Неделя 31-я по Пятидесятнице. Исцеление слепого.

Евангелие от Луки, 18:35-43

  • Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни,
  • и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?
  • Ему сказали, что Иисус Назорей идет.
  • Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
  • Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня.
  • Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его:
  • чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.
  • Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.
  • И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.

6.02.2000 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы слышали сейчас с вами как настойчива должна быть наша молитва к Господу. Из евангельского повествования мы узнали о том, как нужно преодолевать все те препятствия, которые возникают у нас во время молитвы.

Человек слепой сидел и просил милостыню у стен города Иерихона. Господь проходил мимо. Его сопровождало множество людей. Слепец услышал шум, движение народа, не понимал, что происходит, стал спрашивать: «Что это?» – Ему говорят: «Иисус Назарянин идет».

Дорогие братья и сестры! Евангелие, повествуя о событиях земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, одновременно предлагает нам духовные уроки для нашей духовной жизни.

Мы в своей повседневной жизни чаще всего бываем духовно слепы. Духовная слепота – это наша общая болезнь. Мы не видим в своей жизни Промысла Божия и поэтому легко унываем, огорчаемся, пугаемся всевозможных событий. Мы не видим в своей жизни тех людей, для которых мы бы могли послужить своей любовью и состраданием, своей помощью и участием. Мы духовно слепы и их не видим.

Мы духовно слепы и потому в повседневной жизни мы не умеем идти по заповедям Божьим и легко, очень легко, сбиваемся на путь греха, подвергаясь всевозможным искушениям. Поэтому можно провести такое сравнение между этим слепым, который сидел у стен Иерихона и нашей душой духовно слепой.

Но вот, этот слепец услышал какое-то движение и стал интересоваться: «Что это происходит?» – Дорогие братья и сестры, как бы мы ни были духовно слепы, все рано Господь дает нам множество знаков Своего присутствия. Господь через Промысел Свой в нашей жизни постоянно обращает нас к покаянию. Всевозможными жизненными событиями Он привлекает внимание к Себе. И так же, как этот слепой стал спрашивать, что это значит, у кого мы спросим, что значит это в нашей жизни – присутствие Божие? Кто нам свидетельствует о присутствии Господа в нашей жизни?

Свидетельствует нам об этом Святая Церковь Православная. Она говорит нам: «Иисус Назарянин грядет. Господь идет к нам. Господь к нам пришел уже и теперь ждет только нашего обращения». – Так свидетельствует нам Церковь.

И вот этот слепой, когда услышал, что Иисус Назарянин идет, стал кричать: «Иисус, Сын Давидов, помилуй меня!» – А те люди, которые рядом с ним находились, стали унимать его и запрещать ему кричать. Но сколь они не унимали, он еще громче и громче кричал: «Помилуй меня!»

Вот, дорогие братья и сестры, прямое сравнение с нашими душами. Нам Церковь открывает присутствие Господа в мире. Мы знаем свои духовные болезни, свои недостатки, и мы должны обращаться к Господу и призывать его и просить именно у него помощи. Но что происходит в нашей жизни? – Как только мы начинаем это делать, тотчас различные жизненные искушения начинают унимать нас в нашей молитве. У нас возникают препятствия в нашей молитве. Мы в храм собираемся и собраться не можем, потому что, то одно событие происходит, то другое и каждое кажется нам важным. И мы пребываем в этой суете и даже вовремя нам прийти в храм трудно – разные случаи происходят, и мы опаздываем. А на молитву встанем – и одно, и другое, и третье нас отвлекает…

Как это похоже на то, что происходило у стен Иерихона! Когда слепой кричал: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня!» – а вокруг все запрещали ему это кричать. Так враг рода человеческого, постоянно искушая нас, пытается запретить нам обращаться к Господу. Но для того и открыто нам Святое Евангелие, чтобы мы, узнав об этих духовных законах, научились, как нам поступать. И вот для нас пример, как этот человек все громче и громче кричал: «Помилуй меня!» – так и мы в своей молитве должны быть неотступны, и преодолевать все искушения, и вновь, и вновь обращаться к Господу с молитвой. И тогда Господь услышит нас, потому что в Евангелии дальше повествуется, что Господь идущий остановился и повелел Своим ученикам привести к Нему этого слепого.

Дорогие братья и сестры! Обратите внимание: Господь повелевает Своим ученикам привести к Нему слепого, который кричит Ему: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня!» – Так Господь повелевает Церкви Своей Святой Православной приводить к Нему всех людей. Через Церковь мы приходим к Господу. Через Святую Апостольскую Церковь, через поставленных Господом архипастырей и пастырей, которые приводят нас к Спасителю, так же, как это было и в Евангелии. Значит, если мы желаем быть приведены к Господу, чтобы мы были рядом с Богом, мы должны быть верными Святой Церкви Православной, которая через свои таинства и обряды церковные приводит нас к Спасителю.

И что сделал спаситель? – Он спрашивает у слепого: «Что ты хочешь? Зачем Меня зовешь?» – «Хочу прозреть!» – «Вера твоя спасла тебя, прозри!» – И чудо совершилось: слепой стал видеть.

Обратите внимание, братья и сестры, что Господь ему сказал: «Вера твоя спасла тебя!» – Вот, дорогие братья и сестры, что мы должны больше всего в своей жизни: веровать в Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.

Надо всем нам, собравшимся в храме Божьем, испросить благословения у Господа, чтобы у нас так же всегда горела святая вера православная, чтобы мы имели такую же решимость, несмотря ни на что, призывать Господа, молиться Ему несмотря ни на что, и дома и в храм Божий стремиться. И тогда и мы услышим от Господа эти спасительные слова: «Вера твоя спасла тебя!

Аминь.

 

29.01.2006 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы сейчас слышали святое евангельское повествование, в котором вновь открыли для своих душ чудо любви Божией к людям. В этом Евангелии, которое описывает реальное событие, реальное чудо, совершенное Господом Иисусом Христом, одновременно образно, символически описывается и состояние наших с вами душ. То есть это не только рассказ о том, как когда-то Иисус Христос совершил чудо, это и рассказ о том, что мы с вами должны делать, чтобы такое же чудо совершилось и с нами. Этот евангельский рассказ обращен и к нашей душе, чтобы мы с вами услышали и приложили такой же труд, какой приложил тот человек, о котором говорилось в сегодняшнем повествовании.

Итак, мы слышали, как Иисус Христос подошел к городу Иерихону. В этом городе был слепой человек, который свое пропитание получал тем, что он просил милостыню, и получал то, что ему подавали. Этот слепой человек услышал какой-то шум, непонятное возбуждение в народе, какое-то движение и стал спрашивать, что значит это. А ему сказали, что идет Иисус Назарянин, и он, услышав об этом, несмотря на то, что вокруг него был шум и движение, и народное волнение, он стал громко кричать: «Иисус, Наставник, Сыне Давидов, помилуй меня!»

Дорогие братья и сестры! Этот слепой человек – образ нашей с вами души, ослепленной грехами. Мы действительно должны признать и увидеть в самих себе, что наша душа духовно слепа, что очень часто в своей жизни мы не видим присутствия Божия, мы не видим присутствия промысла Божия и бываем слепы к движениям воли Божией. Мы бываем духовно слепы и не умеем различить очень часто добро от зла. Делаем это порой ненамеренно, совершая злые греховные поступки и не видя их последствий, духовно ослепленные. Не видя рядом с собой тех людей, которые нуждаются в нашей помощи, мы тоже должны в себе признать, что мы духовно слепы. Не видя, как нам правильно поступить, мы тоже должны увидеть духовную слепоту своей души. И вот, как этот слепой, который питался тем, что ему подавали, так порой мы живем с ослепленной душой, довольствуясь тем, что происходит в нашей жизни, в нашей повседневной суете, и не взыскуя, то есть не ища для своей души исцеления. Ведь как часто люди настолько бывают погружены в суету, что даже не задумываются, для чего они живут, даже не задумываются о том, что за каждый поступок, который человек делает, ему нужно нести ответственность, даже не задумываются о том, какие бывают последствия их поступков. Не говоря уже о том, что они имеют бессмертную душу. Не говоря уже о том, что душа человеческая скорбит без Бога. Как часто человек ни о чем об этом не задумывается и, будучи духовно слеп, удовлетворяется тем, что дает ему суета повседневной жизни.

Но вот потом что-то происходит в жизни человека. Начинается какое-то движение – вот подобно тому, как, когда Христос приблизился к Иерихону, в движение пришел этот город. Христос на самом деле Сам ищет нашего спасения и Сам приближается к нам. Он ищет того, чтобы мы обратились к Нему. Он делает нам шаг навстречу. Так же, как Иисус Христос пришел к городу Иерихону. И вот тут вопрос к нашей душе: что мы должны делать в ответ? И здесь пример нам показывает этот иерихонский слепец. Несмотря на то, что вокруг него шум и суета, он начинает громко кричать и обращаться к Иисусу Христу. Это призыв – евангельский призыв – для нас с вами к молитве. Чтобы мы с вами обратились к Господу с молитвой, к Нему, у Него попросили исцеления от наших духовных болезней, у Него попросили, чтобы Он помог нам, чтобы Он открыл для нас спасение, чтобы Он избавил нас от этих губящих наши души повседневных грехов и суеты. Только Он может это сделать. Но очень часто, да все время, как только человек пожелает обратиться к Богу, его что-то отвлекает, ему кажется, что его голос не будет Богом услышан, ему кажется, что он не умеет молиться, и поэтому он говорит: «Да и какой я грешный! Как меня Бог, разве услышит?» – и не обращается к Богу по-настоящему. Вот здесь в Евангелии мы видим для себя пример, как нужно обратиться к Богу по-настоящему. Несмотря ни на что, начать обращаться к Нему, крича из глубины своего сердца, из глубины своей души.

Но что дальше происходит в Евангелии, что мы читаем? Когда так начал он кричать, другие люди стали его унимать и запрещать ему, чтобы он не кричал и не звал Иисуса Христа. И что же в ответ? А в ответ этот слепой еще громче начинает кричать, еще громче обращаться к Христу. Это ведь образ того, что бывает с человеком, когда он начинает пытаться молиться. Как только человек начинает в душе своей пытаться молиться по-настоящему, тотчас против него обращаются все жизненные обстоятельства. Не надо только путать внешнюю молитву, которая бывает иногда показная, механистическая, и подлинную, внутреннюю молитву. Неправильно будет, если человек дома станет демонстративно перед всеми своими домашними на молитву, несмотря на то, что есть много дел, что дети плачут, что нужно там обед варить, – нет, станет и будет полтора часа читать акафисты, чтобы все видели, как он это здорово делает. Не об этой молитве говорится в Евангелии. Эта такая молитва, которая напоказ делается, ее обличал Господь Иисус Христос в лице фарисеев, которые лицемерно любят долго молиться напоказ, чтобы все хвалили их. Нет. Это речь идет о горячей молитве, которая должна исторгаться из самой души человека, чтобы именно Бог ее слышал. Не чтобы люди видели, как ты молишься хорошо и долго, и тем самым раздражались и злобились на тебя. Нет. А из души человека должна идти эта молитва. Но о чем же тогда повествование про тех людей, которые унимали и запрещали слепцу кричать и обращаться к Богу? – Да это речь идет о внутренней борьбе в самой душе человека. Понаблюдайте за собой: как только вы внимательно начнете произносить слова, обращенные к Господу, как сразу вихрем нанесутся разные мысли, которые будут вас отвлекать от этой молитвы, сразу придут самые различные воспоминания, которые не дадут вам сосредоточиться в молитве, сразу вы вспомните множество дел, которых вы не успели сделать, и будете о них размышлять и сами не заметите, как ваша мысль отвлечется от молитвы, и язык будет только произносить слова, а ум блуждать где-то.

Вот об этой духовной борьбе и говорит Господь. Почему молитва наша часто бывает бесплодной? Да потому, что часто она происходит только внешне, а не прилагается к этому внутреннее.

Как кричал этот слепой? Как он хотел? Почему он кричал? Да он хотел, чтобы его Христос услышал! И для этого прилагал все имеющиеся у него силы. Это образ того, как мы с вами должны молиться – прилагать все имеющиеся у нас духовные силы и искать способа и возможности обращаться к Богу. Иногда человек сетует и говорит о том, что жизненные обстоятельства не дают ему молиться, что у него очень много занятий, что у него очень много дел. Но если мы послушаем наставления святых отцов, таких, как преподобный Серафим Саровский и другие подвижники, они поучают о том, что внешние занятия не мешают человеческой душе молиться. Ничто не мешает человеку одновременно с каким-то делом, которое он делает, ум и душу свою обращать к молитве. И более того, если человек трудится и в этот момент раздражается, злится, что ему нужно вот выполнять эту работу, а так бы вот, думает он про себя: «Вот если бы не эта работа, вот я бы как встал бы, как бы прочитал три кафизмы, два акафиста, все бы было здорово». Это он сам себя обманывает, потому что вместо того, чтобы внутренне раздражаться, займись в это время внутренней молитвой, и сам увидишь, как труд твой тебе же даст пользу. Вот об этом и говорит услышанное нами Евангелие.

Итак, так громко кричал этот слепой, что его услышал Иисус Христос и остановился. И сказал: «Приведите его ко Мне». Обратите внимание, Господь Иисус Христос поручает привести к Нему этого слепого. Это объяснение для нашей души в том, что нам будут от Бога посланы помощники нашей душе, чтобы наша душа была приведена к Богу. И такой помощницей и такими помощниками являются святые и Церковь Христова, которая приводит нас к Господу Иисусу Христу. Все, что в Церкви устроено: все обряды церковные, все Таинства церковные, церковные правила, богослужения, – это как раз исполнение слов Господа Иисуса Христа: «Приведите его ко Мне». Церковь приводит нас с вами, нас, духовно слепых, к Христу. Нас, желающих, чтобы Господь нас услышал, Церковь приводит к ногам Господа Иисуса Христа. И, если мы будем слышать голос Церкви, исполнять заповеди церковные, жить церковной жизнью, участвовать в церковных молитвах и в церковных Таинствах, мы, хотя и духовно слепые, будем приведены к Господу Иисусу Христу.

И вот когда привели этого слепого к Христу, Христос спрашивает у него: «Что ты хочешь?» Он говорит: «Хочу прозреть!» А ему Господь говорит: «Прозри! Вера твоя спасла тебя». Смотрите, вера спасает человека! Вот Церковь Христова нас и приводит к Христу, чтобы мы через веру нашу получили спасение от наших грехов, от нашей духовной слепоты, духовно прозрели и увидели Господа Иисуса Христа в нашей жизни. Ибо Господь рядом с нами. Господь пребудет с нами во все дни до скончания века. Только наша духовная слепота мешает нам Его увидеть. А Церковь Христова, помогая нам увидеть Господа Иисуса Христа, научает нас важнейшей добродетели – вере.

Святое Евангелие, рассказывая нам об этом чуде, призывает нас искать этого духа веры, призывает нас к спасительной вере, которая поможет нам узреть Господа и очиститься, и исправиться, и измениться, и увидеть в себе то, что нам мешает в нашей жизни, и поможет нам это исправить. Вот в чем миссия Святой Церкви в этом мире.

И когда Господь сказал эти слова: «Прозри!» – тотчас слепой прозрел. Совершилось чудо. И он стал хвалить и благодарить Бога – и то же стали делать все люди, увидевшие это чудо. Вот и мы, дорогие братья и сестры, собираемся на молитву в храм Божий для того, чтобы прославить Бога, Который спасает нас, Который открывает нам духовные очи. Когда человек воистину чувствует на себе прикосновение благодати, он исполнен благодарности к Богу и благодарит Его словами своими и жизнью своей.

Дорогие братья и сестры! Услышав это содержательное евангельское повествование сегодня в храме Божьем, приложим его к своей жизни. Задумаемся о том, как нам лучше призывать Господа и звать Его, задумаемся о том, как нам лучше веровать и хранить нашу святую веру, задумаемся о том, как нам лучше прославлять Бога делами добрыми и жизнью своею. И помолимся изо всех сил своей души Господу и Спасителю нашему, чтобы Он открыл нам наши духовные очи и чтобы мы видели путь жизни и шли по нему.

Аминь.

 

 

 

(10.02.2008 Неделя 37-я по Пятидесятнице. Божественная литургия.) – об исцелении слепова

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Слышали мы сейчас с вами святое евангельское повествование о том, как Господь Иисус Христос исцелил слепого человека. Это случилось около города Иерихон, куда вошел Иисус Христос, а там у городских стен сидел человек, который просил милостыню, и он был слепой. Он услышал какой-то шум и стал спрашивать, что это значит. Ему сказали, что Иисус Назорей идет. И тогда он начал громко кричать и, обращаясь, звать Иисуса, и просил Его: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня!» А люди, которые рядом шли, начали его унимать, но он только громче еще стал кричать и звать Иисуса Христа.

Так начинается сегодняшнее евангельское повествование. Дорогие братья и сестры! Слушая его, мы должны обратиться к своей собственной душе и увидеть, что это нам указание, как мы должны молиться.

Молитва – это главное в духовной жизни человека. Человек не может именовать себя верующим, если он не обращается к Богу с молитвой. Молитва – это духовная потребность души человека. Если хотите: то, что для тела человеческого значит дыхание, – если человек не будет дышать, то его тело умрет, – то для души человеческой означает молитва. Через молитву живет душа человека. Без молитвы душа человека умирает. Молитва – это обращение человеческой души к Богу, это разговор человеческой души с Богом.

Обратите внимание, что повествуется в сегодняшнем Евангелии о слепом человеке. Кроме того, что это описание чуда, которое сотворил Христос, но это еще и символическое описание наших с вами душ. Потому что, к сожалению, мы пребываем в духовной слепоте. Потому что, к сожалению, мы не видим собственных грехов и недостатков и поэтому духовно слепы. К сожалению, мы не видим приложения, где бы мы с вами могли сделать доброе дело, и очень часто бываем слепы к тому, чтобы увидеть, как мы можем сделать какое-либо доброе дело. К сожалению, мы бываем духовно слепы, когда не видим горя или страданий, или каких-то сложных ситуаций в жизни близких нам людей и равнодушно их не замечаем.

Итак, наша душа, можно сказать, духовно слепа. И вот сегодняшнее евангельское повествование указывает нам, что наша душа должна делать. Так же, как этот слепой по шуму, который создавал народ, шедший рядом с Христом, понял, что что-то необычное происходит, так наша душа узнает о присутствии Господа Иисуса Христа в мире, в жизни, о действии Бога в жизни через различные события. Действительно, так часто бывает, что промыслом Божиим через какие-то внешние события человек вспоминает и начинает думать о Боге. Для кого это бывает болезнь – его личная, для кого-то это бывает болезнь его близких, для кого-то это смерть близкого человека, для кого-то это какие-то несчастья, которые происходят в его жизни. Эти события заставляют человека задуматься о значении самой жизни и о том, что в жизни не все так просто, и в ней есть смысл. А для кого-то, наоборот, радостные, хорошие события направляют его мысли к Богу – такие как рождение ребенка, или заключение брака, и человек тогда вспоминает о Боге и ищет благословения Божия. Иными словами, через внешние события, которые происходят с нами в жизни, Господь дает нам, духовно слепым, промыслом Своим знать о Своем присутствии в этом мире.

И вот когда слепой услышал этот шум, он начал у всех спрашивать, что это значит. Так и человек, который ищет правды в жизни своей, начинает спрашивать, искать заповедей Божиих, искать правды Божией в этом мире. И Святая Церковь раскрывает перед человеком путь жизни, указывая ему на то, как ему прийти ко Христу. Через святые обряды церковные, через Таинства церковные наши слепые человеческие души приводятся ко Христу. Для чего они приводятся? Вот дальше из Святого Евангелия мы это с вами и узнаем.

Начинает громко кричать слепой человек и призывать к себе Христа. Это образ, какой должна быть наша с вами молитва. Нам надо сейчас вспомнить и задуматься, как мы с вами молимся. Что происходит в нашей душе? Ведь часто бывает так, что человек молится механически: встает на молитву дома у себя, открывает молитвослов, начинает читать первые строки молитв и, не успел человек до третьей строки молитву дочитать, как язык у него говорит слова молитвы, а ум уже думает, что в сегодняшний день надо сделать, с кем встретиться, чего не забыть. И вот у него язык тараторит, тараторит быстро-быстро, все, молодец, 15 минут прошло – все прочитал, а успел ли он за это время помолиться? Или в храме Божием мы стоим; призывают нас на молитву: «Миром Господу помолимся». Сложили мы пальцы, перекрестились, началась Божественная литургия или другая какая-то служба, и вдруг мы замечаем, что кто-то не так свечку поставил, а кто-то пришел неправильно одетый, а потом начинаются разные воспоминания, что было вчера, да позавчера, да десять лет назад. И человек стоит телом своим в храме Божием, а душа его не молится. А без молитвы, дорогие братья и сестры, нет веры. Как уже я говорил, без молитвы душа человеческая не дышит. И если молитва – это разговор человека с Богом, а человек не молится, то, значит, он и к Богу не обращается. Смотрите, этот слепой не просто звал, а он вовсю кричал, – кричал, и ему даже запрещали и говорили: «Замолчи», – но он еще громче кричал и звал Иисуса Христа. А что если бы было так: он узнал, что Христос идет, ну, узнал, сказал бы: «Господи, подойди ко мне», – а потом бы начал прислушиваться и квалифицировать, какие шаги у людей, кто быстро скачет, кто медленно, кто ногами шаркает, а кто топает, и вот начал бы об этом задумываться, а потом вспомнил бы, как он жил, да какие у него случаи были в жизни, и сидел бы и молчал. Услышал ли бы его Христос? Подошел ли бы Он к нему? Стало бы описывать об этом Священное Писание, если бы было по-другому? Нет! Священное Писание именно описывает то, что необыкновенно. Ведь не один слепец тогда был в Израиле, но о нем, об этом иерихонском слепце написано в Святом Евангелии. Почему? Да потому, что другие, может быть, и слышали, что Христос идет, но и не вздумали Его позвать к себе – мало ли кто ходит? Мало ли что в жизни бывает – у меня свои дела, мне надо подумать, как бы лучше денежку выпросить, как бы купить хлебушка покушать, когда мне звать этого Христа к себе? Так думали другие. И о них ничего в Евангелии не написано. А об этом слепце написано, потому что он не просто звал, а он изо всех своих человеческих сил кричал, взывая и обращаясь ко Господу: «Помилуй меня!» – несмотря на то, что другие мешали ему.

Дорогие братья и сестры! Это евангельский образ, как наша с вами душа должна молиться: изо всех сил. Несмотря на то, что многое мешает душе молиться. Так же, как этому слепому запрещали кричать, так и нашей душе постоянно что-то мешает, постоянно что-то отвлекает, постоянно кто-то как будто наш рот духовный закрывает, чтобы мы к Богу не обращались. Вот тут-то и надо приложить силы к молитве – это и есть духовная борьба. Есть даже такие мнения святых отцов, что лучше одну молитву прочитать, приложив к ней все свое усердие, чем десять. Причем советуют некоторые отцы даже так: что начинаешь читать любую молитву, даже «Отче наш», внимательно, вдумываясь в каждое слово и произнося каждое слово своей душой, но вдруг почувствовал, что мысль твоя ушла, и ты начал что-то там вспоминать или о чем-то мечтать, вернись снова – с того места, где начал мечтать. И слово за словом обращайся к Богу. Чтобы и язык, и тело, и, главное, душа твоя одновременно обращались к Богу. А почему это нужно? А вот дальше Евангелие нам объясняет.

И тут Христос услышал крик этого слепого. И Он подходит к нему и спрашивает его: «Что ты хочешь?» А он говорит Ему: «Господи, хочу прозреть». И Христос говорит ему: «Прозри! Вера твоя спасла тебя».

Вот, дорогие братья и сестры, что происходит в результате усиленной молитвы. В сердце человека возгревается вера, и эта вера спасает человека. И чудо совершается: слепой прозревает, и идет за Христом, и восхваляет Бога. Дорогие братья и сестры! Это образ истинно верующей души. Она по слову Божию духовно прозревает, начинает ходить во свете Христовом, славить Бога, и она спасается от греха и гибели. Вот что значит молитва, к которой мы с вами должны стремиться.

Дорогие братья и сестры! Сегодня, придя в храм Божий, мы услышали Святое Евангелие, которое повествует о значении молитвы в жизни человека, о том, что молитва приводит человека к спасающей вере и к духовному прозрению. Приложим свои силы к тому, чтобы учиться нам с вами молиться. Будем стремиться к внимательной, умной молитве, прилагая все свое сердце к совершению молитвы. Ни дня пусть не проходит у нас без молитвы, и утром и вечером будем обращаться к Господу Богу, несмотря на то, что жизненные обстоятельства порой мешают нам сие делать. Будем помнить, что взывая и обращаясь ко Господу, мы тем самым призываем Самого Господа к нам, и Он слышит тогда нас, и приходит к нам, и спасает нас, Ему же слава во веки веков. Аминь.

(02.02.2013 Неделя 35-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Каждый воскресный день в неделе является маленькой Пасхой, ибо в этот день мы богослужебно, и молитвенно, и внутренне духовно вспоминаем события, относящиеся к воскресению Господа нашего Иисуса Христа, и само воскресение Христово.

В храме Божием накануне воскресного дня читается одно из 11 Евангелий, в которых рассказывается о том, как узнавали об этом событии Его ученики, что этому сопутствовало. Вот и сегодня мы слышали с вами только что Евангелие от Марка (Мк. 16, 1–8), в котором говорится, как очень рано утром женщины – ученицы Христовы пошли ко гробу Иисуса Христа. Они шли ко гробу, потому что хотели воздать Иисусу Христу последние почести по человеческим обычаям. Они знали о том, что Христос был арестован, знали о том, что над Ним издевались и Его судили, знали о том, что Он распят и умер. Узнали они, где Он погребен. И, беспокоясь о том, чтобы исполнить человеческие обычаи погребения, по древнему восточному обычаю, они несли с собой драгоценное масло, – оно по-славянски называется «миро», поэтому этих женщин обычно называют мироносицами, – для того чтобы помазать Иисуса Христа.

Шли они, движимые любовью, потому что они не знали, как им это удастся сделать. Шли они ночью, хотя по законам древнего мира женщине ночью ходить, да еще без сопровождения мужчин, совершенно не полагалось. Шли они, не зная о том, как они пройдут к самому гробу, ибо к гробу была приставлена стража. Шли они, не понимая того, как они смогут отвалить камень от гроба, – потому что на Востоке гроб – это высеченное в скале небольшое помещение, которое заваливается большим камнем, так было и с гробом Господа Иисуса Христа. Но они шли. Шли – потому что ими двигало любящее сердце.

Почему Святая Церковь из раза в раз предлагает нам услышать это евангельское чтение? Для того, дорогие братья и сестры, чтобы укрепить нас в нашей повседневной жизни в подлинной вере в воскресшего Господа Иисуса Христа, которая должна быть основана на нашей любви к Богу. Потому не было страшно мироносицам, что онилюбили. Если бы они думали о чем-то другом, о чем-то внешнем, они, конечно, и ночью бы испугались идти, потому что их осудят, и испугались бы приближаться к гробу, потому что их арестуют, и поняли бы бессмысленность своих усилий отвалить камень огромный от двери гроба, потому что сил бы их человеческих не хватило. Все это они своим разумом и понимали, но выше разума была в их сердцах любовь.

Как часто, когда мы в жизни унываем, когда, подобно тому, как и эти женщины думали, что все закончено, что Христос убит, но только разве что и остается, так это помазать Его, отдать Ему последние человеческие почести, – так кажется часто и нам, что в жизни уже нет ничего доброго, нет ничего хорошего, да и смысла, в общем, в жизни нет – все пустота какая-то. И мы начинаем унывать. А когда мы унываем, то появляется в душе страх – страх всего, что происходит вокруг нас. И мы уже забываем слова воскресшего Господа Иисуса Христа, который сказал, что Он с нами во все дни до скончания века (см. Мф. 28, 20). Только совершенная любовь изгоняет из сердец человеческих страх. И вот Святая Церковь предлагает нам услышать это евангельское повествование об этих женщинах-мироносицах, чтобы подражать им в любви ко Господу, чтобы не бояться внешних обстоятельств. Они, не боявшись, пришли ко гробу – и все их недоумения разрешились. Их Ангел встретил, им Ангел провозгласил весть о воскресении Спасителя. Вот так, дорогие братья и сестры, и мы с вами будем, если мы отложим суетный, пустой, житейский страх, пустые житейские печали и попечения, а надежду свою будем возлагать на Господа и будем с любящим сердцем стремиться к Нему. Сделать то, что мы можем, вот в данных условиях. Ничего не могли жены-мироносицы сделать, кроме как пойти и попробовать помазать тело Господа Иисуса. Так и нам иногда кажется: что мы можем сделать доброго в этой жизни, чем мы можем изменить эту жизнь или исправить? Надо пытаться делать то, что в наших силах. Будем стремиться жить по-христиански, будем стремиться в соответствии с тем, что Господь нам сказал, поступать, будем слушать слово Божие – и Ангел и к нам явится, и нашу душу просветит, и нам возвестит радость воскресения, и нас утешит. Будем унывать, будем опускать руки, не будем духовно трудиться – тогда в темноте погибнем.

Да не будет с нами этого! Для этого Господь на земле и создал Свою Святую Церковь, чтобы мы с вами не погибли, но имели свет, который Господь послал нам в этот мир, – свет Его воскресения.

В преддверии воскресного дня помолимся, дорогие братья и сестры, чтоб нам в своей жизни уподобляться святым женам-мироносицам, всем сердцем стремиться ко Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу и возгревать в своих сердцах любовь к Нему и к своим ближним. Аминь.

 

(03.02.2013 Неделя 35-я по Пятидесятнице. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Духовная жизнь человека – это его постоянный труд над своей душой. Душа, которую Господь дал нам с вами при нашем создании, призвана к радости и жизни вместе с Богом. Но душа, будучи соединенной с телом и являющая единое целое нашей с вами личности, человеческой личности, проходит определенный путь, который необходим ей для того, чтобы она собрала то сокровище, которое предназначил нам всем с вами Господь. Это сокровище называется любовь Божия. И этот путь душа человеческая должна пройти, потому что некогда мы с вами потеряли рай из-за своих грехов, и теперь мы должны пройти путь за нашим Спасителем и Искупителем Господом Иисусом Христом, чтобы вновь этот рай обрести.

Однако грехи, которые мы продолжаем совершать и совершаем, наносят большой вред нашей душе. Ибо сами грехи – это те болезни, которыми болеет наша душа. И если этих болезней не исцелять, то они становятся хроническими и гибельными для нашей души.

Сегодня мы слышали только что с вами Святое Евангелие, которое является для нас образом того, как мы должны стремиться к исцелению наших душ. Потому что одно из главных тяжелейших заболеваний духовных, которыми мы с вами болеем, это духовная слепота. Когда мы духовно слепы и мы не видим правильного пути в жизни, не видим, как нам нужно исполнять заповеди Божии, не видим промысла Божия, Бога не видим в нашей жизни. И нам жизнь начинает казаться сцеплением каких-то случайностей, пустых событий, суетных дел, и за всем этим мы не видим Бога. Мы рассуждаем о какой-то «судьбе», о каком-то «случае», и забываем в слепоте своей духовной о слове Божием и о Его промысле. Мы не видим, как нам совершать добрые дела, мы не видим людей, которые нуждаются в помощи нашей. Эта духовная слепота поражает нас и ведет к серьезным духовным заболеваниям и грехам.

И вот сегодня в Евангелии мы на примере чуда, которое совершил Господь Иисус Христос, можем понять, как нам исцеляться от этой духовной слепоты, что нам нужно делать.

Евангелие очень простое (Лк. 18, 35–43): как Иисус Христос, войдя в город Иерихон, услышал, как кричит один человек. Этот человек был слепой, он сидел и просил милостыню. И вдруг он почувствовал, что вокруг него происходит что-то особенное, какое-то движение, какой-то шум. Он стал спрашивать, что это такое, ему говорят: «Иисус Назарянин идет».

Обратим внимание, дорогие братья и сестры, на эти обстоятельства, которые окружали слепого. За внешним движением невидящий человек все равно понял, что что-то происходит необыкновенное. Так и мы в нашей жизни, несмотря на то, что являемся духовно слепыми, иногда по внешним жизненным обстоятельствам, по различным событиям нашей жизни можем увидеть, как Господь приближается к нам. Эти внешние обстоятельства могут быть неприятными: это может быть наша болезнь, или болезнь наших родных или близких, это могут быть какие-то трагические события в нашей жизни, а может быть наоборот – радостные события, хорошие, необыкновенные события, которых мы с вами даже и не ожидали. И важно, подобно этому слепому, осознать, что за всеми этими движениями кроется большее – кроется промысел Божий, который призывает нас. К чему? К тому, чтобы обратиться к Богу.

И когда, – я продолжаю дальше евангельское повествование рассказывать, – когда слепому сказали, что это Иисус Назарянин идет, он начал кричать и звать Иисуса, и просить: «Помилуй меня!» (см. Лк. 18, 38) Он, вероятно, нарушал при этом весь порядок. Он очень громко кричал и перекрикивал слова и Самого Христа, и тех, которые Его слушали. Может быть, он мешал даже слушать людям слова Спасителя. И поэтому его стали унимать и запрещать ему так громко кричать. Но он еще громче, несмотря на запрет, продолжал кричать и взывать: «Иисусе, Наставниче, Сыне Давидов, помилуй меня!» (см. Лк. 18, 39)

Дорогие братья и сестры! Это евангельский пример, как нам надо молиться Богу, как нам надо обращаться к Богу. Увы, наша молитва часто бывает формальная. Мы языком своим читаем молитвы, а умом где-то далеко. Пример вот этого слепца, который кричал все громче и громче, показывает нам, с каким усилием нам должно молиться. Молитва – это не форма. Это крик нашей души. Потому что мы нуждаемся в милости Божией. «Господи, помилуй!» одно, сказанное от всей души, может быть выше сотен молитв, если это исходит из самой глубины сердца человеческого. И вот как этого слепца унимали и не давали ему кричать, каждый на своем примере видит: когда захочешь помолиться, как сразу много причин находится для того, чтоб эту молитву не совершить. Как сразу начинает времени не хватать, и надо куда-то спешить, как сразу начинают ноги болеть или голова, и стоять трудно, как вдруг сразу появляются какие-то важные и неотложные дела, – буквально подобно тому, как этому слепцу рот затыкали и не давали обращаться к Богу, и нам жизненные обстоятельства – а эти жизненные обстоятельства ничто иное бывают, как происки врага рода человеческого, – мешают, не дают нам обращаться к Богу, мешают нам молиться. Да мы сами мешаем себе молиться. Наши страсти, наши грехи, наша леность, наша пустота духовная, наше маловерие, наше малодушие мешают нам молиться, затыкают нам рот. Но что делал этот слепой? Он не обращал внимания на все эти внешние обстоятельства. Он громче, и громче, и громче кричал.

Вот так и мы с вами, дорогие братья и сестры, должны прилагать усилия преодолевать все искушения и стремиться к молитве. Преодолевать все, потому что только тот христианин, кто молится. Без молитвы нет веры. Без молитвы только пустой разговор о вере. Значит, нам надо преодолевать все жизненные обстоятельства, и молиться от самого сердца, от самой глубины своей души.

И дальше в Евангелии мы слышим: когда до Христа дошли эти крики, Он говорит: «Приведите его ко Мне». И этого человека приводят к Иисусу Христу (см. Лк. 18, 40). Смотрите: «Приведите его ко Мне»! Кто нас приводит к Иисусу Христу? Церковь Святая. Она буквально приводит нас к Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу.Здесь Христос, здесь Господь. Он с нами здесь, «во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Поэтому и нас с вами так же, когда мы стремимся, и молимся, и обращаемся к Господу, Церковь приводит к Самому Иисусу Христу, здесь мы с Ним встречаемся. А далее Он спрашивает: «Что хочешь от Меня? Почему зовешь?» «Хочу видеть» (см. Лк. 18, 41). И Господь одним словом исцеляет его: «Видь! Прозри». И человек начинает видеть и славить Бога (см. Лк. 18, 42–43).

Дорогие братья и сестры! Вот образ, как наши грешные души должны получать исцеление от духовной слепоты. Здесь, в Церкви Христовой, с нами совершается чудо. Господь прощает нам грехи наши. Господь исцеляет наши больные души. Господь делает нас духовно сильными. Господь дает нам духовные очи, и мы начинаем видеть этот мир, видеть промысл Божий, видеть Бога в нашей жизни, видеть радость в нашей жизни. Дорогие братья и сестры! Этот слепой славил Бога и шел за Ним, за Иисусом Христом. А далее в Евангелии говорится, что и другие люди видели, как он славит Бога, и тоже начинали славить Бога. Между прочим, это и о нас с вами говорится. Если мы получаем от Бога благодать и дар, мы должны в своих сердцах Его всегда благодарить и славить, и стремиться жить так, чтобы люди, видя нашу христианскую жизнь, тоже прославляли Бога, и тоже стремились к Господу, и тоже шли за Ним. И это и будет наша с вами христианская проповедь. Следовать за Господом нужно не только словами, но и своей жизнью. Об этом тоже говорит нам Святое Евангелие.

Братья и сестры! Услышав сегодня в храме Божием это дивное повествование о том, как Господь Иисус Христос исцелил в городе Иерихоне слепого человека, будем просить у Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он научил нас так же молиться Ему, как молился этот слепой человек, так же обращаться к Нему, невзирая ни на какие внешние события, чтобы Он научил нас и исцелил нас от нашей духовной слепоты, дабы нам в жизни своей благодарить Господа, и шествовать за Ним, и прославлять Его. Аминь.

(25.01.2014 Неделя 31-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Продолжается праздник Крещения Господня. За богослужением мы вновь с вами слышим песнопения и молитвословия, которые раскрывают для нас великий духовный смысл явления Бога на Иордане, великий духовный смысл пришествия к нам Спасителя мира Господа Иисуса Христа, Который пришел для того, чтобы помочь нам, грешникам, исправиться, пришел для того, чтобы освятить человеческую природу, и духовную и телесную. И в дни праздника Крещения Господня нам уместно вновь и вновь вспоминать те священные события, которые сопутствовали этому великому явлению Бога на Иордане. Вы помните, как Иоанн Предтеча, пророк, проповедовал и приглашал народ покаяться. И те слова, которые обращал Иоанн Креститель к людям, которые жили тогда, две тысячи лет назад, я думаю, можно вполне применить и к нам с вами. Ибо эти слова обличения, этот призыв Иоанна Предтечи к покаянию в полной мере относится и к нашей жизни.

Очень образно и ярко проповедовал Иоанн Креститель. Так, что понятно и нам сейчас. Он говорил: «Вот уже секира, – то есть топор острый, – лежит при корнях деревьев, и всякое дерево, которое не приносит плода, будет срублено и сожжено» (см. Мф. 3, 10). О чем это Иоанн Креститель говорил? В чем здесь его пророчество?

Это пророчество, дорогие братья и сестры, о нашей жизни. Здесь Иоанн Креститель сравнивает нашу жизнь с деревом. Приносим ли мы в своей жизни плод духовный? Или мы никакого плода в своей жизни не приносим? Это очень важно нам понимать, потому что иногда создается такое успокоительное самомнение у человека: «Вот, я никого не трогаю, хорошо бы меня никто не трогал. Вот, я так живу сам по себе, может быть, молюсь, может быть, даже пощусь, иногда в храм хожу – вот и хорошая у меня жизнь». Но ведь Господь призывает к другому. Он призывает к тому, чтобы наша жизнь дала плоды.

А какие же это духовные плоды? О них хорошо говорит апостол Павел, называя мир, долготерпение, благость, кротость, милосердие… (см. Гал. 5, 22–23). Но как проявляется этот мир? Как проявляется это долготерпение? Они проявляются через нашу жизнь. Ведь мир является тогда, когда мы в ответ на зло и раздражение находим в себе силы не отвечать злом и раздражением, а находим возможность умиротворить каким-то образом ситуацию. Долготерпение проявляется так в нашей жизни: когда к нам приходят беды или страдания, мы учимся не роптать, не злиться, не возмущаться, не унывать, – и таким образом появляется у нас плод долготерпения. Как у нас милосердие может проявиться внешне? Конечно же, делами милосердия, каковых много. Но приходится себя заставлять. Если бы у нас сердце горело бы верою, если бы наше сердце горело любовью, мы бы сами стремились к делам милосердия, любви. Но мы не таковы. Мы черствы – фактически как то засыхающее дерево.

Что сделать, чтобы секира справедливого Божественного суда не срубила сухое дерево нашей жизни? Как нам размягчить самих себя, свою душу, чтобы дерево нашей жизни дало плоды? Для этого и существует на свете Церковь, которая благодатно нашу душу поливает благодатью Духа Святаго, Таинствами Церковными, укрепляя нас и оживотворяя нас.

В этом духовный смысл проповеди Иоанна Крестителя. Он предостерегает нас, чтобы мы не были равнодушными, черствыми и сухими. Он предостерегает нас, чтобы мы не были духовно бесплодными. А дальше мы должны понимать, что мы должны сделать, чтобы у нас получились эти духовные плоды. Святая Церковь предлагает нам как раз средство для исцеления наших душ, для исправления наших душ, для умягчения наших душ. Как под благодатным дождем расцветает дерево и дает свои плоды, так под дождем милости Божией в Церкви Христовой расцветают наши с вами души.

И поэтому в сии дни празднования Крещения Господня, услышав и вспомнив слова пророка, будем просить у Спасителя и Господа Иисуса Христа, который пришел в мир, чтобы ни один из грешников, верующих в Него, не погиб, но имели бы жизнь вечную, чтобы нам исправлять свою жизнь, при помощи церковных средств – молитвы, Таинств Церковных, благодати Божией, и стремиться давать в своей жизни добрые христианские плоды. Аминь.