Неделя 30-я о пути ко Спасению

Неделя 30-я по Пятидесятнице. Евангелие от Луки, 18:18-27

  • И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

  • Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;

  • знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.

  • Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.

  • Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.

  • Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

  • Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

  • ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

  • Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

  • Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

 

16.12.2007. Неделя 30-я по Пятидесятнице. Божественная Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Наша вера святая учит нас, чтобы мы не имели в своей душе самодовольства. Сам Господь и Спаситель наш Иисус Христос указал нам на то, чтобы не было такого состояния нашей души, чтобы мы вдруг о себе сказали: «Какой я молодец! Все я правильно делаю, все я хорошо делаю. Какой я замечательный!» – Такое состояние души, когда человек сам, внутри, собой самодоволен, разрушительно для духовной жизни, потому что человек, когда так думает, обманывается. Враг рода человеческого – обманщик – в данном случае ловит его на удочку свою. Он внушает ему мысль, что ни к чему ему совершенствоваться, ни к чему ему стремиться к большему – он и так в себе всего имеет достаточно. Это очень опасное состояние души человека, несовместимое с настоящей духовной жизнью. Потому что Господь Иисус Христос обратился к нам с такими словами: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). То есть нас призывают быть такими совершенными, как совершенен Бог. Разве это для нас возможно?! Разве мы можем себя представить, что мы настолько совершенны?

Действительно, мы с вами созданы по образу и подобию Божию. И мы были бы совершенны, если бы всегда пребывали в единстве с Богом. Наша беда как раз в том, что мы в этом единстве не пребываем. А в чем опасность самодовольства? Когда человек доволен сам собой и думает, что он все хорошо и все правильно делает, он тем самым не прилагает никакого усилия для того, чтобы исправлять себя и двигаться наверх, к Богу. А ведь если человек не двигается наверх, он обязательно опускается вниз.

И вот сегодня из Святого Евангелия мы услышали этому наглядную иллюстрацию. К Иисусу Христу подходит человек и говорит: «Учитель благий! Что мне сделать, чтобы наследовать вечную жизнь?» Господь предлагает ему, для того чтобы получить вечную жизнь, исполнять заповеди – заповеди Божии, известные еще до пришествия в мир Господа Иисуса Христа, Десять заповедей Моисеевых, – и начинает перечислять их. Человек, услышав знакомые заповеди, назвав их Иисусу Христу, считает, что он хорошо уже с самого детства эти заповеди соблюдает. То есть, обращаясь к Христу, сначала он ищет пути спасения, а потом он говорит Ему же, Христу, что этот путь им уже прекрасно пройден, что все заповеди он замечательно с самого детства соблюдает. И тогда Господь, чтобы указать ему на его реальное духовное положение, говорит: «Ну что же, хорошо. Тогда тебе чуть-чуть еще не хватает: просто-напросто возьми все, что имеешь, продай, раздай нищим и иди за Мной – и будешь иметь вечную жизнь». И тут же этот человек опечалился. Только что он говорил Иисусу Христу, что он все заповеди в себе вместил в своей жизни, – и тут же опечалился, потому что был богат, и его сердце к этому богатству было привязано.

Теперь поразмыслим вот над чем, дорогие братья и сестры. На самом ли деле этот человек соблюдал заповеди? Ведь одно дело внешне исполнять их, а другое дело – иметь то же самое внутри себя. Одно дело, человек может сказать: «Вот, я никого не убивал». А Иисус Христос сказал, что всякий гневающийся на брата своего уже убивает его в сердце своем (см. Мф. 5, 22). Значит, мало того, что внешне человек проявляет якобы исполнение заповедей, – а какова внутренность твоей души? Как же этот человек говорил, что он соблюл все заповеди, когда главная заповедь говорит о любви к Богу? И если человек знает заповедь: «Не сотвори себе кумира, не кланяйся и не служи ему», – это 2-ая заповедь, то как же тогда богатство нашло такое большое место в сердце этого человека? Не стало ли оно для него тем самым кумиром, которому он кланялся?

Итак, этот человек не умел посмотреть в самого себя. Он хвалился своей мнимой праведностью, но тут же Господь указал ему истинное его положение. Этот человек опечалился и отошел от Христа.

Тогда Господь говорит: «Как трудно богатому войти в Царство Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие».

Игольными ушами назывались ворота в Иерусалиме, куда приходили караваны путников. Они были не очень удобные для этих путников для того, чтобы они не могли ввезти ненужную поклажу. Чтобы пройти в эти ворота, верблюд обученный становился на колени, с него снимали всю поклажу, которую он вез на себе, для того чтобы проверить, нет ли там запрещенных каких товаров к ввозу в город, и верблюд таким образом пролазил сквозь эти игольные уши.

Таким образом, Иисус Христос указывает, какой путь для нашего спасения: сбросить с себя, снять всю ненужную поклажу, сбросить с себя, снять все грехи, все свои недостатки, и в смирении и покаянии двигаться в Горний Иерусалим, – вот, практически, как этот верблюд, на коленях. Вот тогда можно войти в Царство Божие. Даже ученики Иисуса Христа, когда услышали это, удивились, потому что они уже научились видеть свои недостатки. Ведь не обязательно быть сверхбогатым, чтобы привязаться к своему богатству. Человек может иметь какое-нибудь маленькое красивое украшеньице и быть привязан к нему, и ему будет его очень жалко; или книжку какую-нибудь любимую иметь – и будет страшно расстроен, если она потеряется, или кто-то ее испортит. Да любая вещица может оказаться иногда для человека – да страшное дело сказать! – важнее всего на свете! И сколько бывает распрей, скандалов, сколько несчастий бывает из-за этой привязанности нашей человеческой к вещам, к предметам, к богатству! Богатство не измеряется количеством, оно измеряется привязанностью души человека к нему.

И вот, ученики Христовы, видя свое собственное недостоинство, стали говорить Господу: «Кто же тогда может спастись?» Вот, в отличие от мнимого праведника, который хвалился тем, что он все заповеди соблюл, они ужаснулись: «Кто же может тогда спастись?»

Дорогие братья и сестры! Это очень сильное указание из Евангелия, чтобы мы знали, каких вещей мы должны избегать. Во-первых, мы должны избегать самодовольства и говорить себе, что мы все хорошо исполняем и все делаем. Но, во-вторых, мы не должны ужасаться. Ведь, если внимательно смотреть, то часто враг нас, с одной стороны, может поднимать в какую-то гордыню, а с другой стороны – бросать в отчаяние. Если мы внимательно в свою душу посмотрим, то, конечно же, ужаснемся, сколько там грехов. И тогда встает вопрос: а как же? значит, мы не спасемся? И вот Господь указывает на то, что оба пути: как один, так и другой, – неправильны. Он единственный путь и жизнь. Потому что Он говорит: «Что невозможно человеку, то возможно Богу» (Лк. 18, 27). Для того Бог пришел в мир и воплотился в человека, чтобы нас, грешников, спасти. Через Господа нашего Иисуса Христа, через веру в Него мы спасаемся. Господь Иисус Христос основал на земле Свою Церковь Святую, в которой дарами Духа Святаго всех нас укрепляет ко спасению. Здесь, в Церкви Христовой, мы с вами спасаемся. Что невозможно нам по отдельности, возможно через Церковь Христову. В чем каждый из нас недостоин, через покаяние мы вновь и вновь соединяемся со Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом. Вот что нужно делать, чтобы наследовать вечную жизнь. Подошел этот человек и спросил у Христа: «Что делать, чтобы наследовать вечную жизнь?» Вот, ответ нам дает Сам Господь Иисус Христос: пребывать в единстве с Ним и в вере в Него, – тогда воистину мы наследуем вечную жизнь. Аминь.

3.02.2008. Неделя 30-я по Пятидесятнице. Божественная Литургия.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Мы сейчас слышали Святое Евангелие – слово Божие, обращенное к нам. Особенность церковного устава такова, что это Евангелие мы с вами совсем недавно слышали, в декабре, оно тоже читалось за Божественной литургией. Так происходит, когда бывают особые совпадения Пасхи, и праздника Рождества, и Воздвижения. Это связано с тем, что в церковном году есть праздники подвижные, связанные с праздником Пасхи, и праздники неподвижные, которые всегда в одно и то же время бывают. А поскольку в течение года Святое Евангелие полностью прочитывается, а с другой стороны, его содержание всегда связано со смыслом праздника, то по церковному уставу в этом году мы уже дважды слышим повествование о человеке, который самодовольно говорил Господу Иисусу Христу, что он все заповеди соблюдает, а когда Господь Иисус Христос сказал ему: «Ну что же, если ты так все знаешь, то, чтобы быть совершенным, тебе осталось совсем немного: пойди, все, что имеешь, продай, раздай нищим, и иди за Мной», – и тогда этот самодовольный человек, который думал и считал, что он праведен, опечалился и отошел от Господа. А Господь сказал, что в Царство Божие очень трудно войти человеку, который обременен богатством, то есть сердце которого привязано к его богатству. И привел сравнение, говоря, что удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши.

Игольные уши – это ворота в Иерусалиме, которые путники, пришедшие в этот город со своими вьючными животными, верблюдами, могли преодолеть только таким способом: с верблюда надо было снять всю поклажу, весь груз, который он вез, и обученное животное проползало на коленях в узкие и низкие ворота. – Это образ, который Господь предлагает всем нам как образ покаяния. Если мы желаем быть вместе с Ним, если мы желаем быть совершенными, то нам надо снять со своей души всю ненужную поклажу: все наши грехи, все наши недостатки, все наши пороки, и в покаянии, буквально на коленях своего сердца, идти в Горний Иерусалим.

Это Евангелие, которое мы сейчас слышали, говорит нам о том, что внешним исполнением закона нам не надо хвалиться. Беда ведь бывает и у нас: приходит человек на исповедь и говорит: «А в чем мне каяться? Я никого не убивал, не воровал, никого не обижал, старался жить честно. Я не знаю, в чем мне каяться». Вот точно так же, как этот человек, разговаривавший с Иисусом Христом. Он так же говорил: «Все заповеди я с детства соблюдаю». И как легко Господь его обличил, как легко показал ему самому, а вместе с ним и нам, недостаточность внешнего исполнения заповедей.

Господь Иисус Христос обращает внимание на то, что в нашей душе, что в нашем сердце. Да, человек может другого не обкрадывать, потому что он боится, что его поймают и посадят в тюрьму – боится закона. Но он может в сердце своем завидовать его богатству. И это фактически и есть духовное воровство. Да, человек может не убивать, потому что и сил у него нету для этого, да и тоже внешнего закона боится. Но он может в сердце не любить другого человека, ненавидеть его, злиться на него, гневаться на него, желать ему зла. Да, человек может не прелюбодействовать, но в душе и в своих мыслях и чувствах он может быть исполнен такой скверны, о которой вслух даже сказать стыдно, невозможно и неприлично. Именно об этом говорил Господь Иисус Христос, указывая всем нам с вами на необходимость духовную нашу жизнь совершенствовать: душу нашу очищать, чувства наши очищать и мысли наши очищать. И это очень трудно. И поэтому слышавшие то, что сказал Господь Иисус Христос, ужаснулись, говоря: «Кто же может спастись?» А Христос сказал: «Что невозможно человеку, то возможно Богу» (см. Лк. 18, 26–27), указывая на то, что Он, Богочеловек, Господь Иисус Христос, и пришел для того, чтобы нас спасти, чтобы то, что невозможно сделать нам в одиночку, Он для нас с вами сделал.

Дорогие братья и сестры! Мы стараемся во время чтения, когда в храме читается Святое Евангелие, внимательно слушать его, и проповедь после этого бывает, объясняющая Святое Евангелие. Но не всегда мы внимательно слышим апостольское чтение – то, которое читается перед Евангелием. И я сейчас хотел бы вам еще раз прочесть то апостольское чтение, которое читалось сегодня перед Евангелием, – прочесть его на русском языке, чтобы мы с вами для своего сердца, и души, и разума уяснили, к чему же призывает нас Господь Иисус Христос, к какому совершенству. Чтобы мы, внимательно выслушав, вложили в свое сердце и осознали, что недостаточно внешнего исполнения заповедей – такого, каким хвалился человек, беседовавший с Иисусом Христом, что нужно внутренне перестроить себя, что нужно научиться нам с вами любить друг друга и прощать друг другу. Чтобы мы с вами осознали, что истинный путь за Христом заключается в духовной жизни и духовной борьбе. Человек, который приходил к Иисусу Христу, спросил: «Что мне делать, чтобы получить вечную жизнь?» И вот что нам делать, как нам идти за Иисусом Христом – об этом и говорится в Священном Писании.

Иисус Христос подытожил Свою беседу словами: «Что невозможно человеку, то возможно Богу». Обратимся же к Господу Богу с просьбой и молитвой, чтобы Он научил нас жить духовно, именно так, каким образом мы с вами можем прийти ко спасению.

Итак, сегодня в апостольском чтении Послания святого апостола Павла к Колоссянам мы слышали: «Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол. 3, 12-16). Аминь.

16.12.12 Неделя 30-я по Пятидесятнице. Божественная Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Как страшны для духовной жизни христианина самоуспокоенность и самодовольство! Когда человек думает, что он уже хорошо постиг святую веру, научился молиться, знает заповеди Божии, установления церковные, и ему начинает казаться, что он уже многого достиг в своей духовной жизни. И уже ему неинтересно слушать проповедь священника, он думает: «Да это я все давным-давно знаю, и даже больше знаю». Ему уже неинтересно читать книжки о духовной жизни, назидательные, – он выискивает там недостатки, ошибки и думает: «Ну что же здесь особенного написано? Мне все это известно». Самое страшное – что уже человеку самоуспокоенному становится не только не интересно, но как бы, как ему кажется, не нужно чтение Священного Писания, Святого Евангелия; он раскрывает его, может быть, пытается прочесть, – и ничего там для себя полезного уже не находит. Потому что его горделивый и самоуспокоенный ум отторгает слово Божие.

Очень страшна для христианина в духовной жизни самоуспокоенность. Это обольщение вражие, фактически. Потому что духовная жизнь – это постоянное движение, шествование за Христом. Мы призваны идти за Христом. Сказано не «стоять на месте», а сказано «идти за Христом». И такое обещание мы дали с вами в Святом Крещении. Самоуспокоенность приводит человека к тому, что когда наступает время идти ему на исповедь, он довольно спокойно идет; он знает, что нужно, напишет на бумажке основные грехи, подходит и совершенно спокойно священнику перечисляет и отходит, довольный собой – как он все правильно и хорошо рассказал. Хотя потом наступает время, и человек вообще не понимает, а что, собственно говоря, особо ходить каяться: «Я, вроде, никого не убивал, ничего не украл, пощусь, в церковь хожу. Ну так уж, батюшка пристает, я уж скажу ему: грешен, грешен», – а сам-то в душе не чувствует. Вот это уже начинается полное омертвение и смерть души человека – духовная смерть.

Дорогие братья и сестры! Христос все время предупреждает нас о том, чтобы мы в нашей духовной жизни не были самодовольными. Сейчас только что мы с вами слышали Евангелие, где Господь разбивает эту человеческую самодовольную позицию одним-единственным предложением. Вероятно, и нам с вами нужно нашу совесть так же укорить, как укорил Иисус Христос человека, который, искушая Его, подошел к Нему и стал у Него спрашивать: «Что же мне делать, чтобы получить вечную жизнь?» (см. Лк. 18, 18). Смотрите, сказано: «искушая Его».

Не потому, что Он от Христа хотел узнать – ему казалось, что он уже все знает! И когда Иисус Христос говорит ему: «Соблюдай заповеди, – и начинает перечислять эти заповеди: – не убей, не кради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй, чти отца твоего и мать твою», – человек Его фактически перебивает и говорит: «Да это я все с юности своей соблюдаю» (см. Лк. 18, 20–21). Не узнаем ли мы в этой реплике, которую сказал он Иисусу Христу, себя? Не кажется ли и нам с вами, что мы порой уже всего достигли и все соблюдаем?

А тогда Иисус Христос говорит ему: «Ты все соблюдаешь? Ну что ж, хорошо. Тебе малого недостает, чуть-чуть: все, что имеешь, продай, раздай нищим и иди за Мной» (см. Лк. 18, 22). Вот тут-то человек и опечалился. Он уже не хотел слушать Иисуса Христа. Он опечалился, он ушел. Его личная самоуспокоенность привела к тому, что он не Бога искал, и не вечной жизни он искал, не это ему нужно было – ему нужно было, чтобы он комфортно жил в своем богатстве, чтобы ничто его не беспокоило, чтобы ему ничего больше делать не нужно было.

Дорогие братья и сестры! Не то ли бывает и с нами? Господь призывает нас, говоря: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (см. Мф. 5, 48). То есть Он постоянно призывает нас делать какие-то шаги в своей жизни. Как мы можем о себе сказать: «Ну да, мы, может быть, никого не убивали, действительно это так». А что, никто из нас в сердце никогда на другого человека не сердился, не злился, не желал никому зла? Господь говорит: «Кто гневается на брата своего напрасно, уже убивает его в сердце своем» (см. Мф. 5, 22) Да, может быть, не воровали мы явным способом. А что, никогда завистливый наш глаз не смотрел на чужое имущество, или чужое здоровье и не завидовал этому? Да стоит немножко в себе покопаться, и мы увидим, что нам нужно исправить, что нам нужно изменить, к чему нам нужно еще стремиться в нашей жизни. Ну да, может быть, мы научились молиться, – встанем, читаем молитвы. А ум наш неизвестно где при этом находится. Одну молитву до конца не можем дочитать, чтобы о чем-нибудь другом не подумать или о чем-нибудь другом не помечтать. Это называется наша молитва? Разве нам не в чем совершенствоваться? Конечно же, есть в чем совершенствоваться.

Иисус Христос очень легко показал этому человеку ничтожность его превозношения. Его сердце было гораздо больше прилеплено к его собственному богатству, чем к желанию познать истину. Ну а разве мы не так же своим сердцем прилепляемся к своим привычкам, к своему обычному жизненному укладу, к своей повседневной суете? Часто ли мы вспоминаем о Боге? Часто ли наша душа ищет исправления? Да, это очень тяжело – войти в Царство Божие. Потому что каждый из нас, так или иначе, привязан к тому малому, что имеет, и трудно разглядеть лик Божий среди повседневной суеты. Поэтому Христос и говорит, когда этот человек ушел: «Как трудно богатому, – а в другом Евангелии написано: «надеющемуся на богатство» (см. Мк. 10, 24), – войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царство Божие» (см. Лк. 18, 24–25). «Игольные уши» – это такие ворота в Иерусалиме были, очень узкие, и когда караван с путниками туда подходил, то обученные верблюды становились на колени, с них снимали всю поклажу, и тогда они проползали под этими узкими и низкими воротами.

Господь указывает на то, что нам надо встать на колени в своей душе, увидеть свое недостоинство, увидеть свои недостатки, стремиться к исправлению. Господь этим образом указывает на то, что нам надо снять с себя нашу ненужную поклажу нашего тщеславия, самолюбия, нашей самоуспокоенности – только так можно прийти ко спасению.

Но апостолы, когда услышали это, увидели и свое состояние душ. Они, которые бросили все и пошли за Иисусом Христом, в отличие от этого богатого человека, – они и то ужаснулись и, видя свое недостоинство, стали спрашивать у Него: «Господи! Кто же тогда может спастись?» (см. Лк. 18, 26). На что Иисус Христос отвечает им: «Что невозможно человеку, то возможно Богу» (см. Лк. 18, 27).

Вот, дорогие братья и сестры, чем мы можем спастись: надеждой на Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, верой в Бога, упованием на Него. Невозможно нашими силами спастись, невозможно собственным силам исполнением заповедей, невозможно каждому из нас отдельно достигнуть высшего совершенства. Потому что совершенен только Бог. А мы люди грешные. Но Бог так возлюбил мир и пришел к нам, чтобы никто из верующих в Него не погиб, но имел бы жизнь вечную (см. Ин. 3, 16). И поэтому нам следует, сознавая свое недостоинство и свои недостатки, стремиться, постоянно стремиться к их исправлению и уповать на Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа во всей жизни нашей. Вот тогда мы с вами получим жизнь вечную. Пришел этот человек и спрашивал: «Что же мне делать, чтобы получить жизнь вечную?» Ответ есть, дорогие братья и сестры, и мы слышали его сегодня в Евангелии: идти за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков. Аминь.

27.01.2013 Неделя 30-я по Пятидесятнице. Божественная Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

По Уставу нашей Святой Церкви Православной за главной Божественной службой – Божественной литургией всегда читается Священное Писание: от апостольских посланий и от Святого Евангелия. Устав церковный таким образом распределяет эти чтения, что за весь год Евангелие прочитывается полностью. А особое воскресное Евангелие составляют ряд Воскресных Евангелий, которые читаются по воскресеньям в течение года. И те, кто из вас регулярно приходят в храм Божий на молитву, – что правильно, и должно, и это заповедь Божия нам так повелевает, – наверно, обратили внимание, что только что было прочитано Евангелие, которое мы совсем недавно слышали, в декабре месяце. Это так происходит потому, что Пасха в этом году будет очень поздняя, и при особом расположении праздников Рождества и Крещения, чтобы не прервался ряд евангельских чтений, это евангельское повествование повторяется еще раз для нашего с вами назидания. Впрочем, действительно, многие важные вещи надо повторять и не раз, и не два, и не три. И такое впечатление, что все равно мы слышим, и не запоминаем, и не исполняем.

В этом Евангелии мы слышали о том, как богатый человек искушал Иисуса Христа, спрашивая о том, как попасть в Царство Божие. На это ему Господь сказал, что для этого следует соблюдать заповеди Божии, а этот богатый человек стал хвалиться, что он все эти заповеди соблюдал с самого детства (см. Лк. 18, 18–21). Уже в этом, дорогие братья и сестры, для нас с вами урок. Человек этот хвалился, но подражать такой похвальбе, что мы якобы соблюдаем все заповеди и исполняем их, ни в коем случае не надо. Потому что, да, может быть, какой-то человек никогда в жизни не крал, не брал чужого, но, с другой стороны, может быть, он в своем разуме смотрел на чужую красоту, или чужое богатство, или чужой успех и завидовал в своем сердце этому. Вот вам и получается духовное воровство – желание приобрести то, чего у тебя нет. Да, большинство из нас, может быть, никогда не убивали других людей. Но женщины, к сожалению, идут на то, что убивают детей в своем чреве. И мы друг на друга порой так гневаемся, так злимся, так ненавидим, что, как Господь сказал, уже убиваем в сердце своем.

Соблюдение заповедей Божиих – очень трудная вещь, потому что она требует постоянного контроля за собой: за своими мыслями и чувствами, а уж тем более за своими поступками. И вряд ли из нас кто может похвалиться тем, что он соблюл все заповеди. Все мы перед Богом грешны; как пророк Давид говорит: «Нет ни единого праведного пред Богом» (см. Пс. 13, 3), – и это правда. А вот тот человек хвалился. Да причем перед Кем хвалился? – Перед Самим Господом Иисусом Христом, Который знает, что у нас внутри. Но он не видел, что перед ним Богочеловек. Он думал, что это просто учитель праведности. Тогда Господь поражает его совесть и говорит: «Ну что же, ты достиг уже совершенства. Если хочешь быть совершенен, тогда пойди, продай свое имение, раздай нищим и иди за Мной» (см. Лк. 18, 22). И человек тут же опечалился, и отошел от Иисуса Христа, и не стал ходить за Ним и слушать Его, как ходили за Ним и слушали апостолы – Его ученики (см. Лк. 18, 23). Почему? Потому что его сердце было привязано к его имению. Не было у него понимания, что более главное в жизни, а что менее.

Это евангельское повествование учит нас тому, чтобы мы никогда не превозносились в себе, но видели свои недостатки, исправляли свои недостатки, сознавали свое недостоинство и шли за Господом Иисусом Христом.

Христос, видя такой поступок этого человека, сказал: «Как трудно богатому, надеющемуся на богатство, войти в Царство Небесное! Удобнее верблюду пройти сквозь Игольные уши, нежели богатому войти в Царство Небесное» (см. Лк. 18, 24–25). «Игольные уши» – это ворота в Иерусалиме, они очень узкие и маленькие. И, когда верблюд с поклажей туда подходил, надо было снять с него поклажу, обученный дрессированный верблюд становился на колени и проползал под этой узкой калиткой. Иисус Христос так образно указал на путь спасения через покаяние: когда надо снять с себя поклажу грехов и буквально на коленях своего сердца и тела идти за Господом, прося прощения у Него за свои согрешения. А ученики, которые последовали за Христом, которые все оставили, все бросили, и шли за Ним, и служили Ему, и те испугались и стали говорить и спрашивать Иисуса Христа: «Кто же тогда может спастись?» А Христос им говорит: «Что невозможно человеку, то возможно Богу» (см. Лк. 18, 26–27).

И мы с вами должны услышать эти слова, и не отчаиваться в своем спасении. Да, мы сознаем свои грехи, да, мы видим свои недостатки. Но спасение для нас возможно, потому что с нами Бог. И если нам, человекам, невозможно спастись, Богу это возможно. И Он для того и в мир пришел, чтобы нас с вами спасти. Но для этого мы с вами должны быть Христовыми, быть вместе с Христом, быть в единстве с Церковью Христовой, и прилагать усилия к тому, чтобы в жизни своей проявлять добродетели и жить добродетельно. А как это жить добродетельно, не хвалясь? Не так, как вот этот богач хвалился, а как надо жить христианину?

Сегодня мы слышали апостольское послание. Оно читалось по-славянски, но оно очень ясное и простое. Я хотел бы его сейчас для вас повторить в русском переводе, из чего мы сделаем вывод, как же нам нужно жить по-христиански. Это читалось сегодня послание к Колоссаям святаго апостола Павла (Кол. 3, 12–16), я сейчас прочту вам его перевод.

«Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословиями и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу». Аминь.

15.12.2013 Неделя 30-я по Пятидесятнице. Божественная Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Как человеку достигнуть спасения? Этот вопрос мучает людей всю историю существования человечества, потому что каждый, кто имеет чуткую совесть и задумывается о состоянии своей души, понимает, как трудно искоренить в своей душе зло. Зло, начиная с маленького росточка, как маленькое семечко, поселяется в нас сначала: в злых мыслях, в лживых пожеланиях, в скверных чувствах, – а потом растет, и растет, и растет, и пускает в нашей жизни корни. И мы сами потом на себя удивляемся: как так выходит, что доброе, которое мы желали ли бы совершать, у нас не получается совершать, зато злые, нехорошие, пустые и скверные поступки мы совершаем повседневно.

Вопрос спасения – это вопрос самый главный для души человека, потому что все остальные проблемы временные. Проблемы здоровья, проблемы питания, проблемы одежды – все это временные явления для человека. А человек, имеющий душу и тело, понимает, что душа его предназначена для вечности.

Чем же мы с вами спасаемся? Когда мы приходим к вере, для нас важно узнать, как ведет себя верующий человек, что он должен делать, чего он не должен делать. Обычно люди изучают заповеди Божии, и правильно делают, ибо заповеди Божии – это как будто указатели пути для жизни человека, пути в Царствие Божие. Люди изучают правила церковные о посте и молитве, о посещении храма, и правильно делают, потому что этими средствами Святая Церковь воздействует на душу человека. Но в этом ли заключается вера? Вот в чем вопрос. В чем суть веры? В чем она? В заповедях ли? В предписаниях ли? В поклонении внешнем? В чем суть нашей веры?

И вот сегодня мы слышали Святое Евангелие, которое указывает на суть, а главное – на способ нашего спасения. Мы ведь знаем, что Иисус Христос пришел в мир для того, чтобы нас спасти. Какой же это способ? Мы слышали в Евангелии. Кстати, это Евангелие часто читается в храме в течение годичного круга, буквально 5 недель назад мы слышали это Евангелие.

Юноша задает вопрос Иисусу Христу, обращаясь к Нему как к мудрому человеку, который знает все. Он еще не видит в Нем Богочеловека. Он говорит Ему, как великому учителю: «Учитель благий! Что мне делать, чтоб наследовать вечную жизнь?» (см. Лк. 18, 18) Господь обращает его внимание на то, что благ один Господь, и указывает ему на Божьи заповеди. А тогда этот человек начинает, с какой-то даже внутренней надменностью, говорить Иисусу Христу о том, что все это он исполнил еще со своей юности, знает все он это, исполняет (см. Лк. 18, 19–21).

Дорогие братья и сестры! Это – то искушение, которое приходит к каждому из нас, верующему человеку. Нам порой кажется, что, зная основные правила церковные, мы уже достигли некоторого совершенства. Так ли это на самом деле?

Иисус Христос показывает, что это отнюдь не так. Он говорит этому человеку: «Хорошо. Тогда тебе малого не достает, еще чуть-чуть: хочешь быть совершенным – возьми все, что имеешь, продай, раздай нищим и иди за мной». И юноша тот опечалился и отошел (см. Лк. 18, 22–23).

«Как трудно войти богатому, надеющемуся на богатство, в Царствие Божие!» – говорит Господь (см. Лк. 18, 24; Мк. 10, 24). И тогда ученики Иисуса Христа, зная за собой тоже некоторую привязанность к внешнему миру, – хотя они-то все оставили, все бросили и пошли за Иисусом Христом, – спрашивают Его: «Кто же тогда спасется?» (см. Лк. 18, 26)

Вот, дорогие братья и сестры, смотрите: сегодняшнее Евангелие – это как бы диалог, разговор между человеком и Богом. Сначала богатый юноша спрашивает у Иисуса Христа, потом Христос ему отвечает, потом снова тот говорит, хвалится о своих поступках, потом Иисус Христос снова ему указывает. А далее уже ученики спрашивают у Иисуса Христа: «Кто же тогда может спастись?» Идет разговор человека и Бога.

Тот ответ, который дал Иисус Христос, – это ответ, идущий из недр Божества. И чтобы нам лучше его понять, можно сегодня поразмыслить еще над одним священным текстом, потому что сегодня Святая Церковь чтит память пророка Божия Аввакума. Мы это имя очень часто слышим во время пасхальных песнопений, когда поется ирмос, начинающийся словами: «На божественней стражи богоглаголивый Аввакум…» (Пасхальный канон, песнь 4) А также в течение всего года на каноне 4-я песнь канона всегда посвящена молитве пророка Аввакума (см. Авв. 2, 1; 3, 2). Чем же известен этот пророк?

Этот пророк жил за семь столетий до пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа. Его книга пророческая имеет всего 3 главы. Она расположена в Ветхом завете в Библии, идет после книги пророка Наума. Всего три главы. Но эти три главы удивительны. Они отличаются от книг других пророков, и вот чем: в этой книге пророк разговаривает с Богом. Он задает вопрос Богу. Не просто задает вопрос, а, как говорит Писание, «вопиет» к Нему. Он спрашивает у Бога, и Бог ему отвечает. О чем же он спрашивал? Вспомним, что спрашивали апостолы у Иисуса Христа. «Как нам спастись тогда?» Пророк Аввакум рассуждает о том же, но берет еще шире. Он видит зло, которое буквально царствует вокруг него: как превозносятся люди надменные и гордые, как богатые притесняют бедных, как лживые благоденствуют, а праведные нет. И эта проблема существования зла в мире настолько поражает пророка Аввакума, что он буквально кричит, взывая к Богу: «Что это значит?!»

Бог не дает прямого ответа. Более того, Он предсказывает еще большие бедствия для людей Израиля. Потому что пророк Аввакум жил в относительно благополучное время, когда еще храм – единственный, Иерусалимский – действовал. А Бог предрекает пленение вавилонское.

Так что же для нас важно в этом разговоре пророческом Бога и пророка Аввакума? Ответ, который в конечном итоге дает на вопросы Аввакума Сам Бог, когда недоумевает, не понимает пророк, что это такое в мире происходит. А разве мы с вами понимаем? Разве мы понимаем, почему зло царствует в мире? Разве нам не обидно бывает, когда мы и верующие, и в храм ходим, и стараемся заповеди исполнять, а у нас и разные неудачи в жизни, мы болеем, и горе у нас, и скорби. Мы-то надеялись, что если мы будем жить по заповедям Божиим, если мы будем все исполнять, если мы будем молиться, если мы будем поститься, то все у нас будет хорошо! А на самом деле не так? Скорби, печали – все это с нами. Разве нас это не удивляет? Удивляет.

Выслушаем же ответ Божий, данный пророку Аввакуму. «Праведный верою жив будет» (см. Авв. 2, 4), – сказал Бог еще до пришествия в мир Иисуса Христа за семь веков. В самой нашей вере и есть наша жизнь. Потому что все внешние обстоятельства пройдут, а наша вера и есть та главная ценность, которой у нас никто не может отнять, на которой вся опора нашей жизни. Время проходит, все бедствия меркнут, все скорби проходят. «Праведный верою жив будет», – говорит Бог.

Не то ли самое отвечает Иисус Христос ученикам, которые не понимают, как они будут спасаться, потому что видят свои недостоинства? Он им говорит, мы слышали сегодня в Евангелии: «Что невозможно человеку, то возможно Богу» (см. Лк. 18, 27).

Вот, дорогие братья и сестры, в чем наше спасение. Наше спасение – в Божией любви к нам с вами. Не потому, что мы заслужили эту любовь, Господь нам благодатию Своею дает ее. Нам надо только веру иметь, и этой верою мы спасены будем. Как все мы с вами слышали сегодня в апостольском послании: «Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог» (см. Еф. 4, 4–5). Этим мы с вами и спасаемся.

Значит, если вернемся к первому вопросу, с чего начали, что же главное в жизни верующего человека: внешние ли предписания заповедей, внешние ли установления церковные, – главное в жизни верующего человека – сама вера, которая питает его, которая утешает его, которая помогает ему в жизни все преодолевать, с которой ему нигде не страшно. Что, разве благоденствовали новомученики, которых держали на Соловках в концлагере? Но они были счастливы, потому что с ними была вера. Разве Подольские новомученики, память которых мы недавно праздновали, которых расстреливали на Бутовском поле, с точки зрения обычного человеческого понимания были счастливы? Когда они, избитые, голодные, раздетые, стояли на краю рва, и в них стреляли? Но они были счастливы, потому что вера была с ними и Бог был с ними. Несчастливы были те, кто целился в них из ружей, – вот они были несчастны. Счастлив человек тогда, и блажен человек тогда – а блаженство есть высшая форма счастья, – когда вера в его сердце, а это значит – Бог в его сердце. Имя пророка Аввакума звучит по-еврейски «Хавваккуп», что в переводе означает «обнимающий Бога». Вот где счастье – когда Бог обнимает нас, а мы обнимаем Бога, когда Господь вместе с нами. Святая Церковь – и только она – дает нам это счастье быть вместе с Богом. Поэтому нам так хорошо в храме Божием. Вот именно поэтому нам и нравятся молитвы, именно поэтому мы и приходим в храм и исполняем церковные постановления. Именно поэтому мы и стремимся исполнять заповеди Божии, потому что это наша внутренняя потребность. Это наша вера, это Божьи объятия для нас.

Дорогие братья и сестры! В сегодняшний день, когда мы столько имеем назидания из Священного Писания, из памяти святых, будем просить у Господа, чтобы Он нам дал эту благодатную веру, которую Он в силах нам подать. Он – совершитель нашего спасения. Будем просить у Него, чтобы никогда в наших сердцах не гас огонь нашей веры. Фактически это и значит, что мы будем просить Его, чтобы Он совершил с нами чудо и спас нас, недостойных, от гибели и привел нас к вечной жизни. А к вечной жизни, дорогие братья и сестры, нас Иисус Христос приводит через Свою крестную смерть и воскресение. В сегодняшний воскресный день желаю завершить свое слово прославлением древнего пророка, который говорит о воскресении Христовом и указывает нам на то, что праведный верою жив будет.

«На божественней стражи богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светоносна Ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко Всесилен»! Аминь.