избранных» – этими словами завершается притча. Как бы не получилось так, что, гоняясь за временным, которое сегодня есть, а завтра этого нет, мы с вами не потеряли вечность.

В этой притче еще говориться и о других людях, которые изначально не были призваны на этот пир, но которых слуги хозяина пошли и призвали. И перечисляются – хромые, слепые, увечные – вот этих всех, которые изначально не были призваны на вечерю, слуги привели, и наполнилась вечеря. О чем здесь говорит Господь? Конечно, исторически эта притча не только о наших с вами душах рассказывает. Она рассказывает об истории избранного израильского народа, который отверг Христа и не признал Его. А язычники, которые не знали истинного Бога, они в конечном итоге узнали Христа и стали входить в Царство Божие. Но эти же слова опять можно отнести к нашей души, только уже с другой стороны.

Что значит: «слепые, и хромые, и увечные»? Конечно же, это изображение нашей с вами духовной жизни. Послушав первую часть притчи, можно впасть в уныние. Ведь действительно, все, что сказано там, к нам относится. Ведь действительно мы постоянно меняем на наши дела домашние, семенные, общественные, еще какие-то… дела Божии и отставляем дела Божии. И тогда можно так заунывать и сказать: Что же, неужели на самом деле перед нами закроются врата вечности?! – Вторая часть притчи нас утешает, потому что и хромые, и слепые, и увечные – это опять мы с вами. Мы духовно хромаем на оба колена, не исполняя заповеди Божии и не идя за Христом. Мы духовно слепы, потому что часто прямо перед собой не видим правды Божией и не исполняем ее. Мы духовно увечные, потому что не делаем добрых дел и вот, как неполноценные все равно что, не совершаем этих благих дел, ведущих нас ко спасению. Но смотрите, и их Господь призывает, и они наполняют вечерю господина своего.

В чем здесь дело? – Дело в том, что, конечно, своими собственными заслугами мы с вами не сможем наследовать Царство Божие. Но милостию Божию и любовию Божиею мы можем получить его. В этом и смысл пришествия в мир Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Ради любви Своей, ради Божественной любви к нам – недостойным, грешным, духовно хромым, духовно слепым, духовно увечным – Он нас с вами берет на Свои плечи и буквально несет в Царствие Божие, спасая нас, как овец погибших. Нам только, дорогие братья и сестры, надо пребывать в спасительной ограде церковной. Нам нужно прибегать к Таинствам церковным, нам нужно стремиться к молитве, к благодати Божией, которую мы особенно получаем в храме Божием. И тогда все наше недостоинство, и все наши недостатки, и все наши грехи исчезнут в сиянии любви Божией к нам, только нам надо проявить хотя бы какое-то стремление к тому, чтобы следовать за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом.

Сегодня мы услышали богатую духовно содержательную притчу о званных на вечерю Господню. Помолимся в своих сердцах и попросим у Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, чтобы нам слышать Его призывающий голос и не отнекиваться от этого призвания, чтобы нам, услышав Его голос, стремиться идти по Его благим заповедям в этой жизни. Обратимся к милосердию Божию, осознаем свои недостатки и грехи и попросим милости Божественной, чтобы Он и нас с вами не отринул от Своей Вечной и Тайной Вечери.

Аминь.

30.12.2012. Неделя 28-я по Пятидесятнице. Божественная Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Каждый человек должен знать, что в его жизни самое главное. Чтобы правильно нам с вами совершать поступки и правильно строить саму нашу жизнь, нам очень важно отличать второстепенное от насущно необходимого. Увы, очень часто мы такой разборчивостью не отличаемся, и много сил и внимания уделяем разным несущественным мелочам нашей жизни, а то, что важно, просто-напросто упускаем. Можно приводить примеры, причем они могут быть просто придуманы. Ну, например, если в доме пожар и надо спасаться самому и своим близким, ну представьте себе – пожар в доме! А человек уселся и смотрит футбол – там, может, ему интересно, чем же матч закончится. Реальна такая ситуация или нет? Можно это представить себе? Но в жизни-то мы поступаем так. Мы часто откладываем очень важное ради совершенно бессмысленного. Или человек тяжело болен, ему говорят – вот лекарство продается, совсем рядом, и, если ты пойдешь, это лекарство купишь, ты точно выздоровеешь! А человек скажет: нет, мне надо лучше пойти в парикмахерскую и волосы покрасить. Реальная ситуация или нет? Нет, она кажется безумной. Но в жизни мы очень часто именно так поступаем.

У нас духовная слепота какая-то. Мы не видим того, что нам нужно, а зато обращаем внимание на то, что не имеет, по большому счету, никакого значения. Да нет, иногда и имеет значение, но не настолько высокое. Есть вещи повседневные, необходимые, которыми надо заниматься: и пищу надо приготавливать, и одежда должна быть достойная, и жилище должно быть в должном порядке, – но и дети должны быть воспитаны, и они должны знать, чем отличается добро от зла, и мы сами должны находить время для того, чтобы к Богу обратиться и душу свою насытить.

Можно сказать, существует некая лесенка – иерархия ценностей, начиная от самого неважного, что легко упустить и ничего плохого не произойдет, и завершая очень важным, которое, если мы упустим, то тогда произойдет трагедия нашей жизни.

Вот только что мы с вами и услышали в Святом Евангелии притчу, которую рассказал Сам Иисус Христос (Лк. 14, 16–24) и в которой именно об этом и говорится – о том, как важно услышать, что необходимо нам в нашей жизни. В этой притче Иисус Христос изобразил Себя как радушного хозяина, который позвал своих друзей на вечерю – на торжественный пир. И что происходит? Эти друзья отказываются приходить к нему на эту вечерю. И, более того, находят причины, и оправдываются. Один говорит: «Я не могу прийти – земельный участок получил, надо его обмерить». Другой говорит, что он купил пять пар волов, и ему надо о них позаботиться, на них посмотреть, как они будут у него на поле работать. Третий говорит, что он женился, и сейчас ему не до того, чтобы прийти к зовущему его хозяину.

Такая простая притча. О чем она говорит? О том, как нас с вами Господь позвал в Свое вечное Царство, для нас приготовил такую радость, которой мы на земле и представить себе не можем: дает нам вечную жизнь, открывает нам Царство Любви, дает нам силы необыкновенные – все дает нам, открыты двери, зовет: «Придите! Придите на Мою вечерю!» Но, оказывается, у нас более важные дела, у каждого свое.

Вот, дорогие братья и сестры, услышав сегодня эту притчу, рассмотрим свою жизнь. Рассмотрим, какими порой пустяками мы занимаемся, и постараемся найти в своей жизни больше времени для важного и необходимого. И освободимся от ненужной суеты и ненужного мусора, на которые мы тратим драгоценное время нашей жизни, которая настолько скоротечна и так быстро пролетает. А самое главное – помолимся и попросим у Господа, чтобы нам услышать этот призыв, которым зовет нас с вами Господь на Свою вечерю. Услышать – и ни на что не отвлекаться, но прийти к Нему, Который дает нам спасение и вечную жизнь, Ему же слава во веки веков. Аминь.

28.12.2014 Неделя 28-я по Пятидесятнице. Божественная Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

       Господь Иисус Христос пришел в мир, стал Человеком и основал на земле Свою Церковь. Церковь, которую создал Спаситель мира, существует до сегодняшнего дня и будет существовать на земле столько, сколько будет существовать сама земля и человечество на ней. Церковь создана Иисусом Христом для нашего с вами спасения. Потому что когда мы с вами соединены с Церковью Христовой, мы соединены с Самим Богом. Это как большое дерево, которые имеет свои могучие корни, ствол и ветви. Мы с вами ветви большого древа – Церкви Христовой. Если какая-нибудь ветка отломается, упадет, она засохнет, в ней не будет жизни. Так и мы с вами, имеем истинную жизнь тогда, когда соединены с Церковью Христовой. И это великое счастье, дорогие братья и сестры, что мы имеем эту возможность – пребывать в таком единстве во Христе. Это великое счастье для нас, что нам Господь даровал эту веру, которую мы стремимся хранить, которая является нашей опорой в нашей жизни.

       Мы слышали сегодня, как апостол Павел учил нас, как нужно ценить единство в вере Церковной, и предупреждал нас о том, какие нас ждут духовные опасности. Если мы не будем хранить свою веру в чистоте, то мы тогда будем служить своим собственным страстям, своим грехам, своим недостаткам, и будем фактически тогда идолослужителями (см. Кол. 3, 4–11).

       Дорогие братья и сестры! Церковь создана для нас на земле, и всех нас Господь зовет к Себе. Он избрал Себе апостолов, учеников Своих, и послал их проповедовать по всему миру, чтобы призывать всех людей к вере. И с того времени через апостольское преемство Церковь Христова призывает людей к радостной и вечной жизни, призывает их к блаженству, то есть высшей форме счастья человеческого, когда человек имеет в своем сердце любовь, когда человек имеет возможность очищать свою душу от всякого зла и греха. Господь зовет нас к Себе, потому что мы с вами не ограничены только отрезком земной жизни. У нас с вами есть богоподобная душа, и все мы призваны с вами для того, чтобы пребывать с Богом вечно. К вечной жизни мы призваны, для Рая небесного наша душа создана. Беда в том, что мы своими делами и поступками создаем на земле ад и своей душе сами вредим. Господь стучится в душу каждого человека и каждого призывает ко спасению. Господь зовет нас к Себе. А как мы отвечаем на этот призыв?

       Только что мы с вами слышали в Евангелии (Лк. 14, 16–24), как Иисус Христос образно, в притче, показывает нам, как в зеркале, каково наше отношение бывает к этому Его призыву, обращенному к нам с вами. Притча следующая. В ней изображается господин, который зовет к себе на пир, на вечерю своих друзей, а эти друзья отказываются идти к нему (см. Лк. 14, 16–20). Причем они оправдывают себя, и эти оправдания довольно вески. Один говорит, что он приобрел большой участок земли, и ему нужно его испытать, заняться этой землей. Другой приобрел огромное стадо волов, которыми он должен заняться. Третий женился… Казалось бы, важные дела, нужные. Неужели на самом деле эти важные дела не дают возможности этим людям, которых позвал этот господин к себе на вечерю, прийти к нему? В этом ли причина?

       Да нет, не в этом причина. Причина в том, что тем, кто отказывался от этой вечери, просто уже было не интересно идти к нему. Потому что они потеряли к нему любовь. Когда человек любит, он находит себе любые возможности, чтобы быть с тем, кого он любит. Когда что-то разрывается, человек находит себе оправдания.

Вот так и у нас с вами. Всех нас Господь призывает к Себе, зовет к Себе. Но у нас постоянно находятся оправдания, для того чтобы не жить вместе с Богом. Нам трудно молиться, потому что у нас нет времени, мы не можем сосредоточиться, и мы оправдываем себя, почему нам трудно молиться. Мы не говорим о том, что мы не желаем предпринять этот труд – помолиться по-настоящему, нет. Мы всегда находим себе оправдания, почему мы не молимся. Нас что-то раздражает, и мы злимся, мстим порой даже, и мы оправдываем себя. Мы не говорим себе, что мы неправедно поступаем, что христианин не должен воздавать злом за зло, нет. Мы находим себе оправдания. И того человека, на которого мы злимся, мы рисуем сами в своих глазах величайшим злодеем – и оправдываем сами себя. И в этот момент, когда мы находимся в такой злобе, Бога нет с нами, мы отвернулись уже от Него. Мы обманываем, ловчим, лицемерим в этой жизни – и тоже всегда себя оправдываем, говорим, что мы это делаем для каких-то важных целей, и не понимаем, что когда мы лжем, когда мы кривим своей душой, когда мы лицемерим, Бога с нами нет. Потому что отец лжи – это диавол.

Вот так мы отказываемся каждый раз от призыва Христова жить вместе с Ним. В этом наша беда. И что же? Неужели мы погибнем? Неужели мы не войдем в Царство Божие, которое Господь для нас приготовил? Да не будет этого с нами! В этой же притче говорится о том, что когда горделиво отказавшиеся люди не пришли к господину на вечерю, он посылает позвать других: нищих, убогих, хромых, больных. Казалось бы, таких не зовут в гости. А он посылает, чтобы их призвали (см. Лк. 14, 21–24). Кто же это такие: нищие, хромые, убогие, больные?

Дорогие братья и сестры! Вот если мы не будем горделиво себя оправдывать в своих недостатках, оправдывать, что мы не живем по-христиански, а осознаем, что мы бедны духовно, что мы больны духовно, осознаем свои грехи, увидим, что мы хромаем на оба колена нашей жизни, увидим, что мы убогие и недостойные, и почувствуем это свое недостоинство, вот тогда Господь, видя наше смирение, наше осознание, приведет нас на этот пир вечной жизни. Потому что Он для того и пришел в мир, чтобы грешников призвать ко спасению (см. Мф. 9, 13). И Церковь – это и есть общество кающихся грешников. Мы с вами, сознавая свои недостатки, вверяем себя в волю Божию. Каясь пред лицом Господа в своих грехах, мы тем самым получаем от Него милость, прощение и спасение. Если мы не будем горделиво постоянно себя оправдывать за свои согрешения, но смиренно будем каяться и просить силы на наше исправление, то, во-первых, мы исправимся, а во-вторых, мы получим от Господа спасение. Для того ведь Господь и пришел в этот мир, для того ведь Господь и создал на земле Свою Церковь, чтобы никто из верующих в Него не погиб, но имел бы жизнь вечную (см. Ин. 3, 16).

Аминь.