Неделя 3-я по Пятидесятнице. Господь Иисус Христос запрещает чрезмерно заботиться о временном.

Евангелие от Матфея, 6:22-33

  • Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;
  • если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
  • Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне*. //*Богатству.
  • Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
  • Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
  • Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
  • И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
  • но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, кáк всякая из них;
  • если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
  • Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
  • потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
  • Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

20.06.2004. Неделя 3-я по Пятидесятнице. Божественная Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали евангельское повествование, передающее нам проповедь Господа Иисуса Христа, которая именуется Нагорной. В этой проповеди, в этом Своем обращении ко всем пришедшим послушать Его Господь Иисус Христос раскрывает, что самое главное в жизни человека. В этих словах Иисус Христос для нас показывает, как мы должны настроить свою жизнь. Дело в том, дорогие братья и сестры, что мы, называющие себя христианами люди, сделав свой выбор в Святом Крещении, решились в жизни своей идти за Господом нашим Иисусом Христом. А что это означает – идти в жизни за Господом Иисусом Христом? Как раз об этом и говорится в сегодняшнем евангельском чтении.

Иисус Христос предлагает простой образ, простой символ, простой пример, чтобы он был понятен для нас, Он говорит, что не может один человек служить одновременно двум господам, потому что будет либо одному больше угождать, а о другом забудет, или будет стараться послушать другого, и тогда первому не сможет следовать. Действительно, из жизненного нашего опыта мы знаем, что одновременно невозможно хорошо даже делать несколько простых дел. Так устроен человек, и его внимание, и его усилия, и его воля не могут одновременно во многих различных направлениях утверждаться. Не может человек одновременно сочетать в себе две противоположности. Если сказать проще – не может человек одинаково в своем сердце служить добру и служить злу. Иисус Христос предупреждает всех нас о том, чтобы мы в своей жизни были целостными, целомудренными, то есть – если мы выбрали жизнь с Богом, то мы должны понимать, что вне Бога и нет никакой другой жизни. Если мы выбрали жизнь по вере, то мы должны понимать, что без веры ничего доброго в жизни мы для себя не приобретем. Если мы полагаем надежду свою на Бога, то мы не должны ни на что другое надеяться в нашей жизни. Если мы любим Бога, то мы должны любить ближних своих, через то следуя заповедям Божиим, и должны понимать, что если наше сердце прилепится к чему-либо противоположному Богу, то ничего хорошего для себя мы в этой жизни не получим.

К сожалению, этих простых вещей мы не понимаем и все время забываем о том, что без воли Божией, без поддержки Божией, без благословения Божьего ничего в жизни хорошего мы достигнуть не можем. Иисус Христос приводит простой пример, показывая Своим ученикам и слушателям, а вместе с ними и нам с вами на образ природы, говоря: «Посмотрите на птиц небесных, которые не заботятся о том, что им есть, а Отец Небесный посылает им пищу. Посмотрите на полевые лилии, – говорит Господь, – которые не думают о том, во что им одеться, но Отец Небесный их одевает так, что сам Соломон не одевался в красоте своей». – Простой пример из природы. Но человек может сказать: «А как же не заботиться о том, что нам есть, во что одеться, как нам жить? Как же не заботиться об этом – ведь человек не может жить без пищи, и без питья, и без крыши над головой, и без одежды?»

Да, действительно, жить без этого человек вроде бы не может. Но страшно становится другое – когда человек ест не для того, чтобы жить, а живет для того, чтобы есть. Страшно становится другое – когда человек одевается не для того, чтобы ему прилично выглядеть, чтобы ему сберегать свое тело, чтобы холод его не одолевал, а когда он ищет, во что ему одеться, для того чтобы выделиться среди других, показаться лучше, чем другие, и когда все его мысли только об одежде. Да, действительно, человеку нужен кров над головой, – но страшно тогда, когда ради квартиры, ради жилплощади отец судится со своими детьми, или мать со своим бывшим мужем, или дети со своими родителями, или бабушками или дедушками, идут на любые преступления ради этого клочка жилья. Вот это уже страшно. Страшно тогда, когда человек живет, не видя того, что он есть образ и подобие Божие, что в нем есть бессмертная душа, что эта жизнь – всего лишь временное явление, что ему предназначена вечная жизнь, что Сам Бог пришел в мир, чтобы спасти его. Когда человек живет так, как будто все, что в этом мире временном есть, это единственная реальность, и говорит: «Будем сегодня есть и пить, а после нас хоть потоп, потому что мы завтра умрем», – вот это уже страшно. Страшно, когда человек не в Бога верит, Который дает ему силу, и крепость, и благодать, а когда верит в силу своего ума, или в силу своих денег, или в силу своей хитрости, или в силу своего обмана. И что происходит? Возлагает человек надежду на свои деньги – а завтра его обкрадывают, и он от отчаяния пускает себе пулю в лоб. Думает человек, что он мудрее всех других, – а его снимают с работы, и завтра с ним уже никто не здоровается, никто признавать его не хочет, и он от отчаяния лезет в петлю. Думает человек, что он благоустроил свой дом, есть у него прекрасное жилище, и машины, и мебель, и все у него устроено, – а завтра пожар сжигает все это, и он остается ни с чем. Что делать человеку, который веру свою возлагает не на Бога, Который вечен и Который есть опора всего, а который веру свою возлагает на временные вещи, которые сегодня есть, а завтра превращаются в пыль. Или на человеческую приязнь, которая сегодня есть, а завтра превращается в прах. Или на силу своих финансов, которые сегодня есть, а завтра уходят в песок. Вот об этом и предупреждает нас Господь Иисус Христос, говоря: «Не служите двум господам». Он предлагает нам служить Ему, Единому Господу, во власти Которого мир весь. Он предлагает нам идти за Ним, и раскрывает для этого Свое Святое Евангелие, и Церковь распахивает свои двери, говоря, чтобы мы вошли в нее и жили душою своею вместе с заповедями Божьими, и получали в Церкви прощение своих грехов, и шли за Господом по своей жизни.

А как же то, во что нам одеваться, и что нам есть, и что нам пить, и где нам жить? Вспомните, какими словами закончилось сегодня Евангельское чтение. Господь Иисус Христос сказал: «Ищите себе прежде всего Царствия Божия, и все остальное приложится вам». Даст Господь нам то, что необходимо для нашей жизни, не оставит нас Господь без своей помощи, если мы в сердце всегда будем хранить веру в Него, надежду на Него. И даже если нас постигнут скорби, подобные тем, о которых я говорил, и постигнет нас или болезнь, или несчастье, или финансовый крах, или иное что случится – бросят нас все, и родные, и близкие, и не будут смотреть на нас и здороваться с нами, – и тогда все равно мы не будем одиноки, ибо с нами будет Бог. И Господь будет с нами и не оставит нас, и благодать Божия всегда будет с нами. И даже когда гробовая крышка закроется на нашем гробе, мы не будем одиноки, ибо и в смерти нашей будет с нами Бог, Который даст нам вечную жизнь, Который и нас самих воскресит к Царствию Небесному, и ничто не сможет нас разлучить от любви Божией, ни скорбь, ни теснота, ни болезни, ни люди, ни жизненные обстоятельства – ничто не разлучит нас от любви Божией. Только мы с вами никогда не должны отворачиваться от Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа, Который пришел для того, чтобы мы не погибли, но имели жизнь вечную.

Итак, перед нами выбор – кому будем служить: Богу или мамоне? Невозможно одновременно служить двум господам. Господь ждет от нас, кого мы выберем.

Выберем же Бога и жизнь вместе с Богом. Ему же слава во веки веков.

Аминь.

2.07.2006 Неделя 3-я по Пятидесятнице. Божественная Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы сейчас с вами слышали Святое Евангелие, в котором Господь очень просто указал нам, что главное в нашей жизни. И нам, христианам, всегда нужно помнить эти слова, никогда не забывать, что главное в жизни. Господь говорит, что главное в жизни человека – это его душа, и о душе, прежде всего, нужно заботиться. Искать в своей жизни, прежде всего, правды и Царствия Божия, а все остальное тогда приложится нам. Действительно, если мы рассмотрим нашу повседневную жизнь, наши повседневные заботы, то можно увидеть, что очень часто за повседневными своими трудами и заботами мы как раз это самое главное, о чем Господь нам говорил, забываем.

Когда Господь говорит о том, что «не заботьтесь, что есть, или что пить, или во что одеться», люди неверующие или далекие от Церкви, начинают говорить: «Но смотрите, чему же это учит ваш Учитель? Что, разве трудиться – это плохо? Разве стремиться к тому, чтобы человек имел достойное пропитание, достойную жизнь, достойную одежду, – разве это плохо?» Нет, это не плохо. И нигде Господь не сказал о том, что человек должен жить впроголодь, или должен грязным ходить, неодетым, – об этом нигде Господь не сказал. Но Господь предупредил о том, чтобы человек, в трудах своих стремящийся к тому, чтобы у него были и пища, и кров, и одежда, не посчитал, что это – самое главное. Вот где опасность! Когда человек в своих стараниях обеспечить себе нормальный жизненный уровень забывает о том, что самое главное – это его душа. Когда человек в погоне за тем, что сегодня есть, а завтра этого не будет, забывает о том, что душа его бессмертна, человек теряет самую главную свою суть. Когда люди злятся, ссорятся, ненавидят друг друга из-за каких-то вещей материальных, простых, – когда находятся в сердце силы для того, чтобы завидовать, а не находятся для того, чтобы прощать, когда есть силы для того, чтобы злиться и ругаться, а нет сил для того, чтобы молиться и кому-то помогать. Вот что страшно! Когда вот эта забота о внешнем полностью вытесняет внутренний мир человека.

Вот именно об этом предупреждал нас Господь Иисус Христос, говоря: «Не ищите, что есть и что пить. Неужели Отец Небесный вас не прокормит?» Господь говорил: «Посмотрите на птиц небесных, которых Господь питает». Это не значит, что Господь говорит, что трудиться не надо, нет! Это значит, чтобы за нашими повседневными трудами мы не забыли о нашей вечной душе. Потому что все уйдет и все пройдет, останется только то, что в нашем сердце. Что мы туда сложим? С чем мы придем к Господу? С любовью ли – или с ненавистью? Вот это очень важно.

И сегодня, когда мы услышали это в Святом Евангелии, будем молиться о том, чтобы этот призыв Божий нам узнать. Чтобы нам не ссориться в нашей жизни друг с другом из-за внешних каких-то материальных условий. Чтобы нам уметь лучше уступить, но сохранить в душе мир. Чтобы нам не только думать о том, что у нас будет с вами на столе, чем мы позавтракаем или, чем поужинаем, но и думать о том, что в нашем сердце будет, каково наше обращение к Богу будет, насколько чиста у нас душа, – чтобы нам не забывать об этом думать. И в своей жизни если мы будем искать с вами чистоты сердца, будем искать с вами молитвы, будем искать с вами подлинной жизни по заповедям Христовым, то Сам Господь сказал нам, что все остальное тоже приложится нам. И благословит нас Господь тем, что нам необходимо для нашей жизни, для нашего благосостояния. Будем всегда помнить и всегда молиться о том, чтобы нам никогда не забывать, что мы с вами имеем бессмертную душу, о которой надо нам с вами заботиться, которую надо нам с вами очищать, которую надо нам с вами духовно кормить, духовно питать. А это очищение и духовное питание – это мы можем получить только в Церкви, в Таинствах Божиих: в исповеди мы душу очищаем, в Причастии мы с Господом соединяемся, и Господом укрепляемся, и Господом питаемся; в молитве мы вверх, к Богу, обращаемся – и укрепляемся, и утешаемся. И мы понимаем тогда, и отличаем, что в жизни главное, а что второстепенное.

Да благословит всех нас Господь идти за Ним и слышать Его голос, искать в жизни своей, прежде всего, правды и Царства Божия, а все остальное приложится нам.

Аминь.

13.06.2010 Неделя 3-я по Пятидесятнице. Божественная Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы слышали слова Самого Господа нашего Иисуса Христа, сказанные Им в Нагорной проповеди. Эта проповедь в Святом Евангелии считается главным нравственным содержанием, говорящим о поведении человека и отношении человека к миру, которому учит нас Сам Господь Иисус Христос.

Нагорная проповедь начинается всем нам известными словами, которые мы слышим практически за каждой литургией, которые иногда еще называются Заповедями блаженства: «Блаженни нищие духом, ибо тех есть Царство Небесное». Почему такими словами начал Иисус Христос эту проповедь – важную, главную? «Блаженни». – Кто такие блаженные? По-славянски это означает счастье в высшей степени. То есть «счастливы те, кто делает так-то и так-то». И дальше Господь перечисляет, в чем же счастье человека. Значит, сама Нагорная проповедь и ее содержание, которое мы можем прочитать в Евангелии от Матфея, говорит нам, людям, в чем заключается наше с вами счастье.

Нет человека, который бы не хотел в жизни счастья. Так или иначе, стремление каждого человека в конечном итоге в его жизни в поисках счастья. Весь вопрос только в том, что такое счастье. Славянское слово «блаженство» включает в себя не только русское слово «счастье», которое несет в себе ограниченный смысл, потому что не может человек быть счастлив постоянно. Как правило, у нас в жизни за радостными полосами бывают полосы грустные, и за счастливыми годами, или днями, или минутами бывают горестные годы, или дни, или часы, или минуты. Блаженство же говорит о некоторой вечности, о том счастье, которое пребывает в человеке постоянно, и том счастье, которое ничто не может поколебать, потому что оно находится на твердых основах.

Знакомо ли нам с вами такое счастье? Знаем ли мы с вами, что такое блаженство? На этот вопрос нам важно дать себе ответ. Потому что поисками этого блаженства мы, христиане, и должны заниматься всю свою жизнь. Искать этого блаженства.

Сегодняшнее Евангелие, которое мы слышали, начинается такими словами, что «если око твое будет светло, то и душа твоя будет светла» (см. Мф. 6, 22). О чем это говорит Господь? Господь это говорит о нашем с вами взгляде на жизнь. От того, как мы смотрим на нашу жизнь, от нашей точки зрения и зависит наше с вами внутреннее состояние. Что будет в нашей душе, зависит от того, как мы смотрим на нашу жизнь. И Господь Иисус Христос учит нас, как нам надо смотреть на нашу жизнь, какой мы должны иметь взгляд на происходящее с нами, для того чтобы в нашей душе поселилось блаженство, для того чтобы мы с вами были по-настоящему счастливы.

Ведь в чем иногда видит человек счастье? Ну, как правило, в благосостоянии, здоровье, успехе в жизни, сытой спокойной жизни. Когда, не дай Бог, – у старшего поколения есть еще эта память, – был голод, считалось, что счастье – это хотя бы иметь на столе кусок хлеба… Какой же взгляд на жизнь предлагает нам Господь? Он предлагает нам увидеть, что у каждого из нас есть бессмертная душа, увидеть, что для нашей с вами души очень важен радостный покой. Важно, чтоб не было тревоги, важно, чтоб не было печали, важно, чтоб не было страшной тяжести на душе, от которой никто и ничто не может избавить, – потому что эта печаль, и скорбь, и тяжесть приходят к нам из-за греховного состояния души. А как грех пробирается в нашу душу? Он пробирается к нам через нашу с вами суетность. Мы заботимся не о том, о чем надо. И много переживаем не из-за того, из-за чего нужно. Это называется в святоотеческом учении «многозаботливостью»: когда человек и то считает важным, и другое, и третье, ко всему душу прилагает – а в результате в душе появляется страшная пустота. Действительно, заботится человек о своем благосостоянии, копит деньги, приобретает вещи, в один прекрасный момент случается пожар, или стихийное бедствие, или крадут у него эти деньги, – и ради чего человек трудился, и ради чего человек старался? Отчаяние к нему приходит. Копил-копил человек, купил сыну своему мотоцикл, думал – «Ох, как здорово, как будет радостно!» А сын поехал и разбился. И все удовольствие. Другой копил, готовил все, квартиру себе обставлял, делал все, самое лучшее себе накупил – сверху прорвало трубу, все это залило, что дальше делать? С соседями ругаться, судиться, требовать с них денег, те в ответ еще – что в душе осталось? Злоба, ненависть, неудовольствие. Третий собирал, строил всю жизнь дом, всех мучил, все-все построил – и умер. А дети судятся между собой, один другого по судам таскают, друг с другом не здороваются! Все это понятия вроде бы о счастье: «Как хорошо!» – иметь дом, иметь машину, иметь одежду, хорошо питаться… Хорошо питаешься, каждый день жирное кушаешь, постов не соблюдаешь, к врачу пошел – раз! Говорят: полный панкреатит, язва желудка, – все, заработал себе этой пищей. Дальше что – операция, все надо вырезать, все деньги на химиотерапию, ничего не осталось. И где же это счастье?

Вот, человек многозаботливостью своей гоняется за призрачным «счастьем», как ему кажется, и никак этого счастья не находит. Почему? Потому что неправильный взгляд на жизнь. Об этом ему и говорит Господь: не в этом счастье! А в чем же оно тогда? Разве не надо человеку питаться, разве не надо человеку одеваться, разве не надо иметь достойное жилище? Все это надо, конечно. Но сегодня в Евангелии мы слышали с вами ответ, в чем человеческое блаженство и счастье. Господь Иисус Христос говорит: «Ищите прежде всего Царствия Божия, и все остальное приложится вам» (см. Мф. 6, 33).

Вот, если человек будет искать правды Божией, Царства Божия, будет обращаться к Господу, будет учиться молиться, будет учиться любить своего ближнего, будет стремиться делать что-либо для него, а не для себя, будет отвергаться от своего эгоизма, будет бороться со своими грехами, и в душе его воссияет благодать Божия, то все остальное приложится ему. И даже маленький кусочек хлеба будет ему слаще всяческих разносолов. И простая одежда будет для него прекрасным украшением, лучше всяких драгоценностей и бриллиантов. И его скромное жилище, в котором он находится, будет для него радостью, а не средством к раздору, к зависти и ненависти. Ищите себе прежде всего Царствия Божия, и все остальное приложится нам.

Дорогие братья и сестры! Мы сегодня услышали небольшую часть из Нагорной проповеди Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Эту проповедь можно прочитать в Святом Евангелии от Матфея в 5, 6 и 7 главе. И каждому христианину следует эту евангельскую проповедь Христову читать для себя как можно чаще, потому что в ней твердое указание на то, какой должен быть у нас с вами взгляд на жизнь, и к чему мы должны в этой жизни стремиться, чтобы быть счастливыми.

Дорогие братья и сестры! Ныне Господь промыслом Своим собрал нас в Свой храм. Обратимся к Нему, Спасителю и Господу нашему, чтобы Он вразумил нас открыть нам уши своих сердец, услышать эти слова Господни и прежде всего искать в жизни своей Царствия Божия. Аминь.

24.06.2012 Неделя 3-я по Пятидесятнице. Божественная  Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Жизнь христианина всегда проходит в духовной борьбе. Христианину постоянно необходимо быть вооруженным духовно, потому что он борется против сил зла. Но не надо думать, что силы зла пассивны, что они не ведут борьбу против человека. Борьба сил зла за души человеческие не прекращалась никогда, и враг никогда не оставлял своих попыток захватить души людские. Конечно, пришествие в мир Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, и создание Им на земле Своей Церкви явилось страшнейшим и сокрушительным ударом по силам зла. Потому что те люди, которые находятся в ограде церковной, те люди, которые идут за Господом Иисусом Христом, которые наполнены благодатью Духа Святаго, неуязвимы для действа диавольского. Но наша беда заключается в том, что очень часто мы от этой спасительной сени и покрова церковного уходим, начинаем жить по своей воле, по своим мыслям – и попадаем тогда под власть тьмы.

Причем борьба сил зла против Церкви выражается не только в духовных явлениях – она выражается и во внешних явлениях. Было время в нашей стране совсем недавно, когда были гонения на Церковь – страшнейшие, такие, как в первые века христианства. Многие из вас, старшего поколения, помнят это время: когда нельзя было и близко к храму подойти, когда и храмов-то не было, когда нельзя было ребенку крест носить, – я не буду всего этого перечислять. Это была внешняя борьба против Церкви. Сейчас нам кажется, что наступило время свободы и благоденствия. Неужели прекратилась борьба против Церкви?

Борьба сил зла за души людские не прекратилась, а усилилась. Потому что тогда мы, христиане, знали, что вот он, наш враг, вот он нас преследует, мы видели его и знали, как нам поступать, мы спасались благодатными молитвами Церкви Христовой и ее Таинствами. Сейчас происходит нечто другое. Во всем мире создается общество потребления. Это страшные слова: «общество потребления». То есть человек не воспринимается как духовное существо, созданное Богом, – нет, человек – это объект потребления. Что это такое? Это такой объект, который ест, одевается, чем-то занимается, и надо научить его как можно больше потреблять: чтоб он лучше и разнообразнее ел, лучше одевался, побольше отдыхал… Посмотрим, вот кто смотрит телевизор: о чем там говорится? О чем говорится в газетах? О чем говорится в интернете? О чем говорится по радио? Только об одном: какая самая лучшая еда, какое самое полезное питие, какая самая красивая одежда, – все, ни о чем другом там речи нет! И человек оболванивается с утра до вечера, ему внушается: ешь, пей, одевайся – вот твое предназначение. Зарабатывай деньги, относи к нам в магазин, мы будем обогащаться, а ты будешь… А кем ты будешь в результате?

Хоть раз о душе слышали среди этих рекламных вещей? Да, слышали. Говорят о душе: «Хорошо для души курочки поесть». Вот что хорошо для души, оказывается!.. Вот это-то страшнейшая война сил зла против души человеческой. Потому что когда атеисты нас гнали, мы видели: вот они, наши гонители, – а сейчас мы и сами соблазняемся.

Сейчас мы слышали Святое Евангелие, в котором Сам Господь и Спаситель наш Иисус Христос предупреждает нас об этой опасности. Он говорит нам: «Смотрите, не беспокойтесь о том, что вам есть или во что одеться. Отец ваш Небесный знает, что вы в этом имеете нужду» (см. Мф. 6, 25–32). Что, неужели Господь, создавший нас такими, что мы нуждаемся в пище, такими, что мы нуждаемся в одежде, не знает, что нам нужно и есть, и пить, и во что-то одеваться, и где-то жить? Да, конечно, знает! Он Отец наш, Он знает об этом! Но Он предупреждает нас, чтобы мы не превратились в эти самые объекты потребления. Это у животного, когда его откармливают в хлеву, для того чтобы потом пустить на колбасу, – вот у него нет никакого другого предназначения, кроме как кормиться, а потом попасть на стол, когда его откормят. Человек же не таков? Иисус Христос предупреждает нас, говорит, вы слышали только что в Евангелии: «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, и все остальное тогда приложится вам» (см. Мф. 6, 33).

Вот что главное в нашей жизни. Вот о чем мы с вами не услышим ни в каких рекламах и ни в какой пропаганде. Царства Божия нам надо искать. Правды Божией нам надо искать. Тогда мы останемся людьми. Тогда у нас будут воистину бессмертные души. А то, представьте себе, если мы в земной жизни ничем другим, кроме как погоней за едой, одеждой, внешним успехом не гоняемся, и этим живем, и об этом думаем только, с утра до вечера только этим наполнены наши мысли, и вот – душа разлучилась от тела. Все – нечего кормить, червяки уже это тело будут есть. Разлучилась душа от тела. А что душа умеет? Она ничего не умеет. Она привыкла только думать о том, как вкусно покушать, о том, как получше одеться, о том, какое тщеславие будет, если я куплю какую-то побрякушку и буду ей хвалиться. Ни о чем другом душа не привыкла думать! И она попадает в вечность. Какой же страх и ужас тогда обымет эту душу: все время земной жизни оказалось напрасным, впустую истраченным. Не было поисков Царствия Божия.

А где оно, Царствие Божие? Где его искать? Господь говорит: «Царствие Божие внутри вас есть, в вашей душе» (см. Лк. 17, 21). Значит, мы свою душу сейчас, во время нашей временной жизни, должны наполнить Царством Божиим. Как это сделать? Кто это нам сможет сделать? Благодать Духа Святаго, которая преподается через молитвы и Таинства Церковные, может это сделать. Через жизнь церковную, через участие в Таинствах мы можем наполнить свою душу Царством Божиим. Мы можем уже сейчас стать – и должны уже сейчас стать – гражданами Царствия Божия.

«И правды его», – сказал Господь. Значит, для того чтобы стать гражданами Царствия Божия, нам надо еще правду Божию соблюдать. Так же, как человек живет в каком-то государстве и обязан исполнять его законы. А что это за правда Божия? А правда Божия изложена Спасителем нашим Иисусом Христом в простых словах главной заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею мыслию твоею, всею крепостию твоею, всею душою твоею, и ближнего твоего – как самого себя» (см. Мф. 22, 37–39). Вот если мы это будем делать, если мы будем стремиться научиться этой любви, то тогда мы поймем, что главное в жизни и Кому надо служить. Потому что Христос предупреждает нас, и мы слышали сегодня, Он сказал: «Не можете служить двум господам». Не можете! Ибо, если одному будете угождать, то о другом забудете, и если одному лучше будете все выполнять, то другой останется без вашего служения. «Не можете служить, – говорит Господь, – Богу и маммоне» (см. Мф. 6, 24), – называя этим именем языческого божества то самое общество потребления, которое сейчас усиленно во всем мире строится и нам с вами навязывается.

Нет ничего плохого в одежде. Нет ничего плохого в пище. Нет ничего плохого в комфортных нормальных человеческих условиях. Плохо только одно – когда человек к этому прилагает свою душу и это считает своим господином. Нет! Это прах и пепел. Это не наш господин. Наш Господин – Отец наш Небесный, Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, пришедый в мир для нашего спасения. Ему будем служить! За Ним будем идти. Будем искать прежде всего в жизни своей Царствия Божия, а все остальное приложится нам. Аминь.

21.06.2015 Неделя 3-я по Пятидесятнице. Божественная литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Читая Святое Евангелие, мы находим в нем некоторые места, которые нам кажутся не просто непонятными, но, может быть, несправедливыми по отношению к нам или неприменимыми нами в нашей повседневной жизни. Например, только что мы с вами слышали небольшой отрывок из Нагорной проповеди Господа нашего Иисуса Христа (Мф. 6, 22–33), в котором Он призывает нас с вами не заботиться о пище, питие, одежде. Более того, Он приводит нам в пример птиц, которые не трудятся, не сеют, но Отец Небесный их питает, приводит нам в пример полевые лилии, которые не прядут, не ткут, но Отец Небесный их одевает лучше, чем Соломона во славе его (см. Мф. 6, 25–30). Да как же так? Неужели Господь нас призывает к безделию, безразличию? Как же так не заботиться о пище? Ведь она нам нужна; если мы не будем питаться, мы и жить не будем. Как же так не заботиться об одежде? Что же нам, оборванными ходить, грязными?

Это с первого взгляда. Если эти слова Господа Иисуса Христа вырвать из контекста, они кажутся нам непонятными. Более того, когда была борьба с верой, очень много разных атеистов в своих книжках издевались над этими словами и говорили о том, что Иисус Христос учит тому, чего вообще никто из христиан даже не соблюдает, потому что, действительно, мы трудимся, нам необходимо есть, нам необходимо одеваться. О чем же идет речь в этой проповеди? Как ее понять?

Дорогие братья и сестры! На протяжении всей истории человечества существует противопоставление. Бог Единый еще до пришествия в мир Господа Иисуса Христа через Своих пророков говорил о том, что человеку следует жить и поклоняться Единому, невидимому, всемогущему Богу, сотворившему небо и землю. Но для человека оказалось это понимание трудным. Как так невидимому Богу кланяться? Как так жить по тем заповедям, о которых Он сказал через Своих пророков? Ведь есть какой-то другой закон, который порой проявляется в самой сущности человека, в его желаниях, в его страстях. И так появилось язычество.

Язычество – это поклонение ложным богам. Это наличие множества так называемых богов, или идолов, которым человек служит. Мы можем сказать: «Но язычество – это в далеком прошлом, это когда-то было в истории человечества». Мы знаем языческих богов Древнего Рима, Древней Греции, из Библии мы знаем языческих богов Вавилона, из истории мы знаем языческих богов Древней Руси. Сейчас, вроде бы, этого нет. В мир пришел Господь Иисус Христос, Который не просто указал заповеди, но Сам открыл нам дорогу к вечной жизни, Сам, соединившись с нашим человеческим естеством, соединил то, что было когда-то разорвано грехом. Так о каком язычестве может быть речь сейчас?

Так вот, дорогие братья и сестры, похоже, что мы сейчас с вами живем в самый что ни на есть разгул язычества, и все, что вокруг нас в повседневной жизни, по своей направленности – язычество. Включим ли мы с вами телевизор, мы только и услышим о том, как нужно больше и каких есть продуктов, и какой продукт самый полезный, и какой самый вкусный; и как лучше всего себе лицо накрасить, и как замечательно и прекрасно себе прическу сделать; и как хорошо во что одеться. Все это – главная цель жизни? «В этом смысл жизни!» – нам вдалбливают изо дня в день, из минуты в минуту. В город выйдешь – со всех сторон картинки, рекламы, которые говорят только об одном: человек должен потреблять все больше и больше, он должен жить лучше других, красивее других, и тогда он будет счастлив. Это ли не язычество?

Да, это самое настоящее язычество, потому что в качестве божества предлагается не Единый Вечный Бог, Который открыл человеку то, что у него, у человека, есть бессмертная душа, Который открыл человеку то, что его жизнь временная и в конечном итоге закончится, и он будет иметь жизнь вечную, и от того, как он проживет эту временную жизнь, будет зависеть его вечная жизнь, – нет, об этом ни слова! Живи сейчас и бери от жизни все! Какое сострадание может быть? Какое милосердие может быть? Какая может быть искренняя любовь, что вы? Ты – центр всего. Себе кланяйся! Своим страстям, своему желудку, своему здоровью, своему телу! Вот что самое главное в жизни!

Это нам вдалбливается со всех сторон. И что же в результате? Погонится человек за этими миражами, и что он может в конечном итоге иметь? Следил-следил за здоровьем, хорошо ел, старался, питался, а потом, откуда ни возьмись, рак! И что делать дальше? Где смысл жизни? Деньги на врачей истратил, и все – вот уже и гробовая доска, ничего не вышло! Смысл? Что приобрел? Конечно, если думать о том, что наша временная жизнь только и есть, и никакой другой жизни нет, то это так. Но мы-то с вами знаем, и чувствуем – и все человечество знает и чувствует, и Бог открыл нам это, – что этот отрезок жизни временной очень короткий. Очень короткий! И стремится человек к успеху, достигает высот карьеры, а другой, более молодой и хитрый, подсиживает его; он теряет свое предприятие, теряет свое производство, все обрушилось – и дальше что? Какой дальше у него смысл жизни? Он искал все время этого, и чем все закончилось?.. Спортсмен, самый знаменитый, всю жизнь ухлопал, чтобы заниматься тренировками, ел всякие добавки, поставил один рекорд, два, три – травма. Все, больше не может выступать. Забыли через месяц, никому не нужен. Какой смысл жизни у него?

Вот, дорогие братья и сестры, о чем предупреждает нас Господь Иисус Христос: чтобы мы не были язычниками, не кланялись тому, что Бог Сам сотворил. Ключевое слово в сегодняшнем Евангелии следующее: «Ищите прежде всего Царствия Божия, а все остальное приложится вам» (см. Мф. 6, 33). Вот о чем идет речь. Тогда человек не обманется в своей жизни, если прежде всего будет искать Царствия Божия, следовать в своей жизни за Христом, стремиться жить по Его благим заповедям, пребывать с Ним в единстве, в единстве с Церковью Христовой. Тогда, что бы он ни делал, Господь будет с ним. И будет пищу себе готовить, и Господь будет с ним и будет его благословлять; и будет одежду себе выбирать, покупать, и Господь будет с ним, и Господь будет его благословлять; и будет жилище себе приобретать, и копить на него, и строить его, и Господь будет с ним, и Господь будет его благословлять; и будет строить свою карьеру, трудиться для других людей, и Господь будет с ним, и Господь будет его благословлять, – в том случае, если человек ищет прежде всего Царствия Божия, если он реально понимает, для чего ему дана эта жизнь, и если он понимает, что тем, что ему Бог дает, надо пользоваться. Пользоваться – а не служить. Пищей – пользоваться, чтобы тело жило, питием пользоваться, потому что оно нужно, одеждой пользоваться. Это все для человека второстепенное. Этому нельзя служить. Ради этого нельзя жить. Нельзя жить, чтобы есть. Это удел животных. Они живут, чтобы есть, по своим инстинктам, и то мы не знаем до конца, в чем смысл их существования. А человек должен есть, для того чтобы жить, чтобы его тело было способно поддерживать душу, и чтобы его тело жило в гармонии с его душой, и чтобы дух, душа и тело искали прежде всего Царствия Божия.

А где же нам найти с вами Царство Божие? Как его искать? А далеко идти не надо, чтоб его искать. Царство Божие на земле – это Церковь Христова. Господь явил Свое Царство. Господь Иисус Христос пришел в этот мир и основал на земле Церковь Свою Святую, чтобы никто из верующих в Него не погиб, но имели бы жизнь вечную (см. Ин. 3, 16).   

Дорогие братья и сестры! Обратимся ко Господу с молитвой и попросим, чтобы нам не быть язычниками и не кланяться творению и твари, не кланяться своим страстям и своим грехам, но прежде всего искать Царствия Божия, и все остальное приложится нам.

Аминь.