Неделя 32-я по Пятидесятнице. О Закхее.

Евангелие от Луки, 19:1-10

  • Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.
  • И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,
  • искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,
  • и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
  • Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
  • И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
  • И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;
  • Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
  • Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,
  • ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

24.01.1999 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали евангельское повествование, которое учит нас, как необходимо нам своими делами исправлять свои греховные ошибки. Этот евангельский рассказ подсказывает нам, что недостаточно только в своей душе осознать, что мы грешные. Необходимо своими конкретными делами постараться исправить, загладить тот вред, который грехами мы принесли себе самим и тем, кто нас окружает.

Вы знаете, что уже близко Святой и Великий пост. И Церковь наша заранее предупреждает нас, чтобы мы отнеслись к делу покаяния, которое бывает во время поста с очень большой ответственностью и серьезностью. Переменив не только состояние своих мыслей и чувств, но постараться изменить в своей жизни то, что является грехом. Хотя это всегда бывает трудно. Хотя это всегда бывает сложно, и в первую очередь мешает этому наша внутренняя гордость. Если мы знаем, что люди привыкли нас видеть такими, какие мы уже есть, вместе с нашими греховными страстями и привычками, нам бывает очень трудно отступить от этих привычек, а тем более что-либо исправить в жизни своей. Евангельское чтение, которое мы только что слышали, дает нам конкретный пример такого исправления человеческого.

Иисус Христос пришел в Иерихон, и в этом городе начальником над сборщиками податей, которые собирали деньги в пользу Римской империи, был человек по имени Закхей. Этот человек был богатый. Его все боялись, потому что налоги касались всякого человека – и богатого, и бедного. А он был начальником, и от него зависело, как и сколько он будет собирать этих налогов. С одной стороны его боялись, с другой стороны, конечно же, не любили, потому что он в их глазах был большим грешником, ведь он не только прислуживал римлянам, язычникам, которые оккупировали древний Израиль, но и сам при этом обогащался за счет своего собственного народа.

И вот когда пришел в этот город Иисус Христос, с Закхеем произошла какая-то внутренняя перемена. Он очень захотел увидать Иисуса Христа. Христа со всех сторон окружал народ, все теснились к Нему, все хотели услышать Его, хотели прикоснуться к Нему. А Закхей был маленького роста. Наверное, он мог бы при помощи силы, каких-нибудь нанять охранников, растолкать людей и подойти к Христу. Но уже тогда, вероятно, он понял, что этим путем нельзя идти, что таким образом он ничего не приобретет для себя и не увидит в Христе Того, Кого Он хотел увидеть.

И что тогда делает этот человек, который с одной стороны окружен видимым, льстивым, лицемерным почетом, а с другой стороны все его ненавидят и презирают? Видя, куда идет Иисус Христос, Закхей бежит вперед и как мальчишка, как ребенок залазит на дерево. Он был маленького роста, из-за маленького роста он не мог увидеть обычно, с земли. Он залазит на дерево не боясь ни насмешек, ни того, что люди после этого перестанут трепетать и бояться его. Он ломает свою собственную гордыню, свое превозношение над другими людьми. Он не думает о том, что он будет смешным в чужих глазах, он хочет лишь одного: он хочет увидеть Иисуса Христа. Остальное для него уже становится неважным. Он забирается на дерево, чтобы увидеть Господа.

Дорогие братья и сестры! Это первый урок для нашей с вами души. Разве мы с вами не хотим в своей жизни увидеть Господа? Разве мы не желаем, чтобы Его благословение было в нашей жизни, и Он был с нами. Разве бы мы не хотели, чтобы правда Божия исполнялась в наших сердцах? Чтобы с нами был мир, покой, любовь! Чтобы наше сердце озаряла надежда! Чтобы в нашей душе была чистота! Чтобы мы чувствовали веяние Духа Святаго! Кто из нас не хотел бы этого, чтоб это было с нами? Конечно, каждый христианин к этому стремится.

Но, как ни странно, желая этого, тем не менее, мы очень часто боимся быть в глазах безбожного мира, в глазах неверующих людей как бы смешными. Мы боимся лишний раз прийти в храм Божий, потому что кто-то подумает о нас, что мы уже стали такими святошами, «не от мира сего». Мы боимся соблюдать посты, потому что многие считают, что это совсем не нужно. Мы боимся прощать обиды, когда нас обижают, потому что нам кажется, что нас уважать не будут. Мы боимся быть сострадательными и милосердными, потому что мир считает, что это признак слабости. Иными словами, мы боимся быть христианами в окружающем нас безбожном мире. Нам надо поучиться у этого Закхея, который не побоялся быть смешным в глазах всех окружающих и забрался на дерево, лишь бы только увидеть Христа.

Святые Отцы дают духовное толкование этому действию. Маленький рост Закхея свидетельствует не только о том, что его тело было маленькое. Здесь духовно изображается его духовный рост. Он духовно был низок и мал. А дерево духовно изображает Церковь Христову. Человек, который не имеет своего собственного духовного роста, может приникнуть к Древу Жизни – к Святой Церкви, которая возвысит его, которая даст ему духовный рост и благодаря которой он сможет увидеть Христа. Это значит, если мы в повседневной жизни, по своим собственным делам и поступкам, не можем видеть Христа, мы слабы, мы духовно малы, духовные карлики, – то если мы обратимся к Церкви как к духоносному древу и будем жить по законам Церкви, приникая к Ней, подымаясь по Ней, то Церковь возвысит нас духовно и даст нам возможность, и в нашей жизни увидеть Христа и Его благодать. Вот какое духовное значение этого поступка Закхея.

Что далее происходит? Иисус Христос подходит и видит Закхея, который сидит на дереве. И говорит ему: «Закхей! Слезай быстрее. Я должен быть у тебя дома». Закхей с радостью слезает с дерева и ведет Иисуса Христа к себе в дом. И Христос заходит к нему в дом. Видите, когда человек приложит труд, отбросит гордыню, обратится к Церкви, Сам Господь приходит к нему. Сам Господь благословляет его. Какой бы он ни был грешный. Вот какая сила Церковь. И когда Иисус Христос вошел к Закхею, зашедшие вместе с ним люди начали роптать и стали говорить: «Как мог этот святой праведник и пророк зайти в дом грешника!» И осуждали и Закхея, и Христа.

Тогда Закхей, увидев, что его осуждают, вышел, встал посередине и стал говорить: «Господи! Я половину своего имения сейчас же раздам нищим. А если я кого обидел, тому воздам вчетверо». Смотрите, что произошло с Закхеем. Он не только в душе своей покаялся. Он делами своими исправляет свои грехи. Кого он обидел – вчетверо хочет ему возместить эту обиду. Конечно же, неправедное было богатство Закхея, но своим поступком, тем, как он поступает, он искупает свою вину. И поэтому Господь говорит ему: «Теперь и ты стал сыном Авраама». А сынами Авраама называются верующие, праведные люди. Итак, Закхей из прислужника язычников, из корыстолюбивого начальника, который жил, обирая людей, через покаяние, через обращение к Господу Иисусу Христу становится верующим праведником. И это свое изменение показывает своими делами.

Дорогие братья и сестры! Мы ныне собрались в храме Божьем для молитвы. Будем просить у Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он пришел и в дом наших с вами душ. Чтобы Он нас с вами посетил. Чтобы, придя к нам, в нашу жизнь, он произвел и с нами такое же изменение, которое произошло с Закхеем. Будем просить молитв всех святых, предстательства церковных угодников, чтобы по их благословению у нас нашлись силы исправить в нашей жизни то, чем мы грешны, реальными своими делами. Чтобы эти слова Иисуса Христа: «И он стал сыном Авраамовым», – были отнесены и к нам с вами. Чтобы и мы хранили в сердцах своих подлинную веру и жили по ней, славя Бога делами и жизнью своею.

Аминь.

 

 

13.02.2000 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами сейчас слышали евангельский рассказ о том, как люди обращались к Господу Иисусу Христу с покаянием. Этот рассказ своими деталями, которые невозможно нарочно, как бы, придумать – настолько это жизненно, для нас близок, потому что показывает нам, насколько близок и к нашей жизни Господь наш Иисус Христос.

Когда еще совсем недавно – несколько десятилетий назад – некоторые, считающие себя даже учеными людьми, пытались доказать, что Иисуса Христа не было, то говорили о том, что и Евангелие то придуманы специально, выдуманы. Но придумать специально что-то такое, как то что мы сейчас слышали, невозможно, потому что настолько это очевидно, что как будто репортаж о каких-то событиях происходит перед нашими глазами.

Иисус Христос приходит в город, со всех сторон люди встречают Его и один богатый человек, который был уважаем, с одной стороны, потому что он занимал должность начальника, как бы налоговой инспекции того города, если сказать по-современному, начальником сборщиков податей; а с другой стороны его, конечно, и побаивались, и не любили, потому что подати он собирал в пользу римских, как тогда считалось у иудеев, оккупационных властей.

И вот этот человек, пользующийся особым положением, очень хотел увидеть Иисуса Христа. А ростом он был маленький и из-за спин людей увидеть не мог. И чтобы как-то увидеть Христа, он, предполагая, куда Христос пойдет, бежит вперед по Его пути и залезает на дерево, как мальчишка.

Вот, представьте себе такую ситуацию, чтобы начальник налоговой полиции, например, нашего города, взял и залез на дерево, чтобы кого-то увидеть. Можно себе такое представить? – А это произошло! И нарочно такое евангелисты и придумать не могли, потому что это уникальное было событие.

Но почему этот человек, презрев все, залез на дерево? – По одной простой причине: он очень хотел увидеть Иисуса Христа.

Вот, дорогие братья и сестры, если бы у нас, в наших сердцах, было такое желание видеть Иисуса Христа в нашей жизни!

Порой мы чувствуем, что нам плохо, чувствуем, что в жизни у нас много не складывается, чувствуем непорядок какой-то, неустроенность, пустоту своей жизни чувствуем, суету такую ежедневную. И когда от этой суеты хотя бы на минуточку успокоишься и на себя со стороны посмотришь – видишь какую-то страшную пустоту. Вот, чувствуем мы это, но что мы делаем, чтобы увидеть в нашей жизни Иисуса Христа?

Мы, порой, настолько скованы различными условностями и правилами житейскими безбожного мира, что нам трудно их преодолеть, и, живя по-безбожному, конечно, мы не можем увидеть Иисуса Христа. И для того, чтобы увидеть Его в своей жизни, надо преодолеть то, что мешает нам увидеть. Закхей был маленького роста и не постеснялся залезть на дерево, чтобы увидеть Господа. Он сделал это, и он увидел Его.

Дорогие братья и сестры! Святые отцы еще предлагают нам и символически понимать это евангельское повествование. Ведь наш духовный рост тоже очень маленький, и мы такие низкодуховные, нет у нас высокого духовного полета. Мы не можем себя назвать духовными великанами, нет, мы маленького духовного роста. Но что нам сделать, чтобы нам увидеть в нашей жизни Господа Иисуса Христа? Где-то дерево, на которое нам надо залезть?

И вот таким древом спасения, которое Господь Иисус Христос Сам насадил, являет Святая Церковь Православная. Вот то самое спасительное древо, которое поможет нам увидеть Господа. Вот, воспользовавшись чьими то благодатными корнями, мы с вами сможем увеличить свой духовный рост.

И что дальше произошло? – Христос увидел этого маленького Закхея и говорит: «Закхей! слезай быстрей, Мне нужно прийти к тебе в дом». – И с радостью Закхей слазит и ведет Христа в свой дом. А многие люди, идя и, наверное, завидуя ему, начинают роптать: «Как! К такому грешнику Он пошел в дом! Он ведь – взяточник, он обманщик, как он себя вел, как он жил нечестиво…»

И когда Закхей услышал, что люди ропщут о том, какой он грешник (а он и сам понимал, что он такой и есть на самом деле), он вышел на середину своей комнаты и говорит пришедшему к нему Иисусу Христу: «Господи! Я, если кого обидел, всем теперь заплачу. А если кому что должен, воздам даже в четверо больше. И пол имения своего раздам нищим!» – И тогда Господь говорит: «Вот, действительно, пришел спасение и в этот дом, и этот человек стал сыном Авраамовым». – А сынами Авраамовыми называют людей праведных.

Видите, дорогие братья и сестры, что с человеком происходит, когда благодать Божия его касается! Каким бы ни был он грешником, он исправляется, но и сам прикладывает силы для этого исправления. Не только хотел Закхей увидеть Христа и увидел Его; но и своими делами исправил свою жизнь.

Помолимся Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, чтобы и нам видеть Его в нашей с вами жизни, чтобы нам жить вместе с Господом и чтобы нам своими делами исправить наши грехи и наши прегрешения.

Аминь.

28.01.2001 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Прииде бо Сын Человеческий взыскати и спасти погибшего». – Такими словами, мы слышали, закончилось сейчас евангельское чтение.

Сын Божий Господь Иисус Христос приходит в мир для того, чтобы найти тех людей, кто погибает, и не дать им погибнуть – спасти. Но кто эти погибающие люди? – Это мы с вами, дорогие братья и сестры.

Мы с вами погибаем потому, что нас захлестывают волны греха. Мир, в котором мы с вами живем, в основном живет по законам лжи и неправды, нечистоты и безверия, гордыни и пустоты. И эта жизнь, так или иначе, как водоворотом, затягивает нас. И мы в повседневной своей жизни очень часто поддаемся этому и тоже злимся и ропщем, двоедушничаем и лицемерим, боимся того, чего не надо бы бояться, и не боимся того, чего нужно страшиться.

И вот, Господь приходит в мир к нам, чтобы нас спасти. Если человек внимательно на свою душу посмотрит, то, конечно же, ужаснется своему духовному состоянию. И тут же нам услужливо подбросят мысль: «Ну, если ты такой грешный, то какая уже теперь тебе надежда? Что толку тебе ходить в храм? Что толку тебе стремиться заповеди Божьи исполнять? – Ты все равно весь грешный с головы до ног – и в делах, и в словах, и в мыслях, и в поступках…»

И вот, когда такие мысли отчаянные приходят, действительно у человека может наступить уныние и руки опуститься. Но вот, Господь Иисус Христос Сам Своею жизнью и Своей проповедью и свидетельством показывает нам, что несмотря на нашу греховность Он не гнушается нас, Он от нас не отворачивается.

И сегодня мы слышали в Святом Евангелии, как Он пришел в дом грешного человека. Этот человек, Закхей его звали, грешил тем, что, во-первых, прислуживал римским властям, которые захватили Иудею, т.е. был для своего народа предателем; а, во-вторых, был сборщиком налогов и грешил тем, что в свою пользу собирал эти налоги, т.е. наживался на своем служебном положении. И в глазах людей, которые, с одной стороны, его боялись, как человека, имущего власть, а, с другой стороны, его ненавидели, потому что он их обирал, он, конечно же, был самым последним грешником. И вот, Господь приходит к нему в дом.

Что это делает Спаситель мира? Неужели Он поощряет мздоимцев, или предателей, или воров?! Для чего Он приходит в дом Закхея?

Но Господь пришел в дом Закхея не просто так. Когда Он вошел в Иерихон, Закхей так хотел увидеть Иисуса Христа, что побежал вперед и не мог протиснуться через народ, а ростом он был маленький, и вот он забирается на дерево, чтобы с этого дерева увидеть Господа. Так сильно было желание его хотя и грешной, но живой души увидеть Спасителя, что он не побоялся, не постеснялся залезть как мальчишка на дерево. Господь увидел это его стремление.

Дорогие братья и сестры! Это – первый евангельский урок сегодняшнего дня. Мы с вами тоже должны приложить усилия в своей жизни для того, чтобы увидеть Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Да, мы грешны перед Богом, но если у нас будет стремление к тому, чтобы в своей жизни увидеть Господа, мы должны уже не обращать внимания на все условности греховного мира. Как, наверное, было стыдно залезать ему на дерево; но, с другой стороны, душа его так стремилась увидеть Господа!

Иногда почему-то мы считаем, что стыдно в храм войти. Иногда мы почему-то считаем, что стыдно дома молиться утром, вечером. И не то, чтобы стыдно, но что-то сковывает нашу душу, нам кажется, что над нами смеяться будут, если мы будем стремиться посты соблюдать. Нам кажется, что нас не поймут, если мы будем уклоняться от праздных осуждений или уходить от каких-то греховных вещей, которые приняты в каком-либо коллективе или семье. Так вот, чтобы увидеть Господа, надо преодолеть этот пустой греховный никому не нужный сковывающий стыд перед условностями греховного мира. Т.е. стремиться к Церкви Христовой, а Церковь Христова укажет нам лик Господа Иисуса Христа.

А что дальше происходит?

Господь приходит и, увидев Закхея, залезшего на дерево, говорит: «Мне нужно прийти к тебе в дом», – и приходит к нему.

Но ведь Закхей не просто принимает Христа. Он, приняв Христа, дает Ему обещание об изменении своей жизни. Он обещает возместить убытки всем тем, кого он обманул или обидел, вчетверо даже; и, понимая какое неправедное он нажил богатство, обещает раздать половину своего имения нищим. Он делами своими исправляет свое греховное состояние.

В преддверии подготовки к Святому и Великому посту Церковь Христова и нас с вами призывает подумать, как мы будем проводить время поста, как мы будем изменять свою жизнь – словами ли только осознаем себя грешными, или жизнью своею покажем изменение нашего духовного состояния.

Если только на словах сознавать себя грешными, то может произойти то, о чем я говорил в начале – уныние может впасть в душу человека. А если приложить усилие хотя бы что-то исправить в себе, то Сам Господь тогда будет с нами, и Сам Господь будет помогать нам исправиться, и Сам Господь даст нам силы на изменение нашей греховной жизни, на то, чтобы мы делали добрые дела. Так же, как Господь пришел к Закхею, который хотел измениться и изменился и делами доказал свое изменение, так Господь придет и к каждому из нас. В дом души каждого из нас придет Господь Спаситель, если мы приложим усилия к тому, чтобы видеть Его, и будем иметь желание сделать что-то конкретное делами своим доброе для изменения нашей с вами греховной жизни. Сам Господь даст нам силы так же, как Он сказал Закхею, что теперь он, став сыном Авраамовым, а сынами Авраамовыми назывались люди верные Богу. Он был предателем, прислужником римлян, а Господь его называет сыном Авраамовым.

Так и мы с вами порой в жизни своей перед Богом бываем, как предатели, потому что обещали жить по Его заповедям, а не живем, нарушаем их. Но Господь и нас с вами может сделать сынами и дочерьми Авраамовыми, т.е. праведными людьми, живущими по благим Его заповедям, силою Своего Божества.

Будем же просить Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он пришел и в дом души нашей и пребывал с нами во все дни до скончания века.

Аминь.

21.01.2007 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, в воскресный день после праздника Крещения Господня, мы слышали в евангельском повествовании о том, какими словами начал Господь Иисус Христос Свою общественную проповедь. Он начал ее словами: «Покайтеся, ибо приблизилось Царство Божие».

Дорогие братья и сестры! В этих словах Христовых указывается для нас с вами, каким образом мы должны обратиться к Богу. Призыв «Покайтесь!» обращен к нашим с вами сердцам, обращен к нашему разуму, обращен к нашей с вами воле, – потому что «покаяться» значит измениться, изменить в себе образ мыслей, изменить в себе образ своих чувств, изменить в себе образ своих дел. Почему нужно это изменение? Для чего оно необходимо? Это мы сами с вами увидим, если внимательно посмотрим на свои поступки, на свои мысли и чувства, – и увидим, что они очень часто наполнены не любовью, не терпением, не радостью, а как раз наоборот. Мы увидим в своем сердце раздражение, мы увидим в своем сердце зависть, мы увидим в своих словах лживость или двусмысленность, мы увидим в своей душе черствость и холодность, мы увидим в своих поступках эгоизм и себялюбие, и увидим, как мало у нас милосердия и сострадания. И вот Господь в первую очередь призывает нас покаяться, то есть измениться, исправиться. А как это возможно?

И вот сегодня такое событие в церковном календаре, что одновременно мы слышали два Евангелия, – потому что в этом году очень ранняя Пасха, а значит, и рано начинается Великий пост, и в воскресенье, перед тем как уже начаться пению книги, которая называется Триодь постная, читается Евангелие о Закхее, и мы сегодня его с вами слышали. И оно показывает нам, каким должно быть покаяние. В этом евангельском повествовании рассказывается о Закхее.

Закхей – это был начальник, если можно по-современному сказать, налоговой полиции. Он владел, и ему подчинялись сборщики налогов, и он был очень влиятельный человек. Но налоги эти собирались не в пользу народа Божия, потому что Древняя Иудея была две тысячи лет назад под оккупацией римлян, и эти налоги собирались в пользу римлян. И этот Закхей, начальник вот этой налоговой полиции, «начальник мытарем», как сказано по-славянски, в глазах всех людей был предатель, человек презираемый, – он ведь римлянам служил и для них налоги собирал. Но все его боялись; с одной стороны, презирали, а с другой стороны, в глаза, конечно, ему кланялись и оказывали внешние знаки уважения. То есть в обществе он, видимо, был уважаемым человеком, большим начальником. И вот он услышал, что Христос идет в их город. Услышал об этом, – а сам он был очень маленького роста; а Христос идет в город, и рядом с Ним толпа людей, и все Его слушают, стремятся прикоснуться к Нему, стремятся увидеть Его, – захотел увидеть Его и Закхей, а не может. И что он тогда делает? Он бежит вперед по ходу шествия Христа и забирается на дерево. Почтенный человек, начальник, которого все трепещут и боятся, как мальчишка, забирается на дерево, чтобы увидеть Христа. Проходя мимо, Христос обращает на него внимание, и говорит ему: «Закхей! Слезай. Я хочу прийти к тебе в дом». Закхей слезает, и они заходят в дом Закхея. Увидели это люди, слушавшие Христа, и стали между собой роптать: «Да как так, Христос, великий Учитель, великий Пророк, великий праведник, заходит в дом такого грешного человека – мало того, что предателя, так наверняка еще и взяточника, наверняка еще и обманщика. И к такому грешному человеку зашел Христос!»

Дорогие братья и сестры! Что означает это? Почему Христос пришел к Закхею? Смотрите, Закхей совершает определенный поступок. Что значит покаяться? Это значит что-то изменить в своих поступках и делах. Если мы будем говорить словами: «Да, вот, я грешный, я покаюсь», – а никаких мер в своей жизни не предпринимать, никаких действий не совершать, то в чем же тогда наше будет покаяние?! А вот Закхей не постыдился, не постыдился даже показаться смешным перед людьми; привыкший к горделивому почету, он смиренно смиряет себя до образа самого маленького ребенка. Дорогие братья и сестры, это указание на то, как и мы с вами должны прийти к покаянию. Надо отбросить гордость, как ее отбросил Закхей, и проявить смирение, как он же это смирение проявил, – для того чтобы увидеть в своей душе Христа.

Но что значит духовно, что Закхей был маленького роста? Да это обозначает для нас, что мы с вами маленького духовного роста, и, по своему маленькому духовному росту, тоже не можем увидеть Христа. Кто же нам поможет, где же нам найти такое дерево, на которое бы нам залезть и увидеть Христа? Как поясняют святые отцы, это дерево есть Церковь Христова. Церковь Христова подымает нас, дает нам силы увидеть Христа. А что значит – взбираться на это дерево? А это значит приложить усилия к жизни церковной, воцерковиться; приложить труд, несмотря на то, что кто-то будет смеяться и говорить: «Да что это ты в церковь ходишь? Да что это ты посты соблюдаешь? Да что это ты молитвы читаешь? Да что это ты правила церковные соблюдаешь?» Невзирая на все это, если человек прилагает усилия, он поднимается по церковному древу и начинает видеть Христа – так, как увидел Его Закхей.

А что дальше происходит? Христос, видя усилия человека, приходит к нему, несмотря на то, какой бы человек не был грешный, или презираемый, или недостойный, как был этот Закхей. Христос Сам идет в душу к тому человеку, чтобы пребыть с ним и освятить его. А вот что дальше происходит – мы в Евангелии сегодня слышали. Когда такие разговоры стали идти, что Закхей – человек грешный, Закхей сам выходит на середину и говорит перед всеми людьми: «Все, что я нажил неправедно, я раздам нищим, а если кого я чем обидел, отдам вчетверо больше». То есть он показывает, что своими делами милосердия он желает загладить свою вину, исправить свои жизненные ценности, измениться.

Дорогие братья и сестры! Вот так и нам с вами на призыв Господа: «Покайтесь! Приблизилось Царство Небесное», – надо ответить поступками христианского милосердия, христианского сострадания, показать плоды достойные покаяния.

И когда так Закхей произнес, такие слова, дал такое обещание, то тогда Господь говорит ему: «Вот и этот человек стал сыном Авраама». А «сыновьями Авраама» образно назывались все праведные верующие люди. И мы с вами также призваны быть сыновьями Авраама – по вере нашей, по делам милосердия нашего.

Дорогие братья и сестры! В сегодняшний воскресный день Святая Церковь предлагает нам серьезные размышления о покаянии, и дает нам наставление, как мы таковое покаяние должны проходить. Услышав это назидание, услышав призыв Христов, конечно же, мы должны все обратиться в своем сердце и попросить благодати Божией, чтобы нам идти по тому пути, который нам Церковь указывает. Мы должны испросить у Господа благословения на совершение этого деятельного покаяния: чтобы нам оставить неправедные поступки, не совершать неправедных дел, чтобы нам стремиться совершать дела милосердия и сострадания. Сами, своею силою мы это не сможем делать. Но еще раз вспомним, что у нас есть древо Церкви Христовой, корень которой – Сам Господь Иисус Христос, а мы все – его ветви. Вот, укрепляясь этим древом Христовым, Церковью Христовой, укрепляя свою душу молитвой, благодатью Божией, таинствами церковными, будем стремиться слышать призыв Христов и показывать плоды достойные покаяния. И, взяв пример с Закхея, самим найти в своей жизни, что нам нужно исправить, какими поступками нам нужно загладить свою вину, чтобы шествовать за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом.

Ему же слава во веки веков. Аминь.

(29.01.2012 Неделя 33-я по Пятидесятнице. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Через неделю начнутся подготовительные седмицы к Святому и Великому посту. Но уже сегодня мы, согласно церковному уставу, слышим Святое Евангелие, которое объясняет для нас с вами необходимость нашего духовного роста. То есть каждый из нас, внимательно понаблюдав за собой, увидит, на каком низком уровне на самом деле находится наша духовная жизнь, как мало внимания мы уделяем своей душе и ее духовным запросам. Пост, который начнется вот уже через четыре недели, предназначен для того, чтобы поднять нас духовно. Но мы с вами должны осознать эту необходимость нашего духовного подъема, необходимость возрастания нашей духовной жизни.

И сейчас мы слышали Святое Евангелие, которое указывает нам пути этого духовного возрастания. Мы слышали, как Христос пришел в город Иерихон. В этом городе жил человек, которого звали Закхей, он был начальником мытарей, то есть начальником налоговой полиции, если сказать по-современному. Он собирал налоги. Его не любили, не только за то, что он налоги собирал, но и за то, что он служил римским властям, – ведь налоги собирались в пользу римлян, которые были чужеземцами и которые оккупировали народ Божий. И вот Иисус Христос, пришедший в город Иерихон, оказался в гостях у этого Закхея. Почему? Как Он к нему пришел?

А дело в том, что Закхей совершил необычный поступок. Он так хотел увидеть Иисуса Христа, а роста он был маленького, и толпы людей заслоняли от него Христа, и он из-за их спин не мог Его увидеть. И что он тогда делает? Он бежит вперед, по направлению шествия Иисуса Христа, и залазит на дерево, чтобы увидеть Его. (см. Лк. 19, 3–4).

Подумайте сами: почтенный человек, начальник городской налоговой полиции, залазит на дерево, как маленький мальчишка, и ради чего? Ради того, чтобы увидеть Иисуса Христа. Причем ему уже не страшно, что будут смеяться над ним люди, он уже не боится их осуждения, он имеет одно-единственное желание – увидеть Иисуса Христа.

Дорогие братья и сестры! Это духовный образ для нас с вами. Чтобы Христос пришел к нам, чтобы Он был в нашей жизни, нам необходимо огромное внутреннее желание Его увидеть. И это желание наше должно выражаться в каких-то дйствиях. Что сделал этот человек? Он влез на дерево. На какое дерево может влезть наша с вами душа, чтобы увидеть? Такое дерево насаждено, и оно существует. Сие древо – Святая Церковь Христова. Живя жизнью Церкви, подымаясь по древу церковному, или, как сейчас говорят, воцерковляясь, то есть все более и более следуя тем установлениям, которые дает нам Святая Церковь, мы в это время духовно поднимаемся, с тем чтобы увидеть Иисуса Христа. Без этого будут заслонять нам спины чужие лик Иисуса Христа. Это спины повседневной нашей суеты, нашей расслабленности, неумения сосредоточиться, когда второстепенное нам почему-то кажется главным и важным, – все это заслоняет от нас лик Христов. Только живя жизнью церковной, мы можем подняться над обыденностью и суетой и увидеть Иисуса Христа.

Но увидеть – это мало. Иисус Христос говорит Закхею: «Я хочу быть у тебя в доме» (см. Лк. 19, 5). Иисус Христос почувствовал, как Закхей желал увидеть Его, и Он приходит к нему в дом. В чей дом? В дом несомненного грешника, человека, который, находясь на должности, и взятки брал, и людей притеснял. Он явный был грешник, люди знали об этом и недоумевали между собой, зачем это Христос пришел в дом такого закоренелого грешника. А Христос пришел к нему в дом, чтобы его спасти.

Вот так и с нами: если мы будем иметь стремление к Иисусу Христу, Христос придет и в дом нашей души, для того чтобы нас с вами спасти. И тогда с нами должно произойти то, что произошло с Закхеем. В ответ на милость и любовь Иисуса Христа, осознавая свои грехи, Закхей встает перед всеми и говорит: «Господи! Я сегодня пол своего имения раздам нищим, а если я кого чем обидел, тому возмещу вчетверо». И тут Господь говорит: «Вот спасение пришло этому дому, и этот человек стал сыном Авраама» (см. Лк. 19, 8–9). Значит, чтобы нам с вами жить со Христом, в ответ на Его любовь к нам и на Его милость к нам, что Он приходит к нам, грешникам, и нас благословляет и освящает, нам надо исправить свои греховные поступки конкретными делами. Тем, кому мы причинили обиду, надо исправить эту обиду, с кем мы находились во вражде, надо примириться, о ком думали плохо, тому надо научиться помогать и думать о нем, что он достоин такого же спасения, как и я. То есть покаяние наше, учит сегодняшнее Евангелие, должно проявляться в конкретных делах, особенно в делах милосердия.

Итак, почему же Святая Церковь именно это Евангелие предлагает услышать перед тем, как мы начнем готовиться к Святому и Великому посту? Потому что оно показывает нам путь духовного роста и конкретного исправления своих грехов деятельными поступками. То есть именно этим мы с вами и будем заниматься в Святом и Великом посту, вновь и вновь учась молиться ко Господу нашему, вновь и вновь стремясь к покаянию и очищению своей души, вновь и вновь делами показывая плоды своего покаяния.

Да укрепит нас Господь в желании исправить свою жизнь. Да поможет нам Господь, подобно Закхею, совершать дела милосердия и вместо дел зла творить дела добра. Аминь.

(22.01.2012 Неделя 32-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы сейчас слышали с вами Евангелие, где говорится о том, какими словами начал Спаситель мира Господь наш Иисус Христос после Своего крещения на Иордане проповедовать народу. Он начал говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17).

Дорогие братья и сестры, это ведь Господь к нам обращается. Без покаяния мы с вами не можем быть настоящими христианами. Без покаяния у нас с вами ничего не получится. Без покаяния не будет нам ни счастья, ни радости, никакого успеха в нашей с вами жизни, и никакого смысла в нашей с вами жизни не будет. Ведь Сам Господь Иисус Христос – не кто-нибудь другой, а Он, Он нам говорит: «Покайтесь, потому что приблизилось Царство Божие».

Действительно, Царство Божие к нам приблизилось. Мы находимся с вами в храме. Это же Царство Божие – среди нашего грешного мира, среди нашей суеты, среди наших повседневных забот, среди наших повседневных каких-то обид, каких-то амбиций, даже какой-то злобы, которая у нас порой возникает. Среди этого нашего повседневного суетного жития вдруг мы приходим в храм, где все совсем по-другому. А это ведь Небо Божие на земле. Воистину, это Царство Божие, которое уже пришло в силе. Мы говорим о вечной жизни, но мы не знаем, что такое эта вечная жизнь. Мы не понимаем, какая она есть на самом деле. Мы можем прикоснуться только к отблескам этого Царства Божия, к свету этой вечной жизни здесь, в храме Божием, когда мы стоим на молитве, когда мы отрешаемся от нашей повседневности, когда наша душа приникает к Богу. Вот, как мы слышали сегодня в Евангелии: «Вам, сидящим во тьме и сени смертной, свет воссияет» (см. Мф. 4, 16), – это ведь пророчество про нас. Наша повседневная жизнь порой, увы, очень похожа на тьму и сень смертную. А мы приходим в храм – и тут свет на нас сияет. Свет духовный, осияющий наши сердца.

Но что Господь нам говорит? Он говорит нам: «Покайтесь! Приблизилось Царство Божие». Господь нам показывает это Царство, нам с вами. Мы его в храме видим, чувствуем – через богослужение, через молитву, через ту благодать, которую мы получаем здесь. Но Он и говорит нам, чтобы мы покаялись. А что значит «покаялись»? Это самое сложное.

Это не просто сказали бы мы с вами: «Да, я грешный», не просто написали на бумажку, перечислили грехи: сегодня, там, в среду кефира выпил, а в понедельник кому-то плохое слово сказал, – выписали свой список злых дел, пришли к священнику, рассказали, – как будто это покаяние. Да нет, нет, дорогие братья и сестры, мы так только учимся покаянию, пытаемся каяться. Ведь настоящее покаяние – это совсем другое. Это изменение нашего образа жизни, образа наших мыслей, образа действий. Это невозможно, это очень трудно – перемениться нам. Нам проще рассказать священнику про свои мелкие грешочки, или про большие падения наши греховные, поплакать о них, но не изменить свою жизнь в целом. А ведь Господь, когда говорил: «Покайтесь!» – призывал нас не к этому. Не к тому, чтобы мы по мелочам ходили и рассказывали, в чем мы согрешили, а на следующий день делали то же самое, нет. Он призывает нас измениться в душе, в корне, в сути своей, в мыслях своих, в чувствах, в стремлениях. То есть чтобы мы поняли, что у нас самое главное в нашей жизни, ради чего мы пришли в этот мир, кто мы такие, для чего нам дана бессмертная душа, вот что говорит Господь. Какая беда – мы никак с вами этого не можем понять. И только Святая Церковь своими молитвами, своей благодатью, светом своей истины может нас приводить к этому подлинному покаянию.

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы услышали прекрасное евангельское чтение, услышали слова Самого Господа Иисуса Христа. Давайте не успокаиваться и не говорить себе: «О, мы хорошие христиане, мы ходим в храм Божий, мы все делаем правильно». Давайте сами себя обличим и увидим, насколько мы еще далеки от Царствия Божия, насколько мы еще не исправили внутреннее состояние своей души. И попросим благодати Духа Святаго на то, чтобы воистину нам быть крещеными не только Духом Святым, что мы получили, но и огнем веры Христовой, которая бы горела всегда, каждый день и каждый час, в нашей жизни. Аминь.

(29.01.2012 Неделя 33-я по Пятидесятнице. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Через неделю начнутся подготовительные седмицы к Святому и Великому посту. Но уже сегодня мы, согласно церковному уставу, слышим Святое Евангелие, которое объясняет для нас с вами необходимость нашего духовного роста. То есть каждый из нас, внимательно понаблюдав за собой, увидит, на каком низком уровне на самом деле находится наша духовная жизнь, как мало внимания мы уделяем своей душе и ее духовным запросам. Пост, который начнется вот уже через четыре недели, предназначен для того, чтобы поднять нас духовно. Но мы с вами должны осознать эту необходимость нашего духовного подъема, необходимость возрастания нашей духовной жизни.

И сейчас мы слышали Святое Евангелие, которое указывает нам пути этого духовного возрастания. Мы слышали, как Христос пришел в город Иерихон. В этом городе жил человек, которого звали Закхей, он был начальником мытарей, то есть начальником налоговой полиции, если сказать по-современному. Он собирал налоги. Его не любили, не только за то, что он налоги собирал, но и за то, что он служил римским властям, – ведь налоги собирались в пользу римлян, которые были чужеземцами и которые оккупировали народ Божий. И вот Иисус Христос, пришедший в город Иерихон, оказался в гостях у этого Закхея. Почему? Как Он к нему пришел?

А дело в том, что Закхей совершил необычный поступок. Он так хотел увидеть Иисуса Христа, а роста он был маленького, и толпы людей заслоняли от него Христа, и он из-за их спин не мог Его увидеть. И что он тогда делает? Он бежит вперед, по направлению шествия Иисуса Христа, и залазит на дерево, чтобы увидеть Его. (см. Лк. 19, 3–4).

Подумайте сами: почтенный человек, начальник городской налоговой полиции, залазит на дерево, как маленький мальчишка, и ради чего? Ради того, чтобы увидеть Иисуса Христа. Причем ему уже не страшно, что будут смеяться над ним люди, он уже не боится их осуждения, он имеет одно-единственное желание – увидеть Иисуса Христа.

Дорогие братья и сестры! Это духовный образ для нас с вами. Чтобы Христос пришел к нам, чтобы Он был в нашей жизни, нам необходимо огромное внутреннее желание Его увидеть. И это желание наше должно выражаться в каких-то дйствиях. Что сделал этот человек? Он влез на дерево. На какое дерево может влезть наша с вами душа, чтобы увидеть? Такое дерево насаждено, и оно существует. Сие древо – Святая Церковь Христова. Живя жизнью Церкви, подымаясь по древу церковному, или, как сейчас говорят, воцерковляясь, то есть все более и более следуя тем установлениям, которые дает нам Святая Церковь, мы в это время духовно поднимаемся, с тем чтобы увидеть Иисуса Христа. Без этого будут заслонять нам спины чужие лик Иисуса Христа. Это спины повседневной нашей суеты, нашей расслабленности, неумения сосредоточиться, когда второстепенное нам почему-то кажется главным и важным, – все это заслоняет от нас лик Христов. Только живя жизнью церковной, мы можем подняться над обыденностью и суетой и увидеть Иисуса Христа.

Но увидеть – это мало. Иисус Христос говорит Закхею: «Я хочу быть у тебя в доме» (см. Лк. 19, 5). Иисус Христос почувствовал, как Закхей желал увидеть Его, и Он приходит к нему в дом. В чей дом? В дом несомненного грешника, человека, который, находясь на должности, и взятки брал, и людей притеснял. Он явный был грешник, люди знали об этом и недоумевали между собой, зачем это Христос пришел в дом такого закоренелого грешника. А Христос пришел к нему в дом, чтобы его спасти.

Вот так и с нами: если мы будем иметь стремление к Иисусу Христу, Христос придет и в дом нашей души, для того чтобы нас с вами спасти. И тогда с нами должно произойти то, что произошло с Закхеем. В ответ на милость и любовь Иисуса Христа, осознавая свои грехи, Закхей встает перед всеми и говорит: «Господи! Я сегодня пол своего имения раздам нищим, а если я кого чем обидел, тому возмещу вчетверо». И тут Господь говорит: «Вот спасение пришло этому дому, и этот человек стал сыном Авраама» (см. Лк. 19, 8–9). Значит, чтобы нам с вами жить со Христом, в ответ на Его любовь к нам и на Его милость к нам, что Он приходит к нам, грешникам, и нас благословляет и освящает, нам надо исправить свои греховные поступки конкретными делами. Тем, кому мы причинили обиду, надо исправить эту обиду, с кем мы находились во вражде, надо примириться, о ком думали плохо, тому надо научиться помогать и думать о нем, что он достоин такого же спасения, как и я. То есть покаяние наше, учит сегодняшнее Евангелие, должно проявляться в конкретных делах, особенно в делах милосердия.

Итак, почему же Святая Церковь именно это Евангелие предлагает услышать перед тем, как мы начнем готовиться к Святому и Великому посту? Потому что оно показывает нам путь духовного роста и конкретного исправления своих грехов деятельными поступками. То есть именно этим мы с вами и будем заниматься в Святом и Великом посту, вновь и вновь учась молиться ко Господу нашему, вновь и вновь стремясь к покаянию и очищению своей души, вновь и вновь делами показывая плоды своего покаяния.

Да укрепит нас Господь в желании исправить свою жизнь. Да поможет нам Господь, подобно Закхею, совершать дела милосердия и вместо дел зла творить дела добра. Аминь.