Неделя 5-я по Пятидесятнице. Исцеление Гадаринских бесноватых.
Евангелие от Матфея, 8:-34, 9:-1
-
И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов*, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. //*Из пещер, где погребали.
-
И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.
-
Вдали же от них паслось большое стадо свиней.
-
И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.
-
И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.
-
Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.
-
И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.
-
Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.
8.07.2001 Неделя 5-я по Пятидесятнице. Божественная Литургия.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Господь Иисус Христос пришел в мир для того, чтобы дать нам с вами спасение – спасение от власти греха над нашим человеческим существом, от власти зла над нашими душами.
Это спасение наш Спаситель Господь Иисус Христос принес нам таким образом, что наше душа бессмертная и наша свободная воля не связывается волей Божией. Не по приказу Господь спасает нас, но любовью Своею Господь привлекает нас к Себе. А мы – богоподобные существа – люди, созданные по образу и подобию Божию, имеем возможность: либо избирать жизнь вместе с Богом, избирать спасение от власти зла и греха над нами; либо отвергать предложенное нам Богом спасение.
Это – тяжелый крест нашей жизни, который нам дан. Ведь мы тем и отличаемся от всего другого созданного Богом мира, тем и отличаемся от животных бессловесных, которые не знают никакого греха, но которые живут заложенными в них Богом законами – тем, что сейчас ученые называют инстинктами; мы с вами имеем свободную душу и бессмертную душу. И тяжелый это крест – крест выбора с кем жить: с Богом ли или без Бога.
Господь хочет видеть в нас Своих соработников; чтобы вместе с нами совершать дела любви в этом мире. Господь открывает нам путь радости и блаженства; открывает нам путь чистоты, святости; открывает нам путь знания всего того, что знает Он. А мы с вами избираем – желаем ли мы следовать за Господом или нет.
Сегодня мы слышали Евангелие, которое очень сильно и наглядно показывает нам с вами, какой выбор перед нами стоит. Но это же евангельское чтение вразумляет нас, чтобы мы знали, что значит выбирать между добром и злом.
Приходит Господь Иисус Христос в землю Гергесинскую, - слышали мы сегодня в евангельском повествовании, - и Его встречают два человека, одержимые бесом, бесноватые. И с яростью кричат ему: «Что Ты пришел раньше времени мучить нас?»
Сила зла, одержимость злом была настолько явственна в этих людях, что все другие жители этого города боялись их, пугались их и эти люди не жили в городе, а жили в пещерах, наводя ужас своим беснованием на всех остальных.
Вот так в нашей жизни, когда мы тоже сталкиваемся с проявлениями страшного зла: с убийствами, насилием; когда мы сталкиваемся в своей жизни с обманом и предательством, сталкиваемся с тем, как зло мерзко в этом мире; первое наше чувство это – чувство страха и желание удалиться от этого, и не знать ничего об этом, и чтобы это нас не коснулось.
И вот, эти два бесноватых кричат Иисусу Христу безумные слова. Не люди, в которых были эти бесы, но сила зла сама демонстрирует свое бессилие перед Богом, говоря: «Что Ты прежде времени пришел мучить нас?» - Значит, само зло осознает, что не вечно в этом мире, и что Бог является победителем зла, и в конце человеческой истории зло будет окончательно уничтожено. Поэтому они и говорят: «прежде времени».
Рядом пасется стадо свиней. Господь повелевает этим злым духам войти в стадо свиней, и стадо свиней, обезумев, бросается в море и гибнет. Пастухи, которые пасли это стадо, прибегают в город и весь город выходит навстречу Иисусу Христу.
Мы могли бы подумать, что город выходит навстречу Иисусу Христу для того, чтобы радостно приветствовать Его, благодарить за то, что Он избавил их от этого страха, в котором они жили постоянно, видя этих двух бесноватых. Но, удивительно, совсем не для этого люди вышли встретить Христа. Удивительные слова они Ему говорят: они просят Его, чтобы Он ушел из их города, ушел из этой области.
Что произошло с людьми? Почему они не захотели принять Христа в своем городе? – А, может быть, их обличила совесть? – Совесть о своей собственной жизни и о своей собственной душе. И, может быть, пока они видели зло в полном его олицетворении – в виде бесноватых, они думали: но мы то не такие, как они! Нами то зло не командует! А когда Господь приблизился к ним, и лучи Божества Христова освятили темные мраки сердец человеческих. Они увидели и свое греховное существо.
Но что произошло с ними? – Они не захотели покаяться и попросить у Господа, чтобы Господь очистил их души. Они прогоняют Господа от себя.
Не так ли бывает часто и с нашей душой, с нашей жизнью, когда мы видим наши грехи, но настолько сжились с ними, что внутренне не желаем исправляться. И зная о Господе, и зная о Его силе, и зная, что Он может побеждать силу зла, тем не менее, вновь и вновь избираем свои грехи, избираем свои греховные привязанности, свои греховные привычки и говорим Господу: «Уйди из нашей жизни!»
Это страшно. Страшно потому, что мы знаем какова участь зла в этом мире. Даже сами бесы, носители этого зла, знают о том, какова их участь. И мы, дорогие братья и сестры должны знать цену нашего выбора, когда мы выбираем: жить ли нам с Богом по заповедям Божиим, или – без Бога. Но мы сознаем свое слабосилие.
Очень впечатлила жителей страны Гергесинской гибель свиного стада. Они не имели права держать свиней – по закону Моисееву, но нарушали. И тут явственно погибло их благосостояние – то, от чего зависело их материальное благополучие. Потому что, может быть, они сами этих свиней и не ели, но уж в любом случае ими торговали, и деньги за это получали. И между деньгами, материальным благополучием и правдой Божией эти жители выбирают материальное благополучие.
Дорогие братья и сестры! Каждый из нас знает привязанности своего сердца и своей души, знает свои недостатки и свои грехи. Но как часто мы кривим душой, испрашивая у Господа прощения, но, не давая обещание по-настоящему исправиться!
Святая Церковь, предлагая нашему вниманию нынешнее евангельское чтение, призывает нас с усердием молиться о благодати покаяния, которую дал бы нам Господь. Эта благодать покаяния дается через дары Духа Святаго, которые дает Святая Церковь Христова. Через Таинства православные, через молитву православную, через участие в богослужении размягчается наша душа, и наша душа делает правильный выбор: идти за Христом, взять свой жизненный крест, следовать за Ним. А если мы оступаемся и падаем, грешим, то мы должны вновь встать и идти за Господом, потому что путь, который выбрали жители страны Гергесинской, это – путь гибели, мучений и страданий; путь гибели, мучений и страданий вечных. И если мы, идя за Христом, в этой жизни можем переживать некоторые лишения, или страдания, или даже мучения ради Христа это – путь спасения. А если мы отказываемся от этого, то это – путь гибели.
Дорогие братья и сестры! Испросим у Спасителя мира Господа Иисуса Христа, чтобы Он дал нам благодать Свою следовать за Ним по жизни, веровать в Него, любить Его, и тогда никакие силы зла не будут страшны нам.
Аминь.
28.07.2002 Неделя 5-я по Пятидесятнице. Божественная Литургия.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сейчас мы с вами услышали святое евангельское повествование, в котором рассказывается о духовной борьбе, к которой мы с вами призваны. Потому что быть христианином, это значит – постоянно внимательно следить за тем, что у тебя в душе. Это требует всей жизни человека, потому что христианин не должен даже на какую-нибудь секунду забыть о том, что он освящен духом святым. Истинный христианин не должен иметь в своей жизни моментов, в которой он думал не по Христовым мыслям, когда бы в нем были не такие чувства, к каким призывает нас Господь. Помните, как апостол взывает к нам – это апостольское чтение часто читается в церкви, потому что читается в дни празднования икон Матери Божией или иных богородичных праздников, - тогда апостол обращается к нам со словами: «В вас должны быть такие же чувствования, как и во Христе Иисусе».
Видите, к какой высоте душ наших, к какой высоте духовной жизни нас Господь призывает! И, конечно, достаточно нам не то, чтобы внимательно, а просто честно на самих себя посмотреть, чтобы мы увидели, что нас как раз наоборот: не то, чтобы иногда мы в своих мыслях и чувствах отступает от Христа, а скорее, очень редко наши мысли чувства совпадают с теми мыслями и чувствованиями, которые должны быть у христианина. И это действительно так.
Духовная борьба, к которой нас Господь призывает, как раз и заключается в том, чтобы мы из своей души изгоняли недостойные истинного друга Христова, истинного члена Церкви Христовой, истинно любящего Спасителя мира Господа Иисуса Христа человека, чтобы в нашей душе не было таких недостойных чувств, стремлений, мыслей и желаний.
Но это все у нас есть. И вот, сегодня мы слышали о том, как Господь Иисус Христос совершает чудо – исцеляет двух бесноватых, в которых сила зла проявлялась видимым образом. Никто из нас о себе не может сказать, что он свободен от влияния сил зла. Никто из нас не может сказать, что мы не подвержены искушениям. Но это очень часто бывает тайно и незаметно. Заметным это становится, когда человек, в сердце которого уже ранее были посеяны семена самолюбия, или гнева, или осуждения, вдруг начинает на кого-то ругаться, в ярости кричать, и тогда даже лицо его и вид его искажается, и вот – видимым образом злоба и проявляется. Или когда в сердце человека есть зависть к кому-то, а потом человек не выдерживает и тайным образом что-то крадет, - вот, зависть видимым образом и проявляется. Бывает так, что человек в сердце своем осуждает кого-то, и эти мысли осуждения тоже все время в нем бродят, а потом человек начинает говорить, распускать сплетни, - вот, видимым образом в нем это уже и проявляется.
Но не всегда то зло, которое в нас, видимым образом мы проявляем, часто его не видно. Слава Богу, может быть мы, таким образом, все-таки умудряемся справиться со своими греховными желаниями, стремлениями и привычками. А вот эти два человека бесноватых – в них это зло проявлялось видимым образом, так что все люди вокруг знали, что они одержимы злыми духами.
И вот, Господь Иисус Христос совершает чудо. Он этих двух людей освобождает от власти диавола над ними. А тем злым духам, которые в них находятся, повелевает войти в свиное стадо.
Почем в стадо свиней? Чем виноваты эти животные? Почему они обезумели, бросились с крутизны в море и погибли? Почему люди, которые видели это, ужаснулись?
Дело в том, что закон Моисеев запрещал употреблять в пищу мясо свиньи. И было это сделано с духовным смыслом. Не то, чтобы само по себе животное является каким-то нечистым и скверным. Но, давая такой пищевой запрет, пророк Моисей по указания Божиему вкладывал в него духовный смысл. Ведь свинья ест все без разбора – она всеядна, она не разбирает в родах пищи. И более того, она не гнушается никакой нечистотой. И если за ней не ухаживать, она в этой нечистоте готова жить по уши. Так вот, это – символ всеядной души, которая не разбирает между добрым и злым в своей жизни. Это – символ всеядной души, которая не хочет знать заповедей Божиих и закона Божия и готова в этом своем незнании, в этом своем грехе жить «по уши».
И вот, люди страны Гергесинской, в которой жили два этих бесноватых, несмотря на то, что знали закон Моисеев, все равно содержали этих свиней. Не уточняет Священное Писание – ели ли они сами эту свинину, или продавали ее живущим рядом язычникам и с этого доход большой имели. Тем не менее их занятие все равно было с точки зрения закона Моисеева незаконным. И вот, видимым образом это незаконное дело превращается в страшную демонстрацию последствий зла: обезумевшие свиньи бросаются в море. – А что же с душами человеческими будет, если они окажутся вдруг во власти таковых злых сил?
Спаситель мира Господь Иисус Христос пришел в мир для того, чтобы избавить человека от власти над его душой диавола. И ныне мы, освященные Святым Крещением и через это Крещение рожденные в жизнь вечную, облагодатствованные Духом Святым в Таинстве миропомазания, имеем счастье не быть рабами диавола. Насильно нашу душу ныне диавол в плен взять не может, если только вдруг мы не уподобимся всеядным свиньям и не начнем, презрев закон благой Божий, своей душой потреблять духовную пищу зла – всякую скверну и всякую нечистоту.
В том и заключается духовная борьба христианина, чтобы отвергнуть прилог вражий, искушение вражье. Христианину ныне легко вести духовную борьбу, потому что насильно диавол его не может заковать в цепи свои и сделать насильно рабом зла он не может его, если только сам христианин не сдастся и не протянет свои руки, чтобы его враг рода человеческого сковал.
Но мы и потому имеем силу в нашей духовной борьбе, что в этой духовной борьбе с нами Сам Спаситель Господь Иисус Христос. – Тот Спаситель, Который одним словом Своим повелел бесам, и они вышли из двух человек и, показав свою вражью силу, устремились в стадо свиней и погубили его. С нами Спаситель мира Господь Иисус Христос, и поэтому нам ничто не страшно. Не зря перед Святым Крещением, когда читаются молитвы, называемые заклинательными, священник вспоминает это событие и говорит, обращаясь к самому диаволу: «отступи, познай твою суетную силу, ниже на свиниях власть имущую», - то есть вспоминается это самое событие, когда Господь Иисус Христос прогоняет силу вражью от человека.
А как быть нам со Христом? Как иметь нам такие же мысли и чувствования, как во Христе Иисусе? Как нам побеждать в духовной борьбе? – Для этого надо быть в непрестанном единстве со Святой Церковью Православной. Надо знать законы Божии – духовные законы, которые Церковь Христова даже до сегодняшнего дня сберегает. Надо жить той жизнью, которую предлагает нам Святая Церковь – жизнью молитвы, жизнью добрых дел, жизнью прощения грехов друг другу, жизнью милосердия и сострадания, жизнью духовной, связанной с участием постоянным в Таинствах Церковных, особенно в Таинстве Исповеди и Святого Причащения Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовых.
Мы с вами – счастливые люди, дорогие братья и сестры, ибо живем под покровом Матери Божией, находимся в единстве со Святой Церковью и Господом нашим Иисусом Христом. Будем помнить об этом всегда – ежедневно, ежечасно, ежеминутно и ежесекундно. Будем помнить, что с нами Бог, а мы – христиане. Обратимся сейчас с молитвой ко Господу, чтобы нам знать благой Его закон и никогда не отступать от Его святого пути. Ему же слава во веки веков.
Аминь.
20.07.2003. Неделя 5-я по Пятидесятнице. Божественная Литургия.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Мы веруем в Господа нашего Иисуса Христа. И наша вера – это не просто знание о том, что Бог есть. Наша вера – это не просто знание о том, какой есть закон Божий, и что нам следует делать, а что нам делать ни в коем случае нельзя. Нет! Наша вера гораздо больше. Наша вера – это наша жизнь со Христом.
В том сила, и особенность, и отличие нашей веры от всех других человеческих верований, которые существуют на земле, заключается именно в том, что мы с вами, верующие люди, живем со Христом в своей душе. А Христос живет вместе с нами, потому что Церковь, которая есть на земле, это – как раз Богочеловеческий организм, где мы, люди, и Бог вместе. И в жизни каждого верующего человека Бог вместе с ним идет по жизни, а он идет вместе с Богом.
Если мы с вами будем изучать догматы нашей Святой Церкви Православной, то мы узнаем, что Господь Иисус Христос – Богочеловек, то есть Он – истинный Бог и истинный Человек. И в нем не только две природы – Божественная природа и человеческая, но в Иисусе Христе две воли – воля Божественная и воля человеческая.
Это очень важно для нас знать, потому что воля есть у каждого из нас. И очень важно нам в жизни нашу волю человеческую вверить в волю Божию, чтобы то, что мы желаем, совпадало с тем, чего желает Бог. И счастлив тот человек, который сумел предать свою волю в волю Божию. Жизнь его благодатна и спасительна. Он все может пережить. Любые трудности тяжести ему радостны.
Господь Иисус Христос, будучи истинным Человеком, подчинил Свою человеческою волю в волю Божию. Нам с вами трудно бывает подчинять свою волю человеческую в волю Божию. И вот это и есть духовная борьба! Духовная борьба заключается в том, чтобы мы, люди, свою волю предали в волю Божию.
Как нам это не хочется! Как нам кажется, что мы умнее Бога! Как нам кажется, что мы сумеем обойти Его заповеди! Как нам кажется, что многие Его заповеди неприменимы в повседневной жизни! И действительно, как мы можем любить своих врагов? Как мы можем прощать, когда нас обижают, ведь нам это так не нравиться? Как мы можем не быть злопамятными, когда какой-то человек досадил нам, и нам это неприятно? Как мы можем простить? Как мы можем не осуждать, когда мы видим, что другие люди поступают неправильно, и мы стремимся другим рассказать, как эти люди делают неправильно? – Мы в этот момент свою волю человеческую противопоставляем воле Божией. И главное – ведь знаем, что нельзя этого делать! Знаем, но, тем не менее, делаем.
Сегодня мы с вами слышали Евангелие, которое рисует эту ужасную картину противления воли человеческой воле Божией. Господь Иисус Христос чудо совершил: из двух бесноватых изгнал злых духов, которые вошли в свиней, и свиньи бросились с крутизны в море и погибли. И ужас на людей нашел о том, какую силу имеет Господь Иисус Христос. Но что удивительно и страшно, жители этого города, этой страны Гергесинской, как мы слышали сегодня в Евангелии, вместо того, чтобы радоваться, что пришел Христос, Который может помочь им и из их душ изгнать также этих злых бесов – гордыни и тщеславия, самолюбия, нелюбви, нетерпения, нечистоты; вместо того чтобы ринуться и прибежать к источнику спасения – Иисусу Христу, они вышли к Нему навстречу, но для того, чтобы просить Его, чтобы Он ушел из их города.
Вот, дорогие братья и сестры, какое бывает противление воли человеческой воле Божией.
Между прочим, эти жители страны Гергесинской нарушали закон Моисеев. Им нельзя было держать свиней – закон Моисеев это запрещал. Но они их держали, потому что торговали с соседними язычниками и от этого большой доход имели. И они больше пожалели свой доход, который они потеряли от погибших в море свиней, нежели свои человеческие души.
Дорогие братья и сестры! Сегодняшнее Евангелие, которое мы услышали, должно убедить нас в том, что мы должны вести духовную борьбу, что мы должны свою волю стремиться подчинять воле Божией. Но мы не одиноки в этой духовной борьбе! Не уподобимся с вами жителям страны Гергесинской, выйдем навстречу Христу не для того, чтобы сказать Ему: «Уйди от нас!» - потому что нам с Тобой тяжело и плохо, потому что нам с Тобой надо соблюдать закон любви, милосердия и сострадания. Но наоборот! Выйдем навстречу Христу с тем, чтобы просить Его, чтобы Христос всегда был с нами, чтобы изгнал из наших сердец злых духов, злые страсти, злые грехи, чтобы очистил нас и освятил. Он имеет эту силу. Он имеет эту возможность. Он имеет эту власть. Он, повелевший демонам войти в свиней, которые погибли, имеет власть и нас с вами очистить и привести ко спасению. Для этого-то и Церковь на земле существует. Для этого-то и благодать Духа Святаго в Церкви Христовой действует.
Дорогие братья и сестры! Многократно мы слышим с вами за богослужением такие прекрасные слова: «Сами себе и друг друга и весь живот наш, - то есть всю жизнь нашу, - Христу Богу предадим». Будем молиться о том, чтобы наша жизнь была вместе с Богом; чтобы мы никогда не отступали от Бога; чтобы мы, даже и согрешивши, всегда каялись перед Ним, и просили, и молили Его, чтобы Он всегда был с нами в нашей жизни. Предадим нашу человеческую волю в волю Божию! Аминь.
24.07.2005. Неделя 5-я по Пятидесятнице. Божественная Литургия.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Мы с вами – православные христиане, мы крещены во имя Святой Троицы – Отца и Сына и Святаго Духа. Мы имеем на себе печать дара Духа Святаго. Перед крещением мы обещали перед лицом Церкви, что в своей жизни будем идти по пути за Господом Иисусом Христом. Но вот когда духовно мы размышляем о своей жизни, о своих поступках, о своих мыслях и чувствах, как мы ответим на такой простой вопрос: Действительно ли в нас есть такая решимость в жизни всегда идти за Иисусом Христом? Действительно ли мы в жизни желаем, чтобы с нами был Христос? Действительно ли мы желаем, чтобы Он был рядом, когда мы делаем любое наше дело, чтобы Он был, вместе с нами? Действительно ли мы считаем, что каждый наш поступок, который мы совершаем, Христос одобрил бы и благословил бы? Если бы мы в жизни все совершали таким образом, что могли бы сказать, что наши мысли благословлены Господом, наши дела приятны Богу, наши поступки сообразуются с евангельскими заповедями, наверно, мы были бы самыми счастливыми людьми. Сегодняшнее Евангелие очень ярко предлагает нам с вами задуматься о том, просим ли мы на самом деле искренно, чтобы Господь пребывал в нашей жизни, или что-то для нас оказывается более важным.
В Евангелии повествуется о том, как Спаситель изгнал бесов из двух бесноватых и повелел бесам войти в свиней, и свиное стадо бросилось с крутизны в море и погибло.
Нельзя было древним евреям разводить свиней, они нарушали закон Моисеев. И видимым образом вот эта гибель свиного стада от злых сил для всех ясно показала, что значит нарушать закон Божий.
С этих свиней жители Гергесинской страны имели большой доход. Наверно, сами они их вряд ли ели, все-таки боялись оскверниться, но торговали с язычниками, продавали им свиней и имели большой доход. И вот стадо погибает. Два человека бесноватых исцеляются. Господь совершает чудо милосердия, возвращает двум людям их человеческий образ, изгоняя из них силы зла. А далее в Евангелии говорится, что жители города вышли навстречу Христу. Что они вышли? Поблагодарить Христа за то, что Он исцелил этих двух бесноватых? Нет. Они пришли и стали просить Его, чтобы Он удалился из их страны. Они видели очевидное чудо, но это чудо вместо радости веры и желания исправить свою неправедную жизнь вызвало у них одно: «Уйди от нас», – говорят они Христу. Им более жалко оказалось свиней и этого дохода финансового, который они имели от разведения свиней, нежели своих собственных душ, которые гибли из-за нарушения закона Моисеева. Очень яркий пример. И не зря в этом примере присутствуют силы зла. Ведь именно силы зла постоянно искушают человека, с тем чтобы человек жил не со Христом, а служил различным страстям своим, – занимался фактически идолослужением.
Силы зла постоянно искушают человека, но они не имеют над человеком непременной безусловной власти. Об этом мы сегодня в Евангелии слышали: одного слова Господа Иисуса Христа хватило, чтобы бесы покинули людей и вошли в свиней. Значит, Господь – повелитель всего сущего, и ничто не может препятствовать воле Божией. Но человек, созданный по образу и подобию Божию, имеет свободу выбирать между добром и злом. И человек, если не желает, чтобы Бог был с ним, Бог насильно с ним не будет. Если человек выбирает служение злу, это его свободный выбор. Вот эти жители сделали свой выбор: они прогоняют Христа, – они боятся той силы Божией, которую Христос так явно проявил. Им страшно. Но это не тот благоговейный страх Господень, который учит человека премудрости. Это не тот благоговейный страх, когда человек размышляет о своей душе, о своей жизни, о том, что будет дальше с ним в вечности. Это не тот благоговейный страх, который приводит человека к добрым делам. Это страх перед миром сим. Страх о том, что благополучие – внешнее – будет потеряно. Эти жители из-за того, что их материальное благосостояние пошатнулось, не захотели видеть Иисуса Христа.
А вот теперь приложим это евангельское чтение к своей жизни, к своим мыслям, к своим поступкам. Всегда ли мы сообразуемся с заповедями Божиими и всегда ли идем по стопам Иисуса Христа? Когда нас оскорбляют, вслед за Христом, Который всем прощал, прощаем ли мы? Когда мы видим, что кто-то нуждается в нашей помощи, вслед за милосердным Спасителем, Который шел к людям и исцелял их и творил дела любви, творим ли мы дела любви? Когда наше сердце черствеет, и мы не можем молиться, вслед за Господом взываем ли мы к Отцу Небесному так, как Он взывал? Прощаем ли мы своим врагам и людям? Готовы ли мы чем-либо пожертвовать, хотя бы самым малым, ради своих ближних, – когда Христос жизнью Своей пожертвовал?
Вот эти все вопросы нам следует себе задать. И увидим, что иногда, увы, мы уподобляемся жителям страны Гергесинской. И говорим Христу: «Отойди пока от нас, мы здесь по-своему разберемся, по нашим житейским принципам, по нашим правилам нашего мира, мы сами что-то сможем сделать». И лишь только когда мы оказываемся, образно говоря, «у разбитого корыта», и ничего у нас не выходит делать без Бога, мы тогда начинаем взывать: «Господи, помоги нам!» Хотя это следует нам делать постоянно. Не тогда только обращаться к Господу, когда кругом у нас одни несчастья, болезни, страдания, и мы расслаблены и беспомощны, но сделать Господа своим соработником в своей жизни, другом, который постоянно с тобой. Так, чтобы что бы мы ни делали, мы могли представить, что рядом с нами Спаситель, – и нам не было бы стыдно за то, что мы делаем. Если мы будем следить за своей жизнью, будем сообразовывать ее с жизнью Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, воистину мы будем на том праведном пути, по которому мы обещали идти, когда принимали Святое Таинство Крещения.
Да, высок идеал евангельской жизни. И кажется нам порой, что сил наших соответствовать этому идеалу не хватает. Мы как тот юноша, который вроде бы все исполнил, все заповеди соблюдал, а когда ему Христос предложил раздать свое имение нищим и пойти за Ним, огорчился и отошел от Христа, так и мы порой, видя высокий идеал христианской жизни, пугаемся. Это не Божий страх. Это страх, который нагоняет на нас враг рода человеческого. Надо отринуть его и сказать: «Да, мы слабые сами по себе, каждый в отдельности, но в Церкви Христовой мы сильны, ибо благодать Духа Святаго пребывает в Церкви». Молитвы Пречистой Богородицы, всех святых, Ангелов и Архангелов укрепляют нас, и мы уже в этом стремлении идти по евангельскому пути не бессильны, ибо нас поддерживает Церковь Христова.
Дорогие братья и сестры! Промысел Божий привел каждого из нас сегодня в храм Господень. Мы услышали евангельское благовествование об ответственности человека за свои поступки. Мы услышали яркое назидание, как следует выбирать между добром и злом. Мы услышали о печальном примере жителей страны Гергесинской, которые не захотели быть со Христом. Испросим же благодати Духа Святаго, чтобы наше сердце всегда желало жить со Христом. Испросим молитв Святой Церкви, чтобы нам всегда стремиться жить по благим евангельским заповедям. Испросим помощи Божией на то, чтобы в постоянном выборе в жизни между добром и злом мы всегда избирали добро и отвергали зло.
Аминь.
16.07.2006 Неделя 5-я по Пятидесятнице. Божественная Литургия.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Мы обращаемся с верой к Господу нашему Иисусу Христу, молясь Ему, чтобы Он избавил наши души от искушений, вражеских прилогов и сил зла. Мы обращаемся к Нему с этой молитвой, ибо знаем, что Он есть Истинный Бог, во власти Которого весь мир. Мы обращаемся к Нему с такой молитвой, потому что знаем, что сами избавить свои души от зла не можем. И хотя своим разумом, своим сердцем мы хотим жить вместе с Богом, хотя имеем желание поступать по заповедям Божиим и жить по-христиански, – есть у нас такое желание, есть такое стремление, – но, увы, в повседневной жизни мы постоянно как будто забываем о том, что мы христиане, и даем возможность злу поселяться в наших душах. Даем волю раздражению и, когда раздражаемся, уже сами себе не рады, как будто кто-то внутри нас мучает нас этим раздражением. Дозволяем, чтобы в нашем сердце была зависть, которая, как ядовитая змея, грызет нас изнутри, и чувствуем мы эту вражию силу внутри себя, но сами по себе избавиться от нее не можем. Или скверные, нечистые, мерзкие мысли нас посещают, и привяжутся, как липкая грязь, и сами мы никак не можем от этого отвязаться. Или осуждение найдет на нас, и никак не знаем, как его побороть, и так увлечемся, что, когда опомнимся, оказалось – уже весь мир осудили: и живых и мертвых… – Да много еще разных можно привести примеров, как наши грехи и страсти, оказавшись внутри нас, нас же и мучают. И в том сила нашей веры, что мы обращаемся к Тому, Кто может исцелить нашу душу, освободить нашу душу от этого – не свойственного нашим душам – зла. Ибо наши души созданы по образу и подобию Божиему. В нас в каждом есть образ и подобие Божие. Мы носим в себе отблеск Божества. Нам не свойственно иметь в себе зло. Зло – не от Бога, зло – от нашей злой воли.
И вот мы искренно обращаемся к Богу, чтобы Бог избавил нас, чтобы очистил наши души от этого зла. Но почему же так бывает, что, несмотря на то, что мы обращаемся к Богу с таковыми молитвами, все равно вновь и вновь в наших душах оказывается это же зло? В чем дело? А надо нам самим себя спросить: действительно ли, на самом ли деле мы искренно хотим жить со Христом? На самом ли деле мы хотим быть христианами? По-настоящему ли мы хотим этого? Потому что если быть христианином – это надо прощать, когда тебя оскорбляют; быть христианином – это значит нужно быть сострадательным к чужому горю; быть христианином – это значит видеть, что самое главное в этом мире – душа человеческая, и искать в этом мире, прежде всего, Царства Божия, понимая, что все остальное приложится. На самом ли деле мы хотим быть настоящими христианами?
Вот на такие размышления наталкивает нас с вами только что услышанное Святое Евангелие, в котором повествуется о том, как Господь Иисус Христос исцелил двух людей бесноватых. Силы зла поселились в их душах и мучили их. И Господь изгоняет бесов из этих двух несчастных людей, исцеляет их, освобождает их от зла. И повелевает этим силам зла вселиться в стадо свиней, которое паслось рядом с этими больными людьми. И стадо свиней, обезумев, бросается с высокой крутизны в море и погибает.
И вот жители этой страны Гергесинской, где жили эти два бесноватых, услышали об этом чуде и пошли навстречу Иисусу Христу. Казалось бы, зачем они идут навстречу Христу? Ну, можно подумать, что они просят, чтобы и их Господь исцелил от зла. Наверно, надо подумать, что они, услышав об этом чуде, желают, чтобы Господь открыл им путь спасения, наверно, они желают поклониться Иисусу Христу и уверовать в Него. Так ли это?
Ужасно – на самом деле это не так. Они не затем идут к Христу, чтобы попросить у Него спасения. Они идут Ему сказать: «Уйди от нас». Они прогоняют Его. Они не хотят, чтобы Он был с ними. Почему? Да потому, что это стадо свиней – это был их доход. Они разводили этих свиней, вопреки закону Моисееву, который запрещал разводить свиней, ну, делали такой вид: они их разводили, сами свинину эту не ели, а продавали язычникам и за это выручали много денег. И вот погибло их стадо свиное. И им уже не нужен Бог. Им уже не нужно спасение от зла. Им уже не нужна победа над бесами. Им это не нужно – им свиньи нужны и доход их свинский!
Вот и мы должны задать себе вопрос: а нам с вами, каждому из нас, что важнее – жизнь со Христом и победа над грехом или какие-то другие наши страсти и привычки, к которым мы привыкли, которые удобны для нас? Прийдя на встречу ко Христу, что мы скажем? «Господи, прииди исцели нас, изгони из наших душ всякую силу вражию, научи нас жить по-христиански!» Или скажем Ему: «Отойди от нас. Нам некогда пока веровать в Тебя, некогда Тебе молиться, мир весь живет по-другому. Нам не до Тебя. Вот будет нам плохо, вот тогда мы к Тебе обратимся». Как мы ответим Христу?
Вот на этот вопрос как раз сегодня и призывает нас ответить Святая Церковь, предложив нашему вниманию святое евангельское чтение. Помолимся же Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он вразумил нас Его выбрать, с Ним жить, Ему веровать, на Него надеяться и Его любить, и жить с Ним, по этой жизни идя временной, и прийти в жизнь вечную.
Аминь.
01.07.07. Неделя 5-я по Пятидесятнице. Божественная Литургия.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Мы с вами имеем сохраненное Святой Церковью до наших дней слово Божие – Священное Писание, и сейчас мы с вами слышали евангельское повествование. В Святом Евангелии описывается земная жизнь Господа Иисуса Христа, Его смерть за спасение рода человеческого, Его воскресение, и описание этих событий – не просто рассказ о том, что было когда-то с Христом, не просто рассказ о том, как люди реагировали на слово Божие и как люди поступали. Это не просто историческое описание, нет, в том и сила слова Божия, что через евангельское повествование для человека раскрываются те истины, которые ему важно знать сейчас. Через Евангелие человеку говорится то, на что он должен обратить внимание и что должен применить в своей личной жизни.
Вот и сейчас мы с вами слышали Святое Евангелие, о том, как Господь Иисус Христос приблизился в страну Гергесинскую, и перед тем, как войти в город, ему встретились два человека, одержимые злыми духами. Причем эти люди даже не жили в человеческих жилищах, они жили в гробах. На востоке заранее готовятся к погребению людей, и там не такие, как у нас, деревянные гробы, а там, в скалах иссекают пещеры и в этих пещерах погребают усопших. Так вот, в таких гробах и жили эти два бесноватых. Причем Евангелие обращает внимание, что не было другого пути, что никто, кто бы входил в эту страну, не мог пройти мимо этих двух бесноватых, живших в гробах.
Что означает это описание? Почему евангелист так обращает на это внимание?
Дорогие братья и сестры, каждый из нас должен знать, что жизнь христианина есть духовная борьба – духовная борьба между добром и злом, которая осуществляется внутри, в душе человека, и ни один человек не может пройти мимо этой борьбы, никого она не минует. Так же, как не мог никто войти в эту страну, чтобы не пройти мимо этих двух бесноватых, одержимых силами зла, так ни один человек в своей жизни не пройдет, чтобы не было у него искушений или вражеских прилогов, чтобы враг человека чем-либо не уязвил его душу, чтобы какое-либо зло не искушало человека. Ни один из нас от этого не может быть избавлен, это духовный закон нашей жизни. Почему? Потому что мы живем в мире, который отпал от Бога, в грехопадшем мире. И «мир во зле лежит» (1Ин. 5, 19), и это зло постоянно ищет прилогов и предлогов, чтобы победить нашу душу и взять нашу душу во власть к себе, как были взяты эти два человека. Обратите внимание, жили в гробах, – гроб символ чего? Гроб символ смерти. Значит, зло к чему ведет человека? Значит, зло ведет человека к духовной смерти. Значит, почему мы должны бороться против зла? Чтобы избежать этой смерти духовной.
Итак, встретившиеся эти два бесноватых стали кричать Христу: «Почему Ты пришел прежде времени мучить нас?».
Иногда, когда человек рассуждает, пытается рассуждать о вере, он говорит: «Ну, я знаю, конечно, есть какая-то высшая сила, я верю, но зачем мне ходить в Церковь, зачем мне молиться, зачем мне поститься, я знаю, у меня Бог в душе». Так вот смотрите, о чем предупреждает нас это событие? Мало знать, что Бог есть. Апостол Иаков говорит: «Ты веруешь? Хорошо делаешь, что веруешь, и бесы веруют и трепещут… Покажи веру от дел твоих» (Иак. 2. 18, 19). Вот эти два бесноватых, что, они поклонялись Богу? Они трепетали, в ужасе кричали бесы: «Зачем Ты пришел прежде времени мучить нас»? Значит, мы должны извлечь духовный урок. Мало осознавать, что Бог есть в этом мире, важно жить по законам Божьим, которые заключаются в том, чтобы человек жил в вере, надежде и любви. Как говорилось сегодня в апостольском чтении: «Сердцем веруется в правду, а устами исповедуется во спасении» (Рим. 10, 10), – то есть, имея в сердце своем Бога, мы через дела веры, через исповедание веры, будем жить вместе с Богом. Но весь вопрос в том, желаем ли мы этого на самом деле? Что стали делать эти бесноватые, вернее, тот дух зла, который был в них? Они стали просить Христа, что бы Христос разрешил им войти в свиное стадо.
Жители страны Гергесинской нарушали закон Моисея. Моисей запрещал употреблять в пищу свинину и разводить свиней. Они разводили свиней в большом количестве, так что у них были целые стада, продавали эти стада язычникам и получали за это деньги. Жители этой страны были нарушителями закона Моисеева, то есть закона Божьего. Вот бесы просят, чтобы им Христос разрешил войти в это свиное стадо. Христос повелевает им это сделать, и стадо обезумело, оно все бросилось с крутизны в море и все утонуло, а два пастуха, которые пасли это стадо, побежали и предупредили всех жителей страны о том, что произошло. Они видели своими глазами чудо. Они видели, как два, одержимых злыми духами исцелились, но они видели, как погибло это свиное стадо.
Что же дальше происходит? Это самое страшное. Жители города, все, выходят на встречу ко Христу. Но что, они выходят для того, чтобы просить у Христа, чтобы Христос и из их душ изгнал зло, чтобы Он их научил жить в вере, надежде и любви, чтобы Он их наставил на путь праведный, – для этого они вышли? Ничего подобного. Они вышли и стали просить Его, чтобы он ушел от них. Они так огорчились за своих свиней, за свои доходы, которые были, они не хотели менять свою жизнь. Они жили, нарушая закон Божий, и, даже увидев чудо несомненное, отсылают Христа от себя. Они не хотят знать Христа. Они боятся изменить свою греховную жизнь.
Вот, это главный духовный урок, который сегодня Святая Церковь предлагает нам из Евангелия, который мы должны осознать. Мы пришли в храм Божий ко Христу. Что мы сейчас Ему скажем? Не уподобимся ли мы жителям страны Гергесинской и не будем ли мы прогонять Христа из своей жизни? Ведь дело в том, что умом каждый из нас сознает, что значит жить по вере, надежде и любви. Умом мы сознаем, что жить по вере, надежде и любви – это значит прощать любые обиды, это значит, не считаясь со своими интересами, спешить к другим людям на помощь, это значит не говорить и не делать неправды, это значит всячески избегать грехов, это значит стремиться к молитве и духовной жизни. Каждый ли из нас на это готов? Ведь что порою с нами происходит? Мы как бы сами с собою делаем компромисс. Мы зайдем еще в храм, ну, так и быть, свечку поставим, может быть, записочку напишем, а вот жизнь менять – нет. Это мы пока не будем, нам еще рано. Пока человек молодой, говорит: «Мне еще рано пока верить, заповеди соблюдать, потом, когда на пенсию уйду». Приходит пенсия, человек весь больной, не может толком ходить, и голова и руки трясутся, говорит: «Ну, я уже старый, куда мне соблюдать заповеди Божие, куда мне жить по заповедям, поздно уже». Вот как лукавый враг может обмануть человека. Но на то человеку и дана свободная воля, что он может либо принять Христа, уверовать в Него и пойти за ним, а может и сказать: «Уходи от меня, я не хочу менять свою жизнь».
Дорогие братья и сестры! Не то чтобы люди страны Гергесинской были неверующими, не то чтобы они не знали, Кто перед ними находится, ведь они видели величайшее свидетельство, чудо, которое совершил Христос. Значит, они видели Христа, слышали Его и знали о том, кто Он такой, – и они Его прогоняют.
Помолимся же, братья и сестры, о том, чтобы каждому из нас сделать в этой жизни правильный выбор. Не только сейчас, сию минуту, – этот выбор стоит перед нами все время: обидеть кого-то или помочь кому-то, соврать кому-то или правду сказать, отомстить или простить, праздно провести время или помолиться, сделать доброе дело или злое. Выбор перед нами стоит постоянно. Попросим у Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он был все время с нами, чтобы нам жить вместе с Ним, чтобы Он изгнал из наших душ лукавых духов нечистых, чтобы мы с вами были, согласно той молитве, которую Господь дал, «избавлены от лукавого». И Господь силою Своею может это сделать. Если Он повелел духам злобы войти в стадо свиное и те погибли, Он может повелеть и нашей с вами душе, очистить нас от всякой нечистоты. Что и происходит в Таинстве Покаяния и Причащения Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.
Дорогие братья и сестры! Всегда будем помнить, что у нас есть два пути: путь жизни и путь смерти. Будем просить у Господа мудрости, чтобы нам всегда избирать путь жизни, за Ним идти, за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков.
Аминь.
27.06.2010 Неделя 5-я по Пятидесятнице. Божественная Литургия.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Желает ли каждый из нас, чтобы с ним был Христос? Казалось бы, какой вопрос простой! Конечно! Конечно, мы желаем, чтобы с нами был Христос! Вот и в храм мы приходим, и молимся Богу, просим помощи Божьей, обращаемся к Нему в молитве. У каждого своя молитва, каждый о своем просит. Конечно, мы желаем, чтобы был с нами Христос. Но на самом деле так ли это? Христа ли мы желаем, чтобы с нами жил Христос, или мы своего чего-то желаем и хотели бы, чтобы Христос просто исполнял то, что нам хочется, что нам нравится, к чему мы стремимся, чтобы Он был исполнителем нашей с вами воли? Вот об этом предлагает нам задуматься сегодняшнее евангельское чтение – чью волю мы несем в себе: волю Божию или свою собственную, отличающуюся от Божьей воли человеческую волю. А, не дай Бог, может, мы исполняем волю и врага рода человеческого, и желаем того, и ищем в жизни того, что совершенно противно воли Божией и совершенно, диаметрально отличается от нее?
Вот какой вопрос мы должны сейчас задать себе, услышав евангельское повествование о том, как жители страны Гергесинской вышли навстречу Иисусу Христу (Мф. 8, 29–9,1). Причем Евангелие говорит, что все жители вышли. Какое единодушие! Они все пошли навстречу Христу. А для чего они пошли? Они пошли Ему сказать, чтобы Он не заходил в их город. Они не захотели Его у себя видеть и принять Его не захотели.
Почему же вдруг они так поступают? Что случилось? Или они не слышали, как Господь исцелял больных? Или они не слышали, как Господь совершал чудеса? Или они не слышали, как Господь проповедовал о Царствии Своем – о Царствии любви, вечном Царстве вечной жизни? Нет, они, конечно, об этом слышали. Но зачем же они вышли навстречу Христу?
Да потому, что они очень огорчились. Огорчились тем, что их источник существования и обогащения пропал. Жители этой страны, в нарушение закона Моисеева, содержали свиней. Закон Моисеев запрещал правоверным иудеям употреблять в пищу свиное мясо. Евангелие не поясняет нам, ели ли сами жители страны Гергесинской мясо этих свиней, для этого ли разводили, но многие толкователя Святого Евангелия говорят, что они содержали этих свиней на продажу и продавали это свиное мясо язычникам, и это был их доход. А тут все это их свиное стадо, которое давало им доход, сбросилось, обезумевши, с крутизны в море и погибло. А почему погибло? Да потому, что Иисус Христос исцелил двух бесноватых, которые жили в этом городе. Он сделал их нормальными людьми. Он выгнал из них злых духов и повелел им войти в свиное стадо, чтобы люди увидели, что зло, подчинение злу происходит из-за нарушения закона Божия. Это видимое нарушение закона Божия в виде свиного стада обезумело, и бросилось в море, и погибло. То есть людям было показано: «Люди, опомнитесь! Жители страны Гергесинской, что вы делаете? Вы нарушаете закон Моисеев, преступаете закон Божий! Вот, у вас есть путь ко спасению. Это спасение приносит вам Сам Господь, изгоняя злых духов и исцеляя людей и делая их нормальными». И вот какая реакция жителей этой страны. Они не хотят меняться. Им удобно было жить со свиньями, удобно было жить со своим преступным, с точки зрения закона Божия, промыслом. Им не нужен Христос, Который призывает их изменить свою жизнь, исправиться, отбросить грех, измениться. Они лучше готовы терпеть бесноватых и злых духов в себе, нежели Христа принять в сердце свое.
Вот, дорогие братья и сестры, какой страшный евангельский пример мы сегодня услышали. А теперь вновь обратимся к своей душе и спросим себя: а мы желаем ли, чтобы Христос жил в сердце нашем? Что для нас важнее: жить со Христом или жить с нашими страстями, греховными привычками, порочными наклонностями, с нашими преступлениями против заповедей Божиих? Что нам удобнее? Что мы в своей жизни выбираем?
Потому что жить со Христом – это значит взять свой крест и идти за Ним, за Христом Спасителем. Это значит – не желать того, что мне нужно, а, внимая слову Божию, искать воли Божией в жизни своей и стремиться идти по жизни по заповедям Христовым. Это значит учиться любить друг друга, это значит – учиться прощать друг другу, это значит не искать в жизни своего «я», но искать, как другому человеку послужить. Жить со Христом легко, когда ты отрешился от своих греховных страстей, и трудно, ибо надо постоянно побеждать в себе свои неправильные и неправедные настроения, поступки, мысли и чувства.
Сегодня услышанное нами Евангелие не только призывает нас к духовному размышлению о том, с кем мы в нашей жизни, чью волю мы исполняем в нашей жизни, но и к глубокой молитве о том, чтобы нам воистину найти в себе силы принять Христа в своей жизни и следовать за Ним, Спасителем и Господом нашим. Ибо Он ведет нас не только по земному пути, но, проведя через земной путь, приводит в вечность.
Так размышляя, помолимся Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он дал нам сил следовать за Ним по Его спасительным заповедям в Его вечное Царство. Аминь.
31.07.2011 Неделя 7-я по Пятидесятнице. Божественная литургия.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сейчас мы слышали Святое Евангелие, в котором повествуется о двух чудесах, совершенных Господом Иисусом Христом (Мф. 9, 27–35). Это чудеса исцеления. Господь по любви и милосердию Своему к людям исцелял их от различных недугов, когда они обращались к Нему. Но не это самое главное было в чудесах, совершенных Господом Иисусом Христом. Каждое таковое исцеление имеет еще и глубокий духовный смысл для нас с вами. То есть, читая или слыша об этих чудесах, мы обязательно получаем для себя важный духовный урок, назидание, указание на то, как нам жить и как нам поступать в этой жизни.
Итак, первое исцеление. Два слепых человека шли за Иисусом Христом и кричали Ему: «Иисусе, сыне Давидов, помилуй нас!» Так происходило некоторое время, и когда пришли непосредственно в селение, Христос остановился. Он спрашивает у них: «Верите ли вы, что Я могу совершить это?» Тогда слепые люди отвечают: «Веруем!» На что Господь говорит им: «По вере вашей да будет вам». И они тотчас исцелились, стали зрячими (см. Мф. 9, 27–30).
Видите, братья и сестры, о чем повествует нам это евангельское повествование? «По вере вашей будет вам»! Как часто мы, обращаясь к Господу Богу в молитвах, не имеем при этом достаточной веры в то, что молитвы наши будут приняты. Как часто мы по своим греховным соображениям ропщем, думая о том, что наши молитвы не услышаны. Вслушаемся в слова Господни: «По вере вашей будет вам». То есть: какая у нас вера, точно такое нам с вами будет и благословение Божие. Если наша вера слаба, пуста, если мы о Боге вспоминаем, только когда что-то в нашей жизни случается: или кто-то умирает, или кто-то рождается, или кто-то женится, или когда мы заболеем, от случая к случаю, – подумаем сами, какова наша при этом вера? На кого нам тогда обижаться и роптать, что у нас в жизни многое не так? Если мы не призываем Господа ежедневно, если мы не обращаемся к Нему, не думаем о Нем, не молимся Ему, естественно, по вере нашей и бывает нам. Если вера наша такая плохая, то что может быть у нас в жизни хорошего?
Итак, из этого чуда мы с вами можем делать вывод, что необходимо нам, чтобы наши души были успокоены? Что необходимо нам, для того чтобы мы исцелялись от своих, в первую очередь, духовных страстей и болезней? Нам нужна вера. Эта вера возгревается и зажигается в наших сердцах в Святой Церкви. Здесь через Таинства Церковные мы получаем благодатные силы к укреплению нашей веры. Сам человек поддержать в себе веру самостоятельно не может. Это уникальные вещи, когда подвижники уходили в леса и сами в себе поддерживали огонь веры. Это особый дар. Нам такового дара не дано. Но нам дано другое – нам дана Святая Церковь.
И вот обратим теперь внимание на другое чудо, о котором сегодня рассказано в Евангелии. Оно совершенно отличается от первого чуда. Приводят к Иисусу Христу человека немого, бесноватого. Христос ничего не спрашивает у этого человека. Да и как Он может у него спросить, когда, во-первых, он немой, а во-вторых, одержим духом зла. И Он повелевает этому духу выйти из человека, и человек исцеляется, и становится нормальным и начинает говорить (см. Мф. 9, 32–33).
Почему такое отличие? Почему в первый раз Христос спрашивает у слепцов: «Верите ли вы?» – а второй раз просто совершает это чудо исцеления? Обратим внимание, дорогие братья и сестры, на описание, как этот человек попал к Иисусу Христу. Его приводят, приводят другие люди, приводят ко Христу. Сам он немой, сам он исполнен духа зла, но его приводят! Вот так, дорогие братья и сестры, Святая Церковь приводит нас с вами ко Христу. Приводит – потому что сами мы духовно немые, не умеем толком молиться и обращаться к Богу. Сами мы внутри исполнены зла и всякой нечистоты и грехов, но нас Святая Церковь приводит к Иисусу Христу. И Христос исцеляет наши с вами страждущие души, так же, как Он исцелил этого немого бесноватого.
Дорогие братья и сестры! Услышанное нами сегодня описание двух чудес Иисуса Христа вселяет в наши души большую надежду. С одной стороны, оно раскрывает перед нами, какая сила заключается в человеке, когда в нем есть вера. По вере нашей дается нам. С другой стороны, мы ощущаем наше маловерие и малодушие, неимение подлинной, горячей, святой великой веры. Но мы имеем надежду, что по вере Церкви Христовой, что по молитвам святых, что по предстательству Пречистой и Преблагословенной Девы Марии Богородицы мы приводимся с вами к Господу Иисусу Христу. И Господь Иисус Христос подает нам благодатные дары: исцеляет наши души от всякого зла.
Возблагодарим же Спасителя нашего и Господа Иисуса Христа, вознесем Ему горячие молитвы, чтобы Он научил нас веровать в Него всем сердцем своим, вознесем Ему молитвы, чтобы нам всегда оставаться сыновьями и дочерьми Церкви Христовой, приводящей нас ко спасению и жизни вечной. Аминь.
05.07.2015 г. Неделя 5-я по Пятидесятнице. Божественная литургия.
Сердце христианина должно быть открыто для Господа Иисуса Христа. Христианин стремится к тому, чтобы жить с Богом своим. Чтобы его человеческая воля была в воле Божией. Чтобы его человеческие стремления совпадали с тем, куда зовет нас Спаситель мира Господь Иисус Христос. Таков должен быть христианин. Но мы с вами наблюдаем в нашей повседневной жизни, в нашей личной жизни – а ведь мы же считаем себя христианами, что наше сердце очень часто становится полем борьбы. Мы открываем свое сердце, оказывается, не только для Господа Иисуса Христа. Мы позволяем, чтобы в нашем сердце прививались злые и скверные стремления, чтобы в нашем сердце укоренялись грехи, чтобы враг рода человеческого находил в нашей жизни себе опору, хотя мы вроде бы этого и не желаем и желаем бороться против своих грехов. Сегодня мы слышали святое евангельское чтение, в котором очень ярко и наглядно показывается: какова борьба между добром и злом в жизни людей. И нам надо внимательно поразмыслить над тем, что сегодня предлагает Святая Церковь нашему слышанию.
Мы слышали о том, как Иисус Христос пришел в Гергесинскую страну, где Его встретили два бесноватых. Эти два человека были видимым образом объяты силами зла. Это зло в них проявлялось так наглядно и так оно было свирепо, что они даже не жили уже в человеческих жилищах, а жили в скалах, в гробах. На Востоке потому заранее гробы себе приготавливают, что они там не деревянные как у нас, а в скалах высекают такие углубления, где потом и погребают людей. И вот эти два бесноватых наводили ужас на всю эту страну – то есть люди, жители вот эти гергесинские, своими глазами видели, какое может быть действие зла в человеке. Ведь, действительно, когда, например, человек объят гневом, ненавистью – у него даже лицо искажается, весь его вид становиться страшным! Когда человек объят стремлением греха сладострастия – весь вид его изменяется, становиться скверным, липким, недостойным! Вот так и через этих двух бесноватых жители могли видеть – каково действие зла на человека, и как надо противостоять этому злу!
Но что дальше мы слышим? Эти два человека, увидев Иисуса Христа и почувствовав, Кто перед ними, стали кричать Ему, впрочем, не они сами кричали, но объявшее их зло, царствовавшее в их душах: «Что пришел прежде времени мучить нас?»
Обратим внимание на эти слова! Что значит – прежде времени? Значит – зло понимает, что его действие в мире ограничено, что зло не вечно, что злу наступит конец – что сила Божия в конечном итоге будет царствовать в мире! Но хотя бы сейчас, хотя бы какое-то время зло желает обладать сердцем человеческим: «Что пришел прежде времени мучить нас?» А теперь обратим внимание на наше сердце! Когда мы с вами грешим – не кажется ли нам с вами, что мы тоже как будто отдаляем время? Мы думаем: «Вот сейчас мы, может быть, еще погрешим, а потом, уже потом, позже – покаемся, исправимся! Вот сейчас мне нужно своего добиться – и я солгу, обману, украду, а потом – еще у меня будет время…» – Обманываемся! Этого времени может у нас не оказаться! Не зря одной из часто повторяющихся молитв во время поста – является молитва о том, чтобы Господь дал прежде конца покаяние! Значит – не каждому оно еще и дается! Когда мы коснеем в своих грехах, не торопимся с ними бороться, сживаемся со своими греховными привычками и страстями – и понимаем, что это плохо, но продолжаем это делать – мы уподобляемся вот этим двум бесноватым, которые говорили Христу: «Что пришел прежде времени мучить нас?» Значит – в этот момент мы не желаем быть с Христом, мы затыкаем свои уши духовные, чтобы не слышать к чему Он нас зовет! Когда мы злимся и мстим – разве мы слышим слова Христа о спасении? Когда мы завидуем и ненавидим – разве мы слышим слова Христа о любви? Когда мы равнодушны к чужому горю – разве мы слышим слова Спасителя о милосердии? Нет, конечно!
Далее в Святом Евангелии мы с вами слышали, как Господь совершает чудо – исцеляет этих двух больных бесноватых. Паслось стадо свиней неподалеку, а надо сказать, что Закон Моисеев запрещал иудеям употреблять в пищу свинину. Свинья – по закону Моисееву – является нечистым животным. Не то, чтобы это животное само по себе чем-то плохо, но так символично Бог через Моисея показывал людям образ, во-первых, повиновения Закону Божию, а во-вторых, сам образ этого животного, которое всеядно, ест все подряд – является образом души, которая не разбирает между добром и злом, и принимает как доброе, так и злое внутрь себя! И так же как свинья, если за ней не ухаживать, не чистить, не мыть ее – она очень себе комфортно живет в своих собственных нечистотах, точно так же и душа человеческая, не разбирающая добра и зла – привыкает к той духовной грязи, в которой она живет! Так вот, жители страны Гергесинской разводили свиней – нарушали Закон Моисеев. Может быть, конечно, они этих свиней сами и не ели, может они продавали свою продукцию язычникам и получали от этого доход – об этом нам Евангелие не растолковывает. В любом случае, имелось место нарушение Закона Божия, видимое нарушение, не одна какая-то свинья, а целое стадо – нарушение Закона Божия ради собственной выгоды! Христос, исцеляя двух бесноватых, повелевает бесам войти в это стадо свиное – и стадо свиное, обезумев, бросается в море и тонет! Пастухи в ужасе, увидев, что произошло, бегут и рассказывают жителям гергесинским! А эти жители идут, весь город – сказано в Евангелии – весь город, все как один идут навстречу Христу! Что вы думаете: они идут навстречу Христу, чтобы поблагодарить Его за то, что Он их исцелил, вот этих двух бесноватых? Или может быть они идут навстречу Христу, чтобы покаяться? Потому что это же – чудо, и страшное чудо, когда эти свиньи все утонули! Покаяться в том, что они нарушали Закон Моисеев, пообещать исправиться? Думаете: для этого они идут навстречу Христу? – Ничего подобного! Страшно даже себе представить, зачем они идут! Они пришли, и стали умолять Его, чтобы Он покинул их! Им жалко своих свиней. Им важнее свой свинский промысел иметь и от него нечистый доход, нежели покаяться и исправиться, и жить по Закону Божию – вот что страшно! Эти двое бесноватых были только видимой верхушкой айсберга духовного повреждения, которое было у этих жителей! Они не хотят Христа! Они просят Его, чтобы Он от них ушел!
И вот, братья и сестры, для нас с вами размышление: а мы хотим, чтобы Христос был с нами? Вот каждый из нас реально желает жить с Христом? Ведь жить с Христом – это значит прощать всех, кто тебя обидел. Жить с Христом – это значит учиться любить своих ближних. Жить с Христом – это значит Бога иметь в своем сердце, и бороться постоянно против зла. Мы желаем жить с Христом по-настоящему? Что для нас важнее: жить с Христом или порой какие-то наши удовольствия, наши страсти, наши привычки – то, что нам удобно? Это серьезный вопрос, который каждый из нас должен задать сам себе и подумать – не уподобляется ли он жителям страны Гергесинской?
Сегодняшнее Евангелие пробуждает в наших сердцах стремление бороться против зла! Услышав это повествование, мы не полагаясь на свои слабые силы, будем просить у Того, по одному слову Которого два тяжко бесноватых исцелились, чтобы и наши души были исцелены от сил зла! Чтобы зло не имело над нами власти! Мы будем просить у Господа, чтобы Он вразумил нас не уподобляться жителям страны Гергесинской, и не изгонять Христа из нашей жизни! Но наоборот – будем просить Его, чтобы Он всегда пребывал с нами, и мы пребывали с Ним!
Ему же слава во веки веков! Аминь.