Неделя 4-я по Пятидесятнице. Исцеление слуги Римского сотника.

Евангелие от Матфея, 8:5-13

  • Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его:
  • Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.
  • Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.
  • Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;
  • ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.
  • Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.
  • Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;
  • а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
  • И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.

1.07.2001 Неделя 4-я по Пятидесятнице. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали святое евангельское повествование, в котором говориться о том, что значит вера для человека, и о том, какая должна у нас быть вера, и о том, какая сила веры.

Мы с вами называем себя и сознаем себя верующими людьми. И в то же время, часто читая каноны, молитвы, которые Святая Церковь установила, как образец для нас с вами, чтобы мы ими пользовались, мы обращаем внимание на то, что Святая Церковь призывает нас молиться и просить прощения о нашем маловерии. И очень часто это упоминание в молитвах православных о том, что наша вера слишком мала и холодна.

Действительно, дорогие братья и сестры, потому так часто и говорится об этом в молитвословиях церковных, что так есть на самом деле. Каждый из нас может на себе самом, на своем собственном религиозном опыте это увидеть, как часто, скрываясь от нашего маловерия и нашего малодушия, мы пытаемся это объяснить тем, что мы ищем какой-то особой благодати. И вот, человек, страдающий маловерием, уже не удовлетворяется тем, чтобы ему молиться в том храме, где он живет, а начинает идти в один храм, в другой храм, в третий; сравнивать между собой священников; рассуждать, что вот в одном храме больше благодати, а в другом меньше; в одном благодатно служат, а в другом не очень. Проходит время и ему уже и это становится неинтересно. Он слушает и напряженно ждет – кто расскажет ему, какой слух, где какой-нибудь скрывается и прячется особый подвижник, к которому нужно ехать за тридевять земель, и, якобы, там есть особая благодать, которой нет рядом с тобой.

Все это, дорогие братья, не что иное, как прикрытие нашего человеческого маловерия. Мы не хотим себе признаться, что мы не имеем подлинной горячей истинной веры. И начинаем думать, что дело не в нас, а дело в церкви, или служителях церковных, или дело в жизненных обстоятельствах.

О том, что на самом деле это не так, и рассказывает нам сегодняшнее Святое Евангелие. Вспомним его содержание. Когда Господь пришел в Капернаум, к Нему приходит сотник, то есть начальник небольшого военного отряда римского, который включал в себя около ста человек. У этого военачальника заболел слуга. И военачальник просит у Иисуса Христа, чтобы Христос исцелил его слугу. И вот, когда Христос собирается идти к нему в дом, чтобы исцелить этого слугу, сотник произносит удивительные слова, свидетельствующие о его горячей вере.

С одной стороны, и в первую очередь, сотник говорит Господу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров дома моего». – Смотрите, как глубоко осознает этот человек, далекий от традиций народа Божия, но в то же время близкий к Богу своим великим смирением. - «Я недостоин, - говорит он Господу, - чтобы Ты вошел в дом мой».

Часто ли мы так рассуждаем о себе? Часто ли мы думаем о том, насколько мы сами достойны той благодати, которой часто взыскуем?

Как раз бывает наоборот! Иногда человек увидит какой-нибудь сон и в этом сне увидит для себя какое-то видение и начинает всем рассказывать о нем, думая, что он является каким-то особым избранником и через него какая-то особая благодать происходит.

Дорогие братья и сестры! Святитель Игнатий Брянчанинов предупреждает нас об особой духовной трезвости, которая должна быть у каждого православного человека, о том, как хранить нам наше смирение. Он говорит, что даже если тебе и будет видение, ты в первую очередь скажи, что ты недостоин, чтобы это было с тобой, и не воспринимай его как должное. Потому, что если это искушение, ты таким образом победишь искушение, ибо враг рода человеческого имеет возможность принимать и вид ангела светлого. А если ты даже и подлинному видению не поверишь, то Господь воспримет это, как великое твое смирение.

Вот, как назидают нас, дорогие братья и сестры, святые отцы Церкви. А мы порой дерзаем, не удовлетворяясь тем богооткровенным учением, которое передает нам Святая Церковь Православная, искать, и измышлять, и находить сомнительные подтверждения каких-то особых невиданных чудес и особой какой-то святости.

Вслушаемся, что сказал сотник Господу Иисусу Христу: «Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров дома моего». – Вот если бы мы с вами имели такое смирение! К нему и Церковь нас постоянно призывает. Помните, когда мы готовимся ко святому Причащению, мы читаем молитвы перед святым Причащением, где прямо говорится: «Господи, несмь достоин да внидеши под кров души моея!». – Вот если бы Господь даровал нам это смирение! Нам о нем и должно молиться, чтобы Он дал нам его. Это первое условие подлинной веры, искренней веры, горячей веры – наше смирение.

А смотрите, что дальше говорит этот человек: «Но я, - говорит он сам о себе, - хоть и сам нахожусь под властью, тем не менее, если приказываю своим людям-солдатам: иди, сделай то-то, и они делают; пойди туда-то, и они идут. Господи, скажи хотя бы одно слово и выздоровеет слуга мой».

Вот сила веры! Сила веры в одно слово Божие. И Господь одним словом исцеляет этого человека, говоря: «Будет тебе по вере твоей». - И в тоже время, назидая собравшихся вокруг, а вместе с ними и нас с вами, Господь говорит: «И в Израиле не нашел Я такой веры!» - Израиль считал себя образцом веры; считал, что он содержит подлинную истинную веру. Действительно знание о Боге было у учителей израильских, но искренней веры нет.

Дорогие братья и сестры! Это порой относится и к нам с вами, когда мы имеем знание о вере, знаем как надо верить, знаем даже как надо молиться, знаем как правила церковные надо выполнять, а горячей веры, такой, как имел этот сотник в своем сердце, не имеем. Вот почему Святая Церковь призывает нас молиться и просить Бога о прощении нашего маловерия, и просить этой силы веры, которая ведет нас с вами ко спасению.

И это обязательно необходимо. – Почему? – Помните, какими словами кончается сегодняшнее Святое Евангелие? Господь, говоря о вере и о ее качестве в душе человеческой, сказал, что придут от востока, и запада, и севера, и юга и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом. – Это Он говорит о тех людях, которые придут в Царство Божие. Авраам, Исаак и Иаков – образцы подлинной веры. Ветхий Израиль считал о себе, что один является наследником этой веры и он единственный будет иметь Царство Божие. Но что Господь говорит о них? – «А сыны избранные будут ввержены во тьму кромешную».

Дорогие братья и сестры! Мы тоже избраны Богом, потому что имеем благодать Святого Крещения, имеем благодать Святого Миропомазания – печать дара Духа Святого, мы – члены Святой Церкви Православной. Но да не будут применены к нам эти слова Божии, где Он говорит о тех сынах, которые будут извержены из Царства Божия – извержены за свои холодность, маловерие и малодушие.

Услышав в сегодняшний день это святое евангельское повествование, будем просить у Господа Бога подлинного смирения; будем помнить, что Дух Святой действует на сердца людей через Святую Церковь Православную. И не будем изыскивать для себя особых благодатей и разыскивать каких-то особых учителей, как сказано в Евангелии (см. Мф. 24, 23-26): не ищите, что Христос где-то в потаенной комнате или где-то далеко, - Царство Божие внутри вас есть. Будем просить у Господа пламенной веры, как веры сотника, - веры в то, что словом Божиим не только небеса создались (Пс. 32, 6), но и тем более наша душа может получить исцеление от наших грехов и спасение. Будем просить у Господа, чтобы Он совершил и снами это чудо, чтобы наша душа возродилась, и чтобы мы были среди избранных, имеющих подлинную веру вместе со Авраамом, Исааком и Иаковом и всеми святыми и праведными Его.

Аминь.

21.07.2002 Неделя 4-я по Пятидесятнице. Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани. Божественная Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Великое наше с вами достояние и огромное наше с вами богатство, которым мы обладаем, это – наша святая вера православная. И мы так уже внутренне привыкли к этому богатству, что, буквально можно сказать, ходя по золоту, не замечаем его.

То есть, будучи православными, имея возможность получать неизъяснимые блаженства и неизъяснимую благодать от Господа, имея возможность всегда получать Его святую помощь, имея возможность быть под заступничеством, и покровом, и предстательством Пречистой и Преблагословенной Девы Марии Богородицы, мы часто эту возможность не используем. И внутренне, можно даже так сказать, греховно гордимся званием православных, не будучи православными по жизни и по силе веры нашей.

Это действительно так. Мы встречаемся с этим очень часто. Человек никогда не ходит в храм, даже не умеет как следует перекреститься, но зато, когда ему это нужно (особенно это относится к начальникам), он говорит: «Я – православный! Я – крещенный!» - А все его православие только в том, что в детстве бабушка тайком от его партийных родителей его крестила. И вот, человек утверждает, что он – православный, и о православии его обычно вспоминают или когда выборы происходят, или когда хоронить его нужно и несут его в храм.

Или другие люди тоже говорят о себе: «Мы – православные. Мы обязательно на Пасху на кладбище ходим, а на крещение за святой водой приходим. Как же – мы очень православные!» – И в такой внутренней уверенности, что этого достаточно они и живут, не зная ни учения Христова, ни благих заповедей Божиих.

Но бывает еще хуже! – Человек в храм Божий приходит, и довольно регулярно ходит, и даже исповедуется и причащается, но делает это, не прилагаю к сему сердца своего и души своей, не сокрушаясь внутренне о грехах своих. И оказывая почтение Богу внешне – телом своим – исполняя внешние обряды, внутренне – душой своею – к Богу и Его благим заповедям не прилепляется. И тоже хвалится о себе и говорит: «Я – православный!»

Так вот, дорогие братья и сестры, мы сейчас слышали повествование из Святого Евангелия, которое учит нас истинной вере спасительной и истинному смирению, которые заключаются не в наружном показном благочестии или не в самоназвании только, но в глубине души человека и силе его веры.

Во времена Господа Иисуса Христа жили многие люди благочестиво соблюдавшие внешние установления Закона Божия. Эти люди были почитаемы. Они знали Закон Божий, но они настолько уже привыкли и свыклись с мыслью, что они – самые лучшие, самые знатоки Закона Божия, самые почитатели Закона Божия, что Закон Божий был нужен им не из-за того, что они Бога любили и хотели жить вместе с Богом, а потому что это была удобная форма для их земной жизни. И их за это прославляли и почитали, и они за внешним исполнением закона видели только для себя удобства и считали, что они одни праведные. И они называли себя сынами Авраама, Исаака и Иакова – ветхозаветных праотцев.

И вот, Господь Иисус Христос вошел однажды в город, где встретил его римский военачальник – сотник, под его управлением была сотня воинов. Римляне были язычниками. Они не чтили истинного Бога. Но силой оружия они покорили Иудею, и народ Божий, знавший подлинного Бога, находился в рабстве у римских язычников. И вот, этот поработитель, можно сказать – оккупант, подходит к Иисусу Христу с просьбой.

Все удивились: что нужно этому неверному язычнику от Учителя правды? Что нужно? – Одни стали ждать: как Господь отнесется к нему? Ведь от того, как Господь отнесся бы к этому язычнику, одни, если бы Он к нему стал относиться с любовью, стали бы осуждать и говорить: «Смотрите, как Он к римлянам относится! А римляне ведь язычники поганые; они нас поработили, а ОН с ними беседует и добро им делает». – Другие, может быть, наоборот – назидались бы и ждали этого назидательного примера и разговора от Господа.

Так вот, у этого сотника заболел его слуга, его отрок. И он просит Иисуса Христа, чтобы Господь чем-то помог. Господь выражает тут же желание идти в дом этого сотника и помочь ему – исцелить больного. Но послушаем, что говорит сам этот римлянин. Этот римлянин сознает свои грехи, свое недостоинство и говорит: «Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошел даже под кров дома моего». – Смотрите, какое осознание! Ведь он – доблестный воин, он – победитель, он – начальник. В его власти сила армейская. И он перед лицом Христа, Который имеет облик обычного человека праведника проповедника учителя, говорит: «Я недостоин, чтобы Ты вошел в дом мой». – Но дальше он продолжает рассуждать и говорит: «Вот, я – человек военный и говорю такому-то: иди! – и он выполняет мой приказ. Говорю другому: приходи! - и он приходит. – Скажи хотя бы одно слово, и исцелеет отрок мой!» - И вот, Господь, услышав такие слова, обращается к тем людям, которые рядом с Ним, и говорит: «Смотрите, какая вера у него! Во всем Израиле не нашел Я веры такой!»

Что происходит? – Люди, которые кичились своей праведностью, и знанием закона, и внешним исполнением, оказываются ничтожными по вере перед этим язычником, который, во-первых, сознает свое собственное недостоинство и свои грехи, во-вторых, высказывает высочайшую веру в то, что даже одно слово Христово исцелит его человека.

И после этого Господь говорит: «Истинно говорю вам: придут другие люди и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом». – То есть Господь говорит о том, что не по происхождению, не по принадлежности люди будут вместе с Богом, как думали древние евреи – вот, происхожу от Авраама, значит, я уже вместе с Богом; но по вере своей, по смирению своему люди становятся сынами Божьими.

Как это относится к нам? – Не потому что мы – русские, мы – православные. Не потому, что нас воспитали в православии, мы – православные. Мы должны быть православными потому, что сердце наше должно иметь высочайшее смирение и сознание наших собственных грехов и нашего недостоинства; и осознание того, что не по нашим заслугам Господь оказывает нам милости, но по вере нашей дается нам. Какова будет вера наша, то и в жизни нашей будет.

И вот, сказав эти назидательные слова о вере и смирении, Господь говорит этому человеку: «Иди!» – И в тот же момент исцеляется по слову Господню слуга сотника. Совершается чудо.

Дорогие братья и сестры! Придя в храм Божий для молитвы, каждый раз мы получаем определенное духовное назидание. Сегодня, предстоя перед Казанским образом Пречистой и Преблагословенной Матери Божией, будем просить у Нее, чтобы Она помогла нам иметь хотя бы часть того смирения, которое имел римский сотник; чтобы нам не кичиться горделиво, не имея никаких заслуг, своим видимым православием; но, сознавая свое недостоинство, подобно римскому сотнику, просить у Христа, чтобы Он хотя бы одно слово произнес о душе нашей, дабы исцелилась наша душа от грехов и недостатков наших, дабы она была духовно здоровой, дабы в нашей душе была вера, надежда и любовь.

Аминь.

9.07.2006 Неделя 4-я по Пятидесятнице. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы сейчас слышали с вами Святое Евангелие, в котором очень ясно для нас объясняется, как, с какими чувствами мы должны молиться Богу, как мы должны обращаться к Богу – так, чтобы не только была молитва наша Богом услышана, ибо Бог слышит все, но так, чтобы то, к чему стремимся мы, и то, о чем мы просим, совершилось бы по воле Божией.

Рассказан был в Святом Евангелии такой пример из жизни Господа Иисуса Христа. К Христу подходит римский военачальник, сотник. Это большой чин, где-то около сотни человек находятся в подчинении у этого военачальника.

Римлян иудеи не любили. Более того: с одной стороны, их боялись, потому что римляне завоевали Иудею, захватили, властвовали над ними, были, если можно так сказать, таким современным языком, оккупантами, чужестранцами, которые пришли в страну Иудейскую и правили там; кроме того, римляне были язычниками, они не знали Истинного Бога и не кланялись Ему, они кланялись идолам. И вот этот человек, который в глазах всех правоверных иудеев – страшный человек, которого надо бояться и уж в любом случае, от которого надо держаться подальше, подходит к Господу Иисусу Христу и просит, чтобы Христос исцелил его болеющего слугу.

Что же Господь? Господь, услышав такую просьбу, тотчас изъявляет готовность прийти в дом к этому сотнику. То есть само по себе небывалое дело: в дом к римлянину, захватчику, прийти Тому, Которого называют Учителем праведности. Но что отвечает этот римский сотник? Он говорит удивительные слова. Он говорит: «Господи! Я ведь недостоин, чтобы Ты даже вошел под кров дома моего».

Смотрите! С одной стороны, этот человек верит, что Господь Иисус Христос может исцелить его слугу, – если б он в это не веровал, он бы не подошел к Христу и не просил бы Его. А с другой стороны, он видит свое собственное недостоинство. Не гордо он взирает на покоренных им иудеев. Не кичиться своей древней языческой верой, но осознает, что он недостоин того, чтобы Господь даже зашел в его дом.

Дорогие братья и сестры! Этот пример приводится в молитвах ко Святому Причащению. Вспомните, там есть такая молитва: «Господи, несмь достоин … да под кров внидеши храма души моея …» Вот это как раз об этом говорится. То есть с каким чувством мы должны совершать молитву Богу. Не с чувством горделивости и сознания того, что мы такие праведные, в храм Божий ходим, стремимся заповеди исполнять, – но с чувством видения своих собственных недостатков, своей греховности, своего недостоинства.

Вот если б с таким чувством мы бы обращались всегда к Богу – с чувством смирения, осознания своего недостоинства – Господь бы лучше видел наше покаяние. Почему? Смотрите, что дальше объясняет этот сотник. Он говорит: «Я недостоин, чтобы Ты вошел в мой дом. Но я, хотя и небольшой военачальник, но говорю своим подчиненным: «иди», – и он идет, другому говорю: «сделай то-то и то-то», приказываю, – и он делает. И дальше говорит Господу: «Скажи хотя бы одно слово, и исцелится мой слуга».

Смотрите, какая вера у этого человека! Он понимает, что одного слова Божия достаточно, чтобы чудо совершилось. И что Господь на это отвечает? – «Во всем Израиле Я не нашел такой веры». Он ставит в пример правоверным людям, которые хранили закон Божий, которые знали заповеди Божии, стремились к праведности, ставит в пример этого язычника, сотника, говоря, что не нашел Он такой веры, какая была в сердце этого человека.

Вот, дорогие братья и сестры, и нам нужно искать такой веры. Чтобы мы верили слову Божию, верили в Господа Иисуса Христа, знали, что достаточно одного только Его слова – и чудо совершится, ибо словом Своим Господь весь мир создал. Он сказал: «Да будет свет», – и стал свет. Одного слова Божия хватало для сотворения мира, в котором мы с вами живем. А как же мы порой бываем маловерны и малодушны! Нам недостаточно Евангелия, нам недостаточно заповедей Божиих, нам недостаточно церковных молитв; мы ищем каких-то особых чудес, особых свидетельств, с удовольствием слушаем какие-то рассказы, про каких-то особых, потаенных либо старцев тайных, которых никто не знает, либо каких-то чудес, о которых тоже мало кто знает, и думаем, что вот где-то там, за тридевять земель, есть праведность, где-то там можно найти спасение, а сами не понимаем той веры, которая была в сердце этого язычника сотника, который понимал, что он недостоин каких-то знамений или чудес, понимал, что он недостоин, чтобы Господь пришел в его дом, сознавал себя грешным и оскверненным, но веровал, что слово Божие творит чудеса. И тогда Господь говорит: «Иди! Будет тебе по слову твоему». И тотчас, как говорит Святое Евангелие, исцелился его слуга.

Вот, дорогие братья и сестры, и мы, собравшись ныне в храме Божием, обратимся с молитвой к Господу Иисусу Христу, с сознанием своего полного недостоинства, с пониманием своей греховности, обратимся к Нему, чтобы Он исцелил наши больные грехом души, так же как он исцелил слугу этого сотника. И хотя мы недостойны, чтобы Господь вошел под кров души нашей, но «дерзая, припадаем» к Нему и просим Его, чтобы Он никогда не оставлял нас Своею милостью и Своей благодатью, и веруем, что такая наша смиренная молитва, с осознанием наших собственных грехов, будет услышана Господом. Ибо на такую смиренную, не горделивую веру Господь и взирает, и дает нам Свою милость и Свою благодать, и укрепляет, и наставляет нас, и ведет нас по жизни, и дает нам все, что необходимо для нашего спасения.

Восславим же Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего для нашего Спасения и одним только словом Своим исцеляющего души и телеса людей.

Аминь.

24.06.2007. Неделя 4-я по Пятидесятнице. Литургия.

…………….. «Такая вера у него! Я во всем Израиле не нашел веры такой». – Что происходит? Люди, которые кичились своей праведностью, и знанием закона, и внешним исполнением, оказываются ничтожными по вере перед этим язычником, который, во-первых, сознает свое собственное недостоинство и свои грехи, во-вторых, высказывает высочайшую веру в то, что даже одно слово Христово исцелит его человека. И после этого Господь говорит: «Истинно говорю вам: придут другие люди и возлягут с Авраамом и Исааком и Иаковом». То есть Господь говорит о том, что не по происхождению, не по принадлежности люди будут вместе с Богом, как думали древние иудеи: «Вот происхожу от Авраама, значит, я уже вместе с Богом», – но по вере своей, по смирению своему люди становятся сынами Божиими.

Как это относится к нам! Не потому, что мы русские, мы православные, не потому, что нас воспитали в Православии, мы православные. Мы должны быть православными потому, что сердце наше должно иметь высочайшее смирение, и сознание наших собственных грехов и нашего недостоинства, и осознание того, что не по нашим заслугам Господь оказывает нам милости, но по вере нашей дается нам. Какова будет вера наша, то и в жизни нашей с вами будет.

И вот, сказав эти назидательные слова о вере и смирении, Господь говорит этому человеку: «Иди!» – и в тот же момент исцеляется по слову Господню слуга сотника. Совершается чудо.

Дорогие братья и сестры! Придя в храм Божий для молитвы, каждый раз мы получаем определенное духовное назидание. Сегодня, предстоя перед образом Пречистой и Преблагословенной Матери Божией – Казанский образ сей – будем просить у Нее, чтобы Она помогла нам иметь хотя бы часть такого же смирения, какое имел римский сотник, чтобы нам не кичиться горделиво, не имея никаких заслуг, своим видимым православием, но, сознавая свое недостоинство, подобно римскому сотнику, просить у Христа, чтобы Он хотя бы одно слово произнес о душе нашей, дабы исцелилась наша душа от грехов и недостатков наших, дабы она была духовно здоровой, дабы в нашей душе была вера, надежда и любовь.

Аминь.

(05.07.2009 Литургия. Неделя 4-я по Пятидесятнице.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Святое Евангелие дает нам примеры того, как нам следует в нашей с вами жизни веровать в Господа. Сейчас мы с вами слышали повествование о чуде, которое совершил Иисус Христос. Это чудо было совершено по великой вере человеческой. Чудо это – исцеление слуги крупного военачальника, сотника римского. И в чем особенность? Почему Евангелие так обращает внимание на это чудо и почему сегодня Святая Церковь предлагает всем нам услышать и духовно поразмыслить над значением этого чуда? Ведь Господь многих больных исцелял, так прямо и говорится в Писании – «исцелял множество». А что особенного в этом случае?

В городе Капернауме к Иисусу Христу подходит римский сотник. Римляне не были истинными богопочитателями, в том смысле, что они не хранили и не знали Божественного откровения. Римляне были язычниками: поклонялись ложным богам. И, конечно же, правоверные иудеи и те люди, которые хранили закон Моисеев, народ Божий не только с опасением, но, увы, с каким-то и презрением относились к этим язычникам-римлянам. Да еще хуже всего то, что римляне были завоеватели, и их войска поработили народ Божий. И поэтому этот римский сотник в глазах других людей, жителей Капернаума, с одной стороны, был человеком опасным, потому что власть у него большая, и они его боялись, конечно, а с другой стороны, они его в душе презирали, потому что знали, что он язычник и кланяется ложным богам. Но что происходит? Этот сотник приходит к Иисусу Христу и просит Его, чтобы Христос исцелил его слугу. Иисус Христос на эту просьбу отвечает ему: «Хорошо, я приду к тебе и исцелю его» (см. Мф. 8, 7). А вот дальнейший разговор как раз и показывает нам то значение веры, которому надо будет нам поучиться у этого сотника. Он говорит Иисусу Христу: «Нет! Я недостоин, чтобы Ты вошел в мой дом» (см. Мф. 8, 8). Он вдруг осознает свои грехи. Этот сотник понимает, настолько далеко он от Бога. Он понимает свое нечистое, скверное положение, он понимает, сколько он бедствий принес этому народу. Ему стыдно! Но одновременно он хочет, чтобы Господь ему помог.

Дорогие братья и сестры, в первую очередь у этого сотника нам нужно научиться смирению и осознанию так же, как и он, своих собственных грехов. Потому что, к сожалению, очень часто, обращаясь к Богу с молитвой, мы обращаемся не смиренно, но порой как-то самодовольно. Мы забываем о том, что сами по себе мы недостойны милости Божией. Только любовь Божия к нам, к таким, как мы есть, – грешникам, помогает нам с вами жить. Не потому Господь изливает на нас великие свои милости, что мы это чем-то заслужили, а потому, что Он любит нас и пришел нас с вами, грешников, спасти. Только вот нам, для того чтобы наши молитвы были действенны, нам, для того чтобы наши молитвы были услышаны, надо бы поучиться у этого сотника, язычника, величайшему смирению. Он, с одной стороны, печалится о своем слуге, который болеет, и знает, что только Господь его может исцелить, и верит в это, но понимает, что он недостоин этой милости Божией. И что же он говорит? «Нет, я недостоин, чтобы Ты вошел в мой дом. Но если хочешь, скажи хотя бы одно слово – и выздоровеет слуга мой» (см. Мф. 8, 8).

Вот это вера! Одного слова достаточно Божия – и это правда. Человек, не знающий Писания, не знающий закона Моисеева, знает, сердцем своим верующим знает, что одного слова Божия достаточно для того, чтобы чудо совершилось. Ибо единственным словом Бог и весь мир создал.

И дальше он, сотник, сам объясняет Иисусу Христу понимание своей веры, он говорит: «Я вот являюсь начальником, и говорю одному: иди туда, и он идет, другому говорю: приходи сюда, и он приходит, и слугам своим говорю: сделай то-то, и они делают. Так и Ты, скажи одно слово – и выздоровеет слуга мой» (см. Мф. 8, 9). И вот тут Господь хвалит этого человека, ставит нам в пример, говорит, что Он во всем Израиле не нашел такой веры, и указывает на то, что именно такая вера даст человеку спасение и именно такая вера открывает перед человеком Царство Божие. И говорит этому сотнику: «Иди, будет тебе по слову твоему» (см. Мф. 8, 10–13).

Вот, дорогие братья и сестры, какой простой евангельский рассказ, простое повествование о чуде, которое совершил Иисус Христос. Но мы с вами можем его применить каждый к своей жизни, конечно же. Если подумаем: как мы обращаемся к Господу, какова наша молитва? Является ли она такой же смиренной и одновременно такой же дерзновенной, как молитва сотника? Ведь этот сотник не усомнился, абсолютно не усомнился, что единственное слово Иисуса Христа совершит чудо. К сожалению, мы в своей жизни слишком часто сомневаемся. Сомневаемся в том, чтобы идти по заповедям Божиим, сомневаемся в том, как нам поступить: так, как Церковь учит, или так, как вокруг все поступают. Сомневаемся в том, поможет нам Господь, или Он вдруг нас оставит. Все эти сомнения разъедают душу человека, и делают человека слабым и беззащитным. Но когда человек, с сознанием своего недостоинства, полагает себя на волю Божию, с молитвой вверяет себя в волю Божию, с молитвой и верой в Господа Иисуса Христа следует за Его благими заповедями, то по его вере ему и бывает, – так же, как Господь сказал сотнику: «Будет тебе по слову твоему». И если мы веруем в Господа Иисуса Христа и веруем, что будем жить с Ним, то будет нам по вере нашей. И если мы веруем, что преодолеем всякое злое искушение, то будет нам по вере нашей. И если мы веруем, что нет такой беды, или печали, или скорби, в которой бы Господь не мог нас утешить, то будет нам по вере нашей.

Сегодняшнее евангельское чтение учит нас вере в Господа Иисуса Христа. Это дар Божий. Но если этот дар Божий даже язычнику римскому, воину, который только и занимался тем, что ходил с походами и своим воинским искусством завоевывал земли, и его сердцу была открыта истина веры в Господа Иисуса Христа, то тем паче и нам с вами, крещеным во имя Божие, помазанным печатью дара Духа Святаго, нам с вами открыта возможность этой веры.

Будем же просить у Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он дал нам этот благодатный дар – веровать в Него, веровать в то, что единого слова Божия достаточно, чтобы любая наша проблема, любая боль или печаль разрешилась во благо. Ибо для того Господь и пришел в мир, чтобы мы с вами не погибли, но имели жизнь вечную (см. Ин. 3, 16). Аминь.

(20.06.2010 Неделя 4-я по Пятидесятнице. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами сейчас слышали евангельское повествование, которое раскрывает нам, какое великое значение и какую великую силу имеет вера в нашей жизни. Придя в храм Божий, мы с вами обращаемся к Господу со своими молитвами, в которые каждый вкладывает свою душу, в которые каждый вкладывает свое сознание и свое понимание, о чем он обращается к Богу. Конечно, мы просим у Бога помощи в наших повседневных жизненных нуждах и заботах, просим у Господа здоровья телесного и себе, и своим родным и близким, просим у Господа помощи и вразумления в нашей жизни, просим у Господа, чтобы Он направил нас на путь спасения. Это необходимые для нас с вами молитвы, наша беседа с Богом, обращение к Нему. Однако мы сами по жизни своей чувствуем, что не каждая наша молитва бывает Богом услышана и не каждое наше обращение имеет ответ от Бога. Это мы осознаем, на опыте своем переживаем. Даже иногда человек может впасть в уныние и отчаяние и говорить о том, что, вот, не слышит его Бог, роптать может человек даже. И это бывает.

Сегодня мы слышали с вами только что евангельское повествование, которое указывает нам, какова должна быть главная составляющая нашей молитвы, когда наша молитва имеет непременную силу и где взять эту силу.

Дорогие братья и сестры! То, что мы услышали сегодня, указывает нам, в первую очередь, на то, что в молитве нашей должна быть вера. И эта вера должна быть твердой и непреложной – вера без сомнения. Я думаю, нам прежде всего в своих молитвах надо этой веры просить. Потому что если в наших сердцах будет гореть такая вера, как у человека, о котором мы услышали сегодня в Евангелии, то все по нашей вере будет нам.

А евангельское повествование (Мф. 8, 5–13) рассказывало нам о том, что, когда Иисус Христос вошел в город Капернаум, к Нему подошел римский военачальник – сотник. Тогда Иудея и Израиль находились под римской оккупацией, и хотя им римляне и разрешали иметь свои законы и даже придерживаться своей веры, тем не менее во внешней жизни они были хозяевами и управляли этими странами, управляли силой оружия. Римляне были язычники, не знали Истинного Бога, поклонялись ложным богам. Конечно же, израильтяне переживали все это, и в глазах их римляне были страшными людьми, которые, по их мнению, недостойны были никакой Божьей милости, а только гнева Божия и наказания Божия. Однако этот римский военачальник, сотник, подходит к Господу Иисусу Христу и говорит о том, что его слуга тяжело болеет. Смотрите, язычник подходит к Спасителю мира. Душа у этого язычника оказалась просвещенной светом истины – он увидел то, что не видели те люди, которые имели и закон Божий, и слышали пророков, которые говорили о том, что в мир должен прийти Христос, и знали заповеди Божии, и из них мало кто верил Иисусу Христу и шел за Ним. А тут язычник подходит к Христу и обращается к Нему с просьбой, говоря о болезни своего слуги. Естественно, раз он обращается с такой просьбой к Иисусу Христу, значит, он поверил в Него, иначе о чем бы он мог просить Его? Христос говорит: «Я приду к тебе в дом». На что удивительные слова произносит сотник: «Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров моего дома» (см. Мф. 8, 7–8). Смотрите, другой бы человек наоборот сказал бы: «Как хорошо! Сейчас придет ко мне этот Праведник, Которого почитают многие из иудеев, и я буду тоже в глазах этих людей одним из тех, кому Он преподает Свое благословение». Но нет! Сотник говорит: «Я недостоин». Почему он так говорит? Да потому, что он понял, в какой тьме язычества он находится, понял, что он не знает законов истинной веры, понял, как далеко он находится от благочестия, от заповедей Божиих, понял, что он ничего в жизни своей хорошего не сделал, служа языческим Богам и порабощая народ Божий, будучи для них притеснителем и оккупантом. Он осознает себя и свое недостоинство и исповедует перед Богом это свое греховное состояние.

Обратим на это внимание, дорогие братья и сестры, на эти слова, они очень важны для нас. Когда мы с вами обращаемся к Господу с молитвой, нам надо поучиться у этого язычника сотника. Когда мы обращаемся к Господу с какими-либо просьбами, то прежде всего перед этим мы должны увидеть свое недостоинство, должны осознать свои грехи, должны понять, как мы далеко отстоим от благочестия, должны понять, что Бог ничего нам не обязан, что все для нас Он уже сделал, что двери спасения для нас уже открыты, но только мы сами ничего для этого не делаем. И, обращаясь к Богу с молитвой, надо, в первую очередь, увидеть свои собственные грехи и недостатки.

Но далее, исповедав пред Иисусом Христом свое недостоинство, этот сотник показывает удивительную веру в Христа. Он говорит: «Вот я военачальник, говорю одному воину: иди, он идет, приказываю другому: сделай то-то, и он делает. Вот и Ты скажи только одно слово, и выздоровеет слуга мой». И вот тогда Господь, как говорит Евангелие, удивился, видя веру этого человека. Он говорит: Я в Израиле не нашел еще такой веры. Сыны авраамовы – то есть это народ Божий, у которых все было, который был научен в вере, – не имеют такой веры (см. Мф. 8, 10). И далее Господь пророчествует о том, что наступит время, когда множество таких людей, подобных этому сотнику, придут и обретут Царство Божие, а те, которые о себе мнят, что они праведники, но не имеют ни того смирения, которое есть у этого человека, ни такой веры, не войдут в Царство Божие (см. Мф. 8, 11–12).

Дорогие братья и сестры! Вот и нам с вами указание от Самого Господа Иисуса Христа, вот и нам с вами духовный пример от самого чуда Христова. «По вере твоей будет тебе, иди», – говорит Господь сотнику. И Евангелие нам повествует: «И тотчас выздоровел слуга его» (Мф. 8, 13). Вот о чем нам с вами, дорогие братья и сестры, надо Господу молиться – чтобы наша вера хоть немного приблизилась к вере этого сотника, чтобы мы так же были уверены, как и он, что достаточно только одного слова Божия, чтобы получилось то, о чем мы просим в нашей молитве.

Итак, видя наше маловерие и малодушие, видя, что нам нужно исправить в своей жизни, будем просить у Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он дал нам дар веры, чтобы нам научиться твердо и несомненно веровать, чтобы наши с вами молитвы были молитвами, произносимыми в смирении, но в твердом уповании и вере в силу Господа, Который словом Своим мир создал, по слову Которого все в этом мире совершается, чтобы мы с вами тоже услышали от Господа глас: «По вере вашей да будет вам». Аминь.

(1.07.2012 Неделя 4-ая по Пятидесятнице. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами верующие люди. Так мы называем сами себя, так нас называют наши друзья, которые бывают далеки от веры. Это входит в наше постоянное сознание, и мы себя уже определяем так и так о себе думаем – что мы действительно верующие люди. Какое бы счастье и какая радость были бы для нас всех, если бы мы действительно такими были!

Кто такой человек верующий, у которого в сердце действительно горит истинная, искренняя, горячая вера? Это не название, это даже не чувство – это особое состояние души, когда для человека Бог – это не далекое понятие, а это – родной и близкий, который рядом с ним, в его душе, и когда человек совершенно точно понимает, что все во власти Божией, что весь мир Им сотворен, что он, человек, тоже образ и подобие Божие, и что вера его помогает ему общаться с Богом, и что в Боге он всегда находит опору, смысл жизни, утверждение, утешение, никогда не бывает одинок и никогда не бывает печален. О чем человеку верующему печалиться, если с ним Бог? Вот какие бы мы с вами были люди, если бы мы были истинно верующими. Как бы мы радовались о Господе! Как бы мы любили друг друга! Как бы мы во всем помогали друг другу, как бы прощали друг другу малейшие обиды! Все было бы так. Но увы. То, что в нас, в нашей душе, является ли подлинной и горячей верой?

Иногда мы не задумываемся об этом и считаем, что это именно так, и с гордостью говорим: «Мы православные!» Точно так, как во времена Господа нашего Иисуса Христа, когда Он пришел в мир, избранный народ еврейский считал, что он особенный, он сохранил закон Божий. Этот народ был наследником великих людей: Авраама, Исаака, Иакова; они считали себя их сыновьями, и с гордостью говорили об этом, и считали, что их место, несомненно, в Царствии Божием, и считали, что они сыны Божии. Так они думали о себе, до тех пор пока в мир не пришел их – и всех людей – Отец, послав Сына Своего Единородного воплощенного Господа Иисуса Христа. Для чего Иисус Христос пришел в мир? Для того чтобы открыть людям глаза, чтобы они увидели, что же такое есть настоящая, спасающая вера. Не звание только – по плоти, по происхождению: «Мы сыны и дочери Авраама, Исаака и Иакова», – но ведь когда упоминаются эти ветхозаветные праведники, имеется в виду их необыкновенная вера. И Христос пришел в мир показать, что действительно мы должны быть чадами Божиими и наследниками этих великих праотцев, но не по плоти, а по духу. И как же Он это показывал? Да очень просто – Своею жизнью.

Мы сейчас в Евангелии слышали ярчайший пример, который для всех нас сейчас очень понятен (см. Мф. 8, 5–13). К Иисусу Христу, когда Он был в городе Капернауме, подходит сотник – военачальник римлян. Римляне были врагами древних иудеев. Они не хранили и не знали закона, они были язычниками, они были захватчиками священных земель, оккупантами. Они поработили народ Божий. Их, с одной стороны, ненавидели, с другой стороны, боялись. И вот этот римлянин, под руководством которого находилась сотня воинов, вдруг подходит к Иисусу Христу. Все смотрят: что нужно этому страшному и в то же время презренному язычнику-идолопоклоннику от Великого Учителя, Иисуса Христа? А он говорит: «У меня жестоко болеет мой слуга. Помоги мне, исцели его». Тогда Иисус Христос говорит: «Давай пойдем к тебе, в твой дом, и Я исцелю его» (см. Мф. 5, 6–7). Уже этим желанием прийти в дом к презренному язычнику Он удивляет стоящих рядом учеников Своих, евреев по плоти, и других людей. Но более удивительно, и для нас это удивительно, что отвечает этот сотник. Он говорит Ему: «Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошел в дом мой». Смотрите, язычник, не знающий Закона, видит свои грехи и свое недостоинство. Он видит, Кто перед ним, душою своею прозревает существо Господа Иисуса Христа и исповедует свое недостоинство.

Вот бы нам так видеть свое недостоинство перед Богом! Вот бы нам так видеть свои грехи! Вот бы нам так понимать, насколько мы далеки от христианского совершенства. Языческий воин учит всех нас смирению и сознанию своего недостоинства. Но далее, сознавая свое недостоинство, он проявляет величайшую веру. Он говорит Иисусу Христу: «Но скажи только одно слово, и выздоровеет слуга мой» (см. Мф. 5, 8). И дальше он объясняет: «Я военачальник, говорю своему воину: «Иди», – и он идет, говорю: «Приди», – и он приходит, говорю слуге: «Сделай», – и он делает. Скажи только одно слово, и выздоровеет слуга мой».

Одно слово Божие может творить чудеса. Вот какова вера этого человека. И у нас должна быть такая же вера. Мы должны понимать, что словом Своим Бог мир сотворил. Он сказал: «Да будет свет!» – и стал свет (см. Быт. 1, 3). Одно только слово Божие сотворило мир, в котором мы с вами живем, нас с вами Бог сотворил!.. Где бы нам иметь такую веру?

И тогда, как говорит Евангелие, удивленный Иисус Христос говорит: «Я и в Израиле не нашел веры такой» (см. Мф. 8, 10), – и ставит этого язычника в пример мнимым праведникам, которые в самомнении себя считали великими.

Дорогие братья и сестры! Сейчас идет время Петровского поста – самое время поразмыслить о нашем с вами духовном состоянии. Нам требуется иметь веру. Без веры невозможно спасение. Без веры невозможна жизнь. Вера – это величайший дар Божий. Нам следует просить его у Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, Который для того и пришел в мир, чтобы открыть нам тайну спасительной веры.

После того как Иисус Христос поставил в пример этого человека другим, Он говорит: «Иди, и, как ты веровал, да будет тебе». И евангелист замечает: «И тотчас исцелился этот человек» (см. Мф. 8, 13).

Пусть и с нашими душами произойдет такое чудо. Будем просить у Господа, чтобы нам исцелиться от нашего маловерия, от нашего малодушия. Будем просить у Господа, чтобы нам научиться подлинному смирению и осознанию своего недостоинства. Будем просить у Господа, чтобы нам научиться истинно и искренно молиться, как молился этот сотник. И, если мы будем искренно об этом просить, Господь совершит и с нами чудо и дарует нашим душам великий и спасительный дар веры, который приводит всех людей к жизни вечной, дарованной нам Господом Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков. Аминь.

28.06.2015 Неделя 4-я по Пятидесятнице. Божественная литургия.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы говорим о себе, что мы - верующие люди, и себя таковыми считаем! Какие же основные признаки веры в человеке? Что делает верующий человек, и чем он отличается от неверующего? Во-первых, верующий человек обязательно обращается к Богу, то есть – молится. Это первый признак верующего человека – молитва, обращение человека к Богу.

Как правило, наша молитва, в основном, бывает – просительная, когда мы что-либо просим у Бога для себя или для своих родных, или для своих ближних. Хотя есть и иные виды молитвы, тоже важные! Покаянная молитва – когда мы сознаем перед Богом свои недостатки, свое не достоинство. А еще, высший род молитвы – это славословная молитва, когда человек для себя ничего уже не просит – он благодарит Бога, славит Его, хвалит Его, как это делают непрестанно ангелы на Небе, это высший род молитвы – ангельский! Итак, первый признак верующего человека – это что он молится, обращается к Богу.

Но есть и еще один признак верующего человека – верующий человек слушает слово Божие и исполняет его! То есть, он стремится в своей жизни следовать тому, что заповедовал Господь, и слово Божие – есть для него внутренний закон, и то, что Бог говорит не вызывает у него уже сомнения – так это или не так – что Бог сказал, то верующий человек исполняет или, по крайней мере, к этому стремится!

Конечно, мы о себе говорим, что мы верующие люди. Но даже если внимательно проанализировать самого себя, и честно самому себе ответить – насколько эти признаки к нашей личной жизни подходят: насколько радостно и усердно мы молимся, и молимся ли мы каждый день, и всегда ли мы молимся; насколько мы сверяем свою жизнь, свои поступки, мысли, чувства, действия со словом Божием, насколько мы соизмеряем это с тем, что сказал нам Господь Иисус Христос? Как раз сейчас время апостольского Петровского поста – уместное для того, чтобы поразмыслить над самим собой и увидеть эти недостатки. А Святая Церковь нам очень хорошо в этом помогает, потому что сейчас мы с Вами слышали Евангельское чтение, в котором повествуется наглядно – что значит верить слову Божию, что значит верить в силу обращения к Богу и наглядно демонстрируется – как сознавать свое не достоинство.

Вы знаете, дорогие братья и сестры, что во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, Царство Израильское находилось под оккупацией римской. Римляне владычествовали над иудеями. Римляне не желали возлагать на те народы, которых они покорили, слишком многое: они не принуждали их отрекаться от своих обычаев, не принуждали их отрекаться от веры, они даже оставляли им какую-то местную власть. Для Рима главное было – чтобы те, кого они захватили, против них не бунтовали и вовремя и исправно платили дань. И вот к Иисусу Христу подходит римский военачальник – сотник – значит, он управлял сотней солдат. Это удивительно! Почему? Потому что римляне были язычниками – они не веровали в Единого Бога, у них было множество своих богов, а Иисус Христос был служителем Единого Бога, и проповедовал о вере в Единого Бога – ибо Сам Он был – воплощенный Бог, Богочеловек Господь Иисус Христос! И вот подходит этот римский военачальник, и обращается к Нему с необычной просьбой. Конечно, дело в том – тут нужно понять – что, с одной стороны, иудеи с неким призрением относились к римлянам – язычникам, которые для иудеев были нечистые – те люди, которые не знали Единого Бога, с другой стороны, конечно, они их боялись, потому что они были облачены властью. И тут этот человек, язычник римлянин, подходит к Иисусу Христу и обращается к Нему с просьбой – чтобы Иисус Христос исцелил его слугу. Необычная просьба! Иисус Христос высказывает готовность и спрашивает у сотника, где он живет – с тем, чтобы прийти к нему и исцелить того, о ком он просит. А дальше происходит совершенно необычная вещь, но для нас с вами – назидание! Сотник говорит Иисусу Христу: «Я не достоин, чтобы Ты зашел под кров моего дома!»

Видите: он сознает свое не достоинство, но одновременно молится, обращается к Христу, просит у Него – это признак молитвы, то есть признак верующего человека – и тут же осознает, что у него внутри, осознает, что он недостоин, чтобы Христос пришел к нему! Он понимает, как далеко он от веры истинной, но он желает этой веры, и настолько желает, что говорит Христу: «Я – человек, облеченный властью, я говорю своим солдатам – идите, и они идут, приказываю своим рабам – делайте то-то и то-то, и они делают. Скажи, хотя бы одно слово – и выздоровеет мой слуга!»

«Одно слово» – видите, о чем просит этот сотник? Он верит даже одному слову Господа Иисуса Христа, и верит, что по слову Христову совершится чудо!

Вот, дорогие братья и сестры, как в Евангелии нас с вами Святая Церковь учит – какова должна быть наша вера! Вот если бы мы так веровали даже хотя бы в одно слово Иисуса Христа! Сказал Христос нам: «Да любите друг друга» (см. Ин. 13, 34) – вот бы мы услышали это слово, наконец, и стали любить друг друга! Сказал нам Христос: «Прощайте друг другу обиды» – вот бы мы услышали это слово, одно единственное, Иисуса Христа и прощали бы друг другу обиды! Вот тогда бы мы какими христианами стали! Но мы глухи – мы не слышим этого слова, при этом говорим, что мы – верующие…

Вот бы нам поучиться у римского сотника вере: «Скажи одно слово, и выздоровеет слуга мой!» И тогда Иисус Христос, обращаясь к Своим ученикам, и другим, кто наблюдает за этим диалогом, кто слышит Его, говорит: «Воистину, и в Израиле я не нашел веры такой!» Представляете? – Богом избранный израильский народ, который хранит Закон Божий, который имеет храм, имеет первосвященников – а Христос говорит, что Он не нашел такой веры в Израиле, как у этого сотника! Потому что все ушло во внешность, а внутреннее было потеряно. Это очень важные слова Христа и для нас с вами. Мы-то считаем, что мы все сохранили и храним: и придания сохранили, и веру сохранили! А что скажет нам Христос, когда заглянет в наше сердце – найдет ли Он там веру? В Израиле не нашел! И тогда говорит сотнику: «Иди, выздоровеет твой слуга!» – и тот час это совершилось.

Дорогие братья и сестры! Велико значение Святой Веры! Нам, в первую очередь, надо просить у Подателя всех благ – Господа нашего Иисуса Христа – чтобы Он вразумил и научил нас быть истинно верующими людьми! Пусть этот пример уверовавшего сотника поможет нам с вами, во–первых, чувствовать свое не достоинство, во-вторых, искренно молиться Богу, и в-третьих, слышать слова Господне и стремится исполнять их! Аминь.