Неделя 29-я по Пятидесятнице. Исцеление десяти прокаженных.

Евангелие от Луки, 17:12-19

  • И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали
  • и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
  • Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
  • Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,
  • и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
  • Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
  • как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
  • И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

20.12.1998 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Самая главная служба, которая совершается в храме и за которой совершается великое чудо, когда Святой Дух нисходит на хлеб и вино, прилагая их в Пречистое Тело и Животворящую Кровь Господни, называется Евхаристией. В переводе с греческого языка это означает «благодарение». Значит, самое важное наше богослужение, которое мы можем совершить, заключается в том, что мы собираемся вместе для того, чтобы поблагодарить Бога.

На самом деле, быть по-настоящему благодарными Богу оказывается очень трудно. И когда мы вспоминаем различные свои грехи, приходя на исповедь, нам порой трудно до конца осознать, какой грех неблагодарность к Богу и к чему этот грех приводит человека. Сегодня только что мы слышали Святое Евангелие, которое объясняет нам последствия неблагодарности к Богу. И наоборот, раскрывает для нас весь благодатный смысл благодарности к Богу.

Иисус Христос на пути в город Иерихон встретил десять человек, больных проказой. Проказа – страшнейшая болезнь, неизлечимая, против которой в древнем мире не было никаких способов ее лечения. И в наше время тоже никто еще не нашел возможность, как исцелить эту болезнь. Единственное, что делают в этих случаях, этих больных изолируют. Потому что болезнь тем страшна, что человек гниет заживо, у него отмирают целые части тела, а ему даже и не больно.

Святые Отцы неоднократно, объясняя смысл Святого Евангелия, предлагают нам сравнить эту болезнь тела человека с болезнью души, говоря о том, что когда человек поражен грехом, когда грех проник во всю его душу, он тоже уже не чувствует своего собственного греха. Человек живет в грехе и не чувствует его. Это очень страшное состояние наших душ. Страшно, когда мы не чувствуем, как обижаем друг друга. Страшно, когда мы не чувствуем боль и страдание другого человека и потому бываем жестокими и немилосердными. Страшно, когда для нас грех становится образом нашей жизни и мы не чувствуем, как наша душа загнивает, гибнет.

Так вот, десять человек больных проказой встретили Иисуса Христа и стали издалека кричать: «Иисус, наставник, помилуй нас!» Они обратились к Христу и издалека кричали Ему. Надо было приложить силы, чтобы кричать. Они не смели подойти ближе, потому что по жестоким законам древнего времени, если они приближались больше чем на определенное расстояние к человеку, то их положено было забрасывать камнями. Так ограждали себя люди от внешней, телесной заразы. (Если бы мы так умели ограждать свою душу от духовной заразы!) Так вот, эти больные кричали: «Иисус, наставник, помилуй нас!»

Так происходит и с нашей душой. Когда однажды мы увидим все безобразие нашего греха, увидим бедственное положение нашей души, у нас появляются силы, и мы начинаем просить Бога о помощи. Просим Его, взываем к Нему, обращаемся к Нему. Особенно это с нами бывает тогда, когда внешние, жизненные обстоятельства помогают нам увидеть наши собственные грехи. Это бывает, когда мы, или кто-нибудь из наших родных, или наших детей заболевает, и мы тогда сразу понимаем всю пустоту и суету нашей жизни греховной и начинаем молиться Богу. Бывает с нами так, когда кто-то из наших родных или близких умирает, и как молнией тогда озаряется наше сознание, и мы видим, насколько бессмысленна жизнь без Бога, насколько страшен итог жизни человека, который не был с Богом. Бывает так и тогда, когда мы попадаем в очень затруднительное положение, или в семейной жизни, или на работе – и вот тогда мы начинаем обращаться к Богу, и кричим и взываем Ему, потому что мы почувствовали всю бедственность нашего положения.

Иисус Христос, услышав, как кричат к Нему эти десять человек, посылает их к ветхозаветному священнику: «Идите, покажитесь священнику», – говорит Он. Почему так делает Иисус Христос? По древнему закону определять, кто может принадлежать к обществу здоровых людей, а кто не может, могли ветхозаветные священники. Они определяли, быть ли человеку в стане прокаженных или быть в нормальном человеческом обществе. Иисус Христос посылает их к этим священникам. И когда они идут, с ними совершается чудо. Пока они идут, они очищаются: болезнь сходит с них, происходит то, что невозможно пояснить никаким человеческим разумом.

Так и нам, дорогие братья и сестры, для исцеления наших прокаженных душ Господь дал возможность пути – пути к Нему же, к Богу: «Иди, покажись священнику», – это путь жизни в Церкви. Господь установил таинство священства через благодать Святаго Духа для того, чтобы человек, идя жизненным путем, через молитвы, священнодействия, церковные установления, церковные обряды получал все необходимое для исцеления своей души. И человек, когда идет этим путем, когда показывает свою душу через священника самому Богу, особенно это бывает в таинстве исповеди, очищается. И сколько раз мы с вами это ощущали на своих собственных душах.

Так и эти десять прокаженных очистились. И вот, когда они увидели, что они очистились, один из них с радостью побежал назад к Христу и стал благодарить Его за то, что произошло. Один из десяти. Дорогие братья и сестры! Не подскажет ли нам наша с вами совесть, как мы поступаем в своей жизни? Не бывает ли и с нами такое, что пока нам тяжело, мы призываем Господа Бога, обращаемся к Нему, молимся Ему; как только нам становится легче, мы забываем обо всех тех дарах Божьих и помощи Божией, которые Он делает для нас. Господь через эту притчу предлагает нам посмотреть на самих себя, чтобы мы увидели состояние наших собственных душ. Насколько мы бываем благодарны Богу. Когда этот один человек пришел и стал благодарить Господа, Господь спросил у него: «Разве не десять очистились? Где же другие девять? Иди, вера твоя спасла тебя».

Дорогие братья и сестры! Десять человек очистились, но одному Господь сказал, что его вера его спасла! Значит, другие девять, хотя и исцелились от своей телесной болезни, спасения не приобрели. И хотя получили то внешнее, чего хотели, – перестали быть больными проказой, – души у них не очистились, спасения они не получили, потому что не имели веры. Значит, вера только тогда спасает человека, когда она соединена с благодарностью к Богу. Когда мы благодарим Бога, тогда наша вера делается для нас спасительной. Тогда все те благодатные дары, получаемые нами через таинства и церковные обряды, тогда все, что преподается в Церкви, становится для нас спасительным, если мы живем этой благодарностью к Богу.

Настолько отвратителен грех неблагодарности, что его можно действительно сравнить с проказой. Если бы мы видели человека, который нам с вами чем-то обязан, пусть даже какой-то малостью – так в жизни бывает, помогаешь какому-то человеку и по-человечески от него тоже ждешь, хотя бы хорошего отношения. А так бывает так, что если мы какому-то человеку помогаем, а он даже здороваться с нами не хочет и в нашу сторону смотреть не хочет. А то еще и плюнет в след. Что по-человечески мы тогда в сердце своем ощущаем? Каково нам? Вот это картина и нашего отношения к Богу.

Но как научиться нам, быть благодарными к Богу? Вот для этого, дорогие братья и сестры, во всех церквах и совершается главная и важная служба – Божественная Литургия. Где призывом благодарить Господа мы все вместе объединяемся и призываемся к благодарственной молитве. Может быть, каждый из нас, бывает так, переступает порог храма из-за каких-то личных своих нужд, желая о себе попросить. Но вот наступает самый важный момент службы, и всех нас Господь объединяет Духом Своим, и мы благодарим Его. Благодарим за все, потому что мы начинаем понимать, что сама наша жизнь – это дар Божий, начинаем понимать о том, что мы, будучи эгоистами, очень часто видим только плохое в жизни, когда нам больно, и не видим всего того хорошего, что бывает ежедневно и ежечасно. И не знаем, от каких бедствий мы бываем освобождаемы, и не знаем, какие напасти от нас отвращаются.

Фактически, с человеком может какая угодно беда приключиться, в любой момент. Потому что, сколько случайностей, казалось бы, нелепых, происходит с человеком. Когда человек выходит из дома, думая, что он через пять минут вернется, а оказывается под колесами автомобиля. Когда человек планирует свою жизнь на долгие-долгие годы, а, посетив поликлинику, узнает страшный для себя приговор о том, что он больной смертельно, ему жить осталось меньше недели. Сколько таких случаев мы узнаем, но никогда, почему-то, по-настоящему не вразумляемся.

А мы с вами должны бы помнить о том, что Бог есть источник всего благого и доброго в мире. И когда мы в своей молитве проникаемся этим чувством благодарности к Богу, сознания того, что без Бога доброго быть ничего не может, мы с вами становимся добрее, милосердие приходит и в наше сердце, и мы стремимся идти по заповедям Христовым, и начинаем творить добро в этом мире, и начинаем видеть в других людях образ Божий, начинаем прощать друг другу обиды и грехи, потому что понимаем, что все это ничто перед милосердием и святостью Бога.

Сегодня, в этот воскресный день, по церковному календарю совершается память святителя Амвросия, епископа Медиоланского. Он написал прекрасный духовный гимн благодарности к Богу «Тебе Бога хвалим, Тебе Господа исповедуем».

Обратимся к этому великому святителю с просьбой и молитвой, чтобы по его предстательству и нам с вами научиться всегда и за все благодарить Бога, зная, что Бог, как любящий Отец, заботится о нас и предлагает для нас все возможное, чтобы никто из нас не погиб, но мы все имели бы жизнь вечную.

Аминь.

 

22.12.2002 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали Святое Евангелие, в котором через повествование о чуде, совершенном Спасителем мира Господом нашим Иисусом Христом, до наших душ доводится мысль о том, человек всегда должен иметь в своем сердце благодарность Господу Богу.

Вот это чувство благодарения Богу не сразу приходит в сознание человека. Потому что чаще всего человек обращается к Богу тогда, когда у него в жизни какая-то сложность или проблема, когда у него, или у его близких случается болезнь, или когда посещает семью смерть. И тогда сердце человека, осознавая суетность и пустоту времени, которое он проводил без Бога, обращается к Господу. Но в этом обращении чаще всего и больше всего человек изливает свою боль, свою скорбь, приносит к Господу свои мольбы и свои просьбы.

Но вот наступает время спокойной жизни, проходят болезни, нет, вроде, серьезных неприятностей, жизнь течет повседневно, обычно, и человек успокаивается. И даже если он внешне и совершает молитву по привычке, или по воспитанию, или по необходимости, так как он понимает заповедь Божию о молитве, то сердце его часто бывает успокоенным и холодным, и молитва получается формальной, а порой, вообще никакой.

Такие перепады духовного настроения, я думаю, известны каждому из нас, здесь сейчас стоящих. И вот Господь Иисус Христос делами Своими на земле призывает нас не быть такими, какими мы есть сейчас. Он напоминает нам о том, что главное чувство в человеке, через которое и вера рождается, и вера укрепляется, и вера держится в человеке, – это чувство благодарности Богу. Ведь не зря самая главная служба Православной Церкви, которую сейчас, в этот самый момент мы с вами совершаем, называется Божественная евхаристия, что в переводе с греческого означает благодарение. Ангелы, предстоящие пред престолом Божиим, непрестанно возносят Ему хвалу. И в этой хвале Богу они находят нескончаемую радость. Святые отцы говорят о том, что жизнь праведников в вечности тоже будет наполнена непрестанным славословием Божием, и в этом будет высочайшее счастье и торжество соединения любви Божественной и любви человеческой. Нам, по нашим грехам, порой бывает это непонятно. Вдумаемся же в то чудо, которое совершил Господь.

Шло десять человек, которые были больны проказой, – страшнейшей болезнью, которая разъедает тело человека, и человек заживо гниет и даже сам не чувствует, что он гниет. Вернее, он глазами своими видит это загнивание, а боли нет. У него пальцы отмирают, нос отмирает, мягкие части тела сгнивают и исчезают, его можно протыкать иголкой, а ему не больно. Вот такая страшная болезнь – проказа.

И вот десять прокаженных человек, больных этой страшной болезнью, издалека увидев Иисуса Христа, начали кричать Ему, чтобы Он помиловал их.

Дорогие братья и сестры! Каждое реальное чудо, совершенное Господом, еще изображает духовную часть, духовный смысл имеет. Так вот этих десять человек, прокаженных телом, можно сравнить с нашими душами, которые прокажены грехом. Вот мы грешим и видим даже свои грехи, но уже нам не больно от наших грехов, мы привыкли, свыклись. И даже греховные привычки стали частью нас самих, и мы даже не чувствуем боль и не чувствуем тот вред, который приносят эти грехи. Но вот прилучится нам собраться и промыслом Божиим оказаться в храме. И тогда мы начинаем обращаться к Богу и просить, чтобы Господь помиловал нас. Недаром самая краткая молитва и самая повторяемая в Церкви, это – «Господи, помилуй». Вот и эти десять человек кричали к Господу и просили, чтоб Он помиловал их.

Они не могли подойти близко, потому что по закону Моисееву прокаженные не должны были близко подходить к здоровым людям. И вот Иисус Христос говорит им: «Идите, покажитесь священнику». – Смотрите, Он отправляет их к священнику ветхозаветного храма, потому что согласно Ветхому завету и древнему закону священники определяли, где может жить человек, – вместе со всеми или отдельно. Бывали случаи, когда человек исцелялся от проказы. И вот только священник мог тогда разрешить ему жить вместе со всеми.

Не так ли и нас Господь, наши грешные души через Церковь Христову, через установленные Таинства приводит к тому, чтобы мы были вместе со святыми? Ведь грех – это то, что нас отделяет от Бога. А мы не призваны к греху, ведь душа наша – образ и подобие Божие. И нас сам апостол называет святыми, нас – христиан; говорит: «Вы святы».

Но кто из нас может себя назвать святым? И мы, сознавая это, молимся Богу и просим у Него прощение за наши грехи, которыми прокажена наша душа. А Церковь Христова соединяет нас со святыми, очищает нас, исцеляет нашу душу Святыми Таинствами, благодатью Духа Святаго; и нас, грешных и недостойных, делает достойными даже единства с Господом, и мы причащаемся Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовых.

Вот и эти десять прокаженных человек по слову Иисуса Христа пошли показаться священнику. И когда они шли, совершилось чудо – они исцелились, очистились. И один из них, увидев, что он исцелился, побежал назад – искать Иисуса Христа – и стал благодарить Его за то, что Он совершил. А Господь говорит: «А разве не десять исцелились, очистились? Где же девять? Почему только один возвратился воздать славу Богу?!»

Дорогие братья и сестры! Это – укор нашей с вами душе; укор нам – как мы благодарим Бога. Благодарим ли мы Бога так, как этот самарянин, который, почувствовав, что он исцелился, стал хвалить Бога? Или когда мы в жизни начинаем жить получше, и когда не так терзают нас наши грехи, мы забываем о том, чтобы радостно благодарить Бога? – Наша совесть подсказывает нам, что мы забываем об этом благодарении.

Но послушаем, что сказал Иисус Христос этому человеку. Он сказал: «Иди, вера твоя спасла тебя». – Он не сказал об этих девяти человеках, что их вера спасла. Они только тело свое исцелили. Они получили исцеление от Бога, но душа их не исцелилась. А этому человеку Господь говорит: «Вера твоя спасла тебя».

Дорогие братья и сестры! Как бы и нам с вами услышать от Иисуса Христа такие слова; чтобы Иисус Христос им нам сказал: «Вера твоя спасла тебя». Чтобы и мы, получая благодеяние от Бога, был такими же благодарными, как этот исцеленный самарянин. Об это помолимся сейчас. Помолимся о том, чтобы в нашей душе всегда было чувство хвалы Господу; чтобы мы благословляли Бога и в радости и в болезни; чтобы мы благословляли и хвалили Бога и тогда, когда у нас счастье, и тогда, когда у нас несчастье; чтобы мы возносили хвалу Господу и тогда, когда мы больны, и тогда, когда мы здоровы; чтобы мы непрестанно славили Бога и тогда, когда у нас во всем достаток, и тогда, когда мы нуждаемся и у нас во всем нехватка; чтобы каждый день у нас начинался и заканчивался также благодарением Бога.

Сейчас мы совершаем службу – Божественную евхаристию. Возблагодарим Господа Бога за все те благодеяния, которые Он непрестанно изливает на нас. Будем просить у Него, чтобы Он дал нам дар веры, спасающий дар, исцеляющий наши души и телеса, и ведущий нас к жизни вечной.

Аминь.

21.12.2003 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Вера наша, которую мы имеем счастье иметь, является самым главным сокровищем нашей души. И мы, воистину, всегда были бы счастливы в нашей жизни, и проходили легко через любые искушения, и выдерживали бы любые жизненные обстоятельства, если бы эта вера постоянно ярко горела бы в нашем сердце.

Чем поддержать огонь веры? – Огонь веры поддерживается молитвой. Но в нашем понимании часто молитва означает только лишь просьбу. Это действительно так. Мы понимаем молитву, в первую очередь, как молитву прошения. Мы всегда, в первую очередь, что-то у Господа просим. – Просим здоровья себе, просим успехов нашим детям, просим мира нашим семьям, просим прощения наших грехов. – Это правильно. Без этих прошений мы самостоятельно бы не справлялись с теми жизненными обстоятельствами и поворотами, с которыми приходится нам справляться. Но, зная о том, что есть молитва прошения, мы, к сожалению, не знаем или, скорее всего, забываем, или, что более страшно, не ощущаем необходимости благодарить Бога.

Когда святые отцы говорят о видах молитвы, они указывают на молитву благодарения, как на высший род молитвы. Этой молитвой непрестанно ангелы молятся, славословя Бога у Его Престола. И в этом славословии они находят радость, и счастье, и смысл своего существования. И мы бы с вами были равноангельными, если бы умели славословить Бога от чистого сердца с радостью и любовью. И тогда в наших сердцах всегда горела бы вера.

Как же научиться нам этой молитве благодарения Богу? – К сожалению, научиться молитве-прошению относительно просто, потому что сама жизнь нас заставляет. И мы, многие из нас, обратились и к Богу-то через тяжелые жизненные обстоятельства, через боль, через печали; когда мы поняли всю бессмысленность существования в жизни без Бога и когда мы поняли, что только Бог может нам помочь в этой жизни.

Это хорошо, что мы это поняли. Еще нам очень важно понять, что только Бог может исцелить наши души от грехов. Почему мы не умеем легко благодарить Бога и славить Его? Почему мы об этом забываем? – Потому что мы сжились со своими грехами. То есть наши грехи по-настоящему нас не беспокоят. И наша душа по-настоящему не болит о том, что мы с вами находимся в греховном состоянии.

Вот бывает так. Человек совершит какой-то большой тяжелый грех. И найдет в себе силы переступить через свою гордыню, через свое самолюбие и покаяться в этом грехе. Он совершил определенный подвиг. Он нашел в себе силы исправиться. Но что дальше происходит? – А дальше наступает повседневность. Каждый день человек встает утром, идет на работу, проходит его день, он приходит домой, день заканчивается, – и вот тянется череда дней. Казалось бы, в жизни ничего особенного не происходит. И человек утрачивает ощущение своих грехов. Ему кажется, что настолько у него в жизни все нормально, что он сам не плох – не убивает, не ворует, старается жить честно. Ну что еще надо? И у него окаменевает душа. У него нет и повода молиться искренне со слезами, потому что своих грехов он не чувствует, а в жизни у него все идет неплохо, – вроде и ладно.

Такое окаменевшее нечувствие страшно для души. Нет человека, который бы прожил и не согрешил. И видеть свои грехи – это величайшее духовное достижение. Потому что на самом деле, если внимательно сравнить нашу жизнь с тем духовным высоким идеалом, о котором говорит Господь, когда мы призваны к любви друг к другу, к милосердию, к состраданию; то мы увидим, как далеко мы на самом деле отстоим от этого духовного и спасительного образа, который начертал нам Господь. Но что происходит с душой окаменевшей? – Не чувствуя своих грехов, она не видит необходимости Бога благодарить.

Вы знаете, чтобы понять лучше, насколько страшна неблагодарность, представим себе просто житейский пример. Допустим, соседа по лестничной площадке, которому мы в свое время сделали очень доброе дело, спасли его, предположим, в тяжелейших жизненных обстоятельствах, так, что человек остался жив. Может такое быть. И теперь представим себе, что прошла буквально неделя, и этот человек, выходя и встречаясь с вами на лестничной площадке, даже здороваться с вами не хочет, но отворачивается и не смотрит в вашу сторону. Вот просто так, по-житейски рассудить: приятно ли вам таковое было бы? – Естественно, нет. А, по-житейски опять же рассуждая, как можно такого человека назвать?

Но что с нами происходит? Господь все устроил для нашего спасения. Господь взял на Себя ответственность за наши грехи. Господь основал на земле Церковь, которая есть врата в вечную жизнь. Господь даровал нам Таинства величайшие, которыми оживляется наша душа. Господь раскрыл Свои объятия для того, чтобы мы не погибли в грехе и злобе своей. А мы неблагодарно отворачиваемся и не желаем в своей жизни видеть Господа.

Как страшна таковая неблагодарность! Сегодня об этом мы слышали Святой Евангелие. Описывается великое чудо, которое совершил Иисус Христос. Он исцелил десять прокаженных. Проказа – страшная болезнь, при которой человек гниет заживо и не чувствует никакой боли. Собственно говоря, это образ нашей души, которая не чувствует своих грехов. И вот, эти десять прокаженных человек кричат Иисусу Христу: «Иисусе наставниче, помилуй нас!» – И Господь совершает чудо. Он посылает их к священнику, и когда они идут, они очищаются, исцеляются. И вот, из этих десяти только один вернулся, и стал славить Бога, и принес благодарность Господу Иисусу Христу.

«Где же другие девять? – спрашивает Христос. – Разве не десять очистились? Неужели никто более не захотел воздать славу Богу?!»

Услышим эти слова Христовы, которые можно отнести к нам, неблагодарным! – Где же мы, исцеленные Господом от греха? Где же мы, рожденные в купели Крещения, помазанные даром Духа Святаго? Какова наша благодарность Богу? Возносим ли мы ее?

Прославляем ли мы Бога? Хвалим ли мы Его и словами, и жизнью своею? Где мы – христиане, призванные к вечной жизни? Воздадим ли мы славу Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу?

Услышим этот голос Христов! И будем благодарить Господа словами, делами и жизнью своею.

Аминь.

18.12.2005 года.

 

Сегодня мы с вами собрались в воскресный день в храме на молитву и совершаем божественную службу, которая по-гречески называется «евхаристия» или, если перевести на русский, «благодарение». Главный смысл божественной литургии, за которой мы сейчас с вами молимся, – это выразить нашу благодарность Богу. Божественная литургия – служба, за которой мы с вами соединяемся с Господом Богом, за которой мы причащаемся Пречистого Его Тела и Животворящей Его Крови. Это самая главная, самая важная служба. В суточном круге богослужения есть много служб и чинопоследований: это девятый час, вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий, шестой, – и все эти службы являются подготовительными к самой главной службе – к божественной литургии. В монастырях все эти богослужения совершаются, а мы, живя в мирской жизни, радуемся, когда нам хотя бы удается вырваться и прийти на самую важную службу – прийти к литургии, помолиться и причаститься Святых Тайн Христовых.

Вот, дорогие братья и сестры, вдумаемся, почему Церковь самым главным в молитве поставила благодарение Богу. Ведь у нас иногда как воспринимается? Что молитва означает – «просьба». И главное, как мы считаем, что попросить себе чего-либо. И порой воспринимаем само вхождение в храм, или сам приход в храм как, в первую очередь, необходимость совершить какую-то просьбу – попросить у Бога себе здоровья, или успехов в своих делах, или благословения на какое-то новое начинание.

Да, конечно, все это нужно делать, и Церковь это благословляет и понимает, но надо нам с вами также знать, что все это – лишь подготовительное к подлинной, настоящей молитве. К той подлинной молитве, которую непрестанно совершают ангелы на небесах. Они себе ничего не просят. Они восхваляют Бога, и тем счастливы и радостны.

Но как же так, можно спросить, какое же счастье в восхвалении Бога? А этому мы можем увидеть отблеск уже на земле. Ведь самое главное, к чему призвал нас Господь, – это к любви друг к другу. А посмотрите: вот мать любит своего ребенка. Она что, чего-нибудь просит у этого ребенка? Ей нужно что-нибудь от него? Нет! Она рада видеть его, рада держать его на руках, рада слышать его детский лепет. Это проявление ее человеческой любви. Но само единение ее со своим ребенком доставляет ей радость. Два человека любят друг друга, юноша и девушка. Им что, нужно чего-либо, если это действительно любовь подлинная, просить друг у друга? Они рады тому, что видят друг друга, рады тому, что находятся рядом, счастье и любовь переполняет их сердца, им не надо друг к другу относить никаких просьб. Просьбы появятся позже – тогда, когда любовь охладеет.

Вот так и мы с вами, пока еще не имея подлинного дара любви, чаще всего к Богу обращаемся только с просьбами. Конечно, чтобы подлинная любовь была в сердце нашем, нам надо крепко кое о чем попросить. В первую очередь, очень крепко попросить, чтобы Господь простил нам наши грехи, потому что, если что и мешает нам по-настоящему молиться, если что и мешает нам по-настоящему благодарить Господа Бога, по-настоящему любить Господа Бога и радоваться о том, что Бог с нами, а мы рядом с Ним, так это только наши грехи. Они затмевают нашу радость, омрачают ее. Но и это Церковь предусмотрела. Для того в богослужении есть и покаянные молитвы, чтобы наше сердце было очищено и смогло благодарить Господа Бога.

И сегодня мы с вами слышали в Евангелии, как наглядно Господь показал, почему благодарность – это высшее человеческое чувство, и сколь пагубна неблагодарность. Прежде чем перейти к объяснению этого Евангелия, которое мы слышали, я приведу вам простой житейский пример. Вот, допустим, вы живете с соседом и помогаете ему, делаете ему доброе дело, ну не знаю, какое, ну, может быть, помогли отремонтировать ему квартиру, может быть, еще что-то для него сделали, да? А потом встречаетесь с этим человеком, а он не то что не здоровается, а даже не хочет на вас смотреть, отворачивается от вас. Как вам кажется? Как это, правильно ли этот сосед поступает? Вопрос другой, что христианин, когда делает доброе дело, не должен для себя ждать благодарности. Но правильно ли себя ведет этот сосед? А дело в том, что Бог для нас с вами сделал все. Он дал нам жизнь, дал нам способность в этом мире совершенствоваться, быть счастливыми, пребывать в радости и любви. Промыслом Своим ограждает нас от столь многого, что мы даже не знаем. А как мы в ответ относимся к Богу? Помним ли мы о том, что Он делает для нас? Боюсь, что, скорее всего, нет. Боюсь, что мы скорее ропщем на Бога, что мы скорее постоянно чем-то недовольны. Здоровье у нас плохое – Бог виноват. В семье у нас нелады – Бог виноват. Сами мы грешники – опять не мы виноваты, а вот жизнь такая, а раз жизнь такая, то кто Промыслитель этой жизни? – Значит, опять Бог виноват. Увы, это воистину так бывает и воистину так происходит.

Что же мы сегодня слышали в Евангелии? Десять человек, больных проказой – страшной болезнью, при которой человек заживо гниет, – шли вместе. Прокаженные в древнем мире всегда держались вместе, потому что, им не разрешалось приближаться к городам и жилищам человеческим, и по закону Моисееву разрешалось даже камни в них бросать, чтобы они не подходили близко. Это было вызвано тем, что эта болезнь неизлечима, – она и до сих пор неизлечима, – и чтобы она не перешла на других людей. И вот они, увидев Иисуса Христа издалека, боясь подойти, кричали Ему: «Иисус, Наставник, помилуй нас!» А Господь говорит им в ответ: «Идите, покажитесь священнику».

Ветхозаветный священник по закону Моисееву обладал многими знаниями, в том числе и о болезнях. И по ветхозаветному закону он определял, можно ли человеку жить в обществе или он болен проказой. Предписывал закон показываться священнику, и если человек был чист от какой-либо болезни, он мог жить в обществе. И вот Иисус Христос посылает этих десятерых к священнику. Они были прокаженными, но, пока шли, очистились. Очистились! Совершилось чудо! Христос их исцелил от неисцелимой болезни. Они заживо гнили – а стали здоровыми. Это образ наших душ, которые разъедает проказа греха, – так, что порой наши души заживо умирают. И только Христос может воскресить нашу душу и сделать ее здоровой.

И что дальше происходит? Из этих десяти прокаженных один возвращается и начинает благодарить Бога. Один. Господь спрашивает у него: «Не десять ли очистились? Где другие девять? Почему они не пришли воздать славу Богу?» И говорит этому исцеленному: «Иди. Вера твоя спасла тебя».

Смотрите, оказывается, мало исцелить свое тело. Чтобы душа была исцелена, нужно иметь благодарность к Богу. Что проку, что те девять получили телесное исцеление? Они не получили исцеления своих душ, потому что были неблагодарны. Вот что главное в нашей жизни – чтобы наши души были исцелены. Потому что это тело, которое сейчас страдает разными болезнями, придет время, и будет погребено, и достанется в пищу червям. А что с душой будет – которая призвана к вечности и которая будет жить вечно? Какой ответ мы дадим Богу?

Вот через это евангельское чтение, которое мы услышали с вами, Господь призывает нас быть благодарными, учит нас тому, что только благодарность – благодарность Богу с верой дает подлинное спасение.

Итак, мы сейчас с вами молимся за божественной литургией. Эта служба по-другому называется «евхаристия», или «благодарение». Перед тем как совершается великое Таинство, и Дух Святой нисходит на хлеб и вино, прелагая их в Тело и Кровь Господню, священник приглашает все сообщество верных словами: «Благодарим Господа!» Будем же и мы благодарить Господа за все, что Он дает нам. Вспомним те слова, которыми завершил жизнь Иоанн Златоуст:

«Слава Богу за все!» Аминь.

(23.12.2007. Неделя 30-я по Пятидесятнице. Божественная литургия.) – исцеление 10 прокаженных

 

Сейчас мы с вами слышали евангельское повествование, которое учит нас с вами иметь в своих сердцах благодарность к Богу. Самая высшая молитва – это молитва благодарения. Бывают молитвы просительные, в которых мы для себя что-либо просим: просим для себя здоровья, просим для себя жизненного успеха… Бывают молитвы покаянные, в которых мы сознаем свои грехи перед Богом, просим у Бога прощения. Но самая высшая молитва – та молитва, которой Ангелы непрестанно славословят Бога, – это молитва благодарения. И та служба, которую мы сейчас с вами совершаем, Божественная литургия, называется по-гречески Евхаристия, то есть «благодарение». Потому что главный смысл всех тех молитв, которые священник читает во время Божественной литургии, – это благодарность Господу Богу. Вспоминая во время Божественной службы, которую мы сейчас с вами совершаем, весь спасительный подвиг Господа Иисуса Христа, начиная от Его воплощения, вспоминая Его проповедь, вспоминая, как Он был предан за нас, как Он отдал Себя на распятие, как Он взял на Себя грехи наши, как установил Таинство Своего Пречистого Тела и Животворящей Крови, – вспоминая все это, мы с вами во время этой службы постоянно благодарим Господа. И это есть высшая молитва.

Почему же она высшая перед Богом? Потому что молитва благодарения, когда человек благодарит Бога, – это молитва истинной любви к Богу. Истинная любовь заключается не в том, когда человек что-то для себя хочет. Вот, представьте себе, можно ли назвать двух человек любящими, если каждый из них будет говорить другому: «Дай мне то, сделай для меня это, вот пойди туда, помоги мне в этом»? Вот, представьте себе, если один человек только так будет говорить другому, можно ли сказать о нем, что он его любит? Так и наше отношение к Богу. Если наше отношение к Богу заключается только в том, что мы просим для себя и в ответ никак не реагируем на то, что Бог для нас дает, то кто мы после этого? Представьте себе, если один человек у другого попросил одну вещь – тот ему дал, попросил у него помощи – тот ему помог, попросил у него денег взаймы – тот опять ему дал. А на следующий день встречается и даже не хочет с ним здороваться, не смотрит в его сторону. Не так ли с нами бывает в наших молитвах? Когда нам бывает трудно, когда у нас случается болезнь, или несчастье, или сложная ситуация, жизненная или семейная, мы обращаемся к Господу Богу и просим у Него помощи. Как правило, промыслом Божиим, таковая помощь к нам приходит. А после этого – мы забываем! И продолжаем жить, как жили, и, кажется, все у нас нормально – до следующего случая, пока опять что-то не случится. Мы не умеем благодарить Господа, мы неблагодарны.

Для того чтобы понять, как нехороша неблагодарность, сегодня Святая Церковь и предлагает нам евангельское повествование, которое мы только что с вами слышали. Иисус Христос встретил десять человек, больных проказой.

Проказа – страшная болезнь, до сих пор не знают, как ее лечить. И с древнего времени прокаженные жили отдельно, и даже не имели права приближаться к городам, где жили здоровые люди, – они жили в специально отведенных лепрозориях. И более того: в древнем мире жестокие были законы, и жители имели право, если к ним приближаются прокаженные, бросать в них камнями, с тем чтобы они к ним не приближались.

И вот Иисус Христос входит в одно селение, и издалека, не смея приблизиться, десять человек прокаженных кричат Ему: «Иисус Наставник! Помилуй нас!» Они просят милости у Господа Иисуса Христа. Иисус Христос слышит их и совершает чудо. Он посылает их к священнику и говорит: «Идите, покажитесь священнику».

Почему Он посылает их к священнику? По законам Ветхого Завета, священник определял, может ли человек жить в обществе верных, то есть бывали случаи, когда проказа сама по себе отходила от человека, и тогда такой человек, который раньше был прокаженный, а потом очистился, должен был показаться священнику, и священник, рассмотря его, увидев, что он исцелился, разрешал ему жить среди верных.

Дорогие братья и сестры! Начало этого рассказа, кроме евангельского воспоминания событий, должно обратить наше внимание на нашу душу. Проказа – страшная болезнь. Человек гниет заживо и этого не чувствует. Он может обжечь руку огнем и не увидеть, что он обжигает свою руку. Нервы атрофируются и плоть заживо гниет. Это образ нашей души, которая поражена грехом. Вот, мы грешим, грешим, грешим – и не чувствуем этого. И вот, наконец, в нашей душе находится обращение к Богу. Мы обращаемся к Богу, и Господь посылает нас – куда? Вот, куда Господь послал прокаженных? Говорит: «Идите, покажитесь священнику». Вот так и наши с вами души через Церковь Христову, через установленное Таинство Священства, получают благодать и исцеление от наших грехов, получают благодать дара Духа Святаго.

Но как дальше мы себя ведем? После того как эту благодать получаем?

Когда эти десять человек пошли показываться священнику, совершилось чудо: они очистились. Страшнейшая болезнь от них отступила. И вот один из них, обрадовавшись, возвращается назад, находит Иисуса Христа и благодарит Его. Один. Иисус Христос говорит: «Не десять ли очистились? Где же девять? Почему только один нашел и принес славу Богу?» И говорит этому человеку: «Иди; вера твоя спасла тебя».

Вот, дорогие братья и сестры, таким образом через это чудо Господь показывает нам, что мы должны быть благодарны Господу. Ему одному, этому самарянину, иноплеменнику, который возвратился и воздал славу Богу, Господь сказал, что его вера спасла его. Да, те прокаженные получили исцеление своего тела, но их души остались прокаженными, потому что они были неблагодарны.

Мало получить исцеление тела – самое важное получить исцеление души. «Вера твоя спасла тебя», – сказал Господь этому человеку, который вознес славу Богу. Так и мы, конечно же, нуждаемся и в здоровье телесном, конечно же, нуждаемся и в жизненных успехах – во всем этом мы нуждаемся, но это все проходит, а самое главное – чтобы вера наша нас с вами спасла. А для этого нам надо непрестанно быть благодарными Богу. Мы ведь не знаем промысла Божиего. Мы ведь не знаем, от скольких бед и зол мы с вами избавлены. Мы не знаем, от каких жизненных обстоятельств Господь нас с вами отвел. Мы не знаем, каким путем промысел ведет нас с вами ко спасению. Бог это знает. Будем же Его благодарить – за то, что Он ведет нас ко спасению и вечной жизни. Будем благодарить Его за то, что Он создал на земле Церковь Свою Святую, за то, что благодатью Духа Святаго Он прощает нам с вами наши грехи. Будем благодарить Его за то, что Он очищает и освящает наши души, и нас, недостойных, делает достойными, и нас, бессильных, делает сильными, и нас, нечистых и нечестивых, делает чистыми и святыми. За все будем благодарить Господа – Спасителя нашего, Ему же слава во веки веков. Аминь.

(23.12.2012 Неделя 29-я по Пятидесятнице. Божественная литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Какой главный и отличительный признак верующего человека? В чем смысл того, что человек имеет веру в Бога? Как это в жизни человека проявляется?

В первую очередь и самое главное, чем верующий человек отличается от неверующего, это то, что верующий человек молится. Молитва – вот основное, что является признаком веры в человеке. А что такое молитва? Молитва – это обращение человека к Богу. Молитва – это общение человека с Богом. Молитва – это разговор человеческой души с Богом. Молитва – это потребность верующего человека, так же, как потребность для тела – дыхание. Если человек не будет дышать, не будет у него воздуха, он задохнется и умрет, так и для души человеческой потребностью является молитва, и если этой молитвы нет, то человеческая душа умирает, наступает духовная смерть. И тогда человек телом живой, а душой мертвый. Это очень страшно. Потому что именно тогда таковой духовный мертвец рождает вокруг себя зло. Ибо так же, как разлагается мертвое тело и вокруг себя распространяет зловоние, так мертвая душа распространяет вокруг себя грех и беззаконие.

Но что такое это – молитва? В чем ее смысл? В чем ее главная суть? О чем мы можем говорить с Богом? Иногда кажется многим, да и нам в том числе, что молитва – это когда мы у Бога чего-нибудь просим. Как будто Бог вперед еще нас не знает, что нам на самом деле нужно. Иногда мы в своем неразумии просим себе того, что нам совсем не нужно – ни для нашей души, ни для нашего спасения. Неужели всеведущий Господь не знает, что необходимо нам для нашего спасения? Конечно, знает. Но, тем не менее, наша просительная молитва является свидетельством того, что мы доверяем Богу, и обращаемся к Нему, и понимаем, что мы без Него ничего не можем сделать. Ведь все, что есть в этом мире, создано Богом. Человек зло только создавал в этом мире. Все доброе, что есть в этом мире, произошло от Господа. И более того, сам человек есть образ и подобие Божие. И жизнь человека – это дар Божий нам. Мы с вами эту жизнь имеем не потому, что мы ее заслужили, мы родились в этот мир не потому, что это наша какая-то воля, – нет, нам эта жизнь дана как дар. И дарования, таланты каждому из нас даны. Весь вопрос только в том, как мы их употребляем.

Итак, конечно же, когда мы просим что-либо себе у Бога, это молитва, привычная для нас. Мы просим себе здоровья, мы просим успеха в наших делах, мы просим благословения на наши семьи, мы просим у Бога мира, мы просим у Бога, чтобы нам научиться творить Его заповеди. Это все правильные, и нужные, и необходимые молитвы. В конце концов, ребенок тоже приходит к родителям и просит у них то одного, то другого, а родители смотрят: что нужно ему, а что, может быть, и вредно, – и что-то ему дают и разрешают, а что-то, может быть, и не дают. Так и мы обращаемся к Богу как к Отцу нашему и просим у Него.

Конечно, одно дело, когда мы просим благ материальных или физического здоровья – да, это важно. Но есть еще и другая молитва: когда мы просим того, что относится к нашей душе. И чаще всего мы эту молитву в храме произносим. Она очень короткая; мы обращаемся к Богу и говорим: «Господи, помилуй!» Мы просим у Господа милости, потому что сознаем свои грехи, и просим, чтобы Он простил нам наши грехи. И если опять провести аналогию с детьми – так бывает, когда ребенок набезобразничал, а потом идет, плачет, просит у родителей прощения, говорит: «Я больше не буду, я исправлюсь». Они ему прощают. Мы все с вами дети Божии. И, когда грешим, огорчаем Бога. И вот мы и просим у Него прощения за наши грехи. И эта молитва – она выше той, в которой мы просим чего-нибудь для себя: здоровья себе или успеха. Молитва о прощении грехов – она уже выше. Почему? Да потому, что мы здесь обращаемся уже к своей душе и понимаем, что если душа наша будет очищена от грехов, то и жизнь наша будет благословенна Богом. И мы понимаем, что тело рано или поздно в землю уйдет, а душа наша предназначена для вечности. Поэтому, кто молится о прощении своих грехов, тот уже более понимает суть самой молитвы, ее смысл, и тот человек, который молится о прощении своих грехов, уже укоренился в вере, это уже действительно верующий человек. Потому что человек иногда под влиянием внешних каких-то событий может прийти в церковь: вот, у него заболел ребенок, он приходит, вот, кому куда свечку поставить, какой иконе, какой молебен заказать? Все! Казалось бы – да, верующий человек. Проходит время, ребенок выздоровел – все забыто. Дорога в храм забыта до следующего раза, пока опять какая-то беда не случится. Это еще только начало веры, это человек только еще издалека видит, какая она бывает, молитва. И очень печально бывает, когда человек в молитве своей получает то, чего просит, а потом забывает о Боге. Такая неблагодарность губительна для самого человека, потому что неблагодарность – одно из худших свойств, которые может человек в своей жизни проявить.

То же самое и с духовной молитвой. Мы просим о прощении своих грехов, и Господь нам прощает. Прощает в Таинстве Покаяния, очищает нашу душу. А мы потом снова грешим. И проявляем тем самым неблагодарность к Богу. Ведь Господь не просто так отпускает нам наши грехи. Не думайте, что это просто! Не думайте, что это легко для Самого Господа Иисуса Христа. Ведь для того, чтобы наши грехи были прощены, Господь Иисус Христос восшел на Крест, и на Кресте страдал и умирал, и все грехи мира, и наши с вами, были в тот момент на Нем. Вот какой ценой искуплены наши грехи и прощены нам наши грехи. И когда мы легко относимся к грехам, легко согрешаем, легко отступаем от Божиих заповедей, сколь неблагодарны мы бываем! Похоже, как те люди, которые стояли рядом с Крестом и смеялись над Христом страдающим. Вот таковыми и мы бываем, когда легко согрешаем, не понимая, что творим.

Но есть еще и другой род молитвы – самый важный, самый главный, самый лучший, самый великий. Это не тогда, когда человек чего-то для себя просит – материального ли, духовного, – тогда, когда человек благодарит Бога и славит Бога. Ему ничего не надо. Он находит радость в том, что он хвалит Бога, в этом его счастье. Вот высший род молитвы. Так Ангелы молятся непрестанно, прославляя Господа, находясь с Ним в единении. Ангелы так молятся. И мы можем так молиться. И нам Господь дает эту возможность быть благодарными Ему. Высший род любви не тот, когда один человек другому говорит: «Дай мне то да дай мне это. Ах, ты мне не дал? Я тебя, значит, и не люблю». Высший род любви – когда человеку радостно быть с тем человеком, которого он любит, когда счастье – созерцать того, кого ты любишь, счастье – общаться, счастье – разговаривать с ним. Вот он, высший род любви. Но Бог и есть любовь. И наша человеческая любовь – это отражение Божией любви. И высший род молитвы – это благодарственная молитва, когда мы славословим и благодарим Господа Бога за все то, что Он даровал нам, и в этом находим великое утешение и счастье. У святых, которые своей жизнью сподоблялись этого дара молитвы, их лицо, как солнце, сияло от радости, потому что Бог был в их сердце, и они были с Богом.

Конечно, к этому высшему роду молитвы мы еще не все подготовлены. Но Церковь постоянно предлагает нам, чтобы мы научились этому высшему роду молитвы. И вот сейчас мы с вами совершаем службу – Божественную литургию. Она по-гречески еще называется Евхаристия, то есть «Благодарение». Собравшись вместе, несмотря на то, что мы упоминаем и о своих нуждах и молимся и за своих родных и близких, и за себя самих, но главный смысл этой службы – это благодарение Господу. Услышите возглас священника и вспомните его – когда священник возглашает: «Благодарим Господа!» Вот наивысший момент! И тогда совершается чудо: Дух Святой нисходит на хлеб и вино, прелагая их в Пречистое Тело и Животворящую Кровь Христовы, для того чтобы мы соединились с Господом, и чтобы Господь был с нами, а мы с Ним.

Вот что такое благодарение Богу. Благодарение Богу в молитве есть высокая добродетель, к которой нам надо стремиться. И сейчас только что мы с вами слышали Евангелие, в котором Сам Господь Иисус Христос наглядно показывает, как важно быть благодарным Богу.

Мы слышали это повествование. Иисус Христос встретил десять прокаженных людей. Проказа – страшнейшая болезнь, жуткая, когда человек заживо гниет. Прокаженные стали издалека кричать: «Иисус, Наставник, помилуй нас!» (см. Лк. 17, 11–13)

Он слышит их молитву и говорит: «Идите, покажитесь священнику». Через это слово Он их исцеляет. Потому что священник в Ветхом завете определял, какому человеку жить в обществе, а какого изгнать. С проказой не знали, как бороться, как ее лечить, и до сих пор толком не знают. Поэтому был один метод: не пускать прокаженных жить ни в город, никуда. Каждый, кто увидит прокаженного, имел право бросить в него камень, чтобы он не приблизился к человеческому обществу. Христос говорит: «Идите, покажитесь священнику», – и чудо! Пока они шли, они очистились. И только один из десяти вернулся и стал благодарить Господа Иисуса Христа (см. Лк. 17, 14–16).

Вдумайтесь, братья и сестры, какой ужас. Один из десяти! Десять очистились от страшнейшей, жуткой болезни – и только один нашел в себе силы вознести славу Богу.

Иисус Христос, увидев его, говорит ему: «Вера твоя спасла тебя» (см. Лк. 17, 19). А вместе с ним Он говорит это и нам. Другим Он сделал упрек: «Не десять ли очистились? Где девять?» (см. Лк. 17, 17) Дорогие братья и сестры, это упрек и нашим душам, когда мы с вами бываем неблагодарны к Богу, не благодарим Его. И не будет нам пользы ни от каких благодеяний Божиих, которые мы от Него получаем: ни от здоровья, ни от крепости, ни от жизненных успехов, – не будет нам пользы, если мы не будем возносить славу Богу. Не будет нам пользы, если мы будем пользоваться дарами Божиими, а не возносить Ему славу. Смотрите – что сказал Иисус Христос этому человеку, который возвратился? Это был самарянин, он возвратился и стал хвалить Бога. «Вера твоя спасла тебя». Значит, других это внешнее исцеление не спасло. И то, что они исцелились от страшной болезни, никакой пользы для их душ не принесло. А для этого человека принесло. Почему? Потому, что он вознес славу Богу.

Вот, дорогие братья и сестры, будем и мы благодарить Господа нашего за все Его благодеяния, которые Он дает нам. Будем славить и хвалить Его во веки веков. Аминь.

(22.12.2012 Неделя 29-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Наша святая вера и великое Святое Учение Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа имеет высоко духовное содержание. И иногда поэтому возникает мысль, или даже вопрос, который мы слышим от других людей: почему же мы, православные христиане, имея такое высоко духовное Учение, тем не менее в своей повседневной молитвенной практике применяем обращение и молитву перед святыми иконами, – мы подходим к этим иконам, целуем их, мы сейчас вот будем подходить ко Святому Евангелию, целовать, прикасаться к нему, – мы употребляем свечи, которые горят, употребляем кадила благовонные? Казалось бы, все эти вещи не относятся к высоко духовному Учению. Но почему они важны для нас?

И сегодня мы с вами слышали Святое Евангелие, которое дает ответ и нам, и всем вопрошающим. Конечно же, Святая Церковь сохранила все богатство духовного наследия и Учения церковного. И Святая Церковь – это то место, где мы с вами буквально прикасаемся к вечному опыту жизни во Христе. Более того, в Церкви Христовой мы к Самому Христу прикасаемся.

Только что мы слышали Евангелие о том, как Мария Магдалина прибежала к ученикам – апостолам Иоанну и Петру – и рассказала о том, что она не нашла в гробе, где был погребен Спаситель, Его Тела. Она была поражена и не знала, что ей делать. Два апостола побежали ко гробу, тоже недоумевая о том, что это значит (см. Ин. 20, 1–3). А дальше очень интересно повествует евангелист – о том, как один прибежал, увидел, что гроб пустой и там только лежат пелены, в которые был завернут Иисус Христос, то есть плащаница, и головной платок, которым была обвязана Его голова, чуть-чуть отдельно лежал. Потом прибегает и другой, и входит в гроб (см. Ин. 20, 4–7). А дальше, дорогие братья и сестры, хочу обратить ваше внимание на слова Евангелия: «и виде, и верова» (Ин. 20, 8). То есть: увидев плащаницу и сударь, которым была обвита голова Господа Иисуса Христа, вот через эти внешние вещи, увидев их, эти апостолы уверовали в воскресение Господа Иисуса Христа.

Дело в том, что для нас, людей, очень важны вещественные доказательства – такие, которые мы бы могли увидеть своими глазами, прикоснуться к ним руками. Мы ведь не Ангелы, которые чистые духи и у которых нет тела, и которые живут только духовной жизнью. Мы на стыке двух миров, мы люди: мы имеем душу, которая живет по законам мира духовного, и имеем тело, которое живет по законам мира материального. И поэтому для нас важно убедиться не только душою своею в истинах веры, но и тело наше, наши органы зрения, обоняния, осязания требуют некого подтверждения нашей веры. Вот, апостолы увидели плащаницу воскресшего Господа Иисуса Христа и уверовали.

Вот для этого-то, дорогие братья и сестры, и Церковь Христова, как плащаницу Христову, предлагает нам и святые иконы, предлагает нам и молитвословия. Святые иконы – для того чтобы мы глазами своими видели, молитвословия и песнопения – чтобы мы ушами своими слышали, кадильный дым – для того чтобы мы обонянием своим ощущали, и думали о том, какая же красота ожидает нас в вечной жизни. То есть Святая Церковь предлагает для нас с вами все способы для того, чтобы мы, подобно апостолам Петру и Иоанну, прибежавшим ко гробу Иисуса Христа – пустому гробу, где Его Самого уже не было, – и увидевшим пелены Его, увидели и уверовали.

И вот мы с вами, приходя ко храму Господнему, взирая на все то, что дает нам Церковь, участвуя в Таинствах Церковных, тоже видим и веруем.

Обратимся же к Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он укреплял нашу веру через те внешние знаки, которые дает нам Святая Церковь: и через то, что мы иконы целуем, и через то, что мы святую воду употребляем, и через то, что мы молитвословия совершаем, и через то, что мы к Таинствам приступаем, – пусть все это будет для нас с вами укреплением нашей веры, чтобы мы знали, что Господь Иисус Христос пребывает с нами во все дни до скончания века, Ему же слава во веки веков. Аминь.