Неделя 6-я по Пятидесятнице. Исцеление расслабленного.

Евангелие от Матфея, 9:1-8.

  • Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.
  • И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.
  • При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.
  • Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?
  • ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?
  • Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.
  • И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.
  • Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

1998 год. Неделя 6-я. Собор Радонежских святых. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали Слово Божие. Апостол Павел, вдохновленный Духом Святым, обращается к Римлянам и учит их тому, как каждый человек должен стремиться использовать те дарования, которые есть у него в его характере, в его личности. Он говорит о том, что каждый, какой имеет дар, т.е. способности, должен их развивать с тем, чтобы от них была духовная польза.

Если у кого-то есть дар служения, он должен служить. Если кому-то дал Господь дар учительства, он должен учить. Если у кого-то дар пророчества, он пророчествует. Если у кого-то дар утешения, он должен утешать людей. Таким образом, назидает апостол Павел римских христиан (Рим. 12, 6-14).

Слово Божие относится не только к тем древним римлянам, к которым писал апостол Павел, оно относится, конечно, к каждому из нас. Иногда мы как бы оправдываем сами себя, не желая духовно трудиться в своей жизни, и говорим: Мы люди грешные, нам далеко до святых подвижников, которые пребывали все время в посте и молитве, в непрестанном стоянии перед Богом. Нам далеко до святых мучеников, которые имели веру такую, что им не страшно было претерпеть любые жестокие мучения и даже жизнь свою отдать за Христа. - Так иногда мы ретиво оправдываем сами себя, потому что ведь Господь на самом деле не требует от каждого из нас того, чего мы дать не можем. Никому из нас большего креста, чем по нашему характеру мы можем вынести, Господь не дает.

Это обращение апостола Павла к римским христианам должно постучать в нашу совесть, чтобы мы увидели, что у каждого из нас тоже есть свои способности, каждый из нас имеет свой характер, и в его характере есть добрые хорошие черты, и вот эти добрые черты нашего характера, добрые свойства нашей души мы обязательно должны развивать. Ведь иногда достаточно просто внимательно человека послушать, и он этим утешится. Иногда достаточно дать человеку пирог, испеченный своими руками, если на это есть талант, и это будет большое дело Божие. Иногда достаточно пригласить человека в гости, налить ему кружку чаю, вместе с ним посидеть и выпить этого чая, и человек, который до того мог быть в отчаянии, что думал, что нет на свете добрых людей, удержится и успокоится.

Значит, каждый из нас на своем месте может и должен творить добрые христианские дела. К этому призывает вдохновленный Духом Святым апостол Павел. И призывая к служению каждого человека, он предупреждает, что будут искушения и что когда человек начнет делать добрые дела, его могут гнать, и даже проклинать, и ненависть к нему иметь. И тогда апостол Павел предупреждает, чтобы таких мы в ответ ни в коем случае тоже не проклинали, но наоборот молились за них и благословляли их.

Помните эти слова, которые только что были прочитаны: Благословляйте гонящих вас, благословляйте, а не проклинайте (Рим. 12, 14). Это значит, что те добрые свойства нашей души, которые есть у каждого из нас, развивались, мы не должны давать возможности нашему сердцу отвечать злом на зло, мы не должны иметь ненависти к своим ближним. Как необходимо нам трудиться над своей душой! А если мы не будем трудиться, то с нами произойдет следующее: наша душа будет парализована, ничего доброго она сделать не сможет, она будет расслаблена.

Сегодня мы слышали Евангелие о расслабленном человеке, о больном человеке, который не мог двигаться (Мф. 9, 1-8). И этого расслабленного принесли к Господу Иисусу Христу, а Иисус Христос говорит: «Прощаются тебе грехи твои!» - А все стали говорить: Как так? Почему Господь говорит: Прощаются тебе грехи твои?

Дорогие братья и сестры! Потому мы с вами не можем делать добрых дел и трудно нам их делать, что наши души парализуют, расслабляют наши с вами грехи. Грехи делают нас духовно расслабленными. Но кто может нас исцелить от этого духовного расслабления? - Конечно же, наш Спаситель Господь Иисус Христос, Тот, Который сказал этому расслабленному: Прощаются тебе грехи твои! Он же говорит далее тем людям, которые сомневаются во власти Иисуса Христа отпускать грехи: Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет на это право, тебе говорю: встань и ходи! - И совершилось чудо: человек встал и стал ходить.

А это значит, дорогие братья и сестры, что если мы с вами будем обращаться к Господу Иисусу Христу, каяться в своих грехах, просить у Него прощения, то Он же и даст нам силы для того, чтобы в этой жизни ходить вместе с Ним, идти за Ним, ступать по путям Его блаженных заповедей, т.е. делать те добрые дела, к которым призывает нас Духом Божиим святой апостол Павел. А если мы будем идти за Христом, то вместе с Ним будем всегда. И в нашей временной жизни преодолевать все трудности, и в вечной жизни мы тоже будем со Спасителем нашим, в вечном Его Царстве, где нет уже ни болезней, ни печали, ни воздыхания.

Прославим же Господа нашего Иисуса Христа, давшего нам такую благодатную возможность - жить вместе с Ним. Сознавая свои грехи, свое духовное расслабление, будем каяться и просить у Бога, чтобы те способности, которые есть у каждого из нас, те силы, которые господь дал каждому из нас, те добрые черты характера, которые у всех у нас есть, мы использовали во благое, для умножения в этом мире веры, надежды и любви.

Аминь.

11.07.1999 Неделя 6-я по Пятидесятнице. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Среди самых распространенных опасностей, которых боится в жизни человек и которые начинаются очень часто, буквально на следующий день после его рождения или даже вместе с рождением человека, это – опасность болезни. Не зря одной из самых распространенных народных пословиц является пословица о том, что самое главное в жизни это – здоровье.

Конечно, человек боится болезни, потому что болезнь приносит страдание и при любой болезни кажется, что и свет белый не мил. Даже самая незначительная болячка может человека на многие месяцы или даже годы повергнуть в уныние, скорбь и печаль. И поэтому, конечно же, каждый человек хочет быть здоровым. А когда кто-нибудь болеет, а особенно когда болеют дети, первейшее стремление – получить исцеление от этой болезни.

Но откуда взялись болезни? Ведь Бог создал человека! А раз человек – творение Божие и раз человек создан по образу и подобию Божию – откуда же в нем болезни? Создавал ли Бог болезни? – Нет! Священное Писание рассказывает нам о том, что болезни, как предвестники смерти, появились в связи с грехом человека. В раю не было болезней. Почему? – Потому что человек жил вместе с Богом, не было преграды между человеком и Богом. Бог и человек находились в единении. Человек жил по воле Божией и поэтому никаких болезней, конечно же, в раю не было. А появились болезни тогда, когда человек свою волю противопоставил воле Божией и захотел жить без Бога, по своей воле, так, как ему хочется. И когда человек отпал от Бога, тогда в мир пришел грех, а вместе с грехом пришли болезни, как предвестники смерти человека. Итак, болезни это – следствие греха. Грех породил болезни человека.

О чем думаем мы, когда заболеем? – Как часто бывает, что человек, болея, теряет разум и начинает искать исцеление от своих болезней не там, где их можно найти. Ищут различных целителей, знахарей, шептателей, заклинателей, экстрасенсов, пересказывают друг другу рассказы о том, что вот тому-то помогло, что кто-то там нашептал на воду, а кому-то помог такой-то экстрасенс, а тому-то помог такой-то целитель и люди гоняются за этими целителями, гоняются и ищут у них исцеления и не находят настоящего исцеления. Потому что даже если болезнь временно отступает, то человек это отступление болезни получает через огромный вред, который наносит он своей душе.

Сегодня мы с вами слышали Святое Евангелие, в котором повествуется о Том, Кто может искоренить корень всех наших болезней. Вспомним содержание прочитанного только что евангельского повествования. Господь Иисус Христос пришел в город, и к Нему принесли расслабленного – человека парализованного, который не мог двигаться. Увидев его и увидев веру тех людей, которые принесли этого парализованного расслабленного человека, Иисус Христос говорит: «Чадо, прощаются тебе грехи твои!» – Смотрите! Они принесли человека, чтобы Господь его исцелил и сделал внешне здоровым, а Господь говорит: «Чадо, прощаются тебе грехи твои!» – Почему Он так говорит? – Да потому, что Господь исцеляет сам корень болезни. Это ведь когда сорняк глубоко-глубоко корнем в землю ушел мало сорвать сверху листочки – через день снова вырастут – надо полностью выкопать с корнем этот сорняк, тогда его не будет. Так же и здесь Господь исцеляет саму причину болезни и говорит: «Чадо, прощаются тебе грехи твои!»

Но не все это понимают. Некоторые из книжников и фарисеев стояли рядом и думали: «Что Он такое говорит? Кто может прощать грехи? – Ведь только один Бог!» – Они видели перед собой Иисуса Христа, но не веровали в то, что Он – истинный Сын Божий.

Вот так происходит и в нашей жизни, дорогие братья и сестры. Когда Церковь, обращаясь к верующим людям, говорит о том, что корень всех болезней в грехе и надо, прежде всего, стремиться к тому, чтобы душу свою очищать покаянием, чтобы не грешить, чтобы причащаться святых бессмертных и животворящих Тайн Христовых, многие из людей, слыша об этом, также, как и эти книжники и фарисеи, не верят в своей душе, что Христос есть истинный Бог и что Он и только Он может подлинное дать человеку исцеление.

Но вспомним, что происходит дальше в евангельском повествовании! Когда Христос узнал, что так думают эти люди, Он говорит: «Как вам кажется, что проще сказать: «Чадо, прощаются тебе грехи твои», - или: «Встань и ходи»? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть прощать грехи, тебе говорю: «Встань и ходи!» – И совершается чудо: человек, которого принесли и который был парализован, встает и начинает ходить.

Дорогие братья и сестры! Мы видим, как по Слову Божию не только происходит исцеление духовное, но и исцеление телесное. Что же делать нам с вами, когда нас посещают болезни? – Дорогие братья и сестры! Святая Церковь в первую очередь благословляет нас так поступать: усилить молитвы о болящем и обратиться к врачам, которые имеют действительное медицинское образование, - об этом говориться в Священном Писании: Врача не призирай, но почитай (Сир. 38, 1-15), - к  настоящим врачам, а не к знахарям и не к различным заклинателям и экстрасенсам.

А что делать человеку, если он и молится и обращается к врачам, а исцеления не приходит, и болезнь все равно продолжается? Что делать в таком случае человеку? Нужно ли ему в этом случае искать каких-то знахарей и заклинателей? – Нет, дорогие братья и сестры! Давайте вспомним пример нашего великого святого, которого мы все знаем и все почитаем – преподобный Серафим Саровский. Смотрите, какой праведной и святой жизни был этот человек, так что от него Дух Святый сиял, и даже это сияние Духа Святаго Мотовилов видел вокруг него! А ведь сам он, по телу своему, был больной человек – у него был переломан позвоночник, когда на него напали разбойники и после этого он ходил согнутый с палочкой, у него была болезнь водянка, ноги были распухшие от воды. Но, будучи больным телом, он оказался душой здоровее всех здоровых и терпеливо переносил то, что дал ему Господь, потому что он говорил, что это такой крест, который он должен нести.

Приведем другой пример – преподобный Амвросий Оптинский. То же самое – вся Россия шла к нему в Оптину пустынь, послушать его утешение, а сам он лежал немощный на печечке и не мог с нее встать, был расслаблен, т.е. наполовину парализован. И тем не менее этот человек душой своей был свят целиком.

Вот, дорогие братья и сестры, несколько только примеров нам. Иоанн Златоуст говорил о том же – обращаться или не обращаться к колдунам и предсказателям. Он говорит так: лучше я больной телом войду в райские двери к Богу, нежели получив исцеление от мерзких волхвователей, здоровый телом сниду в ад.

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы слышали Святое Евангелие, которое учит нас веровать в Господа Иисуса Христа, имеющего власть прощать людям грехи. Мы знаем, что наши болезни, и болезни наших детей, и болезни наших внуков происходят из-за наших грехов. Будем же стремиться каяться в наших грехах. Искренне каяться, приходить к покаянию. Будем стремиться не обращаться вновь к нашим грехам. Будем прибегать ко Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу единому Врачу наших душ и телес.

Аминь.

4.08.2002 Неделя 6-я по Пятидесятнице. Равноап. Марии Магдалины. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Для нашего назидания Святой Церковью за каждой Божественной литургией прочитывается Святое Евангелие.

По богослужебному уставу устроено так, что в течение года полностью прочитывается все Евангелие. Наиболее имеется возможность для посещения храма, да и заповедь Божия нам так предписывает, в воскресный день. И поэтому более всего нам знакомы те евангельские повествования, которые читаются в воскресенья.

Но обратите внимание, что трижды за год, в воскресные дни, читается Евангелие, в котором повествуется о том, как Спаситель мира господь Иисус Христос исцелил расслабленного, то есть парализованного, человека, неспособного двигаться. Такое чтение совершается на второй неделе Великого поста; такое чтение совершается в пасхальный период, на пятой неделе, и такое чтение в период Святой Пятидесятнице мы с вами также слышим.

Почему Церковь так настойчиво обращает наше внимание на это чудо?

Действительно, Господь Иисус Христос за три года Своей общественной проповеди совершал множество чудес. Так что Иоанн Богослов говорит, что если все это в книги записывать, не хватило бы никаких книг – весь мир не смог бы вместить того, что совершил Спаситель мира (Ин. 21, 25). Тем не менее, именно на это чудо обращается наше внимание.

Господь проповедовал не только уча напрямую, говоря, что нужно делать, а чего делать не нужно. Господь не только приводил примеры притчами, образно изображая путь человека в Царствие Божие, но Господь совершал дела Божии, то есть чудеса – то, что не может человек совершить. Но, совершая эти чудеса, Господь тем самым напрямую обращается и к нашей душе, указывая главные законы духовной жизни.

Что же означает чудо исцеления расслабленного?

Что такое расслабление? – Наверное, каждый из нас знает это по своей собственной жизни и своей душе. Расслабленность души – это неспособность души горячо молиться и переживать молитву. Вот, у каждого из нас бывали в жизни минуты, когда мы сильно горячо со слезами молились, когда душой своею благодать чувствовали. Но это – единичные случаи. А чаще всего мы хотели бы помолиться, становимся на молитву, но чувствуем, что молимся мы не так – холодно, и язык, порой, слова молитвы произносит, а ум наш далеко. И начинаем тяготиться службой, и отвлекаемся на службе. – Это и есть духовное расслабление. Мы не способны сосредоточить себя на духовной жизни, на молитве.

Наше духовное расслабление заключается в том, что мы стараемся не видеть страданий других людей. Почему? – Потому что давайте вспомним, если кому-нибудь из наших близких плохо, и мы по-настоящему переживаем, мы ведь это несчастье, горе и болезнь любимого нами человека переживаем, как свою собственную или даже больше, нам больно. Сострадать человеку очень больно и это многие из нас знают на примере, особенно когда с родными и близкими что-то не в порядке, с теми, кого мы любим.

Но ведь Господь не ограничивает наше сострадание близкими нашими или теми, кого мы любим. Наоборот! Он говорит: «Что пользы вам, если вы любите любящих вас? Так и язычники делают» (Мф. 4, 46, 47). – Господь призывает нас сострадать и быть милосердными ко всем людям. А этого мы не делаем. Потому что мы боимся, и мы по-настоящему понимаем, чего мы боимся, - мы боимся сострадать другим. И в этом наше духовное расслабление проявляется. Мы бываем черствы, равнодушны, немилосердны; отгораживаем от себя главную заповедь Божию – заповедь любви. Как бы внутренне понимания, насколько тяжел этот крест, мы не берем его на себя и не идем за Христом, то есть духовно «валяемся», лежим на месте. Это и называется духовное расслабление.

Но это духовное расслабление очень опасно. Опасно оно тем, что человек, находясь в этом духовном расслаблении, неспособен обороняться от прилогов вражиих, от воздействия сил зла на его душу. И человек, поневоле, становится рабом своих собственных страстей, то есть грехов. Человек начинает грешить. И сначала совесть его немножко мучает. Потом он как-то договаривается со своей совестью и уже не замечает греха в своей жизни, не видит греха; а если даже умом своим знает, что совершает грех, оправдывает себя и говорит: «Ну что такого? Все – грешные и я такой же, ничего страшного». – И такое духовное расслабление приводит к тому, что человек не кается в своих грехах, не плачет о своих грехах, не хочет исправиться, нет в нем стремления к исправлению. И вот это очень страшно, потому что если нет стремления к исправлению, это – гибель человеческой души.

Но смотрите, как Господь исцеляет расслабленного! Евангелие говорит, что Господь увидел веру тех, кто принес расслабленного к Нему. Дорогие братья и сестры! Наши расслабленные души Церковь Христова приносит ко стопам Господа Иисуса Христа. И видя веру Церкви Господь совершает чудо и над нашей душой. Но как Он совершает? – Так же, как Он совершает это чудо над расслабленным. Он что говорит расслабленному? – «Чадо! Прощаются тебе грехи твои». – По вере Церкви мы получаем прощение наших грехов.

То есть причина нашего расслабления заключается в наших грехах. И страшен не сам грех по себе, а страшно нераскаяние, когда человек не желает каяться и исправляться. Вот почему читается так часто евангельское повествование о расслабленном. – Чтобы мы не пребывали в нераскаянности, чтобы мы обращались к Тому, Кто может простить нам грехи. Кто же может простить нам грехи? – Один Бог.

Действительно, это так. И поэтому, когда услышали фарисеи и книжники, как Господь такие слова сказал «прощаются тебе грехи твои», стали в себе роптать, они же не веровали, что Господь Иисус Христос есть истинный Бог. И они говорят: «Кто может прощать грехи кроме одного Бога?» – И правильно говорят! – А тогда Господь сказал им: «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет право прощать грехи, тебе говорю, - обращается к расслабленному, - встань и иди!» - И эти слова, дорогие братья и сестры, обращены к нам. Нам Господь говорит, чтобы мы встали духовно, и пошли за Ним - пошли за Ним в жизни своей.

Иногда человек впадает в расслабление, думая, что он не в состоянии справиться сам со своими грехами, думая, что грехи делают его неспособным к праведной и чистой жизни. – Правильно думает человек о том, что сам он не может справиться. Но он должен помнить, что есть Тот, Который не только простит грехи, но и даст силы идти за ним по жизни. И ярким примером этого является прославляемая ныне нами святая равноапостольная Мария Магдалина, из которой Господь изгнал семь бесов. Видите, как духовно описывается борьба, которую Господь силою Своею разрешил в душе Марии Магдалины. Он избавил ее от этих грехов и страстей, которые были в жизни и в сердце ее. И она стала бесстрашной проповедницей Его светлого и Святого Воскресения так, что Церковь ее называет равноапостольной.

Дорогие братья и сестры! Так и каждый из нас должен страшиться быть нераскаянным в своих грехах и стремиться к Церкви Христовой, чтобы Церковь Христова силою своею исцелила нашу душу, чтобы мы в Церкви Христовой получили благодать веровать в Господа, надеяться на Него, любить Его; и в жизни своей идти за Ним и следовать Его святым заповедям.

Аминь.

27.07.2003 Неделя 6-я по Пятидесятнице. Память свв. отцов шести Вселенских соборов. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Жизнь человека часто образно называют путем. Так и говорят: жизненный путь, - тот отрезок времени, который человек проходит, начиная от своего рождения и завершая, когда за ним закроется гробовая доска.

Как мы пройдем этот жизненный  путь? Разные люди по-разному думают и отвечают на это. Но Святая Церковь предлагает нам свой жизненный путь пройти вслед за Господом Иисусом Христом. И мы такое обещание дали во Святом Крещении, когда шествовали за священником – если мы во взрослом состоянии приняли Крещение, то сами шли, а если во младенческом возрасте, то нас несли крестные, - и тогда совершалось пение: «елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». И мы шли трижды вокруг купели, свидетельствуя о том, что отныне будем идти по жизни за Христом.

О праведных людях Священное Писание говорит очень кратко, но очень понятно. Оно говорит: «Он ходил пред Богом». – Что значат эти слова? Это значит, что человек жил так, что ощущал каждую минуту, что он – вместе с Богом, взгляд Божий на себя ощущал каждую минуту.

Если бы мы каждую минуту своей жизни помнили бы о том, что Бог рядом с нами, что Бог видит нас, мы с вами, наверное, и никогда бы и не грешили, потому что нам было бы и стыдно, да и страшно. Но вся беда наша заключается в том, что мы забываем, что Бог вездесущ; забываем о том, что Бог всеведущ; забываем о том, что Бог всемогущ, и забываем о том, что мы дали обещание ходить пред Богом и идти по пути праведности.

И вот от этой нашей греховной забывчивости происходит то, что в жизни нашей совершаются грехи. Грехи портят нам жизнь. Грехи душат нашу душу. Но что такое злоба, когда она овладевает человеком? – Человек ведь света Божьего не видит! Что такое зависть, когда она поселяется в сердце человека? – Это же змия, которая грызет все время человека и не дает ему радоваться жизни! Что такое уныние, которое находит на человека? – Это же полное бессилие его души! – Любой грех возьмите, вспомните его,  и вы увидите, как он отравляет нашу с вами жизнь, делает нас неспособными творить добро.

Почему праведники ходят пред Богом?

Мы прославляем множество святых, и каждый из них по-своему ходил пред Богом. По-своему ходили пред Богом святые мученики. По-своему ходили пред Богом святители. По-своему ходили пред Богом преподобные. – Каждый своим путем шел, но он шел пред Богом. Что, разве они уповали и надеялись на собственные силы? – Нет, если бы они думали только о собственных силах, они бы не смогли ходить пред Богом, их бы, по-человечески, на это не хватило. Нет человека, который бы прожил и не согрешил. Но в том сила Святой Церкви, что Церковь имеет власть, данную Самим Господом Иисусом Христом, пребывающим в сей Церкви, - прощать и разрешать грехи народа Божия.

И в этом мы имеем с вами счастье и утешение. Сравниваем себя со святыми и видим свои грехи. Сравниваем себя с теми обещаниями, которые дали, проверяем себя по заповедям Божьим и видим, что мы плохо идем за Господом, неправедно ходим пред Богом, спотыкаемся, падаем. Но мы не отчаиваемся, потому что у нас есть Таинство Покаяния, в котором человеку прощаются его грехи, и человек снова может идти по своему жизненному пути.

Вот об этом мы с вами только что слышали Святое Евангелие, как к Господу Иисусу Христу принесли парализованного человека – расслабленного. А Господь говорит ему: «Чадо! прощаются тебе грехи твои». – А фарисеи и книжники стали роптать и думать про себя: «Кто может прощать грехи? Ведь только один Бог!» - И правильно они думали! Только один Бог может прощать человеку грехи. Да только они не знали, что Господь Иисус Христос и есть истинный Бог, Который имеет такую власть. И тогда Господь, видя их мысли, чувствуя их Своим всеведением, Своим всевидящим оком говорит: «Как вам кажется, что проще, сказать: Чадо, прощаются тебе грехи твои, или: Встань и иди?»

Дорогие братья и сестры! И нам с вами Господь Иисус Христос говорит: «Встань и иди!» Нас Господь призывает встать от греховного падения и идти за Ним по Его благим заповедям. И не просто говорит, испытывая нас – сказав это слово и ожидая, исполним ли мы его, встанем ли, пойдем ли. Нет! Сам Господь дает нам силы встать от грехов своих и идти за Ним по жизни и Его благим заповедям. И дает Он нам эту помощь и благодать через Таинства Святой Церкви Православной: через Покаяние, через Причастие Пречистого Своего Тела и Животворящей Крови Своей.

Сегодня мы услышали Святое Евангелие, повествующее о чуде, совершенном Господом Иисусом Христом, как Он парализованного человека, который не мог ходить, поставил на ноги и дал ему силы ходить, и славить Бога, и проповедовать имя Божие. Это чудо Господь совершает и с нашими душами. Этот больной расслабленный – образ нашей души, которая от грехов расслабляется и делается неспособной творить добро, отравляется грехами, парализуется, становится расслабленной. Но сила Бога, сила Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа может восставить нашу душу, может направить нашу душу на путь спасения.

Вот об этом и будем мы с вами молиться! У каждого ведь из нас – свой жизненный путь, каждого из нас Промысел поставил на свое место. Будем просить у Господа, чтобы каждому из нас на своем месте праведно ходить пред Богом и идти ко спасению и жизни вечной.

Аминь.

(8.07.07. Неделя 6-я по Пятидесятнице. Литургия).

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 За главной службой, которая совершается в Церкви Православной, – Божественной литургией – обязательно читается Святое Евангелие – слово Божие. Потому что Евангелие, как благая весть о нашем спасении, необходимо для каждого человека, и каждый православный христианин стремится поучаться слову Божию и прилагать евангельские слова к своей жизни. И действительно, слова евангельские – это неиссякаемый кладезь для нашего с вами духовного вразумления, укрепления, научения и поддержки. По церковному уставу так устроено, что за совершающимися Божественными литургиями Евангелие полностью прочитывается. Изо дня в день по порядку читаются зачала, т. е. небольшие отрывки из евангельского повествования. А люди, которые приходят на божественную службу, слушая это Евангелие, прилагают его к своей жизни.

Вот и сейчас мы с вами услышали евангельское повествование о чуде, которое совершил Господь Иисус Христос. Он исцелил расслабленного, то есть парализованного человека. Внимательный христианин, который старается ходить по воскресным дням в храм Божий, может и должен обратить внимание, что во время всего года церковного трижды в воскресный день попадает чтение об исцелении людей расслабленных. В Великом посту читается такое Евангелие, где повествуется о том, как к ногам Господа Иисуса Христа спустили на носилках привязанного расслабленного, и как Он его исцелил. На праздник Пасхи целая неделя называется «Неделей о расслабленном», где описывается, как Иисус Христос исцелил парализованного, который лежал у Овчей купели и не мог сам исцелиться, и как Господь исцелил его. И сейчас только что мы с вами слышали евангельское повествование о том, как Иисус Христос исцелил расслабленного. Почему же такое внимание оказывается именно для этого евангельского повествования? Почему трижды в церковном году говорится о чуде, которое совершил Господь Иисус Христос?

Потому, дорогие братья и сестры, что нашей самой распространённой духовной болезнью, которою мы все с вами болеем, является духовное расслабление. Кто такой расслабленный? Это человек, который сам по себе не может ничего сделать. Он парализован, расслаблен своим телом. Духовное расслабление – это болезнь нашей с вами души. Она означает, что мы духовно не совершенствуемся, не изменяемся к лучшему, не стремимся делать добрые дела, не стремимся шествовать за Господом по нашей жизни. Мы находимся в духовном расслаблении. И каждый христианин, если он только честно на свою собственную душу посмотрит, эту болезнь за собой увидит. Казалось бы, и хотелось бы правильно молиться и утром и вечером, и чтобы сердце горело, и говоришь себе: «Вот, начну. С понедельника прямо начну молиться и правила читать, и утренние, и вечерние, и не просто читать, а вдумываться в то, что читаю». Наступает понедельник, и, оказывается, утром голова болит – трудно начать читать. А вечером оказывается, что ты устал, а потом ещё оказывается – какие-то важные дела, и так продолжается такое духовное расслабление. Человек не может себя подвигнуть на духовную жизнь. Или даст себе человек обещание не пустословить, зря не осуждать, пустых слов не говорить. И начинается: не успел встретить своего близкого или знакомого, тот начинает пересказывать разные рассказы, – а ты слушаешь, и дальше пошёл прибавлять к этому. И так начинает гулять пустословие и сплетни. Это небольшие примеры, но их каждый может привести из своей жизни.

Но что же Церковь предлагает нам? Что говорит нам Святое Евангелие, которое мы только что слышали?

Во-первых, оно указывает нам с вами на причину духовного расслабления. Когда принесли расслабленного к ногам Иисуса Христа, Иисус Христос в первую очередь что ему сказал? Он сказал: «Чадо, прощаются тебе грехи твои!» Вот первая причина нашего духовного расслабления – наши с вами грехи. Какое средство предлагает Святая Церковь на помощь нам? Она предлагает нам средство – покаяние. Чтобы мы каялись в своих грехах. Сейчас особенно идёт Петровский пост – это самое удобное время, время поста, для должного покаяния. Человек должен найти в себе возможности и силы принести это покаяние. Но когда совершилось чудо? Чудо совершилось после того, когда Господь сказал эти слова. Но Евангелие указывает ещё на то, что Господь увидел веру их. Приносят расслабленного, и не сказано даже, что Господь увидел веру этого расслабленного. А сказано: «Увидел Господь веру их». Кого это «их»? – Тех, которые принесли этого расслабленного. Значит, по вере тех людей, которые принесли этого расслабленного, ему, этому расслабленному, простились грехи. Вот так и мы с вами себя порой ощущаем маловерными. И если Господь посмотрит в нашу душу, пожалуй, может там и веры-то не увидеть, – как она засыпана всякой суетой, всяким греховным хламом. Но Господь видит веру Святой Церкви. Мы с вами объединены Святою Церковью, где множество сонмов праведников и угодников Божиих непрестанно молятся перед Престолом Господним. И Господь видит веру Святой Церкви, видит веру этих святых подвижников. И по молитвам Святой Церкви прощает нам с вами наши грехи. И нас, расслабленных духовно, не умеющих самих жить духовной жизнью, делает способными духовно ходить.

И когда Господь сказал: «Чадо, прощаются тебе грехи!», то начали некоторые думать, как это так можно, кто может прощать грехи – только один Бог? И тогда Христос говорит: «Что вам кажется, что легче сказать: «прощаются тебе грехи», или «встань и ходи»?». И повелевает расслабленному: «Встань и иди». И тот встаёт, и начинает ходить. Так и мы, дорогие братья и сестры, по слову Божию, по молитвам Святой Церкви, через Таинство Покаяния, очищая свою душу, получаем силы ходить по заповедям Божьим, ходить в своей жизни вслед за Христом. Даёт Господь нам эти силы. Мы сами слабые, расслабленные и недостойные. Но Господь даёт нам эту крепость в нашей жизни идти вслед за Ним.

Попросим же у Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он, воззрев на веру Святой Церкви, и нам с вами сказал: «Встань и иди!». Чтобы мы по жизни своей всегда шли за Спасителем и Господом нашим, Ему же слава во веки веков. Аминь.

(27.07.2008. Неделя 6-я по Пятидесятнице. Память Святых Отцев 6-ти Вселенских Соборов. Божественная литургия.)

 

 

Дорогие братья и сестры! Мы сейчас с вами слышали святое евангельское повествование, в котором для нас Господом открывается причина наших болезней, – тех болезней, которыми тело наше болеет, наших физических болезней, и наших с вами духовных болезней.

Господь, когда сотворил мир и сотворил человека, то, как Священное Писание говорит: «Все благо сотворил», – то есть мир находился в полной гармонии, ничего в нем не было плохого, и, естественно, не было, конечно, и никаких болезней. Болезни, как повреждение природы, созданной Богом, пришли в мир вместе с грехопадением человека. Причем апостол Павел объясняет, что через грехопадение человека не только человеческая природа испортилась, но наступило повреждение и во всей внешней природе, во всем мире. Настолько это страшная была вещь – грехопадение. Ведь что произошло? Человек отпал от Бога. Человек не захотел жить с Богом. Человек прервал единение с источником жизни. И отсюда в мир и пришло зло, грех и, как следствие греха, – болезни, и, как следствие болезней, – смерть.

Вот и сегодня мы в Евангелии услышали, как Иисус Христос указывает на эту причину наших болезней, но и одновременно как указывается нам путь, по которому мы должны идти, для того чтобы получить исцеление нашего человеческого существа. В Евангелии повествуется, как к Иисусу Христу принесли парализованного человека на носилках, расслабленного, – принесли, потому что они имели веру в Него, в Иисуса Христа. И Евангелие говорит, что Господь, видя их веру, сказал этому больному парализованному, расслабленному: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои».

Дорогие братья и сестры! Видя веру людей, пришедших к Нему, Господь одному человеку обращается и говорит: «Прощаются тебе грехи твои». Это значит, что когда несколько человек собираются вместе, и имеют в своих сердцах веру, и обращаются к Христу, то Господь, видя их веру, может совершить чудо.

Вот и мы с вами, дорогие братья и сестры, приходим в храм Божий. Приходим в храм Божий, сознавая свое недостоинство. Парализованный человек лежит и ничего не может сделать. Его носят, он больной совершенно. Но мы, рассматривая свое собственное духовное состояние, состояние своей веры, состояние своей жизни, можем о себе засвидетельствовать и сказать, что мы с вами духовно парализованы. Потому что не умеем молиться так, чтобы из сердца горячо лилась наша молитва ко Господу, не можем сосредоточиться в молитве, да и вообще нам трудно выделить в течение дня хотя бы минутку-другую для молитвы. Нет у нас духовного совершенствования, чувствуем себя духовно расслабленными, духовно парализованными. То же самое происходит с нашими делами. Вроде бы и знаем, какие заповеди, и знаем, какие дела добрые, а какие – грехи, которых не следует ни в коем случае делать. Но странные вещи с нами происходят: добрых дел, о которых мы знаем, что они добрые, мы не делаем: любви друг ко другу не имеем, терпения не имеем, смирения не имеем, – а злое, что мы знаем, что оно злое и вредит нам, как ни странно, делаем. Вот это нравственная парализация, нравственное расслабление наше. Но что происходит в Церкви? Почему так важно быть членом Церкви Христовой? На что указывает то Евангелие, которое мы только что с вами слышали?

Еще раз вспомним: Господь, «видя веру их», сказал: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои», – видя веру тех, кто принес этого парализованного ко Христу. Но ведь Церковь Христова нас с вами буквально приносит к ногам Христовым. Церковь Христова – это духовное единство всех объединенных верой в Господа, – не только нас, ныне живущих, но и тех, кто жили до нас: всех праведных и святых, всех сонмов мучеников, преподобных, всех Ангелов и Архангелов и Пречистой и Преблагословенной Девы Марии Богородицы. И, видя веру Церкви Своей, Господь совершает, по молитве Церкви, чудеса с нашими с вами душами.

Когда мы знаем, что есть главный источник наших страданий, и болезней, и бедствий, если мы знаем, что грехи наши – это главный источник, из-за чего все плохое в жизни происходит, то в первую очередь, придя в храм Божий, особенно когда подготовимся к исповеди, когда приходим на исповедь, мы просим прощения своих грехов – каемся в своих грехах и просим у Господа Бога прощения. И, по молитвам Церкви, по вере Церкви Христовой и по нашей вере, пусть слабой, но все-таки вере в Господа нашего, Господь очищает нас, прощает нам наши грехи.

А то, что грех является источником всякого зла, об этом мы тоже сегодня в Евангелии слышим. Когда Иисус Христос так сказал, то те, которые в Него еще не верили, стали роптать и говорить: «Как Он может так говорить? Это Он богохульствует!» То есть они не верили, что Он воплощенный Бог, не видели в Нем Богочеловека и думали о том, что Он, Иисус Христос, как бы присваивает Себе Божественные прерогативы – то, что один Бог может, ибо один Бог может прощать человеку грехи. Они не знали, что перед ними Богочеловек, воплощенный ради спасения людей. И они вот так рассуждали. И тогда Господь, для того чтобы уверить всех тех людей, которые собрались, а вместе с ними и нас с вами, говорит: «А что вам кажется, что проще? Сказать: «Чадо, прощаются тебе грехи твоя»? Или: «Встань и ходи»? Но чтобы вы знали, – говорит Господь, – что Сын Человеческий, – так Господь Иисус Христос Себя называет, ибо Он пришел для спасения всего человечества, – что Сын Человеческий имеет право прощать грехи, тебе говорю, – говорит расслабленному: – встань и ходи». И видимым образом совершилось то, что до того Господь совершил невидимо: больной парализованный человек исцелился, встал и начал ходить.

Дорогие братья и сестры! Приходя в храм Божий, мы, конечно, печалимся о своем состоянии души, каемся и просим прощения у Господа, чтобы Господь исцелил наши духовные болезни. Но мы с вами имеем и телесные болезни и из-за них страдаем, и просим у Господа Бога и телесного здоровья и исцеления. По-разному складывается жизнь человека, и много человеку приходится переживать. Но из Святого Евангелия мы должны знать и видеть, где главная наша опасность, где главный корень наших бед. Мы сегодня вновь и вновь услышали подтверждение от самого Иисуса Христа, что корень наших бед заключается в наших с вами грехах. Будем просить у Господа милости, чтобы нам иметь разум и ходить по благим заповедям Христовым, и не отступать от них, и не впадать в грехи. Будем просить у Господа милости, к тому чтобы, если нам случится согрешить, нам быстрей идти каяться и исправляться. Будем просить у Господа милости, чтоб Он совершил с нами чудо: нашу с вами расслабленную душу так же воздвиг от одра, как исцелил расслабленного, о котором мы сегодня слышали в Евангелии. Будем просить у милостивого Господа, чтобы Он и нам сказал те же слова, которые сказал, видя веру собравшихся, этому больному: «Прощаются тебе грехи твои! Встань и ходи». Аминь.

 

(19.07.2009 Неделя 6-я по Пятидесятнице. Собор Радонежских святых. Божественная литургия.)

Господь Иисус Христос пришел в мир для того, чтобы нас с вами исправить, исцелить, изменить нашу с вами природу, которую не Бог создал, а мы испортили. Нас Бог создал по образу Своему и по подобию – такими, что мы с вами могли бы пребывать все время в любви, радости и счастье. Однако через то, что мы не захотели быть вместе с Богом, через то, что называется грехопадением, человек сам испортил свою сущность, свою природу. Отпав от Бога, человек потерял жизненные силы. Отпав от Бога, человек оторвался от источника любви. Отпав от Бога, человек начал мучительно болеть, мучительно страдать, потому что его душа, потеряв источник своего существования, начала гибнуть.

Иисус Христос пришел в мир для того, чтобы снова восстановить в нас с вами Божий образ и подобие. Иисус Христос пришел в мир для того, чтобы нас с вами исцелить от болезни греха, которой мы постоянно болеем. Он пришел для того, чтобы нас снова соединить с Богом, чтобы восстановить потерянную нами связь с источником жизни, с источником любви, с источником радости. Когда мы об этом будем помнить – для чего пришел в мир Господь Иисус Христос, – тогда нам очень понятны будут евангельские повествования. Иисус Христос, придя в мир, проповедовал о спасении: и словом – рассказывая, как нужно поступать, и делом – совершая дела любви и милосердия.

И вот сегодня мы с вами слышали Святое Евангелие, в котором повествуется о чуде, совершенном Иисусом Христом. Иисус Христос исцелил расслабленного, то есть человека парализованного. Причем исцелил его удивительными словами, Он сказал ему: «Чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9, 2). В этих словах Христос указывает на причину всех болезней рода человеческого: и духовных, и душевных, и телесных. Грехи – причина всех несчастий в этом мире. Расслабленный, человек парализованный – страшная болезнь, трудно ее представить: человек осознает, что вокруг него происходит, слышит, видит, а сделать что-либо не может, изменить что-то не может, поступка никакого совершить не может; порой парализована и речь у человека, и сказать человек ничего не может. Как представить, насколько тяжело это состояние человека, все осознающего, но ничего не могущего сделать!

Собственно говоря, когда мы с вами поражены грехом, то то же самое происходит с нашей душой. Давайте вспомним: разве никогда не бывало с нами, что мы сознаем, что плохо делаем, сознаем, что плохо поступаем, понимаем, что нельзя так поступать, понимаем, что это грех, понимаем, что от этого вред нам будет, а как будто парализованы, ничего не можем сделать. Вот так и идет все по течению. А мы не можем двинуть рукой, чтобы изменить нечто к доброму.

Наша душа парализована грехами. Из-за чего наступает паралич в теле человека? Из-за того, что его нервная система разлаживается, и сигналы из мозга не поступают к его органам, – все, нарушено управление телом. Точно так же наступает паралич души. Когда сигналы от совести не поступают к деятельности человека, когда вера не руководит поступками человека. И человек, может быть, сознает, и видит, что все неправильно, но нарушена связь! Нарушено то, что называет Церковь «богозданным целомудрием». Разрушено это – и появляется зло, и появляется грех, и человек сам мучается в своем грехе и не может его бросить, – парализована его воля. Вот эта страшная картина духовного паралича и рисуется образно – и в то же время явственно – в Святом Евангелии.

Когда мы слышим повествование о том, как Иисус Христос исцелил расслабленного, это мы слышим повествование и о том, как Иисус Христос исцеляет наши с вами расслабленные души.

Иисус Христос услышал обращение не одного человека, – сам расслабленный не мог бы прийти к Нему, – его принесли другие. Они принесли и стали просить Христа, чтобы Он исцелил этого человека. И тогда Господь ему говорит: «Прощаются тебе грехи твои». Но то же самое происходит и в духовной жизни. Мы сами, духовно парализованные, не можем толком и к Богу-то обратиться, молиться не умеем, в молитве сосредоточиться не можем. Чуть начнем молиться – и сразу в голову неизвестно что приходит, и нам кажется, что мы молимся, и порой языком произносим слова молитвы, а мысль наша совсем далеко, а душа наша совсем холодная. Или в храме стоим: вроде бы и слышим звуки молитвы – а о чем в этот момент мечтаем? То есть фактически и здесь мы духовно парализованы.

Но что происходит в Евангелии, мы слышали? Когда эти люди пришли все вместе, то видя их веру, слыша их совместное обращение, видя их совместный труд – они принесли этого расслабленного, – Господь прощает ему его грехи. Это образ Церкви. В Церкви мы все вместе: сами не можем – Церковь за нас молится, сами не умеем – Ангелы и Архангелы здесь, в храме Божием, вместе с нами молятся, Пречистая Дева Мария покрывает нас Своим омофором, и за нас ходатайствует перед Спасителем, и по Ее молитвам мы с вами получаем прощение наших грехов. Мы здесь, в храме, вместе со всеми святыми, от века просиявшими, предстоим престолу Божию, наша молитва слабая – так их сильная, и они за нас умоляют Господа. Вот в чем наше счастье. Как счастлив был тот расслабленный, у которого нашлись друзья, которые привели его к Иисусу Христу, и Христос исцелил его. Так счастливы и мы, что мы дети Святой Церкви Православной, и Церковь приводит нас ко Христу. Здесь Христос, в Церкви Христовой, и Он нас с вами исцеляет. Как? Прощает нам наши грехи.

И вот в этом-то прощении грехов, которое идет не от заслуг наших, не от того, что мы что-нибудь из себя представляем, но от милости Христовой, происходит исцеление наших с вами парализованных душ. Господь, прощающий нам наши грехи, дает нам снова силы к тому, чтобы мы веровали, надеялись, любили, дает нам силы творить добрые дела, дает нам силы идти по этой жизни не унывая, но надеясь на Него, дает нам силы жить во свете Его Христовых истин и знать, что наша здесь жизнь временная не закончится, но перейдет в жизнь вечную с Господом нашим Иисусом Христом.

Вот какое значение имеет слышанное нами сегодня Евангельское повествование. Вы слышали, что не все обрадовались, когда был исцелен расслабленный. Нашлись люди, которые стали говорить: как же так, как может Христос говорить «Прощаются тебе грехи твои», кто может прощать грехи – только один Бог! (см. Мф. 9, 6–7). Когда человек идет по пути спасения, несомненно, у него в жизни будут искушения. Когда человек будет идти за Христом, это не значит, что все будут радоваться и хвалить его, и говорить: «Смотрите, как хорошо, что он живет христианской жизнью!» Отнюдь нет. Наоборот: когда человек начнет жить христианской жизнью, очень много у него будет сложностей, которые нужно будет преодолевать, и много будет искушений, которые нужно будет претерпеть. Однако сегодня в апостольском чтении мы с вами слышали, как христианин должен к этому относиться. Запомнились, наверно, вам последние слова апостольского чтения, – их надо сохранить в сердце, – где апостол говорит: «Благословляйте клянущих вас, а не проклинайте» (см. Рим. 12, 14). Вот как должен христианин относиться к трудностям и сложностям жизни, и тех людей, которые, порой не понимая его христианского устремления, мешают ему идти этим путем, благословлять, а не проклинать – дело христианина.

А дальше Иисус Христос говорит такие слова, которые нам с вами всегда следует иметь в сердце: Он имеет власть над тем, чтобы наши грехи очистить. Он говорит: «Как вам кажется, что проще, сказать: чадо, прощаются тебе грехи твои, или: встань и иди? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть прощать грехи, – обращаясь к этому парализованному, говорит: – встань и иди» (см. Мф. 9, 5–6). И видимым образом совершается то, что уже совершилось: невидимо грехи прощены были человеку, и душа его перестала быть расслабленной, но видимым образом и тело его исцеляется от парализующего недуга, и человек идет и хвалит Господа.

Вот так и мы с вами должны через дела свои и поступки показывать, что исцеляется наша душа от грехов. Если мы будем просто говорить, что да, прощены грехи наши Господом, как хорошо! – и не делать добрых дел никаких, и не быть милосердными, и не быть сострадательными, и палец о палец не ударять, чтобы сделать какое-нибудь благое дело, то в чем тогда наша будет вера, и в чем будет плод прощения наших грехов? Да нет, мы просто снова сразу же впадем в новые грехи и вновь окажемся в том же парализованном состоянии.

Но не зря Господь Иисус Христос предлагает расслабленному, чтобы он встал и пошел, и чтобы все увидели славу Божию и силу Божию. Так и мы, христиане: в благодарность Господу за то, что Он прощает нам наши грехи, за то, что Он исцеляет нас, за то, что Он открывает нам вечное Свое Царство, жизнию своею должны свидетельствовать о Нем и благодарить Его. А как это можно сделать? Только благими христианскими делами любви, сострадания и милосердия.

Да поможет нам Спаситель мира Господь Иисус Христос ходить во свете Его, ходить в благих заповедях Его, творить добрые дела, заповеданные Им, и таким образом возносить славу Ему, Господу нашему Иисусу Христу, во веки веков. Аминь.

(24.07.2011 Неделя 6-я по Пятидесятнице, Равноап. Ольги, великой княгини Российской, во Святом Крещении Елены.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы слышали с вами Святое Евангелие, которое повествует о чуде, совершенном Господом Иисусом Христом (Мф. 9, 1–8). Это чудо, которое Спаситель совершил, – Он исцелил расслабленного, то есть парализованного человека, – имеет духовный смысл для каждого из нас. Расслабленный – парализованный человек, он не может двигаться, он не может действовать. Душа человеческая призвана к действенной любви. Но разве мы за собой не видим, не чувствуем, что наши души расслаблены? Что нам очень трудно творить доброе, что нам очень трудно обращаться и жить духовной жизнью, что нам очень трудно молиться? Не замечали ли мы за собой, что наша душа как будто в каком-то парализованном сне находится? Мы порой живем, не обращая внимания на то, что у нас есть эта бессмертная душа. Просто забываем о своей душе. То чудо, которое совершил Иисус Христос, призывает нас к пробуждению нашей совести и к тому, чтобы нам восставить свою расслабленную душу.

Что сказал Иисус Христос, когда к Нему принесли этого расслабленного, парализованного? Он сказал: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9, 2). Почему он сказал эти слова? Да потому, что причина всех наших духовных болезней, причина нашего внутреннего расслабления, нашей духовной пустоты, нашей черствости, нашего неумения любить друг друга, нашего неумения молиться горячо, причина этого одна – наш с вами грех. Из-за наших грехов наша душа становится расслабленной. Когда мы грешим, мы тем самым свою собственную душу подвергаем тяжелейшему духовному заболеванию – духовному параличу.

Когда мы завидуем, мы яд вливаем в свою душу. Когда мы злимся, мы лишаем свою душу движения. Когда в нашем сердце нет милосердия и сострадания, тем самым мы продолжаем связывать свою душу. Любой грех, который мы с вами совершаем, ведет к расслаблению духовному.

Причем в чем опасность? Бывает, – и каждый из нас это знает, – наступает привычка к грехам, которые сначала мы считаем незначительными, мелкими, сначала, может быть, о них и переживаем, а потом повторяем еще и еще раз, и начинаем себя оправдывать: «Ну что такого, что я кого-то осудил? Что такого, что я о ком-то плохо думал? Что такого, что я кому-то не помог, когда просили? Сейчас жизнь сложная, все так делают… Что такого, что я соврал? Это же для пользы я соврал…» И человек, оправдывая себя из раза в раз, перестает чувствовать свои грехи, не видит их, и душа у него становится расслабленной.

В Евангелии мы слышали: Иисус Христос увидел веру людей, которые принесли к Нему расслабленного. «Видя веру их», Иисус Христос сказал: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои» (см. Мф. 9, 2). Вот, дорогие братья и сестры, что нам с вами нужно, – нам нужна вера, чтобы и нам с вами Господь простил наши грехи.

Расслабленного принесли к Иисусу Христу. Сам он прийти не мог. Но и нас с вами Церковь Христова буквально приносит к ногам Иисуса Христа. Мы сами духовно расслаблены: не умеем молиться, не умеем творить добрых дел, не умеем жить в чистоте. Приходим в храм – и тут сонмы святых, Ангелы и Архангелы буквально берут нас на руки, и Господь, видя веру Церкви Христовой, прощает нам наши с вами грехи.

Какая радость, какое счастье, дорогие братья и сестры, что мы с вами находимся под покровом Церкви Христовой! Кто бы нас тогда смог принести к Иисусу Христу? Ведь мы расслаблены душой. Церковь Христова приносит нас. Души наши буквально на своих руках носит Церковь Христова. Только нам с вами нужно в своих сердцах, как и тот расслабленный, иметь веру. А во что мы должны иметь веру?

Когда Иисус Христос сказал: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои», – неверующие в Него стали роптать и говорить: «Как Он может так говорить? Только один Бог может прощать грехи» (см. Мф. 9, 3). Они не знали, что Иисус Христос истинный Бог и истинный Человек, Он – Богочеловек, Спаситель мира. Они этого не знали. И тогда Иисус Христос, чтобы мы знали это, говорит: «Что вам кажется, что проще сказать: «Чадо, прощаются тебе грехи твои» или «Встань и ходи»? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть прощать грехи, тебе говорю: встань и ходи». И совершилось чудо: расслабленный встал и пошел (см. Мф. 9, 4–7).

Дорогие братья и сестры! Это чтобы мы с вами знали, Кто может нас поставить на ноги, Кто душу нашу избавит от расслабления, Господь Иисус Христос сотворил сие чудо. «Чтобы вы знали, – говорит Господь, – что Сын Человеческий имеет власть отпускать грехи». Вот и нам с вами надо прибегать постоянно к Таинствам Церковным, обращаться к исповеди, следить за собой, каяться в своих грехах, просить у Господа прощения, чтобы от Него услышать: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои». Если мы будем так совершать, то мы воистину будем ходить, а не лежать духовно. Ходить будем пред Богом.

О праведниках в Писании говорится: «Они ходили пред Богом». Что это значит? А это значит, что они жили так, что постоянно чувствовали на себе взгляд Божий. Они никогда не забывали, что Бог видит все. Они никогда не забывали, что Бог рядом с ними. И поэтому они и были праведниками. И есть сейчас праведники. И праведником является каждый тот, кто ходит пред Богом. «Встань и ходи!» Ходи пред Богом! Помни, что Господь видит каждое твое действие, Господь слышит каждое твое слово, Господь чувствует каждую твою мысль. Ходи поэтому пред Богом, чтобы у тебя все было чисто.

Вот если бы и нам с вами, дорогие братья и сестры, всегда ходить пред Богом! Сегодняшнее Евангелие, которое мы слышали, призывает нас к этому. Призывает нас к вере в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который имеет власть прощать наши с вами грехи. И призывает к активной христианской жизни, то есть к хождению пред Богом: чтобы жить нам с вами по заповедям Христовым, поступки совершать по заповедям Христовым, слова иметь чистые и святые по заповедям Христовым, мысли иметь светлые и духовные по заповедям Христовым, – чтобы нам с вами ходить пред Богом.

Об этом и просим Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Об этом обращаемся за помощью к Церкви Христовой, к сонму Ангелов и Архангелов и всех святых, чтобы Господь, видя веру Церкви Своей, и нас с вами, членов Церкви Христовой, не оставил, но привел ко спасению. Аминь.

(04.08.2013 Неделя 6-я по Пятидесятнице. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Жизнь христианина, впрочем, как и жизнь каждого человека, складывается из жизни его тела и жизни его души. Душа и тело в человеке взаимосвязаны. Самое неприятное, что встречается нам в жизни нашего тела, это наши болезни. Нет человека, который бы прожил и не испытал тех или иных заболеваний. Буквально с раннего детства, с младенчества они нас одолевают и доставляют много беспокойства, и очень много печалей, и много скорбей. И человек, конечно, старается заботиться о своем здоровье, и мы друг другу здоровья всегда желаем, некоторые даже считают, и не только считают, но так и говорят: «Главное в жизни – это здоровье».

Конечно, здоровье в жизни – это очень важно. Но откуда взялись болезни? Неужели Бог создал болезни? Для чего болезни и почему они появились?

Нет, Бог болезней не создавал. Бог создал человека совершенным и гармоничным. Бог создал человека таким, чтобы он пребывал в любви, и радости, и самосовершенствовании, достигая такого совершенства, как совершен и его Творец и его Отец – Бог (см. Мф. 5, 48). Но появился в мире грех. Грех появился тогда, когда человек оторвался от Бога. И вот из-за этого греха в мире появилась болезнь и, как следствие этой болезни, смерть. И практически жизнь телесная человека превратилась в сплошное умирание. Еще только родившись, человек знает, что он умрет. Не Бог так сотворил, это не Его творение. Так сотворил человек, отпав от Бога.

Сегодня мы услышали Евангелие (Мф. 9, 1–8), которое нам объясняет и вторую сторону этой важной истории человеческой, потому что, кроме телесной жизни, у человека есть жизнь душевная – духовная. И грех-то появился как раз в душе человека, а воздействовал он уже потом на тело человека. Мы в Евангелии слышали о том, как Иисус Христос исцелил парализованного, расслабленного человека. Но как Он его исцелил? Какими словами? Что Он ему сказал? Он ему сказал: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои» (см. Мф. 9, 2).

Обратите внимание. Спаситель прощает этому человеку его грехи, тем самым показывая, где корень наших болезней. Откуда первопричина наших болезней и несчастий в этой жизни? Это грех.

Но нам трудно это понять. Нам трудно это принять. И трудно было принять это людям, которые там были вместе с Иисусом Христом. Они стали там про себя думать, что это «Он богохульствует» (см. Мф. 9, 3), потому что они не ведали, что Господь Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек, Богочеловек, и Он имеет власть прощать грехи. Потому что грех может простить только один Бог. Ведь против Него был совершен грех. От Него человек отпал. Своим грехом против Бога человек восстал. И поэтому только Бог и может человеку простить грехи.

И вот когда так некоторые зароптали, тогда Иисус Христос и говорит: «Что, вы думаете, проще сказать: «Чадо, прощаются тебе грехи твои» или «Встань и ходи»? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий – так Иисус Христос Себя называет – имеет право прощать грехи, Он, обращаясь к этому расслабленному, говорит: – тебе говорю, встань и иди!» И чудо совершилось: тот, который ходить не мог, рукой-ногой не мог пошевелить, был расслаблен, встал и пошел (см. Мф. 9, 4–7).

Это чудо совершил Господь Иисус Христос, во-первых, для того, чтобы нам показать, где причина всех наших телесных заболеваний, а также показать нам с вами, что нам надо бы заботиться в первую очередь о нашей духовной жизни, от которой все зависит. Потому что тело рано или поздно умрет, у каждого в свое время, никто не знает своего времени, а душа призвана к вечности. И все, что душа собрала во время этой короткой временной жизни, с ней останется. Что же с ней должно остаться? С ней должно остаться главное сокровище – это вера, надежда и любовь, среди них любовь главная (ср. 1 Кор. 13, 13), потому то Сам Бог есть любовь (см. 1 Ин. 4, 8).

И, к сожалению, этого главного мы больше всего в жизни и не замечаем. Конечно, нам нравится, когда нас кто-то любит, хотя это редко встречается. Но еще реже мы сами кого-то любим. Самого главного сокровища не собираем. И поэтому, когда главным-то человек не занимается, появляется второстепенное. Обратите внимание, в церковном круге воскресных евангельских чтений – в церковь мы должны ходить каждое воскресенье и обязательно слушать Святое Евангелие – вот это повествование о чуде, когда Иисус Христос восставил расслабленного, в течение года триждыупоминается: один раз в Великом посту, потом в Пасхальный период и вот, после Пятидесятницы, в 6-ю неделю сейчас тоже читается об этом чуде. Почему? Почему так настойчиво Церковь обращает наше внимание именно на это чудо?

А потому, друзья мои, что мы с вами расслаблены душой своей. Мы парализованы. Мы не умеем молиться. Мы не можем творить добрых дел, не получается у нас. Мы не умеем бороться со страстьми своими и с грехами. Мы буквально парализованы. А ведь нас не к этому Иисус Христос призвал. Когда мы крестились, нас призвали, чтобы мы шли за Христом. Христос призывает нас, говорит нам: «Идите за Мной». Не говорит: «Сидите себе и так размышляйте». Он говорит: «Идите за Мной!» А дальше наступает суровый закон духовной жизни: если мы не идем за Христом вверх к Нему, то мы скатываемся назад в своей жизни, если мы не двигаемся вперед, мы обязательно катимся вниз – и, как расслабленные, падаем и ничего не можем сделать.

Святая Церковь потому обращает наше внимание на это чудо, что оно не только и не столько говорит о здоровье человеческого тела, сколько говорит о здоровье наших душ, которое требует серьезного вмешательства. И нам срочно надо бить тревогу, ибо души наши расслаблены. Кто нам может помочь и кто может нашу расслабленную душу восставить? Ответ мы слышали сегодня в Евангелии – Иисус Христос, Он может восставить нашу расслабленную душу.

Ему дана власть прощать наши грехи. Поэтому, чтобы избавиться от расслабления, нам обязательно нужно каяться перед Спасителем и Господом нашим в своих грехах. Искренно каяться, потому что грехи – это те гири, та тяжесть тяжелейшая, которая связывает наши руки и ноги, как железо какое-то, и не дает нам шевелиться и двигаться. Это грехи сделали нас расслабленными. Кто может эти оковы снять? Один Господь наш Иисус Христос.

Дорогие братья и сестры! Мы хоть и расслаблены, но счастливые люди. У нас есть наш Спаситель. Святая Церковь дала нам Таинства Церковные, они помогают нам, они оживотворяют нас, они дают нам силы духовные. Таинства Церковные исцеляют нашу душу. Церковь Христова помогает нам двигаться вслед за Иисусом Христом. А не можем двигаться сами – потому что расслаблены – то нас Церковь несет, вот как этого расслабленного несли на носилках к Иисусу Христу, так Церковь нас, буквально как на духовных носилках, несет ко Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу.

Испросим же у Спасителя нашего сил и крепости на то, чтобы нам идти за Ним по нашей жизни. Будем просить у Него прощения наших грехов. Будем стремиться приобрести святую веру в душе своей, чтобы она горела. Будем учиться любить друг друга. И вожделенный желаем услышать голос Иисуса Христа, чтобы Он сказал нам, так же как этому расслабленному: «Чадо! Прощаются тебе грехи твоя». Аминь.